Ознакомление с окружающим средняя группа тема осень. Конспект занятия в средней группе тема: «Осень» план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 8 «Золотая рыбка» общеразвивающего вида

городского округа Стрежевой»

Конспект по окружающему миру в средней группе

на тему: «Золотая осень»

Воспитатель: Старовойтова Н.Ю

Стрежевой 2018 г

Конспект НОД в средней группе «Золотая осень»

Цель : закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.

Задачи :

1. Учить детей называть приметы осени, изменения в природе; уточнить и закрепить знания о деревьях.

2. Продолжать развивать память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения.

3. Воспитывать любовь к природе, заботливое отношение к животным.

Предварительная работа.

– Наблюдения за живой и неживой природой.

– Составление гербария из осенних листьев и др.

Ход НОД:

Добрый день! Ребята, сейчас у нас с вами будет занятие которое называется деятельность в природе, т.е мы с вами будем говорить об окружающем мире вокруг нас.

Сядьте по удобнее: спинки прямые, ноги вместе, руки на колени. Мы отправляемся в путешествие.

Ребята, посмотрите вокруг. Что вы видите? Что необычного вы увидели в нашей группе?

Да наша группа украшена листьями. А где мы взяли эти листья?

Листья с веток облетают,

Птицы к югу улетают.

«Что за время года?» - спросим.

Нам ответят : «Это…» (осень )

Мы украсили нашу группу листочками, потому, что на улице осень и наше занятие об осени и называется: «Золотая Осень» .

А теперь давайте отгадаем загадки и узнаем признаки осени.

1.Листья в воздухе кружатся,

Тихо на траву ложатся.

Сбрасывает листья сад -

Это просто. (листопад)

- Как вы думаете, что такое листопад?

Листопад –это опадение листьев у деревьев и кустарников. Листья могут опадать одновременно все в определённый период года(осенью)

2.Стало ночью холодать,

Стали лужи замерзать.

А на травке - бархат синий.

Это что такое? (Иней)

- Как вы думаете, что такое иней?

- Иней - это тонкий снежный слой, получающийся в результате испарения на охлаждающейся поверхности в холодное время (ночью).

3.Ветер тучу позовет,

Туча по небу плывет.

И поверх садов и рощ

Моросит холодный. (дождь)

4.Стало хмуро за окном,

Дождик просится к нам в дом.

В доме сухо, а снаружи

Появились всюду. (лужи)

5.В сером небе низко

Тучи ходят близко,

Закрывают горизонт.

Будет дождь.

Мы взяли. (зонт)

6.Лист осенний долго кружит,

И его Варвара сушит.

А потом мы вместе с Варей

Дома делаем… (гербарий)

Как вы думаете, что такое гербарий?

Гербарий- коллекция засушенных растений.

Игра : « Осенью » (с мячом) .

Ребята, я предлагаю вам игру с мячом, которая называется « Осенью » .

Кому я брошу мяч, тот отвечает на вопрос, а за правильный ответ я вам дам осенний лист .

Листья осенью (что делают) - Листья осенью желтеют , опадают и т. д.

Дождь осенью - Дождь осенью моросит , идет и т. д.

Урожай осенью - Урожай осенью убирают .

Птицы осенью - Птицы осенью улетают .

Деревья осенью - Деревья осенью роняют листья .

Звери осенью - Звери осенью готовятся к зиме , меняют шубки.

Молодцы, правильно ответили на вопросы, а теперь давайте поговорим об осени.

Ребята, первый осенний месяц – это сентябрь. Давайте вместе повторим!

Это какая осень? (Ответы детей)

Да, это ранняя осень. Что бывает ранней осенью? (Ответы детей. Листья на деревьях начинают желтеть, птицы собираются в стаи, люди убирают с огорода урожай и т. д.)

А как готовятся к зиме звери? (Ответы детей. Звери строят норки, делают запасы. Белки и зайцы начинают менять шубки с летних на зимние. У зимней шёрстки мех гуще, пышнее и цвет подходит к зимней природе. Белочка делает запасы в дуплах, медведь наедает подкожный жирок, делает себе около большой коряги берлогу: стеллит сухие листья, натаскивает еловые ветки)

Какие работы у людей в саду, в поле? (Люди убирают урожай).

Ребята, так откуда опадают листья?

С деревьев!

Где растут деревья? (На улице, в лесу, в парке, в сквере)

Почему люди сажают деревья? (Они приносят пользу людям)

Какие бывают деревья? (Высокие, низкие)

Какую пользу приносят деревья (очищают воздух, плодами питаются звери и птицы)

Где растут деревья и не живут люди? (в лесу)

Из каких частей состоит дерево?

(Выставление на стенд картин с изображением деревьев) .

Назовите эти деревья (береза, клен, ель, дуб, рябина) .

Молодцы ребята! Давайте немного отдохнем!

Физминутка.

Мы - осенние листочки .

Мы на веточках сидели.

Дунул ветер – мы цепочкой

Друг за другом полетели.

Полетели, полетели,

И на землю сели. (Присаживаемся на корточки.)

Ветер снова набежал

И листочки все поднял,

Повертел их, покрутил,

И на землю опустил. (Снова садимся на корточки.)

Молодцы! А теперь давайте соберём наши красивые листочки в корзину.

Воспитатель :

Ребята, наше занятие подходить к концу. Давайте вспомним, как называется наше занятие. Что нового вы узнали сегодня на занятии?

Вот и закончилось наше занятие. Но мы ещё не раз будем возвращаться к временам год. Будем наблюдать изменения в природе на прогулках.

Физминутка.

Дети с листочками в руках стоят в кругу и вместе с педагогом произносят стихотворение.

Мы - осенние листочки . (Машем головой вправо-влево.)

Мы на веточках сидели. (Медленно поднимаем руки вверх, затем плавно опускаем вниз.)

Дунул ветер – мы цепочкой (Дети поворачиваются в сторону водящего.)

Друг за другом полетели. (Бегаем по комнате за мамой на носочках.)

Полетели, полетели,

И на землю сели. (Присаживаемся на корточки.)

Ветер снова набежал (Встаем на носочки, тянемся вверх руками.)

И листочки все поднял,

Повертел их, покрутил, (Кружимся вокруг себя на месте.)

И на землю опустил. (Снова садимся на корточки.)


Цель : Закрепить знания детей об овощах и фруктах и месте их произрастания

Задачи :

- закрепить знание о времени года осень;

Закрепить знания детей о характерных свойствах овощей и фруктов;

Закрепить знания о месте их произрастания;

Закрепить умение описывать овощ по характерным признакам (цвет - форма - вкус) ;

Воспитывать умение слушать друг друга.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Дары осени» по ознакомлению с окружающим миром в средней группе.

Цель : Закрепить знания детей об овощах и фруктах и месте их произрастания

Задачи :

- закрепить знание о времени года осень;

Закрепить знания детей о характерных свойствах овощей и фруктов;

Закрепить знания о месте их произрастания;

Закрепить умение описывать овощ по характерным признакам (цвет - форма - вкус) ;

Воспитывать умение слушать друг друга.

Связь с образовательными областями:

Коммуникация.

Познания.

Социально – коммуникативное развитие.

Физическое развитие.

Оборудование: 3 корзины, овощи, фрукты, фигуры, 2 стола, полотенчико, тарелочка, шпажки, свежие фрукты и овощи.

Ход

К нам на занятие пришли гости, давайте с ними поздороваемся!

Перед стульчиками в кругу

Пальчиковая игра «С добрым утром» :

С добрым утром глазки! Вы проснулись?

С добрым утром ущки! Вы проснулись?

С добрым утром ручки! Вы проснулись?

С добрым утром ножки! Вы проснулись?

С добрым утром солнце! Мы проснулись?

Садятся

Ребята, а кто мне скажет, какое сейчас время года? (Осень ) .

Верно, наступила осень.

Беседа о времени года.

Скажите по каким признакам можно определить, что наступила Осень? Что происходит в природе Осенью?

Ответы детей:

На улице идут дожди.

Стало холодно.

Дует холодный ветер.

Листочки желтеют и опадают.

Осенью листочки бывают разноцветные.

Солнышко светит, но не греет.

Птицы улетают в тёплые края.

Звери готовятся к зиме.

Люди заготавливают овощи и фрукты на зиму.

А какое время года вы любите?

Почему?

А я очень люблю осень . Осень- красивое , щедрое время года. Она приносит много подарков.

А кто знает, что это за подарки?

Сегодня мы поговорим об овощах и фруктах- самых вкусных и полезных дарах осени.

И я приглашаю вас помочь собрать урожай. Я приготовила для вас испытания, если вы справитесь, то в конце вас ждет сюрприз.

А сейчас вспомните, где растут овощи? (На огороде) .

А где растут фрукты? (В саду) .

Да, они растут в саду-огороде. Сейчас мы пойдем в сад-огород. А по пути поиграем, будьте очень внимательны. Если я называю овощи, вы идете на пятках, а если я называю фрукты, то вы идете на носках.

Незаметно взять корзину с овощами и фруктами.

Вот мы и собрали целую корзину овощей и фруктов. А теперь нам нужно разложить все по разным корзинкам. На столах.

Положите фрукты в одну корзину, а овощи в другую. (Дети раскладывают овощи и фрукты) .

Давайте рассмотрим повнимательнее фрукты и овощи. Ребята у нас на столах лежат фигуры. И мы сейчас будем соотносить наши овощи и фрукты с той фигурой на которую она похожа. Достаю морковь,что это?

Дети: Морковь.

Воспитатель: Какого она цвета?

Дети: Оранжевая

Воспитатель: Какой она формы

Дети: Треугольная.

Воспитатель: Значит мы кладем на треугольник. Дальше сами.

Огурец, капуста, картошка, помидор, яблоко, апельсин,

Возле столов

Воспитатель: Напомните мне ребята, где растут фрукты?

Дети: В саду.

Воспитатель: На чем они растут?

Дети: На деревьях.

Воспитатель: Представьте себе ребята, что перед вами высокая яблоня и чтобы сорвать с дерева спелые яблоки, вам придется встать на носочки, поднять руки вверх и потянуться за сладкими, сочными и ароматными плодами яблок.

Представьте, что вы овощи. Покажите, как овощи вырастают. (Садятся на корточки и постепенно выпрямляются, разводя руки в стороны) .

Давайте вспомним, какие овощи растут над землёй и под землёй. Я назову какой-то овощ. Если он растёт под землёй, вы садитесь на корточки. Если над землёй, то встаёте: морковка (садятся, капуста (встают), картошка, помидор, свекла, огурцы.

Садятся на места

Ребята, а какие условия нужны для произрастания овощей и фруктов? (Ответы детей ) .

Правильно, для того чтобы овощи и фрукты выросли вкусными и сочными их надо поливать, им нужны тепло и свет.

Игра «Узнай по вкусу» .

Вот сколько нового и интересного мы узнали об овощах и фруктах.

Воспитатель: Я хочу вас поблагодарить, вы все отлично поработали. Мне было с вами интересно.

Самоанализ

Цель: Формировать у детей интерес к знаниям об овощах и фруктах через интеграцию образовательных областей: познание, коммуникация, социализация, Физическое развитие

Задачи:
- Формировать представления детей об овощах и фруктах, о месте прорастания;
- Закрепить умения детей описывать овощи по характерным признакам,;
- Совершенствовать умение грамматически правильно, последовательно строить свои высказывания;
- Расширять активный словарь, активизировать в речи детей названия овощей.

Формировать умение детей согласовывать движения с текстом, понимать и выполнять словесную инструкцию;
- Развивать зрительное восприятие и память, двигательное воображение и координацию движений;
- Создать благоприятную эмоциональную атмосферу и условия для активной игровой деятельности детей.
Организационная деятельность, подготовка к занятию
Занятие осуществлялось в соответствии с конспектом. Конспект составлен самостоятельно, в соответствии с задачами основной общеобразовательной программы, соответствующими данному возрасту детей. Для реализации каждой задачи были подобраны приемы, в интересной и занимательной форме.
Занятие динамичное, оно включает приемы, которые предусматривают быструю смену деятельности, что позволило избежать утомляемость детей.
Дидактическая деятельность воспитателя:
Все моменты занятия логичны и последовательны, подчинены одной теме. В занятие были интегрированы моменты из образовательных областей Познание: Закрепляла умение описывать овощ по характерным признакам; Коммуникация: дети участвовали в общей беседе, слушали не перебивая своего сверстник; активизировала словарь детей за счет слов- название овощей, упражняла в согласовании существительных, прилагательных; «Социализация» самостоятельно выражать доброжелательность, сопереживать, Физическая культура; развивала двигательное воображение и координацию движений; Моя роль сводилась к обучению давать развернутые ответы. Это помогло добиться оптимального результата.

В каждом моменте занятия я старалась направлять малышей на поиск решений проблемы, помогала приобрести новый опыт, активизировать самостоятельность и поддерживать положительный эмоциональный настрой.
Создание поисковых, проблемных ситуаций активизировало мыслительную и речевую деятельность детей,
Специфика работы с детьми на занятии отражалась в личностно-ориентированном подходе. Робких детей подбадривала, хвалила, чтобы закрепить у них ситуацию успеха.
Во время занятия старалась общаться с детьми на одном уровне, старалась поддерживать у детей интерес к занятию на протяжении всего времени.
Итог занятия был организован в виде игровой проблемной ситуации « Угадай угощение?» так, чтобы в ходе его проверить качество усвоения материала.
В связи с тем, что дети маленькие и было много хоровых ответов, я планирую особое внимание уделить индивидуальным ответам. Так же необходимо добиваться чёткого произношения слов. Работать над звукопроизношением, пополнять активный и пассивный словарь. Но, не смотря на эти затруднения, я считаю, что все поставленные мною программные задачи в течение занятия были решены.


Квест-игра - современная игровая технология в ДОУ.

Я вас хотела познакомить с современной игровой технологией как квест игра.

Главное преимущество квеста в том, что такая форма организации образовательной деятельности ненавязчиво, в игровом, занимательном виде способствует активизации познавательных и мыслительных процессов у детей.

С помощью такой игры можно достичь образовательных целей : реализовать проектную деятельность, познакомить с новой информацией, закрепить имеющиеся знания, отработать на практике умения детей.

Детские игры-квесты - эта такая форма проведения развлекательных мероприятий, напоминает театрализацию : составляется «приключенческий» сюжет с участием популярных среди детей сказочных или мультипликационных героев. Продумываются декорации и материалы для заданий. Нередко квесты для детей проводятся на свежем воздухе. Дошкольники принимают активное участие в процессе игры, они становятся «искателями» .

Таким образом, детские квесты помогают реализовать следующие задачи : образовательные (участники усваивают новые знания и закрепляют имеющиеся) ; развивающие (в процессе игры происходит развитие творческих способностей, формирование исследовательских навыков, самореализация детей); воспитательные (формируются навыки взаимодействия со сверстниками, взаимопомощь).

При разработке и проведении квестов важно использовать следующие принципы :

1. Доступность заданий – не должны быть чересчур сложны для ребёнка.

2. Системность – задания должны быть логически связаны друг с другом.

3 . Методические задачи должны быть спрятаны за игровыми формами и приёмами.

4. Разумность по времени. Необходимо рассчитать время на выполнение заданий, чтобы ребёнок не устал и сохранил интерес.

Варианты квестов:

1. Поиск по запискам.

2. Поиск по карте.

3. Поиск по подсказкам (картинкам, указателям) .

Темы квестов могут быть самыми различными:

1 . Поиск, какой – либо вещи; (клад)

2 . Помощь героям или герою; (помогите найти посох Деда Мороза)

3. Познавательные (по временам года, изучаем и закрепляем животных, растения, птиц, рыб) . Например, «Отправляемся в путешествие к Лесовичку» , «Ищем клад в подводном царстве»

4. С многообразием опытов и экспериментов (с применением фокусов)

5. Литературные квесты (по произведениям автора) . «В гостях у сказки» , «Животные в сказках»

Задания для детского квеста могут быть самыми разнообразными:

Загадки;

Ребусы;

Игры «Найди отличия» , «Что лишнее?» ;

Пазлы;

Творческие задания;

Игры с песком; с водой;

Опыты, эксперименты;

Лабиринты;

Спортивные эстафеты.

ВЫВОД :

Таким образом: образовательная деятельность в формате квест - игры становится отличной возможностью для педагога и детей увлекательно и оригинально организовать жизнь в детском саду.

Я проводила квест в средней группе в мае месяце на улице. Игра проходила на территории рощи, и назывался квест «В гостях у Лесовичка» мы закрепляли знания о лекарственных растения, грибах, и животных. Также специалисты нашего детского сада, проводили общие квесты со средними и старшими группами. У каждой группы был свой цвет в одежде, игры с заданиями проходили в помещениях детского сада. И еще проходили интеллектуальные квесты для педагогов их также проводили наши специалисты целью, которой являлась: сплочение коллектива, создание благоприятного психологического климата, сотрудничества, совместного творчества.

Спасибо за внимание!

Телеграмма

Дорогие ребята! Помогите! Нас похитил Карабас – Барабас и запер в темном сундуке! Спасите нас! Чтобы нас найти, вам нужно двигаться по цветной дорожке. В пути вам предстоит решить много задач, будьте внимательны, ищите подсказки. Начинайте свой путь от красного кубика.

Актеры кукольного театра.



0 Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Дары осени»

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в средней группе « Дары осени »

Используемая современная образовательная технология :

Информационно - коммуникационные технологии

Составила : воспитатель Гончарова Т . Е .

Интеграция образовательных областей : « Познавательное развитие », « Речевое развитие »

Цель: закрепление знаний детей об овощах и фруктах.

Задачи:

закреплять умение детей классифицировать предметы по теме "Овощи. Фрукты"; продолжать развивать речь детей, умение высказываться определениями;

совершенствовать умение детей составлять рассказ по плану, данному воспитателем;

продолжать развивать логическое мышление при отгадывании загадок

Продолжать развивать сенсорные способности детей при определении качества предметов;

продолжать развивать у детей любознательность;

воспитывать коммуникативные навыки.

Материалы и оборудование: презентация по теме; мультимедийная установка; аудиозапись О. Поляковой «Осенние дорожки»; натуральные овощи и фрукты, их муляжи; д/и «Чудесный мешочек»; корзина; костюм Осени для воспитателя.

Предварительная работа: рассматривание картинок и муляжей овощей и фруктов; лепка, рисование; чтение и разучивание стихов и рассказов о фруктах и овощах; беседы о пользе овощей и фруктов; дидактические игры «Опиши, мы отгадаем», «Что лишнее? », «Чудесный мешочек», «Во саду ли, во огороде»; сюжетно-ролевые игры «Овощной магазин», «Готовим обед»; подвижные игры «В огороде пугало, пугало стоит», «Баба сеяла горох», «Огород», «Яблонька».

Ход мероприятия:

Организационный момент:

Дети сидят на ковре полукругом. Педагог в костюме Осени, под музыку О. Полякова «Осенние дорожки» выходит к детям.

Воспитатель: Здравствуйте дети, вы меня узнали?

Пусты поля,

Мокнет земля

Дождь поливает

Когда это бывает?

(С. Я. Маршак).

Дети: Осень!

Вводная часть:

Воспитатель: Правильно, дети, я - Осень. Меня к вам позвал осенний листок. Он мне прошептал, что здесь дети много знают и любят играть. Это правда?

Воспитатель: Я сегодня к вам пришла, много игр вам принесла, но сначала мне ответьте, вы любите время года - осень? (Да).

Осень щедрою рукою

Одарила нас с тобою.

И на каждой грядке

Выросли загадки.

Как вы думаете, про что я буду загадывать загадки? (Про овощи).

Воспитатель: А что еще нам дарит Осень? (Фрукты).

(Слайд № 2).

Фрукты - яблоки и груши,

Очень любят детки кушать.

Пусть запомнят все скорее:

На деревьях фрукты зреют!

Знают точно все ребятки:

Лук, морковь растут на грядке.

Овощи для всех важны – полезны и вкусны!» (И. Толмачева)

Воспитатель: А вот и первая загадка. Если вы правильно будете отгадывать мои загадки, то отгадка откроется. Слушайте внимательно.

(Слайд № 3)

Я длинный и зеленый,

Вкусен я соленый,

Вкусен и сырой.

Кто же я такой? (Огурец).

В этих желтых пирамидках

Сотни зерен аппетитных. (Кукуруза).

Круглое, румяное,

Я расту на ветке.

Любят меня взрослые,

И маленькие детки. (Яблоко).

Прежде чем его мы съели,

Все наплакаться успели. (Лук) .

(Слайд № 4).

Он бывает, дети, разный -

Желтый, травяной и красный.

То он жгучий, то он сладкий,

Надо знать его повадки.

А на кухне - глава специй!

Угадали? Это... (Перец) .

Кругла да гладка,

Откусишь - сладка.

Засела крепко -

На грядке... (Репка) .

Девица,

в темнице,

на улице. (Морковь).

Как надела сто рубах,

захрустела на зубах. (Капуста).

Слайд № 5).

Маленький и горький и горький, луку брат. (Чеснок).

Что за фрукт поспел в садочке?

Кость внутри, в веснушках щечки.

Прилетел к нему рой ос -

Сладок мягкий. (Абрикос).

Жарким солнышком согрет,

В шкуру, как в броню, одет.

Удивит собою нас толстокожий. (Ананас).

Знают этот фрукт детишки,

Любят есть его мартышки,

Родом он из жарких стран,

В тропиках растет. (Банан).

Воспитатель: Молодцы. Загадки отгадывать вы умеете. А вы знаете, чем полезны овощи и фрукты? (Выслушиваются и обобщаются ответы детей).

Воспитатель: Слушайте, я вам расскажу еще одну историю:

Однажды овощи с грядки,

Нарушили все порядки,

Прыг и с грядки наутек.

Отыщи-ка, их, дружок.

И я даже не знаю, где они спрятались. Они спрятались вот в этот чудесный мешочек. Вы будете искать их на ощупь, не подглядывая в наш чудесный мешочек. Дети на ощупь находят овощи и фрукты, называют его и показывают всем. Описывают форму, цвет, какой на вкус).

Воспитатель: Молодцы. Вы хорошо справились и с этим заданием. Теперь давайте поиграем в игру «Что напутал художник». Вы внимательно смотрите на слайд и говорите на картинке

(Слайд № 6).

Физкуль-минутка «Яблоко».

Воспитатель: Сейчас, ребята, я приглашаю вас на прогулку в сад. Вот так яблоко! Оно - (Встают руки в стороны.) Соку сладкого полно. (Руки на пояс.)

Руку протяните, яблоко сорвите. (Протягивают руки вперед.)

Ветер ветку стал качать, (Поднимают руки вверх, качают руками.)

Трудно яблоко достать (Поднимаются на носочки.)

Подпрыгну, руку протяну (Подпрыгивают.)

И быстро яблоко сорву! (Хлопают в ладоши над головой.)

Вот так яблоко! Оно - (Встают руки в стороны)

Соку сладкого полно. (Руки на пояс.)

Воспитатель: Молодцы. Играть вы тоже хорошо умеете.

Я приготовила вам еще одну интересную игру, которая называется «Фигуры». Вам надо внимательно посмотреть и сказать, на какую фигуру похож овощ или фрукт. (Дети выполняют задание).

Воспитатель: Молодцы, вы справились и с этим заданием. Вы мне очень понравились, я дарю вам корзину овощей и фруктов и у меня есть еще одна игра для вас, которая называется «Угадай на вкус». (Дети с завязанными глазами пробуют на вкус овощ или фрукт и отгадывают его название).

Заключительная часть:

Воспитатель: Молодцы. Мне очень понравилось у вас в гостях. Вы много интересного знали, и

надеюсь, что узнали еще больше.

Спасибо вам ребята, что порадовали меня. А сейчас мне надо в путь. Приду к вам в следующем! году. До свидания, ребята!

Конспект непосредственной образовательной деятельности "Дарит осень чудеса" для детей средней группы (4 - 5 лет).

Автор: Акинина Жанна Анатольевна, воспитатель МБДОУ №22 "Улыбка", город Старый Оскол, Белгородская область.
Описание материала: данный конспект рассчитан на детей 4 - 5 лет (средняя группа). Может быть использован воспитателями для работы по экологическому воспитанию и ознакомлению с окружающим миром. Развивает у детей любознательность, наблюдательность, эстетическое восприятие природных явлений.

Цель: формирование представлений об осени, на основе ознакомления с существенными признаками сезона.

Задачи:
1. Развивать любознательность, творческое воображение, координацию движений с речью, слуховое и зрительное восприятие, умение различать листья разных деревьев, ловкость.
2. Учить понимать содержание поэтических текстов, упражнять в образовании разных форм глаголов, совершенствование грамматического строя речь (образование множественного числа существительных), активизация обогащения словарного запаса по теме осень.
3. Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость по отношению к природе, интерес и заботливое отношение к растительному миру.
4. Вызвать интерес к собственной руке, познакомить с возможностью создания образов на основе одинаковых элементов.

Словарная работа : осень, пожелтели, покраснели, позолотились, воет, гудит, стонет, льёт, идёт, моросит.

Предварительная работа: рассматривание на прогулке листьев деревьев, наблюдение за осенним небом, деревьями, за явлениями неживой природы.

Оборудование : сюжетные картины с изображением времён года, магнитофон, кассета с записью «Осенние песни» П.И.Чайковского, листья деревьев из цветной бумаги, коробка - посылка, раскладной зонтик, предметные картинки с изображением фруктов и овощей, мяч, лист картона размером А3, гуашевые краски, мольберт, салфетки на каждого ребёнка.

Друзья, сегодня мы отправимся в необыкновенное путешествие. В чудесную страну, страну загадочную, полную тайн.
«Но в эту страну не идут поезда,
И самолёт не летает туда,
Как же страну эту назвать?
Страну, до которой рукою подать!»

А здесь простой секрет. Попасть туда можно только если сказать волшебные слова (воспитатель включает запись «Осенней песни» П.И.Чайковского). Закройте глаза и повторяйте за мной: «Раз, два, три! Дверь нам в сказку отвори!». Откройте глаза, кажется мы на месте (дети рассматривают панно с изображением осеннего времени года, любуются яркими красками. Воспитатель читает стихотворение о рыжей осени).

«Летний сад»
Летний сад порыжел немножко.
Хоть возьми да и перекрась!
Это осень - рыжая кошка -
Тёмной ночью в него пробралась.
Где ступала на мягких лапках,
Там и след оставляла свой:
Крона дуба - в жёлтых заплатках
Клён горит огневою листвой.
На газоне - смотрите сами -
Не трава, а рыжая шерсть!
Это кошка лазать устала
И решила в траве присесть.
Г. Новицкая

Скажите ребята, о чём это стихотворение? (об осени).
С кем поэт сравнивает осень? (с рыжей кошкой).
А вам хочется, что бы наступила осень? (да).
Грустно расставаться с летом, но осень будет радовать нас своими чудесами. Осень словно искусный художник, выбрала самые яркие краски для украшения природы.
Дети, как вы думаете, какого цвета осень? (жёлтая, красная, оранжевая).
А можно сказать, что осень разноцветная? (да).
Отгадайте осеннюю загадку: «Падают с ветки золотые монетки?» (это листья).
Посмотрите какое чудо этот осенний букет из листьев (воспитатель раздаёт листья детям). Листья осины красные. Значит, что они сделали? (покраснели). На что похожи листья осины? (на монетки). Листья клёна жёлтые. Значит, они что сделали? (пожелтели). Как вы думаете, на что похожи листья клёна? (на ладошку). А какое дерево потеряло вот этот листок, похожий на пёрышко? (рябина). Листья рябины золотые. Значит, они позолотились. Давайте вместе скажем это слово (проговаривают хором).
Какой ветер дует осенью? (холодный, пронизывающий, злой). А что делает ветер? (воет, гудит, стонет, ревёт). И вдруг подул осенний ветерок. Листочки разлетелись. Сколько листьев! Да у нас здесь целое дерево, как на участке детского сада.

Подвижная игра: «Листья»
Листья осенние тихо кружатся (кружатся на месте, руки в стороны)
Листья нам под ноги тихо ложатся (приседают)
И под ногами шуршат, шелестят (движение руками вправо - влево)
Будто опять закружиться хотят (кружатся на месте, на носочках).

Соберём прекрасный букет в вазу. Пусть он радует нас своей красотой (дети садятся на ковёр). Воспитатель читает стихотворение.

«Что случилось»
Ах, что было,
Что случилось!
Дверь тихонько отворилась
И тихонько затворилось.
Мы судили, мы рядили
Да и думать бросили:
Кто же нам через порог
Кинул жёлтенький листок -
Письмецо от осени?
О.Дриз

Воспитатель показывает коробку, открывает её и сообщает, что в нашу группу пришла посылка от осени. Ребята, вы знаете приметы осени? (да). Поиграем в игру «Осенние приметы». Когда я назову приметы осени, говорите дружно «да». Если приметы относятся к другому времени года, говорите дружно «нет». Вы готовы? (да). Дайте правильный ответ:
Осенью цветут цветы? (нет).
Осенью растут грибы? (да).
Тучки солнце закрывают? (да).
Часто - часто льют дожди? (да).
Туманы осенью плывут? (да).
Ну а птицы гнёзда вьют? (нет).
Звери норки закрывают? (да).
Урожай все собирают? (да).
Птичьи стаи улетают? (да).
Солнце светит очень жарко? (нет).
Все купаются в реке? (нет).
Можно детям загорать? (нет).
Ну а что же надо делать? Куртки, шапки надевать? (да).
Сапоги всем обувать? (да).
Молодцы! Вы знаете приметы осени. Загадаю вам загадку, слушайте внимательно. Загадка:
«Появилась в небе клякса
Если клякса заревёт,
Разбежится весь народ» (туча).
Осенью часто идут дожди. А что делает дождь? (моросит, идёт, шумит, льёт). Посмотрите, стало пасмурно, кажется дождик начинается (воспитатель раскрывает зонтик).
Подвижная игра: «Дождик»
Капля раз, (прыжок на носочках, руки на поясе)
Капля два, (прыжок на носочках, руки на поясе)
Очень медленно сперва (четыре прыжка на носочках, руки на поясе)
А потом, потом, потом (восемь прыжков на носочках, руки на поясе)
Всё бегом, бегом, бегом.
Мы зонты свои раскрыли, (развести руки в стороны)
От дождя себя укрыли. (сомкнуть руки над головой полукругом).

Дожди прошёл. Выглянуло солнышко. Присаживайтесь на лесную полянку (ковёр). «Нынче, друг, не зевай, собирай урожай». Дидактическая игра «Один - много». Давайте поиграем в мяч. Я бросаю мяч и называю один овощ или фрукт, а вы ловите мяч, бросаете мне его и называете много овощей или фруктов (огурец - огурцы, помидор - помидоры, яблоко - яблоки).
Рисование «Цветные ладошки» (осенние листья). Сегодня мы нарисуем листочки, но рисовать мы красками и карандашами не будем. Ребята, а вы знаете, можно рисовать руками. Есть выражение «наши руки не для скуки». Мы сегодня будем раскрашивать свои ладошки гуашевыми разноцветными красками и ставить отпечатки на листах бумаги. Воспитатель опускает ладошки в тарелочки с разведённой гуашевой краской, прикладывает свою ладонь с расставленными пальцами к листу бумаги, размещённому на мольберте. На что похожа моя ладошка? (на листья клёна). Воспитатель предлагает детям перенести «ручки» на большой лист белой бумаги. Вот какой у нас получился листопад, листья жёлтые, красные, зелёные летят.

Молодцы!

Список литературы:
1. Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы). - М.: ВАКО, 2005. - 240с. - (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем).
2. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа. - М.: «КАРАПУЗ - ДИДАКТИКА», 2008. - 208 с., 16 л. вкл., переиздание дораб. и. доп.
3. Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в средней группе детского сада для детей с ОНР. - Спб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008. - 656с.

Цель : расширять представления детей о характерных признаках осени, учить самостоятельно, находить их: уточнить представления детей об измерениях, происходящих осенью в жизни растений, продолжать учить различать некоторые лиственные деревья; воспитывать бережное отношение к природе, способность любоваться её красотой.

Оборудование : картина с изображением осени, письмо, картинки с изображением животных, засушенные листья.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Грицовский центр образования им. Сидорова Д.С.

Непосредственно образовательная деятельность

Конспект занятия в средней группе тема: «Осень»

Форма образовательной деятельности: совместная деятельность взрослого и детей (групповая), познавательная и коммуникативная деятельность.

Воспитатель:

Акимова М.В.

Конспект занятия в средней группе тема: «Осень»

Цель : расширять представления детей о характерных признаках осени, учить самостоятельно, находить их: уточнить представления детей об измерениях, происходящих осенью в жизни растений, продолжать учить различать некоторые лиственные деревья; воспитывать бережное отношение к природе, способность любоваться её красотой.

Оборудование : картина с изображением осени, письмо, картинки с изображением животных, засушенные листья.

Ход занятия:

Беседа по теме: Ребята давайте посмотрим в окошко. Какое сейчас время года? (осень). Сегодня мы поговорим об осени.

После, какого времени года наступает осень?

Назовите осенние месяцы.

Что происходит осенью в природе, жизни зверей и птиц?

Какую одежду и обувь носят осенью? Почему?

Какая погода бывает осенью, если идёт дождь - дождливая, дует ветер - ветреная, на улице холодно - холодная, пасмурно - пасмурная, сыро, солнечно, ясно?

Какие деревья растут в лесу? (дубы, берёзы, осины, клёны)

Игра «Исправь ошибки» (сюрпризный момент, приходит заяц, задаёт вопросы)

Осенние месяцы - февраль, июнь, март? (нет)

Осенние месяцы – сентябрь, октябрь, ноябрь? (да)

Осенью погода ясная, солнечная, тёплая? (да)

Когда бывает такая погода: в начале или конце осени? (в начале)

А теперь скажите, какое из двух предложений правильное: «Осенью дети надевают панамки, футболки, шорты и сандалии» или «Осенью дети надевают плащи, куртки и сапоги».

Что было бы, если бы вышли на улицу в панамках, футболках, шортах и сандалиях?

Зайка хвалит детей и показывает письмо.

Дидактическая игра.

Посмотрите, что у меня есть. Это письмо. Его вчера из леса мне прислали лесные жители. Посмотрите кто? Открывает конверт и достает картинки. Назовите их (белка, ёж, медведь, и мышка).

Как готовятся к зиме осенью эти звери?

Какие запасы делают? (белка складывает в дупло шишки, орешки, ягоды и грибы; ёжик прячет грибы; медведь роет берлогу; мышка тащит в норку колоски).

Для чего звери делают запасы на зиму?

Какого цвета осенью трава и листики? (жёлтые, красные, зелёные, коричневые, оранжевые).

Зайка хвалит детей и уходит.

Физкультминутка.

ЛИСТИКИ.

Мы листики осенние,

На ветках мы сидим. (Присели на корточки)

Дунул ветер – полетели. (Побежали по кругу)

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели. (Присели)

Ветер снова набежал

И листочки все поднял. (Встали)

Закружились, полетели. (Покружились, побежали)

И на землю снова сели. (Присели)

Дидактическая игра.

Ребята я принесла вам листики

С каких деревьев сорвал их ветер? (с рябины, клёна, дуба, берёзы)

Если у дуба листья дубовые, то у клёна – какие? (у рябины, у берёзы, у тополя, у ивы, у осины).

Итог занятия.

О чём мы сегодня с вами говорили?

Что вы узнали об осени?

Кто приходил к нам в гости?

Во что вы сегодня играли?