Мавзолей в галикарнасе краткое описание. Мавзолей в Галикарнасе — описание

Пятое классическое чудо света Древнего Мира в Галикарнассе. Галикарнас – столица небольшого Карийского государства, родина Геродота – «отца истории». Город был основан в 12 веке до н. э. дорийцами, во времена переселения греческих племен на побережье Малой Азии.

В настоящее время это небольшой порт Будрум в Турции. Описывая Галикарнас, историки древнего мира отмечали, что он был неприступным, хорошо укрепленным как со стороны эгейского моря, так и с суши. Был он очень богат, культурным по-гречески, роскошным по-персидски.

Улицы и площади города украшали беломраморные храмы, царский дворец, сады, театр. Возле храма Афродиты – Богини красоты и любви, бил фонтан. По поверью, вода в нем имела волшебные свойства.

О Мавсоле

Особого расцвета этот город достиг при Мавсоле и его супруге Артемисии. Мавсол был наместником Персидского царя в Галекарнассе в 377-353 г д. н. э. В одних источниках упоминается, что Мавсол был образованным человеком своего времени.

Он способствовал широкому распространению в Карии науки, Греческой философии, истории. Кроме того, он был известным строителем. Так, царский дворец был спроектирован и построен по его проекту.

Новаторство в строительстве этого дворца состояло в том, что стены его, сложенные из кирпича-сырца, были покрыты штукатуркой с зеркально отшлифованной поверхностью.

В других же источниках описано, что Мавсол был властным, хитрым, жестоким правителем. Он вводил один за другим, чрезмерные налоги. За время своего правления присоединил к Карии близлежащие области и острова. Все это позволило ему накопить огромные богатства и, следовательно, построить себе гробницу.

Устройство и архитектурное оформление Галикарнасского мавзолея

В центре главной улицы Галикарнасса стоял музей – усыпальница Мавсола. Это мемориальное сооружение, по утверждению древних авторов представляло прославление великой, безграничной любви Мавсола и Артемисии, сохранившееся в народной памяти. Строительство его началось еще при жизни Мавсола.

Витрувий писал, что проектировалась и строилась гробница мавсола архитекторами Пифием и Сатиром – лучшими представителями эпохи наивысшего рассвета Греческой архитектуры. Архитектурное же оформление – Пракситель, Скопас, Леохард и Бриаксид. Величайшее мастерство этих архитекторов и скульпторов принесло мавзолею в Галикарнасе мировую славу.

Галикарнасский мавзолей – трёхъярусное сооружение, в плане – несколько вытянутый прямоугольник, размер которого 66,0*77,5 м; периметр основания 143,35 м, общая высота 49-50 м. Фундамент мавзолея – огромный пьедестал, был сложен из кирпича-сырца и облицован мраморными плитами. Для его строительства использовали 44,5 млн. стандартных кирпичей.

Первый ярус мавзолея – высокий подий, где размещался заупокойный храм. В нем находились гробницы Мавсола и Артемисии. Площадь храма составляла 5000 м2, высота достигала 20 м. Кладка стен первого яруса была выполнена из прямоугольных квадров. Они были сложены «насухо», горизонтальными рядами, а также чередованием тычковых и ложковых рядов.

На площадке над первым ярусом располагалась стройная мраморная колоннада из 36 колонн. Высота колонн – 13,125 м. Она и образовывала второй ярус мавзолея. Между этими колоннами стояли статуи так же выполненные из мрамора. Здесь хранились жертвоприношения.

Третий ярус – ступенчатая пирамида – мраморная крыша мавзолея. Венчала это сооружение скульптурная группа: в квадриге стояли огромные мраморные статуи Мавсола и Артемисии (квадрига – это двухколесная античная колесница, в которую запрягали четверо в один ряд, лошадей)

Это символизировало четыре стихии (огонь, воду, воздух и землю). Квадригой правил возница стоя. Скульптурные группы квадриги в античные времена Греции и Рима, часто украшали различные сооружения. Окружали мавзолей мраморные статуи львов и скачущих всадников.

Это грандиозное сооружение опоясывали три ленты скульптурного фриза. Фриз высотой до 1 м, был выполнен из мрамора, окрашенного в темно-синий цвет. Ученые исследователи считают, что рельефы фриза, в которых изображены кентавромахия, амазономахия, состязания на колесницах – выполнены Скопосом, Леохаром, Бриаксидом, Проксителем.

Амазономахия – ожесточенная борьба греков с амазонками – легендарными воительницами. Очень выразителен рельеф: могучий воин, прикрываясь щитом, наносит удар по стройной, прекрасной, раненной амазонке. Она упала, но, опираясь о землю слабеющей рукой, еще пытается отразить удар грека.

Рельефные фигуры фриза были окрашены в оранжево-красные тона. Некоторые детали вооружения выполнены из позолоченной бронзы. Интересно, что впервые в греческой архитектуре именно в этом сооружении сочетались элементы всех трех ордеров: дорического, ионического, коринфского.

Так, нижний этаж поддерживали 15 дорических колонн. В верхнем этаже внутренние колонны – коринфские, внешние – ионические. Таким образом, в архитектуре Галикорнаского музея соединились традиции архитектур и Греции, и Востока: Малоазийский высокий подий, элементы трех знаменитых ордеров и ступенчатая пирамида – классическая Восточная кровля.

О царице Артемисии

В записях древних авторов упоминается о великой любви Артемисии – родной сестры и супруги – к Масолу. Так, римский историк Авл Геллий писал, что царица «питала к своему супругу необыкновенную любовь, любовь, не поддающуюся описанию, любовь беспримерную в летописях мира». И, когда в 353 г д. н. э. умер Мавсол, по приказу Артемисии его тело было сожжено на костре и организованы пышные похороны.

С печалью, и великой скорбью по ушедшему в небытие мужу, Артемисия растерла в порошок его сгоревшие кости. Смешав их с духами и залив водой, выпила. Всю оставшуюся жизнь Артемисия посвятила дальнейшему строительству музея – памятнику своей безграничной любви к супругу. А также, продолжала осуществлять замыслы мавсола по укреплению и развитию Галикарнаса.

Но, великая скорбь по супругу, приблизила ее кончину. В 350 г д. н. э. ее не стало. И она не успела закончить строительство музея. В одних источниках сказано, что Мавсол и Артемисия были бездетны. Согласно легенде, строительство мавзолея завершил Александр Македонский.

Но по хронологии, это не совпадает. В других источниках упоминается, что у них был сын, который, после смерти Артемисии, продолжил работы по строительству и оформлению мавзолея. Но и он не успел завершить его строительство. Это выполнил их внук.

Заключение

Мавзолей в Галикарнасе простоял 19 веков. В 12 в н. э., он был еще в хорошем состоянии. В 13 в н. э. он разрушился в результате нескольких землетрясений. В 1404 г родосские рыцари, на месте разрушенного мавзолея, начали строить замок-крепость Святого Петра. Для чего использовали камни, остатки рельефов и статуй мавзолея.

Но, в 1522 г они оставили крепость, которая вскоре и сама разрушилась. В 1856-1859 г, английский археолог Ч. Ньютон, который проводил раскопки на месте мавзолея, нашел много фрагментов скульптур. С 1846 г Британский музей в Лондоне начал приобретать все то, что было найдено от разрушенного мавзолея. А это:

  • плиты с рельефами, изображающие сцены амазономахии и кентавромахии;
  • фрагменты двух коней, высота которых около 3,5 м (один из них с бронзовой уздечкой);
  • мужская фигура, высотой 3,03 м, собранная из 74 фрагментов. Лицо мужчины восточного типа, обрамлено длинными волосами.

Насчет последнего пункта – предполагают, что это статуя Мавсола, а рядом должна была стоять фигура Артемисии. Некоторые исследователи считают, что были обе эти фигуры выполненные из паросского мрамора, стояли не на колеснице, а у подножья мавзолея.

Позднее, в память о Галикарнасском мавзолее, подобные мемориальные погребальные сооружения стали называть «мавзолеями» (от имени Мавсол). Например, известны:

  • мавзолей Ленина в Москве (Россия);
  • мавзолей Мао-Дзе-Дуна в Пекине (Китай);
  • мавзолей Димитрова в Софии (Болгария).

И, таким образом, в словари многих народов мира вошло название «Мавзолей», как память о великой любви Артемисии и Мавсола.

– был одним из знаменитейших городов Греции. Здесь родился и провел молодость Геродот, автор знаменитой «Истории». Путешественников привлекала древняя слава и архитектура одного из красивейших городов Малой Азии. Местом паломничества был огромный храм бога войны Ареса с величественной статуей из мрамора и золоченого дерева. Женщины стремились к храму Афродиты – богини любви и красоты, – возле которого бил чудесный фонтан, возвращающий любовь покинутым, дарящий счастье любящим и пробуждающий чувства у тех, чье сердце еще не ведало власти Афродиты. Но более всего манила в Галикарнас усыпальница царя Мавсола (умершего в 353 году до н. э.), считавшаяся одним из чудес света. Эта гробница сочетала в себе черты греческого храма и восточной пирамиды. Зовется эта усыпальница Галикарнасский мавзолей.

Царь Мавсол присоединил к Карии ряд близлежащих областей и островов. Все подвластное население было обложено многочисленными налогами, а полученные таким образом средства тратились на возведение великолепной усыпальницы, она одновременно должна была служить храмом, в котором и после смерти чтили бы царя. Для ее строительства Мавсол пригласил в Карию лучших архитекторов и скульпторов того времени: Сатира, Пифея, Скопаса, Лeoxapa, Тимофея и Бриаксида.

Проект мавзолея

Согласно проекту, мавзолей должен был представлять собой прямоугольник 66 метров шириной, 77 метров длиной и 46 метров высотой. По композиции он делился на три части:

  • Прямоугольный постамент в виде ступенчатой пирамиды – собственно усыпальница царя и царицы – должен быть увенчан опоясывавшей его лентой мраморных рельефов.
  • Второй этаж предполагалось выполнить в виде колоннады, окружавшей помещение храма.
  • Крышей ему должна была служить пирамида из 24 ступеней. А на вершине пирамиды собирались разместить мраморную скульптурную квадригу – запряженную четырьмя конями колесницу.

В верхнем и нижнем помещении намеревались установить по 15 колонн. В нижнем они должны быть дорийские – более массивные, в верхнем – более легкие, коринфские. Наружную колоннаду должны составлять 36 ионийских колонн. Таким образом, при строительстве мавзолея собирались использовать все три архитектурных ордера.

Возвести мавзолей предполагалось в центре города, на одной из самых широких его улиц, и по замыслу он должен был стать главной достопримечательностью Галикарнаса.

Галикарнасский мавзолей (реконструкция)

Строительство мавзолея

Мрамор для строительства мавзолея добывали в каменоломнях. Глыбы вырубали и выпиливали особой пилой и на специальных деревянных тележках спускали вниз. Здесь производилась первичная обработка мрамора, для того чтобы уменьшить его вес при перевозке. Затем на телегах, запряженных волами, глыбы перевозили в каменотесные мастерские.

Когда отдельные детали были готовы, а мраморные глыбы отполированы, началось возведение стен постамента и установка колонн на втором этаже. Для того чтобы поднять колонны наверх, были построены деревянные платформы на подпорках и особые наклонные плоскости, тоже из дерева. На колонны был установлен массивный, богато украшенный карниз.

В разгар работ внезапно умер царь Мавсол. Его вдова, царица Артемисия, продолжила начатое мужем дело. Архитектору и скульптору Пифею надлежало изваять из мрамора огромную статую царя. Статуя царицы, по всей видимости, была создана знаменитым скульптором Скопасом, хотя ряд ученых подвергает сомнению его авторство. Им же, вероятно, была выполнена и часть рельефного фриза, украсившая западную стену гробницы. На этом фризе запечатлен очень популярный мифологический сюжет амазономахии: битвы греческих героев с женщинами-воительницами.

Царь Мавсол. Мраморная статуя из Галикарнасского мавзолея (высота 3 м)

Внизу : Битва греков с амазонками. Фриз Галикарнасского мавзолея

Фризы южной и восточной сторон были созданы скульпторами Бриаксидом, Тимофеем и Лeoxaром и изображали битву лапифов с кентаврами. И хотя строительство еще не было завершено, в Галикарнас стали стекаться толпы любопытных путешественников.

Авторы проекта не увидели его завершение

Царица Артемисия не дожила до окончания строительства. Работы продолжились при их с Мавсолом сыне (ставшем правителем Галикарнаса), а закончились при внуке. Усыпальница вызывала восхищение и почиталась как чудо света.

После разгрома персов войском Александра Македонского Галикарнас был разграблен и разрушен македонскими воинами. Но Галикарнасский мавзолей, как ни странно, не тронули. Он простоял в опустевшем городе 1800 лет, до XV века, и, несмотря на частые землетрясения, остался невредимым. В XV веке побережье Малой Азии было захвачено крестоносцами, которые разобрали мавзолей и построили на развалинах Галикарнаса опорную крепость – замок Святого Петра. Творения великих мастеров древности использовали для сооружения стен крепости. После того как крестоносцы были изгнаны из Малой Азии турками, на месте древнего Галикарнаса появилась турецкая крепость Будрун.

В середине XIX века путешественники обратили внимание на то, что в стенах турецкой крепости встречаются плиты с античными барельефами, изображающими битву героев с амазонками. Всего насчитали 12 таких плит. Английский посол в Османской империи добился разрешения выломать их из стены и отправить на экспертизу в Британский музей. Ученые узнали знаменитый фриз Скопаса, некогда украшавший стены одного из прославленных чудес света – усыпальницы царя Мавсола

Галикарнасский мавзолей. Новая жизнь развалин

В Будрун отправился известный ученый-археолог, хранитель Британского музея Чарльз Ньютон. После того как он обнаружил в стенах крепости две мраморные статуи львов, когда-то стоявших у подножия мавзолея, у него исчезли последние сомнения.

В течение девяти месяцев, пока решался вопрос с разрешением на выемку фрагментов усыпальницы из стен крепости, Ньютон искал место, на котором когда-то стояла гробница. За это время из толщи ила и строительного мусора были извлечены фрагменты мраморной колесницы, обломки статуй людей, лошадей и львов. В результате настойчивой и кропотливой работы была почти целиком восстановлена статуя царя Мавсола, достигавшая 3 метров в высоту, а также статуя Артемисии – высотой более 2,5 метра.

После того как Галикарнасский мавзолей был найден, началось тщательное изучение его остатков. Были собраны все упоминания древних авторов о мавзолее. На основе этого материала ученые совместно с архитекторами попытались восстановить внешний облик усыпальницы царя Карии. И тут не обошлось без разногласий.

Исследования

По одному варианту Галикарнасский мавзолей представлял собой храм с крышей в виде ступенчатой пирамиды, на вершине которой возвышалась квадрига в виде колесницы и четверки лошадей, в которой находились огромные статуи Мавсола и Артемисии. Сам храм, по мнению этих исследователей, стоял на высоком постаменте, в зале которого и помещались саркофаги царя и царицы. А вокруг постамента, являвшегося первым этажом, находились статуи львов и всадников. Но такой вариант встретил серьезные возражения авторитетных ученых, тщательно изучивших все письменные источники и археологические материалы по данной проблеме и осуществивших математические расчеты.

Они предложили свой вариант, согласно которому мавзолей состоял из двух пирамид (верхней и нижней) и храма с колоннадой. Нижняя пирамида служила основанием храма, а верхняя являлась крышей всего сооружения. Сверху она была увенчана квадригой, но статуй царя и царицы в ней не было. Это, по мнению ученых, вполне соответствует греческой традиции, согласно которой было принято ставить на погребальных сооружениях пустую колесницу, которая символизировала смерть хозяина.

Но главным аргументом в пользу того, что статуи были помещены не на колесницу, а стояли на невысоком постаменте, является манера их исполнения. Особенно это бросается в глаза при сравнении их с фигурой лошади из квадриги. Лошадь выполнена с учетом того, что на нее будут смотреть снизу с большого расстояния. А статуи царской четы созданы в обычном ракурсе, без учета особенностей местоположения.

После того как по фрагментам колесницы были вычислены ее размеры, стало ясно, что для нее статуи слишком тяжелы и массивны. Кроме того, у статуй тщательно разработаны черты лица, детали одежды и даже обувь, что было бы совершенно ненужным, если бы они размещались в квадриге на большой высоте. А отделывать нижнюю часть статуй тогда вообще не имело бы смысла, так как борта колесницы скрывали бы ее до линии бедер.

Все это свидетельствует о том, что статуи царя и царицы помещались не в колеснице, а стояли на пьедестале где-то на нижней площадке, среди множества других статуй, обломки которых были обнаружены в толще ила и строительного мусора, скрывшей то место, на котором когда-то возвышалось одно из величайших чудес Древнего мира. Данная точка зрения признается на сегодняшний день наиболее верной.

Галикарнасский мавзолей

Галикарнас – столица Карийского царства – был одним из знаменитейших городов Греции. Здесь родился и провел молодость Геродот, автор знаменитой «Истории». Путешественников привлекала древняя слава и архитектура одного из красивейших городов Малой Азии. Местом паломничества был огромный храм бога войны Ареса с величественной статуей из мрамора и золоченого дерева. Женщины стремились к храму Афродиты – богини любви и красоты, – возле которого бил чудесный фонтан, возвращающий любовь покинутым, дарящий счастье любящим и пробуждающий чувства у тех, чье сердце еще не ведало власти Афродиты. Но более всего манила в Галикарнас усыпальница царя Мавсола (умершего в 353 году до н. э.), считавшаяся одним из чудес света. Эта гробница сочетала в себе черты греческого храма и восточной пирамиды.

Царь Мавсол присоединил к Карии ряд близлежащих областей и островов. Все подвластное население было обложено многочисленными налогами, а полученные таким образом средства тратились на возведение великолепной усыпальницы, она одновременно должна была служить храмом, в котором и после смерти чтили бы царя. Для ее строительства Мавсол пригласил в Карию лучших архитекторов и скульпторов того времени: Сатира, Пифея, Скопаса, Лeoxapa, Тимофея и Бриаксида.

Согласно проекту, мавзолей должен был представлять собой прямоугольник 66 метров шириной, 77 метров длиной и 46 метров высотой. По композиции он делился на три части. Прямоугольный постамент в виде ступенчатой пирамиды – собственно усыпальница царя и царицы – должен быть увенчан опоясывавшей его лентой мраморных рельефов. Второй этаж предполагалось выполнить в виде колоннады, окружавшей помещение храма. Крышей ему должна была служить пирамида из 24 ступеней. А на вершине пирамиды собирались разместить мраморную скульптурную квадригу – запряженную четырьмя конями колесницу. В верхнем и нижнем помещении намеревались установить по 15 колонн. В нижнем они должны быть дорийские – более массивные, в верхнем – более легкие, коринфские. Наружную колоннаду должны составлять 36 ионийских колонн. Таким образом, при строительстве мавзолея собирались использовать все три архитектурных ордера.

Возвести мавзолей предполагалось в центре города, на одной из самых широких его улиц, и по замыслу он должен был стать главной достопримечательностью Галикарнаса.

Галикарнасский мавзолей (реконструкция)

Мрамор для строительства мавзолея добывали в каменоломнях. Глыбы вырубали и выпиливали особой пилой и на специальных деревянных тележках спускали вниз. Здесь производилась первичная обработка мрамора, для того чтобы уменьшить его вес при перевозке. Затем на телегах, запряженных волами, глыбы перевозили в каменотесные мастерские. Когда отдельные детали были готовы, а мраморные глыбы отполированы, началось возведение стен постамента и установка колонн на втором этаже. Для того чтобы поднять колонны наверх, были построены деревянные платформы на подпорках и особые наклонные плоскости, тоже из дерева. На колонны был установлен массивный, богато украшенный карниз.

В разгар работ внезапно умер царь Мавсол. Его вдова, царица Артемисия, продолжила начатое мужем дело. Архитектору и скульптору Пифею надлежало изваять из мрамора огромную статую царя. Статуя царицы, по всей видимости, была создана знаменитым скульптором Скопасом, хотя ряд ученых подвергает сомнению его авторство. Им же, вероятно, была выполнена и часть рельефного фриза, украсившая западную стену гробницы. На этом фризе запечатлен очень популярный мифологический сюжет амазономахии: битвы греческих героев с женщинами-воительницами.

Царь Мавсол. Мраморная статуя из Галикарнасского мавзолея (высота 3 м)

Внизу : Битва греков с амазонками. Фриз Галикарнасского мавзолея

Фризы южной и восточной сторон были созданы скульпторами Бриаксидом, Тимофеем и Лeoxaром и изображали битву лапифов с кентаврами. И хотя строительство еще не было завершено, в Галикарнас стали стекаться толпы любопытных путешественников.

Царица Артемисия не дожила до окончания строительства. Работы продолжились при их с Мавсолом сыне (ставшем правителем Галикарнаса), а закончились при внуке. Усыпальница вызывала восхищение и почиталась как чудо света.

После разгрома персов войском Александра Македонского Галикарнас был разграблен и разрушен македонскими воинами. Но мавзолей, как ни странно, не тронули. Он простоял в опустевшем городе 1800 лет, до XV века, и, несмотря на частые землетрясения, остался невредимым. В XV веке побережье Малой Азии было захвачено крестоносцами, которые разобрали мавзолей и построили на развалинах Галикарнаса опорную крепость – замок Святого Петра. Творения великих мастеров древности использовали для сооружения стен крепости. После того как крестоносцы были изгнаны из Малой Азии турками, на месте древнего Галикарнаса появилась турецкая крепость Будрун.

В середине XIX века путешественники обратили внимание на то, что в стенах турецкой крепости встречаются плиты с античными барельефами, изображающими битву героев с амазонками. Всего насчитали 12 таких плит. Английский посол в Османской империи добился разрешения выломать их из стены и отправить на экспертизу в Британский музей. Ученые узнали знаменитый фриз Скопаса, некогда украшавший стены одного из прославленных чудес света – усыпальницы царя Мавсола.

В Будрун отправился известный ученый-археолог, хранитель Британского музея Чарльз Ньютон. После того как он обнаружил в стенах крепости две мраморные статуи львов, когда-то стоявших у подножия мавзолея, у него исчезли последние сомнения.

В течение девяти месяцев, пока решался вопрос с разрешением на выемку фрагментов усыпальницы из стен крепости, Ньютон искал место, на котором когда-то стояла гробница. За это время из толщи ила и строительного мусора были извлечены фрагменты мраморной колесницы, обломки статуй людей, лошадей и львов. В результате настойчивой и кропотливой работы была почти целиком восстановлена статуя царя Мавсола, достигавшая 3 метров в высоту, а также статуя Артемисии – высотой более 2,5 метра.

После того как мавзолей был найден, началось тщательное изучение его остатков. Были собраны все упоминания древних авторов о мавзолее. На основе этого материала ученые совместно с архитекторами попытались восстановить внешний облик усыпальницы царя Карии. И тут не обошлось без разногласий.

По одному варианту мавзолей представлял собой храм с крышей в виде ступенчатой пирамиды, на вершине которой возвышалась квадрига в виде колесницы и четверки лошадей, в которой находились огромные статуи Мавсола и Артемисии. Сам храм, по мнению этих исследователей, стоял на высоком постаменте, в зале которого и помещались саркофаги царя и царицы. А вокруг постамента, являвшегося первым этажом, находились статуи львов и всадников. Но такой вариант встретил серьезные возражения авторитетных ученых, тщательно изучивших все письменные источники и археологические материалы по данной проблеме и осуществивших математические расчеты.

Они предложили свой вариант, согласно которому мавзолей состоял из двух пирамид (верхней и нижней) и храма с колоннадой. Нижняя пирамида служила основанием храма, а верхняя являлась крышей всего сооружения. Сверху она была увенчана квадригой, но статуй царя и царицы в ней не было. Это, по мнению ученых, вполне соответствует греческой традиции, согласно которой было принято ставить на погребальных сооружениях пустую колесницу, которая символизировала смерть хозяина.

Но главным аргументом в пользу того, что статуи были помещены не на колесницу, а стояли на невысоком постаменте, является манера их исполнения. Особенно это бросается в глаза при сравнении их с фигурой лошади из квадриги. Лошадь выполнена с учетом того, что на нее будут смотреть снизу с большого расстояния. А статуи царской четы созданы в обычном ракурсе, без учета особенностей местоположения. После того как по фрагментам колесницы были вычислены ее размеры, стало ясно, что для нее статуи слишком тяжелы и массивны. Кроме того, у статуй тщательно разработаны черты лица, детали одежды и даже обувь, что было бы совершенно ненужным, если бы они размещались в квадриге на большой высоте. А отделывать нижнюю часть статуй тогда вообще не имело бы смысла, так как борта колесницы скрывали бы ее до линии бедер.

Все это свидетельствует о том, что статуи царя и царицы помещались не в колеснице, а стояли на пьедестале где-то на нижней площадке, среди множества других статуй, обломки которых были обнаружены в толще ила и строительного мусора, скрывшей то место, на котором когда-то возвышалось одно из величайших чудес Древнего мира. Данная точка зрения признается на сегодняшний день наиболее верной.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги 100 великих сокровищ России автора Непомнящий Николай Николаевич

Из книги 100 знаменитых символов советской эпохи автора Хорошевский Андрей Юрьевич

Из книги Тайны античного мира автора Можейко Игорь

ГДЕ БЫЛ МАВЗОЛЕЙ? ЧУДО В ГАЛИКАРНАСЕ Четвертый век до нашей эры – сложное и бурное время в истории Греции и соседних с ней государств. И главным конфликтом того времени было соперничество между Грецией, состоявшей из множества городов-государств и областей, и Персией,

Из книги 7 и 37 чудес автора Можейко Игорь

Чудо четвертое. Галикарнасский мавзолей Мавзолей в Галикарнасе был современником второго храма Артемиды. Более того, одни и те же мастера принимали участие в строительстве и украшении их. Лучшие мастера того времени.Формально говоря, этот мавзолей также памятник любви,

автора

Из книги Здесь был Рим. Современные прогулки по древнему городу автора Сонькин Виктор Валентинович

Из книги Ленин. Книга 2 автора Волкогонов Дмитрий Антонович

Глава 4 Мавзолей ленинизма Ленинизм - есть вождизм нового типа, он выдвигает вождя масс, наделенного диктаторской властью. Николай

Из книги Удивительная археология автора Антонова Людмила

Галикарнасский мавзолей Галикарнас – столица Карийского царства – был одним из знаменитейших городов Греции. Здесь родился и провел молодость Геродот, автор знаменитой «Истории». Путешественников привлекала древняя слава и архитектура одного из красивейших городов

Из книги История Персидской империи автора Олмстед Альберт

Галикарнасский мавзолей В то время как ряд храмов, расположенных вдоль нижнего течения Нила, отражает последний блистательный расцвет чисто национального искусства, массивная постройка, возведенная Артемисией в Галикарнасе в честь своего брата-мужа, является

Из книги Ленин жив! Культ Ленина в Советской России автора Тумаркин Нина

Деревянный мавзолей Через неделю с небольшим после похорон Ленина Леонид Красин выступил в «Известиях» со статьей, озаглавленной «Архитектурное увековечение Ленина». Эта статья положила начало оживленной дискуссии по поводу будущего Мавзолея. Красин подчеркивал, что

Из книги Преемники: от царей до президентов автора Романов Петр Валентинович

Мавзолей ельцинской "загогулины" Провести четкую границу между Россией старой и Россией новой, рождение которой принято связывать с ельцинской эпохой, на самом деле совсем не просто, хотя на первый взгляд это кажется совершенно очевидным: там остались КПСС и социализм,

Из книги Техника: от древности до наших дней автора Ханников Александр Александрович

Галикарнаский мавзолей Следующим чудом света была великолепная гробница царя Мавсола (377–376 - 353 года до н. э.) в Галикарнасе (Турция), сооружение которой относится к IV веку до н. э. В это время и родилось слово мавзолей. Строили его лучшие архитекторы, а украшали лучшие

автора Брунов Николай Иванович

Мавзолей Августа Уже при Августе архитектура привлекается на службу самодержавию, и перед ней ставится задача прославления монарха. Август строит в 28 году до н. э., по примеру знаменитого Галикарнасского мавзолея (рис. 88), себе и своей жене роскошный мавзолей в Риме

Из книги Очерки по истории архитектуры Т.2 автора Брунов Николай Иванович

Мавзолей Адриана Адриан построил себе гигантский мавзолей, который значительно превосходит по своей величине мавзолей Августа и который даже теперь, полуразрушенный и совершенно искаженный (он был перестроен в Средние века в крепость, а в эпоху Ренессанса обращен в

Из книги Всемирная история в изречениях и цитатах автора Душенко Константин Васильевич

Из книги Чудеса света автора Пакалина Елена Николаевна

Галикарнасский мавзолей Еще одно чудо Древнего мира располагалось на территории нынешней Турции, в городе Бодрули. Когда-то здесь был город Галикарнас – столица Карийского государства, удобный торговый порт. Именно в этом, сейчас уже несуществующем государстве, в IV в.

Мавзолей в Галикарнасе — одно из 7 чудес древнего мира, которое, увы, не сохранилось. Читайте интересные факты и историю создания мавзолея.

Где находится мавзолей в Галикарнасе

Располагался мавзолей на территории современной Турции, недалеко от курорта Бодрум.

Эти земли принадлежали государству Кария, которым правил Мавсол. Еще при жизни он захотел построить усыпальницу для себя и своей жены, которая должна была служить также и храмом, а по красоте не уступать самым красивым зданиям того времени.

Мавзолей в Галикарнасе: история, интересные факты

Мавсол решил возводить свою гробницу еще при жизни. Этот способ он заимствовал у египетских фараонов, которые всю жизнь строили свои пирамиды, чтобы потом вечно лежать в них. Для этого он пригласил выдающихся архитекторов Греции: Пифия, Сатира, а также Скопаса, Тимофея и других. Это стало причиной того, что мавзолей не был выдержан в одном стиле, а был их соединением. Однако Мавсол умер, а строительство не было завершено. Мавзолей в Галикарнасе закончили стараниями царицы Артемисии — его супруги в 350 году до н. э., спустя 9 лет после начала грандиозной стройки.

Мавзолей в Галикарнасе: краткое описание строения

Галикарнасский мавзолей представлял собой здание, украшенное 36-ю колоннами, высотой в 11 метров. Между колоннами располагались статуи героев мифов, а крыша напоминала пирамиду с 24-мя ступенями. Высота здания была весьма внушительна для того времени — 46 метров. Здание разделялось на 3 уровня. По периметру основание занимало 66*77 метров.

Венчала мавзолей мраморная колесница с 4 лошадьми. Возницами были Мавсол и Артемисия. Общая высота скульптуры составляла 6 метров. Колесницу создал скульптор Пифий. Вокруг располагались всадники и львы.

Внутри мавзолея был широкий внутренний двор. Все это позволило включить в семь чудес света мавзолей в Галикарнасе . К сожалению из них сейчас сохранились только Великие пирамиды в Гизе. Вход в гробницу был замурован после смерти обоих правителей.

Галикарнасский мавзолей сегодня

Здание было построено прочно и простояло 19 столетий. В XV веке его частично разрушило землетрясение.

Окончательно разрушили его крестоносцы, построившие из его камней замок Святого Петра прямо на месте усыпальницы. Вскоре замок разрушили, а камни послужили материалом для крепости Бодрума.