История античной психологии. Психологические знания в античности

Урок по биологии

Урок №2 Тема:

СТАНОВЛЕНИЕ НАУК О ЧЕЛОВЕКЕ
Разработала и провела в 8 классах

учитель биологии МОУ СОШ №29 г. Георгиевска Игнатьева Е.С.

Задачи : познакомить с историей становления наук о человеке; усвоить понятия основных этапах развития анатомии, физиологии и гигиены человека

Оборудование : Презентация к уроку (портреты Гераклита, Аристотеля, Гиппо­крат, Луи Пастера, И.И.Мечникова, И. М. Сеченова, И. П. Пав­лова).

Ход урока

I . Проверка знаний. Индивидуальный опрос.

Что служит объектом изучения анатомии?

Заполнить таблицу.

2. Изучение человека в эпоху Возрождения . Самостоятельная работа с учебником (§ 2, с. 10-11). Задание: прочтите статью «Изучение человека в эпоху Воз­рождения» § 2 и ответьте па вопрос: В чем отличие работ ученых эпохи Возрождения от работ ученых предыдущего этапа?

Заслушивание сообщений.

Заполнить таблицу

3. Развитие анатомии, физиологии, психологии и гигиены с начала XIX в. до наших дней.


Ученый

Годы жизни

Основные идеи

Вклад в науку



Гераклит

Конец 6 - начало в века до н. э.

Организмы развиваются по законам природы. Он считал, что мир непрерывно меняется

Аристотель

384-322 до н.э.

Сравнение органов животных и человека. Ввел термин «организм»

Душеная деятельность человека существует, пока живет тело.



Гиппократ

(символ врачебного искусства)



460-377 до н.э.

-Описание костей тела

Описание органов по аналогии с животными

Сочинение по травматологии (о перевязках, лечении ран , переломах)

Трактаты по гигиене (о здоровом образе жизни, о влиянии воды, воздуха и местности на здоровье)

Отвергал божественное происхождение человека)


Клавдий Гален

130-200 н.э.

-Проводил опыты на животных

Испытывал действие лек. Веществ

Доказал, что при жизни у животных течет по артериям кровь (до этого считали, что воздух)

Подробно изучил строение органов обезьяны и делал ошибочные выводы, что человек устроен сходным образом

В течение 14 столетий его работы были основой мед. знаний в Европе и Ср. Востоке.


Средневековый застой

5-16 в.в.

Церковь жестоко подавляла попытки изучения развития науки

Сожжены на костре Джордано Бруно, Сервет


Абу-Али Ибн-Син (Авиценна)

980-1037 н.э.

Преодоление застоя

Канон медицины



Эпоха возрождения

Леонардо да Винчи



1452-1519

-на своих рис. Впервые изображал различные органы

Описал строение скелета человека

Классифицировал мышцы


Рафаэль Санти

1483-1520

Изучал, описывал и зарисовывал строение тела человека

Андреас Везалий

1515-1564

Основатель современной анатомии

На лекциях производил рассечение трупов

Точно описал и и изобразил внутренние органы человеческого тела и скелет

Описал клапаны сердца

Впервые привел все знания в систему



Уильям Гарвей

1587-1657

Основатель рождения и развития современной физиологии

Открытие 2 кругов кровообращения

Исследование физиологических функций при помощи экспериментальных методов


Рене Декарт

1596-1650

- Открытие рефлекса

Рефлекторный принцип взаимодействия организма и окружающей среды



С 19 века

Основоположник русских наук

Закон сохранения материи и энергии

Теория цветового зрения

Классификация вкусовых ощущений



Ч. Дарвин

1809-1882

Теория эволюции

Н.И.Пирогов

Русский анатом, хирург



1810-1881

-Распиливание размороженных трупов (для точного определения расположения внутренних органов и тканей)

Впервые применил эфирный наркоз, гипсовые повязки

Основы военно-полевой хирургии


И.М.Сеченов

1829-1905

«Отец русской физиологии»

Рефлексы головного мозга. Объяснения психической деятельности человека



И.П.Павлов

1849-1936

Подтверждение теории Сеченова экспериментально

И.И Мечников Э.Дженнер

Луи Пастер



Основоположники иммунологии

Открытие фагоцитоза

Изобрел первую вакцину

Процедуры вакцинации прививка


111. Закрепление знаний.

Фронтальная беседа.

Почему в античные времена знания о человеке накапливались медленно, а начиная с XIX в. - гораздо быстрее?

Назовите кто из ученых (зарубежных и отечественных), внесли большой вклад в становление наук анатомии, физиологии и гигиены

1. Впервые применил экспериментальные методы для решения физиологических проблем, открыл два круга кровообращения: малый и большой.


2. Основоположник пластической анатомии, классифицировал мышцы по величине , форме, изображал в объеме.
3. Высказал мысль, что организмы развиваются по законам природы и, познав их, можно использовать эти законы на благо людей.
4. Написал первое руководство по анатомии человека, основанное на непосредственном изучении тела человека, и по праву считается основателем современной анатомии. 5. О строении человеческого тела судил на основании данных полученных на животных. б. Ввел представление о рефлексе.
7. Отечественный ученый, внесший большой вклад в развитие науки об иммунитете. 8. Одним из первых стал изучать влияние на здоровье людей природных факторов.
9. Ввел термин организм.
10. Основоположник русской физиологии, автор книги «Рефлексы головного мозга».
11. Предложил фистульный метод изучения функций пищеварительных желез, открыл условные рефлексы.
12. Разработал метод предупредительных прививок, которые явились эффективным средством борьбы с различными заразными заболеваниями.
Задание на дом: § 2, ответить

Так, в Древнем Египте в связи с ритуальным бальзамированием трупов были описаны некоторые органы, приведены данные об их функции.

В описанном Смитом папирусе (XXX век до н. э.) говорится о головном мозге и его функции, деятельности сердца, распространении крови по артериям. В папирусе «Тайная книга врача» (XV век до н. э.) имеются специальные разделы «Сердце» и «Сосуды сердца». Однако следует иметь в виду, что излагаемые сведения были очень примитивными и во много не верными. К X веку до н. э. относится «Трактат по анатомии» индийского врача Бхаскаре Бхатше, где были суммированы все анатомические сведения, известные к тому времени. В этом трактате приводились данные о многих органах, мышцах, нервах и сосудах тела человека.

Большое влияние на развитие медицины и анатомии оказали ученые Древней Греции .

Древним грекам принадлежит заслуга создания анатомической терминологии. Очень многие древние греческие анатомические термины вошли в современную анатомическую номенклатуру (например, arteria – кровеносный сосуд, amnion – зародышевая оболочка, angiologia – учение о сосудах, anthropologia – учение о человеке, bronchus – бронх, bulbus – лукоцица, colon – ободочная кишка, larynx – гортань, lobus – доля, splen – селезенка, thalamus – зрительный бугор, thenar – возвышение большого пальца и т.д.). В Древней Греции анатомия пополнилась новыми фактами. Греки располагали сведениями о 700 анатомических образованиях. Выдающимися представителями греческой медицины и анатомии были Гиппократ, Аристотель и Герофил.

Гиппократ (460-377 г. до н. э.) получил медицинское образование на острове Кос, где находилась известная врачебная школа.

Затем жил в Афинах, много путешествовал.

Гиппократу принадлежит ряд трудов по анатомии и медицине, которые дошли до нас в виде «Гиппократовых сборников».

Представляют большой интерес сочинения Гиппократа «Об анатомии», «О железах», «О прорезании зубов», «О природе ребенка» и др.

Он описал некоторые кости черепа, соединения их посредством швов, развитие цыпленка, образовании аллантоиса. Гиппократ полагал, что артерии наполнены воздухом.

Особенно важно, что Гиппократ был материалистом и считал необходимым изучение анатомии для врачей. «Я твердо верю, -писал он, - что врач должен изучать человеческую природу и, если желает исполнить свою обязанность, - тщательно расследовать, какие должны существовать отношения между человеком и его пищей, питьем и всем образом жизни…».

Аристотель (384-322 гг. до н. э.) – великий древнегреческий врач и анатом.

Обучался медицине у своего отца, пидворного врача, а также в Афинах.

Аристотель оставил многочисленные труды: «История животных», «О частях животных», «О возникновении животных» и др.


В них он изложил процесс внутриутробного развития и систематизировал около 500 видов животных.

Он описал черепные нервы (зрительный, обонятельный и преддверно-улитковый), сосуды плаценты и желточного мешка, установил, что артерии отходят от аорты, отличал нервы от сухожилий.

Воззрения Аристотеля, являвшегося последователем философа-идеалиста Платона, колебались между материализмом и идеализмом, что отразилось на толковании различных явлений. Например, развитие особей, по Аристотелю, происходит вследствие внутреннего стремления к целесообразности, двигателем которого является идеалистическое начало «антелехия» - душа человека или животного, обитающая в сердце.

Герофил (род.в 304 г. до н. э.) учился и занимался медицинской практикой в Александрии. Он объединил существовавшие анатомические сведения и описал ряд неизвестных до него органов: желудочки мозга и его оболочки, сосудистые сплетения, венозные пазухи твердой мозговой оболочки, двенадцатиперстную кишку, предстательную железу, семенные пузырьки и др.

В Древнем Риме медицина многие годы являлась занятием рабов и не была в почете. Лишь в конце I века н. э. медициной стали заниматься свободные граждане. Поэтому древнеримские ученые не внесли в анатомию значительного вклада. Однако большой их заслугой нужно считать создание латинской анатомической терминологии. Правда, в нее вошло много греческих анатомических терминов, подвергшихся транслитерации.

Эразистрат интересовался важнейшими вопросами анатомии. Особо тщательно старался он исследовать головной мозг человека, и только в преклонном возрасте ему удалось обнаружить место выхода чувствительных нервов и пополнить, таким образом, сведения о назначе­нии и сущности нервов. Один из римских писателей рассказывал позднее, будто бы Эразистрат с этой целью совершал вивисекции над осужденными преступниками. Однако доказательств такого утверждения нет, и оно скорее всего является выдумкой.

Клавдий Гален (131 – 210 гг. н. э.) – автор большого количества трудов по различным вопросам философии, логики, математики, медицины и анатомии. Из его анатомических трудов известны «Анатомические исследования», «О назначении частей тела».

Последний труд Галена переведен на русский язык и опубликован в 1971 г. Гален в своих трудах пропагандировал необходимость знаний анатомии и физиологии в практической медицине. Он показал связь между формой, строением и функцией органов, хотя высказывал телеологические идеи о природе и функции организмов.

Гален внес много нового в анатомию. Он описал мышцы позвоночника и спины, три оболочки артерий, четверохолмие головного мозга, 7 пар черепных нервов, большую вену мозга и др. Анатомические сочинения Галена в течение 13 столетий составляли основу анатомических представлений.

В середине века наука, в том числе и анатомия, подчинялись религии. В это время в анатомии не было сделано существенных открытий. В схоластических средневековых школах на первом месте были богословие и искаженная философия Аристотеля. Много внимания уделялось комментариям трудов Гиппократа и Галена.

Фрагменты психологического знания стали носить научный характер. Первое упоминание этого термина в рационально-философском контексте встречается у Аристотеля в трактате «О душе», где он ссылается на Фалеса Милетского (640-546 гг. до н.э.). Душа :

    особая бессмертная сущность, «одушевляющая» тело

    обозначение внутреннего мира человека

С самых первых шагов античной философской мысли душа трактовалась как движущая сила. Пифагор (570-500 гг. до н.э.) – в основе его взглядов лежит представление о числовой гармонии. Душа, согласно пифагорейцам, бессмертна, неуничтожима, многократно воплощается в живых существах в соответствии с определенными числовыми закономерностями. В пифагорействе коренится субстанциональное различие души и тела (развитие в дуализме Платона). Анаксагор придерживался дуалистического толкования соотношения душевного и телесного (462-432 гг. до н.э.). Концепции дуализма можно противопоставить традицию ионийской натурфилософии, в которой душа и психические явления рассматривались в одном ряду с явлениями природы, генетически выводились из них. Демокрит (акме – ок. 420 до н.э.) – автор первых психологических сочинений. Считал, что всё состоит из атомов, разработал принцип детерминизма («Всё возникает по неизбежности»). Затем Эпикур усложнил представления о механистической обусловленности душевных явлений, введя в сферу психического фактор случайности. Наряду с попытками описать происхождение и онтологический статус души, возникает интерес к внутренней жизни субъекта. Складываются классификации психических процессов, описания их свойств и возможностей управления психическими феноменами. Важную роль сыграло учение о темпераменте Гиппократа, психологические воззрения Сократа и софистов. Гиппократ (460-370 гг. до н.э.) развил представления Гераклита о «жидкостной» природе различий между людьми (4 психических типа). К нему восходит принцип терапевтической беседы. Софисты (Протагор и Горгий) изучали речевое поведение, формы публичной коммуникации. Сократ (470-399) предложил педагогический метод майевтику (путем умело поставленных вопросов побудить собеседника «породить» истинное знание). Его философские беседы легли в основу творчества его ученика Платона (428-348). Платон обосновал универсальность метода майевтики, выдвинув теорию припоминания. Платон также предложил структурное представление о психике. В движении неоплатонизма противопоставление души и тела приобрело еще более фатальный характер. В платонизме же душевная жизнь человека изначально обречена на динамический конфликт. Аристотель (384-322) – основатель функционального подхода к психике. Душа по Аристотелю – «форма тела», то есть функция и причина телесной организации. Книга «О душе»: Душа разумная и неразумная (не может претендовать на бессмертие). Аристотель ввел в научный обиход понятие целевой (конечной) причинности. В отличие от механистической причинности Демокрита принцип целевой причинности подразумевает развитие в стремлении к некоторой еще не осуществленной цели, существующей в виде замысла или образца. Гален (2 в.) установил роль нервной системы как «проводника» воздействий души на тело. Также Гален предположил двусторонний характер взаимодействия соматического и психического: не только душа через нервные пути осуществляет контроль над телесными проявлениями, но и телесные изменения оказывают влияние на течение душевных процессов. Идея совершенствования души была развита стоиками и эпикурейцами. Ранние стоики (Зенон, Клеанф, Хрисипп) разработали концепцию чувственного восприятия («схватывающее восприятие»). Стоики: логика, физика, этика. Основное значение – этические вопросы. Цель жизни: достижение бесстрастия и душевной невозмутимости. Эпикур (342-270). По Эпикуру удовольствие (цель жизни) – в отсутствии страдания. Самое сильно страдание – страх смерти. Плотин (204-270 гг. до н.э.) видел в оторванности души от своего источника в потустороннем мире непреодолимую преграду истинному познанию. Проблематика рефлексии, выделил процессы обращенности души на саму себя.

Вклад ученых античности в познание души

Душа как активное начало

Гераклит

Подобие индивидуальной души и мирового Логоса

Демокрит

Детерминизм: все возникает по необходимости; Монистический материализм: объяснение психического и физического

Анаксагор

Роль телесной организации в проявлении психического

Гиппократ

Учение о темпераменте

Софисты (Горпий,Протагор)

«Человек – мера всех вещей», интерес к коммуникативным аспектам поведения человека

Диалогический характер мышления и метод диалога в педагогике; майевтика

Проблематика универсальных форм мышления; диалогичность познания; конфликт как неотъемлемая характеристика психической жизни

Аристотель

Целевая детерминация развития человека; функциональный подход к душе; уровневая структура души

Способы совладания с жизненными кризисами

Эпикурейцы

Явление самосознания

Обнаружение роли нервной системы

5. Развитие психологических идей в рамках философии Нового времени (рационализм, эмпиризм, ассоцианизм). Фрэнсис Бэкон (1561-1626) стоит у истоков Нового времени с его гносеологическим оптимизмом и призывом к опытному изучению психики. Бэкон предложил рассматривать душу и тело в единстве, он придерживался традиционного деления души на рациональную божественную душу и нерациональную чувствующую душу. Признавал индуктивный метод для верного познания. Но все же Бэкон скептически оценивал возможности человеческого познания. Бэкон совершает переход от отождествления души и психического к трактовке психики как сознания. Закончил этот переход Рене Декарт (1596-1650). Декарт – дуалист, рассматривает материальное и идеальное в качестве двух разнородных субстанций. Атрибут идеального – мышление, атрибут материального – протяженность. Рассматривает сознание как предмет психологической рефлексии. Заявленная им проблема отношения психического и физического («Психофизическая проблема» Декарта) решается в мировой науке до сих пор. Дуализм Декарта был преодолен в первую очередь психологической концепцией Б.Спинозы (1632-1677). Он предположил, что существует только одна единая субстанция, а мышление и протяженность являются ее атрибутами. Спиноза решает психофизическую проблему в духе единства , а также создает теорию аффектов. Решение психофизической проблемы в духе параллелизма предложил Г.В.Лейбниц (1646-1716) (гипотеза «предустановленной гармонии»). Т.Гоббс (1588-1679) вернулся в своей философии к материалистической трактовке души, лишив психическую жизнь своеобразия и сводя психические явления к проявлению движения. Психика для Гоббса – эпифеномен (явление, сопутствующее другим явлениям, не имеющее собственных функций). Дилемма рационализма-эмпиризма . Рационалисты (Декарт, Спиноза, И.Кант, Лейбниц) были уверены в том, что абстрактное знание невозможно вывести из опыта. Предполагалось наличие в психике некоторых врожденных форм мышления или «идей». Эмпиристы (Т.Гоббс, Д.Локк) считали, что все знание может быть выведено из опыта. Д.Локк (1632-1704) интересовался вопросом формирования сознания человека опытом. По Локку опыт может быть получен из ощущения или из рефлексии. Ассоцианизм (18 в.) воспринял учение Локк и преобразовал его. Д.Гартли (1705-1757) – представитель материалистического ассоцианизма – развивал учение о психике как о продукте деятельности мозга. Психическое включает в себя: ощущения, идеи ощущений, аффективные тона. Э.Кондильяк, Ж.Ламетри, К.Гельвецкий, П.Гольбах, Д.Дидро – французские материалисты-просветители – разделяли взгляд на психику как конфигурацию ощущений, возникших на внешние воздействия на организм, которые постепенно усложняются по принципу ассоциаций, образуя потом внутреннего опыта. Противоположную позицию относительно сущности ассоциаций занимали идеалистические ассоцианисты Д.Беркли (1685-1753) и Д.Юм (1711-1776). Источник душевной жизни не мозг, а сознание.

Вклад ученых Нового времени в формирование психологического знания

Апология индуктивного метода познания, классификация препятствий на пути реализации индуктивного метода («идолы»), сознание как предмет психологии

Психофизическая проблема: решение в духе взаимодействия, рефлекторный принцип функционирования тела, регуляторная функция психики, мышление – центр психической жизни

Психофизическая проблема: решение в духе единства, классификация познавательных процессов, классификация аффектов на основе сведения к трем простейшим – удовольствие, неудовольствие, желание

Психофизическая проблема: решение в духе единства, введение проблематики неосознаваемого познания

Психика как эпифеномен, разработка понятия ассоциации

Рационалисты/эмпиристы

Дедуктивный и индуктивный способ познания

Теория преобразования сенсорного опыта в понятия, интроспективный метод, разработок законов ассоциаций

Механистический ассоцианизм: ассоцианизм – субликаты нервных связей в мозге.

Психологические знания в античности

Психологические знания имеют древнюю историю. Их накопление происходило в разных науках и сферах человеческой деятельности - везде, где нужны были знания о душевном мире и поведении людей. Трудно установить точно, когда психологические знания начали применяться на практике. С древнейших времен знания о душе были связаны с религиозными и культовыми обрядами. Практический опыт знания души человека, становился своеобразным источником психологических «услуг». Таким образом, психологические трудовые функции (и их носители) существовали в обществе всегда.

Первые системы знаний о душе появились в странах Древнего Востока (в Китае, Индии, Египте), в Древней Греции и в Древнем Риме. Древние философы выражали понятием «душа» причину жизни, дыхания, познания. В китайских и индийских медицинских источниках содержался целый ряд интересных психологических наблюдений и выводов; в индийских философских школах можно было найти много глубоких психологических размышлений.

В Древней Греции наиболее известные описания психических явлений были даны философами Гераклитом, Демокритом, Анаксагором, Гиппократом, Сократом, Платоном и Аристотелем.

Согласно учению Гераклита (530-470 гг. до н.э.), все вещи - суть модификации огня. Все существующее, в том числе телесное и душевное, непрерывно изменяется. Огненное начало в организме и есть душа - психея. Она рождается из водного состояния и в него возвращается. Душа, согласно Гераклиту, испаряется из влаги. Вновь возвращаясь во влажное состояние, она гибнет

Демокрит (460-370 гг. до н.э.) думал, что душа - это материальное вещество, которое состоит из атомов огня, шарообразных, легких и подвижных. Все явления душевной жизни Демокрит пытался объяснить физическими и даже механическими причинами.

Анаксагор (500-428 гг. до н.э.) считал мир, состоящим из бесчисленного множества качественно различных частиц. Их движение упорядочивается благодаря уму. Термин «ум» («нус») был одной из главных категорий древнегреческой философии, которая характеризовала упорядоченность и закономерность процессов природы и человеческого поведения.

С именем Гиппократа (ок. 460-377 гг. до н.э.) обычно связывают учение о темпераменте и его типах. Оно находило объяснение в идее соотношения в организме четырех жидкостей («соков») - крови, слизи, желчи желтой и желчи черной. Эту точку зрения принято называть гуморальной (от греч. - жидкость). На этой основе выделялось четыре типа темперамента: холерический (с преобладанием желтой желчи), флегматический (с преобладанием слизи), меланхолический (с преобладанием черной желчи), сангвинический (с преобладанием крови).

Одним из самых замечательных мыслителей Древней Греции был Сократ (470-399 до н.э.). Об этом философе, ставшем на многие века идеалом бескорыстия, честности и независимости мысли, знают только со слов его учеников. Сам же он никогда ничего не писал, а только вел диалоги с учениками и гражданами, побуждая их к поиску истинных знаний. Смысл деятельности Сократа состоял в том, чтобы с помощью определенным образом подобранных вопросов помочь собеседнику найти истинный ответ и привести его от неопределенных представлений к логически ясному знанию предметов. Обсуждался широкий круг «житейских понятий» о справедливости и несправедливости, добре и красоте, мужестве и т.д. Девиз Сократа гласил: «Познай самого себя». Он имел в виду анализ поступков, нравственных оценок и норм человеческого поведения в различных жизненных ситуациях. Это вело к новому пониманию сущности души, к новому отношению человека к самому себе как носителю интеллектуальных и нравственных качеств.

Два великих древнегреческих мыслителя IV века до н.э. - Платон и Аристотель создали системы, которые на протяжении многих веков оказывали глубокое влияние на философско-психологическую мысль человечества.

Древнегреческий философ Платон (428-348 гг. до н.э.) в своих трудах много внимания уделял изучению души. В них он дал классификацию душевных явлений. Он считал, что душа состоит из трех частей - вожделеющей, страстной и разумной. Преобладание той или иной части души у человека объясняло его индивидуальность. Процесс мышления Платоном понимался как припоминание того, что душа знала в своей космической жизни, но забыла при вселении в тело. Исследуя познавательные процессы, Платон говорил об ощущении, памяти и мышлении. Причем он был первым ученым, который стал говорить о памяти как о самостоятельном психическом процессе. Он открыл роль внутренней речи и активность мышления в процессе познания. Основные идеи Платона о природе души и ее отношениях с телом изложены в его работе «Федон», которая в древности называлась «О душе». Платону приписывают учение об общих понятиях как неких совершенных абсолютных идеях, а также учение о бессмертной душе, претерпевающей последовательные перевоплощения.

Другим выдающимся мыслителем, внесшим большой вклад в развитие психологических знаний, был древнегреческий философ-энциклопедист Аристотель (384-322 гг. до н.э.), ученик Платона, но отвергший теорию идей. Он считал, что реальный мир таков, каким мы его воспринимаем. Согласно его учению, мир состоит из множества мельчайших неделимых частиц - атомов, которые обладают разной величиной и подвижностью. Наиболее мелкие и подвижные из них - это атомы души. Трактат Аристотеля «О душе» стал первым специальным психологическим сочинением, в котором было создано первое систематизированное учение о психике. В течение многих веков оно оставалось главным руководством по психологии. Сам Аристотель по праву считается основателем психологии, как, впрочем, и целого ряда других наук. Душа, по мнению Аристотеля - это способ организации живого тела. Душа считалась присущей всем живым организмам (в том числе растениям). Аристотель предложил научное объяснение пяти основным чувствам: зрению, слуху, осязанию, обонянию и вкусу, а также впервые дал систематическое описание душевных явлений.

Гиппократа называют «отцом медицины» потому, что он очистил её от ложной философии, ему удалось вывести её из тёмного эмпиризма. Гиппократ поставил медицину на научную основу.

Его трактаты оказали огромное влияние для развития медицинской науки, её теории и практики. Для всех медицинских работников именно Гиппократ определил этику поведения и высокий моральный облик. До сегодняшнего дня сохранилась традиция: получая диплом и начиная медицинскую практику, врачи дают клятву Гиппократа.

Из биографии Гиппократа:

Гиппократ (около 460 до н. э. – около 370 до н. э.) - историческая личность. Но, сколько бы ни пытались биографы воссоздать реальную картину жизненного пути Гиппократа, сделать это не получается из-за давности лет. Существуют лишь предположения, версии и не очень точные данные о биографии Гиппократа.

Философ Платон даёт только приблизительные сведения о реальной личности Гиппократа, хотя в Древнем мире его имя было достаточно известно. По сведениям Платона, родина Гиппократа – остров Кос, расположенный около побережья нынешней Турции. Ещё известно, что он преподавал медицину и называл себя «асклепиадом» (одним из тех, кто считался потомком бога медицины Асклепия) или «целителем», однако до сих пор неизвестно, каких убеждений он придерживался в отношении процесса лечения. Всё остальное домыслы: даже достоверные данные о датах его жизни и смерти отсутствуют. Согласно тому же Платону, знаменитый врач жил примерно в 430 гг. до н. э., но более точные даты рождения являются лишь плодом воображения.

Согласно произведениям римского врачевателя греческого происхождения Сорана Эфесского отец Гиппократа по имени Гераклид тоже трудился в медицине. О матери достоверных сведений нет, даже не известно её точное имя – Пракситея или Фенарета.

Существует легенда о том, что по отцовской линии Гиппократ – потомок древнегреческого бога медицины и врачевания Асклепия, который при рождении был смертным, но за выдающиеся успехи и открытия в медицине получил бессмертие. Также предполагается, что мать Гиппократа была потомком Геракла (древнегреческого мифологического героя, сына богов Зевса и Алкмены).

Византийский филолог Иоанн Цец даже привёл генеалогическое дерево, из которого видно, что Гиппократ является пятнадцатым поколением после бога Асклепия. Информация эта не достоверна, можно лишь предполагать, что действительно Гиппократ был из рода врачевателей Асклепиадов (семейной врачебной династии, берущей начало от самого бога медицины).

Существует такая биография Гиппократа:

Гиппократ родился около 460 года до нашей эры на греческом острове Кос, расположенном в Эгейском море. Происходил Гиппократ из семьи потомственных врачей. Правда, имя его означает в переводе на русский - «управляющий конями». То есть по-простому - кучер.

Так как свою родословную Гиппократ вёл от бога медицины и врачевания Асклепия, поэтому и клятва его начиналась со слов «Клянусь Аполлоном-врачом, Асклепием, Гигеей и Панакеей и всеми богами и богинями, беря их в свидетели».

Начальные знания по врачеванию Гиппократ получил в асклепионе на острове Кос (так назывался древнегреческий храм, посвящённый богу медицины Асклепию). Свой опыт ему передавали отец Гераклид и дедушка, которого тоже звали Гиппократом. Затем он получал образование у древнегреческого софиста Горгия и философа Демокрита.

В 20 лет у Гиппократа уже была репутация превосходного врача. Как и все его предки, он занимался практической медициной. Чтобы усовершенствовать полученные знания, Гиппократ достаточно много времени проводил в путешествиях. В различных странах он изучал медицинские основы и практиковался у местных врачевателей.

Гиппократ женился в молодом возрасте на девушке из знатной семьи. У них родилось два мальчика (Фесалл и Драконт) и девочка. Оба сына также выбрали для себя медицинский жизненный путь, и в честь знаменитого отца каждый из них назвал своего ребёнка. Приемником Гиппократа стал и его зять (муж дочери) Полиб.

Фесалл занимал должность лейб-медика у царя Македонии Архелая. У него было три сына – Гиппократ III, Драконт II и Горгия. У Драконта был один сын – Гиппократ IV, который состоял на службе у Александра Македонского в качестве личного врача его супруги Роксаны. Все четыре внука Гиппократа занимались врачеванием.

Целитель прожил достаточно долгую жизнь и покинул этот мир в почтенном возрасте. Сколько лет прожил Гиппократ, точно неизвестно. Историки утверждают, что на момент смерти ему было около 83-104 лет. Произошло это в греческом городе Ларисса в Фессалийской долине, а захоронили великого врачевателя в районе Гиртона. Долгие годы его могила была местом паломничества. По легенде, водившиеся там дикие пчелы давали удивительный мед, обладавший целительными свойствами.

Медицинское и философское наследие Гиппократа:

Медицинские сочинения, работы и трактаты великого врачевателя объединены в Гиппократовский корпус. Потомкам досталось огромное философское и медицинское наследие Гиппократа.

Конечно, в сочинениях Гиппократа имелись ошибки и неверные предположения, потому что не было в его практике достаточно информации об анатомии и физиологическом строении тела человека. Ведь в Древней Греции в те времена было запрещено вскрытие человеческих тел.

Долгое время люди считали, что заболевания являются божьей карой. Гиппократ одним из первых опроверг, что причиной заболеваний является вмешательство богов и заявил, что возникновение болезней имеет природный характер. Гиппократ доказывал, что боги здесь не причём, люди болеют из-за того, что нарушили свои здоровые привычки, режим питания и правильный образ жизни.

Из его учений следует, что любое заболевание имеет природное происхождение, а не мистическое. Таким образом, он полностью выделил медицину из религиозных канонов и классифицировал как отдельную науку, за что и получил звание «отца медицины». +По мнению Гиппократа, хороший врач должен определить состояние пациента по одному внешнему виду. Он лечил своих пациентов целебными травами, которых знал свыше 200.

Не советовал он применять сразу много лекарств и разработал главный принцип современного врача в его работе с больным: «не навреди». +Гиппократ был сторонником пребывания больных на свежем воздухе. Признавал целительную силу гимнастики, купания, массажа, лечебной диеты.

И именно Гиппократ разработал учение о четырех темпераментах. По мнению отца медицины, в человеческом организме взаимодействуют четыре жидкости - кровь (сангва), желтая желчь (холе), слизь (флегма) и черная желчь (меланхоле). В организме они находятся в определенном количественном соотношении. Нарушение этого соотношения и приводит к расстройству психической деятельности. Так возникло деление людей на четыре темперамента: сангвинический, холерический, флегматический и меланхолический.

Такое разделение людей по типу душевного склада принесло большое значение для медицинской практики. Каждый тип имеет предрасположенность к определённым болезням, поэтому медикам легче было производить диагностику и выбирать методы лечения.

Гиппократ был первым, кто стал описывать течение заболеваний, в современной медицине этот термин получил название «история болезни».

Несомненная заслуга Гиппократа в том, что он описал, какими способами можно обследовать больных:

1.Пальпация

При этом физическом методе врач пальцами ощупывает всё тело пациента.

2.Аускультация

Этот метод медицинской диагностики заключается в прослушивании звуков, которые возникают в процессе работы внутренних органов. Конечно, в тот период оба этих метода проводились в самой примитивной форме.

В сочинениях Гиппократа расписаны различные способы наложения повязок (простой, ромбовидной, спиральной).

Он описывал, как с помощью специальных аппаратов и вытяжки лечить вывихи и переломы костей. У целителя много трудов о том, как лечить эмпиемы, раны, свищи, геморрой.

Гиппократ был первым, кто описал, как при хирургической операции размещать инструменты, оборудовать освещение и каким должно быть положение рук врача.

Ему принадлежат первые изложенные принципы диетологии. Он писал в своих трактатах, что любым больным, даже лихорадочным, обязательно нужно питание. Также Гиппократ определил, что для различных заболеваний требуются отдельные диеты.

Клятва Гиппократа и его этические принципы:

Самое первое сочинение в Гиппократовском корпусе – это клятва врача, в которой он сформулировал принципы своей работы и своих коллег. В ней описаны принципы, которыми всегда должен руководствоваться медицинский работник в своей профессиональной деятельности и в жизни. Про клятву Гиппократа, которую произносят те, кто становится медиком, слышали наверняка все.

Клятва Гиппократа в переводе на русский язык:

«Клянусь Аполлоном-врачом, Асклепием, Гигеей и Панацеей и всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу и письменное обязательство: почитать научившего меня наравне с моими родителями, делиться с ним своим достатком и в случае надобности помогать ему в нуждах, его потомство считать своими братьями, и это искусство, если они захотят его изучать, преподавать им безвозмездно и без всякого договора, наставления, устные уроки и все остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому, но никому другому.

Я направлю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости.

Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла, точно так же не вручу никакой женщине абортивного пессария. Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство.

Я ни в коем случае не буду делать сечения у страдающих каменной болезнью, предоставив это людям, занимающимся этим делом.

В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далек от всего намеренного, неправедного и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами.

Что бы при лечении - а также и без лечения - я ни увидел или ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной.

Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастье в жизни и в искусстве и слава у всех людей на вечные времена. Преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому».

С тех пор клятва не один раз редактировалась. Например, древние римляне внесли в клятву обещание «не оказывать медицинскую помощь бесплатно».

В России новоиспеченный врач при получении диплома дает в торжественной обстановке «Клятву врача», текст которой принят президентом в 1999 году:

«Получая высокое звание врача и приступая к профессиональной деятельности, я торжественно клянусь:

Честно исполнять свой врачебный долг, посвятить свои знания и умения предупреждению и лечению заболеваний, сохранению и укреплению здоровья человека.

Быть всегда готовым оказать медицинскую помощь, хранить врачебную тайну, внимательно и заботливо относиться к больному, действовать исключительно в его интересах независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Проявлять высочайшее уважение к жизни человека, никогда не прибегать к осуществлению эвтаназии хранить благодарность и уважение к своим учителям, быть требовательным и справедливым к своим ученикам, способствовать их профессиональному росту.

Доброжелательно относиться к коллегам, обращаться к ним за помощью и советом, если этого требуют интересы больного, и самому никогда не отказывать коллегам в помощи и совете.

Постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство, беречь и развивать благородные традиции медицины - клянусь!»

Но даже, несмотря на то, что сегодня клятва в разных странах мира сильно отличается от оригинала, тем не менее, за врачом с острова Кос навсегда останется слава «отца медицины».

Первое обязательство в этой клятве перед наставниками, учителями и коллегами. Врач должен почитать так же, как своих родителей, того, кто научил его медицинскому искусству. При необходимости помогать учителю в нуждах, делиться с ним средствами, а если его потомки пожелают обучаться медицинскому делу, то передать им свои знания безвозмездно.

В клятве ничего не сказано о вопросе оплаты врачебного труда. В Гиппократовском корпусе есть несколько фраз, по которым можно судить об отношении великого врачевателя к этому вопросу. Оплата труда должна иметь место, но никогда не следует начинать с неё, первым делом необходимо помочь больному, особенно если это острая болезнь, не терпящая промедления. Заговорив сразу об оплате, можно навести пациента на мысль, что тебя интересуют только деньги.

Гиппократ писал, что лучше искать не выгоды, а приобретения славы. А иногда можно лечить и даром, ведь благодарная память превыше минутной славы.

Гиппократ утверждал, что поведение врача и его моральный облик всегда должны быть на самом высоком уровне. Медицинский работник должен быть серьёзным, чутким и трудолюбивым, иметь опрятный и приличный вид. Излишне весёлый врач не вызовет уважения, а к суровому не будет необходимого доверия от больного, здесь нужна «золотая середина». Врач должен суметь завоевать доверие пациента, хранить врачебную тайну и постоянно совершенствоваться в своей профессии.

Медицинские термины, связанные с именем Гиппократа:

Прошло более 2-х с половиной тысячелетий после смерти Гиппократа, но в медицине до сих пор используются термины, названные его именем.

1.Маска Гиппократа:

Так называют описанное им изменение лица человека, долгое время страдающего истощением, хронической бессонницей или тяжёлым заболеванием органов брюшной полости. При отсутствии подобных заболеваний маска Гиппократа является признаком скорой смерти. Сейчас этот термин стал крылатым и означает лицо умирающего человека, которое много веков назад чётко описал в своём сочинении Гиппократ: «Нос становится острым, кожа на лбу твёрдой, сухой и натянутой, цвет лица бледным, зелёным, чёрным или свинцовым. Глаза впадают, виски вдавливаются. Уши становятся стянутыми и холодными, мочки отворачиваются».

2.Пальцы или ногти Гиппократа:

Это когда ногтевые пластины деформируются и становятся выпуклыми, словно часовые стёклышки. Это не самостоятельное заболевание, а симптом других патологий и хронических болезней печени, лёгких, сердца.

3.Шапочка Гиппократа:

Так называется вращающаяся повязка на голову с особенной техникой наложения, когда используется двуглавый бинт или одновременно два скреплённых между собой бинта шириной 10 сантиметров. Применяется при ожогах и ранениях теменной части головы для остановки кровотечения.

4.Скамья Гиппократа:

Эта скамья - впервые появившееся в сочинениях врачевателя описание медицинского оборудования для лечения вывихов и переломов. Оно представляло собой деревянную скамью с наклонной поверхностью. Это был первый прообраз современного ортопедического стола.

5.Метод Гиппократа для вправления вывихнутого плеча:

Этот метод заключается в следующем: травматолог садится лицом к больному, двумя ладонями берёт повреждённую руку, а пяткой упирается в подмышечную впадину пострадавшего. Используется правило двустороннего рычага, врач постепенно наращивает силу тяги по оси руки, за счёт чего головка плечевой кости становится на место.

6.Шум плеска Гиппократа:

Это звук, который слышится, если в полости плервы одновременно присутствуют газы и жидкость. Чтобы его услышать, необходимо двумя руками обхватить больного за плечи и энергично, быстро встряхивать верхнюю часть тела.

Интересные факты из жизни великого Гиппократа:

* Однажды Гиппократ лечил царя Македонии Пердикки II. Великий целитель диагностировал у правителя аггровацию, это когда больной неумышленно преувеличивает своё болезненное состояние. *Гиппократ считал жир источником всех болезней.

*Как-то Гиппократ прибыл в Афины, где на тот момент разразилась сильная эпидемия чумы. Он провёл несколько медицинских мероприятий, тем самым остановил развитие смертельной болезни и уберёг город от большого количества умерших.

*Был случай в жизни врачевателя, когда он дважды увидел одну и ту же девушку-пастушку, но через определённый интервал времени. Когда он видел её второй раз, то по походке определил, что с того момента, когда он встретил её впервые, она лишилась девственности.

*В 1970 году на обратной стороне Луны открыли кратер, Международным астрономическим союзом было принято решение присвоить ему имя Гиппократа.

Бюст Гиппократа

Знаменитые афоризмы Гиппократа:

*Многие фразы Гиппократа стали крылатыми, его вообще признают родоначальником афоризмов.

*«Лечит врач, а исцеляет природа». Гиппократ этой фразой говорит, что медик лишь назначает лечение, а жизненные силы и исцеление может дать только природа.

«Противоположное излечивается противоположным». А, исходя из этого принципа Гиппократа, спустя 2000 лет основатель гомеопатии Самюэль Ганеман сформулировал фразу: «Подобное лечится подобным».

*«Медицина – благороднейшая среди всех наук». Здесь всё всем понятно, что только эта наука направлена на спасение человеческой жизни, дороже которой ничего не может быть на земле.

*«Жизнь коротка, искусство медицины вечно». Этим фразой Гиппократ утверждает, что не хватит и целой жизни, чтобы полностью постичь науку врачевания.

Статуя Гиппократа

Клятва врача. Россия

фото из интернета