Заявка на конкурс «Придумай сказку!»
Данные для дипломаНоминация и название конкурсной работы
E-mail, с которого отправляется письмо
Размер оплаченного оргвзноса, т. е. 240руб. или 390руб. и адрес *
Если оплачен сборник, то написать сумму оплаты и адрес.
Ф.И.О (полностью)
Сокращенное название организации
Бербега Наталья Иосифовна
учитель начальных классов первой квалификационной категории
Крым Воинская ОШ 1-3 ступеней
Сказка «Счастье труда»
390 руб.
96033 Крым, Красноперекопс-кий район с.Воинка ул. Ленина 40а, Воинская СОШ 1-3 ступеней (для Бербега Натальи Иосифовны)
79788226179
Нет
Сказка «Счастье труда»
Было это так давно,
Где-то очень далеко,
За морями и лесами,
За высокими горами,
В той неведомой стране
Жил старик в здравом уме.
У него было три сына:
Три надежных верных тыла,
Три высоких молодца,
Три красивых удальца.
Жили в радости, в печали,
Шли года- не замечали.
Стал отец уж очень стар
Сыновей к себе позвал:
- Вы, сынки, мои родные,
Стали вы совсем большие,
И чтоб в мире этом жить,
Нужно правдой дорожить.
Заниматься любым делом,
Жертвовать душой и телом.
А чтоб делу обучиться
Нужно просто не лениться.
Вы пойдите, мои дети,
Походите вы на свете
Обучитесь – ремеслу,
Научитесь – мастерству,
Чтобы труд вас прокормил –
Чтоб народ благодарил…
Разбрелись они по свету,
Долго ждал отец ответа,
Но, не слышно, ни привета
От сыночков, ни ответа.
Загрустил отец в печали,
А тем, временем издали
Старший сын вот возвратился,
Только слез с коня, умылся,
Стал отец чадо пытать:
- Что на свете смог узнать?
Старший молвил без отказу,
-Поведал,- сказал он сразу,
Очень многое, отец,
Да, узнал я, наконец,
Языков, нездешних, много,
Не суди, отец, ты строго,
Ведь смогу теперь понять,
Где, да что нам лучше брать,
В речь вступлю я с иноземцем
Я пойму визит туземцев.
- Говорит отец в ответ,
Видел много, спору нет.
Да язык – благое дело,
Говоришь, ты так умело
Только ждать будешь купцов,
Тех заморских молодцов,
А себя нужно кормить,
Правильно и честно жить…
Вот прошло ни день, ни два
Средний слез с коня едва:
Он усталым возвратился
Видно славно он трудился.
Радостно отец встречает
Грусть, в глазах, он замечает.
Стал он спрашивать сынка
Что да как, зачем, куда?
Молвит средний сын в ответ
Я объездил белый свет:
Я царю был рад служить
На придворье царском жить.
Там хозяйство вел, старался
Делом тихо занимался.
Царь доволен мною был-
Но, уменье, не добыл.
Слушав сказ второго сына,
Старичок сказал уныло:
- Ведь в прислуге жить,
Так всю жизнь тужить.
Не умеешь ты трудиться,
А умеешь ты пожиться.
Ты играешься с судьбой,
Недоволен я тобой.
А третий брат не возвратился.
Отец вначале возмутился.
Быть может сталася беда?
Ведь нет ни слуха, ни следа.
Горевал старик уж долго,
Пошел искать (о если мог бы) ,
Да сын однажды возвратился,
Он к дому отчему явился,
В лохмотьях, грязный и усталый
Неразговорчив, очень вялый.
Вот стал расспрашивать отец:
- Ну расскажи же, наконец,
Чему, родной мой, научился?
Чего же в жизни ты добился?
- О, путь отец не легок был,
Учился мастерству и бедно жил.
Зато теперь, отец, могу трудиться,
Я людям добрым мог бы пригодиться.
У кузница я знанье получил
Своим приемам мудрым он меня учил.
Могу я плуг сковать, могу подкову,
Могу железо превратить я, к слову,
В хорошее орудие труда,
Теперь без хлеба я не буду никогда.
- Я горд тобою, сын ты мой,
Не нахвалюся я тобой.
Ты знание добыл – а это клад,
И в жизни будет только лад.
Тебе уменье пригодится,
Ведь смог ты делу обучиться.
Прошли года. Был молодцом,
А стал он знатным кузнецом.
И сказка учит нас трудиться,
Искать, работать – не лениться.
Ведь счастье кроется в труде,
А лень не ценится нигде!
Притча - короткий, поучительный рассказ, в котором всегда присутствует мораль. Воспитательный процесс в школе и в детском саду невозможно представить без притчи о труде. При помощи небольшого поучительного рассказа у ребенка можно вызвать желание работать, быть ответственным, исполнительным и честным.
Для многих известных педагогов притчи о труде и трудолюбии стали основным инструментом в воспитании подрастающего поколения. Например, В. Сухомлинский, Макаренко каждый раз делали акцент на необходимости поучительных рассказов, из которых дети сделают выводы, выберут ту модель поведения, которая будет для них правильной.
Притчи о труде для школьников
Воспитывать, научать детей нужно ненавязчиво, не делая определенного акцента на плохом и хорошем. Анализируя услышанное от взрослого, школьник должен самостоятельно сделать выводы, назвать те положительные стороны героев, которым он будет в своей жизни следовать.
Петя и птичка
Однажды бабушка решила прогуляться с внуком Петей по весеннему лесу. Прогулка должна была быть приятной, от весенней природы всем хотелось получить максимум удовольствия. Собираясь в лес, бабушка взяла с собой небольшую корзинку с водой и едой.
Когда выходили из дому, бабушка предложила нести эту корзину Пете. Вскоре эта ноша ему стала невыносимой, он ее то ставил, то тянул. В конечном итоге бабушка забрала корзину и понесла сама.
Придя в лес, бабушка с Петей разложились на поляне и стали готовить бутерброды. Птички пели песни, солнышко светило и согревало своими лучами. На одном из деревьев Петя заметил птичку, которая вила гнездо. Наблюдая за ней, он увидел, что эта птичка постоянно летает и носит по 1 волосинке для своего гнезда.
Он долго наблюдал, как птичка летала туда и обратно, в конечном итоге спросил у бабушки: "Неужели такая маленькая птичка совершает тысячи полетов ради своего уютного гнезда?". На что она ответила: «Совершает, ведь она трудолюбивая».
Покушав и отдохнув, Петя встал и забрал корзину, чтобы принести ее самостоятельно к своему дому.
Лоза и хозяин
Притчи о труде составлялись для детей в разные периоды развития общества. Интересными и оригинальными были рассказы периода Ренессанса. Одну из таких написал Леонардо да Винчи.
Весной крестьянин бережно и трепетно ухаживал за своим виноградом, он постоянно его окучивал, подвязывал, ставил прочные подпорки, давая ему вольно разрастаться.
Видя такую щедрую заботу и любовь, виноградная лоза отплатила прекрасным урожаем виноградных кистей. Они были сочными, ароматными, большими и вкусными.
Собрав весь урожай, крестьянин решил, что ему необходимы не только гроздья, но и хворост на растопку. Он выкопал все подпорки, обрезал виноград до самого основания, надеясь, что весной еще раз одарит его любовью.
Но весной чуда не случилось. Неухоженный, обрезанный виноград замерз, а крестьянин остался без урожая.
Два волка
Притча о труде для детей младшего школьного возраста должна основываться на сюжетах о животных, сказочных героях. Отличным вариантом будет следующая притча.
В каждом человеке соединяются два и зло, трудолюбие и лень. Каждый день эти волки борются между собой, позволяя человеку работать или отдыхать, помогать или вредить.
Но кто из волков в конечном итоге побеждает?
Всегда побеждает лишь тот волк, которого каждый человек кормит и лелеет.
Ворона и заяц
Бежит по лесу заяц, видит - ворона сидит на дереве. Подойдя поближе, он спрашивает:
Можно ли целый день сидеть и ничего не делать?
На что ворона ответила, что можно.
Сел заяц рядом и сидит, смотрит - волк бежит. Увидел он зайца, подошел и без проблем съел его. Ворона посмотрела с ветки на это и сказала:
Сидеть и ничего не делать можно каждому, но никто не знает, когда и кто его съест!
Притчи о труде - это прекрасный вариант для воспитания своего ребенка. Их нужно рассказывать в ненавязчивой форме дома, учить и акцентировать внимание на ошибках. Именно такое восприятие ребенком воспитательных моментов позволит самостоятельно сделать свои выводы, выбрать для себя модель дальнейшего поведения. При помощи притчи о труде можно не только научить ребенка трудиться и отвечать за свои поступки, но и дать ему правила хорошего тона, умение говорить и действовать только при помощи слова.
Труд – основа основ, начало начал, сила из сил. Трудиться хлопотно, тяжело, но всё в жизни даётся трудом. О труде можно хитрое словесное кружево плести, можно и сказку рассказать.
«Как труд человека меняет»
Автор сказки: Ирис Ревю
Совсем разленился Митрофан. А соседям жалуется:
— Приболел, всякие хвори начали цепляться.
Народ уж поля пшеницей засевать начал, а Митрофан всё охает.
И вот однажды постучался к Митрофану главный работник по имени Труд Иванович, и строго спрашивает:
— Отвечай, Митрофан, по добру по здорову, почему не начинаешь сев?
— Приболел немного.
— А знаешь ли ты, Митрофан, что от лени человек болеет, а от труда здоровеет? – спросил его Труд Иванович.
Поднялся Митрофан, подпоясался, да и пошёл в поле. А там все трудятся. И Труд Иванович здесь же. Кому подмигнёт, кого пожурит, но всем помогает.
И Митрофану помог, когда тот работать начал. Обрадовался Труд Иванович, что Митрофан лениться перестал. Правильно, не век же парню на печи сидеть.
А Митрофан, поработав, совсем другим стал: щеки порозовели, глаза горят. Куда только хвори подевались? Убежали, наверно, в царство Лени-матушки.
Да, не зря молвится пословица: «От лени человек болеет, а от труда здоровеет».
Вопросы к сказке «Как труд человека меняет»
Почему Митрофан не приступал к севу?
Кто отправил Митрофана в поле?
Изменил ли труд Митрофана?
Кто помог Митрофану в работе?
Должны ли люди помогать друг другу в работе?
Почему человек от лени болеет, а от труда здоровеет?
Какие ещё пословицы о труде ты знаешь?
Василий Сухомлинский
Бабушка и Петрик
В теплый весенний день бабушка взяла внука с собой в лес. Собираясь в дорогу, она дала Петрику корзинку с едой и фляжку с водой. Петрик был ленивым мальчиком, и вскоре ноша показалась ему тяжелой. Тогда бабушка понесла корзинку с едой сама.
В лесу они сели под куст передохнуть. Вскоре к соседнему дереву прилетела маленькая птичка. В клюве она несла волосинку.
Петрик тихонько, чтобы не вспугнуть птичку, поднялся и увидел на дереве большое волосяное гнездо.
А птичка быстро улетела и вскоре возвратилась к гнезду с волосинкой в клюве. Петрик широко раскрыл глаза от удивления.
Бабушка, - прошептал он, - неужели она каждый раз приносила по волосинке и построила такое большое гнездо?
Да, по волосинке, - ответила бабушка. - Это трудолюбивая птичка. Петрик задумался. Через минуту он сказал:
Бабушка, можно я сам понесу корзинку с едой? И пальто ваше понесу. Можно?
Василий Сухомлинский
Каждый человек должен
Мама с маленьким Петриком сели в поезд. Они едут в далекий южный город, на берег теплого моря - отдыхать. Мама стелет на полке постель для себя и на отдельной полке - для Петрика. Мальчик ужинает: ест вкусную булку, куриную ножку и яблоко. Мягко покачиваясь, убаюкивают вагоны. Лег Петрик на мягкую постель и спрашивает:
Мама, вы говорили, что поезд ведет машинист. А кто же ночью ведет поезд? Неужели он идет сам?
Ночью тоже ведет поезд машинист.
Как? - удивляется Петрик. - Неужели он ночью не спит?
Не спит, сынок.
Мы спим, а он не спит? Целую ночь? - еще больше удивляется Петрик.
Да, машинист не спит целую ночь. Если бы он хоть на минуту уснул, поезд разбился бы и мы погибли бы.
Но как же это так? - не может понять Петрик. - Ведь спать-то ему хочется?
Хочется, но он должен вести поезд. Каждый человек - должен. Посмотри в окно, видишь: вон в поле пашет землю тракторист. Ночь, а человек работает, видишь, как прожектором освещает поле? Потому что он должен работать ночью.
И я должен? - спрашивает Петрик.
И ты должен.
Что же я должен?
Быть человеком, - ответила мама. - Это самое главное. Трудиться. Уважать и почитать старших. Презирать лень и нерадивость. Любить свою родную землю.
Петрик долго не мог уснуть.
Василий Сухомлинский
Правильно думай о труде
Пятиклассники посадили много кустов рябины. Когда-нибудь целая роща вырастет. А пока что нужно поливать кусты, ухаживать за ними.
Разделили кусты между учениками. Каждому досталось по четыре деревца.
Марийка и Оля сидят за одной партой. И кусты рябины их рядом.
Договариваются девочки и приходят вместе поливать деревья.
Первую рябину Марийке поливать очень легко, вторую - немного труднее, третью - трудно, а на четвертую уже совсем мало остается сил.
Но вот заболела Оля, и пионервожатая попросила Марийку:
Поливай и Олины деревца. Она же твоя подруга.
Марийка тяжело вздохнула, взяла ведро и пошла к рябиновой роще. Она все думала: теперь ей поливать восемь деревьев. Восемь поливалок воды надо нести от колодца.
Девочка взялась за работу. Полила одно дерево, второе, третье. И вот что странно: работа казалась ей легкой. Уже на шестом деревце стало труднее. Седьмое деревце поливать было совсем трудно, а на восьмое едва хватило сил.
«Вот оно что, - думала Марийка, окончив работу. - Теперь я знаю, как облегчить работу. Надо думать: мне поливать двенадцать деревьев. Тогда восемь поливать будет совсем легко».
Так она и сделала на следующий день. Собираясь на работу, она все время думала: мне надо полить двенадцать деревьев. Вытащить из колодца и отнести в рябиновую рощу двенадцать ведер воды.
Поливая, она все время думала только об одном: мне сегодня надо полить двенадцать деревьев.
Полила восемь - и не ощутила усталости. «Самое трудное - приучить себе правильно думать о труде», - вспомнила Марийка слова учителя.
Василий Сухомлинский
Не потерял, а нашел
Когда сыну исполнилось двенадцать лет, отец дал ему новую лопатку и сказал:
Иди, сын, в поле, отмерь участок площадью сто ступней вдоль и сто поперек и вскопай.
Пошел сын в поле, отмерил участок и стал копать. А копать он еще не умел. Трудно было вначале, пока приловчился копать и к лопате приспособился.
К концу работа пошла все лучше и лучше. Но, когда сын вонзил лопату в землю, чтобы перевернуть последнюю горсть почвы, лопата сломалась.
Возвратился сын домой, а на душе неспокойно: что скажет отец за сломанную лопату?
Простите меня, отец, - сказал сын. - Я допустил потерю в хозяйстве. Лопата сломалась.
А копать ты научился? Копать тебе в конце было трудно или легко?
Научился, и копать в конце мне было легче, чем в начале.
Значит, ты не потерял, а нашел.
Что же я нашел, отец?
Желание трудиться. Это самая дорогая находка.
Из одного и того же куска железа и в одной и той же мастерской были сделаны два плуга. Один из них попал в руки земледельца и немедленно пошел в работу, а другой долго и совершенно бесполезно провалялся в лавке купца.
Случилось через несколько времени, что оба земляка опять встретились. Плуг, бывший у земледельца, блестел, как серебро, и был даже еще лучше, чем в то время, когда он только что вышел из мастерской; плуг же, пролежавший без всякого дела в лавке, потемнел и покрылся ржавчиной.
Скажи, пожалуйста, отчего ты так блестишь? - спросил заржавевший плуг у своего старого знакомца.
От труда, мой милый, - отвечал тот, - а если ты заржавел и сделался хуже, чем был, то потому, что всё это время ты пролежал на боку, ничего не делая.
Что посеешь, то и пожнешь (по мотивам ненецкой сказки)
|
Есть такая пословица – "Что посеешь, то и пожнешь". Добрые дела – добрые плоды приносят. Жила-была в тундре маленькая лисичка. Захотелось ей как-то погулять. На белый свет посмотреть да себя показать. Вот вылезла лисичка из теплой норки и пошла на берег моря. Глядит, а из воды высунула головку маленькая рыбка. Ее еще бычком называют. Хотя бычок этот от головы до хвоста чуть больше пальца...
Увидел бычок лисичку и заулыбался от радости. А улыбка у бычка, как говорится, до ушей...
Вздумалось лисичке бычка подразнить. Встала она лапы в боки, язык подлиннее высунула и давай дразниться:
Лупоглазый бычок,
Криворотый дурачок!
Услышал это бычок и аж позеленел от обиды. Да и как иначе? Ни за что ни про что обидели. Но плакать бычок не стал. А сам сказал лисичке:
– А ты... ты – вредная лисица!
И хвост твой тощий, как косица.
Как услыхала это лисичка, так заревела на всю тундру! А потом со всех ног помчалась домой. В теплую норку. Маме-лисе жаловаться.
– Мама, мама, меня бычок обидел! Съешь его, мамочка!
– Да чем же он тебя обидел? – спрашивает мама-лиса.
– Он сказал, что я вредная! А еще, что у меня хвост, как косица! А ведь мой хвостик самый-самый пушистый во всей тундре... Мамочка, этот бычок плохой! Он дразнится... Съешь его, мамочка!
– Как же я его съем? – говорит мама-лиса. – Ведь он в море живет, а не в тундре... Где ж мне его поймать? Да и знаю я бычков. Сами они мухи не обидят. А вот если их кто обидит, тогда могут за себя постоять. Послушай, доченька, уж не обидела ли ты сама бычка первой?
Молчит лисичка. Глаз от стыда поднять не смеет. Да и что тут скажешь? И так все ясно. Что заслужила то и получила.
Не зря говорится. Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними.
Вот так-то.
У тебя у самого свой ум |
Козел повадился в огород: бывало, как только пастухи выгонят гурт (стадо. – Ред.) свой, то Васька мой сперва, как добрый, идет, головой помахивает, бородой потряхивает; а как только ребятишки засядут в овражке где-нибудь в камешки играть, то Васька и отправляется прямо в капусту.
Раз и пошел он тем же знакомым путем, идет себе да пофыркивает. В это время отбилась от гурта глупая овца, зашла в чащу, в крапиву да в лопушник; стоит, сердечная, да кричит, да оглядывается - не найдется ли кто добрый человек, чтобы вывел из этой беды. Увидавши козла, обрадовалась она, как родному брату: пойду, дескать, хоть за ним. “Этот выведет: мне не первина (не в первой. – Ред.) за ним идти; у нас и впереди гурта тот козел-вожак идет, за ним ступай смело!”
Пошла овца наша, увязавшись за козлом. Он через овраг - она через овраг; он через тын - она через тын, и попала с ним же в огород.
На этот раз огородник заглянул как-то пораньше в капусту свою да и увидал гостей. Схватил он хворостину предолгую да кинулся на незваных. Козел, как попроворнее, успел перескочить опять через тын, мемекнул да и пошел себе в чистое поле, а бедная овца замоталась, стала кидаться, оробев, во все стороны да и попалась. Не пожалел огородник хворостины своей: всю измочалил о бедную овцу, так, что уже она кричит не своим голосом, да помощи нет ни от кого. Наконец огородник, подумавши про себя: чего доброго, еще убьешь дуру эту, после хозяин привяжется. Выгнал ее в калитку и еще-таки на дорогу вытянул во всю длину хворостиной.
Пришла овца домой, в гурт, да и плачется на козла, а козел говорит:
А кто велел тебе за мною хвостом бегать? Я пошел в свою голову, так мой и ответ; коли мучик мне отомнет бока, так я ни на кого плакаться не стану, ни на хозяина, зачем дома не кормит, ни на пастуха, зачем-де не приглядел за мною, а уж буду молчать да терпеть. А тебя, зачем нелегкая понесла за мною? Я тебя не звал.
И козел, хоть и плут, вор, а прав в этом деле. Смотри всяк своими глазами, раскидывай своим умом да и ступай туда, где лучше. И у нас то же бывает: один пустится на какой ни есть грех, а другой, на него глядя, за ним же, да после, как попадется, и плачется на учителя. А разве у тебя у самого своего ума нет?
Чудный день |
Некогда жили два брата. У каждого из них было много детей. Братья были благочестивы и трудолюбивы. Они приучали к трудолюбию и своих детей, и вся семья была счастлива и богата.
Раз один из братьев призвал к себе своих племянников и сказал им:
Брат мой, а ваш отец, знает такой день, в который можно навсегда обогатиться, если усердно потрудишься, и потом жить без труда. Я и сам испытал это на себе, но теперь забыл, какой именно это день, поэтому идите к вашему отцу, он точнее скажет вам об этом.
Это сказано было потому, что дети, надеясь на отцовское богатство, стали проявлять некоторую беспечность в своей жизни. Они с радостью пошли к отцу и сказали:
Отец, укажи нам тот день, в который мы могли бы, потрудившись, счастливо жить потом без труда.
Отец, поняв в чем дело, отвечал:
Я сам, дети, забыл этот день; но идите и потрудитесь год. В это время, может быть, вы и сами узнаете о чудном дне, дающем беспечальное житие.
Дети трудились весь год, но чудодейственного дня не заметили. Отец воздал им должное за труды и сказал:
Вы вот что сделайте: разделите теперь год на четыре времени: весну, осень, зиму и лето. Трудитесь, и вы найдете тот день.
Дети поступили согласно наставлению отца, но желанного дня опять не обрели. Отец по окончании года дал уже такой совет:
Разделите год на двенадцать месяцев и опять трудитесь, и найдете этот день.
Они продолжали добросовестно трудиться, но и на этот раз счастливого дня не нашли.
В конце концов, они сказали отцу:
И опять указанного тобою дня мы не нашли. Но, работая, мы приобрели себе средства к жизни и более трудиться уже не станем, напрасно ища таинственного дня.
Отец отвечал:
Да, милые дети, усердным и неустанным трудом вы действительно много приобрели для себя, поэтому теперь можете жить спокойно. Но если бы вы стали еще несколько лет так же трудиться, то вашего богатства хватило бы и вам, и детям вашим, и тем, которые не по своей, может быть, вине впали в великую нужду. Итак, вы обрели желанный день.
Дети поняли своего отца и сказали:
Да, мы поняли все и благодарим тебя за мудрое отеческое наставление.
Жили-были на одном дворе кот, козел да баран. Жили они дружно: сена клок и тот пополам; а коли вилы в бок, так одному коту Ваське. Он такой вор и разбойник: где что плохо лежит, туда и глядит. Вот идет раз котишко-мурлышко, серый лобишко; идет да таково жалостно плачет. Спрашивают кота козел да баран:
Котик-коток, серенький лобок! О чем ты плачешь, на трех ногах скачешь?
Отвечает им Вася:
Как мне не плакать! Била меня баба, била; уши выдирала, ноги поломала, да еще и удавку на меня припасала.
А за что же на тебя такая беда пришла? - спрашивают козел да баран.
Эх-эх! За то, что нечаянно сметанку слизал.
Поделом вору и мука, - говорит козел, - не воруй сметаны!
Вот кот опять плачет:
Била меня баба, била; била - приговаривала: придет ко мне зять, где сметаны будет взять? Поневоле придется козла да барана резать.
Заревели тут козел да баран:
Ах ты, серый ты кот, бестолковый твой лоб! За что ты нас-то сгубил?
Стали они судить да рядить, как бы им беды великой избыть (избежать. Ред.), - и порешили тут же: всем троим бежать. Подстерегли, как хозяйка не затворила ворот, и ушли.
Долго бежали кот, козел да баран по долам, по горам, по сыпучим пескам; пристали и порешили заночевать на скошенном лугу; а на том лугу стога, что города, стоят.
Ночь была темная, холодная: где огня добыть? А котишка-мурлышка уж достал бересты, обернул козлу рога и велел ему с бараном лбами стукнуться. Стукнулись козел с бараном, искры из глаз посыпались: бересточка так и запылала.
Ладно, - молвил серый кот, - теперь обогреемся! - да недолго думавши и зажег целый стог сена.
Не успели они еще порядком обогреться, как жалует к ним незваный гость
мужичок-серячок, Михаило Потапыч Топтыгин.
Пустите, - говорит, - братцы, обогреться да отдохнуть; что-то мне неможется.
Добро пожаловать, мужичок-серячок! - говорит котик. - Откуда идешь?
Ходил на пчельник, - говорит медведь, - пчелок проведать, да подрался с мужиками, оттого и хворость прикинулась.
Вот стали они все вместе ночку коротать: козел да баран у огня, мурлышка на стог влез, а медведь под стог забился.
Заснул медведь; козел да баран дремлют; один мурлыка не спит и всё видит. И видит он: идут семь волков серых, один белый - и прямо к огню.
Фу-фу! Что за народ такой! - говорит белый волк козлу да барану. Давай-ка силу пробовать.
Заблеяли тут со страху козел да баран; а котишка, серый лобишка, повел такую речь:
Ах ты, белый волк, над волками князь! Не гневи ты нашего старшего: он, помилуй Бог, сердит! Как расходится - никому несдобровать. Аль не видишь у него бороды: в ней-то и вся сила; бородой он всех зверей побивает, рогами только кожу сымает. Лучше подойдите да честью попросите: хотим-де поиграть с твоим меньшим братцем, что под стогом спит.
Волки на том козлу кланялись; обступили Мишу и ну заигрывать. Вот Миша крепился-крепился да как хватит на каждую лапу по волку, так запели они Лазаря (жаловались на судьбу. - Ред.). Выбрались волки из-под стога еле живы и, поджав хвосты, - давай Бог ноги!
Козел же да баран, пока медведь с волками расправлялся, подхватили мурлышку на спину и поскорей домой: «Полно, говорят, без пути таскаться, еще не такую беду наживем».
Старик и старушка были рады - радехоньки, что козел с бараном домой воротились; а котишку - мурлышку еще за плутни выдрали.
Притчи про труд
В кузнице отремонтировали две сохи. Они выглядели одинаково. Одна из них осталась стоять в углу сарая. Её жизнь была легче, чем жизнь другой сохи, которую крестьянин на следующее утро погрузил на телегу и привёз на поле. Там она стала красивой и блестящей. Когда обе сохи вновь встретились в сарае, они с удивлением посмотрели друг на друга. Соха, которую не употребляли в дело, была покрыта ржавчиной. С завистью она смотрела на блестящую подругу:
Скажи, как ты стала такой красивой? Ведь мне так хорошо было в тишине сарая стоять в своём углу.
Это безделье тебя изменило, а я стала красивой от труда.
Христианская притча
Как-то раз одному человеку приснился сон. Ему снилось, будто он идёт песчаным берегом, а рядом с ним - Господь. На небе мелькали картины из его жизни, и после каждой из них он замечал на песке две цепочки следов: одну - от его ног, другую - от ног Господа.
Когда перед ним промелькнула последняя картина из его жизни, он оглянулся на следы на песке. И увидел, что часто вдоль его жизненного пути тянулась лишь одна цепочка следов. Заметил он также, что это были самые тяжёлые и несчастные времена в его жизни.
Он сильно опечалился и стал спрашивать Господа:
Не ты ли говорил мне: если последую путём твоим, ты не оставишь меня. Но я заметил, что в самые трудные времена моей жизни лишь одна цепочка следов тянулась по песку. Почему же ты покидал меня, когда я больше всего нуждался в тебе?
Господь отвечал:
Моё милое, милое дитя. Я люблю тебя и никогда тебя не покину. Когда были в твоей жизни горе и испытания, лишь одна цепочка следов тянулась по дороге. Потому что в те времена я нёс тебя на руках.
Современная притча
Профессор философии, стоя перед своей аудиторией, взял пятилитровую стеклянную банку и наполнил её камнями, каждый не менее трёх сантиметров в диаметре.
В конце спросил студентов, полна ли банка?
Ответили: да, полна.
Тогда он открыл банку горошка и высыпал её содержимое в большую банку, немного потряс её. Горошек занял свободное место между камнями. Ещё раз профессор спросил студентов, полна ли банка?
Ответили: да, полна.
Тогда он взял коробку, наполненную песком, и насыпал его в банку. Естественно, песок занял полностью существующее свободное место и всё закрыл.
Ещё раз профессор спросил студентов, полна ли банка? Ответили: да, и на этот раз однозначно, она полна.
Тогда из-под стола он достал кружку с водой и вылил её в банку до последней капли, размачивая песок.
Студенты смеялись.
А сейчас я хочу, чтобы вы поняли, что банка - это ваша жизнь. Камни - это важнейшие вещи вашей жизни: семья, здоровье, друзья, свои дети - всё то, что необходимо, чтобы ваша жизнь всё-таки оставалась полной даже в случае, если всё остальное потеряется. Горошек - это вещи, которые лично для вас стали важными: работа, дом, автомобиль. Песок - это всё остальное, мелочи.
Если сначала наполнить банку песком, не останется места, где могли бы разместиться горошек и камни. И также в вашей жизни, если тратить всё время и всю энергию на мелочи, не остаётся места для важнейших вещей. Занимайтесь тем, что вам приносит счастье: играйте с вашими детьми, уделяйте время супругам, встречайтесь с друзьями. Всегда будет ещё время, чтобы поработать, заняться уборкой дома, починить и помыть автомобиль. Занимайтесь, прежде всего, камнями, то есть самыми важными вещами в жизни; определите ваши приоритеты: остальное - это только песок.
Тогда студентка подняла руку и спросила профессора, какое значение имеет вода?
Профессор улыбнулся.
Я рад, что вы спросили меня об этом. Я это сделал просто, чтобы доказать вам, что, как бы ни была ваша жизнь занята, всегда есть немного места для праздного безделья.