Рассказ о первобытных людях. Как жили древние люди? Вопросы к кроссворду

Древнейшие люди ещё очень напоминали обезьян — грубые лица с приплюснутыми носами, низкие и покатые лбы, выступавшие вперёд челюсти. При ходь-бе человек сильно наклонялся вперёд. Пальцы у него были неловкие, а тело покрывала шерсть. Люди ещё не могли говорить, а лишь издавали отрывистые звуки, предупреждая друг друга об опасности, призывая на по-мощь, выражая радость и гнев.

Древнейшие люди жили небольшими группами . Питались тем, что давала при-рода. Люди не умели выращивать злаки, овощи и фрукты, а собирали съедобные коренья, плоды, другие дары природы. Это занятие называется собирательством . Дру-гим их важнейшим занятием стала охота .

Тем не менее, это были люди, а не жи-вотные. Подобрав подходящий камень, они заостряли его край — ударяли по нему другим камнем и скалывали кусочки. Заострённый камень стал первым орудием человека. Это ру-било . Его острым краем строгали или рубили, а тупым — ударяли. С помощью рубила изготавливались другие орудия труда — палка-копалка для собирательства, а позднее — копьё для охоты.


Добывание огня. Современные рисунки

Овладение огнём

В природе случаются пожары — от удара молнии, извержения вулкана. Долгое время древнейшие люди боялись огня. Но они заметили, что огонь может приносить пользу. Он даёт тепло и свет, отпугивает хищников. Приготов-ленная на костре пища мягче и вкуснее сырой. В костре обжига-ли и заостряли наконечники копий.

Овладение огнём не только сплачивало людей, но и развива-ло их мышление. Людям необходимо было знать, что годится как топливо, сколько дров положить в костёр. Использовать огонь люди стали более миллиона лет назад.

Вначале люди только использовали огонь, но сами зажигать его не умели. Приходилось поддерживать костёр и днём и но-чью. Уходя на новое место, люди забирали с собой огонь. Внача-ле человек научился использовать огонь, потом — добывать его.

Значение охоты в жизни первобытных людей

Охота стала для древних людей более важным занятием, чем собирательство. Она дава-ла людям питательную мясную пищу. Успех на охоте во многом зависел от самих людей, ведь охотники могли совершенствовать приёмы охоты и своё оружие.

Первобытные люди охотились на крупных животных. Один крупный зверь обеспечивал пищей сразу всех, а мелких зверьков требовалось бы поймать очень много. Для охоты на них нужны капканы, которые люди ещё не умели делать. Победить большо-го зверя удавалось только общими усилиями охотников, поэтому первобытные люди охотились не в одиночку, а коллективно .

Люди гнали зверя или целое стадо животных к обрыву или к ловушке, а потом добивали камнями и копьями. Помогал и огонь — можно было поджечь траву и, напугав животных, по-гнать их в нужную сторону. Охота сплачивала и организовывала людей. Каждый знал своё место на охоте. Молодые охотники учи-лись у старших. Охота побуждала людей изобретать новые орудия труда. Охота стала самым важным занятием древнейших людей.

Орудия каменного века

За сотни тысяч лет люди научились мастерски обрабатывать камень. Они уже не делали грубых рубил, служивших и ножом, и молотком, и топором. Для всякой работы делался свой инструмент. Скребками снимали звериные шкуры и соскабливали с них жир. Каменными ножами шкуры разрезали.

Каменный наконечник привязывали кожаными ремешками к древку. Такое копьё намного лучше деревянного. Из костей и рогов вырезались шилья и иглы. Кость соединили с деревом, и получился гарпун — копьё с зазубренным костяным наконечни-ком. Им ловили рыбу.


1. Каменные ножи. 2. Каменные наконечники. 3. Костяные гарпуны

Но самым важным материалом оставался камень. Время, ког-да люди пользовались каменными орудиями труда, учёные на-зывают каменным веком .

Великое оледенение

Около 100 тысяч лет назад на плане-те наступило очередное похолодание. С севера на территорию Европы и Азии надвигался ледник — огромный слой льда тол-щиной до 2 километров. Привыкшие к тёплому климату живот-ные — антилопы, бегемоты, львы — погибли или ушли далеко на юг. Вместо них появились другие, не боявшиеся холода — северный олень, бизон, шерстистый носорог, пещерный мед-ведь. А самым крупным и сильным животным был мамонт — громадный слон с рыжевато-бурой шерстью и длинными, изогнутыми бивнями.

Как же повлияло великое оледе-нение на жизнь и развитие чело-века? Человек не погиб. Он умел трудиться, у него был огонь. Он научился охотиться на очень круп-ных животных, даже на мамонтов. Но охота на них была трудным и опасным занятием. Одолеть таких больших зверей можно было толь-ко сообща, устраивая им ловушки. Мамонты были неповоротливы и проваливались в замаскированные ямы. Каждый мамонт оказывался настоящей «кладовой» мяса, кос-тей и шкур, ведь его вес достигал 6 тонн. На холоде мясо хорошо со-хранялось, поэтому люди смогли запасать его.

Оледенение вынудило человека позаботиться о постройке жи-лищ. Для сооружения землянок и хижин в ход шли кости и бивни мамонтов. Сверху жилище покрывали звериными шкурами. Лю-дям пришлось также придумать тёплую одежду. Её сшивали кос-тяными иглами из мохнатых шкур. Материал с сайта

Изобретение лука и стрел

Примерно 13 тысяч лет назад , после великого оледенения вновь наступи-ло потепление. Ледник таял и, отступая к северу, оставлял за со-бой озёра и реки. Природный и животный мир стал похожим на наш. Охотиться теперь стали на быстро бегающих животных не-большими группами или в одиночку. Для такой охоты требова-лось новое оружие.

Люди заметили, что согнутые гибкие ветви распрямляются с большой силой. Так были изобретены лук и стрелы , поражав-шие зверя на расстоянии сотни шагов. Наконечники стрел де-лали из камня.

Появились каменные ножи, со-стоящие не из одного куска камня, а из небольших каменных пластин с острыми краями, которые встав-ляли в рукоятки из кости или де-рева. Нож из каменной пластины на костяном держателе легко было отремонтировать, стоило только заменить сломанную пластину.

Прикрепив заострённый камень к деревянной рукоятке, люди сдела-ли топор . Через несколько тысяч лет они научились сверлить ка-мень полой костью, подсыпая на камень песок. Потом обух крепко насаживали на рукоятку.

Осваивая освобождаемую лед-ником территорию, люди изобре-ли плот, а затем из толстых ство-лов деревьев стали выдалбливать лодки .

Таким образом, изменения климата на планете — великое оледенение, а затем таяние ледника — заставляли человека всякий раз приспосабливаться к новым условиям, способство-вали его развитию.

Вопросы по этому материалу:

  • Что давала древнейшим людям охота?

  • Какое из орудий древнейших людей было наиболее полезным для них?

  • Как древнейшие люди использовали огонь?

  • Какую роль играли живот-ные в жизни людей?

  • Почему охоту можно считать более важным занятием первобытных лю-дей, чем собирательство?

  • Почему охота могла быть только коллективной?

  • На Земле первобытные люди появились более 2 миллионов лет назад. Важной отличительной чертой людей от человекоподобных обезьян стало появление каменных орудий труда – обломков грубо обработанных камней. Именно наличие примитивных орудий труда дает возможность археологам отличать останки человекоподобной обезьяны от останков древнего человека. Эпоха существования первобытных людей стала называться палеолит – древнекаменный век.

    10 интересных данные о жизни представителей палеолита.

    1. Одомашнивание животных началось с волка в ориньякский период. Животное приручалось для оказания помощи в охоте и значительно позже стало выполнять сторожевые функции. Первые доказательства совместного существования зверя и человека обнаружены в пещере Chauvet во Франции. Следы оставлены 26 тыс. лет назад. Следующими одомашненными животными стали муфлоны (овцы), козы, быки и бараны.
    2. Огонь первобытные люди научились добывать около 500 тыс. лет назад. Покорение огненной стихии началось с выработки навыков поддерживать некоторое время пламя, которое возникало во время природных пожаров, ударов молний. Если огонь потухал, вновь приходилось ждать появления его естественных источников. Так происходило до тех пор, пока случайно не была обнаружена закономерность — трение сухих веток или кусков кремния дают заветную искру. Ею можно поджечь сухую траву, листья. С этого момента использование огня первобытным человеком можно считать осознанным.
    3. Охота на мамонтов велась не ради добычи пищи. Интерес представляли бивни и кости, использовавшиеся для производства орудий труда. Исследование повреждений животных позволило ученым сделать вывод о существовании на тот момент писаных методов (инструкций) правильного ведения охоты. В бедренных и лопаточных костях мамонтов остались каменные наконечники, следы нанесения удара копьями. Угол следов доказывает, что люди подходили к добыче сзади с правой стороны, удары делали целенаправленно в грудную клетку. Археологи предполагают, что наскальные рисунки Руффиньяк с линиями на теле животного указывают область нанесения удара, то есть учат правилам охоты.
    4. Хижина с костром, обнаруженная в Ницце на горном склоне (Терра-Амата) – достояние людей неандертальского периода. Сооружение датируется 380 000 г. до н.э. Находка свидетельствует, что местом проживания древних людей были настоящие хижины, поделенные на зоны: кухня, спальня, мастерская.
    5. Танец для первобытного человека являлся способом жизни, основой разных обрядов: тотемных, охотничьих, военных. Танец по кругу был сопряжен с культами Луны и солнца. Хлопки, прыжки, дерганье – несли определенный смысл. Например, топанье, как движение, заставляло землю дрожать и покориться силе человека.
    6. Лук – изобретение людей, проживавших около 25 тысяч лет назад. В пещере Сальтадора (Испания) есть рисунок охотника, стреляющего дротиком из лука размером с человека. Лук и три дротика он держит левой рукой, а правой – отводит тетиву.
    7. Первобытным людям не было чуждо искусство. Его зарождение относят к эпохе мустье. Находки, возраст которых (150-30.000 лет) содержат примитивный орнамент в виде ямок, насечек, крестиков. Наскальные изображения эпохи палеолита окрашены охрой, оксидами металлов, древесным углем. Наиболее известен рисунок со сценой боя носорогов, выполненный около 32.000 лет назад на стенах пещеры Шове (Франция). Делаем вывод: предки любили и умели рисовать.<
    8. Погребения и магические ритуалы появились в среднем палеолите. Доказательством тому являются могилы неандертальцев в Хорватии. Их возраст – 130 тысяч лет. Кости погребенных содержат следы очистки от мышц, придания им определенного положения, то есть речь идет о первых культах и ритуалах.
    9. Флейта – древнейший музыкальный инструмент. Найденный археологами костяной образец относится к эпохе ориньякской культуры палеолита. Первые флейты датируются учеными 35-40.000 годами до н.э.
    10. В период верхнего палеолита становятся популярными украшения, выполненные из костей животных, их зубов, бивней мамонтов. Это обручи для волос, браслеты, бусы, подвески. В этот же период активно развивается вязание, плетение и даже ткачество. Первый текстиль, обнаруженный в Центральной Европе в месте стоянок первобытных людей, насчитывает 26 тысяч лет. Сырье для него – волокна крапивы и конопли.

    Похоже на сказку? На самом деле изложенные факты – чистая реальность.

    Интересные данные о первобытных людях кратко.

    25.01.2016

    Окружающий мир

    Тема. Начало истории человечества. История первобытного мира.

    Первобытное искусство

    Цели:

    1. Дать учащимся представление о первобытных людях.

    2. Развивать кругозор.

    3. Воспитывать интерес к истории.

    Ход урока

    I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.

    Раз – читаем летопись,

    Два – идем в музей,

    Узнаем о первобытном времени

    И станем мы мудрей.

    Звенит звонок,

    Начинаем наш урок.

    Нам надо многое понять,

    Чтобы историками стать.

    Учитель. Сегодня мы приступим к изучению второй книги «Мир вокруг нас». Какие темы мы будем изучать в этой книге? Откройте содержание и прочитайте их названия.

    Ученики. Мы будем изучать историю.

    Учитель. А что такое история?

    Ученики. История – наука о прошлом. Она изучает, как жили различные народы, какие события происходили.

    Учитель. У всех народов мира есть свое настоящее и прошлое. Каждый человек хочет знать, откуда взялись и как жили его предки. Знание истории помогает людям жить: узнавая прошлое, мы видим, что во все времена наши предки испытывали трудности, невзгоды и лишения. Но жизнь продолжалась, годы горестей и несчастий сменялись лучшими временами. История – это дорога во времени. Она уходит в глубь веков, в седую древность.

    Давайте вспомним исторические термины, изученные раньше, и решим кроссворд.

    Вопросы к кроссворду:

    1. Учреждение, собирающее, хранящее и выставляющее на обозрение предметы истории.

    2. Учреждение, где хранятся документы.

    3. Деловая бумага.

    4. Книжка с перечнем всех дней в году.

    5. Предмет, выставленный в музее.

    Учитель. Прочитайте выделенное слово. Кто это?

    Ученики. Геродот – первый ученый-историк.

    Учитель. Его называют «отцом истории». Почти две с половиной тысячи лет прошло с тех пор, как грек по имени Геродот впервые познакомил людей со своим научным трудом. Он назвал свой труд «История».

    II. Изучение новой темы.

    Учитель. Прочитайте тему урока. Как вы думаете, о чем пойдет речь?



    Ученики. О наших предках, о первобытных людях.

    Учитель. А как люди узнали о первобытных людях? Какая наука помогла узнать нам о жизни первобытных людей?

    Ученики. Археология помогает ученым-историкам. Археологи производят раскопки, извлекают из земли вещи древних людей, их кости.

    Учитель. Археология – наука о древности. Она изучает историю общества по остаткам жизни и деятельности людей. Ученые считают, что древнейшие люди, «следы» которых обнаружены в Африке и Азии, жили более миллиона лет назад. По остаткам скелетов древнейших людей удалось установить, как они выглядели. Древнейший человек сильно отличался от нас с вами – современных людей – и был похож на крупную обезьяну. Однако люди ходили не на четырех лапах, как ходят почти все животные, а на двух ногах, но при этом сильно наклонялись вперед. Руки человека, свешивавшиеся до колен, были свободны, и он мог выполнять ими простую работу: хватать, ударять, рыть землю. Лбы у людей были низкие и покатые, а мозг больше, чем у обезьяны, но значительно меньше, чем у современных людей. Говорить древний человек еще не мог, он издавал лишь немногие отрывистые звуки, ими люди выражали гнев и страх, призывали на помощь и предупреждали друг друга об опасности. Больше половины первобытных людей не доживали до 20 лет: одни погибали в когтях хищников, другие – от болезней и голода.

    Учитель предлагает рассмотреть рисунки на с. 5 учебника и найти черты, отличающие первобытного человека от современного.

    Учащиеся дают ответы.

    Учитель. Прочитайте текст на с. 4–6 учебника. Ответьте на вопрос: почему самая древняя эпоха истории человечества названа первобытной?

    Учащиеся дают ответы.

    К о м п л е к с для улучшения мозгового кровообращения:

    1. Исходное положение – сидя на стуле. И раз, и два – голову отвести назад и плавно наклонить. И три, и четыре – голову наклонить вперед, плечи не поднимать.

    Повторить 4–6 раз.

    2. Исходное положение – сидя, руки на поясе. Раз – поворот головы направо. Два – исходное положение. Три – поворот головы налево. Четыре – исходное положение.

    Повторить 6–8 раз в медленном темпе.

    3. Исходное положение – стоя или сидя, руки на поясе. Раз – правую руку вперед, левую – вверх. Два – сменить положение рук. Повторить 6–8 раз.

    4. Исходное положение – стоя или сидя, руки на поясе. Раз – махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть влево. Два – исходное положение. Три, четыре – то же правой рукой.

    Учитель предлагает учащимся составить рассказ о первобытном человеке, используя рисунок на с. 4 учебника.

    рассказ о первобытном человеке

    Древнейшие люди жили там, где всегда тепло. Поэтому им не нужно было заботиться о теплой одежде. Дома им были необходимы в первую очередь для того, чтобы защититься от палящих солнечных лучей, и они строили эти дома-шалаши очень быстро. Большая же часть времени первобытных людей уходила на поиски пищи.

    Женщины и дети срывали плоды с деревьев, выкапывали съедобные корешки, разыскивали личинки насекомых, яйца птиц и черепах – собирали то, что давала им природа.

    Но людям нужно было мясо. Его добывали мужчины на охоте. В то время на Земле жили мамонты. Как же охотились на мамонта? Выкапывали огромную яму-ловушку, покрывали ее сверху жердями, жерди маскировали ветками. Мамонт мог случайно провалиться в такую ловушку, но чаще всего охотники специально поднимали шум, пугали мамонта огнем и загоняли его в яму. Выбраться он уже не мог, охотникам оставалось только добить свою жертву. После этого яма-ловушка превращалась в кладовую, где хранилась целая гора мяса, и люди могли жить спокойно, не беспокоясь о том, как утолить голод.

    Успех охоты и сбора съедобных растений во многом зависел от капризов природы: то лесной пожар погубит деревья со съедобными плодами и прогонит зверей, то засуха уничтожит траву, которая давала людям съедобное зерно…

    Охотники, отправляясь на охоту, не знали, что их ждет: может быть, убьют большого зверя и обеспечат себя мясом на несколько дней, а может быть, весь день пробегают по лесу в поисках добычи, а домой вернутся ни с чем.

    И вот однажды женщины заметили, что в том месте, где обычно на каменной «терке» перетирали зерна, выросли колоски с такими же зернами. Они догадались, что это проросли случайно рассыпанные зернышки. Попробовали специально рассыпать зерна – получилось, да еще как: где упало одно зерно, вырос целый колосок. Теперь уже можно было выращивать зерно рядом с домом, а не бродить в поисках по лесам и лугам.

    Случалось так, что мужчины, убив на охоте дикую свинью, приносили домой и оставшихся от нее поросят. Помещали детенышей в загон, кормили их, растили… И оказалось, что теперь неудача на охоте не страшна людям: вот она, еда, – в загончике возле дома.

    Так возникли земледелие и скотоводство, так люди стали меньше зависеть от капризов природы.

    История и СИД

    Животный мир пестрел удивительными видами осанки, которые находят во время раскопок. Климат был теплым и влажным. Исполинские папоротники покрывали землю.

    Жизнь первобытных людей

    На протяжении первобытной эпохи человек осуществил огромные свершения

    1. Благодаря труду превратился из обезьяны в человека
    2. Изобрел способы производства орудия труда
    3. Научился добывать огонь
    4. Приручил животных
    5. Научился строить жилища
    6. Изобрел колесо и телегу
    7. Научился обрабатывать кожу и шить одежду
    8. Овладел речью и счетом
    9. Появились религиозные верования, так как человек пытался объяснить мир и свое существование
    10. Люди объединялись в роды и племена, которые дали начало современным народам

    Появление предков человека и их расселение

    Сейчас трудно представить такое время, когда людей на земле не существовало. Несколько миллионов лет тому назад природа была разнообразнее.

    Животный мир пестрел удивительными видами осанки, которые находят во время раскопок. Климат был теплым и влажным. Исполинские папоротники покрывали землю. Однако природный мир все время изменялся, так как изменялись погодные и климатические условия. Исчезали одни виды растений и появлялись другие, то же самое происходило и с животными.

    Очень давно появились древнейшие человекообразные обезьяны – дриопитеки (дерево; обезьяна). Они были не больших размеров, примерно с собаку и жили на деревьях. Дриопитеки были животными, но они стали первыми предками людей

    Дриопитек

    Проходили тысячелетия. Возникали новые и исчезали старые виды животных. Происходило развитие растительного и животного мира, то есть продолжалась эволюция. Таким образом, около 4,5 млн лет назад в естественной среде сформировалось человеческое существо австралопитек (южный; обезьяна). Строение скелета и осанка давали возможность становится на задние конечности. Вследствие сокращения лесов, их возможность стала необходимостью, так как австралопитеки были вынуждены жить в степях. Прямохождение давало возможность, оглядываться вокруг, издали замечать опасность, выслеживать добычу во время охоты. Стоя на задних лапах, австралопитеки могли держать палку или камень – это было первое примитивное оружие. Это делало их более сильными в поединке с хищниками и помогало уцелеть в борьбе за существование. Так же прямохождение помогало быстрее передвигаться, поэтому австралопитеки окончательно перешли в прямохождению. Но австралопитеки при всем этом оставались животными, так как ими руководило не сознание, а животные инстинкты.

    Австралопитек(4-2 млн лет до н.э)

    Эволюция продолжалась, и около 2,6—2,5 млн. лет назад появился еще один вид, животных который был назван презинджантроп (Гибилис). Его движения еще небыли ловкими и осознанными, но он уже умел пользоваться камнями и палками. Презинджантропы расселились по всей Африке и около миллиона лет назад начали осваивать Европу и Азию.

    Жизнь и деятельность предков человека

    Первые орудия труда были очень примитивными. Ручными рубилами первобытные люди рубили стволы деревьев. Строя жилища они разбивали кости убитых животных. Палками раскапывали землю, сбивали плоды с деревьев. Основными занятиями у людей были собирательство и охота.

    Первобытные люди брали у природы все необходимое и при этом, помогая друг другу, это делало их сильней животных.

    Постепенно менялся и вид первобытных людей. Уменьшились челюсти, клыки превратились в зубы, исчезла пасть. Они уже не были похожи на животных; благодаря поискам новых орудий труда увеличивался объем мозга.

    Развивался мозг, становясь более сложным, что делало людей более разумными. Следует заметить, что именно труд способствовал формированию современного человека. Орудия труда мог использовать только человек для своих нужд (охота; защита и.т). Орудия постоянно совершенствовались.


    Наши древние предки всегда были вынуждены бороться за выживание. Их всегда подстерегала опасность от: хищников, голода, болезни. Большинство людей гибло, не дожив до 30 лет. Природа давала возможность выжить только самым сильнейшим. Люди собирались в стаи, которые вместе охотились и защищали друг друга.

    Совершенствование первобытного человека

    Ведя нелегкую борьбу за выживание, первобытные приспосабливались к тяжелым условиям жизни. Их деятельность становилась более осознанной, а орудия труда приобретали правильные и удобные формы. Вместе с тем изменился и человек. Увеличился объем мозга, и выпрямилась осанка. Руки стали короче и ловчее.

    Около 1,5 млн лет назад сформировалось существо под названием синантроп (питекантроп).

    Синантропы не умели добывать огонь, но не боялись им пользоваться. Они выхватывали ветки, вспыхнувшие от удара молнии, или загоревшуюся траву в жаркий день. Владение огнем ускорило умственное развитие человека. Запеченная пища лучше переваривалась и давала полезные вещества. Животные боялись огня, а человек смотрел на него разумным взглядом. Не умея добывать огонь, люди берегли его, поддерживая в пещерах костры очень долго, иногда сотни лет.

    Изменения окружающей среды

    Около 600 тыс. лет тому назад на земле началось сильное похолодание. Климат планеты сильно изменился. Зимы стали длинными, а лето коротким и таким прохладным, что снег не успевал таять, следующей зимой на него ложился новый пласт снега. Образовался ледяной панцирь толщиной 1,5-2 км

    Наступил ледниковый период. Ото льда гибли тропические леса и теплолюбивые животные. Появились шерстные носороги, северные олени, пещерные львы и т.п. Люди вынуждены были приспосабливаться к изменениям в природе

    Наиболее известные стоянки на территории Европы

    Эволюция привела изменения строения тела древнейших людей, создав виды которые будут легче существовать в новых условиях. Так около 100 тыс. лет тому назад появился неандерталец , получивший название от долины Неандерталь, по которой протекает река Неандер (Германия).

    Неандертальцы были не высокого роста (до 165см) Массивная голова, короткое туловище и широкая грудь. Строение тела значительно ближе к современному человеку, чем у предыдущих видов. Руки были не сильно ловкими и подвижными, но очень сильными как тиски. Живя в пещерах, неандертальцы начали строить себе жилища из костей больших животных: мамонтов, бизонов, покрывая их шкурами. Неандертальцы стали значительно умнее синантропов. Они научились добывать огонь.

    Человек овладел огнем – это стало одним из величайших его достижений.

    Неандерталец (140-20тыс. лет назад)


    Неандертальцы стали свободно передвигаться и искать благоприятные районы для жизни. Они расселились на значительных территориях, странствуя небольшими группами, первобытными стаями. Такие группы могли защитить свое существование, т.е. прокормиться и защититься от опасности. Первобытные люди могли существовать только вместе. Не один из них не мог выжить один на один с природой, имея весьма примитивные орудия труда, вместе люди охотились на даже больших животных – мамонтов, бизонов и т.п. Для этого использовались приемы загонной охоты

    У неандертальцев появляется обычай хоронить умерших, раньше люди этого не делали, так как не понимали что такое смерть. Наверное, они думали, что соплеменник заснул и не может проснуться, поэтому они оставляли его на месте.

    Неандертальцы оставляли умершим немного еды и оружие. Они это промежуточная ступень между первобытными и современными людьми.

    Тем не менее, прошли еще десятки тысяч лет, прежде чем на планете появился человек современного физического типа, которого ученые назвали Homo Sapiens .

    П оявление людей современного типа. Родовая община

    В результате постоянного развития и биологических изменений первобытных людей – неандертальцев – появился новый тип человека – гомо сапиенс (человек разумный). В течение первых тысяч лет неандертальцы и гомо сапиенсы жили вместе, то потом неандертальцы исчезли.

    Первыми гомо сапиенсами были Кроманьонцы. Название этого вида человека происходит от названия пещеры: Кро-Миньон (Франция) где были впервые найдены их останки. Они оказались такими же, как и современный человек. В Украине известно около 800 стоянок кроманьонцев.

    Кроманьонец (40-12 тысяч лет назад).

    Жизнь и занятия первых людей

    Жизнь в условиях всеобщего похолодания заставила людей приспосабливаться к суровому климату.

    В далекие времена главным источников продуктов стала охота и рыболовство. Кроманьонцы учились вести хозяйство. Холодный климат заставлял шить себе одежду и обувь из шкур животных.

    Сильные и ловкие пальцы рук уже могли удерживать новые орудия труда. Человек изобрел топор и гарпун. Широко распространились проволоки, шила, иглы, разнообразные наконечники, ножи, серпы.

    В конце ледникового периода изменился животный мир. В лесах исчезали большие животные – мамонты, носороги, медведи и появлялись более маленькие виды, охота на которых требовала не только силу, но и мужество и меткость. В результате чего 10 тыс. лет тому назад человек придумал первое механическое оружие – лук. Благодаря нему человек мог поражать дичь на расстоянии. Луки и копья помогли проще добывать пищу.

    Потом в стаях стали появляться родовые отношения . Люди начали осознавать, что большинство из них родственники. Многочисленные человеческие стаи переставали странствовать, в поисках еды и стали переходить в оседлый образ жизни.

    Живя вместе люди, образовали род – кровные родственники. Образование родовых отношений ускорило развитие человеческого общества.

    Несколько родов живших по соседству, объединялись в племена . Так появился родовой строй.

    В родах и племенах мужчины и женщины вели хозяйство на равных. Мужчины занимались охотой, а женщины собирательством. Так же женщины были уважаемы в племени так как, они давали жизнь членам рода. Женщина так же занимались уходом за детьми, так образовался первый строй в племенах матриархат .

    Первые земледелия и скотоводства

    Проходило время, человек научился изготовлять различные орудия труда. Женщины заметили, что если зерно падает в землю, то оно со временем прорастает. Поэтому у людей появились первые мысли, выращивать съедобные растения. Люди изобрели мотыгу.

    И первым способом земледелия стал мотыжный .

    После появился еще один способ земледелия – подсечено огневой .

    Так у людей появились: бобы, зерно, масло, хлеб, фрукты, овощи.

    После началось одомашнивание животных: Стали использовать их шерсть, перевозить с помощью них грузы, ездить верхом, использовать для обработки земли, так началось пахотное земледелие .

    Всеми сложными вещами занимались мужчины и со временем главная роль, в человеческом обществе перешла к мужчине. На

    На смену матриархату пришел патриархат .

    Со временем, народы избравшие земледелие главным видом хозяйства стали оседлыми народами , а те которые выбрали отгонное скотоводство, все время перемещались и стали кочевниками.

    Возникновение торговли

    С возникновением земледелия, скотоводства и ремесла, между общинами древних людей возникает обмен продуктами, предметами домашнего обхода и т.п. Предметов для обмена становится все больше и для облегчения обмена стали придумывать простейшие деньги.

    С этого времени обмен был заменен торговлей. Со временем поселения, которые были центрами изготовления предметов для обмена и торговли, разрослись и стали городами.

    Начало обработки металлов и возникновение ремесел.

    Переход к земледелию определил начало оседлого способа жизни. Живя длительное время на определенной территории, люди ее досконально исследовали. Их внимание привлекали свойства некоторых обломков камня, которые падая в огонь, становились мягкими, а потом жидкими. Охлаждаясь, они застывали в форме, которую они обрели в нагретом состоянии. Это были самородки метала. Первым таким металлом была медь.

    Период оседлости способствовал развитию ремесла. Еще в эпоху неолита люди заметили свойство глины затвердевать на огне, так появилась керамика.

    Из волосков дикорастущих трав пряли нити. Потом начали прячь из шерсти овец, а после появился ткацкий станок и люди начали прячь из них одежды. Так возникло ткачество и гончарство.

    Люди начали обрабатывать металлы.

    Это занимало довольно много времени и появились люди, которые уделяли этому все свое время. Так появились кузнецы.

    Следующим важным событием в развитии человечества было изобретение колеса , произошедшее около 6000 лет тому назад в Междуречье. Первое колесо было сделано из срезков дерева.

    Развитие общины. Первобытные системы власти

    С улучшением орудий труда трудовые навыки людей, их мастерство совершенствовалось. И пришло время, когда каждая семья могла самостоятельно обеспечить свое проживание. Некоторые семьи по разным причинам отделялись от родовых общин, образуя самостоятельные поселения.

    Родовую общину постепенно сменяла сельская или соседская общины. В конце концов, родовая община распалась . Каждая семья отдельно обрабатывала свой земельный участок. Только самые тяжелые роботы выполнялись совместно. Лучшие участки земли получали старейшины и вожди, которых выбирали на собраниях, со временем они становились знатью , занимая господствующее положение. Так появлялась первая форма власти . Начало появляться не равенство, и разделение людей на богатых и бедных. Бедные начали зависеть от богатых, и начинали работать на них.

    Одновременно с этим формируется государство, которое всегда защищает интересы господствующих классов. Но кроме того государство стремится создать условия для организации хозяйственной деятельности, защищает людей от внешней опасности и расширяет свою территорию за счет соседних народов, ведя с ними войны.

    Государства имеющие общую культуру образуют цивилизацию


    Цели урока:

    1. дать учащимся представление о первобытных людях;
    2. развивать кругозор, речь и память уч – ся
    3. воспитывать интерес к истории.

    Ход урока

    I. Организационный момент.

    Начинается урок,
    Он пойдет ребятам впрок,
    Постарайтесь все понять,
    Интересное узнать.

    II. Вступительная беседа.

    Сегодня мы приступим к изучению второй книги “Мир вокруг нас”. Откройте содержание и посмотрите, что мы будем изучать в этой книге? (Ответы детей. Историю)

    Крошка сын к отцу пришёл
    И спросила кроха:
    “Историю знать хорошо, или это плохо?”

    А что такое история? (Ответы детей. История - наука о прошлом. История изучает, как жили различные народы, какие события происходили.)

    Слайд 1 “История – наука о прошлом”.

    История – это наука, которая изучает, как жили различные народы, какие события происходили в их жизни, как и почему жизнь людей изменялась и стала такой, как сейчас. История – очень древнее слово. В переводе с греческого языка оно означает “исследование, рассказ о событиях прошлого”.

    Слайд 2 “Древнегреческий учёный Геродот”.

    Почти 2,5 тысячи лет прошло с тех пор, как грек по имени Геродот впервые познакомил людей со своим научным трудом. Геродот назвал свой труд “История”, он стал первым учёным-историком, мы называем его “отцом истории”. История учит нас справедливости, помогает по-новому взглянуть на окружающий мир.

    История – это дорога во времени. Она уходит в глубь веков, в седую древность.

    И сегодня мы начинаем наше путешествие по этой дороге.

    Слайд 3 “История человечества”.

    Историю человечества можно разделить на несколько больших эпох:

    Первобытная история;
    - история Древнего мира;
    - история Средних веков;
    - история Нового времени;
    - история Новейшего времени.

    III. Новая тема.

    Слайд 4. Начало истории человечества.

    Прочитайте тему урока. Как вы думаете, о чем пойдет речь? (Ответы детей. О наших предках, о первобытных людях.)

    Слайд 5. Первобытный мир.

    Сегодня мы отправимся в путешествие по первобытному миру. Предстоит узнать:

    1. Почему самая древняя эпоха истории человечества названа первобытной?
    2. Найти отличительные черты первобытного человека от современного.

    А как люди узнали о первобытных людях? (Ответы детей. Ученые производят раскопки, извлекают из земли вещи древних людей, их кости.)
    - А кто знает, как называют ученых, которые производят раскопки? (Ответы детей. Археологами.)

    Археология – наука о древности. Она изучает историю общества по остаткам жизни и деятельности людей. Ученые считают, что древнейшие люди, “следы” которых обнаружены в Африке и Азии, жили более миллиона лет назад. По остаткам скелетов древнейших людей удалось установить, как они выглядели.

    Слайд 6-13. Первобытный человек, живший около миллиона лет назад.

    Древнейший человек сильно отличался от нас с вами - современных людей - и был похож на крупную обезьяну. Однако люди ходили не на четырех лапах, как ходят почти все животные, а на двух ногах, но при этом сильно наклонялись вперед. Руки человека, свешивавшиеся до колен, были свободны, и он мог выполнять ими простую работу: хватать, ударять, рыть землю. Лбы у людей были низкие и покатые. Мозг у них был больше, чем у обезьяны, но значительно меньше, чем у современных людей. Говорить древний человек еще не мог, он издавал лишь немногие отрывистые звуки, ими люди выражали гнев и страх, призывали на помощь и предупреждали друг друга об опасности.

    IV. Физкультминутка.

    Просмотр видеосюжета “Происхождение человека”.

    Работа в группах. Первая группа “юные историки” получают задание.

    Рассмотрите рисунки на стр. 5. Найдите отличительные черты первобытного человека от современного.
    - Прочитайте текст на стр. 4-6 и постарайтесь ответить на вопрос. Почему самая древняя эпоха истории человечества названа первобытной?
    - Вторая группа (одарённые дети) . Составить рассказ о первобытном человеке.

    V. Закрепление изученного.

    Почему первобытные люди жили группами? (Ответы детей. В одиночку не возможно было справится с трудностями жизни.)
    - Почему им не нужно было заботиться о теплой одежде? (Ответы детей. Они жили там, где всегда тепло.)
    - Для чего строили жилища первобытные люди? (Ответы детей. Дома им были необходимы для того, чтобы защититься от палящих солнечных лучей, непогоды, хищников.)
    - Для чего они изготавливали орудия труда? (Ответы детей. Разделывать, разрезать шкуру животного)
    - Чем занимались мужчины? (Ходили на охоту, рыбалку.)
    - Чем занимались женщины? (Срывали плоды с деревьев, разыскивали яйца птиц, черепах, выкапывали съедобные корешки, собирали то, что давала им природа.)
    - Почему первобытные художники рисовали животных? (От удачной охоты на этих животных зависела жизнь людей.)

    Рассказ о первобытном человеке.

    Пример рассказа:

    Древнейший человек сильно отличался от современного, был похож на крупную обезьяну, но ходил на двух ногах. Руки были длинные, свешивались до колен. Лбы были низкие, покатые. Говорить древний человек еще не мог, он издавал лишь немногие отрывистые звуки, ими люди выражали гнев и страх, призывали на помощь и предупреждали друг друга об опасности.

    Жили там, где всегда тепло. Поэтому им не нужно было заботиться о теплой одежде. Дома строили для того, чтобы защититься от непогоды и хищников. Большая часть времени первобытных людей уходила на поиски пищи. Женщины и дети срывали плоды с деревьев, находили съедобные корешки, разыскивали яйца птиц и черепах. А мужчины добывали на охоте мясо. В то время на земле жили мамонты.

    Какой же стала жизнь людей к концу первобытной истории? (Люди не только занимались охотой и рыболовством, но и стали заниматься земледелием, скотоводством. Они научи
    лись строить прочные дома, изготавливать орудия, шить одежду, изготавливать глиняную посуду).

    Охота и собирательство занимали очень большое место в жизни первобытных людей. Но успех охоты и собирательства зависит от капризов природы: то лесной пожар погубит деревья со съедобными плодами и прогонит зверей, то засуха уничтожит траву, которая давала людям съедобное зерно. И вот однажды женщины заметили, что в том месте, где обычно на каменной терке перетирали зерна, выросли колоски с такими же зернами. Догадались они, что это проросли случайно рассыпанные зернышки. Попробовали специально рассыпать зерна - получилось, да еще как: где упало одно зерно, вырос целый колосок, а то и несколько. Теперь уже можно было выращивать зерно рядом с домом, а не бродить в поисках по лесам и лугам. Случалось так, что мужчины, убив на охоте, например, дикую свинью, приносили домой и оставшихся от нее поросят. Помещали детенышей в загон, кормили их, растили, и оказалось, что теперь неудача на охоте не страшна людям: вот она, еда - в загончике возле дома. Так возникли земледелие и скотоводство, так люди стали меньше зависеть от капризов природы.

    VІ. Итог урока.

    Почему самая древняя эпоха истории человечества названа первобытной?
    - Чем отличается первобытный человек от современного?
    - Дети, что интересного вы расскажите близким о первобытном человеке?

    Домашнее задание: Составить рассказ о первобытном человеке.