Русь изначальная история. Русь изначальная — потерянная история, или Несколько шагов в поисках истины

© Александр Асов, 2007

© ООО «Издательство АСТ», 2011

Все права защищены. Никакая часть электронной версии этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.

© Электронная версия книги подготовлена компанией ЛитРес (www.litres.ru)

Вводное слово. Об истории и историках

Откуда мы родом? Кто предки наши? С какого времени следует отсчитывать историю славянорусов? С возникновения первых славянских и более древних русколанских и арийских царств? Или с ещё более раннего времени, с истории, общей для всех людей Земли?

Эти вопросы задавали наши предки с глубокой древности. И в разные эпохи по-разному на них отвечали. «Вот повесть минувших лет, откуда есть пошла Русская Земля и кто в Киеве стал первым княжить» – это зачин древнейшей летописи христианской эпохи, писанной иноком Киево-Печёрского монастыря Нестором, жившим в XII веке. От этого инока и идёт традиция начинать легендарную историю Руси с полусказочного в его время первого князя киевского Кия, а историю датированную, известную в подробностях, отсчитывать с князя Рюрика, основателя правившей в его время династии Рюриковичей. Киевскую Русь, известную по Несторовской летописи, принято ныне называть Древней Русью. Между тем Рюрик жил в IX веке – это время европейского Средневековья. Древностью же почитается эпоха античности, которая закончилась в Европе, а значит, и на Руси, в V веке нашей эры, после Великого переселения народов.

Нестор описывал историю не Древней, а Средневековой Руси. Древняя, дохристианская история смиренного инока интересовала лишь настолько, насколько она была связана с историей правившей династии. Нестор в угоду киевским князьям даже не привёл легенд о Словене и Русе, не писал и о новгородских княжеских династиях. И это с давних пор умаляло труд сего летописца в глазах историков. «О князьяхъ рускихъ, старобытныхъ, Несторъ монахъ не добре сведомъ бе», – писал уже в начале XVIII века первый российский историк Василий Никитич Татищев.

К счастью, до наших дней дошло немало исторических свидетельств о Древней Руси, которые за прошедшие века и тысячелетия причудливо смешались с «былинами сего времени». Но ведь историю любого народа следует начинать изучать именно со времён былинных. Долгое время эпос для большинства русских и являлся историей. И не было иного источника, откуда можно было бы черпать сведения о древнейших, долетописных временах.

В X веке, после прихода к власти варяжской династии в Киеве, а затем и первого крещения Руси князем Аскольдом, а затем и князем Владимиром, «языческое» летописание прервалось. И только с явлением «Книги Велеса» и иных ведославных книг у нас появилась возможность судить об особенностях той первоначальной традиции.

С тех пор история до Крещения Руси и до прихода к власти Рюриковой династии стала тайной. И потому первым русским историком объявлялся летописец Нестор. О более ранних временах упоминалось вскользь, пересказывались скупые сведения, почерпнутые из византийских источников, да несколько местных легенд о событиях, произошедших не ранее V века нашей эры.

Первые летописи писались христианскими монахами, которые не стремились углубляться во времена «языческие». Это был первый обрыв традиции. И он обусловил последующие.

Русские летописи, первые хроники, – это ещё не исторические труды. История – это не только хронологическое описание событий, она служит проводником идей политических, предназначена для формирования общественных идеалов.

«История – учитель жизни», – говорили древние. Историк не только описывает события, но и объясняет причины происходящего, видит в прошлом уроки для настоящего и будущего. Также история – это часть культуры народа. Образы исторических деятелей сопровождают нас и в современной жизни, и не только в политике и жизни общественной, но и в литературе, искусстве, часто определяют сам стиль нашей жизни.

Сама же историческая наука, в современном её понимании, в России начала зарождаться в XVII веке трудами митрополита Сибирского Игнатия Римского-Корсакова и монаха Сильвестра Медведева. Они ставили перед собой задачу беспристрастного описания событий древней и современной истории, причём вставали в оппозицию к мнению власть имущих, за что и расплатились жизнью: Игнатий Римский-Корсаков был объявлен сумасшедшим и кончил свои дни в темнице, а Сильвестра Медведева казнили как опасного государственного преступника на Лобном месте в Москве.

С тех пор изменилось немногое. Конечно, ныне свободомыслящего историка чаще лишают должности, а не жизни. Но что такое для мыслящего историка жизнь, лишённая возможности отстаивать свои взгляды, учить истине? Отечественная школа русской исторической мысли так и не была рождена. В отличие от Европы мы не пережили Возрождения. Русь продолжала спать, убаюканная когда-то Византией, и не проснулась даже после того, как сама Византия уснула навеки.

Но вот наступил XVIII век, родилась великая Российская империя. И империи, дабы не выглядеть перед Западом отсталой, требовались новые декорации: великолепные дворцы, построенные на голландский, немецкий, французский «манир», но ни в коем случае не русским стилем. Почему так? Да потому что его якобы не было в европейской культуре.

Европейский стиль ампир уходил корнями в ампир античный, а потому дворцы русской знати украшались бесчисленными аполлонами и венерами, но не изображениями, живописующими славянские мифы и предания старины. Почему так произошло? Потому что Европа пережила Возрождение, а Россия нет. Да, среди российских дворян русских по рождению было не так много, но всё же они были, и обладали порой большой властью, и радели об отечестве. Но и они не ведали о существовании отечественной древней традиции.

Дворяне брили подбородки, облачались в немецкие одежды. Столица была перенесена в Санкт-Петербург, построенный по образцу европейских столиц. И конечно, в подражание Западу столице нужен был свой университет. А университету нужен был исторический факультет. Тогда-то, в XVIII и XIX веках, в России и были изданы первые труды по отечественной истории. И написали их, за неимением своих, немецкие учёные: Г. Байер, Г. Миллер и А. Шлецер. Они-то и породили печально известную «норманнскую теорию» в отечественной исторической науке, плоды коей мы пожинаем поныне. От них идёт убеждение о дикости древних славян.

Во многом следовали им и такие крупные историки, как В.Н. Татищев в своей «Истории Российской» и затем Н.М. Карамзин в «Истории государства Российского». Вполне принимали норманнскую теорию и либеральные историки конца XIX века С.М. Соловьев и В.О. Ключевский. Такова природа «научных школ», которые сродни в своём следовании авторитетам основоположников, неким замкнутым сектам, кем бы те основатели ни были и какими бы преходящими политическими и личными причинами ни были обусловлены их мнения по тем или иным вопросам. Раз высказанные мнения затем канонизируются и определяют ход исторической мысли на века вперёд.

Противником норманнской теории в XVIII веке выступил гениальный М.В. Ломоносов. Затем в XIX веке ему следовали С.А. Гедеонов, Д.И. Иловайский, А.Ф. Гильфердинг (немец по происхождению и славянин по духу) и другие. Наследником сих идей и этого направления в науке потом выступил казачий историк Е.П. Савельев, автор знаменитой «Древней истории казачества». В славянских странах в XIX веке выделялись имена крупнейших историков П.И. Шафарика, Любора Нидерле.

Введение До сего времени в нашей офицальной науки и школьных учебниках истории России почти единственным источником сведений о древней и средневековой Руси считается летописный свод 12 века "Повести временных лет", написанная монахом Киево-Печерского монастыря Нестором и вобравшем в себя родовые предания, повести, сказания, легенды исторического и сказочного характера жития первых русских святых. К сожалению, многое не дошло до нас в рукописных подлинниках. Даже "Повесть временных лет" - это лишь, тень творения Нестора, настолько она искажена переработками, вставками, дополнениями, что нуждается в подобных исследованиях с целью предугадать былые предупреждения, описывая преднамеренные искажения и домыслы, которые помогают воссоздать, словно из осколков объективную и правдивую мозайку Руси Изначальной, облик которой по-прежнему во многом скрыт покровом таинственности. Посставленные задачи помогут расскрыть суть в становлении будущих племенных союзов, т.е. в дальнейшем установлении государственности у славян, а также их появление и расселение в соприкосновении Восточных славян с другими древними цивилизациями. В данной работе рассматриваются различные версии на процесс формирования русского государства, где можно представить более подлинную историю его возникновения. "Повесть временных лет" - правда или ложь? Историкам известно, что первым редактором Нестора был игумен - монах Сельвестр. Его труды тоже дошли до нас в списках из которых наиболее полным и старейшим является лаврентевская летопись (337г.), а в третьей редакции, так называемой Ипатевской летописи, начала 15 столетия, уже даже не упоминается имяни Нестора. Единственная копия сподлинника "Повести временных лет", до конца 18 века сохранилась в Польше, некоторые отрывки сохранились в русских летописях и то, в глухих отдаленных от центра монастырях. Переписчики же в этих монастырях с текстами своих предшественников обращались очень вольно: изначальные сведения или опускались вовсе или видоизменялись в угоду кому- то из влиятельных князей. Всем этим и объясняются все нестыковки, "белые пятна" в нашей древней и средневековой истории, а также в датировке исторических событий. Как писал В.О.Ключевский "... в историческом вопросе, чем меньше данных, тем разнообразнее возможные решения и тем легче они даются." Таким образцом подхода является "нормандская теория"происхождения Российской государственности, которая основывалась на содержещейся в Сельвисторовом варианте "Повести временных лет" легенде о якобы призвании новгородцеми в 1862г. варягов на княжение. Несостоятельность и антинаучность этой теориидоказана советскими историками еще в 30-е 40-е годы хх века. Появление и расселение славянских племен Говоря о появлении славян нужно сказать с какого времяни отсчитывать исконность их появления? Всегда ли жили славяне в Восточной Европе или пришли из других земель? А если пришли, то откуда? Увы, на многие из этих вопросов наука способна ответить лишь предположительно. Решающим, отличительным признаком народа служит язык, но узнать на каком языке говорили обитатели восточной Европы 1 в. н. э., не касаясь уже более отдаленных веков не так и просто. Ведь первобытные племена не знали письменности, а архелогические памятники не позволяют судить о языке их создателей. Многое в науке остается спорным. Некоторые ученые отождествляют скифоф-пахарей, о которых еще рассказывал отец истории Геродот, другие возражают считая кимерийцев, эт-руссков и сарматов прославянами. Первые бесспорно славянские памятники появляются в Восточной Европе на берегах Днепра в 6 веке н.э. Древнейшая русская летопись 12 века "Повесть временных лет" сохранила рассказ о приходе славян на Днепр с Дуная через Карпаты, где в 6 веке существовал сильный племенной союз дулебов. По мнению современных ученых, путь славян в Восточную Европу лежа не только через Карпаты, но и второй поток шел с южных берегов Балтики к берегам Волхова и Ладоги - туда, где позже встанет Новгород. А древнейшую общеславянскую прародину большенства специалистов склонно искать в центральной Европе, в верхховьях Дуная, Вислы, Одера и Эльбы. Расспространенная в прошлом веке гипотеза о приходе славян из Азии ныне отвергнута официальной наукой. В 7-8 веках славяне составили уже значительную часть Восточной Европы, постепенно они осваивали пространство центра Европейской части наше страны. Славяне несли в эти не обжитые и малообжитые края более высокую земледельческую культуру, выработанную на плодородном Юге, постепенно соседство с более ранним балтским и угро -финским нселением привело не только к обмену опытом, зимствованием достижений, но и взаимной ассимиляции угро-финов и славян. Летопись повествует о расселении славян в Восточной Европе. Составленная в Киеве она с особой симпатией расскзывает о живших на Днепре предков Киевлян-полянов их соседей северянах и древлянах. Между Припятью и западной Двиной живших дреговичей, по берегам реки Полоты - полочан, а в районе Смоленска кривечей. На берегах Ильмень -озера возникли поселение ильменских славян, будущих новгородцев. Территорию к востоку от Днепра осваивали Радимичи, жившие по реке Сошо и самое отдаленное славянское племя - вятичи, поселившиеся в бассейне Оки. Наконец, к Юго-Западу от Киева, в Прикарпатье, расположились волыняне, уличи и теверцы. Вот мы и пришли к ответу на вопрос кто были преки русского народа. Как видите, он не столь очевидный, но зато- и не поверхностный. Оказывается, предками русских украинцев, белоруссов были наряду со славянами угро-финны и Балты. Более того их соотношения в разнах районах страны были различны, это подтверждают антропологические данные. Даже сегодня, внешний облик русских людей, живущих в удаленных друг от друга областях не одинаков. Установление государственности у Восточных славян Государственность же у восточных славян была задолго до указанной даты, что явствует из известных в научном мире Бертийских грамот, где упоминание о Киевской Руси датируется 839 годом. Если и имелось "признание" нормандской теории, то только в призвании новгородским вечем варягов, чтобы те служили защитниками и не касались политической власти, значит в этом случае нельзя связывать с варягами образование древнерусского государства. Именно такая трактовка событий согласно посследним исследованиям и анализа всех дошедших до нас фрагментов несторовой "Повести временных лет". Более пристольное изучение несторого творения, говорит о том, не избирались варяжские князья на правление Русью, а о захвате Северной Руси ими, а, возможно, и одним лишь Рюриком, поскольку версия о возникновении имен Синиус и Трувор от неправильного перевода летописцем иностранных слов "сине- хус" - род, домочадцы и "тру-варит" - дружина, скорее всего верна. По Нестору, русская земля начилась с князя Кия, основателя Киева, из данных летописи строительство можно отнести к 430 году. Историчность Кия и его братьев Щека и Хорева подтверждается открытием нынешнего века Велесовой книге, известной также под названием "Дощечки Изенбека". В их текстах рассказывается о том, как Кий со своим племенем Русов поселился на Днепре, занятая ими территория называлась "Земе Руська" (земля русская), а сам Кий предстает как удачливый полководец, где упоминается поход Кия на царьград (Константинополь), его войне с Камско-Волжскими Болгарами. В Велесовой книге перечисленна целая денастья его потомков, в течении почти века правивших землей русской. Нестор сообщает о четырех князях рода Кия, после которых Киев и подвластные ему земли оказались в руках иноземных находников, которых представляет экспансия варягов из Новгорода на Юг, после прихода на княжение Рюрика с дружиной. Скажем несколько слов о Рюрике и о "нормандской теории" возникновения государственности у древних славян. Огромное колличество исследований посвящено основателю денастий рюриковичей. Гипотезы о нем, зачастую, противоречат друг другу. Известно, что его прототипом приверженцы "нормандской теории", считали многих норвежских и швецких князей, но, видимо, споры о происхождении Рюрика были еще при его жизни. Очевидно, Рюрик претендовавший на княжение в Новгороду утверждал, что он не просто "русич", а прямой потомок Славена, первого новгородского князя. Для этого у него были основания. Неслучайно же во всех списках "Повести временных лет", Рюрика и его спутников называют варягами-русь. ПОо средневековой легенде, Рюрик - это сын Годослава, князя бодричей славянского племяни жившего на побережье Балтийского моря. Видимо,Гостомысл (новгородский князь, который пригласил на княжение варягов), выдал свою дочь за Годослава и она родила Рюрика. Рюрик - варяг, но варяжество - это род занятий, а не имя этнической группы, т.е. он не норман, а бодрич - славянин, "Варяг-Русь". Права Рюрика на престол обасновывались тем, что он внук Гостомысла и потомок Славена, а значит его власть освещена Богом. В 882г. дружинники Рюрика Аскольд и Дир освободили племена полян от дани хазарам и остались править Киевом. Родственник Рюрика князь Олег хитростью вымонил Аскольда и Дира из города убил их, а затемобъединил Новгородское и Киевское княжества, сделав Киев столицей нового государства. Объединение Южной и Северной Руси в конце 9 века - отправная точка образования Киевской Руси, как нового этапа древнерусского государства. Новый взгляд на установление государственности Но есть и другой взгляд именно на этот этап объединение Северной и Южной Руси. Освободителем от "находников" (Аскольда и Дира) был вовсе не родственник Рюрика князь Олег, а Вещий Олег, который пришел в Киев с Юга, но как оказывается тоже из Новгорода. Дело в том, что анализ разрозненных сообщений, содержащихся в средневековых источниках (латинских, византийских, арабских, персидских, хорезмских) позволяет сделать вывод о существовании в те времена государственного образования, сформировавшигося вокруг города Рось (Русь), которые стоял в устье Дона. Это государственное образование под натиском "находников" захирело, а его центр переместился в Крымский Неаполь (у которого было более древнее название - Кирчадаш) и эти названия в переводе означают одно и тоже: Новый город (Новгород). Выходцем из этого Южного города и был Олег. В дошедшей до нас переписке хазарского князы с латинским вельможей Олег называется его настоящим имянем Х"Елгу, что значит "мудрый", "вещий", с которым все считались включае коварную и страптивую Грецию. Напрашивается вопрос почему Олег имея владения в Крыму, вдруг двинулся на Север? Убедительный ответ дают исследования данных, хронившейся в синодальной библиотеке, отрывочной летописи хранившейся в Новгороде. По ее материалу воссоздаются события того времяни. Киевскую Русь с Востока терзают хазары и камско-волжские Булгары, с Запада и Севера на нее устремились дружины варяжских находников. Вполне возможно, что представители, оказавшихся под иноземным игом славянских племен собрались где-то на севере, куда не достигает рука находников обсудить, как же покончить с их засилием и принемают решение обратиться за помощью к Руси, которая существует на берегах Понтаэвксинского, как по-гречески называлось Русское (Черное море). Эти события в несохранившейся пергаментной летописи были отмечены 859 годом. Послы отправлюются к Вещему Олегу, с прошением от славянских племен о помощи, против притесняемых их "находников". Приняв предложение, Олег убивает варягов, убив их вождей Аскольда и Дира, а затем продвигается на север к Новгороду, в этом ему помогают славянские племена. Этим и объясняются причины появления его дружины в Киеве. Как видим, родством между Рюриком и Вещим Олегом даже и не пахнет. Сельвестр неслучайно в своей редакции "Повести временных лет" не упоминает о договорах Олега с Византией, где он назвался самым старшим из русских князей, хозяином Земли Русской, кленется Перунов и Велесомпринимает роту, т.е. присягает на русском языке. Достоверно известно, что на нем же был составлен главный Олегов договор с греками в 911г., в нем между прочим не разу не упомянуто имяни Игоря, что выглядело бы противоестественно, если бы тот дествительно был сыном и законным наследником Рюрика, как все это представляет Выдубецкий игумен (летописец). Игорь, от которого в истории ведется вся родословная русских князей, по закону унаследовал княжение от русского же предшественника Олега, а Рюрик здесь вовсе не причем. Но зачем же спрашивается понадобилосьпривязывать к нему всю генеалогию позднейших властителей Киевской Руси, безжалостно обрубая древние отечественные корни? Оказывается, Сельвестр не оригинален. Выводить иностранное происхождение правящих денастий, для предания большего политического веса было модно, обосновывая ее законности правом "вселенского родства" с выдающимися личностями и сыгравшими в общемировой истории народами было в традиции ученой средневековой историографии. Например, французы уже в 16 веке вели происхождение своих королей от Троянцев; немцы выводили свое денастье из древнего Рима, швецарцы от скандинавов, итальянцы от германцев. Историк 10 века Ведукинт Корвейский передает легенду о призвании саксов (германские племена) Хенегста и Хорса Бриттами (Англичане), очень напоминает нашу летописную сагу а Рюрике. Она, кстати, отнюдь не одновариантна. По версии зафиксированной в "сказании о князях Владимерских", а затем ппереизложенной в Воскресенской летописи и "Государевом Родославце" (16в.). Рюрик вовсе не скандинав, а выходец из Пруссии, где якобы некогда правил его родовитый предок легендарный Прусс, генеалогия которого тянется к римскому императору Октовиану Августу. Так русские самодержцы обосновывали свое патрицианское происхождение. Нетрадиционная теория на историю Руси академика А.Т. Фоменко Наша общепринятая хронология, созданная в 16-17 веке нашей эры по мнению Фоменко не верна. Правильной он считает свою хронологию древней и средневековой Руси с математическими выкладками разработанную группой математиков. Для новой хронологии послужило несколько моментов: 1. Естественно-научный. Связан с астрономическими проблемами. Это солнечные и лунные затмения и временые колебания, которые с этими проблемами связаны. 2. исторический, где на сравнении священного писания Ветхого завета и Нового Завета он пришел к некоторым материалистическим выводам. 3. хронологический. По мнению Фоменко история располагает независимой системой датировки событий, а операется не "исскуственные даты", сохранившиеся в древних письменных источниках. 4. психологический - это когда события прошлого как бы повторяют друг друга, но не в реальности, а в описаниях, из этого делается вывод, что исторических событий гораздо меньше, чем принято думать. В своем весьма обширном научно-художественном труде, который вылелся в его книгу "Империя", Фоменко рискованно утверждает, что историю фальцифицировали в 17 веке по прошению царей Романовых, горевших мрачной решимостью уничтожитьвсе свидетельства о монгольской империи со столицей в Ярославле, т.е. в Новгороде Великом. По его версии о монгольской империи "Татаро-монголия" - это иностранный термин, обозначающий средне-вековую Русь до 17 века (от латинян). Вообще отмечает Фоменко, что Батый - это, вероятно, слегка искаженое имя "батя" - отец. У Казаков до сих пор их предводителя зовут батькой. Итак, Батый - это казачий батька, т.е. русский князь. Вот на таком примере Фоменко делает некоторые выводы. Согласно которым, средневековая Русь и монгольская империя одно и тоже. Он считает, что Россия была некогда могущественной державой с владениями на Аппенинском полуострове, по названию живших там племен эт- руссков, цивилизация которыхнекогда предшествовала римской и исходя из названия трактующегося как это русские и языковых сходств он делает свои фантастические выводы. (см. приложение) Что это? Истина или абсурд... И зачем же тогда русским царям нужно было нагонять эту смуту, закрывшую всю нашу память о своей же величественной цивилизации? На этот вопрос можно ответить лишь догадками, которые в свою очередь будут противоречить друг другу. Традиционные историки в свою очередь считают, что Фоменко проповедует ересь, но более чем двадцатилетний труд академика, подсчитанный с математической точностью не может быть опровергнут, т.к. людым просто не хватит времени на опровержение его гипотезы. Академик Фоменко романтический математик, он занимается наукой в чистом виде и не очень то интересуется тем, что будет дальше с его трудами, хотя он не против того, чтобы о них узнало как можно больше людей. Великая арийская цивилизация - мать русского племяни Из глубины веков сияет на нас явным светом великая арийская цивилизация - мать русского племени, что находит подтверждение в Велесовой книге, а также в свете новейших археологических открытий на южном Урале и позволяет историю энтогенеза русского народа на протяжении более чем 3,5 тыс. лет. Заглянем сквозь толщу времени в 17 век до нашей эры, именно на этот период времени приходится рассвет древнего арийского города Аркаим, обнаруженного русскими учеными археологами на южном Урале. Название город получил благодаря своей географии. Он расположен вблизи горного хребта, который назывался Аркаим. На старых казачих картах вся долина, в которой расположен город называлась Аркаим.(см. приложение). Не будем касатся всех археологических находок, а только каснемся храма-обсерватории (диаметр 160м.). Его структура точная копия зодиака и напоминает огромный гороскоп: 28 делений - лунных стоянок, 18 точек восходов и закатов солнца и луны, в дни равнодействий и солнцестояний. Описывая храм-обсерваторию ученый К. Быструшкин говорит следущее: "Геометрия памятника совершенна. Сохранность руин позволяет измерить с точностью до сантиметра и минуты дуги большинства деталей. Ключ к пониманию деталей дал Стоунхендж (древняя обсерватория в южной Англии). Стоунхендж расположен на 51 градусе 11 минутах северной широты. Аркаим на 52 градусе 36 минутах севернной широты. Оба сооружения геометрические круги, радиус кольца лунок Стоунхенжа до сантиметра равен радиусу внутреннего кольца Аркаима. Точно совпадают главные оси и ряд более мелких деталей". В чем же причина сходства древних обсерваторий, расположенных на огромном расстоянии друг от друга? Таких причин две: 1. Оба объекта построены нашими предками, для раскрытия тайны мироздания, которые универсальны для всех 2. Обсерватории построены представителями одной и той же культуры арийского народа, прямыми потомками которого являются как англичане так и русские. Предполагается, что Аркаим - это место исхода протославянской группы арийского народа, т.е. наша русская прародина. Именно к такому выводу приходишь читая Велесову книгу и сопоставляя с ней содержание с материалами раскопок на южном Урале. Дело в том, что Аркаим расположен в бассейне семи рек притока Урала и Тамбола, а в Велесовой книге созданной в 9 веке нашей эры, ясно написано: "Создавались роды те в семиречьи, где мы обитали за морем в крае зеленом, когда были скотоводами и было это за тысячу лет до Гермонариха", т.е. время исхода можно определить точно - 9 век до н.э. (Гермонарих - предводитель племенного союза возглавленного остготами). Это первое основание гипотезы. Ее второе указание в Велесовой книге на район рек Волги и Урала, впадающих в Каспийское море, как на район исхода русских к Черному (Готскому морю), Днепру и Карпатам. "Мы пришли из края зеленого к Готскому морю и тут растоптали готов, которые были предкновением на нашем пути. И так мы бились за эти земли и за жизнь нашу, а до этого были отцы наши на берегах моря у Ра реки (Волга). Готы же были тогда в крае зеленом и немного опередили отцов наших, идущих от Ра реки. Ра река великая она отделяет нас от иных людей и течет в море Фасисте (Каспийское)." Теперь о третьем основании гипотезы. Рифейские горы русских былин иерусалимского свитка, находящиеся у врат ирия - русского рая - это, очевидно, "Рифеи северной страны - гиперболеев", как называли в античном мире Уральские горы. Такова вкратце одна из гипотез о Руси изначальной. Из которой следует заметить, что племен было гораздо больше и все они между собой враждовали, но связавала их единая символика - свастика, от древнерусского свастика связа стихии. Знак этот в магических операциях связывал четыре стихии: огонь, воду, землю и воздух. (см. приложение). Великая славянская Раса - мать величайшей на земле цивилизации, сегодня повсеместно духовно зависима от чуждой ей культуры. Увлекшись учениями Востока, проистекшими большей своей частью от пророка Моисея, она не помнит, что некогда имела свою культуру, более благородную и могущественную чем та, которую почитают теперь. Крадучись по стопам иноплеменников - чужеземцев, обманутая и демократизированная, она изобретает свои "велосипеды", забыв о том, что некогда имела их. Вывод На первый взгляд все, то сказано в этом реферате, явлюются отрицанием нашей официальной науки, но все, что сказано, есть соблазн видеть не только официальное, то,что на поверхности, но и то, что есть в свете новых открытий. Интерес к русской истории вообще и к истории славянства в частности, возник как интуитивный порыв к сопротивлению и освобождению от неприятия того официального курса изложения материала, часто надуманного принятого еще при "царе горохе", а более древнее и правдивое то, что как-то забыто - это "Песни птицы Гамаюн" и Велесовой книге, являющейся переводом священных текстов новгородских волхвов 9 века н.э. Новые гипотезы вызвали к жизни историческую память, как не осознаны искания народами нового смысла своих корней. Все это может повернуть вспять течение жизни в Европе, это может стать временем озарения сознания людей. В результате мир может увидеть расцвет исторической науки вступившей на новые рубежи познания законов истории. Но пока сознания людей и ученых не переключатся на решение проблем избавления от старых взглядов на историю, то борьба за сознание людей будет сутью текущей сегодня интеллектуальной войны. Литература 1. Д.А. Карамзин "Предания веков" том 1 издательство Правда 1988г. 2. А.Т. Фоменко "Империя" книга первая Москва издательство ДМК 1998г. 3. Кресен Бус (реставрация перевод и комментарий) Русские веды (Песни птицы Гамаюн, Велесова книга) Китежград 3000г. от исхода семиречья Москва издательства Правда 1992г. 4. А.А. Радугин "История России" (Россия в мировой цивилизации) alma mater учебное пособие для ВУЗов изд. Центр 1998г. 5. журнал "Новое время" статья "Рискованные теории академика Фоменко" №31 август 1998г. 6. ежемесячник "Вопросы истории" 1/98 Москва изд. "Прогресс". 7. газета "Сельская жизнь" статья "Русь Изначальная" 3 сентября 1998г. 8. газета "За русское дело" статья "Вор и Викинг" №6 1994г. План I. Введение II. Основная часть: 1. "Повесть временных лет" - правда или ложь? 2. Появление и расселение славянских племен 3. Установление государственности у Восточных славян "нормандская теория" 4. Новый взгляд на установление государственности 5. Нетрадиционная теория на историю Руси академика А.Т. Фоменко 6. Великая арийская цивилизация - мать русского племяни. III. Заключение IV. Приложение V. Литература

Сайт «Русь изначальная. История России » является информационным общеобразовательным ресурсом и рассказывает о величие исторических свершений русского народа.
Грандиозные свершения русского народа в далеком и недавнем прошлом внушают нам гордость за нашу страну. В настоящее время территория нашей страны самая большая в мире. А собрали ее воедино наши предки. Был пройден сложный путь, о котором и рассказывает сайт «Русь изначальная. История России». В результате объединения славянских племен возникло государство с центром в Киеве, простиравшееся от Балтики и Белого моря до Черного моря. После его распада на самостоятельные княжества единое государство вновь возродилось, но уже с центром в Москве. Из заурядного мелкого княжества в глухих лесах и болотах, обделенного ресурсами, в суровых природных условиях родилась страна, охватившая к концу XIX века 15 процентов земной суши.
На страницах сайта «Русь изначальная. История России» вы сможете почерпнуть для себя много познавательной информации о стране, частью которой вы и являетесь.

Слава Русской земле
Древнерусское государство, начало которого датировали обычно 862 г., на самом деле возникло значительно раньше, но систематические сведения летописей начинаются с призвания князя Рюрика, которое отнесено к этому году составителями летописных сводов, вошедших в «Повесть временных лет». Отдельные предания о более ранних временах попали в летописи и другие рукописные средневековые сочинения по русской истории.
Название «Древняя Русь» используют иногда расширительно – в применении к нескольким периодам нашей истории до XVIII века. В этом разделе сайта помещены фольклорные отображения блестящей эпохи – Руси Киевской и Новгородской, когда наше государство было одним из сильнейших и культурнейших в Европе, а единый русский народ не подразделялся еще на великороссов, малороссиян и белорусов. За четыре столетия древнерусская народность, постоянно отбивая натиск степных кочевников, приняв христианство, став средоточием самобытной культуры, наследие которой восхищает до сих пор, было оплотом цивилизации, пока не оказалось затоплено мутной волной монголо-татарского нашествия.
Ниже приведена песнь-слава Русской земле. Восприятие русскими людьми Родины, отображенное этим текстом, не может быть ограничено хронологически. Перед нами песнь, являющаяся своего рода эпиграфом ко всей русской истории в ее народной интерпретации. Историческая самооценка, отображенная преданиями об эпохе, предшествовавшей правлению Рюриковичей, отчасти созвучная этой песне, дополняет в существенных чертах картину общего восприятия народом начала своей истории.
Источниками для летописцев были устные предания. Некоторые из таких преданий сохранились в изустной передаче до того времени, когда их стали записывать собиратели фольклора. Предания, использованные летописцами, в большинстве своем были переработаны при составлении и дальнейших переделках летописей. Но некоторые сохранились в форме, близкой, очевидно, к тому, что слышали от своих современников составители летописей. Часть дошла только в тексте «Повести временных лет» начала XII в., но некоторые – по использованному в ней летописному своду конца XI в.
Текст песни "Слава Русской земле" приведен по изданию Никифоров А.И Фольклор и "Слово о погибели Рускыя земли//Из истории русской фольклористики. Л., 1978, с. 197. Письменный текст, созданный в XIII в., приводит песню-славу, существовавшую, очевидно, ранее. Уже первооткрыватель памятника X. М. Лопарев полагал, что в древности ее исполняли народные певцы (Лопарев X. «Слово о погибели Рускыя земли», вновь найденный памятник литературы XIII века. Спб., 1892. С. 11). А. В. Соловьев пришел к выводу, что это образец творчества дружинных певцов (Труды Отдела древнерусской литературы/ Отв. ред. Д. С. Лихачев. М.; Л., 1958. Т. 15. С. 78-115; М.; Л., 1960. Т. 16. С. 143-146). А. И. Никифоров, еще до А. В. Соловьева отметивший здесь песенный размер, обнаружил в записях русского и украинского фольклора XIX в. семь параллельных примеров, часть которых исследователь определил как позднейшие сокращенные варианты той самой песни, которая сохранилась в письменном памятнике XIII в. Он заключал: «Не только вся структура песни, но и ряд буквальных совпадений в тексте прямо доказывают это» (Никифоров А.И Фольклор и "Слово о погибели Рускыя земли//Из истории русской фольклористики. Л., 1978, с. 194.). Вот фрагменты одного из приведенных им примеров:
Сторона ли наша сторонка...
Она всем-то изукрашена:
И церковью божественной...
И озерами широкими,
И речкой-то быстрою...
Как обнаружил А. И. Никифоров, на Украине древнерусские песенные формулы этой славы оказались использованы в народных думах, например:
Ей ти, земле турецька,
Ти, вiро бусурменьска!
Ти есть усим наповнена...
Добавим, что восклицание «О!» употреблялось в начале исторических песен вплоть до XVIII-XIX вв. Следует, впрочем, отметить, что комментируемый текст не все исследователи воспринимали как песенный. На сайте опубликована первая его часть, на наш взгляд, не имеющая признаков литературной обработки писцом и самостоятельная по содержанию.

О древнейших князьях.
Предание находится в составе Иоакимовской летописи. Ее подробно процитировал в своем труде В. Н. Татищев, но сама рукопись не сохранилась. Можно полагать, что составитель летописи, помимо народных преданий, использовал в этой части своего труда современные ему исторические сочинения, отзвуки которых слышатся в интерпретации устных источников рукописью, бывшей в руках у Татищева. Но фольклорная основа этого текста достаточно очевидна: она имеет соответствия как в более коротких преданиях, записанных у русских в новое время, так и в обстоятельной саге, запись которой произведена была в Западной Европе еще в XIII столетии. О местоположении Биармии в науке существует спор, но, по-видимому, она находилась в Прибалтике. Великим Словенском в предании назван город, ныне неизвестный, но упоминаемый и в дошедших до нас средневековых русских рукописях.
Князь Словен, оставив сына своего Бастарна во Фракии и в Иллирии около моря и по Дунаю, отправился на север, воздвиг город Великий и нарек его во свое имя Словенск [...]
По устроении Великого города князь Словен умер, а по нем владели сыновья его и внуки много сотен лет. И был князь Вандал; владея славянами, ходя повсюду на север, восток и запад морем и землею, многие земли у моря завоевав и народы их покорив, возвратился в город Великий [...]
Он имел трех сыновей: Избора, Владимира и Столпосвята. Каждому из них построил по городу и назвал их именами, и разделил им всю землю; сам пребывал в Великом городе много лет и умер в глубокой старости; после себя Избору передал во власть Великий город и братьев его; потом умерли Избор и Столпосвят, а Владимир принял власть на всей земле. Он имел жену из варягов Адвинду, весьма красивую и мудрую; о ней многое старики рассказывают и восклицают в песнях.
По смерти Владимира и матери его Адвинды княжили сыновья его и внуки до Буривоя, который был девятым после Владимира; имена же тех восьми, как и деяния их, неизвестны, вспоминаются только в древних песнях.
Буривой имел трудную войну с варягами, много их побеждал и обладал всей Биармией до Кумени. Потом был у этой реки побежден, потерял всех своих воинов и едва сам спасся в городе Биармы - на острове, хорошо укрепленном, где пребывали подвластные князья; там он и умер. Варяги же, придя внезапно, подчинили Великий город и прочие города, возложили тяжкую дань на славян, русь и чудь.
Люди, терпевшие великое угнетение от варягов, послали к Буривою, прося у него сына Гостомысла княжить в Великом городе. И когда Гостомысл принял власть, тотчас бывших там варягов одних погубил, других изгнал и отменил дань варягам; отправившись на них, победил и построил у моря город во имя своего старшего сына Выбора; и сотворил мир с варягами, и настала тишина на всей земле.

Основание Киева
Предание, включенное в Начальный свод 1093 г. (Шахматов А.А., Повесть временных лет. Вводная часть. Текст. Примечания. Спб., 1916, Т.1. с. 8-9). Боричев подъем («увоз» – ныне Андреевский спуск) соединял центральную часть Киева, расположенную на Старокиевской горе, с Подолом – прибрежной частью (см.: Рыбаков Б. А. «Боричев увоз» в «Слове о полку Игореве»// Русская речь. 1987. № 2. С. 98-104).
Были три брата: один по имени Кий, другой - Щек и третий - Хорив, а сестра их была Лыбедь. Сидел Кий на горе, где ныне подъем Боричев, а Щек сидел на горе, которая ныне зовется Щековица, а Хорив на третьей горе, которая прозвалась по нему Хоривицей. И построили городок во имя старшего своего брата, и назвали его Киев. Был кругом города лес и бор велик, и ловили там зверей. И были те мужи мудры и смыслены, и назывались они полянами, от них поляне и доныне в Киеве.

Дань мечами
Предание, включенное в Начальный свод 1093 г. (Шахматов А.А., Повесть временных лет. Вводная часть. Текст. Примечания. Спб., 1916, Т.1. с. 16-17). Хозары обитали в степях между Волгой и Доном. Они исповедовали иудейскую религию и одно время подчиняли себе обширную территорию. Хозарский каганат был разгромлен князем Святославом в X веке.
И нашли их хозары сидящими на горах этих в лесах и сказали: «Платите нам дань». Поляне, посовещавшись, дали от дыма по мечу. И отнесли их хозары к своему князю и к своим старейшинам и сказали им: «Вот, новую дань нашли мы». Те же спросили у них: «Откуда?» Они же ответили: «В лесу на горах над рекою Днепром». Опять спросили те: «А что дали?» Они же показали меч. И сказали старцы хозарские: «Не добрая дань эта, княже: мы доискались ее оружием, острым только с одной стороны,- саблями, а у этих оружие обоюдоострое - мечи: станут они когда-нибудь собирать дань и с нас и с иных земель». И сбылось сказанное ими, так как не по своей воле говорили они, но по Божьему повелению.

Про Святогора
Уже первые исследователи русского эпоса обратили внимание на то, что былинные герои делятся на два типа. Тогда же было введено разделение на старших и младших богатырей.
«Образ этого огромного богатыря,– писал К. С. Аксаков о Святогоре в заметках к первому выпуску "Собрания народных песен П.В. Киреевского" (1860), – которого обременила, одолела собственная сила, так что он стал неподвижен, – весьма значителен. Очевидно, что он выходит вне разряда богатырей, к которому принадлежит Илья Муромец. Это богатырь-стихия. Нельзя не заметить в наших песнях следов предшествующей эпохи, эпохи титанической или космогонической, где сила, получая очертания человеческого образа, еще остается – силою мировою. Вочеловечение этих сил имеет свои ступени; не все богатыри этой первозданной эпохи одинаково носят в себе стихийный характер; но один более, другой менее, один дальше, другой ближе к людям... Не их ли должно разуметь под "старшими богатырями"».
Старшие – это Святогор, Волх Всеславьевич и Михайло Потык (древнейшая былинная "троица", предшествовавшая Добрыне Никитичу, Алеше Поповичу и Илье Муромцу). Образы титанические, сохранившие прямые отголоски языческих представлений, мифов, легенд. По сравнению с ними все другие богатыри действительно выглядят младшими. С младших богатырей начинается новая страница в истории русского эпоса – его героический период, когда на первый план выдвигается глубоко народная идея защиты родной земли.
Несколько иная, мифологическая трактовка образа Святогора принадлежит А.Н. Афанасьеву. «Если бы даже мы, – пишет он, – не имели никаких иных данных, кроме поэтического сказания о Святогоре, то одно это сказание служило бы неопровержимым доказательством, что и славяне, наравне с другими родственными народами, знали горных великанов. В колоссальном, типическом образе Святогора ясны черты глубочайшей древности. Имя его указывает не только на связь с горами, но и на священный характер этих последних...» Современные исследователи придерживаются аналогичной точки зрения (см.: Мифы народов мира. М., 1982, т. 2, с. 421).
В знаменитом "Сборнике Кирши Данилова", бывшем до середины XIX столетия единственным источником сведений о былинах и былинных героях, имя Святогора упоминается лишь однажды в общем перечислении богатырей в былине об Илье Муромце. Впервые четыре прозаические побывальщины о Святогоре записал П.Н. Рыбников, а через десятилетие еще шесть - А.Ф. Гильфердинг (при этом уже не прозаические, а стихотворные). Судя по этим записям, былина о встрече Ильи Муромца со Святогором когда-то состояла из целого ряда эпизодов. "Когда я рассказал Рябинину побывальщину об Илье и Святогоре, - свидетельствует П.Н. Рыбников, - то он передал мне, что еще учитель его, Илья Елустафьев, пел былиною про все знакомство Ильи и Святогора".
Но такой былины про все знакомство этих двух центральных героев ни П.Н. Рыбникову, ни другим собирателям так и не удалось записать. Тем не менее мы можем получить представление об этой несохранившейся народной поэме: имеющиеся фрагменты сами собой складываются в такую многосюжетную композицию. А некоторые эпизоды сохранились в пересказах. Так, например, тот же Рябинин вспомнил эпизод из поэмы, рассказываемой Ильей Елустафьевым, нигде более не встречающийся.
Святогор-богатырь позвал Илью Муромца к себе в гости на Святые горы и на поездке Илье наказывал: "Когда приедем в мое поселеньице и приведу тебя к батюшке, ты моги нагреть кусок железа, а руки не подавай". Как приехали на Святые горы к Святогорову поселеньицу и зашли в палаты белокаменные, говорит старик, отец Святогоров: "Ай же ты, мое чадо милое! Далече ль был?" - "А был я, батюшка, на Святой Руси!" - "Что же видел и что слышал, сын мой возлюбленный, на Святой Руси?" - "Я что не видел, что не слышал, а только привез богатыря со Святой Руси". Отец-то Святогоров был темный (слепой), то говорит сыну: "А приведи-ко ко мне русского богатыря поздоровкаться". Илья тым временем нагрел железо, пошел по рукам ударить и давает старику в руки кусок железа. Когда захватил старик железо, сдавил его и говорит: "Крепкая твоя рука, Илья! Хороший ты богатырек!"
Подобных прозаических фрагментов сохранилось немало. Почти все они посвящены передаче силы, смерти и погребению Святогора. Начиная с первых публикаций, исследователи пытаются "расшифровать" эти сюжеты. Одна из таких "расшифровок" принадлежит В.Я. Проппу, обратившему внимание, что из ста с лишним былинных сюжетов гибели героев посвящены лишь несколько. "Так, Дунай и Сухман, - замечает он, - кончают жизнь самоубийством. Обе эти былины по своему содержанию глубоко трагичны. Трагически погибает Василий Буслаев. Остальные герои, в песнях о них, никогда не умирают и не погибают. Наоборот: получая силу, Илья, например, одновременно получает пророчество, что смерть ему в бою не писана."

История Руси - это не нераспаханная целина, заросшая в рост сорняками и травами, это скорее густой, непроходимый, сказочный лес. Большинство историков просто пугаются его чащи и не пытаются заходить в него глубже меток, поставленных летописцем Нестором. Какие бабушки нашептали им страхов про этот заколдованный лес? И странно, что их детский испуг не перерос с возрастом в юношеское любопытство и, позднее, в зрелый интерес исследователя.

Например, рассказы Арины Родионовны не только не напугали злыми Кощеями, но разбудили в юном Пушкине русскую душу, которая отразилась в его великолепных стихотворных сказках.

Сказки, были, мифы, легенды - до сих пор не использованный багаж, исторический и культурный источник наших предков. Эти древние пласты народного творчества позволили сохранить удивительно красивый русский язык и великую культуру нашего народа.

Где и когда зародилась Русь? Мнения современных учёных разделились. Одни считают, что Русь (и всё человечество) зародилась на севере, другие - на побережье Чёрного моря, третьи в западных славянских землях, четвёртые - на «аркаимовском» востоке.

Да, древняя Русь оставила бесспорные следы в разных сторонах света. Но зародилась она в то время, когда ещё не было деления на север и юг, запад и восток. Где бы ни жили русские сегодня, про них нельзя сказать: северные русские, южные русские и т.д. (сравните, восточные славяне, северные корейцы).

Потому, что исторически русские - центристы. Место, где они появились и осознали себя, стало центром, точкой отсчёта развития и становления человеческой цивилизации. И лишь потом они разошлись в разные стороны света, образуя новые племена и народы.

Данная работа - попытка доказать именно такую историческую версию. Каждый из шагов, на которые разделено это исследование, - небольшое открытие, маленькая сенсация. Каждый шаг - приглашение к движению, изменению угла или точки зрения. Только обойдя предмет вокруг, можно судить о его размере и форме.

Если ты, уважаемый читатель, считаешь дремучий лес скорее другом, чем врагом, если ты готов к любым неожиданностям и железная логика, а не навязанная догма, является для тебя верным аргументом, то я приглашаю тебя в путь. В путь по нашей родной земле, по нашим холмам, рекам, городам и посёлкам, чтобы найти оставленные нам, на первый взгляд, казалось бы, невидимые, следы и вехи наших великих предков. Будь внимателен и любопытен. И тогда тебе откроются древние, удивительные, почти забытые тайны.

А всё тайное когда-нибудь становится явным.

Шаг 1. Русское море

В далёком, ещё школьном, детстве произошло моё знакомство с творчеством нашего знаменитого земляка, Алексея Максимовича Горького, многое из которого посвящено описанию дореволюционного Нижнего Новгорода. Настоящий художник помогает представить, ощутить и сопережить то, что он описывает. Читая его повесть «В людях», главу, где он рассказывает об охоте на куликов во время весеннего разлива, происходящую в районе современного Мещерского озера, нижегородцу можно легко представить картину этого разлива стрелки двух рек: Оки и Волги. Если бы описываемое классиком половодье повторилось сегодня, мы бы увидели заполненные водой до второго этажа здания Нижегородской Ярмарки, планетария, цирка, полностью затопленное метро, электрички и поезда, утонувшие около железнодорожного вокзала по окна вагонов.

Средний уровень воды около Нижнего Новгорода составляет сегодня высоту около 64–65 метров над уровнем моря. Всегда ли уровни вод Оки и Волги были такими?

Конечно, нет.

И дело не только в весенних разливах.

Для начала спустимся по красавице Волге к самому большому в мире озеру - Каспийскому морю. Абсолютный уровень этого внутреннего моря сегодня составляет -27 м, и этот уровень ежегодно падает. То есть море постепенно высыхает, увеличивая перепад между истоком и устьем впадающих в него рек. Тем самым Каспийское море как бы всасывает в себя эти реки, в результате чего они становятся менее полноводными и мелеют.

Картина обмеления рек в волжской акватории наблюдается повсеместно. Ручьи и малые речки к концу лета почти полностью пересыхают, ранее судоходные реки становятся опасными для судов и используются речным транспортом только во время весенних разливов. Всё это говорит о сегодняшней нестабильности Арало-Каспийской акватории в целом.

Но как давно происходят эти процессы и как выглядели акватории этих морей в древности? Интересно мнение московского геолога, доктора географических наук, профессора Андрея Леонидовича Чепалыги, который считает, что «в древности происходила хвалынская трансгрессия (наступление) Каспийского моря, которое 10–17 тысяч лет назад простиралось до современных Чебоксар. Уровень воды акватории достигал высоты 50 метров над уровнем моря. Часть воды при этом сливалась через Маныч-Керченский пролив в Чёрное море и далее через проливы Босфор и Дарданеллы в Средиземное море».

Приведу абзац из статьи на аналогичную тему опубликованной в журнале «В мире науки» за №5 в мае 2006 года: «При исследовании тектонически стабильных районов (Республика Дагестан) удалось обнаружить около 10 морских террас, появившихся вследствие значительных колебаний уровня воды... Как отмечается в исследованиях Г.Л. Рычагова (2001 г.) и А.А. Свиточа (2000 г.),.. возникновение подобных террас связано с фазой спада Хвалынского (Каспийского) моря. Максимальный же уровень был таков, что его волны плескались в районе Жигулей и устья Камы».

К сожалению, учёные не продолжили свои исследования выше обнаруженных морских террас ещё на 40–50 м. Но даже предполагаемый учёными подъём вод до абсолютной высоты в 50 м позволял слиться воедино акваториям Чёрного, Азовского, Каспийского и Аральского морей.

Поднимемся теперь от Каспия вверх по Волге в Нижегородскую область.

Здесь природа сохранила древние следы неизвестного нам сегодня могучего водоёма.

Откроем книгу нашего земляка, доктора филологических наук, журналиста Николая Васильевича Морохина «Наши реки, города и сёла» (Нижний Новгород, изд. «Книги», 2007). В главе «Части Нижегородской области» находим: «ОЧЕЛЬЕ - высокая левобережная терраса Волги, находящаяся в нескольких км от реки и ограничивающая пойму. Название русское, связанное со словом «чело» - «лоб, высокое место», указывает на форму террасы».

Данная терраса наблюдается на большой территории Нижегородской области от города Городец до села Михайловское и ниже в республике Марий Эл (фото 1).

Такая же терраса существует и в волжском правобережье от плотины Горьковской ГЭС до деревень Рылово, Замятино, Шурлово и ниже (фото 2).

Ширина поймы, ограниченной этими террасами достигает десяти-пятнадцати и более километров.

Аналогичная ситуация наблюдается и с руслами рек Оки и Клязьмы.

Можно попытаться объяснить наличие таких широких пойм нижегородских рек большими весенними разливами во времена, когда вода не регулировалась плотинами. Однако для заполнения водой данной поймы, уровень рек должен был подниматься в весеннее половодье на двадцать-тридцать метров, что представляется маловероятным.

А вот, что пишет известный нижегородский краевед Дмитрий Николаевич Смирнов в своей книге «Очерки жизни и быта нижегородцев XVII-XVIII веков» (Горький, Волго-Вятское книжное издательство, 1971): «Левобережье Волги в пределах Низовского края вмещало «дворцовые волости»: Городецкую, Заузольскую и Толоконцевскую. «Дворцовые» деревни - большие и малые - тянулись длинными порядками по верхней террасе древнего берега реки, вплоть до «Сопчина затона».

Древний берег реки!

Самая понятная и логичная характеристика данной террасы или, как её назвали в народе «очелья».

Замеры уровней тына, основания этих террас, независимо от их расположения: правобережье, левобережье, район Городца или Останкино, показывают стабильные результаты - 85–87 м.

Очень интересную информацию на эту тему можно найти в книге нижегородских геологов Г.С. Кулинич и Б.И. Фридмана под названием «Геологические путешествия по Горьковской земле» (Горький, Волго-Вятское книжное издательство, 1990). Читаем: «Высокие... надпойменные террасы можно наблюдать на левом берегу Волги, у Городца... В разрезе Городецкого берега видны две высокие цокольные террасы... Высокие надпойменные террасы... В.В. Докучаев (Известный русский естествоиспытатель, почвовед. - Прим. авт.) называл боровыми или древним берегом... Её поверхность (Самой выраженной, третьей, террасы. - Прим. авт.) располагается на уровне 90-метровой (!) отметки. Она формировалась во второй половине среднеплейстоценовой поры... (150-100 тыс. лет назад). Эта терраса широкой полосой протягивается от Городца на юг, и многие видели её уступ у с. Кантаурово, где шоссе Горький-Киров резко взбирается в гору».

Далее: «Речные террасы встречаются в долине Волги повсеместно. В Дзержинском (оз. Пыра), Борском (северо-восточнее пос. Пикино), Лысковском районах (оз. Ардино) и в других местах левобережья хорошо просматриваются оба уровня высоких террас».

Со временем образования, так называемой третьей, террасы, точнее, как её охарактеризовал Докучаев, - древнего берега, более или менее понятно. А вот какому водоёму служил этот древний берег? И когда этот водоём ушёл от своего древнего берега?

На первый вопрос ответ однозначен: этот древний берег являлся берегом таинственного, упомянутого во многих русских сказках, «моря-океяна» или Русского моря, которое состояло из разлившейся единой акватории Чёрного, Азовского, Каспийского и Аральского морей, которые, в свою очередь поднялись по руслам, впадающих в них рек, далеко вглубь материка.

Именно на берегах заливов (лиманов) этого древнего, забытого сегодня моря, впервые зародилась и обустроилась загадочная Русь!

Датировка событий - один из самых главных и самых сложных вопросов в исторической науке. Сегодня нет ни одного точного метода их определения. Поэтому, к сожалению, очень часто историей называют её академическую, но далеко не всегда доказанную, версию.

История Руси, растиражированная сегодня на широкую аудиторию - от школьников до академиков, изображает её как историю серой, неразвитой, убогой и дикой страны. Однако, неравнодушному и внимательному («имеющий глаза, да увидит») исследователю Отчизна наша готова проявить многие удивительные тайны, разгадки которых могут ошеломить даже самого подготовленного читателя. Следы, оставленные нам нашими предками, факты, о которые мы спотыкаемся, не желая их замечать по собственной лености или невнимательности, ждут своего времени. Давайте приблизим это время, давайте дотронемся до него рукой, давайте вдохнём его жгучий, терпкий запах.

Водоём, следы которого геологи обнаружили около города Городца, находился на уровне около +90 м от современного уровня моря и, по-видимому, занимал огромные пространства. Исчезновение такой огромной массы воды не могло остаться без следа в памяти людей, живших на его берегах или невдалеке от него. Это событие должно было стать трагедией или отправной точкой для существовавшей в то время цивилизации.

Следы этого события ведут нас к временам, которые связывают истории, описанные в древних мифах и легендах многих народов, а также немногочисленными древними историками, то есть истории о «всемирном потопе» и «гибели Атлантиды». Или, другими словами, о глобальных и трагических изменениях огромных водных акваторий на территории современной России и других стран Аральского, Каспийского, Черноморского и Средиземноморского регионов. Время это оценивается разными историками и исследователями по-разному, в пределах Х-IV века до нашей эры.

Доверим точное определение времени интересующих нас событий профессионалам.

Главный вывод, который необходимо сделать читателю, и доказательству которого в частности посвящена эта работа - полная тождественность и совпадение по времени этих двух наиважнейших событий в истории всей человеческой цивилизации - исчезновение Русского моря и всемирного потопа. А это значит, что все, сохранившиеся у разных народов мифы, легенды, предания об этих событиях, - всего лишь незначительно разнящиеся рассказы об одной и той же истории, об одной и той же трагедии.

Трагедии, которая реально произошла.

Трагедии, которая разделила всю историю человечества на две, сегодня, казалось бы, не соприкасающиеся части - древнюю, «допотопную» и «послепотопную», современную.

Трагедии, в эпицентре которой оказались наши с вами предки, жители той, «допотопной», в то время ещё морской Руси.

Заглянем ненадолго в тот «допотопный» мир.

В то время не существовало проливов Босфор и Дарданеллы, а все четыре современных моря - Чёрное, Азовское, Каспийское и Аральское - слившись вместе, образовывали огромную водную акваторию, которую можно смело назвать по своему географическому расположению, а также в честь его исследователей мореходов-первопроходцев Русским морем.

При этом единое Русское море, поднявшись по руслам текущих в него рек, доходило до современных городов: Киева по Днестру, Воронежа по Дону, Ярославля и Костромы по Волге, Владимира по Клязьме, Ветлуги по реке Ветлуге, Алатыря по Суре, Уржума по Вятке, Сарапула по Каме и Уфы по реке Белой. На берегу этого моря или в его близости стояли такие современные города, как Кишинёв, Кривой Рог, Днепропетровск, Черкассы, Полтава, Запорожье, Луганск, Элиста, Оренбург, Каракалпакия, Грозный и даже Ашхабад (сегодня Ашхабад находится на высотах более 200 м, но его территориальная близость к древнему Русскому морю очевидна). Проверьте, все эти города (их исторические центры) занимают территории, находящиеся на абсолютных высотах около 90 м. Повторюсь, что образ этого обнимавшего огромные территории современной России (и, конечно, не только России) моря отразился во многих старинных русских сказках под названием «море-окиян», которое преодолевают или по которому плавают сказочные персонажи.

На первый взгляд море это было средиземным, так как не имело выходы в океан. Но это не совсем так.

Во-первых, возможно, на месте современных проливов Босфор и Дарданеллы существовали небольшие реки или ручьи, благодаря которым излишки воды могли сливаться из огромного Русского моря в море Средиземное и далее через Гибралтарский пролив в Атлантический океан. Хотя существование этих трёх современных проливов, особенно Гибралтарского, в то время более чем спорно.

Во-вторых, на территории современного Казахстана, севернее Аральского моря, существует так называемое Тургайское плато, разделённое на две части глубокой Тургайской ложбиной, на дне русла которой лежат многочисленные солончаки, солёные и пресные озёра, в одном из которых начинает свой путь на север к Северному Ледовитому океану приток реки Тобол - река Убаган. Пройдёт ещё немного времени, прежде чем Аральское море превратиться в сеть таких же озёр, по расположению которых будет очень сложно угадать территорию затопления когда-то мощного Русского моря и путь выхода воды из него на север. Именно здесь, по руслу Тургайской ложбины, в старые древние времена протекала, неизвестная нам сегодня, река, соединяющая великое Русское море с великим Северным Ледовитым океаном. Благодаря именно этой реке (проливу?) Русское море оставалось более-менее стабильным и являлось, практически, как это удивительно и странно не звучит, морем бассейна Северного Ледовитого океана.

А это значит, что и современные Чёрное, Азовское, Каспийское и Аральское моря являются, по своему происхождению, морями акватории Северного Ледовитого океана!

Именно это обстоятельство позволило нашим предкам освоить и обжить огромные северо-восточные территории для будущих своих поколений. Благодаря стабильному поступлению тёплых южных вод из Русского моря по руслам современных рек Тоболу, Иртышу и Оби, возможно, намного дольше был свободен ото льда летний морской путь вдоль северного побережья материка, что тоже могло сыграть роль в освоении этих земель ещё в глубокой древности.

Следы древнего Русского моря, когда-то омывающего крутые берега современного города Нижнего Новгорода, можно разглядеть невооружённым глазом вдоль правобережья Оки (от города Горбатов) и Волги. На отметке высоты более 85 м видны многочисленные террасы и оползни, которые и являют собой следы действия волн и течений ушедшего моря.

Есть ещё один способ увидеть небольшую часть Русского моря своими глазами и почти в своём первозданном виде. Для этого необходимо отправиться на экскурсию в загадочный город на Волге - Городец, в Нижегородской области. Дело в том, что советские гидростроители выбрали для сооружения грандиозной Горьковской ГЭС самое подходящее с точки зрения геологии место. Здесь, несколько выше Городца, они соединили плотиной два «очелья», левобережное и правобережное, или, как мы уже выяснили, два древних берега того самого водоёма, который являлся когда-то Русским морем. После заполнения Горьковского водохранилища водой, уровень которой сегодня занимает 84 м абсолютной высоты, на карте нашей страны появился малый «осколок» того самого «моря-окияна». И пусть, по выполненным ниже расчётам, уровень того древнего моря составлял более 87 м, то есть на три-пять метров выше уровня современного Горьковского водохранилища, но увидеть воочию его масштабы и представить его значимость для наших предков можно даже сегодня, купаясь в его обновлённых водах (см. фото).

А чтобы понять трагедию разрушения такого вселенского водоёма, ощутить животный страх перед его необузданной энергией, необходимо, казалось бы, сделать невозможное - попасть на границу между прошлым и настоящим.

И это путешествие возможно!

Если ехать по плотине Горьковской ГЭС со стороны города Городец в сторону Заволжья, то перед наблюдателем откроется завораживающая картина встречи глубокого прошлого и настоящего. Справа случайно возрождённый «осколок» Русского «моря-окияна» откроет перед ним свои величественные просторы, слева можно увидеть остаток от былого древнего величия, но при этом не менее величавую современную красавицу Волгу.

Два разных мира, разделённые тонкой перегородкой. Седая сказочная Русь и современная задёрганная Россия.

Задумаемся, такая ли уж огромная пропасть отделяет нас нынешних от наших вчерашних предков, чтобы не попытаться возродить их историю, их трагедию, их доблесть.

Точнее нашу историю!

Кто не знает прошлое - у того нет будущего.

Причиной подъёма уровня воды единого древнего моря было наполнение его водами полноводных рек, впадающих в него, а отсутствие надёжного стока в мировой океан ставило под угрозу его дальнейшую судьбу. Дело в том, что северные реки, в том числе интересующая нас Обь, освобождаются весной ото льда гораздо позднее рек современных бассейнов Чёрного и Каспийского морей. Ледяные заторы мешают весеннему стоку северных рек, провоцируя значительный подъём уровня их вод. То же самое происходило со стоком древней реки, проходящей через Тургайскую ложбину. Забитое, запруженное льдами русло этой реки создавало естественную плотину, из-за которой уровень воды в Русском море мог угрожающе подниматься, и его воды искали себе новые пути стока, что, возможно, однажды и произошло.

Дмитрий Квашнин
novayagazeta-nn.ru