Баренцев евро-арктический регион (беар). Культурная дипломатия Страны баренц региона

Один из способов развалить государство - разработка и мягкое внедрение в общественное сознание разного рода этнических и региональных мифов, подчеркивающих «исторически сложившуюся отличительность» той или иной группы населения. С постепенным формированием новой идентичности этой группы, вплоть до изменения существующей национальной. Пример: часть казачества на юге страны, поднимающие вопрос опризнании их отдельным народом. И «поморы». Согласно новой поморской идентичности Михайло Ломоносов - не русский, а «помор». Георгафический термин заменяется на этнографический (В своё время то же произошло на Украине).
В случае с поморами есть и некий экономический подтекст.


С историей проекта можно ознакомиться в цикле статей:
- Поморский миф

Частично мы с вами эту историю рассмотрели, а подробнее - по указанным выше ссылкам.

=============================
Перепост всего текста

Скопируйте весь текст в рамке и введите его в поле HTML-редактора у себя в ЖЖ, войдя туда через кнопку "Новая запись". И не забудьте внести название в заголовок и нажать на кнопку "Отправить в...".

Html"> Оригинал взят у в Баренцев Евро-Арктический регион как инструмент Soft Power https://arctus.livejournal.com/545621.html Один из способов развалить государство - разработка и мягкое внедрение в общественное сознание разного рода этнических и региональных мифов, подчеркивающих «исторически сложившуюся отличительность» той или иной группы населения. С постепенным формированием новой идентичности этой группы, вплоть до изменения существующей национальной. Пример: часть казачества на юге страны, поднимающие вопрос опризнании их отдельным народом. И «поморы». Согласно новой поморской идентичности Михайло Ломоносов - не русский, а «помор». Георгафический термин заменяется на этнографический (В своё время то же произошло на Украине). В случае с поморами есть и некий экономический подтекст. С историей проекта можно ознакомиться в цикле статей: - Поморский миф - «Поморская авантюра десоветизаторов» «Среди активных поморостроителей также один из организаторов Национально-культурной автономии поморов Архангельской области П. Есипов, участвовавший вместе с Мосеевым в выпуске словаря поморского языка «Поморская говоря» и «Поморских сказок» на американские и норвежские гранты. Здесь же следует упомянуть и местного журналиста А. Беднова, являющимся вместе с И. Мосеевым соучредителем организации НКЦ «Поморское Возрождение». ... С начала 1990-х годов эти деятели, ссылаясь на работы В. Булатова, говорят о необходимости признания поморов «коренной малочисленной этнической общностью» или «коренным малочисленным народом, имеющим право на владение и пользование традиционными территориями и природными ресурсами наравне с другими коренными народами Севера». - Баренцев Евро-Арктический регион как инструмент «мягкой силы» Баренцев Евро‑Арктический регион - «союз северных территорий Скандинавии и России», в который вошли северные губернии скандинавских стран (Финляндии, Швеции и Норвегии), а также несколько регионов Российской Федерации, включая Мурманскую и Архангельскую области, республики Карелия и Коми, Ненецкий автономный округ. Сзданн в 1993 году по инициативе Норвегии. В рамках институтов БЕАР в 90-х гг шли исследования по конструированию новой «национальной идентичности». С подачи скандинавских исследователей в ведущем вузе Архангельска — нынешнем Северном Арктическом федеральном университете (САФУ) была запущена программа по созданию и распространению «поморского мифа». Согласно которому история Русского Севера на самом деле является историей Поморья, которое де исторически и культурно теснее связано с Норвегией. Программа финансировалась норвежским Баренц-Секретариатом в сотрудничестве с такими известными структурами, как фонд «Евразия» и фонд Сороса. Немного примеров:

В Архангельске устраивались «поморские» праздники и факельные шествия. Выпускались «поморские сказки» и учебники о поморах. Происходили встречи российских и норвежских поморостроителей. В некоторых школах получила развитие так называемая «региональная этнопедагогика», нацеленная на «воспитание поморской идентичности у детей школьного возраста». Российская молодёжь в рамках «Баренцева трансграничного Университета» едут обучаться в скандинавские страны, где в их сознание внедряется парадигма «северной региональной идентичности» (ее «специфика» и уникальность). Конструкторы «северной идентичности» так же осуществляют свою деятельность в ведущих вузах Русского Севера
В декабре 2006 года норвежское правительство утвердило «стратегию развития северных районов страны, Шпицбергена и прилегающих к ним морских пространств». Одна из целей стратегии: «занять ведущие позиции в мире в области управления ресурсами Севера и его окружающей средой». При этом, по предварительным оценкам, запасы нефти и газа в арктической зоне на шельфе и суше составляют примерно 60 % ресурсов углеводородов России. В этой связи совершенно понятен интерес Норвегии и её патрона из НАТО к русскому северу. И вот совсем недавно, российский СПЧ, известный своими более чем спорными инициативами (чего стоила инициатива по десоветизации России от 2011 г), выступает в поддержку «поморской инициативы» о признании поморов отдельным народом:
20 февраля 2018 года на сайте Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека (далее — Совет, СПЧ) появился странный документ под названием «Рекомендации по итогам выездного заседания Совета по правам человека в Архангельской области». (Выездное заседание проходило 8-10 ноября 2017 года». ... приведем развернутую цитату: «В части защиты прав коренных малочисленных народов Архангельской области... не решены проблемы этнического статуса поморов... По мнению Совета, поддержанного большинством участников круглого стола, проведенного в рамках выездного заседания, поморы обладают признаками самостоятельного этноса... Признание поморов самостоятельным народом открывает возможности... для льготного режима использования поморами природных ресурсов мест своего традиционного проживания... В связи с изложенным Совет рекомендует Правительству РФ... поддержать инициативу о признании поморов самостоятельным народом из числа коренных малочисленных народов Севера».
Данные рекомендации СПЧ, принятые, заметим, «путем заочного голосования 19 февраля 2018 года», являются грубой провокацией, нацеленной на разрушение суверенитета и территориальной целостности России. И здесь важно рассмотреть историю этого известного скандального вопроса. (Подробнее - Провокационный совет) Частично мы с вами эту историю рассмотрели, а подробнее - по указанным выше ссылкам.
=============================

  • Это понятие стало широко известно после 1993 года, когда страны-члены Баренц-региона пришли к пониманию необходимости сотрудничества в области культуры, промышленности, здравоохранения, сельского хозяйства, охраны природы и укрепления общин коренных народов.
  • В Евро-Арктический регион входят территории , расположенные севернее Полярного круга или пересекаемые им. В его составе: Норвегия (провинции Нурланд, Тромс, Финнмарк), Швеция (Норрботен, Вестерботтен), Финляндия (союзы развития коммун Лапландии, Кайнуу и Северной Остроботнии) и регионы России: Мурманская область , Архангельская область , Ненецкий автономный округ (Россия) , Республика Карелия (Россия) и Республика Коми (Россия) .
  • Баренц-регион имеет протяженную береговую линию вдоль Норвежского, Баренцева , Белого морей и Ботнического залива Балтийского моря. Рельеф региона весьма разнообразен. На западе и северо-западе - в Норвегии, Швеции и на Кольском полуострове расположены горные территории. На востоке и юго-востоке более равнинный рельеф. В России и Финляндии широко распространены леса и болота, в Ненецком округе - равнинные арктические и субарктические тундры, где преобладает вечная мерзлота.
  • Климат региона намного мягче, чем должен быть в северных широтах, благодаря теплому Северо-Атлантическому течению. К востоку он становится все суровее. В Баренц-регионе сравнительно небольшое количество видов флоры и фауны, что является обычным для Арктики. Но численность отдельных видов здесь может быть очень высокой.
  • В Баренц-регионе проживает около 4,4 миллиона человек, он является самой густонаселенной областью Арктики. Здесь проживают коренные народности - саамы , жизнь которых до настоящего времени тесно связана с природой.
  • На региональном уровне высшим органом организации является Региональный совет, который состоит из политических или административных руководителей каждой из областей (республик, фюльке, ленов). Дополнительно туда входит представитель коренных народов каждого региона. Председатель выбирается на 3 года, председательство осуществляется каждой страной по очереди.
  • Текущей работой руководит Региональный комитет, состоящий из назначенных советников от всех административных единиц региона.
  • Приоритетными направлениями развития региона являются:

1) экология,

2) экономика и промышленность,

3) транспорт и связь,

4) культура,

5) образование и наука,

6) вопросы коренного населения,

7) сельское хозяйство, оленеводство,

8) вопросы женского движения,

9) здравоохранение.

  • По этим направлениям создаются рабочие группы. Они созданы для поиска актуальных конкретных проектов для включения их в Программу действия Баренц-региона. Рабочие группы не являются постоянными органами, они могут распускаться по мере решения проблем или создаваться при необходимости.
  • Разрабатывается более 100 различных проектов: в области высшего образования, науки, коммуникаций (связь и транспорт), проблем коренных народов, экологического состояния природы (прежде всего атомная безопасность), экономики региона.
  • Из приоритетных проектов можно выделить следующие:

1) реконструкция комбината "Печенганикель". Уже подписано соглашение о совместном с Норвегией финансировании работ, направленных на ресурсосберегающие технологии и охрану окружающей среды на комбинате;

2) Северный морской порт в заливе Лиинахамари. Именно сюда планируется вести строительство газопровода от Штокмановского месторождения. Порт будет прежде всего нефтеналивным терминалом, обслуживающим трубопроводы от нефтяных и газовых месторождений Баренцева моря ;

3) создание Мурманского транспортного коридора. Речь идёт о железной дороге Мурманск - Никель - Киркенес, по которой планируется перевозить железную руду из Оленегорского месторождения на металлургические заводы Норвегии. Кроме этой дороги, планируется построить ветвь между финским городом Салла и российским поселком Алакуртти. Большое внимание уделяется развитию воздушного сообщения по маршруту Лулео (Швеция) - Рованиеми, город (Финляндия) - Мурманск - Архангельск. Планируется провести модернизацию аэропортов в Петрозаводске , Архангельске , Мурманске;

4) реализуется крупный проект по переработке жидких радиоактивных отходов атомного флота;

5) активно осуществляются научные и общеобразовательные программы, например, в Мурманском педагогическом университете создан Баренц-факультет, осуществляется обмен студентами;

6) Российские и финские фирмы начали совместные работы по реконструкции в Мурманске телевизионного центра;

7) с участием Норвегии проводятся технические мероприятия по повышению безопасности Кольской атомной станции;

8) создаётся единая компьютерная система оформления внешних грузов в рамках Баренц-региона, в которой участвуют норвежские компании и АО "

Начало сотрудничеству в Баренцевом Eвро-Арктическом регионе было положено в Киркенесе (Норвегия) в 1993 году. B регион входят 14 губерний или соответствующих административных образований в Норвегии, России, Финляндии и Швеции. Баренц - ваши ворота в евро-арктическое сотрудничество.

Баренц сотрудничество поддерживает контакты между людьми и экономическое развитие и создаёт условия для межрегионального обмена во многих жизненных сферах, таких как культура, коренные народы, образование, молодёжь, торговля, информация, окружающая среда, здравоохранение и транспорт. Баренцево сотрудничество расценивается как неотъемлемая часть построения стабильной, демократической и процветающей Европы.

B духе Северного измерения Баренцево сотрудничество, с его культурным разнообразием, является воротами к новым возможностям для учёных, предпринимателей и первооткрывателей. B 21 веке Северный морской путь и короткие дороги в Азию как и прежде остаются задачей и мечтой для Европы и Баренцева сотрудничества.

Около 6 миллионов человек проживают в Баренцевом регионе, площадь которого втрое больше территории Франции. Этот Евро-Арктический регион отличается суровым климатом и большими расстояниями. Но никакой другой регион Европы и немногие места в мире могут сравняться с ним по природным богатствам - лесам, рыбе, минералам, нефти и газу. Кроме природных ресурсов Баренцев регион располагает квалифицированной рабочей силой и является стыковочным пунктом между Европейским Союзом и Россией.

Большая часть Баренцева региона относится к зоне умеренного климата и хвойных лесов. Скандинавская горная цепь, северная часть Кольского полуострова, Ненецкий округ и Новая Земля являются частью арктической тундры. Расположение к северу от Полярного круга дарит экзотические периоды белых ночей летом и долгой полярной ночи зимой.

Площадь суши Баренцева региона составляет 1.755.800 кв. км. Плотность населения в среднем всего 3,5 человека на 1 кв. км, от 0,3 в Ненецком округе до 8 в Оулу. Крупнейший город Баренцева региона -Архангельск с населением 350 000 человек.

Баренцев Евро-Арктический регион включает следующие регионы, которые являются членами Баренцева регионального Совета:

Норвегия: Губернии Финнмарк, Трумс и Нурланд
Россия: Мурманская и Архангельская области, Ненецкий автономный округ, Республики Коми и Карелия
Финляндия: Губернии Лапланд, Оулу и Каину
Швеция: Губернии Норботтен и Вестерботтен
История Баренцева Евро-Арктического Сотрудничества

Баренцево Евро-Арктическое сотрудничество и межправительственное сотрудничество было оформлено 11 января 1993 года при подписании Киркенесской декларации министрами иностранных дел Норвегии, России, Финляндии, Швеции и представителями дании, Исландии и Еврорейского Союза.

Совет был учреждён как форум по развитию межрегиональных контактов северных территорий Норвегии, России, Финляндии и Швеции. Тогда же главы регионов участников вместе с представителями коренных народов подписали протокол о сотрудничестве и создании Баренцева Евро-Арктического Совета с целью развития Баренцева региона.

Цели и задачи

Сегодня по мере развития процессов децентрализации и регионализации, предпринимаются шаги по укреплению существующих и созданию новых региональных структур. Предполагается, что этот процесс послужит приближению политических и административных к гражданам и улучшит демократические функции общества.

За 10 лет Баренцева сотрудничества достигнуто много. Это уникальное содружество подтверждает ценность взаимодействия на разных уровнях - между правительствами, регионами и людьми. Баренцево сотрудничество также служит рамками для укрепления и развития Северного измерения в политике Европейского Союза и взаимодействия с Канадой, Японией, США и другими арктическими регионами на севере Европы.

Задача Баренцева сотрудничества - способствовать стабильности, экологическому прогрессу и поддержанию мира в Северной Европе через улучшение условий жизни и обеспечение устойчивого социально-экономического развития. Эти цели могут быть достигнуты только путём настойчивых усилий в различных областях - от всеобщей безопасности, экологии и экономики до заботы о высших человеческих ценностях.

Совет Баренцева-Евроарктического региона (СБЕР или БЕАР) – организация международного и межрегионального сотрудничества, осуществляющая работу с 1993 года, куда входят Россия, Норвегия, Финляндия и Швеция. В 2015-2017 годах Российская Федерация председательствует в СБЕР на национальном уровне.

СБЕР является важной платформой в РФ для международного и межрегионального сотрудничества в области культуры стран Баренцева региона, который на протяжении долгого времени остается динамично развивающейся территорией с богатым природным и культурным наследием, с безусловным многообразием традиций и уникальным укладом жизни коренных народов. Культура – один из мощнейших механизмов решения социальных, экономических, экологических и других актуальных задач в интересах устойчивого развития Баренцева региона. Международное сотрудничество в области культуры способствует развитию межкультурной коммуникации, обеспечению доступа населения к культурным ценностям других стран, а также открывает самые широкие перспективы для самоидентификации представителей различных этнических групп, проживающих в регионе, для сохранения традиций и формирования социальной памяти.

«В апреле 2014 года на заседании Объединенной рабочей группы по культуре (ОБГК) СБЕР была утверждена стратегия культурного сотрудничества в Баренцевом регионе, которая определила основные направления взаимодействия регионов на период до 2018 года, - напоминает заместитель Министра культуры РФ Алла Манилова. – В качестве целей стратегии определено дальнейшее развитие культурного сотрудничества и повышение роли культуры в Баренцевом регионе. Согласно стратегии деятельность партнеров по региону направлена на развитие сетевого сотрудничества между деятелями искусства, учреждениями культуры, а также их взаимодействие с региональными общественными организациями, поощрение культурного многообразия и межкультурного диалога, расширение образовательных программ в сфере культуры, которые, в том числе, способствуют укреплению потенциала молодежи и возможности для новых поколений».

Одной из важнейших задач стратегии ОРГК является укрепление роли культуры в региональном социально-экономическом развитии, в том числе, в области развития творческих креативных индустрий. Безусловно, развитие программы обмена в сфере культуры и искусства и содействие информационному обмену с использованием современных технологий создают новые возможности для межкультурного диалога. Регионами России осуществляется активная деятельность, направленная на их позиционирование как международных культурных центров Баренцева региона, посредством работы в рамках ОРГК Баренцева-Евроарктического региона по культуре. Такая работа на местном и региональном уровнях составляет основу успешного сотрудничества между государствами-членами СБЕР на уровне национальном, итогом которого стала разработка положения о стипендии деятелям культуры, достигшим значимых результатов в сфере межрегионального культурного сотрудничества на пространстве СБЕР. Четыре стипендии будут выплачиваться один раз в два года по одной в каждую из четырех стран Баренцева региона.

Кстати, благодаря налаженному сотрудничеству между региональными органами управления в сфере культуры СБЕР партнерство регионов в последнее время было ознаменовано яркими культурными событиями. Гастрольные проекты в области театрального и музыкального искусства, информационно-культурные акции, музейные выставки, проекты в сфере библиотечного дела и, конечно, деятельность общественных организаций, а также культурных активистов и институций – все это формирует плотную канву культурного взаимодействия на пространстве СБЕР. Отдельного внимания заслуживает участие российских и зарубежных регионов в особо значимых культурных форумах, таких как Российско-Финляндский культурный форум, проводящийся ежегодно с 2000 года, то есть уже почти 17 лет, и являющийся главной площадкой двустороннего взаимодействия России и Финляндии в сфере культуры. В свою очередь и Российско-Норвежский культурный форум способствует созданию предпосылок для успешного сотрудничества и осуществления совместных проектов на региональном уровне.

В период своего руководства советом Российская Федерация стремится к тому, чтобы сохранить Баренцева-Евроарктический регион в качестве зоны доверия и стабильности, надежно огражденной от колебаний политической конъюнктуры. Главной задачей председательства России в СБЕР является дальнейшее содействие устойчивому социально-экономическому развитию Баренцева региона, созданию здесь современной инфраструктуры, повышению конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности региона при рациональном использовании его научно-инновационного и ресурсного потенциала. В конечном счете, речь идет о повышении качества жизни проживающих здесь людей. Важно, что реализация данной цели осуществляется при соблюдении необходимых экологических стандартов и учете интересов коренных народов.

«При определении приоритетов председательства России в СБЕР, - рассказывает председатель Комитета старших должностных лиц СБЕР и заместитель директора Второго Европейского департамента МИД РФ Сергей Петрович. – Мы руководствовались как принципом преемственности опыта предыдущих председательств, так и пониманием актуальных проблем региона. В этой связи мы сосредоточились на таких темах, как транспорт и логистика, окружающая среда и климат, культура и туризм. Они в полной мере отвечают потребностям региона и пользуются поддержкой других участников Баренцева сотрудничества».

Каждый из приоритетов подкреплен соответствующей министерской встречей. Такой подход придает российскому председательству прикладной и ориентированный на результат характер.

В ноябре 2015 года в городе Сортавала (Республика Карелия) с успехом прошла встреча Министров охраны окружающей среды стран-членов СБЕР, в ходе которой было принято решение об исключении еще трех экологических «горячих точек» Баренцева региона из соответствующего перечня. Таким образом, к настоящему моменту на северо-западе России ликвидировано уже девять «горячих точек» из сорока двух, и работа в этом направлении будет продолжена (прим. экологические «горячие точки» - наиболее острые экологические проблемы, выделенные в Баренцева-Евроарктическом регионе специалистами финансовой экологической корпорации северных стран (НЕФКО) и российскими экспертами в 2003 году) .

В ходе состоявшейся в июне этого года в Архангельске встречи Министров транспорта стран-членов СБЕР был достигнут существенный прогресс в работе по согласованию совместного транспортного плана Баренцева региона, который предусматривает формирование 16 эффективных, безопасных и устойчивых трансграничных коридоров с использованием железнодорожного, автомобильного и морского вида сообщений. Все из этих маршрутов проходят по территории РФ. Планируется также развитие авиасообщения в Баренцевом регионе по линии восток-запад.

Сотрудничество в сфере культуры – одна из центральных тем председательства России. Именно культура является ключом к пониманию национальных особенностей, менталитета того или иного народа, представляет собой своего рода мост для взаимного сближения, налаживания контактов между людьми. Предполагается, что развитие культурных обменов будет способствовать укреплению концепции Баренцевой идентичности: дальнейшему осознанию странами региона своей исторической общности и принадлежности к единому социокультурному пространству. В октябре 2015 года в финском городе Оулу состоялось заседание Министров иностранных дел, на котором подчеркивалась центральная роль взаимодействия в сфере культуры, продвижения Баренцевой идентичности и развития контактов между гражданском обществом и культурными учреждениями. В документе также высокую оценку получила самоотверженная работа по учреждению Баренцевой стипендии в области культуры и отмечен запуск нового проекта «Баренцев Инкубатор культурных инициатив», поддерживающего организацию мероприятий и разработку проектов в области культуры.

Другое важное направление председательства России в СБЕР – реализация проектов в туристической сфере – способно придать импульс развитию северных территорий за счет привлечения дополнительных инвестиций и создания новых рабочих мест. Безусловно, в контексте продвижения арктического туризма важным является его взаимосвязь с развитием транспортно-логистической структуры. В этой связи хорошие перспективы имеются для развития паромного туризма в регионе. Принятое правительством РФ в июле этого года решение о введении в Мурманске и Архангельске 72-часового безвизового режима для пассажиров круизных лайнеров придаст дополнительный импульс Баренцеву сотрудничеству в туристической сфере.