Шаблон-образец написания индивидуального психологического заключения на воспитанника доу. Пмпк (психолого-медико-педагогическая комиссия): что это такое в детском саду и школе Заключение психолого педагогической комиссии школы

> Примеры заключений, характеристик и представлений на ПМПК

Примеры, бланки и образцы психологических заключений, характеристик, представления педагога-психолога на ПМПК

Одним из важных направлений работы педагога-психолога в образовательном учреждении является психологическая диагностика, которая проводится с целью определения уровня развития у ребенка психических процессов, особенностей эмоционально-волевой и личностной сферы, межличностных отношений.

По результатам проведенного психодиагностического обследования педагог-психолог составляет психологическое заключение , в котором должны быть отражены все особенности познавательного, эмоционально-личностного и коммуникативного развития ребенка, анализ соответствия возрастным уровням и этапам развития психики, а также необходимость коррекционно-развивающей или профилактической работы.

Если психологическое обследование проводилось по запросу психолого-медико-педагогической комиссии (консилиума), то по результатам диагностики педагог-психолог составляет представление на ПМПК , в котором также в обобщенной форме, анализируя полученные данные, описывает психологические особенности развития ребенка.

Ниже вы найдете примеры и образцы составления психологического заключения, характеристики и представления педагога-психолога на ПМПК.

Психолого-медико-педагогическая комиссия – важная инстанция для всех семей, где ребенок идет в школу или детский сад. Но особое значение она играет в жизни семей с детьми, имеющими нарушения или аномалии в развитии (психическом либо физическом), а также с поведенческими проблемами, например, синдромом гиперактивности. ПМПК выстраивает маршрут обучения и воспитания ребенка.

Это комиссия, оценивающая комплексное здоровье ребенка: психическое, физическое и психолого-педагогическое. Что необходимо для подбора таких условий дальнейшего развития, в которых ребенок сможет максимально раскрыть собственный потенциал.

На ПМПК может направить только социальная служба, медицинское государственное учреждение, образовательное учреждение, или общественная организация (но только с разрешения родителей).

Цели ПМПК

К целям ПМПК относится:

  • своевременное выявление и коррекция детского недоразвития;
  • диагностика по узким профилям детей с ОВЗ (ограниченные возможности здоровья) или с особыми потребностями, как принято теперь в психологии говорить;
  • консультирование родителей;
  • объяснение и установка прав детей в сфере образования.

Задачи ПМПК

ПМПК решает 6 задач:

  1. Медицинская, психологическая и педагогическая помощь населению в профилактике отклонений в развитии детей.
  2. Своевременное обследование детей и выявление проблем.
  3. Определение .
  4. Подбор оптимальной формы обучения. При необходимости ребенок может быть отправлен на дополнительное обследование или ему изменят диагноз.
  5. Учет и контроль всех выявленных особенных детей.
  6. Отбор детей для коррекционных учреждений или классов, комплектация классов.

Состав ПМПК

Состав ПМПК может незначительно отличаться. Но в него обязательно входят:

  • врачи (невропатолог, психиатр, отоларинголог, окулист, педиатр);
  • дефектологи (логопед, олигофренопедагог, сурдопедагог, тифлопедагог);
  • социальный работник.

По желанию – юрист и другие специалисты.

Алгоритм обследования

Вот привели вы своего сына или дочь на то самое непонятное обследование ПМПК. Что же вас там ждет? На самом деле ничего страшного или необычного. Но знать не повредит.

  1. Изучение пакета сопроводительных документов (от ПМПк).
  2. Обследование ребенка каждым из специалистов, составление частных заключений.
  3. Беседа с ребенком, выполнение им заданий, соответствующих возрастной психологии.
  4. Сопоставление результатов, обсуждение, учет социальной ситуации развития, составление общего заключения.

Основа деятельности

В своей работе ПМПК руководствуется нормативно-правовыми документами:

  1. Международные акты, определяющие и защищающие права ребенка и его представителей.
  2. Федеральные законы, указы и распоряжения президента.
  3. Решение муниципального образовательного органа о создании ПМПК.
  4. Устав ПМПК.

ПМПК – районная самостоятельная организация. Потому нельзя говорить о ней в рамках детского образовательного учреждения или школы. Такой вопрос возникает обычно из-за путаницы в аббревиатурах и схожих понятиях ПМПК (комиссия) и ПМПк (консилиум). Последнее функционирует в условиях какого-то образовательного учреждения. А на комиссию направляют уже из ПМПк.

Ошибки ПМПК

Да, бывает и такое. Все мы люди. Самая популярная проблема – некорректный подход к ребенку во время осмотра, из-за чего чадо не проявляет свои истинные возможности. От чего это может возникнуть:

  • некомфортная для ребенка обстановка, незнакомые люди;
  • некомпетентность работников, что проявляется попытками торопить детей при выполнении заданий, игнорированием особенностей , отсутствием поддержки при выполнении заданий и перерывов в работе ребенка.

Все это негативно сказывается на детях, особенно на дошкольниках. И еще хуже такие условия отражаются на детях с отклонениями в развитии. Дети могут даже замолчать и вовсе отказаться выполнять задания. Но компетентный специалист всегда сможет определить истинную причину неудачи: действительно у ребенка не было ответа или он устал, испугался, разволновался.

Как подготовить ребенка к ПМПК

  1. Прежде всего расскажите ребенку о том, что его ждет. Скажите, что ему будут задавать вопросы, на которые он обязательно ответит, если подумает. Все ответы он знает.
  2. Упомяните, что людей будет много, и они будут незнакомые, но бояться не нужно. Ведь родители им доверяют, да и сами будут рядышком.
  3. Обязательно скажите, что даже если ребенок ошибется или не ответит, то это не страшно. Его не будут ругать дома или на комиссии.
  4. Пообещайте, что после ПМПК сходите куда-нибудь или купите что-то ребенку (решается индивидуально что).

Комиссия: проходить или не проходить

Родители часто боятся отдавать своего ребенка на комиссию. Форумы в интернете забиты вопросами о том, обязательно ли это, чем грозит и как «отмазаться». Разрушу все сомнения: это не опасно, это не обязательно, но это желательно и полезно вашей же семье. «Отмазаться» можно, но нужно ли?

Если проблема есть и она будет выявлена, то комиссия подскажет (именно подскажет, а не категорично прикажет), как ее устранить. Если ребенок здоров, то совсем переживать не стоит. Да, в заключении ПМПК пишут о том, может ли ребенок учиться в общеобразовательном учреждении или нужно специальное, нужны ли курсы дефектолога или другие занятия. Но все это носит рекомендательный характер, а не обязательный. Хотя я советую прислушиваться к результатам комиссии. Если есть сомнения – пройдите несколько комиссий. В случае одинакового результата стоит прислушаться к профессионалам.

Иногда родители боятся, что их ребенка назовут «дураком», потому и избегают любых комиссий. Но к сожалению, нередки случаи «хотел как лучше, а получилось как всегда». С проблемами в обучении и развитии ребенка может столкнуться любая семья. Это не постыдно и не наказуемо. Самое лучшее, что можно сделать – вовремя выявить проблему и поместить ребенка в соответствующие условия.

Чаще всего особые условия в детстве (при необходимости) дают «такого как все» ребенка в будущем. Работники комиссии – не враги. Они заинтересованы прежде всего в защите интересов ребенка и создании психологически благоприятных условий для его развития.

Узнайте о том, что такое ПМПК из первых уст ее специалистов на примере Перми (принципы деятельности не зависят от региона).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

по результатам психологического обследования

Ф.И.О. ребенка_____________________________

Дата рождения ______________ возраст ________

Дата обследования __________________________

Психологическое обследование проводилось по запросу (родителя, воспитателя, специалиста, др.) с целью (выявления уровня актуального развития, представления на ПМПК, определения образовательного маршрута, изучения особенностей познавательной / эмоционально-волевой сферы, др) . Психологическая диагностика проводилась (даты) в индивидуальной форме (подгрупповой / посредством наблюдения).

В процессе психологического обследования отмечены следующие особенности эмоционально - волевой сферы и поведения ребенка.

В контакт вступает легко и быстро (не сразу, отказывается) , но он носит нестабильный (стабильный, формальный, поверхностный, проявляет негативизм) характер.

Эмоциональная реакция на ситуацию обследования проявляется в виде возбуждения (заинтересованности, настороженности, безразличия, неадекватной веселости, агрессивных проявлений, плача, негативизма) .

При поощрении и одобрении демонстрирует дурашливость, неадекватное поведение (положительные эмоции, радость, повышение результативности, равнодушие) .

После сделанного замечания старается исправить ошибку (отказ от дальнейших действий, раздражается, замыкается, отсутствуют реакции, негативные, агрессивные реакции) .

В случае неудач наблюдается дезорганизация деятельности (обращение за поддержкой к взрослому, потеря интереса, расторможенность в виде быстрых неадекватных манипуляций с предметом, пассивный уход от выполнения задания, неадекватные эмоциональные реакции, уход от выполнения задания в виде агрессивных действий) .

Эмоциональный фон на протяжении всего обследования адекватный (уравновешенный, тревожный, безразличный) .

Отмечаются яркие эмоциональные реакции (эмоциональная напряженность, серьезность с выраженной нерешительностью, чрезмерная выраженность негативных эмоциональных реакций, слабая выраженность эмоций, повышенная возбудимость) .

Эмоционально уравновешен (частая смена настроений, эмоциональная ригидность) .

Общение активное (реактивное, пассивность в общении при сниженной психической активности, непродуктивная активность в общении) .

Саморегуляция и контроль низкие (выражены недостаточно, отсутствуют) .

Критичен к оценке результатов своей работы (понимает свои успехи и неудачи, критичность снижена, некритичен) .

Деятельность ребенка активная и целенаправленная (сниженная внешняя активность при рациональном поиске или малопродуктивном, хаотичное бессистемное манипулирование) . Не может самостоятельно выполнять задание (самостоятельно начинает и выполняет задание без помощи / нужна стимулирующая помощь / организующая помощь) . Деятельность носит нестабильный (стабильный, инертный, бесцельный, хаотичный) характер, темп преимущественно быстрый (умеренный при выполнении всего задания, медлительность, поспешность, расторможенность, заторможенность) .

Интерес к выполнению заданий в основном стойкий (выраженный интерес вначале, но пропадающий из-за низкой работоспособности или отвлекаемости или неудач, поверхностный, слабый) .

Инструкцию понимает и сохраняет до конца задания (трудности вхождения в работу, инструкцию теряет, не сохраняет до конца, не принимает).

Нормальная работоспособность сохраняется до конца задания (умеренная - пресыщение наблюдается с середины или к концу задания, мерцательный характер работоспособности, низкая) .

Речевое сопровождение отсутствует или не относится к выполняемой деятельности (речь играет планирующую функцию, сопровождающую действие, констатирующую).

Результаты изучения психических функций следующие.

Восприятие. Зрительное восприятие формы соответствует возрасту (низкое / Наблюдается трудности в различении основных и оттеночных цветов). Геометрические формы различает (соотносит, но не называет / не соотносит). Уровень пространственного восприятия соответствует возрасту (низкий / сформировано недостаточно).

Память. Преобладает зрительная модальность над слуховой (сформированы одинаково) . Уровень развития зрительной кратковременной и долговременной памяти в пределах возраста (ниже среднего / низкий). Слухоречевое запоминание: кратковременная память в пределах возраста (ниже среднего / недостаточно прочное). Скорость запоминания без особенностей (длительная / в виде «плато»). Долговременное слухоречевое запоминание в пределах возраста (недостаточно прочное / низкое).

Мышление. Наглядно-действенные задачи решает путем зрительного соотнесения, целенаправленных проб (методом многочисленных проб и ошибок / не решает, хаотичные неадекватные манипуляции с предметом). Наглядно-образное мышление сформировано по возрасту через зрительное соотнесение и планирование (сформировано недостаточно, используется множественный перебор вариантов / не сформировано). Уровень развития логического мышления соответствует возрасту (развито недостаточно / низкий / наблюдается ярко выраженная избирательность мышления). Уровень понимания смысла причинно-следственных отношений в пределах возрастных норм (ниже среднего / низкий).

Уровень развития как вербального, так и невербального воображения соответствует возрасту, без особенностей (развито недостаточно / низкий / яркое, креативное).

Внимание без особенностей (поверхностное, неустойчивое, избирательно к отдельным видам деятельности, объем снижен. Имеются трудности программирования и контроля, трудности удержания алгоритма).

Моторика развита по возрасту (моторно неловок / неуклюж / дефекты тонкой ручной моторики / другое)

Таким образом, структура выявленных у ребенка нарушений следующая:

Незрелость всех форм мышления;

Несформированность саморегуляции и контроля поведения;

Нарушена ориентировка в понятиях право-лево;

Сохранные функции: относительно сохранна мотивационная сфера, сфера общения, моторика.

формирование обобщающих понятий, наглядно-образного и логического мышления.

развитие концентрации, переключаемости внимания.

развитие зрительного восприятия цвета, формы, величины,

ФИО, подпись психолога____________________

подпись родителя

Педагог-психолог МБДОУ «Детский сад № 15» - Изотова Раиса Викторовна

Г.Петропавловск-Камчатский

Заключение

Кем направлен(а), причина обращения ______________________________________________________________________________

Заключение комиссии:

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

Занятия с психологом, логопедом, дефектологом:

  • Обучение коммуникативным навыкам и навыкам социального взаимодействия
  • Коррекция проблемного поведения
  • Развитие адаптивных и социальных навыков
  • Развитие предакадемических и дошкольных навыков
  • Развитие дефицитарных функций

____________________________________________________________________________

Состав комиссии:

Заключение

центральной психолого-медико-педагогической комиссии

Протокол №_____________ от _____________20____г.

Ф.И.О. ребенка______________________________________________________________

Дата рождения________________________________________________

Заключение комиссии:

По результатам комплексного психолого- медико - педагогического обследования установлен статус ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Выявлены трудности в обучении, обусловленные

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ребенок нуждается в специальных образовательных условиях.

  1. Воспитание и обучение в дошкольном детском учреждении для детей с умственной отсталостью; ЗПР; нарушением речи; слуха; зрения.
  2. Повторное обращение на ПМПК в 7 лет или при необходимости уточнения рекомендаций.
  3. Вероятный прогноз развития ребенка благоприятный при создании в организации следующих специальных образовательных условий:

Динамическое сопровождение специалистами ПМП(к)

образовательного учреждения;

Организация образовательного процесса с учетом психо –

физических особенностей ребенка;

Специальные педагогические методы обучения и воспитания

для детей с умственной отсталостью; ЗПР; нарушением речи; слуха;

Развитие дефицитарных функций.

Состав комиссии:

Врач-психиатр _____________________________________________________________

Учитель - дефектолог ________________________________________________________

Учитель – логопед ___________________________________________________________

Педагог - психолог___________________________________________________________

Социальный педагог _________________________________________________________

Секретарь __________________________________________________________________

Руководитель ЦПМПК_____________________/СЫЧЕВА Ю.И./

******************************************************************************************************************

Заключение

центральной психолого-медико-педагогической комиссии

Протокол №_____________ от _____________20____г.

Ф.И.О. ребенка______________________________________________________________

Дата рождения________________________________________________

Кем направлен(а), причина обращения __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Заключение комиссии:

По результатам комплексного психолого- медико - педагогического обследования установлен статус ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Выявлены трудности в обучении, обусловленные

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ребенок нуждается в специальных образовательных условиях.

1. Вид образовательной программы

Обучение в образовательном учреждении по адаптированной основной образовательной программе для детей с ________________________________________________________

____________________________________________________________________________

2. Форма и условия получения образования

Эффективно очное обучение в образовательном учреждении ________________________

____________________________________________________________________________

3. Контроль за состоянием развития ребенка

Динамическое наблюдение, сопровождение консилиумом образовательного учреждения.

4. Коррекционно – развивающая работа

Занятия с психологом, логопедом, дефектологом – сурдологом, дефектологом, тифлопедагогом, социальным педагогом.

5. Сроки повторного обследования на ПМПК

Повторное обращение на ПМПК при необходимости уточнения рекомендаций.

____________________________________________________________________________

6. Специальные мероприятия или средовые условия

В соответствии с потребностями ребенка разработать индивидуальную образовательную программу, индивидуальный учебный план. Гибкий режим учебных и эмоциональных нагрузок.

7. Прогноз развития ребенка при выполнении данных выше рекомендаций

Благоприятный, относительно – благоприятный.

Состав комиссии:

Врач-психиатр _____________________________________________________________

Учитель - дефектолог ________________________________________________________

Учитель – логопед ___________________________________________________________

Педагог - психолог___________________________________________________________

Социальный педагог _________________________________________________________

Секретарь __________________________________________________________________

Руководитель ЦПМПК_____________________/СЫЧЕВА Ю.И./

Психологическое заключение

Ф.И.О. ребёнка : ______________________________

Дата рождения : _______________________________

Адрес: _______________________________________

Школа/класс: ________________________________

В ситуации индивидуального обследования девочка спокойна, эмоционально сдержана. Не проявляет интерес к тестовым заданиям, но предложенные задания выполняет до конца. Действует методом проб и ошибок. Допущенные ошибки исправляет после указания на них взрослого. Имеет опрятный внешний вид.

Общий кругозор узок, ограничен рамками усвоенного школьного материала. Знания о ближайшем окружении недостаточны.

Мелкая моторика развита слабо. При выполнении графических заданий девочка испытывает затруднения. При рисовании линии неровные, присутствуют исправления, штриховка неравномерная. При обследовании тонкой моторики выполняет движения по подражанию и речевой инструкции, наблюдаются сложности в одновременном действии обеими руками. Ведущая рука правая. Не отмечено нарушений общей моторики.

Характеристика познавательного развития:

Восприятие (зрительное и слуховое) снижено. Испытывает трудности при назывании недорисованных фигур. При составлении разрезных картинок использует метод проб, необходима помощь взрослого. Допускает ошибки при соотнесении предметов по форме, величине. Знает и называет основные цвета, формы. При определении пространственных отношений по отношению к себе и к другому предмету («справа, слева от…») ошибается. Путает пространственные предлоги. Нуждается в обязательном упрощении вопросов и инструкций.

Уровень развития произвольного внимания снижен. Внимание характеризуется средним объёмом, недостатками переключения и распределения. В динамике характеристики внимания снижаются, появляются ошибки, снижается быстрота реакции. Ребёнок медленно врабатывается, испытывает трудности в переработке и удержании инструкции. При выполнении заданий необходима направляющая помощь взрослого.

Объём кратковременной слуховой памяти снижен - 4 слова, скорость запоминания средняя (8 слов после 5-и повторений). Объём отсроченного воспроизведения низкий - 30%. Объём зрительной памяти снижен – 5 предметов. Преобладающая модальность смешанная. При припоминании включает в ряд не предъявляемые элементы.

Наглядно-образное мышление снижено. Развитие словесно-логического мышления ниже возрастной нормы. Анализ и синтез проводит с опорой на наглядность. Обобщает предметы по понятийному признаку, иногда затрудняется подобрать обобщающее слово. При составлении последовательности из 6-х картинок допускает ошибки, затрудняется в установлении причинно-следственных связей, необходима помощь взрослого. Речь бедная, предложения односложные. Рассказ бедный по содержанию, невыразительный. Описание в рассказе недостаточно полное и не всегда связное. Развитие мышления и развитие речевой функции не соответствует возрастной норме.

Воображение - репродуктивное.

Характеристика личностно-эмоционального развития:

Познавательный интерес неустойчивый, зависит от успехов ребёнка, настроения. Отношение к школе положительное, но школа привлекает внеучебной деятельностью (общение и игры со сверстниками). Волевые возможности невысоки, нуждается в руководстве взрослого. Ориентирована на индивидуальную работу с педагогом.

Самооценка высокая, что соответствует возрастной норме.

Темп деятельности средний, работоспособность средняя, зависит от наличия интереса к предмету деятельности.

Девочка спокойная, уравновешенная, в течение дня настроение ровное. Аффективных вспышек и агрессии не наблюдается.

Во взаимодействии со взрослыми и детьми не конфликтна. Коммуникативные навыки недостаточны. К общению стремится, однако контакты с детьми не всегда продуктивны, не умеет договариваться, на замечания детей обижается . Среди сверстников часто занимает позицию ведомого. К педагогам и специалистам относится с доверием, всегда идёт на контакт.

Коррекционно-развивающая работа:

В течение года с ребёнком проводилась работа по коррекции познавательных процессов. Получены положительные результаты. Наблюдается прогресс в развитии внимания, памяти, мышления. Усвоены основные обобщающие понятия, возросла активность на индивидуальных занятиях, расширился предметный словарный запас. Однако уровень познавательного развития ребёнка по-прежнему снижен.

Заключение: Уровень развития основных познавательных процессов снижен. Мелкая моторика рук слабая. Познавательная активность недостаточна. Коммуникативные навыки развиты недостаточно.

Дата__________________________

Директор______________________

Педагог-психолог_______________