Докажите что чудесный доктор святочный рассказ. "чудесный доктор" - пожалуй, лучшая рождественская история для детей

Святочный рассказ

Анализ рассказа А. Куприна «Чудесный доктор»

5 класс

Барнаул 2018

В XIX веке стал популярным жанр святочного рассказа. Как и мы сейчас с нетерпением ждем фильмов с чудесными новогодними приключениями, так и тогда ждали новых святочных рассказов. Что же такое святочный рассказ?

Рассказ – малая форма повествовательной литературы, в которой дается изображение какого – либо эпизода из жизни героя. По мнению Н. Лескова,«от святочного рассказа непременно требуется, чтобы он был приурочен к событиям святочного вечера – от рождества до крещения, чтоб он был сколько-нибудь фантастичен, имел какую-нибудь мораль, хоть вроде опровержения вредного предрассудка, и наконец – чтобы он оканчивался непременно весело. »

А вот каким должен быть святочный рассказ по мнению Н. Н. Старыгиной: «Жанровый святочный канон требует, чтобы святочная история была фантастична, имела бы мораль и отличалась веселым характером повествования».

Опираясь на вышесказанные определения, выделим основные признаки святочного рассказа:

    События рассказа разворачиваются в период от Рождественского сочельника (6 января) до Крещения (19 января)

    Трехуровневая организация пространства рассказа (ад- земля- рай).

    Герой, как правило, пребывает в каком-либо тягостном состоянии: уныния, скорби, одиночества, бедности, разочарования, горя.

    В кульминации рассказа происходит чудо или необыкновенная случайность. Чудо- это не только вмешательство внешних сил, но и счастливая случайность, удачное совпадение.

5) Развязка рассказа связана с преображением героя, переменой его состояния.

6) Светлый и радостный финал рассказа.

7) Социальная тематика рассказа.

8) Использование слова,присущих Рождественской тематике.

Основателем жанра святочного рассказа считается Николай Васильевич Гоголь («Ночь перед Рождеством»). Продолжателями святочного жанра стали Николай Лесков (цикл святочных рассказов, «Христос в гостях у мужика»), А. И. Куприн, А. П. Чехов.

Остановимся подробнее на рассказе Александра Куприна « Чудесный доктор».

Куприн не говорит сразу, что рассказ происходит в святки, но мы догадываемся об этом по приметам: « они видели елку, которая издали казалась громадной гроздью ярких, сияющих пятен, иногда они слышали даже звуки веселой польки» , «сияющие елки» , «праздничное оживление толпы», праздничные хлопоты». И лишь в конце автор, наконец, называет время – Рождественский сочельник: «Я слышал этот рассказ, и неоднократно, из уст самого Григория Емельяновича Мерцалова - того самого Гришки, который в описанный мною сочельник проливал слезы в закоптелый чугунок с пустым борщом».

Трехуровневая организация пространства рассказа (ад- земля- рай). Подвал Мерцаловых, их нищета, голод, болезни- ад, праздничный город, встреча с доктором- земля, Мерцалов отец- находит работу, Матушка выздоравливает, мальчики идут в гимназию, спустя годы Григорий Емельянович Мерцалов занимает ответственный пост в одном из банков- рай.

В «Чудесном докторе» в состоянии духовного уныния, нищеты находится целая семья Мерцаловых. Этот был «ужасным», «несчастье за несчастьем настойчиво и безжалостно сыпалось на Мерцалова и его семью». Сначала Мерцалов заболел тифом и на его лечение ушли все их сбережения. Когда он поправился, его место работы занято другим Новое место он не нашел. Затем начали болеть дети. «Три месяца тому назад умерла одна девочка, теперь другая лежит в жару и без сознания», – пишет А. Куприн. Да и сам Мерцалов находится на грани самоубийства. Нищета, осознание того, что он, несмотря на все предпринимаемые усилия, не может помочь своей семье, его угнетает. Голодные дети, больной ребенок, жена, которой приходится «одновременно ухаживать за больной девочкой, кормить грудью маленького и ходить почти на другой конец города в дом, где она поденно стирала белье». Мерцалов не знает, от кого ждать помощи. Он уже ни на что не надеется, находится в безнадежном отчаянии. Чтобы «не видеть молчаливого отчаяния голодной семьи», Мерцалов оказывается в общественном городском саду, где и происходит встреча с незнакомцем, который помогает его семье.

Доктор своим спокойствием, деятельным участием приводит весь дом в движение.Визит доктора – только начало чудесных перемен. Он появляется в самый неожиданный момент «в это время в конце аллеи послышался скрип шагов, отчетливо раздавшийся в морозном воздухе. Мерцалов с озлоблением обернулся в эту сторону. Кто-то шел по аллее. Сначала был виден огонек то вспыхивающей, то потухающей сигары. Потом Мерцалов мало-помалу мог разглядеть старика небольшого роста, в теплой шапке, меховом пальто и высоких калошах» . Незнакомец сказал о том, что вечер хорош, что он купил знакомым ребятишкам подарки к Рождеству, Мерцалов доведенный до отчаяния закричал: «- Подарочки!.. Подарочки!.. Знакомым ребятишкам подарочки!.. А я... а у меня, милостивый государь, в настоящую минуту мои ребятишки с голоду дома подыхают... Подарочки!.. А у жены молоко пропало, и грудной ребенок целый день не ел... Подарочки! » Мерцалов думал что он уйдет, но старик сделав серьезное лицо попросил рассказать ему его историю: «В необыкновенном лице незнакомца было что-то до того спокойное и внушающее доверие, что Мерцалов тотчас же без малейшей утайки, но страшно волнуясь и спеша, передал свою историю.» Он поплакался о своей плохой жизни и болезни дочери, на что человек, сказав, что он доктор, попросил Мерцалова отвести его к больной. После осмотра врач выписал лекарства и договорился с аптекой, также сказал пригласить доктора Афанасьева, с которым тоже обещал иметь договоренность. Это сродни чуду, что подчёркивается в названии рассказа. Резкие слова отчаявшегося Мерцалова встречают живой человеческий отклик, и доктор сразу же предлагает свою помощь, вместо того чтобы обидеться или проигнорировать чужую беду. Это также похоже на чудо, ведь люди из обеспеченной, праздничной, другой жизни не откликались на просьбы Мерцалова о помощи и даже не подавали милостыню. А чудесный доктор одним своим появлением вселяет бодрость в измученных людей, после назначает лечение больному ребёнку, даёт деньги на необходимую еду и незаметно оставляет на столе крупные кредитные билеты. И при всём этот не называет даже своего имени, не только не желая выслушивать благодарности, но даже не считая, что должен их выслушать:

«Вот ещё пустяки выдумали!» «С этих пор точно благодетельный ангел снизошел в нашу семью, - рассказывает Григорий Емельянович (бывший Гришка). – В начале января отец отыскал место. Матушка встала на ноги, меня с братом удалось пристроить в гимназию на казенный счет. Просто чудо свершил этот святой человек». Почему доктора называют святым? Святым называют духовно и нравственно непорочного человека, близкого к Богу. Совершив доброе дело, он не ждет за это благодарности.

Отличительной жанровой особенностью святочного рассказа является наличие конртаста. Все произведение построено на контрастах.В самом начале двое мальчиков стоят перед яркой витриной,в воздухе витает праздничный воздух.Но когода они идут домой,всё вокруг становится мрачнее:повсюду старые разваливающиеся дома,а их собственное жилище находится в подвале.В то время как все готовятся к празднику,Мерцаловы не знают,как свести концы с концами,чтобы просто выжить.В этой семье о празднике речь даже на идет.

Стоит отметить контраст и среди героев произведения. Глава семейства Мерцалов-слабый человек,который не в состоянии самостоятельно решать проблемы,он готов бежать от них: он задумывается о самоубийстве.Профессор Пирогов наоборот представлен невероятно сильным, бодрым, уверенным позитивным героем,котрый своей добротой спасает семью Мармеладовых.

В этом рассказе Куприн поднимает острые вопросы, касающиеся расслоения общества, незащищенности его бедных слоев.

И,конечно,нельзя не отметить наличие в рассказе тематической группы слов,связанной с Рождественской тематикой: душа,счастье,святой,молится, чудо,чудесный.

Святочные рассказы стали классикой. Основные идеи праздника - любовь к ближнему, сострадание, милосердие, которых так недостает в современном прагматичном мире.

В своем романе “Отцы и дети” И. С. Тургенев отобразил общественные процессы в России 59-60-х годы XIX столетия. В это время главным вопросом был вопрос о будущем России, о том, какими должны быть преобразования, чтобы улучшить жизнь народа, ибо все приходили к пониманию необходимости изменить существующие и изживающие себя порядки. По отношению к этому вопросу общество разделилось на два лагеря: революционеров-демократов и либералов в союзе с консерваторами.
В романе И. С. Тургенев представил эти два лагеря как мир “отцов” и “детей”. Единственным представителем поколения “детей” является Евгений Базаров, молодой человек, закончивший университет, увлекающийся медициной и естественными науками. К противоположному лагерю относятся братья Кирсановы - Николай Петрович и Павел Петрович, родители Базарова, а также Аркадий Кирсанов, представитель молодого поколения дворянства.
Павел Петрович Кирсанов, военный в отставке, бывший светский лев, является антагонистом Базарова, его идейным противником. Если Евгений - нигилист, то есть человек, не верящий в авторитеты и отвергающий принципы, то Павел Петрович, напротив, не мыслит своей жизни без “принсипов” и авторитетов. “Мы, люди старого века, мы полагаем, что без прин-сипов... шагу ступить, дохнуть нельзя”, - говорит он. Павел Петрович -представитель либерального движения, склоняющийся К консерватизму. Больше всего он преклоняется перед английским аристократизмом. Для него идеал государства - Англия. Павел Петрович считает себя полезным человеком: он иногда заступается за крестьян перед братом, несколько раз одалживал ему деньги, когда имение стояло на грани разорения. Но Базаров упрекает его в том, что, рассуждая о народе, Павел Петрович не способен действовать, он “сидит сложа руки”, а маской неудачливого человека с разбитой судьбой прикрывает свою несостоятельность и бездейственность. Впрочем, Павел Петрович по-своему достойный человек: он любит брата и племянника, уважительно относится к Фенечке, благороден в своих поступках, безукоризненно вежлив. К сожалению, практицизм не является отличительным качеством этого дворянина: видя, что нововведения брата только лишь расстраивают имение, он не может ничего предпринять, чтобы поправить дела. Павел Петрович не соглашается с тем, что “его песенка спета”, он убежден в том, что “дети” не правы и что его идеи гораздо правильнее, чем их. Речь Павла Петровича своеобразна. Он часто употребляет иностранные слова, русские же говорит на французский манер, вместо общепринятых “этим” и “это” говорит “эфтим” и “эфто”. Его речь изобилует выражениями типа “считаю своим долгом”, “не соблаговолите ли вы...” и т. д.
Брат Павла Петровича, Николай Петрович, дворянин, отец семейства и либерал, также является представителем “отцов”. Он либерал и гордится этим. “Кажется, я все делаю, чтобы не отстать от века: крестьян устроил, ферму завел...; читаю, учусь, стараюсь встать вровень с современными требованиями...” Но все его модные преобразования лишь расстраивают имение. Тургенев показывает картину бедности, отсталости народа: “пруды с худыми плотинами”, деревеньки с “до половины разметанными крышами”, мужички, “обтерханные, на плохих клячонках”... Подслушав слова Базарова о том, что “его песенка спета”, Николай Петрович соглашается с этим, не протестуя. Он охотно поверил в то, что идеи молодежи более современны и полезны. Николай Петрович прекрасный, заботливый и любящий отец, внимательный брат, чуткий и тактичный человек. То, что в сорокалетнем возрасте он играет на виолончели, читает Пушкина и восхищается природой, не вызывает у нас возмущения и непонимания, как у Базарова, но лишь улыбку умиления. Николай Петрович - человек, созданный для семейного счастья, для тихой жизни в своем имении.
Его сын Аркадий, только что закончивший университет, что называется, сын своего отца. Вначале он увлекся идеями Базарова, но, в конце концов, мы видим, что он был лишь временный попутчик молодого нигилиста и в дальнейшем повторит судьбу своего отца.
Итак, на примере образов Кирсановых Тургенев показывает то положение, в котором находилось дворянство пореформенной Руси, их неумение приспособиться к новым условиям, бесплодность их деятельности. Сам Тургенев писал, что он показал “сливки” дворянского общества. Если уж лучшие из дворян не могут выжить в новых условиях, то что же говорить о всех остальных...

Разделы: Литература

Класс: 5

Цель:

  • формирование понятия "святочный рассказ" через анализ произведений А.И.Куприна "Тапер" и "Чудесный доктор";
  • развитие коммуникативной и культурологической компетенций учащихся;
  • воспитание чувства сострадания к ближнему.

Ход урока

  1. Повторение пройденного: рассказ как эпический жанр.
  2. Подход к новой теме.
  3. Святочный рассказ как разновидность жанра (анализ произведений).
  4. Обобщение.
  5. Рефлексия.
  6. Домашнее задание.

Оборудование: мультимедийный комплекс (экран, проектор, ноутбук), пустые таблицы для заполнения.

СУ Добрый день! Позвольте мне начать наш урок. Я надеюсь, что он принесет пользу вам и мне. Для начала вспомним, что такое рассказ, к какому из родов литературы он относится.
ПОУ Расска?з - малая форма эпической прозы, повествовательное произведение небольшого размера.
СУ Являются ли истории о тапере и чудесном докторе, прочитанные вами дома, рассказами.
ПОУ Да, потому что он небольшой по размеру, написан прозой.
СУ А чем похожи эти рассказы?
ПОУ В обоих произведениях происходит чудо в Рождество.
СУ Действительно, вы правы. А знаете ли вы, что рассказы с подобным сюжетом в литературе встречаются довольно часто, и для них придумали особое название - "святочные (рождественские) рассказы". Знаком ли вам этот термин.
ПОУ Нет
СУ А раз уж мы заговорили об этом, значит, темой нашего урока будет:?
ПОУ Рождественский рассказ.
СУ В таком случае, что мы должны узнать на уроке?
ПОУ Особенности "рождественского рассказа" (на примере рассказов "Чудесный доктор" и "Тапер"). Запишите тему в тетради.
СУ Верно, это цель нашего урока, а какие же задачи мы должны решить, чтоб прийти к реализации поставленной цели?
ПОУ Прочитать рассказы

Проанализировать рассказы

Найти общее в них

СУ Все верно, давайте же приступим к анализу произведений. Но прежде вспомним сюжет произведений.
ПОУ Краткий пересказ текстов.
СУ Перед вами лежат листочки с табличками, в течение урока мы заполним все пустые ячейки, это поможет вам самостоятельно создать определение жанра "святочного рассказа".
СУ К какому эпическому жанру относятся оба произведения? Почему?
ПОУ Рассказ (делают запись).
СУ Когда были созданы эти рассказы?
ПОУ Сообщение ученика о времени создания рассказов и их публикации. (Делают запись- время создания - преддверие рождества). Рассказ Куприна "Тапер" был опубликован в газете "Одесские новости" (1900, 25 декабря). Сюжет рассказа основан, как следует из авторского примечания, на реальном факте. "Чудесный доктор" (1897), опубликованный в рождественском номере газеты "Киевское слово", написан в жанре святочного рассказа.
СУ Вспомните и докажите текстом, в какое время происходит действие в обоих рассказах.
ПОУ Время действия - канун рождества (сочельник), (делают запись).
СУ Кто является главными героями рассказа, какие они, ответьте на вопрос, опираясь на текст произведений.
ПОУ Дети.
СУ В какой обстановке находятся дети, счастливы ли они?
ПОУ Бедные, несчастные дети, делают запись.
СУ Куприн показывает ситуацию, типичную для большинства семей России рубежа 19-20 вв. Многие люди в то время умирали от голода и болезней не находя себе и своей семье пропитания. Как же нашим героям удается выйти из сложившейся ситуации? Возможен ли был такой поворот событий на самом деле?
СУ Чем же заканчиваются рассказы, что происходит с героями?
ПОУ Рассказы имеют счастливый конец, обстоятельства складываются так, что все плохое проходит, и жизнь детей налаживается. Случается чудо, помощь приходит случайно.
СУ Какая запись будет следующей?
ПОУ Рассказы имеют счастливый конец (делают запись).
СУ А кто творит чудеса?
ПОУ Бог, волшебник и т.д.
СУ Но ведь не сам Бог спускается на Землю и творит это чудо?
ПОУ Нет. Это делают люди.
СУ Какие же люди помогли свершиться чуду?
ПОУ Пирогов и Рубинштейн.
СУ А вы знаете, кто это? Вымышленные это персонажи или нет? Давайте посмотрим на людей, способных воплотить чудо в жизнь. Что вы напишите на следующем лучике?
ПОУ Чудо происходит благодаря людям.
СУ А теперь самостоятельно сформулируйте определение "рождественского рассказа", продолжив предложение "Рождественский рассказ - это:", сделайте запись в тетради.
ПОУ Формулировка определений, несколько учащихся зачитывают ее.
СУ Как вы думаете, почему в 19 веке были распространены такие рассказы?
ПОУ
СУ Простые и незамысловатые истории вместили в себя мечты о доброй и радостной жизни, о сердечном и милосердном отношении друг к другу, о победе добра над злом вопреки всему. Эти истории предназначены и для детей и для взрослых, и для искушённого и для начинающего читателя. Читать их лучше всей семьёй и именно в период зимних праздников, когда нет суеты, когда сердца наши смягчены, поэтому рождественские или святочные рассказы не покажутся нам излишне сентиментальными или далёкими от жизни.
СУ Вспомните, какой была наша цель и задачи. Решили мы задачи, достигли ли цели?
ПОУ Вспоминают цели и задачи, делают выводы.
СУ Я уже говорила, что жанр рождественского рассказа является распространенным в литературе. Поэтому домашнее задание будет следующим: Докажите, письменно, что это "рождественский рассказ". (Чарльз Диккенс "Рождественская песнь в прозе", "Сверчок за очагом"; Сельма Лагерлеф "Рождественский гость"; Ф.М.Достоевский "Мальчик у Христа на елке"). Или сами сочините "рождественский рассказ". Спасибо за урок. Урок окончен.

CУ - слово учителя

Гриш, а Гриш! Гляди-ка поросенок-то... Смеется... Да-а. А во рту-то у него!.. Смотри, смотри... травка во рту, ей-Богу, травка!.. Вот штука-то!

И двое мальчуганов, стоящих перед огромным, из цельного стекла, окном гастрономического магазина, принялись неудержимо хохотать, толкая друг друга в бок локтями, но невольно приплясывая от жестокой стужи. Они уже более пяти минут торчали перед этой великолепной выставкой, возбуждавшей в одинаковой степени их умы и желудки.

Здесь, освещенные ярким светом висящих ламп, возвышались целые горы красных крепких яблоков и апельсинов; стояли правильные пирамиды мандаринов, нежно золотившихся сквозь окутывающую их папиросную бумагу; протянулись на блюдах, уродливо разинув рты и выпучив глаза, огромные копченые и маринованные рыбы; ниже, окруженные гирляндами колбас, красовались сочные разрезанные окорока с толстым слоем розоватого сала...

Безчисленное множество баночек и коробочек с солеными, вареными и копчеными закусками довершало эту эффектную картину, глядя на которую оба мальчика на минуту забыли о двенадцатиградусном морозе и о важном поручении, возложенном на них матерью, - поручении, окончившемся так неожиданно и так плачевно.

Старший мальчик первый оторвался от созерцания очаровательного зрелища. Он дернул брата за рукав и произнес сурово:

Ну, Володя, идем, идем... Нечего тут...

Одновременно подавив тяжелый вздох (старшему из них было только десять лет, и к тому же оба с утра ничего не ели, кроме пустых щей) и кинув последний влюбленно-жадный взгляд на гастрономическую выставку, мальчуганы торопливо побежали по улице. Иногда сквозь запотевшие окна какого-нибудь дома они видели елку, которая издали казалась громадной гроздью ярких, сияющих пятен, иногда они слышали даже звуки веселой польки... Но они мужественно гнали от себя прочь соблазнительную мысль: остановиться на несколько секунд и прильнуть глазком к стеклу.

По мере того как шли мальчики, все малолюднее и темнее становились улицы. Прекрасные магазины, сияющие елки, рысаки, мчавшиеся под своими синими и красными сетками, визг полозьев, праздничное оживление толпы, веселый гул окриков и разговоров, разрумяненные морозом смеющиеся лица нарядных дам - все осталось позади. Потянулись пустыри, кривые, узкие переулки, мрачные, неосвещенные косогоры... Наконец они достигли покосившегося ветхого дома, стоявшего особняком; низ его - собственно подвал - был каменный, а верх - деревянный. Обойдя тесным, обледенелым и грязным двором, служившим для всех жильцов естественной помойной ямой, они спустились вниз, в подвал, прошли в темноте общим коридором, отыскали ощупью свою дверь и отворили ее.

Уже более года жили Мерцаловы в этом подземелье. Оба мальчугана давно успели привыкнуть и к этим закоптелым, плачущим от сырости стенам, и к мокрым отрепкам, сушившимся на протянутой через комнату веревке, и к этому ужасному запаху керосинового чада, детского грязного белья и крыс - настоящему запаху нищеты. Но сегодня, после всего, что они видели на улице, после этого праздничного ликования, которое они чувствовали повсюду, их маленькие детские сердца сжались от острого, недетского страдания. В углу, на грязной широкой постели, лежала девочка лет семи; ее лицо горело, дыхание было коротко и затруднительно, широко раскрытые блестящие глаза смотрели пристально и безцельно. Рядом с постелью, в люльке, привешенной к потолку, кричал, морщась, надрываясь и захлебываясь, грудной ребенок. Высокая, худая женщина, с изможденным, усталым, точно почерневшим от горя лицом, стояла на коленях около больной девочки, поправляя ей подушку и в то же время не забывая подталкивать локтем качающуюся колыбель. Когда мальчики вошли и следом за ними стремительно ворвались в подвал белые клубы морозного воздуха, - женщина обернула назад свое встревоженное лицо.

Ну? Что же? - спросила она отрывисто и нетерпеливо.

Мальчики молчали. Только Гриша шумно вытер нос рукавом своего пальто, переделанного из старого ватного халата.

Отнесли вы письмо?.. Гриша, я тебя спрашиваю, отдал ты письмо?

Ну, и что же? Что ты ему сказал?

Да все, как ты учила. Вот, говорю, от Мерцалова письмо, от вашего бывшего управляющего. А он нас обругал: «Убирайтесь вы, говорит, отсюда... Сволочи вы...»

Да кто же это? Кто же с вами разговаривал?.. Говори толком, Гриша!

Швейцар разговаривал... Кто же еще? Я ему говорю: «Возьмите, дяденька, письмо, передайте, а я здесь внизу ответа подожду». А он говорит: «Как же, говорит, держи карман... Есть тоже у барина время ваши письма читать...»

Ну, а ты?

Я ему все, как ты учила, сказал: «Есть, мол, нечего... Матушка больна... Помирает...» Говорю: «Как папа место найдет, так отблагодарит вас, Савелий Петрович, ей-Богу, отблагодарит». Ну, а в это время звонок как зазвонит, как зазвонит, а он нам и говорит: «Убирайтесь скорее отсюда к черту! Чтобы духу вашего здесь не было!..» А Володьку даже по затылку ударил.

А меня он по затылку, - сказал Володя, следивший со вниманием за рассказом брата, и почесал затылок.

Старший мальчик вдруг принялся озабоченно рыться в глубоких карманах своего халата. Вытащив, наконец, оттуда измятый конверт, он положил его на стол и сказал:

Вот оно, письмо-то...

Больше мать не расспрашивала. Долгое время в душной, промозглой комнате слышался только неистовой крик младенца да короткое, частое дыхание Машутки, больше похожее на безпрерывные однообразные стоны. Вдруг мать сказала, обернувшись назад:

Там борщ есть, от обеда остался... Может, поели бы? Только холодный, - разогреть-то нечем...

В это время в коридоре послышались чьи-то неуверенные шаги и шуршание руки, отыскивающей в темноте дверь. Мать и оба мальчика - все трое даже побледнев от напряженного ожидания - обернулись в эту сторону.

Вошел Мерцалов. Он был в летнем пальто, летней войлочной шляпе и без калош. Его руки взбухли и посинели от мороза, глаза провалились, щеки облипли вокруг десен, точно у мертвеца. Он не сказал жене ни одного слова, она ему не задала ни одного вопроса. Они поняли друг друга по тому отчаянию, которое прочли друг у друга в глазах.

В этот ужасный роковой год несчастье за несчастьем настойчиво и безжалостно сыпались на Мерцалова и его семью. Сначала он сам заболел брюшным тифом, и на его лечение ушли все их скудные сбережения. Потом, когда он поправился, он узнал, что его место, скромное место управляющего домом на двадцать пять рублей в месяц, занято уже другим.... Началась отчаянная, судорожная погоня за случайной работой, за перепиской, за ничтожным местом, залог и перезалог вещей, продажа всякого хозяйственного тряпья. А тут еще пошли болеть дети. Три месяца тому назад умерла одна девочка, теперь другая лежит в жару и без сознания. Елизавете Ивановне приходилось одновременно ухаживать за больной девочкой, кормить грудью маленького и ходить почти на другой конец города в дом, где она поденно стирала белье.

Весь сегодняшний день был занят тем, чтобы посредством нечеловеческих усилий выжать откуда-нибудь хоть несколько копеек на лекарство Машутке. С этой целью Мерцалов обегал чуть ли не полгорода, клянча и унижаясь повсюду; Елизавета Ивановна ходила к своей барыне, дети были посланы с письмом к тому барину, домом которого управлял раньше Мерцалов... Но все отговаривались или праздничными хлопотами, или неимением денег... Иные, как, например, швейцар бывшего патрона, просто-напросто гнали просителей с крыльца.

Минут десять никто не мог произнести ни слова. Вдруг Мерцалов быстро поднялся с сундука, на котором он до сих пор сидел, и решительным движением надвинул глубже на лоб свою истрепанную шляпу.

Куда ты? - тревожно спросила Елизавета Ивановна.

Мерцалов, взявшийся уже за ручку двери, обернулся.

Все равно, сидением ничего не поможешь, - хрипло ответил он. - Пойду еще... Хоть милостыню попробую просить.

Выйдя на улицу, он пошел безцельно вперед. Он ничего не искал, ни на что не надеялся. Он давно уже пережил то жгучее время бедности, когда мечтаешь найти на улице бумажник с деньгами или получить внезапно наследство от неизвестного троюродного дядюшки. Теперь им овладело неудержимое желание бежать куда попало, бежать без оглядки, чтобы только не видеть молчаливого отчаяния голодной семьи.

Просить милостыни? Он уже попробовал это средство сегодня два раза. Но в первый раз какой-то господин в енотовой шубе прочел ему наставление, что надо работать, а не клянчить, а во второй - его обещали отправить в полицию.

Незаметно для себя Мерцалов очутился в центре города, у ограды густого общественного сада. Так как ему пришлось все время идти в гору, то он запыхался и почувствовал усталость. Машинально он свернул в калитку и, пройдя длинную аллею лип, занесенных снегом, спустился на низкую садовую скамейку.

Тут было тихо и торжественно. Деревья, окутанные в свои белые ризы, дремали в неподвижном величии. Иногда с верхней ветки срывался кусочек снега, и слышно было, как он шуршал, падая и цепляясь за другие ветви. Глубокая тишина и великое спокойствие, сторожившие сад, вдруг пробудили в истерзанной душе Мерцалова нестерпимую жажду такого же спокойствия, такой же тишины.

«Вот лечь бы и заснуть, - думал он, - и забыть о жене, о голодных детях, о больной Машутке». Просунув руку под жилет, Мерцалов нащупал довольно толстую веревку, служившую ему поясом. Мысль о самоубийстве совершенно ясно встала в его голове. Но он не ужаснулся этой мысли, ни на мгновение не содрогнулся перед мраком неизвестного.

«Чем погибать медленно, так не лучше ли избрать более краткий путь?» Он уже хотел встать, чтобы исполнить свое страшное намерение, но в это время в конце аллеи послышался скрип шагов, отчетливо раздавшийся в морозном воздухе. Мерцалов с озлоблением обернулся в эту сторону. Кто-то шел по аллее. Сначала был виден огонек то вспыхивающей, то потухавшей сигары. Потом Мерцалов мало-помалу мог разглядеть старика небольшого роста, в теплой шапке, меховом пальто и высоких калошах. Поравнявшись со скамейкой, незнакомец вдруг круто повернул в сторону Мерцалова и, слегка дотрагиваясь до шапки, спросил:

Вы позволите здесь присесть?

Мерцалов умышленно резко отвернулся от незнакомца и подвинулся к краю скамейки. Минут пять прошло в обоюдном молчании, в продолжение которого незнакомец курил сигару и (Мерцалов это чувствовал) искоса наблюдал за своим соседом.

Ночка-то какая славная, - заговорил вдруг незнакомец. - Морозно... тихо. Что за прелесть - русская зима!

А я вот ребятишкам знакомым подарочки купил, - продолжал незнакомец (в руках у него было несколько свертков). - Да вот по дороге не утерпел, сделал круг, чтобы садом пройти: очень уж здесь хорошо.

Мерцалов вообще был кротким и застенчивым человеком, но при последних словах незнакомца его охватил вдруг прилив отчаянной злобы. Он резким движением повернулся в сторону старика и закричал, нелепо размахивая руками и задыхаясь:

Подарочки!.. Подарочки!.. Знакомым ребятишкам подарочки!.. А я... а у меня, милостивый государь, в настоящую минуту мои ребятишки с голоду дома подыхают... Подарочки!.. А у жены молоко пропало, и грудной ребенок целый день не ел... Подарочки!..

Мерцалов ожидал, что после этих безпорядочных, озлобленных криков старик поднимется и уйдет, но он ошибся. Старик приблизил к нему свое умное, серьезное лицо с седыми баками и сказал дружелюбно, но серьезным тоном:

Подождите... не волнуйтесь! Расскажите мне все по порядку и как можно короче. Может быть, вместе мы придумаем что-нибудь для вас.

В необыкновенном лице незнакомца было что-то до того спокойное и внушающее доверие, что Мерцалов тотчас же без малейшей утайки, но страшно волнуясь и спеша, передал свою историю. Он рассказал о своей болезни, о потере места, о смерти ребенка, обо всех своих несчастиях, вплоть до нынешнего дня. Незнакомец слушал, не перебивая его ни словом, и только все пытливее и пристальнее заглядывал в его глаза, точно желая проникнуть в самую глубь этой наболевшей, возмущенной души. Вдруг он быстрым, совсем юношеским движением вскочил с своего места и схватил Мерцалова за руку. Мерцалов невольно тоже встал.

Едемте! - сказал незнакомец, увлекая за руку Мерцалова. - Едемте скорее!.. Счастье ваше, что вы встретились с врачом. Я, конечно, ни за что не могу ручаться, но... поедемте!

Минут через десять Мерцалов и доктор уже входили в подвал. Елизавета Ивановна лежала на постели рядом со своей больной дочерью, зарывшись лицом в грязные, замаслившиеся подушки. Мальчишки хлебали борщ, сидя на тех же местах. Испуганные долгим отсутствием отца и неподвижностью матери, они плакали, размазывая слезы по лицу грязными кулаками и обильно проливая их в закопченный чугунок. Войдя в комнату, доктор скинул с себя пальто и, оставшись в старомодном, довольно поношенном сюртуке, подошел к Елизавете Ивановне. Она даже не подняла головы при его приближении.

Ну, полно, полно, голубушка, - заговорил доктор, ласково погладив женщину по спине. - Вставайте-ка! Покажите мне вашу больную.

И точно так же, как недавно в саду, что-то ласковое и убедительное, звучавшее в его голосе, заставило Елизавету Ивановну мигом подняться с постели и безпрекословно исполнить все, что говорил доктор. Через две минуты Гришка уже растапливал печку дровами, за которыми чудесный доктор послал к соседям, Володя раздувал изо всех сил самовар, Елизавета Ивановна обворачивала Машутку согревающим компрессом... Немного погодя явился и Мерцалов. На три рубля, полученные от доктора, он успел купить за это время чаю, сахару, булок и достать в ближайшем трактире горячей пищи. Доктор сидел за столом и что-то писал на клочке бумажки, который он вырвал из записной книжки. Окончив это занятие и изобразив внизу какой-то своеобразный крючок вместо подписи, он встал, прикрыл написанное чайным блюдечком и сказал:

Вот с этой бумажкой вы пойдете в аптеку... давайте через два часа по чайной ложке. Это вызовет у малютки отхаркивание... Продолжайте согревающий компресс... Кроме того, хотя бы вашей дочери и сделалось лучше, во всяком случае пригласите завтра доктора Афросимова. Это дельный врач и хороший человек. Я его сейчас же предупрежу. Затем прощайте, господа! Дай Бог, чтобы наступающий год немного снисходительнее отнесся к вам, чем этот, а главное - не падайте никогда духом.

Пожав руки Мерцалову и Елизавете Ивановне, все еще не оправившимся от изумления, и потрепав мимоходом по щеке разинувшего рот Володю, доктор быстро всунул свои ноги в глубокие калоши и надел пальто. Мерцалов опомнился только тогда, когда доктор уже был в коридоре, и кинулся вслед за ним.

Так как в темноте нельзя было ничего разобрать, то Мерцалов закричал наугад:

Доктор! Доктор, постойте!.. Скажите мне ваше имя, доктор! Пусть хоть мои дети будут за вас молиться!

И он водил в воздухе руками, чтобы поймать невидимого доктора. Но в это время в другом конце коридора спокойный старческий голос произнес:

Э! Вот еще пустяки выдумали!.. Возвращайтесь-ка домой скорей!

Когда он возвратился, его ожидал сюрприз: под чайным блюдцем вместе с рецептом чудесного доктора лежало несколько крупных кредитных билетов...

В тот же вечер Мерцалов узнал и фамилию своего неожиданного благодетеля. На аптечном ярлыке, прикрепленном к пузырьку с лекарством, четкою рукою аптекаря было написано: «По рецепту профессора Пирогова».

Я слышал этот рассказ, и неоднократно, из уст самого Григория Емельяновича Мерцалова - того самого Гришки, который в описанный мною сочельник проливал слезы в закоптелый чугунок с пустым борщом. Теперь он занимает довольно крупный, ответственный пост в одном из банков, слывя образцом честности и отзывчивости на нужды бедности. И каждый раз, заканчивая свое повествование о чудесном докторе, он прибавляет голосом, дрожащим от скрываемых слез:

С этих пор точно благодетельный ангел снизошёл в нашу семью. Все переменилось. В начале января отец отыскал место, матушка встала на ноги, меня с братом удалось пристроить в гимназию на казенный счет. Просто чудо совершил этот святой человек. А мы нашего чудесного доктора только раз видели с тех пор - это когда его перевозили мертвого в его собственное имение Вишню. Да и то не его видели, потому что то великое, мощное и святое, что жило и горело в чудесном докторе при его жизни, угасло невозвратимо.

Этот пост хочу начать словами Бернарда Шоу. "Чудо — это событие, которое рождает веру. В этом самая сущность и назначение чудес. Тем, кто их видит, они могут казаться весьма удивительными, а тем, кто их творит, весьма простыми. Но это не важно. Если они укрепляют или порождают веру — это истинные чудеса".
Настоящее чудо происходит в трогательном рассказе Александра Куприна "Чудесный доктор" - он входит в мой список лучших новогодних книг для детей 5-7 лет (о трёх книгах из этого списка я уже писала ранее). Разумеется, эту рождественскую историю можно читать и в более старшем возрасте, она написана простым, но изящным языком. Моим дочерям сейчас 5 и 7 лет, и я считаю, что это произведение Куприна они уже в состоянии хоть немного осмыслить.

Рассказ написан в Киеве в 1897 году и основан на реальных событиях. В канун Рождества два голодных, бедно одетых мальчика разглядывают вкусности за витриной гастронома. Только отведать их мальчикам не суждено - за прошедший год их семья обнищала. После тяжёлой болезни отец потерял работу, у матери на руках грудничок, сестрёнка тяжело болеет, один ребёнок уже умер, а все старания отца по поиску новой работы пока ни к чему не приводят.Тяжело возвращаться с нарядных улиц, где всё пропитано ароматом праздника, в тёмный сырой подвал... Тем более возвращаться несолоно хлебавши - отчаявшаяся мать отправляла мальчишек просить помощи у людей, у которых раньше работал отец, но те только отмахнулись от них, ссылаясь на праздничные хлопоты.

Куда тяжелее отцу семейства. Возвращаться домой после тщетных поисков стало невыносимо:

"Он не сказал жене ни одного слова, она не задала ему ни одного вопроса. Они поняли друг друга по тому отчаянию, которое прочли в глазах друг друга"

С тяжёлыми мыслями мужчина забредает в общественный сад. Здесь всё тихо, покойно, несуетно... Мысль о самоубийстве уже не пугает его. Здесь-то он и встречает "чудесного доктора", который не просто помогает деньгами и лекарствами, но и даёт шанс изменить жизнь. Случается настоящее рождественское чудо.

"...- Едемте! - сказал незнакомец, увлекая за руку Мерцалова. - Едемте скорее!.. Счастье ваше, что вы встретились с врачом. Я, конечно, ни за что не ручаюсь, но... поедемте!
Минут через десять Мерцалов и доктор уже входили в подвал. Елизавета Ивановна лежала на постели рядом со своей больной дочерью, зарывшись лицов в грязные, замаслившиеся подушки. Мальчишки хлебали борщ, сидя на тех же местах. Испуганные долгим отсутствием отца и неподвижностью матери, они плакали, размазывая слёзы по лицу грязными кулаками и обильно проливая их в закопчённый чугунок. Войдя в комнату, доктор скинул с себя пальто и, оставшись в старомодном, довольно поношенном сюртуке, подошёл к Елизавете Ивановне. Она даже не подняла головы при его приближении.
- Ну полно, полно, голубушка, - заговорил доктор, ласково погладив женщину по спине. - Вставайте-ка! Покажите мне вашу больную..."

Не буду сейчас рецензировать книгу, возможно, сделаю это, когда прочтём её вместе с детьми - мне интересна их реакция. Зато открою один секрет: чудесный доктор - мудрый, добрый, милосердный - не кто иной, как Николай Иванович Пирогов - знаменитый русский хирург и анатом, основоположник русской военно-полевой хирургии, естествоиспытатель и педагог, основатель русской школы анестезии.