Индивидуальная работа по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста. "Индивидуальная работа с детьми в течение дня (из опыта работы)" Планирование индивидуальной работы с детьми в подготовительной группе

Подготовительная группа в детском саду - это финишная прямая на пути к обучению в школе. Именно в этот период дети шести лет начинают потихоньку отходить от своей основной деятельности - игры, и осваивать навыки обучения. Поэтому чрезвычайно важно научить ребёнка именно учиться: воспринимать и усваивать информацию, проявлять усидчивость, дисциплинированность. Немаловажную роль в этот период играет и индивидуальная работа с детьми в подготовительной группе.

Польза индивидуальной работы с детьми

Как правило, при планировании педагог прописывает, какая именно работа с конкретным ребёнком будет проводиться. Это зависит от потребностей каждого малыша.

Такая форма работы педагога с воспитанником - одна из самых эффективных. Ведь в тот период, пока проводится занятие или игра, внимание специалиста полностью отдано этому малышу, а значит, педагог может вовремя заметить какие-то затруднения, направить ребёнка, подсказать и скорректировать.

Индивидуальная работа с детьми в подготовительной группе, как уже было сказано, должна быть спланирована. Часто дать рекомендации по её организации может педагог-психолог (по результатам диагностики). И, конечно же, такая работа будет в разы эффективнее, если привлекать к ней детьми в ДОУ ведётся по каждому разделу программы и в разных формах. Такое планирование позволяет охватить все сферы развития малыша и не допустить пробелов, что впоследствии облегчит ему адаптацию к школе и обеспечит эффективное усвоение материала.

Какие формы работы с дошкольниками подготовительной группы выделяют? Их великое множество, вот хотя бы некоторые из них: специально организованные занятия в режиме дня, игры, экскурсии, целевые прогулки, беседы, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, экспериментирование. В зависимости от того, что необходимо закрепить, педагогом планируется индивидуальная работа с детьми в подготовительной группе. Организовать её можно в Например, во время приёма детей, когда ещё не все пришли, после тихого часа или вечером, после ужина. Подойдёт и время, когда дети заняты свободной деятельностью, то есть играют в группе. В этот период педагог предлагает малышу поиграть с ним, порисовать, почитать или посмотреть книжку. В процессе этой деятельности и решаются поставленные задачи.

То есть ребёнок получает удовольствие от процесса, одновременно закрепляя и усваивая материал в игре или другом предложенном ему виде деятельности.

Индивидуальная работа с детьми: узкие специалисты

Практически в каждом помимо музыкального руководителя и руководителя имеются учитель-логопед (дефектолог) и педагог-психолог. В их планы также включена индивидуальная работа с детьми в подготовительной группе. Каждый специалист в процессе этой деятельности решает проблемы, связанные с его областью. Так, логопед занимается развитием речи, а при необходимости и ставит отдельные звуки. Педагог-психолог работает над развитием эмоционально-волевой сферы и ребёнка, руководитель физического воспитания заботится о двигательном развитии дошкольника. В совокупности планомерная работа всех специалистов эффективно сказывается на всестороннем развитии ребёнка, а значит, и гарантирует неплохую подготовку к обучению в школе. Ещё один неоспоримый плюс такой работы - личный контакт педагога с ребёнком, в ходе которого решаются не только образовательные, но и воспитательные задачи.

Подготовительная группа в детском саду - это финишная прямая на пути к обучению в школе. Именно в этот период дети шести лет начинают потихоньку отходить от своей основной деятельности - игры, и осваивать навыки обучения. Поэтому чрезвычайно важно научить ребёнка именно учиться: воспринимать и усваивать информацию, проявлять усидчивость, дисциплинированность. Немаловажную роль в этот период играет и индивидуальная работа с детьми в подготовительной группе.

Польза индивидуальной работы с детьми

Как правило, при планировании педагог прописывает, какая именно работа с конкретным ребёнком будет проводиться. Это зависит от потребностей каждого малыша.

Такая форма работы педагога с воспитанником - одна из самых эффективных. Ведь в тот период, пока проводится занятие или игра, внимание специалиста полностью отдано этому малышу, а значит, педагог может вовремя заметить какие-то затруднения, направить ребёнка, подсказать и скорректировать.

Индивидуальная работа с детьми в подготовительной группе, как уже было сказано, должна быть спланирована. Часто дать рекомендации по её организации может педагог-психолог (по результатам диагностики). И, конечно же, такая работа будет в разы эффективнее, если привлекать к ней родителей. Работа с детьми в ДОУ ведётся по каждому разделу программы и в разных формах. Такое планирование позволяет охватить все сферы развития малыша и не допустить пробелов, что впоследствии облегчит ему адаптацию к школе и обеспечит эффективное усвоение материала.

Какие формы работы с дошкольниками подготовительной группы выделяют? Их великое множество, вот хотя бы некоторые из них: специально организованные занятия в режиме дня, игры, экскурсии, целевые прогулки, беседы, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, экспериментирование. В зависимости от того, что необходимо закрепить, педагогом планируется индивидуальная работа с детьми в подготовительной группе. Организовать её можно в режиме дня. Например, во время приёма детей, когда ещё не все пришли, после тихого часа или вечером, после ужина. Подойдёт и время, когда дети заняты свободной деятельностью, то есть играют в группе. В этот период педагог предлагает малышу поиграть с ним, порисовать, почитать или посмотреть книжку. В процессе этой деятельности и решаются поставленные задачи.

То есть ребёнок получает удовольствие от процесса, одновременно закрепляя и усваивая материал в игре или другом предложенном ему виде деятельности.

Индивидуальная работа с детьми: узкие специалисты

Практически в каждом дошкольном учреждении, помимо музыкального руководителя и руководителя физического воспитания, имеются учитель-логопед (дефектолог) и педагог-психолог. В их планы также включена индивидуальная работа с детьми в подготовительной группе. Каждый специалист в процессе этой деятельности решает проблемы, связанные с его областью. Так, логопед занимается развитием речи, а при необходимости и ставит отдельные звуки. Педагог-психолог работает над развитием эмоционально-волевой сферы и психических процессов ребёнка, руководитель физического воспитания заботится о двигательном развитии дошкольника. В совокупности планомерная работа всех специалистов эффективно сказывается на всестороннем развитии ребёнка, а значит, и гарантирует неплохую подготовку к обучению в школе. Ещё один неоспоримый плюс такой работы - личный контакт педагога с ребёнком, в ходе которого решаются не только образовательные, но и воспитательные задачи.

Психофизическое развитие любого ребёнка, становление его личности происходит индивидуально. Иногда особенности характера оказывают большое влияние на развитие умений и навыков, усвоение новых знаний. Не все дети могут полноценно работать в группе, некоторые нуждаются в индивидуальных занятиях. Задача педагога при проведении таких занятий - помочь каждому воспитаннику развить свои способности, получить необходимую сумму знаний и навыков, научить ребёнка бороться с излишней застенчивостью или скромностью, поверить в собственные силы.

Значение индивидуальной работы в подготовительной группе детского сада

Индивидуальная работа с детьми в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) предполагает целенаправленное педагогическое воздействие на ребёнка, учитывающее особенности его психофизического развития. Целью этой работы является создание наиболее благоприятных условий для дальнейшего развития и воспитания дошкольника.

В особом внимании нуждаются воспитанники, которые по каким-либо причинам отстают от группы (часто отсутствуют на занятиях, медлительные, застенчивые, слишком активные) или, наоборот, опережают остальных детей по объёму изученного материала. Отстающим дошкольникам индивидуальные занятия позволяют приобрести знания и навыки, соответствующие уровню знаний основной группы. Наиболее распространёнными в ДОУ являются индивидуальные занятия с логопедом, направленные на коррекцию звукопроизношения и обучение грамоте. В занятиях с психологом нуждаются дети с отклонениями в психическом развитии (неусидчивые, не умеющие контролировать внимание, слишком импульсивные или заторможенные).

В особом внимании педагогов нуждаются ребята с заниженной самооценкой и проблемами в отношениях со сверстниками

В индивидуальных развивающих занятиях также нуждаются воспитанники с яркими способностями к какой-либо деятельности (к пению, рисованию, математике), а также дети с доминирующими познавательными интересами. Со способами диагностики можно ознакомиться в работе «Методика по определению доминирования познавательного или игрового мотива в аффективно-потребностной сфере ребёнка» .

Как выявить одарённого ребёнка и организовать работу с ним, можно посмотреть на примере статьи Миковой А. Н. «Индивидуальный маршрут развития одарённого ребёнка» , в которой рассказывается о работе с дошкольником, имеющим способности к словотворчеству.

Индивидуальный подход в работе воспитателя необходим. Учёт личностных особенностей каждого подопечного позволит ему правильно спланировать свою работу и обеспечить выполнение основных задач образовательной деятельности. Основой индивидуальной работы является всестороннее изучение уровня психофизического развития, особенностей характера, семейной атмосферы и условий проживания каждого воспитанника. Поскольку воспитанники подготовительной группы (дети 6–7 лет) начинают постепенно готовиться к школе и отходить от игры, важно научить их учиться: воспринимать и усваивать информацию, быть внимательными, проявлять усидчивость, уметь соблюдать правила и требования взрослых.

Задачи индивидуальных занятий

Индивидуальные занятия с воспитанниками подготовительной группы направлены на решение следующих задач:

  • развитие диалогической и монологической речи (расширение словарного запаса, совершенствование грамматического строя речи);
  • развитие познавательных процессов (внимания, памяти, мышления, зрительного и слухового восприятия);
  • формирование предпосылок учебной деятельности (чтение, письмо, счёт);
  • развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики;
  • сохранение и укрепление физического здоровья;
  • снятие психоэмоционального напряжения, обучение навыкам конструктивного выражения отрицательных эмоций;
  • повышение самооценки и уверенности в себе.

В индивидуальную работу могут включаться от одного до трёх воспитанников одновременно, если они имеют похожие проблемы

Приёмы индивидуальной работы, актуальные для детей 6–7 лет

Индивидуальная работа с дошкольниками основывается на конкретизации общих целей воспитания с учётом личностных особенностей ребёнка и гибком применении методов и приёмов воспитания, направленных на создание наилучших условий для развития именно этого малыша. Необходимость такой работы и её планирование опирается на результаты ежедневных наблюдений педагога.

Индивидуальную работу с дошкольниками проводит воспитатель (во время групповых занятий или в свободное время). Проводят индивидуальные занятия воспитатели или педагоги узкой специализации: логопед, психолог, дефектолог, музыкальный работник, педагог по физическому воспитанию.

В индивидуальном обучении могут использоваться следующие приёмы:

  • индивидуальное взаимодействие с воспитателем или узким специалистом (проведение индивидуального занятия, организация которого может включать любые педагогические методы, соответствующие старшему дошкольному возрасту);
  • выполнение задания на примере, по образцу воспитателя (во время самостоятельной деятельности детей, если у ребёнка что-то не получается, воспитатель демонстрирует алгоритм действий);
  • выполнение по образцу или при помощи сверстников (можно создавать пары или микрогруппы детей, где один из воспитанников нуждается в поддержке; такая организация работы полезна и для ребёнка, исполняющего роль педагога, поскольку учит его умению объяснять и обучать).

Требования к организации индивидуальных занятий

При организации индивидуальной работы необходимо следовать принципам развития личности ребёнка:

  • Учитывать самооценку дошкольника. Дети с заниженной самооценкой часто пассивны, нерешительны, не стремятся активно участвовать в групповых занятиях. Их необходимо чаще поощрять за правильно выполненные задания. При организации индивидуальных занятий желательно подбирать задания адекватной сложности, чтобы ребёнок чувствовал уверенность в своих возможностях.
  • Для повышения эффективности занятий необходимо правильно определить, какой тип памяти превалирует у ребёнка (визуальный, слуховой или моторный) и подбирать упражнения с учётом этого, а также развивать остальные виды памяти. Такую диагностику можно провести с помощью простых тестов, в какой ситуации ребёнок запоминает больше слов - при рассматривании картинок, восприятии на слух или выполнении механических действий (например, при раскрашивании картинок).
  • Сложность задания определяется строго индивидуально: оно должно быть по силам ребёнку, но в то же время не быть слишком простым. При выполнении этого условия индивидуальная работа станет хорошим стимулом развития для дошкольника. Практически педагог, готовясь к занятию, должен иметь заготовку заданий разных уровней сложности. Занятие начинается с простых упражнений, а далее учитывается то, как ребёнок смог выполнить эту работу.
  • Воспитатель должен стремиться организовать самообучение дошкольника. С этой целью проводятся беседы с родителями о создании условий для воспитания и обучения ребёнка дома: как организовать рабочий уголок малыша, какие занятия и игры способствуют улучшению мелкой моторики и развитию речи.

Важно создавать на занятии атмосферу доброжелательности и принятия личности ребёнка

Неоспоримым достоинством индивидуальной работы является личный контакт педагога с ребёнком, в результате которого решаются не только образовательные и развивающие, но и воспитательные задачи.

Проведение индивидуального занятия в подготовительной группе ДОУ

Длительность индивидуального занятия в подготовительной группе составляет не более 30 минут. Необходимость проведения и количество занятий определяются воспитателем и специалистами детского сада.

Таблица: время проведения индивидуальной работы

Время проведения Направленность занятий
Утреннее время, первая половина дня Проводятся индивидуальные занятия по познавательному развитию, коррекции речевых нарушений. А также это время больше подходит для занятий с детьми для отработки каких-либо движений, если дошкольник не успевает их выучить со всей группой.
Малоактивным и необщительным воспитанникам можно давать различные поручения, требующие общения со взрослыми и сверстниками.
Для развития любознательности и познавательной активности можно давать задания понаблюдать за интересными явлениями (например, за поведением рыбок в аквариуме; за тем, как прилетевшие птицы склёвывают корм из кормушки на участке детского сада; как под теплом лучей солнца начинается капель).
Вторая половина дня Эта часть рабочего дня больше предназначена для развития мелкой и крупной моторики: выполнение упражнений по конструированию, рисованию, лепке, а также отработке движений.
Прогулка Во время прогулок индивидуальная работа строится на подборе различных упражнений: кто-то играет с мячом для улучшения координации движений, другие ходят по пенькам для развития равновесия, третьи - перешагивают через препятствия или прыгают со скакалкой.
Время прогулки подходит и для развития речи (разучивание скороговорок, потешек, небольших игр по словообразованию, разгадывание загадок) и для улучшения математических знаний (прямой и обратный счёт, решение простых примеров и задач).

На протяжении всего дня воспитатель находит возможность осуществлять индивидуальный подход к каждому ребёнку

Циклограмма индивидуальной работы

В качестве примера можно рассмотреть циклограмму проведения индивидуальной работы в подготовительной группе:

  1. Общение с родителями в период утреннего приёма дошкольников о беспокоящих их вопросах поведения или здоровья ребёнка.
  2. Организация рабочей и в то же время весёлой обстановки в группе, где каждый ребёнок может заняться интересным для него делом (играть, просматривать книжки, мастерить поделки). Организуя самостоятельную деятельность детей, воспитатель может поручать кому-то из дошкольников помочь своему товарищу справиться с упражнением (правильно собрать мозаику или вырезать снежинку). Особенно внимательного отношения требуют дети с замкнутым, робким или застенчивым характером. Зная интересы такого ребёнка, педагог может подобрать ему подходящее занятие или включить в игру с другими сверстниками. Воспитанников, отличающихся излишней активностью, необходимо привлекать к занятиям, способствующим снижению уровня возбуждённости (рисованию, конструированию).
  3. Во время приёма пищи воспитатель уделяет внимание осанке своих подопечных: спина прямая, ноги стоят ровно, локти на стол не ставятся. И также напоминает ребятам о правилах использования столовых приборов: «Дети, ложку держим в правой руке, хлеб - в левой. А вилка всегда смотрит вниз». Индивидуальная работа проводится в виде поощрения детей за аккуратность во время еды, неторопливость, отсутствие разговоров и культурные навыки (пользование салфеткой). Если у кого-то возникают затруднения, воспитатель показывает правильный алгоритм действий. Дети с плохим аппетитом также нуждаются в особом внимании, их нужно похвалить за то, что они съели свою порцию.
  4. После завтрака организуются индивидуальные занятия с отстающими воспитанниками.
  5. Проводится небольшая подготовительная работа с нерешительными детьми для повышения их активности в групповом занятии.
  6. Проведение группового занятия.
  7. Подготавливая группу к прогулке, необходимо особенно контролировать часто болеющих детей, чтобы они были одеты в соответствии с погодой. Одновременно закрепляются навыки быстрого и правильного одевания, умения завязывать шнурки на обуви.
  8. Во время прогулки, кроме взаимодействия со всей группой воспитанников, уделяется внимание и индивидуальной работе с отдельными детьми. Эти занятия могут иметь различную направленность (физические упражнения, трудовая деятельность, разучивание коротких стихотворений, скороговорок).
  9. Перед подготовкой к дневному сну необходимо снять повышенное возбуждение у слишком активных детей.
  10. После полдника до времени вечерней прогулки организуются индивидуальные занятия.
  11. Передавая ребёнка родителям, воспитатель старается подробно рассказать о поведении ребёнка в течение дня, его успехах и проблемах, посоветовать литературу, а также проконсультировать по другим вопросам, связанным с воспитанием.

Воспитатель отслеживает состояние воспитанников в течение дня и делится своими наблюдениями с их родителями

Таблица: тематика индивидуальной работы в подготовительной группе

Цели занятия Упражнения и игры
Формирование представления о принятом цветовом обозначении букв и звуков: гласные - красные, глухие согласные - зелёные, звонкие - синие. Дидактическая игра «Стану отличником».
Развитие умения воспринимать зрительную информацию. Формирование навыков чтения, звукового анализа слова. Дидактическая игра «Считаем и читаем», игра-лото «Чтение», лото «Мы со звуком «К» играли».
Закрепление правильного произношения звуков, умения правильно называть гласные и согласные. Логопедические лото: «Звук «Р», «Звук «Ш», «Звук «Л».
Развитие мелкой моторики рук, воображения, усидчивости. Пальчиковые игры, конструирование и вырезание из бумаги, лепка, составление изображений из пазлов и мозаики.
Формирование элементарных математических представлений (ФЭМП). Можно использовать такие игры:
  • «Назови соседей числа» - ориентировка в пределах числового ряда до двадцати;
  • «Кто знает, пусть дальше считает» - закрепление порядкового счёта;
  • «Измени число» - воспитатель даёт задание, а дети устно вычисляют и показывают ответ с помощью цифры (увеличьте число 2 на 1);
  • «В какой руке сколько» - закрепление состава числа;
  • «Цифры» - закрепление навыка написания цифр, решение примеров;
  • «Сколько не хватает» - развитие умения составлять условия задачи;
  • «Учим цифры» - решение примеров, закрепление образа цифр;
  • «Математическое лото» - упражнение в счёте;
  • «Успей вовремя» - ориентировка во времени;
  • «Назови предыдущее и последующее число» - ориентировка в пределах десятка;
  • «Линии и точки» - развитие умения ориентироваться на листе бумаги в клетку.
Развитие пространственного воображения и координации движений. Графические диктанты.
Развитие логического мышления, представлений об окружающем мире. Можно использовать настольно-печатные игры:
  • ассоциации «Сказка за сказкой», «Знатоки сказок» - развитие ассоциативного, логического мышления, связной речи, воображения, пополнение словарного запаса;
  • «Кто в доме живёт», «Профессии» - развитие логического мышления, расширение представлений об окружающем мире;
  • «Часть и целое» - развитие логического мышления, внимания;
  • лото «Дикие и домашние животные» - развитие логического мышления, связной речи, воображения, памяти, внимания;
  • «Назови одним словом» - развитие аналитической и синтетической функций мышления, пополнение словарного запаса словами-обобщениями;
  • «Что к чему» - развитие восприятия, внимания, логического мышления;
  • «Подбери узор», «Четвёртый лишний» - развитие восприятия, внимания, логического мышления, умения сравнивать и обобщать;
  • «Подбери по цвету и форме» - развитие логического и наглядно-образного мышления.
Физкультурно-оздоровительная работа. Индивидуальная работа по ФИЗО имеет ту же направленность, что и основные занятия, она проводится с детьми, не успевающими во время работы с группой усвоить разучиваемые движения и навыки:
  • Развитие движений - совершенствование навыков лазания по гимнастической лестнице;
  • «По дорожке на одной ножке» - закрепление умения прыгать на одной ноге;
  • «Кто дальше бросит» - улучшение навыков метания предметов;
  • «Коснись мяча» - закрепление умения бросать и ловить мяч;
  • «Кто дальше прыгнет» - совершенствование техники прыжка;
  • Развитие движений - закрепление умения бросать мяч в цель;
  • Ходьба по буму и спрыгивание на обе ноги - развитие чувства равновесия и умения прыгать с возвышенности;
  • «Мяч об пол» - обучение умению ловить отскакивающий от пола мяч;
  • Катание на самокате - закрепление умения отталкиваться как правой, так и левой ногой, соблюдать равновесие при езде без опоры на дорогу;
  • «Упражнение с воланом» - обучение умению перебрасывать волан из правой руки в левую и обратно.
Развитие музыкальных и творческих способностей. Индивидуальные занятия с музыкальным руководителем могут проводиться с одним ребёнком или с небольшой подгруппой детей. Эти занятия могут иметь различную направленность:
  • обучение игре на музыкальных инструментах;
  • организация музыкально-подвижных игр, хороводов, ритмических движений;
  • музыкально-дидактические игры, направленные на закрепление знаний музыкальных инструментов, основ музыкальной грамотности;
  • рассматривание музыкальных журналов, альбомов с изображением инструментов;
  • инсценировка песен, рисование музыки, развитие творчества детей - придумывание колыбельной для любимой куклы.
Формирование экологических представлений. Индивидуальную работу по теме «Экология» для старших дошкольников можно проводить в рамках организации кружка «Юный натуралист». Работа этого кружка может включать:
  • экскурсии и прогулки в парк, лес, краеведческий музей;
  • организацию сюжетных занятий с использованием опытно-экспериментальной деятельности;
  • беседы с детьми о природе, домашних животных, о необходимости и важности защиты экологии;
  • лекции с использованием демонстрационных мультимедийных технологий;
  • дидактические игры, викторины экологической направленности.

Необходимо учитывать: если все упражнения индивидуального занятия ребёнок выполняет, находясь в сидячем положении, в середине урока должна проводиться физкультминутка.

В ходе индивидуального занятия не следует забывать о чередовании видов деятельности ребёнка

Примеры организации индивидуальных занятий с дошкольниками подготовительной группы

Занятия с отстающими детьми по познавательному развитию проводятся в игровой форме, при этом очень важно установить положительный контакт с ребёнком. Педагог обязательно приветствует воспитанника, в доступной форме рассказывает о том, что будет происходить на занятии. Речевое воздействие всегда вызывает у дошкольника эмоциональный отклик, что способствует установлению положительного контакта.

При проведении индивидуальных занятий с детьми подготовительной группы можно использовать словесные игры. Как и любая игровая деятельность, они создают положительный эмоциональный фон и одновременно способствуют совершенствованию речи, памяти, внимания, мышления, расширяют кругозор. В то же время эти игры не требуют сложного оборудования и могут проводиться как в группе, так и во время прогулок. Начинать нужно с более простых заданий, далее условия игры понемногу усложняются. Например, Паньшина Мария в конспекте индивидуального занятия , направленного на развитие словесно-логического мышления в подготовительной группе, приводит подробный конспект всех дидактических игр, проведённых с дошкольником.

Мотивировать ребёнка можно ярким наглядным пособием или картинкой. Для повышения мотивации на индивидуальном занятии используются наглядные методы: показ картинок, предметов, игрушек, наблюдение явлений природы (при проведении занятия во время прогулки). Вот несколько примеров:

  • Игра «Для какой профессии эти инструменты?»: подобрать изображения инструментов и соответствующие изображения людей различных профессий. Ребёнок должен правильно определить пары картинок.
  • Пономарёва Мария в статье об индивидуальном занятии с детьми подготовительной группы «Подарки осени» показывает, что для мотивации ребёнка можно использовать изображение, составленное из кубиков. В этом задании в рисунке, характеризующем осень, сделаны ошибки, и дошкольник должен назвать, что именно не соответствует осенней поре года.
  • Изображение можно использовать как основу для обсуждения. Например: «Рассмотрим натюрморт Ильи Машкова «Хлебы». Какие продукты изображены художником на картине?».
  • Для организации занятия можно использовать различный стимульный материал: бланки с заданиями, макеты, разрезные картинки, азбука. приводится в статье Закеловой Оксаны.

    Стимульный материал - это любые предметы, изображения, звуки и символы необходимые для проведения тестирования.

В индивидуальной работе используется разнообразный дидактический и игровой материал

Для повышения мотивации индивидуальное занятие может включать в себя практическую деятельность. Особенно это важно для детей, обладающих повышенным познавательным интересом. Дошкольников можно привлекать к проведению элементарных опытов с водой, снегом, воздухом, звуками, светом, магнитами, увеличительными стёклами, сыпучими материалами.

Иногда занятие организуется как волшебное путешествие в страну знаний, где могут встретиться интересные задания и приключения. Статья Дурневой Марины «Индивидуальное логопедическое занятие для ребёнка 6–7 лет» подробно рассказывает, как его можно организовать.

Видео: открытое индивидуальное логопедическое занятие

Видео: фрагмент индивидуального занятия с психологом

Видео: индивидуальное музыкальное занятие

Планирование индивидуальной работы в подготовительной группе

Каждый воспитатель, составляя ежедневный план работы, знает, с каким ребёнком и по какой теме необходимо провести индивидуальное занятие. Оформить планирование индивидуальной работы можно так, как представлено в таблице.

Таблица: календарное планирование воспитательно-образовательной работы в подготовительной группе (фрагмент)

Автор Гинятова С. З., воспитатель, МБДОУ «Детский сад комбинированного вида группами для тубинфицированных детей N61», г. Нижнекамск, Республика Татарстан.
Интеграция образовательных областей Совместная деятельность взрослого и детей с учётом интеграции образовательных областей Самостоятельная деятельность
детей
Непосредственно образовательная деятельность Образовательная деятельность в режимных моментах
Групповая
форма работы
Индивидуальная
форма работы
Утро
  • Коммуникация,
  • познание,
  • физкультура,
  • социализация,
  • труд.
  • Беседа о летнем отдыхе в деревне.
    Ц.: показать детям отличия и особенности деревенской жизни.
  • Продуктивная деятельность «Деревенский дом».
    Ц.: учить передавать полученные знания в рисунке.
С Владиславом и Алией закрепить умение называть числа в прямом и обратном порядке (устный счёт). Рассматривание мягких игрушек.
Ц.: продолжать учить составлять сказочные истории о них.
  • Дидактическая игра «Назови ласково». Ц.:воспитывать желание использовать в речи ласковые слова.
  • Настольная игра «Собери сказку».
    Ц.: развивать внимание, усидчивость.
НОД
  • Коммуникация,
  • познание,
  • физкультура,
  • социализация,
  • чтение худ. литературы,
  • музыка.
Коммуникация
(тат. язык).
  • Худ. тв-во,
  • познание,
  • чтение худ. литературы,
  • труд,
  • физкультура.
Худ. тв-во (рисование).
Тема: «Котёнок».
Эльвире и Диане помочь правильно пользоваться жёсткой кистью.
  • Музыка,
  • чтение худ. литературы,
  • физкультура,
  • коммуникация
Музыкальное занятие.
  • Физкультура,
  • чтение худ. литературы,
  • безопасность,
  • здоровье,
  • труд.
ФИЗО.
Прогулка
  • Труд,
  • познание,
  • коммуникация,
  • физкультура,
  • чтение худ. литературы,
  • социализация.
Наблюдение за деревьями.
Ц.: отметить изменения внешнего вида деревьев.
С Владиком и Дашей учить технику прыжка в длину с места. Коллективный труд на участке ясельной группы.
Ц.: воспитывать трудолюбие.
Подвижная игра «Волк во рву».
Ц.: закрепить правила игры.
Вечер
  • Познание,
  • коммуникация,
  • социализация,
  • музыка,
  • чтение худ. литературы.
Чтение А. Барто «Дозор».
Ц.: продолжать учить анализировать героев произведений.
  • Поговорить с Дилярой о культуре поведения в детском саду.
    Ц.: воспитывать культуру поведения.
  • Дидактическая игра «Лети, жёлтый лепесток».
    Ц.: развитие представления о недельном цикле; пополнение знаний о цветах.
Беседа «Что есть в нашем городе для детей».
Ц.: продолжать учить детей рассказывать о родном городе
Самостоятельные игры детей.
Ц.: продолжать учить детей самостоятельно организовывать свой досуг.
Цит. по: http://www.ivalex.vistcom.ru/konsultac771.html

В ежедневном плане указывается индивидуальная работа с конкретным ребёнком.

Планируя индивидуальную работу, педагог учитывает уровень развития тех или иных способностей каждого воспитанника

Карта индивидуального развития воспитанника подготовительной группы

Новый стандарт образования ставит задачу индивидуализации воспитательного процесса. Каждому ребёнку необходимо создать наиболее благоприятные условия для развития его способностей и раскрытия творческого потенциала. Чтобы решить эту задачу, необходимо знать личностные и психофизические особенности каждого ребёнка. Для систематизации сведений предлагается использовать «Индивидуальную карту развития ребёнка», в которой будут отражаться сведения о дошкольнике, характеризующие особенности его развития на протяжении всего периода пребывания в ДОУ.

Таблица: составление карты индивидуального развития дошкольника

Разделы карты Вносимая информация Примечание
Общая информация о дошкольнике В этот раздел заносится следующая информация:
  • дата зачисления в ДОУ;
  • откуда прибыл;
  • психофизические особенности (какая рука рабочая, речевые навыки, характер и темперамент, работоспособность, умение воспринимать и запоминать информацию, какой вид памяти преобладает, умение анализировать и логически мыслить);
  • состоит ли на учёте по медицинским показаниям;
  • степень адаптации к нахождению в ДОУ;
  • характеристика семьи.
Эти сведения могут изменяться.
Диагностика развития ребёнка В этот раздел заносится оценочная информация по каждой образовательной области, в том числе:
  • степень грамотности речи, умение ребёнка правильно выполнять словообразование, составлять предложения;
  • ориентация дошкольника в математических понятиях, умение считать, сравнивать, выполнять вычисления и решать задачи;
  • развитие кругозора, представлений об окружающем мире, роли человека в природе, что такое семья.
Оценивание проводится воспитателем на основе наблюдений за поведением ребёнка в различных ситуациях.
Можно разработать балльную систему, например:
  1. Низкий уровень: не понимает, слабо ориентируется.
  2. Достаточный (средний) уровень: частично понимает, либо с помощью взрослого, либо в конкретной ситуации.
  3. Оптимальный (высокий) уровень: хорошо понимает, осознаёт, применяет.
Диагностика планируемых целевых ориентиров В качестве целевых ориентиров можно использовать социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка, взятые из Стандарта образования. При проведении диагностики можно воспользоваться приведённой выше трёхбалльной системой.

В настоящее время принцип индивидуализации образовательно-воспитательного процесса является одним из важнейших направлений развития педагогики ДОУ. Личностный подход позволяет поднять качество воспитания на новый уровень. Организация индивидуальных занятий с дошкольниками подготовительной группы даёт возможность педагогическому коллективу ДОУ подготовить каждого выпускника детского сада к дальнейшей учебной деятельности.

В детстве ярко проявляются особенности характера и темперамента, способности и интересы личности ребенка. Нет детей с одинаковыми привычками и поведением, знаниями и умениями. У всех дошкольников разный уровень развития.

Существуют показатели психофизического развития, которые учитываются при планировании с индивидуальной работы:

  • характеристики переключения мыслительных процессов (стереотипность и гибкость мышления, способность устанавливать взаимосвязи и т. п.);
  • уровень знаний (осознанность и действенность);
  • характер и длительность работоспособности;
  • степень активности и самостоятельности;
  • личное отношение к обучению;
  • наличие познавательных интересов;
  • степень волевого развития.

Дети все разные, но их всех надо воспитывать и развивать, но как?

В этом случае просто необходим индивидуальный подход к детям. Он нужен во всех видах деятельности и на протяжении всего дня. В нашей подготовительной группе ежедневно проходит индивидуальная работа с детьми. В этой группе это особенно важно, так как, в этом возрасте необходимо научить ребенка учиться: усваивать информацию, проявлять усидчивость и дисциплинированность.

Индивидуальную работу с детьми проводим во время приема детей, когда еще не все пришли, на прогулке, после тихого часа или вечером. А так же во время, когда дети заняты свободной деятельностью, то есть играют в группе. В это время предлагаем ребенку поиграть, порисовать, рассмотреть иллюстрации в книге и т.д.

Проводятся дидактические игры

«Логические цепочки»

«Четвертый лишний»

«Подбери по цвету»

Цель: Развитие умения группировать предметы по цвету.

«Собери картинку»

Цель: закрепить знания о геометрических фигурах, развитие логического мышления.

«Кто что делает?»

«Части суток»

«Собери фигуру»

Цель: развивать мелкую моторику рук и воображение.

«Состав числа»

Цель: закрепить математические навыки.

«Справа, слева»

Цель: формировать умение ориентироваться в пространстве.

«Что изменилось?»

Игры на развитие словарного запаса и связной речи

«Назови как можно больше животных»

«Опиши игрушку»

«Составь рассказ по картинке»

«Назови ласково»

Цель: формировать умение образовывать ласкательные существительные.

Игры для развития мелкой моторики

«Мозаика»

, «Шнуровка»,

игры с прищепками

спортивные игры.

Индивидуальную работу по физическому воспитанию строим на основе возрастных и индивидуальных особенностей детей. Составляя план индивидуальной работы, учитываются двигательные интересы ребенка. Детям предлагаются разнообразные задания и игры. Например,

Игры с мячом

«Пройди по дорожке»

прыжки с места на двух ногах, перепрыгивание через скакалку, попадание в цель,

игры с использованием обруча

Осуществляется взаимодействие с учителем-логопедом, педагогом-психологом. Проводится работа по исправлению неправильного звукопроизношения и эмоциональному развитию.

Систематическое проведение индивидуальной работы с ребенком или с небольшими группами детей обеспечивает хорошую подготовку к обучению в школе, а также развитие интеллектуальных и личностных качеств ребенка. Еще один плюс такой работы - личный контакт педагога с ребенком, в ходе которого решаются как образовательные, так и воспитательные задачи.

«Дидактические игры для индивидуальной работы

с детьми подготовительной к школе группы»

Цель. Упражнять в подборе слов на определенные звуки.

Детям предлагаются цепочки звуков. Они определяют названный в стихотворении звук. Педагог называет как гласные, так и согласные (мягкие, твердые) звуки.

Игра со­провождается разными стихотворениями.


Хлопнем в ладоши

Дети становятся в круг. Педагог читает стихотворение:

Хлопнем дружно все в ладоши,

Если звук услышим [у].

На другие звуки

Мы опустим руки

И пойдем по кругу

Друг за другом.

Затем воспитатель называет отдельные звуки (цепочку звуков).


"Зайка звуки учил"

Оборудование. Картинки с за­данным звуком в названии (в данном случае со звуком [м]) и без него.

Воспитатель читает стихотворение:

Зайка звуки учил,

Зайка звуки позабыл.

Тут заплакал наш зайчонок.

Подошел к нему котенок,

Говорит: «Не плачь, косой, Звуки выучим с тобой,

[м] услышишь - громко хлопай,

Да еще и ножкой топай».

После чтения стихотворения педагог показывает картин­ки, а дети
выполняют задание.

Вариант игры. Воспитатель называет только слова

(без наглядного сопровождения).


"Клубочек"

Цель. Развивать фонематический слух; за­креплять произношение разных звуков в словах.

Обору­дование. Клубок ниток.

Дети стоят (сидят) по кругу. Воспитатель дает клубок, например, девочке Кате и говорит: По дорожке Катя шла,

Клубок ниточек нашла,

Клубок маленький, нитки аленькие.

Вы слова на [ш] скажите,

Нашу нитку не порвите.

Катя называет первое слово на звук [ш], затем передает клубок стоящему рядом ребенку. Тот тоже называет слово с заданным звуком. Таким образом, клубок идет по кругу. Примечание. В играх рассматриваются все звуки (гласные, согласные твердые и мягкие).

"Мишки,мышки, мошки"

Перед началом игры педагог уточняет, как передвигаются, и какие песенки поют названные животные и насекомые.

Мишки идут вразвалочку,

Громко кричат: «М-м-м-м-ы».

(Дети идут, качаясь из стороны в сторону; ноги поставлены широко.)

Мышки ходят на носках,

Тихонечко пищат: «Пи-пи-пи».

(Дети идут на носках; согнутые в локтях руки перед гру­дью.)

Маленькие мошки быстро летят,

Тоненько звенят: «И-и-и-и».

(Легкий бег, руки в стороны.)

«Мишки, мышки, мошки» (новый вариант). Воспита­тель делит детей на три подгруппы («Кто хочет быть мишками? мышками? мошками?»). Называет в разной последо­вательности персонажей. Соответствующая подгруппа детей имитирует действия и звуки героя.

"Звуковая зарядка"

Педагог предлагает детям встать, поставить руки на пояс и напоминает правила: «Если вы услышите гласный звук, то делаете наклон вправо; если услышите согласный звук, то делаете наклон влево». Далее воспитатель произносит разные звуки. Наклон выполняется после каждого произнесенного звука: [а], [к], [о], [г], [у], |и|, [х], [ы], [к], [э], [а], [у], [к], [г], [у].

Игры на развитие фонетического слуха

" Слова"

Цель. Упражнять в определении слогов в сло­ве. Воспитатель говорит детям:

Будем с вами слова подбирать.

Вам начинать, а мне продолжать.

Подбираем слова, состоящие из двух слогов.

Дети (по очереди) Воспитатель

а-а-а- -ист

са- -хар

ка- -ша

И т. д.

Варианты игры

А) Воспитатель говорит детям:

Будем с вами слова подбирать. Мне начинать, а вам продолжать.

Подбираем двухсложные слова.

Воспитатель Дети (по очереди)

ко- -за; -са; -ра; -ни

ро- -га; -за; -са

пи- -ла; -ща

И т. д.

Б) Работа в парах. Воспитатель говорит детям: Будете сами слова подбирать. Один начинает, другой продолжает.

Подбираем двухсложные слова.

Ребенок Ребенок

ли- -мон; -са; -па

ва- -гон; -за

ба- -ня; -нан

И т. д.

Аналогично проводится работа со словами, состоящими из трех слогов.

"Слоги"

Цель. Закреплять умение делить слова на слоги.

Дети могут работать парами. На ковре разложены кар­тинки (много) изображением вниз. Дети берут картинки и рисуют к ним схемы.

Например: лисица (--); медведица (-);

заяц (--) и пр.

Игра проводится на время: 2-3 мин - выполнение за­дания, 2-3 мин - проверка. В заключение можно опреде­лить победителей.



"Что это, кто это?"

Ц ель. Закреплять представления детей о родо-видовых отношениях (работа с обобщающими понятиями).

Педагог по очереди бросает мяч детям. При этом он про­износит одно из родовых понятий. Ребенок, поймав мяч, должен подобрать видовое понятие. Родовые понятия могут повторяться. Например:

рыба - карась, рыба - сом, рыба - щука и т. п.;

одежда - куртка, одежда - пальто, одежда - брюки и т. п.;

птица - галка, птица - ворона, птица - воробей и т. п.;

мебель - кровать, мебель - диван, мебель - стул и т. п.;

зверь - хорек, зверь - медведь, зверь - собака и т. п.;

посуда - кастрюля, посуда - чашка, посуда - тарелка и т. п.;

цветок - гвоздика, цветок - роза, цветок - ромашка и т. п.;

малина, ягода - смородина яблоко, фрукты - банан

овощи и т. п.;

ягода - калина, ягода и т. п.;

фрукты - груша, фрукты и т. п.;

сосна и т. п.

дерево - клен, дерево - береза, дерево и т. д.

"Волшебники"

Цель. Упражнять в употреблении существительных множественного числа.

Дети по очереди берут палочку в руку и касаются ею разных предметов (картинок). При этом ребенок должен назвать предмет, на который он указывает палочкой в единственном числе). Остальные дети называют этот же предмет во множественном числе. Например: стул - стулья; кукла - куклы; машина - машины и т. п. Периодически палочку берет воспитатель и задает детям более сложные названия предметов (ведро - ведра; кольцо - к ольца и т. п.).

"Один - много"

Цель. Упражнять в употреблении существительных множественного числа. Педагог называет предметы в единственном числе, а дети - во множественном числе.

Воспитатель предлагает детям сделать бинокли из кулачков. Говорит, что бинокли у них необычные: если воспитатель смотрит вдаль, то видит лишь один предмет, а дети в свои бинокли видят много предметов.- Давайте посмотрим в бинокли и скажем, кто что видит.

Воспитатель: Я вижу машину, сливу, арбуз, книгу, рубашку, окно, ведро, кольцо, дерево, платье, стул, ягоду.

Дети (хором): Мы видим машины, сливы, арбузы, книги, рубашки, окна, ведра, кольца, деревья, платья, стулья, ягоды. Примечание. Для детей 6-7 лет наиболее простые вари­анты слов во множественном числе оканчиваются на –ы и -и. Наиболее сложные варианты слов оканчиваются на и -я.

"Разноцветный мир"

Цель. Упражнять детей в согласовании прилагательных с существительными.

Воспитатель (можно вместе с детьми) изготавливает не­сколько очков из картона и прозрачной пленки. Пленку красят разведенной цветной тушью.

Педагог предлагает детям надеть очки и посмотреть во­круг. При этом дети говорят, что и в каком цвете они ви­дят. Дети меняются очками, упражнение повторяется.

"Скажи лаского"

Цель. Упражнять детей в умении из­менять слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Педагог называет слова, а дети образуют от них умень­шительно-ласкательную форму.

Воспитатель Дети (хором)

торт тортик

брат братик

зонт зонтик

мост мостик

кот котик

рот ротик

лист листик

пакет пакетик

хвост хвостик

"Путешествие листочка"

Цель. Активизировать упо­требление предлогов с пространственным значением и на­речий (далеко, близко, высоко, низко).

Воспитатель берет листочек (на ниточке) и вместе с деть­ми путешествует по группе.

- Листик летает, летает. Как? (Высоко, низко.)

Листик летает и подлетает то к одному предмету, то к другому. К чему (к кому) подлетел листик? (К окну, столу, кукле, машине, Пете, Даше и т. п.)

Листик садится и отдыхает. Куда сел (залетел) листик? (На окно, полку, стол, стул, шкаф, нос, руку и т. д.; под стол, стул, скамейку, чудо-дерево и т. д.; в ящик стола, ведро, сумку, карман и т. д.)

Примечание. Аналогичная игра проводится с перыш­ком, комочком ваты, снежинкой, бабочкой, птичкой и пр.

Упражнение на развитие речевого дыхания

Детей продолжают учить:

· на одном выдохе произносить 4-6 отдельных слогов (гав-гав-гав-гав, цып-цып-цып-цып-цып и т. п.); 3-5-слож-ные слова (машина, сковорода, велосипед, строительство, электричество, настроение и т. п.);

· слитно произносить фразы из 3-4, 4-5, 5-6 слов - с коротким вдохом и длительным выдохом.

Продолжается работа над дифференцированным дыханием: вдох ртом, выдох ртом; вдох ртом, выдох носом; вдох носом, выдох носом.

Дыхательные упражнения необходимо проводить систе­матически; включать их не только в речевую гимнастику, но и в повседневную жизнь, в занятия по разным видам деятельности.

"Рассказываем вместе"

1-й вариант. Цель. Упражнять детей в умении про­износить 3-4 слога на одном выдохе.

Воспитатель вместе с детьми рассказывает потешки (2-3 раза).

Воспитатель. Наши курочки в окно...

Дети (вдох). Ко-ко-ко! (Вдох.) Ко-ко-ко!

Воспитатель. А как Петя-петушок Раным-рано поутру Нам споет...

Дети (вдох). Ку-ка-ре-ку!

Воспитатель. Наши уточки с утра...

Дети (вдох). Кря-кря-кря! (Вдох.) Кря-кря-кря!

Воспитатель. Наши гуси у пруда...

Дети (вдох). Га-га-га! (Вдох.) Га-га-га!

2-й вариант. Цель. Учить произносить фразу с корот­ким вдохом и длительным выдохом.

Воспитатель рассказывает вместе с детьми стихотворе­ние.

Воспитатель. Эй, Ванюша, посмотри...

Дети (вдох). Мы пускаем пузыри.

Воспитатель. Красный, синий, голубой.

Дети (вдох). Выбирай себе любой!

Дети рассказывают командами стихотворение Б. Заходера «Кискино горе» (одну строчку произносит первая коман­да, другую строчку - вторая команда). Дети делятся на команды следующим образом: по их желанию; на мальчи­ков и девочек.

1-я команда. Плачет Киска в коридоре.

2-я команда. У нее большое горе.

1-я команда. Злые люди бедной Киске...

2-я команда. Не дают украсть сосиски!


"На приеме у врача"

Цель. Упражнять во всех видах дифференцированного дыхания (вдох ртом, выдох ртом; вдох ртом, выдох носом; вдох носом, выдох ртом; вдох но­сом, выдох носом).

При выполнении упражнения можно использовать раз­ные варианты:

Коллективное выполнение упражнений по инструкции воспитателя («Я сейчас послушаю грудку. Сделали вдох ртом, а теперь выдохнули тоже ртом. Еще раз. И еще раз. А теперь послушаю спинку. Сделали вдох ртом и выдохну­ли ртом. Еще раз. И еще раз» - так проигрываются все ва­рианты дыхания);

Выполнение упражнений парами по инструкции воспи­тателя (один ребенок как бы слушает другого, а затем они меняются ролями).

Упражнять на одном выдохе произносить 3-4 слога или слова, состоящие из трех-четырех слогов («Мышата - пи-пи-пи-пи»; «Петушок - ку-ка-ре-ку»; слова самолет, телевизор, муравей, холодильник и пр.).



Упражнения на развитие мелкоц моторики


"Зазные звери"

Педагог предлагает детям поиграть пальчиками, показать разных зверей.

- У зайки ушки большие. Вот такие (упражнение «Заяц»).

У козы рожки длинные. Вот такие (упражнение «Коза»).

А у детей пальчики быстрые и ловкие. Они могут быстро зайчика превратить в козу и наоборот. (Дети выполняют упражнение «Коза - заяц» 10-12 раз сначала в медлен­ном темпе, а затем в быстром.)

Горошина"

Педагог раздает детям горошины (бусины) и предлагает поиграть в игру. Дети берут горошину в ще­поть и катают ее между пальцами. Упражнение сопровож­дается стихами (дети хором рассказывают стихотворение и выполняют упражнение):Мы горошину в двух пальцах помнем,

О горошине зеленой мы споем.

Катись, горошина, за окошко,

Катись, горошина, к нам в лукошко.

Ты катись, горошина, по столу,

Развлекай, горошина, детвору.

После игры дети складывают свои горошины (бусины) в чашечку.

Для развития мелкой моторики руки используется бисероплетение, лепка, конструирование из бумаги и мелкого конструктора «Лего», а также «Мозаика» ( 225 деталей, прямоугольное поле. Развитие воображения, творческих способностей, мышления, восприятия, усидчивости, мелкой моторики руки).

«Мозаика» (160 деталей, круглое поле. Развитие воображения, творческих способностей, мышления, восприятия, усидчивости, мелкой моторики руки).

Логическая игра «Змейка».

Речевые игры, упражнения, задания.

Цель. Закреплять достижения детей по разным направ­лениям речевого развития.

Конкретный материал педагоги отбирают сами из много­численных дидактических пособий, учитывая специфику и динамику речевого развития детей группы.

В нашей группе имеются в наличии следующие настольно-печатные игры.

1. «Стану отличником»

2. «Считаем и читаем» развитие зрительного восприятия, внимания, навыки счёта и чтения.

3. Игра-лото «Чтение» освоение звуко-буквенного анализа, упражняться в чтении, считаем количество букв в слове.

4. Лото «Мы со звуком «К» играли» - закрепление нахождения места звука в слове, отбор картинок с заданным звуком.

5. Логопедическое лото «Звук «Р»

6. Логопедическое лото «Звук «Ш» - закрепление звукопроизношения, автоматизация звука, дифференциация звуков.

7. Логопедическое лото «Звук «Л» - закрепление звукопроизношения, автоматизация звука, дифференциация звуков.

8. Первое чтение «Деревья и цветы» - пополнение знаний по ботанике.

ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ.

9. «Жук» учимся читать по буквам, собираются части картинки по типу паззла с образованием слова.

10. Читаем по буквам запоминание букв, умение находить и различать их и читать в словах.

11. Логопедическое лото: изучение звуко-буквенного анализа, развитие фонематического слуха, внимания, памяти, мышления.

12. «Делим слова на слоги» слоговый анализ слов, ударение.

13. «Развитие связной речи» составление описательных высказываний.

14. «В мире звуков» развитие фонематического слуха.

Для развития и формирования элементарных математических представлений используются следующие игры:

«Назови соседей числа» дети учатся ориентироваться в пределах числового ряда в пределах 20. Пример: соседи числа 17 – 16 и 18.

«Кто знает, пусть дальше считает» закрепление порядкового счёта.

«Измени число». Воспитатель даёт задание, а дети устно вычисляют и показывают ответ с помощью цифры. Пример: увеличьте число 3 на один, уменьшите число 8 на 2.

«В какой руке сколько». Воспитатель показывает предметы, приготовленные для игры (3 или более пуговиц), пересчитывает их вместе с детьми. Прячет за спину руки, раскладывает пуговки в каждую руку и сжимает руки в кулаки. Сначала, дети должны назвать количество пуговиц, находящихся в правой руке, потом - в левой, а затем - в двух руках вместе, предельно упрощая проговаривание. Например: 2 и 1, а вместе 3. Таким образом, закрепляется состав числа.

15. «Цифры» развиваем внимание, образное мышление, словарный запас, закрепление образа цифр, решаем примеры и задачи.

16. «Сколько не хватает» развитие внимания, речи, мышления, решаем примеры и задачи, учимся составлять условия задачи.

17. «Учим цифры»

18. «Математика»

19. «Математическое лото» закрепление знаний о числах, упражнение в счёте и решении примеров.

20. «Арифметические действия» решение примеров, закрепление образа цифр.

«Цифры» закрепление количественного, порядкового счёта, образа цифр. «Математика с рисунками» развиваем внимание, образное мышление, словарный запас, закрепление образа цифр, решаем примеры и задачи.

21. «Стану отличником» формирование представления о том, что гласные обозначаются красным цветом, глухие согласные – зелёным, звонкие – синим. Закрепить умение находить заданный звук в слове, составлять примеры, задачи, учить читать слова и слоги.

22. «Считаем и читаем» развивать зрительное восприятие, внимание, навыки счёта и чтения.

23. Геометрическое лото «Составь фигуру» развиваем внимание, образное мышление, словарный запас, воображение.

24. «Готов ли ты к школе?» математика. Закрепление полученных знаний, закреплять умение отвечать на заданный вопрос полным ответом.

Вниманию детей также предлагается картотека заданий на сообразительность:

Выбери задачу себе на удачу.

Временные представления

1. Через неделю наступит праздник. Через сколько дней будет праздник? (Через семь дней.)

2.Через две недели у сестры день рождения. Через сколько дней день рождения сестры? (Через четырнадцать дней.)

3.Назови подряд три дня, но не дни недели. (Вчера, сегодня, завтра.)

2. Что наступает раньше: вчера, сегодня или завтра? (Вчера.)

3. Какой из этих дней самый загадочный? (Завтра так как неизвестно, что произойдет.)

4. Какой месяц самый короткий? (Февраль - двадцать восемь дней; май - в названии лишь буквы.)

5. Названия каких двух месяцев заканчиваются на букву «т»? (Месяцев март и август.)

8. Найди лишнее слово: сегодня, завтра, быстро. (Бы­стро.)

9. Костя вырезал изображение яблока по контуру по­сле того, как завершил рисунок. Что Костя сделал раньше: вырезал изображение яблока или нарисовал яблоко? (На­рисовал яблоко.)

10. Катя раскрасила фигурку, которую вылепила из глины. Расскажи по порядку, что делала Катя раньше, что позже. (Сначала Катя вылепила из глины фигурку, потом раскрасила ее.)

11. После магазина мама разложила все покупки по местам. Что сделала мама раньше, а что позднее? (Раньше мама сделала покупки, позже разложила их по местам.)

12. Кто чей «хвост» видит: весна у лета или лето у вес­ны; зима у осени или осень у зимы? (Лето у весны; зима у осени.)

13. После дождя на асфальте высохли лужи. Что было сначала, а что потом: лужи, солнце, дождь? (Сначала был дождь, затем лужи, а потом солнце.)

14. Дети слепили снеговика после того, как выпал лип­кий снег. Что было раньше, что потом, что после чего? (Раньше выпал снег, потом дети слепили снеговика; дети слепили снеговика после того, как выпал снег.)

15. Бабушка заварила чай, когда вода в чайнике заки­пела, а потом налила чай в чашки. Что было первым, что вторым, а что последним? (Первым было то, что в чайнике закипела вода, вторым - то, что бабушка заварила чай, последним - то, что бабушка налила чай в чашки.)

16. Айболит вылечил бегемотиков, у которых разболе­лись животики, потому что они объелись бананов. Что было раньше, а что позже? (Раньше бегемотики объелись бананов, и у них разболелись животики, а позже Айболит вылечил бегемотиков.)

17. Мокрые варежки высохли после лыжной прогулки. Что было сначала, что потом? (Сначала была лыжная прогулка, во время которой вымокли варежки, а потом мокрые варежки высохли.)

18. Саша пошел гулять после того, как закончил свою постройку. Что Саша делал раньше: гулял или играл со строительным материалом? (Играл со строительным материалом.)

19. Дети объяснили, что лужа на полу образовалась от растаявшего снеговика, которого они вылепили на прогулке. Что было раньше, а что позже? (Раньше дети вылепи ли снеговика, позже он растаял, и на полу образовалась лужа.)


Выбери математически верные вопросы к задаче

В одном лукошке пять белых грибов и сыроежки, в другом лукошке - два белых гриба и лисички.

1. Сколько собрали сыроежек?

2. Сколько белых грибов в одном лукошке?

3. Сколько всего собрали белых грибов?

Мастерица вышила четыре полотенца красными цветами, а два полотенца желтыми горошинами.

1. Сколько полотенец мастерица подарила друзьям?

2. Сколько всего полотенец вышила мастерица?

3. Сколько полотенец вышито красными цветами?

В мебельном магазине стояло шесть диванов. Два дивана продали.

1. Сколько диванов продали?

2. Сколько диванов еще могут купить?

3. Сколько диванов осталось продать?

Посадили семь семян кабачков. Два семени проросли.

1. Сколько семян еще должно прорасти?

2. Сколько всего семян посадили?

3. Сколько семян не дало всходов?

Котенок играл с пятью клубками ниток. Два клубка он

размотал, и нитки в них перепутались.

1. Сколько клубков ниток осталось пригодными для вязания?

2. Сколько клубков ниток размотал котенок?

3. Сколько клубков ниток понадобится для вязки шарфа?

Катя и Соня играли в больницу и лечили своих кукол.

Катя дала своим пациентам шесть ложек микстуры, а Соня

только две ложки, и пузырек опустел.

1. Сколько ложек микстуры дали пациентам обе девочки?

2. Сколько ложек микстуры было в пузырьке?

3. Сколько ложек микстуры не хватило Катиным пациентам?


Придумай вопросы к задачам

1. В вазу поставили три ромашки и два василька.

2. На тарелке лежало четыре яйца. Одно яйцо упало и разбилось.

3. На полке стояло четыре синие пирамидки и одна красная.

4. В автобусе ехали четверо мужчин и две женщины.

5. На стоянке находилось пять автомашин. Подъеха­ла еще одна машина.

6. В пруду плавали семь уток. Одна утка взлетела вверх.

7. В магазине было четыре коробки печенья. Одну ко­робку продали.

8. На бахче созрели шесть арбузов. Два арбуза срезали.

9. Дети сплели корзинки: один мальчик сплел три корзинки, а другой - две корзинки.

10. Дети выпустили воздушные шары. Четыре шара набрали высоту и полетели, а два шара лопнули.


Задачи-шутки

1. На что похожа половина апельсина? (На другую его половину.)

2. Какая цифра станет показывать большее число, если ее поставить вверх ногами? (Цифра 6.)

3. Назови число больше шести, но меньше двух. (Та­кого числа не существует.)

4. Когда черепахе исполнится сто лет, что будет даль­ше? (Ей пойдет сто первый год.)

5. В гараже стояло пять машин. Первая и пятая уеха­ли. Сколько машин осталось? (Три машины.)

6. Чему соответствует 33 января? (2 февраля.)

7. В маленьком пруду плавали семь карасей и пять сомов. Сколько акул плавало в пруду? (Ноль.)В лесу растет странное дерево. На нем шесть веток. На ветках сидят пять воробьев. Сколько веток на дереве? (Шесть.)

8. Сколько дней рождений у моей десятилетней сест­ренки? (Один день рождения в году.)

10. Представь, что ты капитан корабля. Название ко­рабля - «Находка». Груз составляют триста ящиков апель­синов и пятьсот ящиков бананов. В команде сто человек. Боцмана зовут Иван Петрович. Все запомнил? Тогда скажи, сколько лет капитану. (Столько же, сколько тебе. Вспомни начало задачи: «Представь, что ты капитан корабля...»)

Задачи на сообразительность

1.Как в решете воды принести? (Когда вода замерзнет и превратится в лед.)
2. На стройке работал каменщик. В первый день рабо­ты он построил два десятиэтажных дома. Во второй день - один десятиэтажный дом. Сколько десятиэтажных домов

построил каменщик за два дня? (Один каменщик не смог так быстро строить.)

3. В реке плавали пять щук. Они увидели косяк мел­ких рыбок и нырнули в глубину. Сколько щук плавает в реке? (Пять щук, только они нырнули в глубину.)

4. Четыре мальчика и один дворник расчистили по одной дорожке в саду. Сколько дорожек расчистили маль­чики? (Четыре дорожки.)

5. В вазе три ромашки и семь васильков. Сколько ро­машек в вазе? (Три ромашки.)

6. У Славы одна сестра и два брата. У Тани две сестры и один брат. Поскольку детей в каждой семье? (По четыре ребенка.)

7. Катя и Наташа связали шарфы своим куклам. Шарф у Кати не длиннее, чем у Наташи. Чей шарф коро­че? (У Кати.)

8. В доме четыре этажа. На каком этаже живет Аня, если ее соседом сверху является Петя, соседкой снизу - Вера, а на последнем этаже живет Вася? (На втором - по­казать это на наглядном материале.)

9. Гусеница проползла за час расстояние, равное пяти Мишиным шагам. Какое расстояние гусеница проползет за два часа? (Расстояние, равное десяти Мишиным шагам.)

10. Кузнец ковал подковы. В первый день он сделал пять подков, во второй день - на одну больше, чем в пер­вый день, а в третий день - на одну меньше, чем в пер­вый. В какой день кузнец сделал подков больше всего? (Во второй.)

11. Косте шесть лет, а Мише четыре года. Кто из маль­чиков будет моложе через 3 года? (Миша будет также мо­ложе.)

12. Пошел человек в магазин, а навстречу ему три по­купателя. «Магазин закончил работу», - сказал сторож и закрыл дверь. Сколько человек не успели сделать покуп­ки? (Один)

13. Пошел отдыхающий к речке, а навстречу ему три товарища. Сколько человек купается в реке? (Нисколько.)

14. Дима старше Кости, а Костя старше Саши. Кто старше: Дима или Саша? (Дима.)

15. В солонке было соли на десять порций супа. Пять человек посолили суп. Сколько соли осталось? (На пять порций.)

16. За обед котенок съедает десять шариков сухого корма. Сегодня у него нет аппетита, и он съел только поло­вину. Сколько шариков сухого корма осталось на ужин? (Пять шариков.)

17. Сколько весел должны приготовить гребцы для трех одноместных лодок? (Шесть весел.)

18. Двое играли в шашки. Каждый из них сыграл по пять партий и выиграл пять раз. Это возможно? (Они игра­ли не друг с другом, а с другими соперниками.)

19. У какой фигуры больше углов: у квадрата или у прямоугольника? (У них одинаковое количество углов, по четыре.)

20.В доме было четыре комнаты. Из одной комнаты сделали две. Сколько стало комнат в доме? (Пять комнат.)

21. Сколько человек тянули репку в сказке? (Три чело­века.)

22.В первой коробке лежало шесть карандашей, во вто­рой - столько же, сколько в первой, а в третьей короб­ке - столько же, сколько во второй. Сколько карандашей лежало в третьей коробке? (Шесть карандашей.)

23. Кролик сорвал два кочана капусты и положил их в корзину. Сколько кочанов капусты росло, если осталось на грядке еще столько же? (Четыре кочана.)

24. На столе лежали три яблока. Одно из них разреза­ли пополам. Сколько яблок на столе? (Три яблока.)

25. Из-за забора видно восемь кошачьих лап. Сколько кошек за забором? (Две кошки.)

26. Мы знаем, что за забором три кошки, а выглядыва­ет восемь лап. Как такое возможно? (Две кошки стоят на двух лапках, одна - на четырех.)

27.Два отца и два сына поймали трех зайцев, а доста­лось каждому по одному зайцу. Как это могло случиться? (Это были дед, отец и сын.)

28. Двое договорились сесть в пятый вагон поезда. Но один сел в пятый вагон с конца, а другой - в пятый вагон от начала. Сколько должно быть в поезде вагонов, чтобы друзья встретились? (Девять вагонов.)

29.На веревке завязали четыре узла. На сколько час­тей эти узлы разделили веревку? (На пять частей.)

30. Сколько рогов у пяти коров? (Десять рогов.)

31. Одиннадцать куриц гуляют по двору. Сколько у них пар ног? (Одиннадцать пар ног.)

9. Папа гусь купил для своих гусят восемь сапожков. Сколько детей у папы гуся? (Четыре гусенка.)

Продолжи предложение

1. Если береза выше кустарника, то кустарник... (ниже березы).

2. Если стул ниже стола, то стол... (выше стула).

3. Если забор выше скамейки, то скамейка... (ниже за­бора).

Если ослик ниже лошади, то лошадь... (выше ослика).

7. Если дивам шире креола, то кресло...

10. Если бочка толще, чем ведро, то ведро...

11. Если палец тоньше руки, то рука...

12. Если карандаш тоньше кисточки, то кисточка...

13. Если гвоздь толще иголки, то иголка...

14. Если шарф длиннее пальто, то пальто...

15. Если юбка короче брюк, то брюки...

16. Если лента короче веревки, то веревка...

17. Если стихи короче рассказа, то...

18. Если до леса дальше, чем до реки, то до реки...

19. Если до обувного магазина ближе, чем до булоч­ной, то...

20. Если до города ближе, чем до станции, то до стан­ции...

21. Если кастрюля тяжелее тарелки, то тарелка...

22. Если суп горячее каши, то каша...

23. Если дочь легла спать вечером, то проснулась...

24. Если дедушка старше своего внука, то...

25. Когда идет дождь, то...

26. Когда на улице холодно, то...

27. Когда к одному числу прибавляют другое, то...

28. Когда из одного числа вычитают другое, то...

29. Когда из банки отсыпают крупу, то...

30. Когда в чашку доливают воды, то...

Для развития логического мышления, психических процессов, формирования знаний об окружающем мире используются настольно-печатные игры:

1. Ассоциации «Сказка за сказкой» логические пары развитие ассоциативного, логического мышления, развитие связной речи, воображения, пополнение словарного запаса.

2. «Знатоки сказок» логические пары развитие ассоциативного, логического мышления, развитие связной речи, воображения.

3. «Кто в доме живёт» развитие логического мышления, расширение представлений об окружающем мире.

10. «Часть и целое» развитие логического мышления, внимания. Лото «Дикие и домашние животные» развитие логического мышления, развитие связной речи, воображения, памяти, внимания.

4. «Назови одним словом» развитие аналитической и синтетической функций мышления, развитие словаря детей, пополнение словарного запаса словами обобщениями.

5. «Рукавички» развитие восприятия, внимания, мышления, речи.

6. «Что к чему»

7. «Профессии» предметы труда.

8. «Подбери узор» развитие восприятия, внимания, логического мышления, речи.

9. «Земля и солнечная система»

10. «Четвёртый лишний» развитие восприятия, внимания, логического мышления, речи, учимся сравнивать и обобщать.

11. «Кто есть кто» обобщение

12. «Подбери по цвету и форме» развитие логического и наглядно-образного мышления.

13. «Народные промыслы»

14. «Как растёт живое»

15. «Познаём мир»

16. «Одежда».

17. «Лабиринты»

18. «Расскажи про свой город»

19. «Народы мира»

20. «Права ребёнка»

21. «Российская геральдика и государственные праздники»

22. «Если малыш поранился»

23. «Береги живое»

24. Демонстрационный материал: дымковская игрушка, гжель, городецкая, хохломская роспись. Цветы, деревья, части тела, транспорт, овощи, фрукты, грибы, домашние, дикие животные.

Предлагаем вашему вниманию совместные игры для всей семьи.

ИГРЫ НА ВНИМАНИЕ

Выполни в темноте”

11. Условие игры: играющий в течение 1-3 мин должен посмотреть на содержимое стола и запомнить порядок расположения предметов. Затем играющему завязывают глаза. По просьбе ведущего он берет те предметы, которые называют ему.Если вы играете с ребенком вдвоем, то можно и считать очки за правильно выполненное задание.

Построй в темноте”

Приготовьте для игры 10-12 кубиков или оклеенных спичечных коробков. Играющий должен с завязанными глазами и одной рукой соорудить столбик с основанием в 1 кубик. Это не так трудно, но у каждого получаются столбики разной высоты.

Построивший столбик получает столько очков, сколько в нем было кубиков до того, как он развалился. Кто желает поиграть?

Нарисуй в темноте”

Играющие с закрытыми глазами должны нарисовать (в определенной последовательности) домик с двумя окнами, дверью, изгородью, двумя деревьями по обеим сторонам домика и т. д.

Задания могут быть разнообразными. Художники, прошу!

Не звени тарелками”

Представим себе, что в соседней комнате кто-то спит. Его будить нельзя. А нужно положить одну на другую 3-4 тарелки. Шум производить нельзя. Выигрывает тот, кто произвел меньше шуму.

Испорченный телефон”

Это игра нашего детства. Играющие делятся на две команды. Ведущий вручает первому игроку каждой команды сложенный лист с написанной скороговоркой. По сигналу первые игроки прочитывают скороговорку и шепотом передают рядом стоящему, тот - своему соседу и так до конца. Команда, которая передала скороговорку быстрее и правильнее, выигрывает.

ИГРЫ НА РАСКРЫТИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ РЕБЕНКА

Из какой песни?”

Игра строиться по принципу телевизионной игры “ Угадай мелодию”. Здесь также можно присуждать очки за правильно угаданную песню.

Пять спичек – десятью пальцами”

Играющие берут по пять спичек, очищенные от серы. Их нужно поднять со стола одну за другой, уперев концы в пальцы обеих рук: первую спичку – двумя большими пальцами, вторую – указательными, третью, четвертую и пятую – средними, безымянными и мизинцами, не роняя ни одной спички. Кто первый, тот и победил.