Логопедический лэпбук на звукопроизношение. Использование лэпбука в работе учителя-логопеда доу

Галина Волкова

Учитывая введение ФГОС, тенденцию модернизации дошкольного образования, приоритетным направлением в деятельности ДОУ является активизация познавательных интересов и формирование навыков исследовательской деятельности детей.

Это требует пересмотра технологий образования дошкольников, ориентируя педагогов на использование в своей деятельности более эффективных форм и методов, позволяющих строить педагогический процесс на основе развивающего обучения.

Сегодня я хочу представить сравнительно новую форму организации образовательной деятельности для развития познавательно-речевой активности детей и развития самостоятельности – Лэпбук .

Что же такое лэпбук ? - это самодельная тематическая интерактивня папка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В папку собирается материал по какой-то определенной теме.

Тема Лэпбука была выбрана мной не случайно. Работая логопедом на логопункте детского сада, приходится сталкиваться с тем, что дети старшего дошкольного возраста часто смешивают такие понятия как "звук " и "буква ". Поэтому мы вместе с детьми и с помощью родителей создали Лэпбук "Звук и буква ".

В Лэпбуке я постаралась максимально собрать весь материал, который я использую на логопедических занятиях.

Условно Лэпбук разделён на две части : большая часть посвящена звукам [Л]-твёрдый и [Л*]- мягкий, другая - букве Л .

Лэпбук - не просто книжка с картинками и кармашками. Это учебное пособие, которое я использую на всех этапах работы : постановка, автоматизация и дифференциация звука , а также знакомство с буквой . Также упражнения и игры направлены на формирование всех сторон речи : развитие фонематического слуха и восприятия, лексико-грамматических навыков, связной речи.

На обложке расположены картинки на звукоподражание (слева) и изображение печатной и письменной буквы (справа) . Внутри располагаются различные кармашки.

1. Книжка-раскладушка "Что такое звук ? Какие бывают звуки ?".


2. Книжка и кармашек с фишками "Характеристика звука ".


3. Складной цветочек "Артикуляционная гимнастика".


4. Игра "Где спрятался звук ?"


5. Игры со слогами (слоговая ромашка) .


6. Игра "Лабиринт" (с картинками и буква-лабиринт ) .



7. Загадки с картинками отгадками.


8. Игра-пазл "Собери букву ".


9. Игротека : книжка-малышка с речевым материалом (стихи, чистоговорки, скороговорки,картинки на данный звук и др .).


10. Книжка "Что такое буква ? Какие бывают буквы " (и на обложке)


11. Ребусы


12. Игра "Сложи букву "


13. Кармашек "На что похожа буква ?" (набор картинок)


С Лэпбуком заниматься интересно и познавательно, он помогает детям усваивать знания в интересной игровой форме.

Публикации по теме:

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [ж]. Буква Ж. Прописная буква в географических названиях» Цели занятий: познакомить детей с буквой Ж, научить уз- навать букву зрительно, читать с ней слоги и слова; дать представление о правиле.

Конспект занятия «Звук [С] и буква С» Конспект занятия «Звук и буква С» Цель: 1. Закрепление произношения звука С, знакомство с буквой С. 2. Звуко-слоговой анализ слова суп.

НОД по обучению грамоте «Звук [ы]. Буква ы». Закрепление знаний о механизмах организации звука (ы).Активизация словарного запаса на звук (ы) по лексической теме "Водоем. "Закрепление.

НОД по обучению грамоте «Звук [м]. Буква М» Закрепление знаний о механизмах организации звука [м].Активизация словарного запаса на звук [м] по лексической теме "Лес,грибы,ягоды".Знакомство.

НОД по обучению грамоте «Звук [Н], буква Нн» Цели. Закрепление знаний о механизмах организации звука[н].Уточнение и расширение словаря по лексической теме "Грибы,ягоды".Употребление.

Тамара Степановна Ионина

Лэпбук в работе учителя – логопеда

Цель: развитие познавательной активности детей 4 – 7 лет посредством развивающих заданий и игр.

Задачи:

1. Развивать артикуляционную, пальчиковую моторику, мимику, речевое дыхание.

2. Развивать фонематический слух и звукобуквенный анализ слов («Логопедическое лото», «Прочитай слово по первым звукам»).

3. Автоматизировать звуки в игре «Звуковая дорожка», в скороговорках, чистоговорках.

4. Развивать связную речь («Составление рассказа по серии картинок»).

5. Развивать зрительное восприятие («Собери картинку», «Увлекательные лабиринты»).

Лэпбук - это самодельная интерактивная папка. В ней собирается материал по какой-то определенной теме. Основа лэпбука создается, дополняется и совершенствуется.

Лэпбук – отличный помощник в работе учителя-логопеда. Его можно использовать как для индивидуальной, так и подгруппой работы с детьми разного возраста. В папке содержатся задания разного уровня, поэтому любой ребенок найдет себе задания по силам.

Лэпбук помогает организовать информацию по изучаемой теме и лучше систематизировать материал, сделать его понятным и доступным каждому ребенку. Это пособие помогает детям усвоить знания (звуковой, лексический, грамматический материал, запомнить, закрепить и повторить материал в игровой форме.

Лэпбук – это превосходный способ для повторения пройденного. За счет наглядной привлекательности лэпбука обучение проходит непроизвольно.

Данный лэпбук сделан для работы с детьми, имеющими различные речевые нарушения. В пособии представлены игры и упражнения, наглядный материал, нацеленные на развитие всех компонентов речевой системы (фонетику, словарь, грамматику, связную речь, и на развитие зрительного восприятия, мелкой моторики. Все материалы пособия несут в себе познавательную и развивающую функции.

В пособии отражены следующие разделы :

Артикуляционная гимнастика (артикуляционные упражнения, символы гласных звуков, характеристика согласных звуков);

Пальчиковая гимнастика;

Эмоции (задание: «Угадай эмоцию»);

Дыхательная гимнастика («Сдуй бабочку (божью коровку) с цветка», «Дождик», «Ветерок»);

Развитие фонематического слуха и звуко-буквенного анализа слова («Логопедическое лото», «Звуковая цепочка», «Звуковые дорожки», «Прочитай слово по первым звукам»);

Автоматизация звуков (чистоговорки, скороговорки);

Грамматический строй («Предлоги»);

Развитие связной речи («Составь рассказ по серии картинок»);

Мелкая моторика («Тактильные дорожки», «Игры с палочками», «Шнуровка», «Собери бусы»);

Зрительное восприятие («Собери картинку», «Увлекательные лабиринты»);

Развитие сенсорики («Волшебный мешочек»).

В начале занятия по работе с лэпбуком ребенок выбирает те задания, которые он хочет сделать на данном занятии и отмечает их фишкой. В лэпбуке есть специальные условные обозначения этих заданий.

Вывод: такая необычная, яркая, красочная и занимательная папка обязательно будет привлекать внимание детей, что будет способствовать закреплению полученных знаний, развитию внимания, памяти, мелкой моторики.




Публикации по теме:

Использование компьютерных технологий в работе учителя-логопеда Использование компьютерных технологий в работе учителя-логопеда. Универсальность компьютерных средств определяет их развивающий эффект в.

Мы много говорим о том, что игра – это ведущая деятельность ребёнка дошкольного возраста. В игре ребёнок преодолевает трудности. А исправление.

Мы живем в стремительно меняющемся мире. Современному человеку необходимо понимать новые реалии, уметь ориентироваться, творчески мыслить,.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда Здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни и физических дефектов.

Мастер-класс «Использование интерактивных игр в в работе учителя-логопеда» Данный мастер-класс проводился в рамках конкурса "Учитель года 2016". Все началось с того, что мне подарили ноутбук. Я начала его изучать,.

Страница 25 из 43

Лэпбук- это не только интересное и полезное, но и универсальное пособие.

Вся работа с лэпбуком способствует обогащению словарного запаса, развитию мышления, зрительного восприятия, памяти, внимания, мелкой моторики.

Звуковой лэпбук «В гостях у Шипелочки» представляет материал по автоматизации звука Ш в слогах, словах, предложениях, связной речи и введению звука в свободную речь.

Начинается знакомство со звуком Ш с артикуляционной позы с опорой на зрительный анализатор, для чего имеется вклеенное зеркало, и картинки с артикуляционным укладом губ, зубов, языка и дыхания. Ребенка привлекает то, что в зеркало можно смотреть, а «змейку» можно гладить. Ребенку интересно, он играет, значит, и процесс автоматизации идет быстрее., тут же происходит процесс звукоподражания: ШИПЕЛОЧКА очень добрая, погладь её по спинке и пошипи: «ш-ш-ш».

Раздел «Артикуляционная поза»

Цель: закрепить артикуляцию звука [Ш] с опорой на зрительный анализатор и кинестетические ощущения от движений органов артикуляционного аппарата.

Ребёнку предлагается сделать вдох через нос, а на выдохе сказать звук [Ш]. Какие препятствия встречает ветерок на своём пути? Проверь, дрожат ли голосовые связки, для этого приложи руку к горлу. Что делают губы? Есть ли щель между зубами? Что делает язык? На что он стал похож? Приблизь ладонь ко рту, почувствуй теплую струю воздуха.

Раздел «Выполни вместе с Шипелочкой»

Цель: выполнение артикуляционных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе. Ребенок вращает диск и выполняет то артикуляционное упражнение, которое появляется в «окошке».

Раздел «Песенки Шипелочки»

Цель: автоматизировать произношение звука [Ш] в слогах.

Ритмические песенки (ша-ша, ша-ша-ша; ша-ша-ша, ша-ша и т.д.);

Игры с «мячом» («бросая» мяч, ребенок произносит по слогу А - Ш, О - Ш и т.д.)

Игра «Поднимаемся по лестнице». Ребенок поднимается по лестнице за игрушками и на каждой ступеньке произносит Ш-ША, Ш-ША (аналогично прорабатываются слоги ШИ, ШО, ШУ).

Раздел «Автоматизация звука Ш»

Цель: автоматизировать звук в начале, в середине и в конце слова, со стечением согласных в середине, в словосочетаниях, в предложениях, в чистоговорках, в тексте, в стихотворениях.

Раздел «Придумай рассказ по картинке»

Цель: автоматизировать звук Ш в связной речи (ребенку предлагаются предметные картинки со звуком Ш, используя которые, ребенок придумывает рассказ).

Раздел «Игры со словами»

Цель: закреплять лексико-грамматические категории в играх «Один-много», «Назови ласково», «Чего не стало», «4-й лишний», «Посчитай», «Что ты видишь» (предложно-падежные конструкции)

Раздел «Помоги улитке»

Цель: определение места звука Ш в словах-картинках (ребенку предлагаются картинки, сложенные «гармошкой». Постепенно разворачивая «гармошку», ребенок произносит слово, выделяя голосом звук Ш в слове и передвигает «улитку» в нужное положение: начало, середина, конец слова).

Раздел «Увлекательные задания от Шипелочки»

Цель: в игровой форме упражнять в распознавании звука и буквы Ш, в развитии фонематического слуха, формировании звуко-буквенного анализа, чтении слов по первым буквам картинок.

«Найди букву «Ш»

Внимательно посмотри на буквы и найди среди них букву Ш.

«Прятки»

Цель: закрепить навыки звукового анализа слова, способствовать формированию зрительного восприятия.

Ребёнок называет звуки по порядку, которые «спрятались» в слове шапка и наклеивает соответствующие цветные «смайлики». В итоге ребёнок говорит, сколько всего звуков в слове шапка, сколько гласных, сколько согласных, какой по счёту звук [Ш] в слове. Во-первых, ребенку нравится процесс наклеивания и отклеивания «смайликов», а во-вторых, он упражняет свои пальчики, развивая мелкую моторику.

«Лабиринт»

Цель: закрепить произношение звука [Ш] в словах и словосочетаниях, учить ориентироваться на листе бумаги, употреблять слова с пространственным значением (направо, налево, вверх).

Фотогра ф

Цель: развивать зрительную память.

С помощью волшебного фотоаппарата «сфотографируй» (запомни) как можно больше картинок. Закрой лабиринт и назови эти картинки.

«Собери букву»

Цель: закрепить зрительный образ буквы Ш, дифференцировать понятия «звук» и «буква», способствовать развитию пространственных представлений и мелкой моторики.

Прослушай стишок и сделай букву Ш из полосок бумаги или из палочек.

Одна палочка лежит,

Три на ней стоят –

Это буква Ш

Смотрит на ребят.

Обведи букву Ш пальчиком и повтори стишок.

Работа с лэпбуком помогает систематизировать материал по какой-либо теме (звуковой, лексической, грамматической), помогает детям усваивать знания в игровой форме. А рассматривание папки в дальнейшем позволит ребёнку быстро освежить в памяти пройденную тему.




  • Вперёд >

Что такое ЛЭПБУК?

Лэпбук (lapbook) –в дословном переводе с английского значит «наколенная книга» (lap –колени, book- книга) . Это такая небольшая самодельная папка, которую ребёнок может удобно разложить где угодно и за один раз просмотреть всё её содержимое. Но, несмотря на кажущую простоту, в ней содержатся все необходимые материалы по теме.

Лэпбук – сравнительно новое средство обучения. Впервые создавать лэпбуки начали американцы. Лэпбук - это книжка-раскладушка с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которую помещены материалы на одну тему. Это отличный способ закрепить определенную тему с дошкольниками, осмыслить содержание книги, провести исследовательскую работу, в процессе которой ребенок участвует в поиске, анализе и сортировке информации. Лэпбук обычно выглядит как интерактивная книжка, информация в которой представлена в виде открывающихся окошек, вынимающихся и разворачивающихся листочков и прочих забавных деталей. Они, с одной стороны, призваны привлечь интерес ребенка к самой папке. А с другой стороны, это прекрасный способ подать всю имеющуюся информацию в компактной форме.

В интерактивной тематической папке хранятся материалы с разным речевым содержанием: чистоговорки, скороговорки, сюжетные картинки, карточки и т.д. Всё, что поможет детям с ОВЗ, имеющим разный речевой уровень, более эффективно включиться в работу. Поскольку мы, используя лэпбуки имеем возможность провести словарную работу, составить рассказ, рассмотреть иллюстрации и побеседовать с ребёнком индивидуально. Включенность детей с ОВЗ в эту работу позволяет восполнить недостаточность общения, расширить кругозор, обогатить жизненный опыт, обеспечить своевременное и эффективное развитие речи.

Значение ЛЭПБУКА:

Для педагога:

  • способствует всестороннему развитию ребенка с ограниченными возможностями здоровья
  • способствует организации материала по изучаемой теме в рамках комплексно-тематического планирования - способствует организации индивидуальной и самостоятельной работы с детьми
  • способствует оформлению результатов совместной проектной деятельности.

Для ребёнка:

  • способствует пониманию и запоминанию информации по изучаемой теме
  • способствует приобретению ребенком навыков самостоятельного сбора и организации информации по изучаемой теме
  • способствует повторению и закреплению материала по пройденной теме

В нашей группе комбинированной направленности использование лэпбуков как никогда актуально. Поэтому специалисты (воспитатели, учитель - логопед, педагог - психолог и т.д.) , работающие с детьми с ОВЗ активно применяют данное пособие в своей работе.

Нетрадиционный прием коррекции звукопроизношения и словаря (лэпбук) позволяет: - уточнить имеющийся словарь; активизировать и обогатить словарь через обучение различным способам словообразования; все это создает основу для коррекции звукопроизношения не только «искусственным» путем, но и «естественным» , через развитие лексико-грамматической стороны речи.

Лэпбук отвечает требованиям ФГОС ДО к предметно-развивающей среде:

  • информативен
  • полифункционален: способствует развитию творчества, воображения.
  • пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера)
  • обладает дидактическими свойствами; является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства
  • вариативен (есть несколько вариантов использования каждой его части)
  • его структура и содержание доступно детям дошкольного возраста
  • обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.

Для создания лэпбука нам понадобятся такие материалы:

  • Поликарбонат любого цвета, самоклеящееся бумага под дерево (для основы, но можно взять картонную папку за основу (можно купить или сделать своими руками) .
  • Обычная бумага, бумага для ламинирования, цветная бумага для принтера, но и просто белые листы, если их хорошо оформить и раскрасить, смотрятся очень неплохо.
  • Ножницы.
  • Клей-карандаш для бумаги.
  • Степлер.
  • Скотч, цветные липучки, мешочки, коробочки, кнопочки
  • Безграничная фантазия

Вырезаем детали, приклеиваем и оформляем всё на свои места. А после этого начинаем занятия с ребенком, детьми.

  1. «Прочитай по первым буквам» . Цель игры: закрепление навыков чтения и звукобуквенного анализа слова.
  2. «Засели картинку в домик» . Цель игры: развивать умение определять первый звук в слове и соотносить его с буквой.
  3. «Мой, моя, моё, мои» . Цель игры: закрепить согласование притяжательных местоимений с существительными.
  4. Упрямые слова. Слова-близнецы. Слова-друзья. Слова наоборот. Цель: формирование семантического компонента речи детей (понимание значения слова) старшего дошкольного возраста посредством обогащения и активизации словаря словами – синонимами, антонимами, омонимами и неизменяемыми словами русского языка (упрямые слова)
  5. Артикуляционная гимнастика. Цель: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.
  6. Пальчиковая гимнастика. Цель: способствует овладению навыками мелкой моторики; помогает развивать речь; повышает работоспособность коры головного мозга.
  7. Составь рассказ по серии сюжетных картинок. Цель: развитие связной речи путем овладения умением отслеживать последовательный сюжет по серии картинок
  8. «Цветок – восьмилепесток. Цель: обучение составлению и чтению слогов.
  9. Мнемотаблицы. Цель: формировать умение преобразовывать абстрактные символы в образы (перекодировка информации.
  10. Читайка. Цель: развивать первоначальные навыки чтения.
  11. Скороговорки и Чистоговорки. Цель: развитие речи и совершенствование дикции.
  12. Мини кольца Луллия – игры: Раздели слово на слоги, найди нужную схему. Подбери картинку к схеме или схему к картинке. Употребление предлогов, применение сигналов.

Таким образом, новый подход в использовании лэпбуков неоспорим, его возможности безграничны, в реализации современных требований ФГОС, в формировании определённых качеств у дошкольника, таких как:

  • уверенность в собственных силах;
  • любознательность;
  • способность к волевым усилиям;
  • самостоятельность;
  • инициативность.

Лэпбук, будь то дидактическое пособие или финальный этап проекта, - это интересный и полезный инструмент в работе воспитателя с детьми с ОВЗ. Но использовать его нужно правильно.

Дидактическое пособие – лэпбук «В гостях у звука [Р]»

старший дошкольный возраст

Актуальность:

В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования и увеличением количества детей с речевыми нарушениями, мне как учителю – логопеду приходится искать новые подходы, идеи, формы и методы в своей педагогической деятельности, которые, были бы интересны дошкольникам и соответствовали бы их возрасту, и наиболее эффективно бы решали образовательные, воспитательные и коррекционные задачи.

Вот и я начала изучать и использовать в своей работе совершенно новое, интересное для меня, незаменимое методическое пособие – лэпбук. Его можно использовать как в детском саду, так и дома.

Лэпбук (lapbook) –в дословном переводе с английского значит «наколенная книга» (lap –колени, book- книга). Это самодельная папка, которую ребёнок может удобно разложить у себя на коленях, на столе, и за один раз просмотреть всё её содержимое.

Лэпбук – это игра, творчество, познание и исследование нового, повторение и закрепление изученного, систематизация знаний и просто интересный вид совместной деятельности учителя – логопеда, воспитателей, родителейи ребенка.

При работе с детьми с ОНР лэпбук выполняют ещё и функцию развития речи – ее звуковой стороны , словарного состава, грамматического строя. Работа по развитию речи является составной частью логопедического воздействия на детей, коррекционно-развивающим по своей направленности. Игра помогает сделать учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, ускоряет процесс усвоения занятий, облегчает преодоление трудностей. В дидактической игре ее замысел, правило, действие и включенная в нее умственная задача представляют собой единую систему формирующих воздействий. Дидактические игры особенно необходимы при воспитании и обучении детей с общим недоразвитием речи или задержкой психического развития.

Лэпбук преимущественно используется в индивидуальной работе с детьми. Но задания позволяют использовать его и в подгрупповой деятельности.

На мой взгляд, лэпбук – это современная эффективная технология обучения, отличный помощник в работе учителя – логопеда.У детей с речевыми патологиями речь самостоятельно не развивается. Страдает процесс накопления слов и оперирования ими в речевой деятельности. Как правило, у дошкольников этой категории страдают и познавательные процессы: память, внимание, восприятие, мышление.

Решение данных проблем – одна из задач использования лэпбука в коррекционно-речевой работе.

Такая интерактивная папка позволяет:

  • Пополнять словарь детей и расширять «семантические поля» значений слов;
  • Ускорить и сделать более привлекательным процесс автоматизации и дифференциации звуков;
  • Формировать грамматические категории;
  • Развивать связную речь;
  • Формировать психологическую базу речи;
  • Совершенствовать мелкую моторику.

Актуальность пособия «В гостях у звука [Р]» обусловлена возможностью автоматизации звука [Р] самостоятельно или с минимальной помощью взрослого. Материал систематизирован, при помощи данного пособия можно выстроить систему совместных видов взрослого и одного ребёнка.

В современном обществе важно, чтобы дети с ОВЗ умели социализироваться, чтобы у них хорошо были развиты коммуникативные навыки.

Автоматизация в самостоятельной речи поставленного звука процесс очень длительный. Именно использование разнообразных форм и видов преподнесения речевого материала позволит качественно и в короткие сроки учителю-логопеду автоматизировать звуки, нарушенные у детей.

Аннотация:

Дидактическое пособие лэпбук «В гостях у звука [Р]» представляет собой заламинированную папку формата А3. На страницах папки имеются различные кармашки, карточки, в которых собрана информация по теме. Картинки взяты из интернет-ресурса yandex.ru.

Цель:

Создание условий для сотрудничества взрослого и ребёнка, группы детей в процессе деятельности по автоматизации звука [Р] с использованием дидактического пособия лэпбук.

Задачи:

Образовательные:

Учить детей выполнять комплекс артикуляционной гимнастики для выработки нормированного произношения звука [Р], используя тематические карточки;

Научить правильно проговаривать звук [Р] изолированно, в слогах, словах;

Обучать чтению слогов с использованием буквы Р, находить в словах нужный слог в разных позициях, как в начале слова, так и в середине слова;

Определять место (позицию) звука [Р] в словах;

Автоматизировать звук [Р] в предложениях, в цепных текстах с использованием наглядных схем;

Автоматизировать звук [Р] в чистоговорках, насыщенных звуком [Р];

Способствовать развитию речи детей, пополнению активного и пассивного словаря детей;

Развивать связную речь.

Коррекционно-развивающие:

Развивать зрительное восприятие посредством рассматривания пособия «Найди все слова со звуком [Р]», называния накладываемых друг на друга контуров картинок со звуком [Р];

Развивать зрительное восприятие и мелкую моторику пальцев рук посредством составления из разрезных картинок целостных изображений (пособие «Собери букву Р»);

Стимулировать познавательную активность, способствовать развитию коммуникативных навыков.

Воспитательные:

Воспитывать усидчивость;

Формировать самоконтроль за речью;

Побуждать к активности в получении новых знаний;

Формировать положительную мотивацию в данных видах совместной деятельности взрослого и ребёнка.

В лэпбуке собраны материалы по автоматизации звука [Р] для развивающих видов совместной деятельности с детьми дошкольного возраста.

Лэпбук отвечает требованиям ФГОС дошкольного образования к пространственной предметно-развивающей среде:

Полифункционален: способствует развитию творчества, воображения.

Пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участиемвзрослого как играющего партнера);

Обладает дидактическими свойствами;

Является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;

Вариативен (есть несколько вариантов использования каждой его части);

Его структура и содержание доступны детям дошкольного возраста;

Обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.

Дидактическое пособие лэпбук «В гостях у звука [Р]» предназначено для детей старшего дошкольного возраста.


1. Карточки по выполнению артикуляционных упражнений для нормированного произношения звука [Р].

Данный раздел представлен в виде карточек, содержащих картинки, обозначающие какое-либо артикуляционное упражнение. Все картинки составляют комплекс артикуляционной гимнастики для нормированного произношения звука [Р].

Цель: учить детей с использованием карточек самостоятельно выполнять артикуляционные упражнения.

2. «Звуковая дорожка».

Данный раздел представляет звуковые дорожки. Ребенок МАШИНКОЙ или СОБАЧКОЙ (лежат в кармашке пособия), ведет по дорожке и тянет звук.

Цель: совершенствование зрительно – моторной координации и ориентировки в пространстве; автоматизация поставленного звука.

3. «Составь предложения».

В данном разделе представлены карточки с картинками. Нужно составить предложения о Роме и Ире по схемам с опорой на картинки. Образец: Рома... труба. - Рома купил трубу.

Цель: научиться работать по схемам, автоматизация звука [Р] в связной речи.

4. Игра «Сложи пирамиду».

Данное пособие представляет собой разноцветную пирамиду из частей, с картинками со звуком [Р].

Ребёнку предлагается собрать пирамидку, при этом правильно назвать картинки, изображённые на ярусах.

Цель: автоматизация звука [Р] в словах; развитие мелкой моторики.

5. Карточки «Читаем слова-слоги».

Данное пособие представляет три карточки, из которых можно составить цветную картинку со словом, разделенным на буквы (ШАР, СЫР, РАК).

Цель: обучение чтению; развитие зрительной и мелкой моторики.

6. Карточки «Слово рассыпалось».

Данное пособие представляет картинки с рассыпанными буквами. В пустых клетках нужно записать их назва­ния из рассыпанных букв, с помощью смываемых фломастеров. Придумай по 2-3 предложения с каждым словом.

Цель: развитие связной речи; развитие зрительного восприятия; развитие навыка чтения.

7. Разрезные картинки «Собери букву Р».

Ребёнок собирает пазл и получит загаданную букву. Запоминает, как она выглядит и называет. Для закрепления называет слова, которые нарисованы в каждом элементе.

Цель : закреплять умение детей составлять целое из частей; закреплять графическое изображение буквы; развитие воображения, образного мышления, мелкой моторики руки; продолжать учить концентрировать внимание; помочь развить наблюдательность, развивать зрительное восприятие.

8. Игра «Лото-слоги».

Данный раздел представляет кармашек, в котором лежат разрезные карточки слов: макароны, сковорода, растение, смородина, карандаши, фломастеры, и их картинки. Нужно к каждой картинке подобрать соответствующие слова из слогов. Например, картинка смородина, подобрать карточки из слогов СМО-РО-ДИ-НА.

9. Карточки «Чистоговорки».

Данный раздел представляет кармашек, в котором лежат чистоговоркипо автоматизации звука [Р]. Взрослый читает стихотворную форму, показывая по ходу картинки. Ребёнок запоминает данный текст, опираясь на зрительный стимулятор – картинку.

Цель: автоматизировать звук [Р] в связной речи; развивать чувство ритма и рифмы, интонацию; память, контроль над звукопроизношением; развивает зрительную память.

10. «Найди все слова со звуком [Р]».

Данный раздел представляет «заколдованные картинки», на которой изображены наложенные друг на друга контуры предметов.

Цель: развивать у детей зрительное восприятие посредством нахождения предметов, называния их с чёткой артикуляцией звука [Р].

11. «Веселая улитка».

Данный раздел представляет собой улитку с изображениями разного количества предметов на заданный звук. Предназначено для автоматизации (закрепления) звука [Р] в речи воспитанников с нарушениями звукопроизношения.

Цель: автоматизация и дифференциация звуков, развитие фонематического слуха; совершенствование лексико-грамматических категорий речи; развитие просодической стороны речи.

12. Карточки «Определи место звука [Р] в слове».

Данный раздел представляет собой карточки с условными обозначениями позиции звука [Р] в слове: карточки с позициями «звук [Р] в начале слова», «звук [Р] в середине слова», «звук [Р] в конце слова», а также картинки, содержащие звук [Р] в разных позициях.

Цель: развивать у детей умение определять позицию звука [Р] в слове, соотносить графическую схему с нужной картинкой.

13. «Слоговая дорожка».

Представлена слоговая дорожка: РА-РО-РУ-РЭ-РО-РЭ-РУ-РО-РА. Ребенок читает слоги, и закрывает слог «рыбкой», если произносит правильно звук [Р].

Цель: автоматизация поставленного звука в слогах.

14. «Автоматизация звука [Р]».

К этому разделу переходим на этапе автоматизации звука, представлены картинки со звуком [Р], ребенок называет картинку, с контролем звука [Р], если произносит правильно закрывает «рыбкой».

Цель : закрепление правильного произношения звука «Р » в словах.

15. «Прочитай текст».

Упражнение «Пересказ с картинками». Повтори каждое предложение, заменяя картинки словами.

Цель: автоматизация звука р в предложениях.

Дидактическое пособие «В гостях у звука [Р]» рекомендуется также использовать и воспитателям дошкольного учреждения в коррекционно-развивающей работе с детьми, также пособие могут использовать родители, и сами дети в самостоятельной и игровой деятельности.

Результатом использования данного пособия является:

  • Объединение детей, родителей и педагогов, то есть, социальная

направленность;

  • Дети учатся находить информацию самостоятельно, то есть учатся учиться;
  • Развивается творческое мышление, любознательность, находчивость, воображение, мелкая моторика, пространственная ориентировка, что тесно связано с развитием речи;
  • Ребенок учится самостоятельно собирать и организовывать информацию – хорошая подготовка к исследовательской деятельности.

Использование инновационной игровой технологи «лэпбук» является успешным шагом на пути внедрения ФГОС ДО. Ведь она позволяет нам использовать инновационные методы и формы работы, и реализовывать основные принципы: быть открытыми для семьи, сотрудничать с родителями в воспитании детей, создавать единую развивающую среду, обеспечивать одинаковые подходы к развитию ребенка в семье и детском саду.

Используемая литература:

  1. Гатовская Д. А. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС/ Д. А. Гатовская // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). - Пермь: Меркурий, 2015.
  2. Комарова А.А. «Альбом для автоматизации звуков, в игровых упражнениях». Составь предложения- с.17;, Слово рассыпалось.
  3. «Звуковая дорожка»,
  4. «Собери пирамидку»,
  5. «Читаем слова слоги» - дидактическое пособие,
  6. Интернет ресурсы: https://yandex.ru/images/search?text=звуковая улитка
  7. Интернет ресурсы: https://yandex.ru/images/search?text=артикуляционная гимнастика карточки
  8. Интернет ресурсы: https://yandex.ru/images/search?text=чистоговорки карточки;

"Свидетельство о публи кации в СМИ" Серия А № 0005333

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?