Современное состояние управления молодежной политикой. Молодежная политика: проблемы и пути решения

Цели и задачи государственной и муниципальной молодежной политики

В последние годы в России возросло внимание общественности к проблемам молодежи, проводятся мероприятия по оказанию молодежи практической помощи в социализации.

Однако пока не создано условий для осуществления долговременной эффективной молодежной политики, а влияние государства на ситуацию в молодежной среде не носит системного характера. Нынешнее положение большей части молодых россиян вызывает серьезную тревогу. Продолжающееся социальное расслоение в молодежной среде, трудности с трудоустройством и получением достойной и хорошо оплачиваемой работы, утеря равных шансов на получение образовательных, медицинских, социально-бытовых и других социальных услуг, возрастающее различие взглядов среди молодежи по мировоззренческим, политическим и культурным вопросам, рост преступности, распространение наркомании ведут к духовному и экономическому обнищанию подрастающего поколения, его нравственной и физической деградации. Такая ситуация требует формирования и реализации эффективной молодежной политики, направленной на решение проблем молодежи, обеспечение активного участия молодых граждан в социально-экономическом развитии России.

Муниципальная молодежная политика - совокупность целей и мер по их реализации, принимаемых органами местного самоуправления в целях создания и обеспечения условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодежных объединений, движений и инициатив. Эта политика осуществляется на основе нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления и в русле государственной молодежной политики,

придавая ей логическую стройность, системный и целостный характер и делая демократичными механизмы ее реализации. Молодежная политика разрабатывается и реализуется в отношении лиц в возрасте от 14 до 30 лет, общая численность которых в России превышает 30 млн чел. Правовые основы государственной молодежной политики определены Постановлением Верховного Совета РФ «Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации» в 1993 г. С тех пор ее главные направления не корректировались (даже после принятия Конституции РФ). В условиях возникшей правовой неопределенности субъекты РФ взяли на себя инициативу по развитию законодательного обеспечения в этой сфере, и в 1996-1997 гг. законы о молодежной политике были приняты почти в 40 регионах.

Основные цели государственной молодежной политики:

Социальное становление, культурное, духовное и физическое развитие молодежи;

Реализация выдвигаемых молодежью общественно полезных инициатив, программ и проектов;

Наиболее полное участие молодежи в социально-экономической, политической и культурной жизни;

Расширение возможностей молодого человека в выборе своего жизненного пути, достижении личного успеха.

Для достижения поставленных целей необходимо взаимодействие органов государственной власти РФ, органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления (рис. 5.9.1).

Только объединив усилия всех, кто участвует в разработке и реализации молодежной политики, можно успешно решить многочисленные и подчас очень сложные молодежные проблемы, которые проявляются как на муниципальном, так и на региональном и общероссийском уровне.

Субъектами государственной молодежной политики в РФ выступают органы государственной власти, органы местного самоуправления, работодатели, общественные объединения, другие юридические и физические лица, осуществляющие деятельность по созданию необходимых условий для жизни молодежи, ее образования, воспитания и развития.

Координация деятельности органов власти в области государственной молодежной политики в РФ в соответствии с Указом Президента РФ от 17 мая 2000 г. № 867 осуществляется Министерством образования РФ, на которое с этого времени возложено осуществление функций действующего ранее и упраздненного Государственного комитета РФ по молодежной политике.

В структуре органов исполнительной власти субъектов РФ созданы и функционируют государственные органы по делам молодежи, которые нуждаются как в координации своей деятельности, так и в методической, кадровой и организационной поддержке со стороны федерального центра.

Реализация основных направлений муниципальной молодежной политики должна строиться так, чтобы укреплять целостность общегосударственной молодежной политики. Основные направления, программы и проекты молодежной политики целесообразно реализовать в едином пакете федеральных, региональных и местных программ социально-экономического развития соответствующей территории.

Полномочия в области молодежной политики

Федеральные органы государственной власти

Определение приоритетов в области молодежной политики, разработка и реализация федеральных целевых программ, обеспечение финансирования федеральных целевых программ и мероприятий за счет средств федерального бюджета и внебюджетных источников, стимулирование создания различных молодежных организаций

Органы государственной власти субъектов РФ

Долевое финансирование межрегиональных целевых программ и мероприятий, ведение реестров молодежных и детских общественных объединений, координация деятельности, а также финансовая, организационная и методическая помощь, информационное содействие молодежным организациям и органам местного самоуправления в реализации молодежной политики

Участие органов

местного самоуправления в реализации молодежной политики в РФ

Создание условий для деятельности молодежных организаций в муниципальном образовании, разработка местных целевых программ, организация временной трудовой занятости молодежи, подготовка квалифицированных кадров для работы с молодежью и др.

Рис. 5.9.1. Полномочия органов государственной власти и местного самоуправления в области молодежной политики

Механизмы реализации муниципальной молодежной политики

Молодежная политика на муниципальном уровне, тесно связанная с государственной политикой, тем не менее представляет собой относительно самостоятельный процесс со своим механизмом реализации. Последний предполагает учет самых острых проблем молодежи конкретного муниципального образования в сфере здоровья и досуга, занятости и образования, бытовых проблем. На муниципальном уровне должна быть сформирована целостная система социальной поддержки молодежи, ее обучения и трудоустройства, которая создает возможности регулирования процессов молодежной миграции, обеспечения защиты прав и реализации интересов молодых людей, поддержки молодых семей, способствует развитию молодежного и детско-юношеского движения.

Реализация молодежной политики на муниципальном уровне сопряжена с рядом проблем.

1. Сохраняются ведомственная разобщенность и недостаточная координация в управлении молодежной политикой. Например, отделы по молодежной политике во многих муниципальных образованиях находятся в непосредственном подчинении заместителей глав администраций по социальным

Система муниципального управления

вопросам, которые, как показывает практика, в большинстве случаев не относят проблемы молодежи к числу первоочередных.

2. Объекты социальной инфраструктуры для молодежи (например оздоровительные лагеря) находятся в разноведомственной подчиненности, что не способствует координации действий.

3. Объем финансирования мероприятий в сфере молодежной политики не позволяет решать даже самые острые вопросы. В этих условиях важнейшей задачей комитетов и отделов по делам молодежи всех уровней является поиск источников финансирования. В ряде регионов привлеченные средства на молодежную политику в 1,5-2 раза превышают бюджетное финансирование. Эти средства складываются из различных фондов, федерального финансирования, привлеченных средств соисполнителей по программам, в том числе балансодержателей объектов социальной инфраструктуры, поддерживаемой из бюджета.

Практика реализации молодежной политики показывает, что наиболее перспективным является программно-целевой подход к реализации муниципальной молодежной политики. Он предполагает развитие на муниципальном уровне системы ежегодных государственных социальных заказов в сфере молодежной политики, которые распределяются на открытой конкурсной основе по итогам юридической, финансовой и социальной экспертизы.

Система социального заказа основана на существующих в пределах конкретной территории острых проблем развития молодежи и необходимости их эффективного решения. Получение социального заказа предполагает, что представленные на конкурс проекты и программы имеют необходимое ресурсное обеспечение. В частности, экономические ресурсы предусматривают следующее: возможность федерального финансирования или получения гранта; самофинансирование за счет разработки и осуществления самоокупаемых проектов, прежде всего на рынке информационных услуг; поиск спонсоров, заинтересованных в конечном результате.

Муниципальные органы реализации молодежной политики

Для реализации молодежной политики в муниципальных образованиях создаются структурные подразделения по делам молодежи. Их основные задачи:

Проведение единой молодежной политики в муниципальном образовании;

Создание социально-экономических и правовых условий и гарантий для самореализации и становления молодого человека;

Обеспечение реального соблюдения на территории муниципального образования прав и интересов молодежи;

Привлечение молодежи к решению социальных, экономических и общественных задач на местном уровне;

Духовное, патриотическое и интеллектуальное развитие молодежи;

Поддержка и реализация научно значимых инициатив в области социальной защиты молодежи и развития досуговой сферы;

Организация научных исследований по анализу положения дел и прогнозированию молодежной среды;

Глава 5. Муниципальное управление социальной сферой

Осуществление межмуниципального, межрегионального и международного сотрудничества молодежных организаций;

Координация деятельности муниципальных учреждений, занимающихся решением молодежных проблем.

В целях решения перечисленных задач муниципальные органы по вопросам работы с молодежью осуществляют следующие функции (рис. 5.9.2).

Основные функции муниципального органа по вопросам работы с молодежью

Финансовая поддержка общественно полезной деятельности молодежи

Содействие экономической самостоятельности молодых граждан и реализации их прав на труд

Разработка и реализация

молодежных целевых программ на территории муниципального образования

Обеспечение молодежи условий для воспитания, образования, формирования здорового образа жизни

Обеспечение социального обслуживания для молодежи

Формирование проекта местного бюджета в области молодежной политики, разработка нормативов финансирования; формирование и общественных фондов

Поддержка и развитие сети формирований, занимающихся трудовой деятельностью молодежи, создание МУ «Молодежная биржа труда»; содействие развитию молодежного предпринимательства; поощрение работодателей, способствующих обеспечению занятости молодежи

Разработка и финансирование муниципальных молодежных программ, их экспертиза, расчет экономических и ресурсных затрат, представление программ на утверждение администрации города и контроль за их реализацией

Организация массовых молодежных мероприятий; организация деятельности клубов, консультационных пунктов, центров, занимающихся организацией досуга, оказывающих правовую, социально-психологическую и иную помощь молодежи; взаимодействие с правоохранительными органами и участие в реализации мероприятий по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних и молодежи

Социально-бытовая помощь молодым семьям; осуществление социальной работы в образовательных учреждениях; помощь молодым гражданам, вернувшимся из мест лишения свободы, безнадзорным молодым гражданам, находящимся в специальных учебно-воспитательных учреждениях

Рис. 5.9.2. Основные функции муниципального органа по вопросам работы

с молодежью

Система муниципального управления

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое муниципальная молодежная политика, и каковы ее основные цели?

2. Каковы приоритетные направления муниципальной молодежной политики?

3. Какие функции выполняет муниципальный орган по молодежной политике?

Литература к главе 5

1. Григорьева И. Модели социальной политики: одна, две или больше? // Муниципальная власть. - 1968. - № 4.

2. Гудима Т. М. Состояние законодательства в сфере культуры // Ориентиры культурной политики. - 2001. - № 3.

3. Зотов В. Б., Макашева 3. М. Муниципальное управление. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.

4. Иванова В. Н., Безденежных Т. И. Управление занятостью населения на местном уровне. - М.: Финансы и статистика, 2002.

5. Игнатов В. Г. и др. Экономика социальной сферы. - Ростов-н/Д.: МарТ, 2001.

6. Лапшин Н. Управление отраслью //Встреча. - 1997. - № 2.

7. Муниципальное управление.- М.: РИЦ Муниципальная власть, 2001.

8. Пенкова-Люейер П., Рагозина Л. Социальная политика муниципальных образований: содержание, приоритеты, механизмы осуществления // Муниципальное управление. - 2000. - Вып. 3.

9. Социальная политика. / Общ. ред. Н. А. Волгина. - М.: Экзамен, 2002.

10. Управление культурой в условиях рыночной экономики. / Сост. В. А. Лапшин. - Актуальные проблемы культурной политики. - Инф. бюллетень № 12. - М., 1992.

И. Управление развитием социальной сферы муниципальных образований. / Общ. ред. Е. В. Тишина. - М.: РИЦ Муниципальная власть, 2001.

12. Филиппов Ю. В., Авдеева Т. Г. Основы развития местного хозяйства. - М.: Дело, 2000.

Одним из ключевых факторов эффективности деятельности государства является качественная и продуманная работа с такой социальной группой, как молодёжь. Особое значение работа с молодежью приобретает в современных условиях, когда ухудшение социально-экономической ситуации и отсутствие перспектив для самореализации толкают молодежь на путь экстремизма и участия в террористической деятельности.

Стоит отметить, что в ходе реализации своей жизненной стратегии молодежь сталкивается с рядом негативных социальных явлений, создающих препятствия на пути планового замещения поколений и несменяемости публичной власти, получившее в науке название «неотрибализм» . Кроме того, важное значение имеет также практика государственного строительства на уровне субъектов Российской Федерации, которая может иметь разное выражение , а также разные подходы, создающие необходимые условия для реализации государственной власти вообще и призванные отстаивать интересы молодежи в определении приоритетов социально-экономического развития в частности. Как зачастую показывает имеющаяся практика изучения мнения населения по актуальным вопросам государственного управления в различных сферах общественной жизни, решения органов государственной власти принимаются без учета мнения населения

В настоящее время ведущая роль в определении приоритетных направлений принадлежит органам государственной власти федерального уровня. В настоящее время, в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 г. №2403-р утверждены «Основы государственной молодёжной политики Российской Федерации на период до 2025 года», под понятием «молодёжь» подразумевается «социально-демографическая группа, выделяемая на основе возрастных особенностей, социального положения и характеризующаяся специфическими интересами и ценностями. Эта группа включает лиц в возрасте от 14 до 30 лет, а в некоторых случаях, определенных нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, – до 35 и более лет, имеющих постоянное место жительства в Российской Федерации или проживающих за рубежом (граждане Российской Федерации и соотечественники)» . Данная группа является непосредственным объектом государственной молодёжной политики. К ее субъектам относятся государственные органы и их должностные лица, молодежные объединения и ассоциации, а также сами молодые граждане .
Исходя из выделения данной группы в отдельную социальную категорию, выстраивается алгоритм деятельности государства в области работы с молодёжью. В него входят решение задач в сферах труда, науки, образования, спорта, здравоохранения, коммуникации и др.
Помимо вышеуказанных элементов деятельности государственной молодёжной политики, она подразумевает и, собственно, участие молодёжи в непосредственном политическом процессе, непрерывно происходящем в стране. Термин «политика» с греческого языка переводится как «государственные дела» или «искусство управления государством». Р. Арон определяет политику как «программу, метод действия или сами эти действия, осуществляемые человеком или группой людей по отношению к одной проблеме или совокупности проблем, стоящих перед обществом». Таким образом, понятие «политика» является родовым по отношению к понятию «молодежная политика». В свою очередь молодежная политика - это сложная, многогранная система отношений .
Особую занчимость приобраетает работа с моложежью на уровне субъектов Российской Федерации.
На сегодняшний момент молодое поколение является одним из наиболее незащищенных слоев общества. Существует множество проблем, стоящих перед молодыми людьми ежедневно. Значительная часть молодых людей смотрит на своё будущее индифферентно, не ожидая серьёзной помощи со стороны государства, не имея при этом перед собой рычагов и инструментов для создания своего собственного будущего. Существует множество проблем, стоящих перед молодыми людьми ежедневно. .
Поэтому, очевидным является факт, что любое государство, последовательно работающее в направлении своего планомерного развития, заинтересовано в непосредственном вовлечении молодёжи в политический процесс, то есть в процесс управления делами государства.
На сегодняшний день можно выделить несколько основных форм участия молодёжи в политическом процессе:
1. электоральное участие, находящее выражение в реализации избирательного права (право избирать органы государственной власти и местного самоуправления и быть избранным). Нюансом данной формы участия является то, что избирать молодые граждане имеют право с 18 лет, а быть избранными по ряду выборных государственных и муниципальных должностей лишь достигнув возраста свыше 18 лет. Одним из инструментов участия в избирательном процессе является партийная деятельность, которая даёт возможность молодым людям получить первоначальный опыт политической деятельности в рамках так называемых «молодёжных крыльев» политических партий с перспективой попадания во «взрослые» партийные мероприятия.
2. молодёжный парламентаризм, под которым подразумевается создание и функционирование совещательных органов при органах государственной власти, в том числе субъектов Российской Федерации, а также при муниципалитетах. Кроме того, существует институт молодёжных правительств, существующих при органах исполнительной власти. Указанные молодёжные институты имеют право не только выступать в органах власти от лица молодёжи, но и выдвигать на рассмотрение органов власти свои собственные законодательные инициативы.
3. молодёжные общественные движения. Эта форма включает в себя работу многочисленных военно-спортивных, волонтёрских, гражданско-патриотических, профсоюзных объединений по месту учёбы и иные организации. Данная форма позволяет молодым гражданам через некоммерческие организации инициировать и реализовывать свои собственные инициативы, получать под них государственную поддержку. Молодые люди, успешно прошедшие в юности школу общественной деятельности, имеют конкурентные преимущества перед сверстниками, не имеющими аналогичного опыта. У них больше шансов стать успешными политиками, предпринимателями, специалистами своего дела, поскольку с молодых лет они учатся организовывать, взаимодействовать друг с другом, выстраивать взаимодействие с органами власти, коммерческими структурами, средствами массовой информации.
Таким образом, в нынешних условиях одним из важнейших факторов современной молодежной политики должен стать ориентир на то, чтобы дать молодому поколению полноценный инструментарий для раскрытия своего потенциала. Очень важно, чтобы в управлении делами государства была представлена молодёжь, в лице своих собственных инициатив, проектов, общественных организаций, которая может и должна оказывать позитивное влияние на развитие государства и общества.

Литература
1. Распоряжение Правительства РФ от 29.11.2014 N 2403-р «Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года». // “Собрание законодательства РФ”, 15.12.2014, N 50, ст. 7185.
2. Молодежная политика в условиях формирования гражданского общества и правового государства: Сборник по итогам межвузовской студенческой научной конференции. В. Д. Гончаренко – Волгоград.: ПринТерра-Дизайн. 2008. – 160 с..
3. Молодежь России: социальный портрет. М. К. Горшков, Ф. Э. Шереги – М.: ЦСПиМ. 2010. –592 с.
4. Особенности политической толерантности студенчества. С. М. Елисеев, И.В. Устинова//Социологические исследования. -2010. -№6.- с.45.
5. Тенсин М.В. Закономерности государственного строительства в субъектах Российской Федерации на современном этапе конституционно-правового развития // Вестник Удмуртского университета. Серия Экономика и право. 2014. № 2-2. С. 199-205.
6. Тенсин М.В. Об элементах системы государственной власти субъекта Российской Федерации // Вестник Удмуртского университета. Серия Экономика и право. 2011. № 2-4. С. 153-159.
7. Тенсин М.В. Феномен «неотрибализма» в контексте современной этнополитической жизни (конец XX-начало XXI вв.) // Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук / Удмуртский государственный университет. Ижевск, 2006. 214 с.
8. Шепталин А.А., Тенсин М.В. Гарбологическое измерение эффективности правового регулирования и состояния государственного и муниципального управления в Удмуртской Республике // Вестник Удмуртского университета. Серия Экономика и право. 2015. № 2-1. С. 205-213.

Прозоров А.С.,
Председатель Удмуртского РО
МП МОД «Новый Рубеж»

Вместе с тем, решение проблем молодежи как приоритетное направление функционирования российского общества находится в стадии формирования. Наряду с этим в общественной жизни и государственной политике ошибочно присутствует надежда на то, что все само по себе устроится в связи с развитием макроэкономических процессов.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

20584. СМИ и решение социальных проблем общества 44.64 KB
Формирование в течение последних двадцати лет в РФ института социальной работы сопровождалось развитием различных форм и моделей его взаимодействия со СМИ, среди которых самыми важными являются следующие: освещение в СМИ социальной проблематики и формирование общественного мнения; выполнение функций социальной работы конкретными лицами или СМИ в целом; осуществление контроля, анализа и мониторинга в сфере социальной работы, социальной политики и социальной защиты; реализация совместной проектной деятельности субъектов СМИ и социальной работы и др.
16785. Концепция «социального жара» как основа различных социальных проблем в образовательной системе России 10.59 KB
Парадоксально но вред который был причинен их здоровью и жизни в конечном счете является последствием современных им форм социализующего давления общества желавшего получить от своих граждан как можно более труда и соответственно материальных благ. И тот и другой сами находятся в беде и оба представляют проблему для всего общества. В нашем обществе сложились отношения которые мы называем мотивирующим давлением общества. Значительная часть индивидуумов современного общества проводит свою жизнь в попытках достичь того что чем...
6372. Проблемы страхования и пути решения социальных и экономических задач 45.11 KB
Анализ Внебюджетных фондов на примере Медицинского страхования. Медицинского страхования для граждан РФ. Сравнение Медицинского страхования в РФ и за границей на примере США. Проблемы страхования и пути решения социальных и экономических задач.
9837. Пути решения проблем связанных с реализацией кадровой политики организации 51.32 KB
Процесс понимания значимости человека как производственного персонала, в настоящее время еще не полностью охватил существующие организации. Заработные платы и социальный пакет трудящихся очень маленькие. Социальных пакетов на трети предприятий вообще нет.
14011. Анализ демографической ситуации в России, поиск основных проблем и путей их решения 80.62 KB
Динамика продолжительности жизни населения. Низкая рождаемость и высокая смертность привели к такому результату как депопуляция которая выразилась в естественном убытке населения в большинстве регионов и в стране в целом. Есть опасение что к 2050 году численность населения России достигнет отметки в 100 млн. Население как объект демографии Демография это наука о закономерностях воспроизводства населения о зависимости его характера от социальноэкономических природных условий миграции изучающая численность территориальное...
15044. Исследование финансового обеспечения деятельности предприятия, анализ проблем и разработка путей их решения 29.6 KB
Под финансовым обеспечением предпринимательской деятельности понимается совокупность форм и методов, принципов и условий финансирования предприятий. Финансовое обеспечение предпринимательства - это управление капиталом, деятельность по его привлечению, размещению и использованию. Поэтому финансовый менеджмент функционирует в тесной связи с рынком капиталов.
12818. Разработка основных направлений решения актуальных проблем, возникающих в ходе организации и проведения налоговых проверок налоговыми органами 249.75 KB
Основная цель государства при осуществлении налогового контроля заключается в своевременном формировании налоговых доходов бюджетов а также на постоянной основе в выявлении и изъятии в бюджетную систему доначисленных сумм налогов и сборов предотвращения совершения нарушений налогового законодательства воспитания у налогоплательщиков налоговой культуры и дисциплины. В связи с этим актуальное значение приобретает разработка и применение единой методики планирования подготовки и проведения налоговых проверок как одного из наиболее важных...
5270. ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ В УПРАВЛЕНИИ РАСХОДАМИМЕСТНОГО БЮДЖЕТА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ АННЕНКОВСКОЕ СЕЛЬСКОЕ ПОСЕЛЕНИЕ МАЙНСКОГО РАЙОНА УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ 42.88 KB
Разработка направлений совершенствования системы управления расходами местного бюджета со стороны органов местного самоуправления на примере муниципального образования Анненковское сельское поселение Майнского района Ульяновской области.
11792. Игромания молодёжи как социальная проблема 89.92 KB
При этом отмечается что азартным формам поведения подвержены не только криминально-ориентированные и состоятельные граждане как это было несколько десятилетий назад. На сегодняшний день компьютерная техника достигла такого уровня развития что позволяет программистам разрабатывать очень реалистичные игры с хорошим графическим и звуковым оформлением. Учитывая то что количество детей попадающих в эту зависимость растет с каждым днем проблема игромании приобрела особую актуальность. Следует отметить что в различных странах эту проблему...
21657. ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ЖИЗНИ МОЛОДЕЖИ 54.52 KB
Исследование ценностных ориентаций, жизненных приоритетов современной молодежи весьма актуально, поскольку дает возможность выяснить степень ее адаптации к новым социальным условиям и инновационный потенциал. Процессы, захватывающие ценностное сознание молодых людей имеют особую значимость, ибо именно они представляют собой ближайшее будущее данных обществ

Лупачева Н.С.

Основные проблемы государственной молодежной политики в России и пути их решения

Лупачева Нина Сергеевна - аспирант, исторический факультет, МГУ имени М.В. Ломоносова, Москва, РФ. E-mail: nina-l upac hcva @ yandex. ru SPIN-код РИНЦ: 5240-9519

Аннотация

В статье рассмотрена историографическая база изучения проблем государственной молодежной политики в Российской Федерации в ее нормативно-правовом, теоретическом и практическом аспектах. Выявлены ключевые исследовательские подходы, проведен анализ основных проблем в данной сфере, предложены пути модернизации существующей системы и ее совершенствования.

Ключевые слова

Молодежь, молодежная политика, государственная молодежная политика.

Большинство современных государств уделяет серьезное внимание вопросу социализации молодежи и ее органичной интеграции в социум. От того, как государство проявляет заботу о молодых людях и их морально-нравственном и профессиональном воспитании, будет зависеть будущее страны, ее экономическое процветание и политический авторитет. Главным инструментом в данном контексте выступает реализуемая государством молодежная политика.

Исследователи называют молодежной политикой особое направление деятельности государства, политических партий, общественных организаций и объединений, других субъектов общественных отношений, целью которого является воздействие на социализацию и социальное развитие молодежи, а через него - на будущее состояние общества1. «Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года», утвержденные Распоряжением Правительства РФ от 29.11.2014 № 2403-р2, определяют государственную молодежную политику как направление деятельности России, представляющее собой систему мер нормативно-правового, финансово-экономического, организационно-управленческого, информационно-аналитического, кадрового и научного характера, реализуемых на основе взаимодействия с институтами гражданского общества и гражданами, активного межведомственного взаимодействия, направленных на гражданско-патриотическое и

1 Государственная молодежная политика: история и современность: Сборник материалов II Международной научно-практической конференции (21 мая 2015 г.) / Под ред. П.А Меркулова. Орел: ОФ РАНХиГС, 2015. С. 5.

2 Распоряжение Правительства РФ от 29.11.2014 № 2403-р «Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года» // Собрание законодательства Российской Федерации. 15.12.2014. № 50. Ст. 7185.

духовно-нравственное воспитание молодежи, расширение возможностей для эффективной самореализации молодежи и повышения уровня ее потенциала в целях достижения устойчивого социально-экономического развития, глобальной конкурентоспособности, национальной безопасности страны, а также упрочения ее лидерских позиций на мировой арене.

Анализом существующей системы государственной молодежной политики в России, теоретических и практических подходов к ее реализации, а также поиском наиболее рациональных путей коммуникации государства и общества занимается ряд российских исследователей. Основные проблемы государственной молодежной политики - нормативно-правовое обеспечение, создание необходимой инфраструктуры, кадровые решения, способствующие формированию резерва надежных и ответственных исполнителей в этой сфере, - рассмотрены такими авторами, как Т.К. Ростовская, В.В. Ткаченко, Р.И. Тимофеева, Ю.А. Зубок, Т.К. Ростовская, Н.Л. Смакотина3 и др.

В следующий круг изучаемых вопросов входит анализ существующей модели молодежной политики в России, история ее зарождения и формирования. Работы М.С. Прошина, А.Ю. Нестерова, А.А. Русановой, О.В. Степанищенко, Б.Л. Рудника, В.В. Романовой, С.Г. Кара-Мурза, П.А. Меркулова, А.А. Зеленина, М.С. Яницкого, О.Ю. Межиной, О.А. Васильевой, Н.Д. Бобковой4 представляют собой совокупность теоретического и практического материала по концептуальным основам и

3 Ростовская Т.К. Три кита управления молодежной политикой в современной России: В 3 т. М.: ФЦОЗ, 2014. Т. 1. Нормативно-правовое обеспечение государственной молодежной политики в современной России; Ткаченко В.В. Исторический опыт формирования и реализации государственной молодежной политики (1991-2009 годы): Монография. Кострома: Авантитул, 2010; Тимофеева Р.И. Правовые основы государственной молодежной политики: Монография. Стерлитамак: Стерлитимакский филиал БашГУ, 2013; ЗубокЮ.А., Ростовская Т.К., Смакотина Н.Л. Молодежь и молодежная политика в современном российском обществе. М.: Перспектива, 2016.

4 Прошин М.С., Нестеров А.Ю. Молодежная политика как инструмент формирования социальной базы модернизации и укрепления стабильности России (теория, методология, практика): Монография. М.: ИСПИ РАН, 2015; Эффективность реализации государственной молодежной политики: опыт регионов и перспективы развития: Сборник статей IV Международной научно-практической конференции, 2425 апреля 2014 г. / Отв. ред. А.А. Русанова. Чита: ЗабГУ, 2014; Степанищенко О.В. Молодежь как объект государственной политики: Монография. Краснодар: Издательство Кубанского государственного технологического университета, 2011; Рудник Б.Л., Романова В.В. Совершенствование организационно -экономических механизмов реализации молодежной политики города Москвы. М.: ИД ВШЭ, 2014; Кара-Мурза С.Г. Сложные проблемы молодежной политики. М.: Когито-Центр, 2016; Меркулов П.А. Государственная молодежная политика России - исторические этапы формирования. СПб.: Алеф-Пресс, 2013; ЗеленинА.А., ЯницкийМ.С. Организация работы с молодежью: междисциплинарная интеграция теории и технологий: Коллективная монография. Кемерово: ИНТ, 2012; Межина О.Ю., Васильева О.А. Традиции и инновации организации деятельности в сфере молодежной политики на муниципальном уровне. Тюмень: ИП Цветкова, 2012; Бобкова Н.Д.Подготовка специалистов для молодежной сферы в условиях глобализации: историко-методологический аспект. Курган: Издательство Курганского государственного университета, 2009.

инструментам реализации молодежной политики на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Труды П.П. Ловковой, С.Г. Мироновой, Т.М. Гуриной, Т.А. Ромма, Е.В. Богдановой, А.Я. Кибанова, М.В. Ловчевой, Т.В. Лукьяновой, Н.Ю. Лесконог, М.В. Рейзви, Г.В. Морозовой, В.В. Ткаченко, Т.А. Нигматуллиной, М.В. Юдина5 посвящены исследованию современных проблем реализации государственной молодежной политики и поиску их решения. Актуальность данной проблематики и необходимость рассмотрения отечественной государственной политики в молодежной сфере в сравнении с моделями других стран обосновывается тем, что многократная смена управленческих структур в этой области за последние десятилетия отражает несовершенство органов управления и неэффективность проводимой в настоящее время молодежной политики.

Проблема поиска оптимальных путей реализации и организационного обеспечения государственной молодежной политики в России сегодня стоит очень остро. С начала XXI в. в Российской Федерации происходит сложный процесс формирования и становления нормативно-правовой и институциональной базы государственной молодежной политики. Приняты основополагающие законы и подзаконные акты, которые регулируют реализацию молодежной политики в стране. Они основываются на принципах ответственности государства за соблюдение законных прав и интересов молодых людей, а также приоритетности государственной поддержки духовного, социального, физического и культурного развития молодежи. Выстроена сеть государственных властных структур, которые реализуют молодежную политику в стране.

5 Ловкова П.П., Миронова С.Г., Гурина Т.М. Молодежь России: сборник рефератов статей из периодических изданий за 2008 г. М.: Российская государственная библиотека для молодежи, 2009; Ромм Т.А., Богданова Е.В. Воспитание. Волонтерство. Молодежь: Монография. Новосибирск: Издательство СО РАН; НГТУ, 2015; Кибанов А.Я., Ловчева М.В., Лукьянова Т.В. Реализация молодежной политики в Российской Федерации: Монография. М.: ИНФРА-М, 2012; ЛесконогН.Ю., РейзвихМ.В. Технологии воспитания подростков и молодежи, подготовки кадрового резерва молодежной политики: коллективная монография по итогам проведения Федеральным координационным центром развития кадрового потенциала молодежной политики РФ (МГГУ им. Шолохова) цикла конференций по воспитанию подростков и молодежи, подготовки кадрового резерва молодежной политики. М.: РИЦ МГГУ им. М.А. Шолохова, 2014; Морозова Г.В. Молодежная политика в Российской Федерации: управление развитием творческого потенциала: Материалы Международного научно-образовательного форума (Казань, 25 марта 2016 г.). Казань: Издательство Казанского университета, 2016; Ткаченко В.В. Указ. соч.; Нигматуллина Т.А. Государственная молодежная политика в федеративной России: инновационные парадигмы. Уфа: Изд-во БИСТ (ф-ла) ОУП ВПО «АТиСО», 2012; Молодежная политика, воспитательная и патриотическая работа практика XXI века: Материалы Всероссийской научно-практической конференции / Под общ. ред. М.В. Юдина. М.: РГУТиС, 2013.

Оценивая эффективность государственной молодежной политики в России, следует отметить, что системный подход в ней отсутствует, и меры, принимаемые государственными органами и общественными организациями в отношении молодых людей, зачастую остаются на бумаге. К сожалению, молодежная политика до сих пор не стала приоритетным направлением государственной политики России, несмотря на то, что в нормативно-правовых актах она позиционируется именно таким образом. Большинство постановлений и целевых программ носит декларативный или рекомендательный характер, а финансирование данной сферы производится по остаточному принципу.

Сам процесс формирования молодежной политики в Российской Федерации представляет собой череду многочисленных экспериментов. Как правило, они плохо подготовлены, что отрицательно сказывается на их качестве, концепция и смыслы оказываются менее важны, чем скорость организации и выполнения формальных требований вышестоящих органов власти. Помимо этого, проводимые меры зависят от позиции центральной и региональной власти, а также от наличия необходимых средств в региональных бюджетах, что часто ставит их реализацию под вопрос.

Одним из существенных недостатков существующей модели российской молодежной политики является то, что в ней отсутствуют фундаментальная научная обоснованность на федеральном уровне, что мешает ей стать системой общих мер, направленных на достижение определенной цели6, и универсальная система методических разработок для местных властей с учетом региональных особенностей, что исключает возможность проведения единой для всей страны политики. Другой важной проблемой стала нехватка системного законодательного обеспечения государственной молодежной политики как таковой, а также отсутствие юридического закрепления понятия «молодежь» как группы населения, имеющей легитимный статус на федеральном и региональном уровнях. Также фактором дезорганизации молодежной политики является отсутствие продуманных теоретических и прикладных механизмов ее взаимодействия с другими сферами государственной политики. Кроме того, часто активизация законотворческой деятельности в сфере молодежной политики приходится на периоды предвыборных кампаний или возможной социально-политической нестабильности, т.е. происходит по ситуативным соображениям.

6 Кара-Мурза С.Г. Указ. соч.

Не менее важным и актуальным является кадровый вопрос. Несмотря на то, что в высших учебных заведениях существуют специализированные факультеты и кафедры, подготавливающие специалистов по работе с молодежью, а также широко распространены курсы повышения квалификации в данной сфере, большинство работников, занятых в реализации государственной молодежной политики, не имеет профильного образования и, соответственно, компетенций, необходимых для работы с молодежью.

Еще одним недостатком в области государственной молодежной политики является отсутствие критериев эффективности и оценки качества проведенной работы. Соответственно, итоги произведенной работы не оцениваются и не придаются всеобщей огласке. Отсутствие системы градации успехов не дает стимула для более активной работы и перевыполнения необходимого минимума действий и мероприятий, требуемых в рамках отчетности, что приводит к стагнации процесса реализации государственных мер.

Помимо этого, существует также ряд прикладных проблем, с которыми сталкивается молодежь в процессе интеграции в социум. Ввиду того, что функциональное место молодежи в структуре российского общества и его деятельности на современном этапе не определено, молодым людям приходится самостоятельно искать пути применения своих навыков и талантов, что зачастую вызывает у них большие затруднения. Следствием этого становится высокий уровень безработицы, духовно-нравственный кризис и рост экстремистских настроений среди молодежи. Затруднением в процессе качественной реализации государственной молодежной политики также является отсутствие мест и возможности получения комплексной информации о самореализации для молодежи как на муниципальном и региональном уровнях, так и на федеральном. Молодые люди часто не имеют доступа к информации о потенциально интересующих их проводимых молодежных мероприятиях и программах.

Наконец, серьезной проблемой молодежной политики в России является ее ориентированность на определенные группы молодых людей, а не на молодежь в целом. Обычно конкретные программы или проекты создаются для того, чтобы помочь молодым людям с теми или иными социально-экономическими проблемами (молодежи с девиантным или делинквентным поведением, выходцам из детских домов, безработной молодежи, молодым семьям и т.д.), в то время как все остальные молодежные группы остаются без государственной поддержки и внимания.

Сегодня молодежь воспринимается старшим поколением как социальная группа, которая находится в маргинальном положении, как пассивный и аморфный слой общества, не готовый принимать решения и брать ответственность за свои поступки. Отсюда вытекает особый формат патерналистского отношения к молодым людям со стороны старших, а также менторского - со стороны власти. Государственные органы, реализующие государственную молодежную политику, в большинстве своем опираются на собственное представление о молодежи, которое часто бывает ошибочным. Вследствие этого нормативно-правовая база составляется не в интересах молодых людей, а реализация государственных программ не вызывает у молодежи доверия и желания присоединиться к ним, к тому же, многое из того, что делается в данной сфере, исполняется формально.

Для решения изложенных выше проблем необходимо комплексно подходить к реализации существующей модели государственной молодежной политики и предпринимать конкретные меры, направленные на ее совершенствование.

Во-первых, необходимо активизировать дальнейшее развитие системы государственного управления молодежной политикой, при котором важно учитывать межведомственный характер мероприятий, устанавливать четкий регламент действий, выстраивать коммуникации между различными органами власти, политическими, общественными и другими организациями по работе с молодежью. Только посредством слаженной работы всех ведомственных структур и институтов гражданского общества можно добиться позитивных и качественно новых результатов.

Важнейшей задачей также является совершенствование нормативно-правовой базы, в том числе разработка и принятие закона «О молодежи», активно обсуждаемого в течение последних лет, который сможет обеспечить сферу молодежной политики теоретической базой и заложить общий вектор ее развития. В данном законе необходимо зафиксировать приоритетность развития молодежной сферы в Российской Федерации и заложить основы бюджетирования данной отрасли не по остаточному принципу, а с учетом инвестиционной привлекательности. При этом можно ориентироваться на опыт развитых стран, где для проведения молодежных мероприятий с успехом привлекаются частные инвестиции и другие источники внебюджетного финансирования.

Необходимо укрепление материально-технической базы социальных учреждений, которые занимаются проблемами молодых людей, поддерживают и развивают их таланты, способствуя их органичной интеграции в социум. Кроме того,

необходимо совершенствовать кадровое обеспечение молодежных учреждений, в первую очередь путем подготовки высококвалифицированных специалистов в сфере молодежной политики. Необходимо нанимать на работу в данной отрасли преимущественно специалистов с профильным образованием и опытом работы в общественных организациях.

Также нельзя забывать про общественную составляющую сферы молодежной политики. Взаимодействие государства с детскими и молодежными организациями, развитие молодежного парламентаризма, поддержка добровольчества и волонтерства, патриотическое воспитание молодежи - меры, необходимые для повышения уровня общественной инициативности, для выработки у молодежи гражданской ответственности, активной жизненной и политической позиции.

Важное условие успешного включения молодых людей в социум - уверенность в том, что их умения, профессиональные навыки и таланты будут востребованы. Именно поэтому необходимо создать централизованную систему социальных лифтов, где будущая работа или участие в проекте будет зависеть от прошлых заслуг и уровня компетенции. На сегодняшний день подобные системы существуют лишь на региональном уровне, например, в Санкт-Петербурге, но и они не действуют должным образом.

Таким образом, в современной России реализация молодежной политики не является приоритетным направлением, и ей не уделяется достаточного внимания со стороны государства. Это обуславливает наличие ряда проблем молодежной политики, решение которых требует проведения целого комплекса мер: совершенствования нормативно-правовой и материально-технической базы, кадрового обеспечения, повышения эффективности социальной работы с молодежью, а также выстраивания гибкой системы коммуникаций между всеми организациями, задействованными в проведении государственной молодежной политики в России.

Список литературы:

1. Распоряжение Правительства РФ от 29.11.2014 № 2403-р «Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года» // Собрание законодательства Российской Федерации. 15.12.2014. № 50. Ст. 7185.

2. Бобкова Н.Д. Подготовка специалистов для молодежной сферы в условиях глобализации: историко-методологический аспект. Курган: Издательство Курганского государственного университета, 2009.

3. Государственная молодежная политика: история и современность: Сборник материалов II Международной научно-практической конференции (21 мая 2015 г.) / Под ред. П.А Меркулова. Орел: ОФ РАНХиГС, 2015.

4. Зеленин А.А., ЯницкийМ.С. Организация работы с молодежью: междисциплинарная интеграция теории и технологий: Коллективная монография. Кемерово: ИНТ, 2012.

5. Зубок Ю.А., Ростовская Т.К., Смакотина Н.Л. Молодежь и молодежная политика в современном российском обществе. М.: Перспектива, 2016.

6. Кара-Мурза С.Г. Сложные проблемы молодежной политики. М.: Когито-Центр, 2016.

7. Кибанов А.Я., ЛовчеваМ.В., Лукьянова Т.В. Реализация молодежной политики в Российской Федерации: Монография. М.: ИНФРА-М, 2012.

8. Лесконог Н.Ю., Рейзвих М.В. Технологии воспитания подростков и молодежи, подготовки кадрового резерва молодежной политики: коллективная монография по итогам проведения Федеральным координационным центром развития кадрового потенциала молодежной политики РФ (МГГУ им. Шолохова) цикла конференций по воспитанию подростков и молодежи, подготовки кадрового резерва молодежной политики. М.: РИЦ МГГУ им. М.А. Шолохова, 2014.

9. Ловкова П.П., Миронова С.Г., Гурина Т.М. Молодежь России: сборник рефератов статей из периодических изданий за 2008 г. М.: Российская государственная библиотека для молодежи, 2009.

10. Межина О.Ю., Васильева О.А. Традиции и инновации организации деятельности в сфере молодежной политики на муниципальном уровне. Тюмень: ИП Цветкова, 2012.

11. Меркулов П.А. Государственная молодежная политика России - исторические этапы формирования. СПб.: Алеф-Пресс, 2013.

12. Молодежная политика, воспитательная и патриотическая работа практика XXI века: Материалы Всероссийской научно-практической конференции / Под общ. ред. М.В. Юдина. М.: РГУТиС, 2013.

13. Морозова Г.В. Молодежная политика в Российской Федерации: управление развитием творческого потенциала: Материалы Международного научно-

образовательного форума (Казань, 25 марта 2016 г.). Казань: Издательство Казанского университета, 2016.

14. Нигматуллина Т.А. Государственная молодежная политика в федеративной России: инновационные парадигмы. Уфа: Изд-во БИСТ (ф-ла) ОУП ВПО «АТиСО», 2012.

15. Прошин М.С., Нестеров А.Ю. Молодежная политика как инструмент формирования социальной базы модернизации и укрепления стабильности России (теория, методология, практика): Монография. М.: ИСПИ РАН, 2015.

16. Ромм Т.А., БогдановаЕ.В. Воспитание. Волонтерство. Молодежь: Монография. Новосибирск: Издательство СО РАН; НГТУ, 2015.

17. Ростовская Т.К. Три кита управления молодежной политикой в современной России: В 3 т. М.: ФЦОЗ, 2014. Т. 1. Нормативно-правовое обеспечение государственной молодежной политики в современной России.

18. Рудник Б.Л., Романова В.В. Совершенствование организационно-экономических механизмов реализации молодежной политики города Москвы. М.: ИД ВШЭ, 2014.

19. Степанищенко О.В. Молодежь как объект государственной политики: Монография. Краснодар: Издательство Кубанского государственного технологического университета, 2011.

20. Тимофеева Р.И. Правовые основы государственной молодежной политики: Монография. Стерлитамак: Стерлитимакский филиал БашГУ, 2013.

21. Ткаченко В.В. Исторический опыт формирования и реализации государственной молодежной политики (1991-2009 годы): Монография. Кострома: Авантитул, 2010.

22. Эффективность реализации государственной молодежной политики: опыт регионов и перспективы развития: Сборник статей IV Международной научно-практической конференции, 24-25 апреля 2014 г. / Отв. ред. А.А. Русанова. Чита: ЗабГУ, 2014.

Lupacheva N.S. The Main Issues of the State Youth Policy in Russia

Nina S. Lupacheva - graduate student, Faculty of History, Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russian Federation. E-mail: nina-l upac heva @ yandex. ru

This article explores the historiography basis of the issue of state youth policy in modern RussiaA including its legal, theoretical and practical aspects. The author outlines the main research approaches, provides an analysis of the main problems in the area, and proposes some ways of modernizing the existing policy system.

Youth, youth policy, state youth policy.

Данная работа посвящена исследованиям, лежащим в области проблем связанных с молодёжью. К вопросам местного значения всех видов муниципальных образований относится организация и осуществление мероприятий по работе с молодежью, в возрасте от 14 до 30 лет, что обусловливает деятельность по разработке и реализации муниципальной молодежной политике. Под муниципальной молодежной политикой понимают совокупность целей, задач и мер по их реализации, принимаемых органами местного самоуправления, для создания и обеспечения условий и гарантий для самореализации молодежи и развития молодежных объединений, движений, инициатив. Муниципальная молодежная политика разрабатывается в рамках государственной молодежной политики. Муниципальная молодежная политика отражает отношение муниципальной власти к проблемам молодежи, определяет правовые, экономические, организационные основы становления развития молодых граждан, способствует наиболее полной реализации их потенциала в интересах общества и муниципального образования, развитию молодежных движений и инициатив.

Молодежь является одной из основных социально-демографических групп в Российской Федерации, доля молодежи в возрасте 14-30 лет на начало 2008 года составляла 26,8% общей численности населения РФ. Муниципальная молодежная политика, как правило, проводится в отношении указанной социально-демографической группы, детских и молодежных общественных объединений, учебных заведений.

Разработку и реализацию молодежной муниципальной политики осуществляет специальное структурное подразделение, создаваемой в местной администрации (департамент (отдел, комитет) по делам молодежи). К задачам этой структуры, как правило, относятся, осуществление мер по обеспечению защиты прав и законных интересов молодых граждан, создание условий для решения их социальных, бытовых и материальных проблем; организация работы по профилактике безнадзорности, правонарушений, наркомании, алкоголизма среди несовершеннолетних и молодежи; содействие культурному, духовному, физическому развитию молодежи; создание условий, гарантий и стимулов для свободной и самостоятельной деятельности детских и молодежных общественных объединений, движений, инициатив, направленных на гражданское становление подростков и молодежи, военно-патриотическое и духовно-нравственное воспитание; развитие системы комплексных социальных служб для молодежи и сети подростковых и молодежных клубов по месту жительства и др.

При исполнительно-распорядительном органе муниципального образования могут образовываться совещательные органы по вопросам разработки и реализации молодежной политики (например, молодежные Советы). Поддержка молодежных инициатив, молодежных, студенческих, детских общественных организаций может осуществляться в виде предоставления муниципальных грантов, содействии в реализации проектов, проведении мероприятий, организации конкурсов, фестивалей и т.п.

В этой работе будут рассмотрены цели, задачи и пути решения проблем в сфере молодёжной политики.