Методы коллективных ассоциаций в управлении экономикой. Методы выявления (генерирования) альтернатив

В методе ассоциаций основными источниками для генерирования идей служат случайно выбранные понятия, возникающие при этом ассоциации и метафоры.

Например, ассоциации к слову "лед": стекло (хрупкое, прозрачное, скользкое и т.д.), снег (лед - производное от снега, если последний полить водой на морозе), масло (тает как и лед). Далее - следующая ассоциация: масло - нож - узкое лезвие! Может быть еще цепочка ассоциаций: стекло - стеклорез (надлом) -опять хрупкость. Еще один вариант: лед - мокрый замерзший снег - тает под солнцем - абсолютно черное тело - вода - водяная подушка. Может быть и такой вариант: лед звенит - звон - звук - ультразвук (использование ультразвука). В этих примерах ассоциаций объектом является лед, а что если сделать объектом изменений корабль 1 .

Как видно из примера, для возникновения ассоциаций и генерирования идей целесообразно использовать различные метафоры. Например: бинарные метафоры-аналоги(«под дугой колокольчик поет», «подковы бровей»); метафоры-катахрезы,содержащие противоречия («сухопутный моряк», «круглый квадрат»); метафоры-загадки(«полная горница людей» - огурец). Технология свободных ассоциаций базируется на таких принципах как свободные ассоциации, антиконформизм, отсроченный критический анализ.

Правила реализации метода предусматривают свою специфику как для организаторов, так и для участников (см. рис. 13.5. на котором приведены параметры метода ассоциаций).

Аналогии для озарения

    Прямые (например, аналогии с биологическими системами)

    Личные (отождествление себя с объектом исследования)

Трудности

    Целесообразно выполнять вслед за мозговым штурмом

    В состав группы должны входить представители творческих профессий

    Требование максимальной комфортности психологической обстановки

    Необходимость специального психологического образования для ведущего

Этапы сессии синекторов

    Целеполагание

    Дискуссия

    Анализ и отбор идей

    Подведение итогов

Метод мозговой атаки

Аналогии для озарения

    Символические (поэтические метафоры и сравнения)

    Фантастические (формирование образа не существующего, но желаемого)

Рис. 13.4. Факторы реализации метода синектики

Ассоциации

Вторичные смысловые оттенки

Семантические аналогии

Принципы

    Свободные ассоциации

    Антиконформизм

    Отсроченный критический анализ

Метафоры

    Бинарные метафоры-аналоги

    Метафоры-катахрезы

    Метафоры-загадки

Интерактивные технологии

По взаимодействию

Не бояться высказывать все, что связано с зарождающейся идеей

Систематизация идей осуществляется после окончания процесса

Самая конструктивная идея отбирается по результатам анализа

Для организаторов

В начале несколько раз переформулировать проблему

Предлагать исходное слово для неожиданных ассоциаций

В темпе менять слова и понятия ассоциативной цепочки

Рис. 13.5. Параметры метода ассоциаций

В методе ассоциаций основными источниками для генерирования идей служат случайно выбранные понятия и возникающие при этом ассоциации и метафоры.

Для возникновения ассоциаций и генерирования идей целесообразно использовать различные метафоры: бинарные метафоры-аналоги; метафоры катахрезы, содержащие противоречия; метафоры-загадки. Технология свободных ассоциаций базируется на таких принципах, как свободные ассоциации, антиконформизм, отсроченный критический анализ.

Метод гирлянд ассоциаций. Метод гирлянд ассоциаций и метафор представляет собой развитие метода фокальных объектов. Вначале дается определение синонимов объекта, в результате которого образуется гирлянда синонимов. Осуществляется комбинирование всех элементов гирлянды синонимов с каждыми элементами гирлянды случайных существительных.

Методы, использующие карточки

Методы, основанные на использовании карточек, позволяют добиться анонимности участников групповой работы, поэтому их часто применяют, когда есть конфликты в группе, выдвигающей идеи. Конфликты не дают проявиться творческому, созидательному характеру решений. Кроме того, вербальные описания дисциплинируют участников, предъявляя требования к лаконичности высказывания мыслей, и позволяют визуализировать процесс генерирования идей, подключая тем самым дополнительные каналы восприятия и создавая дополнительные ассоциации.

ПРИНЯТИЕ УР В УСЛОВИЯХ ОПРЕДЕЛЕННОСТИ, РИСКА И НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ

Различия между определенностью, риском и неопределенностью отража-ют различия в степени знания лица, принимающего решения. Если представить состояние его знания как линию спектра, то на одном ее конце будет опреде-ленность (полное знание), а на другом – неопределенность (полное отсутствие знания). Риск (частичное знание) будет лежать между ними. Положение на ли-нии спектра будет отражать имеющуюся степень определенности (или неопре-деленности).

Концепция определенности . Определенность понимается как такое со-стояние знания, когда лицо, принимающее решение, заранее знает конкретный исход для каждой альтернативы. Иначе говоря, лицо, принимающее решение, обладает исчерпывающим знанием состояния среды и результатов каждого возможного решения.

Концепция риска . Риск определяется как состояние знания, когда из-вестны один или несколько исходов по каждой альтернативе и когда вероят-ность реализации каждого исхода достоверно известна лицу, принимающему решение. В условиях риска лицо, принимающее решение, обладает неким объ-ективным знанием среды действий и способно объективно прогнозировать ве-роятную сущность явлений и исход или отдачу по каждой из возможных стра-тегий.

Концепция неопределенности . Неопределенность – это такое состояние знания, когда одна или более альтернатив имеют ряд возможных исходов, веро-ятность которых либо неизвестна, либо не имеет смысла. Поэтому, в отличие от риска, неопределенность будет субъективным явлением. Неопределенность часто бывает обусловлена быстрыми изменениями структурных переменных и явлений рынка, определяющих экономическую и социальную среду действия фирмы.

Методы выбора альтернатив в условиях определенности

В условиях определенности лицо, принимающее решение, знает все о возможных состояниях сущности явлений, влияющих на решение, и знает, ка-кое решение будет принято. Лицо, принимающее решение, просто выбирает стратегию, направление действий или проект, которые дадут максимальную от-дачу.

В общем случае выработка решений в условиях определенности направ-лена на поиск максимальной отдачи либо в виде максимизации выгоды (дохода, прибыли или полезности), либо минимизации затрат. Такой поиск называется оптимизационным анализом. Три метода оптимизации, используются лицом, принимающим решение: предельный анализ, линейное программирование и приростной анализ прибыли.

Предельный анализ . В условиях определенности доходы и затраты будут известны для любого уровня производства и продаж. Задача состоит в том, что-бы найти их оптимальное соотношение, позволяющее максимизировать при-быль. Предельный анализ позволяет сделать это. В нем используются концеп-ции предельных затрат и предельного дохода (рис.19). На этом рисунке пред-ставлены кривые дохода, затрат и прибыли, типичные для микроэкономической теории.

Предельный доход (MR ) определяется как дополнительный доход (изме-нение общего дохода), получаемый от продажи дополнительной единицы про-дукта. Графически он выражается наклоном кривой общего дохода (TR ). Пре-дельные затраты (MC ) определяются как дополнительные затраты (изменение величины общих затрат) на приобретение или производство дополнительной единицы продукции. Графически они выражаются наклоном кривой общих за-трат ().

Приростный анализ. Приростной анализ прибыли оперирует с любыми и всеми изменениями в доходах, затратах и прибылях, явившимися следствием определенного решения. Таким образом, концепция приростного анализа охва-тывает изменения как самих функций, так и их значений. Основное правило решения состоит в том, чтобы принять любое предложение, повышающее при-быль, или отвергнуть любое предложение, ее уменьшающее.

Линейное программирование. Модели линейного программирования от-личаются наглядностью и относительной простотой. Их использование во мно-гих практически важных задачах, связанных с принятием решений, оказалось высокоэффективным, в связи с чем они получили довольно широкое распро-странение. К числу наиболее известных задач линейного программирования относятся:

 задачи о распределении ограниченных ресурсов (задачи оптималь-ного планирования);

 задачи об оптимальной корзине продуктов (задачи о диете, задачи оптимального смешения);

 задачи оптимального раскроя (материалов, заготовок);

 транспортные задачи;

 задачи о назначениях;

 задачи оптимизации финансовых потоков;

 задачи оптимизации графиков платежей.

Методы выбора альтернатив в условиях риска

Выработка решения в условиях риска . Условия риска и неопределен-ности характеризуются так называемыми условиями многозначных ожиданий будущей ситуации во внешней среде. В этом случае ЛПР должен сделать выбор альтернативы (Аi), не имея точного представления о факторах внешней среды и их влияния на результат. В этих условиях исход, результат каждой альтернати-вы представляет собой функцию условий – факторов внешней среды (функцию полезности), который не всегда способен предвидеть ЛПР. Для предоставления и анализа результатов выбранных альтернативных стратегий используют мат-рицу решений, называемую также платежной матрицей. Пример матрицы ре-шений приведен в табл. 1.

Таблица 1

Матрица решений

A1, A2, A3 –альтернативные стратегии действий; S1, S2, S3 – состояние эко-номики (стабильность, спад, рост и др.); E11; E12; E13; E21; … E33; … – результа-ты решений.

Числа в ячейках матрицы представляют собой результаты реализации Eij стратегии Ai в условиях Sj . При этом в условиях риска вероятность наступления Sj известна – wj(Sj) .

Методы принятия решений в условиях риска используют теорию выбора, получившую название теории полезности. В соответствии с этой теорией ЛПР выбирает Ai из совокупности {Ai } (i = 1 … n), которая максимизирует ожидае-мую стоимость его функции полезности E,j.

В условиях риска при принятии решения основным моментом являет-ся определение вероятности наступления состояния среды Sj , т. е. степени риска.

После определения вероятности wj(Sj) наступления состояния среды Sj, определяют ожидаемую стоимость реализации каждой альтернативы, которая представляет собой средневзвешенную стоимость E(Ai):

E(Ai) = j eij wj(Sj)

где E(Ai) – результат реализации Ai ; wj(Sj) вероятность наступления Sj.

Оптимальной стратегией является та, которая обеспечивает наибольшую ожидаемую стоимость.

Эвристический метод. Метод ассоциаций

Специалисты, разработавшие этот метод, считают, что ассоци­ативный метод активизации творческого мышления обучаемых ос­новывается на применении в творческом процессе семантических аналогий и вторичных смысловых оттенков. Основными источни­ками для генерирования идей служат ассоциации, метафоры и слу­чайно выбранные понятия.

Между двумя совершенно разными, не связанными друг с дру­гом понятиями можно осуществить логическую связь, установить ассоциативный переход в 4-5 этапов. Например, если взять два различных понятия - «древесина» и «мяч», то при осуществлении ассоциативного перехода может получиться цепочка: «древеси­на» - «лес», «лес» - «поле», «поле» - «футбольное», «футболь­ный» - «мяч».

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТАФОР

Для возникновения ассоциаций и генерирования идей в практи­ке обучения и развития персонала можно использовать различные метафоры. При интерактивном обучении удобнее применять простые их виды:

Бинарные метафоры-аналоги («колокольчик хохочет», «подко­вы бровей»);

Метафоры-катахрезы, содержащие противоречия («сухопутный моряк», «круглый квадрат»);

Метафоры-загадки («туман над лесом» - косынка, «полная гор­ница людей» - огурец).

При развитии творческого потенциала руководителей и специ­алистов целесообразно также использовать новые ассоциации, ко­торые в итоге порождают по-настоящему продуктивные варианты решения проблемы.

В процессе зарождения ассоциаций устанавливаются неординар­ные связи между компонентами решаемой проблемы и прежним опытом руководителей и специалистов, участвующих в игровом взаимодействии. В результате зарождения новых ассоциативных связей возникают нестандартные творческие идеи, дающие новые ракурсы и новые возможности.

Во время интерактивного общения необходимо, чтобы каждый член группы предлагал свое слово, понятие, которое должно быть базисом для установления ассоциативных связей с процессом гене­рирования идей.

Преимуществом метафорического мышления является его вы­сокий уровень оригинальности. Генерирование метафор развива­ет творческое мышление обучаемых руководителей и специалистов, позволяет видеть мир и реальную практику на более глобальном уровне.

ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИИ СВОБОДНЫХ АССОЦИАЦИЙ

Данная технология базируется на следующих принципах:

Свободные ассоциации.

Антиконформизм.

Отсроченный критический анализ.

Затем для зарождения новых ассоциаций и генерирования новых идей по данной проблеме предлагается в качестве стимула слово «телевизор».

ПРАВИЛА ДЛЯ ОРГАНИЗАТОРОВ ПО ПРИМЕНЕНИЮ МЕТОДА

Организаторы процесса генерирования идей методом свобод­ных ассоциаций должны действовать следующим образом:

Прежде чем решить проблему, попытаться несколько раз ее пере­формулировать;

Предлагать исходное слово, понятие, которое будет стимулиро­вать мысль и воображение участников обучения для образова­ния неожиданных ассоциаций и порождения идей;

На начальной стадии творческого побуждения, как и в мозговом штурме, не критиковать предложения, какими бы они ни были;

В быстром темпе менять слова и понятия, на основе которых об­разуются ассоциативные цепочки.

ПРАВИЛА ИНТЕРАКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЛЯ УЧАСТНИКОВ

Не следует бояться высказывать вслух все, что прямо или косвен­но связано с зарождающейся ассоциацией, идеей;

Любые идеи, зарождающиеся у членов игровой команды, обяза­тельно фиксируются;

Систематизация и классификация идей осуществляются только тогда, когда процесс генерирования закончен;

Самая оптимальная и конструктивная идея отбирается после про­ведения критического анализа всей наработанной информации.

Специалисты по творческим технологиям обучения и развития включают в интерактивные технологии такие их виды, как:

Метод временных ограничений;

Метод внезапных запрещений;

Метод новых вариантов;

Метод информационной недостаточности или наоборот, информационной насыщенности;

Метод Дельфи;

Метод фокальных объектов;

Метод морфологического анализа;

Метод абсурда и другие.

Достоинством перечисленных методов является то, что они по­зволяют развивать диалектику мышления, находить выход из, каза­лось бы, безвыходной ситуации, оригинальные, неожиданные реше­ния творческих задач различного уровня трудности и проблемности.

Однако нам представляется, что все эти техники сами по себе не являются интерактивными, они лишь могут в той или иной степе­ни быть использованы информированными преподавателями как творческие приемы в разнообразных играх.

Таким образом, анализ интерактивных эвристических техно­логий также свидетельствует об их многообразии и специфике, что позволяет преподавателю для разных образовательных и профессиональных целей использовать как целые игровые ком­плексы, так и отдельные приемы, имеющие самостоятельный ха­рактер.

Важно отметить также, что мозговой штурм, синектика и метод свободных ассоциаций позволяют диагностировать творческий по­тенциал личности, выявлять образность мышления и кругозор, ори­гинальность фантазии, быстроту реакции, умение перевоплотить­ся, способность убеждать, влиять на других людей, мобильность и инновационность и др.

Советы преподавателю по решению проблем

Классифицируйте и проясняйте проблему.

Согласовывайте с обучаемыми процессы и методы решения про­блем.

Разделяйте известную информацию по предложенным критери­ям (сильные стороны, слабые и т.д.).

Говорите об угрозах и слабых сторонах создавшейся ситуации. Применяйте линейное или логическое мышление. Принимайте в расчет стили и технологии обучения. Развивайте выясненные понятия, углубляйте их, используя сес­сии «мозгового штурма» и «синектики».

Выделяйте время на обдумывание каждого этапа решения про­блемы.

Делитесь информацией, выработанной участниками занятий, и своей собственной.

Рассматривайте возможности выхода из тупиковых ситуаций. Избегайте ограничений в формулировках.

Проверяйте правильность адекватного понимания терминов и формулировок всеми участниками занятия.

Системное решение проблем Лапыгин Юрий Николаевич

14.5. Метод коллективных ассоциаций

От одного пламени можно зажечь миллион свечей.

Джозеф О’Коннор, Иан Макдермотт

В методе ассоциаций основными источниками для генерирования идей служат случайно выбранные понятия и возникающие при этом ассоциации и метафоры.

Например, ассоциации к слову «лед»: стекло (хрупкое, прозрачное, скользкое и т. д.), снег (лед – производное от снега, если последний полить водой на морозе), масло (тает, как и лед). Далее – следующая ассоциация: масло – нож – узкое лезвие.

Может быть еще цепочка ассоциаций: стекло – стеклорез (надлом) – опять хрупкость. Еще один вариант: лед – мокрый замерзший снег – тает под солнцем – абсолютно черное тело – вода – водяная подушка.

Возможен и такой вариант: лед звенит – звон – звук – ультразвук (использование ультразвука). В этих примерах ассоциаций объектом является лед. А что, если сделать объектом изменений корабль?

Как видно из примера, для возникновения ассоциаций и генерирования идей целесообразно использовать различные метафоры: бинарные метафоры-аналоги; метафоры-катахрезы, содержащие противоречия; метафоры-загадки. Технология свободных ассоциаций базируется на таких принципах, как свободные ассоциации, антиконформизм, отсроченный критический анализ.

Правила реализации метода предусматривают свою специфику как для организаторов, так и для участников. Параметры метода ассоциаций приведены на рис. 14.6.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Рекламный текст. Методика составления и оформления автора Бердышев Сергей Николаевич

Приложение Рабочий словарик ассоциаций (Составлен по «Словарю ассоциативных норм русского языка» и электронному ресурсу www.busbook.narod.ru) БАБУШКА: сильные ассоциации – дедушка, старая, старенькая, добрая, моя, старушка, хорошая, внучка, милая; средние ассоциации – седая,

Из книги Практика рекламного текста автора Назайкин Александр

Из книги Уверенность в себе автора Кинан Кейт

Метод краба Когда вам делают обидное замечание в несдержанной форме, лучшим выходом может стать отступление. Отойдите в сторону – так поступает потревоженный краб.Иногда просто нельзя найти ответ, который позволил бы вам показать себя с лучшей стороны. Поэтому лучше

Из книги Маркетинг: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Из книги Управление персоналом для менеджеров: учебное пособие автора Спивак Владимир Александрович

Системы оплаты труда, основанные на коллективных результатах Плановая поденная оплата труда Эта схема предполагает повременную или премиальную оплату для группы рабочих, обычно занятых физическим трудом внутри или за пределами предприятия, за фиксированную и заранее

Из книги Бессознательный брендинг. Использование в маркетинге новейших достижений нейробиологии автора Прает Дуглас Ван

Из книги Системное решение проблем автора Лапыгин Юрий Николаевич

14.7. Метод гирлянд ассоциаций Если идея с самого начала не абсурдна, то у нее нет никакой надежды. Альберт Эйнштейн Метод гирлянд ассоциаций и метафор представляет собой развитие метода фокальных объектов и включает процедуры, отраженные на рис. 14.8. Вначале дается

Ассоциацией обычно называют связь,
возникающую в сознании человека
между какими-либо фактами,
событиями, свойствами, явлениями,
которые отражаются в сознании
человека и существуют в его памяти.
В основе механизма возникновения
ассоциаций лежат человеческие
рефлексы и работа подсознания.

Метод гирлянд ассоциаций и метафор

Метод применяется для поиска
решений и генерации идей в любой
области. Он помогает исследователю
найти подсказки для решения задачи с
помощью различных ассоциаций.
Суть метода состоит в построении
длинных цепочек – гирлянд, в которые
входят случайные элементы и
ассоциации к ним.

Этапы

Этап 1. Подбор фокального объекта и
синонимов к нему. На первом этапе
необходимо обозначить основной
объект, для которого требуется найти
креативное решение. Определив
такой элемент, нужно подобрать к
нему несколько синонимов.

Этап 2. Подбор случайных
объектов. На этом этапе требуется
подобрать вспомогательные элементы,
которые помогут в поиске решения
задачи. Эти объекты подбираются
случайным образом и не имеют
никакой связи с основным.

Этап 3. Установление логической
связи фокального объекта со
вспомогательными. После того как
основной и вспомогательные объекты
подобраны, нужно установить между
ними логическую ассоциативную связь

Этап 4. Выбор характеристик и свойств
случайных объектов. На этом этапе
необходимо по очереди брать каждый
вспомогательный объект и подбирать к
нему характеристики, в соответствии с
его свойствами. Основной объект здесь
не участвует, то есть характеристики
нужно подбирать, не обращая
внимания на него.

Этап 5. Связывание характеристик
вспомогательных объектов с
основным. Теперь нужно
проанализировать найденные свойства
и характеристики элементов и
отобрать те, которые можно применить
к фокальному объекту.

Этап 6. Определение наиболее
подходящих вариантов и выбор
наилучшего. На последнем этапе
работы остается только
проанализировать те варианты, которые
оказались наиболее подходящими для
решения стоящей перед
исследователями задачи, и выбрать
лучший из них

Пример

Чтобы продемонстрировать метод гирлянд
ассоциаций поставим решить задачу
расширения ассортимента часового завода
и возьмем для модернизации такой
объект как часы.
1. На первом шаге мы получим гирлянду
синонимов слова часы: часы - будильник секундомер - хронометр.
2. На втором шаге выберем пять случайных
объектов, например: кассета,
подснежник, транспарант, постель, войлок.

3. На третьем шаге получаем следующую
комбинацию синонимов и случайных
объектов: часы с кассетой, часы с
подснежником, часы на транспаранте, часы
в
постели, часы в войлоке, будильник с
кассетой, будильник для постели, будильник с
войлоком, секундомер с кассетой и т.д.
4. На четвертом шаге получим таблицу
случайных объектов и их признаков:
CЛУЧАЙНЫЙ ОБЪЕКТ / ПРИЗНАКИ
Кассета: Пластмассовая,хрупкая,музыкальная
Подснежник:Голубой, маленький, пахучий.
Транспарант:Большой, тяжелый, красочный
Постель: Чистая, мягкая, теплая, широкая
Войлок: Плотный, колючий, теплый.

5. Комбинируя модернизируемый предмет
и его синоним с признаками случайных
объектов получаем: пластмассовые часы,
хрупкий будильник, голубые часы,
музыкальные часы, маленькие часы,
будильник с запахом, большие часы,
тяжелый
будильник, красочный секундомер, чистые
часы, мягкий будильник, теплые часы,
широкий секундомер, теплый секундомер,
плотные часы, колючий будильник и т.д.
6. На данном шаге будем генерировать
гирлянды свободных ассоциаций, основой
которых будут признаки случайных объектов:

ПРИЗНАК / Собственно гирлянда
ассоциаций:
Пластмассовый Пластмасса - ручка бумага – огонь
Хрупкий Стекло - стакан - вода – дождь
Голубой Небо - солнце - лето – жара
Пахучий Духи - женщины - цветы – весна
Тяжелый Гиря - спорт - соревнования призы
Красочный Журнал - компьютер - дискеты программы

Синтезируя гирлянду ассоциаций и синонимы
модернизируемого предмета
получим следующие комбинации: часы в ручке,
огненные часы, стеклянные часы,
водные часы, солнечные часы, часы в духах,
женские часы, цветные часы,
спортивные часы, призовые часы, стеклянный
будильник, водный будильник,
призовой будильник, водный секундомер,
компьютерный секундомер.
8. На данном шаге мы решаем не продолжать
процесс генерирования идей, т.к. их
уже достаточно.
9. Выбирая из множества идей только
рациональные и отсеивая те решения, которые
уже воплощены в жизнь (будильник с кассетой,
часы с музыкой, женские часы,
подводные часы, спортивные часы, часы в ручке и
т.д.), получим следующие
комбинации:

Будильник с запахом, часы в духах,
солнечные часы, теплые часы, стеклянные
часы,
призовые часы, компьютерный
секундомер.
10. На последнем этапе выбор решений
производит заказчик,но никто не скажет
точно, какое из предложенных решений
сделает блестящую карьеру.