Задания по драме островского гроза. Индивидуальные задания по драме А.Островского "Гроза"

1. Какой конфликт лежит в основе пьесы А.Н. Островского «Гроза»?

В основе пьесы А.Н.Островского «Гроза» лежит трагический конфликт живого чувства Катерины и мертвых устоев «темного царства».

2. Кто из персонажей пьесы А.Н. Островского «Гроза» отно-сится к «темному царству»?

Самодурами и деспотами являются Дикой и Кабаниха, кото-рые и принадлежат «темному царству».

3. Что позволяет Тихону сказать, что их «семейство врозь рас-шиблось»?

Не выдержав деспотизма Кабанихи, кончает жизнь самоубий-ством Катерина, уходит из дому Варвара, совершенно безглас-ным и безвольным становится Тихон.

4. В чем состоит своеобразие речи Кабанихи?

Речь Кабанихи показывает натуру властную, что выражается в повелительном тоне: «Ну, разговаривай еще!», «В ноги, в ноги!» Говорит всегда назидательно. Она часто употребляет пословицы и поговорки, народные выражения и интонации.

5. В чем различие взглядов на жизнь Катерины и Варвары?

Катерина не привыкла лгать и изворачиваться, она не прием-лет лицемерия, не может притворяться, осознавая свою любовь к Борису как грех. Варвара приняла мораль окружающего обще-ства и научилась скрывать истинные чувства, лгать, изворачи-ваться.

6. С какой целью в пьесу А.Н. Островского «Гроза» введены песни Кудряша?

Песни Кудряша придают пьесе А.Н. Островского «Гроза» на-циональный колорит, а их содержание повторяет мотив запрет-ной любви замужней женщины к другому.

7. Какова функция образа Волги в пьесе А.Н. Островского «Гроза»?

Образ Волги показывает, что действие происходит в русском провинциальном городке. Величественная прекрасная Волга кон-трастирует с сонным застойным бытом города. Свободная Волга принимает в свои воды непокорившуюся Катерину.

8. В чем заключается смысл названия драмы А.Н. Островско-го «Гроза»?

Мотив грозы проходит через всю пьесу. Это и непознанное, а потому страшное явление природы. Это и гроза тирании Кабани-хи над Тихоном («Недели две никакой грозы надо мной не будет»). Что-то стихийное, грозовое в любви Катерины к Борису. Гроза — это страх возмездия за грехи. Гроза — это и символ непримирения с темным царством.

9. Какова функция пейзажа в пьесе А.Н. Островского «Гроза»?

Пейзаж выполняет двойную функцию. В начале пьесы он яв-ляется фоном, на котором развертывается действие, и подчер-кивает несоответствие между мертвым бытом калиновцев и пре-красной природой. Затем гроза вторгается в действие и влияет на исход драмы.

10. Какова роль эпизодической фигуры барыни в пьесе А.Н. Ост-ровского «Гроза»? Материал с сайта

Появление старой барыни с двумя лакеями совпадает с кар-тиной грозы. Зловещие речи барыни: «Что, красавицы? Что тут делаете? Молодцов поджидаете, кавалеров? Вам весело? Весело? Красота-то ваша вас радует? Вот, вот, в самый омут!» — проро-чат судьбу Катерины.

11. Опишите быт города Калинова.

Город Калинов расположен в красивейшем месте на берегу Волги. Но жителей мало волнует красота природы. Они равно-душны ко всему, что выходит за рамки домашних забот. В их сон-ный быт не проникают никакие достоверные сведения о жизни в других местах. Только странницы приносят чудовищно неле-пые слухи о землях, где живут люди с песьими головами. В горо-де царят невежество и застой, жестокие домостроевские нравы.

1-й вариант

1. Соотнести определения (см. табл. 1) и литературоведческие понятия: драма, трагедия, комедия, водевиль

Таблица 1

2. Выбрать определение понятия “ремарка”.

А) Часть акта, в которой состав действующих лиц не меняется или появляется новое действующее лицо.

Б) Текст, заключающий в себе слова одного из действующих лиц.

В) Представление героев, в котором рассказывается об их возрасте, социальном положении и т.д.

Д) Большая часть драматургического произведения.

А) Самоубийство Катерины.

Б) Тихон возвращается из Москвы.

В) Разговор Катерины с Варварой о детстве.

Д) Борис покидает город.

4. Кто это говорит?

А) “Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие! В мещанстве, сударь, вы ничего, кроме грубости да бедности нагольной, не увидите. И никогда нам, сударь, не выбиться с этой коры”.

Б) “Молодость-то что значит! Смешно смотреть даже на них! Кабы не свои, насмеялась бы досыта: ничего не знают, никакого порядка. Проститься путём не умеют”.

В) “Я грубиян считаюсь… он - слово, а я - десять; плюнет да и пойдёт. Нет, уж я перед ним рабствовать не стану”.

А) “Одно слово: воин!”

Б) “И на воле-то он словно связанный”.

Г) “И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало”.

6. Кто из героев произносит эти поэтические строчки? Какому поэту они принадлежат?

Я телом в прахе истлеваю,
Умом громам повелеваю.

2-й вариант

1. Выбрать определение понятия “драма”.

А) Драматическое произведение, в основе сюжета которого лежит неразрешимый жизненный конфликт, завершающийся в большинстве случаев гибелью героев.

Б) Драматическое произведение, обличающее посредством осмеяния пороки людей и отрицательные явления социальной действительности.

В) Короткая комическая пьеса, обычно с пением.

Г) Драматическое произведение, в котором воспроизводится преимущественно частная жизнь людей. В ней изображается напряжённая борьба героев и острый, преимущественно социальный конфликт.

2. Соотнесите термины и их толкование (см. табл. 2).

Таблица 2

3. Восстановите последовательность событий.

А) Бегство Варвары из дома;

Б) Тихон едет по делам в Москву;

В) Встречи Катерины и Бориса;

Г) Знакомство с жителями города Калинова и обрисовка их нравов.

4. Кто это говорит?

А) “…Да что ж ты мне прикажешь с собой делать, когда у меня сердце такое! Ведь уж знаю, что надо отдать, а всё добром не могу. Друг ты мне, и я тебе должен отдать, а приди ты у меня просить - обругаю. Я отдам, отдам, а обругаю”.

Б) “Отчего люди не летают!”

В) “Ты подумай-то: какой ни на есть, а я всё-таки мужчина; всю жизнь вот этак жить, как ты видишь, так убежишь и от жены. Да как я знаю, что недели две никакой грозы надо мной не будет, кандалов этих на ногах нет, так до жены ли мне?”

5. Определите по репликам, о ком идёт речь.

А) “Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем”.

Б) “Какая у ней на лице улыбка ангельская, а от лица-то как будто светится”.

В) “Накинулись мы давеча на него с дядей, уж ругали, ругали - молчит. Точно дикий какой сделался. Со мной, говорит, что хотите делайте, только её не мучьте!”

6. Кто из героев произносит эти поэтические строчки? Какому поэту они принадлежат?

Открылась бездна звезд полна,
Звездам числа нет, бездне - дна.

КЛЮЧИ

1-й вариант

  • А - трагедия,
  • Б - комедия,
  • В - водевиль,
  • Г - драма.

1. «Гроза» Островского – это

1) комедия 4) трагикомедия

2) драма 5) фарс

3) трагедия 6) водевиль

2. «Грозу» написал

1) А.Н.Островский 3) А.Н.Толстой

2) Н.А.Островский 4) Л.Н.Толстой

3. «Гроза» – это драматическое произведение в

1) одном действии 4) четырёх действиях

2) двух действиях 5) пяти действиях

3) трёх действиях 6) шести действиях

4. Действие происходит в городе

1) Торжке 4) Кинешме

2) Твери 5) Калинове

3) Калязине 6) Костроме

5. Все лица, кроме … , одеты по-русски

1) Бориса 4) Кулигина

2) Катерины 5) барыни

3) Варвары 6) Дикого

6. Барыня (8), Борис (5), Варвара (6), Глаша (1), Дикой (2), Кабанова (3), Катерина (11), Кудряш (10), Кулигин (4), Тихон (9), Феклуша(12), Шапкин(7)

Богатая вдова (ж), девка в доме (л), её сын (з), жена его (в), контор-

щик (ё), купец (г), мещанин (б), племянник его (и), сестра Тихона (а), старуха

70-ти лет (к), странница (е), часовщик-самоучка (д).

Определите, кем является каждое действующее лицо.

1) 1а, 2б, 3в, 4г, 5д, 6е, 7ё, 8ж, 9з, 10и, 11к, 12л

2) 7г, 9и, 8ж, 5з, 1в, 11а, 2д, 4ё, 10б, 3е, 12л, 6к

3) 8ж, 1а, 12л, 7г, 10и, 4ё, 6в, 11е, 9з, 3к, 5д, 2б

4) 2г, 5и, 3ж, 9з, 11в, 6а, 4д, 10ё, 7б, 12е, 1л, 8к

7. Действие происходит на берегу

1) Невы 4) Волги

2) Оки 5) Енисея

3) Камы 6) Иртыша

8. Кулигину

1) 33 года 4) 49 лет

2) 37 лет 5) 50 лет

3) 44 года 6) 57 лет

9. Бабушку Бориса Григорьевича звали

1) Пульхерия Александровна 4) Татьяна Юрьевна

2) Анна Сергеевна 5) Любовь Андреевна

3) Анфиса Михайловна 6) Марфа Игнатьевна

10. У Дикого

1) два сына 4) один сын

2) сын и дочь 5) дочери-подростки

3) сын и замужняя дочь 6) три сына

11. «Больно лих я на девок-то!» – заявляет

1) Борис 4) Дикой

2) Кудряш 5) Кулигин

3) Шапкин 6) Тихон

12. «Честным трудом никогда не заработать нам больше насущного хле-

ба», – говорит

1) Борис 4) Шапкин

2) Катерина 5) Кудряш

3) Кулигин 6) Глаша

13. «У кого деньги, тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые ещё больше денег наживать», – говорит

1) Феклуша 4) Кулигин

2) Глаша 5) Варвара

3) Борис 6) Кудряш

14. «Всю жизнь смолоду-то грешила… Вот умирать-то и боится. Чего са-

ма-то боится, тем и других пугает», – говорит

1) Варвара о Кабанихе 4) Кулигин о Варваре

2) Шапкин о Феклуше 5) Варвара о барыне

3) Кудряш о Кабановой 6) Тихон о Кабановой

15. «Не то страшно, что убьёт тебя, а то, что смерть тебя вдруг застанет,как ты есть, со всеми твоими грехами, со всеми помыслами лукавыми».

Кому принадлежат эти слова? Чего и кого боится он(а)?

1) Катерине. Грозы и бога

2) Варваре. Гнева матери

3) Дикому. Громоотвода и бога

4) Кулигину. Перпетуум-мобиле и Дикого

5) Феклуше. Людской молвы и бога

16. «Вас, простых людей, каждого один враг (нечистый дух) смущает, а к нам, к … людям, к кому шесть, к кому двенадцать приставлено», – утвержда–

1) святым, барыня 4) юродивым, Глаша

2) богатым, Кабанова 5) церковным, Катерина

3) странным, Феклуша 6) властным, Дикой

17. Назовите фамилию Бориса Григорьевича.

1) Кабанов 4) Шапкин

2) Дикой 5) Державин

3) Кулигин 6) Ломоносов

18. Где учился Борис Григорьевич?

1) в гимназии 4) в Коммерческой академии

2) в университете 5) в лицее

3) в реальном училище 6) в церковной школе

19. Сколько детей было у родителей Бориса Григорьевича?

1) один 4) четверо

2) двое 5) пятеро

3) трое 6) шестеро

20. Назовите фамилию, имя и отчество отца Бориса.

1) Ломоносов Григорий Васильевич

2) Державин Григорий Романович

3) Дикой Григорий Прокофьевич

4) Кабанов Григорий Петрович

5) Шапкин Григорий Дементьевич

21. Откуда приехал Борис в город Калинов?

1) из Твери 4) из Москвы

2) из Нижнего Новгорода 5) из Кяхты

3) из Петербурга 6) из Саратова

22. Родители Бориса

1) сгорели в своём доме 4) пропали за границей

2) утонули в реке 5) умерли от тифа

3) умерли в холеру 6) отравились грибами

23. Борис влюбился в

1) Варвару 4) Катерину

2) Глашу 5) Марфу

3) Феклушу 6) Анфису

24. «Один грех за мной есть», – заявляет Феклуша. Какой? Она

1) сладко поесть любит

2) любит прибрать к рукам, что плохо лежит

3) любит без причины грустить

4) любит посплетничать

5) ненавидит свою родню

25. «А то есть ещё земля,– рассказывает Феклуша,– где все люди с … голо-

1) верблюжьими 4) козлиными

2) песьими 5) ослиными

3) змеиными 6) лошадиными

26. Обидели Катерину чем-то дома, уже было темно; она выбежала на Вол-

гу, села в лодку да и отпихнула её от берега. На другое утро уж нашли, вёрст за десять! Ей было тогда лет

1) пятнадцать 4) девять

2) тринадцать 5) шесть

3) одиннадцать 6) пять

27. «Обманывать-то я не умею, скрыть-то ничего не могу»,– заявляет

1) Варвара 4) Кулигин

2) Борис 5) Глаша

3) Катерина 6) Тихон

28. «А по-моему: делай, что хочешь, только бы шито да крыто было»,–

утверждает

1) Кудряш 4) Варвара

2) Дикой 5) Шапкин

3) Тихон 6) Глаша

29. «Точит она его теперь, как ржа железо»,- говорит Варвара. Кто кого точит?

1) жена своего мужа Дикого

2) старуха семидесяти лет своего старика

3) барыня своего супруга

4) Кабаниха своего сына

5) сестра своего брата Бориса

30. «Что будет, как старики перемрут, как будет свет стоять, уж и не

знаю»,– рассуждает

1) Дикой 4) барыня

2) Кулигин 5) Кабанова

3) Шапкин 6) Тихон

31. «Кабы любила,– придирается Кабаниха к снохе,– так бы выучилась…».

1) вкусно варить 4) выть

2) угождать свекрови 5) терпеть

3) молиться 6) вести хозяйство

32. «Бросить…! Нет, ни за что на свете! Он мой теперь»,– решительно го -

ворит Катерина. Вместо многоточия напишите нужное слово.

1) Бориса 4) Тихона

2) конверт с письмом 5) ключ

3) нож 6) подарок

33. «Да чего, матушка Марфа Игнатьевна,– рассказывает Феклуша,– огнен-

ного змия стали запрягать: всё, видишь, для-ради скорости».

Огненный змий – это

1) комета 4) аэроплан

2) поезд 5) автомобиль

3) пароход 6) дракон

34. «На высоком-превысоком доме, на крыше, стоит кто-то, лицом чёрен,–

рассказывает Феклуша об увиденном в Москве.– И делает он руками, как

будто сыплет что, а ничего не сыплется».

Кто и что, по мнению Феклуши, сыплет с крыши?

1) Дворник сбрасывает с крыши снег.

2) Мальчишка сыплет крупу голубям.

3) Трубочист сыплет сажу.

4) Дьявол сыплет плевелы.

5) Маляр красит крышу.

35. «Изругал, так изругал, что чуть не прибил. После прощенья просил, в

ноги кланялся. Тут на дворе, в грязи ему и кланялся; при всех ему кланялся».

Кто кому кланялся?

1) Дикой Борису 4) Шапкин сыну

2) Кудряш Кулигину 5) Дикой мужику

3) Дикой Кулигину 6) Гусар Дикому

36. «Бедным гулять некогда, у них день и ночь работа. И спят-то всего часа три в сутки»,– утверждает

1) Катерина 4) Кулигин

2) Кудряш 5) Тихон

3) Варвара 6) Глаша

37. На каком музыкальном инструменте играет Кудряш?

1) на гитаре 4) на мандолине

2) на балалайке 5) на скрипке

3) на гармошке 6) на свирели

38. Как донской-то казак, казак вёл коня поить,

Добрый молодец, уж он у ворот стоит.

У ворот стоит, сам он думу думает,

Думу думает, как будет жену губить.

Как жена-то, жена мужу возмолилася,

Во скоры-то ноги ему поклонилася:

Уж ты, батюшка, ты ли мил сердечный друг!

Ты не бей, не губи ты меня…

Кто из действующих лиц драмы поёт эту песню и о чём просит же-

на своего мужа?

1) Катерина. Не убивать её 4) Варвара. Простить её

2) Тихон. Побить её 5) Глаша. Запереть на замок

3) Кудряш. Убить её 6) Кулигин. Отправить домой

39. «Девушка какая-то остановила меня на улице и сказала, чтобы я имен-

но сюда пришёл, сзади сада Кабановых, где тропинка»,– рассказывает Борис.

Как зовут эту незнакомку?

1) Варвара 4) Анфиса

2) Глаша 5) Феклуша

3) Катерина 6) Марфа

40. Назовите отчество Катерины.

1) Ивановна 4) Петровна

2) Васильевна 5) Егоровна

3) Семёновна 6) Николаевна

41. «У нас насчёт этого слободно. Девки гуляют себе, как хотят, отцу с ма-

терью и дела нет»,– рассказывает

1) Кудряш 4) Варвара

2) Кулигин 5) Тихон

3) Шапкин 6) Глаша

42. «Положим, хоть у неё муж и дурак, да свекровь-то больно люта»,– го-

1) Кулигин 4) Дикой

2) Борис 5) Шапкин

3) Кудряш 6) Феклуша

43. Варвара (зевая). Как бы это узнать, который час?

Кудряш. Первый.

Варвара. Почём ты знаешь?

Кудряш. …

Как Кудряш определил время? Что он ответил?

1) На колокольне уже ударили двенадцать

2) А вот посмотри на мои серебряные

3) Видишь, рыбаки вышли на берег, а они всегда в первом часу за-

кидывают сети

4) Сторож в доску бил

5) Дозорный крутил трещотку

6) Бакенщик прошёл с фонарём, а он всегда в первом часу выходит

44. 2-й. И едут туда всякого звания люди.

1-й. Так, так, понял теперь.

2-й. И всякого чину.

1-й. И арапы?

2-й. И арапы.

Куда едут эти люди?

1) в Иерусалим 4) в Москву

2) в рай 5) в страну, где все люди с песьими головами

3) в Рим 6) в геенну огненную

45. 1-й. А говорят, братец ты мой, она на нас с неба упала.

Что упало с неба?

1) манна небесная 4) Литва

2) кара Божья 5) чёрная саранча

3) кровавая туча 6) благодать Божья

46. Как величал Кулигин Дикого?

1) ваше степенство 4) ваше величество

2) ваше сиятельство 5) ваше благородие

3) ваше превосходительство 6) ваше святейство

47. «Так ты знай, что ты червяк. Захочу – помилую, захочу – раздавлю»,– заявляет

1) Кабаниха Тихону 4) Дикой Кудряшу

2) Кабанова Катерине 5) Дикой Борису

3) Марфа Игнатьевна Глаше 6) Дикой Кулигину

48. Кулигин просит у Дикого рублей десять «для общей пользы» и согла–

сен «свои труды даром положить», чтобы на бульваре

1) поставить памятник Ломоносову 4) соорудить громоотвод

2) повесить колокол 5) построить пожарную вышку

3) установить часы 6) поставить урны

49. «Да гроза-то что такое по-твоему?» – спрашивает Дикой Кулигина и сам же отвечает:

1) Гроза – это электричество

2) Гроза нам в наказание посылается

3) Гроза – это божья кара

4) Гроза – это напоминание о божьем величии

5) Гроза – это гнев божий

50. Кого Дикой называет «фальшивым мужичонкой»?

1) Бориса 4) Тихона

2) Кудряша 5) Шапкина

3) Кулигина 6) Савела Прокофьевича

51. На сколько дней уехал Тихон в Москву?

1) на пять дней 4) на двенадцать дней

2) на неделю 5) на две недели

3) на десять дней 6) на двадцать дней

52. Как долго встречались Борис и Катерина в отсутствие её мужа?

1) пять дней 4) десять дней

2) неделю 5) две недели

3) девять дней 6) семнадцать дней

53. «Кайся лучше, коли в чём грешна. Ведь от меня не скроешься; нет, ша-

лишь! Всё знаю!» – говорит Катерине

1) муж 4) золовка

2) свекровь 5) деверь

3) свекор 6) дядя

54. «Вертопрахи на поединки выходят, шпагами колют друг друга. Весе-

ло!– говорит барыня.– Старики старые, благочестивые об смерти забывают, соблазняются на … !»

1) барышень 4) золото

2) красавиц 5) деньги

3) девиц 6) красоту

55. За супружескую измену Катерины Кабаниха предлагает её

1) сжечь на костре 4) живую в землю закопать

2) побить до смерти 5) уморить голодом

3) повесить вниз головой 6) голую выгнать из дому

56. Тихон за измену свою жену

1) побил немножко 4) таскал за волосы

2) утопил в Волге 5) чуть не убил

3) отхлестал чересседельником 6) бросил в подвал

57. После измены мужу Катерина

1) продолжала тайно встречаться с любовником

2) начала гулять с Кудряшом

3) призналась прилюдно в неверности

4) уехала с Борисом Григорьевичем в Кяхту

5) покаялась в церкви

58. Как предлагает Кулигин Тихону поступать с грешной Катериной?

1) Вы бы выгнали её из дому и забыли навсегда

2) Вы бы простили ей да и не поминали никогда

3) Вы бы без ругани отвезли её обратно в родительский дом

4) Вы бы помогли ей уехать с Борисом Григорьевичем в Кяхту

5) Вы бы сходили с женой в церковь и посоветовались со священ-

ником

59. После измены снохи Кабанова «стала на замок запирать»

1) Катерину 4) Варвару

2) Глашу 5) Феклушу

3) Тихона 6) всех служанок

60. Кто помогал Катерине тайно встречаться с Борисом?

1) Кулигин 4) Варвара

2) Шапкин 5) Кудряш

3) Глаша 6) Тихон

61. Как поступила Варвара, когда «маменька точила, точила» её за тайную помощь Катерине?

1) обругала мать 4) обвинила во всём мать

2) попросила у матери прощения 5) убежала из дому с Ваней

3) извинилась перед ней и братом 6) подожгла мамин сундук

62. Как звали покойного мужа Кабанихи?

1) Петром 4) Кириллом

2) Сергеем 5) Василием

3) Иваном 6) Семёном

63. Катерина, не выдержав душевных мук, призналась в супружеской измене и

1) повесилась в спальне свекрови 4) бросилась в Волгу

2) выпила яду 5) отравила мужа и свекровь

3) подожгла дом и сгорела сама 6) сошла с ума

64. «Вы её погубили! Вы! Вы!» – отчаянно кричит Тихон, бросаясь к мёрт-

вой жене.

«Вы» – это

1) Борис Григорьевич 4) равнодушные калиновцы

2) Варвара 5) Марфа Игнатьевна

3) толпа на берегу Волги 6) Кудряш с Варварой

65. У мёртвой Катерины на виске обнаружили «маленькую ранку и капель-

ку крови», потому что

1) Борис ударил её камнем, и она упала в воду

2) она на якорь попала и ушиблась

3) Тихон за полчаса до смерти жены избил её

4) за час до смерти, запертая, она билась головой об стену и койку

5) Кулигин неосторожно вытащил утопленницу из воды

Ключи к тестам

1. 2) 14. 5) 27. 3) 40. 4) 53. 1)

2. 1) 15. 1) 28. 4) 41. 1) 54. 6)

3. 5) 16. 3) 29. 4) 42. 3) 55. 4)

4. 5) 17. 2) 30. 5) 43. 4) 56. 1)

5. 1) 18. 4) 31. 4) 44. 6) 57. 3)

6. 4) 19. 2) 32. 5) 45. 4) 58. 2)

7. 4) 20. 3) 33. 2) 46. 1) 59. 1),4)

8. 5) 21. 4) 34. 4) 47. 6) 60. 4)

9. 3) 22. 3) 35. 5) 48. 3) 61. 5)

10. 5) 23. 4) 36. 4) 49. 2) 62. 3)

11. 2) 24. 1) 37. 1) 50. 3) 63. 4)

12. 3) 25. 2) 38. 2) 51. 5) 64. 5)

13. 4) 26. 5) 39. 1) 52. 4) 65. 2)

Тестовая работа по пьесе Н.А.Островского «Гроза»

Вариант 2

Часть 1

1.Какое из высказываний о грозе принадлежит Катерине? 1) «Не то страшно, что убьет тебя, а то, что смерть тебя вдруг застает, как ты есть…»; 2) «Недели две никакой грозы надо мной не будет, кандалов этих на ногах нет»; 3) «Гроза-то нам в наказание посылается»;4) «Каждая теперь травка, каждый цветик радуется, а мы прячемся, боимся, точно напасти какой!»

2. Не только Катерина не принадлежит к калиновскому миру по рождению и воспитанию, не свой, «чужеродный» здесь и:1) Кудряш; 2) Кулигин; 3) Борис 4) Шапкин

3. О Москве с ее чудесами рассказывает в пьесе:1) Борис 2) сумасшедшая барыня 3) Кулигин 4) Феклуша

4. Узнайте среди характеристик, данных героям «Грозы» Добролюбовым, портретБориса:1) «…только хочет больше, как можно больше прав для себя, когда же нужно признать их и за другими…. считает это посягательством на его личное достоинство, и сердится, и старается всячески оттянуть дело и воспрепятствовать ему».2) «…когда поймет, что… нужно, и захочет чего-нибудь достигнуть, то добьется своего во что бы то ни стало…»;3) «… представляет один из множества тех жалких типов, которые обыкновенно называются безвредными, хотя они столь же вредны, как и самодуры, потому что служат их верными помощниками»;4) «Образование отняло у него силы делать пакости, - но оно не дало ему силы противиться пакостям,

5. О ком говорит Кулигин: «Ханжа, сударь Нищих оделяет, а домашних заела совсем»

а) о Феклуше б) о Глаше в) о Кабанихе г) о Катерине

6. Какой персонаж драмы Островского «Гроза» говорит: «Тяжелые времена… Уж и время-то стало в умаление приходить»

а) Кулигин б) Дикой в) Кабаниха г) Феклуша

7. О каком герое драмы Островского «Гроза» говорят следующее:

Кто ж ему угодит, когда у него вся жизнь основана на ругательстве А уж пуще всего из-за денег, ни одного расчета не обходится без брани. Другой рад от своего отступиться, только бы он унялся. А беда, как его поутру кто-нибудь рассердит».

а) о Тихоне б) о Кулигине в) о Диком г) о Борисе

8 «Не то страшно, что убьёт тебя, а то, что смерть тебя вдруг застанет,как ты есть, со всеми твоими грехами, со всеми помыслами лукавыми».Кому принадлежат эти слова? Чего и кого боится он(а)?

1) Катерине. Грозы и бога

2) Варваре. Гнева матери

3) Дикому. Громоотвода и бога

4) Кулигину. Перпетуум-мобиле и Дикого

5) Феклуше. Людской молвы и бога

9.. Кто помогал Катерине тайно встречаться с Борисом?

1) Кулигин 4) Варвара

2) Шапкин 5) Кудряш

3) Глаша 6) Тихон

10. Катерина, не выдержав душевных мук, призналась в супружеской измене и

1) ушла в монастырь 4) бросилась в Волгу

2) выпила яду 4) сошла с ума

Часть 2

11. Определите героя пьесы по цитатам:

1«Тетка каждое утро всех со слезами умоляет: «Батюшки, не рассердите! Голубчики, не рассердите!»;

2«..матушкины родные не пустили, написали, что больна. Какова бы ей жизнь бала, и представить страшно»;

3« Собрался совсем, и лошади уж готовы. Так тоскует, беда! Уж я вижу, что ему проститься хочется»

12. Определите, какому герою принадлежат слова:

1« Я говорю, отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела»;

2«А я, милая девушка, не вздорная, за мной этого греха нет. Один грех за мной есть, точно; я сама знаю, что есть. Сладко поесть люблю»;

3«Враждуют друг на друга; залучают в свои высокие-то хоромы пьяных приказных, таких, сударь, приказных, что и виду-то человеческого на нем нет, обличье-то человеческое истеряно. А те им, за малую благостыню, на гербовых листах злостные кляузы строчат на ближних».

13.Кого в своей статье Н.А.Добролюбов называет «тёмным царством» и почему?

Вариант № 13

При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов. Ответом к заданиям 1-7 является слово, или словосочетание, или последовательность цифр. Записывайте ответы без пробелов, запятых и других дополнительных символов. На задания 8-9 дайте связный ответ в объёме 5-10 предложений. Выполняя задание 9, подберите для сопоставления два произведения разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к произведению того автора, которому принадлежит исходный текст); укажите названия произведений и фамилии авторов; обоснуйте Ваш выбор и сопоставьте произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа.

Выполняя задания 10-14 является слово, или словосочетание, или последовательность цифр. Выполняя задание 15-16, опирайтесь на авторскую позицию, при необходимости излагайте свою точку зрения. Аргументируйте ответ, опираясь на текст произведения. Выполняя задание 16, подберите для сопоставления два произведения разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к произведению того автора, которому принадлежит исходный текст); укажите названия произведений и фамилии авторов; обоснуйте Ваш выбор и сопоставьте произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа.

На задание 17 дайте развернутый аргументированный ответ в жанре сочинения объёмом не менее 200 слов (сочинение объёмом менее 150 слов оценивается нулем баллов). Анализируйте литературное произведение, опираясь на позицию автора, привлекая необходимые теоретико-литературные понятия. Давая ответ, соблюдайте нормы речи.


Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике.


Версия для печати и копирования в MS Word

Укажите ав­тор­ское опре­де­ле­ние жанра пьесы А. Н. Ост­ров­ско­го «Гроза».


ДЕЙСТВИЕ 1

Явление 5

Варвара (про себя) . Не уважишь тебя, как же!

Кабанов . Я, маменька...

Кабанов (вздыхая, в сторону) . Ах ты, господи! (Матери.)

(Вздыхает.)

Кабанов. Да отсохни язык.

Варвара (про себя)

А. Н. Островский «Гроза»

Ответ:

Какое про­зви­ще дали оби­та­те­ли Ка­ли­но­ва Марфе Иг­на­тьев­не Кабановой?


Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания В1—В7; С1—С2. ДЕЙСТВИЕ 1

Явление 5

Кабанова, Кабанов, Катерина и Варвара

Кабанова. Если ты хочешь мать послушать, так ты, как приедешь туда, сделай так, как я тебе приказывала.

Кабанов. Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!

Кабанова. Не очень-то нынче старших уважают.

Варвара (про себя) . Не уважишь тебя, как же!

Кабанов . Я, кажется, маменька, из вашей воли ни на шаг.

Кабанова . Поверила бы я тебе, мой друг, кабы своими глазами не видала да своими ушами не слыхала, каково теперь стало почтение родителям от детей-то! Хоть бы то-то помнили, сколько матери болезней от детей переносят.

Кабанов . Я, маменька...

Кабанова . Если родительница что когда и обидное, по вашей гордости, скажет, так, я думаю, можно бы перенести! А! как ты думаешь?

Кабанов . Да когда же я, маменька, не переносил от вас?

Кабанова . Мать стара, глупа; ну, а вы, молодые люди, умные, не должны с нас, дураков, и взыскивать.

Кабанов (вздыхая, в сторону) . Ах ты, господи! (Матери.)

Да смеем ли мы, маменька, подумать!

Кабанова. Ведь от любви родители и строги-то к вам бывают, от любви вас и бранят-то, все думают добру научить. Ну, а это нынче не нравится. И пойдут детки-то по людям славить, что мать ворчунья, что мать проходу не дает, со свету сживает. А, сохрани господи, каким-нибудь словом снохе не угодить, ну и пошел разговор, что свекровь заела совсем.

Кабанов. Нешто, маменька, кто говорит про вас?

Кабанова. Не слыхала, мой друг, не слыхала, лгать не хочу. Уж кабы я слышала, я бы с тобой, мой милый, тогда не так заговорила. (Вздыхает.) Ох, грех тяжкий! Вот долго ли согрешить-то! Разговор близкий сердцу пойдет, ну и согрешишь, рассердишься. Нет, мой друг, говори что хочешь про меня. Никому не закажешь говорить; в глаза не посмеют, так за глаза станут.

Кабанов. Да отсохни язык.

Кабанова. Полно, полно, не божись! Грех! Я уж давно вижу, что тебе жена милее матери. С тех пор как женился, я уж от тебя прежней любви не вижу.

Кабанов. В чем же вы, маменька, это видите?

Кабанова. Да во всем, мой друг! Мать чего глазами не увидит, так у нее сердце вещун, она сердцем может чувствовать. Аль жена тебя, что ли, отводит от меня, уж не знаю. 

Кабанов. Да нет, маменька! что вы, помилуйте!

Катерина. Для меня, маменька, все одно, что родная мать, что ты, да и Тихон тоже тебя любит.

Кабанова. Ты бы, кажется, могла и помолчать, коли тебя не спрашивают. Не заступайся, матушка, не обижу, небось! Ведь он мне тоже сын; ты этого не забывай! Что ты выскочила в глазах-то поюлить! Чтобы видели, что ли, как ты мужа любишь? Так знаем, знаем, в глазах-то ты это всем доказываешь.

Варвара (про себя) . Нашла место наставления читать.

Катерина . Ты про меня, маменька, напрасно это говоришь. Что при людях, что без людей, я все одна, ничего я из себя не доказываю.

Кабанова . Да я об тебе и говорить не хотела; а так, к слову пришлось.

А. Н. Островский «Гроза»

Ответ:

Во фраг­мен­те пьесы про­ис­хо­дит обмен ре­пли­ка­ми между персонажами. Ука­жи­те термин, обо­зна­ча­ю­щий раз­го­вор между двумя и более лицами.


Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания В1—В7; С1—С2. ДЕЙСТВИЕ 1

Явление 5

Кабанова, Кабанов, Катерина и Варвара

Кабанова. Если ты хочешь мать послушать, так ты, как приедешь туда, сделай так, как я тебе приказывала.

Кабанов. Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!

Кабанова. Не очень-то нынче старших уважают.

Варвара (про себя) . Не уважишь тебя, как же!

Кабанов . Я, кажется, маменька, из вашей воли ни на шаг.

Кабанова . Поверила бы я тебе, мой друг, кабы своими глазами не видала да своими ушами не слыхала, каково теперь стало почтение родителям от детей-то! Хоть бы то-то помнили, сколько матери болезней от детей переносят.

Кабанов . Я, маменька...

Кабанова . Если родительница что когда и обидное, по вашей гордости, скажет, так, я думаю, можно бы перенести! А! как ты думаешь?

Кабанов . Да когда же я, маменька, не переносил от вас?

Кабанова . Мать стара, глупа; ну, а вы, молодые люди, умные, не должны с нас, дураков, и взыскивать.

Кабанов (вздыхая, в сторону) . Ах ты, господи! (Матери.)

Да смеем ли мы, маменька, подумать!

Кабанова. Ведь от любви родители и строги-то к вам бывают, от любви вас и бранят-то, все думают добру научить. Ну, а это нынче не нравится. И пойдут детки-то по людям славить, что мать ворчунья, что мать проходу не дает, со свету сживает. А, сохрани господи, каким-нибудь словом снохе не угодить, ну и пошел разговор, что свекровь заела совсем.

Кабанов. Нешто, маменька, кто говорит про вас?

Кабанова. Не слыхала, мой друг, не слыхала, лгать не хочу. Уж кабы я слышала, я бы с тобой, мой милый, тогда не так заговорила. (Вздыхает.) Ох, грех тяжкий! Вот долго ли согрешить-то! Разговор близкий сердцу пойдет, ну и согрешишь, рассердишься. Нет, мой друг, говори что хочешь про меня. Никому не закажешь говорить; в глаза не посмеют, так за глаза станут.

Кабанов. Да отсохни язык.

Кабанова. Полно, полно, не божись! Грех! Я уж давно вижу, что тебе жена милее матери. С тех пор как женился, я уж от тебя прежней любви не вижу.

Кабанов. В чем же вы, маменька, это видите?

Кабанова. Да во всем, мой друг! Мать чего глазами не увидит, так у нее сердце вещун, она сердцем может чувствовать. Аль жена тебя, что ли, отводит от меня, уж не знаю. 

Кабанов. Да нет, маменька! что вы, помилуйте!

Катерина. Для меня, маменька, все одно, что родная мать, что ты, да и Тихон тоже тебя любит.

Кабанова. Ты бы, кажется, могла и помолчать, коли тебя не спрашивают. Не заступайся, матушка, не обижу, небось! Ведь он мне тоже сын; ты этого не забывай! Что ты выскочила в глазах-то поюлить! Чтобы видели, что ли, как ты мужа любишь? Так знаем, знаем, в глазах-то ты это всем доказываешь.

Варвара (про себя) . Нашла место наставления читать.

Катерина . Ты про меня, маменька, напрасно это говоришь. Что при людях, что без людей, я все одна, ничего я из себя не доказываю.

Кабанова . Да я об тебе и говорить не хотела; а так, к слову пришлось.

А. Н. Островский «Гроза»

Ответ:

Как в дра­ма­ти­че­ском про­из­ве­де­нии на­зы­ва­ют­ся ав­тор­ские пояснения, опи­са­ния об­ста­нов­ки на сцене, поведения, интонации, же­стов дей­ству­ю­щих лиц (вздыхая, в сторону; про себя)!


Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания В1—В7; С1—С2. ДЕЙСТВИЕ 1

Явление 5

Кабанова, Кабанов, Катерина и Варвара

Кабанова. Если ты хочешь мать послушать, так ты, как приедешь туда, сделай так, как я тебе приказывала.

Кабанов. Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!

Кабанова. Не очень-то нынче старших уважают.

Варвара (про себя) . Не уважишь тебя, как же!

Кабанов . Я, кажется, маменька, из вашей воли ни на шаг.

Кабанова . Поверила бы я тебе, мой друг, кабы своими глазами не видала да своими ушами не слыхала, каково теперь стало почтение родителям от детей-то! Хоть бы то-то помнили, сколько матери болезней от детей переносят.

Кабанов . Я, маменька...

Кабанова . Если родительница что когда и обидное, по вашей гордости, скажет, так, я думаю, можно бы перенести! А! как ты думаешь?

Кабанов . Да когда же я, маменька, не переносил от вас?

Кабанова . Мать стара, глупа; ну, а вы, молодые люди, умные, не должны с нас, дураков, и взыскивать.

Кабанов (вздыхая, в сторону) . Ах ты, господи! (Матери.)

Да смеем ли мы, маменька, подумать!

Кабанова. Ведь от любви родители и строги-то к вам бывают, от любви вас и бранят-то, все думают добру научить. Ну, а это нынче не нравится. И пойдут детки-то по людям славить, что мать ворчунья, что мать проходу не дает, со свету сживает. А, сохрани господи, каким-нибудь словом снохе не угодить, ну и пошел разговор, что свекровь заела совсем.

Кабанов. Нешто, маменька, кто говорит про вас?

Кабанова. Не слыхала, мой друг, не слыхала, лгать не хочу. Уж кабы я слышала, я бы с тобой, мой милый, тогда не так заговорила. (Вздыхает.) Ох, грех тяжкий! Вот долго ли согрешить-то! Разговор близкий сердцу пойдет, ну и согрешишь, рассердишься. Нет, мой друг, говори что хочешь про меня. Никому не закажешь говорить; в глаза не посмеют, так за глаза станут.

Кабанов. Да отсохни язык.

Кабанова. Полно, полно, не божись! Грех! Я уж давно вижу, что тебе жена милее матери. С тех пор как женился, я уж от тебя прежней любви не вижу.

Кабанов. В чем же вы, маменька, это видите?

Кабанова. Да во всем, мой друг! Мать чего глазами не увидит, так у нее сердце вещун, она сердцем может чувствовать. Аль жена тебя, что ли, отводит от меня, уж не знаю. 

Кабанов. Да нет, маменька! что вы, помилуйте!

Катерина. Для меня, маменька, все одно, что родная мать, что ты, да и Тихон тоже тебя любит.

Кабанова. Ты бы, кажется, могла и помолчать, коли тебя не спрашивают. Не заступайся, матушка, не обижу, небось! Ведь он мне тоже сын; ты этого не забывай! Что ты выскочила в глазах-то поюлить! Чтобы видели, что ли, как ты мужа любишь? Так знаем, знаем, в глазах-то ты это всем доказываешь.

Варвара (про себя) . Нашла место наставления читать.

Катерина . Ты про меня, маменька, напрасно это говоришь. Что при людях, что без людей, я все одна, ничего я из себя не доказываю.

Кабанова . Да я об тебе и говорить не хотела; а так, к слову пришлось.

А. Н. Островский «Гроза»

Ответ:

Каким тер­ми­ном обо­зна­ча­ет­ся на­ру­ше­ние обыч­но­го по­ряд­ка слов в фразе («Ведь от любви ро­ди­те­ли и строги-то к вам бывают»)?


Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания В1—В7; С1—С2. ДЕЙСТВИЕ 1

Явление 5

Кабанова, Кабанов, Катерина и Варвара

Кабанова. Если ты хочешь мать послушать, так ты, как приедешь туда, сделай так, как я тебе приказывала.

Кабанов. Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!

Кабанова. Не очень-то нынче старших уважают.

Варвара (про себя) . Не уважишь тебя, как же!

Кабанов . Я, кажется, маменька, из вашей воли ни на шаг.

Кабанова . Поверила бы я тебе, мой друг, кабы своими глазами не видала да своими ушами не слыхала, каково теперь стало почтение родителям от детей-то! Хоть бы то-то помнили, сколько матери болезней от детей переносят.

Кабанов . Я, маменька...

Кабанова . Если родительница что когда и обидное, по вашей гордости, скажет, так, я думаю, можно бы перенести! А! как ты думаешь?

Кабанов . Да когда же я, маменька, не переносил от вас?

Кабанова . Мать стара, глупа; ну, а вы, молодые люди, умные, не должны с нас, дураков, и взыскивать.

Кабанов (вздыхая, в сторону) . Ах ты, господи! (Матери.)

Да смеем ли мы, маменька, подумать!

Кабанова. Ведь от любви родители и строги-то к вам бывают, от любви вас и бранят-то, все думают добру научить. Ну, а это нынче не нравится. И пойдут детки-то по людям славить, что мать ворчунья, что мать проходу не дает, со свету сживает. А, сохрани господи, каким-нибудь словом снохе не угодить, ну и пошел разговор, что свекровь заела совсем.

Кабанов. Нешто, маменька, кто говорит про вас?

Кабанова. Не слыхала, мой друг, не слыхала, лгать не хочу. Уж кабы я слышала, я бы с тобой, мой милый, тогда не так заговорила. (Вздыхает.) Ох, грех тяжкий! Вот долго ли согрешить-то! Разговор близкий сердцу пойдет, ну и согрешишь, рассердишься. Нет, мой друг, говори что хочешь про меня. Никому не закажешь говорить; в глаза не посмеют, так за глаза станут.

Кабанов. Да отсохни язык.

Кабанова. Полно, полно, не божись! Грех! Я уж давно вижу, что тебе жена милее матери. С тех пор как женился, я уж от тебя прежней любви не вижу.

Кабанов. В чем же вы, маменька, это видите?

Кабанова. Да во всем, мой друг! Мать чего глазами не увидит, так у нее сердце вещун, она сердцем может чувствовать. Аль жена тебя, что ли, отводит от меня, уж не знаю. 

Кабанов. Да нет, маменька! что вы, помилуйте!

Катерина. Для меня, маменька, все одно, что родная мать, что ты, да и Тихон тоже тебя любит.

Кабанова. Ты бы, кажется, могла и помолчать, коли тебя не спрашивают. Не заступайся, матушка, не обижу, небось! Ведь он мне тоже сын; ты этого не забывай! Что ты выскочила в глазах-то поюлить! Чтобы видели, что ли, как ты мужа любишь? Так знаем, знаем, в глазах-то ты это всем доказываешь.

Варвара (про себя) . Нашла место наставления читать.

Катерина . Ты про меня, маменька, напрасно это говоришь. Что при людях, что без людей, я все одна, ничего я из себя не доказываю.

Кабанова . Да я об тебе и говорить не хотела; а так, к слову пришлось.

А. Н. Островский «Гроза»

Ответ:

Жизненные по­зи­ции и мне­ния участ­ни­ков дан­ной сцены различны. Ука­жи­те термин, обо­зна­ча­ю­щий столкновение, про­ти­во­бор­ство пер­со­на­жей или каких-либо сил, ле­жа­щее в ос­но­ве раз­ви­тия дей­ствия ли­те­ра­тур­но­го произведения.


Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания В1—В7; С1—С2. ДЕЙСТВИЕ 1

Явление 5

Кабанова, Кабанов, Катерина и Варвара

Кабанова. Если ты хочешь мать послушать, так ты, как приедешь туда, сделай так, как я тебе приказывала.

Кабанов. Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!

Кабанова. Не очень-то нынче старших уважают.

Варвара (про себя) . Не уважишь тебя, как же!

Кабанов . Я, кажется, маменька, из вашей воли ни на шаг.

Кабанова . Поверила бы я тебе, мой друг, кабы своими глазами не видала да своими ушами не слыхала, каково теперь стало почтение родителям от детей-то! Хоть бы то-то помнили, сколько матери болезней от детей переносят.

Кабанов . Я, маменька...

Кабанова . Если родительница что когда и обидное, по вашей гордости, скажет, так, я думаю, можно бы перенести! А! как ты думаешь?

Кабанов . Да когда же я, маменька, не переносил от вас?

Кабанова . Мать стара, глупа; ну, а вы, молодые люди, умные, не должны с нас, дураков, и взыскивать.

Кабанов (вздыхая, в сторону) . Ах ты, господи! (Матери.)

Да смеем ли мы, маменька, подумать!

Кабанова. Ведь от любви родители и строги-то к вам бывают, от любви вас и бранят-то, все думают добру научить. Ну, а это нынче не нравится. И пойдут детки-то по людям славить, что мать ворчунья, что мать проходу не дает, со свету сживает. А, сохрани господи, каким-нибудь словом снохе не угодить, ну и пошел разговор, что свекровь заела совсем.

Кабанов. Нешто, маменька, кто говорит про вас?

Кабанова. Не слыхала, мой друг, не слыхала, лгать не хочу. Уж кабы я слышала, я бы с тобой, мой милый, тогда не так заговорила. (Вздыхает.) Ох, грех тяжкий! Вот долго ли согрешить-то! Разговор близкий сердцу пойдет, ну и согрешишь, рассердишься. Нет, мой друг, говори что хочешь про меня. Никому не закажешь говорить; в глаза не посмеют, так за глаза станут.

Кабанов. Да отсохни язык.

Кабанова. Полно, полно, не божись! Грех! Я уж давно вижу, что тебе жена милее матери. С тех пор как женился, я уж от тебя прежней любви не вижу.

Кабанов. В чем же вы, маменька, это видите?

Кабанова. Да во всем, мой друг! Мать чего глазами не увидит, так у нее сердце вещун, она сердцем может чувствовать. Аль жена тебя, что ли, отводит от меня, уж не знаю. 

Кабанов. Да нет, маменька! что вы, помилуйте!

Катерина. Для меня, маменька, все одно, что родная мать, что ты, да и Тихон тоже тебя любит.

Кабанова. Ты бы, кажется, могла и помолчать, коли тебя не спрашивают. Не заступайся, матушка, не обижу, небось! Ведь он мне тоже сын; ты этого не забывай! Что ты выскочила в глазах-то поюлить! Чтобы видели, что ли, как ты мужа любишь? Так знаем, знаем, в глазах-то ты это всем доказываешь.

Варвара (про себя) . Нашла место наставления читать.

Катерина . Ты про меня, маменька, напрасно это говоришь. Что при людях, что без людей, я все одна, ничего я из себя не доказываю.

Кабанова . Да я об тебе и говорить не хотела; а так, к слову пришлось.

А. Н. Островский «Гроза»

Ответ:

В пьесе А. Н. Ост­ров­ско­го резко про­ти­во­по­став­ле­ны два поколения. Как на­зы­ва­ет­ся прием про­ти­во­по­став­ле­ния раз­лич­ных яв­ле­ний в ху­до­же­ствен­ном произведении?


Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания В1—В7; С1—С2. ДЕЙСТВИЕ 1

Явление 5

Кабанова, Кабанов, Катерина и Варвара

Кабанова. Если ты хочешь мать послушать, так ты, как приедешь туда, сделай так, как я тебе приказывала.

Кабанов. Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!

Кабанова. Не очень-то нынче старших уважают.

Варвара (про себя) . Не уважишь тебя, как же!

Кабанов . Я, кажется, маменька, из вашей воли ни на шаг.

Кабанова . Поверила бы я тебе, мой друг, кабы своими глазами не видала да своими ушами не слыхала, каково теперь стало почтение родителям от детей-то! Хоть бы то-то помнили, сколько матери болезней от детей переносят.

Кабанов . Я, маменька...

Кабанова . Если родительница что когда и обидное, по вашей гордости, скажет, так, я думаю, можно бы перенести! А! как ты думаешь?

Кабанов . Да когда же я, маменька, не переносил от вас?

Кабанова . Мать стара, глупа; ну, а вы, молодые люди, умные, не должны с нас, дураков, и взыскивать.

Кабанов (вздыхая, в сторону) . Ах ты, господи! (Матери.)

Да смеем ли мы, маменька, подумать!

Кабанова. Ведь от любви родители и строги-то к вам бывают, от любви вас и бранят-то, все думают добру научить. Ну, а это нынче не нравится. И пойдут детки-то по людям славить, что мать ворчунья, что мать проходу не дает, со свету сживает. А, сохрани господи, каким-нибудь словом снохе не угодить, ну и пошел разговор, что свекровь заела совсем.

Кабанов. Нешто, маменька, кто говорит про вас?

Кабанова. Не слыхала, мой друг, не слыхала, лгать не хочу. Уж кабы я слышала, я бы с тобой, мой милый, тогда не так заговорила. (Вздыхает.) Ох, грех тяжкий! Вот долго ли согрешить-то! Разговор близкий сердцу пойдет, ну и согрешишь, рассердишься. Нет, мой друг, говори что хочешь про меня. Никому не закажешь говорить; в глаза не посмеют, так за глаза станут.

Кабанов. Да отсохни язык.

Кабанова. Полно, полно, не божись! Грех! Я уж давно вижу, что тебе жена милее матери. С тех пор как женился, я уж от тебя прежней любви не вижу.

Кабанов. В чем же вы, маменька, это видите?

Кабанова. Да во всем, мой друг! Мать чего глазами не увидит, так у нее сердце вещун, она сердцем может чувствовать. Аль жена тебя, что ли, отводит от меня, уж не знаю. 

Кабанов. Да нет, маменька! что вы, помилуйте!

Катерина. Для меня, маменька, все одно, что родная мать, что ты, да и Тихон тоже тебя любит.

Кабанова. Ты бы, кажется, могла и помолчать, коли тебя не спрашивают. Не заступайся, матушка, не обижу, небось! Ведь он мне тоже сын; ты этого не забывай! Что ты выскочила в глазах-то поюлить! Чтобы видели, что ли, как ты мужа любишь? Так знаем, знаем, в глазах-то ты это всем доказываешь.

Варвара (про себя) . Нашла место наставления читать.

Катерина . Ты про меня, маменька, напрасно это говоришь. Что при людях, что без людей, я все одна, ничего я из себя не доказываю.

Кабанова . Да я об тебе и говорить не хотела; а так, к слову пришлось.

А. Н. Островский «Гроза»

Ответ:

Ука-жи-те клас­си­че­ский жанр ли-ри-ки, черты ко­то­ро­го при­сут­ству­ют в есе­нин­ском сти­хо­тво­ре­нии (груст-ное фи­ло­соф­ское раз­мыш­ле­ние о смыс­ле бытия).


Мы теперь уходим понемногу

Бренные пожитки собирать. 

Милые березовые чащи!

Перед этим сонмом уходящим

Слишком я любил на этом свете

Загляделись в розовую водь.

Много песен про себя сложил,

И на этой на земле угрюмой

Мял цветы, валялся на траве,

Никогда не бил по голове.

Не звенит лебяжьей шеей рожь.

Оттого пред сонмом уходящим

Я всегда испытываю дрожь.

Этих нив, златящихся во мгле.

Оттого и дороги мне люди,

Что живут со мною на земле.

С. А. Есенин, 1924

Ответ:

В сти­хо­тво­ре­нии С. А. Есе­ни­на осины, за­гля­дев­ши­е­ся в «ро-зо-вую водь», на­де­ле­ны че­ло­ве­че­ски­ми свой-ства-ми. Ука­жи­те на­зва­ние этого при-е-ма.


Прочитайте приведенное ниже лирическое произведение и выполните задания.

Мы теперь уходим понемногу

В ту страну, где тишь и благодать.

Может быть, и скоро мне в дорогу

Бренные пожитки собирать. 

Милые березовые чащи!

Ты, земля! И вы, равнин пески!

Перед этим сонмом уходящим

Я не в силах скрыть своей тоски.

Слишком я любил на этом свете

Все, что душу облекает в плоть.

Мир осинам, что, раскинув ветви,

Загляделись в розовую водь.

Много дум я в тишине продумал,

Много песен про себя сложил,

И на этой на земле угрюмой

Счастлив тем, что я дышал и жил.

Счастлив тем, что целовал я женщин,

Мял цветы, валялся на траве,

И зверье, как братьев наших меньших,

Никогда не бил по голове.

Знаю я, что не цветут там чащи

Не звенит лебяжьей шеей рожь.

Оттого пред сонмом уходящим

Я всегда испытываю дрожь.

Знаю я, что в-той стране не будет

Этих нив, златящихся во мгле.

Оттого и дороги мне люди,

Что живут со мною на земле.

С. А. Есенин, 1924

Ответ:

В чет­вер­той стро­фе сти­хо­тво­ре­ния смеж­ные стро­ки имеют оди­на­ко­вое на-ча-ло:

Много дум я в ти­ши­не про-ду-мал, Много

песен про себя сло-жил,

Как на­зы­ва­ет­ся эта сти­ли­сти­че­ская фи-гу-ра?


Прочитайте приведенное ниже лирическое произведение и выполните задания.

Мы теперь уходим понемногу

В ту страну, где тишь и благодать.

Может быть, и скоро мне в дорогу

Бренные пожитки собирать. 

Милые березовые чащи!

Ты, земля! И вы, равнин пески!

Перед этим сонмом уходящим

Я не в силах скрыть своей тоски.

Слишком я любил на этом свете

Все, что душу облекает в плоть.

Мир осинам, что, раскинув ветви,

Загляделись в розовую водь.

Много дум я в тишине продумал,

Много песен про себя сложил,

И на этой на земле угрюмой

Счастлив тем, что я дышал и жил.

Счастлив тем, что целовал я женщин,

Мял цветы, валялся на траве,

И зверье, как братьев наших меньших,

Никогда не бил по голове.

Знаю я, что не цветут там чащи

Не звенит лебяжьей шеей рожь.

Оттого пред сонмом уходящим

Я всегда испытываю дрожь.

Знаю я, что в-той стране не будет

Этих нив, златящихся во мгле.

Оттого и дороги мне люди,

Что живут со мною на земле.

С. А. Есенин, 1924

Ответ:

Как на­зы­ва­ет­ся об­раз­ное опре-де-ле-ние, слу­жа­щее сред­ством ху­до­же­ствен­ной вы­ра­зи­тель­но­сти («на земле угрю-мой »)?


Прочитайте приведенное ниже лирическое произведение и выполните задания.

Мы теперь уходим понемногу

В ту страну, где тишь и благодать.

Может быть, и скоро мне в дорогу

Бренные пожитки собирать. 

Милые березовые чащи!

Ты, земля! И вы, равнин пески!

Перед этим сонмом уходящим

Я не в силах скрыть своей тоски.

Слишком я любил на этом свете

Все, что душу облекает в плоть.

Мир осинам, что, раскинув ветви,

Загляделись в розовую водь.

Много дум я в тишине продумал,

Много песен про себя сложил,

И на этой на земле угрюмой

Счастлив тем, что я дышал и жил.

Счастлив тем, что целовал я женщин,

Мял цветы, валялся на траве,

И зверье, как братьев наших меньших,

Никогда не бил по голове.

Знаю я, что не цветут там чащи

Не звенит лебяжьей шеей рожь.

Оттого пред сонмом уходящим

Я всегда испытываю дрожь.

Знаю я, что в-той стране не будет

Этих нив, златящихся во мгле.

Оттого и дороги мне люди,

Что живут со мною на земле.

С. А. Есенин, 1924

Ответ:

Ука-жи-те раз-мер, ко­то­рым на­пи­са­но сти­хо­тво­ре­ние С. А. Есе­ни­на «Мы те­перь ухо­дим по-не-мно-гу...» (ответ дайте в име­ни­тель­ном па­де­же без ука­за­ния ко­ли­че­ства стоп).


Прочитайте приведенное ниже лирическое произведение и выполните задания.

Мы теперь уходим понемногу

В ту страну, где тишь и благодать.

Может быть, и скоро мне в дорогу

Бренные пожитки собирать. 

Милые березовые чащи!

Ты, земля! И вы, равнин пески!

Перед этим сонмом уходящим

Я не в силах скрыть своей тоски.

Слишком я любил на этом свете

Все, что душу облекает в плоть.

Мир осинам, что, раскинув ветви,

Загляделись в розовую водь.

Много дум я в тишине продумал,

Много песен про себя сложил,

И на этой на земле угрюмой

Счастлив тем, что я дышал и жил.

Счастлив тем, что целовал я женщин,

Мял цветы, валялся на траве,

И зверье, как братьев наших меньших,

Никогда не бил по голове.

Знаю я, что не цветут там чащи

Не звенит лебяжьей шеей рожь.

Оттого пред сонмом уходящим

Я всегда испытываю дрожь.

Знаю я, что в-той стране не будет

Этих нив, златящихся во мгле.

Оттого и дороги мне люди,

Что живут со мною на земле.

С. А. Есенин, 1924

Ответ:

Как в дан­ном фраг­мен­те про­яв­ля­ет­ся не­бла­го­по­лу­чие се­мей­ных от­но­ше­ний в доме Кабановых?


Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания В1—В7; С1—С2. ДЕЙСТВИЕ 1

Явление 5

Кабанова, Кабанов, Катерина и Варвара

Кабанова. Если ты хочешь мать послушать, так ты, как приедешь туда, сделай так, как я тебе приказывала.

Кабанов. Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!

Кабанова. Не очень-то нынче старших уважают.

Варвара (про себя) . Не уважишь тебя, как же!

Кабанов . Я, кажется, маменька, из вашей воли ни на шаг.

Кабанова . Поверила бы я тебе, мой друг, кабы своими глазами не видала да своими ушами не слыхала, каково теперь стало почтение родителям от детей-то! Хоть бы то-то помнили, сколько матери болезней от детей переносят.

Кабанов . Я, маменька...

Кабанова . Если родительница что когда и обидное, по вашей гордости, скажет, так, я думаю, можно бы перенести! А! как ты думаешь?

Кабанов . Да когда же я, маменька, не переносил от вас?

Кабанова . Мать стара, глупа; ну, а вы, молодые люди, умные, не должны с нас, дураков, и взыскивать.

Кабанов (вздыхая, в сторону) . Ах ты, господи! (Матери.)

Да смеем ли мы, маменька, подумать!

Кабанова. Ведь от любви родители и строги-то к вам бывают, от любви вас и бранят-то, все думают добру научить. Ну, а это нынче не нравится. И пойдут детки-то по людям славить, что мать ворчунья, что мать проходу не дает, со свету сживает. А, сохрани господи, каким-нибудь словом снохе не угодить, ну и пошел разговор, что свекровь заела совсем.

Кабанов. Нешто, маменька, кто говорит про вас?

Кабанова. Не слыхала, мой друг, не слыхала, лгать не хочу. Уж кабы я слышала, я бы с тобой, мой милый, тогда не так заговорила. (Вздыхает.) Ох, грех тяжкий! Вот долго ли согрешить-то! Разговор близкий сердцу пойдет, ну и согрешишь, рассердишься. Нет, мой друг, говори что хочешь про меня. Никому не закажешь говорить; в глаза не посмеют, так за глаза станут.

Кабанов. Да отсохни язык.

Кабанова. Полно, полно, не божись! Грех! Я уж давно вижу, что тебе жена милее матери. С тех пор как женился, я уж от тебя прежней любви не вижу.

Кабанов. В чем же вы, маменька, это видите?

Кабанова. Да во всем, мой друг! Мать чего глазами не увидит, так у нее сердце вещун, она сердцем может чувствовать. Аль жена тебя, что ли, отводит от меня, уж не знаю. 

Кабанов. Да нет, маменька! что вы, помилуйте!

Катерина. Для меня, маменька, все одно, что родная мать, что ты, да и Тихон тоже тебя любит.

Кабанова. Ты бы, кажется, могла и помолчать, коли тебя не спрашивают. Не заступайся, матушка, не обижу, небось! Ведь он мне тоже сын; ты этого не забывай! Что ты выскочила в глазах-то поюлить! Чтобы видели, что ли, как ты мужа любишь? Так знаем, знаем, в глазах-то ты это всем доказываешь.


Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания В1—В7; С1—С2. ДЕЙСТВИЕ 1

Явление 5

Кабанова, Кабанов, Катерина и Варвара

Кабанова. Если ты хочешь мать послушать, так ты, как приедешь туда, сделай так, как я тебе приказывала.

Кабанов. Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!

Кабанова. Не очень-то нынче старших уважают.

Варвара (про себя) . Не уважишь тебя, как же!

Кабанов . Я, кажется, маменька, из вашей воли ни на шаг.

Кабанова . Поверила бы я тебе, мой друг, кабы своими глазами не видала да своими ушами не слыхала, каково теперь стало почтение родителям от детей-то! Хоть бы то-то помнили, сколько матери болезней от детей переносят.

Кабанов . Я, маменька...

Кабанова . Если родительница что когда и обидное, по вашей гордости, скажет, так, я думаю, можно бы перенести! А! как ты думаешь?

Кабанов . Да когда же я, маменька, не переносил от вас?

Кабанова . Мать стара, глупа; ну, а вы, молодые люди, умные, не должны с нас, дураков, и взыскивать.

Кабанов (вздыхая, в сторону) . Ах ты, господи! (Матери.)

Да смеем ли мы, маменька, подумать!

Кабанова. Ведь от любви родители и строги-то к вам бывают, от любви вас и бранят-то, все думают добру научить. Ну, а это нынче не нравится. И пойдут детки-то по людям славить, что мать ворчунья, что мать проходу не дает, со свету сживает. А, сохрани господи, каким-нибудь словом снохе не угодить, ну и пошел разговор, что свекровь заела совсем.

Кабанов. Нешто, маменька, кто говорит про вас?

Кабанова. Не слыхала, мой друг, не слыхала, лгать не хочу. Уж кабы я слышала, я бы с тобой, мой милый, тогда не так заговорила. (Вздыхает.) Ох, грех тяжкий! Вот долго ли согрешить-то! Разговор близкий сердцу пойдет, ну и согрешишь, рассердишься. Нет, мой друг, говори что хочешь про меня. Никому не закажешь говорить; в глаза не посмеют, так за глаза станут.

Кабанов. Да отсохни язык.

Кабанова. Полно, полно, не божись! Грех! Я уж давно вижу, что тебе жена милее матери. С тех пор как женился, я уж от тебя прежней любви не вижу.

Кабанов. В чем же вы, маменька, это видите?

Кабанова. Да во всем, мой друг! Мать чего глазами не увидит, так у нее сердце вещун, она сердцем может чувствовать. Аль жена тебя, что ли, отводит от меня, уж не знаю. 

Кабанов. Да нет, маменька! что вы, помилуйте!

Катерина. Для меня, маменька, все одно, что родная мать, что ты, да и Тихон тоже тебя любит.

Кабанова. Ты бы, кажется, могла и помолчать, коли тебя не спрашивают. Не заступайся, матушка, не обижу, небось! Ведь он мне тоже сын; ты этого не забывай! Что ты выскочила в глазах-то поюлить! Чтобы видели, что ли, как ты мужа любишь? Так знаем, знаем, в глазах-то ты это всем доказываешь.

Варвара (про себя) . Нашла место наставления читать.

Катерина . Ты про меня, маменька, напрасно это говоришь. Что при людях, что без людей, я все одна, ничего я из себя не доказываю.

Кабанова . Да я об тебе и говорить не хотела; а так, к слову пришлось.

А. Н. Островский «Гроза»

Слишком я любил на этом свете

Все, что душу облекает в плоть.

Мир осинам, что, раскинув ветви,

Загляделись в розовую водь.

Много дум я в тишине продумал,

Много песен про себя сложил,

И на этой на земле угрюмой

Счастлив тем, что я дышал и жил.

Счастлив тем, что целовал я женщин,

Мял цветы, валялся на траве,

И зверье, как братьев наших меньших,

Никогда не бил по голове.

Знаю я, что не цветут там чащи

Не звенит лебяжьей шеей рожь.

Оттого пред сонмом уходящим

Я всегда испытываю дрожь.

Знаю я, что в-той стране не будет

Этих нив, златящихся во мгле.

Оттого и дороги мне люди,

Что живут со мною на земле.

С. А. Есенин, 1924

Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

Для выполнения задания выберите только ОДНУ из четырёх предложенных тем сочинений (17.1-17.4). Напишите сочинение на эту тему в объёме не менее 200 слов (при объёме менее 150 слов сочинение оценивается 0 баллов).

Раскрывайте тему сочинения полно и многоаспектно.

Аргументируйте свои тезисы анализом элементов текста произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее трёх стихотворений).

Выявляйте роль художественных средств, важную для раскрытия темы сочинения.

Продумывайте композицию сочинения.

Избегайте фактических, логических, речевых ошибок.

Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы письменной речи.

С17.1. В чем за­клю­ча­ет­ся дра­ма­тизм судь­бы Онегина? (По ро­ма­ну А. С. Пуш­ки­на «Евгений Онегин».)

С17.2. Чем объ­яс­ня­ет­ся внут­рен­няя про­ти­во­ре­чи­вость Ро­ди­о­на Раскольникова? (По ро­ма­ну Ф. М. До­сто­ев­ско­го «Преступление и наказание».)