Архив номеров. Когда появилась национальность «русский Когда появился русский народ

Мы живем в XXI веке! Удивительная дата: две тысячи лет. Много это или мало? Если рассматривать данный срок с точки зрения развития жизни на Земле, он представляется совсем небольшим. Сравнить хотя бы с эпохой динозавров: в течение 150 миллионов лет они безраздельно господствовали на нашей планете, но с точки зрения развития человека (приблизительно 30-40 тыс. лет) эти две тысячи лет принесли колоссальные социальные и экономические изменения.

Период становления Русского государства и события предшествующие этому являются одними из наименее изученных страниц нашей истории. Письменные источники, повествующие о тех временах, немногочисленны. Основные сведения изложены Византийскими летописцами, которые описывали события несколько противоречиво.

Знать свои корни необходимо. Сей постулат не нужно доказывать. Достаточно заметить, что без прошлого нет будущего, нет развития, как отдельного человека, так и всего общества. Ранняя история и культура древних славян не менее загадочна и таинственна, чем история Атлантиды. Именно поэтому меня привлекла тема «Происхождение русского народа». Мне захотелось изучить эту сторону нашей многогранной истории, углубиться в тему и обратиться к истокам нашего далекого прошлого.

История древних славян

С целью «поиска корней» своих мы отправляемся в путешествие в прошлое на 2000 лет назад. Здесь нам предстоит познакомиться с историческим прошлым славян-прародителей на фоне общей исторической ситуации, сложившейся на территории Юго-Восточной Европы, где и располагалась наша историческая прародина в выбранный временной промежуток.

Так откуда и когда взяла свое начало древняя Русь? На эти вопросы до сих пор нет точных и однозначных ответов. Существуют различные подходы к выделению временных рамок древнерусской цивилизации. Одни исследователи начинают с появления древнерусского государства в 9 веке, другие - с крещения Руси в 988 году, третьи - с первых государственных образований у восточных славян в 6 веке. Согласно О. Платонову: русская цивилизация - одна из самых древнейших духовных цивилизаций мира, базовые ценности, которой сложились задолго до принятия христианства.

Первоисточники данных о Русской Земле

Наиболее значительным историческим памятником, содержащим сведения об истории русского народа, является летопись "Повесть временных лет", составленная около 1113 г. монахом Киево- Печерского монастыря Нестором. Главная задача сочинения сформулирована автором в первых строках летописи: "се повести временных лет, откуда есть пошла Руская земля, кто в Киеве нача первее княжити, и откуду Руская земля стала есть". Таким образом, впервые понятие «Русская земля» появилось в письменных источниках XII века.

А вот летописец Нестор в своем литературном труде возводит историю Киевской Руси к VI веку нашей эры. И именно в середине VI века сирийский автор упоминает «народ РОС (РУС)», живший где-то северо-западнее приазовских амазонок, то есть на Среднем Днепре. Поэтому историк Б. А. Рыбаков делает вывод, что понятие «Русская земля» возникло в VI веке нашей эры. Свидетельства более раннего существования Русской земли находится за гранью имеющихся письменных свидетельств.

Древнейшие цивилизации на территории Киевской Руси

Согласно Библии славянский род восходит к Иафету. Иафет (он же Арий) – один из сыновей Ноя, потомки которого ушли на Север и Запад, два других сына Ноя ушли: Сим – на Восток, Хам – на Юг.

Внук Иафета – Скиф, в XIV веке до нашей эры, отделившись от своего народа, двинулся с Кавказа на Западный берег Дона. Его потомки назывались Скифами, они то и стали основателями славянского народа. Изначально Скифы были кочевниками, но позже основная их масса перешла к оседлому образу жизни и образовала "Скифское царство", которое занимало огромные территории от устья Дуная до среднего течения реки Хуанхэ (Иран, Северная Индия, Китай). Что же заставило скифов покинуть родные места?:

▪ теснота, которая вела к междоусобицам,

▪ влияние климата: усыхание мертвого моря, опустынивание зеленой Сахары вследствие потепления климата.

От браков скифских юношей с амазонками произошли Сарматы. Сарматы проживали вплоть до тайги и тундры Заполярья, более северные области были необитаемые вследствие холода.

С VI-IV вв. до нашей эры, с этой эпохи, называемой скифской, начинается полуторатысячелетний период, завершающийся созданием государства Киевской Руси. Одна и та же область - лесостепное Среднее Поднепровье – является частью прародины славян, она же стала ядром Киевской Руси. В средние века именно этот регион носил название «Русской земли».

«Скифская» культура описана Геродотом. Геродот очертил в Восточной Европе огромный квадрат 700х700 км. Южной стороной «скифского квадрата» было побережье Черного моря от устья Дуная до Керченского пролива. Западная сторона шла приблизительно на среднее течение Припяти, а восточная примерно на Оскол. Северная сторона скифского квадрата, наименее известная путешественнику, терялась в лесной зоне, где-то севернее Сейма и низовий Припяти.

Культура скифского типа была распространена на значительной части квадрата, но собственно скифы занимали только одну пятую часть квадрата. Этот условный квадрат был населен восемью различными народами. Одним из таких народов, родственных скифам, были оседлые племена земледельцев, которые называли себя сколотами. В течение более чем 1000 лет они оседло жили на территории лесостепной зоны Среднего Поднепровья и медленно сливались со скифами.

В северных областях нашего континента в течение шести столетий жили сарматы. Сарматы были очень воинственным народом и многократно осуществляли нашествия на скифов и сколотов. В IV веке до нашей эры после частых сарматских вторжений скифская культура пришла в упадок и наши прародители вынуждены были переселяться в леса, в глубь более северных областей в район озера Ильмень. Эта часть скифов-сколотов получила название восточные славяне. В различных областях восточнославянские племена назывались по-разному, что известно нам из древнейшей русской летописи: кривичи, вятичи, радимичи, дреговичи и другие (всего 14). Часть скифов-сколотов двинулись на юго-запад, заселяя болотистые земли Фракии, часть сколотов, осталась на месте.

Постепенно в течение столетий во время нашествий происходило слияние народов – скифов-сколотов и сарматов. Потомки скифов-сколотов и сарматов стали называться аланами. Аланов описывали в летописях как высоких, симпатичных, со светлыми волосами, свирепым взглядом, внушающим страх, они были легки и активны в использовании оружия.

После слияния народов и ослабления сарматских нашествий восстанавливаются торговые пути древних славян, развивается торговля хлебом с Римской империей, что приводит к имущественному неравенству у славян, что способствовало развитию общества.

Позже в I-II веках нашей эры в литературных источниках греческие и римские ученые (Тацит и Плиний) народ, живущий на востоке Европы, между Карпатскими горами и Балтийским морем, потомков аланов описывают как многочисленные племена венедов - предков современных славянских народов. Название венеды происходит от кельтского vindos, что означает "белый". Что касается более позднего самоназвания "славяне", то точный смысл его не известен.

Название «венеды» сохранилось в языке германских народов вплоть до XVI века, а в финском языке Россия до сих пор называется Венейей. Сначала так назывались только западные славяне. Их восточные собратья назывались антами. Затем славянами стали называть все племена, говорящие на славянских языках. По имени венедов Балтийское море называлось тогда Венедским заливом Северного океана. По мнению археологов, венеды были исконными обитателями Европы, потомками племен, живших здесь еще в каменном и бронзовом веках, а название "славяне" распространилось лишь в VI веке нашей эры (Прокопий Кесарийский и Иордан).

Славяне вели постоянную борьбу с кочевниками, которые жили в при- черноморских степях и часто грабили славянские земли. Самым опасным врагом были кочевники-хазары, создавшие в VII-VIII веках нашей эры большое сильное государство в низовьях рек Волги и Дона – Хазарский каганат.

В этот период восточные славяне стали называться русами или росами, как полагают, от названия одного из племен - русов, жившего на границе с Хазарией. Так произошли названия "Россия" и "русские".

Особенности жизни древних славян

Интересны сведения византийских авторов о том, что славяне в VI-VII веках еще не имели государства. Они жили независимыми племенами. Во главе этих многочисленных племен стояли военные вожди. Нам известны имена вождей, живших более тысячи лет назад: Межимир, Добрита, Пирогост, Хвилибуд и другие. Византийцы писали, что славяне очень храбры, искусны в военном деле и хорошо вооружены; они свободолюбивы, не признают рабства и подчинения.

Важные сведения об истории древних славян сообщает Повесть временных лет. Древние славяне занимались земледелием, ремеслами, охотой, рыболовством, собиранием меда и воска диких пчел. Земля была собственностью общины, распределявшей ее между общинниками. Главные вопросы решало народное собрание - вече.

В начале первого тысячелетия нашей эры повсюду в Европе происходили большие передвижения племен и народов, обусловленные социальными, политическими и природными факторами. Это было медленное, совершавшееся веками передвижение земледельческих общин и отдельных семей, искавших новые удобные места для поселения и богатые зверем и рыбой области. Поселенцы вырубали леса для своих полей. Спустя несколько столетий, коренное население смешалось с пришельцами, усвоило их язык и культуру.

В результате объединения XIV восточнославянских племен постепенно сложилась древнерусская народность, обладавшая известной общностью территории, языка, культуры и явившаяся колыбелью трех братских народов (русского, украинского и белорусского). Славянская культура положила фундамент всей европейской цивилизации. Вплоть до наших дней на высоких берегах рек и озер сохранились остатки древних славянских поселений, которые теперь изучаются археологами. Древнерусская народность, сложившаяся в X веке просуществовала 5 веков, до того, как изменившаяся историческая обстановка в Европе привела к распаду этой народности на 3 части: русских, украинцев и белорусов.

Скифы, славяне и русские имеют один антропологический тип – высокий рост, стройное и крепкое телосложение, светлые глаза, русые волосы, мягкую, белую, почти лишенную волос кожу.

В то время, когда войны не только между разными племенами, но и между соседними общинами были постоянным явлением, люди часто селились в труднодоступных местах, окруженных высокими склонами, глубокими оврагами или водой. Они возводили вокруг своих поселений земляные валы, копали глубокие рвы и обносили свои жилища деревянным тыном. Остатки таких маленьких крепостей называются городищами. Жилища строились в виде землянок, внутри были глинобитные или каменные печи. В каждом селении жили обычно родственники, которые нередко вели свое хозяйство общиной. Земледельческое хозяйство того времени очень мало походило на современное. Тяжелым трудом добывали люди себе пропитание. Чтобы подготовить землю для посева, нужно было сначала вырубить участок в лесу.

Каждая семья или группа родственников изготовляла для себя все необходимое. В маленьких глиняных печах - домницах - или ямах из местных руд выплавляли железо. Кузнец выковывал из него ножи, топоры, сошники, наконечники стрел и копий, мечи. Женщины лепили глиняную посуду, ткали полотна и шили одежду. В большом ходу была деревянная посуда и утварь, а также изделия из бересты и луба. Покупали лишь то, что нельзя было добыть или сделать на месте. Самым распространенным товаром издавна была соль - ведь месторождения её встречались далеко не везде. Торговали также медью и драгоценными металлами, из которых изготовляли украшения. За все это расплачивались ценными товарами, которые играли роль денег: шкурами пушных зверей, медом, воском, зерном, скотом.

Около древних славянских городищ нередко можно встретить круглые или удлиненные земляные насыпи - курганы. При раскопках в них находят остатки сожженных человеческих костей и обгоревшую в огне утварь. Древние славяне сжигали покойников на погребальном костре, останки хоронили в курганах.

Вскоре в жизни славян совершились большие перемены. С развитием металлургии и других ремесел значительно улучшились орудия труда. Земледелец имел теперь плуг или соху с железным лемехом. Труд его стал более производительным. Среди общинников появились богатые и бедные. Древняя община распадалась, на смену ей приходило мелкое крестьянское хозяйство. Развивалась торговля. Страну прорезали торговые пути, идущие преимущественно по рекам. В конце I тысячелетия стали появляться торгово-ремесленные города: Киев, Чернигов, Смоленск, Полоцк, Новгород, Ладога и многие другие.

Процесс образования Киевской Руси

Иностранцы называли Русь страной городов, состоявшей из 14 восточнославянских племен:

1. Ильменские словене, центром которых был Новгород Великий, стоявший на берегу реки Волхов, вытекавшей из озера Ильмень и на чьих землях стояло немало других городов, отчего соседние с ними скандинавы называли владения словен «гардарикой», то есть «землей городов».

2. Кривичи, жившие в междуречье Днепра, Волги и Западной Двины, вокруг На землях кривичей впоследствии возникла Москва.

3. Полочане расселялись на реке Полоти, при ее впадении в Западную Двину.

4. Дреговичи жили на берегах реки Припять, получив свое имя от слов «дрегва» и «дряговина», означающих «болото».

5. Радимичи, обитавшие в междуречье Днепра и Сожи, назывались по имени их первого князя Радима, или Радимира.

6. Вятичи являлись самым восточным древнерусским племенем, получив свое название, подобно радимичам, от имени своего прародителя - князя Вятко, что представляло собою сокращенное имя Вячеслав.

7. Северяне занимали поречье Десны, Сейма и Суды и в древности были самым северным восточнославянским племенем.

8. Поляне, населявшие земли вокруг Киева, Вышгорода, Родни, Переяславля, назывались так от слова «поле».

9. Русь - название одного, далеко не самого крупного восточнославянского племени, которое из-за своего имени стало наиболее знаменитым и в истории человечества, и в исторической науке, ибо в спорах вокруг его происхождения учеными и публицистами было поломано множество копий и пролиты реки чернил. Многие выдающиеся ученые - лексикографы, этимологи и историки - производят это название от почти повсеместно принятого в IX-X веках имени норманнов - русы. Во время своих завоеваний, происходивших 300 лет (с VIII по XI век) и охвативших всю Европу от Англии до Сицилии и от Лиссабона до Киева, норманы оставляли иногда за покоренными землями свое имя. Так, например, территория, завоеванная норманнами на севере Франкского королевства, получила название Нормандия. Противники этой точки зрения считают, что название племени произошло от гидронима - речки Рось, откуда впоследствии и вся страна стала называться Россией. А в XI-XII веках Русью стали называть земли руси, полян, северян и радимичей, некоторые территории, населенные уличами и вятичами. Сторонники этой точки зрения рассматривают Русь уже не как племенной или же этнический союз, но как политическое государственное образование.

10. Тиверцы занимали пространства по берегам Днестра, от его среднего течения до устья Дуная и берегов Черного моря.

11. Уличи были южными соседями тиверцев, занимай земли в Нижнем Поднепровье, на берегах Буга и побережье Черного моря.

12. Древляне жили по течению рек Тетерев, Уж, Убороть и Свига, в Полесье и на правом берегу Днепра. Их главным городом был Искоростень на реке Уж.

13. Хорваты, жившие вокруг города Перемышль на реке Сан, именовали себя белыми хорватами, в отличие от одноименного с ними племени, жившего на Балканах.

14. Волыняне представляли собою племенное объединение, образовавшееся на территории, где ранее проживало племя дулебов. Волыняне селились по обоим берегам Западного Буга и в верховьях Припяти. Их главным городом был Червень. В племенное объединение, возникшее на месте обитания дулебов, входили кроме волынян и бужане, размещавшиеся на берегах Южного Буга. Существует мнение, что волыняне и бужане были одним племенем, а их самостоятельные названия произошли только вследствие различных мест обитания.

Что же касается пограничных с восточными славянами земель и народов, то эта картина выглядела так: на севере жили финно-угорские племена (черемисы, чудь заволочская, весь, корела, чудь), на северо-западе обитали балто-славянские племена (корсь, земигола, жмудь, ятвяги и пруссы), на западе - поляки и венгры, на юго-западе - волохи (предки румын и молдован), на востоке - буртасы, родственная им мордва и болгары волжско-камские. За пределами этих земель лежала «терра инкогнита» - неведомая земля, о которой восточные славяне узнали лишь после того, как их познание мира очень сильно раздвинулось с появлением на Руси новой религии - христианства, а вместе с тем и письменности, которая была третьим признаком цивилизации.

Много веков племена славян воевали между собой. Самым воинственным племенем было племя древлян. Имя древлян последний раз встречается в летописи под 1136, когда их земля была подарена киевским кн. Ярополком Десятинной церкви.

Во время княжения Олега в 882 году началось объединение восточнославянских союзов племен. В это время земля полян (одно из племен восточных славян) становится ядром древнерусской государственности, впоследствии объединившей вокруг себя другие восточно-славянские области. В последний раз имя полян упомянуто в летописи под 994 г. , после чего их сменил этноним «Русь». Сначала были объединены Киевские и Новгородские земли, затем были подчинены и другие. Таким образом, в Древней Руси из отдельных племенных княжений в IX веке возникла могучая русская держава с центром в Киеве – Киевская Русь.

Будучи одним из крупнейших государств средневековой Европы, Киевская Русь простиралась с севера на юг от побережья Ледовитого океана до берегов Черного моря, с запада на восток - от Балтики и Карпат до Волги. Таким образом, Русь исторически представляла собой контактную зону между Скандинавией и Византией, Западной Европой и Арабским Востоком.

Особенности древнеславянских построек

До нас не дошло ни одного памятника архитектуры дохристианской эпохи: что-то было уничтожено временем, а основная часть – людьми. Христианами ревностно разрушалось все, что напоминало о язычестве. Архитектурные сооружения Древней Руси были деревянными. Объяснялось это, во-первых, строительными традициями, а во-вторых, тем, что этот материал был наиболее дешев и по многочисленным водным путями удобно доставлялся в нужное место. Из камня строились только большие городские соборы. Но с начала XII века камень начинает применяться все чаще, появляются свои традиции кладки, отличающие каждый город.

Согласно археологическим данным, до первой половины I тысячелетия нашей эры предки славян почти не строили укреплений. Большинству селений более чем достаточной защитой служили труднопроходимые леса и болота. Как пишут историки, древние племена облюбовывали подходящий солнечный склон у берега реки или озера – и строились, не особо опасаясь внешних врагов.

В глубокой древности предки славян жили родовыми «гнёздами», то есть маленькими поселениями, в каждом из которых обитал один род – большая семья из нескольких поколений. Первоначально все члены рода – по мнению учёных, человек 50–60 во главе со старейшиной – жили в одном большом доме, который одновременно служил и хлевом, и складом, и мастерской, и хозяйственным помещением. Понятно, что площадь его была велика – около 500 квадратных метров. Однако жизнь не стояла на месте: к началу нашей эры значение индивидуальной семьи внутри рода существенно возросло, отдельные семьи стали строить собственное жильё, так что постепенно тот терял функцию основного жилища, оставшись «общинным домом» для собраний и совместных работ, а жилые дома и хозяйственные постройки располагались вокруг.

Древние славяне-язычники рассматривали свой дом как крепость, защищающую их от враждебных духов. Для защиты дома от злых духов на фронтоне дома наносился резной или выжженный орнамент с элементами, означающими восходящее солнце, солнце в зените и заходящее солнце. Это была своего рода космологическая система (макрокосмос), предполагающая непрерывное движение солнца по небу, что противопоставлялось потусторонним силам и надежно оберегало дом от их проникновения. Окна защищались наличниками с соответствующим орнаментом. Во дворе расставлялись различные оберегающие знаки - идолы, на колья ограды надевались имевшие магическую силу битые горшки, навешивались счастливые камни с естественным отверстием («куриный бог»)

Издревле главными строительными материалами для русских зодчих были дерево и глина, главное, что и того и другого было в достатке. Глиняные кирпичи, по свидетельству историков, получили на Руси распространение начиная с середины 9 века, а дерево в качестве основного строительного материала использовалось с незапамятных времен. Именно деревянная архитектура стала основой особенного стиля русского зодчества, в котором сочетается красота и функциональность построек.

Главным, и часто единственным, орудием строителя долгие века оставался топор. Дело в том, что пила при работе рвет древесные волокна, оставляя их открытыми для воды. Топор же, сминая волокна, как бы запечатывает торцы бревен. Недаром, до сих пор говорят: «срубить избу». Поэтому пилы применялись исключительно в столярном деле.

Если обратиться к истории русского деревянного зодчества, то самым большим и уникальным заповедником народного творчества является Русский Север. Непревзойденный по красоте архитектурный ансамбль расположен неподалеку от деревни Кижи и является уникальной исторической территорией, не знающей себе равных на Европейском Севере России. Вместе с архитектурными памятниками, сохранившимися в неизменном виде с момента строительства или вывезенными из других районов и воссозданных на территории заповедника, кижское музейное собрание иллюстрирует основные аспекты традиционной культуры коренных народов Карелии: карелов, вепсов, русских.

Следы древних славян в современном мире

Русский народ - это этнос с глубокими тысячелетники корнями, проживающий на одной и той же территории и имеющий тесную связь со своей родной землей - землей своих предков, которая в прямом и переносном смысле перепахана их трудолюбивыми руками.

Древние славяне были уверены в существовании могущественных богов и духов, и, чтобы расположить их к себе, они приносили им жертвы, посвящали песни и праздники, старались предвидеть их волю и не нарушать запреты. И даже когда язычество на Руси сменилось христианством, следы сюжетов древнеславянской мифологии сохранились в виде былин, волшебных сказок, загадок, узоров на традиционных народных вышивках, резьбе по дереву и многих других проявлениях народного творчества. Многие из образов, порожденных древнеславянским язычеством, существуют и сейчас, и мы настолько привыкли к ним, что даже не замечаем их необыкновенности.

Спросим себя, почему нельзя здороваться за руку через порог? Почему на свадьбе разбивают тарелку? А почему, вселяясь в новый дом, первым в него впускают кота? Все перечисленные обычаи как раз оттуда, из наших древнеславянских языческих времен. Там, в этом загадочном и интересном мире, коренится наше мировоззрение. И чтобы лучше понять, откуда мы родом, узнать, как представляли себе свой мир славяне, мы попробуем найти следы древних славян в современном мире.

Предания

В славянских преданиях встречается множество волшебных персонажей – то ужасных и грозных, то таинственных и непонятных, то добрых и готовых помочь. Современным людям они кажутся причудливым вымыслом, но в старину на Руси свято верили, что в чаще леса стоит изба Бабы Яги, в суровых каменных горах обитает Змей, похищающий красавиц, считали, что девушка может выйти замуж за медведя, а конь умеет говорить человеческим голосом.

Так вот, существует множество сказок про Змея Горыныча, который похищает девиц-красавиц и с которым борются богатыри и герои - от былинного Добрыни Никитича до Иванушки-дурачка. А ведь это тоже доживший до наших дней отголосок древнего языческого мифа. Мифа о борьбе громовержца бога Перуна со своим извечным врагом - чудовищным Змеем. В настоящее время широкое распространение получила идея, согласно которой поединок Перуна со Змеем представляет собой славянский вариант мифа о борьбе небесного всадника-богатыря со змеевидным врагом. Изображение всадника-копьеносца, у ног которого извивается змей, мы можем видеть, например, на современном гербе Москвы и на некоторых монетах.

За оградой двора древнего славянина начинался лес. Хозяином леса был Леший. Леший буквально значит "лесной". У древних славян Баба Яга – это могущественная богиня, хозяйка леса и зверей и царства мертвых. Ее избушка на курьих ножках считалась воротами в подземное царство, сторожевой заставой на границе между миром людей и миром мертвых.

Древние славяне считали, что в каждом доме живет Домовой. В старину его ласково называли “дедушкой” или “хозяином”. Хозяевами рек и озер славяне считали водяных. Водяного представляли лохматым бородатым стариком, пузатым или горбатым. Он весь оброс шерстью, покрыт тиной или рыбьей чешуей, выпученные мутные глаза, как у рыбы, оттопыренные уши, нос без ноздрей, тонкие длинные ноги, а между пальцами утиные перепонки. Иногда он принимал вид обычного человека и появлялся в деревне или в городе. По какому признаку можно было узнать, что это водяной? С левой полы его одежды постоянно капает вода.

Кроме персонажей высшей мифологии (богов и богинь) славяне населяли также свой мир и менее значительными существами: русалками (духами природы, первоначально жившими повсюду: в лесах, лугах, долинах, а не только в воде), банниками и другими духами, память о которых дошла до наших времен.

Имена

В древности любой славянин мог назвать своих предков на несколько столетий назад и подробно рассказать о каждом из них, включая двоюродного племянника троюродного брата шурина своего прапрадеда. Знакомясь и называя себя, всегда добавляли: сын такого-то, внук и правнук такого-то. Так появились наши имена, отчества и фамилии.

Стоит нам открыть летопись времен, как мы увидим имена Владимир, Ярослав, Казимир. А ведь именно они очень распространены на территории России.

Имена славян многое могут рассказать нам о характере и особенностях мышления народа: каждое имя выражает особое отношение к житейскому быту того или иного явления, например, той же славы: Владислав, Мстислав, Мирослав, Ростислав, Ярослав; Всевлад (Всеволод), Властимир (Владимир), Казимир.

У кого ещё, кроме славян и греков, есть имена Веры, Надежды, Любови, свидетельствующие вместе с прочими именами, что славяне глубоко рассуждали обо всех фазах жизни человеческой, о всех изгибах души и сердца; что они были гостеприимны и миролюбивы, но храбры и отважны, любили славу и похвальбу, чтили душевные достоинства, преданы были вере, но вместе с тем были и властолюбивы. Имена у славян неразрывно связывались с личностью, можно сказать, были своего рода ангелом-хранителем человека.

Но стоит отметить, что все эти имена давались людям «в награду» за определённые заслуги и по возможности отражали наиболее яркие качества характера владельца.

Праздники и обычаи

Праздники являлись неотъемлемой частью быта в древнейшей общности. Они были посвящены многим явлениям природы и богам, для того, чтобы задобрить богов, добиться их покровительства. Какие праздники древних славян вы знаете?

Праздник Коляды, Ивана Купала, Масленица были глубоко почитаемы народом. На этих гуляниях славяне поклонялись каменным и деревянным идолам – фигурам богов. Идолы эти помещались в центре округлой площадки с приподнятой серединой или, наоборот, с воронкообразным углублением в центре. Площадка окружалась одним или двумя рвами и невысокими валами. Иногда внутри вал ограждался частоколом. Рядом с идолом ставили жертвенник. Места, где поклонялись идолам, назывались «капища» (от старославянского «капь» - изображение, идол.), а те, где приносились жертвы («требы») – «требища».

У древних славян существовали ритуальные танцы, исполняемые в определенное время. Один из таких танцев сохранился и по сей день. Этот танец – хоровод. Танцующие образуют круг – символ Солнца, и повторяют его путь по небу. Таким образом, совершается магический обряд поклонения Солнцу.

Славяне имели и свою оригинальную систему письма, так называемую узелковую письменность. Знаки ее не записывались, а передавались с помощью узелков, завязанных на нитях, которые заматывались в книги-клубки. Память о древнем узелковом письме осталась в языке и фольклоре. Мы до сих пор завязываем «узелки на память», говорим о «нити повествования», «хитросплетении сюжета».

Пища

Поев в каком-нибудь доме, человек мог рассчитывать на защиту и помощь хозяина, но и сам уже не смел причинить ему зла. Таким образом, хлеб-соль – не что иное, как мирный договор между хозяевами и гостями. Сам хлеб тоже не являлся просто едой: и по сей день не забыта поговорка «хлеб – всему голова», а детям с мальства прививают бережное отношение к хлебу. Причину этого мы обычно называем одну: в хлебе заключён нелёгкий человеческий труд. Но мало кто помнит о глубоких мифологических корнях, которые имеют наши взгляды на хлеб. Известно трепетное отношение славян-язычников к земле. В частности к хлебному полю. Хлеб был для славян священным даром Богов. Запрещалось бить по столу кулаком: стол – Божья ладонь!

Кроме того, зерно требует тепловой обработки. А чтобы сварить простейшую кашу, нужно обеспечить союз Огня, Воды и Зерна – продукта Земли. Все эти три сути были для славян божествами, всем трём поклонялись. Сладкая, сваренная на меду, каша, заправленная ягодами, являлась древнейшей языческой ритуальной едой: она несла мощную идею плодородия, победы над Смертью, вечного возвращения Жизни. Стоит ли удивляться, что языческая каша прекрасно вписалась в языческие ритуалы и доныне живёт под названием кутьи, которой угощаются на поминках? Разве что вместо мёда кладут теперь сахар, вместо лесных ягод – изюм, а вместо цельной пшеницы.

Другой древнейшей едой с незапамятных времён у славян были блины. Учёные-языковеды считают, что произношение слова «блин» – искажённое: когда-то оно произносилось «млин» и происходит от того же корня, что и «молоть», «мелкий», обозначая, таким образом, пищу из размолотого зерна. Возможно, первоначально муку или мелко раздробленное зерно заваривали кипятком и ели ложками, потом однажды пролили на раскалённые камни очага и обнаружили, что новая еда очень вкусна. В блинах, как и в каше-кутье, заключены те же священные сути, а кроме всего прочего, румяный, круглый блин от части схож с Солнцем, «умирающим и воскресающим» каждую зиму. Вот почему и доныне блины пекут на Масленицу, когда празднуется воскрешение Солнца, Жизни, Весны.

Одежда

Немаловажную роль в быту играла и одежда: всем известная поговорка о том, что встречают по одёжке, пришла к нам из глубины веков. Тысячу лет назад нашим предкам было достаточно один раз взглянуть на одежду незнакомого человека, чтобы понять, из какой он местности, к какому роду-племени принадлежит, каково его общественное положение и «гражданское состояние» – совершеннолетний или нет, сочетался ли браком и так далее.

Детская одежда древних славян была одинакова для девочек и для мальчиков и состояла из одной длинной, до пят, полотняной рубахи. Название «рубаха» происходит от корня «руб» – «кусок, отрез, обрывок ткани» – и родственно слову «рубить», имевшему когда-то ещё и значение «резать». Надо думать, история славянской рубахи действительно началась в глубине веков с простого куска ткани, перегнутого пополам, снабжённого отверстием для головы и скреплённого поясом. Мужская рубаха древних славян была примерно по колено длиной. Её всегда подпоясывали. Женские рубахи кроились обычно до полу (отсюда и происходит «подол»). Их тоже обязательно подпоясывали, при этом нижний край чаще всего оказывался посередине икры.

По мнению древних славян, следовало, так или иначе обезопасить все необходимые отверстия, имевшиеся в готовой одежде: ворот, подол, рукава. Оберегом здесь служила вышивка, содержавшая всевозможные священные изображения и магические символы. Такую же роль выполняли и плетёные пояса – обереги, и многие другие аксессуары.

А вот другое слово, обозначающее одежду - «портки». В древности его произносили иначе - «порты». Оно родственно глаголу «пороть», то есть по-древнерусски «резать». А древнее значение - «портки» - сохранилось для нас в слове «портной».

Штаны на первый взгляд кажутся неотъемлемой, просто необходимой частью мужского костюма. Однако так было не всегда. Исследователи считают, что этот вид одежды появился в связи с необходимостью ездить верхом. Славянские штаны делались не слишком широкими: на сохранившихся изображениях они обрисовывают ногу. Кроили их из прямых полотнищ, а между штанинами вставляли ластовицу - для удобства ходьбы: если пренебречь этой деталью, пришлось бы семенить, а не шагать.

Какой же была эта обувь? В основном кожаной, либо сплетенной из древесной коры. Деревянной, столь распространённой в Западной Европе, древние славяне не знали. Во все времена наши предки охотно обувались в лапти - «лычные сапоги», - причём, несмотря на название, зачастую сплетённые не только из лыка, но и из берёсты и даже из кожаных ремешков. Способы плетения лаптей - например, в прямую клетку или в косую, с пятки либо с носка - были свои у каждого племени и вплоть до начала нашего века разнились по областям. Дешевизна, доступность, лёгкость и гигиеничность такой обуви не требует доказательств. Другое дело, как свидетельствует практика, лапти имели очень малый срок службы. Зимой они пронашивались за десять дней, после оттепели - за четыре, летом, в страдную пору, - и вовсе за три. Собираясь в дальний путь, с собой брали не одну пару запасных лаптей. «В дорогу идти - пятеры лапти сплести» - гласила пословица.

«Шапкой» называли мужской головной убор). Можно предположить, что древние славяне носили самые разнообразные меховые, кожаные, валяные, плетёные шапки. И не забывали снимать их не только при виде князя, но и просто при встрече со старшим, уважаемым человеком - например, с собственными родителями.

Маленькие девочки носили на лбу простые матерчатые тесёмки. Взрослея, они получали «красу» - девичий венец. Эту повязку расшивали как можно нарядней, иногда, при достатке, даже золотом. Другой типично славянской разновидностью «красы» был венчик из тонкой (около 1 мм) металлической ленты. Ширина ленты бывала обычно 0,5-2,5 см. Делали такие венчики из серебра, реже - из бронзы, на концах устраивали крючки либо ушки для шнурка, который завязывался на затылке. Мастера-кузнецы украшали венчики орнаментом и придавали им разную форму, в том числе с расширением на лбу, как у византийских диадем. Головной убор замужней женщины непременно укрывал волосы полностью. Этот обычай был связан с верой в магическую силу волос. В холодное время года женщины всех возрастов покрывали голову тёплым платком.

Помимо сукна, любимым и популярным материалом для изготовления тёплой одежды у славян были выделанные меха. Мехов было много: пушной зверь в изобилии водился в лесах, так что, например, медвежий мех, «медведина», считался дешёвым и малоподходящим для одежды знатного человека. Русские меха пользовались заслуженной славой и в Западной Европе, и на Востоке. Кроме того, славяне с незапамятных времён разводили овец, так что тёплый овчинный «кожух» был доступен (в отличие от современной «дублёнки») каждому. Шили их, как правило, мехом вовнутрь. Простые люди носили «нагольные» кожуха, то есть сшитые кожей наружу. Богатые покрывали их сверху нарядной материей, иногда даже византийской парчой - золототканым шёлком.

В современной жизни плащ давно уже превратился в обычное лёгкое пальто для прохладной погоды, часто непромокаемое. Плащ в виде широкого полотнища за плечами сразу наводит на мысли о «романтическом» средневековье. Между тем для наших далёких предков он был самой привычной, каждодневной одеждой. Действительно, добротный, плотный плащ был очень хорош в непогоду, а при нужде служил одеялом или даже палаткой. Воин, намотав его на руку, мог использовать как своеобразный щит. Плащи всевозможного покроя, из разного материала носили в будни и праздники решительно все: женщины и мужчины, знатные и незнатные, старые и молодые. А слово «плащ» - исконно славянское, языковеды сближают его с «платком», «полотном» и прилагательным «плоский».

РЕЗУЛЬТАТЫ исследования

Поскольку овладение историческими знаниями – это важнейшее условие глубокого понимания жизни и перспектив ее развития, цель моего исследования изучить исторические корни наших предков.

Анкетирование показало, что о родственных связях между русскими, украинцами и белорусами знают только 45% школьников. И только 40% учеников правильно определили антропологический тип славян, представленных на фотографиях, подтвердив данные древних летописцев о том, что славяне (русские и родственные им народы) светловолосые, волосы прямые или волнистые, глаза чаще голубые, светлая, почти без волос кожа, широкие плечи, мужественный взгляд.

Практически все ребята (90%) знают, кто такие Баба Яга, Змей Горыныч, Леший, что свидетельствует о том, что мы с детства касаемся преданий наших предков, знакомимся с их нравами и бытом.

Как называлась одежда, которую носили наши предки? Большинство (90%) ребят дали правильный ответ и вот почему: сказки, которые мы читаем, содержат описание одежды наших предков, они изображены на рисунках. Читая сказку об Алёнушке и братце Иванушке мы видим и рубаху, и штаны, и сарафан.

Но не все ребята знают, почему на Руси в старину строили деревянные избы, а не каменные замки, войлочные юрты, соломенные шалаши. Думаю, что после моего доклада им стало понятно, что на территории, где жили наши предки, были дремучие леса и просторные равнины, дерево было наиболее доступным материалом, которые согревал, прятал от непогоды.

Сколько столетий требуется народу, что бы зародиться, сформироваться и затем рассеяться по белу свету? Безусловно, не одно, не два и не три, тем более что всем нам хорошо известно, чем ближе к своим истокам человеческое общество, тем жизнь его тягучее, замедленнее, неспешней, тем дольше тянутся все процессы внутри зарождающихся и формирующихся этносов, племён. Не будем гадать, на сколько ещё тысячелетий нам надо углубиться в прошлое, что бы застать предков наших ещё не рассеянными по земле первозданной. Главное то, что мы знаем о том, что славяне есть древняя нация и в глубокие пространства веков уходят корни их культуры.

Славянская культура являлась основой для всей европейской цивилизации. Нашему народу сейчас так необходимо опереться на свое далекое прошлое - светлое и достойное. Это прошлое народа, у которого нет пределов древности, этим прошлым каждый русский человек может гордиться, он его должен знать, черпать из него силы.

ВСТУПЛЕНИЕ: Убедительная просьба ВДУМЧИВО и внимательно дочитать этот текст до конца, а не комментировать только заголовок или картинку.

Часть 1. Как появились русские.

В некотором царстве, в некотором государстве... а, собственно, о каком царстве-государстве может идти речь?
Не было тогда ничего подобного: ни царства, ни государства, ни империи с невменяемыми тиранами. А были непроходимые болота, раскинувшиеся на сотни верст вокруг, с кусачими комарами, квакающими жабами и прочей живностью подобного рода - как и подобает болотам.


И проходил по сухим местам посреди этих топей торговый путь, связывающий тогдашний Восток и Запад. А вдоль этого пути расположились племена различных аборигенов: мокселей, чудей, мери, древлян, мордвы - были их десятки, всех не упомянуть. И так как в те седые времена не было еще ни прорубленного окна в Европу, ни Великаго Русскаго Міра, ни скрепъ, ни прочих сегодняшних атрибутов, то занимались эти племена-народности в основном одним и тем же ремеслом: грабежом проходящих по торговому пути караванов.

Где-то далеко от этих болот - если смотреть на юго-запад - процветало государство с красивым названием Киевская Русь, населенное в основном русинами, русичами или руськими. Граждане этого государства были в основном людьми свободными, честными, уже почти двести лет как принявшими христианство, и правили ими гордые и независимые князья, не дававшие спуску ни хазарам, ни византийцам, ни прочим каким варягам.

Но в семье, как говорится, не без урода - и таким изгоем однажды стал один из мелких князей Юрий, прозванный за свою неумолимую тягу к воровству Долгоруким. То ли из-за постоянного запускания своих рук в державную мошну, то ли за непрекращающееся вранье и вражду с другими князьями, то ли за неуемную тягу к разбою, властолюбие и, как теперь модно говорить, сепаратизм однажды не вытерпели русичи да и выгнали Юрия из своих земель.
Тот, не долго думаючи, собрал себе дружину из таких-же гопников-отморозков и отправился туда, где законы были еще не писаны - на северо-восток, к Большому торговому пути.

Через какое-то время достиг Юрий этой болотистой местности и, с легкостью покорив плохо вооруженную и не обученную местную братию, и начал строить на семи холмах новый город, название которому подсказала... обычная болотная жаба.
Дело было так: Юрий никак не мог выговорить название одного из племен - моксель, в честь которого предлагали назвать новый город. Все у него не выходило никак.
Сидел он однажды и тренировался: мокс, смок, кмос, моск - а тут жаба из болота ему - КВА!
О - подумал Юрий - пусть город называется Москва, ведь тут жаб дофигище!

Так и возникло новое название города, которому судьбой была уготована своя роль в истории.
Шел 1147 год от Рождества Христова.

Вскоре князь Юрий умер, но его потомки продолжили славную традицию своего отца. Не было в округе равных московитянам народов по вранью, воровству, грабежам и разбоям, за счет которых прирастала неправедными богатствами и Москва, и другие города Московского княжества.

Летело время, годы складывались в десятилетия, потом в столетия. Московское княжество в союзе с Золотой Ордой окрепло, а потом и в царство превратилось. Но не нравилось московским правителям то, что у них по-соседству находится столь независимое и древнее государство - Киевская Русь. И решили они украсть и название, и историю Руси.

Вот уже царь Иоанн, прозванный за свою чрезмерную садистскую жестокость Грозным, впервые применил в обиходе понятие РУССКИЙ, слегка видоизменив написание - но для неграмотного населения Московии разница была незаметной.
Последовавшие за ним цари продолжили его начинание, и вот уже к концу 17 века в международный обиход было введено сначала понятие РОССИЯ, потом РУССКИЕ как название жителей царства, а потом с легкой руки Петра1 и название царства преобразилось в РОССИЙСКУЮ ИМПЕРИЮ - уж очень хотелось Пете побыть императором.

К этому времени на протяжении предыдущих столетий, начиная от времен Иоанна Грозного, порабощенным народам Московии внушалась идея о том, что они никакие не моксели, древляне, вепь или чудь, а самые что ни на есть русские. С Киевом постоянно велись разрушительные войны, у него были украдены не только земли, но и названия, и сама история Киевской Руси придворными "историками" и присвоившими даже христианскую веру попами была плавно видоизменена под прихоти московских царей - и стали называть Русью и руськими, а со временем русскими, те земли, которые в реальности не имели к Московии абсолютно никакого отношения.
При этом Киевскую Русь, колыбель и мать городов руських, московитяне, предварительно переписав историю и присвоив себе веру, название и некоторые культурные особенности и традиции, постепенно задвинули на задворки своей империи, презрительно переименовав в Окраину-Украину.

Исторической параллелью недавнего прошлого является такое понятие, как СОВЕТСКИЙ народ - помните? Ведь до большевицкого переворота и образования СССР такой национальности не существовало!
Но протяни совок не 70 лет, а хотя бы пару-тройку столетий, уверяю вас, что большинство народностей и национальностей просто-напросто превратились бы в единую нацию советских людей - как в свое время ушли в историческое никуда все эти вепи, мери, древляне, чудь и многие другие племена и народы, превратившись по желанию царей в РУССКИХ.

Часть 2. Кто такие русские.

Из первой части делаем очевидный вывод: русские - это ни в коем случае не национальность, как это столетиями внушали и внушают правители Московии!
Нет - это абсолютно выдуманный "народ", который не упоминался никогда раньше средних веков (понятие РУСЬКИЙ определяет граждан Киевской Руси, но никак не Московии).

Русские - это люди, добровольно, ради выгоды или из-за страха (помните, как при совдепии даже явно выраженные 100% евреи писали в пятой графе национальность русский - да и не только евреи, потому как пробиться в жизни, не будучи русским, было непросто многим нац.меньшинствам) отказавшиеся от своих корней, забывшие свой род, предавшие своих предков и не интересующиеся своим происхождением и своей историей;
Русские - это рабы имперских идей, покоренные царями и императорами, принявшие свою русскость как данность и не сопротивлявшиеся режиму, навязывающего ее;
Русские - это исторический шлак, предназначением которого всегда являлось распространение лжи, лицемерия, воровства, подлости, зависти, жестокости, пьянства, аморальности, коварства и им подобных "ценностей".

Из-за жестокости, многократно превышающей звериную, русские были прозваны кацапами, что на тюрских наречиях означает "мясник", а в украинском (руськом) языке такое прозвище означало их внешнее сходство с козлами (козел по-украински цап) и козлиного же упрямства: как цап - кацап.

Звериная жестокость русских отчасти вызвана отсутствием исторической памяти, неспособности русского привязать себя к какой-бы то ни было народности, культуре и традициям.
То, чего никогда не допустит татарин, чуваш, еврей или грузин, с легкостью совершается теми же евреями, татарами, чувашами или грузинами, отказавшимися от своей национальности и принявшие на себя печать русскости.
Вспомните, кем были по национальности самые отъявленные палачи и садисты Советского Союза?
Евреями, грузинами, поляками, чувашами и прочими, ОТКАЗАВШИМИСЯ от своих корней и ставшие русскими.

Сталин, Дзержинский, Войков, Ежов, Берия...
Позиционируй себя представителями своих народов, они не совершили бы и десятой доли тех преступлений и злодеяний, которые совершены ими как русскими.

Русский - это синоним РАБА, не способного к самостоятельным поступкам - и наглядным примером этого служит тот факт, что во всей относительно недолгой (по историческим меркам) истории русскими почти всегда управляли инородцы - Рюрики, Романовы, грузин Сталин или славяне Хрущев с Брежневым.

Русские в силу своего рабского менталитета - ибо человек, у которого нет ни национальности, ни рода, ни традиций, по определению раб - просто не в состоянии управлять!
Это - терпилы на протяжении веков, привыкшие пресмыкаться перед начальством и гнобить тех, кто находится в пищевой цепочке ниже.

Согласно последним исследованиям ученых, русские к славянскому генотипу
НЕ ОТНОСЯТСЯ:
http://www.gumilev-center.ru/lico-russkojj-nacionalnosti/
https://www.youtube.com/watch?v=W0nmRAeWtiY
http://m.mirtesen.ru/groups/30186313107/blog/43855629495

Вот что пишет о русских известный российский писатель Виктор Ерофеев в своем романе «Энциклопедия русской души» - предлагаю вашему вниманию самые знаменитые цитаты (взято у andreylebedev 09. livejournal . com ):

«Русских надо пороть. Особенно парней и девушек. Приятно пороть юные попы.

В России надо устраивать публичные казни. Показывать их по телевизору.
Русские любят время от времени поглядеть на повешенных. На трупы. Русских это будоражит.

Русских надо бить палкой.
Русских надо расстреливать.
Русских надо размазывать по стене.
Иначе они перестанут быть русскими.
Кровавое воскресенье -- национальный праздник

У русских нет жизненных принципов.

Они не умеют постоять за себя. Они вообще ничего не умеют. Они ничего не имеют. Их можно обдурить.

Русский - очень подозрительный. Русский - хмурый. Но он не знает своего счастья. Он любую победу превратит в поражение. Засрет победу. Не воспользуется. Зато всякое поражение превратит в катастрофу.

Россию можно обмануть, а когда она догадается, будет поздно. Уже под колпаком. Россию надо держать под колпаком. Пусть грезит придушенной.

«У русского каждый день - апокалипсис». Он к этому привык. Он считает себя глубже других, но философия в России не привилась. Куда звать непутевых людей?

Если бестолковость - духовность, то мы духовны. Нам, по большому счету, ничего не нужно. Только отстаньте.

"""Русский невменяем""". Никогда не понятно, что он понял и что не понял.

"""С простым русским надо говорить очень упрощенно""". Это не болезнь, а историческое состояние.

Идея национального характера, которая в Европе после Гитлера считается скользкой темой, - единственная возможность понять Россию.

«Русские - позорная нация». Тетрадка стереотипов.

«Они не умеют работать систематически и систематически думать». Они больше способны на спорадические, одноразовые действия.

«По своей пафосной эмоциональности, пещерной наивности, пузатости, поведенческой неуклюжести русские» долгое время были прямо противоположны большому эстетическому стилю Запада - стилю cool .

Россия - это вид страны, которая производит людское несчастье.

Существуют исторически все условия, чтобы страна бесперебойно была несчастной. Русская власть верно справляется со своими заданиями, какой бы ориентации она не придерживалась.

Основная мерзость русской жизни — не хамство, даже не отношение к человеку как к говну, но негласное согласие на продолжение недостойной жизни и стремление к ее оправданию. В умении все оправдать заключается русская правда.

Западный человек видит реальность как поле деятельности. Русский — как сказочное пространство. Оно заселено существами, обладающими магической силой. Иногда эта сила равна нулю, иногда переворачивает мир. Сказочность внутреннего поля России — в его принципиальной нерасшифрованности. Враги организуются как нечисть. Причины и следствия меняются местами. Завязываются зазеркальные связи. Сказка конспиративна. Черные кошки приравнены к проискам Провидения. Русский впускает в себя сказочное мышление и зависает на пороге двух миров, не находя покоя ни в жизнетворчестве, ни в созерцании.

Самобытность русского мира — в самопоглощении. Магический мир привлекает меня волшебными фантазмами и напрягает неспособностью справиться с колдовством.

Россия интровертна в своих возможностях и экстравертна в своей беспомощности.

Можно договориться с черепахой, но попробуй, договорись с ее панцирем. То же самое и Россия. Россия радикальнее русских. Создание сильнее создателей.
С русскими кое-как еще можно иметь дело; с Россией никогда не договоришься. Слишком много говна в нее слито.
Понимая, что что-то не то происходит, но сказать не умея, русские придумали себе вымышленную родину и поверили в нее. Одни называют ее так, другие — иначе.

Надо отделить русских от России. Россия говнистее русских...

Россию пора, наконец, колонизировать. Как Африку.

Колонизация Африке помогла. Проложили дороги, столбики вдоль них поставили, красно-белые, как во Франции. Научились говорить «спасибо» и «пожалуйста». Завезли в магазины нормандские сыры. Не все, конечно, получилось, не все полюбили сыры, по-прежнему прозябают, керосин жгут, но что-то все-таки удалось.

Попросить, чтобы русских колонизировали. Без всяких поблажек.

Кого? Только не немцев. У тех нервы плохие. Могут русских перебить. Выгоднее всей Россией попроситься в Японию новым островом. Или, по примеру Аляски, уйти на торгах за семь миллионов.
И русские научатся есть нормандские сыры, запивать их бургундским вином. Преобразятся неслыханно. Но своеобразие останется.

Как у африканцев. Те все равно едят руками. Верят в своих, не французских богов. Носят божественные одежды бубу с королевским достоинством.
Чем Россия хуже Африки? А если хуже, раз у нас нет бубу, нет умения достойно носить одежду, нет гибкости в пальцах и танцах, что тогда?

В России методично перебили всех лучших.
Перебили лучшую аристократию, лучших попов и монахов, лучших предпринимателей, лучших меньшевиков, лучших большевиков, лучшую интеллигенцию, лучших военных, лучших крестьян.
Остались худшие. Самые покорные, самые трусливые, самые никакие. И я — среди них. Тоже — из худших. Из отбросов.

Мы засоряем землю. И понять, какими были эти лучшие, уже нельзя. Да и не надо. Все равно из худших не слепишь лучших.

Русские не терпят хорошего к себе отношения.

От хорошего отношения они разлагаются, как колбаса на солнце. Всю жизнь вредят сами себе. Не заботятся о здоровье, разваливают семью. Они живут в негодных условиях и приживаются.
Трудно представить себе, чего только не вытерпят русские. У них можно все отнять. Они неприхотливы. Их можно заставить умыться песком.

Тем не менее, русские ужасно завистливы. Если одних будут перед смертью пытать и мучить, а других просто приговорят к расстрелу, то первые будут с возмущением кричать, что вторым повезло.

Даже странно, что в России так грязно живут. Это не объяснить отсутствием денег. Помыть пол можно и совсем безденежному человеку. Но полы грязные, обои засраные. На люстре висят штаны. Холодильник лежит боком на полу. Все потолки залиты. Одни — желтые, другие — черные. Если черные, это плохо, значит балки гнилые.
Даже непонятно, почему уж так засрано. Правда, есть дома, где почище. И думаешь: вот ведь суетятся, пыль вытирают. Но не с уважением. А так — между прочим.

Все-таки, самое главное русское слово — грязь. В России все грязное: машины, помыслы, девушки, цветы, поля, весна.
О грязной весне писал Пушкин, а потом задумался и не напечатал, постеснялся. А, может быть, если бы напечатал, получилась бы другая, чистая Россия, кто знает...»

Список подобных качеств русских можно продолжать и продолжать - но думаю, что основное вам уже понятно и не стоит утомлять вас еще большим количеством букв.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Хочу обратиться к тем россиянам, кто не отождествляет себя с русскими:

ВЫШЕНАПИСАННЫЙ ТЕКСТ К ВАМ НЕ ИМЕЕТ НИКАКОГО ОТНОШЕНИЯ!

До тех пор, пока вы остаетесь абхазами или мордвинами, марийцами или кумыками, бурятами или калмыками, чеченами или евреями - до тех пор, пока вы являетесь представителями одного из почти двухсот народа или национальности, населяющих РФ, до тех пор, пока вы помните свой род, свою культуру, свои традиции и своих предков - вы НЕ РУССКИЕ вне зависимости от того, что у вас написано в анкете!

Если говорить о принципе гражданства, то в России проживают россияне , равно как в Америке - помнящие о своей голландской, китайской или немецкой национальности американцы, а в Канаде - канадцы.
Русский - это тот, кто поддерживает имперские амбиции кремлевских тиранов, кто ради реализации бредовых идей готов убивать вчерашних братьев и сестер, кто потерял не только связь со своим народом, но зачастую и сам человеческий облик.

Русский ни в коей мере не национальность и не народность - скорее всего, это идеология российской Империи сродни фашизму или коммунизму.
Русский - это синоним кацапу и москалю, с очень незначительными особенностями каждого из этих понятий.

Как в свое время перед немцами стоял выбор между человечностью и фашизмом, так и пред современными россиянами стоит нелегкая дилемма: быть брызжущим слюной, сеющим ненависть и вражду ПРИЛАГАТЕЛЬНЫМ к имперским ценностям ВВХ, быть послушным москалем, несущим всем боль, разрушения, деградацию, горе и смерть, быть вечно пьяным, одурманенным до невменяемости, жестоким до дикости и упрямым до тупости русским кацапом - или оставаться Человеком, знающим, кто он, откуда и зачем.

Выбор за вами.

По крайней мере теперь вы знаете, КОГО я имею ввиду в своих записях под понятием РУССКИЕ.

PS. Хочу заметить, что эта версия происхождения русских отображает только авторскую точку зрения и ни в коей мере не претендует на 100%-е историческое соответствие.
И да, прошу прощения за много букофф - это я еще сокращенную версию запостил:)

Славяне - одни из коренных обитателей Восточной Европы, но они подразделяются на три большие группы: восточных, западных и южных, каждой из этих общностей присущи схожие черты культуры и языка.

А русские люди - часть этой большой общности - происходили из наряду с украинцами и белорусами. Так почему русских назвали русскими, как и в каких условиях это произошло. Постараемся найти ответы на эти вопросы в этой статье.

Первичный этногенез

Итак, совершим путешествие в глубь истории, а точнее, в момент, когда начинают формироваться это IV-III тысячелетие до нашей эры.

Именно тогда происходит этническое размежевание европейских народов. Из общей среды выделяется славянская масса. Она тоже не была однородной, несмотря на сходство языков, в остальном славянские народы довольно сильно отличаются, это касается даже антропологического типа.

Это неудивительно, так как они смешивались с разными племенами, получался такой результат при общем происхождении.

Первоначально славяне и их язык занимали весьма ограниченную территорию. По предположению ученых она была локализована в районе среднего течения Дуная, лишь впоследствии славяне расселились в районах современной Польши, Украины. Белоруссии и южной России.

Расширение ареала

Дальнейшее расширение славян и дает нам ответ на происхождение В IV-III веках до нашей эры славянские массы сдвигаются к центральной Европе и занимают бассейны Одера и Эльбы.

На этом этапе еще нельзя говорить о сколько-нибудь четком разграничении внутри славянского населения. Наибольшие изменения в этническое и территориальное размежевание вносит гуннское нашествие. Уже к пятому веку нашей эры славяне появляются в лесостепях современной Украины и южнее в районе Подонья.

Здесь они успешно ассимилируют немногочисленные иранские племена и основывают населенные пункты, одним из которых становится Киев. Однако от прежних хозяев земель остаются многочисленные топонимы и гидронимы, которые и позволили сделать вывод, что славяне появляются в этих местах примерно к вышеуказанному периоду.

В этот момент происходит бурный рост славянского населения, что привело к появлению крупного межплеменного объединения - Антского союза, именно из его среды появляются русские. История происхождения этого народа тесно связана с первым прообразом государства.

Первые упоминания о русских

С пятого по восьмой век идет беспрерывная борьба восточных славян и кочевых племен, однако, несмотря на вражду, эти народы в будущем будут вынуждены сосуществовать.

К этому периоду славяне образовали 15 крупных межплеменных союзов, наиболее развитыми из которых были поляне и славяне, жившие в районе озера Ильмень. Усиление славян привело к тому, что они появляются во владениях Византии, именно оттуда поступают первые сведения о руссах, росах.

Вот почему русских назвали русскими, это производное от этнонима, который им дали византийцы и другие окружающие их народы. Были и другие близкие по транскрипции названия - русины, русь.

В этот хронологический период идет активный процесс формирования государственности, притом центров этого процесса было два - один в Киеве, другой в Новгороде. Но оба носили одинаковое название - Русь.

Почему русских назвали русскими

Так почему же этноним «руссы» и появились и в Поднепровье, и на северо-западе? После великого переселения народов славяне заняли огромные ареалы Центра и Востока Европы.

Среди этих многочисленных племен встречаются названия руссы, русины, рутены, руги. Достаточно напомнить, что русин сохранилась до нашего времени. Но почему именно это слово?

Ответ весьма прост, на языке славян слово "русый" означало светловолосый или просто светлый, а славяне по антропологическому типу выглядели именно так. Группа славян, проживающих первоначально на Дунае, при переселении на днепровские берега принесла и это название.

Оттуда берет начало терминология и происхождение "русский", руссы с течением времени превращаются в русских. Эта часть восточных славян оседает в районе современного Киева и прилегающих территорий. И приносят сюда это название, а так как они здесь закрепились, то и этноним устоялся, со временем он лишь немного видоизменился.

Появление русской государственности

Другая часть руссов занимала земли по южному побережью Балтийского моря, здесь они вытеснили германцев и балтов на запад, а сами постепенно переселялись на северо-запад, эта группа восточных славян имела уже князей и дружину.

И практически стояла в одном шаге от создания государства. Хотя существует версия о североевропейском происхождении термина «Русь» и связана она с норманнской теорией, согласно которой государственность славянам привнесли варяги, этим термином обозначали жителей Скандинавии, однако никаких подтверждений этому нет.

Прибалтийские славяне переселились в район озера Ильмень, а уже оттуда восточнее. Поэтому к девятому веку два славянских центра носят имя Русь, им и суждено стать соперниками в борьбе за господство, именно это дает новому народу происхождение. Русский человек - понятие, которым первоначально обозначали всех восточных славян, занимавших территории современных России, Украины и Белоруссии.

История русского народа в самом ее начале

Как уже говорилось выше, между Киевом и Новгородом в конце девятого века возникает острое соперничество. Причиной тому послужило ускорение социально-экономического развития и необходимость создания единого государства.

В этой схватке верх одержали северяне. В 882 году новгородский князь Олег собрал большое войско и пошел в поход на Киев, но силой взять город ему не удавалось. Тогда он пошел на хитрость и выдал свои ладьи за купеческий караван, воспользовавшись эффектом неожиданности, он убил киевских князей и занял киевский престол, объявив себя великим князем.

Так появляется древнерусское государство с единым верховным правителем, налогами, дружиной и судебной системой. А Олег становится основателем правивших в Руси-России до XVI века.

Именно тогда начинается история нашей страны и ее крупнейшего народа. Дело в том, что русские, история происхождения этого народа неразрывно связаны с украинцами и белоруссами, которые являются ближайшими этническими родственниками. И лишь в послемонгольский период обозначилось дробление единой основы, в результате которого появляются новые этнонимы (украинцы и белорусы), характеризующие новое положение вещей. Теперь ясно, почему русских назвали русскими.

Историки уже не первую сотню лет пытаются выяснить, кто такие русские и откуда они взялись, но единого верного ответа на этот вопрос пока что никто не нашел. Наиболее правдоподобных теорий с десяток, но каждая из них имеет свои недостатки, слабые места. Вполне возможно, что мы до сих пор так и не выяснили, где прародина славян и русского народа, так что каждый может верить в то, что считает наиболее вероятным.

Откуда произошли русские?

Ни для кого не секрет, что русские вышли из славян, но вот откуда появились, эти наши предки - загадка.

В связи с этим выдвигается ряд интересных теорий:

  1. Норманская.
  2. Скифская.
  3. Дунайская.
  4. Автохтонная.
  5. Гелленталя.

Кратко о каждой теории:

  • О первой теории слышал каждый, скандинавские вожди пришли к нам с северных земель , привели дружину и стали править. Но сложно поверить в то, что у живших у племен, проживающих на этой территории, не было собственного государственного устройства, культуры и обычаев.
  • Считать себя потомками скифов - один из самых приятных вариантов. Все же древнегреческие историки дали им слишком лестное описание. В правдивости этой идеи тоже можно усомниться, особенно если подойти к вопросу с точки зрения генетики.
  • Существует предположение, что все славянские племена пришли из-за Дуная , с территории Европы. Произошло это где-то полторы тысячи лет назад и с тех пор славяне прочно закрепились на новых территориях и активно исследовали Север и Восток.
  • Согласно четвертой теории , наши далекие предки были «коренными» обитателями тех территорий, на которых мы сегодня и проживаем. Где родились, там и пригодились.
  • А вот Гелленталь высказал занятную гипотезу. Если верить этому ученому, более 4 тысяч лет часть племен с территории современных Германии и Польши переселились в Восточную Европу. А 3 тысячи лет назад произошла миграция населения с Алтая, смешение двух этих групп и привело к появлению славян, а в дальнейшем и русских.

Откуда зародилась русская музыка?

С музыкой все гораздо проще. На территории современной России проживало огромное количество разрозненных племен, каждое из которых стремилось заполнить свою жизнь музыкой, наполнить ею торжественные события. Народной музыке, по меньшей мере, тысяча лет и она включает в себя:

  • Свадебные песни.
  • Танцевальные.
  • Обрядовые.
  • Календарные.
  • Лирические.

Народное творчество недаром называется устным, ведь передавалось оно из уст в уста, редко когда произведения фиксировались в письменной форме.

Так что источников, дошедших до нас из глубокой древности, не так уж много. По количеству песен и музыкальных инструментов можно лишь косвенно сделать вывод, что наши предки были музыкальными людьми.

Они использовали звучные мелодии не только для празднования торжеств, но и чтобы скрасить повседневную жизнь.

Откуда произошел русский язык?

А вот в истории русского языка выделяют три этапа:

Древнерусский

Старорусский

Национальный

Начал формироваться во время зарождения Киевской Руси.

Относительно недавний период, расцвет пришел на XIV-XVII столетие.

Уже в XVII веке русские стали формироваться как нация.

По правде говоря, имеет мало общего с современным русским языком.

Написание и произношение более похожи на современный язык.

Любой нации необходим язык, так что старорусский начал видоизменяться.

Использовался еще в дохристианскую эпоху.

Активно использовался в церковных службах.

Формирование языка практически завершено.

Даже в наше время появляются новые слова, вводятся новые правила и указываются совершенно новые особенности.

Русский язык не представляет собой некую застывшую субстанцию, он изменяется, согласно современным течениям. Но основа языка была заложена много столетий назад и она не меняется. Если бы сейчас встретились два русских человека из XVII и XXI века, нормально изъяснять они бы не смогли.

Но при этом, наш современник уловил бы суть высказываний предка, а вот у «путешественника из прошлого» было бы слишком много проблем с пониманием. Сейчас в русском языке слишком много зарубежных слов, да и без этого он сильно изменился за прошедшие столетия.

Современные исследования проблемы

Сейчас вошли в моду псевдонаучные статьи, касательно происхождения славян. И в них поднимается не только тема общего предка, но и на полном серьезе «исследователи» пытаются найти наиболее «достойного» потомка. На самом деле:

  • Процесс формирования наций запустился и пошел полным ходом всего столетия четыре назад.
  • До этого в основе самоидентификации лежала принадлежность к определенной территории, религии или общине.
  • Соседи всегда обладали очень схожей культурой, одной религией и называли себя практически одинаково, с небольшими отличиями.
  • Наши предки наверняка бы не поняли вражды и современного градуса напряженности.
  • Их абсолютно не волновал вопрос достоинства или не достоинства потомков, в суровые времена люди сталкивались с более насущными проблемами. Да хоть элементарного физического выживания.

К сожалению, эти простые факты сейчас многими игнорируются. Остается лишь надеяться, что в своих работах все исследователи будут опираться на исторические источники, а не писать то, что взбредет им в голову. Не сложно следовать моде, но ценность таких материалов стремится к нулю .

Общая прародина русских людей

До сих пор происхождение русских и всех славян вызывает ожесточенные споры:

  1. Скорее всего, мы зародились не на этой территории, а откуда-то пришли.
  2. В качестве исходной точки миграции называют Западную Европу, устье Дуная и регион Кавказа и Каспийского моря.
  3. Вполне возможно, что славяне образовались в результате смешения двух или более групп, которые массово мигрировали навстречу друг другу или в одном направлении.
  4. Вполне вероятно, что нашими отдаленными предками были индоевропейцы.
  5. На территории современной России находят древнеримские шлемы и прочие признаки Запада, так что с Европой наши предки были знакомы еще тысячи лет назад. Вопрос лишь в том, кто к кому «ходил в гости».
  6. Письменные источники древности дают противоречивую информацию, но сходятся они в одном - изначально славяне пришли откуда-то с Запада и двигались на Восток, осваивая новые земли.

Приятно было бы получить окончательный ответ на вопрос и узнать, где же находится та самая «малая Родина» всего народа. Но пока что приходится обходиться такими вот теориями.

Когда-то мы сможем узнать, кто такие русские и откуда они взялись. Но не стоит надеяться, что ученые назовут какое-то одно селение, скорее речь будет идти о территории, раскинувшейся на десятки тысяч квадратных километров.

Видео о появлении русских

В этом видео историк Анатолий Клесов расскажет, откуда по его мнению появились русские и кто они такие, к какой древней расе принадлежат, из каких народов сформировались они:

С ейчас существует огромное количество версий и гипотез о происхождении русского народа и первых веках нашей истории. Какая из них истинная - сказать невозможно. Ясно только, что русская история гораздо более древняя, чем считали историки-норманисты. Еще в дореволюционное время обращали внимание на то, что термин Русь упоминается гораздо раньше начала правления Рюрика в Новгороде. Точно так же остается невыясненным вопрос, кем же были русы и какое они имели отношение к славянским племенам, известным с первого столетия нашей эры. Ведь даже в сравнительно поздние времена Вещего Олега отличие славян от русов подчеркивается летописцами. Вариант первый: русы — это славяне. Тогда вопрос в том, русы - это отдельный род, племя или название людей определенной профессии, как, например, более поздние ушкуйники?

Вариант второй: русы - не славяне. Тогда кто? Германцы? Возможно, но не факт.

Историки насчитали в исторических материалах как минимум четыре прямых и восемь косвенных указаний на то, что до Киевской Руси существовало некое государство, носившее название русского, во главе которого стоял каган. Этот тюркский титул обозначает единоличного руководителя крупного государства и соответствует европейскому титулу императора. Это подчеркивает, что Русский каганат был независимым и довольно мощным образованием, способным самостоятельно определять свою политику. Однако его точное местоположение до сих пор неизвестно. Часть исследователей полагает, что он находился на севере Восточно-Европейской равнины, часть ученых считает, что это государство располагалось в районе Азовского моря.

По мнению Е.С. Галкиной (книга «Тайны Русского каганата»), центр этого государства находился в верховьях рек Ос-кол, Северский Донец и Дон. Русский историк и философ Сергей Перевезенцев называет это государство Аланской Русью и усматривает его истоки на Дону. Донецкий историк и публицист Алексей Иванов называет его Русским каганатом и очерчивает границы этого государства по линии Северский Донец - Дон — Азовское море на юго-востоке и Днепром на западе. Современная столица Украины также входила в состав этой цивилизации.

Долгое время господствовала версия, что это не отдельное государство, а часть Хазарского каганата. Это предположение сыграло роковую роль в изучении этой цивилизации. В советское время историческая наука Хазарский каганат практически не изучала. Естественно, что никто не изучал и историю, связанную с нашей территорией. Не изучается Русский каганат и в независимой Украине. А вот в России этому государству посвящаются статьи и целые книги. Еще в дореволюционное время обращали внимание на то, что термин «Русь» упоминается гораздо раньше начала правления Рюрика в Новгороде.

Сопоставив все имеющиеся исторические данные с археологическими находками, мы приходим к выводу, что Русским каганатом может быть только Салтовско-Маяцкая археологическая культура.

Это было одно из наиболее урбанизированных государств раннего Средневековья. Сейчас раскопано 25 городов, в некоторых из которых жило до ста тысяч человек. Для того времени это огромное население, ведь Париж в то время насчитывал всего двадцать тысяч жителей, а Киеве даже в XI веке жили не более сорока тысяч человек. Города Русского каганата были центрами торговли и ремесел. Особенно были развиты гончарное и ювелирное дело, металлургия. Русский каганат был торгово-военным государством, через которое проходили важные торговые маршруты из северной Европы в Византию и азиатские страны. Например, один из них начинался на южном побережье Балтики, затем шел по Днепру, Северскому Донцу, Дону и заканчивался на Северном Кавказе. Еще одна важная торговая артерия, которую контролировали русы, - это всем известный путь «Из варяг в греки». Вдобавок, Русский каганат имел выход в море и вел активную морскую торговлю. Основными экспортными товарами были оружие, ювелирные изделия и рабы. Такая активность не могла не раздражать Хазарский каганат, еще одно военно-торговое государство, стремившееся к контролю над торговыми путями. Судя по всему, отношения двух каганатов были очень напряженными. Видимо, определенное время сохранялся паритет, и граница проходила по Дону.

Согласно данным археологии, эта культура каганата была смешанной алано-славянско-тюркской. На первых порах (с VI и до начала VIII века) главенствовал аланский компонент. Аланы - это индоарийский ираноязычный народ, потомки сарматов и предки современных осетин. Нужно заметить, что наш край долгое время был в ареале расселения иранских племен. Сначала это были скифы, затем сарматы, роксоланы, ясы, аланы. Именно из тех времен и остался в нашем языке корень «дон», означавший «река», в названиях водных источников. Так что названия Дон, Севсрский Донец пришли к нам из глубины веков. Затем территорию лесостепной полосы (ныне северная часть Донбасса) начинают заселять славяне. Одновременно и иранцы двигались вглубь славянских земель. Возникает симбиоз иранцев и славян, и каганат вполне можно назвать сла-вянско-иранским государством. Кроме того, каганат населяли булгары, асы и даже выходцы из Скандинавии. К концу существования Русского каганата славяне составляли доминирующую часть его населения. И главное - они обладали высоким социальным статусом. Об этом можно судить по тому, что найденные славянские захоронения - это, как правило, богатые могилы.

Теперь, наверное, стоит рассмотреть происхождение термина Русь, русский. Корень «рус» - индоевропейского происхождения и означает «светлый, белый». Это значение оно сохранило в языке до наших дней. Например, в словах «русявый», «русоволосый», «заяц-русак» и так далее. Кроме того, этим термином обозначали знатный или главенствующий род. Вполне естественно, что этим словом в равной степени пользовались две ветви индоевропейцев - иранцы и славяне. Возможно, распространение самоназвания «салтовцев» как «рус», «русы» связано с названием нынешнего Северского Донца, который, по данным арабского источника «Худуа-аль-Алам», называли рекой Рус, то есть светлая или чистая река. Возможно, от наименования реки стали себя так именовать и жители каганата. Есть версия, что каганат получил свое название от аланского народа рухсов, потомков сарматского племени роксаланов (светлых аланов) и асов.

Вероятно, русы первоначально не были славянами, но были ассимилированы славянами, оставив им свое имя. Это не единственный подобный случай в истории. Вспомним хотя бы болгар, славянский народ, получивший имя от племени кочевников-тюрок.

Погиб Русский каганат в тридцатых годах девятого века, когда его территория была захвачена мадьярами (венграми), которые кочевали здесь до конца девятого века, а затем отправились на запад. После разгрома каганата часть оставшегося населения отошла на север в леса и ассимилировалась среди славянского племени северян. Возможно, благодаря этому и сохранилась топонимика нашего края. Часть беглецов переселилась в Приднепровье под защиту уцелевшего Киева.

Но особенно интересна судьба третьей группы выходцев из каганата. Вероятно, это были остатки профессиональной дружины. Они закончили свой поход в Прибалтике. Часть исследователей считает, что их новой родиной стало восточное побережье Балтийского моря, часть историков утверждает, что русы осели в Пруссии, где они вместе с местными племенами образовывают племенной союз, который называют Русия. Кроме того, есть версия об острове Сааремаа как о новом пристанище русов. Как бы то ни было, все исследователи согласны, что новое государство было в Прибалтике. В это время идет активное освоение славянами этих территорий. Им был необходим союзник на новых землях. Естественно, они обратили внимание на племенное образование, близкое им по языку, культуре. Так что, возможно, рус Рюрик, приглашенный со своей дружиной в Новгород, был не скандинавом, а выходцем из Русского каганата.

Если наша реконструкция истории Русского каганата базируется на археологии, гипотезах и разрозненных исторических сведениях, то Рюрик — это историческая личность. Его ближайшим сподвижником был Вещий Олег. У нас это имя обычно выводят из скандинавского имени Хелег, хотя логичнее его выводить от иранского Халег (творец, создатель, князь). Олег, став в 879 году регентом при малолетнем сыне Рюрика Игоре, организовывает поход на юг по Днепру. В 882 году Олег фактически без боя захватил Киев. Именно тогда и прозвучали слова «Киев - мать городов русских». Согласитесь, звучит более чем странно, если вслед за историками-норманистами считать Олега скандинавом. Но если Олег, как и киевляне, выходец из Русского каганата, то его поступок логичен. Вещий князь провозгласил начало возрождения своего древнего государства, но уже со столицей в Киеве. Кстати, киевский люд воспринимает приход Олега без особого возмущения. Не было ни бунтов, ни волнений. А ведь когда Рюрик стал княжить в Новгороде, там было восстание Вадима Храброго.

После утверждения в Киеве Олег установил свой контроль над племенами северян и радимичей, которые до этого платили дань хазарам. То есть Олег собирал вокруг Киева как раз те славянские племена, которые наиболее тесно контактировали с Русским каганатом. Стараниями Вещего Олега в начале десятого века образуется новое государство, которое объединяет земли Русского каганата и получает прежнее название Русь, а его правитель именует себя каганом. Этот титул перестал употребляться только при Ярославе Мудром.

Князь Святослав завершил начатое Олегом, совершив в 965 году победоносный поход на Хазарию. Он не только уничтожил это государство, но и начал возрождать Русский каганат путем новой славянской колонизации земель вдоль Дона и Донца, центром которых стал бывший хазарский город Сар-кел, переименованный Святославом в Белую Вежу (вежа - башня). Туда он пытается переселить славян, но ситуация была уже другой. Из Заволжья в наши степи приходят кочевники печенеги. После того, как их удалось разгромить в тридцатых годах одиннадцатого века, на их место пришли половцы. Кстати, Владимир Мономах совершил два десятка походов в степи, где располагался Русский каганат, буквально зачищая их от кочевников. Так что князья Киевской Руси не забывали о своей прародине. Но Киевская Русь уже вступила в период раздробленности, и у великих князей не было сил, чтобы удержать свои южные владения. Большинство славян во времена Владимира Мономаха переселилось обратно в Киевскую Русь. Оставшиеся частично были вырезаны половцами, взявшими приступом в 1 1 1 7 году Белую В е ж у, частично переселились в Тмутаракань. Небольшая часть славян, объединившись с представителями соседних народов (алан и тюрков), стали родоначальниками бродников - вольных воинов, ведших такой же образ жизни, как и казаки спустя четыреста лет.

Итак, подведем итоги. Русский каганат был первым прото-государством, в отношении которого был употреблен термин «русский». Наследие этого государства оказало впоследствии серьезное влияние и на Русь, и на образовавшиеся на ее территории государства. Очень много элементов из Русского каганата перешло в Русское государство. Это и титул властителей, и боги иранского происхождения в пантеоне славянских богов, и многочисленные слова с иранским корнем в нашем языке.

Русский каганат и Ярова Русь

Увлекательные лекции В.Чудинова о последних экспедициях и новых открытиях… Демонстрация и расшифровка надписей на предметах, найденных археологами в Русском каганате, на территории Вагрии, Скандии и Руси Славян… Чудинов Валерий Алексеевич Доктор философских наук, профессор ГУУ, академик РАЕН, председатель Комиссии РАН по культуре древней и средневековой Руси, директор Центра древней славянской письменности и культуры, писатель…