Чем занимался главный магистрат при петре 1. Что нового было введено в управление городами при Петре I: бурмистерские палаты, главный магистрат

Городовые магистраты, также часто именуемые в русской историографии городскими, впервые появились в нашей истории при Петре Первом в 1718 г. Их учреждение было связано с необходимостью, как считал Петр, перестройки городского сословного управления.

Следует заметить, однако, что реформы Петра начались с вопросов и дел ратных - с реорганизации русской армии по образцу уже существовавших к тому времени на Руси полков иноземного строя. В это время в русской армии вводится новый армейский устав, «Устав Вейде» (по имени автора, австрийского генерала на русской службе А.А. Вейде). И попутно и довольно успешно, решаются в это время же самое время вопросы русского военно-морского строительства. Причем, делалось это уже в условиях в тяжёлых условиях Северной войны со Швецией 1700 - 1721 гг.

Последнее обстоятельство, впрочем, совсем не помешало Петру в 1703 г. «прорубить» пресловутое «окно в Европу» - основать в устье Невы новую крепость и будущий стольный «град Петров», Санкт-Петербург, а в 1708 г. начать затяжную губернскую реформу. В ходе этой реформы территория будущей Российской Империи была разделена на восемь обширных губерний (правда, впоследствии число губерний Российской Империи увеличилось до 20). Любопытно, что в это же время (в 1708 г.) Петр занимается вопросами, казалось бы, и вовсе мелкими, незначительными - проводит реформу русского кирилличного шрифта, вводит в обращение т.н. гражданский шрифт, значительно упрощая начертание многих букв и исключая из кириллицы некоторые из них. Впрочем, последнее было лишь данью тогдашней моде на латиницу, и потому новый гражданский шрифт (т. е. шрифт, введённый для печати книг не церковного содержания) своими начертаниями напоминал шрифт, которым были выполнены современные Петру западноевропейские печатные издания.

Так постепенно, шаг за шагом, в 1718 г. дело дошло и до вопросов перестройки органов городского самоуправления. После полутора лет пробуксовки на ровном месте, главным образом, из-за разного рода бюрократических проволочек (и недостатка у Петра времени в связи с разными событиями на завершающем этапе Северной войны), в начале 1720 г. князю Трубецкому было поручено образовать магистрат в Петербурге. Причём руководствоваться Трубецкой должен был, по-видимому, резолюцией своего суверена 1718 г., гласившей «Учинить сие на основании рижского и ревельского регламента по всем городам». Под регламентом, в данном случае, следует понимать городской устав, то есть устав, который регламентировал (отсюда и «регламент») вопросы городского самоуправления. За образец же такого «регламента» Петр предлагал взять городские уставы Ревеля (нынешнего Таллина) и Риги. Стало быть, вслед за магистратом в Петербурге, по мысли Петра, такие же сословно-коллегиальные учреждения должны были появиться и в других городах.

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Только в начале 1721 г. будущий образцовый магистрат со званием Главного и подчинением непосредственно Сенату (высшему органу государственной и законодательной власти Российской Империи, который, в свою очередь, подчинялся непосредственной Императору) обзавёлся регламентом, по которому должны были быть обустроены остальные городовые магистраты. Инструкция этим городовым магистратам, тем не менее, увидела свет ещё через два с половиной года, да и только после того, как Пётр «ободрил» обер-президента Главного магистрата Трубецкого перспективой каторги.

Устройство нового магистратского управления соединялось с введением классового деления тяглого посадского населения на две гильдии и подлых людей. К первой были отнесены банкиры, так называемые «знатные» купцы, доктора и т. д. Во вторую вошли мелочные торговцы и цеховые ремесленники (цеховое устройство для простых ремесленников, кстати, было введено тогда же). В число подлых людей, то бишь в низший класс городского общества, был включен рабочий люд, добывавший средства к пропитанию чёрной работой и наймом и ни в коей мере не относившийся к категории «регулярных граждан», что особо оговаривалось магистратской инструкцией.

В крупных городах выборное магистратское присутствие составляли президент, несколько бурмистров (бургомистров), заменившие собой прежних «земских голов», и ратманы (младшие советники от нем. Rat [совет] и Mann [человек], звание и должность, заимствованные Петром из Риги). В городах помельче обходились и вовсе без президента.

Городовые магистраты обладали судебной властью в том же объеме, что и надворные суды, которые специализировались на уголовных и гражданских делах «низших сословий». Причём смертные приговоры находились в исключительной компетенции Главного магистрата, являвшегося к тому же ещё и высшей апелляционной инстанцией для городовых магистратов. Помимо судебных функций, на городовые магистраты были возложены административные функции надзора за городской полицией и городским же хозяйством, в т. ч. раскладка и сбор государственных податей и повинностей, возложенных на городское население. В сфере их деятельности находилась забота об умножении городских мануфактур и ремёсел, учреждение начальных школ, заведение богаделен, сиротских домов и т.д.

Главный магистрат был упразднён вскоре после смерти Петра, в 1727 г., и вновь восстановлен только в 1743 г. уже при его дочери, императрице Елизавете. Последовавший вслед затем целый ворох указов предписывал городовым магистратам исполнение требований полицейских властей и всемерное послушание губернаторам и воеводам, которые имели право в случаях неаккуратной уплаты сборов брать бурмистров под стражу.

После губернской реформы Екатерины Второй 1775 г., в ходе которой произошло разукрупнение российских губерний (новая сетка административно-территориального деления России состояла из 50 губерний вместо прежних 20), городовые магистраты небольших российских городов, продолжая подчиняться губернскому магистрату, составлялись из бурмистров и ратманов, избиравшихся сроком на три года местным купечеством и мещанами. Из судебно-административных учреждений петровских времён при Екатерине Второй они становятся сугубо судебными сословными учреждениями, под юрисдикцию которых подпадало городское торгово-промышленное население, т. е. те же самые купцы и мещане.

Конец истории городовых магистратов мы видим в эпоху великих преобразований Александра Второго, в 1866 г., во время очередной судебной реформы, когда судебная власть окончательно отделяется от административной. В тот год они были упразднены на всей территории Европейской России. Судебные дела, которые велись в городовых магистратах, были переданы в уездные суды, а дела административные (по хозяйственной части и городскому управлению) - в городские думы.

Удобная навигация по статье:

Реформа городского управления Петра I

В начале своего периода правления Пётр Первый пытался использовать систему местного управления, которая была сложена до него. При этом, он планировал вводить в неё собственные дополнения и элементы.

Суть и основные положения городской реформы Петра I

Десятого марта 1702 года царь подписывает один из главных указов будущей городской реформы, согласно которому отныне участие в управлении уездами могли осуществлять не только воеводы, но и выборные представители дворянства. Развивая интересы этого высшего сословия, которое выступало в качестве основы петровского абсолютистского государства во всех уездах создавались так называемые дворянские советы из нескольких представителей этого класса, которые там проживали. Спустя три года данный порядок приобрёл статус обязательного. По мнению Петра, такое внедрение в управление могло повысить эффективность работы.

Создание губерний и административных округов

Ещё спустя три года правитель подписывает указ, согласно которому Россия была разделена на восемь административных округов, которые были названы губерниями. В их список входили:

  • Сибирская;
  • Азовская;
  • Казанская;
  • Архангельская;
  • Смоленская;
  • Киевская;
  • А также Ингерманландская и Московская губерния.

Губернии, в свою очередь, разделялись на провинции во главе с воеводами, а те – на уезды или дистрикты.

Данное преобразование фактически изменило всю систему местного самоуправления. В качестве главной цели реформы выступало актуальное на тот момент обеспечение армии всеми необходимыми вещами. При этом, с распределёнными по губерниям армейскими полками устанавливалась прямая связь губерний через так называемый институт кригскомиссаров.

Данная реформа не только привела к сосредоточению всех административных и финансовых полномочий в руках местных губернаторов, но и сформировала огромную сеть бюрократических учреждений в которую входило большое количество чиновников.

Стоит отметить, что ещё в 1699 году для предоставления широкого спектра прав купечеству правитель планировал провести первую городскую реформу, которая впервые вводила в русском государстве элемент городского самоуправления.

При всём несовершенстве данная реформа имела принципиальное значение. Особенно, учитывая его заинтересованность в подъёме, по образу западных меркантилистов, городского торгово-промышленного класса. Таким образом, фактически была предпринята попытка наделить русские города собственными правами и статусом, вместе с собственной организацией, что, безусловно, приближало бы русские города к городам развитой западной Европы.

Создание бурмистерской палаты

Для достижения этой цели многие русские города выводились из-под власти воевод и их управление передавалось бурмистрам, которые избирались посадским населением этих городов. Царь Пётр открывает в Москве Бурмистерскую палату, которая совсем скоро стала называться Ратушей. Этот орган должен был регулировать работу местных бурмистров, которые ведали сборами и доставкой в Москву государственных пошлин, сборов и налогов.

Управление во всех других городах осуществлялось находящимися там земскими избами с бурмистрами. В начале второй городской реформы в 1720 году Пётр Первый создаёт в Петербурге по западноевропейскому образцу Главный магистрат, который регулировал деятельность городских магистратов, избираемых в больших русских городах.

Регламент 1721 года. Создание магистратов

Согласно регламенту, выпущенному в 1721 году Главным магистратом, все крупные города России разделялись на пять отдельных классов. При этом, сами жители городов отныне делились на две самостоятельные гильдии: людей низшего происхождения или же «подлых людей» и регулярных граждан.

Также, регулярные граждане, в свою очередь, делились на две гильдии. В первую входили:

  • серебряных дел мастера и иконописцы;
  • живописцы;
  • шкиперы купеческих судов;
  • аптекари;
  • доктора;
  • купцы;
  • банкиры.

Ко второй гильдии регулярных граждан относились:

  • мелкие торговцы;
  • сапожники;
  • портные;
  • столяры;
  • ремесленники.

Однако, такое деление горожан оказалось чисто формальным, ведь занимающиеся им военные ревизоры заботились, прежде всего, о повышении числа плательщиков подушной подати и довольно часто из-за этого включали в определённые гильдии людей, которые не имели к ним отношения.

Итоги городской реформы Петра I

В целом, городская петровская реформа, которую так долго планировал и воплощал в жизнь русский император Пётр Первый оказалась по факту незавершённой. При этом, многим из нововведений (к примеру, магистратам и губерниям) удалось надолго пережить их создателя и принести немалую пользу государству.

Ещё в период правления Петра усилилось противостояние между земскими и бюрократическими учреждениями, которые со временем полностью подчинил и подавил деятельность выборных органов местного самоуправления.

Схема: городская реформа Петра I (1699-1720 гг.)


Схема: система органов управления при Петра I

Видео-лекция: городская реформа Петра I

Тест по теме: реформа городского управления Петра I

Лимит времени: 0

Навигация (только номера заданий)

0 из 4 заданий окончено

Информация

Проверь себя! Исторический тест по теме: городская реформа Петра I

Вы уже проходили тест ранее. Вы не можете запустить его снова.

Тест загружается...

Вы должны войти или зарегистрироваться для того, чтобы начать тест.

Вы должны закончить следующие тесты, чтобы начать этот:

Результаты

Правильных ответов: 0 из 4

Ваше время:

Время вышло

Вы набрали 0 из 0 баллов (0 )

  1. С ответом
  2. С отметкой о просмотре

  1. Задание 1 из 4

    1 .

    В каком году был подписан один из главных указов будущей городской реформы Петра 1?

    Правильно

    Неправильно

  2. Задание 2 из 4

    2 .

    На сколько административных округов была разделена России в рамках городской реформы Петра 1?

    Правильно

    Неправильно

Вопрос о том, что нового было введено в управление городами при Петре І, является одной из главных тем в изучении курса истории России 18 века. Данную реформу следует рассматривать в контексте преобразовательной деятельности императора вообще, который ввиду нового статуса страны на международной арене и изменения ее внутриполитического уклада особое внимание уделял сфере управления не только в центре, но и на местах.

Предпосылки

Анализ того, что нового было введено в управление городами при первом императоре, следует начать с того, какие цели преследовал правитель при модернизации администрации и старой бюрократии. Военные нужды (на протяжении почти всего петровского царствования наша страна вела долгую войну со Швецией за выход к Балтийскому морю) требовали постоянных и регулярных налоговых поступлений в государственную казну. Именно поэтому правитель провел областную реформу, с этой же целью он занялся городским управлением. Впрочем, он также добивался некоторого расширения прав купечества, как бы в противовес высоким налогам, которыми их облагал. Но главной его задачей было обеспечить бесперебойное поступление налогов в казну для нужд армии и флота.

Первый этап

Тему «Что нового было введено в управление городами при Петре І» следует начать с обозначения двух этапов проведения данной реформы. Первый из них относится к 1699 году, когда будущий император ввел институт выборных бурмистров, которым отныне подчинялись посадские люди. Таким образом, они были изъяты из ведения воевод.

Новые должностные лица выбирались из купцов, так как именно они являлись основными собственниками в городах и, следовательно, главной категорией налогоплательщиков. Они имели прямой доступ к царю и могли обращаться к нему, минуя приказы. В городах создавались бурмистерские палаты, которые подчинялись московской ратуше. Главной задачей новых органов управления был сбор налогов и податей в государственную казну, а также контроль над судебными и торговыми делами собственников и производителей.

Второй этап

К Петр І вернулся в 1720 году. Примерно в это же время его правительство работало над областным управлением. Возможно, именно поэтому царь вернулся к непростому вопросу о городской администрации.

В упомянутом году был создан главный магистрат, который находился в столице и оттуда контролировал все городские органы. На местах создавались его отделения, которые комплектовались из бурмистров и ратманов. Поскольку война подходила к концу, то император озаботился о механизме функционирования новой системы в мирных условиях.

Теперь представители городских властей были обязаны не только собирать налоги и повинности, но и заботиться о благоустройстве вверенных им участков. Последнее обстоятельство особенно важно при определении, что нового было введено в управление городами в рассматриваемое время.

Отныне бурмистрам и ратманам вменялось в обязанность следить за безопасностью (то есть они должны были создавать полицейские органы), содержать больницы, школы, богадельни. Кроме того, население опять-таки в целях исправного сбора налогов было разделено на две гильдии: регулярную и нерегулярную. К первой относились собственники, ко второй - лица, не имевшие частного имущества.

Гильдии также имели свое управление. Их члены собирались на сходы и выбирали старшин. Те, кто был занят черной работой, избирали себе старост и десятских. Кроме того, по западноевропейскому образцу были созданы цеховые организации. Таким образом, первый император пытался стимулировать развитие городского самоуправления, однако эта реформа не имела успеха.

Результаты

Попытки Петра І ввести в стране самоуправление по образцу европейских стран не увенчалась успехам по одной весьма простой причине: магистраты не имели средств для того, чтобы справляться с возложенными на них обязанностями. Ведь все средства от сборов и налогов шли в государственную казну, в то время как собственных финансов города фактически не имели.

Тем не менее, показателен тот факт, что даже эта не слишком удачная реформа просуществовала до второй половины 19 века, что говорит о том, что она более или менее прижилась к условиям российской действительности, несмотря на то, что так и не привела к городскому самоуправлению.

Указом Петра I основан Главный Магистрат

Главный магистрат - центральное государственное учреждение в России, основанное в Санкт-Петербурге указом Петра I от 13 февраля 1720 года. Он был создан с целью централизации управления делами посадского населения на правах коллегии, став второй попыткой Петра в данном вопросе после Бурмистерской палаты. Прообраз современной администрации города.

Согласно указу, новый орган был призван «ведать всех купецких людей судом и о их делах доносить в Сенат, и рассыпанную сию храмину паки собрать». Его возникновение было связано с ростом торговли и промышленности, с возросшей ролью купечества в экономике страны.

Главный магистрат подчинялся непосредственно царю и Сенату, имел ряд смежных функций с Мануфактур-коллегией и Коммерц-коллегией. Возглавлял его обер-президент из дворян, которого назначал царь. Первым обер-президентом - стал князь Юрий Трубецкой. Под его началом находилось магистратское правление, которое состояло из бургомистров и ратсгеров из числа крупнейших купцов. Главный магистрат был главным начальственным учреждением над городскими магистратами других русских городов.

Через год, в январе 1721 года, был утвержден «Регламент, или Устав Главного магистрата», определивший его состав и функции. По Регламенту все горожане делились на «регулярных граждан», которые входили в гильдии и цехи, и «подлых» - тех, кто работал по найму и на «черных работах». В ведении магистрата находились торговые, ремесленные и другие права горожан - их переход из города в город, возврат выбывших из посадов и устройство ярмарок.

Руководство Главного магистрата над городовыми, учрежденными на местах, заключалось в координации работы всех магистратов, приеме жалоб на их постановления и апелляции на их судебные решения. Также он осуществлял контроль за распределением финансов в городах, ведал распределением и сбором податей, налогов и повинностей. С 1722 года косвенные сборы были оставлены в ведении городских магистратов.

Довольно быстро Городские магистраты - эти сословные органы местного управления торгово-промышленным населением - стали главными органами бюрократического аппарата петровской империи, поскольку опирались, хотя и в ограниченной степени, на сословное представительство на местах. Руководство городских магистратов - включавшее президента, 4 бургомистров, 2 ратманов - выбиралось из числа наиболее состоятельных горожан.

В Санкт-Петербурге Главный магистрат выполнял функции и городского магистрата. В царствование Петра I он был главным органом городского управления, сосредоточившим в своих руках контроль за основными областями жизни российской столицы, - контролировал организации гильдий, цехов, содействовал развитию ремесел, торговли, мануфактур, городского хозяйства, осуществлял функции суда для торгово-промышленного населения.

Главный магистрат был упразднен в 1727 году указом Верховного тайного совета и временно заменен Ратушей, вновь создан в мае 1743 года как Контора Главного магистрата, но переведен в Москву. По предписанию Сената Главный магистрат стал подчиняться губернским властям и полиции. С 1775 года он стал почти исключительно судебным учреждением, рассматривал уголовные и гражданские дела лиц из купеческого и мещанского сословий. Екатерина II окончательно ликвидировала Главный магистрат в 1782 году.

... читать ещё >

Как главное начальственное учреждение над городовыми магистратами других городов .

В Санкт-Петербурге Главный магистрат выполнял функции городского магистрата, во главе его стоял обер-президент, члены Главного магистрата (4 бургомистра и 2 ратмана) избирались из числа наиболее состоятельных горожан. Главный магистрат осуществлял контроль за распределением финансов в городах, раскладкой и сбором податей и сборов . Косвенные сборы (таможенные , солевые , кабацкие и пр.) с 1722 года оставлены в ведении городских магистратов. Главный магистрат контролировал также действия полиции и исполнение городскими магистратами возложенных на них полицейских функций.

Утверждению Главного магистрата подлежали все гражданские и уголовные дела , которые велись городскими магистратами. Для решения сложных дел Главный магистрат сносился с Сенатом . Главный магистрат не подчинялся распоряжениям Камер-коллегии и других коллегий, что было обязательным для городских магистратов. В царствование Петра I Главный магистрат был главным органом городского управления, сосредоточившим в своих руках контроль за основными областями жизни Санкт-Петербурга.

Напишите отзыв о статье "Главный магистрат"

Литература

  • Дитятин И. И. . - СПб. , 1875.. - Т. 1. - С. 199-248.

Отрывок, характеризующий Главный магистрат

– В котором часу началось сражение? – спросил император.
– Не могу донести вашему величеству, в котором часу началось сражение с фронта, но в Дюренштейне, где я находился, войско начало атаку в 6 часу вечера, – сказал Болконский, оживляясь и при этом случае предполагая, что ему удастся представить уже готовое в его голове правдивое описание всего того, что он знал и видел.
Но император улыбнулся и перебил его:
– Сколько миль?
– Откуда и докуда, ваше величество?
– От Дюренштейна до Кремса?
– Три с половиною мили, ваше величество.
– Французы оставили левый берег?
– Как доносили лазутчики, в ночь на плотах переправились последние.
– Достаточно ли фуража в Кремсе?
– Фураж не был доставлен в том количестве…
Император перебил его.
– В котором часу убит генерал Шмит?…
– В семь часов, кажется.
– В 7 часов. Очень печально! Очень печально!
Император сказал, что он благодарит, и поклонился. Князь Андрей вышел и тотчас же со всех сторон был окружен придворными. Со всех сторон глядели на него ласковые глаза и слышались ласковые слова. Вчерашний флигель адъютант делал ему упреки, зачем он не остановился во дворце, и предлагал ему свой дом. Военный министр подошел, поздравляя его с орденом Марии Терезии З й степени, которым жаловал его император. Камергер императрицы приглашал его к ее величеству. Эрцгерцогиня тоже желала его видеть. Он не знал, кому отвечать, и несколько секунд собирался с мыслями. Русский посланник взял его за плечо, отвел к окну и стал говорить с ним.
Вопреки словам Билибина, известие, привезенное им, было принято радостно. Назначено было благодарственное молебствие. Кутузов был награжден Марией Терезией большого креста, и вся армия получила награды. Болконский получал приглашения со всех сторон и всё утро должен был делать визиты главным сановникам Австрии. Окончив свои визиты в пятом часу вечера, мысленно сочиняя письмо отцу о сражении и о своей поездке в Брюнн, князь Андрей возвращался домой к Билибину. У крыльца дома, занимаемого Билибиным, стояла до половины уложенная вещами бричка, и Франц, слуга Билибина, с трудом таща чемодан, вышел из двери.
Прежде чем ехать к Билибину, князь Андрей поехал в книжную лавку запастись на поход книгами и засиделся в лавке.
– Что такое? – спросил Болконский.
– Ach, Erlaucht? – сказал Франц, с трудом взваливая чемодан в бричку. – Wir ziehen noch weiter. Der Bosewicht ist schon wieder hinter uns her! [Ах, ваше сиятельство! Мы отправляемся еще далее. Злодей уж опять за нами по пятам.]
– Что такое? Что? – спрашивал князь Андрей.
Билибин вышел навстречу Болконскому. На всегда спокойном лице Билибина было волнение.
– Non, non, avouez que c"est charmant, – говорил он, – cette histoire du pont de Thabor (мост в Вене). Ils l"ont passe sans coup ferir. [Нет, нет, признайтесь, что это прелесть, эта история с Таборским мостом. Они перешли его без сопротивления.]