Медный всадник в сокращении читать онлайн. «Медный всадник

В Петербурге, через 100 лет, после его основания Петром I жил бедный человек - Евгений. Как-то вечером, в ноябре, он пришёл домой и задумался о том, что если воды ещё немного прибудет, то он не сможет видеться со своей возлюбленной - Парашей, которая жила на другом берегу Невы. Он хотел на ней жениться, завести деток, жить тихой семейной жизнью. Его опасения сбылись, на следующий день Нева затопила близлежащие улицы. Когда вода спала, Евгений поспешил к Параше, так как очень опасался за её домик, который стоял около реки. К его ужасу, домика на месте не оказалось, его смыла вода. Разум Евгения не выдержал потрясения, и он лишился рассудка. Скитаясь и побираясь, он однажды вышел к медному всаднику. Решив, что в его бедах виноват Пётр I, он начала грозить и выговаривать ему. Вдруг Евгению показалось, что Пётр смотрит на него. В страхе он побежал, но вдруг услышал за собой стук копыт. В дальнейшем он всегда обходил этот памятник стороной. Как-то весной на пустынном острове нашли тело Евгения около входа в ветхий домик, принесённого туда наводнением. Его сразу похоронили.

«На берегу пустынных волн» Невы стоит Петр и думает о городе, который будет здесь построен и который станет окном России в Европу. Прошло сто лет, и город «из тьмы лесов, из топи блат / Вознесся пышно, горделиво». Творенье Петра прекрасно, это торжество гармонии и света, пришедшее на смену хаосу и тьме.

Ноябрь в Петербурге дышал холодом, Нева плескалась и шумела. Поздним вечером возвращается домой в свою каморку в бедном районе Петербурга, называемом Коломной, мелкий чиновник по имени Евгений. Когда-то род его был знатен, но сейчас даже воспоминание об этом стерлось, а сам Евгений дичится знатных людей. Он ложится, но не может заснуть, развлеченный мыслями о своем положении, о том, что с прибывающей реки сняли мосты и что это на два-три дня разлучит его с возлюбленной, Парашей, живущей на другом берегу. Мысль о Параше рождает мечты о женитьбе и о будущей счастливой и скромной жизни в кругу семьи, вместе с любящей и любимой женой и детьми. Наконец, убаюканный сладкими мыслями, Евгений засыпает.

«Редеет мгла ненастной ночи / И бледный день уж настает…» Наставший день приносит страшное несчастье. Нева, не одолев силы ветра, преградившего ей путь в залив, хлынула на город и затопила его. Погода свирепела все больше, и скоро весь Петербург оказался под водой. Разбушевавшиеся волны ведут себя, как солдаты неприятельской армии, которая взяла город штурмом. Народ видит в этом Божий гнев и ждет казни. Царь, правивший в тот год Россией, выходит на балкон дворца и говорит, что «с Божией стихией / Царям не совладеть».

В это время на Петровой площади верхом на мраморном изваянии льва у крыльца нового роскошного дома сидит недвижный Евгений, не чувствуя, как ветер сорвал с него шляпу, как поднимающаяся вода мочит его подошвы, как дождь хлещет ему в лицо. Он смотрит на противоположный берег Невы, где совсем близко от воды живут в своем бедном домишке его возлюбленная со своей матерью. Как будто околдованный мрачными мыслями, Евгений не может сдвинуться с места, а спиной к нему, возвышаясь над стихией, «стоит с простертою рукою кумир на бронзовом коне».

Но вот наконец Нева вошла в берега, вода спала, и Евгений, замирая душой, спешит к реке, находит лодочника и переправляется на другой берег. Он бежит по улице и не может узнать знакомых мест. Все разрушено наводнением, кругом все напоминает поле сражения, валяются тела. Евгений спешит туда, где стоял знакомый домик, но не находит его. Он видит иву, росшую у ворот, но нет самих ворот. Не в силах перенести потрясения, Евгений захохотал, лишившись рассудка.

Новый день, встающий над Петербургом, уже не находит следов давешних разрушений, все приведено в порядок, город зажил привычной жизнью. Лишь Евгений не устоял против потрясений. Он скитается по городу, полный мрачных дум, и в ушах его все время раздается шум бури. Так в скитаниях проводит он неделю, месяц, бродит, питается подаянием, спит на пристани. Злые дети бросают ему камни вслед, а кучера хлещут плетьми, но, кажется, он ничего этого не замечает. Его все еще оглушает внутренняя тревога. Однажды ближе к осени, в ненастную погоду, Евгений просыпается и живо вспоминает прошлогодний ужас. Он встает, торопливо бродит и внезапно видит дом, перед крыльцом которого стоят мраморные изваяния львов с поднятыми лапами, и «над огражденною скалою» на бронзовом коне сидит всадник с простертою рукой. Мысли Евгения внезапно проясняются, он узнает это место и того, «чьей волей роковой / Под морем город основался…». Евгений обходит вокруг подножия памятника, дико глядя на изваяние, он чувствует необычайное волнение и гнев и в гневе грозит памятнику, но вдруг ему показалось, что лицо грозного царя обращается к нему, а в глазах его сверкает гнев, и Евгений бросается прочь, слыша за собой тяжелый топот медных копыт. И всю ночь несчастный мечется по городу и ему кажется, что всадник с тяжелым топотом скачет за ним повсюду. И с этой поры, если случалось ему проходить по площади, на которой стоит изваяние, он смущенно снимал перед ним картуз и прижимал руку к сердцу, как бы прося прощения у грозного истукана.

На взморье виден малый пустынный остров, куда иногда причаливают рыбаки. Наводненье занесло сюда пустой ветхий домишко, у порога которого нашли труп бедного Евгения и тут же «похоронили ради Бога».

Пётр Первый – незаурядный правитель, гений своего времени, сумевший воплотить в реальность оригинальный замысел: расширить границы укрепить флот и построить новую столицу в такой местности, о которой никто другой не посмел бы мечтать. В поэме он предстаёт в двух образах: живым и мечтающим и памятником, хранящим образ могущественного царя.

Евгений – молодой человек, по статусу бедный военный, который мечтал о хорошей жизни с любимой девушкой. Из-за случившейся трагедии потерял рассудок.

Поэма «Медный всадник» носит величественный и трагический характер. После торжественного дифирамба в честь Петербурга Александр Сергеевич Пушкин показывает и другую сторону этого великолепия – цену жертв, принесённых и скрытых под водами Невы и истории. И всё же шедевр, созданный могучим умом Петра, заставляет смириться и принять, как данность, что красота и величие требует жертв.

Вступление. Ода

«Природой здесь нам суждено В Европу прорубить окно».

Свою поэму А. С. Пушкин начинает с мечты. С мечты Великого русского императора, ставшего для России символом перемен и возрождения величия. Стоя на берегу Невы, видя лишь пустынный, топкий берег, да тёмный лес, Пётр увидел мечту, новый город в новой империи. Фундамент новой столицы будет заложен на грандиозных победах над шведами и над северной природой. С последней борьба будет нелёгкой и продолжительной, но всё же мечта Великого Петра окажется сильнее. «Окно в Европу» – именно так назовут Петербург, когда царь расширит границы России, укрепив её могущество морским флотом.

«Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид, Невы державное теченье, Береговой ее гранит».

Да, прекрасный Петербург был целиком творением Петра, его замыслом, его детищем. Прошло сто лет, и он своей красотой, мостами, садами, дворцами затмил сестру Москву, став столицей. Пушкин говорит о том, что вечерний вид города, пустынных улиц вдохновляет его писать, сочинять, рождает в нём воспоминания весёлых дней и гордость за торжество и непоколебимость России.

Ода городу – это лишь вступление к основному повествованию. Автор предупреждает, о том, что рассказ его будет печален.

Часть первая. Наводнение.

Петроград омрачён ноябрьской непогодой. Штормило, и Нева была неспокойна. На фоне этих ненастий появляется Евгений – молодой человек и главный герой. Евгений военный, он служит. И в этот вечер вместе с непогодой его осаждают волнения. О чём же он думал? Он был беден, ему трудно приходилось добывать и «независимость и честь». Также юноша размышлял о том, что есть люди, которым в жизни везёт больше. Затем его мысли перетекают в более приятное русло дел сердечных: любимая девушка Параша, женитьба свой дом, ребятишки – под эти сладостные мысли и звуки дождя он засыпает.

Ночная буря усилилась, своевольная Нева вышла из берегов и своим безудержным потоком она топила и проникала в каждый дом, отнимая имущество богачей и пожитки бедняков.


Предлагаем ознакомиться с национального русского поэта и прозаика, чьи произведения читают уже почти два века.

За разыгравшейся стихией наблюдает русский царь. Он печален и смущён, следя за размерами катастрофы и уже предвидя её последствия. Его генералы уже в действии, спасая всё что возможно. Евгений ошеломлён, страх парализовал его, вокруг него вода и обломки, а где-то там ветхий домик и его Параша.

Часть вторая. Безумие

Уход воды автор сравнивает с возвращением разбойников с награбленной добычей. Ещё не стихли её «голоса», а наш Евгений уже спешит на другой берег. В этом ему помогает перевозчик, который бесстрашно борется с бурными волнами, гребёт, полагаясь на свой опыт.

Вокруг Евгений видит страшные разрушения.

«Всё перед ним завалено;
Что сброшено, что снесено;
Скривились домики, другие
Совсем обрушились, иные
Волнами сдвинуты; кругом,
Как будто в поле боевом,
Тела валяются».

Что он увидит впереди – как «запечатанное письмо», которое хочется поскорее открыть и в то же время пугает неизвестность. Одна лишь ива …. свидетельница ужасной трагедии поведала обезумевшему от горя Евгению о том, как потерял он свою Парашу.

«…Утра луч
Из-за усталых, бледных туч
Блеснул над тихою столицей
И не нашел уже следов
Беды вчерашней; багряницей
Уже прикрыто было зло.
В порядок прежний всё вошло.
Уже по улицам свободным
С своим бесчувствием холодным
Ходил народ».

И только лишь Евгений не смог вернуться к прежней жизни. В его спутанном сознании продолжает завывать буря и бурлить вода. Он стал бродягой, вечным скитальцем. Спал на мостовой, питался подаянием. Евгений стал призраком той бури, того ненастья в одночасье разрушившим его жизнь. Бродя в беспамятстве по улицам Петербурга, он возвращается туда, где настигло его бедствие. Два бронзовых льва и он – памятник творцу этого сурового северного города – Медный всадник.


На миг в его сознании всё проясняется, он вспоминает тот день и бурю, и потоп, и Медного всадника с простёртой рукой. Вновь дикие фантастические картины затуманивают его рассудок. Во всём виновен, он Великий Пётр… он даже грозит ему. Но даже в его безумных видениях самодержавец остаётся грозным повелителем, и призрак Медного всадника преследует беднягу повсюду. Однажды он его настигнет, того кто посмел усомниться в величии замысла и презрено отнестись к его детищу.

«Домишко ветхой.
Над водою
Остался он как черный куст.
Его прошедшею весною
Свезли на барке. Был он пуст
И весь разрушен. У порога
Нашли безумца моего,
И тут же хладный труп его
Похоронили ради Бога».

Анализ произведения: кто виноват?

Образ Евгения – сложный и противоречивый, хотя его можно понять, ведь главный герой потерял любимую девушку, Парашу. В своей огромной беде он ищет виноватого – и постепенно в воспаленном сознании всплывает образ Петра Великого, чья скульптура тревожит взор страдальца. Увы, мало-помалу Евгений сходит с ума. Ему хочется скрыться от мнимого преследования Медного всадника, и, в конце концов, юноша погибает. Увы, он не смог смириться с тяжелой судьбой, с потерей любимой. Но кто виноват в этом? Неужели царь? Нет! Или все-таки нерассудительность самого Евгения, позволившего отчаянию настолько завладеть им? На эти вопросы вдумчивый читатель сможет ответить сам и не судить строго главного героя поэмы, на долю которого выпало такое тяжелое горе.

Медный всадник

"На берегу пустынных волн" Невы стоит Петр и думает о городе, который будет здесь построен и который станет окном России в Европу. Прошло сто лет, и город "из тьмы лесов, из топи блат/Вознесся пышно, горделиво". Творенье Петра прекрасно, это торжество гармонии и света, пришедшее на смену хаосу и тьме.

Ноябрь в Петербурге дышал холодом, Нева плескалась и шумела. Поздним вечером возвращается домой в свою каморку в бедном районе Петербурга, называемом Коломной, мелкий чиновник по имени Евгений. Когда-то род его был знатен, но сейчас даже воспоминание об этом стерлось, а сам Евгений дичится знатных людей. Он ложится, но не может заснуть, развлеченный мыслями о своем положении, о том, что с прибывающей реки сняли мосты и что это на два-три дня разлучит его с возлюбленной, Парашей, живущей на другом берегу.

Мысль о Параше рождает мечты о женитьбе и о будущей счастливой и скромной жизни в кругу семьи, вместе с любящей и любимой женой и детьми. Наконец, убаюканный сладкими мыслями, Евгений засыпает.

"Редеет мгла ненастной ночи/И бледный день уж настает..." Наставший день приносит страшное несчастье. Нева, не одолев силы ветра, преградившего ей путь в залив, хлынула на город и затопила его. Погода свирепела все больше, и скоро весь Петербург оказался под водой. Разбушевавшиеся волны ведут себя, как солдаты неприятельской армии, которая взяла город штурмом. Народ видит в этом Божий гнев и ждет казни. Царь, правивший в тот год Россией, выходит на балкон дворца и говорит, что "с Божией стихией/Царям не совладеть".

В это время на Петровой площади верхом на мраморном изваянии льва у крыл....

Александр Сергеевич Пушкин

«Медный всадник»

«На берегу пустынных волн» Невы стоит Петр и думает о городе, который будет здесь построен и который станет окном России в Европу. Прошло сто лет, и город «из тьмы лесов, из топи блат / Вознёсся пышно, горделиво». Творенье Петра прекрасно, это торжество гармонии и света, пришедшее на смену хаосу и тьме.

Ноябрь в Петербурге дышал холодом, Нева плескалась и шумела. Поздним вечером возвращается домой в свою каморку в бедном районе Петербурга, называемом Коломной, мелкий чиновник по имени Евгений. Когда-то род его был знатен, но сейчас даже воспоминание об этом стёрлось, а сам Евгений дичится знатных людей. Он ложится, но не может заснуть, развлечённый мыслями о своём положении, о том, что с прибывающей реки сняли мосты и что это на два-три дня разлучит его с возлюбленной, Парашей, живущей на другом берегу. Мысль о Параше рождает мечты о женитьбе и о будущей счастливой и скромной жизни в кругу семьи, вместе с любящей и любимой женой и детьми. Наконец, убаюканный сладкими мыслями, Евгений засыпает.

«Редеет мгла ненастной ночи / И бледный день уж настает…» Наставший день приносит страшное несчастье. Нева, не одолев силы ветра, преградившего ей путь в залив, хлынула на город и затопила его. Погода свирепела все больше, и скоро весь Петербург оказался под водой. Разбушевавшиеся волны ведут себя, как солдаты неприятельской армии, которая взяла город штурмом. Народ видит в этом Божий гнев и ждёт казни. Царь, правивший в тот год Россией, выходит на балкон дворца и говорит, что «с Божией стихией / Царям не совладеть».

В это время на Петровой площади верхом на мраморном изваянии льва у крыльца нового роскошного дома сидит недвижный Евгений, не чувствуя, как ветер сорвал с него шляпу, как поднимающаяся вода мочит его подошвы, как дождь хлещет ему в лицо. Он смотрит на противоположный берег Невы, где совсем близко от воды живут в своём бедном домишке его возлюбленная со своей матерью. Как будто околдованный мрачными мыслями, Евгений не может сдвинуться с места, а спиной к нему, возвышаясь над стихией, «стоит с простёртою рукою кумир на бронзовом коне».

Но вот наконец Нева вошла в берега, вода спала, и Евгений, замирая душой, спешит к реке, находит лодочника и переправляется на другой берег. Он бежит по улице и не может узнать знакомых мест. Все разрушено наводнением, кругом все напоминает поле сражения, валяются тела. Евгений спешит туда, где стоял знакомый домик, но не находит его. Он видит иву, росшую у ворот, но нет самих ворот. Не в силах перенести потрясения, Евгений захохотал, лишившись рассудка.

Новый день, встающий над Петербургом, уже не находит следов давешних разрушений, все приведено в порядок, город зажил привычной жизнью. Лишь Евгений не устоял против потрясений. Он скитается по городу, полный мрачных дум, и в ушах его все время раздаётся шум бури. Так в скитаниях проводит он неделю, месяц, бродит, питается подаянием, спит на пристани. Злые дети бросают ему камни вслед, а кучера хлещут плетьми, но, кажется, он ничего этого не замечает. Его все ещё оглушает внутренняя тревога. Однажды ближе к осени, в ненастную погоду, Евгений просыпается и живо вспоминает прошлогодний ужас. Он встаёт, торопливо бродит и внезапно видит дом, перед крыльцом которого стоят мраморные изваяния львов с поднятыми лапами, и «над ограждённою скалою» на бронзовом коне сидит всадник с простёртою рукой. Мысли Евгения внезапно проясняются, он узнает это место и того, «чьей волей роковой / Под морем город основался…». Евгений обходит вокруг подножия памятника, дико глядя на изваяние, он чувствует необычайное волнение и гнев и в гневе грозит памятнику, но вдруг ему показалось, что лицо грозного царя обращается к нему, а в глазах его сверкает гнев, и Евгений бросается прочь, слыша за собой тяжёлый топот медных копыт. И всю ночь несчастный мечется по городу и ему кажется, что всадник с тяжёлым топотом скачет за ним повсюду. И с этой поры, если случалось ему проходить по площади, на которой стоит изваяние, он смущённо снимал перед ним картуз и прижимал руку к сердцу, как бы прося прощения у грозного истукана.

На взморье виден малый пустынный остров, куда иногда причаливают рыбаки. Наводненье занесло сюда пустой ветхий домишко, у порога которого нашли труп бедного Евгения и тут же «похоронили ради Бога».

Берег шумливой Невы, на которой стоит Пётр. Он думает о городе, который будет построен и откроет окно России в Европу.

Ноябрьские дни в Петербурге навевали холодом. Нева шумела и плескалась, словно предупреждала о чём-то. Поздним вечером, возвращаясь в свою комнатку, которая находилась в самом бедном районе Петербурга, с названием Коломна, мелкий чиновник Евгений. В старые времена его род был очень знатен и богат, но сам Евгений сторонится знатных людей. Он долго думает о своём положении, что с пребывающей реки убрали мост, а это на два дня разлучит его с девушкой Парашей, которая живёт на другом берегу. Сладкие мечты о супружеской жизни в кругу семьи и о детях унесли его далеко. Задумавшись, он, убаюканный сладкими мыслями, засыпает.

Этот день принёс всем огромные несчастья. Нева хлынула на город, затопив его. Погода свирепствовала на ходу. И волны разбушевавшейся Невы брали город штурмом. Народ винит себя в том, что прогневили Бога, и теперь сбываются наказания.

На Петровской площади сидит Евгений. Он не чувствует, как ветер сорвал шляпу с его головы, как мочит подошву его ботинок, как хлещет дождь в лицо и за воротник его сюртука. Он смотрит на другой берег Невы, где живёт в своём дряхлом доме его девушка с матерью. Евгений не может сдвинуться с места, а спиной к нему, возвышаясь над стихией, стоит медный всадник с вытянутой рукой на бронзовом коне.

Утих понемногу ветер и вода спала. Евгений с тревожным сердцем спешит к реке Неве. Переправившись на другой берег, он не узнаёт знакомые места. Кругом всё разрушено и развалено. Там, где стоял дом, пусто. А у ворот, где росла ива, нет и самих ворот. От пережитых потрясений он стал громко смеяться, лишившись рассудка.

Всё с новым днём изменилось. Всё убрали и починили. Евгений ходит по городу, а в ушах ещё стоит шум волн. Он мрачно бродит около пристани, словно что-то ищет. Детвора, завидев его, начинает дразнить и кидать камни в след, кучера прогоняют прочь. Вот он увидел то место, где стоит бронзовый конь, а на нём грозный царь сидит. От волнения Евгений бежит.

С тех пор, проходя по пощади, где стоит памятник, Евгений снимает свой картуз и просит прощения. К небольшому острову иногда причаливают рыбаки, где наводнением был занесён дом, у порога, которого и нашли тело Евгения.

Сочинения

Анализ поэмы А. С. Пушкина «Медный всадник» Конфликт личности и государства в поэме А. С. Пушкина «Медный всадник» Образ Евгения в поэме А. С. Пушкина «Медный Всадник» Образ Медного Всадника в одноименной поэме А. С. Пушкина Образ Петербурга в поэме А. С. Пушкина «Медный всадник» Образ Петра Великого в поэме А. С. Пушкина «Медный всадник» Образ царя Петра I в поэме А. С. Пушкина «Медный всадник» Сюжет и композиция поэмы А. С. Пушкина «Медный всадник» Трагедия маленького человека в поэме А. С. Пушкина «Медный всадник» Образ Петра I Проблема личности и государства в поэме Пушкина «Медный всадник» Образ Петербурга в поэме Пушкина "Медный всадник" Образ Петра в поэме Александра Пушкина “Медный всадник” Образ стихии в поэме "Медный всадник" Правда Евгения и правда Петра (по поэме Пушкина «Медный всадник») Краткий анализ поэмы Пушкина «Медный всадник» Образ Евгения в поэме Александра Пушкина "Медный всадник" Конфликт в поэме А. С. Пушкина «Медный всадник» Петербург глазами А. С. Пушкина по поэме «Медный всадник» Проблема личности и государства в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник» Герои и проблематика поэмы А. С. Пушкина «Медный всадник» Конфликт частного человека и государстваВерсия для мобильных Конфликт личности и государства в поэме Пушкина "Медный всадник"