Уроки по физической культуре всегда связаны с повышенным риском травматизма. Это накладывает на учителя по физкультуре высокие требования к исполнению техники безопасности. Преподаватель, а также каждый ученик должны неукоснительно придерживаться установленных правил. Руководство учебного заведения обязано обеспечить соответствие нормативам безопасности спортивный зал, открытую спортивную площадку, а также спортивный инвентарь и любое дополнительное оборудование использующееся на уроках. В случае если преподаватель физкультуры обнаружил несоответствие каких-либо объектов, связанных с занятиями, установленным нормам, он должен незамедлительно уведомить об этом руководство школы и прекратить использовать их в уроках до устранения опасности. Техника безопасности на уроках физкультуры предполагает, что ученики с ней будут ознакомлены еще до того как приступят к занятиям. Правила техники безопасности направлены на минимизацию травматизма во время уроков и обязательны к выполнению всеми участниками процесса обучения. Во время проведения занятий по физкультуре вероятно воздействие на обучающихся таких факторов: травмы при падении на твердом покрытии или грунте, травмы при нахождении в секторе броска, травмы вследствие плохой разминки, травмы при столкновении и нарушении правил спортивных игр или обращения со спортивным инвентарем. Для минимизации рисков необходимо придерживаться техники безопасности; К занятиям по физической культуре допускаются только ученики, которые прошли инструктаж по технике безопасного поведения; На уроках по физической культуре участвуют только ученики, которые имеют соответствующих уровень допуска из медицинского учреждения и предоставили преподавателю документ; Ученики, имеющие полное либо частичное освобождение от занятий по физкультуре, должны присутствовать на уроке. После болезни ученики обязаны предоставить преподавателю справку из медицинского учреждения; Учащиеся для занятий по физической культуре обязаны иметь при себе чистую спортивную обувь и спортивную форму, которые должны соответствовать месту проведения занятий. В случае если урок проводится на улице, спортивная одежда и обувь должна соответствовать текущим погодным условиям; На занятиях физкультуры запрещено жевать жевательную резинку или употреблять пищу; После физической нагрузки ученикам нельзя пить холодную воду во избежание простудных заболеваний.
Вводный инструктаж по мерам безопасности для учащихся по предмету «Физическая культура»
Учащийся должен: - пройти медицинский осмотр и заниматься в той медицинской группе, к которой он относится по состоянию здоровья;- иметь опрятную спортивную форму (трусы, майку, футболку, спортивный костюм, трико, чистую обувь – кеды, кроссовки), соответствующую погодным условиям и теме проведения занятия;- выходить из раздевалки по первому требованию учителя;- после болезни предоставить учителю справку от врача;- присутствовать на уроке в случае освобождения врачом от занятий после болезни;- бережно относиться к спортивному инвентарю и оборудованию и использовать его по назначению;- иметь коротко остриженные ногти;- знать и выполнять инструкцию по мерам безопасности.Учащимся нельзя:- резко открывать двери и виснуть на них, выключать свет, трогать плафоны в раздевалке, спортивном зале;- вставлять в розетки посторонние предметы;- пить холодную воду до и после урока;- заниматься на непросохшей площадке, скользком и неровном грунте. Учащийся должен: - переодеться в раздевалке, надеть на себя спортивную форму и обувь;- снять с себя предметы, представляющие опасность для других занимающихся (серьги, часы, браслеты и т.д.);- убрать из карманов спортивной формы колющиеся и другие посторонние предметы;- под руководством учителя приготовить инвентарь и оборудование, необходимые для проведения занятия;- с разрешения учителя выходить на место проведения занятия;- по команде учителя встать в строй для общего построения.- Требования безопасности во время занятий.
Инструкция по охране труда для учащихся по мерам безопасности при занятиях на открытых спортивных площадках
- Общие требования безопасности.
- Требования безопасности перед началом занятий.
Инструкция для учащихся по мерам безопасности при занятиях лёгкой атлетикой
- Общие требования безопасности.
- Требования безопасности перед началом занятий.
БЕГ
Учащийся должен: - при групповом старте на короткие дистанции бежать по своей дорожке;- во время бега смотреть на свою дорожку;- после выполнения беговых упражнений пробегать по инерции 5-15 м, чтобы бегущий сзади имел возможность закончить упражнение;- возвращаться на старт по крайней дорожке, при старте на дистанции не ставить подножки, не задерживать соперников руками;- в беге на длинные дистанции обгонять бегущих с правой стороны;- при беге по пересечённой местности выполнять задание по трассе или маршруту, обозначенному учителем;- выполнять разминочный бег по крайней дорожке.ПРЫЖКИ
Прыжковая яма должна быть заполнена песком на глубину 20-40 см. Перед прыжками необходимо тщательно разрыхлить песок в прыжковой яме, убрать из неё грабли, лопаты и другие посторонние предметы. Техника прыжка должна соответствовать учебной программе и обеспечить приземление учащегося на ноги.Учащийся должен: - грабли класть зубьями вниз;- не выполнять прыжки на неровном и скользком грунте;- выполнять прыжки, когда учитель дал разрешение и в яме никого нет;- выполнять прыжки поочерёдно, не перебегать дорожку для разбега во время выполнения попытки другим учащимся;- после выполнения прыжка быстро освободить прыжковую яму и вернуться на своё место для выполнения следующей попытки с правой или левой стороны дорожки для разбега.
МЕТАНИЕ
Необходимо быть внимательным при упражнениях в метании.
Учащийся должен: - перед метанием убедиться, что в направлении броска никого нет;- осуществлять выпуск снаряда способом, исключающим срыв;- при групповом метании стоять с левой стороны от метающего;- в сырую погоду насухо вытирать руки и снаряд;- находясь вблизи зоны метания, следить за тем, чтобы выполняющий бросок был в поле зрения, не поворачиваться к нему спиной, не пересекать зону метаний бегом или прыжками;- после броска идти за снарядом только с разрешения учителя, не производить произвольных метаний;- при метании в цель предусмотреть зону безопасности при отскоке снаряда от земли;- не передавать снаряд друг другу броском;- не метать снаряд в необорудованных для этого местах.IV. Требования безопасности при несчастных случаях и экстремальных ситуациях. Учащийся должен: - при получении травмы или ухудшения самочувствия прекратить занятия и поставить в известность учителя физкультуры;- с помощью учителя оказать травмированному первую медицинскую помощь, при необходимости доставить его в больницу или вызвать «скорую помощь»;- при возникновении пожара в спортзале немедленно прекратить занятие, организованно, под руководством учителя покинуть место проведения занятия через запасные выходы согласно плану эвакуации;- по распоряжению учителя поставить в известность администрацию учебного заведения и сообщить о пожаре в пожарную часть.V. Требования безопасности по окончании занятий. Учащийся должен: - под руководством учителя убрать спортивный инвентарь в места его хранения;- организованно покинуть место проведения занятия;- переодеться в раздевалке, снять спортивный костюм и спортивную обувь;- вымыть с мылом руки.
Инструкция для учащихся по мерам безопасности при занятиях спортивной гимнастикой
- Общие требования безопасности.
- Требования безопасности перед началом занятий.
- Требования безопасности во время проведения занятий.
- Требования безопасности при несчастных случаях и экстремальных ситуациях.
- Требования безопасности по окончании занятий.
Инструкция по лыжной подготовке для школьников
Лыжи должны быть подобраны по росту и, содержаться в исправном состоянии. Неисправными считаются лыжи, имеющие трещины, сколы, поломанные носки или пятки лыж, деформацию скользящей плоскости (пропеллер). Крепление должно быть установлено по центру лыж и прочно закреплено на ней. Оно должно быть отрегулировано так, чтобы можно было без посторонней помощи крепить к лыже ботинок или валенок. Лучше использовать жёсткие крепления (они более надёжны) или резиновые стандартного образца (не самодельные). Палки, подобранные по росту, должны иметь наконечники, кольца и ремни для кистей рук, длина которых должна регулироваться. Лыжные ботинки должны быть подобраны по размеру (тесная или очень свободная обувь могут привести к потёртостям либо к травме голеностопного сустава). Обувь надо систематически смазывать гуталином. Это предохранит от влаги и сделает кожу более мягкой. Нельзя зашнуровывать ботинки слишком туго и обвязывать шнурки вокруг ноги, из-за этого ухудшается кровообращение, и ноги скорее замерзают. После занятий надо обязательно просушить ботинки. Ни в коем случае нельзя делать это на батарее или печке. В этом случае обувь может покоробиться и стать жёсткой. Надевать ботинки следует на два носка (х/б и шерстяной). Носки должны быть сухими. Одежда должна защищать от холода и ветра, быть лёгкой, удобной и не сковывать движения. Свитер должен перекрывать брюки даже при сильном наклоне туловища вперёд. Следует надеть бельё из натуральных тканей. На руках должны быть варежки. Запрещается заниматься без головного убора. На голове должна быть спортивная шапочка, закрывающая уши. При сильном морозе – две, если они тонкие. В том случае, если шапочка не прикрывает уши, надо дополнительно использовать специальные наушники. Получив лыжный инвентарь, надо проверить его исправность и развязать лыжи до выхода на улицу. Выйдя на улицу, не следует сразу вставать на лыжи, надо дать им остыть, иначе на них образуется корка льда, которая будет препятствовать скольжению. Опоздав на урок, нужно доложить учителю о своём приходе, чтобы он знал точное количество занимающихся. Нельзя уходить с занятий без разрешения учителя. В течение всего года необходимо регулярно выполнять упражнения на развитие выносливости. Низкий уровень выносливости является одной из главных причин травматизма, так как утомлённый человек менее внимателен и координирован. Лучшей профилактикой травматизма является правильная техника выполнения упражнений. Поэтому надо внимательно слушать объяснения учителя и стараться правильно и точно выполнять подводящие и подготовительные упражнения. Следует строго выполнять правила поведения на лыжне. При движении на лыжне надо соблюдать дистанцию до впереди идущего лыжника 3-4 м, а при спусках этот интервал должен быть не менее 30 м. Во время спуска нельзя выставлять вперёд лыжные палки. Если возникла необходимость быстро остановиться, надо присесть и упасть на бок, обязательно держа палки сзади. После спуска не следует останавливаться у подножия склона: сзади за вами следуют другие лыжники. Нельзя пересекать лыжню, по которой движутся спускающиеся со склона лыжники. Нельзя прыгать с трамплина: для этого нужны специальная подготовка и прыжковые лыжи. Категорически запрещается использовать лыжные палки для осаживания во время подвижных игр и эстафет – это можно делать только рукой. Во время занятий не исключены случаи обморожения ушей, носа и щёк. Если они побелели или потеряли чувствительность, надо растереть кожу вокруг обмороженного места до порозовения, а затем и сам отмороженный участок. Делать это следует сухой рукой, а не снегом, т.к. при растирании снегом можно повредить кожу и занести в организм инфекцию. Если во время соревнований (занятий) участник по каким-либо причинам вынужден сойти с дистанции, он должен обязательно предупредить об этом судью (учителя). Это можно сделать лично, а также через контролёра или товарища. О поломке и порче лыжного снаряжения также следует сообщать учителю. Если невозможно произвести починку на дистанции, то, получив разрешение учителя, надо выходить к школе (лыжной базе, ближайшему населённому пункту). Нельзя снимать «лишнюю» одежду во время бега на дистанции и после его окончания (это может привести к простуде). Лучше её снять до начала бега, а после завершения надеть вновь. По окончании занятий перед входом в помещение надо очистить лыжи от снега, а, зайдя в помещение, связать их. Сразу после занятий по лыжной подготовке нельзя пить холодную воду и охлаждённые напитки (можно простудить горло).
Инструкция для учащихся по мерам безопасности при занятиях игровыми видами спорта
- Общие требования безопасности.
- Требования безопасности перед началом занятий.
Баскетбол
Ведение мяча Учащийся должен: - выполнять ведение мяча с поднятой головой;- при изменении направления убедиться, что на пути нет других учащихся, с которыми может произойти столкновение;- после выполнения упражнения взять мяч в руки и крепко его держать.Передача Учащийся должен: - ловить мяч открытыми ладонями, образующими воронку;- прежде чем выполнить передачу, убедиться, что партнёр готов к приёму мяча;- следить за полётом мяча;- соизмерять силу передачи в зависимости от расстояния партнёра;- помнить, что нельзя бить мяч ногой, бросать друг в друга.Бросок Учащийся должен: - выполнять бросок по кольцу способом, указанным учителем;- при подборе мяча под щитом контролировать отскок мячей других учащихся.Не рекомендуется: - толкать учащегося, бросающего мяч в прыжке;- при броске в движении хвататься за сетки, виснуть на кольцах;- бить рукой по щиту;- при попадании в корзину двух и более мячей выбивать их другим мячом;- бросать мячи в заградительные решётки.Следить за перемещением игроков и мяча на площадке, избегать столкновений;- по свистку прекращать игровые действия.Нельзя: - толкать друг друга, ставить подножки, бить по рукам;- хватать игроков соперника, задерживать их продвижение;- широко расставлять ноги и выставлять локти;- во время броска дразнить соперника, размахивать руками перед его глазами;- ученику, который находится на скамейке запасных, выбегать на площадку.
Волейбол
Передача Учащийся должен: - после подбрасывания мяча над собой отбивать мяч в сторону партнёра кончиками пальцев, образующими «сердечко»;- при приёме следить за полётом мяча, принимать его над головой встречным движением рук на кончики пальцев, а сильно летящий мяч – двумя руками снизу на предплечья;- не отбивать мяч ладонями;- во время передач через сетку не трогать её руками, не толкать друг друга на сетку.Подача, нападающий удар Учащийся должен: - убедиться, что партнёр готов к приёму мяча;- соизмерять силу удара в зависимости от расстояния до партнёра;- выполнять удар по мячу напряжённой ладонью;- не принимать сильно летящий мяч двумя руками сверху.Во время игры учащийся должен: - знать простейшие правила игры и соблюдать их;- следить за перемещением игроков на своей половине площадки;- производить замены игроков на площадке, когда игра остановлена и учитель дал разрешение;- выполнять подачу и прекращать игровые действия по свистку учителя или судьи;- передавать мяч другой команде передачей под сеткой. При подаче нельзя наступать на линию, а при приёме мяча – задерживать его в руках, выполнять передачу захватом.Во время игры нельзя: - дразнить соперника;- заходить на его сторону;- касаться сетки руками и виснуть на ней. По окончании партии переходите на другую сторону площадки по часовой стрелке, по возможности обходя волейбольные стойки, а, проходя под сеткой, не отвлекайтесь, смотрите вперёд, наклонив туловище и голову.Инструкция для учащихся по мерам безопасности при занятиях подвижными играми
- Общие требования безопасности.
- Требования безопасности перед началом занятий.
- Требования безопасности во время проведения занятий.
Игры с мячом Учащийся должен: - не бросать мяч в голову играющим;- соизмерять силу броска мячом в игроков в зависимости от расстояния до них;- следить за перемещением игроков и мяча на площадке, не мешать овладеть мячом игроку, который находится ближе к нему;- не вырывать мяч у игрока, первым овладевшим им;- не падать и не ложиться на полы, когда хочет увернуться от мяча;- ловить мяч захватом двумя руками снизу.Эстафеты Учащийся должен: - не начинать эстафету без сигнала учителя;- выполнять эстафету по своей дорожке. Если ваш инвентарь оказался на полосе другой команды, осторожно заберите его, вернитесь на свою дорожку и продолжайте выполнять задание;- не выбегать преждевременно из строя, пока стоящий перед вами игрок не закончил выполнять задание и не передал вам эстафету касанием руки;- после передачи эстафеты встать в конец своей команды, во время эстафеты не выходить из своего строя, не садиться и не ложиться на полы.
- Требования безопасности при несчастных случаях и экстремальных ситуациях.
- Требования безопасности по окончании занятий.
Уроки физической культуры способствуют укреплению вашего здоровья. Физические упражнения развивают ваш организм, повышают иммунитет, делают вас более выносливыми и сильными. Кроме того, спортивные занятия улучшают настроение, а командные игры воспитывают чувство товарищества и взаимопомощи.
✏ На урок физкультуры нужно приходить только в специальной спортивной форме.
Выбирайте спортивную форму в зависимости от места проведения занятий (спортивный зал, спортивная площадка, стадион, бассейн) и времени года (осень, зима, весна).
Приходите в той форме, которая принята в вашей школе (спортивный костюм, шорты, спортивные брюки, футболка, куртка и т. п.).
Спортивная форма должна быть удобной и лёгкой. Лучше всего подойдёт одежда из натуральных тканей, которые хорошо пропускают воздух летом и сохраняют тепло зимой.
Проследите, чтобы вам не мешали наручные часы, украшения, заколки. Если у вас длинные волосы, уберите их, чтобы они не лезли в глаза и не мешали вам и окружающим.
В раздевалке ведите себя спокойно, не спешите, не балуйтесь, не шумите. Аккуратно сложите свою одежду и отправляйтесь на урок. Если раздевалка в вашей школе не закрывается на время проведения урока, старайтесь не оставлять там деньги и ценные вещи.
Во время урока физкультуры нужно быть очень внимательными, собранными, сосредоточенными и осторожными. Вы двигаетесь интенсивно и быстро, поэтому наиболее велика вероятность получения и нанесения другим травм и ушибов. Неправильно выполненное упражнение может повредить вашему здоровью и привести к травме.
✏ Чтобы избежать травм, делайте только те упражнения и только так, как говорит и показывает учитель.
Нельзя находиться слишком близко к ученику, который выполняет какое-либо упражнение.
Нужно быть предельно внимательными во время игр и упражнений с мячом, скакалкой, а также во время занятий на брусьях, канате и других спортивных снарядах.
Во время командных игр строго соблюдайте установленные правила.
Если вы почувствовали себя плохо до или во время урока, немедленно сообщите об этом учителю. Если вы увидели, что вашему товарищу стало плохо, сразу же позовите учителя.
Правила поведения на спортивной площадке
В тёплое время года уроки физкультуры обычно проходят на свежем воздухе. Если учитель предупредил вас, что урок физкультуры будет на спортивной площадке, позаботьтесь о подходящей спортивной форме. Скорее всего, это будет спортивный костюм с длинными брюками и лёгкая куртка. Нельзя идти на урок в одной футболке, потому что вы, разгорячённые после бега, можете простудиться.
✏ Спортивная форма должна быть удобной, прочной, сделанной из натуральных материалов.
Приходите на спортивную площадку и покидайте её только вместе со своим классом в сопровождении учителя.
Не выходите за пределы спортивной площадки. Если на площадке занимаются одновременно два класса, не заходите на территорию другого класса.
Во время выполнения упражнений будьте внимательны. Старайтесь не упасть, не толкнуть других учеников, не наступить на что-то острое.
Если на уроке предполагается выполнение таких упражнений, как метание спортивных снарядов, будьте очень осторожны. Следите за тем, чтобы не попасть таким предметом в других учеников и чтобы одноклассник не попал в вас.
Правила поведения в бассейне
Сейчас во многих школах есть бассейны, где проходят уроки физкультуры. Если в школе нет бассейна, то нередко класс посещает его в каком-либо спортивном комплексе.
Обычно уроки физкультуры в бассейне очень нравятся ребятам. Плавание не только полезно для здоровья, укрепляет и закаляет организм. Оно доставляет немало удовольствия и радости.
Многие из вас любят плавать, нырять, играть в воде. Однако нельзя забывать, что бассейн — место повышенной опасности.
✏ Нахождение в воде требует от вас особенной осторожности и строгого соблюдения мер безопасности.
Ваше посещение бассейна начинается с подготовки к этому уроку.
Если вы идёте в бассейн из дома, старайтесь не опаздывать. Скорее всего, опоздавших не пустят в бассейн.
Заранее соберите все необходимые для бассейна вещи.
В бассейне вам необходимо иметь:
1) купальник или плавки;
2) резиновую шапочку;
3) купальные шлёпанцы;
4) махровое полотенце;
5) мыло в мыльнице, губку и шампунь (в отдельном мешке);
6) сменную обувь.
Принимайте пищу не позднее чем за 2—3 часа до начала занятия. Плавать, как говорится, на полный желудок, очень вредно для здоровья.
Не берите с собой и не оставляйте в гардеробе (раздевалке) ценные вещи и деньги. Возможно, в вашем бассейне есть специальное место, где можно их оставить. Если такой возможности нет, то постарайтесь в дни занятий в бассейне не брать с собой много денег и не надевать дорогие украшения.
Если вы плохо себя чувствуете, предупредите об этом учителя.
В душе не балуйтесь, не бегайте, не играйте. Очень легко поскользнуться на мокром полу и получить травму.
Находясь в воде, надо быть особенно внимательными и осторожными.
✏ Входите в воду и выходите из неё строго по команде учителя.
Нельзя баловаться, громко кричать и шуметь.
Не толкайте в воду ваших одноклассников.
Не ныряйте навстречу друг другу.
Нырять с бортика бассейна можно только по команде учителя.
Не «топите» других учеников.
✏ Не следует звать на помощь взрослых, если она вам не требуется на самом деле.
Если вашему однокласснику стало плохо и он начал тонуть, немедленно позовите учителя.
✏ Если вы начали тонуть, не паникуйте, а попытайтесь удержаться на поверхности воды и зовите на помощь.
Находясь в воде, делайте только те упражнения, о которых говорит вам учитель.
Играя в какие-либо спортивные игры, соблюдайте установленные правила.
В воде старайтесь постоянно двигаться, чтобы не замёрзнуть и избежать переохлаждения. Если у вас начался сильный озноб, появились мурашки («гусиная кожа») или посинели губы, следует с разрешения учителя покинуть бассейн и принять тёплый душ.
Если вам по каким-либо причинам нужно выйти из воды, попросите разрешения у учителя.
После плавания надо принять тёплый душ. Вытирайтесь полотенцем насухо, волосы высушите феном. Перед тем как выходить на улицу после бассейна, убе-дитесь, что вы тепло одеты.
Правила безопасности при езде на лыжах
Если зимой ваш урок физкультуры проходит на лыжах, будьте особенно внимательны, иначе можно получить травму. Поэтому делайте только то, что говорит учитель.
Если вы не умеете кататься на лыжах, очень внимательно слушайте объяснения учителя.
Не выставляйте вперёд и в стороны лыжные палки. Не поднимайте их острыми концами вверх.
Проследите, чтобы лыжные ботинки, лыжи и палки соответствовали вашему размеру и росту.
Ваша одежда должна соответствовать погоде. Она должна быть одновременно тёплой, лёгкой и удобной. Не забудьте надеть шапку и перчатки.
Если ваше занятие проходит в парке или в лесу, не отставайте от класса, не сворачивайте с лыжни.
Если вы спускаетесь с горки на лыжах, ноги слегка согните в коленях, лыжные палки отведите назад.
✏ Не спускайтесь с горки, если вы плохо катаетесь на лыжах или боитесь.
Поскольку спортивные занятия всегда связаны с риском травматизма, к преподавателю в школе предъявляется ряд требований, а его ученики должны неукоснительно соблюдать правила поведения на уроке физкультуры . Ознакомить ребят с этими правилами необходимо до начала занятий.
Чтобы уроки проходили наиболее эффективно, преподаватель должен подумать не только о технике безопасности и оздоровлении. Уроки физкультуры:
- призваны решать еще воспитательные и образовательные задачи;
- должны быть интересными для учащихся, вызывать у них положительные эмоции;
- планируются с учетом возраста и половых особенностей воспитанников.
Организация подготовительной части урока
Каждое учебное заведение руководствуется общими принципами в организации занятий по физической культуре. Структура урока может меняться, в зависимости от поставленных педагогических задач или изменений работоспособности учеников во время занятий. Вводная часть урока растягивается при работе с детьми 1-2 классов, т.к. они еще не так быстро переодеваются и строятся, как более старшие дети. Ученики 3-5 классов лучше организовываются, не шумят во время построения, слушают учителя, более четко выполняют задания на внимание.
Главной задачей руководства является обеспечение безопасной работы преподавателя и учеников в спортзале или на открытой спортивной площадке, бассейне. Здесь необходимо обеспечить соответствующий спортивный инвентарь и оборудование. А учитель каждый раз должен убедиться, что объекты, связанные с занятиями, не представляют опасности для подопечных.
Правильная организация помогает лучшему усвоению учебного материала, минимизирует потери рабочего времени и травматизм.
Перед выходом в зал
- Всех школьников преподаватель предварительно знакомит с ТБ на уроке физкультуры.
- Каждый учащийся переодевается в спортивную форму. Обязательно наличие сменной чистой обуви, желательно на светлой подошве.
- Ребятам необходимо снять с себя висячие украшения, часы, неудобные заколки, способные нанести травму. Ценные вещи лучше не оставлять в раздевалке, а передать на хранение учителю.
- На уроке запрещены всевозможные сладости и жевательные резинки, сюда не приносят семечки или опасные предметы (колющие, режущие, легковоспламеняющиеся).
На уроке
- Входить в спортзал, пользоваться инвентарем ребята могут только с разрешения учителя. При занятиях на открытом воздухе класс покидает стены школы только в сопровождении тренера.
- Оборудование должно быть исправным. Необходимо бережно относиться к шведской стенке, матам, иному имуществу. Запрещается виснуть на воротах. Баскетбольные щиты, канат, иной инвентарь пускают в дело лишь по назначению.
- Разрешается пользоваться школьным оборудованием только, если оно исправно.
- Младшие и старшие школьники обязаны соблюдать все требования педагога, быть в курсе элементарных правил игры, поведения на площадке.
- Во время урока каждый школьник должен не отвлекаться и не отвлекать от процесса своих товарищей, обеспечить доступ к инвентарю другим ученикам, складывать его в надлежащем месте.
- Если была получена травма или замечено чье-либо плохое самочувствие, об этом необходимо немедленно сообщить учителю.
- Ребята должны стараться не травмировать друг друга, контролировать применение спортивного инвентаря. Разрешается выполнять упражнения только по команде старшего.
- Дети, освобожденные от занятий, предоставляют учителю соответствующую медицинскую справку, а во время урока находятся в зале.
После урока
- Ученики приводят себя в порядок.
- Используют душ и сушилки только по назначению.
- Покидают раздевалку, наведя там порядок.
- В коридор выходят полностью одетыми, не забыв переобуться.
- Воду каждый школьник пьет только из индивидуального стаканчика или бутылки.
Роль учителя и значение дисциплины
В начальной школе, примерно до 3 класса, детям еще трудно ориентироваться на площадке, они часто путают лево-право, их внимание концентрируется только на одном-двух движениях, переключается на посторонние объекты, они шумны и подвижны. Поэтому учителю с самого начала предстоит выявить уровень навыков своих подопечных, приучить их к организации и порядку.
Для подростков 8, 10 класса дисциплина не менее важна, чем для младших школьников. Учитель на уроке физкультуры прививает им любовь к труду, учит оказывать помощь товарищу, дает поручения по уборке, привлекает к подготовке занятий, чем способствует формированию инструкторских навыков.
Воспитатель всегда держит под контролем внешний вид детей, их поведение, использует разные методические приемы, чтобы не допустить перегрузки детского организма. Видя чрезмерную потливость, покраснение лица, можно прервать игру для уточнения правил или замечания. Ребята тем временем придут в норму.
В компетенции педагога потребовать от учеников приходить на занятия вовремя, быть в надлежащей форме одежды. Он же, при необходимости, проводит консультативную беседу с родителями.
Учитель МБОУ СОШ № 28
Краснодарский край, ст Тамань
Н
а занятиях физической культуры школьники входят в группу риска, которая подвержена травматизму, т.к. урок физической культуры отличается от других высокой двигательной активностью занимающихся, с использованием различного спортивного оборудования, инвентаря.
Хотя спортивные повреждения и занимают не первое место в общей структуре травматизма, однако, по тяжести они стоят на втором месте после дорожно-транспортных травм. Поэтому детский травматизм (тем более при занятиях физкультурой и спортом) требует самого пристального внимания, изучения и внедрения профилактических мероприятий на всех этапах физического воспитания.
Профилактика детского травматизма - одна из важнейших задач современного общества, которая должна быть достигнута, в первую очередь, соблюдением техники безопасности на занятиях физкультуры.
Основные правила по технике безопасности
на занятиях физкультурой.
Для младших школьников предусматриваются следующие общие требования по технике безопасности на занятиях по физической культуре, которые требуют от учителя следующих действий:
Входить в зал после разрешения учителя;
Ученика необходимо ознакомить с правилами технике безопасности;
Предоставить учащимся помещение для переодевания (отдельно мальчикам и отдельно девочкам);
Убедится в том, что все учащиеся переоделись, закрыть раздевалки на ключ;
Следить за соблюдением правил поведения учащихся в раздевалках;
Обеспечивать безопасное проведение образовательного процесса;
Провести тщательный осмотр места проведения занятия;
Предусмотреть меры безопасности при выполнении физических упражнений;
9.Проверить исправность спортивного инвентаря, надежность установки и крепления оборудования;
При недостаточном естественном освещении включить осветительные приборы;
Проверить состояние запасного выхода при проведении занятий в спортзале.Это должен помнить каждый!
1. В спортивном зале, на спортплощадке обучающиеся должны заниматься только в спортивной форме. 2. На занятиях физкультурой и спортом обучающиеся не должны заниматься в часах, перстнях и браслетах. 3. Упражнения на спортивных снарядах выполняются с разрешения учителя физической культуры. 4. Перед выполнением упражнений провести разминку и разогрев мышц. 5. Не толкать друг друга, не ставить подножки. 6. Обувь должна быть на нескользящей подошве (кроссовки, кеды). 7. Если при беге плохо себя почувствовали, перейдите на шаг, а потом сядьте.
3. Требования безопасности перед началом и во время занятий гимнастикой.
2. Протереть гриф перекладины сухой тряпкой и зачистить шкуркой. 3. Проверить надежность крепления перекладины, крепления опор гимнастического коня и козла, закрепление стопорных винтов брусьев. 4. В местах соскоков со снарядов положить гимнастические маты так, чтобы их поверхность была ровной. 5. Не выполнять упражнения на спортивных снарядах без учителя (преподавателя) или его помощника, а также без страховки. 6. При выполнении прыжков и соскоков со снарядов приземляться мягко на носки ступней, пружинисто приседая. 7. Не стоять близко к снаряду при выполнении упражнений другим учащимся. 8. Не выполнять упражнения на спортивных снарядах с влажными ладонями.
4. спортивным играм.
1. Занятия по спортивным играм проводятся на спортивных площадках и в залах, имеющих размеры, отвечающие требованиям правил игры. 2. Занятия должны проходить на сухой площадке. Если игра проводится в зале, пол должен быть чисто вымытым и сухим 3. Запрещается играть с кольцами, браслетами на руках, серьгами в ушах и другими украшениями. Ногти должны быть коротко острижены. 4. Провести разминку. 5. Все острые и выступающие предметы должны быть заставлены матами и ограждены. 6. На занятиях необходимо строго соблюдать дисциплину, выполнять требования и указания судьи, преподавателя, тренера, капитана команды. 7. Все занимающиеся обязаны быть в спортивной форме (спортивный костюм, майка, трусы, кеды, кроссовки). 8. Тренировочные игры должны проходить в соответствии с правилами данных видов спорта. 9. Занятия должны проходить под руководством преподавателя. 5. Требования безопасности перед началом и во время занятий по лыжной подготовке. по дистанции 3 - 4 м, при спусках не менее 30 м.
При спусках не выставляйте лыжные палки вперед,
7.Не катайтесь без перчаток (варежек).
6. Требования безопасности перед началом и во время занятий по легкой атлетике.
1. Надеть спортивный костюм и спортивную обувь с нескользкой подошвой. 2. Тщательно разрыхлить песок в прыжковой яме – месте приземления, проверить отсутствие в песке посторонних предметов. 3. Протереть насухо снаряды для метания (диск, ядро, гранату). 4. Провести разминку. 5. При групповом старте на короткие дистанции бежать только по своей дорожке. 6. Во избежание столкновений исключить резко «стопорящую» остановку. 7. Не выполнять прыжки на неровном, рыхлом и скользком грунте, не приземляться при прыжке на руки. 8. Пред выполнением упражнений по метанию посмотреть, нет ли людей в секторе метания. 9. Не производить метания без разрешения учителя (преподавателя), не оставлять без присмотра спортивный инвентарь. 10. Не стоять справа от метающего, не находиться в зоне броска, не ходить за снарядами без разрешения учителя.
7.Правила поведения в стихах.
С правилами стало ясно,
Но играть еще опасно,
Чтобы травмы избежать,
Разминку нужно уважать.
И
нвентарь вы берегите,
В куртках, шубах и пальто Не заходит к нам никто. В грязной обуви, друзья, К нам в спортзал никак нельзя!
Н
ачинай работу строго
Остальное всем известно: Чтоб не вскакивали с места, Не кричали, не толкались И, поссорившись, не дрались!
Чтобы ночью лучше спать, Видеть сон хороший, Мы советует гулять Вечером погожим.
Коль пришел ты на урок,
На язык повесь замок.
Но далеко не прячь ключи,
Там, где нужно – не молчи.
Запрещается жевать жевательную резинку на уроках физкультуры.
Народная мудрость.
Держи голову в холоде, живот в голоде, а ноги в тепле. Праздная молодость – беспутная старость. Голова седая, да душа молодая. Здоровье дороже золота. Не спрашивай здоровья, а глянь в лицо. Здоровья не купишь. В здоровом теле – здоровый дух. Здоров будешь – всего добудешь. Болен – лечись, а здоров – берегись. Здоровье сгубишь - новое не купишь! Двигайся больше и проживешь дольше!
Марафон загадок
– Что же нам поможет сохранить и укрепить здоровье? Отгадайте загадки.
Дождик теплый и густой, Этот дождик не простой. Он без туч, без облаков. Целый день идти готов. У него два колеса И седло на раме. Две педали есть внизу, Крутят их ногами … Хочешь ты побить рекорд? Так тебе поможет … Чтоб большим спортсменом стать, Нужно очень много знать. И поможет здесь сноровка И, конечно, … Гладко, душисто, Моет чисто. Нужно, чтобы у каждого было. Что это такое? Хожу-брожу не по лесам, А по чистым волосам. И зубы у меня длинней, Чем у волков и медведей. Помогает нам всегда Солнце, воздух и … Лег в карман и караулю реву, плаксу и грязнулю. Им утру потоки слез, не забуду и про нос.Мы желаем вам, ребята, быть здоровыми всегда!
Но добиться результата невозможно без труда.
Мы открыли все секреты, как здоровье сохранить.
Выполняйте все советы, и легко вам будет жить!