Способы определения поправки магнитного компаса. Исправление и перевод курсов и пеленгов

Принцип определения поправок любого ком-паса ΔК заключается в сравнении компасного направления (измеренного с помощью компаса) с истинным направлением:

ΔК = ИК – КК; ΔК = ИП – КП.

Различают три основных метода определения поправки компаса:

-по сравнению пеленгов;

-по створу;

-по сличению компасов.

Определение ΔК по сравнению пеленгов

Способ основан на точном знании места судна и координат пеленгуемого ориентира.

Истинный пеленг рассчитывается, ориентир пеленгуется (КП).

Полученный КП сравнивается с ИП:

ΔК = ИП – КП.

tgИП = Δλ·cosφm/Δφ,

где: Δλ – разность долгот между судном и ориентиром;

Δφ – разность широт между судном и ори­ентиром;

φm = 0,5(φ1 + φ2) – средняя широта.

ИП можно также измерить по карте, однако при этом прибавятся погрешности измерений с помощью прокладочного инструмента.

Определение ΔК по створу

Система из двух или трёх маяков, знаков, ог­ней, расположенных на местности в определён­ном порядке, и образующих линию положения (ось створа), называется морским навигацион­ным створом.

Створы предназначены, в основном, для обес-печения плавания по прямым отрезкам (коленам) фарватеров в узкостях, где много навигационных опасностей.

По назначению створы бывают ведущими, по­воротными, секущими и девиационными

Метод определения поправок компаса по створу заключается в сравнении КП, измеренного на створные знаки в момент пересечения линии створа, с ИП створа, указанным на карте:

ΔК = ИПств – КПств.

Для определения ΔК можно также использо­вать створ двух естественных ориентиров, по­казанных на карте (вершины гор, мысы) или со­оружений (трубы, мачты), ИП которых измеря­ется по карте с помощью прокладочного инст­румента.

Определение ΔК по сличению компасов

Метод основан на сравнении курса по ком­пасу, поправка которого определяется с курсом по компасу, поправка которого известна. На ос­нове одновременного сличения курсов рассчиты­вается ΔК.

ΔК = Ко + ΔКо – К *,

где Ко – курс по компасу, поправка которого из­вестна;

ΔКо – известная поправка;

К – курс по компасу, поправка которого оп­ределяется.

Разность Ко – К = R называется сличение. Отсюда

ΔК = R + Ко.

Пример:

ОпределитьΔМК, если ККмк + 6º, ГКК = 354º, ΔГК = -2º.

Решение:

R = Ко – К = ГКК – ККмк = 354º - 366º = -12º;

ΔК = R + Ко;

ΔМК = R + ΔГК = (-12) + (-2) = -14º.

Ответ: ΔМК = -14º.

Вывод формулы *:

ИК = К + ΔК; ИК = Ко + ΔКо; т.к. ИК = ИК, то

К + ΔК = Ко + ΔКо; ΔК = Ко + ΔКо – К.

Определение поправки гирокомпаса

С целью уменьшения случайных погрешностей, после прихода гирокомпаса в меридиан (на сто­янке), производятся многократные измерения пеленгов через каждые 10 – 15 минут в течение 2,5 – 3,0 часов. По результатам измерений рас­считывается среднее значение гирокомпасного пеленга ГКП:

ГКПср = 1/п(ГКП1+ГКП2+ГКП3+…+ГКПп);

где п – число измерений.

Затем определяется постоянная поправка:

ΔГК = ИП – ГКПср.

В море постоянная поправка гирокомпаса оп­ределяется при равномерном движении судна. В момент каждого измерения компасного пеленга выполняется высокоточная обсервация, относи­тельно которой рассчитывается истинный пе­ленг. Для каждого гирокомпасного пеленга рас­считывается соответствующий ему ИП и по­правка гирокомпаса ΔГК. Среднее значение по­правки рассчитывается по формуле

ΔГКср = 1/п(ΔГК1+ΔГК2+ΔГК3+…+ΔГКп);

где п – число измерений.

Определение поправки магнитного

компаса

Поправка магнитного компаса зависит от магнитного склонения d и от девиации δ:

ΔМК = d + δ.

Склонение изменяется с изменением координат судна и с течением времени, девиация зависит от курса судна.

Поэтому ΔМК, определяемая по сравнению пе-ленгов, по створу и по сличению может быть использована лишь на том курсе, на котором производилось её определение.

В общем случае поправка магнитного компаса определяется как алгебраическая сумма магнит-ного склонения d, которое снимается с навигаци­онной морской карты и приводится к году плава­ния и девиации δ, выбираемой из таблицы девиа­ции.

Постоянное ведение счисления пути судна – необходимое ус­ловие его безопасного плавания, поэтому контроль за точностью курсоуказания, постоянное уточнение и учет поправки компаса важнейшая и ответственейшая задача судоводителя, Эта работа постоянно ведется как в порту, так и в море.

Для определения поправки любого компаса необходимо сравнить истинное и компасное направления на один и тот же ориентир, т.е:

ΔМК (ΔГК) = ИП – КП.

Некоторые способы определения поправок компасов перечислены ниже.

Определение поправки компаса по створу. ИП створа снимают с карты. КП берут в момент пересечения створной линии.

Определение поправки компаса по береговым естественным створам (например, срезам двух мысов). В момент пересечения линии естественных створов снимают компасный пеленг и сравнивают его с направлением линии, снятой с карты, проходящей через срезы двух мысов.

Определение поправки компаса по пеленгу отдаленного ориентира. Этот способ применяют при стоянке судна на якоре, когда место ориентира и стоянки точно известно. При этом надо учитывать рысканье судна на якорой цепи под действием ветра и и, особенно, переменного течения

Определение поправки компаса по сличению с другим компасом, поправка которого известна. Способ применяют для определения поправки главного и путевого магнитных компасов путем сличения показаний с гирокомпасом, поправка которого известна. По команде два наблюдателя одновременно замечают курс по обоим компасам. Определяют:

∆МК = (ГКК + ∆ГК) – КК.

Определение поправки компаса при определении места судна по трем пеленгам. При определении места судна по трем пеленгам возможно появление так называемого треугольника погрешностей, т. е. проложенные линии положения не пересекаются в одной точке. Когда имеется уверенность в правильном опознании ориентиров и в отсутствии грубых погрешностей в пеленгах, а треугольник получается большим, то это свидетельствует о погрешности в принятой поправки компаса. Чтобы исключить такую погрешность, а заодно и определить действующую поправку компаса, поступают следующим образом:

– все пеленги изменяют на 3 0 -5 0 в ту или иную сторону, и после прокладки получают новый треугольник погрешностей;

– через сходственные вершины старого и нового треугольников погрешностей проводят линии, а точку М их пересечения принимают за обсервованное место судна, свободное от влияния систематической погрешности в поправке компаса ∆К;

– точку М соединяют с ориентирами на карте и измеряют транспортиром полученные истинные пеленги. Сравнив их с компасными пеленгами тех же ориентиров, находят три значения поправки компаса ∆К = ИП – КП. Среднее арифметическое из полученных результатов принимают за действительную поправку на данном курсе.


Принцип и методика определения поправки компаса по наблюдениям светил.

В открытом море единственным способом определения поправки курсоуказания яв­ляется астрономический способ. Его целесообразно применять и в порту, так как по сравнению с другими способами он явля­ется наиболее точным и надежным.

При определении поправки компаса астрономическим способом в качестве компасного направления используется пеленг на светило, измеренный с помощью пеленгатора, а в качестве истинного направления – счислимый азимут данного светила, вычисленный на момент измерения табличным или машинным способом.

Необходимо соблюдать следующие условия:

1. Использовать для уточнения К светила, находящиеся на небольшой высоте (h< 30°) и вблизи диаметральной плоскости судна (КУ< 30°);

2. Измерения следует производить сериями из 3-5 пеленгов с перефиксацией пеленгатора;

3. Пеленга измеряют с точностью до 0,1°, моменты замеров фиксируют с точностью не хуже 2-3 с;

4. Счислимый азимут нужно перевести в круговой счет, т.е. ИП = Ак.

Существует несколько способов определения Δ К по светилам:

1.Определение Δ К по светилу, находящемуся на произвольном азимуте;

2.Определение Δ К по Солнцу в момент его истинного восхода и захода;

3.Определение DК по наблюдениям Полярной звезды.

Первый способ – основной и наиболее распространенный, два дру­гих являются его частными случаями.

Пример расчётов по сличению компасов В результате сличения компасов в 2010 году плавания были получены следующие данные: ГКК = 310,5˚; КК = 306,5˚; ΔГК = – 1,3˚;магнитное склонение карты (dк) = 0,8˚Е 2000 года; годовое изменение магнитного склонения (Δd) = 0,02˚ к W; δ = + 1,5˚.1. Приведём магнитное склонение к году плавания. Для этого надо разность между годом плавания (N ПЛ) и годом, к которому отнесено склонение на карте (N К), умножить на величину годового изменения магнитного склонения. Знак произведения определяется знаком годового изменения магнитного склонения. Если магнитное склонение изменяется к E, то произведение будет иметь знак + . Если магнитное склонение изменяется к W, то произведение будет отрицательным. Чтобы получить величину магнитного склонения, соответствующую году плавания (d), надо полученное произведение со своим знаком сложить со склонением карты (d К). В нашем случае d = (N ПЛ − N К) × Δd + d К = (2010 − 2000) × (−0 0 ,02) + 0 0 ,8 = 0 0 ,6 E . 2. Рассчитаем истинный курс по магнитному компасу. ИК МК = КК + d + δ = 306 0 ,5 + 0 0 ,6 + 1 0 ,5 = 308 0 ,6 . 3. Рассчитаем истинный курс по гирокомпасу. ИК ГК = ГКК + ΔГК = 310 0 ,5 + (−1 0 ,3) = 309 0 ,2 . 4. Рассчитаем разность по абсолютной величине между истинным курсом по гирокомпасу и истинным курсом по магнитному компасу. Δ = ИК ГК − ИК МК = 309 0 ,2 − 308 0 ,6 = 0 0 ,6 , Δ = 0 0 ,6. 5. Так как разность по абсолютной величине между истинными курсами не превышает трёх градусов, то точность работы курсоуказателей можно считать удовлетворительной.

1. Определение поправки магнитного компаса и контроль его работы в море 1. 1. Общие положения Магнитный компас прост в устройстве, он автономен и надежен. Основной недостаток – невысокая точность в определении направлений. Погрешности достигают 2– 4°, особенно при качке. Источники погрешностей: магнитное склонение, девиация, инерционность и недостаточная чувствительность системы магнитных стрелок магнитному полю Земли. Картушка магнитного компаса приходит в меридиан через 3– 4 минуты после маневрирования.

Важным в судовождения является точное знание девиации магнитного компаса. Девиация уничтожается не реже одного раза в год способами, изучаемыми в курсе «Технические средства судовождения» . Остаточная девиация определяется навигационными способами и не должна превышать нескольких градусов. В соответствии с хорошей морской практикой, девиация магнитного компаса определяется: – не реже одного раза в год; – после ремонта, докования, размагничивания судна, а также после погрузки и выгрузки груза, меняющего судовое магнитное поле; – при значительном изменении магнитной широты; – при расхождении табличной девиации с фактической более чем на 1° для главных компасов и 2° для путевых; – перед дальним рейсом.

Все способы определения девиации построены на использовании формулы (4. 6) МП = КП + δ → δ = МП – КП Девиация зависит от курса судна, поэтому ее обычно определяют на 8 равноотстоящих компасных курсах, а промежуточные значения находят линейной интерполяцией. Обычно это курсы, соответствующие основным и четвертным румбам, т. е. курсы 0, 45, 90, 135, 180, 225, 270, 315 градусов

Предполагается, что судовое магнитное поле симметрично относительно ДП судна, т. е. девиация симметрична относительно магнитного меридиана, поэтому среднее значение компасного пеленга на отдаленный предмет, взятых на отдаленный ориентир на равноотстоящих курсах можно принять за оценку магнитного пеленга. Формула будет выгладить следующим образом: МП = ∑КПi /8 + А (5. 1) Где А – некоторая поправка на систематическую погрешность (постоянная девиация), которая определяется для конкретного компаса во время уничтожения девиации.

1. 2. Методы определения девиации 1. 2. 1. По створу Судно пересекает створ на 8 равноотстоящих компасных курсах, и судоводитель берет КПi. Компасные курсы отстоят друг от друга на 45 о. Магнитный пеленг рассчитывают по формуле МП = ИП – d (5. 2)

Значение ИП и магнитного склонения снимают с карты. Магнитное склонение приводят к году плавания. При маневрировании в окрестностях створа следует учитывать инерционные характеристики магнитного компаса. Если магнитное склонение неизвестно, то используют формулу (5. 1) -затем рассчитывают девиацию на каждом курсе: δi = МП - КПi (5. 3) и составляют таблицу или график девиации как функции компасного курса. Таблицу составляют через 10 о по компасному курсу.

1. 2. 2. По удаленному ориентиру Судно совершает циркуляцию на расстоянии D от навигационного ориентира и на 8 равноотстоящий компасных курсах пеленгует его. Определяют δ по формуле (5. 3). Магнитный пеленг можно рассчитать по формуле (5. 2) или с помощью ИП и d, снятых с карты.

Следует иметь ввиду, что дальность до ориентира выбирается с учетом точности определения пеленга и может быть определена по формуле: D = r/sinά (5. 4) Если акватория ограничена для маневрирования, судно ставят на якорь или бочку и разворачивают буксиром.

1. 2. 3. По пеленгу светила Метод аналогичен вышеописанному. На восьми компасных курсах определяют компасные пеленги светила. Затем рассчитывают его азимут(ИП) по астрономическим формулам, и, зная склонение (с карты), получают МП. Для расчета девиации применяют формулу (5. 3). Для повышения точности пеленгования выбирают светило, расположенное на малой высоте (не более 30 градусов). Существенное достоинство метода заключается в том, что из-за большой удаленности светила, точность не зависит от координат судна, т. е. имеется большее пространство для маневрирования.

1. 2. 4. По сличению с другим магнитным компасом или гирокомпасом. Сличать компасы – это синхронно замечать их показания. Сличения производят путевого компаса с главным или гирокомпасом. Его обычно производят на 8 равноотстоящих курсах. Девиация определяется из учета равенства магнитных курсов, полученных по разным курсоуказателям. Например, при сличении путевого компаса с главным или при сличении его с гирокомпасом верны выражения: КПп + δп = ККгл + δгл (5. 5) КПп + δп = ГКК + ΔГК – d (5, 6) Из этих отношений вычисляют неизвестную

1. 2. 5. Методом взаимных пеленгов (в экстремальных ситуациях) С судна пеленгуют магнитный компас, установленный на берегу или на неметаллической шлюпке, а с берега или со шлюпки синхронно пеленгуют компас, установленный на судне. Ясно, что с компаса на берегу или шлюпке берется МП. Девиация определяется: δi = (180 о + МП i) - КП i (5. 7)

2. Определение поправки гирокомпаса и контроль его работы в море 2. 1. Общие положения Гирокомпасы вырабатывают курс с точностью до 0, 5° (при вероятности 95%) при постоянном курсе и качке не более 2 градусов. При усиленной качке и при интенсивном маневрировании, погрешность гирокомпаса может достигать 4°. Из-за инерционных погрешностей, наибольшая точность измерений может быть достигнута через 30 -40 минут после окончания маневра. Гирокомпас имеет свои систематические погрешности, которые необходимо компенсировать поправками. В качестве формул для расчета применяют известные формулы: ΔК = ИК – КК (5. 8) ΔК = ИП – КП (5. 9) Где ΔК, КП – общие обозначения поправки компаса, компасного курса и компасного пеленга, измеренных с помощью магнитного или гирокомпаса.

Задача сводится к определению истинных направлений, которые обычно снимают с карты или рассчитывают астронавигационными методами, если проводится пеленгование светил.

2. 2. Методы определения поправки гирокомпаса 2. 2. 1. По пеленгу отдаленного предмета Метод применяется, если судно стоит у причала. Определяют на карте или плане точные координаты компаса и снимают ИП на удаленный известный навигационный ориентир.

В течение примерно полутора часов берут через 1015 минут пеленга на этот ориентир, находят поправку по формуле(5. 9) при каждом пеленговании, а потом выводят её среднее значение(линия аа"). Это будет так называемая постоянная поправка ГК. Такую операцию также всегда следует проводить после нового запуска ГК, когда он вошел в меридиан ΔГК а а" ΔГКi ΔГКср ΔГКi т

2. 2. 2. По пеленгу навигационного створа ИП створа обозначен на карте. Запеленговав створ и сравнив ИП с нашим ГКП, получим ΔГК (формула (5. 9)). При этом способе можно использовать не только искусственные, но и естественные створы. 2. 2. 3. С помощью истинного пеленга светила Для этого необходимо запеленговать светило, вычислить его азимут (А), а это тоже самое, что и ИП. Сравнив ГКП и А, получим ΔГК. Наиболее распространен способ определения ΔГК по пеленгу восхода и захода Солнца, по пеленгу Полярной звезды. Более подробно определение ΔГК по небесным светилам изучается в курсе «Мореходная астрономия» .

2. 2. 4. По сличению с курсоуказателем, поправка которого известна. В этом случае используют формулы, полученные приравнивании ИК: ККп + ΔМКп = ККгл+ ΔМКгл (5. 10) ККп + ΔМКп = ГКК + ΔГК (5. 11) Уравнение (5. 10), (5. 11) решаются относительно неизвестной поправки. Указанные формулы используются при переходе с одного компаса на другой, если вышел из строя какой либо из них.

Если мгновенная поправка гирокомпаса, определенная одним из способов в море, отличается более чем на 1° от постоянной поправки, определенной в порту, то следует бить тревогу. Определение поправки компаса является одной из важнейших обязанностей судоводителя. Правила штурманской службы предписывают определять поправку компаса при любой возможности. Сличение гироскопического и магнитного компасов производится один раз в течении вахты (4 часа), если курс не меняется и при каждой смене курса. Это необходимо для того, чтобы знать действующую поправку компаса в случае выхода из строя гирокомпаса.

Выводы: 1. 2. 3. Определение поправок курсоуказателей является одной из важнейших обязанностей судоводителя. Необходимо определять поправку компаса при любой возможности. Методы, используемые для определения поправки магнитного компаса и гирокомпаса одинаковы, а именно: по створу, с помощью пеленга светила, по пеленгу удаленного ориентира, по сличению с курсоуказателем, поправка которого известна. Но следует помнить, что определенная таким образом поправка для гирокомпаса постоянна на всех курсах. Для магнитного компаса данная поправка верна только на данном курсе. Сличение гироскопического и магнитного компасов производится один раз в течении вахты (4 часа), если курс не меняется и при каждой смене курса.

Содержание вопросов, рассматриваемых на семинаре 1. Основные точки, линии и плоскости для ориентирования на земной поверхности. 2. Системы деления горизонта: румбовая, круговая, полукруговая и четвертная 3. Направления относительно плоскости истинного меридиана и диаметральной плоскости судна 4. Использование магнитного компаса, магнитное склонение, девиация магнитного компаса, поправка магнитного компаса. 5. Соотношение между компасными и истинными направлениями 6. Способы определения поправок курсоуказателей 7. Расчет направлений по гирокомпасу и магнитному компасу

Расчет истинных направлений по известным компасным называется исправлением направле ний (румбов). Исправление румбов необходимо для прокладки на карте линии курса или пеленга. Выбрав б из таблицы по известному КК, можно сначала найти магнитные направления по зависимости (15), а затем истинные по соотношению (13). Подставляя (15) в (13), получим формулы для исправления румбов

(23)

Расчет компасных направлений по известным истинным называется переводом направле ний (румбов). Перевод румбов необходим, например, для определения курса судна по компасу с целью перехода из одной точки в другую. Сначала по (14) вычисляют магнитный курс

МК=ИК - d,

а затем по (16) находят компасный курс

Девиацию выбирают из таблицы по магнитному курсу, учитывая, что МК и КК отличаются на небольшую величину. В случаях, если величина девиации превышает 4°, а табличный интервал 1°, целесообразно сделать второе приближение. Для этого после расчета КК снова входят в таблицу девиации уже с полученным значением компасного-курса, находят б и рассчитывают компасный курс второй раз.

Подставляя (14) в (16), получим зависимости прямого перевода румбов


(24)

Алгебраическая сумма склонения и девиации геометрически представляет собой (рис. 15) угол в плоскости горизонта между северной частью истинного и компасного меридианов, называемый поправкой компаса (ΔМК),

ΔМК = d +δ. (25)

Если северная часть компасного меридиана отклонена к Е от истинного, поправка компаса положительна, если к W - отрицательна.

С учетом зависимости (25) из (23) и (24) получаем формулы для исправления и перевода румбов при известной поправке компаса:


(26)


(27)

Все задачи исправления и перевода румбов могут быть проверены графически (рис 16).

Для этого, например, сначала строят истинный меридиан, затем по известным величинам (ΔМК, d или ИК) проводят другие линии (компасного, магнитного меридиана или курса) и определяют неизвестные величины. Расположение меридианов относительно друг друга определяют логическим рассуждением с учетом знака и величины δ, d или ΔМК. Графический контроль проводят с целью исключения ошибок в знаках.

Исправление и перевод румбов чаще всего производят, рассчитывая поправку компаса по формулам (26) и (27), для чего снимают с карты величину склонения, а девиацию выбирают из таблицы.

Достоверность поправки компаса обусловливает точность определения истинных направлений, а следовательно, и точность проводки судна. Отсюда вытекает необходимость систематического контроля поправки. Поправку компаса определяют сравнением истинных и компасных направлений. С этой целью необходимо знать значение истинного курса или пеленга и одновременно измерить соответствующее компасное направление. Из (26) имеем, что

(28)

Для определения ΔМК могут быть использованы способы, аналогичные способам определения девиации: по пеленгам створа, истинное направление которого дано на карте или может быть снято с карты; по пеленгу отдаленного предмета, когда место судна известно с высокой точностью, а предмет нанесен на карту, по пеленгам небесных светил. На некоторых речных судах, где не имеется возможности измерить пеленг с магнитного компаса, поправка может быть определена сравнением ИК и КК при плавании по створам, направление которых известно. Для этого, находясь на линии створа, приводят судно носом точно на створные знаки и замечают компасный курс.

Поправка магнитного компаса может быть получена также сличением с гирокомпасом, если его поправка известна:

ΔМК = ГКК - КК+ΔГК. (29)

При каждом определении поправки магнитного компаса следует вычислять девиацию по формуле

δ = ΔМК - d (30)

для контроля достоверности таблицы.

Курс судна — угол между диаметральной плоскостью судна и направлением на север. Измеряется в градусах по часовой стрелке от 0° до 359°. Истинный курс судна (ИК) — это угол, заключенный между северной частью истинного меридиана (линии NS) и диаметральной плоскостью судна (направлением носа судна). Истинный курс отсчитывается по часовой стрелке от 0 до 360°.
Магнитный курс (МК) — угол между магнитным северным меридианом N и линией курса.
Действие магнитного компаса основано на свойстве магнитной стрелки занимать определенное положение в земном магнитном поле, а именно: северный конец магнитной стрелки компаса указывает на северный магнитный полюс земли N. Магнитные и географические полюсы не совпадают. Направление, проходящее через ось магнитной стрелки, называется магнитным меридианом. Магнитный меридиан не совпадает с направлением истинного меридиана. Компасным курсом (КК) называется угол в плоскости истинного горизонта, отсчитываемый от нордовой части компасного меридиана по часовой стрелке до носовой части диаметральной плоскости судна. Компасные курсы и пеленги могут быть в пределах от 0° до 360°.
Магнитное склонение (d) — угол между северной частью истинного меридиана и северной частью магнитного меридиана, называется магнитным склонением. Склонение отсчитывается от северной части истинного меридиана к востоку или западу от 0 до 180°. Восточному, или остовому, склонению присваивается знак плюс, западному, или вестовому, — знак минус. Магнитное склонение для данного места непостоянно, оно все время увеличивается или уменьшается на небольшую постоянную вели чину. Величина склонения в данном районе плавания, годовое его увеличение или уменьшение в год, к которому приведено склонение, указываются на навигационных картах. Девиацией магнитного компаса (δ) называют горизонтальный угол, на который плоскость компасного меридиана отклоняется от плоскости магнитного меридиана(разница межку Nм и Nк).На каждом курсе девиация у судовых компасов различна. Это объясняется тем, что при изменении курса меняется положение судового железа относительно магнитных стрелок компаса. Кроме того, после поворота судна судовое железо частично перемагничивается, что также приводит к изменению магнитного поля судна.
Поправка магнитного компасса — алгебраическая сумма девиации и магнитного склонения, на величину которой компасные направления отличаются от истинных: ΔМК=δ+d девиацию МК и склонение необходимо брать со своими знаками.

Для того, чтобы найти истинный курс (ИК) зная магнитный курс (МК) и склонение d компаса в данном районе плавания, необходимо к магнитному курсу алгебраически прибавить приведенное к году плавания склонение с его знаком:ИК= МК+ (±d) следовательно:МК= ИК-(±d)


Пример: Истиный курс(ИК) = 90° Девиация(δ) = 5°E (девиация к востоку(Е) знак «+», если к западу(W) знак «-«) Склонение приведенное к году плавания (d) = 10°W(склонение у нас к западу, то знак будет «-«, т.е. -10°) 1)Найти ΔМК ΔМК=δ+d=5+(-10°)=-5° 2) Найти МК МК=ИК-(±d)=90°-(-10°)=100° 3)Найти КК КК=ИК-(±d )-(± δ )= 90°-(-10°)-(+5°)=95°
Для понятности расчетов сделаю зарисовку, так как пример интересный:

Так же необходимо помнить что:а) курс не имеет отрицательных значений, в случае получения такового при расчётах результат следует вычесть из 360°;б) если курс получился при расчётах более 360°, то следует из результата вычесть 360°.