Главный смысл 451 градус по фаренгейту. Анализ «451 градус по Фаренгейту» Брэдбери

В этой статье вы найдете подробный анализ романа Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту», написанный в формате школьного сочинения.

Впервые я прочитала книгу Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту» примерно в 14 лет. Уже тогда она произвела на меня неизгладимое впечатление, и я стала считать этот роман одним из своих любимых.

Жанр романа и история создания

Позже в школе мы познакомились с жанром антиутопии. Читая книгу «Мы» Евгения Замятина, я невольно проводила аналогии с романом Брэдбери. Когда я прочла роман Джорджа Оруэлла «1984», я поняла, что для жанра антиутопии, конечно, характерны общие для всех произведений в этом жанре черты: гротеск, порой даже абсурдность, символизм, обилие метафор, элемент фантастики.

Эту книгу Брэдбери трудно классифицировать, ведь роман можно назвать и научной фантастикой (писатель предвидел многие из достижений науки – например, радиоприемники-втулки – это современные плееры, телевизорные стены – плазменные панели), и антиутопией. Произведение имеет социально-философский подтекст, оно было актуальным в 1953 году, когда было напечатано, ведь наверняка Рэй Брэдбери писал роман, будучи впечатленным эпохой маккартизма – эпохой «охоты на ведьм», когда либерально мыслящая интеллигенция преследовалась, существовала цензура.

В романе тех, кто думает не так, как большинство, точнее, тех, кто вообще думает и разговаривает друг с другом, считают сумасшедшими. Так, наверное, было и в действительности, в реальности, которая окружала писателя в то время, с той лишь разницей, что таких людей не лечили, а объявляли их произведения вне закона. Брэдбери описывает будущее Америки и всего мира, но это будущее имеет определенную связь с настоящим – причем, как настоящим 1953 года, так и настоящим ХХI века. Но об этом – позже.

Интересно, что писатель создавал свой роман в публичной библиотеке. Я думаю, Рэй Брэдбери любит библиотеки и книги, ведь только искренне любящий книги и литературу автор может так написать о них. Также в книге очень много цитат из других источников, из Библии, книг эпохи Просвещения, современной нам литературы (действие романа происходит в будущем, поэтому эти книги для героев считаются старыми).

Образы и символы

Роман наполнен символами. Огонь – самый сильный символ романа. Огонь в руках пожарного, который символизирует разрушение (в отличие от обыденного представления о пожарных, которые тушат пожар, сохраняя, а не разрушая) – губителен. Он уничтожает книги, последние оплоты творческой мысли, ведь картины в музеях давно заменены интерактивными и абстрактными («Сплошь абстракция!» — восклицает Кларисса в романе), в кафе «трещат» все те же старые музыкальные композиции и остроты…

Главные герои, их краткие характеристики, взаимодействия и сюжет

А люди уже давно перестали мыслить. Они не задумываются над вопросами бытия, над фундаментальными ценностями – их ценности уже давно заменены материальными. К примеру, жена Монтэга, главного героя, Милдред, только и думает о том, как бы приобрести еще одну телевизорную стену. Она в связи с бытующим мнением считает, что это принесет в их дом радость, но на самом деле даже она несчастна. Хотя, Милдред не задумывается о таких категориях, как счастье и несчастье.

Монтэг сначала являет собой такой же символ разрушения. Жечь для него – наслаждение. Но вскоре он знакомится с Класиссой Маклеллан, новой соседкой, прелестной 16-летней девушкой, которой скоро должно исполниться 17 (и это Кларисса шутливо приводит как довод в пользу своей «ненормальности»).

Кларисса не такая, как другие люди вокруг пожарного. Она пробует на вкус дождь, не любит жестокости, замечает каждую мелочь окружающего мира, любит общаться с людьми и даже с природой. Кларисса не спеша гуляет пешком, не терпит реактивных автомобилей и не дружит со сверстниками – ведь они считают ее антисоциальной.

Монтэг и Кларисса появляются вместе на страницах романа лишь в его начале, но благодаря девушке главный герой начинает меняться. Он постепенно понимает, что что-то не так. Понимает, что ему не нравится пустота и обыденность жизни в данном обществе, что у него нет ничего общего с ним; понимает, что ему на самом деле нравится спорить, размышлять, читать книги – что запрещено!

Далее Монтэг знакомится с Фабером, профессором, который читает, размышляет, словом, живет не так, как нужно, и всецело поддерживает идеи революции. Сюжет в романе развивается стремительно, но внутренне Монтэг меняется только в самом конце. Окончательно – только тогда, когда он знакомится у костра с «людьми-книгами». И здесь появляется уже другой образ огня. Огонь, из которого сможет возродиться феникс – появятся новые книги, люди снова будут общаться друг с другом, чувствовать, любить друг друга и мир… Новая эра.

Главная мысль романа, что хотел сказать автор читателям

О символах в романе можно говорить бесконечно. Телевизорные стены, механический пес, огонь, книги, «люди-книги», бомбардировка города и прочие, прочие. Самое важное – с помощью этих символов понять главную идею. И я, прочитав роман, поняла ее.

«451 градус по Фаренгейту» — книга -предостережение. Причем, предостережение, актуальное для нас, поколения XXI века. Сейчас, если задуматься, большинство людей стали мало разговаривать друг с другом. Появился Интернет, который части молодежи заменяет реальную жизнь. Старшее поколение, вернее, некоторые из его членов, увлекаются телевизором.

Библиотеки становятся уже не так актуальны… Но я, прочитав эту книгу, только порадовалась, что читаю много и сейчас. Потому что электронная книга, фильм или телепередача не заменят настоящего чтения. Как и виртуальное общение не заменит реального. Ведь жизнь ценна только настоящим, истинным, своими красками, впечатлениями. Теми эмоциями и чувствами, которые вызывают у нас люди. Нужно любить этот мир, как любила его героиня произведения Брэдбери Кларисса. И я люблю этот мир именно так.

Роман «451 градус по Фаренгейту» анализировала dusksun.

Сегодня у каждого человека есть неограниченный доступ ко всем литературным произведениям. Несмотря на это, в последнее время интерес к чтению начал постепенно угасать, и сейчас очень мало людей интересуется новинками литературного мира. Чтобы вернуть интерес к книгам, был создан вначале электронный их формат, а затем аудиокниги, которые являются наиболее популярными среди молодежи.

В школах информация еще преподносится на бумаге, но с каждым днем все больше современных образовательных учреждений переходит на обучение на электронных носителях, все учебники, внеклассная литература и другие, нужные для учебы книги, хранятся на планшетах или ноутбуках. Не кажется ли вам, что история развития современного общества все больше и больше напоминает сюжет книги "451 градус по Фаренгейту"? Если не знаете о чем речь, то прочитайте статью и все поймете.

Антиутопия в современности

В современном мире набирает популярность среди писателей и читателей жанр антиутопия. Этот жанр отражает события неблагоприятного и убогого будущего. В большинстве случаев писателями преподносится история, происходящая в постапокалиптическом мире. Среди антиутопистов лидирует американский писатель Рэй Брэдбери ("451 градус по Фаренгейту"), по отзывам критиков и читателей, и этому мнению сложно противоречить.

Антиутопист

Самым признанным и любимым писателем-антиутопистом признан Рэй Брэдбери. Практически все его творчество построено на представлениях самого ужасного и отвратительного будущего. Он написал порядка 700 рассказов в этом жанре. Произведения его небольшие по объему, однако все они достойны внимания.

Еще в детстве мечта стать писателем не покидала его. В 12 лет он решился создать свое творение. Через некоторое время Рэй сжег все свои произведения, так как они ему не понравились. Именно в этот момент ему и пришла в голову мысль о новом романе, названном впоследствии «451 градус по Фаренгейту». Откуда возникло это название? Именно при температуре в 451 градус бумага начинает воспламеняться.

Местом действия являются Соединенные Штаты Америки, где царит тоталитаризм. Жизнь людей, их действия и поступки находятся под полным контролем правительства. Главный герой,Монтэг - пожарный. Но в этом мире огонь не тушат, им сжигают все книги, которые только можно найти. Литературные произведения находятся под строгим запретом.

Вначале главный герой исправно исполняет свою работу - ездит на вызовы, сжигает книги (а иногда и целые здания вместе с ними), а затем возвращается домой. Так длится до встречи с девушкой Клариссой, которая полностью переворачивает мир пожарного и заставляет его посмотреть на жизнь под другим углом.

Клариссе уделено мало внимания в книге, но она, встретив его лишь несколько раз и обмолвившись парой слов, смогла стать ключевым персонажем. Эта девушка очень отличалась от остального населения: она не смотрела телевизионные передачи, не распускала сплетни и вообще не тратила свое время на бессмысленные занятия. Она была одной из тех, кто осмеливался читать книги и наслаждаться окружающим миром.

После встречи с ней Монтэг начинает задумываться о своей жизни, о будущем и о том, почему сжигают книги. Через некоторое время он связывается с профессором Фабером, мечтавшим о возрождении книгопечатания, который снабжает его литературой. Позже жена Монтэга находит в его вещах книгу и сообщает властям. Дом сжигают, а пожарный обращается в бегство.

Стоит сказать несколько слов о жене главного героя. Целыми днями она проводит, смотря на стены, представляющие собой огромные телевизоры. Ими заняты три стены из четырех, но она планирует занять в скором времени новым телевизором последнюю, четвертую стену. Смотрит она в основном мелодрамы, и длится это порой днями напролет. Нужно сказать, что Монтэг первое время пытался склонить жену на свою сторону, пытался рассказывать ей о листьях или природе, но его попытки не принесли результата.

Он сбегает из города, примыкает к группе изгоев, любящих книги, они передают содержание известных произведений друг другу, не позволяя забыть их. Дальнейшая судьба Монтэга неизвестна, так как на этом месте сюжет произведения обрывается. Однако мы можем видеть, что случилось с городом, в котором он жил. Кроме развалин, ничего не осталось.

Так выглядит краткое содержание книги "451 градус по Фаренгейту".

Общее отношение к книге

Произведение нельзя отнести к развлекательной литературе, оно скорее заставит задуматься о жизни, чем развеселит. Роман "451 градус по Фаренгейту" был воспринят с энтузиазмом как критиками, так и читателями. Последним книга пришлась по душе, практически все отзывы читателей о книге "451 градус по Фаренгейту" положительны, средняя оценка, выставленная теми же читателями, варьируется от 9 и до 10 по 10-балльной шкале. Для многих книга стала самой любимой. Это можно понять из отзывов о "451 градус по Фаренгейту". Но в любой ситуации мнение критиков все равно является ключевым.

Однако роман смог поразить даже самых придирчивых и искушенных из них, и их отзывы о книге "451 градус по Фаренгейту" тоже в большинстве своем положительны. В мире литературы не так много произведений, заставляющих почувствовать настолько сильные эмоции и пробудить такие глубокие и важные мысли в головах людей, как это сделала книга Рэя Брэдбери. Несмотря на то что автор написал и опубликовал другие книги, отзывы о "451 градус по Фаренгейту" являются наиболее восторженными, чем о других его работах. Однако другие произведения антиутописта тоже были по достоинству оценены читателями и критиками.

Отзывы читателей о книге "451 градус по Фаренгейту"

Во многих отзывах можно увидеть, что читатели считают книгу одним из возможных вариантов развития будущего. Что будет, если вместо чтения люди будут заняты бесконечным просмотром глупых телепередач или видео? Но еще можно стерпеть то, что жители не будут читать книги из-за нежелания, а что случится, если литературные произведения запретят? В конечном итоге люди превратятся из высшего существа на этой планете в деградирующую и отупевающую толпу, которая не будет замечать ни красоты природы, ни радостей жизни, ни даже друг друга.

Также во многих рецензиях читатели сожалеет не только о потерянном обществе, но и о книгах. Им в большинстве случаев не жаль пострадавших и погибших людей, сгоревшие книги вызывают больше эмоций и сочувствия. Ведь они являются символами знаний, мудрости поколений. Сегодня люди сами отказываются от чтения книг и отдают предпочтение просмотру бессмысленных видеороликов или телевизионных программ. Не с этого ли все началось в мире Монтэга? Именно о таких людях, с навязанными стереотипами и захламленным разумом, и идет речь в романе "451 градус по Фаренгейту".

Антиутопия Брэдбери не была первой в своем роде, но, тем не менее, смогла стать своеобразным символом этого жанра. Она находится в тройке самых популярных антиутопий, и любой собеседник, увлекающийся фантастикой, назовет ее в числе прочитанных произведений. Но известность книги не принесла ей повсеместного понимания: немногие читатели вникают в смысл романа, в отличие от команды «Литерагуру». Мы постараемся разобраться в этом тексте вместе с вами.

Про историю создания романа «451 градус по Фаренгейту» Рэй Брэдбери выделяет целую главу «Вложения по десять центов ««451 градус по Фаренгейту»» в своем произведении «Дзен в искусстве написания книг». Писатель удивляется феерическому успеху, называя произведение «грошовым романом» в связи с тем, что Брэдбери вложил 8 долларов восемьдесят центов при работе над первым вариантом текста в виде рассказа под названием «Пожарник».

Перечитывая свое произведение в последующие годы, он убеждался, что герои играли новые картины в его голове, когда он «задавал им вопросы». Они воспринимаются писателем, как существа, рожденные в его сознании, но управлять их действиями он не в силах. Так исчезла со страниц Кларисса, своими сумасшедшими разговорами возродившая интерес к содержанию книг у главного героя Монтага.

Рей Бредбери пишет свои произведения при полной увлеченности, каждое утро заставляя себя работать. «Для того чтобы научиться писать, надо писать». Так, перечитывая роман спустя продолжительное время с его выхода в свет, он понял, что имя главного героя (Монтаг) идентично названию компании, производящей бумагу, тогда как Фабер, который по сюжету книги является его идейным сторонником, — это марка производителя карандашей.

Сам роман назван «451 градус по Фаренгейту». Что примерно составляет 232 градуса по Цельсию и знаменует температуру, при которой начинает гореть бумага. Название дано в связи с тем, что Монтаг работает пожарным-наоборот, то есть сжигает книги.

Суть

Мы всего лишь обложки книг, предохраняющие их от порчи и пыли, – ничего больше.

Общество, описанное в антиутопии Рэя Брэдбери, получает информацию с экранов своих телевизоров, заполонивших все стены домов, с шума радиоприемников, и других распространителей удобоваримой и необходимой государству пропаганды. А вот книги, которые заставляют думать над всем, что происходит вокруг людей и внутри общества, в этом мире под запретом. Там, где они сжигаются, нет места бунтам и недовольствам. Общество, не способное мыслить, легко управляемо правительством, вот почему в условиях тоталитарного режима литература запрещена законом, от чего она подлежит немедленному уничтожению. Но наш герой, который по долгу службы очищает свой мирок огнем, внезапно увлекается запретным плодом и начинает способствовать укрывательству книг. Но все тайное становится достоянием бдительных стражей порядка.

Люди, разучившиеся общаться между собой, способны только лишь воспринимать ту информацию, которую подают, без необходимости ее осмысления. Это именно то будущее, которое нас ожидает, если мы продолжим существовать как стремительно развивающееся общество потребителей.

Жанр, направление

Роман написан в фантастическом жанре, представляющим нам мир ближайшего будущего. Антиутопия, под которой следует понимать художественную литературу, где обязательно фигурирует разоблачение отрицательных тенденций некоторых сфер общества и государства. Автор разоблачает пороки, показывая утрированную картину будущего, к которому неминуемо приведет такое положение вещей. Подробно и менее официально об этом жанре мы написали

Наряду с этим произведением стоит утопический мир Джорджа Оруэлла «1984» (), а так же антиутопия Олдоса Хаксли «О дивный новый мир» ().

Главные герои и их характеристика

  1. Гай Монтаг (Монтэг в некоторых переводах) — главный герой, работающий на пожарной станции будущего. Основная его задача — выезжать по экстренным вызовам в случаях обнаружения в домах книг для их сжигания посредством специального устройства — бландспойта. Этот человек – дитя своей эпохи, он не задумывается о сути своей миссии, пока не сталкивается лицом к лицу с несколькими личностями, поколебавшими его уверенность в правильности государственного строя. Он последовательно разочаровывается в жене, которая равнодушна ко всему, кроме любимых экранов, в своей службе, где он видит лишь жестокость и слепые стремления угодить начальству, в своем обществе, где он больше не чувствует себя органично. Из апатичного раба рутины он превращается в сознательного и деятельного человека, способного спасти вековую мудрость от рук варваров.
  2. Кларисса Маклеллан — юная девушка, появившаяся на первых страницах романа, которая дала толчок для проявления интереса героя к книгам и к тому, что в них заключено. Ее семью считали ненормальной, постоянно подозревая их в чтении. По вечерам их окна горели, и можно было наблюдать, как вся родня общается между собой, издавая громкие звуки, что вызывало жуткое недоумение и раздражение у всех соседей в округе. В экранизации романа героине было отведено больше времени, чем в тексте. Она исчезает бесследно, а Монтагу остается только гадать, куда она делась. Скорее всего, она ушла в леса, где скрывались хранители книжных знаний.
  3. Битти Брансмейстер — начальник пожарной части, первый заподозривший об интересе главного героя к содержанию книг. Автор знаменитой цитаты «Хранить книги — не преступление. Преступление — читать их». Почуяв желание Гая прикоснуться к запретному, персонаж проучивает своего подчиненного, но к желаемому результату это не приводит. Его разговоры с Гаем – основа сюжета, ведь в них автор излагает свои идеи.
  4. Милдред – апатичная, бесчувственная, безучастная ко всему жена главного героя, являющаяся полным отражением общества, описываемого Рэем Брэдбери. Она целыми днями сидит на диване в комнате с экранами, почти не разговаривает и на книги, обнаруженные в руках мужа, реагирует с опаской. Она без зазрения совести предает его, заявляя о находке.
  5. Фабер — друг и единомышленник Монтага, профессор, не сумевший предотвратить принятие закона, запрещающего книги. Первоначально он относится к Гаю с опасением. Когда он понимает, что главный герой стремится узнать внутренний мир книг, бывший преподаватель английского языка стремится помочь собеседнику.
  6. Темы

    1. Главная тема романа — роль книги в жизни человека . Через утопию писатель демонстрирует мир, который может быть реальностью в случае отказа от чтения литературы. Книги заключают в себе опыт наших предков, который людям стоит перенимать для движения вперед. Читатели задаются вопросами, которые обществу массового потребления не знакомы. Поэтому оно зависимо от правительства и очень уязвимо. Людям, которые не способны мыслить самостоятельно, информация поносится под нужным ракурсом, что дает государству все рычаги для полного управления.
    2. Семья. Автор доказывает необходимость общения и поощрения общих семейных интересов. Многие люди замыкаются в себе и своих гаджетах, игнорируя важность семейных уз. Это прямой путь к отчуждению от родных и близких, которое сулит человеку одиночество и незащищенность. Ведь кто, как не родственники, сможет помочь в трудную минуту, поддержать и понять? Увы, герой поздно осознал разрушающую роль экранов в своей личной жизни, поэтому потерял любимую женщину.
    3. Верность и предательство. Те, кому доверял Гай, предали его, повинуясь тому, что им внушили власти. Когда пропаганда становится выше морали, выше чувств и привязанностей, личность разрушается, а на ее месте появляется покорный и апатичный раб, не способный на эмоции и мысли.
    4. Тема технического прогресса. Мы должны понимать, что техника – это средство, а не цель нашего существования. Нельзя допустить, чтобы общество ценило гаджеты и виртуальную реальность выше, чем людей. Кроме того, прогресс не должен вытеснять достижения прошлых эпох, они могут соседствовать друг с другом, только тогда все поколения достигнут гармонии взаимопонимания, которое выступает гарантией взаимовыгодного обмена опытом.

    Проблематика

    1. Конфликт общества и личности . Гай Монтаг вступает в конфликт с обществом, начиная читать книги, вместо их уничтожения. Будучи пожарным, призванным для их уничтожения, он становится двойным агентом — на заданиях, вместо уничтожения литературы, он забирает их часть себе домой. Герой выделяется среди людей, с которыми вынужден делить век. Как белая ворона Чацкий, он не понят и изгнан, считается преступником за желание узнать новое и мыслить, тогда как общество разучилось думать и существовать самостоятельно.
    2. Пропаганда и манипулирование обществом посредством СМИ . Телевидение заполняет все проблемы, которые образовались после запрета литературы. Средства массовой информации становится прекрасным способом манипулирования, они «зомбировали» население, оставаясь единственным каналом для получения какой-либо информации. Однако, все, что показывают в экранных комнатах, подносится под выгодным ракурсом, а шансы заметить «что-то неладное» в подаваемой информации сводятся к нулю из-за неумения мыслить.
    3. Проблема бездуховности так же рождается из-за отсутствия книг и изобилия «информационного фастфуда» телевизионных экранов, которые на правах монополии участвуют в воспитании населения. Моральные ценности, в результате, заменяются потребительскими.
    4. Проблема исторической памяти. Литература, собравшая все открытия и изобретения, все осмысленное и обдуманное столетиями, является памятью поколений. Это сборник архивов всего созданного человеком с момента появления письменности. В обществе, где книги запрещены, возможность сохранения всего этого теряется, что становится залогом полного регресса для общества.
    5. Проблема утраты традиций и ценностей прошлых эпох. Технический прогресс, заменивший хрустящую книгу в руке, может принести пользу и вред, в зависимости от того, как использовать эту находку. Но без альтернативы, которую дает та же литература, общество не может судить, так ли оно распоряжается своими возможностями. Несмотря на улучшение качества показываемого изображения и увеличение диагоналей экранов, техника может оставаться лишь красивой обложкой для апофеоза пустоты.

    Смысл

    Идея Рэя Брэдбери такова: без опоры на опыт прошлых поколений, на свободное и честное искусство, будущее, которое описано в романе «451 градус по Фаренгейту», неизбежно. Люди все чаще в выборе между книгой и развлекательным видео выбирают второе, уровень образованности населения падает, за счет чего происходит массовая деградация и развивается неспособность мыслить, влекущая за собой застой в каждой сфере деятельности человека. Вместо того чтобы самому узнать, а заодно и проверить, те сведения, которые так удобно и просто подаются на экранах, зритель довольствуется поверхностной картиной мира, которую заботливо укладывают в 5 минут эфирного времени. А если бы тот же зритель сам нашел, к примеру, разносторонние факты о том, что ему подают под пропагандистским соусом, то его мировоззрение было объективнее и богаче. В искусстве, которое является лишь одним из источников информации и хранителей культуры, сохранились те крупицы истины, которые могли бы пролить свет на истинное положение вещей. К сожалению, мрачные прогнозы автора сбываются в отдельных странах, где уровень грамотности низок, а вот показатели ханжества, бедности и агрессии зашкаливают. Люди убивают друг друга, даже не задумываясь о том, зачем это нужно, если изначально все религии имели мирный посыл, а все государственные деятели должны вести народ к процветанию.

    Также понятна мысль писателя о том, что человек, так же как и Гай Монтаг, не должен бояться выделяться из толпы, даже если все общество выступает против него. Желание мыслить и узнавать нечто новое — естественная потребность, а в век информационных технологий — вовсе необходимость.

    Критика

    Из-за своей остросоциальной направленности роман не сразу увидел свет. Перед этим роман прошел множество цензурных изменений. Так, он потерял многочисленные ругательные слова перед выпуском книги для школьного издания.

    В 1980 году писателем было замечено, что издательство выпускает его книгу в сокращенном виде, исключая неприемлемые для них сцены. Данную практику писателю удалось прекратить после требования печати в полном виде.

    В советской критике спектр рецензий разнообразен: от резко негативных отзывов до хвалы и даже лести.

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Часть первая: Очаг и саламандра

Расположенный в 24 веке, 451 градус по Фаренгейту открывается Гай Монтаг, главного героя, в середине регулярного ночь на работе. Монтаг является пожарным, а в 24-м веке, пожарные сжигают дома, где незаконные книги хранятся. Сжигание книг и домов дает Монтаг большое чувство счастья и удовлетворения. Брэдбери пишет, "Монтаг усмехнулся ожесточенное оскал всех мужчин, опаленных и приводом черным пламенем." (стр.4)

Как Монтаг идет домой с работы ночью, он встречает Кларисса Макклеллан, его 17-летний сосед. Монтаг будет сразу озадачен и обращается к любознательности Рано развившийся девушки. Кларисса любит природу, не смотреть телевизор, и ненавидит автомобили, которые ездят быстро. Она ставит под сомнение его постоянно о своем восприятии мира, оставив его с запросом "Вы счастливы?" Кларисса оставляет сильное впечатление на Монтаг, и он продолжает размышлять о своей короткой встречи и ее совсем по-другому просмотра миру. Через некоторое время, Монтаг приходит к соглашению с его ответом на последний вопрос Клариссы. Он не счастлив.

Монтаг входит в его дом и современный уходит к себе в спальню, где он обнаруживает, что его жена, Милдред, передозировка снотворного. Монтаг в шоке и сразу же вызывает скорую. Техники прибыть в доме, перекачивать желудок Милдред и дать ей полный переливание с различных технологических инструментов. Ни один из фельдшеров врачи, факт Монтаг находит удивительно. Тем не менее, фельдшеров объяснить, что они выполняют эти же самые процедуры много раз за ночь, и что это очень обычным явлением. Когда медики уходят, освобожденный еще потрясен Монтаг отражается на безличной и трагический характер его общества.

На следующее утро, Милли робота идет о ее повседневной жизни, не вспоминая эпизод предыдущей ночи. Когда Монтаг пытается обсудить вопрос, Милли реагирует с пренебрежительным неверия, желая вернуть ее внимание на утечку раковины радио постоянно вставленных в ушах и людей на три стенки телевидения, которого она называет ее "семью".

На его пути на работу, Монтэг бежит в Клариссы снова, и снова она ставит под сомнение его постоянно о своих чувствах к жене и работе. Прибыв на пожарной станции, Монтаг проходит механического Собака, массивный робота полицейского собака, которая, как только установлен в химическом балансе индивида, в состоянии определить местонахождение и уничтожить свою жертву. Монтаг это нервировало, когда собака рычит на него, и обращается к своему относятся к своему боссу, главный Битти. Битти отклоняет вопрос, что делает снисходительные ссылки на Собаке и повседневной отвращение Montag к ней.

В течение следующей недели, каждый день видит Монтаг Кларисса и находит сам с нетерпением жду его разговоров с эксцентричным, любопытный девушки. Он не разочарован, когда Кларисса больше не появляется на его прогулках и из работы. С шепотом возможного грядущей войне на радио и телевидении, Монтаг становится все более интроспективный о своей работе и людям, чьи книги и дома он разрушает.

Однажды вечером, сигнализация приходит, называя пожарных в старом доме, где хозяин, пожилой женщине, отказывается покинуть свой дом. Вызывающе, женщина настаивает на смерти среди своих книг и зажигает спичку, что в итоге принимает ее жизнь вместе с ней домой и все ее книги. В ближнем бою, Монтаг крадет одну из книг этой женщины и берет его с собой домой в тот вечер. Монтаг возвращается домой потрясен смертью женщины и нервной о его незаконном приобретении.

Как он и Милли лежат в своих односпальными кроватями, Монтаг оказывается не в состоянии вспомнить, как и где они встретились. Он просит Милли, если она помнит, но она не делает, и не беспокоить его. Монтаг преодолевается с мыслями о своей Loveless, безжизненной брака и современных технологий его жена тратит свои дни, погруженных в. Монтаг сомнение ее о Клариссы, который он не видел в днях, и Милдред говорит она забыла сказать ему, что Кларисса был поражен автомобилем и убил четыре дня раньше. Ее семья так отошли. Монтаг очень расстроен, чтобы услышать эту новость и не могу поверить, Милли забыл сказать ему. Он засыпает с его украденной книги скрытой под подушку.

Утром, Монтаг просыпается плохо себя чувствует и не уверены, сможет ли он выйти на работу. Милли отвечает с недоверием и раздражением, а не сострадание, а Монтаг, в свою очередь раздражает ее отсутствие интереса к его проблемам. Капитан Битти прибыл, чтобы говорить с Монтаг, то, зная, что он чувствует себя плохо, и будет принимать вечером прочь. Он читает лекции о том, как Монтаг общество превратилось в текущем технологическом возрасте, оставляя мало места для тех, кто отклоняется от структурированной, однородной соответствии, что пришел, чтобы править. Подчеркивая процедуры структурированного, а не оригинальные мысли, Битти утверждает, что люди не рождаются равными, но сделаны равными посредством законов и регулирования. В существующей системе, люди имеют меньше шансов задеть друг друга, и, таким образом каждый лучше.

В то время как Битти посещения Montags, Милли нервно организует спальню. В один момент она пытается пух подушку Монтаг, но потому, что он спрятал книгу под ним, что он не позволит ей. Милли настаивает и кладет руку под подушку. Она чувствует себя контур книги и потрясен. Несмотря на то, что она не включается мужа в Милли просит Битти, что было бы, если пожарный принес домой книгу. Битти упоминает пожарные иногда преодолеть любопытство о книгах, которые они горят, и может украсть, чтобы насытить свое любопытство. Когда это происходит, продолжает он, они дают 24-часовой передышки опомнятся и сжечь книгу, прежде чем их коллеги должны сделать это для них.

Монтаг становится параноиком, что Битти знает, что он украл не только один, а почти 20 книг в течение своей карьеры. Он чувствует себя обязанным сказать Милли свою тайну и показывает ей свою коллекцию. Милли паникует, настаивая на том, что они сжигают книги. Перед вопрос будет решен, кто-то приходит к двери, вызвав ужас как в Монтаг и Милли. В Montags не ответить на дверь, и в конце концов посетитель уходит, оставляя пару наедине с их незаконным библиотеки. Среди протестов и заявлений никчемности книг жены, Монтаг открывает книгу и начинает читать.

"Очаг и саламандра», первый из трех частей, включающих 451 по Фаренгейту, хроники реализацию Монтаг, что он несчастен и невыполненными и знаменует собой начало его поиски, чтобы изменить свою жизнь. В этом разделе, Брэдбери продвигает идею большего, что без свободы искать правду, невозможно найти истинное удовлетворение. Эта концепция выражается через четкий контраст между тремя основными персонажами, которых мы встречаем в этом разделе. Милли не знает и не интересуется ее способности к оригинальной мысли. Она так несчастна, что она убегает от реальности, постоянно погружая себя в своей раковины радио, три стены красоты комнатной телевидения, и пристрастие к снотворным. К сожалению, Милли даже не признают свою собственную неудовлетворенность и отказывается признать, что она пыталась покончить с собой.

В отличие от этого, Кларисса действительно, совершенно доволен своей жизнью. Она Любопытно, о мире, и занимает большую уведомление о природе, социальные конструкты и поведение людей вокруг нее. Кларисса происходит из семьи, где люди сидят вокруг и говорить очень долго, концепция Монтаг находит ошеломляет. К сожалению, Кларисса падает жертвой большой скорости автомобиля, один из аспектов общества, она презирает так много.

Наконец, Монтаг представляет золотую середину между этими двумя крайностями. Хотя он когда-то думал, он был счастлив, Монтаг понимает общество не является совершенным, как многие полагают, что это. Благодаря своей дружбе с Клариссы, Монтаг обнаруживает чувство любопытства и жажды знаний, что он никогда не знал. Во-первых через Клариссы, а затем с помощью книг, Монтаг начинается на пути к свободе и счастью.

В 451 по Фаренгейту Брэдбери использует сжигание книг, как символ власти цензуры держит в этой футуристической общества. Через 451 градус по Фаренгейту Брэдбери появляется, чтобы дать предупреждение, что может быть в магазине для общества, что позволяет антиинтеллектуализм ферментировать и технологии взять на себя. Автор вскоре после конце Второй мировой войны, "Очаг и саламандра», раздел открытие 451 градус по Фаренгейту, дает представление о том, как мир, возможно, разработали был Гитлер победил. В то же время, Брэдбери ссылается на разгул маккартизма в американском политическом климате в то время. Комитет по деятельности ООН-американских вызван учебники для "оценки", и Маккарти заявил много мужчин и женщин, вовлеченных в искусстве, в том числе известных авторов, были коммунистами.

"Очаг и саламандра» вводит много символов, которые сохраняют значение на протяжении всего романа. Символ "книги", наиболее страшных и поносили врага государства, является значительным. Книги представляют знаний и осведомленности, но являются незаконными. Когда обнаружили, что они сгорают, как и дома, в которых они хранились. Тем не менее, Монтаг оказывается обращено на них, и задается вопросом, что заставляет владельцев книжных, такие как старухи, чтобы сжечь себя среди своих священных владений, а не оставлять их позади. В первом пункте, Брэдбери сравнивает сжигания книжные страницы в голубиных крыльев. Это раннее намек на птиц и полета говорит о способности книг подстрекать свободу.

Название этого раздела, "Очаг и саламандра» намекает на изображениях огня, инструмент разрушения, подвергает цензуре знаниями и идеями. Очаг, где построен огонь и сжигает сильнейших. В отличие от этого, саламандра ящерица сказал, чтобы выжить в огне, и, таким образом намекает на невозможность огня, чтобы раздавить свободную мысль. Монтаг, олицетворяет саламандра, окруженный пламенем, пока борется против цензуры. Огонь представляет очистки, как он используется, чтобы избавить общество то, что является нежелательным. Книги и места, где они скрыты уничтожаются огнем, сгорели существования, чтобы не загрязнять общества. В своей долгой дискуссии с Монтаг, капитан Битти упоминает стандартную практику сразу кремации мертвых, общество не обременены разлагающихся тел или мемориалов и горе, связанные с ними. Позже, когда Монтэг начинает понимать правду о своем обществе, он признает, огонь в виде угнетения - средство подчинения знания в книгах. Огонь также представляет их осведомленности и памяти. По приветствие пожарных, старуха, который позже сжигает до смерти среди ее книг как мученика за свободной мысли, цитирует епископа Хью Латимер, который был сожжен за ересь в 16 веке, говоря, "... Мы должны в этот день свет, например свечи, по милости Божьей, в Англии, как я никогда не доверяю угаснет! " Эта цитата кольца верно с Монтаг, который позже сетует, "Вы когда-нибудь увидеть сгоревший дом? Это тлеет в течение нескольких дней. Ну, это fire"ll длиться мне остальную часть моей жизни." Огонь также важно для его преобразующей полномочий. В первом абзаце романа, автор ссылается на удовольствия Монтаг взял в видеть вещи изменились в результате пожара. Точно так же, Монтаг меняется с каждой пожара он устанавливает.

Вода, противная сила пожара, берет на значении в качестве метафоры для побега. Милли, когда-либо нуждается в побега из возможности думать, использует ее раковины радио занять ее мозг в ночное время, как "электронный океан звуков..., Приходящие на берегу ее неусыпным виду... Каждый вечер волны пришел и родила ее от их великих приливов звука, плавающий ее, широко раскрытыми глазами, к утру. Там не было ночью в течение последних двух лет, что Милдред не плавал, что море ". Монтаг также в конечном счете находит бежать через воду, но он работает с гнетущей общества, а не от реальности. После допроса Кларисса о ее мотивации, чтобы идти в дождь, и поймать капли в рот, Монтаг начинает сомневаться в себе, свою карьеру, и его брак. Пока он делает это, Монтаг наклоняет голову назад, и впервые, напитки в каплях дождя.

Кроме того, есть намеки на протяжении "очага и Salamander» к вторгаясь глаза угнетения, которая контролирует людей, которые живут в антиутопии Montag в. Когда технические насос живот Милли, Монтаг замечает инструмент они используют выглядит, извиваясь, механической одноглазого змея. Капитан Битти олицетворяет навязчивый угнетение, зная Монтаг болен и что он держит книги без слов. Механическое Собака, с его способностью, чтобы выследить и уничтожить людей, их запах, является еще одним символом постоянного наблюдения тоталитарного государства. Даже Кларисса невинно напоминает Монтаг, что "есть человек на луне".

Part II: The Sieve and the Sand

Montag spends the rest of the rainy afternoon uneasily reading through books while Millie sits idly. As he reads, Montag is often reminded of Clarisse. Meanwhile, the already edgy couple is alarmed by a scratching at the door. Millie dismisses it as "just a dog", but Montag knows it is the Mechanical Hound. Luckily, the Hound leaves without causing a disturbance. Millie whines that there is no reason to read books and that that their house will be burned down if anyone finds out. Montag responds with a passionate rant, asserting that they really have no concept of what is going on in the world and that those who seek to learn are quickly quieted, just like Clarisse and the old woman. He talks of the ongoing wars and how people all over the world are toiling and starving while they live well and devote themselves to leisure. Montag is interrupted by the ringing phone. Millie answers it and is immediately enraptured in a conversation about a mindless television program.

As Millie chats, Montag wonders what his next step will be. He recalls an encounter with an elderly man in a park a year earlier. The man was a former English Professor (all the liberal arts colleges had been closed some 40 years) named Faber. It was obvious to Montag that the old man had a book tucked in his coat, but the fireman did nothing about it. Faber"s words echoed in his head, "I don"t talk of things, sir, I talk of the meaning of things. I sit here and know I"m alive." Montag remembers he took down Faber"s contact information, and retrieves it from his files. He uses another phone to call Faber, who is shocked to hear from him. Montag questions Faber about how many copies of the book he stole from the old woman are left in the country. Faber tells him there are no other copies of the book and nervously hangs up on him.

When Millie and Montag finish their respective phone conversations, Millie has forgotten about the books in anticipation of her friends visiting to watch some television, while Montag"s anxiety about the books has grown. As Montag deliberates on which of his books to hand over to Beatty, he wonders if Beatty might know of a specific title he possesses. Millie entreats him to get rid of all the books. Later, as he leaves to see Faber about getting a copy of the Bible made before he turns the original over to Beatty, he questions Millie about her beloved television characters, asking her if they love her, which they obviously cannot. She is befuddled by his questions, while he is saddened that she is so out of touch with reality.

Montag gets on the subway, heading for Faber"s apartment. On the way, he realizes how numb to the world he has become and wonders if he"ll ever regain his sense of purpose. He recalls the frustration he felt as a child when he attempted the impossible task of filling a sieve with sand. He resolves to read and memorize the Bible he carries with him before he must return it to Beatty, but finds himself unable to retain any of what he reads, just as a sieve is unable to retain sand. He becomes increasingly frustrated as his attempts at concentration are foiled by the toothpaste jingle that is incessantly playing over the subway speakers.

When Montag arrives at Faber"s, the nervous old man is at first hesitant, but allows Montag in after ascertaining that he is alone. Montag tells the old professor that he is the only one who can help him now as Faber eagerly peruses the Bible. He muses about the portrayal of Christ on television and recalls that "there were a lot of lovely books once, before we let them go." Faber professes himself to be a coward for not having stood up in protest back when they were beginning to ban books. Montag asks Faber to help him understand his books, lamenting that society is missing something fundamental that allowed people to experience true happiness. Faber explains getting rid of books is not entirely to blame for society"s superficiality. Rather, it is the quality of introspection, mystery and wonder found in books that society lacks. Faber asserts that books are feared because they "show the pores in the face of life" and make people uncomfortable. What the world needs, according to Faber, is quality of information like that found in books, the leisure to analyze and understand it, and the right to act on that understanding.

Montag and Faber hatch a plan to bring down the oppressive system by planting books in the homes of firemen throughout the country and calling in alarms, to shake the people"s faith in the men they both fear and revere for "protecting" the nation from the dangers of books. However, Faber retreats from idea, saying people are having too much fun to care about the issue. Instead, he suggests they should wait for the impending war to implode society so that they may start anew. The old man is obviously frustrated, disheartened by the state of affairs and feels helpless to do anything about it. Montag, in an attempt to elicit the passion obviously burning somewhere within Faber, begins tearing pages from the Bible. Faber pleads with him to stop and finally agrees to enlist an old friend to print copies of books for them. Montag worries that when he returns to the firehouse Captain Beatty will, with his powerful rhetoric, convince him that burning books is a noble public service. Faber gives Montag a small, green, bullet-shaped two-way radio of his own invention, similar to the seashell radios Millie is so fond of. They plan to communicate through the radio, and thus, from the safety of his own home, Faber will hear all Montag does and provide suggestions for how to act.

Montag returns home and is eating alone in the kitchen when Mildred"s friends, Mrs. Phelps and Mrs. Bowles, arrive to watch television with Millie. Montag, disturbed by the women"s mindless pleasantries and lack of awareness of the world around them, unplugs the television walls and tries to engage the women in a discussion about the impending war. Mrs. Phelps is unconcerned about her third husband, who has gone to fight, and the women quickly turn the conversation to a recent television program. Montag persists, questioning the women about their children. Mrs. Phelps has none, and Mrs. Bowles has two, for whom she obviously feels no affinity. The conversation turns to politics, and Montag is disgusted to hear the women talk of how they voted for the current president because he was the more handsome of the two candidates. Montag then retrieves a book of poetry, the presence of which a shocked Millie explains by saying that every fireman is allowed to bring home one book a year to see how silly they are. At Faber"s prompting, Montag agrees that this is true, and proceeds to read a poem, Dover Beach, to the three uncomfortable women. When he is finished, Mrs. Phelps is crying, though she cannot explain why, and Mrs. Bowles is angry with Montag for bringing about trouble. Mildred tries to calm the group, but the women are quite shaken and leave. Montag criticizes them as they go, telling them to think about the quality of their lives. Mildred goes to the bathroom to take some sleeping pills and Montag removes the radio from his ear as Faber begs him to stop, sure that he has gotten himself in trouble.

Before Montag leaves for work, he retrieves his books from behind the refrigerator and notices some are missing. He realizes Millie must have begun putting them in the incinerator. He hides the remaining books in the backyard and goes on his way. He returns the radio to his ear and Faber advises him to act normally and stay relaxed when he gets to the firehouse. Montag is nervous when he arrives at work. The Mechanical Hound is gone; Montag wordlessly turns over a book to Beatty and sits down to play cards with him and the other men. Beatty begins to prod at Montag by disparaging books and quoting from literature. Faber continually advises Montag to keep quiet, which he does with some difficulty. An alarm comes in, and they go to answer it. When they arrive at the location, Montag looks up to discover they have been called to his own home.

In "The Sieve and the Sand", we witness Montag"s continued awareness of transition. The title of this section provides a metaphor for Montag"s frustration at not being able to immediately grasp what is true in the world. Through Montag"s own recollection on the train, the reader sees Montag as a young boy, desperately trying to fill a sieve with sand, an impossible task. Likewise, Montag is frustrated to find himself a sieve of sorts, unable to retain what he reads from the Bible, however feverishly he tries. On a larger scale, it becomes apparent that it is not only the words of the Bible, but truth in general that Montag finds difficult to attain. Thus, he is frustrated that he cannot fill himself or feel whole. In contrast, Millie and others like her are sieves as well, unable and unwilling to grasp information even when it is made readily available to them.

The introduction of Faber"s character into the novel is quite significant. The old man represents knowledge. He is educated and realizes that book banning and book burning has made people less, rather than more, enlightened. Much of the imagery associated with Faber incorporates the color white - his walls, skin, hair, beard, eyes, are all described as white. Thus, his character is portrayed as pure and unspoiled amidst the technology that has sullied the minds and characters of so many others. Faber is likened to water, a cleansing, renewing entity, which, when combined with the fire associated with Montag, should, ideally, give rise to the "wine" of truth and knowledge.

It is ironic that Faber tells Montag the world necessitates leisure, in addition to information and the right to act on free thought, because leisure is one entity that no one lacks. Here, Bradbury makes a distinction between the free time afforded by technology and the will and knowledge to use it productively.

The theme of self-destruction runs through "The Sieve and the Sand". The reader sees Millie through the eyes of her husband as, "a wax doll melting in its own heat." By using the familiar images of heat and fire, Bradbury presents Millie as fostering her own self destruction by choosing to ignore and abandon reality rather than seek out truth, as her husband aspires to do. Despite his intentions, we see Montag display a self-destructive streak when he insists, despite Faber"s admonishments, on engaging Millie and her friends and reading poetry to them. The theme of self-destruction is also visited during Montag and Faber"s initial conversation in Faber"s apartment, when Faber speaks of the proposed plot to undermine the authority of firemen by planting books in their homes by saying, "the salamander devours its tail." This image incorporates both the established symbol for firemen, and the idea of self-destruction present throughout the second part of the book.

Montag"s disdain for Millie"s friends is a microcosm of his disdain for all of society. The women"s selfishness, revealed through their nonchalance about the upcoming war in which their husbands will fight, and through their disregard for children, is in keeping with the prevalent attitudes of a society where maintaining one"s own illusion of happiness is the only priority. This "happiness" is advertised through the "Cheshire Cat" smiles the women wear. The reader is cognizant that personal happiness in this society is only an illusion, reminded of Montag"s realization that his own "burnt-in" smile no longer contorts his face. Montag discovers that he is not truly happy, but his wife and her friends are unable to see the truth.

The poem that Montag chooses to read to his guests, "Dover Beach", presents themes found throughout the book, including loss of faith, the need to care and be cared for, the destruction of war, and the desire for happy illusions to be true. In addition, a "beach" conveys images of sand and water, two symbols also alluded to throughout the novel.

At work, Montag deals with a barrage of quotes spewed from Beatty, disparaging books and their value. Meanwhile, Faber chirps in Montag"s ear via radio, urging him to bite his tongue and not to accept Beatty"s arguments. This scene, in which the reader can almost picture the angel Faber and the devil Beatty competing for Montag"s sympathy and attention, encompasses the ongoing struggle between good and evil that has, until now, been raging in Montag"s mind.

In keeping with its frantic tone, "The Sieve and the Sand" ends with the story"s climax - the arrival of the firemen at Montag"s house. At this point, Montag is stripped of his former life. Because he deviated from the norm, choosing books and truth over the illusion of happiness he once embraced, Montag will lose his home and livelihood.

451 градус по Фаренгейту Сводка и анализ Часть II

20 октября 1953 года на прилавках американских магазинов появился новый роман-антиутопия Рея Брэдбери под названием «451 градус по Фаренгейту».

В эпиграфе этого научно-фантастического произведения указано, что 451 градус по Фаренгейту это температура, при которой воспламеняется бумага.

Брэдбери рассказывает нам о гипотетическом тоталитарном обществе, опирающемся исключительно на потребительское мышление и массовую культуру. Все книги, потенциально способные заставить людей задуматься о жизни, надлежит сжечь. Даже хранение литературы становится настоящим преступлением, а способные критически мыслить люди – преступниками. Так называемые «пожарные» сжигают все обнаруженные книги вместе с домами их провинившихся владельцев (которых также арестовывают, иногда отправляя в дом для сумасшедших).

Гай Монтэг, главный герой романа, как раз служит таким «пожарным». Поначалу он уверен, что делает свою работу исключительно в интересах всего человечества. Но довольно быстро разочаровывается в своих первоначальных идеалах, навязанных ему обществом, становится изгоем и уходит «за город», присоединившись к «маргиналам», заучивающим книги наизусть, чтобы сохранить знания для потомков…

Примечательно, что это гениальное художественное произведение было написано в здании публичной лос-анджелевской библиотеки на пишущей машинке, которую Рэй Брэдбери взял напрокат.

Интересно и первое издание книги – она выходила в печать несколькими частями в первых выпусках журнала Playboy – на фото как раз первый номер 1953 года, с Мэрилин Монро на обложке —

Брэдбери рисует нам мир, люди которого теряют связь не только с накопленным предками интеллектуальным наследием, но и с природой, друг с другом. Они вечно куда-то бегут, не разговаривая о своих чувствах и мыслях, трепятся только о материальных ценностях… Стены их домов – кинескопы, позволяющие сутки напролёт смотреть бессмысленные сериалы и телепередачи, а также общаться в аналоге «скайпа» с роднёй и друзьями (буквально так – надевая наушники! Книга, напоминаю, написана 60 лет назад!)

Жизнь людей упрощена до предела – она полностью состоит только из развлечений. Даже похороны отменены, чтобы никого не беспокоить – трупы людей кремируются за считанные минуты.

При этом вся эта «стабильность» — колосс на глиняных ногах. Всё это время страна находится на пороге войны, которая под занавес всё же начинается.

Про то, как главный герой книги понимает, что возможна и другая жизнь, дабы не спойлерить, я тут рассказывать не буду (как можно догадаться, не обошлось без женщин).

Примечательно, что «451 градус…» с самого своего выхода стал настоящей жертвой цензуры. Издательство Ballantine при публикации версии для средних общеобразовательных школ изменило более 70 фраз, включающие любимые ругательства Брэдбери, упоминания абортов; полностью были переписаны два больших фрагмента книги. При этом никаких пометок о правке издательство не сделало…

Урезанная версия книги перестала выходить только с 1980 года.

В СССР романы был издан довольно быстро – в 1956 году. При этом, несмотря на отрицательные отзывы, оставленные, например, журналом «Коммунист», книга печаталась и была доступна, так как активно использовалась для критики «разлагающегося западного общества потребления»…

Хотя как раз в нашей стране и существовали описанные в романе люди-книги. В советских лагерях сидели зэки, знавшие наизусть запрещённую религиозную литературу и стихи, а также с удовольствием делившиеся информацией с окружающими. Пример такого знатока (в данном случае знатока Уголовного Кодекса) показал в своём недавнем продолжении «Утомлённых солнцем» Никита, свет наш, Михалков —

Справедливости ради стоит отметить, что и до революции в нашей стране было нечто подобное некоторым эпизодам романа Брэдбери. Так, знаменитый русский писатель Владимир Гиляровский в книге «Москва и москвичи» (1926) описывал, как в обязанности пожарных (!!!) одной из московских частей (район Сущёво) было вменено сжигать книги, запрещённые цензурой. Поразительное совпадение, наводящее на мысль – а не читал ли Рэй Гиляровского?

Удивительна и чисто техническая сторона романа, прорицательский технологический гений Брэдбери, который в год смерти Сталина описал такие вещи как:

— портативный радиоприёмник (типа «Ракушка», появившийся только 26 лет спустя);

— модели телевизоров: от переносных миниатюрных, до ТВ размером со стену (современные панели, появившиеся только лет 15 назад). При этом телевизоры были не только «в цвете, но и в объёме» (то есть 3D)…