Обучаемость определение. Обучаемость как психологическая характеристика

Обучаемость – это общая способность индивида к усвоению новых знаний, формированию умений и навыков. Обучаемость характеризует уровень психического развития человека, сформированность у него обобщенных способов действий. Обучаемость формируется с раннего детства. Особенно важно при этом эффективно использовать сензитивные периоды развития личности – периоды наибольшей предрасположенности человека к усвоению определенных сфер социального опыта.

Важнейшим показателем обучаемости является то количество дозированной помощи, которая необходима учащемуся для достижения заданного результата.

Обученность – это тезаурус, или запас усвоенных понятий и способов деятельности. То есть система знаний, умений и навыков, соответствующая норме (заданному в образовательном стандарте ожидаемому результату).

Процесс усвоения знаний осуществляется поэтапно в соответствии со следующими уровнями: различения или узнавания предмета (явления, события, факта); запоминания и воспроизведения предмета, понимания, применения знаний на практике и переноса знаний в новые ситуации.

Качество знаний оценивают по таким показателям, как их полнота, системность, глубина, действенность, прочность.

Одним из основных показателей перспектив развития учащегося является способность ученика к самостоятельному решению учебных задач (близких по принципу решения в сотрудничестве и с помощью учителя).

В качестве внешних критериев эффективности процесса обучения принимают:

– степень адаптации выпускника к социальной жизни и профессиональной деятельности;

– темпы роста процесса самообразования как пролонгированный эффект обучения;

– уровень образованности или профессионального мастерства;

– готовность повысить образование.

В практике обучения сложилось единство логик учебного процесса: индуктивно-аналитической и дедуктивно-синтетической. Первая ориентирует на наблюдение, живое созерцание и восприятие реальной действительности и лишь затем на абстрактное мышление, обобщение, систематизацию учебного материала. Второй вариант ориентирует на введение учителем научных понятий, принципов, законов и закономерностей, а затем на их практическую конкретизацию.

Обучаемость – способность к овладению нового, в том числе учебного, материала (новых знаний, действий, новых форм деятельности). Обучаемость, основываясь на способностях(в частности, особенности сенсорных и перцептивных процессов, памяти, внимания, мышления и речи) и познавательной активности субъекта, по разному проявляется в разных деятельностях и в разных учебных предметах. Особенное значение для повышения уровня обучаемости имеет формирование на определенных, сензитивных этапах развития, в частности при переходе от дошкольного детства к систематическому обучению в школе, метакогнитивных навыков, к которым относится управление познавательными процессами (планирование и самоконтроль, проявляющиеся, например, в произвольном внимании, произвольной памяти), речевые навыки, способности к пониманию и использованию различных видов знаковых систем (символической, графической, образной).

Обучаемость - сложная динамическая система индивидуальных свойств человека, обусловливающая продуктивность учебной деятельности, скорость и качество овладения социальным опытом. В основе О. лежит уровень развития познавательных процессов (восприятия, воображения, памяти, мышления, внимания, речи), мотивационно-волевой и эмоциональной сфер личности. О. зависит также от возраста человека, ценностных ориентаций, личностных установок субъекта, уровня его активности, степени владения средствами познания, особенностей предшествующего обучения этого человека. Различают общую и специальную О., коррелирующую с показателями общей и специальной одаренности. Первый вид О. обозначает легкость и глубину усвоения в процессе обучения и самообразования любого социального опыта, второй - какого-либо конкретного его вида в сфере науки, производства, искусства и т. п.

Термин О. стал широко использоваться Б.Г. Ананьевым, С.Л. Рубинштейном, Г.С. Костюком, Н.А. Менчинской и др. как синоним способности к приобретению новых знаний в связи с принятием отечественными психологами позиции Л.С. Выготского о том, что обучение ведет за собой развитие, создавая зону ближайшего развития. Считается, что об умственных способностях к учению можно судить по результатам самостоятельного познания при решении новых проблем, осуществляемого посредством продуктивного мышления, которое составляет основу О. (З.И. Калмыкова). В структуру О. входят индивидуальные особенности продуктивного мышления человека, определяющие выбор существенных для решения проблемы признаков и уровень их обобщенности, легкость усвоения и применения новых знаний, темп продвижения в обучении, широту переноса усвоенных умений и навыков. О. формируется в онтогенезе, в процессе которого под влиянием обучения некоторые индивидуальные особенности мышления ребенка закрепляются, начинают устойчиво проявляться при выполнении требующей мышления деятельности, связанной с усвоением содержания различных учебных предметов, и становятся свойствами личности, качествами ума.

А.А. Вербицкий

Определения, значения слова в других словарях:

Психологическая энциклопедия

(англ. docility, educational ability, learning ability) - эмпирическая характеристика индивидуальных возможностей уч-ся к усвоению учебной информации, к выполнению учебной деятельности, в т. ч. к запоминанию учебного материала, решению задач, выполнению различных типов учебного...

Психологическая энциклопедия

Категория. Способность к овладению нового, в том числе учебного, материала (новых знаний, действий, новых форм деятельности). Специфика. , основываясь на способностях (в частности, особенности сенсорных и перцептивных процессов, памяти, внимания, мышления и речи), и...

Психологическая энциклопедия

Индивидуальные показатели скорости и качества усвоения человеком знаний, умений и навыков в процессе обучения. В основе обучаемости лежит уровень развития познавательных процессов, мотивационно - волевой и эмоциональной сфер личности, а также развитие производных от них...

Обучаемость

Индивидуальные показатели скорости и качества усвоения человеком знаний, умений и навыков в процессе обучения . Различают общую О. как способность усвоения любого материала и специальную О. как сиособность усвоения отдельных видов материала (различных наук, искусств, видов практической деятельности). Первая является показателем общей, а вторая - специальной одаренности индивида. О. как к учению и усвоению отличается от способности к самостоятельному познанию и не может быть полностью оценена одними показателями его развития. Максимальный уровень развития О. определяется возможностями самостоятельного познания.


Краткий психологический словарь. - Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС» . Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский . 1998 .

Обучаемость

Индивидуальные показатели скорости и качества усвоения человеком знаний, умений и навыков в ходе обучения.

Различаются:

1 ) обучаемость общая - способность усвоения любого материала;

2 ) обучаемость специальная - способность усвоения отдельных видов материала: различных наук, искусств, видов практической деятельности.

Первая - показатель общей, вторая - специальной одаренности индивида.

В основе обучаемости лежат:

1 ) уровень развития процессов познавательных субъекта-восприятия, воображения, памяти, мышления, внимания, речи;

2 ) уровень развития его сфер мотивационно-волевой и эмоциональной;

3 ) развитие производных от них компонент деятельности учебной: уяснение содержания учебного материала из прямых и косвенных объяснений, овладение материалом до степени активного применения.

Обучаемость определяется не только уровнем развития познания активного (тем, что субъект может познать и усвоить самостоятельно), но и уровнем познания «рецептивного» (тем, что субъект может познать и усвоить с помощью другого человека, владеющего знаниями и умениями). Поэтому обучаемость как способность к учению и усвоению отличается от способности к самостоятельному познанию и не может полностью оцениваться лишь показателями его развития. Максимальный уровень развития обучаемости определяется возможностями самостоятельного познания.


Словарь практического психолога. - М.: АСТ, Харвест . С. Ю. Головин . 1998 .

Способность к овладению нового, в том числе учебного, материала (новых знаний, действий, новых форм деятельности).

Специфика.

Обучаемость, основываясь на способностях (в частности, особенности сенсорных и перцептивных процессов, памяти, внимания, мышления и речи), и познавательной активности субъекта, по разному проявляются в разных деятельностях и в разных учебных предметах. Особенное значение для повышения уровня обучаемости имеет формирование - на определенных, сензитивных этапах развития, в частности при переходе от дошкольного детства к систематическому обучению в школе, - метакогнитивных навыков. К ним относятся управление познавательными процессами (планирование и , проявляющиеся, например, в произвольном внимании, произвольной памяти), речевые навыки, способности к пониманию и использованию различных видов знаковых систем (символической, графической, образной).


Психологический словарь . И.М. Кондаков . 2000 .

ОБУЧАЕМОСТЬ

(англ. docility , educational ability , learning ability ) - эмпирическая характеристика индивидуальных возможностей уч-ся к усвоению учебной информации, к выполнению учебной деятельности , в т. ч. к запоминанию учебного материала, решению задач , выполнению различных типов учебного контроля и самоконтроля. (Об использовании термина «обучаемость» в применении к организациям см. . - Ред .)

О. в широком смысле слова выступает как проявление общих способностей человека, выражающих познавательную активность субъекта и его возможности к усвоению новых знаний , действий , сложных форм деятельности. Выражая общие способности, О. выступает как общая возможность психического развития, достижения более обобщенных систем знаний, общих способов действий. По возможностям к обобщению различаются уч-ся, обладающие большими способностями к некоторым специальным учебным предметам (математике, рисованию, музыке и т. п.).

Как эмпирическая характеристика возможностей человека к обучению, О. включает многие показатели и параметры личности человека. К ним относятся, прежде всего, познавательные возможности человека (особенности сенсорных и перцептивных процессов, памяти , внимания , мышления и речи ), особенности личности - мотивации, характера , эмоциональных проявлений; отношения ученика к усваиваемому учебному материалу, к учебной группе и преподавателю. Важной характеристикой О. являются качества, определяющие возможности общения , и соответствующие проявления личности (общительность, замкнутость).

О. формируется с раннего детства. Особенно важное значение имеет формирование возможностей к обучению в особые - при переходе от дошкольного детства к систематическому обучению в школе, от школьного обучения к специальному обучению, предполагающему овладение различными видами профессиональной деятельности (в профтехучилищах, техникумах и вузах). Наиболее существенные качества познавательных процессов и личности, обеспечивающие возможность к обучению: а) управление познавательными процессами (произвольное внимание, и т. п.); б) речевые возможности человека, способности к пониманию и использованию различных видов знаковых систем (символической, графической, образной), которые обеспечивают в дальнейшем возможности самообразования .

Т. о., понятие О. наряду с общими характеристиками - более высокими познавательными возможностями и способностями к самоконтролю в процессе выполнения учебных задач - включает некоторые значимые особенности, способствующие проявлению О. на различных учебно-возрастных этапах психического развития человека. Для дошкольника такими специальными качествами служат те, которые обеспечивают ему большие возможности для участия в игровой деятельности, для школьника - возможности более точного выполнения различных школьных требований, для студента - возможности овладения профессиональной деятельностью и самостоятельного обучения.

О. у взрослого человека включает в себя многие специальные навыки , в т. ч. навыки научно-исследовательской и творческой деятельности. Важное значение в этом случае имеют навыки работы с научными и др. текстами, возможности к корректной постановке научных и учебных задач, способности к самоконтролю и точному планированию. Об оценке О. см. .


Большой психологический словарь. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .

Смотреть что такое "обучаемость" в других словарях:

    Обучаемость - способность к овладению нового, в том числе учебного, материала (новых знаний, действий, новых форм деятельности). Обучаемость, основываясь на способностях (в частности, особенности сенсорн … Психологический словарь

    ОБУЧАЕМОСТЬ - англ. learnability/trainability; нем. Lernfahigkeit. Способность индивида к восприятию знаний, умений и поведенческих моделей. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

    ОБУЧАЕМОСТЬ - (англ. learning ability). Индивидуальные показатели скорости и качества усвоения человеком знаний, навыков и умений в процессе обучения. Способность к усвоению нового, в том числе учебного материала (новых знаний, действий, новых форм… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

    Обучаемость - индивидуальные возможности учащегося по усвоению учебного материала, выполнению учебной деятельности, к его быстрому и сознательному запоминанию, анализу, применению. Обучаемость – это общая способность человека к постоянному развитию в процессе… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

    ОБУЧАЕМОСТЬ - индивидуальные показатели скорости и качества усвоения человеком знаний, умений и навыков в процессе обучения. Различают: 1) общую обучаемость способность усвоения любого материала; 2) специальную обучаемость способность усвоения отдельных видов … Современный образовательный процесс: основные понятия и термины

    обучаемость - ▲ адаптация в живом мире обучаемость свойственна теплокровным, деятельность насекомых регулируется инстинктами; зачатки ее наблюдаются уже у червей. воспитуемость. научение … Идеографический словарь русского языка

    Обучаемость - индивидуальные показатели скорости и качества усвоения человеком содержания обучения. Различают общую О. как способность усвоения любого материала, и специальную О. как способность усвоения отдельных видов учебного материала (разделов курсов… … Педагогический терминологический словарь

    обучаемость - mokslumas statusas T sritis švietimas apibrėžtis Gebėjimas mokytis, išmokti. Mokslumas – viena iš intelektinio aktyvumo rūšių. Mokiniai gali turėti stiprų praktinį intelektą, bet silpną teorinį. Žemo mokslumo mokiniai yra menkesnio intelekto,… … Enciklopedinis edukologijos žodynas

    обучаемость - mokslumas statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Individualūs rodikliai, rodantys, kaip sparčiai žmogus mokydamasis įgyja žinių, mokėjimų, įgūdžių ir kokia to, ką įgyja, kokybė. Skiriamas bendrasis mokslumas – gebėjimas išmokti bet… … Sporto terminų žodynas

    Обучаемость - (дрессируемость) восприимчивость собак к научению и накоплению опыта, скорость формирования навыка. Зависит от многих факторов, основные из них: соответствие задач научения особенностям породы (формирование той или иной породы связано с… … Словарь дрессировщика

Обучаемость соотносится с понятием «обученности» (А.К. Маркова) как совокупности всех характеристик психического развития, которые суть результата предыдущего обучения. В такой трактовке обученность соотносится с уровнем актуального развития, а обучаемость – с зоной ближайшего развития. Важен вывод А.К. Марковой о том, что обучаемость – это «восприимчивость ученика к усвоению новых знаний и новых способов их добывания, а также готовность к переходу на новые уровни умственного развития» .

В сфере обучения присутствует та или иная восприимчивость, чувствительность к усвоению знаний, способность к дальнейшему обучению, восприимчивость к обучающим воздействиям извне. Справедливо отмечается Т.И. Гончаровой, что «школьник остаётся лишь обучаемым, он объект, а не субъект процесса познания окружающего мира, его пассивная позиция – главное зло учебного процесса».

Обучаемость в широком смысле слова – способность к усвоению знаний и способов действий, готовность к переходу на новые уровни обученности. В этом случае она выступает как проявление общих способностей учащегося, отражающих познавательную активность субъекта и его возможности к усвоению новых знаний, действий, сложных форм деятельности. Выражая общие способности, обучаемость выступает как общая возможность психического развития, достижения более обобщенных систем знаний, общих способов действий. Обучаемость характеризуется индивидуальными показателями скорости и качества усвоения человеком знаний, умений и навыков в процессе обучения.

Как эмпирическая характеристика возможностей учащегося к обучению обучаемость включает многие показатели и параметры личности обучаемого.

В основе обучаемости лежат:


  • уровень развития процессов познавательных субъектов – восприятия, воображения, памяти, мышления, внимания, речи;

  • уровень развития его сфер мотивационно-волевой и эмоциональной;

  • развитие производных от них компонентов учебной деятельности – уяснение содержания учебного материала из прямых и косвенных объяснений, овладение материалом до степени активного применения.

Обучаемость определяется не только уровнем развития познания активного (тем, что субъект может познать и усвоить самостоятельно), но и уровнем познания «рецептивного» (тем, что субъект может познать и усвоить с помощью другого человека, владеющего знаниями и умениями).

Обучаемость – это умственное развитие в динамике, поэтому её наличие является надежным показателем поступательного характера развития.
О.М. Морозов называет ряд признаков обучаемости:
- быстрота формирования новых понятий, обобщений;
- гибкость мыслительных операций;
- способность решать задачи разными способами;
- память на общие понятия;
- обобщенные знания;
- интеллектуальная активность и др.
В целом, признаками обучаемости будем считать:

  • активность ориентировки в новых условиях;
  • перенос известных способов решения задач в новые условия;
  • быстрота образования новых понятий и способов деятельности;
  • темп, экономичность (количество материала, на котором решается задача, число шагов), работоспособность, выносливость;
  • и, главное, - восприимчивость к помощи другого человека, которая может быть измерена количеством дозированной помощи, необходимой ребенку для выполнения задания.

Наиболее существенными качествами личности, обеспечивающими её возможности к обучению, являются:
-управление познавательными процессами (произвольное внимание, память и т.п.);

Речевые возможности учащегося, способности к пониманию и использованию различных знаковых систем (символической, графической, образной), которые обеспечивают в дальнейшем возможности самообучения.

Таким образом, понятие обучаемости, наряду с общими характеристиками (более высокими познавательными возможностями и способностями к самоконтролю в процессе выполнения учебных задач), включает некоторые значимые особенности, способствующие проявлению обучаемости на различных учебно-возрастных этапах психического развития человека. Для дошкольника такими специальными качествами являются те, которые обеспечивают ему большие возможности для участия в игровой деятельности; для школьника – возможности более точного выполнения различных школьных требований.

В психологии сегодня рассматриваются разные виды обучаемости:

обучаемость общая – способность усвоения любого материала;

  • обучаемость специальная – способность усвоения отдельных видов материала: различных сфер науки, искусства, направлений практической деятельности.

Первая показатель общей, вторая – специальной одаренности индивида.

Обучаемость как индивидуальное, относительно устойчивое свойство личности, тесно связана с умственным развитием, однако эти понятия не тождественны. В психологической науке выявлено, что высокая обучаемость способствует более интенсивному умственному развитию, при этом с высоком умственным развитием может сочетаться и относительно низкая обучаемость, которая компенсируется большой усидчивостью школьника.
Обучаемость на протяжении длительного периода может оставаться относительно постоянной, а умственное развитие с возрастом повышается и характеризуется рядом показателей: запасом знаний и степенью их систематизации, владением рациональными приёмами устной деятельности. Эти показатели применительно к обучаемости приобретают иной характер, поскольку здесь имеют значение сам процесс формирования знаний, степень легкости и быстроты их приобретения, овладения приёмами умственной деятельности. Таким образом, интегральные показатели, изменение которых, на наш взгляд, позволяет контролировать уровень когнитивного развития учащихся, управлять им и совершенствовать качество учебного процесса, - это показатели когнитивного развития. К ним относятся:

  • целостность восприятия;
  • словарный запас, осведомленность;
  • устойчивость и концентрация внимания;
  • уровень развития зрительной и слуховой памяти, способы запоминания (механический и смысловой компоненты);
  • владение операциями мышления: классификация, обобщение, аналогии, закономерности.

При обучении надо определять и учитывать динамические характеристики деятельности: работоспособность, утомляемость и свойства мыслительной деятельности: самостоятельность, обобщенность и др.

Степень развития и характер сочетания указанных свойств, особенно мыслительной деятельности, определяют собой индивидуальные различия в обучаемости, являясь её качественными показателями, на основе которых можно сделать прогноз возможных достижений в процессе обучения каждого учащегося.

Диагностика обучаемости – это комплексное психологическое обследование в наиболее сложные периоды становления и развития личности и учебной деятельности. Диагностировать учащихся начальных классов нужно ежегодно, в связи со значительными изменениями в развитии познавательных процессов в младшем школьном возрасте .

На основе диагностики свойств познавательных процессов: методик и диагностики свойств мышления и словарного запаса методики для определения зрительной и слуховой памяти выделяется четыре уровня обучаемости: нулевой, первый, второй, и третий. Нулевой и первый уровни – это низкая обучаемость, второй – средняя, третий – высокая.

Уровни обучаемости:

3 уровень . Ученик работает быстро и имеет высокую умственную работоспособность, свободно владеет операциональными способами освоения знаний (сравнение, анализ, ассоциирование аналогических связей, умение делать обобщающие выводы, видение причинно-следственных связей, выделяет существенные признаки); имеет большой словарный запас; легко принимает помощь. Мыслительная деятельность характеризуется обобщенностью, осознанностью, самостоятельностью.

2 уровень . Ученик обладает умениями всех умственных действий на среднем уровне; имеет средний уровень словарного запаса; к помощи восприимчив; развитие свойств внимания и памяти в пределах нормы; динамика работоспособности положительная. Мыслительная деятельность характеризуется средним уровнем обобщенности, осознанности, гибкости и самостоятельности.

1 уровень . Учащийся характеризуется низким уровнем владения операциональными способами освоения знаний, как следствие, у него недостаточная самостоятельность, гибкость мышления; бедность словарного запаса; низкая общая работоспособность и интенсивность деятельности; недостаточное развитие умений запоминания и воспроизведения материала; невнимательность при восприятии материала; низкая мотивация учебной деятельности.

0 уровень . Ученик характеризуется низким уровнем владения операциональными способами освоения знаний, как следствие, недостаточная гибкость мышления; не умеет различать существенные и несущественные признаки понятий; плохо организует самостоятельную деятельность; уклоняется от активной умственной деятельности; медленный темп работы, быстрая утомляемость, рассеянность.

Эта информация лежит в основе прогнозируемых результатов успешности развития и обучения.

Обучаемость как готовность к обучению – это то, что есть, и, к сожалению, изменить достаточно быстро эти показатели в положительную сторону невозможно. Однако есть факторы, существенно облегчающие обучение всех детей, особенно «неготовых» - факторы, которые во многом зависят от учителя.

Таблица 3

Причины неуспешности учащихся

Такое разделение причин помогает понять роль учителя в создании необходимой среды для успешности школьника.

Обучаемость – способность личности к обучению. Это совокупность индивидуальных показателей скорости и качества усвоения ребенком или взрослым человеком знаний, умений и навыков в ходе обучения.

Понятие об обучаемости связывается с умственным развитием и интеллектом человека, но они не тождественные. Высокая обучаемость способствует умственному развитию, однако, высокий уровень умственного развития может сочетаться с низкой обучаемостью.

Различают общую и специальную обучаемость.

Общая обучаемость предполагает способность усвоения любого материала, способность обучаться как таковую.

Специальная обучаемость зависит от науки, искусства или практической деятельности, которую хочет освоить ученик. Как различают способности к изучению математики, физики, игре на музыкальном инструменте и так далее, так и советующие виды специальной обучаемости.

Высокие показатели общей обучаемости не исключает того, что ученик не может освоить ту или иную область знаний. К примеру, если человек не может выучить какой-либо язык, это не исключает его общей эрудированности.

Уже в дошкольном возрасте можно заметить направленность интересов ребенка на ту или иную область знаний, науки и практики. В школе одни предметы нравятся, а другие нет потому, что одни из них интересны, а другие – не вызывают интереса. Сложный предмет для ребенка не исключает живой интерес к нему, и наоборот, легкий – не исключает отсутствие интереса.

Обучаемость характеризуется тремя показателями:

  1. уровень развития психических познавательных процессов: восприятия, мышления, памяти, внимания, речи;
  2. уровень развития эмоционально-волевой сферы, который описывается как усидчивость, целеустремленность, уравновешенность и так далее;
  3. уровень развития сопутствующих познавательной способности умений: воспринимать, запоминать, уяснять, воспроизводить, применять полученные знания.

Помимо способности к обучению выделяют способность к самообучению . Уровни этих способностей могут существенно разниться. Один человек легко овладеет знаниями самостоятельно, а другой не справится без помощи преподавателя.

Развитие способности к обучению

Так как на обучаемость влияет множество факторов, подход к ее развитию должен быть комплексным. Одна только тренировка памяти, внимания, мышления и усидчивости не даст должных результатов.

Рекомендации по развитию способностей к обучению у детей и взрослых совпадают. Различия лишь в том, что в силу возраста ребенок не может сам справиться и решить трудности, стоящие на пути к обучению, помочь ему в этом должны родители и учителя.

Повысить способность к обучению можно такими способами :

Слабая способность к обучению компенсируется трудоспособностью и другими личностными характеристиками ученика. Если человеку тяжело даются знания, это совсем не означает, что он не сможет стать успешным и счастливым.