Употребление времен в английском языке: логика использования. Времена в английском языке: как их понять и выучить Как определить время в английском языке

Русскоговорящему человеку очень часто приходят на помощь "вспомогательные слова ", указывающее на время в английском языке. Дело в том, что система времен в английском и русском языках разительно отличаются: в русском языке существует три времени (прошедшее, настоящее, будущее), а в английском – 4 группы активных времен, каждая из которых состоит из прошедшего, настоящего, будущего времени. Благо отличительной чертой каждого времени, являются определенные слова, которые и помогают понять какое это время.

Ниже приведена таблица со "вспомогательными словами", указывающими на время в английском языке:

INDEFINITE

CONTINUOUS

PERFECT

PERFECT CONTINUOUS

P

A

S

T

yesterday

X days ago

last week

in xxxx year

и другие слова, указывающие на то, что действие выполнено какое-то время назад

at x o’clock yesterday

from x to x yesterday

for x hours last week

the whole day

all day long yesterday

when he came

и другие слова, указывающие на то, что действие выполнялось какое-то время в прошлом

by x o’clock yesterday

before we came

by the end of last week

и другие слова, указывающие на то, что действие было совершенно к определенному моменту в прошлом

FOR …WHEN

все слова характерные для CONTINUOUS и PERFECT

т.е. действие продолжалось выполняться какое-то время к определенному моменту в прошлом времени

P

R

E

S

E

N

T

usually/generally

sometimes

т.е. слова, дающие понять, что действие рутинно. Не уделяется внимание точному времени выполнения и длительности самого действия.

Заменяет будущее время, если идет речь о расписании, графике

at the moment

at present

Заменяет будущее время, когда действие заранее запланированно

recently

this week

и другие слова, показывающие связь между выполненным действием к настоящему моменту

FOR…SINCE/WHEN

т.е. действие выполняется какое-то время и до сих пор не закончилось

F

U

T

U

R

E

tomorrow

next year

in x days

in xxxx year

и другие слова, указывающие на то, что действие будет выполняться

at x o’clock tomorrow

from x to x tomorrow

for x hours next week

the whole day

all day long tomorrow

when he cames

и другие слова, указывающие на то, что действие будет выполняться какое-то время в будущем

by x o’clock tomorrow

before we come

by the end of next week

и другие слова, указывающие на то, что действие будет выполнено к определенному моменту в будущем

FOR …WHEN

т.е. действие будет выполняться какое-то время к какому-то моменту времени в будущем

Вот наглядные примеры:

Группа «Indefinite »:

Past: I cooked dinner* yesterday (2 hours ago, last Friday) – Я вчера готовила ужин.

Present: I always (very often) cook dinner – Я всегда готовлю ужин.

Future: I will cook dinner tomorrow (next Monday) – Я приготовлю завтра ужин.

Группа «Continuous » (говорящий, хочет подчеркнуть длительность действия):

Past: I was cooking dinner for two hours last Sunday (from 3:00 p.m. to 5:00 p.m.). – Я готовила ужин два часа в прошлое воскресенье.

Present: I am cooking dinner right now (at the moment) – Я готовлю ужин прямо сейчас.

Future: I will be cooking tomorrow for all day (at 5 o’clock tomorrow) – Завтра весь день я буду готовить ужин.

Группа «Perfect »:

Past: I had cooked dinner by 10 o’clock yesterday – Я приготовила вчера ужин к 10 часам.

Present: I have cooked dinner today – Я сегодня приготовила ужин.

Future: I will have cooked dinner by 10 o’clock tomorrow – Я приготовлю ужин завтра к 10 часам.

Группа «Perfect continuous »:

Past: I had been cooking dinner for all day, when he came – Я готовила ужин целый день, когда он ко мне пришел.

Present: I have been cooking dinner all day, that’s why I am tired – Я готовлю ужин целый день, поэтому я устала.

Future: I will have been cooking for hours, when you will go to work – Я ужу буду часами готовить, когда ты пойдешь на работу.

* В современном английском языке (особенно в американском варианте) слово «dinner» все чаще употребляется для обозначения ужина, а для обеда используют слово «lunch»

Начало изучения иностранного языка — самое сложное время, потому что сразу приходится погружаться в абсолютно новую для себя среду. Незнакомая лексика, непривычный строй предложения и грамматические трудности — все это наваливается на новичков непосильным грузом. Для успешного продвижения в своем обучении, нужно суметь подобрать правильный подход к занятиям и найти проводников, облегчающих понимание грамматических конструкций. А сделать это совсем нетрудно, особенно если воспользоваться полезными советами от нашего сайта. Итак, сегодня мы расскажем о том, как определить время в английском языке быстро и легко. Для этого нам понадобится немного внимания к предложению, небольшой запас слов и желание совершенствовать свой английский. Начнем!

Разновидности времен и как определить время в английском языке с помощью маркеров

Как и в русской речи, в английском можно обнаружить три группы времен: будущее, настоящее и прошедшее . Но, вся сложность заключается в том, что англичане разделили их на дополнительные подгруппы, имеющие узкую направленность и значение. Кратко разберем возможные аспекты времени в английском языке и узнаем, какие подсказки по их использованию могут скрывать в себе предложения.

Simple (Indefinite)

Общее назначение группы – выражение простых, единичных или регулярных действий. К этой категории относятся будничные действия и фактические события, которые уже произошли (Past), происходят (Present) или произойдут в будущем (Future). Если задаться вопросом, как определить простое время в английском языке, то можно обнаружить, что зачастую ему сопутствуют показатели времени, выраженные обстоятельствами. По ним легко понять, какую грамматическую конструкцию следует употребить. Рассмотрим примеры предложений на английском и найдем эти указатели.

  • They usually work out in the gym 3 times a week – Они обычно тренируются в тренажерном зале три раза в неделю (указывает на регулярность).
  • I was at the club last night – Прошлой ночью я был в клубе (одиночное действие с указателем на прошедшее время).
  • Pupils will have tests every two weeks – Каждые две недели у учеников будут тесты (периодичность действия в будущем).

Как видно из примеров, обстоятельства времени подсказывают, в какую форму следует поставить сказуемое. Подобные слова можно встретить во всех временах, и пусть некоторые из них могут использоваться в нескольких разных категориях, все равно такие спутники являются хорошим подспорьем для начинающих. Таблица, данная ниже, содержит еще несколько примеров обстоятельств.

Simple Tenses
Past Present Future
yesterday – вчера; always – всегда; tomorrow – завтра;
the day before yesterday – позавчера; usually, generally – обычно, в целом; the day after tomorrow – послезавтра;
ago – давно; ever, never – когда-либо, никогда; in the near future – в ближайшем будущем;
last (day, week, month and etc.) – прошлый (день, неделя, месяц и т.п.); every (day, week, month and etc.) – каждый (день, неделя, месяц и т.п.); next (day, week, month and etc.) – следующий (день, неделя, месяц и т.п.);
the other day – в другой день, на днях; from time to time, sometimes, regularly, now and then – время от времени, иногда, регулярно, временами (то и дело); one of these days – в один из дней, на днях;
The accident happened the day before yesterday .

Авария произошла позавчера.

He read this novel many years ago .

Он читал этот роман много лет назад.

I met my friend yesterday .

Я встретил вчера своего друга.

From time to time I run in the mornings.

Время от времени я бегаю по утрам.

She usually cleans her room on Saturdays.

Она обычно убирает свою комнату по субботам.

We write letters every day .

Мы пишем письма каждый день .

She will help me next time .

Она поможет мне в следующий раз.

They will visit her the day after tomorrow .

Они навестят ее послезавтра.

I will buy this book one of these days .

Я куплю эту книгу на днях .

Обратите внимание, что для выражения «на днях » существуют разные формы будущего и прошлого времени, и они не являются взаимозаменяемыми! Каждое выражение можно использовать только в своей категории.

Continuous (Progressive)

Продолженные времена в английском языке обозначают процессы проведения еще не оконченных действий. Иными словами то, чем говорящий был занят/занимается/будет занят в конкретный отрезок времени.

  • At that moment her boyfriend was repairing his car when she called him – В тот момент ее парень чинил свою машину, когда она позвонила ему.
  • We will be watching the Second Channel at 4 o’clock tomorrow Мы будем смотреть Второй канал завтра в 4 часа дня.
  • Jack is playing computer games now – Джек играет сейчас в компьютерные игры.

С таким специфичным значением, данный аспект мало с чем можно спутать. Но, если все же у вас возникают какие-либо вопросы и затруднения, то правильно распознавать эту категорию вам поможет таблица обстоятельств.

Continuous Tenses

Past Present Future
then, when – тогда, когда (с придаточными предложениями); yesterday – вчера; now , right now – сейчас, прямо сейчас; next day/week/month, in a week – следующий день/неделю/месяц, через неделю; tomorrow – завтра.
at…o’clock, at that moment – в такое-то время, в тот момент; at the moment, at present – в данный момент, в настоящий момент; at this time – в это время;
whole, all the time/day/month/week and etc. – целый, все время, весь день/месяц/неделю и т.д.;
while…, still, from…to/till – в то время, как; все еще, с…по;
constantly, always (в негативном значении) – постоянно, всегда;
Yesterday, she was learning English verb tenses the whole day .

Вчера она целый день учила времена глагола в английском языке .

We were watching a basketball match at 8 o’clock .

В 8 часов мы смотрели баскетбольный матч.

My ex-husband was constantly talking about his job.

Мой бывший муж постоянно рассказывал о своей работе.

He is constantly singing this song!

Он постоянно поет эту песню!

I’m reading the newspaper now .

Сейчас я читаю эту газету.

She is painting a new picture at present .

В данный момент она рисует новую картину.

At this time tomorrow I will be flying to Italy.

Завтра в это время я буду лететь в Италию.

In a week she will be celebrating her birthday.

Через неделю она будет отмечать свой день рождения.

Как видно, маркеры для разных времен в английском языке могут совпадать. Поэтому необходимо внимательно следить не только за обстоятельствами каждого времени, но и за общим контекстом предложения.

Perfect

В отличие от простого прошедшего, задача перфекта – передать завершенность действия и показать очередность событий. Перфектную конструкцию получает та часть предложения, события которой завершились ранее наступления других действий или момента времени.

  • My daughter has married and she’s very happy! – Моя дочь вышла замуж, и она счастлива!
  • She had cooked breakfast and was playing computer games – Она приготовила завтрак и играла в компьютерные игры.

Обстоятельственные различия в том, какое время следует употреблять, поможет найти верный помощник – наша таблица.

Perfect Tenses
Past Present Future
for…years/days/hours, by – в течение лет, дней, часов; к…; already, just – уже, только что; before – до того, как; прежде чем;
already, before, yet – уже, до, еще; ever, never, always – когда-либо; никогда; всегда;
scarcely…when, no sooner…than – едва…как; не успел…как; not …yet – еще нет; for… — в течение минут, часов, дней, лет и т.п.
союз when (в придаточных) – когда, then – тогда; for a long time – в течение долгого времени;
after – после; until, since – до тех пор, с тех пор; by – к какому-либо моменту, часу, дню и т.п.
I went to bed after I had called everybody.

Я пошел спать после того, как позвонил всем .

She had already sent this message when boss came.

Он уже отправила это сообщение, когда пришел начальник.

We have already bought the schoolbooks.

Мы уже купили эти учебники.

He has never heard about this TV show.

Он никогда не слышал об этом ТВ-шоу.

I will have done the task by Monday .

Я выполню эту задачу к понедельнику.

We will have written the card before our grandparents arrive.

Мы напишем открытку до того, как приедут наши бабушка и дедушка.

Обратите внимание, указанный порядок слов может отличаться, если в предложении используются конструкции со scarcely…when, no sooner…than. Scarcely had we entered the room , when the wind closed the door – Едва мы зашли в комнату, как ветер захлопнул дверь .

Perfect Continuous (Progressive)

Последний аспект английской системы времен. Конструкция указывает на процесс действий, совершавшихся параллельно другим, уже законченным событиям или временным рамкам, и способных совершаться еще какое-либо время. Также перфектные продолженные времена употребляют для выражения недавно законченных действий, связанных с текущим результатом.

  • Brother had been waiting for his friends for 30 minutes already when he got a message: they had got into a traffic jam – Брат ждал своих друзей уже 30 минут, когда он получил сообщение о том, что они попали в пробку.
  • I had been writing these exercises for 45 minutes when my father came and helped me – Я писала эти упражнения уже 45 минут, когда пришел мой отец и помог мне.

С определением этой грамматической группы начинающим помогает ряд вспомогательных выражений, практически идентичный словам, используемым в английских конструкциях простого перфекта.

Perfect Continuous Tenses
Past Present Future
  • for – в течение времени;
  • all day long – весь прошедший день;
  • since – с тех пор;
  • by the time – к тому времени;
  • before – прежде чем.
We had been living in this city for 3 years when we moved to another district.

Мы жили в этом городе уже 3 года, когда переехали в другой район.

Nick had been watching this series before it was shown on television.

Ник смотрел этот сериал до того, как его показали по телевидению.

My sister has been learning to drive a motorbike for a week already.

Моя сестра уже неделю учится водить мотоцикл.

We have been discussing this problem since 12 o’clock , but we can’t decide anything yet.

Мы обсуждали эту проблему с 12 часов, но пока еще не смогли ничего решить.

By the time I will come home, he will have been playing tennis for 2 hours.

К тому времени, как я приду домой, он будет играть в теннис уже 2 часа.

She will have been painting the picture for 2 days before I see it

Она будет рисовать эту картину еще два дня, прежде чем я увижу ее.

Итак, с помощью этих небольших словечек мы теперь знаем, как определить любое возможное время в английском. Осталось их заучить, или распечатать табличный материал и пользоваться им при выполнении практических заданий. Успехов!

Просмотры: 1 237

Изучающих английский язык детей и взрослых пугает одна тема – времена. Особенно, когда они слышат, что времён двенадцать минимум! После простой русской системы из трёх времён, обучающиеся впадают в ужас. Не паникуйте, в этой статье мы раскроем секрет, как быстро определить время в английском языке!

Как понять, какое время в предложении, можно двумя способами: по форме глагола или по словам, помогающим определить время.

Как определить в каком времени указаны предложения

Воспользуйтесь таблицей:

Предложение Глагол Время
Linda drives to work and her daughter and son go to schoolboy bus.

Does she have lunch at 12 o’clock?

с s

в начальной форме, инфинитив

помощник do или does

Present Simple
Polly opened a big book and began reading a fairy tale.

Did Ron get a good mark on his exam?

с ed

во второй форме (Past Simple)

помощник did

Past Simple
Kangaroos will jump to the south. перед глаголом стоит помощник will Future Simple
Nina is feeding her twelve cats. перед глаголом is (вариации am/are) и добавлено ing Present Progressive (Continuous)
I was singing and my cousins were dancing in the room. перед глаголом was/were и добавлено ing Past Progressive (Continuous)
Cats will be shouting very loud. перед глаголом will be и добавлено ing Future Progressive (Continuous)
Kate has bought a bunch of flowers for my birthday; Luke and Jeffry have delivered a big teddy bear for me! перед глаголом have/has и добавлено ed или Participle II Present Perfect
They had cleaned the room and done homework before parents came home. перед глаголом had и добавлено ed или Participle II Past Perfect
Polly will have cooked breakfast and met us before we will come. перед глаголом will have и добавлено ed или Participle II Future Perfect
It has been snowing and we have been cleaning the yard for two hours. перед глаголом have/has been и добавлено ing Present Perfect Progressive (Continuous)
I had been watching TV for an hour. перед глаголом had been и добавлено ing Past Perfect Progressive (Continuous)
My sis will have been studying at the college by the time I will finish the school. перед глаголом will have been и добавлено ing Future Perfect Progressive (Continuous)

Переходим ко второму способу определения времени.

Как узнать какое время по словам-подсказкам

Наречия, предлоги, союзы

Present Simple

  • often: Greg often wakes up early but he gets up late. Грег часто просыпается рано, но он встаёт с постели позно.
  • always: I always wash my hands immediately when I come home. Я всегда мою руки сразу же как прихожу домой.
  • every +период времени: Flowers blossom every spring. Цветы цветут каждую весну.
  • usually: It usually gets dark at 4 o’clock in our region in winter. Зимой обычно становиться темно в 4 часа в нашем регионе.
  • sometimes: Milly sometimes phone to me in the evening. Милли иногда звонит мне вечером.
  • from time to time: I like to pick up mushrooms and berries from time to time. Мне нравится собирать грибы и ягоды время от времени .

Внимание! Настоящее простое время очень любит указание частотности. Запомните стихотворение, в котором многие из них упоминаются. Обратите также внимание на их местоположение и предложениях:

Jimmy often rides his bike.

Peter sometimes walks his dogs.

Wendy seldom cleans her room.

Big storks always hunt green frogs.

Children sometimes like to joke.

Teachers never understand.

Kittens often run and jump.

A fairy always has a wand.

Также вам пригодится таблица, как отличаются эти слова по степени частотности действия:

100% 90% 80% 70% 50% 30% 10% 5% 0%
always usually normally often sometimes occasi-onally seldom hardly ever never

Past Simple

  • yesterday: Mum and dad printed me a big poster yesterday. Мама и папа распечатали мне большой плакат вчера.
  • период времени+ago : The Browns visited the USA two years ago. Брауны посетили США два года назад .
  • last +период времени: I met my husband last Christmas. Я встретила моего мужа прошлым рождеством.

Future Simple

  • tomorrow: Our friends will win the football match tomorrow. Наши друзья выиграют футбольный матч завтра .
  • next +период времени: We will move to the new flat next month. Мы переедем в новую квартиру в следующем месяце.
  • in +период времени: Clark will create a wonderful statue in a few months. Кларк создаст замечательную статую через несколько месяцев.
  • in the future: I hope I will become an outstanding doctor in the future. Я надеюсь, что я стану выдающимся врачом в будущем .

Present Progressive

  • now: Little girl is hitting her elder brother with a toy train now. Маленькая девочка бьёт своего старшего брата игрушечным паровозиком сейчас .
  • предложение Look!: Look! The road is slippery and the granny is falling. We should help her! Посмотри ! Дорога скользкая и бабушка падает. Нам следует помочь ей!
  • at that moment: Derek is reading a new fantasy book at that moment and can’t answer you. Дерек читает новую книгу фентази в этот момент и не может ответить вам.
  • at +конкретное время: I’m walking with my lovely dog at 9 o’clock. Я гуляю с моей чудесной собакой в 9 часов.
  • right now: Polly, I can’t talk to you right now I’m getting on to a bus. Полли я не могу поговорить с тобой, прямо сейчас я сажусь на автобус.
  • at present: The plumber is repairing the tap at present. Сантехник ремонтирует кран в настоящий момент .
  • constantly : I’m sick and tired of his manners. He is constantly reproving. Я устал до смерти от его поведения. Он постоянно делает замечания.

Past Progressive

  • at that moment: My granny was knitting a sweater at that moment. Моя бабушка вязала свитер в тот момент .
  • at +конкретное время в прошлом: Mischa was doing sums at 4 o’clock yesterday. Миша решал примеры в 4 часа вчера.
  • when+ придаточное предложение в Past Simple: Minnie was relaxing and listening to classical music when her brother threw his ball into her room. Минни отдыхала и слушала классическую музыку, когда её брат кинул мяч в её комнату.
  • while объединяет два простых предложения, когда два действия происходили одновременно: Father-in-law was planting roses while mother-in-law was watering tomatoes. Свёкр сажал розы, в то время как свекровь поливала помидоры.
  • constantly (только с отрицательным значением): My uncle had a very annoying habit, he was constantly smacking his lips when speaking. У моего дяди была очень раздражающая привычка, он постоянно причмокивал, когда говорил.

Future Progressive

  • at +конкретное время в будущем: Robert will be waiting for you by the cinema at 7 o’clock tomorrow. Роберт будет ждать тебя у кинотеатра в 7 часов завтра.
  • at this time: Boys will be sitting in the park at this time. Мальчики будут сидеть в парке в это время .

Для всей группы длительных времён свойственно употребление слов:

  • whole: I am working the whole day and I’m as busy as a bee. Я работаю целый день и тружусь как пчёлка.
  • all +период времени: My sister is a couch potato; she is watching TV all day. Моя сестра лежебока; она смотрит телевизор весь день.

Present Perfect

  • already: Auntie has already presented me her birthday card. Тётушка уже подарила мне свою открытку на день рождения.
  • yet: Caroline has not fed crocodiles yet. Каролина ещё не кормила крокодилов.
  • never: I have never met such a rude and unpleasant man. Я никогда не встречала такого грубого и неприятного мужчину.
  • ever: Has she ever driven a sleigh? Она когда-нибудь каталась на санках?
  • just: He has just eaten a yummy big pie, so he is full. Он только что съел вкусный большой пирог, поэтому он сытый.
  • for a long time: My grandpa has eaten only brown bread for a long time. Мой дедушка в течение долгого времени ел только чётный хлеб.
  • since: Diana has not been in the village since her childhood. Диана не была в деревне с детства.

Внимание! Есть стихотворение для запоминания слов-подсказок для Present Perfect, если вы его запомните, то будет легче ориентироваться в этом времени.

Lately, ever, since, yet, for,

Recently, never, before,

Already, so far, still, just

Memorise them – it’s a must!

Past perfect

  • before : Nina had coloured the picture before she went to work. Нина раскрасила картинку до того, как она пошла на работу.
  • after : Mum played computer games after she had done household chores. Мама играла в компьютерные игры посте того, как сделала всю работу по дому.
  • by : My brother had grown by the time I went to school. Мой брат вырос к тому времени, когда я пошёл в школу.
  • when +придаточное предложение: We had already gone away from that state when the earthquake began there. Мы уже уехали из того штата, когда землетрясение началось там.

Future Perfect

  • by+ время: Kitty will have married by September 15 th . Китти выйдет замуж к 15 сентября.
  • before: Jerald will have written a letter before we come to visit him. Джералд напишет письмо до того, как мы придём его навестить.

Для группы времён Perfect Progressive характерны одинаковые слова, поэтому рассмотрим примеры для Present, Past и Future Perfect Progressive в одном пункте.

  • for : Luke has been studying Korean for ten years. Люк изучает корейский в течение 10 лет.
  • all day long: I’m bored. It has been raining all day long and nobody wants to come to me. Мне скучно. Идёт дождь весь день , и никто не хочет прийти ко мне.
  • since : Juliet had been looking for her keys since she lost them. Джульетта искала свои ключи с тех пор, как она потеряла их.
  • by the time: Doris had been embroidering a horse by the time her friend visited her. Дорис вышивала лошадь к тому времени , когда её навестила подруга.
  • before : Billy will have been reading almost half of the book before his friends call him for a walk in the park. Билли прочитает почти половину книги до того, как его друзья позовут его погулять в парк.

Как, наверное, заметили внимательные читатели, есть проблема с этими словами. Они могут быть одновременно в нескольких временах, поэтому нельзя опираться только на них! Нужно опираться ещё на смысл предложения при определении времени.

А что ещё лучше? А лучше научиться определять в каком времени указаны предложения, используя сразу два способа и по форме глагола и по словам-подсказкам.

Светлана Ерпулева

Учитель английского языка. Опытный копирайтер, пишу статьи в свободное от работы время. Владею английским на продвинутом уровне.

Многие из тех, кто изучает английский язык, знают, что в нем содержится две группы времен.

Три основных:

  • Present;
  • Past;
  • Future.

Представленные времена, в зависимости от ситуации, складываются со второстепенными временами:

  • Simple;
  • Progressive;
  • Perfect;
  • Perfect Progressive.

Результатом сложения этих двух групп является наличие 12 времен в английском языке.

Перечисленные времена обычно выстраивают в таблицу, которая четко показывает, какую форму принимает глагол, когда находится в том или ином периоде времени.

Также в таблице можно наблюдать первые указания на то, как в английском языке.

Чтобы лучше запомнить сложный материал, необходимо изучать его играючи, для этого, помимо научной таблицы времен, мы продемонстрируем вам шуточную, которая для некоторых будет легче в изучении.

Правила определения времен

Рассмотрев, как правильно называются глагольные формы, ответим на вопрос о том, как определить время в английском языке. Для ответа рассмотрим пошаговую инструкцию.

  • Первый шаг - следует перевести предложение, над которым мы работаем, чтобы легче понять, какая информация нам дается.
  • Второй шаг - определить маркер времени. В каждом времени в рассматриваемом нами языке существует маркер - слово, которое с легкостью позволяет определить время. Подобные слова указывают на определенный момент времени либо относительный. Например, в Present Simple подобными маркерами являются такие слова, как: каждый день, часто, постоянно. Эти маркеры, как видно из примера, указывают на регулярное время, однако не только этот признак обозначает данный вид времени. Другим маркером является обычное наименование действия: мне нравится арбуз . В данном случае указывается неточно, когда он вам нравится, а вы просто говорите о своем действии, не уточняя временной промежуток.

На данном примере видно, что подобные маркеры обеспечивают легкость в узнавании и правильном определении времени в предложении. Исходя из этого простого примера мы хотим показать, что каждое время имеет свои маркеры - слова, по которым вы легко поймете, какое перед вами время. Главное - запомнить маркеры.

  • Третий шаг - вспомнить, к какому времени относится маркер.

  • Четвертый шаг - определить время.

Рассмотрев, как правильно определить время в английском языке, обратим внимание на следующий момент: как определить временную

Правила определения времени у глагола

Для решения этой задачи, как и в предыдущем случае, мы воспользуемся пошаговой инструкцией.

  • Первый шаг - подчеркнем глаголы, которые мы видим, в предложении.
  • Второй шаг - вспомним: правильный это глагол или нет, ведь, согласно справочникам по-английскому языку, у глагола имеется три свойства, по которым его легко определить:
  1. Время - одно из основных: прошедшее, будущее или настоящее.
  2. Вид времени - подвремя, определяющееся маркером.
  3. Залог- пассивный (над говорящим совершается действие) или активный (говорящим совершается действие).

Если глагол правильный, можно обратиться к словарю или лексикону, в противном случае - к таблице неправильных глаголов или опять к выученным вами глаголам этого же вида.

  • Третий шаг - найти рядом с основным глаголом составной, который относится непосредственно ко времени.

Например, для группы Past - was, did …; глагол с окончанием на -ed.

Для Present: do, does…; глагол с окончанием на -s.

Подобные примеры наиболее ярко показывают, что для любого глагола легко определить время, и отвечают на постоянно возникающий вопрос у тех, кто только начинает разбираться, как определить время глагола в английском языке.

Резюмируем

Итак, подводя итоги, хотим отметить, что мы рассмотрели главные и тяжело воспринимаемые вопросы при изучении английского языка, акцентируя внимание на первом: как определить время в английском языке, так как он является залогом правильного и быстрого изучения. Помимо ответа на главный вопрос, мы также описали, как легко выучить и понять каждое время, а также распознать его в предложении.

Напоследок хочется дать совет: уделите максимальное количество времени и внимания теме "Как определить время предложения в английском языке". Здесь главное - практика и ее регулярность. Тогда вы легко сможете ответить на вопрос о том, как определить время в английском языке. Удачи.

Каждый, кто изучал английский язык как иностранный, и уж тем более тот, кто выбрал себе профессию преподавание английского языка в школе, лицее, гимназии или вузе, знает, что самую большую сложность для говорящих на русском языке представляют "времена" английского глагола. Действительно, если любой говорящий на русском языке как родном знает, что времен - три, то какое недоумение должны вызывать английские грамматики, в которых утверждается, что в этом языке не три и не пять времен, а двенадцать. Однако зафиксированное в грамматиках как факт наличие двенадцати времен очень редко у кого вызывает недоуменный вопрос: а какие же еще есть в английском языке времена, помимо настоящего, прошедшего и будущего? Попробуйте-ка на него ответить! Не получается? Можете не тратить времени зря. Потому что, кроме названных трех, других времен нет и быть не может. Ни в одном языке мира (а их насчитывается несколько тысяч) количество глагольных времен, выраженных специальными грамматическими формами, не превышает "магического" числа "три". Меньше трех может быть. Есть языки только с двумя формами времен (например, "прошедшее""непрошедшее"), есть языки вообще без глагольных времен, но нет языков, где этих времен было бы больше трех.

Название любого из двенадцати английских времен начинается с одного из трех слов: Present, Past, Future. Есть четыре вида настоящего, четыре вида прошедшего и четыре вида будущего, которые известны как Simple, Progressive, Perfect и Perfect Progressive. В русском языке аналогичная картина, только форм меньше: одно настоящее (иду), два прошедших (шел/пришел) и два будущих (буду идти/приду). Строго говоря, если согласиться с тем, что в английском языке 12 времен, то следует говорить как минимум о пяти временах в русском (на самом деле их и того больше). Но мы почему-то этого не делаем. Почему? Да потому, что мы прекрасно понимаем, что и шел, и пришел - формы прошедшего времени. Точно так же, как говорящий на английском языке понимает, что I work, I am working, I have worked и I have been working - все формы настоящего времени.

Сложности, с которыми сталкиваются изучающие английский язык при овладении грамматическими формами глагола (не только с грамматической категорией времен, но и пассивным залогом), вызваны тем, что в учебной литературе нет четкого теоретического осмысления значений и функций глагольных форм, которое позволяло бы простым образом объяснить, в чем состоит их предназначение. Другими словами, нужно хорошо понимать, зачем вообще в языке нужны такие категории, как время, вид, залог, чтобы доходчиво и просто объяснить принципы функционирования соответствующих форм. Такое понимание дает когнитивный подход к языку как к системе представления знаний.

В соответствии с этим подходом любая грамматическая категория служит для выражения и сохранения в языке определенного знания. По сравнению с лексиконом грамматика - более абстрактная система, поэтому представленные в ней знания являются универсальными в том смысле, что они важны для нормального функционирования общества: неважно, на каком языке общаются между собой члены общества. Это значит, что грамматические категории, имеющие в разных языках различное выражение, содержательно мало чем отличаются друг от друга. Именно поэтому возможен перевод с одного языка (например, русского) на другой (например, английский).

Для чего же нужны категории времени и вида? С помощью категории времени человек делит весь окружающий его мир на три сферы опыта: 1) опыт, непосредственно входящий в сферу воспринимаемой чувствами и осознаваемой действительности, или настоящее (present от лат. praesens - mo, что перед чувствами); 2) опыт, сохраняющийся как память о том, что прошло мимо наших чувств, или прошлое (past); 3) опыт, который предсказывается на основании имеющихся знаний, или будущее (future). Здесь очень важно усвоить, что в отличие от английского языка в русском нет однозначного соответствия между этими понятиями и так называемыми формами глагола. Рассмотрим как пример следующую ситуацию.

Папа некоторое время назад уехал в командировку. Вова в своей комнате учит уроки, мама на кухне готовит ужин. Раздается звонок в дверь. Мальчик открывает дверь и при виде отца радостно сообщает: "Мама, папа приехал!"

В любой школьной (и не только школьной) грамматике будет обозначено, что приехал (в данном случае) - форма прошедшего времени совершенного вида обозначает действие, имевшее место в прошлом и завершившееся к моменту речи. Это традиционный подход, к которому все говорящие на русском языке привыкли (тем более, что это знание, которым никто из нас никогда на практике не пользуется: ведь мы все усвоили родной язык, включая грамматику, в младенческом возрасте, когда еще и понятия не имели ни о времени, ни о виде, ни о других тонкостях грамматической науки). Но при изучении английского как иностранного такой подход нас более не устраивает, так как не позволяет соотнести то, что мы знаем о родном языке, с тем, что находим в иностранном. Когнитивный же подход ориентирует на то, чтобы ответить на вопрос: "А что именно сообщает мальчик маме?" В этом случае его восклицание интерпретируется так: "Я вижу папу. Начиная с некоторого момента в прошлом, я его не видел, т.е. его дома не было, так как он уехал в командировку. Теперь папа снова здесь, значит, приехал (логический вывод, основанный на фоновых знаниях мальчика)". Другими словами, смысл восклицания мальчика таков: "Папа снова дома (я его снова вижу)". Но ведь это настоящее время. И в английском языке, где соответствие между временными понятиями и временными формами глагола гораздо более последовательное, чем в русском, будет конечно же, употреблена форма настоящего времени. Другой вопрос, какая из четырех возможных: Simple, Progressive, Perfect или Perfect Progressive? И здесь на помощь приходит правильное (т.е. когнитивное) понимание категории вида.

С помощью категории вида человек разграничивает знания по их источнику: мы знаем о чем-то, потому что видели (слышали, ощущали и т.п.) это сами, и мы знаем о чем-то, потому что это знание было передано нам в готовом виде (кто-то сказал, прочитали об этом, узнали в школе и т.п. - возможности здесь самые разнообразные). Это различие очень важно, и в повседневной деятельности мы все время учитываем его на подсознательном уровне. Всем нам хорошо известна пословица "Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать". Смысл ее в том, что увиденное воочию, как правило, не подвергается сомнению, тогда как знание, полученное из чужих рук, не всегда обязательно достоверно. В этой связи посмотрите, что получится, если в приведенной выше ситуации мальчик вместо совершенного вида глагола употребит несовершенный: "Мама, папа приезжал!". Хотя формально это высказывание грамматически правильное, в нашей ситуации оно не может быть употреблено, потому что так не говорят. А не говорят так, потому что приезжал не содержит в себе указания на то, что в момент высказывания мальчик видит папу, тогда как форма приехал такое указание содержит.

Отличие русского языка от английского состоит в том, что в русском подобного рода смысловые различия очень часто передаются не специальными формами глагола, а контекстом. Сравните следующие примеры: Иван курит, несмотря на предостережения врачей; Смотри, Иван снова курит, несмотря на предостережения врачей. В первом случае речь идет о том, что мы знаем об Иване, при этом вовсе не обязательно, чтобы Иван находился у нас перед глазами; он вообще может быть в другом городе, даже в другой стране. Во втором случае речь идет о том, что мы непосредственно наблюдаем: на это прямо указывает глагол смотри. В английском же языке все гораздо проще, потому что там эти смысловые различия передаются специальными (видовыми) формами глагола: Simple и Progressive, соответственно. Отметим, что термин вид происходит от глагола видеть (который этимологически связан с лат. videre - видеть и греческим eidos - то, что видимо).

Но мы пока говорили о двух типах знания, которым соответствуют два вида: одно знание имеет определенный источник информации (например, мальчик в приводившемся примере), а другой неопределенный источник (например, говоря Иван курит, я не даю понять, откуда мне об этом известно). А форм английского глагола - четыре. Почему так много?

Да потому, что ситуации, когда мы говорим о том, что непосредственно наблюдаем, могут существенно различаться, в зависимости от того, что именно мы видим (слышим и т.п.). Когда я говорю: Смотри, Иван снова курит, я имею возможность наблюдать сам процесс курения (он держит в руке сигарету, подносит ее ко рту, втягивает дым и затем выпускает его - действие, вообще-то говоря, бессмысленное и вредное). Но если мама, встречая Ивана, чувствует исходящий от его одежды запах табачного дыма и спрашивает: Ты опять курил?, она задает вопрос, основываясь на том, что воспринимает в момент речи (в данном случае органами обоняния), и это, конечно же, настоящее время. Но самого действия курения она не наблюдает, ее восприятию доступны лишь определенные признаки, говорящие о том, что Иван курил. Для выражения этого когнитивного смысла в английском языке существует своя, специальная форма глагола - Perfect. Эта форма употребляется тогда, когда мы сравниваем то, что видим, с тем, что было до этого (например, утром от Ивана не пахло, а теперь пахнет табаком - значит, курил). Наконец, возможны случаи, когда мы говорим о непосредственно наблюдаемом действии и при этом одновременно сравниваем то, что мы видим, с тем, что видели в какой-то момент (или в какие-то моменты) до этого. Например, я вижу, что Иван сейчас курит, но я также видел его курящим и до этого, в течение всего дня. В таком случае происходит объединение двух форм, выражающих разные когнитивные смыслы, и мы получаем очень не любимую многими учащимися форму Perfect Progressive, хотя на самом деле это не просто, а очень просто.

Приведенные (естественно, в очень кратком виде) объяснения когнитивного содержания английских глагольных форм можно суммировать в виде очень простого алгоритма, который позволяет практически безошибочно выбрать правильную форму глагола.

Алгоритм выбора видо-временной глагольной формы:

  • Реши для себя, к какому времени относится то, что ты собираешься сказать (Present, Past, Future).
  • Реши для себя, о чем ты собираешься сказать: о том, что видишь (видел, увидишь), или о том, что знаешь (знал, будешь знать).
    • Если о том, что видишь, спроси себя: "Что именно я вижу?"
      • Вижу само действие → Употреби форму Progressive
      • Вижу признаки (следы) действия → Употреби форму Perfect
      • Вижу само действие и сравниваю то, что вижу сейчас, с тем, что видел до этого -> Употреби форму Perfect Progressive
    • Если о том, что знаешь (неважно откуда) → употреби форму Simple

Этот алгоритм как составная часть методики обучения грамматическим формам английского глагола описан в учебном пособии "Английский глагол. Новая грамматика для всех" (Кравченко А. В. (ред.), Иркутск, 1999).

Более того, когнитивный подход к английским временам позволяет наглядно увидеть, что никаких так называемых исключений в отношении употребления глаголов различных групп в тех или иных грамматических формах не существует. Так, любой глагол (например, see, know, remember, like и т.п.) может быть употреблен в форме Progressive, просто нужно знать, когда это можно и нужно сделать, а когда - нельзя. Становится понятным простой принцип, определяющий выбор в речи пассивного или активного залога; тем более что этот принцип точно такой же, как и в русском языке.

Короче говоря, оказывается, что ничего сложного и непостижимого в системе грамматических форм английского глагола нет. Как показывает практика, думающий человек (неважно, школьник, студент или взрослый) усваивает значение и функции английских времен за короткий срок. Остальное - дело техники, тренировки обучающихся в употреблении самих форм и автоматизации алгоритма выбора.

А. В. Кравченко, Иркутск