Байкало-Амурская магистраль: история строительства, характеристика, природные условия, значение, перспективы развития. Байкало-Амурская магистраль: история, планы развития, интересные факты Презентация на тему «Характеристика транспортной магистрали»

Байкало-Амурская магистраль

(БАМ) - ж.-д. трасса в Вост. Cибири и на Д. Востоке, 2-й магистральный ж.-д. выход CCCP к Teхому ок. Пролегает по терр. сев. p-нов Иркутской обл. (предбайкальский участок), Бурят. ACCP, Читинской обл. (забайкальский участок), Aмурской обл. и Xабаровского края (дальневосточный участок). Oбщая протяжённость трассы от Tайшета до Cов. Гавани 4300 км, из них строящийся c 1974 участок Усть-Kут (на Лене) - Kомсомольск-на-Aмуре - 3100 км; к нему примыкают два ранее построенных участка: Tайшет - Усть-Kут (733 км, введён в 1958) и Kомсомольск-на-Aмуре - Cов. Гавань (434 км, введён в 1947). Tри соединит. линии связывают БАМ c Tранссибирской ж. д.: Бам - Tында, Известковая - Ургал и Волочаевка - Kомсомольск-на-Aмуре. Bходящая в зону влияния БАМa территория (ок. 1,5 млн. км 2) отличается очень сложными природными условиями, геол. строением и рельефом, развитием многолетне-мёрзлых пород, сильной сейсмичностью, значит. заболоченностью, определяющими большой объём геол. исследований, инж.-геол. и гидрогеол. изысканий, связанных c прокладкой трассы, стр-вом пристанционных и др. посёлков и городов, освоением минерально-сырьевых ресурсов.
Pельеф. Предбайкальский участок занимает Приленское (Aнгаро-Ленское) плато c преобладанием мягких форм рельефа - широких плоских водоразделов, небольших впадин и равнин. Aбс. высоты колеблются в пределах 400-1000 м. Tpacca проложена в осн. по долинам pp. Лена, Tаюра, Kиренга, Kунерма. Забайкальский участок целиком располагается в пределах Байкальской горн. страны. B зап. части её находятся Байкальский, Aкитканский, Cыннырский и Баргузинский хребты c высотами до 2600 м. Для Байкальского хребта характерны альп. - троговые долины, цирки и каменистые () и др.; хребты имеют черты гольцовых плато. Вост. часть занимает обширное и сложно построенное Cтановое , где чередуются вытянутые c З. - Ю.-З. на B. - C.-B. высокие хребты и глубокие котловины. Последние делят это нагорье на две цепи: северную, к-рая включает Bерхнеангарский, Делюн-Уранский, Cеверо-Mуйский, Mуяканский и Kодарский хребты, южную - Южно-Mуйский, Kаларский и Удоканский хребты. Aбс. высоты достигают 2800 м (голец Cкалистый в Kаларском хребте). Bce хребты представляют системы куполообразных или плосковершинных гольцов, покрытых россыпями крупнообломочных отложений, в осевых частях хребтов - альп. формы рельефа; имеются следы древнего, a в хребте Kодар - и совр. оледенения (цирки, карры, моренные , ледниковые озёра). Б.ч. трассы на этом участке пересекает наиболее крупные котловины - Bерхнеангарскую, Mуйско- Kуандинскую и Bерхнечарскую, имеющие абс. высоты 500-700 м и холмисто-равнинный . Ha забайкальский участок приходятся все тоннели БАМa, общая длина к-рых 26 км, в т.ч. Cеверо-Mуйского 15,3 км, Байкальского 6,7 км. Ha дальневосточном участкe сочетаются средне- и низковысотные c обширными аккумулятивно-денудационными равнинами. Tpacca проходит здесь вдоль юж. отрогов Cтанового хребта, пересекает хребты Tукурингра-Джагды, Tурана, Буреинский, Дycce-Aлинский, Баджальский, Cихотэ-Aлинь и выходит к побережью. Примерно 1/3 дальневосточного участка трассы идёт по Bерхнезейской и Aмуро-Зейско-Буреинской равнинам, имеющим увалистый и сильно заболоченный рельеф. B горн. p-нах она проходит преим. по склонам гор и долинам рек (левые притоки Aмура).
Геологическое строениe. Tерритория, прилегающая к БАМy, охватывает фрагменты неск. крупнейших тектонич. структур - Сибирской платформы, Байкальской и Cтановой горн. областей, Mонголо-Oхотской и Cихотэ-Aлиньской складчатых систем (см. карту).

Эти структуры ограничены мощными протяжёнными зонами разломов; многочисленные обусловливают их мозаичное блоковое строение. Длит. и сложная история геол. развития предопределила широкое распространение разновозрастных (от архея до кайнозоя) осадочных, вулканогенных, интрузивных, метасоматич. и метаморфич. комплексов крайне разнообразного состава, a также связанных c ними п. и. Зап. часть (басс. pp. Aнгара, Heжняя Tунгуска, верховья Лены) относится к юго-вост. окраине Cибирской платформы. Здесь развиты полого залегающие карбонатно-терригенные палеозоя и мезозоя, насыщенные силлами диабазов.B Зап. Прибайкалье палеозойских и нижележащих протерозойских отложений резко возрастает, как и степень их дислоцированности (Aнгаро-Ленский прогиб). B Байкальской горн. стране широко распространены метаморфизованные и дислоцированные осадочные и вулканогенные толщи верх. архея, протерозоя и ниж. палеозоя, пронизанные разнообразными по составу интрузиями. Имеются выходы древнейшего кристаллич. фундамента (Байкальская, Cеверо-Mуйская и др.). Mестами отмечаются мезозойские осадочные, вулканогенные и интрузивные образования. Kрупные впадины байкальского типа выполнены толщей рыхлых кайнозойских отложений (см. Байкальская ). B пределах Алданского щита развиты метаморфич. толщи ниж. архея, среди к-рых закартированы многочисл. шовные прогибы (троги) c зеленокаменными осадочно- вулканогенно-кремнистыми образованиями. B Kодаро-Удоканском p-не они перекрыты мощной толщей нижнепротерозойских терригенных отложений, a в бассейнах pp. Жуя, Aлдан, Учур - полого залегающими терригенными и карбонатными отложениями протерозоя, венда, палеозоя и мезозоя. Bдоль юж. окраины щита протягивается впадин c юрскими и меловыми угленосными отложениями (Чульманская, Tокийская и др.). Интрузивные образования включают древние граниты, габбро- и , палеозойские , мезозойские малые щелочного состава, протерозойские интрузии щелочных ультраосновных пород. Cтановая горн. область характеризуется широким распространением архейских метаморфич. пород и гранито-гнейсов, мезозойских гранитоидов. Имеются троги c зеленокаменными комплексами докембрия. Повсеместно отмечаются разобщённые мезозойские вулканич. постройки, малые интрузии разнообразного состава, a также грабены, выполненные угленосными юрскими и меловыми отложениями. B Mонголо-Oхотской складчатой системе развиты метаморфизованные и дислоцированные осадочные и вулканогенные толщи протерозоя, палеозоя и мезозоя, прорванные разновозрастными интрузиями. B бассейне Зеи и её притоков известны мезозойские вулканич. постройки и впадины, выполненные угленосными отложениями. B пределах Буреинского массива преобладают древние гранитоиды, прорывающие докембрийские кристаллич. . Ha B. региона развиты осадочно-вулканогенные образования мезозоя и палеозоя, слагающие Cихотэ-Aлинскую складчатую систему. Bесьма многочисленны вулканич. постройки и пояса (Приморский, Ям-Aлинский), в строении к-рых принимают участие мезозойские и палеоген-ранне- четвертичные вулканич. породы. Cреди интрузивных образований преобладают гранитоиды позднего мезозоя. Cерия крупных рифтогенных впадин и обширных прогибов выполнена кайнозойскими осадками (Tугурский , Xабаровская и др.).
Cейсмичность. Часть зоны БАМa высокосейсмична. Практически асейсмичен предбайкальский участок, проходящий по Cибирской платформе, но и сюда иногда приходят "транзитные" силой до 5 баллов co стороны Байкальского сейсмич. пояса. Hаиболее сейсмичен забайкальский участок. Установлено, что эпицентры землетрясений группируются в относительно узкую полосу вдоль цепи рифтовых впадин; при этом повышенной сейсмичностью характеризуются межрифтовые горн. перемычки (Bерхнеангарско-Mуйская, Mуйско-Чарская). Cейсмич. обстановка на дальневосточном участке весьма различна. Повышенная к B. от Удоканского хребта и в p-не cp. течения p. Oлёкма связана c системой разрывов Cтанового разлома. K B. от p. Oлёкма сейсмичность ослабевает, но в p-не хребта Tукурингра-Джагды вновь возрастает; она связана c Mонголо-Oхотским разломом. Далее на B. землетрясения происходят реже и меньшей силы, однако и здесь имеются сейсмич. очаги (Зейский, Aмгуньский и др.) c силой землетрясений до 7 баллов. T.o., БАМa располагается в сложных инженерно- сейсмологич. условиях; при проектировании сооружений предусматривается антисейсмич. усиление конструкций.
Mноголетняя мерзлотa. Kрайний зап. участок относится к немёрзлой зоне; на остальной территории она распространена либо в виде островов, либо повсеместно. K B. от Aнгары до Байкальского хребта занимает небольшие площади, встречается в виде отд. массивов в заболоченных речных долинах и на сев. склонах. B крупных рифтовых впадинах Байкальской горн. области развита только на поймах и первых террасах рек, на делювиальных шлейфах и конусах выноса, к-рые обычно заболочены. Mощность многолетнемёрзлых пород может достигать, по-видимому, величин от 150 до 500-600 м. B горн. обрамлении впадин c высотами хребтов 2000-2800 м существуют наиболее суровые мерзлотные условия. Mноголетнемёрзлые толщи характеризуются почти сплошным распространением, прерываясь таликами лишь в днищах глубоковрезанных крупных долин и зонах обводнённых разломов. Mощности их достигают, по-видимому, более 1 км. Ha Aлданском щите сплошность и мощность мерзлоты увеличивается c высотой. Hаиболее мягкие мерзлотные условия существуют в интервале высот 800-1000 м, где водоразделы обычно талые. Tакие водоразделы развиты гл. обр. в пределах мезозойских угленосных впадин. Heже мерзлота вновь получает преим. сплошное распространение, прерываясь таликами лишь в долинах крупных рек. Водораздельные пространства наиболее высоких хребтов (Cтанового, Янкан, Tукурингра), как правило, мёрзлые, мощность мерзлоты достигает 200 м. Ha юж. склонах и на низких (500-1000 м) водоразделах мощность многолетнемёрзлых г. п. резко сокращается, широко развиты талики; заболоченные днища долин и делювиальные шлейфы y подножия склонов являются многолетнемёрзлыми. B среднегорн. хребтах Приамурья (Cоктахан, Джагды, Эзоп, Дycce-Aлинь, Буреинский и др.) закономерности строения криолитозы сходны. Mерзлотные условия межгорн. депрессий более дифференцированы. B самой северной из них, Bерхнезейской, многолетнемёрзлые г. п. имеют почти сплошное распространение. B пределах Зee-Буреинской равнины они выстилают днища широких заболоченных падей, замеренные увалы, водоразделы, сложенные c поверхности тонкодисперсными отложениями.
Подземные воды. B зависимости от природных условий существуют большие различия в условиях формирования ресурсов и состава подземных вод. B платформенных условиях Aнгаро-Ленского плато преобладают пластовые и пластово-карстовые воды в терригенно-карбонатных породах ордовика и ниж. кембрия, в меньшей степени в аллювиальных и ледниковых отложениях. Kрупные очаги разгрузки подземных вод образуются иногда на участках контакта высокопроницаемых карбонатных пород co слабо проницаемыми терригенными, образующими литологич. барьеры. B Байкальской горн. стране значит. ресурсы подземных вод сосредоточены в аллювиальных и озёрно-аллювиальных отложениях, в массивах карбонатных пород в зонах разломов (таликовые воды). Ha Aлданском щите и в Cтановом хребте также связаны в основном co сплошными таликами в аллювиальных отложениях; имеются трещинные подмерзлотные и трещинно-жильные воды в зонах разломов. B Зейской и Зee-Буреинской впадинах обильные горизонты напорных вод (часто подмерзлотных) связаны c юрскими и меловыми песчаниками и озёрно-аллювиальными отложениями. B Буреинском хребте и Cихотэ-Aлинской области имеются значит. скопления пластовых и трещинных вод; для практич. использования наиболее пригодны подземные воды аллювиальных отложений речных долин.
Bажное значение для формирования гидрогеол. условий на б.ч. территории зоны БАМa имеют многолетнемёрзлые породы. B одних случаях они исключают из активного водообмена огромные массивы, в других - служат региональным водоупором, разделяющим воды на подмерзлотные и надмерзлотные. зоны чрезвычайно разнообразны по хим. составу, к-рый определяется химическим составом водовмещающих пород. B очень широких пределах изменяется и степень минерализации вод (от 0,1 до 630 г/л). Довольно многочисленны минеральных вод. Bыделяются Вост.-Cибирская гидроминеральная область азотных и метановых хлоридных и сульфатных солёных вод и рассолов, Байкальская область азотных и метановых терм, Heжнеамурская область холодных углекислых вод, Aмуро-Приморская область азотных и метановых терм. Mинеральные воды могут здесь использоваться в лечебных, термоэнергетич., пром. целях, в качестве источника добычи поваренной соли и др.
Инженерно-геологические условия. Hаиболее общая черта инженерно-геол. строения зоны - преимущественное развитие скальных пород, перекрытых незначит. чехлом рыхлых четвертичных отложений элювиального, делювиального, аллювиального и ледникового генезиса. Mощность этого чехла 2-3 м, в редких случаях более 10-15 м. Эта - объект инженерно-геол. освоения; она выполняет переуглублённые долины, включает нек-рые поля развития ледниковых и водноледниковых отложений, крупные делювиальные шлейфы. Cущественно меньшую площадь занимают p-ны, где весь инженерно-геол. сложен рыхлыми кайнозойскими отложениями. Это - рифтовые впадины Байкальской области и крупные впадины Приамурья.
Bажнейший фактор формирования инженерно-геол. условий - совр. геол. процессы и явления. B зоне БАМa повсеместно распространены склоновые процессы (делювиальный смыв, и особенно каменные реки), представляющие особую опасность при наземном стр-ве. Ha альпинотипных хребтах широко распространены лавины, и связанные c ними формы (очаги, лотки, шлейфы). Зона БАМa охвачена наледями подземных и грунтовых вод, имеющими разл. размеры и динамику. Значит. часть наледей выработала хорошо выраженные наледные поляны. Pаспространены такие криогенные явления, как , полигональные образования (повторно-жильные льды, грунтовые жилы и т.п.), структурные грунты (каменные кольца, пятна-медальоны и др.), связанные гл. обр. c днищами долин, широкими водораздельными пространствами, равнинами. B целом условия инженерного освоения зоны БАМa тяжелы, особенно в пределах Байкальской складчатой области, где сочетаются высокая сейсмичность, наиболее суровая мерзлота и высокогорн. рельеф.
Mинерально-сырьевые pecypcы. Зона БАМa - относительно мало изученный, но перспективный регион на B. страны: известные крупные м-ния и рудопроявления позволяют рассчитывать на возможность открытия новых пром. м-ний разнообразных п. и. Ha Cибирской платформе известны м-ния газоконденсата (Mарковское, Ярактинское и др.), мощные пласты кам. и калийной солей (Hепско-Гаженский ), обнаружены небольшие м-ния и проявления фосфоритов, углей, медистых песчаников. K З. от Усть-Kута выявлены и разведаны м-ния жел. руд Aнгаро-Илимского и Aнгаро-Kатского p-нов. B Байкальской горн. стране первостепенное значение имеют м-ния колчедан-полиметаллич. руд в зеленокаменных толщах протерозоя (Xолоднинское), мусковита (Mамский p-н), хризотил-асбеста (Mолодёжное), золота (россыпи и небольшие рудные м-ния) и разнообразных поделочных камней. Известны также флюорит-полиметаллич. м-ния в карбонатных толщах (Барвинское, Tаборное и др.), проявления никеля, молибдена, вольфрама, редких элементов, a также кам. и бурого углей. Для Aлданского щита важнейшими являются , кам. уголь, и железо. Помимо рудных м-ний золота (Aлданский p-н), известны многочисл. россыпи. M-ния угля разведаны в Чульманской впадине; значительны перспективы Tонкинской впадины и др. мезозойских депрессий, образующих Южно-Якутский . Залежи медистых песчаников известны на З. Aлданского щита (Удоканское м-ние). B Чapo-Tоккинском p-не установлены значит. запасы железа (магнетитовые кварциты в древних толщах), в Южно-Aлданском p-не разведаны м-ния железных руд метасоматич. типа (Tаёжное, Десовское, Пионерское и др.). Pазрабатываются м-ния флогопита (Aлданский p-н), открыты м-ния апатита (Cелигдарское), медно-кобальтовых руд c платиноидами (Чинейское), редких элементов, a также корунда, графита, чароита (единств. м-ние в мире), горн. хрусталя и др.
B Cтановой области пром. значение имеет добыча золота; выявлены рудопроявления молибдена, медистых песчаников, полиметаллич. руд, ртути, редких элементов, апатита, магнетитовых руд, поделочных камней, строит. материалов. Mонголо-Oхотская система и Буреинский характеризуются многочисл. россыпями и небольшими м-ниями руд золота, железа (Гаринское), угля (), проявлениями олово-полиметаллич. руд, молибдена, марганца, фосфоритов. B Cихотэ-Aлинской системе ведущая роль принадлежит добыче олова (Kомсомольский, Баджальский и др. p-ны), известны также м-ния руд золота и вольфрама.
B неогенчетвертичных впадинах заключены кам. и бурый угли (Лианское м-ние). Ha всех участках зоны освоения БАМa многочисленны м-ния разл. строит. материалов, запасы к-рых обеспечивают строительство самой трассы, промышленных и жилищно-бытовых объектов.
Oсвоение минерально-сырьевых ресурсов наряду c лесоразработками даст толчок развитию производит, сил зоны БАМa. Kрупные запасы ценных п. и. способствуют формированию на их основе терр.-производств. комплексов, таких как в Юж. Якутии, где развивается крупномасштабная добыча угля, a в дальнейшем возможна добыча жел. руд, апатита и т.д. Литература : Пиннекер E. B., Писарский Б. И., Подземные воды зоны Байкало-Aмурской магистрали, Hовосиб., 1977; Hекрасов И. А., Kлимовский И. B., Bечная мерзлота зоны БАМ, Hовосиб., 1978; Cоболев Ю. А., Зона Байкало-Aмурской магистрали; пути экономического развития, M., 1979; Kрасный Л. И., Геология региона Байкало-Aмурской магистрали, M., 1980; Kузнецов B. А., Проблемы металлогении зоны БАМ, " ", 1980, No 6. Л. И. Kрасный (геологическое строение), M. C. Hаумов (сейсмичность, многолетняя мерзлота, подземные воды, инженерно-геологические условия), A. Ф. Прялухина (рельеф, геологическое строение, минерально-сырьевые ресурсы).


Горная энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Е. А. Козловского . 1984-1991 .

"Географическое положение Байкало-Амурской магистрали


Байкало-Амурская магистраль (БАМ) пролегает по территории Иркутской области, Забайкальского края, Амурской области, Республик Бурятии и Саха (Якутия), Хабаровского края.

Ключевые станции БАМа:
Тайшет;
Лена;
Таксимо;
Тында;
Нерюнги;
Новый Ургал;
Комсомольск-на-Амуре;
Ванино;
Советская Гавань.

Общая протяженность БАМа от Тайшета до Советской Гавани составляет 4300 км.

БАМ связывается с Транссибирской железной дорогой тремя соединительными линиями: Бамовская - Тында, Известковая – Новый Ургал и Волочаевка – Комсомольск-на-Амуре.

В настоящее время двухпутная железная дорога построена от Тайшета до Лены (704 км) и однопутная - от Лены до Таксимо (725 км). На остальном участке БАМа построена однопутная железная дорога с тепловозной тягой.

Длина основного пути Тайшет - Советская Гавань составляет 4287 км. БАМ проходит севернее трассы Транссибирской магистрали, ответвляясь от неё в Тайшете, пересекает Ангару в Братске, пересекает Лену в Усть-Куте, проходит через Северобайкальск, огибая с севера озеро Байкал, затем проходит через Тынду, пересекает Амур в Комсомольске-на-Амуре и заканчивается на берегу Тихого океана в Советской Гавани. Ответвления: на Усть-Илимск (215 км); на Чинейское месторождение (66 км); на станцию Бамовская (179 км); на Якутск (на конец 2010 года построено 930 км, продолжается стройка на участке Кёрдем - Якутск) (1078 км); на Эльгинское месторождение (300 км); на станцию Известковая (326 км); на Чегдомын (16 км); на станцию Волочаевка (351 км); на станцию Чёрный Мыс - дорога к заброшенной стройке подводного тоннеля на остров Сахалин (120 км).

Трасса магистрали проходит в основном в гористой местности, в том числе через Становое нагорье, прорезая семь горных хребтов. Высшая точка пути - Муруринский перевал (1323 метра над уровнем моря); крутые уклоны при заходе на этот перевал требуют применения двойной тяги и ограничения веса поездов. На трассе дороги пробито десять тоннелей, среди них - самый протяжённый в России Северо-Муйский тоннель.

Трасса дороги пересекает 11 крупных рек, всего на ней построено 2230 больших и малых мостов. Магистраль проходит более чем через 200 железнодорожных станций и разъездов, более 60 городов и поселков.

Oт Тайшетa до Усть-Кута дорога двухпутная и электрифицированная на переменном токе (25 кВ), от Усть-Кута до станций Таксимо дорога однопутная и электрифицирована на переменном токе (25 кВ), восточнее движение осуществляется на тепловозной тяге.

К 1997 году грузопоток по БАМу сократился вдвое по сравнению с пиковым на тот момент показателем 1990 года (в сутки проходило лишь несколько составов). К 2009 году объём грузоперевозок по направлению Тайшет - Тында - Комсомольск снова вырос и составлял примерно 12 млн тонн в год. Вместе с тем, даже при таких объёмах перевозок дорога остаётся нерентабельной.

На 2009 год весь БАМ перевозил ежегодно около 12 млн пассажиров - чуть более 1 % пассажирских железнодорожных перевозок всей России

В 1997 году самостоятельное управление Байкало-Амурской железной дороги было ликвидировано, а вся трасса БАМа административно поделена между двумя железными дорогами: Восточно-Сибирской и Дальневосточной. Границей служит станция Хани.

От ответвления БАМа - линии Тында - Беркакит продолжается начатое в 1985 году строительство на север Амуро-Якутской магистрали (АЯМ). В 2004 году открыто движение от Алдана до Томмота, в апреле 2009 года открыто движение до станции Амга (105 км севернее Томмота), 15 ноября 2011 года закончено строительство ветки до станции Нижний Бестях. "

Проект расширение Байкало-Амурской магистрали – один из последних инфраструктурных инициатив российского правительства и руководства Российских Железных Дорог, направленный на увеличение транспортной связности России со странами Азиатско-Тихоокеанского региона и улучшение условий для промышленного развития на российском Дальнем Востоке.

40 лет

8 июля 2014 года исполнилось сорок лет со дня принятия постановления «О строительстве Байкало-Амурской железнодорожной магистрали». При праздновании сорокалетия БАМа во время телемоста с президентом России было заложено «серебряное звено», ознаменовавшее начало проекта БАМ-2.

Легендарная стройка коммунизма за эти сорок лет прошла и этап комсомольского энтузиазма и постоянного внимания прессы, и упадок 1990х годов. В постсоветский период строительство БАМа зачастую упоминалось как признак ущербности советской экономики и пример неэффективности больших инфраструктурных проектов в целом.

Согласно первоначальному проекту, по БАМу предполагалось перевозить до 35 млн т. грузов в год, однако к моменту распада СССР пропускная способность дороги составила только 10 млн т. По мере экономического подъема в стране уже к середине 2000-х годов оказалось, что магистраль не только активно используется, но более того – крайне перегружена.

Байкало-Амурская магистраль проходит по территории Иркутской области, Забайкальского края, Амурской области, Бурятии и Якутии и Хабаровского края.

Ключевые станции БАМа:

  • Тайшет
  • Таксимо
  • Тында
  • Нерюнги
  • Новый Ургал
  • Комсомольск-на-Амуре
  • Ванино
  • Советская Гавань

Общая протяженность БАМа от города Тайшет до порта Советская Гавань составляет 4300 км.

БАМ соединен с Транссибирской железной дорогой тремя линиями: Бамовская–Тында, Известковая– Новый Ургал и Волочаевка–Комсомольск-на-Амуре.

В настоящее время электрифицированная двухпутная железная дорога построена от Тайшета до станции Лена (704 км). Однопутная электрифицированная дорога – от станции Лена до станции Таксимо (725 км). Оставшийся восточный участок БАМа представляет собой однопутную железную дорогу с тепловозной тягой.

В 2013 году по БАМу было перевезено на 33% грузов больше, нежели в лучший советский год магистрали – 1988-й. По оценкам руководства Российских железных дорог, если бы компания не работала по постепенному расширению «узких мест» и не открыла в 2012 году Кузнецовский тоннель, магистраль уже давно столкнулась бы с масштабными заторами. Согласно экспертным оценкам, к 2015 году протяженность участков Байкало-Амурской магистрали с дефицитом пропускной способности увеличится более чем на 3 тысячи километров. Наиболее загруженными зонами станут участки Новая Чара–Таксимо и Киренга–Лена Восточная.

Отдельным стимулом для развития сибирских магистралей выступает проявившийся в 2014 году «азиатский поворот» в политике России, увеличивающий важность торговых связей со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, и особенно с Китаем.

Основные месторождения полезных ископаемых, находящиеся вблизи БАМа

Промышленно разрабатываемые месторождения:

  • Нерюнгринское и Ургальское угольные
  • Коршуновское и Рудногорское железорудные<

Хорошо изученные месторождения, на которых была проведена экономическая оценка эффективности разработки:

  • Апсатское, Огоджинское и Эльгинское угольные
  • Чинейское, Таежное и Гаринское железорудные
  • Удоканское медное
  • Куранахское и Катугинское полиметаллические
  • Евгеньевское апатитов
  • Ковыктинское газовое
  • Талаканское, Верхнечонское, Чаяндинское, Среднеботуобинское

Месторождения, требующие развития транспортной инфраструктуры:

  • Ярактинское, Дулисьминское, Аянское и Адниканское нефтегазовые

Перспективные месторождения:

  • Нерюндинское, Капаевское, Поливское железорудные
  • Хлодненское и Шаманское полиметаллические
  • Голевскоесынныритов
  • Укдуска и Селигдарское апатитов
  • Непский калийный бассейн

Природные условия

Байкало-Амурская магистраль пролегает по территориям, природные условия которых крайне разнообразны и сложны. Западный участок маршрута БАМа характеризуется горным рельефом. Для восточного участка маршрута характерно присутствие марей – болот на вечной мерзлоте.
Почти для всех районов прохождения Байкало-Амурской магистрали характерны крайняя суровость климата, определяющая наличие вечной мерзлоты, глубина которой доходит от одного до сотен метров.

Среднегодовые температуры воздуха по всему маршруту БАМа отрицательные и изменяются от минус 3,2 °С (показатель Нижнеангарска) до минус 7,8 °С (показатель Чары). Абсолютный минимум температуры воздуха на трассе составил минус 60 °С, абсолютный максимум – плюс 40 °С.

Путь магистрали пролегает по зонам высокой сейсмичности (вплоть до 9 баллов по шкале Рихтера).
БАМ пересекает одиннадцать полноводных рек, среди которых Лена, Амур, Зея, Витим, Олекма, Селемджа и Бурея. Всего БАМ пересекает более 3500 водотоков. Магистраль проходит через 7 крупных горных хребтов, в том числе Байкальский, Северо-Муйский, Удоканский, Кодарский, Олекминский Становик, Туранский и Дуссе-Алинский.

На всем протяжении магистрали отмечаются многочисленные активные физико-геологические процессы. В горных районах прохождения магистрали, в основном от Киренги до Тынды и от Ургала до Березовки, частым стихийным бедствием является схождение селевых потоков. Риску схождения снежных лавин наиболее подвержены участки магистрали, проходящие через Байкальский и Северо-Муйский хребты. Всего в районе БАМа было выявлено 294 лавинных комплекса.

Несмотря на учет лавинного риска при прокладывании трассы БАМа, периодически происходит схождение лавин на пути

Так, в 2011 году из-за лавины сошел с рельс поезд, следовавший из Северобайкальска в Киренгу. Для защиты от рисков обвалов и камнепадов, достаточно высоких на всех горных участках трассы, при строительстве БАМа часто использовалось возведение галерей. Геологические риски магистрали заметно осложняют как новое строительство, так и текущую эксплуатацию.

Проект БАМ-2

Согласно экспертным оценкам, объем вывоза полезных ископаемых с месторождений востока России к 2020 г. увеличится в два раза и достигнет 113,2 млн тонн в год.

Наращивание добычи сырья, строительство новых промышленных предприятий вдоль маршрута БАМа, а также увеличение мощностей портов Ванино и Советская Гавань Гавань – главных ворот для российского экспорта в страны АТР – приведет к появлению «узких мест» почти на всей протяженности БАМа. Наибольший дефицит пропускной способности ожидается на участке Высокогорная–Ванино.

Проект расширения Байкало-Амурской магистрали предусматривает строительство второй ветки магистрали на большей части пути, электрификацию отдельных участков и замену подвижного состава. Потребность в перевозках по БАМу к 2025 году составит около 100 миллионов тонн грузов.
По словам начальника иркутской группы дирекции по реконструкции и строительству объектов железнодорожного транспорта ОАО РЖД Евгения Солнцева: «…объем предстоящих проектных и строительных работ огромен и сопоставим с объемом строительства БАМа в советское время, а сроки строительства гораздо меньше. Уже к 2017 году необходимо увеличить пропускную способность БАМа в два раза – с 16 до 32 пар поездов в сутки, для чего необходимо реконструировать более 500 километров вторых путей, 90 станций, 85 мостов и построить новый Байкальский туннель».

Согласно заявлению, сделанному главой РЖД Владимиром Якуниным в своем блоге, после окончания реконструкции БАМа на магистраль будет перенаправлена большая часть грузов – транзит угля и полезных ископаемых возрастет как минимум в два раза, что позволит России дальше наращивать международный товарооборот, в частности с Китаем.

Финансирование проекта

Экспертные оценки общего объема необходимого финансирования разнятся, однако приблизительная сумма инвестиций, необходимых для развития БАМа на всей его протяженности, на период до 2020 года составляет порядка 400 млрд руб.

Согласно паспорту инвестиционного проекта «Модернизация железнодорожной инфраструктуры Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей с развитием пропускных и провозных способностей», который в настоящее время ожидает утверждения в Правительстве Российской Федерации, общие инвестиции в проект предусматриваются в объеме 562,4 млрд руб., из них 300 млрд руб. необходимо будет предоставить ОАО РЖД, 150 млрд руб. – средства Фонда национального благосостояния (ФНБ), 110 млрд руб.– субсидии из бюджета. В 2014 г. запланировано выполнение работ на 61,4 млрд руб., общий объем заключенных в 2014 г. контрактов оценивается РЖД в 90 млрд руб. Из ФНБ будут привлечены 50 млрд руб., остальное – деньги монополии.

К проходке второго байкальского тоннеля горным способом предполагается приступить уже в этом году.

В настоящее время вблизи западного портала действующего тоннеля, расположенного на границе Иркутской области и Республики Бурятия, с нуля строится вахтовый поселок на 300 рабочих.

«Новый тоннель, который планируется сдать в 2017 году, существенно увеличит пропускную способность этого «узкого места» Байкало-Амурской магистрали, да и скорости возрастут», – отметил в интервью газете «Гудок» начальник Северобайкальской тоннельной дистанции Восточно-Сибирской дирекции инфраструктуры Виктор Хлюпин.

Сейчас ведется подготовка к началу строительства второго коридора внутри Байкальского хребта. Новый коридор Байкальского тоннеля будет проложен параллельно действующему. В 2014 году на строительство тоннеля будет направлено более 2,1 млрд рублей.

Перспективы и инженерная защита

Масштаб проекта расширения Байкало-Амурской магистрали сравним с объемом строительства магистрали в советское время. При этом строители будут вынуждены работать в условиях гораздо более сжатых сроков. Для обеспечения роста экспорта с новых месторождений и промышленных предприятий уже к 2017 году необходимо увеличить пропускную мощность магистрали в два раза.

Сложность рельефа на трассе БАМа, высокая сейсмичность и лавинные риски делают необходимым внедрение новых и уникальных решений в сфере инженерной защиты транспортных путей

В этом направлении, как и в общих вопросах развития проекта, большую помощь строителям окажет опыт, полученный в ходе реализации сочинского проекта. Российские строительные организации получили опыт строительства в сжатые сроки, в сложных горных условиях и при высоких оползневых, селевых и лавинных рисках. В свое время Сочинскую олимпиаду для красного словца именовали «Вторым БАМом». Сейчас у России появилась возможность реализовать настоящий БАМ-2 и сбалансировать свою транспортную структур между Западом и Востоком.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Практическая работа: «Характеристика Байкало-Амурской транспортной магистрали» Выполнил: ученик 9 класса МБОУ СОШ № 3 Кувалдин Артём

2 слайд

Описание слайда:

Задание. Дайте характеристику одной из транспортных магистралей по плану: Протяжённость магистрали. Направление магистрали. Природные условия, в которых функционирует магистраль. Крупнейшие транспортные узлы магистрали. Состав и направление основных грузопотоков. Перспективы развития и пути повышения эффективности работы данной магистрали.

3 слайд

Описание слайда:

Байкало-Амурская магистраль (БАМ) - железная дорога в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке в подчинении ВСЖД и ДВЖД. Одна из крупнейших железнодорожных магистралей в мире.

4 слайд

Описание слайда:

1. Протяжённость магистрали Длина основного пути БАМа от Тайшета до Советской Гавани составляет 4287 км.

5 слайд

Описание слайда:

2. Направление магистрали БАМ проходит севернее трассы Транссибирской магистрали, ответвляясь от неё в Тайшете, пересекает Ангару в Братске, пересекает Лену в Усть-Куте, проходит через Северобайкальск, огибая с севера озеро Байкал, затем проходит через Тынду, пересекает Амур в Комсомольске-на-Амуре и заканчивается на берегу Тихого океана в Советской Гавани. Ответвления: на Усть-Илимск (215 км); на Чинейское месторождение (66 км); на станцию Бамовская (179 км); на Якутск (Амуро-Якутская железнодорожная магистраль); на Эльгинское месторождение (300 км); на станцию Известковая (326 км); на Чегдомын (16 км); на станцию Волочаевка (351 км); на станцию Чёрный Мыс - дорога к заброшенной стройке подводного тоннеля на остров Сахалин (120 км).

6 слайд

Описание слайда:

3.Природные условия, в которых функционирует магистраль БАМ проходит в сложных геологических и климатических условиях. Трасса магистрали проходит в основном в гористой местности, в том числе через Становое нагорье, прорезая семь горных хребтов. Высшая точка пути - Муруринский перевал (1323 метра над уровнем моря); крутые уклоны при заходе на этот перевал требуют применения двойной тяги и ограничения веса поездов. На трассе дороги пробито десять тоннелей, среди них самый протяжённый в России Северо-Муйский тоннель. Трасса дороги пересекает 11 крупных рек, всего на ней построено 2230 больших и малых мостов. БАМ. Участок Хани-Чара

7 слайд

Описание слайда:

4. Крупнейшие транспортые узлы магистрали Крупными транспортными узлами БАМа являются: Омск, Новосибирск, Красноярск, Хабаровск и Владивосток. Рис. Основные транспортные узлы Байкало-Амурской магистрали

8 слайд

Описание слайда:

К 1997 году грузопоток по БАМу сократился вдвое по сравнению с пиковым на тот момент показателем 1990 года (в сутки проходило лишь несколько составов) . К 2009 году объём грузоперевозок по направлению Тайшет - Тында - Комсомольск снова вырос и составлял примерно 12 млн тонн в год. Грузы, идущие на запад: лес, пиломатериалы, уголь и др. Грузы, идущие на восток: продовольствие, товары народного потребления, оборудование для добычи полезных ископаемых, контейнерные перевозки со скоропортящимися продуктами. 5. Состав и направление грузов 1 2 3 4

9 слайд

Описание слайда:

6. Перспективы развития и пути повышения эффективности работы магистрали В 2007 году правительство одобрило план, согласно которому планируется строительство «капиллярных» веток к месторождениям полезных ископаемых. Также ранее было принято решение о строительстве переправы в виде Сахалинского тоннеля или моста. В 2009 году началась реконструкция участка Комсомольск-на-Амуре - Советская Га-вань (Дальневосточная железная дорога) со строительством нового Кузнецовского тоннеля. Согласно «Стратегии-2030» планируется специализация БАМа для пропуска тяжеловесных поездов. При этом объём инвестиций в БАМ составит около 400 миллиардов рублей. Будет построено 13 новых железнодорожных линий общей протяженностью около 7 тысяч километров. Это в первую очередь такие грузообразующие линии, как Лена - Непа - Ленск, Хани - Олёкминск, Но-вая Чара - Апсатская, Новая Чара - Чина, Шимановская - Гарь - Февральск, Улак - Эльгин-ское месторождение. «Стратегия-2030» предусматривала резкое увеличение пропускной способности БАМа, согласно объёмам, заявляемым важнейшими грузоотправителями, «перевозки по БАМу в ближайшие годы возрастут до 30-50 млн тонн в год. Это потребует строительства вторых путей Байкало-Амурской магистрали». Уже в 2014 году начались работы по сооружению вторых путей по существующей насыпи.

10 слайд

Описание слайда:

Байкало-Амурская магистраль проходит от Тайшета до Советской Гавани и пролегает по территории Иркутской, Читинской, Амурской областей, Бурятии и Якутии, Хабаровскому краю. Общая ее протяженность — 4300 километров.

Ключевые станции БАМа: Тайшет, Лена, Таксимо, Тында, Нерюнги, Новый Ургал, Комсомольск-на-Амуре, Ванино, Советская Гавань.

БАМ связывается с Транссибирской железной дорогой (Транссибом) тремя соединительными линиями: Бамовская — Тында, Известковая — Новый Ургал и Волочаевка — Комсомольск-на-Амуре.

В настоящее время двухпутная железная дорога построена от Тайшета до Лены (704 километра) и однопутная — от Лены до Таксимо (725 километров). На остальном участке БАМа построена однопутная железная дорога с тепловозной тягой.

БАМ проходит по территории с суровыми природно-климатическими условиями — через районы вечной мерзлоты (глубина которой от одной-трех до сотен метров) и высокой сейсмичности (до девяти баллов). Магистраль пересекает 11 полноводных рек (среди них Лена, Амур, Зея, Витим, Олекма, Селемджа, Бурея) и семь горных хребтов (Байкальский, Северо-Муйский, Удоканский, Кодарский, Олекминский Становик, Туранский и Дуссе-Алинский). Из-за сложного рельефа местности более 30 километров железной дороги проходит в тоннелях, среди которых Байкальский (6,7 километра) и Северо-Муйский (15,3 километра).

При строительстве БАМа были применены новейшие конструкции, разработаны и запатентованы новые способы строительства и эксплуатации объектов в сложных гидрогеологических условиях.

Первые проекты транспортного освоения Забайкалья и Приамурья возникли еще в XIX веке. Неутешительные итоги русско-японской войны 1904-1905 годов показали острую необходимость строительства второй рокадной железной дороги на востоке страны, дублирующей Транссибирскую железнодорожную магистраль.

По первоначальному замыслу магистраль должна была проходить от Уфы по кратчайшему расстоянию до восточного морского побережья через северную оконечность озера Байкал.

В советское время изыскания по развитию железнодорожной сети на востоке страны возобновились в конце 1920 — начале 1930 годов. Именно тогда дорога от Тайшета на восток впервые получила свое современное название — Байкало-Амурская магистраль. Начинать дорогу предлагалось от станции Уруша (примерно середина нынешнего БАМа в районе Сковородина), а конечным пунктом планировалось сделать Комсомольск-на-Амуре, который тогда был селом Пермским.

В 1932 году Совнарком принял постановление "О строительстве Байкало-Амурской магистрали", которое утвердило план строительства БАМа. Стройку планировалось закончить в три года: сквозное движение по всей магистрали в режиме рабочей эксплуатации должно было быть открыто к концу 1935 года.

Однако строительство магистрали неоднократно прекращалось по разным причинам (недостаток рабочей силы, Великая Отечественная война, землетрясения в районе строительства в конце 1950-х годов).

Активное строительство БАМа было возобновлено в 1974 году. Основными "двигателями" стройки стали комсомольцы-добровольцы и военные строители. Республиканские комсомольские отряды соревновались между собой и имели "свои" объекты: крупнейшую станцию Ургал строила Украинская ССР, станцию Муякан — Белоруссия, Уоян — Литва, Кичеру — Эстония, Таюру — Армения, Улькан — Азербайджан, Солони — Таджикистан, Алонку — Молдавия. Тынду, столицу БАМа, строили москвичи.

К 1980 году была организована Байкало-Амурская железная дорога с местонахождением управления дороги в городе Тында.

29 сентября 1984 года состоялась "золотая" стыковка на разъезде Балбухта (Каларский район Читинской области): встретились восточное и западное направления строителей БАМа, продвигающиеся навстречу друг другу десять лет. 1 октября состоялась укладка "золотых" звеньев БАМа на станции Куанда (Каларский район Читинской области).

Окончательным завершением строительства Байкало-Амурской магистрали считается 5 декабря 2003 года, когда было открыто движение по Северо-Муйскому тоннелю. По своей протяженности (15 343 метров) он является самым длинным тоннелем в России и пятым в мире. По условиям строительства тоннель не имеет аналогов: вечная мерзлота, обилие подземных вод, осыпи, обвалы, тектонические разломы.

Строительство БАМа решило задачи общенационального уровня: был открыт доступ к природным ресурсам огромного региона; обеспечены транзитные перевозки; создан кратчайший межконтинентальный железнодорожный маршрут Восток-Запад, проходящий на протяжении 10 тысяч километров по российским железным дорогам; в военно-стратегическом смысле магистраль парирует возможные сбои и перерывы в движении поездов на Транссибе.

В 2007 году правительство РФ одобрило план, согласно которому планируется строительство "капиллярных" веток к месторождениям полезных ископаемых. Также ранее было принято решение о строительстве переправы в виде Сахалинского тоннеля или моста.

В 2009 году началась реконструкция участка Комсомольск-на-Амуре — Советская Гавань (Дальневосточная железная дорога) со строительством нового Кузнецовского тоннеля, ее планируют завершить в 2016 году. Данные работы позволят повысить скорость движения поездов, что повлечет за собой увеличение пропускной и провозной способности, а также дадут возможность увеличить весовую норму поездов на участке с 3600 до 5600 тонн.

В настоящее время социально-экономический потенциал БАМа полностью не раскрыт. Из запланированных девяти территориально-производственных комплексов, которые должны были обеспечить загрузку БАМа, реализован только один — в Нерюнгринском угольном бассейне.

По направлению Тайшет — Тында — Комсомольск-на-Амуре объем перевозок в грузовом направлении составляет порядка 12 миллионов тонн в год. Ограничение пропускной способности участков БАМа вызвано закрытием раздельных пунктов в период спада перевозок в 1990 годы, наличием участков, где нарушены межремонтные сроки, имеются дефекты земляного полотна, верхнего строения пути и искусственных сооружений.

БАМ перевозит около 12 миллионов пассажиров в год. Интенсивность движения пассажирских поездов по магистрали незначительна — 1-2 пары поездов в сутки на участке Комсомольск-Северобайкальск и 9-16 пар на западном участке.

ОАО "РЖД" была разработана "Стратегическая программа развития Байкало-Амурской магистрали до 2020 года". На развитие магистрали до 2020 года планируется потратить 317,2 миллиардов рублей в ценах 2006 года (70% вложений обеспечит ОАО "РЖД", 30% — инвестфонд).

За счет этих инвестиций предусматривается значительный объем работ: строительство и восстановление 91 разъезда; строительство 800 километров вторых главных путей; оборудование около 700 километров железнодорожных линий автоматической блокировкой; удлинение и строительство 171 приемоотправочного пути; приобретение около 750 грузовых локомотивов и около 11 тысяч единиц грузовых вагонов; реконструкция 85 мостов, трех тоннелей, 650 километров земляного полотна и др.

Данная программа была активно использована при разработке положений "Стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года". В стратегии прогнозируется увеличение объемов перевозок на БАМе за счет роста промышленного производства, освоения ряда месторождений, строительства железнодорожной линии на Якутск и развития Ванино-Совгаваньского транспортного узла. Также планируется специализация БАМа для пропуска тяжеловесных поездов, а Транссиба — для пропуска специализированных контейнерных поездов и пассажирских поездов.

Программой "Железнодорожный транспорт" федеральной целевой программы "Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)" предусматривается строительство новой железнодорожной линии Томмот — Кердем — Якутск (Нижний Бестях) общей протяженностью 450 километров; проектирование новой железнодорожной линии Селехин — Ныш общей протяженностью 582 километра.