Соц революция экономическая реформа общественный прогресс. Социальные изменения

XX XXI вв.

План семинара

5.1. Революция: понятие, сущность, теоретические концепции. Революции в российской социально-политической истории и их последствия.

5.2. Реформа: понятие, сущность, основные виды. Особенности российских реформ. Реформы XX в. и их характеристика.

5.3. Модернизация: понятие, сущность, типология. Проблемы модернизации современной России.

Опыт мировой истории показывает, что основными способами разрешения политических, экономических и социальных противоречий в обществе являются революции и реформы. История России в этом смысле не является исключением.

5.1. Революция: понятие, сущность, теоретические концепции. Революции в российской социально-политической истории и их последствия

Революция (от лат. revolutio – поворот, переворот) – глубокое качественное изменение в развитии каких-либо явлений природы, общества или познания. Наиболее широко понятие «революция» применяется для характеристики социально-политического развития, когда происходит скачок – переворот (взрыв), быстрое, стремительное, фундаментальное изменение, преобразующее сущность системы. Это отличает революцию от эволюции, то есть постепенного изменения тех или иных сторон общественной жизни.

Революция социальная – коренной, качественный, глубинный переворот в развитии общества, всех его сфер, способ смены одной социально-экономической и социокультурной системы другой, более прогрессивной.

Революции – результат и высшее проявление классовой борьбы. Движущими силами социальной революции выступают классы и социальные слои, заинтересованные в победе более прогрессивного общественного строя. Главный вопрос такой революции – завоевание государственной власти, установление политического господства революционного класса или классов, а затем преобразование общественной жизни. Социальные революции бывают: буржуазные, буржуазно-демократические, национально-освободительные, социалистические. Они различаются по своим целям. Например, буржуазные революции своей целью ставят уничтожение феодального строя или его остатков.

Отношение к революциям в мировой социально-политической мысли неоднозначно. Представители классического либерализма XVII–XVIII вв. считали, что если власть нарушает условия общественного договора, то революционное сопротивление деспотизму может быть правомерным. Они оправдывали не только революции в Англии и во Франции, но и американскую войну за независимость. Однако в XIX в. под впечатлением крайностей реальных революционных процессов либерализм постепенно эволюционировал в сторону либерального реформизма.

Негативную оценку революции дал общепризнанный «пророк консерватизма» – Эдмунд Берк (1729–1797). Размышляя о Французской революции конца XVIII в., он писал, что революция – общественное зло. Общество должно следовать таким принципам, как стабильность, равновесие, постепенное обновление. Причины революции консерваторы видели в появлении и распространении ложных и вредных идей.

В отличие от буржуазных идеологов, отрицавших историческую неизбежность революции, представители марксизма считали, что революции – могучие двигатели общественного прогресса, «локомотивы истории». В частности, Карл Маркс (1818–1883) создал одну из первых теоретических концепций революции. Экономической основой революции он считал конфликт между ростом производительных сил общества и устаревшей системой производственных отношений, который проявляется в обострении социальных противоречий между господствующими и угнетенными классами. Данный конфликт разрешается в «эпоху социальной революции», под которой основоположник марксизма понимал длительный переход от одной общественно-экономической формации к другой. Кульминационным моментом этого перехода является собственно социально-политическая революция. Причины такой революции К. Маркс видел в классовой борьбе, которую он считал движущей силой общественного прогресса. В ходе этой революции более передовой социальный класс свергает класс реакционный и производит назревшие преобразования во всех сферах общественной жизни.

Высшим типом социально-политической революции Маркс считал революцию пролетарскую или социалистическую. В ходе такой революции пролетариат свергает власть буржуазии и устанавливает свою диктатуру для подавления сопротивления свергнутых классов и ликвидации частной собственности, а затем начинает переход к новому коммунистическому обществу. Предполагалось, что социалистическая революция будет всемирной и начнется в наиболее развитых европейских странах, так как для нее необходима высокая степень зрелости материальных предпосылок, нового общественного строя.

На практике марксистские идеи были подхвачены в таких странах, которые с точки зрения Маркса не были пригодны для начала коммунистического эксперимента. Таковой была и Россия, где в 1917 г. произошла первая в мире победоносная Октябрьская социалистическая революция. Она, будучи системной, преобразовала не только политические институты, но и переиначила все без исключения сферы жизни российского общества. Она вышла далеко за российские рамки, стала важнейшим событием XX в., во многом предопределившим его динамику.



Помимо марксизма в XIX в. предпринимались и иные попытки создания революционных теорий. Так, французский историк и социолог Алексис де Токвиль (1805–1859), осознавая неизбежность буржуазных преобразований, считал, что причиной революционных событий являются не сами по себе экономический кризис и политический гнет, а их психологическое восприятие, когда массы в тот или иной момент начинают воспринимать свое положение как невыносимое. Он отвергал неизбежность Великой французской революции.

Одной из самых известных социологических концепций революции в начале XX в. была концепция итальянского социолога Вильфредо Парето (1848–1923). Важнейшую причину революции он видел в вырождении правящей элиты, когда нарастает ее некомпетентность и общество погружается в кризис, обусловленный ее ошибочными управленческими решениями. На этом фоне из низших слоев формируется контрэлита, объединяющая вокруг себя массы недовольных господствующей элитой. Когда контрэлите удается с помощью масс вытиснить и заменить старую элиту, то этот процесс может быть назван «массовой циркуляцией элиты, или просто революцией». Таким образом, В. Парето считал, что революции – это смена правящих элит: «одни возвышаются, другие приходят в упадок». Так произошло и в России в рамках Февральской революции 1917 г., когда царская элита, после отречения Николая II за себя и за сына, ушла, а новая заняла ее место, но эффективность ее деятельности оказалась не выше, так как у нее не было реального опыта управления государством, специальных знаний, а главное – разумного отношения к решению важнейших социально-политических задач того сложнейшего периода. В силу этого очень быстро начала формироваться большевистская контрэлита, которая, опираясь на марксистскую теорию, в октябре 1917 г. пришла к власти.

Создателем современной концепции революции был П. А. Сорокин (1889–1968), который дальше развивал идеи В. Парето. Он отмечал, что для революции необходим не только «кризис низов», но и «кризис верхов». «Кризис низов», с точки зрения П. Сорокина, связан со всеобщим подавлением врожденных «базовых» инстинктов (пищеварительного, свободы, самосохранения и т.д.), что приводит к революционному взрыву. «Кризис верхов» у Сорокина, как и у Парето, связан с вырождением правящей элиты. Отношение к революциям у Сорокина было негативным, так как он считал их худшим способом решения материальных и духовных проблем народных масс.

Среди современных точек зрения на революции интерес представляет теория Дж. Дэвиса и Т. Гарра, которая гласит, что люди лишь тогда проникаются революционными идеями, когда начинают размышлять о том, что должны иметь по справедливости и что имеют, и видят существенную разницу. Именно тогда, с точки зрения вышеназванных ученых, и возникает синдром относительной депривации, то есть разрыв между ценностными ожиданиями и ценностными возможностями.

Заканчивая анализ теоретических концепций революции, надо отметить, что ни одна из них не может полностью объяснить такое сложное социально-политическое явление.

Октябрьская социалистическая революция 1917 г. – это сложное, многоуровневое историческое явление, с помощью которого большевики пытались создать новую социальную систему. Она сочетала в себе аграрный, пролетарский, национально-освободительный, антивоенный и общедемократический тип революции и оказала огромное влияние на дальнейшее развитие мира (рис. 2).


Рис. 2. Схема Октябрьской революции 1917 г.

Используя положения вышеперечисленных теорий, можно объяснить и события 1980–1990-х гг., положивших конец системе «развитого социализма» в СССР. Многие специфические черты социально-политического развития России в этот период были повторением специфических черт российских революций начала XX столетия. Это и «кризис верхов», и «кризис низов», и активная деятельность оппозиционно настроенной российской интеллигенции, склонной к утопическим решениям и не имевшей политического опыта, и сепаратистские устремления национальных элит, и психологические особенности россиян, склонных к быстрым революционным способам решения своих проблем после продолжительного терпения и др.

5.2. Реформа: понятие, сущность, основные виды. Особенности российских реформ. Реформы XX в. и их характеристика

Реформа (от лат. reformo – преобразование) – осуществляемое сверху правящими кругами изменение какой-либо существенной стороны общественной жизни при сохранении основ существующей социальной структуры. Реформы различаются по своим масштабам. Они могут быть широкомасштабными или комплексными и охватывать разные стороны общественной жизни, а могут касаться лишь отдельных сторон. Вовремя проведенные комплексные реформы, решающие мирными средствами назревшие проблемы, могут предотвратить революцию.

Реформы, по сравнению с революциями, имеют свои особенности:

· революция – коренное преобразование, реформа – частичное;

· революция радикальна, реформа более постепенна;

· революция (социальная) разрушает прежнюю систему, реформа сохраняет ее основы;

· революция осуществляется в значительной мере стихийно, реформа – сознательно (следовательно, в известном смысле реформа может быть названа «революцией сверху», а революция – «реформой снизу»).

Реформы бывают разных видов.

1. Радикальные (системные). Они затрагивают многие стороны общественной жизни, и в их результате происходит постепенное изменение базиса, и общество переходит на новую ступень развития. Например, экономические реформы Е. Т. Гайдара.

2. Умеренные реформы. Сохраняют основы прежней системы, но модернизируют их. Например, реформы Н. С. Хрущева.

3. Минимальные реформы. Реформы, которые приводят к незначительным изменениям в политике, управлении государством, в экономике. Например, реформы Л. И. Брежнева.

Российские реформы имели свои характерные черты:

· Реформы почти всегда начинались сверху, кроме реформ, проводившихся под давлением революционного движения в период первой русской революции 1905–1907 гг.

· Приступая к реформам, реформаторы часто не имели четкой программы их проведения и не предвидели их результатов. Например, М. С. Горбачев, начавший «перестройку».

· Реформы часто не доводились до конца и носили половинчатый характер из-за нерешительности реформаторов, сопротивления чиновников и определенных социальных слоев, нехватки финансов и т.д.

· В истории России крайне редко проводились политические реформы, направленные на демократизацию общества. Наиболее глобальные из них – политические реформы М. С. Горбачева.

· Большую роль в российских реформах играл личностный характер, многое зависело от правителя. Именно он принимал окончательное решение.

· Российские реформы чередовались с контрреформами, когда происходила ликвидация результатов реформ, имеющая следствием частичный или полный возврат к дореформенным порядкам.

· При проведении реформ в России широко использовался опыт западных стран.

· Реформы всегда проводились за счет народа, сопровождались ухудшением его материального положения.

Реформы XX в. не составили исключения. Они начались преобразованиями премьер-министра России 1906–1911 гг. – П. А. Столыпина, который попытался решить проблемы социально-экономического и политического развития после первой русской революции 1905–1907 гг., чтобы не допустить нового революционного взрыва. В августе 1906 г. он предложил программу деятельности, которая предусматривала: проведение аграрной реформы, введение нового рабочего законодательства, реорганизацию местного самоуправления на бессословных началах, развитие судебной реформы, реформу образования с последующим введением обязательного начального обучения, введение земств в западных российских губерниях и т.д. Главной целью данной программы было продолжение буржуазной модернизации России, но без резких скачков и при соблюдении интересов «исторического строя» страны. Для ее осуществления он просил дать России «двадцать лет покоя внутреннего и внешнего».

Основное место в этой программе занимала аграрная реформа, призванная решить «сверху» аграрный вопрос. Целью данной реформы было создание класса земельных собственников как социальной опоры самодержавия в деревне и противника революционных движений. Для достижения этой цели правящие круги встали на путь разрушения общины и организации переселенческого движения крестьян за Урал с целью наделения их там землей.

Результаты нового аграрного курса были противоречивы. С одной стороны, аграрная реформа Столыпина способствовала развитию аграрного сектора, росту сельскохозяйственного производства, освоению территорий за Уралом, но, с другой стороны, значительная часть крестьянства не приняла реформу, носившую прозападный характер. В силу этого, аграрный вопрос остался одним из главных в последующих российских революциях 1917 г.

Дальнейшее реформирование страны в XX в. связано с деятельностью большевиков и их последователей в разные периоды советской истории.

1. Лето 1918 – март 1921 гг. – период политики «военного коммунизма», которая формировалась под влиянием а) российской исторической традиции, когда государство активно вмешивалось в управление экономикой, б) чрезвычайных условий гражданской войны и в) идей социалистической теории, согласно которой новое коммунистическое общество представлялось в виде государства-коммуны без товарно-денежных отношений, замененных прямым продуктообменом между городом и деревней. Таким образом, в рамках этой политики, была предпринята попытка совершить скачок в коммунизм с помощью принудительных мер со стороны государства, были проведены серьезные экономические преобразования, направленные на полную национализацию промышленности, планирование, отмену товарно-денежных отношений, насильственное изъятие у крестьян произведенного ими продукта и т.д.. Такие преобразования находились в глубоком противоречии с объективными законами общественного развития, привели к негативным результатам и заставили Ленина отказаться от политики «военного коммунизма».

2. 1921–1928 гг. – годы новой экономической политики (НЭПа), в рамках которой были проведены изменения в сельском хозяйстве, промышленности и торговле, были восстановлены товарно-денежные отношения, разрешен частный сектор, рыночные отношения и т.д. На базе НЭПа успешно проходило восстановление народного хозяйства, однако НЭП рассматривался большевиками как временное отступление, он прошел через ряд кризисов и был отменен.

В январе 1924 г. в связи с образованием 30 декабря 1922 г. СССР, была принята первая Конституция нового государства и вторая Конституция в российской истории после Конституции РСФСР, закрепившей власть Советов в 1918 г.

3. Предвоенный период 1929–1941 гг. связан форсированным строительством основ социализма (индустриализаций, коллективизацией сельского хозяйства, культурной революцией) и становлением административно-командной системы, которая усилится в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. Для этого периода характерен интенсивный слом НЭП: из экономики полностью вытесняется мелкотоварное производство, устанавливается централизованное управление народным хозяйством, планирование и жесткий контроль за работой каждого предприятия. В деревне происходит ускоренная ликвидация индивидуальных крестьянских хозяйств, их раскулачивание до 15 % , хотя в 1929 г. кулацкие хозяйства составляли всего 2–3 %. Целью этого было – ликвидировать «последний эксплуататорский класс». В рамках культурной революции – составной части ленинского плана построения социализма, – связанной с индустриализацией и коллективизацией, начинается ликвидация неграмотности, подготовка специалистов для народного хозяйства, создаются технические и сельскохозяйственные вузы, часто с сокращенной программой обучения, появляются рабфаки для подготовки молодых людей, желающих закончить среднее и получить высшее образование. Культурная революция решала и еще одну задачу – формирование социалистического сознания трудящихся, массовую обработку населения в духе коммунистической идеологии. Утверждая принцип партийности в литературе и искусстве, принцип «социалистического реализма», коммунистическая партия строго следила за недопущением там и в обществе в целом инакомыслия.

В декабре 1936 г. была принята новая Конституция, где Советский Союз провозглашался социалистическим государством.

4. В послевоенные 1945–1953 гг. продолжался курс на укрепление тоталитарной системы. В 1947 г. была проведена денежная реформа, что позволило преодолеть полное расстройство денежно-финансовой системы, отменена карточная система, проведена реформа цен. В этот период была совершена попытка реформировать деградирующее сельское хозяйство; усилилась цензура в духовной жизни общества, расширились идеологические кампании и репрессии..

5. 1953–1964 гг. – период «оттепели» – период противоречивых реформ Н. С. Хрущева в политической, экономической и социальной сферах в рамках административно-командной системы. Это время разоблачения на XX съезде КПСС культа личности Сталина, начала диссидентского движения, первых шагов к демократизации советского общества.

6. 1964–1985 гг. – это время Л. И. Брежнева (до 1982 г.) и его преемников Ю. В. Андропова и К. У. Черненко, время нарастания кризисных явлений в обществе. Первые годы правления Брежнева связаны с реформами 1965 г. в сфере сельского хозяйства с целью его подъема путем использования экономических рычагов (были повышены заготовительные цены, снижен план обязательных поставок зерна, за продажу сверхплановой продукции государству цены повышались на 50 % и т.д.); промышленности с целью расширить самостоятельность предприятий; управления народным хозяйством в рамках административно-командной системы, которые дали лишь временный успех, а затем страна стала погружаться в «застой».

В 1977 г. была принята новая Конституция СССР – Конституция «развитого социализма», закрепившая руководящую роль КПСС в обществе (ст.6 Конституции), которая в этот период активно боролась с диссидентским движением.

7. 1985–1991 гг. – время горбачевской «перестройки», глубоких реформ в политической, экономической, социальной и культурной сферах, для нее характерны гласность, отмена цензуры и монополии КПСС, начало создания многопартийной системы и демократизации избирательной системы, попытки реформирования национально-государственного устройства СССР.

Таким образом, XX век был насыщен большим количеством реформ и попыток их проведения. Он характеризуется, с одной стороны, как исторический период великих мировых свершений и побед в различных областях жизни, а с другой, – как период крупномасштабных ошибок вследствие дисгармонии между экономической и политической системами государства. В силу этого перед современной Россией встала историческая задача посредством новых радикальных реформ перейти к органичному развитию.

5.3. Модернизация: понятие, сущность, типология. Проблемы модернизации современной России

Радикальные реформы современной России очень часто сегодня называют системной модернизацией, которая призвана вывести страну к новым историческим рубежам и горизонтам развития.

Модернизация (от фр. moderne – новейший, современный) – процесс обновления отсталого, устаревшего, традиционного общественного и государственного устройства.

Составляющие процесса модернизации:

· в политике – создание определенных политических институтов, которые должны способствовать реальному участию населения во властных структурах и влиянию народных масс на принятие конкретных решений;

· в экономике – интенсификация процесса экономического воспроизводства, которая достигается благодаря росту дифференциации труда, энергетического оборудования производства, превращения науки в производственную силу и развития рационального управления производством;

· в социальной сфере – формирование открытого общества с динамичной социальной системой. Такое общество возникает и развивается на основе рыночных отношений, правовой системы, регулирующей отношения собственников и демократической системы;

· в культуре – формирование высокодифференцированной, унифицированной культуры, базирующейся на идее прогресса, совершенствования, природного выражения личных возможностей и чувств и на развитии индивидуализма.

Различают два типа модернизации:

1. Первичная модернизация проходила в тех странах Западной Европы, США, Канады, которые были новаторами на этом пути, и разворачивалась благодаря внутренним факторам, в частности, коренным изменениям в сфере культуры, ментальности, мировоззрения. Ее становление связывают с появлением национальных централизованных государств, зарождением буржуазных отношений, а подъем – с первой промышленной революцией, разрушением традиционных наследственных привилегий и провозглашением равных гражданских прав, демократизацией политической жизни.

2. Вторичная модернизация возникает как результат социокультурных контактов отставших в своем развитии стран (Россия, Бразилия, Турция и др.) с уже существующими центрами индустриальной культуры. Такая модернизация осуществляется преимущественно с заимствованием чужых технологий и форм организации производства и общества, приглашением иностранных специалистов, обучением кадров за рубежом, привлечением инвестиций. Ее основной механизм – имитационные процессы. Начинается она уже не в сфере культуры, а в экономике или политике и определяется как догоняющая модернизация.

Модернизация представляет собой достаточно длительный процесс. Еще в XIX веке Алексис де Токвиль сформулировал «золотой закон» политического развития, согласно которому: «самый быстрый путь к свободе ведет к наихудшей форме рабства». Он считал, что нет ничего опаснее для страны, где слабо развиты традиции демократии и свободы, чем слишком быстрые реформы и изменения. Закон Токвиля вполне применим к анализу российской истории начала XX в., когда в результате Февральской революции 1917 г. Россия очень быстро перешла от автократии к демократии, а затем через несколько лет к тоталитаризму. В силу этого современная модернизация России идет достаточно медленно, постепенно, уже почти два десятилетия. Она включает в себя модернизацию политической системы, социально-экономической, гражданского общества на основе фундаментальных демократических ценностей, внешней политики и безопасности страны. На ее ход существенным образом влияют особенности социально-политического развития России:

1. Этатизм – решающая роль государства и бюрократии в реформировании всей общественной системы.

2. Цивилизационный раскол российского общества, начало которому положили реформы Петра I. Конфликт двух субкультур – «почвы» и «цивилизации» длится уже три столетия и до сих пор не преодолен.

3. Несоответствие прозападных преобразований менталитету российского общества и соответственно его критическое отношение к ним.

4. Демократические идеи в России не имеют глубоких корней и традиций.

Эти особенности российского исторического пути затрудняют решение задач модернизационного процесса в современной России. Модернизация еще не стала реальной общенациональной стратегией, которую должна разрабатывать стратегически мыслящая и социально ответственная элита. Именно она должна сконцентрировать и мобилизовать все ресурсы страны для решения задач модернизации и заинтересовать в ней широкие слои населения. А пока нет стремления элиты и общества к реальным переменам, пока власть не обратила серьезного внимания на российскую науку и образование, которые призваны быть основным двигателем нашего инновационного прорыва, а, значит, и модернизации страны, отношение к ней в обществе неоднозначно. Есть и критическое отношение, и интересные предложения. Например, о создании условий и систем для превращения догоняющей российской модернизации в опережающую, используя опыт послевоенной Японии, Южной Кореи, Китая, Индии и др. стран, которая не только догонит передовые страны, обеспечит более высокие темпы роста, но и позволит России вырваться вперед.

Контрольные вопросы

1. Назовите основные теоретические концепции революции.

2. Каковы причины Февральской революции 1917 г. в России? Дайте ответ, опираясь на различные теоретические концепции.

3. Какова история идеи социализма в России?

4. Раскройте причины прихода к власти большевиков в Октябре 1917 г.

5. По каким характеристикам различаются такие категории, как «революция» и «реформа»?

6. Каковы особенности российских реформ?

7. Назовите основные реформы XX в. и их особенности.

8. Каковы сущность, содержание и основные виды модернизации?

9. Охарактеризуйте социокультурные особенности российской модернизации.

10. В чем заключается роль политической элиты в осуществлении модернизации?

11. Каковы, с Вашей точки зрения, перспективы современной российской модернизации?

Литература

1. Беляева Л. А. Социальная модернизация в России в конце XX в. М., 1997.

2. Бердяев Н. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990.

3. Демидов А. В. Эволюция российской модернизации. М., 1998.

4. Горбачев М. С. Жизнь и реформы. Кн I. М., 1995.

5. Великая Октябрьская социалистическая революция. Энциклопедия. 3-е изд. М., 1987.

6. Верт Н. История Советского государства. 1900–1991. М., 1992.

7. Драма российской революции: большевики и революция. М., 2002.

8. Из глубины: сборник статей о русской революции. М., 1990.

9. Кулешов С. В., Свириденко Ю. П., Федулин А. А. Модернизация России (XIX–XX вв.): социальные и политические процессы: учеб. пособие для вузов. М., 2010.

10. Пайпс Р. Русская революция. Ч. I-II. М., 1994.

11. Пляйс Я. А. Новый этап реформирования российской государственности, проблемы и перспективы. М.; Ростов на Дону, 2002.

12. Реформы в России XVIII–XX вв.: опыт и уроки: учеб. пособие. М., 2010.

13. Стародубровская И. В., Мау В. А. Великие революции от Кромвеля до Путина. М., 2004.

14. Сорокин П. А. Социология революции. М., 2005.

15. Шубин А. В. Парадоксы перестройки. Упущенный шанс СССР. М., 2005.


6. Идеологии и партии в социально-политической истории России XX–XXI вв.

План семинара

6.1. Идеология: понятие, структура, функции.

6.2. Основные типы идеологий.

6.3. Партия как политический институт. История становления партийной системы в России.

6.1. Идеология: понятие, структура, функции

Термин «идеология» возник на рубеже XVII XVIII вв. и был введен в научный оборот французским исследователем Антуаном Дестют де Трасси.

Идеология – это теоретическое выражение в виде идей, концепций представлений определенных социальных групп об устройстве и принципах функционирования реального общественного организма и общественном идеале. Идеология выступает отражением интересов, целей, систем ценностей конкретного общественного субъекта. Стремление различных групп общества воплотить свои собственные интересы (социальные, экономические, национальные и др.) привели к возникновению различных политических идеологий, которые стали выступать как определенные доктрины, оправдывающие притязания той или иной группы на власть, ее использование.

Реальный «вес» политической идеологии зависит от степени ее влияния на общественное сознание.

Выделяют несколько уровней политической идеологии:

- теоретико-концептуальный – наиболее абстрактный уровень, на котором раскрываются идеалы и ценности определенного класса, нации, государства и формируются основные положения применительно к главным сферам жизнедеятельности общества и человека. В марксистско-ленинской идеологии, которой придерживалась партия большевиков, к данному уровню относится, например, положение об отсутствии частной собственности в коммунистическом обществе;

- уровень идеологической пропаганды и агитации , на котором происходит адаптация, перевод основных требований с языка социально- философских принципов на язык программы и лозунгов, формируется нормативная основа для принятия управленческих решений и политического поведения граждан. Обращаясь к вышеприведенному примеру из марксистско-ленинской идеологии, положение об отсутствии частной собственности конкретизируется в требование «Земля - крестьянам, фабрики и заводы - рабочим»;

- актуализированный уровен ь определяет степень освоения идей, целей, принципов конкретной идеологии, ее влияния на практическую деятельность людей, их политическое поведение. Именно этот уровень позволяет через изучение общественного мнения определять степень влиятельности, надежности политической идеологии.

Политическая идеология выполняет ряд функций в обществе:

· ориентационную: задает систему смыслов и ориентаций деятельности человека;

· мобилизационную: способствует сплочению социальных групп и индивидов вокруг каких-либо идей и лозунгов, побуждает их к политическим действиям;

· интегративную: на основе приверженности определенной идеологии происходит политическая социализация и объединение людей;

· выражение и защита интересов определенной социальной группы, как правило, институционально оформленных в политических партиях, движениях, для которых важной задачей является ориентация политического поведения граждан.

Представления о том, как должно развиваться общество и какими методами добиваться этого развития, серьезно отличаются друг от друга. Поэтому существует широкий идейно-политический спектр политически значимых идейных направлений, а также выражающих их носителей (партий и движений), которые включены в политическую жизнь общества.

В истории социологии были представлены самые разные механизмы (модели, формы) преобразования общества. Например, Г. Тард сформулировал закон подражания, в соответствии с которым именно «подражание» является основным механизмом социальных трансформаций. Однако наиболее употребляемыми терминами для описания механизмов преобразования общества являются понятия «революция» и «реформа» («эволюция»).

Революция (лат. – поворот, переворот) – глубокое качественное изменение в развитии каких-либо явлений природы, общества или познания (геологическая революция, промышленная революция, НТР, культурная революция и т.п.). Революция означает перерыв постепенности, качественный скачок в развитии. Революция отличается от эволюции (постепенного развития какого-либо процесса), а также от реформ. Наиболее широко понятие революции применяется для характеристики общественного развития.

Социальная революция – способ перехода от исторически изжившей себя эпохи к более прогрессивной; коренной качественный переворот во всей социальной структуре общества. Вопрос о роли революций в общественном развитии является предметом острой идеологической борьбы. Многие представители «социологии революции» утверждают, что революция как форма социального развития неэффективна и бесплодна, связана с колоссальными издержками и во всех отношениях уступает эволюционным формам развития. Представители марксизма, наоборот, называют социальные революции «локомотивом истории». Они настаивают на том, что только в революционные эпохи совершается общественный прогресс. Таким образом, в марксизме всемерно подчеркивается прогрессивная роль социальных революций:

1) социальные революции разрешают многочисленные противоречия, медленно накапливающиеся в период эволюционного развития, открывают больший простор для прогресса производительных сил и общества в целом;

2) приводят к революционизирующемуся освобождению сил народа, поднимают народные массы на новую ступень активности и развития;

3) освобождают личность, стимулируют ее духовное и нравственное развитие, увеличивают степень ее свободы;

4) отбрасывают устаревшее, сохраняют из старого все прогрессивное, тем самым социальные революции являются прочной основой для успешного поступательного развития общества.

В реальных процессах развития эволюция и революция одинаково являются необходимыми компонентами и образуют противоречивое единство. При описании социальной революции выделяются две наиболее характерные черты:



1) социальная революция как перерыв постепенности, как качественный переход к следующей ступени развития, как проявление творчества масс и революционных элит (марксистское учение о социальной революции как качественном скачке при переходе общества на более высокую ступень развития);

2) социальная революция как быстрые и масштабные преобразования в обществе (здесь революция противопоставляется реформам).

В социальной жизни к понятиям эволюции и революции добавляется термин «реформа».

Реформа (лат. – преобразование) – изменение, переустройство какой-либо стороны общественной жизни, которая не уничтожает основ существующей социальной структуры. С формальной точки зрения, под реформой подразумевается нововведение любого содержания, однако на практике под реформой обычно понимается прогрессивное преобразование.

Социальный (общественный) прогресс. Большинство социологических теорий XIX века испытали на себе влияние концепции социального прогресса. Представления о том, что изменения в мире происходят в определенном направлении, возникли еще в глубокой древности. При этом прогресс противопоставлялся регрессу – в том смысле, что прогрессивное движение характеризуется как переход от низшего к высшему, от простого к сложному, от менее совершенного к более совершенному. Были предприняты попытки найти лежащие в основе прогресса законы эволюции. Г. Спенсер и другие сторонники социального дарвинизма рассматривали социальную эволюцию в качестве аналогии биологической эволюции. При этом эволюция трактовалась как однонаправленный переход общества от однородных и простых структур к все более разнообразным и взаимозависимым. Основными законами развития общества считались дарвиновские «борьба за существование» и «выживание наиболее приспособленных». Эти законы природы уподоблялись законам свободной конкуренции.



Итак, социальный прогресс означает восхождение к более сложным формам общественной жизни. В применении к обсуждаемой теме это означает нарастание прогрессивных социальных изменений: улучшение условий жизни, развитие науки, техники и образования, появление большего количества прав и свобод и т.д. Однако в отношении многих социальных явлений трудно говорить о прогрессе, так как развитие некоторых феноменов общественной жизни носит нелинейный характер.

Например, в рамках искусства, религии и некоторых других социальных явлений высшие образцы развития были созданы уже несколько столетий или даже тысячелетий назад. Вместе с тем в отношении таких явлений, как техника, технология и т.д., можно вполне однозначно говорить как о постоянно прогрессирующих явлениях. Поэтому о социальном прогрессе говорят как о триединстве нескольких тенденций (прогрессивность, регрессивность, движение по кругу). Все зависит от того, какая из этих тенденций (в применении к конкретному социальному явлению) преобладает. Оценка прогрессивности или регрессивности того или иного явления должна основываться на объективных показателях. Отсюда встает вопрос о критериях прогресса. Например, в марксизме в качестве общеисторического критерия прогрессивного развития человечества был взят уровень развития производительных сил и характер производственных отношений. В технократических теориях уровень развития общества измеряется по критерию развития техники и технологий. В ряде других социальных учений в качестве критериев выступают уровень развития мышления человека, нравственности в обществе, религиозности и т.д.

В социологии для характеристики развития общества используется несколько распространенных понятий.

Модернизация. Существует несколько определений модернизации: дихотомическое (модернизация как переход от одного состояния общества – традиционного – к другому – индустриальному). Историческое (описание процессов, посредством которых осуществляется модернизация: трансформации, революции и т.д.). Инструментальное (модернизация как трансформация инструментов и способов освоения и контроля над окружающей природной и социальной средой). Ментальное (определение через ментальный сдвиг – особое состояние рассудка, которое характеризуется верой в прогресс, склонностью к экономическому росту, готовностью адаптироваться к изменениям). Цивилизационное (цивилизация как modernity, т.е. модернизация как распространение данной цивилизации).

В качестве элементов модернизации выделяют следующие процессы: индустриализацию, урбанизацию, бюрократизацию, строительство нации, коммерциализацию, профессионализацию, секуляризацию, распространение грамотности и средств массовой информации, рост социальной и профессиональной мобильности и т.д.

Модернизация выступает прежде всего как индустриализация общества. Исторически возникновение современных обществ тесно связано с зарождением промышленности. Все характеристики, связываемые с понятием современности (модерна), могут быть соотнесены с индустриальным типом общества. Модернизация – это непрерывный и бесконечный процесс. Она может совершаться в течение столетий, а может происходить ускоренно. Так как развитие различных обществ отличается нерегулярностью и неравномерностью, то всегда существуют развитые и отстающие регионы. При модернизации и индустриализации происходит заметная трансформация соответствующих обществ (трансформируются типы и характер входящих в них социальных групп и т.д.). Так, при переходе к буржуазному обществу прежняя сословная организация общества уступила свое место социально-классовой структуре, а ранее – кровнородственные первобытные общины сменились кастами и рабством. Бюрократизация – становление иерархической социальной структуры для управления организациями на принципах рациональности, квалификации, эффективности и обезличенности.

Урбанизация – процесс перемещения сельского населения в города и сопутствующая этому концентрация экономической активности, административных и политических институтов, коммуникационных сетей на урбанизированных территориях. Урбанизация тесно связана со снижением доли аграрного сектора и широким распространением индустрии.

В истории социологии сложилось несколько типологий исторического развития общества:

а) двухзвенная: от доцивилизационной к цивилизационной форме общежития;

б) трехзвенная: аграрное общество – индустриальное общество – постиндустриальное общество;

в) четырехзвенная: аграрное общество – индустриальное общество – постиндустриальное общество – информационное (сетевое) общество;

г) пятизвенная (марксистская типология): первобытнообщинное общество – рабовладельческое общество – феодальное общество – буржуазное общество – коммунистическое общество. Пятизвенная типология основывается на учении об общественно-экономической

формации. Общественно-экономическая формация – это совокупность производственных отношений, детерминируемых уровнем развития производительных сил и детерминирующих надстроечные явления.

Общественно- экономическая формация

Характеристика

Первобытнообщинная . Низкий уровень развития производительных сил, примитивные формы организации труда, отсутствие частной собственности. Социальное равенство и личная свобода. Отсутствие оторванной от общества публичной власти.

Рабовладельческая . Частная собственность на средства производства, в том числе на «говорящие орудия» (рабов). Социальное неравенство и классовое расслоение (рабы и рабовладельцы). Появляется государство и правовое регулирование общественной жизни. Господствует внеэкономическое принуждение.

Феодальная . Крупная земельная собственность феодалов. Труд свободных, но зависимых экономически (редко – политически) от феодалов крестьян. Главные классы – феодалы и крестьяне. Внеэкономическое принуждение дополняется экономическими стимулами труда.

Капиталистическая. Высокоразвитые производительные силы. Главная роль промышленности в экономике. Классовая структура общества основывается на взаимосвязи буржуазии и пролетариата. Частная собственность на основные средства производства. Личная свобода рабочих, экономическое принуждение. Формальное равенство граждан.

Коммунистическая. Отсутствие частной собственности на средства производства. Государственная (общественная) собственность на средства производства. Отсутствие эксплуататорских классов. Справедливое равномерное распределение произведенного продукта между всеми членами общества. Высокий уровень развития производительных сил и высокая организация труда. Отмирание государства и права.

Все эти типологии имеют общую черту – они признают неуклонный и прогрессивный характер развития общества от одной ступени к другой.

Обычно анализ эволюции обществ начинают с характеристики общества охотников и собирателей, где главную ячейку социальной организации составляли род и семья. Общества охотников и собирателей были невелики (до полусотни человек) и вели кочевой образ жизни, передвигаясь с места на место по мере сокращения запасов пищи на данной территории. Эти общества носили эгалитарный характер, здесь не было социально-классовой стратификации, государства, права и т.д.

Скотоводческие и огороднические обществавозникли около 10-12 тыс. лет назад как два направления прогрессивного развития и преодоления прошлого состояния. Одомашнивание животных и растений можно назвать первой социальной революцией. Начали появляться излишки продовольствия, что позволило социальным группам прийти к общественному разделению труда, которое стимулировало торговлю, а значит, и накопление богатства. Все это явилось предпосылкой возникновения социального неравенства в обществе.

Аграрные обществапоявились примерно 5-6 тыс. лет назад, когда произошла вторая социальная революция, связанная с изобретением плуга.

Эти общества базировались на экстенсивном земледелии с использованием тягловых животных. Излишки сельскохозяйственной продукции стали настолько большими, что привели к интенсивному росту социального неравенства. Концентрация ресурсов и власти повлекла за собой появление государства и права.

Иногда аграрное общество называют традиционным , имея в виду общество докапиталистическое, доиндустриальное. По К. Сен-Симону, для такого общества характерны следующие черты: аграрный уклад, малоподвижная социальная структура, традиция как основной способ социальной регуляции и т.д. Традиционные общества в истории имеют разную социально-классовую структуру. Они могут быть малодифференцированными, сословными, классовыми и, но все основываются на сходных отношениях собственности (нет неделимой частной собственности), в них нет свободы личности. Иногда традиционное общество обозначается как доиндустриальное, тогда выстраивается трехчленная модель развития общества: доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное общество (Д. Белл, А. Турен и др.).

Индустриальные обществапоявились в результате третьей социальной революции (промышленной), которая началась с изобретения и применения парового двигателя. Новый источник энергии (1765 г. – первое применение парового двигателя) привел к замене грубой силы человека или животного силой машины. Началась индустриализация и урбанизация.

Для индустриального общества характерны такие черты, как развитое промышленное производство, гибкая социальная структура, социальная мобильность, демократия и др.

Постиндустриальные обществавозникают в конце XX в. на базе информационной революции. Новые информационные и телекоммуникационные технологии становятся технологической базой новой структуры производства и услуг. Отрасли сервиса (просвещение, здравоохранение, управление, научные исследования и т.д.) становятся главенствующими по сравнению с сельским хозяйством и промышленным производством.

Данная типология обществ перекликается с другими типологиями, однако в ней ударение делается на тенденциях развития современного общества. В доиндустриальном обществе господствует сельское хозяйство, церковь и армия; в индустриальном - обществе промышленность, фирмы и корпорации. В постиндустриальном обществе главной сферой производства становится производство знания. Здесь в наличии информационная основа общества, новая элита (технократия). Главное место начинают занимать университеты. Собственность как критерий социальной стратификации теряет свое значение и уступает место знанию и образованию. Происходит переход от товаропроизводящей экономики к экономике обслуживающей (превосходство сферы услуг над сферой производства). Например, в царской России сельское хозяйство занимало 97%, а в современной Швеции оно составляет всего 7%.

Изменяется социальный состав и социальная структура общества: классовое деление уступает место профессиональной, поколенческой и другим формам стратификации. Вводится планирование и контроль над техническими изменениями. Широко развиваются социальные технологии. Основное социальное противоречие в таких обществах не между трудом и капиталом, а между знанием и некомпетентностью.

Существует также деление обществ на «закрытые» и «открытые» (классификация К. Поппера). Данное разделение обществ проводится посоотношению социального контроля и свободы индивида. «Закрытоеобщество» – это догматическое, авторитарное, застывшее общество.

«Открытое общество» – это демократическое, плюралистическое, легко изменяющееся общество. Для него характерен индивидуализм и критицизм.

Вопросы для обсуждения и дискуссии

1. Чем отличаются социальное пространство и социальное время от физического пространства и времени? Раскройте функции социального времени.

2. Раскройте понятие, опишите структуру и приведите классификации социальных процессов.

3. Охарактеризуйте основные источники и главные результаты социальных изменений.

4. Сравните социальную революцию и социальные реформы, выделите общие и особенные черты.

Понятие социальной революции. Революции и реформы

Социальная революция - качественный скачок в развитии общества, который сопровождается переходом государственной власти в руки революционного класса или классов и глубокими изменениями во всех сферах общественной жизни.

По Марксу социальные революции являются выражением сущности естественно- исторического процесса развития общества. Они имеют всеобщий закономерный характер и представляют собой важнейшие принципиальные изменения,свершающиеся в истории человечества. Открытый марксизмом закон социальной революции указывает на объективную необходимость в смене одной общественно-экономической формации другой, более прогрессивной.

Немарксистские и антимарксистские концепции в целом отрицают закономерность социальных революций. Так, Г. Спенсер сравнивал социальные революции с голодом, бедствиями, повальными болезнями, проявлениями неповиновения, и “агитацией, разросшейся до революционных собраний”, открытыми восстаниями, которые он называл “общественными изменениями ненормального характера”.2 К. Поппер отождествлял революцию с насилием. Социальная революция, по его словам, разрушает традиционную структуру общества и его институтов … Но… если они (люди – И.Ш.) разрушают традицию, то вместе с ней исчезает и цивилизация … Они возвращаются к животному состоянию.1

Понятие социальной революции и ее типов имеет в современной литературе неоднозначное толкование. Термин “революция” вошел в обществознание менее трех веков назад, а в его современном значении употребляется сравнительно недавно. В целом, как известно, термин “социальная революция” употребляется, во – первых, для обозначения перехода от одной общественно- экономической формации к другой, т.е. социальная революция понимается как эпоха перехода от одного типа производства к другому в течение длительного периода времени; это эпоха с логической необходимостью завершает процесс разрешения возникающего на определенном этапе развития производства противоречия между производительными силами и производственными отношениями, а конфликт между последними обостряет все общественные противоречия и закономерно приводит к классовой борьбе, в которой угнетенный класс должен лишить эксплуататоров политической власти; во- вторых, для обеспечения аналогичного перехода в рамках отдельного социального организма; в- третьих, для обозначения относительно скоротечного политического переворота; в- четвертых, для обозначения переворота в социальной сфере общественной жизни;2 в-пятых, для обозначения метода исторического действия в противоположность другому методу – реформистскому и т.д.(термин “революция” понимается часто предельно широко- научная революция, техническая, торговая, финансовая, аграрная, экологическая и сексуальная). 1

В рамках национального государства, в котором совершается социальная революция, в ней можно выделить три важнейших структурных элемента: 1) политический переворот(политическая революция);

2) качественные преобразования экономических отношений (экономическая революция); 3) культурно-идеологические преобразования (культурная революция). Подчеркнем, что еще у Маркса сложились две концепции революции: социальная и политическая. Процесс подхода к пониманию сущности социальной революции был сложным и в марксизме. Вначале его основоположники противопоставляли понятия “политическая революция” и “социальная революция”, понимая под первой буржуазные революции, а под второй – пролетарские. Только спустя некоторое время Маркс приходит к выводу: “Каждая революция разрушает старое общество, и постольку она социальна. Каждая революция низвергает старую власть, и постольку она имеет политический характер”.2 В этой связи приемлемой является точка зрения М. А.Селезнева, утверждающего, что, поскольку социально-экономический и политический аспекты в революции взаимосвязаны, то “перевороты, которые совершаются прогрессивным классом в социально- экономической и политической области путем сознательных и насильственных действий и которые неразрывно связаны друг с другом в пространстве и времени, точнее было бы называть социально- политическими революциями”.3

В то время как политическая революция имеет целью поставить на службу новому классу механизм государственной власти, т.е. сделать его политически господствующим, то экономическая революция должна обеспечить господство производственных отношений, соответствующих характеру производительных сил и интересам прогрессивного класса. Революционные экономические преобразования заканчиваются только с победой нового способа производства. Аналогично коренной перелом в формировании нового сознания, в создании новой духовной культуры происходит лишь в ходе культурной революции, по мере создания соответ­ствую­щих экономических, политических, образовательных и культурно- идеологических предпосылок.2

При всей неоднозначности подходов к сущности социальной революции можно согласиться, что существуют ее общие закономерности: 1) наличие причин социальной революции (расширение и обострение противоречий); 2) зрелость объективных условий и субъективного фактора и их взаимодействие как закон социальной революции; 3) социальная революция как прогресс(сочетание эволюционных и скачкообразных изменений); 4) решение коренного вопроса (о власти).

Марксистская теория социальной революции утверждает, что основная причина социальной революции – углубляющийся конфликт между ростом производительных сил общества и устаревшей, консервативной системой производственных отношений, который проявляется в обострении социальных антагонизмов, в усилении борьбы между господствующим классом, заинтересованным в сохранении существующего строя, и угнетенными классами. Классы и социальные слои, которые по своему объективному положению в системе производственных отношений заинтересованы в ниспровержении существующего строя и способны к участию в борьбе за победу более прогрессивного строя, выступают в качестве движущих сил социальной революции. Революция никогда не является плодом заговора одиночек или произвольных действий изолированного от масс меньшинства. Она может возникнуть только в результате объективных перемен, приводящих в движение массовые силы и создающих революционную ситуацию 1. Таким образом, социальные революции – это не просто случайные вспышки недовольства, мятежи или перевороты. Они “не делаются по заказу, не приурочиваются к тому или другому моменту, а созревают в процессе исторического развития и разражаются в момент, обусловленный комплексом целого ряда внутренних и внешних причин”.

Кардинальные изменения в реальной действительности наших дней и в общественном и индивидуальном сознании требуют, несомненно, нового осмысления проблемы общественного переустройства по пути прогресса. Это осмысление, прежде всего, связано с выяснением соотношения эволюции и революции, реформы и революции.

Как уже указывалось, обычно эволюция понимается в целом как количественные изменения, а революция - как качественные изменения. При этом реформа также отождествляется с количественными изменениями и соответственно противопоставляется революции.

Эволюция - это непрерывный ряд следующих друг за другом качественных изменений, в результате которых меняется природа некоренных, несущественных для данного качества сторон. В своей совокупности эти постепенные изменения подготавливают скачок как коренное, качественное изменение. Революция - это изменение во внутренней структуре системы, которое становится связующим звеном между двумя эволюционными стадиями в развитии системы. Реформа - это часть эволюции, ее разовый момент, акт.

Реформа - это особая форма революционного процесса, если понимать революцию как разрешение противоречия прежде всего между производительными силами (содержание) и производственными отношениями (форма). В реформе можно видеть как разрушительный, так и созидательный процесс. Разрушительный характер реформ проявляется в том, что с точки зрения революционных сил уступки в виде реформ, проводимых правящим классом, "подтачивают" позиции последнего. А это, как известно, может подтолкнуть правящий класс к насильственным действиям, чтобы сохранить свое господство в неизменном виде (а революционные силы - к ответным действиям). В результате этого подготовка качественных изменений в социальном организме консервируется, а то и прерывается.

Созидательный характер реформ проявляется в том, что они подготавливают новые качественные изменения, способствуют мирному переходу к новому качественному состоянию общества, мирной форме протекания революционного процесса - революции. Недооценивая значение реформ в прогрессивном преобразовании общества, мы приуменьшаем роль формы в развитии содержания, что само по себе не диалектично. Следовательно, революция и реформа являются необходимыми компонентами конкретно-исторического этапа развития человеческого общества, образуя противоречивое единство. Но реформы как таковые все же не меняют фундамент старого общественного строя.

Не вызывает сомнения, что в революционных процессах современной истории непреложно возрастает значение созидательных целей в ущерб разрушительным. Реформы превращаются из подчиненного и вспомогательного момента революции в своеобразную форму ее выражения. Тем самым возникают возможности взаимопроникновения и, очевидно, взаимоперехода, взаимовлияния реформы и революции.

Из вышеизложенного следует, что революционным отныне необходимо считать не то, что выходит за рамки реформы, а то, что позволяет расширить эти рамки до уровня и требований задач кардинального преобразования существующих общественных отношений. Суть - не в противопоставлении "движения" и "конечной цели", а в такой их увязке, чтобы в ходе и результате "движения" могла реализоваться "конечная цель". "Революционный реформизм" отбрасывает, как несостоятельную, альтернативу: революция или реформа. Если мы не верим в эволюционные возможности отечественной цивилизации и опять склонны только к революциям и переворотам, то о реформах не может быть и речи.

Таким образом, исходя из анализа всемирной истории и основных исторических типов социальных революций в целом, можно утверждать, что социальные революции являются необходимыми и закономерными, ибо, в конечном счете, они знаменовали движение человечества по пути прогрессивного общественно-исторического развития. Но революционный процесс (равно как и эволюционный процесс) - это не единовременный акт. В ходе этого процесса происходит уточнение и углубление задач, первоначально поставленных субъектами революции, принципиальное утверждение, материализация идей. Революции, говоря словами Маркса, "постоянно критикуют себя... возвращаются к тому, что кажется уже выполненным, чтобы еще раз начать это сызнова, с беспощадной основательностью высмеивают половинчатость, слабые стороны и негодность своих первых попыток" .

Пути развития общества — это эволюционный, революционный и путь реформирования. Рассмотрим каждый из них.

Эволюция — это (от лат. evolutio - «развёртывание») процесс естественного изменения общества, при котором возникает социальная форма развития общества, отличающаяся от предшествующей. Эволюционный путь развития — это плавные, постепенные изменения, которые происходят в обществе в конкретных исторических условиях.

Впервые о социальной эволюции заговорил социолог Спенсер Г.

Высоко оценил эволюционный путь развития современный российский историк Волобуев П . Он назвал положительные стороны эволюции :

  • Обеспечивает преемственность развития, сохраняя всё накопленное богатство
  • Сопровождается позитивными качественными изменениями, причём во всех сферах общества.
  • Эволюция использует реформы, способна обеспечить и поддерживать социальный прогресс, придавать ему цивилизованную форму.

Революция – (от лат. revolutio - поворот, превращение) это коренные, скачкообразные, существенные изменения в обществе, которые приводят к переходу общества из одного качественного состояния в другое.

Виды революций

По времени протекания:

  • Кратковременные (например, Февральская революция в России в 1917 году)
  • Долговременные (например, неолитическая, то есть переход от присваивающего к производящему типу хозяйства, продолжалась около 3 тысяч лет; промышленная революция- то есть переход от ручного труда к машинному, длилась коло 200 лет, это 18-19 вв.).

По сферам протекания

  • технические (неолитическая, промышленная, научно- техническая)
  • культурная
  • социальная (со сменой власти)

По масштабам протекания:

  • в отдельной стране
  • в ряде стран
  • глобальные

Оценки социальных революций

К.Маркс: « Революция — это локомотив истории», «движущая сила общества»

Бердяев Н .: « Все революции кончались реакциями. Это неотвратимо. Это закон. И чем неистовее и яростнее бывали революции, тем сильнее были реакции».

Большинство социологов видят в революции нежелательное отклонение от естественного хода истории, потому что любая революция – это всегда насилие, гибель людей, обнищание людей.

Реформа – (от лат. reformo преобразование) это изменение в обществе, проводимое сверху правительством, властью. Это происходит путём принятия законов, постановлений и других властных предписаний. Реформы могут происходить в одной сфере или сразу в нескольких. Однако не происходит существенных, фундаментальных изменений в государстве (в строе, явлении, структуре).

Виды реформ

По влиянию на ход исторического развития

  • Прогрессивные , то есть приводящие к совершенствованию в какой-либо сфере общества (реформа образования, здравоохранения. Вспомним реформы Алекcандра II- крестьянская, земская, судебная, военная- все они значительно совершенствовали общественные отношения.
  • Регрессивные – приводящие к движению назад, ухудшающие что-либо в обществе. Так контрреформы Александра III привели к усилению реакции, консерватизму в управлении.

По сферам общества:

  • Экономические (преобразования в хозяйственной деятельности страны)
  • Социальные (создание условий для достойной жизни людей)
  • Политические (изменения в политической сфере, например, принятие конституции, нового избирательного закона и т.д.)

Новые типы революций 20-21 веков:

  • «зелёная» революция — комплекс изменений в сельском хозяйстве, который произошёл в развивающихся странах в 1940-1970-е годы 20 века. Сюда входит: введение более продуктивных сортов растений; расширение ирригации, то есть оросительных систем; совершенствование сельскохозяйственной техники; применение удобрений, пестицидов, то есть химических средств для борьбы с вредителями и сорняками. Цель данной революции – значительное увеличение сельскохозяйственной продукции, выход на мировой рынок.
  • «бархатная» революция — процесс бескровного реформирования социального режима. Впервые термин возник в связи с событиями в Чехословакии в ноябре-декабре 1989г. В данных революциях ведущую роль играют группы элиты, которые конкурируют с элитой же, но находящейся у власти.
  • « оранжевая» революция — компания митингов, протестов, забастовок, пикетов и иных актов гражданского неповиновения, цель которых – решение злободневных проблем. Впервые термин появился в связи с событиями на Украине в 2004 году, когда противостояли сторонник Ющенко и Януковича.

    Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Урок по обществознанию, 11 класс.

Тема: «Революция и реформы. Проблема общественного прогресса и его критериев»

План урока:

1. Дать определение понятиям: революция и реформа.

2. Понятие прогресса. Общественный прогресс.

3. Проблема общественного прогресса и его критериев. Противоречивость прогресса

4. Цена прогресса. Проблема смысла и направленности исторического процесса.

Основные понятия : реформа, революция, прогресс, общественный прогресс регресс.

Цели и задачи урока:

1. В результате урока учащиеся должны познакомиться с историческими понятиями и проблемами общественного развития.

Узнать чем реформа отличается от революции;

Вспомнить какие государства прошли через революционные изменения;

Составить представления о цене прогресса;

Анализировать проблему смысла и направленности исторического процесса;

Научится аргументировать свою точку зрения;

Определять круг проблем общественного развития;

Использовать и объяснять основные понятия;

Воспитательная цель: любить и уважать свою Родину и её историю.

1. Процесс общественного развития может носить реформистский или революционный характер, отсюда производные понятия «реформизм», «реформатор», «революционность», «революционер».

Реформа – это изменение (чаще всего усовершенствование) в какой –либо сфере жизни общества, проводимые одновременно, через ряд постепенных преобразований, не затрагивающих его фундаментальные основы.

Реформы могут проходить во всех сферах общественной жизни.

Социальные реформы , осуществляемые сверху правящими кругами, - это преобразования, изменения в каких-либо направлениях общественной жизни, не уничтожающие основ существующей социальной системы (эти реформы непосредственно связаны с людьми)

Экономические – это преобразования хозяйственного механизма – форм, методов, рычагов и организации управления хозяйством станы (приватизация, закон о банкротстве, налоговые законы и т.п.)

Политические – изменения в политической сфере (изменения в конституции, расширение гражданских свобод, избирательная система и т.п.)

Степень реформаторских преобразований может быть очень существенной, даже изменять общественный строй или типы хозяйственной деятельности: реформы Петра 1, нынешние реформы в России.

Реформы могут быть как прогрессивными, так и регрессивными (реакционными).

Последствия реформ проявляются не всегда быстро, следовательно, их объективная оценка может быть дана только по прошествии времени.

Другой вид изменений – это революция (поворот, переворот), то есть коренное качественное изменение в основах каких – либо явлений природы, общества и познания. Социальная революция затрагивает основы общественного строя.

2. Сущность и критерий общественного прогресса

Прогресс - это поступательное движение, развитие, идущее по восходящей линии от низшего к высшему, от простого к сложному.

Противоположным по значению является понятие регресса. Это движение по нисходящей линии, упадок, деградация.

Процессы поступательного движения имеют место в самых разных областях действительности - в неорганической природе, в природе органической, в жизни общества. Это - процессы большого разнообразия.

Всеобщие диалектические законы бытия по-разному проявляются в различных формах движения материи, в качественно различных областях действительности, процессах. Поступательное движение получает особые, специфические черты в зависимости от качественного своеобразия тех явлений и процессов, в которых это поступательное движение осуществляется.

Прогресс в неорганической природе отличается от прогресса в природе органической, прогресс в человеческом обществе имеет свои особые черты, присущие только ему. В этом - основание для специального изучения социального прогресса, прогресса в жизни общества.

Маркс указывал, что «понятие прогресса не следует брать в обычной абстракции». Прогресс - это одна из форм развития, характеризующаяся такими необратимыми изменениями явления или целостный системы, в результате которых осуществляется их переход от низшего к высшему, от менее совершенному к более совершенному состоянию. Дав определение прогресса, необходимо в первую очередь выяснить, о чьем прогрессе - индивида, социальной группы, общества или всего человечества - идет речь? Это далеко не

праздный вопрос, потому что прогресс индивида имеет свои характеристики и свои критерии, не совпадающие с таковыми применительно к обществу или человечеству.

Общественный прогресс - это направление развития человеческого общества, рода "человек", характеризующиеся такими необратимыми изменениями человечества со всеми аспектами его жизнедеятельности, в результате которых осуществляется переход человечества от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному состоянию. Общественный прогресс - это развитие всего общества как целостности, движение к совершенству всего человечества. В обширной литературе, посвященной общественному прогрессу, в настоящее время нет единого ответа на главный вопрос: каков общий социологический критерий общественного прогресса? Относительно небольшое число авторов утверждают, что сама постановка вопроса о едином критерии общественного прогрессанеправомерно, поскольку человеческое общество - сложный организм, развитие которого осуществляется по разным линиям, что и делает невозможным формулировку единого критерия. Большинство же авторов считают возможным сформулировать единый общесоциологический критерий общественного прогресса.

Однако уже при самой формулировке такого критерия налицо существенные расхождения. Одна часть ученых утверждает, что общесоциологическим критерием общественного прогресса является производственных сил общества.

Серьезным аргументом в пользу данной позиции является то, что сама история человечества начинается с изготовления орудий труда и существует благодаря преемственности в развитие производственных сил.

Недостатком этого критерия является то, что оценка производственных сил в статике предполагает учет их количества, характера, достигнутого уровня развития и связанной с ним производительности труда, способности к росту, что весьма

важно при сопоставлении различных стран и ступеней исторического развития. Например, количество производственных сил в современной Индии больше, чем в Южной Кореи, а их качество ниже. Если в качестве критерия прогресса берется развитие производственных сил; оценка их в динамике, то это предполагает сопоставление уже не с точки зрения большей или меньшей развитости производственных сил, а с точки зрения хода, быстроты их развития. Но в таком случае возникает вопрос, какой период должен браться для сопоставления.

Другая часть авторов, учитывая те затруднения, которые возникают при использовании рассмотренного выше критерия, считает, что все трудности будут преодолены, если взять в качестве общесоциологического критерия общественного прогресса способ производства материальных благ. Веским аргументом в пользу такой позиции является то, что фундаментом общественного прогресса является развитие способа производства в целом, что при учете состояния и роста производственных сил, а также характера производственных отношений можно гораздо полнее показать прогрессивный характер одной формации по отношению к другой.

Отнюдь не отрицая того, что переход от одного способа производства к другому, более прогрессивному, лежит в основе прогресса в целом ряде других областей, оппоненты рассматриваемой точки зрения почти всегда отмечают, что при этом остается не решенным главный вопрос: как определить саму прогрессивность этого нового способа производства.

Этот двуединый критерий общественного прогресса с первого взгляда подкупает тем, что учитываются в единстве отношения человека к природе и к обществу, к естественным и общественным силам.

Однако "ахиллесова пята" этой позиции заключается не только во внутренней несогласованности элементов предлагаемого критерия, но и в ее нацеленности на анализ антогонистической формы общественного прогресса.

Четвертая группа авторов, справедливо считая, что человеческое общество – это, прежде всего развивающееся сообщество людей, выдвигает в качестве общесоциологического критерия общественного прогресса развития самого человека.

Важнейшим аргументом в пользу такого критерия общественного прогресса является то, что говорит о поступательном развитие человечества, не говоря о прогрессе человека, людей, составляющих это человечество, - нелепо. Бесспорно и то, что ход человеческой истории действительно свидетельствует о развитии людей, составляющих человеческое общество, их общественных и индивидуальных сил, способностей, задатков.

1. Ю. И. Семенов. Объективный критерий социального прогресса. «вопросы философии», 1962, № 9.

2. Более обстоятельное изложение вопроса о критерии общественного прогресса см. В кн.: а. А. Макаровский. «общественный прогресс». М., политиздат, 1970, и в статье «о критерии общественного прогресса» («философские науки», 1968, № 2). См. Также кн.: в. Мишин. «общественный прогресс». Горький, 1970.