Направления развития высшего образования. Мировые тенденции развития высшего образования

Основные тенденции развития мирового образования.

Болонский процесс.

Международные стандарты качества образования.

1. Глобализация и интернализация как ведущие тенденции развития образования в мире.

2. Общие тенденции развития высшего образования: фундаментализация, прагматизация, компьютеризация, индивидуализация, гуманизация, стандартизация.

1. Глобализация и интернализация как ведущие тенденции развития образования в современном мире. Взаимовлияние и взаимопроникновение культур, экономик, социальных движений является в современных условиях важным обстоятельством развития образования. Мировое пространство, в котором через национальные границы свободно перемещаются ресурсы, люди, идеи, - доминирующая тенденция современности. Одно из следствий этой тенденции - сближение, интеграция национальных систем образования. Глобализация образования означает постепенную трансформацию различных образовательных систем в единую общеевропейскую, а затем мировую, при сохранении различий, обусловленных традицией и культурой. Сравнительная педагогика извлекает или должна уметь извлекать суть информации из уже существующих данных. Результаты сравнительно-педагогических исследований расширяют и модифицируют данные и выводы специальных исследований и обеспечивают обратную связь с отдельными дисциплинами.

Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 года декларирует доступность и бесплатность общего образования: «образование должно быть бесплатны, по меньшей мере, в том, что касается начального и общего образования» . В некоторых странах, включая Россию, это положение закреплено в Конституции (см. ст. 43 Конституции Р Ф). В настоящее время, в большинстве развитых индустриальных стран мира, общее образование является не только правом, но и обязанностью граждан. Общее образование даётся в рамках государственных, муниципaльных, а также частных организаций. В некоторых странах создание частных организаций в сфере общего образования запрещено; в других (в том числе в России), большинство из уровней подлежит лицензированию. Практически во всех странах общее образование можно получить бесплатно.

Проблема глобализации относительно нова и неоднозначна. Глобализация охватывает все стороны жизни современного общества. Влияние глобализации на культуру и, в частности, на высшее образование привлекает интерес исследователей в последнее десятилетие и особенно активизировался в России после подписания ею Болонской декларации в 2003 году. В России в XXI веке неуклонно продолжается становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Основные цели и задачи образовательной политики в России определены в Национальной доктрине образования в Российской Федерации, охватывающей период до 2025 г.

Понимание сущности глобализации (в широком смысле) и глобализации образования (в более конкретном смысле) невозможно без раскрытия взаимосвязи данных процессов с такими явлениями, как интернационализация, интернализация, локализация . В современном мире большинство педагогов компаративистов определяют глобализацию и интернализацию в качестве ведущих тенденций развития мирового образования всех уровней.

В процессе глобализации образования большое значение имеет его интернационализация и интернализация . Интернационализа́ция (от лат. inter - между, nation – народ) представляет собой признание чего-либо международным, превращение чего-либо в интернациональное (например, предоставление всем государствам по договору права пользования каким-либо продуктом, территорией и т.д.). Интернализация (англ. internalization ) - совокупность технологических приёмов разработки, упрощающих адаптацию продукта (такого, например, как программное обеспечение) к языковым и культурным особенностям региона, отличного от того, в котором разрабатывался продукт. Особенно большое распространение интернализация получила в связи с развитием интернета. Собственно само понятие интернализации связывают с этим процессом. Есть важное различие между интернационализацией и локализацией . Интернализация - это адаптация продукта для потенциального использования практически в любом месте, в то время как локализация - это добавление специальных функций для использования в некотором определённом регионе. Интернализация производится на начальных этапах разработки, в то время как локализация - для каждого субъекта потребления в условиях совершенствования и адаптации продукта в середине процесса реализации.

В современных условиях происходит модернизация образования во многих странах мира. Не случайно её называют «вынужденной модернизацией», потому, что такие факторы, как, например, расширение интернета и его влияние на подрастающее поколение, касаются всех. Процесс модернизации есть процесс реформирования образования , затронувший многие цивилизованные страны мира, который связан с современными социально-экономическими, политическими и культурологическими проблемами. Так называемые «вызовы времени» или «системные вызовы» определяются глобализацией, неустойчивостью социально-экономического развития, периодически возникающими экономическими кризисами (которые возникнув в одной стране, нередко вызывают подобные явления в других странах), высокими темпами социальных изменений и расширением информационного пространства. Для России (и для многих европейских стран) немаловажными факторами также являются: демографическая неустойчивость, смена парадигм воспитания (от советской к постсоветской), противоречие ценностных ориентиров разных социальных групп.

2. Общие тенденции развития высшего образования: фундаментализация, прагматизация, компьютеризация, индивидуализация, гуманизация, стандартизация.

Несмотря на то, что весь мир признает очевидность и влияние глобализации и интернализации, следует также выделить и те тенденции развития образования, которые были определены задолго до осознания мировых ведущих тенденций. Но если глобализация и интернализация признаются ведущими, основополагающими тенденциями мирового развития образования, то фундаментализацию, информатизацию, регионализацию, индивидуализацию и прагматизацию можно выделить в качестве наиболее общих тенденций развития образования, характерных для большинства развитых стран. Эти тенденции являются общими, но не являются устойчивыми, и исследователи фиксируют постоянную смену той или иной доминирующей тенденции. За последние годы осуществляется относительно быстрый переход доминирования: сначала фундаментализации, затем информатизации и сегодня, в связи с кризисом и нестабильностью общественного развития – прагматизации.

Фундаментализация образования. Этимологически понятие фундаментального образования связано со значением слова фундамент (от лат. fundamentum – основание), т.е. та база (платформа, основа), которая воспринимает нагрузки и передает их на основание (С.И.Ожегов). Фундаментальное образование направлено на постижение глубинных характеристик объектов и процессов целостного мира, восходящих к первичным сущностям. Оно лежит в основе формирования адекватных суждений образованного человека. Фундаментализация образования является самым значимым фактором профилактики ошибочных решений в мире сложнейших современных технологий. Именно фундаментальные ошибки разработчиков нередко ведут к техногенным катастрофам.

Фундаментализация образования постулирует науку и научные достижения в качестве самого главного компонента содержания образования. Поэтому все образовательные программы и концепции разрабатываются с учетом новейших достижений в научной сфере.

Прагматизация образования. Тенденция прагматизации современного образования обусловливает его развитие в направлении наиболее актуальных сфер жизнедеятельности общества. Данная тенденция зависит от рыночных отношений, конкуренции и наиболее востребованных направлений развития общества. Если востребованы на рынке труда программисты, то приоритетное развитие соответствующего направления образования будет очевидным. Когда в России было недостаточно экономистов, юристов, менеджеров, образование сразу же отреагировало на этот «профессиональный дефицит». В различных учебных заведениях, как правило, открываются новые отделения, специальности, специализации, соответствующие актуальным потребностям рынка труда. Специфика прагматизации определяется тем, что данная тенденция не может быть запланирована и реализована с учетом только предполагаемого направления развития образования в тех или иных условиях. Условия могут измениться. Поэтому данная тенденция обусловлена только рыночными отношениями и соответственно конкуренцией, причем как на рынке образовательных услуг, тик и на общем рынке труда.

Компьютеризация (информатизация) образования связана, прежде всего, с развитием технологий информационных процессов, всеобщей компьютеризацией. В современном мире происходит повсеместное формирование единого научно-образовательного пространства на основе постоянно обновляющихся средств телекоммуникаций и информационных технологий, а также организация образовательных программ различного уровня по дистанционной форме обучения. В образовательный процесс повсеместно внедряются информационные и коммуникативные технологии, значительно влияющие на темп (скорость получения необходимой информации) и характер обучения в сторону его интерактивности.

Широкое распространение получил термин «открытое образование».

Индивидуализация образования определяется возможностями учета индивидуальных особенностей обучаемого, опоры на его способности, самораскрытие и профессиональную самоактуализацию. В учебных планах и программах должны быть предусмотрены специально отведенные часы на индивидуальную работу с каждым обучающимся. Причем чем большее количество часов образовательное учреждение может выделить на индивидуальную работу, тем более качественное образование получает студент. Именно при таком образовании происходит подлинное профессионально-личностное развитие специалиста.

Мировая практика высшего образования показывает, что чем более престижным является университет, тем в большей степени реализуется принцип индивидуализации образования. Кроме того, именно индивидуализация образования позволяет преподавателям вуза подготовить студентов к самостоятельному решению сложных профессиональных проблем. Это происходит при подготовке реферативных, курсовых, дипломных работ. Будущие специалисты обучаются распознавать и четко формулировать профессиональные проблемы, выстраивают методологию научного и практического поиска, в соответствии с которой самостоятельно решают сложные задачи. Такая работа может быть строго индивидуализированной, и именно её качество свидетельствует об уровне профессиональной готовности выпускника вуза.

Регионализация образования связана с социально-экономическими и политическими потребностями региона, в котором оно осуществляется. Значимость регионализации определяется возможностями выпускников без особых проблем найти себе работу по специальности. Специфика социально-экономического развития региона выявляет потребность в профессиональных кадрах определенной квалификации.

Современное понимание цели высшего профессионального образования акцентирует не только высокий уровень овладения профессиональной деятельностью, но и соответствие стандартам и объективным требованиям. Особенно важна способность человека успешно выполнять сложную профессиональную педагогическую деятельность в постоянно меняющихся условиях. Сама профессиональная компетентность все чаще трактуется, как способность эффективно решать наиболее типичные профессиональные задачи и проблемы, возникающие в реальных условиях деятельности.

Стандартизация образования. Стандартизация, как правило, связана с деятельностью по установлению правил и характеристик в целях их многократного использования, направленная на упорядочение для повышения конкурентоспособности образовательных услуг. В образовании стандартизация проявляется в разработке, публикации и применении стандартов образования. В России – Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС): общего, среднего профессионального, высшего образования. Государственный стандарт образования включает нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержания образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки, уровень подготовки выпускников и основные требования к обеспечению образовательного процесса (материально-техническое обеспечение, учебно-лабораторное, информационно-методическое и требования к квалификации кадрового состава преподавателей).

Основными целями стандартизации – повышение уровня безопасности, обеспечение качества и конкурентоспособности образовательных услуг, обеспечение возможности взаимозаменяемости средств и их информационной совместимости, создание систем классификации, катологизации для более удобного и легкого поиска потребителей. В основе стандартизации лежит идея унификации (приведение к единообразию, единой форме) для соотнесения стандартов с международными программами образования.

Причем содержание компетенций определяется по задачам. Так ключевые компетенции нацелены на успех личности в меняющемся мире и необходимы для любой профессиональной деятельности. Базовые компетенции отражают специфику определенной профессиональной деятельности (в нашем случае педагогической). Специальные компетенции проявляются в конкретной предметной деятельности. Все компетенции взаимосвязаны и взаимообусловлены, особенно в реализации предметной педагогической деятельности.

При этом особое внимание сегодня уделяется образовательным ресурсам нового поколения, которые включают в себя, прежде всего информационные ресурсы. В современном понимании обучения понятие «образовательные ресурсы» становится более популярным, чем понятие «дидактические средства». Кроме того, особое внимание придается созданию дидактических средств на основе информационных подходов. В качестве главных достоинств таких средств выступает, во-первых, их направленность на организацию самостоятельной работы. Во-вторых, возможность индивидуализации образования. В-третьих, создание учебных материалов на электронных носителях. В-четвертых, размещение разнообразных оценочных шкал и оценочных материалов. Однако интернет как уникальный образовательный ресурс, имеет не только возможности, но и существенные проблемы, которые могут возникать в процессе «интернет – образования». А именно: большой объем вторичной информации («информационный мусор»), развитие у детей и молодежи «экранного мышления», формирование интернет-зависимости (киборг-аддикции). Здесь вопросы педагогически грамотного управления новым образованием выдвигаются на первый план.

И.А. Липский, проведя анализ ряда нормативных документов в области образования последних лет, пришел к выводу о том, что государство «уходит из воспитания». Исследователь подчеркивает тот факт, что, например, в Федеральной целевой программе развития образования на 2006-2010 г.г. термин «воспитание» не встречался ни разу, несмотря на то, что Закон Российской Федерации «Об образовании» рассматривает образование как единство обучения и воспитания. Выдвигая на первый план ценностные ориентации человека на конкурентоспособность, социальную самостоятельность, стремление к успешности, профессиональную карьеру, в воспитании основной упор сегодня делается на институты гражданского общества – семью, Церковь, общественные объединения и т.д. . Это важно и необходимо, однако воспитание, которое осуществляется в образовательных учреждениях, имеет не меньшую ценность.

Литература

  1. Андриенко Е.В. Значение высшего образования в становлении педагогического профессионализма / Педагогический профессионализм как фактор развития современного образования. Новосибирск. 2005. С.19-26.
  2. Липский И.А. Основные парадигмы воспитания / Педагогическое образование и наука. 2009.№5.
  3. Национальная доктрина образования в Российской Федерации, охватывающей период до 2025 г.

Задания для самостоятельной работы

ХРЕСТОМАТИЙНЫЙ РАЗДЕЛ

Конституция Российской Федерации

Глава 2. Статья 43. Каждый имеет право на образование.

1. Каждый имеет право на образование.

2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.

4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

Образование - это стратегический ресурс социально-экономического и культурного развития общества, обеспечения национальных интересов, укрепления авторитета и конкурентоспособности государства во всех сферах деятельности на международной арене. культурно-обучающего и научно-технического направлений заключается во внедрении современных норм и стандартов в обучении, науке и технике, распространении собственных культурных и научно-технических достижений. Особенно важной задачей является осуществление совместных научных, культурных, образовательных и других проектов, привлечение ученых и специалистов к программам научных исследований.

Определение и реализация национальных образовательных стандартов

Определение и реализация национальных образовательных стандартов - это основные тенденции развития образования в современной России. Интеграция обучения касается всех ее уровней, но чаще всего она применяется в формировании содержания базового обучения. Национальные образовательные стандарты составляют сумму четко определенных нормативных требований к содержанию учебных программ. Отношение педагогов к стандартизации обучения неоднозначное. Некоторые из специалистов считают, что унификация основана на жестких стандартах, которые связывают всем детям единую культурную и интеллектуальную модель без достаточного учета их индивидуальных особенностей. Все чаще можно услышать мысли о том, что стандартизация содержания образования не должна означать стандартизации личности ученика. Итак, в обучении целесообразно фиксировать минимально необходимые знания и умения, сохраняя при этом широкое пространство для вариативных учебных программ. Именно этим определяется необходимость стандартизации образования с дальнейшим совершенствованием систем

Приспособление учебных программ к условиям и потребностям поликультурного и полиэтнического ученического контингента

На новые учебные программы возлагаются ответственное задачи: обеспечить детям-выходцам из различных культур и этнических сообществ усвоение языкового минимума базовых знаний как основы конструктивной социальной интеграции. Решение этой проблемы требует значительных усилий на уровне общества - организационных, финансовых, политических и, прежде всего, непосредственно образовательных. Поэтому в последнее время развитие обучения на началах мультикультурализма выделяется в особое направление модернизации программ и, в частности, содержания базовых знаний.

Бережное, уважительное отношение к различным культурам, диалоги, взаимообогащения и взаимопознания различных народов и этносов как приоритетные принципы многокультурного образования получают все большие тенденции развития школьных дисциплин. С этой целью в школьные программы, включаются знания о современных и бывших цивилизациях, о разнообразных геополитических регионах мира и отдельных странах, а также религиоведческие учебные курсы. Особая тенденция развития системы образования приобретает локальные и региональные образовательные инициативы. В процессе изучения некоторых учебных тем (одежда, еда, развлечения, средства гигиены) детей учат понимать и уважать право каждого на непохожесть. Важное значение в контексте многокультурного обучения имеют школьные религиоведческие курсы. Преподавание религиозных учебных занятий призвано ознакомить учеников с различными верованиями, мировыми религиями, деятельностью вселенских церквей и способствовать формированию в молодежи рационалистического мировоззрения, прививать нравственные добродетели, обеспечивать толерантность и плюралистические мысли в отношениях между людьми различной веры.

Гуманизация и гуманитаризация содержания базового образования

Гуманность и гуманитарность являются имманентными характеристиками тенденции развития обучения детей. И роль и значение этих составляющих школьного образования имеет четкую тенденцию к росту. Задачи, которые призвана решать современная школа, требуют не просто учитывать гуманистический и гуманитарный аспекты формирования содержания знаний, но и заниматься их усилением и развитием. Обеспечение полной грамотности, предотвращения функциональной неграмотности, профессиональное самоопределение и самореализация личности, социализация молодежи - вот далеко не полный перечень действительно гуманистических и гуманитарных задач, в решении которых происходят тенденции развития современной системы образования.

Однако проблемы гуманизации и гуманитаризации продолжают оставаться сегодня насущными и актуальными для средней школы. Продолжается движение по обеспечению безопасности этой школы от проявлений насилия, за утверждение принципов толерантности и сотрудничества в педагогических отношениях. В процессе преподавания предметов гуманитарного цикла рекомендовано изучать не только войны и политические события, но и предоставлять учащимся знания о самых разнообразных видах и сторонах человеческой деятельности - торговые связи, хозяйственную деятельность, религии, искусство и тому подобное. Как уже отмечалось, тенденциям гуманизации и гуманитаризации подлежат все разновидности базовых знаний, теперь и естественно-технические и математические. Эти тенденции развития образования реализуются в педагогической практике несколькими способами. Немалую важность имеет также ценностно-смысловой аспект естественно-математического блока знаний, хотя он в равной степени присущ и гуманитарным знаниям. Человеческая жизнь - это высшая ценность.

Тенденции развития образования в КНР

Использование опыта развитых стран мира в области организации высшего педагогического является, безусловно, положительной тенденцией последних десятилетий. В КНР существует много ВУЗов, которые сотрудничают с иностранными учреждениями, в апреле 2006 г. таких насчитывалось 1100. В 70-х гг. ХХ в. был избран курс на однопартийность. Это имеет свои минусы: односторонность взглядов, постоянный контроль, следование идеям Мао Цзэдуна. В педагогических ВУЗах Китая, как и в непедагогических, к основным предметам относятся: идеологическое и моральное образование, основы права, принципы философии марксизма, принципы политологии марксизма, вступление в учение Мао Цзэдуна, вступление в учение

Исторически сложилось, что еще в начале ХХ в. было определено шесть районов КНР, где были расположены учебные заведения, готовившие учителей: район Пекин, район Северо-Восточной провинции, район Хубэй, район Си Чуань, Гун Дун и Цзян Су. Китай - большая страна, и успешными и богатыми провинциями считаются те, которые граничат с океаном. На западе страны (где пустыня) наихудшие условия для развития высшего образования. Не все выпускники педагогических ВУЗов хотят выезжать в отдаленные уголки своей страны, особенно в села. Поэтому государством проводится политика поощрения к этому молодежи в духе патриотизма и преданности коммунистическим идеям. В Китае, как и во многих странах мира, техническим ВУЗам предоставляется больше ресурсов и финансовой поддержки для развития и совершенствования. Создаются специальные лаборатории, исследовательские институты, площадки для экспериментов и тому подобное. Например, Пекинский политехнический университет входит в перечень государственного плана «Проект 211», то есть ориентирован на мировой уровень развития. Педагогические ВУЗы в этом отношении отстают от технических. Позитивные тенденции развития современного образования преобладают, и поэтому можно утверждать, что процесс модернизации педагогического образования в КНР набирает новые обороты.

Развитие высшего образования Украины в контексте европейской интеграции

Все больше возрастает роль и значение обучающего потенциала в обеспечении общественного прогресса. Образование - это стратегический ресурс социально-экономического и культурного развития человечества, обеспечения национальных интересов, укрепления авторитета и конкурентоспособности государства во всех сферах деятельности на международной арене. Тенденции развития современного образования в Украине определены стратегией Введение его принципов является фактором евроинтеграции Украины и средством повышения доступа граждан к качественному обучению, нуждается в глубоком реформировании структуры и содержания обучения, технологий обучения, их материального и методического обеспечения.

Реформирование образования как структурно, так и содержательно, является насущной общественной потребностью сегодняшнего дня. Вхождение в Болонское пространство для украинского общества стало важным и необходимым из-за необходимости решить проблему признания украинских дипломов за рубежом, повысить эффективность и качество обучения и, соответственно, конкурентоспособность украинских высших учебных заведений и их выпускников на европейском и мировом рынке труда. Одновременно существует неопределенность перспектив и принципов взаимоотношений Украины и Европейского союза. Это является одним из объективных ограничений интеграции украинской высшей школы в европейское пространство. Выходом из этой ситуации, является ответ на вопрос: какая тенденция развития образования в Украине правильная в зависимости от уровня готовности украинского высшего образования к этому.

Современное высшее образование в Польше

Опытом для нашей страны может быть опыт Польской Республики, которая является первой постсоциалистической страной, подписавшей «Болонскую декларацию» 19 июня 1999 года. Конец ХХ - начало XXI веков характеризуется как период подписания министрами образования ведущих европейских стран документов по реформированию высшего образования согласно условиям современного мира. Великая Хартия Университетов подписана 18 сентября 1988 года.

Сейчас Польша имеет лучшие тенденции развития образования в мире (от среднего образования к программам докторантуры) молодыми людьми в возрасте от 15 до 24 лет. Эти достижения польских педагогов сосуществуют с глубокой децентрализацией управления с высшим руководсвом страны. С министерствами, которым подчинены самые (государственные) учреждения, сотрудничает Центральный Совет по высшему образованию (создан еще в 1947 году), который состоит из 50 избранных представителей ВУЗов и научной общественности (из них 35 докторов наук, 10 преподавателей без ученой степени доктора, а также 5 представителей от студенчества).

Закон предоставил Совету немалые надзорные права, ведь без согласия не распределяются средства бюджета и не выходят министерские приказы. Государственные высшие учебные заведения получают средства из государственной казны на решение задач, связанных с обучением студентов, обучающихся по программам, аспирантов и научных сотрудников; на содержание ВУЗов, в том числе ремонт помещений и т. д. Эти средства выделяются из части государственного бюджета, которым распоряжается Министерство науки и высшего образования. Государственные ВУЗы не взимают деньги за обучение, но студенты должны давать деньги в случае повторного года обучения из-за неудовлетворительной успеваемости, за курсы на иностранном языке и курсы, которые не предусмотрены в программе. Государственные ВУЗы также принимают оплату при поступлении, а государственные колледжи могут взимать плату за вступительные экзамены.

Тенденции развития высшего образования в России

Высшее образование, как один с ведущих общественных институтов, претерпевает постоянные изменения в соответствии с динамикой общественных процессов - экономических, политических, культурных, социальных. Однако, реагирование обучающих систем на общественные вызовы происходит с определенной инерцией. По этой причине возникает настоятельная и постоянная потребность целенаправленного приведения основных параметров дисциплин в соответствие с общественными изменениями. Такой элемент, как содержание, подлежит модернизационной тенденции развития образования. Процесс конституирования имеет два основных аспекта - социальный и педагогический, потому что они взаимосвязаны. Поэтому не всегда изменение социального аспекта автоматически вызывает изменение педагогического. Однако рано или поздно их координация становится объективной необходимостью и требует целенаправленных педагогических действий. Эта необходимость обнаруживает себя в перманентном процессе реформирования содержания Стремительное научно-техническое продвижение, развитие новейших технологий, высокий уровень рыночных отношений, демократизация общественных отношений и являются теми факторами, которые определяют потребности и формируют предпосылки совершенствования содержания высшей школы.

Противоречия в совершенствовании системы образования

Сегодня совершенствование программ подготовки студентов занимает одно с ведущих мест в общем контексте модернизации содержания высшего образования. Характеризуя развитие содержания преподавания в университете и институте, можно определить такие важные в диалектическом плане противоречивые аспекты этого процесса, как:

Противоречие между неограниченностью объема накапливаемых человечеством знаний и ограниченностью учебных программ. Нет полных возможностей отображать эти знания в достаточно полном объеме и с надлежащей глубиной.
- Противоречие между целостностью духовно-практического опыта человечества и преимущественно фрагментарным или дисциплинарным способом его преподавания студентам.
- Противоречие между объективным содержанием знаний и объективностью форм и путей их трансляции и усвоения.
- Противоречие между общественной обусловленностью содержания знаний и индивидуально-субъективными особенностями студенческих потребностей и диспозиций что до его усвоения.

Модернизация образования в России

По мере возможности преподаватели стремятся смягчить или загладить указанные противоречия. В частности направления современной модернизационной деятельности в области формирования содержания высшей школы подчинены в значительной степени именно этой цели. Соответственно, к приоритетным направлениям можно причислить следующие тенденции развития образования в России:

1.Сокращение разрывов между достижениями современных наук и содержанием дисциплин.

2. Обогащение и осовременивание инвариантного компонента содержания высшего образования.

3. Оптимизация пропорций между блоками гуманитарных и естественно-математических знаний.

4. Гуманизация и гуманитаризация содержания высшего образования.

5. Уплотнение учебных программ за счет формирования междисциплинарных интегрированных блоков содержания знаний.

6. Внедрение учебных дисциплин социально-практического направления, новейших информационных технологий.

7. Приспособление учебных программ и их методическое обеспечение соответственно условиям и потребностям поликультурного и полиэтнического ученического контингента.

8.Совершенствование организационных механизмов и методических основ преподавания программных знаний с целью обеспечения их усвоения абсолютным большинством студентов.

Сфера образования, в том числе система высшего образования, должна не только поддерживать функционирование сложившихся общественно-производственных отношений, но и формировать образцы и идеалы будущей жизни и деятельности людей в стране – демократическом обществе, правовом государстве с социально ориентированной экономикой; готовить для высокотехнологичных производств специалистов, способных к оперативному освоению нововведений в сфере профессиональной деятельности.

Поэтому система высшего профессионального образования должна не просто соответствовать социально-экономическим и политическим изменениям в стране, но и осуществлять свою деятельность на основе ближнесрочных и долгосрочных прогнозов с учетом мировых социокультурных и образовательных тенденций.

Важнейшими тенденциями и особенностями развития системы высшего образования в мире выступают:

1. Быстрые темпы развития высшего образования, массовость высшей школы. Так, количество поступающих в высшие учебные заведения выпускников школ в 1995 г. в развитых странах составило – 60%, в Северной Америке – 84%, в развивающихся странах число охваченных высшим образованием увеличилось за последние годы в 11 раз. В настоящее время в Республике Беларусь насчитывается 340 студентов на 10000 населения, что является высоким показателем для стран Европы.

2. Расширение сферы образовательных потребностей обучающихся студентов , что способствует диверсификации (увеличение разнообразия) учебных планов и программ, возникновению новых специализаций и специальностей, которые находятся на стыке двух или нескольких научных областей или учебных дисциплин. Такая взаимосвязь знаний из различных учебных предметов называется междисциплинарностью, которая ивыступает важнойхарактеристикой учебного процесса в современном вузе. Научная практика подтверждает, что новые знания, новая научная отрасль возникают на стыке знаний из разных научных сфер. Образование в современном мире, как отмечал Генеральный директор ЮНЕСКО Фредерико Майор, формируется по образу и подобию бесконечной вселенной, где скрещиваются и взаимно обогащаются друг с другом процессы непрекращающегося творения.

3. Создание единого образовательного пространства в условиях его интернационализации. В соответствии с Болонской декларацией, принятой министрами образования 29 стран Европы 19 июня 1999г., к 2010 году предполагается создание единого европейского образовательного пространства с целью расширения для выпускников вузов возможностей трудоустройства, повышения мобильности специалистов и их конкурентоспособности. Создание единого образовательного пространства предполагает:


– признание дипломов, ученых степеней и квалификаций,

– реализацию двухступенчатой структуры высшего образования, включающей бакалавриат и магистратуру,

– использование единой системы кредитных (зачетных) единиц при освоении образовательных программ,

– разработку европейских стандартов качества образования с применением сравнимых критериев и способов их оценки.

4. Качественное изменение требований к подготовке специалиста для производства . В современной производственной сфере наблюдается соединение нескольких форм деятельности: производственной, исследовательской и проектно-конструкторской. Это способствует созданию экспериментальных производств, направленных на разработку новых, более эффективных технологий, обеспечивающих повышение качества продукции. Интеллектуальный потенциал современного общества определяется освоением новых типов мышления, развитием новых видов деятельности, созданием новых технологий.

В этой связи изменяется роль вузовской науки и практики: они должны обеспечивать в процессе подготовки будущих специалистов соединение учебной, научно-исследовательской, проектно-конструкторской форм деятельности в единый процесс совершенствования существующих и создания новых технологий и систем деятельности.

Это определяет необходимость обновления содержания образования в современном вузе: оно должно быть не только «знаниевым», но и «деятельностным» и обеспечивать формирование у студентов опыта освоения и создания новых типов деятельности. Выдвигается проблема реорганизации образовательного процесса вуза, в котором учебно-познавательная работа студентов должна превращаться в научно-исследовательскую и проектно-конструкторскую деятельность. Опыт освоения новых типов деятельности, способов мышления, технологий и должен стать предметом изучения студентами. При этом будущие специалисты должны учиться выдвигать и обосновывать целевые установки деятельности, разрабатывать и внедрять научно-производственные и технологические проекты.

5. Повышение роли непрерывного самообразования. В настоящее время в высшей школе в течение 4-6 лет в условиях интенсивного развития науки, производственной сферы осуществляется подготовка специалистов, срок профессиональной пригодности которых исчисляется 3-5 годами . В условиях быстрого «старения» знаний специалист нуждается в повышении квалификации или профессиональной переподготовке. По некоторым оценкам зарубежных исследователей специалист в течение года вынужден проводить в учреждениях системы последипломного образования до трети своего рабочего времени. В этой связи важнейшей задачей в процессе профессиональной подготовки специалистов выступает формирование у них системы аутодидактических умений (умений учить самого себя) и потребности в постоянном самообразовании

6. Изменение способов организации и управления учебным процессом в вузе , что предполагает перевод студента из пассивной позиции объекта учебно-познавательной деятельности в активную, рефлексивно-исследовательскую позицию субъекта. Такой подход определяет необходимость создания в образовательном процессе условий для усвоения студентами умений самоопределения, самообразования и профессионального самосовершенствования. Важнейшими условиями выступают реализация развивающих или личностно-ориентированных технологий, основанных на активных, исследовательских формах и методах обучения; увеличение доли самостоятельной работы, использование INTERNET. Это предполагает серьезную активизацию учебной и научно-исследовательской работы будущих специалистов, увеличение ее плотности и насыщенности, количества отчетных и контрольных мероприятий.

Система образования - очень гибкая структура, которая находится под влиянием разных факторов (таких как внешняя и внутренняя политика государства, взаимодействие с другими странами, экономические реформы) и постоянно претерпевает изменения. В данной статье мы рассмотрим направления развития системы высшего образования в России и в некоторых зарубежных странах, а также поговорим о возможностях обучения русских студентов за границей.

и его влияние

Говоря о и в нашей стране, невозможно не упомянуть о Болонском процессе - движении, направленном на унификацию систем обучения в европейских странах и в России (наша страна стала его частью в 2003 г., после подписания договора). До этого граждане РФ после пяти лет обучения в вузах получали диплом и устраивались на работу. Но за последние годы система высшего образования в нашей стране, как и в других странах, сильно изменилась. За границей ВПО состоит из трех этапов, в Российской Федерации - из двух: бакалавриата и магистратуры, в европейских странах существует докторская степень, у нас ее именуют степенью аспиранта. Первый этап обучения в российском вузе длится четыре года, второй - два. За рубежом эти периоды различны по длительности (в зависимости от страны), к примеру, в Англии для получения степени магистра требуется учиться один год.

Продолжительность обучения в русской школе одиннадцать лет, в других странах мира - двенадцать. По этой причине для поступления в зарубежный вуз аттестата о прохождении школьной программы, скорее всего, будет недостаточно.

Почему российской системе высшего образования нужны реформы?

Итак, преобразования в сфере обучения в вузах активно проводятся как в РФ, так и за рубежом вот уже несколько десятков лет. Эти изменения бывают как поверхностными, так и глубинными, как позитивными, так и негативными. Но все же высшее образование в России и за рубежом в своем развитии сталкивается с определенными трудностями.

Чтобы понять, как следует дальше работать над системой, необходимо выявить и ее цели, и возможности дальнейшего реформирования. Развитие системы высшего образования и науки играет важнейшую роль как в образовании, так и в исследовательской деятельности страны. В РФ сфера обучения находится в трудной ситуации. Когда-то она считалась эталонной, но сейчас ей приходится ориентироваться на экономические и социальные инновации. Система обучения в российских вузах должна быть направлена на качественную подготовку будущих специалистов, сотрудничество с зарубежными университетами, делать высшее образование менее труднодоступным, по возможности перенимать достоинства иностранных учреждений.

История формирования системы обучения. Англия

Если говорить о развитии высшего образования за рубежом, можно определить четыре основных типа. Это английская, французская, немецкая и американская системы.

В Великобритании существуют два самых старых высших учебных заведения - Оксфорд и Кембридж, которые почти не подвергались каким-либо реформам на протяжении всей своей истории.

Хотя в семидесятых годах двадцатого столетия Кембриджский университет и перенял некоторые традиции других вузов.

Система избирательна на всех ее ступенях. Уже с одиннадцатилетнего возраста дети подразделяются на группы по развитию и типу своих задатков. Также система обучения отличается своей строгой последовательностью - не пройдя программу какого-либо этапа обучения, студент не может перейти к следующему.

С шестидесятых годов 20-го века в Великобритании существует деление школ и классов на более или менее элитные в зависимости от планов обучения и возможностей поступления в тот или иной университет, а также от платы за получение образования.

Развитие системы ВПО во Франции

Итак, мы продолжаем говорить о высшем образовании за рубежом. Перейдем к истории формирования французской системы обучения.

В этой стране не отличаются избирательностью, так как школы неразрывно связаны с университетами.

Чтобы поступить в вуз, гражданину Франции достаточно аттестата об окончании общеобразовательного учреждения. Можно даже позвонить и подать заявку в институт. Важно, чтобы в учебном учреждении были вакантные места. Во Франции в последние годы наметилась тенденция к переустройству системы обучения с ориентацией на общепризнанную модель. Главный минус французского ВПО - высокий процент отчислений. До семидесяти процентов студентов, поступивших в учреждения, не оканчивают их.

История немецкой системы высшего образования

Сфера обучения в вузах Германии начала активно меняться в 90-е годы 20-го века после воссоединения республики. Преобразования в немецкой системе образования осуществляются по типу американских реформ в этой области. Обучение становится более доступным, а его программы укорачиваются. К сожалению, при этих изменениях отсутствует объединение научной и преподавательской деятельности, что было несомненным достоинством лучших вузов Германии.

Немецкие учебные заведения могут утратить свои подлинные преимущества из-за того, что перенимают слишком много американских инноваций.

Развитие сферы обучения в Америке

На формирование американской системы ВПО оказали существенное влияние британские вузы, например, Кембридж. К 20-му веку она была неоднородной, обучение в университетах было доступно не всем, так как стоило дорого. Но промышленность в стране развивалась стремительными темпами, и на рынке труда стало востребовано множество профессий. Поэтому остро стоял вопрос о подготовке кадров. Для этого систему образования реформировали, и возникли новые заведения - младшие колледжи, где люди, не имевшие возможность обучаться в вузе, могли приобрести какие-либо навыки. Сегодня система обучения в Америке является многоэтапной.

В общем она предполагает конкретную направленность обучения, поэтому студентам, окончившим американский университет, бывает сложно адаптироваться к другой, даже подобной, профессиональной сфере.

Формирование сферы обучения в России

До революции система ВПО в нашей стране носила по большей части религиозный характер, также многое в ней было заимствовано из Германии, так как эта страна считалась законодательницей образовательных инноваций. После событий 1917 года целью властей стало формирование нового подхода к этой сфере, основанного на доступности, отсутствии дискриминации по половому признаку, повышении уровня культуры народонаселения страны, формировании развитой структуры учебных заведений, определении и установлении этапов самого процесса.

К началу восьмидесятых годов двадцатого столетия система ВПО вполне соответствовала всем вышеперечисленным критериям. После распада Советского Союза партия больше не контролировала систему обучения, но особых инноваций в сфере образования не создали. В 2007 г. была сформирована система ЕГЭ для того, чтобы упростить процедуру поступления в высшие учебные заведения. Сейчас Россия ориентируется на системы высшего образования за рубежом, и в связи с этим была принята система обучения, состоящая из двух этапов (обучение на степень бакалавра и на степень магистра).

Направления развития сферы обучения за границей сегодня

Высшие учебные заведения европейских государств изменяются в соответствии с требованиями рынка труда.

Каковы же общие тенденции развития высшего образования за рубежом?

    Высшие учебные заведения становятся более доступными. Это значит, что каждый студент может выбирать и профессию, и тип, и уровень образовательного учреждения, в которое он хотел бы поступить.

    Формируется прочная связь научно-исследовательской деятельности с вузами (при помощи создания специализированных центров на базе университетов). Работа в таких организациях способствует повышению квалификационного уровня преподавателей, а также развитию многих полезных умений и навыков обучающихся.

    Тщательный отбор содержания образовательных программ, их коррекция, уменьшение курса лекций по некоторым общеобразовательным предметам.

    Тенденция ориентирования ВПО на учащегося (учет его психологических характеристик, склонностей, пожеланий; создание большего числа занятий по выбору, дополнительных дисциплин; курсы лекций в университете сокращаются по времени, студент больше занимается дома, в индивидуальном порядке).

    Увеличение числа гуманитарных дисциплин, работа над общим и эстетическим развитием учащихся, формирование позитивных личностных и социальных характеристик путем применения новых форм взаимодействия на занятиях.

    Повышение компьютерной грамотности студентов путем все большего внедрения ПК в систему обучения.

    Увеличение финансовых вложений государства в сферу образования.

    Переход высших учебных заведений на автономное управление.

    Рост числа критериев отбора преподавательского состава (требуются все более квалифицированные специалисты).

    Формируются общие способы оценивания деятельности высших учебных заведений.

    Направления развития образования в России

    Итак, мы выяснили, какие реформы высшего образования за рубежом проводятся на сегодняшний день. Что же касается нашей страны, в системе обучения происходят следующие изменения:

      Увеличение числа коммерческих вузов.

      Реформирование сферы обучения на основе современных тенденций развития высшего образования за рубежом.

      Ориентирование системы ВПО на индивидуальные характеристики учащихся, воспитание положительных личностных качеств.

      Создание большого числа различных учебных планов и вариантов подготовки по определенным специальностям.

      Переход на многоуровневую систему (бакалавр - специалист - магистр).

      «Обучение через всю жизнь» (возможность постоянного профессионального совершенствования).

    Основные трудности развития сферы обучения в России

    Система ВПО в нашей стране сегодня характеризуется гибкостью, адаптацией к постоянно меняющейся ситуации на международном рынке труда. Но при этом она сохраняет свои лучшие особенности.

    Однако на пути к преобразованиям российская система обучения сталкивается со следующими трудностями:

      Уровень профессиональной подготовки специалистов недостаточно высок, чтобы соответствовать быстро меняющимся требованиям мировой экономики.

      Неправильное соотношение между профессиональным уровнем выпускников вузов и критериями отбора персонала. Например, дефицит рабочих специальностей при острой необходимости квалифицированных кадров в технологической сфере.

      Низкая результативность некоммерческих образовательных учреждений.

    Обучение за рубежом. Высшее образование: где и как получить?

    Чаще всего граждане нашей страны поступают в вузы следующих государств: Канады, Австралии, Новой Зеландии, Англии, Америки.

    Часть абитуриентов сразу подает документы в высшие учебные заведения, другие предпочитают сначала посещать специальные занятия для подготовки.

    При выборе учреждения для получения высшего образования за рубежом прежде всего необходимо обратить внимание на такие критерии, как:

      Востребованность специальности на рынке труда.

      Дальнейшие возможности профессионального развития.

      Плата за получение образования.

    Не все учебные заведения за границей принимают абитуриентов с русским документом об окончании школы, поэтому поступающим нужно проходить специальные курсы (в том числе лингвистические).

    Также, чтобы получить высшее образование за рубежом, необходимо подготовить следующую документацию:

      Документ об окончании средней школы.

      Диплом российского вуза.

      Автобиографию (резюме).

      Ксерокопию вкладыша диплома.

      Документ об успешной сдаче лингвистического тестирования.

      Заполненную и распечатанную форму (она обычно выложена на сайте учебного заведения).

      Мотивационное письмо (с объяснением желания обучаться именно в этом вузе по данной специальности)

    Если ваша цель - высшее образование за рубежом, вам нужно внимательно отнестись к подготовке всех необходимых документов.

    Итак, в настоящее время происходят значительные изменения в сфере обучения как в нашей стране, так и за границей. Но реформы высшего образования за рубежом протекают в целом более эффективно, поэтому многие русские абитуриенты стараются учиться в других странах для последующей работы в международных компаниях.

Сфера человеческой деятельности в современном обществе

О реформах национальных систем образования

Основные задачи казахстанской программы развития образования

Основные функции теоретического положения фундаментализации образования

Проблемы гуманитаризации и гуманизации образования

Социальная роль образования: от его направленности и эффективности сегодня во многом зависят перспективы развития человечества.

Сущность гуманитаризации образования - формирование культуры мышления, творческих способностей студента на основе глубокого понимания истории культуры и цивилизации, всего культурного наследия. Вуз призван подготовить специалиста, способного к постоянному саморазвитию, самосовершенствованию, и чем богаче будет его натура, тем ярче она проявится в профессиональной деятельности.

Подготовка высококвалифицированных профессионалов всегда остается важнейшей задачей высшей школы. В настоящее время данную задачу уже невозможно выполнять без фундаментализации образования. Это объясняется тем, что научно-технический прогресс превратил фундаментальные науки в непосредственную, постоянно действующую и наиболее эффективную движущую силу производства, что относится не только к новейшим наукоемким технологиям, но и к любому современному производству. Именно результаты фундаментальных исследований обеспечивают высокий темп развития производства, возникновение совершенно новых отраслей техники, насыщение производства средствами измерений, исследований, контроля, моделирования и автоматизации, которые ранее применялись исключительно в специализированных лабораториях.

Фундаментальные знания - это знания о природе, содержащиеся в фундаментальных науках (и фундаментальных дисциплинах).

Фундаментализация высшего образования - системное и всеохватывающее обогащение учебного процесса фундаментальными знаниями и методами творческого мышления, выработанными фундаментальными науками.Так как подавляющая часть прикладных наук возникла и развивается на основе использования законов природы, то фундаментальную составляющую имеют практически все инженерные дисциплины. То же можно сказать о многих гуманитарных науках. Поэтому в процесс фундаментализации должны быть вовлечены почти все дисциплины, изучаемые студентом на протяжении учебы в вузе. Аналогичная мысль справедлива и для гуманитаризации. Изложенное лежит в основе принципиальной возможности и практической целесообразности интеграции гуманитарной, фундаментальной и профессиональной составляющих подготовки инженера.

Литература

1.Бордовская И.В., Реан Л.А. Педагогика: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2000.

2. Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики в лекциях, си­туациях, первоисточниках. - М.: УРАО, 2000.

3. Гессен СИ. Основы педагогики: введение в прикладную фило­софию. - М.: Школа-Пресс, 1995.

4. Журавлев В.И. Педагогика в системе наук о человеке. - М.: Педагогика, 1990.

5. Коджаспирова Г.М. Педагогика. - М.: Владос, 2003.

Тема 3. Цели и задачи высшего образования как педагогического процесса

1. Две подсистемы образования: обучение и воспитание

Сущность обучения

Педагогика раскрывает сущность образования, его цели и ме­тоды. Причем под образованием, как правило, понимается про­цесс, включающий в себя две подсистемы: обучение и воспитание.

Таким образом, понятия «обучение» и «воспитание» являются важнейшими педагогическими категориями, которые позволяют развести взаимосвязанные, но не сводимые друг к другу подсис­темы образования как целенаправленного, организованного про­цесса социализации человека.

Образование - это педагогический процесс движения к заданной цели путем субъективно-объективных действий обучающих и обучаемых. Становление человека как личности, его формирование в соответствии с общественным идеалом немыслимо вне педагогического процесса (как синоним употребляется понятие «образовательный процесс»).

Педагогический процесс - это специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение образовательных, воспитательных и развивающих задач. То есть под педагогическим процессом понимают целостный процесс осуществления воспитания в широком смысле путем обеспечения единства обучения и воспитания в его узком специальном смысле.

Это различение в системе образования выделил уже Платон, который в диалоге «Софист» призывал отличать «от искусства обу­чать искусство воспитывать», а в «Законах» утверждал, что «самым важным в обучении мы признаем надлежащее воспитание». При­чем под воспитанием он понимал формирование у человека по­зитивного отношение к тому, чему его обучают, приобщая не толь­ко к знаниям, но и к способам деятельности.

С тех пор многократно делались попытки дать определение обучению и воспитанию, развести эти процессы. В последние де­сятилетия в отечественной педагогической науке были предложе­ны весьма перспективные подходы к решению этой проблемы, прежде всего такими исследователями, как И.Я. Лернер, В.В. Краевский, Б.М. Бим-Бад и др.

Причем их концепции не взаимоисключали, а дополняли друг друга и с точки зрения своего основного содержания сводились к следующему:

Обучение и воспитание - подсистемы единого процесса обра­зования;

Обучение и воспитание - стороны целесообразно организо­ванного процесса социализации человека;

Различие между обучением и воспитанием состоит в том, что первое преимущественно обращено к интеллектуальной стороне человека, а воспитание - к его эмоционально-практической, цен­ностной стороне;

Обучение и воспитание - процессы не только взаимосвязан­ные, но и взаимообеспечивающие, дополняющие друг друга.

По выражению К.Д. Ушинского, образование есть строитель­ство, в процессе которого возводится здание, а знания являются его фундаментом. У этого здания есть много этажей: умения, на­выки, способности обучаемых, но их прочность зависит в первую очередь от добротности фундамента, заложенного в виде знаний.

Единство обучения и воспитания определяется самой приро­дой педагогического процесса, включающего в себя целенаправ­ленное обучение и воспитание в качестве подсистем образования.

В последующем изложении будут поэтапно и в тесной взаимо­связи рассмотрены сущность, содержание и методы реализации обеих этих подсистем.

Сущность обучения

Под обучением в педагогической литературе, как правило, по­нимается подсистема образования, представляющая собой процесс активного, целенаправленного взаимодействия между обучающи­ми и обучаемыми, в результате которого у последних формиру­ются определенные знания, умения и навыки, опыт деятельнос­ти, поведения, а также личностные качества.

В этом определении выявляются следующие стороны процесса обучения:

Он нацелен прежде всего на овладение знаниями;

Подсистема обучения не исчерпывает свои задачи только сообщением знаний, а ставит целью также и формирование опре­деленных качеств обучаемого, умений, навыков, поведения, т.е. про­цесс обучения оказывается так или иначе тесно связанным, пере­плетенным с подсистемой воспитания;

Процесс обучения не есть только сфера активности обучаю­щего, а есть отношение между двумя его участниками - обучаю­щим и обучаемым, приоритет в котором принадлежит препода­вателю, но где и обучаемый отнюдь не остается пассивным.

Отсюда кратким, но достаточным определением предмета те­ории обучения или дидактики может служить следующее:

Дидактика - составная часть педагогики, исследующая общие принципы и закономерности взаимодействия преподавателя и уча­щихся, в ходе которого решаются задачи обучения в тесной связи с за­дачами воспитания.

Причем под принципами обучения понимаются основные тре­бования к процессу обучения, позволяющие оптимизировать его. А под закономерностями подразумевается отражение в теории об­щих, необходимых, устойчивых и повторяющихся связей, опре­деляющих развитие процесса обучения. Среди таких закономер­ностей процесса обучения обычно выделяют следующие:

Зависимость содержания и целей обучения от потребностей личности, общества и государства;

Зависимость каждого последующего этапа обучения от ка­чества предыдущего, от объема и характера уже изученного учеб­ного материала;

Взаимосвязь эффективности обучения с характером его мо­тивации у участников процесса;

Активное влияние управления учебным процессом, его пла­нирования, организации, системы стимулирования и контроля на общие результаты обучения, его качество.

Важнейшими же принципами обучения, его исходными установ­ками, которые и обеспечивают его высокое качество, являются:

Объективность предлагаемого к изучению материала, его со­ответствие реальной действительности, его научность;

Последовательность, систематичность, четкое планирование учебного процесса;

Доступность предлагаемых знаний, их соответствие уровню развития учащихся;

Наглядность обучения, многообразие его методов;

Поддержание активности учащихся при их обучении;

Обеспечение прочного усвоения знаний;

Поддержание тесной связи теории с практикой.

Успех в реализации этих принципов во многом определяется содержанием обучения.

Под содержанием обучения понимается определенная информа­ция, которая используется в процессе обучения. Содержание обу­чения включает в себя четыре основных элемента: знания, уме­ния, опыт творческой деятельности и опыт эмоционально-ценно­стного отношения к действительности. Вся совокупность учебной информации определяется социальным заказом системе образо­вания со стороны личности, общества и государства и адаптиру­ется, приспосабливается к условиям данной образовательной си­стемы. Каждая историческая эпоха, вырабатывая свою культуру, создавая свойственные ей педагогические теории, соответствую­щим образом перестраивает содержание обучения.

Основными документами, определяющими содержание обуче­ния в современных образовательных системах, являются стандар­ты, учебные планы, программы и учебники.

Цель обучения - это его определяющее, все­проникающее начало, влияющее на все его стороны: содержание, методы, средства.

Стандарты;

Программы;

Учебники.

Рассмотрим кратко особенности каждого из этих документов.

1. Стандарты образования, устанавливаемые, как правило, го­сударством, определяют обязательный минимум знаний по тому или иному уровню или направлению, специальности подготовки, а также по каждому из предметов преподавания. В них указывается объем времени, необходимый для обучения, перечень изучаемых дисциплин, перечень дидактических единиц, определяющих минимум содержания каждой из них.

При этом перечень дисциплин обычно подразделяется на циклы социаль­но-гуманитарных, естественно-научных, специальных и других дисциплин. По соотношению времени, отводимого на изучение этих циклов, можно судить о целевых установках данной образо­вательной системы. Так, увеличение времени на гуманитарный цикл свидетельствует о целевой установке на гуманизацию, демок­ратизацию, что и характеризует в настоящее время российское об­разование.

Стандарт - исходная и наиболее стабильная часть содержания обучения, на ней базируется все его содержание.

Государственный образователь­ный стандарт является своеобразной гарантией качества обучения. 2. Учебные планы составляются на основе стандартов и конкре­тизируют их применение в реальных условиях данного учебного заведения. Для упорядочения этой работы государство обычно предлагает однотипным учебным заведениям типовой учебный план, на основе которого они разрабатывают свои рабочие планы. В типовых планах по каждому направлению или уровню подго­товки указываются федеральный, региональный и индивидуаль­ный (для конкретного вуза, школы) компоненты. На их основе учебным заведениям отдельных регионов (республик, краев, об­ластей), отдельным учебным заведениям предоставляется право разрабатывать индивидуальные рабочие планы при условии со­блюдения образовательных стандартов. Тем самым решается двуединая задача, с одной стороны, сохранения единого образо­вательного пространства в стране, а с другой создаются условия для дифференцированного обучения, учитывающие специфические потребности отдельных контингентов обучаемых, т.е. реализует­ся важнейший принцип социального развития: единство в мно­гообразии.

Рабочий учебный план - это основной документ учебного за­ведения, определяющий общую продолжительность обучения, длительность учебного года, семестров, каникул, экзаменацион­ных сессий, полный перечень изучаемых предметов и объем времени, выделяемого на каждый из них, структуру и продол­жительность практикумов. Учебный план представляет собой применение госстандарта к конкретным условиям данного учеб­ного заведения.

Учебная программа - еще один из основных документов, оп­ределяющих содержание обучения. Она составляется по каждому из предметов, входящих в учебный план, и на основе госстандарта по соответствующей учебной дисциплине. Учебная программа, как правило, содержит введение с изложением целей изучения данно­го предмета, основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучаемых, тематический план изучения материала с его распре­делением по времени и видам учебных занятий, перечень необхо­димых средств обучения, наглядных пособий, рекомендуемую ли­тературу. Основной частью программы является перечень подлежа­щих изучению тем с указанием основных понятий, составляющих содержание каждой темы. В программы включаются также данные о формах изучения курса (лекции, уроки, семинары, практические занятия), а также сведения о формах контроля.

Программы разрабатываются кафедрами вузов, предметными объединениями школ и являются основными руководящими до­кументами для работы преподавателя.

Учебник - еще один из главных носителей содержания обу­чения. Учебник подробно отражает содержание образования по конкретному предмету. Учебник создается в соответствии со стан­дартом и программой по данной дисциплине, что обычно удос­товеряется соответствующим грифом государственного надзорного органа. Сегодня учебник может быть представлен не только в пе­чатной, но и в электронной форме.

Для обеспечения качественного усвоения содержания учебных предметов издаются и другие виды учебной литературы: справоч­ники, книги для дополнительного чтения, атласы, сборники за­дач и упражнений и т.п. От качества учебной литературы во мно­гом зависят результаты обучения. Признается необходимость ком­плексного применения различных видов учебной информации, как на бумажных, так и на электронных носителях, так как каж­дый из них имеет свои достоинства и недостатки.

Следует подчеркнуть, что при всем значении содержания обу­чения для общих результатов образовательной деятельности этот фактор все же не является самым важным. Признается, что из трех основных факторов, влияющих на качество обучения, - качество работы преподавателя, уровень активности обучаемых и содержа­ние обучения - этот последний фактор по своей значимости за­нимает лишь третье место. На первом же месте оказывается эф­фективность деятельности преподавателя. Именно преподаватель является центральной фигурой всего учебного процесса.

«В воспитании, - говорил Ушинский, - все должно основы­ваться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный механизм заведения, как бы хитро он ни был придуман, не могут заменить личности в деле воспитания».

Литература:

1. Смирнов В.И. Педагогика. - М.: Пед. общество России, 2003.

2. Кроль В.М. Психология и педагогика. - М.: Высшая школа, 2001.

3. Разумный В.А. Система образования на рубеже третьего тыся­челетия. Опыт философии педагогики. - М.: 1996.

4. Столяренко С.Д., Самыгин С.И. Психология и педагогика в воп­росах и ответах. - Ростов н/Д.: Феникс, 1999.