Фундаментальные исследования. Научно-педагогическая практика Изменения за время практики

ОТЧЕТ О ПРОХОЖДЕНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

Я, Позняк Елена Николаевна, проходила педагогическую практику в СОШ №8 г. Мозыря в период с 05.09.2010 по 24.10.2010 г.

Педагогическая практика началась с установочной конференции в университете. Нам объяснили цели и задачи практики. В этот же день состоялась беседа с групповым руководителем, на которой нам рассказали основное направление педагогической деятельности студентов-практикантов: овладение методикой проведения уроков, умение активизировать деятельность учеников в урочное время.

За мной был прикреплен 9 «А» класс, в котором 27 ученика. В этом классе я проходила практику в качестве учителя-предметника.

Классным руководителем этого класса является Дайнеко Елена Владимировна. Она познакомила меня с планом воспитательной работы в 9 «А» классе.

Основная цель, которая была поставлена в начале практики – это выработать профессионально-педагогические умения и навыки.

В первую неделю я посетила уроки физкультуры у учителя-предметника Сенько И.Г. с целью изучения методики проведения уроков, ознакомления с типами, целями и задачами уроков, структурой урока, наблюдения за организацией дисциплины и поддерживанием внимания учащихся, исследования методов и приемов объяснения нового материала, организации самостоятельной работы учащихся. Посещение уроков помогло мне при подготовке и проведении своих уроков, написании планов-конспектов.

Также я посетила уроки истории, математики, истории, белорусского языка и др. в 9 «А» классе с целью ознакомления с учащимися этого класса и учеником, на которого была написана психологическая характеристика.

В соответствии с индивидуальным планом я провела 13 уроков, 11 из которых были зачетными.

В процессе проведения учебных занятий мною были приобретены профессионально-педагогические умения и навыки, включающие в себя умение на основе учебной программы и учебника конкретизировать содержание предстоящих учебных занятий и определять обучающие, развивающие и воспитательные цели урока, умение определять тип и структуру урока, умение готовить к занятиям необходимые учебно-наглядные пособия и технические средства обучения, умение оформлять план-конспект урока и других видов учебных занятий, умения и навыки использования разнообразных приемов установления порядка и дисциплины учащихся в начале урока, умение придавать работе над пройденным материалом повторительно-обучающий характер, умение использовать устные, письменные и практические упражнения по применению полученных знаний на практике и многие другие.

Также я посетила уроки, проводимые студентами-практикантами с целью наблюдения за организацией дисциплины и поддержания внимания учащихся в процессе изложения нового материала, за организацией осмысления и запоминания учащимися новых знаний на уроке, за организацией работы учащихся с учебником при закреплении нового материала, за умением практикантов ставить проблемные вопросы в процессе обучения, за умением использовать дополнительный материал в качестве приема активизации познавательной деятельности учащихся и др. Это позволило мне сравнить методику проведения своих уроков с уроками моих товарищей.

У меня сложились очень хорошие отношения с учащимися.

На протяжении всей практики я поводила методики с классом для написания психологической характеристики.

Таким образом, во время прохождения педагогической практики в школе я провела всю необходимую учебно-воспитательную работу. Педагогическая практика оказала положительное влияние на развитие моих профессиональных личностных свойств и качеств. Я научилась осмысленно применять психолого-педагогическую теорию в реальных условиях школьного обучения и воспитания. Был получен опыт в подготовке и поэтапной разработке учебных занятий, умения и навыки в определении темы, целей и задач урока, а также в правильном подборе необходимых учебно-наглядных пособий.

Главным своим достижением и успехом в ходе практики считаю приобретение педагогической уверенности и осмысленности своих действий в ходе урока, чего мне определенно не хватало на начальном и пробно-тренировочном этапах практики. Считаю, что педагогическая практика такого рода достаточно эффективна, помогает овладеть педагогической умелостью в целом; такую педагогическую практику следует продолжать использовать для подготовки будущих учителей-предметников и в дальнейшем.

После прохождения педагогической практики я отметила для себя очень много интересных вещей. Первое, это то, что мое отношение к профессии педагога изменилось в положительную сторону. Второе, вопреки тому, что я не представляла себя в роли учителя, то теперь я понимаю, что у меня для этого куча задатков.

Федеральное агентство по образованию

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САРАТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ Н.Г.ЧЕРНЫШЕВСКОГО»

Отчет по педагогической практике

студента 5 курса гр. 522

географического факультета

Гусева Александра Михайловича,

проходившего педагогическую практику в СОШ № 1 г. Саратова

Руководитель практики

от факультета ________________ Т.Д. Крысанова

Преподаватель практики ________________ Г.Г. Медведева

Руководитель группы

студентов ________________ Л.Ю. Горшкова

Саратов 2010

Ведение

Студент по специальности «География», при освоении образовательно-профессиональной программы педагогического профиля должен пройти педагогическую практику. Практика была пройдена в период с 29 августа по 3 ноября 2010 года в одной из школ г. Саратова – МОУ СОШ № 1.

Целями практики явились:

    закрепление полученных знаний по уже пройденным дисциплинам, связанным с преподавательской деятельностью;

    получение опыта работы с детьми под руководством учителя в школе.

В процессе практики решаются следующие задачи:

Закрепление и углубление методических знаний, их применение;

Формирование и развитие профессиональных умений и навыков;

Развитие профессиональных личностных свойств и качеств (умение проявлять выдержку; такт; гуманное отношение; культура общения и т.д.);

Воспитание устойчивого интереса, любви к профессии и потребности в самообразовании;

Выработка творческого и исследовательского подхода к профессиональной деятельности;

Ознакомление с современным профессиональным опытом.

Научным руководителем практики от учебного заведения была учитель географии Г.Г. Медведева.

  1. Учебная работа

За время прохождения педагогической практики мною было проведено 10 уроков, 2 из которых во внебазовом 10 «Б» классе.

Обучение проводилось по учебнику В.А. Коринская, И.В. Душина, В.А. Щенев. География материков и океанов. 7 кл. – М., Дрофа, 2005. – 318.

Были проведены уроки в 7 «Б» классе по следующим темам:

    Рельеф Земли

    Обобщение по теме «Литосфера» Роль атмосферы в жизни Земли. Климатические карты

    Климатообразующие факторы

    Климаты Земли

    Обобщение по теме «Атмосфера»

    Воды Мирового океана

    Схема поверхностных течений

Проведены уроки в 10 «Б» классе по следующим темам:

    Государственный строй стран

    Политическая география

Во время проведения уроков мною были подготовлены две контрольные работы по пройденным темам. На первой контрольной, ученикам был роздан материал контрольной работы, напечатанный на отдельных листах. Учащиеся должны были ответить на вопросы и подписать рисунок. На второй контрольной учащиеся писали на отдельных листах по вариантам. Работы рассчитаны на весь урок. Для закончивших раньше учеников, предусматривалось дополнительное задание.

В ходе подготовки конспектов возникали затруднения, в частности, недостаточно полно раскрыты темы в тексте учебника. Дабы свести этот недостаток к минимуму, приходилось прибегать к использованию других источников информации. Наиболее ценным источником с точки зрения получения новых данных по той или иной теме послужила сеть Интернет и детская энциклопедия серии «Аванта+».

В планировании и организации уроков большую помощь оказала учитель географии, Медведева Галина Геннадьевна. Несколько слов о кабинете географии. Кабинет в целом светлый, чистый. В классе старая, деревянная доска, также есть компьютер и проектор. В целом, класс приспособлен к проведению уроков по географии.

Стиль общения с учениками был основан на активном методе взаимодействия с учащимися и был весьма демократичным. Все проводимые уроки были достаточно спокойными.

При изучении нового материала я задавал ученикам наводящие вопросы, как бы заинтересовывая их темой урока. Кроме того для более лучшего восприятия информации учащимися, мной использовался широкий спектр методов обучения: объяснения, беседа, иллюстративный материал презентаций и энциклопедии.

Я думаю, что учащиеся проявили интерес к моим урокам. Это достигалось благодаря использованию различных средств обучения, в том числе и презентаций.

  1. Воспитательная работа

Реализация учебных задач невозможна без воспитательной работы. Целью этой работы в школе является создание условий, способствующих развитию интеллектуальных, творческих, личностных качеств учащихся, их социализации и адаптации в обществе. При прохождении практики мной был изучен опыт работы различных преподавателей базового класса по воспитанию учащихся в процессе обучения.

Особое внимание было обращено на проводимую воспитательную работу учителей русского языка, алгебры и конечно географии. На основе их опыта были изучены основы организации процесса обучения на уроке, осуществление личностно-ориентированного подхода к учащимся, проблемы воспитания в подрастающем поколении, а также усвоение нравственных норм в обществе (таких как – уважение к человеку, проблемы общения в коллективе, и проч.).

Много полезной информации об учащихся дала классный руководитель, Галина Геннадьевна Медведева. Благодаря этой информации было составлено определенное представление о вверенном классе. Это впоследствии позволило быстрее «найти общий язык» с классом, постараться более глубоко применить личностно-ориентированный подход к каждому ученику.

Проблемы, возникающие по ходу практики, в основном были связаны с недисциплинированным поведением учеников во время уроков. По моему мнению это было вызвано недостатком опыта в управлении коллективом, а так же моей низкой способностью к управлению в целом. Тем не менее, случаи неподобающего поведения учеников на моих уроках были достаточно редкими, поскольку большая часть класса проявляла интерес к предмету.

По итогам практики были составлены психолого-педагогические характеристики отдельного ученика и класса в целом. При составлении характеристик большую помощь оказала классный руководитель.

В рамках воспитательной работы была оказана помощь в организации проведения плановой эвакуации учеников из здания школы. Была проведена беседа с учащимися по поводу их осведомленности о техники пожарной безопасности.

Заключение

После прохождения практики в СОШ №1, мной был получен опыт по преподаванию в общеобразовательном учреждении. Этому способствовал выбор учебного заведения и полученные знания в Университете.

На сегодняшний день СОШ № 1 это 34 педагога, среди них: 78% имеют первую и высшую квалификационную категорию; 6 учителей награждены знаком «Отличник народного образования», «Почетный работник образования»; 1 - Заслуженный учитель РФ, 1 - учитель награждён знаком Губернатора области «Надежда Губернии», 1 - был помещен на районную Галерею Почёта. 3 - победителя конкурса Лучших учителей на получение денежного поощрения в рамках национального проекта «Образование».

В школе проводится районная научно-практическая конференция «Шаг к успеху» для обучающихся 5–8 классов и школьная конференция для 1 – 11 классов. Музейная комната «Соколовая гора» неоднократно становилась победителем городских конкурсов. В школе существует Детская общественная организация «Содружество» (5-11 кл.) и «Пчельник» (2-4 кл.).

Развита сеть дополнительного образования: детский музыкальный театр «Радуга»; ВИА «Гелиос»; детская музыкально-художественной студия «Улыбка»; танцевальный коллектив «Эдельвейс»; художественная студия «Гармония»; литературный клуб «Проба пера», выпускающий детскую литературную газету «Соколова гора». На начало 2009/2010 учебного года – 400 учеников, 18 класс-комплектов.

В СОШ № 1 наряду с новыми молодыми специалистами преподают высококвалифицированные учителя с многолетним опытом работы. Это помогает молодым учителям совершенствовать свои навыки, в тоже время опытным педагогам отрадно видеть в стенах школы своих выпускников, ныне ставших им коллегами. Они оказали неоценимую помощь в прохождении практики.

Нельзя сказать что школа оснащена всеми инновационными технологиями, но это не является препятствием для обучения.. Кроме того, школе организован пропускной режим, при этом проникновение внутрь здания посторонних людей, а также выпуск детей без разрешения учителей, либо родителей невозможен. Ведется видеонаблюдение за входом в школу.

Для прохождения педагогической практики были организованы необходимые условия. Небольшие неудобства доставила периодическая смена расписания в сентябре.

Особых проблем при прохождении практики не возникало. Основной причиной затруднений было отсутствие должного опыта в областях преподавания географии, а также психологии и педагогики. Достижению больших результатов должно способствовать дальнейшее совершенствование знаний и умений в профилирующих областях.

Список использованных источников

    География материков и океанов. 7 кл. В.А. Коринская, И.В. Душина, В.А. Щенев. – М., Дрофа, 2005. – 318

    Поурочные разработки по географии. Материки, океаны, народы и страны. 7кл. Н.А. Никитина. – М., Вако, 2006. – 288

    Экономическая и социальная география мира. 10 кл. В.П. Максаковский. – М., Просвещение, 2005. – 350

    http://www.rusedu.ru/detail_2825.html

    Энциклопедия для детей. Геология. М.Д. Аксенова. – М., Аванта+, 2002. – 688

    Энциклопедия для детей. Страны, народы, цивилизации. М.Д. Аксенова. – М., Аванта+, 2000. – 704

    Географический энциклопедический словарь. М., Советская энциклопедия, 1988. – 241

Приложения

Приложение №1. Самоанализ урока по физической географии

Предмет: География материков и океанов

Тема урока: Климатообразующие факторы

Ф.И.О. учителя: Гусев Александр Михайлович

Число учащихся по списку: 25 человек

Класс: 7 «Б»

Присутствует: 24 человека

Цели и задачи урока:

    Продолжить формирование представлений и знаний об Атмосфере и климате Земли.

    Познакомить учащихся с основными типами воздушных масс и постоянными ветрами.

    Сформировать представление о зависимости между направлениями господствующих ветров и поясами атмосферного давления.

Тип урока: комбинированный.

Анализ урока:

Материал урока соответствует требованиям программы, и объяснение материала направлено на достижение поставленной цели. Материал для данного урока был взят из учебника по географии: География материков и океанов. 7 кл. В.А. Коринская, И.В. Душина, В.А. Щенев. – М., Дрофа, 2005. И из брошюры «Поурочные разработки по географии. Материки, океаны, народы и страны», автор Н.А. Никитина 7 класс. – М., ВАКО, 2006.(В помощь школьному учителю). Тип урока – комбинированный. В начале урока учитель приветствовал учеников и поставил цели и задачи предстоящего урока, что заняло примерно 3 минуты. Тема и число были написаны на доске. Таким образом, учащиеся были осведомлены, чем они будут заниматься на уроке. Проверка домашнего задания была в форме устного индивидуального опроса и заняла 8 минут. Всего было опрошено 4 ученика, ответы были не у всех полными и некоторые требовали помощи учителя. Выбор учеников был обусловлен недостатком у них оценок, а также некоторое равнодушие к изучаемому предмету. Затраты времени, на мой взгляд оказались оптимальными: на объяснение нового материала осталось достаточно времени. Затем шло объяснение нового материала – 25 минут. Оставшиеся 5-8 минут были отведены на закрепление полученных знаний, подведение итогов урока и выставление оценок.

    Методический компонент урока:

На уроке применялись следующие методы обучения: рассказ, элементы беседы, работа с картографическим и схематическим материалом.

    Деятельность преподавателя.

В начале урока учителем были поставлены цели и задачи предстоящего занятия. Таким образом, учащиеся были осведомлены, чем они будут заниматься на уроке. Затем проводился опрос учащихся по пройденной теме «Роль атмосферы в жизни Земли. Климатические карты», далее последовало объяснение нового материала. Рассказ учителя сочетался с общением с классом. Учитель направлял размышления учеников в нужное русло, продолжая объяснение новой темы.

    Деятельность учащихся.

Почти все ученики на уроке были внимательны (лишь за некоторым исключением), проявляли интерес к изучаемой теме, активно принимали участие в беседе. Качество ответов было на достаточно высоком уровне (но все, же иногда требовалась помощь учителя), была видна подготовка домашнего задания учениками, в целом учащиеся показали хорошие остаточные знания из курса 6 класса и пройденной ранее темы.

    Вывод.

Поставленные цели и задачи урока были реализованы, учащимся была дана необходимая информация по теме «Климатообразующие факторы».

Приложение №2. Анализ урока по физической географии

Предмет: География материков и океанов

Тема урока: Как люди открывали мир

Ф.И.О. учителя: Медведева Галина Геннадьевна

Число учащихся по списку: 25 человек

Класс: 7 «Б»

Присутствует: 25 человек

Цели и задачи урока: ознакомить учащихся с историей географических открытий.

Тип урока: Лекция

Учитель четко сформулировал тему урока. Число и тема зафиксированы на доске. Подготовка класса заняла 5 минут.

Изучение нового материала опиралось на подготовленную лекцию учителя по выбранной теме. На лекцию отводилось 30 минут. В процессе чтения лекции особых проблем как с дисциплиной, так и с изучаемым материалом не возникало.

Преподаватель заранее точно сформулировал те аспекты материала, которые должны освоить учащиеся. Перед уроком был сделан акцент на то, что после урока будут выборочно собраны тетради и поставлены оценки за работу на уроке.

В связи с правильно выполненными деталями, внимание учеников к новой теме не было потеряно. В конце урока было дано домашнее задание в устной форме, что заняло 5 минут.

Педагогические

  • Социально-культурная деятельность (2)

    Учебное пособие >> Социология

    ... по формуле «потребитель получил досуго-вую услугу, а моя ... школами и студиями, школами искусств, спортивными школами ... по масштабам игровая деятельность. Как свидетельствует педагогическая практика ... , Кемерово, Саратове , Ставрополе, Перми... персональные отчеты . ...

  • ОТЧЕТ

    О прохождении производственной (педагогической) практики

    Магистром I курса по направлению

    «44.04.01 - Педагогическое образование»

    Магистерская программа

    «Образование в области безопасности жизнедеятельности»

    ФИО магистранта

    Ибаева Татьяна Губатуллиновна

    Научный руководитель: доцент кафедры безопасности жизнедеятельности, кандидат педагогических наук Гафнер Василий Викторович

    Екатеринбург, 2018

    ДНЕВНИК

    Производственной (педагогической) практики

    магистранта __1__ курса по направлениюОПОП 44.04.01 - Педагогическое образование. Образование в области безопасности жизнедеятельности.

    (фамилия, имя, отчество)

    Место прохождения практики: Уральский государственный педагогический университет. Факультет безопасности жизнедеятельности.

    Сроки прохождения практики: 15.01.2018 – 25.03.2018;

    21.05.2018 – 03.06.2018

    Руководитель практики: заведующий кафедрой безопасности жизнедеятельности, кандидат педагогических наук, доцент кафедры безопасности жизнедеятельности

    Гафнер Василий Викторович

    (должность, ученая степень, ученое звание, фамилия, имя, отчество)

    Индивидуальный план работы магистранта

    ________ Ибаева Татьяна Губатуллиновна ____

    (фамилия, имя, отчество )

    Дата Содержание деятельности Форма отчетности Отметка о выполнении Подпись руководителя
    15.01 Установочная конференция: ознакомление с задачами и содержанием практики, организационные вопросы Участие в работе конференции
    17.01-17.02 Присутствие на занятиях педагогов эссе
    18.02-25.03 Проведение занятий Конспекты занятий
    18.02-25.03 Проведение контрольных и диагностических мероприятий Аналитический отчет
    18.02-25.03 Анализ среды образовательного учреждения Аналитический отчет
    21.05-03.06 Подготовка отчета Составление отчета по практике


    Магистрант______________________ ФИО Ибаева Т.Г.


    Отчет о прохождении производственной (педагогической) практики

    ________________Ибаева Татьяна Губатуллиновна ______________

    (фамилия, имя, отчество )

    Сроки и место прохождения практики: с 15.01-25.03. 2018г. _и с 21.05-03.06.2018г. Уральский государственный педагогический университет Факультет безопасности жизнедеятельности.

    Виды работ, выполненные в период практики: в период прохождения производственной (педагогической) практики познакомилась с организационной структурой и основными направлениями деятельности университета, посетила занятия преподавателей, разрабатывала конспекты занятий и проводила на практике, где применялись современные методики и технологии организации и реализации образовательного процесса (кейс-технологии, тренинговые технологии); кроме этого разрабатывались - учебно-технологическая карта, индивидуальный образовательный маршрут и т.д.

    Личностно-профессиональные изменения, произошедшие за время практики (личностно-профессиональный рост, расширение жизненного опыта, повышение мотивации учебной деятельности, формирование представления о будущей профессии и т.п.): произошло развитие профессиональной компетентности как педагога, личностно-гуманистической ориентации, системного видения педагогической реальности, овладение педагогическими технологиям и способностью к интеграции с педагогическим опытом, расширение жизненного опыта.

    Профессиональные знания и навыки, полученные в ходе практики: повторила и закрепила теоретические знания, расширила и повысила основные профессионально-педагогические умения, навыки; вспомнила основы владения педагогическими технологиями и педагогической техникой; узнала современные методы мониторинга в процессе педагогической деятельности; проявила творческое мышление, индивидуальный стиль профессиональной деятельности, исследовательский подход к ней; появились потребности в педагогическом самообразовании, самосовершенствовании.

    Трудности, возникшие в ходе практики:

    организационные: практика на базе университета отнимает много времени от постоянного места работы, работодатель неохотно идет на встречу

    содержательные : возникли сложности преподавания в студенческой среде, так как до этого была ориентирована на школьников. У школьников урок 40 минут, у студентов 1,5 часа, это существенно по нагрузке на преподавателя, кроме этого манера изложения для школьника и для студента различается, студенты быстрее «схватывают» материал, быстро записывают и времени на это у них уходит меньше чем у школьника, было тяжело правильно распределить время занятия.

    другие_____________________________________________________________

    ___________________________________________________________________

    Оценка собственных перспектив профессионального развития: благодаря своей целеустремленности, нежеланием останавливаться на достигнутом, активной жизненной позиции, коммуникабельности я стремлюсь реализовывать на практике свои идеи и замыслы, постоянно повышать собственный образовательный уровень, свое педагогическое мастерство, осуществлять личностно-ориентированный подход к каждому школьнику. Овладение новыми образовательными технологиями, формами и методами преподавания, дает мне хорошую перспективу применения их в своей профессиональной деятельности и дальнейшему профессиональному росту.