Эффективные механизмы неформального образования педагогов. Организационные формы обучения в рамках неформального образования педагогических работников в условиях образовательной организации

Рассмотрев различные теоретические аспекты развития неформального педагогического образования, определив методологические подходы к рассмотрению содержания самого понятия, мы описали признаки неформального педагогического образования и факторы, обуславливающие высокую эффективность неформального педагогического образования.

К сожалению, в процессе работы над проблемой развития неформального педагогического образования в условиях школы, мы практически не встретили научных разработок, раскрывающих виды и формы этого образования, в том числе и в системе повышения квалификации педагогических кадров.

Социально-экономическое развитие общества предполагает новые модели системы образования, профессиональной подготовки, повышения квалификации педагогических работников, которые должны в соответствии с требованиями времени иметь непрерывный характер и быть адекватными новым целям школьного образования, что подразумевает неоднократное возвращение педагогов в той или иной форме в образовательный процесс. И, как отмечает Е.Л. Фрумина, «при получении новых знаний и компетенций ключевую роль начинает играть не формальное, устроенное линейно, а неформальное образование» . Все чаще обучение на протяжении всей жизни реализуется через информальные механизмы, которые действуют как инструменты самообразования, а неформальное образование может служить действенным инструментом, активизирующим процесс самообразования.

В данном параграфе мы ставили цель рассмотреть формы организации неформального педагогического образования в условиях школы, среди которых пытались ответить на вопрос: какие современные организационные формы неформального педагогического образования наиболее эффективны?

В своем труде по андрагогике М.Ш. Ноулс сформулировал основные положения данной науки. Они отражают важные особенности взрослых обучающихся, которые, по нашему мнению, необходимо учитывать при организации процесса неформального обучения:

Взрослому человеку, который обучается -- обучающемуся (а не обучаемому) принадлежит ведущая роль в процессе обучения;

Он, являясь сформировавшейся личностью, ставит перед собой конкретные цели обучения, стремится к самостоятельности, самореализации, самоуправлению;

Взрослый человек обладает профессиональным и жизненным опытом, знаниями, умениями, навыками, которые должны быть использованы в процессе обучения;

Взрослый ищет скорейшего применения полученным при обучении знаниям и умениям;

Процесс обучения в значительной степени определяется временными, пространственными, бытовыми, профессиональными, социальными факторами, которые либо ограничивают, либо способствуют ему;

Процесс обучения организован в виде совместной деятельности обучающегося и обучающего на всех его этапах.

По данным исследований психологов, взрослые забывают то, что им рассказывалось через два дня (в 50%), через неделю (в 80%), через месяц (в 90%). Поэтому при организации системы обучения взрослых, в том числе в виде неформального образования, стоит задача поиска актуальных форм получения знаний, способствующих решению этой задачи.

Под формой организации обучения ученые понимают вид занятия, исторически сложившуюся, устойчивую и логически завершенную организацию педагогического процесса, которому свойственны систематичность и целостность, саморазвитие, личностно-деятельностный характер, постоянство состава участников, наличие определенного режима проведения.

Проанализировав литературу, посвященную формам обучения и получения образования, мы разработали классификацию форм неформального обучения по признакам:

6. Формы получения образования:

В организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

Вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

7. Формы обучения в организациях образовательных технологий.

8. Формы обучения вне организаций:

Самообразование;

Образование с привлечением специалистов, консультантов, тьюторов и других профессионалов.

9. Формы взаимодействия:

Активные;

Интерактивные;

Пассивные.

10. Организационные формы обучения:

Индивидуальные;

Фронтальные;

Групповые;

Комбинированные;

Корпоративные;

Аудиторные;

Внеаудиторные;

Краткосрочные;

Долгосрочные.

11. Виды организационных форм обучения:

Семинары;

Вебинары;

Мастер-классы;

Конференции;

Фестивали;

Конкурсы;

Проектное обучение;

Лабораторные;

Эксперименты;

Консультирование;

Тренинги;

Экскурсии;

Практикумы;

Марафоны;

Педагогический абонемент и/или образовательный модуль;

Профессиональные сообщества;

Стажировочные площадки;

Мастерские обмена опытом;

Наставничество;

Ротация.

Представленное разнообразие форм в приведенной классификации еще раз подтверждает, что выделенные нами характеристики неформального педагогического образования (далее - НПО): динамичность, открытость, вариативность, целенаправленность, индивидуализированность, мобильность

– верны. НПО не зависит от места и времени, обладает разнообразными видами организационных форм, при этом выбор той или иной формы пополнения знаний зависит от индивидуальной потребности обучающегося и целей, которые он перед собой ставит.

Современная информальная среда вынуждает взрослого человека к активному и непрерывному участию в образовательной деятельности. Бесконечный поток информации, с которым мы ежедневно сталкиваемся, зачастую приводит к возникновению профессиональных трудностей и дефицитов, ликвидировать которые представляется возможным, включившись в систему неформального образования.

Наиболее эффективными формами устранения профессиональных трудностей являются такие формы взаимодействия, которые носят интерактивный и/или активный характер и полностью отвечают интеллектуальным, социальным и психологическим потребностям обучаемого.

Остановимся подробнее на сущности видов организационных форм неформального образования, которые, по нашему мнению, являются наиболее эффективными в рамках организации повышения квалификации педагогических сотрудников в условиях школы.

При реализации системы НПО в образовательной организации одним из эффективных инструментов обмена опытом и повышения квалификации выступают мастер-классы. Первая часть словосочетания «мастер-класс» означает «профессионал, обладающий знаниями, практическими навыками, методиками, которыми не обладает основная масса специалистов», а вторая это показатель высокого качественного уровня.

Мастер-класс является особым способом обобщения и распространения передового педагогического опыта. Он представляет собой фундаментально разработанный оригинальный метод или авторскую методику, которые опираются на свои принципы и имеют определенную структуру. Мастер-класс отличается от других форм трансляции опыта тем, что в процессе его проведения идет непосредственное обсуждение предлагаемого методического продукта и поиск творческого решения педагогической проблемы как со стороны участников мастер-класса, так и со стороны Мастера (преподавателя, который ведет мастер-класс).

М. М. Поташник, характеризуя мастер-класс дает следующее определение: «Мастер-класс - ярко выраженная форма ученичества именно у Мастера, то есть передача мастером ученикам опыта, мастерства, искусства в точном смысле, чаще всего - путем прямого и комментированного показа приемов работы».

Мастер-класс является эффективной формой передачи знаний и умений, обмена опытом обучения, воспитания и развития, где центральным звеном выступает демонстрация оригинальных методов освоения определенного содержания при активной роли всех участников занятия.

Нами выделены характерные признаки мастер-класса:

Определяет новый подход к философии обучения, который ломает устоявшиеся стереотипы и формы;

Активизирует самостоятельную работу в малых группах, позволяющую проводить обмен мнениями;

Включает всех участников в активную деятельность;

Определяет проблемную задачу и решает ее через проигрывание различных ситуаций;

Раскрывает творческий потенциал и Мастера, и участников мастер-класса;

Не навязывает формы, методы, технологии работы участникам;

Представляет возможность каждому участнику воспользоваться предлагаемым методическим материалом;

Процесс познания гораздо важнее, ценнее, чем само знание;

Форма взаимодействия - сотрудничество, сотворчество, совместный поиск.

Позитивным результатом мастер-класса можно считать результат, выражающийся в овладении участниками новыми творческими способами решения педагогической проблемы, в формировании мотивации к самообучению, самосовершенствованию, саморазвитию, самоактуализации.

Следующей популярной формой получения новых знаний и организации обмена педагогическим опытом являются конференции, которые на сегодняшний день являются одной из самых динамичных и интерактивных форм неформального образования. Конференция - это собрание представителей организаций, предприятий, студентов, коллег, людей из одной профессиональной сферы, преподавателей одного или нескольких учебных заведений для обсуждения и решения особых вопросов. Каждый участник может определить свою роль в данном мероприятии: слушатель, докладчик и т.д. Также возможно заочное участие в конференции с последующей публикацией работы в сборнике по материалам конференции. Конференцию часто сочетают с другими формами неформального образования, что позволяет повысить эффективность занятий, которые требуют использования разных методов преподавания:

Конференция-лекция (проводят в виде научно-практического занятия, содержащего защиту докладов, выступления с рефератами; обязательные этапы - подведение итогов, уточнение информации, вопросы слушателей);

Конференция-семинар (сочетает признаки обеих форм: обсуждение поставленной проблемы/вопроса и практический компонент);

Конференция-мастер-класс (в процессе используют разные методы и формы преподавания: лекция, тренинг, мастер-класс). Благодаря такому формату проведения конференции слушатели получают новые знания, возможность профессионального развития, анализа опыта в определенной сфере, практической отработки навыков, реализации творческого потенциала.

Все популярней в сфере образования становится проведение веб- конференций, где участники получают возможность донести свое видение решения той или иной проблемы до огромной аудитории интернет- пользователей. В режиме реального времени для нескольких или нескольких сотен одновременных участников онлайн встречи позволяют организовать как совместные обсуждения актуальных вопросов системы образования, так и обучающие мероприятия, повышающие уровень компетенции каждого активного участника. Онлайн конференция позволяет также демонстрировать презентации, непрерывно работать с приложениями и документами, просматривать сайты, причем каждый из участников находится на своем рабочем месте около компьютера.

Другой информационно-коммуникационной формой проведения обучающих мероприятий являются вебинары или онлайн-семинары. Их используют для обозначения презентации, лекции, семинара или курса, организованных при помощи web-технологий в режиме реального времени. Основной целью проведения вебинара является обучение.

Значимым достоинством информационно-коммуникационных форм обучения является непривязанность к месту.

Одной из актуальных форм интерактивного обучения, целью которого является развитие компетентности межличностного и профессионального поведения в общении, является тренинг. Тренинг (от английского train - воспитывать, учить, приучать) - это процесс получения навыков и умений в какой-либо области посредством выполнения последовательных заданий, действий или игр, направленных на достижение наработки и развития требуемого навыка.

В тренинговом обучении выделяют три этапа:

Информационный (получение теоретического знания);

Практический (приобретение участниками практического опыта);

Рефлексивный (участники делятся своими впечатлениями, ощущениями, высказывают свои пожелания).

Данная форма обучения имеет огромное количество преимуществ сравнительно с другими формами. Так как тренинг - это интерактивное мероприятие, он предусматривает сотрудничество тренера и группы, определенные действия со стороны обучающихся и постоянный диалог между участниками. Тренер моделирует ситуации, через которые участники должны пройти. Таким образом, каждый член коллектива, выполняя поставленные задачи, практическим путем усваивает информацию.

Также реализацию идеи диалога во всех его аспектах, активный обмен мнениями, знаниями, творческими находками мы можем получить, реализуя такую форму обучения как мастерская обмена опытом.

Педагогическая мастерская - форма обучения взрослых, которая создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия.

Результат работы в мастерской не только реальное знание или умение, сам процесс постижения истины и создания творческого продукта. Важная характеристика работы педагогической мастерской - сотрудничество и сотворчество.

И. А. Мухина выделяет следующие принципы и правила ведения мастерской:

Ценностно-смысловое равенство всех участников, включая мастера - руководителя мастерской.

Право каждого на ошибку: самостоятельное преодоление ошибки

– путь к истине.

Психологический комфорт, эмоциональный комфорт, творческая раскованность при проведении мастерской создаются безоценочной деятельностью участников, отсутствием критических замечаний и свободой выражения мыслей.

Предоставление свободы в рамках принятых правил реализуется:

Во-первых, в праве выбора на разных этапах мастерской (обеспечивается руководителем);

Во-вторых, в праве не участвовать на этапе «предъявления продукта»;

В-третьих, в праве действовать по своему усмотрению, без дополнительных разъяснений руководителя.

Диалоговость - главный принцип взаимодействия, сотрудничества, сотворчества. Не спор, даже не дискуссии, а диалог участников мастерской, отдельных групп, диалог с самим собой, диалог с научным авторитетом - необходимое условие личного освоения элементов культуры, условие восхождения к новым истинам.

Существенным признаком мастерской является ограничение участия в практической деятельности мастера, руководителя как авторитета на всех этапах. Его задача состоит скорее в некоторой фиксации достигнутого участниками. Руководитель мастерской не ставит вопросов и не отвечает на них. В ряде случаев он может включиться в работу «на равных».

По продолжительности педагогические мастерские могут быть «одноактными» (однодневными) и «многоактными» (многодневными). Это зависит от характера деятельности в ходе мастерской, поставленных целей и задач, которые определяет участник или организатор.

Немаловажным мотиватором в повышении квалификации педагогических кадров является организация и проведение профессиональных конкурсов, фестивалей и марафонов на базе учреждения. Конкурсные мероприятия направлены на совершенствование профессионального мастерства педагогов и развитие учительского потенциала, стимулирование профессионального роста педагогов и развитие профессиональной компетентности педагогических работников в процессе обсуждения актуальных проблем, приоритетных направлений модернизации образования, создание условий для эффективной диссеминации передового педагогического опыта. Профессиональные конкурсы, фестивали, марафоны позволяют включиться в активную инновационную деятельность, наиболее полно осуществить личностно-ориентированный подход к своему профессиональному и карьерному росту.

Одним из необходимых умений, которым должен обладать педагог является умение проектировать свою деятельность на перспективу. Таким образом, проектная деятельность как система действий, операций и процедур, необходимых для разработки и реализации проекта, представляет собой определенную технологию, которая может быть освоена в процессе обучения.

Проектное обучение представляет собой процесс целенаправленного освоения проектной деятельности и является одним из наиболее эффективных средств для решения задач компетентностного подхода в образовании. Оно относится к интерактивным формам обучения и представляет собой внедрение частных проектов в учебную деятельность обучающихся. Проектное обучение содержит систему организационных, корректирующих и контролирующих действий преподавателя, он является консультантом, компетентным сопровождающим, специалистом, который помогает проектантам в любых вопросах и способствует их развитию в познавательной, исследовательской, новаторской, творческой деятельности. Ситуационный характер проектной деятельности обусловливает формирование, развитие и совершенствование разных компетентностей педагогов в профессиональном, социальном и личностном плане.

Эффективность проектного обучения обусловлена следующими организационными принципами:

1. Принцип самостоятельности (ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся).

2. Принцип проблемности (предполагает решение заданной проблемы с помощью поиска нового знания).

3. Принцип направленности на результат (ориентирован на получение определенного материального результата).

4. Принцип коллегиальности (предполагает взаимопомощь и поддержку между участниками).

5. Принцип интериоризации (проектные действия формируются, закрепляются и активно используются в деятельности обучающихся).

На современном этапе активного развития системы ДПО одной из инновационных форм повышения квалификации педагогов становится предлагаемая МИОО образовательная услуга «Педагогический абонемент», которая оказывается на базе образовательных организаций города Москвы и может содержать любой набор учебных мероприятий в зависимости от запроса. Объем одного учебного модуля не превышает 12 часов, соответственно не оканчивается выдачей удостоверения или другого документа государственного образца. В разделе предложений можно выбрать направление, в котором педагог хотел бы самосовершенствоваться (разделы: педагог, предмет, детский коллектив, ГИА, детский коллектив, особый ребенок, дошкольное образование, начальное образование, вопросы комплекса). Формы реализации данной программы предлагаются следующие: лекция, семинар, индивидуальная или групповая консультация, мастер-класс, вебинар.

Индивидуальные программы повышения квалификации, в рамках которых учитель может осваивать отдельные модули в короткий срок, накопление которых в течение учебного года дает возможность пройти полноценное обучение, не отрываясь надолго от учебного процесса, имеют дальнейшую перспективу развития.

Вышеописанная услуга привлекает свое внимание тем, что предлагается государственным региональным институтом и подразумевает включение в преподавательский состав высококвалифицированных специалистов.

Мы считаем, что наиболее эффективным для использования в процессе повышении квалификации педагогов в формате неформального педагогического образования в условиях школы является акмеологическое консультирование. Акмеологическое консультирование - это специально организованный процесс взаимодействия педагога и консультанта, в ходе которого могут быть актуализированы дополнительные личностные и профессиональные возможности, способности, резервы, позволяющие найти новые пути выхода из затруднительных проблемных ситуаций, повысить профессионализм. Данная индивидуальная работа с педагогом или группой педагогов связана с оказанием им помощи в достижении собственных вершин многогранной профессиональной деятельности педагогического мастерства.

Акмеологическое консультирование в процессе повышения квалификации педагогов призвано обеспечить пространство, в котором педагог сможет проанализировать собственное профессиональное состояние, отрефлексировать прежний профессиональный опыт и наметить новые пути личностно-профессионального развития.

Представленные виды организационных форм эффективны в той мере, в какой создают атмосферу доверия, общения и взаимопонимания участников; позволяют осмыслить теоретические предпосылки и подходы к рассматриваемым проблемам; создают условия для активной практической и интеллектуальной деятельности; обеспечивают возможность проанализировать результаты совместной деятельности и индивидуальное развитие (рефлексия).

Таким образом, в данном параграфе нами рассмотрены виды организационных форм неформального педагогического образования, установлено, что в основе выбора того или иного вида необходимо учитывать особенности и индивидуальные потребности категории обучающихся (взрослых), опираться на эмпирический подход, исходя из понимания неформального образования как вида коммуникативной деятельности и акмеологический,который побуждает педагога к раскрытию его профессиональных возможностей. При прохождении через механизмы идентификации, рефлексии, стереотипизации, обратной информации, необходимо особо строить взаимодействие обучающегося и обучающего.

Разработанная классификация форм неформального обучения отчасти отражает и образовательную деятельность в рамках формального обучения. Однако существенным отличием является то, что выбор форм получения образования, форм взаимодействия, организационных форм обучения, видов организационных форм остается за обучающимся.

Таким образом, при определении сущности и этимологии феномена «неформальное образование», уточнении понятия «неформальное педагогическое образование» и определении основных организационных форм неформального образования педагогических работников в условиях организации можно констатировать следующие положения:

1. Проблема исследования неформального образования ненова для отечественной педагогической науки.

2. В процессе развития научного педагогического знания термин «неформальное образование» претерпевает определенные изменения и рассматривается на основании различных методологических подходов: личностно-деятельностного, компетентностного, функционального, социокультурного, андрагогического, акмеологического, системного, гуманистического, сравнительного, деятельностного, которые расставляют четкие акценты на рассмотрение квинтэссенции вышеуказанного феномена.

3. Понятие «неформальное образование» достаточно широкое, что позволило выделить и определить его признаки с различных позиций: с точки зрения государственного управления и контроля, с точки зрения организации процесса обучения, с точки зрения получения образования, с точки зрения доступности, с точки зрения места в системе непрерывности получения знаний.

4. Анализ литературы позволил разработать классификацию форм неформального обучения и выделить среди них наиболее эффективные современные организационные формы неформального педагогического образования в условиях школы.

М. С. Якушкина

(Санкт-Петербург)

Способы и формы организации неформального

ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ РАЗНОВОЗРАСТНЫХ СООБЩЕСТВ

В статье рассматриваются способы и формы организации неформального образования для разновозрастных сообществ, а также условия выбора того или иного способа неформального образования

В условиях развития рыночной экономики каждый человек должен быть готов к быстрым переменам в социокультурной ситуации территории своего проживания, региона, страны. Формирование у человека такой готовности невозможно без умения анализировать свой опыт и опыт других. Одним из эффективных средств формирования у людей готовности к проявлениям динамики социокультурной ситуации и своих возможностей становится неформальное образование, которое обеспечивает личностный рост, внедрение в ежедневную деятельность и досуг собственных образовательных маршрутов, программ и проектов. Неформальное образование, которое человек осваивает в течение жизни, расширяет его кругозор, способствует его воспитанию, изменяет его поведение, помогает ему осуществить серьезные сдвиги в мировоззрении.

Проблема исследования возможностей неформального образования широко представлена в педагогической науке. Предметом внимания ученых стали вопросы теории неформального образования, раскрывающие основные характеристики, принципы построения системы неформального образования. Активно анализировался в педагогической литературе принцип непрерывности неформального образования (С. Г. Вершловский, Р. Даве, Х. Гуммель, Н. С. Розов и др.] .

Прежде всего, необходимо подчеркнуть, что неформальное образование в организационном плане наиболее гибкое, разнообразное по форме и образовательной тематике. Оно способно удовлетворить разнообразные образовательные потребности разных групп населения и стать значимым механизмом социализации индивида, помогая ему осваивать в социуме новые социальные роли, способствуя развитию, самообразованию и само-

воспитанию. Неформальное образование становится сегодня значимым механизмом мультикультурной и политической социализации личности .

Неформальное образование, как правило, отличается оригинальным подходом к организации образовательной деятельности, ориентированным на авторские особенности педагога, связью с изменениями в социокультурной среде, позитивным влиянием на самообразование, самовоспитание и саморазвитие человека.

Одним из ключевых моментов в моделировании и реализации системы неформального образования в поли- и мультикультурном пространстве, по мнению ряда ученых (Л. М. Дробижева, В. А. Тишков, Н. М. Лебедева, М. Ю. Мартынова и др.], является то, что оно способствует повышению межкультур-ной компетентности и создает условия для межкультурного общения . Неформальное образование - основа эффективной организации межнационального общения и создания предпосылок для формирования эффективного межкультурного диалога в регионе, стране, на пространстве стран Содружества.

Наиболее эффективным способом неформального образования для молодежи и взрослых участников образовательных групп считают семинар-тренинг.

В педагогической литературе (Б. С. Братусь, О. С. Газман, В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев, С. Г. Косарецкий, К. Роджерс, И. С. Якиманская и др.] в качестве одного из условий эффективной реализации практик неформального образования рассматривается создание психолого-педагогического сопровождения образовательной деятельности его участников .

Предметом нашего исследования является неформальное образование разновозрастных

сообществ. Рассмотрим, какие формы и способы организации и самоорганизации неформального образования могут быть наиболее эффективны в данном случае.

Можно предположить, что в качестве эффективных форм организации неформального образования разновозрастных сообществ могут быть использованы: семейное образование; досуг; самообразование разновозрастных сообществ в библиотеках и медиа-центрах, читательских клубах; образовательный туризм; музейная и религиозная педагогика.

Среди способов организации неформального образования выделяют: наставничество; коучинг (coaching]; обучение в рабочих группах; обучение действием (action learning]; сто-рителлинг (метафорическая игра, Play-back театр]; шедоуинг (Job Shadowing]; секонд-мент (Secondment); баддинг (Buddying]; электронные способы (e-learning].

Самым распространённым способом в российской практике является наставничество, которое развивается в России начиная с 30-х годов прошлого века. Наставничество предполагает существование профессионального мастера, коллеги, учителя - то есть наставника - и ученика, которые, взаимодействуя друг с другом, передают и приобретают знания и формируют опыт, отличный для каждого возрастного этапа развития личности.

Индивидуальный коучинг (raaching] вошел в педагогическую практику и получил признание в нашей стране к концу 90-х годов прошлого столетия. Он стал актуальным в связи с возрастающими потребностями обучающихся иметь тьютора, куратора, консультанта, который мог бы совместно с обучающимся разработать индивидуальный образовательный план, направленный на реализацию потенциала человека, его личных возможностей.

Обучение в рабочих группах можно рассмотреть на примере командных игр (Team building]. По сути, они представляют собой задания, направленные на создание из группы команды - сообщества с едиными целями, ценностями. Такие игры развивают у участников чувство сплоченности, помогают осознать свою роль в команде, влияние собственного поведения на состояние всей группы, сообщества; формируют опыт непосредственного взаимодействия с другими людьми, доверие к участникам игры. Приступая к моделированию и выполнению задания, очень

важно учитывать готовность группы к игре и реализации той или иной сложности задачи.

Обучение действием (action learning] можно рассмотреть на примере игры Ледоколы (Ice-breaker]. Она заключается в выполнении коротких активных заданий длительностью около 5 минут. Такая игра позволяет снять напряжение, повысить концентрацию внимания; обычно не требует специальной подготовки и тематических материалов.

Сторителлинг стал применяться в практике неформального образования несколько лет назад. Он представляет собой эффективный способ передачи определенной информации, нацеленной на развитие личности. К такой информации можно отнести мифы, легенды, сказки, увлекательные и поучительные истории из жизни героев, значимых для той или иной возрастной группы. Каждый человек в своей жизни оказывался в ситуации выбора, когда необходимо принять ответственное решение. В этой ситуации подчас короткая история, рассказанная кем-то или прочитанная, сказка, крылатая фраза, метафора могут помочь разрешению ситуации. Их эффективность и объясняется тем, что они помогают ответить на возникшие жизненные вопросы. Как правило, используются готовые, часто общеизвестные метафоры, однако сегодня многие авторы сочиняют новые философские притчи, современные сказки, короткие рассказы, которые появляются в печати, Интернете и т.д. Ранее это называлось сказительством. Сочинители, сказочники, писатели создавали истории, в основе которых реальные факты, придавая им отчасти нереальный смысл, связанный с мечтой или фантазией. Сегодня это искусство называют сторителлингом.

Поиск разрешения жизненной ситуации на основе анализа того или иного случая - рассказа из жизни значимых для участников разновозрастного сообщества героев - развивает критическое мышление, навыки анализа, актуализирует умение отличать факт от предположения.

Play-back театр является модификацией сторителлинга. Он дает возможность с по-

мощью профессиональных актеров на сцене сделать зримой некую ситуацию, случившуюся в далеком прошлом или только что произошедшую в настоящем. Цель практик Playback театра - воздействие на зрителей с помощью рефлексии. Вместе с тем сильной стороной Play-back театра является и то, что он позволяет в короткие сроки моделировать ситуацию, незначительно меняя один или несколько компонентов представляемой на сцене ситуации.

Ролевые игры: разыгрывание группой участников разработанного заранее сценария, так или иначе связанного с образовательной областью, расширяет взгляды, меняет отношение к направлению или к теме, наглядно показывает последствия поведения в той или иной заданной ситуации; моделирует кризисные ситуации в безопасных условиях. Важно при этом, чтобы поведение участников не было ограничено жесткими правилами, но определялось пониманием своей роли.

Несмотря на то, что обучение с использованием шедоуинга (Job Shadowing - «следование как тень»] относят к наименее затратным методам, он пока не получил распространения в нашей стране. Шедоуинг стал использоваться как эффективный способ воспитания, развития, обучения молодежи. Суть его связана с тем, что обучающийся в течение определенного времени в ходе выполнения какой-либо работы находится рядом с опытным мастером-руководителем, следует повсюду за ним как «тень». Представляется перспективным использование его в неформальных образовательных практиках для разновозрастных семейных групп.

Использование в неформальном образовании секондмента (Secondment] также достаточно редко встречается в российской повседневной образовательной практике. Традиционно использующийся в практической деятельности аналог - стажировка - не может учесть всех особенностей обладающего более широкими возможностями способа секонд-мент, предполагающего перемещение лидера образовательной группы в другую группу, иную по тематике, направлению практической деятельности, проектной идее, проч.

Обучение с помощью баддинга (Buddying] также редко используется. Смысл его связан со значением термина «buddy», который можно трактовать в переводе с английского как партнер, друг, помощник, протягивающий ру-

ку помощи. Баддинг предусматривает существование двух сторон: одна из сторон передает знания, другая - получает. Обе стороны находятся в ситуации равноценного партнерства, передачи различной информации, советов и рекомендаций друг другу на равных правах. Однако при этом одна из сторон может оказывать поддержку другой в освоении новых компетенций, достижении личных целей или целей сообщества, которому она принадлежит. Баддинг иногда рассматривают как помощь, руководство, опеку или защиту одного человека другим. Иногда - как неформальное наставничество или равноправный коучинг.

Игры, разные по смыслу задания с соревновательными элементами организуются для привлечения внимания участников игры к тому или иному вопросу, теме, проч. Часто они организуются для знакомства участников какого-либо события, программы, проекта, создания условий сотрудничества группы. Они считаются очень эффективными. Как правило, таким заданиям уделяют незначительное время, подстраивая их, оперативно корректируя в соответствии с потребностями группы.

Симуляции связаны с воспроизведением реальной жизненной ситуации. Они организуются для того, чтобы стимулировать участников к поиску оптимального решения в ограниченное время для выхода из кризисной, небезопасной или поучительной ситуации, схожей с реально происходящей в жизни. При этом участники вступают в действие, реагируя на происходящие события самостоятельно, без программирования ролей и алгоритма действий. Такие задания максимально приближены к реальности, поэтому требуют тщательной, кропотливой подготовки. Поскольку симуляции часто связаны с экстремальными ситуациями, после окончания они требуют выявления членов группы, нуждающихся в последующей поддержке и выведении из игровой ситуации.

Демонстрация используется для презентации техники и правил работы с ней. Важно обеспечить каждому присутствующему равные возможности знакомства с условиями и особенностями работы в заданных условиях.

Моделирование (педагогическое моделирование] связывают с подражанием участников данной деятельности какой-либо модели или образцу, реально существующему в жиз-

ни. Моделирование включает наблюдение за тем или иным образцом, использование его на практике, обсуждение свойств моделируемого образца и решение поставленной задачи. Для разновозрастного сообщества моделирование можно использовать в освоении новой техники, метода или способа, поведения в незнакомой ситуации, знакомства с новой культурой (формирования межкультур-ного диалога]. При этом важным условием является доверие участников друг к другу.

Мозговой штурм используется для решения проблемной ситуации. Он предполагает групповой поиск идеи. Как правило, идеи фиксируются без оценки в течение ограниченного времени, а затем обсуждаются участниками группы. Мозговой штурм не только активизирует деятельность группы, но и создает в разновозрастном сообществе условия для развития творческого мышления, выработки нестандартного решения. Важно, что мозговой штурм требует значительной подготовки группы к сотрудничеству, умения ведущего управлять дискуссией. Важным условием также является доверие участников друг к другу.

Как видно из представленного обзора, такие способы организации неформального образования, как шедоуинг, секондмент, бад-динг, характеризуются направленностью на равноправные партнерские отношения, которые становятся более эффективными при выстраивании отношений со-бытия, со-трудни-чества, со-творчества в разновозрастном сообществе (в семье, в классе, в команде, в ином сообществе]. В отличие от них, использование в образовательных практиках в разновозрастном сообществе наставничества, стажировки, коучинга характеризуется связями подчиненности, что в меньшей степени позволяет рекомендовать их для работы.

Дискуссионным в настоящее время представляется вопрос об особой роли в дальнейшем развитии неформального образования электронных способов образования. В повседневную образовательную практику вошли энциклопедия Wikipedia, блоги, дискуссионные форумы, видеосервис на YouTube, Skypе, Facebook, Google и др. Масштабы общения в социальных сетях чрезвычайно велики.

Информационные технологии позволяют создавать новые методы неформального образования. Технологии WAP или GPRS привели к внедрению в образовательную практику

mobile learning (обучение с помощью мобильных телефонов, i-Pad, портативных компьютеров, проч.]. Однако вопрос о значимости их для образования разновозрастных сообществ не имеет однозначного ответа. К перспективным электронным способам неформального образования можно отнести блоги, он-лайн библиотеки (wikis]. Преимущество он-лайн библиотеки заключается в том, что наполнять информацией ее могут, например, дети с родителями.

Среди трудностей внедрения электронных способов образования можно назвать непонимание взрослыми возможности управления неформальными группами молодежи средствами образования, проблемы технической оснащенности электронных способов образования, технические и финансовые трудности создания высокотехнологичных продуктов e-learning, недостаток профессиональных тьюторов, кураторов, модераторов, фасилитаторов и других специалистов в области разработки электронных образовательных программ и управления дистанционным обучением.

В заключение остановимся на условиях выбора того или иного способа неформального образования для разновозрастного сообщества, к которым можно отнести: ситуативную уместность игры/задания и соответствие теме образовательной практики или маршрута; готовность разновозрастной группы к игровым действиям; уровень сформирован-ности сообщества; учет возрастных, гендерных, социальных, иных различий; количество участников группы; возможность импровизации в пространстве игры. Для разновозрастного сообщества важно обеспечить психологическую и физическую безопасность игры/задания.

Существенное условие, которое помогает моделировать и поддерживать доверие участников сообщества: право каждого на ошибку. Моделируя жизненные ситуации, опираясь на собственные ошибки, участники неформальных образовательных практик могут безболезненно формировать личностный опыт и проектировать стратегию и тактику дальнейшего собственного образования в разновозрастных сообществах. Можно сказать, что неформальное образование в разновозрастных сообществах открывает новые перспективы развития всей системы образования РФ.

Литература

1. Вершловский С. Г. От педагогики к андрагогике // Университетский вестник. - 2002. - Вып. 1. - С. 33-36.

2. Вершловский С. Г. Непрерывное образование: Историко-теоретический анализ феномена. - СПб: СПбАППО, 2008.

3. Скрынник И. К. Неформальное образование как средство повышения эффективности деятельности некоммерческих организаций: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - Ставрополь: Ставропольский госуниверситет, 2006. - 217 с.

4. Лебедева Н. М., Татарко А. Н. Социально-психологические факторы этнической толерантности и стратегии межгруппового взаимодействия в поликультурных регионах России // Психологический журнал. - 2003. - Т.24. - №5. - С. 31-44.

5. Слободчиков В. И. Проблема научного обеспечения инновационной деятельности в образовании (Концептуальные основания) : науч. изд. - Киров: Киров. обл. тип., 2003.

Цель форума: обсуждение инновационных практик по созданию механизмов неформального образования педагогических работников.

Задачи Форума:

  • Представить инновационный опыт Омской области в части осуществления методической работы с педагогическими работниками на региональном уровне;
  • Осветить современные подходы в неформальном образовании педагогов на муниципальном уровне;
  • Распространить эффективные практики расширения возможностей неформального образования педагогических работников Омской области.

Ведущие форума:

Колядинцева Оксана Александровна , первый проректор БОУ ДПО «ИРООО»;
Казакова Мария Александровна , проректор по организационно-методической деятельности и внешним связям БОУ ДПО «ИРООО»;
Акентьева Ирина Юрьевна , заведующий учебно-методическим центром сопровождения инноваций в образовании БОУ ДПО «ИРООО»;
Смирнова Елена Александровна , заведующий учебно-методическим центром сопровождения делового сотрудничества БОУ ДПО «ИРООО»;
Кочина Татьяна Георгиевна , заведующий учебно-методическим центром профессионального развития педагогических работников БОУ ДПО «ИРООО»;
Ляшевская Наталья Валерьевна , преподаватель кафедры управления и экономики БОУ ДПО «ИРООО», заместитель руководителя Региональной проектной лаборатории молодых педагогов Омской области;
Хацевская Елена Олеговна , старший методист учебно-методического центра сопровождения инноваций в образовании БОУ ДПО «ИРООО»;
Радионова Елена Викторовна
Седукова Наталья Валентиновна , методист учебно-методического центра сопровождения инноваций в образовании БОУ ДПО «ИРООО»;
Иванова Яна Анатольевна , методист учебно-методического центра сопровождения делового сотрудничества БОУ ДПО «ИРООО»;
Могутова Анна Александровна , методист учебно-методического центра профессионального развития педагогических работников БОУ ДПО «ИРООО».

08 ноября. Осуществление методической работы с педагогическими работниками на региональном уровне

Подробнее

Вопросы для обсуждения

  • Каковы, с Вашей точки зрения, приоритетные направления деятельности муниципальных методических служб в современных условиях модернизация образования?
  • В чем проявляются особенности функционирования муниципальных методических служб Вашего региона/муниципалитета?
  • Какой опыт в части осуществления методической работы с педагогическими работниками на региональном/муниципальном уровне (из представленного) Вы считаете эффективным и хотели бы внедрить в Вашем регионе/муниципалитете)?
  • Какие из представленных материалов оказались для Вас интересными и/или полезными?
  • Каковы Ваши предложения по развитию муниципальных методических служб на муниципальном/региональном уровне?

  • Исследовательский социально-педагогический проект «Образовательные комплексы как механизм управления качеством образования на территории Большереченского муниципального района» (Приложение 1);
  • Презентация Исследовательский социально-педагогический проект «Образовательные комплексы как механизм управления качеством образования на территории Большереченского муниципального района» (Приложение 2);
  • План работы МБУ «Центр развития образования» Калачинского муниципального района Омской области на 2016 г. (Приложение 3);
  • Электронная карта инновационных образовательных практик Калачинского муниципального района (Приложение 4);
  • Презентации муниципальных стажировочных площадок г. Калачинска (Приложения 5-10);
  • Программа муниципальной стажировочной площадки «Способы реализации системно-деятельностного подхода на уроках и во внеурочной деятельности», БОУ г. Калачинска «Лицей» (Приложение 11);
  • Презентации по реализации ФГОС дошкольного образования в Калачинском муниципальном районе (Приложения 12-14);
  • (Приложение 15);
  • Презентация «Особенности организации методической работы в условиях ФГОС общего образования». Калачинский МР (Приложение 16);
  • (Приложение 17);
  • Презентация выездного совещания руководителей муниципальных методических служб «Основные направления деятельности по организационно-методическому сопровождению образовательного процесса в Калачинской системе образования» (Приложение 18);
  • Материалы выездного совещания руководителей муниципальных методических служб «Основные направления деятельности по организационно-методическому сопровождению образовательного процесса в Калачинской системе образования» (Приложения 19-23);
  • Видеоролик «С любовью к Родине». Любинский МР (Приложение 24);
  • Видеоролик «Единство всех и уникальность каждого». Любинский МР (Приложение 25);
  • План работы на 2016 год КУ Любинского муниципального района «Ресурсный информационно-методический центр в сфере образования» (Приложение 26);
  • Материалы организации психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в Любинском муниципальном районе (Приложение 27);
  • Презентация районного фестиваля по итогам летней оздоровительной кампании «Красками радуги лето расцвечено». Любинский МР (Приложение 28) ;
  • Презентация «создание толерантной среды для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Любинский МР (Приложение 29);
  • Видеоролик «Система работы в ДОУ». Любинский МР (Приложение 30);
  • Презентации по системе работы с дошкольными образовательными учреждениями. Любинский МР (Приложения 31-34);
  • Видеоролик «Одаренный ребенок». Любинский МР (Приложение 35);
  • Презентация «Выявление интеллектуальной одарённости обучающихся через предметные олимпиады». Любинский МР (Приложение 36);
  • (Приложение 38);
  • (Приложение 39);
  • Стендовые доклады Любинского муниципального района (Приложение 40).

09 ноября 2016. Региональные инновационные площадки - инновационные комплексы в образовании (РИП-ИнКО) как механизм развития неформального образования педагогов

Подробнее

Вопросы для обсуждения

  • В чем, по Вашему, заключается преимущество участия образовательной организации в деятельности РИП-ИнКО?
  • Какие из представленных материалов оказались для Вас интересными и полезными? Обоснуйте.
  • В чем, на Ваш взгляд, заключается отличие реализации неформального образования педагога (на примере системы образования Омской области) от опыта Вашего региона/муниципалитета?
  • Какие подходы в организации обсуждаемой инновационной деятельности Вы хотели бы и могли бы использовать в своей работе?
  • Ваши предложения по развитию инновационных комплексов как механизмов неформального образования педагогов.

Материалы для ознакомления и обсуждения

  • Порядок формирования и функционирования инновационной инфраструктуры в системе образования Омской области (Приложение 1).
  • Положение о РИП-ИнКО (Приложение 2).
  • (Приложение 3-5).
  • Структурно-функциональная модель РИП-ИнКО (Приложение 6).
  • Паспорт РИП-ИнКО №Обновление общего образования в условиях реализации ФГОС» (Приложение 7).
  • Паспорт РИП-ИнКО «Обновление дошкольного образования в условиях введения ФГОС» (Приложение 8).
  • Паспорт РИП-ИнКО «Школа – территория здоровья» (Приложение 9).
  • Паспорт РИП-ИнКО «Школа как центр творчества и развития одаренности детей» (Приложение 10).
  • Паспорт РИП-ИнКО «Образование детей особой заботы» (Приложение 11).