Профессиональное мастерство педагога совершенствование и самосовершенствование. Самосовершенствование личности педагога

Время чтения 10 минут

Профессиональное саморазвитие – одна из значимых частей человеческого существования. Оно способствует достижению определённого статуса, престижа и уровня жизни. Каждый из нас сам определяет, быть ему успешным человеком или так и не достигнуть карьерных высот.

Если вы давно мечтаете стать профессионалом в своём деле, ловить завистливые взгляды коллег или просто повысить собственный доход, тогда эта статья написана для вас! Здесь перечислены наиболее эффективные методики профессионального саморазвития, которые наверняка помогут каждому новичку добиться карьерного роста.

Профессиональное саморазвитие – обязательная составляющая жизненного пути каждого успешного человека. Глупо утверждать, что рабочая сфера не является важной частью нашего существования. Многие люди уже с подросткового возраста стремятся самостоятельно зарабатывать первые деньги, чтобы удовлетворять свои материальные потребности. Уже взрослый человек в среднем проводит половину своей жизни на работе. Такая статистика говорит о том, что профессиональное развитие необходимо для дальнейшего существования в обществе и для воспитания способности к выживанию.

Самопознание личности и профессиональное саморазвитие

Никакого развития не наступит, если заранее не узнать обо всех тонкостях и уникальных чертах собственной личности. Самопознание – важнейший источник для изучения личности. Только сам человек способен составить наиболее точное представление о самом себе, исходя из пережитого опыта, совершенных жизненных выборов, действий.

Без сложно развиваться в совершенно любой сфере, в том числе и профессиональной, а всё потому, что у каждого человека существуют свои персональные способности, отличающие его от других людей. Если бы все мы были одинаковыми, как выходцы из копировального аппарата, то наврятли бы смогли достичь успеха в каком-либо деле. Ведь тогда бы это нас довольно сильно выделяло среди остальных жителей планеты.

Дело в том, что благодаря именно самопознанию личности, люди способны добиваться дальнейшего самостоятельного развития в любых направлениях жизни. Тоже касается и профессионального саморазвития. Если человек знает свои способности, возможности, он будет уверен в них и обязательно найдёт им полезное применение в работе. Также важно выявить персональные предпочтения, вкусы, чтобы в дальнейшем совершенствоваться в той сфере, которая будет приносить вам не только престиж, заработок, но и удовольствие.

От самопознания к профессионализму

На самом деле, самопознание личности и профессионализм крепко связаны между собой. Ведь реализовать себя на выбранном пути реально лишь с выявленными заранее задатками к тому или иному делу. Если у человека изначально не лежала к чему-то душа, то наврятли его удастся этим завлечь в будущем. Или если он не имеет предрасположенностей к выбранному делу, то от него бесполезно ждать там высоких достижений.

К примеру, если ребёнок с детства был малоподвижным и совсем не активным, увлекался больше естественными науками, то наврятли он станет великим спортсменом и наоборот, если у дитя хорошее физическое развитие, совсем нет задатков к глубоким мыслительным процессам, то бесполезно его к этому приучать. Да, толк от занятий новыми предметами даст свой положительный результат, но он наверняка не превысит среднестатистического показателя среди его сверстников.

Другое дело, когда малыш чем-то увлечён, имеет возможность получать развитие в данном направлении, не теряя интереса. Тогда, скорее всего, в будущем он сможет не только получать удовольствие от выбранной деятельности, но и добиться большого успеха, признания в подобной сфере. Со временем любое увлечение может перерасти из простого хобби в нечто большее, например, в источник дохода или даже целое искусство. В любом случае, если правильно и во время раскрыть индивидуальные способности, то вскоре они заточатся до явного профессионализма.

Развитие профессиональных навыков

Если уже взрослый человек полностью познал себя и свои индивидуальные особенности, то наступает время для их реализации в профессиональном саморазвитии. Начинаться всё может с банального развития собственных качеств и умений, которые в будущем способны перерасти в талант или профессионализм.

Без профессионального саморазвития будет довольно сложно добиться личностных высот. Поэтому так важно приучать себя с ранних лет к труду. Каждый из людей, вступая во взрослую жизнь, обязан себя содержать, а также обеспечивать всем необходимым собственных детей, семью. И чем выше профессиональное развитие, тем, соответственно, больше ваш бюджет.

Саморазвитие в психологии

Профессиональное саморазвитие зависит не только от заложенных в нас с самого рождения талантов и способностей. Здесь также важны: мотивация и желание самого человека к росту в сфере труда. Только так, имея должный стимул, реально достичь наивысшего профессионализма в выбранном деле.

Если брать саморазвитие, как термин из научных разделов о психологии, то оно несёт весьма интересное значение. Саморазвитие личности – это самая настоящая, постоянная работа над собой, совершаемая ежедневно на протяжении всего жизненного пути человека. Исходя из такого определения, можно сделать полезный для всех вывод, что только благодаря непрекращающемуся саморазвитию возможно достижение высот и успехов на дороге жизни.

Саморазвитие в психологии подразумевает большой труд над собой, над мыслями, а также над любыми действиями, совершаемыми индивидом в обществе.

Методика саморазвития

Процесс саморазвития по-своему сложен и не понятен для тех, кто до этого времени о нём не задумывался. Порой он происходит машинально, даже не заметно для самого человека. Но существуют выработанные методики саморазвития, помогающие достичь эффективного результата гораздо легче и быстрее.

Благодаря выбору правильных методов самореализации, действительно легко достичь поставленных целей и максимально усовершенствовать собственное “Я”. Именно поэтому так важно порой обратиться за помощью к специалисту своего дела, психологу или грамотному коучу.

Эффективные методики саморазвития

Иногда действительно необходимо посмотреть на себя со стороны. В этом нет ничего сложного, достаточно поставить камеру и запечатлеть свои обыденные действия на видео. В профессиональной сфере это также поможет отточить навыки, увидеть собственные недостатки.

Довольно часто многие психоаналитики призывают “отпустить своё прошлое”. Но это не совсем верный метод. Да, где-то он действительно нужен, но не для тех, кто решил развиваться, становится лучше. Невозможно заметить личностных изменений, если их не с чем сравнить. Поэтому иногда пригодиться посмотреть на прошлого себя, чтобы увидеть изменения в лучшую сторону и личностный рост.

Двадцать первый век перенасыщен информацией, порой наш мозг попросту с ней не справляется, испытывая эмоциональные и умственные перегрузки. Заметив за собой такое тревожное состояние, срочно устройте себе отдых! Главное во время релакса не зависать в гаджетах, Интернете, а полностью отвлечься от ненужного потока информации. Да и к тому же на “свежую голову” приходят куда более интересные, выгодные для реализации идеи!

Если риск оправдан, значит – вполне уместен. Что же касается бессмысленного риска, то тут стоит быть осторожнее, чтобы избежать лишних потерь и неудач в дальнейшем времени. Для профессионального саморазвития порой необходим азарт, рискованные поступки, главное этим не сильно увлекаться.

Социум и саморазвитие

Для саморазвития так важно вкладываться в собственную персону, нежели во что-то другое. Обучение, путешествия, правильное питание, спорт – всё это залог крепкого здоровья + самостоятельного развития.

Когда перед тобой стоит множество различных задач, трудно все не забыть. Ведение планера или обычного ежедневника облегчит для вас часть работы. Что касается профессионального саморазвития, то здесь без записной книжки никуда! Ведь кто знает, когда к вам в голову придёт очередная гениальная идея.

Используя вышеперечисленные методики саморазвития, вы обязательно достигните эффективных результатов во всех трудовых начинаниях!

Цели и идеи

Ставьте правильные цели, для достижения которых вы пошли на путь саморазвития. Если это необходимо, не бойтесь задавать вопросы собственному “Я”. Только так вы определите, действительно ли вы движетесь в нужном направлении, или вы столкнулись с жестким самообманом.

Любая правильно поставленная цель имеет ориентиры, которые помогают в её достижении. Позаботьтесь о них, и вы обязательно достигнете желаемого результата!

Без хорошей мотивации процесс самосовершенствования вполне может затянуться на долгие годы. Найдите для себя достойный пример, который послужит для вас реальным стимулом. Например, отличным примером может послужить ваш начальник или вышестоящее руководство.

Если вы будете двигаться только в одном направлении, то вам буде весьма трудно достичь полной самореализации. В меру занимайтесь как физическим развитием своего тела, так и совершенствованием интеллекта, постепенно повышая уровень IQ.

Профессиональное саморазвитие

С годами людям свойственно повышать своё мастерство, самосовершенствоваться в любой жизненной сфере. Тоже касается и трудовой деятельности. Если в начале рабочего пути человек имеет мало опыта, то со временем он стремится его повышать, чтобы достичь определённого профессионализма в выбранном деле и признания коллег.

Работа играет значимую роль в существовании человека. Ведь в большинстве случаев она занимает половину его деятельности. Самое опасное то, что работа имеет сильное влияние на физическое и эмоциональное состояние индивида.

При отсутствии трудовой деятельности, а также постоянного заработка у человека возможно наступление сильной депрессии, апатии. Дело в том, что любое резкое отличие личности от других представителей социума может оказать на неё неприятное давление. Человек будет переживать, что не может простую выполнять работу, как другие люди. А также ещё одним переживанием станет проблема добывания средств на пропитание.

Что необходимо для рождения профессионала?

Чтобы стать профессионалом в самостоятельно выбранной деятельности, придётся приложить немало усилий и труда. Но помимо этого, решающими оказываются и другие факторы.

Внутренние задатки: предрасположенность к обучению, лидерские качества, искреннее желание, непрерывное стремление, неугасающая мотивация, организованность, крепкая дисциплина, понимание основ самореализации.

Внешние обстоятельства: методическое обеспечение, оборудованное рабочее место, слаженная работа коллектива, грамотное руководство, доступность информационных источников.

7 стадий профессионального развития

Выделяют сразу несколько стадий на пути профессионального саморазвития. К ним относятся:

Профессиональные методики

Прохождение всех стадий профессионального саморазвития неизбежно. Чтобы достичь более быстрого роста, некоторые личности следуют специально разработанным профессиональным методикам. Они направлены на повышение уровня профессионализма у сотрудника и его мотивацию к дальнейшему росту. К ним относятся:

  • Курсы повышения квалификации. Крупные компании довольно часто заботятся об уровне профессиональной подготовки своих сотрудников. Поэтому на таком рабочем месте не редкость – прохождение специальных курсов повышения квалификации. Подобные курсы повышают мастерство сотрудника, обогащая его ум новыми, ценными знаниями, полезными для его работы.
  • Федеральные стандарты. Существуют официально установленные федеральные стандарты качества работы и профессионализма сотрудников. Если кандидат на должность не подходит по некоторым пунктам, то возможно прохождение курса переподготовки, либо повышения квалификации. Стоит учитывать, что стандарты имеют свойство изменяться, поэтому придётся под них постоянно подстраиваться и совершенствовать имеющиеся навыки.

Другие профессиональные методики:

  1. Самоконтроль, адекватная оценка возможностей. Для всех, кто мечтает стать мастером своего дела, значимо соблюдать самоконтроль в действиях. Не менее важным станет адекватная оценка индивидуальных возможностей. Помните, что освоить можно всё, что душе угодно, главное трезво оценивать персональные способности для этого. Бегемот никогда не станет уткой, а утка бегемотом. То же правило действует с человеческими жизнями.
  2. Свежий взгляд на работу. Бывает так, что продуктивной работе мешает “замыленный взгляд” на ситуацию. Если вы давно трудитесь над проектом, то устройте себе небольшую передышку. С чистым, обновленным сознанием к вам в голову обязательно придут гениальные идеи!
  3. Совершенствование навыков. Существует такая поговорка: “Век живи, век учись”. Не обязательно постоянно находиться в оболочке ученика, главное, не переставать самосовершенствоваться и улучшать качество жизни. Как только вы по достоинству оцените преимущества первоклассного существования, то сразу найдёте пути его достижения.
  4. Существующий перечень желаемых целей. В каждом деле, даже в работе, нужно вести план задач. Так вам будем намного легче в них ориентироваться и идти к поставленным целям.
  5. Составление портрета мастера. У каждого члена современного общества существует свой профессиональный портрет, который определяет степень ценности человека, как сотрудника. Составьте персональную картинку своих талантов и умений.
  6. Поддерживание мотивации. Реализация не реальна без крепкого стимула! Поддерживайте мотивацию, двигайтесь только вперёд, добивайтесь жизненных благ!

Всё в этой жизни зависит от вас самих. Какую цель вы перед собой ставите, такого результата и достигнете. Не бойтесь мечтать, иногда даже просить большего. Не переставайте двигаться в заданном направлении, расти, как личность, как профессионал, и тогда все ваши мечты обязательно сбудутся! Удачи!

Мастер - класс

«Методы профессионального

самосовершенствования педагога»

В.В. Аргокова, педагог-психолог

Областного казенного общеобразовательного

учреждения «Курская школа для детей

с ограниченными возможностями

здоровья «Ступени»

Цель: изменение отношения к себе, внимательного отношения к своим личностным потребностям, развитие позитивного мышления.

I. Организационный момент. Упражнение : «Я люблю».

Предлагаю встать в круг. Держа в руках мяч (свечу?)

Начнём наше занятие с того, что представимся друг другу.

Но сделаем это необычно. Тот, у кого окажется мяч, расскажет что -нибудь о себе, начиная со слов «Меня зовут…, «Моя профессия…», «Я мечтаю…», «Я люблю…», и т.д.

Психолог: Сейчас устройтесь удобно на стуле.

Расслабьтесь и закройте глаза.

По собственной команде постарайтесь отключить внимание от внешней ситуации и сосредоточьтесь на своём дыхании.

При этом не стоит специально управлять дыханием, не нужно нарушать естественного ритма.

II. Работа по теме занятия. Сообщаю тему.

Информационный блок.

Психолог

Исследования учёных показали типичные для педагогов личностно-профессиональные проблемы: личностная тревожность, нестабильность, нарушения. Я - концепции, неадекватная самооценка, уровень притязания, склонность к авторитарному стилю общения, гиперсоциализированность и др.

Работа с людьми, а с детьми в особенности, требует больших эмоциональных затрат.

Каждый специалист на пути к профессионализму проходит ряд этапов (этап адаптации, самоактуализация и творческого преобразования). Каждый из этих этапов сопряжён с определёнными проблемами профессионального становления педагогов.

Адаптация к своей профессии связана с трудностями методического, психологического или социального характера.

Этапы самоактулизации в профессии связаны с кризисами компетентности, тревожности, страха перед решением новых задач, т.е. не соответствие профессионального уровня, уровню ожиданий окружающих.

Эмоциональные ресурсы педагога могут постепенно истощаться, и тогда организм и психика вырабатывают различные механизмы защиты. К сожалению, под влиянием больших нагрузок и требований, предъявляемых профессией, педагог зачастую не использует психологические знания на практике, поэтому в стрессовых ситуациях учитель становится и палачом и жертвой одновременно.

Страдают дети, попадая в нервозную среду, страдает и педагог, расплачивающийся за всё психосоматическими и нервно - психическими заболеваниями.

В настоящее время вырабатывается новое представление о профессионале.

В профессионале органично соединяется «Личность» и «Мастер».

А.С. Макаренко считал, что эффективно взаимодействовать с другими может только счастливый человек: «Нельзя быть несчастным. Наша этика требует от нас, чтобы мы были счастливыми людьми….».

Есть люди, которыми пока «свои» способы не найдены. Не найден способ, помогающий им успокоится если они нервничают, чувствовать себя хорошо, когда они очень устали.

Задача психолога помочь определится с выбором техник и методов саморегуляции, чтобы качественно выполнять свои профессиональные обязанности.

Приёмы и техники педагогической психотерапии

Техники:

* Управление дыханием.

* Регуляция психики.

* Погружение в цвет.

* Круг «Части моего Я»

* Терапия ароматами.

Саморегуляция педагога. Приём самовоздействия - управление дыханием. В наше время разработано множество методик оздоровительного дыхания.

Я приведу один очень простой и эффективный способ улучшения самочувствия.

Метод под названием «Полное дыхание йогов» здорово массирует внутренние органы и положительно влияет на работу мозга.

Упражнение: Приняв сидячую позу, медленно начинаете вдыхать воздух сначала животом, затем средней частью груди, и в конце верхней.

Выдох следует делать в обратном порядке, дыхание должно быть не спешным. Для начала достаточно 5-10 минут, затем можно увеличит.

Медленное и глубокое дыхание понижает возбудимость нервных центров и способствует мышечному расслаблению.

Частое дыхание, наоборот, обеспечивает высокий уровень активности организма.

Можно освоить два вида дыхания: нижнее (брюшное) и верхнее (ключичное).

Б рюшное дыхание.

Брюшное дыхание проводиться следующим образом: сидя или стоя необходимо сбросить напряжение с мышц и сосредоточить внимание на дыхании.

Затем производится 4 этапа единого цикла дыхания, сопровождаемое внутренним счётом. На счёт 1 – 2 – 3 – 4 осуществляется медленный вдох, при этом живот выпячивается вперёд, мышцы живота расслаблены, а грудная клетка неподвижна.

Затем на следующие 4 счёта производится задержка дыхания и плавный выдох на 6 счетов, сопровождаемый подтягиванием мышц живота к позвоночнику.

Следует помнить, что дышать нужно только носом и так плавно, как если бы перед вашим носом на расстоянии от 5 до 15 см висела пушинка, то она не должна колыхнуться. Уже через 5 минут такого дыхания вы заметите, что ваше состояние стало спокойнее и уравновешеннее.

Верхнее (ключичное) дыхание применяется, когда вам необходимо взбодриться после монотонной работы, скинуть усталость, подготовиться к активной деятельности.

Как выполнять верхнее дыхание?

Оно проводится энергичным глубоким вдохом через нос с поднятием плеч и резким выдохом через рот.

При этом никаких пауз между вдохом и выдохом не производится.

После такого дыхания появиться ощущение «мурашек» на спине, прилив бодрости.

Упражнение: «Части моего Я )».

Психолог : наше «Я» - это наше тело, наши мысли, чувства, ощущения, отношения, наша духовность.

Мы существуем в определённом пространстве, питаемся определённой пищей.

Каждая часть нашего «Я» играет свою роль, но все они взаимодействуют друг с другом, создавая логический узор этого «Я».

Живём мы полноценной жизнью?

Прислушиваемся ли мы к своему организму?

Своим ощущениям?

Даём ли мы волю нашим чувствам и интеллекту?

Довольны ли мы своими отношениями с окружающими?

Подумайте над этими вопросами, прислушайтесь к каждому «Я», спросите себя о его самочувствии и нарисуйте условный узор вашего «Я».

1. Нарисуйте узор «Я».

2. Прислушайтесь к каждому.

3. Спросите его о

самочувствии, роли и

месте в этом узоре.

4. Окрасьте в жела –

тельный для вас

цвет.

5. Задумайтесь над

своими «Я»

чувствами, которые

он вызывает.

6.Сохраните узор и

Сравните с другими

узорами, которые вы

нарисуете позже.

Психологический эффект цветов.

Педагог всегда воздействует своей личностью, начиная с того как говорит и заканчивая тем, во что он одет.

Цвет одежды влияет на настроение самого педагога и его учеников.

Каждый цвет сам по себе обладает определённым «психологическим» качеством и оказывает на психику определённое воздействие.

Методика «погружения в цвет».

1. Примите удобное положение, расслабьтесь.

2. Выберите один из предложенных цветов:

* Красный, если нуждаетесь в силе и выносливости.

* Оранжевый, если желаете привлечь внимание других людей к вашей деловой и личной жизни.

* Жёлтый, если желаете развить интуицию, нуждаетесь в новых идеях и концепциях.

* Зелёный, если хотите почувствовать больше эмпатии, любви к ближнему.

* Голубой, если испытываете напряжение и нуждаетесь в расслаблении.

* Синий, если хотите реализовать больше творческих идей.

* Фиолетовый, если пытаетесь найти уникальность, новаторские идеи.

3. Представьте этот цвет в виде пирамиды над головой. Спокойно наблюдаете за этой пирамидой, она медленно начинает опускаться. Чувствуете, как она проникает в вас, Она проходит сквозь ваше тело, растворяясь и очищая от негативных эмоций.

Ощутите себя в центре этой цветной пирамиды. Наслаждайтесь её свойствами и впитайте их в себя.

4. Теперь позвольте выбранному цвету омыть вас с головы до ног. Вообразите, как поток этого цвета проходит сквозь вас и в конце концов вытекает в канализационную трубу. Затем проверьте себя.

Если вы ещё ощущаете в каком-либо месте тела остатки негативных чувств, направьте туда цветовой поток и промойте эту область.

5. Обретение желаемого качества цвета. Это можно сделать мысленно, вслух или в письменной форме. Уделите пять минут подтверждению наличия в вас красного цвета и его свойств. Проникнитесь верой в свои слова, когда произносите, или записываете.

Психолог. Представленные упражнения предназначены для развития адекватной самооценки, снятия тревожности, создания устойчивых позитивных психоэмоциональных состояний.

Методика «Дерево».

Участникам предлагаются листы с готовым изображением сюжета: дерево и располагающиеся на нём и под ним человечки.

Задание. «Рассмотрите это дерево. Вы видите на нём и рядом с ним множество человечков.

У каждого из них – разное настроение и они занимают различное положение.

Обведите в кружок того человечка, который напоминает вам себя, похож на вас, ваше настроение в школе и ваше положение.

Обратите внимание, что каждая ветка дерева может быть равна вашим достижениям и успехам.

Теперь подчеркните того человечка, которым вы хотели бы быть и на чьём месте вы хотели бы находится».

Интерпретация результатов, выполнение проективной методики «Дерево» проводится исходя из того, какие позиции выбирает данный человек, с положением какого человечка отождествляет своё реальное и идеальное положение, есть ли между ними различия.

ВЫБОР ПОЗИЦИИ

№ 1, 3, 6, 7

Характеризует установку на преодоление препятствий

№ 2, 19, 18, 11, 12

Общительность, дружескую поддержку

№ 4

Устойчивость положения, (желание добиваться успехов, не преодолевая трудности).

№ 5

Утомляемость, застенчивость, слабость

№ 9

Мотивация на развлечения

№ 13, 21

Отстранённость, замкнутость, тревожность

№ 8

Отстранённость от учебного процесса, уход в себя

№ 10, 15

Комфортное состояние, нормальная адаптация

№ 14

Кризисное состояние

№ 20

Как перспектива, выбирают с завышенной самооценкой и установкой на лидерство

Проблема:

Низкая самооценка и плохое знание себя

1. Проводить индивидуальные и групповые беседы на темы: «Какой я человек?», «Что я люблю? Что я не люблю?», «Мой кумир» и т.п.

Можно предложить письменно ответить на эти и другие вопросы. Иногда такое сочинение становится поводом для беседы с воспитанником.

2. Используются специальные упражнения и игры на развитие самооценки и самопознания.

* «Футболка с надписью». Объяснить, что иногда на футболках бывают говорящие надписи, характеризующие их владельцев, например: «Я не сплю, я медленно думаю», «Люблю аплодисменты», «Я сбежал из зоопарка», и т.п.

Предложите детям придумать свой девиз для воображаемой футболки.

Важно, чтобы надпись говорила о ребёнке сейчас, его любимых занятиях.

Каждый зачитывает свою надпись. Важно дать эмоциональную поддержку данной надписи на футболке.

* « Мой портрет в лучах солнца»

Задание. «Нарисовать солнце, в его центре написать имя, вдоль лучей написать свои достоинства».

Саморегуляция (для агрессивного типа дезадаптации).

«Храм тишины».

Вообразите себя на окраине многомиллионного, шумного города. Постарайтесь ощутить, как ваши ноги ступают по мостовой. Обратите внимание на других прохожих, выражения их лиц. Заметьте, что некоторые выглядят встревоженными, другие спокойны и радостны.

Обратите внимание на витрины магазинов, булочную, цветочный… Может быть, вы увидели в толпе знакомое лицо?

Остановитесь и подумайте, что вы чувствуете на этой шумной улице?

Теперь поверните за угол и прогуляйтесь по более спокойной улице. Пройдя немного, вы заметили большое здание. Большая вывеска гласит: «Храм тишины».

Вы понимаете, что этот храм – место, где не слышны никакие звуки, никогда не было произнесено ни единого слова. Вы подходите и трогаете тяжёлые резные двери…открываете их, входите и сразу же оказываетесь окружены полной и глубокой тишиной…

Когда вы захотите покинуть здание, толкните деревянные двери и выйдите на улицу. Как вы теперь себя чувствуете?

Запомните дорогу, ведущую к Храму тишины…

Заключение.

Мой Мастер – класс подходит к концу.

Один мудрый человек сказал когда то:

- Знания, которые мы приобретаем в детстве и в юности, подобны утреннему солнцу.

Знания, полученные в зрелом возрасте – это солнце перед закатом. Оно не сияет, но светит, оно не жжёт, но греет и защищает нас от холода.

Знания же, полученные в старости, подобны свету свечи, свет её не велик. Но попробуйте задуть свечу, и на вас опустится ночь.

- Так не ясно ли, что лучше жить при свете свечи, чем в сплошном мраке.

Уважаемые коллеги!

Всё, чем мы с вами занимались, задания, упражнения, исследования, можете перенести на своих воспитанников с целью изучения личности, оказания своевременной помощи в реализации своего «Я».

А вам, педагогам с «большим сердцем», умеющим принимать решения, строить жизненную тактику и стратегию, я, желаю счастливого пути!

До свидания! Всем спасибо!

С Вами была Валентина Васильевна.


После проведения диагностики по оценке профессионально-личностные качества учителя, являющиеся примером для учеников начальной школы, нами было выявлено, что у некоторых учителей, участвующих в эксперименте, профессионально-личностные качества развиты недостаточно, поэтому для решения проблем профессионального роста, нами были подобраны специальные упражнения по повышению профессионально-личностных качеств учителя начальной школы.

Упражнение 1. Гуманистическое представление о человеке

Подумайте о том, что все люди разные, но каждый человек прекрасен, потому что он уникален; не следует смешивать человека и его поведение; у каждого имеется способность к росту и изменению.

Упражнение 2. Утверждение самоценности

В состоянии покоя и расслабления попытайтесь дать несколько ответов на вопрос «Кто я?». Затем в монологе для себя и других расскажите о своей уникальности. Начните со слов: «Я -- это я. Все, чего я достиг сегодня, принадлежит мне: все мои печали и радости, победы и поражения...» Говорите далее все, что придет вам в голову для декларации вашей самоценности. Постарайтесь закончить монолог словами: «Я -- это я. Я хочу быть только собой». После монолога проанализируйте, что вы почувствовали, как изменилось ваше самоощущение.

Упражнение 3. Контраргументы

Попробуйте немного разобраться в себе, своих достоинствах и ограничениях. Запишите их на одном листе бумаги. Старайтесь выразить то, что вы чувствуете «здесь и теперь», поставьте год, число, час заполнения листка и сохраните его. Подумайте о том, что вы принимаете в себе, чем вы лично недовольны. Периодически возвращайтесь к этому упражнению. Анализируйте изменение ваших оценок и ваших чувств (принятие себя -- недовольство собой).

Упражнение 4. Части моего «Я»

Наше «Я» -- это наше тело, наши мысли, чувства, ощущения, отношения, наша духовность. Мы существуем в определенном пространстве, питаемся определенной пищей. Каждая часть нашего «Я» играет свою роль, но все они взаимодействуют друг с другом, создавая магический узор этого «Я». Живем ли мы полноценной жизнью? Прислушиваемся ли мы к своему организму? Своим ощущениям? Даем пи мы волю нашим чувствам и интеллекту? Довольны ли мы своими отношениями с окружающими?

Подумав над этими вопросами, прислушавшись к каждому «Я», спросите себя о его самочувствии и нарисуйте условный узор вашего «Я»:

нарисуйте узор «Я»;

прислушайтесь к каждому своему «Я»;

спросите его о самочувствии, роли и месте в этом условном узоре;

окрасьте в желательный для вас цвет;

задумайтесь над своим «Я», чувствами, которые он вызывает;

6) сохраните узор и сравните с другими узорами, которые вы нарисуете позже.

А теперь несколько советов, которые вы должны обдумать. Для того чтобы быть здоровым и чувствовать полноту жизни, мы должны:

Оказывать внимание своему телу, любить его, заботиться о нем, развивать его; развивать свой интеллект, обучаться новому, окружая себя тем, что стимулирует мыслительную деятельность: книгами, работой, общением, посещением специальных курсов;

учиться управлять своими чувствами;

развивать наши ощущения, научиться тому, как заботиться об органах чувств, использовать их как дорогу жизни, соединяющую наш внутренний и внешний мир;

научиться гармонично решать всевозможные проблемы;

изучить наши физические потребности и научиться их удовлетворять;

создать себе комфортное пространство из звуков, цвета, тепла, воздуха, чтобы чувствовать себя в нем уютно;

развивать в себе способность чувствовать биение пульса жизни, полностью раскрываться и проявлять себя.

  • 1. Перечислите все свои желания. Запишите их (все, что придет в голову). Включите в этот список все, чем вы обладаете и что хотели бы иметь, но не более 20 желаний. Например: не болеть... и т. п.
  • 2. Прочитайте список, сосредоточьтесь на том, что вы чувствовали, когда читали список. Выберите из двадцати 5--6 самых существенных (не включайте те, которые вызывают вопрос «А что подумают люди?»).

На листе нарисуйте два круга и разместите 5--6 желаний (субличностей).

Нарисуйте символы субличностей и дайте им имена, имеющие для вас смысл.

Раскрасьте свое «Я».

Повторяйте это упражнение периодически и сравнивайте ваши рисунки, представления и чувства.

Упражнение 6. Встреча с «саботажником».

Подумайте о каком-нибудь деле, которое вы хотели бы успешно сделать. Представьте, что ваш план осуществлен.

Подумайте, что может помешать осуществлению вашего плана. Вообразите эту картину.

Мысленно нарисуйте образ «саботажника» -- силу, которая про тиводействует задуманному. Назовите его (депрессия, тревога, страх, неуверенность, застенчивость и т. п.).

Побудьте в роли «саботажника» и обдуманно помешайте осуществлению своего проекта; расскажите, какую выгоду вы извлекли из этого.

С точки зрения «Я» представьте встречу с «саботажником». Проведите с ним переговоры.

Упражнение 7. Оживление приятных воспоминаний.

Вспомните то время жизни, когда вы были счастливы. Выберите какой-нибудь эпизод этого периода и заново переживите его (вы были счастливы... были охвачены творчеством... были влюблены... были на вершине подъема...).

Теперь попробуйте ответить самому себе, каковы самые существенные особенности этого переживания?

Что мешает вам испытать эти чувства сейчас?

Повторяйте это упражнение, когда вы ощущаете, что вам нужна психологическая поддержка.

Упражнение 8. Передача энергии.

Вообразите перед собой какой-то источник энергии. Он согревает вас, он дает вам энергию. Постарайтесь ощутить, как энергия воздействует на переднюю часть вашего тела.

Вдохните ее. Представьте такой же источник энергии за своей спиной. Почувствуйте, как волны энергии скользят вниз и вверх по вашей спине.

Поместите энергию справа (слева). Ощутите ее воздействие на левую (правую) половину тела.

Вообразите источник энергии над головой. Почувствуйте, как энергия воздействует на голову.

Источник энергии под ногами. Почувствуйте, как энергией накаляются ступни ваших ног, потом энергия поднимается выше и распределяется по вашему телу.

6. Представьте, что вы посылаете энергию кому-то из ваших близких. Делайте это упражнение, когда вы ощущаете упадок сил и энергии.

  • 1. Представьте маленький скалистый остров вдали от континента. На вершине острова маяк.
  • 2. Вообразите себя этим маяком, стоящим на скале.

Ваши стены толстые, прочные, даже сильные ветра, постоянно дующие на острове, не могут вас покачнуть. Из окон верхнего этажа вы посылаете мощный пучок света, служащий ориентиром для судов. Помните об энергетической системе, которая поддерживает постоянство вашего света, являющегося символом безопасности.

Теперь постарайтесь ощутить внутренний источник света в себе, света, который никогда не гаснет.

Это упражнение хорошо помогает, когда вы чувствуете себя беззащитным и покинутым.

Упражнение 10. Уровень счастья.

Сядьте удобно. Сделайте несколько полных вдохов и выдохов.

Спросите себя, каков ваш уровень счастья сейчас? Как обычно -- 100%? Если да -- примите мои поздравления.

3. Если нет -- скажите, что вам мешает его иметь?

Вы тревожитесь о будущем?

Вас беспокоит что-то в прошлом?

Вы сравниваете себя с кем-то?

Вы чувствуете, что вас кто-то обидел?

Вы хотите кому-то отомстить?

Вы чувствуете, что все бесполезно, безнадежно?

4. Если вы ответили утвердительно на какие-то из вопросов, составь те список того, за что вы благодарите судьбу в данный момент (все, что стоит благодарности). Каков ваш уровень счастья сейчас?

Делайте это упражнение, если хотите повысить в себе ощущение счастья, особенно в те моменты, когда чувствуете себя несчастным человеком.

Представленная серия из десяти упражнений предназначена для развития адекватной самооценки, снятия тревожности, создания устойчиво позитивных психоэмоциональных состояний. Упражнения могут выполняться как самостоятельно, так и в группе. Более подробно с системой самопомощи можно познакомиться в работах М. Аргайла «Психология счастья», Р.Бернса «Я-концепция и воспитание», Д. Рейнуотер «Как стать собственным психотерапевтом», А.С. Прутченкова «Тренинг личностного роста» и многих других.

Вторая серия упражнений способствует формированию коммуникативной компетентности учителя, демократического стиля общения на основе развития социальной рефлексии. Система упражнений, направленных на овладение основами профессионально-педагогического общения, включает два цикла:

I. Упражнения, направленные на овладение элементами педагогической коммуникации, способствующие развитию коммуникативных способностей, приобретению навыков управления общением.

II.Упражнения по овладению всей системой общения в заданной педагогической ситуации.

Выработка умения действовать органично и последовательно в публичной обстановке (проигрывание любого этапа, элемента урока в разном темпе с разными вводными заданиями: опоздавший ученик, невыполненное задание, конфликт с учеником и др.).

Формирование мышечной свободы в процессе педагогической деятельности (упражнения на освобождение и зажатие мускулатуры, задержание и снятие напряжения в процессе покоя, ходьбы и выполнения педагогической деятельности).

Достижение эмоционального благополучия учителя в классе (пробы на выбор оптимального темпа, ритма, позы, движения).

Развитие навыков произвольного внимания, наблюдательности, сосредоточенности (выбор и расширение кругов внимания -- малый, средний, большой).

Развитие простейших навыков общения (обращение и демонстрация внимания к собеседнику, привлечение внимания окружающих средствами мимики и пантомимики, невербальное выражение требований, передача эмоциональных состояний).

Овладение техникой интонирования, мимикой и пантомимикой: а) сказать с разными интонациями в голосе слова: «Здравствуй», «Приступим к работе», «До свидания» -- громко, тихо; кратко, растянуто; заикаясь, убедительно, утвердительно; восторженно, задумчиво; вызывающе, скорбно; нежно, грубо; иронически, шутливо, злобно; тоном ответственного работника; разочарованно, торжественно, торжествующе и т. п.; б) войти как неопытный учитель в незнакомый класс; уверенный в себе учитель-мастер; глубокий старик; артист балета; Гамлет; солдат; в) улыбнуться как победитель; побежденный; подхалим; подчиненный своему начальству; начальник своему подчиненному; мать младенцу; г) нахмуриться, как хмурится ученик, которому незаслуженно поставили двойку; учитель, требующий совета ученика; рассерженные учитель, отец (мать), друг и т. п.

Преодоление внушаемых характеристик по предъявляемым фотографиям (выбор и характеристика людей, изображенных на фотографиях, из которых только один положительный человек, веселый, ласковый, умный, злой и т. п.).

Изучение эмоциональных реакций детей по фотографиям и эмоциональная идентификация себя с ними.

Словесное педагогическое воздействие (логика, выразительность, эмоциональность речи, образная передача информации в педагогическом монологе) и прогнозирование его эффективности.

  • 1. Выявление эмоционально-психологического состояния учителя на уроке и способности к саморегуляции (самоанализ уроков коллег на основе наблюдения, рефлексия собственного состояния на различных этапах урока на основе самонаблюдения и изучения видеозаписи).
  • 2. Выявление и решение педагогической задачи (умение выделять в ходе урока моменты, требующие вмешательства учителя, оценивать свои действия, соотносить их способы с конкретными задачами, прогнозировать действия в предполагаемых обстоятельствах и с вводимыми требованиями -- доверие, одобрение, совет, игра, намек, условие, недоверие, осуждение).
  • 3. Развитие педагогического воображения, интуиции, навыков импровизации в общении (анализ педагогической ситуации -- прогнозирование межличностных отношений, разработка педагогических инвариантов решения одной и той же задачи).

В обобщенном виде методы самосовершенствования учителя можно представить в таблице, выделив в ней основные проблемы учителей начальных классов и предназначенные для их решения педагогические и психологические методы.

Методы личностного и профессионального самосовершенствования педагога

Проблема учителя

Методы самообразования, самовоспитания и педагогической коррекции

Методы психокоррекции

Дисбаланс культурного и социального развития

Самоанализ

Самокритика

Самоочищение

Релаксация

Эмоциональная

децентрация

Малодифференци-рованный образ «Я», неадекватная самооценка

Самовоспитание

Самообучение

Самообладание

Самоограничение

Интроспекция

Идентификация

Расширение средств самовыражения

Личностная тре-

вожность и сверх-

контроль

Самоконтроль

Самостимулирование

Педагогический анализ

деятельности и отношений с детьми

Расширение педагоги-

ческого репертуара

Эмпатическое слушание

Социальная рефлексия

Моделирование поведения

Эмоциональная

холодность, фор-

мализм в отноше-

ниях к ребенку

Педагогические этюды

Педагогическая импровизация

Педагогическое про-

гнозирование

Развитие позитивного

восприятия детей

Стимулирование личностного роста в условиях тренинга

гиперсоциали-

зированность

Педагогический анализ

конкретных ситуаций

Тренировка коммуника*-

тивных умений и навыков

Эмоциональное погружение

Недостаточная

профессиональная

компетентность в

отдельных аспек-

тах деятельности

Психолого-педаго-

гический консилиум

Анализ психолого-

педагогической инфор-

мации специального

назначения

Я-высказывание в пе-

дагогических ситуациях

Тренировка рефлексив-

ного поведения

Самодиагностика личностно-профессиональных

достоинств и ограниче- ний

Учителю гораздо сложнее разобраться в своих личностных проблемах и справиться с ними, чем совершенствовать свою подготовку в той или иной профессиональной области. Однако все, чем владеет учитель как профессионал, реализуется и проецируется на детей через его личность. Лишь справившись с личностными проблемами, учитель сможет адекватно рефлексировать любую ситуацию, всю свою деятельность и менять ее в нужном направлении.

Итак, значение имеют не изолированные качества педагога, а их комплекс, целостная система. Системный характер учительского мастерства отражается в новом интегрированном понятии -- профессиональный потенциал педагога (ППП), преимущество которого в том, что оно объединяет в себе многие разноплановые и разноуровневые аспекты подготовки и деятельности учителя.

Профессиональный потенциал -- обобщенная способность, возможность, сила) -- главная характеристика педагога. Это совокупность объединенных в систему естественных и приобретенных качеств, определяющих способность педагога выполнять свои обязанности на заданном уровне. Профессиональный потенциал педагога можно определить и как спроектированную на цель способность педагога ее реализовать: при этом соответственно речь идет о соотношении намерений и достижений. Профессиональный потенциал может быть определен и как база профессиональных знаний, умений в единстве с развитой способностью педагога активно мыслить, творить, действовать, воплощать свои намерения в жизнь, достигать запроектированных результатов.

Целью экспериментальной работы является: самодиагностика профессионально-личностных качеств учителя начальных классов

В опытно-экспериментальной работе мы осуществили диагностические методики, такие как: методика «Оценка профессиональной направленности личности учителя», методика «Стиль педагогического общения».

Данные диагностические методики были проведены с целью выявления оценки профессионально-личностные качества учителя, являющиеся примером для учеников начальной школы.

Таким образом, нами было выявлено, что характер общения педагога с воспитанниками в значительной степени зависит от стиля педагогического руководства. Различные особенности стиля руководства учителя оказывают неодинаковое воздействие на характер эмоциональных переживаний учащихся, на их поведение на уроке и в школе. У учителей в данной школе преобладает демократический стиль общения.

С учетом выявленных особенностей мы осуществили подбор форм и методов работы по повышению профессионального самосовершенствования педагога

Общими структурными компонентами педагогического профессионального потенциала являются интеллектуальный, мотивационный, коммуникативный, операционный или профессиональный, творческий. Культурный, гуманистический, деятельностный и другие компоненты, обычно выделяемые в педагогических пособиях, должны рассматриваться как общие условия, в которых протекает профессиональная деятельность педагога.

1

Рассмотрена проблема профессионального саморазвития преподавателя вуза. Обосновано, что профессиональное саморазвитие преподавателя вуза предполагает учет ряда профессионально важных качеств и свойств личности, к которым отнесены личностные качества, ценностные ориентации, профессиональные знания и профессиональные способности. Представлены основные направления профессионального саморазвития преподавателя вуза: саморазвитие в методической деятельности, саморазвитие в научной деятельности и саморазвитие в инновационной деятельности. На основе выявленных профессионально важных качеств, свойств личности и направлений профессионального саморазвития преподавателя вуза разработана система методов, включающая: методы развития профессионального самосознания; методы развития профессиональных умений; методы стимулирования профессиональной деятельности; методы контроля процесса профессионального саморазвития преподавателя вуза.

контроль

стимулирование

профессиональные умения

профессиональное самосознание

профессиональное саморазвитие

преподаватель вуза

1. Калнинш Л.М. Теоретическая модель саморазвития учителя в профессионально-динамической системе // Мир науки, культуры, образования. – 2010. – № 3 (22). – С. 248–251.

2. Минюрова С.А. Саморазвитие человека в профессии: монография. – Екатеринбург: Рос. гос. проф.-пед. ун-т, 2006. – 290 с.

3. Панфилова А.П. Игровое моделирование в деятельности педагога. – М. : Академа, 2006.

4. Подповетная Ю.В. Концепция развития научно-методической культуры преподавателя вуза: монография / Ю.В. Подповетная, И.В. Резанович. – М. : ВЛАДОС, 2012. – 258 с.

5. Подповетная Ю.В. Методы развития научно-методической культуры преподавателя высшей школы // Современные исследования социальных проблем. – 2011. – № 4 (08). – URL. – [дата обращения: 14.11.2012].

6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2 т. – М. : Педагогика, 1989. – Т. 2. – 328 с.

7. Ситникова М.И. Формирование культуры профессионально-педагогической самореализации преподавателя высшей школы: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.08. – Белгород, 2008. – 42 с.

Современная стратегия развития высшего профессионального образования диктует необходимость поиска резервов совершенствования профессиональной деятельности преподавателя вуза. Проведенный практико-теоретический анализ показал, что вектор поиска таких резервов смещается в сторону развития активности и инициативы преподавателей, создания условий для самореализации и профессионального саморазвития . Эти тенденции актуализируют проблему выбора методов профессионального саморазвития преподавателя вуза и методов самосовершенствования, планирования и оценивания данного процесса.

Профессиональное саморазвитие преподавателя вуза, способного принимать инновационные решения, преобразовывать педагогическую действительность в реалиях педагогической деятельности, становится доминантой и определяет содержание профессиональной деятельности преподавателя. Учитывая виды профессиональной деятельности преподавателя вуза (методическая, научная и инновационная виды деятельности), нами определены основные направления профессионального саморазвития преподавателя вуза: саморазвитие в методической деятельности, саморазвитие в научной деятельности и саморазвитие в инновационной деятельности.

Саморазвитие преподавателя вуза в методической деятельности направлено на управление развивающейся системой непрерывного повышения квалификации педагогических кадров, инициирование педагогического творчества и освоения современных образовательных технологий; дидактическое и методическое обеспечение введения нового содержания образования и обучения, т.е. связано с методическим сопровождением профессиональной деятельности педагогов. Кроме того, саморазвитие преподавателя вуза в методической деятельности связано, как правило, с освоением и адаптацией готовых педагогических новшеств (идей, разработок, проектов и т.д.), их внедрением и обобщением, правда, без анализа закономерностей существования и механизмов возникновения .

Саморазвитие преподавателя вуза в научной деятельности основывается на особенности развития современной науки; научном творчестве преподавателя вуза; преобладании научной направленности в профессиональной деятельности преподавателя; проектировочной деятельности преподавателя, которая направлена на организацию не только своей научной работы, но и научной деятельности студентов и аспирантов, что помогает преподавателю перспективно планировать коллективные исследования, предвидеть их результаты [там же].

Саморазвитие преподавателя вуза в инновационной деятельности представляет собой комплексный процесс создания, распространения и использования нового практического средства (новшества) для новой (или лучшего удовлетворения уже известной) общественной потребности и понимается нами как деятельность по преобразованию результатов научной и научно-технической деятельности в инновации и эффективному их использованию в научно-образовательном процессе вуза [там же].

Однако саморазвитие преподавателя вуза в данных направлениях осуществляется на практике изолированно друг от друга, между ними не обнаруживается тесной связи. Отсутствуют механизмы, обеспечивающие интеграцию саморазвития в научной и методической, в научной и инновационной деятельности преподавателя. Это обстоятельство указывает на то, что, например, многие результаты саморазвития преподавателя в научной деятельности не получают соответствующей методической интерпретации и истолкования и, как следствие, не используются в реальной практике профессиональной подготовки студентов вуза. Результаты наших исследований показали, что обеспечить соответствующую интеграцию помогают, в частности, методы профессионального саморазвития преподавателя вуза.

Также отметим, что профессиональное саморазвитие преподавателя вуза предполагает учет ряда профессионально важных качеств и свойств личности, к которым отнесены личностные качества, ценностные ориентации, профессиональные знания и профессиональные способности .

Личностные качества являются одним из существенных факторов, обусловливающих профессиональное саморазвитие преподавателя вуза и включают его деловые качества и свойства личности, не имеющие непосредственного отношения к выполняемой им профессиональной деятельности: целеустремленность, работоспособность, уровень субъективного контроля (самовосприятие и саморефлексия), ответственность, активность и др.

Ценностные ориентации преподавателя вуза представляют собой систему характеристик, в которой проявляются как объективно-личностные элементы, выражающие его внутреннее отношение к профессиональной деятельности и ее результатам как ценностям, так и объективно-практические действия. Ценностные ориентации являются необходимым условием успешной профессиональной деятельности преподавателя и основанием для профессионального саморазвития.

Профессиональные знания влияют на осмысление получаемой преподавателем в профессиональной деятельности информации, обеспечивают эффективный поиск и принятие решений. Профессиональные знания влияют на выработку соответствующих умений; с их помощью формируется ценностно-ориентировочное отношение преподавателя к методической, инновационной, научной и другим видам профессиональной деятельности.

Профессиональные способности оказывают влияние на осуществление преподавателем профессиональных функций, так как: а) являются важным фактором профессионального саморазвития преподавателя; б) определяют скорость, степень усвоения и качество выполнения операций и действий в процессе профессиональной деятельности; в) обусловливают стиль выполнения профессиональных задач и поведения преподавателя в соответствующей деятельности.

В результате анализа выделенных характеристик личности мы пришли к выводу о том, что рассмотрение в единстве личностных качеств, ценностных ориентаций, профессиональных знаний и профессиональных способностей позволяет обнаружить компоненты профессионального саморазвития преподавателя вуза. В частности, такие как профессиональное самосознание и профессиональные умения преподавателя вуза.

Например, профессиональное самосознание как компонент профессионального саморазвития преподавателя вуза является результатом диалектического взаимодействия личностных качеств, ценностных ориентаций и профессиональных знаний преподавателя. Профессиональное самосознание проявляется в отношении преподавателя к профессионально-педагогической деятельности и выражается в целевых установках, в осмыслении, самоанализе и самооценке собственной профессиональной деятельности и ее результатов .

Профессиональные умения - это личностное образование, полученное с помощью профессиональных знаний и профессиональных способностей преподавателя, основанных на его ценностных ориентациях. Профессиональные умения необходимы преподавателю для осуществления профессионально-педагогической деятельности и дают возможность с научно обоснованной точки зрения определять и реализовывать содержательные, организационно-педагогические и процессуально-действенные средства обучения и воспитания студентов .

На основе выявленных профессионально важных качеств, свойств личности и направлений профессионального саморазвития преподавателя вуза нами разработана система методов, включающая: методы развития профессионального самосознания; методы развития профессиональных умений; методы стимулирования профессиональной деятельности; методы контроля процесса профессионального саморазвития преподавателя вуза .

Дадим краткую характеристику каждой из перечисленных групп методов профессионального саморазвития преподавателя вуза.

Методы развития профессионального самосознания. Изучив эффективные методы, позволяющие стимулировать расширение и рост профессионального самосознания, мы пришли к выводу, что наиболее приемлемыми в изучаемом аспекте являются: метод взаимонаблюдения и метод взаиморефлексии.

Метод взаимонаблюдения основывается на наблюдении, которое ведется за целостным педагогическим процессом, за его отдельными компонентами. В аспекте нашего исследования особую роль играет наблюдение за профессиональным саморазвитием преподавателей вуза, которое может осуществляться на разных уровнях: на уровне кафедры, факультета, университета, а также других вузов. Необходимо отметить, что с целью осуществления эффективного наблюдения оно должно осуществляться в соответствии с заранее разработанной программой, которая включает цель и задачи наблюдения, указание объекта, способов фиксации и общей продолжительности наблюдений.

Для стимулирования развития профессионального самосознания преподавателей вуза положительный эффект также дает метод взаиморефлексии. В зависимости от объекта взаиморефлексии, можно выделить два уровня. Первый уровень связан с «образом преподавателя», т.е. понимание преподавателем, как его видят и воспринимают коллеги. Второй уровень связан с осознанием тех сущностных воздействий, которые оказывает преподаватель как личность и которые могут быть определены как влияние духовного мира на личность преподавателя. Данный уровень характеризует более глубокие размышления о самом себе как личности и, соответственно, наиболее успешное стимулирование развития профессионального самосознания преподавателей вуза.

Методов развития профессиональных умений. Современная практика образования требует от преподавателей вузов оперативного и рационального использования в образовательном процессе новых достижений науки и техники, новых методик, приемов, форм обучения и воспитания. В этих условиях значительно возрастает роль профессиональных умений, которые дают возможность преподавателю с научно обоснованной точки зрения определять и реализовывать содержательные, организационно-педагогические и процессуально-действенные средства обучения и воспитания студентов и являются важнейшим показателем педагогического мастерства преподавателя. Учитывая практику высшего профессионального образования, в качестве основных методов развития профессиональных умений преподавателей нами рассматриваются: игровое проектирование и метод взаимного компромиссного согласования.

Игровое проектирование основывается на создании или совершенствовании объектов профессиональной деятельности (научно-исследовательских разработок, методических указаний, учебных пособий, практических и лабораторных занятий и т.п.). Игровое проектирование не только способствует развитию профессиональных умений преподавателей, но и демонстрирует совершенно иной взгляд на изучаемый объект (или процесс) с непривычной для участника обучения точки зрения, позволяющей увидеть значительно больше, что и является познавательным эффектом .

Формы проведения игрового проектирования могут быть различными (презентация, «погружение», флип-чат, мозговая атака, тренинги и т.д.), но в их основе должны лежать три момента, способствующих развитию профессиональных умений преподавателей: четкий механизм определения функционально-ролевых интересов участников; алгоритм разработки проекта; механизм экспертной оценки или игрового испытания проекта и др.

Метод взаимного компромиссного согласования по форме может быть реализован в виде совещания, беседы, специально организованных переговоров, работы с мнениями, изложенными письменно и т.д. Его суть состоит в том, что два или более участника в ходе совместной работы приходят к единому мнению, достигают консенсуса. Главная установка при согласовании направлена на достижение компромисса, решение делового вопроса усилиями всех сторон.

Методы стимулирования профессиональной деятельности направлены на активизацию профессиональной деятельности преподавателей вузов на основе психологических способов воздействия. Среди наиболее эффективных методов данной группы нами выбраны: метод обратной связи и метод рейтинга.

Метод обратной связи основывается на неотъемлемом элементе любой системы управления - это связь . Прямая связь - это воздействие субъекта управления на объект в виде управленческих команд, решений, рекомендаций и т.д. Обратная связь - это информация, исходящая от объекта управления к субъекту управления. Существование обратной связи означает, что результат функционирования объекта управления определенным образом влияет на поступающие на него воздействия. В нашем исследовании предпочтительным является такой вид связи, когда в процессе профессионального саморазвития преподавателя происходят изменения в рассматриваемой системе, приводящие к усилению первоначального состояния. Кроме того, наблюдается активизация профессиональной деятельности преподавателей и их стремление к достижению новых профессиональных высот.

Метод рейтинга основан на применении общепринятого инструмента комплексной оценки специалистов (в том числе и преподавателей высшей школы). Построение рейтинга профессорско-преподавательского состава - это система действий субъектов оценки, направленная на достижение целей оценки, обладающая алгоритмичностью, воспроизводимостью, высокой экономичностью, обеспечивающая возможность подстройки (коррекции) и совершенствования, а также способствующая планомерному улучшению качества профессиональной деятельности преподавателей. Публичное признание заслуг (рейтинг) или «оценка» промахов (обратный рейтинг) является мощным социально-психологическим стимулом для преподавателей, который оказывает большое активизирующее влияние на их профессиональную деятельность и, как следствие, на их профессиональное саморазвитие.

Методы контроля процесса профессионального саморазвития преподавателя вуза. Контроль является необходимым компонентом процесса профессионального саморазвития преподавателя вуза. Методы контроля направлены на получение данных об успешности профессионального саморазвития преподавателя и обеспечивают систематическую и оперативную информацию о ходе данного процесса. Данную группу методов составляют методы самоконтроля и методы коллективного контроля.

Самоконтроль профессионального саморазвития преподавателя вуза возможно осуществить в форме портфолио, который позволяет оценивать не просто результат, но и путь его достижения. Для отбора материалов в портфолио могут разрабатываться различные критерии или рекомендации. Также возможно использовать вариативный подход, предоставив возможность каждому преподавателю самостоятельно сделать выбор типа портфолио и обосновать его.

Для осуществления коллективного контроля и оценки широко используются методы творческих отчетов, открытых занятий (лекции или практикумы), защиты результатов научно-исследовательских работ и др., представляющие собой кооперативную деятельность, суть которой состоит в объединении усилий субъектов образования для достижения совместной цели при одновременном разделении между ними функций, ролей и обязанностей. Данные методы позволяют в дискуссионной форме обсудить сильные и слабые стороны показных мероприятий или представленных научно-методических работ.

В заключение отметим, что методы профессионального саморазвития преподавателя вуза включают большой комплекс методов, охватывающих весь рассматриваемый процесс: от систематизации имеющихся у преподавателей профессиональных знаний до контроля эффективности процесса профессионального саморазвития преподавателя вуза. Практика показала, что представленные методы позволяют вовлекать преподавателей в процесс профессионального саморазвития, помогают выявлять и успешно решать возникающие у них проблемы, раскрывают новые возможности и перспективы профессионального саморазвития.

Рецензенты:

Ильясов Д.Ф., доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики и психологии Челябинского института переподготовки и повышения квалификации работников образования, г. Челябинск.

Сизова Е.Р., доктор педагогических наук, профессор кафедры социально-гуманитарных и психолого-педагогических дисциплин Южно-Уральского государственного института искусств им. П.И. Чайковского, г. Челябинск.

Библиографическая ссылка

Вековцева Т.А., Резанович И.В. МЕТОДЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОРАЗВИТИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=7649 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания» Профессиональное самосовершенствование педагога – это сознательный целенаправленный процесс повышения уровня своей профессиональной компетентности и развития профессионально значимых качеств в соответствии с внешними социальными требованиями, условиями профессиональной деятельности и личной программой развития.
Предъявляемые требования должны быть несколько выше наличных возможностей конкретного человека. Только в этом случае возникают предпосылки к самосовершенствованию в виде внутренних противоречий в процессе ведущей деятельности педагога, результатом разрешения которых является процесс целенаправленного развития собственной личности.
Основные требования общества к профессиональным характеристикам учителя могут быть сформулированы следующим образом:
общая широкая образованность, осведомленность в различных областях знаний;
глубокое знание возрастной, педагогической и социальной психологии, педагогики, возрастной физиологии, школьной гигиены;
фундаментальное знание преподаваемого предмета, новых достижений и тенденций в соответствующей науке;
владение методикой обучения и воспитания;
любовь к делу, умение передать свою увлеченность детям;
творческое отношение к работе;
знание детей, умение понимать их внутренний мир, педагогический оптимизм;
владение педагогической техникой и педагогическим тактом;
постоянное совершенствование знаний и педагогического мастерства.
Нужной личностной и профессиональной чертой учителя следует считать любовь к детям, без чего невозможна эффективная педагогическая деятельность.
Важной предпосылкой, обуславливающей начало процесса самосовершенствования, является отношение самого педагога к этим предъявляемым требованиям. Вполне понятно, что при индифферентном (безразличном) отношении к ним никакой речи о развитии собственной личности быть не может. Только при осознанном принятии требований педагог будет ощущать потребность в самосовершенствовании. Потребность находит свой предмет в образе «Я - идеальное профессиональное» и становится мотивом в работе над собой. («Я реальное профессиональное» и некоторое воображаемое (модулируемое) его состояние «Я - идеальное профессиональное»). Чем больше педагог отождествляет себя с конечной целью своей конкретной деятельности, тем сильнее его мотивация, эффективнее труд, выше качество.
Профессиональное самосовершенствование педагогов осуществляется в двух взаимосвязанных формах - самовоспитание и самообразование, взаимно дополняющих друг друга, оказывающих взаимное влияние на характер работы человека над собой. Вместе с тем это два относительно самостоятельных процесса, которые предполагают как общие, так и особые условия их организации.
Самовоспитание выступает как активная, целеустремленная деятельность человека по систематическому формированию и развитию у себя положительных и устранению отрицательных качеств личности.
Основные направления самосовершенствования педагога:
- непрерывное пополнение педагогических знаний;
- совершенствование педагогического мастерства;
- расширение общего кругозора;
- нравственное и физическое совершенствование;
- умение эффективно организовать свой рабочий день.
Исходный момент самосовершенствования - самопознание, непосредственное и опосредованное.
Основные приемы непосредственного самопознания - самонаблюдение,
самоанализ, самооценка.
Приемы опосредованного самопознания:
- сравнение результатов самонаблюдения с отношением к себе со
стороны;
- сопоставление себя с другими;
- анализ резервов собственной деятельности.
Методы и приемы самовоздействия:
- самоубеждение;
- самоободрение;
- самоприказ;
- самоконтроль;
- самоинструкция: сознательно данная себе установка, как строить
свое поведение в конкретной ситуации;
- самовнушение.

Совершенствование педагогического мастерства .
Педагогическое мастерство предполагает:
- способности к педагогической деятельности;
- широкие профессиональные знания;
- культуру владения педагогической техникой.
Все эти компоненты проявляются в профессионально-педагогических умениях:
- познавательных;
- конструктивных;
- организаторских;
- коммуникативных.
Познавательные умения включают в себя:
- умение ориентироваться в содержании обучения и воспитания;
- способность анализировать собственную деятельность;
- наблюдать за детьми, понимать их внутреннее состояние, оценивать уровень развития, условия семейного воспитания;
- способность контролировать свое физическое и техническое состояние.

Основное состояние самообразовательной работы - постоянное пополнение и расширение знаний по педагогике и психологии.
Необходимое условие успешного самообразования
- умение ориентироваться в потоке научной информации. Источники
такой информации - справочно-библиографические издания
Совершенствование конструктивных умений.

Конструктивная деятельность учителя включает умения:
- формировать цели и задачи педагогического процесса;
- планировать системы работ и последовательность действий учащихся;
- отбирать оптимальное содержание будущей деятельности (уроков,
воспитательных мероприятий);
- составлять планы конкретных дел.
Для развития этих умений необходимо:
- знание своего предмета и методов его преподавания;
- знание педагогической теории и психологии;
- широкий научный и культурный кругозор;
- педагогическое воображение, способность предвидеть последствия
и результаты своей деятельности.
Организаторские умения проявляются в способностях:
- ставить цели перед собой и детьми;
- планировать деятельность;
- делить цель на более мелкие задачи, а затем на дифференцированные задания для групповой и индивидуальной работы;
- создавать положительную установку на предстоящую деятельность;
- контролировать и оценивать исполнение.
Развитию организаторских умений способствуют упражнения в практических действиях, самоинструктировании, самоконтроле, самоприказе.
Коммуникативные умения необходимы для налаживания педагогически целесообразных отношений с учащимися и их родителями, с коллегами.
Для развития коммуникативных умений рекомендуется:
- учиться понимать другого человека, "читать" по лицу, тону, жестам, мимике;
- совершенствовать способы выражения своих мыслей, повышать свою речевую культуру;
- изучать специальную психологическую литературу по проблемам общения.

Целью профессионального самосовершенствования является достижение осознанного и усвоенного образа (идеала) высококвалифицированного педагога . Цель самосовершенствования, в сущности, недостижима, поскольку предела развитию личности не существует, но важен сам процесс приближения к этой цели как к постоянно ускользающей линии горизонта.

(Статья подготовлена учителем географии и биологии МОУ СОШ №20 Бражник О.П.)