Лекции личностного роста. Личностный рост

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТНОГО РОСТА 18 ЧАСОВ 6 – ЛЕКЦИИ 12 – ПРАКТИКА ДОМАШНЯЯ РАБОТА – 2 ШТ.

ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД Альфред Адлер (1870 – 1937) Теория совершенствования «Стремление к превосходству – это фундаментальная человеческая мотивация, выражающаяся в желании улучшать себя, развивать свои способности, достичь наибольшего из возможного»

. ЧУВСТВО НЕПОЛНОЦЕННОСТИ И СТРЕМЛЕНИЕ К ПРЕВОСХОДСТВУ СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС ПРЕВОСХОДСТВО НАД САМИМ СОБОЙ КОМПЕНСАЦИЯ ЗА СЧЕТ РАЗВИТИЯ СВОИХ СПОСОБНОСТЕЙ КОМПЕНСАЦИЯ ЗА СЧЕТ МАНИПУЛИРОВАНИЯ ДРУГИМИ ЛЮДЬМИ ПРЕВОСХОДСТВО НАД ДРУГИМИ

ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД Гордон Оллпорт (1897 – 1967) Мотивационные и стилистические диспозиции Функциональная автономия мотивов Проприум Проактивное поведение

ПРОПРИУМ - ПОНЯТИЕ, ИСПОЛЬЗУЕМОЙ Г. ОЛЛПОРТОМ ДЛЯ ОБОЗНАЧЕНИЯ ХАРАКТЕРИСТИК, КОТОРЫЕ ВОСПРИНИМАЮТСЯ ЧЕЛОВЕКОМ КАК «ЭТО МОЕ» . ЭТО ТО, ЧТО ИМЕЕТ РЕАЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ К САМОМУ ЧЕЛОВЕКУ (ЯДРО ЛИЧНОСТИ, САМОСТЬ, АВТОРСКОЕ «Я»).

Основные принципы теории мотивации Г. Оллпорта: современности мотивов обращенности мотивов в будущее плюралистичности уникальности конкретных мотивов ЦЕНТРАЛЬНОЕ ПОНЯТИЕ ТЕОРИИ МОТИВАЦИИ Г. ОЛЛПОРТА – ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АВТОНОМИЯ МОТИВОВ

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АВТОНОМИЯ МОТИВОВ – ЭТО ЛЮБАЯ ПРИОБРЕТЕННАЯ СИСТЕМА МОТИВАЦИИ, В КОТОРОЙ НАПРЯЖЕНИЯ, ВКЛЮЧЕНЫЕ В НЕЕ, ОТЛИЧНЫ ОТ ПРЕДШЕСТВУЮЩИХ НАПРЯЖЕНИЙ, ОТ КОТОРЫХ ЭТА СИСТЕМА ПРОИЗОШЛА. ПЕРСЕВЕРАТИВНАЯ ФА ПРОПРИАТИВНАЯ ФА

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АВТОНОМИЯ МОТИВОВ. ПЕРСЕВЕРАТИВНАЯ ФА: Имеет отношение к нейрологическому уровню. Организм продолжает вести себя определенным образом даже тогда, когда это уже нецелесообразно ПРОПРИАТИВНАЯ ФА: Имеет отношение к личностному уровню. Это руководящая система мотивации, придающая личности единство. ПФА входит в ПРОПРИУМ.

Идея проактивности. «Человек – это существо, стремящееся к установлению и сохранению определенного уровня напряжения» «Рост происходит не вследствие гомеостаза, а вследствие определенного рода “трансистаза”»

. НИЗШИЙ УРОВЕНЬ СУЩЕСТВОВАНИЯ ЧЕЛОВЕКА ВЫСШИЙ УРОВЕНЬ СУЩЕСТВОВАНИЯ ЧЕЛОВЕКА ГОМЕОСТАЗ ТРАНСИСТАЗ РЕДУКЦИЯ НАПРЯЖЕНИЯ ПОДДЕРЖАНИЕ НАПРЯЖЕНИЯ РЕАКТИВНОСТЬ Homo Sapiens ПРОАКТИВНОСТЬ Homo Transcendence

ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ ПОДХОД Виктор Франкл (1905 – 1997) Акцент на осуществлении смысла «Если превратить самоактуализацию в самоцель, она вступит в противоречие с самотрансцендентностью человеческого существования. Лишь в той мере, в какой человеку удается осуществить смысл, который он находит во внешнем мире, он осуществляет и себя»

ТРАНСЦЕНДЕНЦИЯ, РОСТ, РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕК БОЛЬШЕ, ЧЕМ ОН ЕСТЬ ЧЕЛОВЕК КАКИМ ОН ДОЛЖЕН БЫТЬ ЧЕЛОВЕК КАК ОН ЕСТЬ, ИСХОДЯ ИЗ ТОГО, КАКИМ ОН БЫЛ ЯРЛЫКИ, СТЕРЕОТИПЫ, ПРИСПОСОБЛЕНИЕ

ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЕ ГУМАНИСТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ Эрих Фромм - Выделил экзистенциальные потребности: В установлении связей В преодолении себя В укорененности В самоотождествлении В наличии системы ценностей

. . - Свобода от проявляется в стремлении избавиться от «каких-то уз» , ограничений, рамок. - Свобода для – когда человек реализует свое «Я» , проявляет творческую и спонтанную активность, не боится трудностей.

ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЕ ГУМАНИСТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ Ролло Мэй (1905 – 1997) - - Выделил два типа свободы: Свобода действия проявляется в ежедневном опыте, например, в момент принятия решений, в выборе. Свобода бытия – истинная свобода; связана с самосознанием; источник всех других видов свободы.

СВОБОДА БЫТИЯ Свобода всегда имеет дело с возможным, потенциальным и связана с трансценденцией своей природы, со способностью превосходить свою натуру; ей противопоставляется автоматический конформизм, пассивность, склонность действовать инертно и реактивно.

СВОБОДА БЫТИЯ СПОСОБНОСТЬ ОЦЕНИВАТЬ И ИЗМЕНЯТЬ СВОЕ ОТНОШЕНИЕ К ОГРАНИЧЕНИЯМ, ГОТОВНОСТЬ РАЗМЫШЛЯТЬ, ОСУЩЕСТВЛЯТЬ ПОИСК САМОИДЕНТИЧНОСТИ СВОБОДА БЫТИЯ ВОЗМОЖНОСТЬ «ВЫПРЫГИВАТЬ» ИЗ ТОГО, ЧТО УДЕРЖИВАЕТ В ГРАНИЦАХ ЛИЧНОСТЬ, НО ПРИ ЭТОМ ОСТАВАТЬСЯ СОБОЙ; СПОСОБНОСТЬ ПРЕВОСХОДИТЬ ПРЕДЕЛЫ СВОЕЙ НАТУРЫ СУДЬБА

АДАПТАЦИЯ ТРАНСЦЕНДЕНЦИЯ ПРОШЛОЕ БУДУЩЕЕ ИЗВЕСТНОЕ НЕИЗВЕСТНОЕ КОНСЕРВАТИЗМ НОВАТОРСТВО ОСТОРОЖНОСТЬ РИСК ЗАКРЫТОЕ ОТКРЫТОЕ СНЯТИЕ НАПРЯЖЕНИЯ ПОИСК НАПРЯЖЕНИЯ РЕАКТИВНОСТЬ ПРОАКТИВНОСТЬ СИМБИОЗ АВТОНОМИЯ ДЕТЕРМИНИЗМ СВОБОДА ПОРЯДОК ХАОС ИНТЕЛЛЕКТ КРЕАТИВНОСТЬ РЕЗУЛЬТАТ ПРОЦЕСС СПОКОЙСТВИЕ ВОЛНЕНИЕ РАВНОВЕСИЕ ДИСБАЛАНС УСПЕХ СЧАСТЬЕ

АДАПТАЦИЯ ТРАНСЦЕНДЕНЦИЯ ГОМЕОСТАЗ? ? БЫТЬ ПОЛЕЗНОЕ? ? ВАЖНОЕ СОХРАНЕНИЕ СИЛ? ? ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ГОТОВЫЕ СМЫСЛЫ? ПОМОГАЮЩИЙ СТИЛЬ ПОИСК ПРИЧИН? ? ИНДИВИДУАЛИЗМ МЫ? ? ГИПОТЕЗЫ «ЖИЗНЬ МЕНЯ ЖИВЕТ» ? ? «БОЛЬШЕ ВСЕХ НАДО»

Варианты соотношения адаптивной и трансцендентной функции Высокая трансценденция, низкая адаптация Высокая креативность Проблемы социализации Нонконформизм Оригинальный взгляд на вещи Игнорирование социальных атрибутов успеха Ценность: саморазвитие Высокая трансценденция, низкая адаптация Гармоничное сочетание интеллектуальных и творческих способностей Держит «нос по ветру» Способен работать в хаосе Манипулятор, лидер Ценность: прагматизм, социальный престиж Низкая трансценденция, низкая адаптация Слабо мотивированные личности Апатия, пассивность Конформизм Прокрастинация, лень Социофобия Ценность: выживание Низкая трансценденция, высокая адаптация Мода, стереотипы Прилежание, внушаемость Добросовестные работники Любители четких инструкций Ценность: простые мирские ценности (семейные, монетарные, карьера)

О ТРАНСЦЕНДЕНЦИИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ Петровский Артур Вадимович Свободное принятие на себя ответственности за непредрешенный заранее исход и есть показатель самопорождения человека как субъекта активности. Это ответственный выбор свободы, это то, что делает человека человеком в подлинном смысле слова, это действительная его самотрансценденция.

НЕАДАПТИВНАЯ (НАДСИТУАТИВНАЯ) АКТИВНОСТЬ – способность человека подниматься над уровнем требований ситуации, ставить цели, избыточные с точки зрения основной задачи, преодолевая внешние и внутренние ограничения деятельности; предполагает существование мотивации, суть которой заключается в самой притягательности действий с непредрешенным исходом.

Задача самоутверждения - это задача, направленная на преобразование исходного образа «Я» -потенциальное «Я» -наличное Для того, чтобы потенциальное Я стало наличным, необходимо преодоление, самотрансценденция. Деятельность самопостроения проявляется в феноменах самостоятельности, готовности «докапываться» до истины, «открытости» незнаемому.

О ТРАНСЦЕНДЕНЦИИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ Леонтьев Дмитрий Алексеевич ПСИХОЛОГИЯ СМЫСЛА Я не люблю понятие "личностный рост" за то, что оно содержит в себе некоторый соблазн, что-то будет расти само. И этот соблазн сделал эту идею привлекательной для громадного числа людей, многие из которых недооценивают тот момент, что само ничего расти не будет. На самом деле, личностное развитие - это нелегкий труд.

Мультирегуляторная модель личности «Почему люди делают именно то, что они делают? » ЛОГИКА ПОВЕДЕНИЯ (в соответствии с определенной системой регуляции) ОБЪЯСНЕНИЕ ПОВЕДЕНИЯ Первая – логика удовлетворения потребностей «Потому что я этого хочу» Вторая – логика реагирования на стимул «Он первый начал» Третья – логика воспроизведения выработанных стереотипов «Потому что я всегда так делаю» Четвертая – логика социальной нормативности «Потому что все так делают» Пятая – логика смысла «Потому что мне это важно» Шестая – логика свободного выбора «А почему бы и нет? » .

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Леонтьев Д. А. Симбиоз и адаптация или автономия и трансценденция: выбор личности в непредсказуемом мире //Личность в современном мире: от стратегии выживания к стратегии жизнетворчества / под ред. Е. И. Яцуты. – Кемерово, 2002. – С. 3– 34.

МОТИВАЦИЯ СТРУКТУРНЫЙ ПОДХОД (В. Д. Шадриков, Ж. Годфруа, Г. Оллпорт) Мотивация как диспозиция (совокупность мотивов) ДИНАМИЧЕСКИЙ ПОДХОД (И. А. Джидарьян, М. Ш. Магомед. Эминов, Д. Макклелланд) Мотивация как процесс актуализации мотивов Мотивация как процесс формирования мотивов Мотивационные системы по Д. Макклелланду . МОТИВАЦИЯ ВНЕШНИЙ СТИМУЛ ДИСПОЗИЦИЯ ПОТРЕБНОСТЬ ПОВЕДЕНИЕ

Мотивационные системы по Д. Макклелланду Мотив достижения – устойчивое стремление добиваться успеха в значимых видах деятельности, к которым могут быть применены критерии успешности

Мотивационные системы по Д. Макклелланду Мотив аффилиации – устойчивое стремление быть рядом с другими людьми, выражающееся в желании быть принятым и любимым

Мотивационные системы по Д. Макклелланду Мотив власти – диспозиция, выражающаяся в устойчивом стремлении доминировать, контролировать и брать ответственность за происходящие события

Мотивационные системы по Д. Макклелланду Мотив избегания – устойчивое стремление избегать ущерба, напряжения, опасности.

Мотивационные системы по Д. Макклелланду МОТИВ ДОСТИЖЕНИЯ (СТРЕМЛЕНИЕ К УСПЕХУ) МОТИВ ИЗБЕГАНИЯ НЕУДАЧ СТРЕМЛЕНИЕ К ПРИНЯТИЮ СТРАХ ОТВЕРЖЕНИЯ МОТИВ ВЛАСТИ МОТИВ ИЗБЕГАНИЯ ИЗБЕГАНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Мотивационные системы по Д. Макклелланду ПОТРЕБНОСТЬ В ДОСТИЖЕНИИ (ACHIEVEMENT NOVELTY SEEKING) СТРЕМЛЕНИЕ К ПРИНЯТИЮ (AFFILIATION) МОТИВ ИЗБЕГАНИЯ НЕУДАЧ МОТИВ ИЗБЕГАНИЯ ПОТРЕБНОСТЬ В ДОМИНИРОВАНИИ (DOMINANCE) СТРАХ ОТВЕРЖЕНИЯ ИЗБЕГАНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ Потребность в безопасности НЕЙРОТИЗМ Условия воспитания

От автора:Несколько лет назад я разработал семинар личностного роста «33″, который позволяет в популярной форме доступным и живым языком объяснить слушателям, как научиться не конфликтовать с собой, с другими и с окружающим миром.Этот семинар предназначен для всех:- кто хочет управлять своей судьбой;
- кто перестал быть жертвой и решил начать что-то делать с «Почему так не везет?»;
- кто захотел изменить свою жизнь и понял, что для этого нужно изменить себя или хотя бы разобраться с тем, почему в его жизни все так происходит и пореже наступать на грабли.

Описание семинара
У меня вы узнаете, как пореже получать кнутом.Это для тех, кто уже попробовал, устал получать и решил, что уже хватит.Мои семинары – это скорая психологическая помощь. Это ликбез, который желательно знать всем.Вы получите ответы на вопросы:- Что самое важное в жизни?
- Что важнее самого важного?
- Чего боятся и чего хотят все люди?
- Как нами управляют?
- Как понять, любят ли тебя?
- Стоит ли сдерживать агрессию?
- Надо ли себя заставлять?
- За что мне такая жизнь?
- Могут ли мужчины и женщины найти общий язык?
- Почему одни спиваются, а другие - нет?
- Как узнать свое будущее?Рабочая метафора семинара:«Человек - это машина, за рулем которой сидит наше «Я».Кто-то чинит машину, кто-то пытается заставить водителя ехать в свою сторону. Я объясняю правила дорожного движения.Куда поехать - решать вам!Семинар организован по типу психологической группы темоцентрированного взаимодействия и включает в себя:- лекции,
- беседы,
- упражнения по самодиагностике,
- психологические игры и упражнения,
- упражнения по визуализации, с использованием аудиоматериалов,
- дневниковую терапию.Семинар построен в Милтон-модели. Это способ употребления языка с целью наведения и поддержания транса. Назначение транса - войти в контакт со скрытыми ресурсами личности. Она следует тем же путем, по которому происходит естественная работа мозга. Транс является состоянием, в котором вы оказываетесь высоко мотивированными учиться у своего бессознательного внутренним образом. Он не является пассивным состоянием, вы также не попадаете под влияние других людей.В ходе занятия составляются схемы, которые показывают построение логики и способствует подаче информации в полутрансовом режиме для более лёгкого усвоения материала.Семинар включает 11 тем по 3 часа каждая. Это и стало одной из причин такого названия - «33″. Об остальных причинах узнаете на первом занятии.Темы семинара:1. Что такое слова. Правое и левое полушария мозга. Карты реальности. Прогнозы.
2. Психосоматика. Откуда берется болезнь? Компенсаторный (невротический) путь решения проблемы. Список стрессогенных факторов.
3. Важно - пустяк. Ответственность. Основа конфликта. Ценностные ориентации.
4. Формула счастья. Несбывшиеся ожидания. Инвентаризация идеалов.
5. Что такое «хорошо» и что такое «плохо». Как научиться нравиться.
6. Что такое любовь? Введение в эниологию.
7. «Привычка свыше нам дана». Почему подлецы живут дольше?
8. Мудрость пророчествования или «загад не бывает богат».
9. Мужчина и женщина: зачем мы друг другу.
10. Все течет, все изменяется, или чем опасна стабильность.А теперь более подробно. После описания каждой темы в можете послушать аудиозапись первого часа занятия.

Тема №1:1. Человек - единственное существо, творящее символы. Извраты сознания. Абстрактные понятия. Множественность языков.
2. Система прогнозирования.
3. Карты реальности. Модели поведения. Стратегии выживания. Деструктивные, конструктивные модели. Три возраста.Тема №2:1. Понятие «стресс». Наработка привычек. Фиксирование рефлексов, положительное и отрицательное подкрепление.
2. Блокировка агрессии. Незавершенный гештальт. Внутренний родитель. Причина болезни.
3. Система зависимостей. Компенсаторный путь решения проблем. Наркоманы, алкоголики, трудоголики и т.д.Тема №3:1. Целеполагание. Введение в конфликтологию. Система оценок.
2. Инстинкт выживания. Выбор ответственности.
3. «За что мне, такому хорошему, такая жизнь?»Тема №4:1. Идеал и норма. Сказка о рыбаке и рыбке. Мечтать не вредно.
2. Инвентаризация идеалов - «Устаревшее расписание».
3. Построение идеального мира. Его анализ и переоценка.Тема№5:1. Страх и защиты. Роли и маски.
2. Подростковый негативизм. Манипуляции. Кто нами управляет?
3. Харизма. Законы общения. На скольких языках мы говорим?Тема №6:1. «Вы любите помидоры?» «Есть люблю, а так не очень». Что такое любовь, жалость, страсть, забота?
2. Кого мы, действительно, любим?
3. Закон бумеранга: как аукнется…Тема № 7:1.Либидо - мортидо.
2. Алгоритм реагирования. Автоматизм поиска причины.
3. Реакции защиты и реакции ориентации.
4. Тест Александра Македонского.Тема №8:1. Скажи, покажи и дай пощупать.
2. От судьбы не уйдешь или судьба в твоих руках?
3. Упражнение на визуализацию «Двери».Тема №9:1. Психология пола
2. Информация - энергия.
3. Продавцы и покупатели.
4. Наследственность.
5. Женская и мужская измена.
6. Семья. Ее минусы и плюсы.Тема №10:1. Слово есть ложь. Эталоны и критерии. Анализ.
2. Прошлое - будущее. Что такое жизнь? Почему мы все хотим умереть?Заключительное занятие: ответы на вопросы.Вам будет полезен семинар, если у вас есть желание научиться принимать свое авторство собственной жизни и не зависеть от кого-то, а принимать ответственные решения, осознавая, как это будет влиять на вашу жизнь; если вы хотите получить еще один взгляд на эту жизнь.Он может быть неправильный. Вот поэтому я и говорю, что мне не обязательно верить. Но получить еще один взгляд никогда не помешает. Жизнь слишком многогранна. Те кто, изучал чертежи, знают, что это, минимум, 3 проекции.Точно также и о мире. Чем больше информации мы знаем о нем, тем меньше мы вляпываемся.Мужики, обычно, не идут на эти семинары. Они боятся, потому что у нас, мужиков, есть табу на слабость. «Я пойду слушать какого-то другого мужика?» Это табу может преодолеть только очень сильный мужчина, признав свою слабость.Мужикам полезно сравнивать свои взгляды с чужими. Для этого нужно идти в компанию других мужиков. А ведь это страшно – говорить о себе. А в мужской компании еще и не все скажешь.Женщинам семинар полезен тем, что когда они поймут мужиков, то, возможно, меньше их будут нахратить и бережнее к ним относиться.Вы получите еще один взгляд на жизнь. А это не мало.На семинаре я даю инструменты, с помощью которых можно самому поработать с собой.Я даю только те инструменты, которые проверил на себе.Я даю формулы, в которые человек может подставить свои данные, и никто не будет знать, какая у него проблема.Мой весь семинар «33» направлен на:- самоанализ
- самодиагностику
- самокоррекцию.То есть, не кто-то это сделает за тебя, а ты сам можешь.

Об авторе
Меня зовут Алексей Васильевич Капранов.У меня очень гадкая профессия.Я работаю сволочью.Сволочь – это не ругательство. Это – профессия. Потому что слово «сволочь» для меня означает «сволакивать» с «правильного» пути.У меня есть рабочая метафора: «Человек – это машина, за рулем которой сидит наше Я».Есть медики, которые чинят нашу «машину» - тело.Есть «гуру», которые говорят, где светлое будущее.Моя работа очень простая. Ко мне чаще всего обращаются люди, «машина» которых либо несется в обрыв, либо заехала в тупик.И моя задача – остановить человека, посеять сомнения, а потом сориентировать на местности. И главное – это сволочь с того «правильного» пути, который его завел либо в тупик, либо к обрыву, а куда правильно не сказать.Я никогда не отвечаю на вопрос: «Что делать?»И еще я работаю дрожжами. Что это значит?Есть такая деревенская месть:Самой вредной старухе ночью бросают пачку дрожжей в сортир. И к обеду следующего дня выполняется три очень полезных действия:Во-первых, чистится выгребная яма.Во-вторых, удобряется огород. Правда, хороший результат будет только на будущий год. В этом году с этого огорода вряд ли можно будет что-то есть.В-третьих, вредная старуха становится дооооброй бабушкой.Когда-то я эти дрожжи, о которых буду рассказывать вам, бросил в свою собственную голову. И оказалось, что там, как в выгребной яме, ничего, кроме дерьма, и нет.Поэтому у меня сейчас «дао пустоты».Поэтому ни в коем случае не думайте, что я умный.Я – не умный. Я из той категории, которые битые. Потому что умные от книжек, а я нет. Я сначала пятнадцать раз наступал на грабли, потом понял, что надо определять их не по цвету, а по форме. Потом один раз наступить на детские грабли и понять, что лучше два раза на взрослые. Мужики меня поймут. Потом еще, еще и еще…Вот так, методом проб и ошибок я набрал свой собственный опыт и сформулировал свое виденье мира.Я буду говорить вам то, что я об этом мире думаю.Мне верить не обязательно. Более того, желательно не верить.Потому что те люди, которые мне не верят, поймут гораздо больше, чем те, которые поверят.Для меня важно, чтобы вы меня поняли.В общем, я отвечу вам на вопросы:- что такое «не везет» и
- «За что мне, такому хорошему, такая тяжелая жизнь?»Расскажу, как порыться в себе, найти свои ошибки, и как их исправить. Я когда- то ходил к психологу…знаю, что самое неприятное, когда лезут к вам в душу.Поэтому я сделал такую программу, что не буду лазать к вам в душу и, более того, хранить ваши тайны в себе…Мне это не интересно. Хоть я и похож на священника, верить мне ни к чему. Не надо мне верить! Я не священник.Хочу вас также предупредить, что я жутко аморальный тип. Не антиморальный, а аморальный.Я уже давно не знаю, что хорошо, а что плохо.Я – не «нормальный» психолог, поэтому не готовьтесь к «нормальной» психологии.Немного из биографии:
Для меня психология была хобби с 14 лет. Только в 30 я пошел учиться на психолога, потому что друзья сказали: «Ты уже консультируешь лучше, чем профессионалы».Но у меня нет диплома о высшем образовании, потому что мое первое высшее – это полполитеха. А так как первое высшее не закончено, то второе высшее недействительно. Хотя, скажу без ложной скромности, я один из лучших психологов Алтайского края.После окончания Алтайского государственного университета я пошел работать в «самую легкую» сферу – к наркоманам. Два года проработал в реабилитационном центре для наркозависимых. Результатом нашей работы стали лучшие результаты по России. Я очень этим горжусь.Потом у меня еще 2 года была частная практика, так как наркоманы меня сами находили.После этого я проработал 10 лет в службе занятости.Сейчас я работаю в Краевом кризисном центре для мужчин в городе Барнауле, провожу семинары-тренинги по конфликтологии, творчеству, командообразованию.Являюсь ведущим клубов «Ответственное отцовство» и «Восхождение к индивидуальности» и со-ведущим радио-программы «А так ли это?» на радио «Серебряный дождь» в Барнауле.

Все материалы семинара распространяются с личного согласия автора семинара.Торрент перезалил по причине указанной medved421986 "В 9 папке нумерация файлов не соответствует порядку:) следует слушать: 09-03, 09-02, 09-01, а потом 09-06, 09-05, 09-04" - нумерацию поправил

Семинар личностного роста «33″, который позволяет в популярной форме доступным и живым языком объяснить слушателям, как научиться не конфликтовать с собой, с другими и с окружающим миром.

Этот семинар предназначен для всех:
- кто хочет управлять своей судьбой;
- кто перестал быть жертвой и решил начать что-то делать с «Почему так не везет?»;
- кто захотел изменить свою жизнь и понял, что для этого нужно изменить себя или хотя бы разобраться с тем, почему в его жизни все так происходит и пореже наступать на грабли.

Описание семинара
У меня вы узнаете, как пореже получать кнутом. Это для тех, кто уже попробовал, устал получать и решил, что уже хватит. Мои семинары – это скорая психологическая помощь. Это ликбез, который желательно знать всем.

Что самое важное в жизни?
- Что важнее самого важного?
- Чего боятся и чего хотят все люди?
- Как нами управляют?
- Как понять, любят ли тебя?
- Стоит ли сдерживать агрессию?
- Надо ли себя заставлять?
- За что мне такая жизнь?
- Могут ли мужчины и женщины найти общий язык?
- Почему одни спиваются, а другие - нет?
- Как узнать свое будущее?


«Человек - это машина, за рулем которой сидит наше «Я» . Кто-то чинит машину, кто-то пытается заставить водителя ехать в свою сторону. Я объясняю правила дорожного движения. Куда поехать - решать вам!

Темы семинара:

1. Что такое слова. Правое и левое полушария мозга. Карты реальности. Прогнозы.
2. Психосоматика. Откуда берется болезнь? Компенсаторный (невротический) путь решения проблемы. Список стрессогенных факторов.
3. Важно - пустяк. Ответственность. Основа конфликта. Ценностные ориентации.
4. Формула счастья. Несбывшиеся ожидания. Инвентаризация идеалов.
5. Что такое «хорошо» и что такое «плохо». Как научиться нравиться.
6. Что такое любовь? Введение в эниологию.
7. «Привычка свыше нам дана». Почему подлецы живут дольше?
8. Мудрость пророчествования или «загад не бывает богат».
9. Мужчина и женщина: зачем мы друг другу.
10. Все течет, все изменяется, или чем опасна стабильность.

Семинар построен в Милтон-модели. Это способ употребления языка с целью наведения и поддержания транса. Назначение транса - войти в контакт со скрытыми ресурсами личности. Она следует тем же путем, по которому происходит естественная работа мозга. Транс является состоянием, в котором вы оказываетесь высоко мотивированными учиться у своего бессознательного внутренним образом. Он не является пассивным состоянием, вы также не попадаете под влияние других людей.
В ходе занятия составляются схемы, которые показывают построение логики и способствует подаче информации в полутрансовом режиме для более лёгкого усвоения материала.

Лекция 9.doc

Лекция 9. Тренинги и игры в целях личностного роста

План

1. Понятие о тренинге личностного развития (роста)

2. Игра как психолого-педагогическое явление

3. Классификация игровых методов активного обучения

4. Ролевые игры: сущность и классификация.
1. Понятие о тренинге личностного развития (роста)

Тренинг личностного роста представляет собой разновидность социально-психологического тренинга, направленного на развитие психических процессов (познавательных, волевых и эмоциональных), свойств и качеств человека. Речь идет о развитии восприятия, представлений, воображения, памяти, внимания, мышления, речи, воли, эмоциональной устойчивости, способностей, черт характера, наблюдательности, самоконтроля и других личностных характеристик человека. Частной формой тренинга личностного роста выступает тренинг креативности (развития творческого мышления).

Социально-психологический тренинг личностного роста осуществляется в учебных группах в рамках развивающей и развивающе-коррекционной психологической работы. Широкое распространение тренинг личностного роста нашел в развивающей работе с учащимися средних и старших классов.

Составными элементами и методами проведения тренинга личностного роста являются психотехнические упражнения и игры. В данном тренинге, помимо ролевых игр, активно используются занимательные, развлекательные и подвижные игры.

Занимательные, развлекательные и подвижные игры применяются в тренинге личностного роста, выступают его составным элементом и методом проведения, имеют серьезную эмоциональную и когнитивную нагрузку, способствуют развитию личности человека. Чаще всего они проводятся автономно, вне тренинга личностного роста, но их общая направленность на гармонизацию интеллектуального, эмоционального и физического развития человека, особенно в детском возрасте, остается крайне важной.

Одна из целей таких игр - смена деятельности, полноценный и эффективный психологический отдых. Игры устраиваются в перерывах между занятиями, могут проводиться в классе, за столом, на улице, могут принимать и другие формы. Подвижные развлекательные игры поднимают общий тонус, улучшают самочувствие. Психотехнические оздоровительные игры создают настрой на обучение, психологическую готовность для усвоения больших объемов информации.

Функции занимательных, развлекательных и подвижных игр

1. Обучающая - развитие общеучебных навыков и умений, психических процессов, таких как память, внимание, мышление.

2. Развлекательная - создание благоприятной атмосферы на занятиях.

3. Коммуникативная - объединение коллективов учащихся, установление эмоциональных контактов.

4. Релаксационная - снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему при интенсивном обучении.

5. Психотехническая - формирование навыков подготовки своего физиологического состояния для более эффективной деятельности, перестройка психики для усвоения больших объемов информации.

Развивающие и психокоррекционные игры могут быть применены для оказания психологической помощи ведущему, интенсивного развития мышления и личности обучаемых, улучшения социально-психологического климата в тренинговых группах.

Игры и упражнения могут найти применение в различных условиях проведения занятий. Одни из них пригодятся в школе, детском саду, оздоровительном лагере. Другие можно использовать при организации вечеров отдыха в клубе и т.д.

Занимательные интеллектуальные игры используются:

Для школьников, испытывающих трудности в учении: понимании и осмыслении нового материала, его запоминании, усвоении и обобщении, установлении связей между понятиями, выражении собственных мыслей и речи;

Снятия усталости учащихся и «разрядки»-на уроке;

Активизации учебной работы в классе, повышения активности и инициативы учащихся;

Развития личностной свободы и раскованности учащихся, особенно невротизированных, слабых и неуверенных в себе;

Укрепления взаимоотношений учащихся друг с другом, развития дружбы и взаимопомощи в классе.

Если игровые упражнения организуются для «разрядки» в течениеурока, то участвует весь класс; длительность игры составляет 5-7 мин; в одном игровом эпизоде могут быть использованы 1-2 игровых упражнения из предполагаемого комплекса.

Советы при проведении интеллектуальных игр с учащимися:

Все ответы учащихся, даже самые неожиданные, непривычные и странные, есть ответы «правильные»;

Поддерживайте у учащихся стремление к поиску новых и эвристичных ответов;

На игровых занятиях обязательно давайте эмоциональные подкрепления: «Молодцы!», «Как у нас хорошо получается!», «Умница, Катя!», «Оригинальный ответ, Сережа!», «Ничего, у тебя все получится!», «Смотри, как нам интересно, давай, подключайся к игре!»;

Атмосфера в игровой группе должна быть эмоционально положительной.

Для проведения игр важны такие условия, как их продолжительность, количество человек в группе, пол и возраст участников. Так, на каждую игру должно уходить не более 30-35 мин. В противном случае у большинства участников может возникнуть «игровая усталость». Оптимальное число играющих - 10-15 чел. Необходимо помнить, что слишком большая группа становится неуправляемой и в ней начинают происходить процессы, отличные от процессов группового обучения. Желательно также, чтобы группа являлась гетерогенной по полу и возрасту, т.е. в ней должны присутствовать люди разного пола и возраста.

^ 2. Игра как психолого-педагогическое явление

В отечественной психологии «игра - форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры».

Под «игрой» некоторые зарубежные исследователи понимают «...самостоятельную социальную структуру, подразумевающую состязание между двумя и более противоборствующими сторонами, а также ограниченную процедурами и правилами с целью достижения победы одной из сторон».

В игре как особом исторически возникшем виде общественной практики воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, подчинение которым обеспечивает познание и усвоение предметной и социальной действительности, интеллектуальное, эмоциональное и нравственное развитие личности.

Единицей игры и в то же время центральным моментом, объединяющим все ее аспекты, является роль.

Характерная особенность игры - ее двуплановость. С одной стороны, играющий осуществляет реальную деятельность, которая требует действий, связанных с решением вполне конкретных, часто нестандартных задач, с другой - ряд моментов этой деятельности носит условный характер, позволяющий отвлечься от реальной ситуации с ее ответственностью и многочисленными обстоятельствами. Двуплановость обусловливает развивающий характер игры.

^ 3. Классификация игровых методов активного обучения

К игровым методам активного социально-психологического обучения относятся ролевые и операциональные игры. Операциональные игры, в свою очередь, подразделяются на деловые и организационно-деятельностные.

^ Ролевые игры - род игровых методов активного обучения, основанных на моделировании и проигрывании социальных ролей в процессе решения учебно-профессиональной задачи. В условиях ролевой игры обучаемый сталкивается с ситуациями, в которых он вынужден изменять свои коммуникативные навыки. Эффективность обучения обеспечивается тем, что человек лучше овладевает знаниями, навыками и умениями при условии принятия той или иной социальной роли, ранее недостаточно известной ему или усвоенной им.

^ Операциональные игры - род игровых методов обучения, основанных на моделировании структурно-функционального строения учебно-профессиональной деятельности.

Операциональные игры как метод активного социально-психологического обучения по своим психологическим параметрам (мотивации, участию интеллектуальных ресурсов, эмоциональной окраске) во многом аналогичны методу анализа конкретных ситуаций. Однако в противоположность спонтанному обсуждению, принятому в дискуссионных методах и сопровождаемому субъективной оценкой ведущего, операциональные игры имеют сценарий, в который заложен более или менее жесткий алгоритм «правильности» и «неправильности» принимаемого решения, т.е. обучаемый видит то воздействие, которое оказали его решения на будущие события.

В операциональных играх, в отличие от ролевых, более подчеркнут аспект инструментального обучения, обучения средствам и способам поведения и деятельности и, в то же время, формализован и упрощен аспект межличностных отношений. Хотя игры по основному замыслу сталкивают обучаемого с практическими задачами, игровая имитационная модель неизбежно упрощает действительность, главным образом в констатации статичности межличностных отношений.

^ 4. Ролевые игры: сущность и классификация.

Ролевая игра - это интерактивный метод, который позволяет обучаться на собственном опыте путем специально организованного и регулируемого «проживания» жизненной или профессиональной ситуации 1 .

Проигрывание определенной сценарием роли, отождествление (идентификация) с ней помогает обучающему:

1) обрести эмоциональный опыт взаимодействия с другими людьми в личностных и профессионально значимых ситуациях;

2) установить связь между своим поведением и его последствиями на основе анализа своих переживаний, а также переживаний партнеров по общению;

3) пойти на риск экспериментирования с новыми моделями поведения в аналогичных ситуациях.

Ролевые игры классифицируются по нескольким основаниям.

По назначению они подразделяются на ролевые игры:

По диагностике личностных качеств;

Тренировке социально-ролевого поведения (в том числе с элементами психо- и социодрамы);

Развитию коммуникативных и организаторских качеств 2 . В зависимости от полноты заданного сюжета ролевые

Игры дифференцируются на игры:

Со слабо обозначенным сюжетом;

С достаточно полно обозначенным сюжетом;

С жестко заданным сюжетом.

^ Характерные признаки ролевой игры:

Наличие и распределение ролей. Каждый участник ролевой игры получает определенную роль;

Различие ролевых целей при решении поставленных задач. Участники ролевой игры принимают решения в соответствии с задаваемыми им социальными ролями;

Взаимодействие игроков, исполняющих те или иные роли. Оно происходит по вертикали и горизонтали;

Наличие общей цели у коллектива. Общей целью в ролевой игре является приобретение новых знаний и отработка навыков принятия осознанных ответственных решений в процессе совместной деятельности и в межличностном общении;

Многоальтернативность решений. В ролевой игре игрокам приходится принимать решение после анализа нескольких альтернатив, возможных вариантов дальнейшего развития ситуаций;

Наличие управляемого эмоционального напряжения. Оно возникает благодаря тому, что социальные роли выполняются участниками в контексте конфликтной ситуации; эта ситуация невольно сопровождается вынужденной активностью игроков;

Система индивидуального и/или группового оценивания деятельности игроков.

^ Процедура проведения ролевой игры"

1. Подготовка к проведению игры. Ведущий объясняет суть метода, игровые правила и задачи участников. На данном этапе излагается сценарий и организуется игровое пространство.

2. Непосредственное проведение игры. Участники в игре воплощают сценарий, происходит «проживание» участниками проблемной ситуации в ее игровом воплощении, т.е. в ролевой игре обучаемые овладевают опытом деятельности и соответствующих ему переживаний, сходных с тем, что они получили бы в действительности. Другие обучаемые фиксируют свои оценки происходящего по заранее определенным критериям. Значительно повысить эффективность метода ролевой игры позволяет использование видеотехники.

3. Подведение итогов игры. Суть данного этапа - осмысление «пережитого». Начинать желательно с вербализации участниками игры своих переживаний (описания словами своих ощущений, возникавших по ходу игры) и обмена эмоциональным опытом между участниками игры.

Примерными вопросами для рефлексивного анализа ситуации участниками ролевой игры могут быть такие.

1. Удовлетворены ли вы результатами игры и почему?

2. Какие переживания вы испытали в ходе игры?

3. Хотели ли бы вы что-то изменить, оказавшись вновь в такой ситуации, и что именно?

4. Чем вам больше всего помогал и/или мешал партнер в поисках компромисса?

5. Может ли вам пригодиться нынешний опыт, и если да, то в каких обстоятельствах реальной жизни?

В комментариях не должно быть оценок ни самого человека, ни его поступков, слов и манеры общения. Продуктивная обратная связь не должна содержать советов или интерпретаций, в ней может присутствовать информация о том, какие чувства испытывает партнер (или наблюдатель), о чем он думает и как может поступить в данной ситуации. Например, его высказывание может быть следующим: «Мне не нравится, когда Вы меня перебиваете, и у меня появляется желание прервать нашу беседу».

Члены учебной группы, выполняющие роль наблюдателей за развитием ситуации и сопереживающие происходящему, могут вести протоколы (карточки) наблюдения. Ниже приведена карточка наблюдения за «учительницей» из рассматриваемого нами примера. Карточка наблюдения содержит перечень критериев для оценки по пятибалльной системе проявляемых «учительницей» качеств.

^ Организационно-деятельностные игры

Организационно-деятельностная игра- игровой метод активного социально-психологического обучения, род операциональных игр, в ходе которой с использованием моделирования организации профессиональной деятельности обучаемыми решаются актуальные теоретические и практические проблемы, развивается рефлексивный компонент творческого мышления.

В отличие от деловой игры, цель которой - решение актуальной педагогической задачи, целью организационно-деятельностной игры является решение теоретической или практической проблемы. Задача - это ситуация, в которой надо найти определенный порядок действий (алгоритм) для достижения цели и в которой осуществление этого алгоритма требует наличия определенных умений. Проблемная форма организации деятельности, коммуникации, рефлексии и мышления, применяемая в организационно-деятельностной игре, означает, что игроки помещены в условия, когда они не знают, что и как делать, какие они должны выработать способы деятельности, коммуникации, мышления, рефлексии и т.п.

Организационно-деятельностные игры считают играми на развитие, методологизацию мышления, выработку обобщенных приемов продуктивной умственной деятельности. Организационно-деятельностная игра развивает способность к действиям в широкой, с зыбкими границами области, приучает к коллективной мыслительной деятельности, осуществляет перестройку мышления участников. Она отличается от деловой игры тем, что проводится более продолжительное время (как правило, в течение пяти дней), предполагает участие широкого круга организаторов: режиссера, сценариста, методологов и игротехников, обязательное и широкое использование рефлексивных методик.

В организационно-деятельностной игре устанавливается иерархический уровень взаимодействия: игровой, игротехнический, методологический, предполагающий привлечение к игре специалистов - режиссеров, сценаристов, методологов и игротехников.

Слагаемыми элементами подготовки руководителя, режиссеров и сценаристов к организационно-деятельностной игре выступают:

Анализ проблемы практической деятельности специалистов и их характерных ошибок;

Определение для учебной группы уровня сложности проблемы, выносимой на игру;

Уточнение уровня формируемых способностей у обучаемых.

В игре не только игроки, но и режиссер и сценарист испытывают затруднения в моделировании и перестройке взаимодействий по ходу развития сюжетной линии. Это порождает потребность в организации рефлексии, привлечении методологов - специалистов по организации рефлексивного анализа деятельности.

Функции методологов в организационно-деятельностной игре:

Обеспечение единства режиссера, сценариста и идеолога в построении сюжета игры;

Построение траектории «вождения» игроков, их взаимодействия;

Развитие сюжетной линии вплоть до нахождения выхода из трудной ситуации, которая задана сюжетом;

Нахождение выхода из трудной практической ситуации (через работу с сюжетом).

В функции профессионально подготовленных игротехников входит соответствующая организация групповой работы (проблематизация игроков, проведение в ходе игры групповых рефлексий - самоанализа и т.д.).

^ Составные базовые технологии в организационно-деятельностнои игре:

Мнемотехника (развитие системы понятий);

Психотехника (управление системой мотивов);

Схемотехника (перевод понятий в графическую форму);

Группотехника (организация групповой работы);

Социотехника (использование социального опыта как средства обучения).

Результатами организационно-деятельностных игр становятся:

Во-первых, развитие мышления обучаемых, выработка приемов продуктивной умственной деятельности, умений анализировать действительность, формулировать теоретические и практические проблемы и решать их;

Во-вторых, складывание коллективного мыслительного действия и обучение коллективному мышлению;

В-третьих, в ходе игры ситуации проблемного типа переводятся в ситуации задачного типа, происходит развитие социально организуемой деятельности и социальной практики, формулируются новые цели, идеалы, ценности; такое обновление профессиональной подготовленности игроков происходит либо вследствие качественно смоделированных условий деятельности, либо в результате системной критики деятельности;

В-четвертых, результатом игры являются быстрое возникновение и развитие групп, вплоть до коллективов со сложной архитектоникой микрогрупп, формируются команды для преобразования практики.

Структура и особенности подготовки и проведения организационно-деятельностнои игры

Технология подготовительной части организационно-деятельностнои игры сводится к следующему. Прежде всего выбирается тема, которая аккумулирует в себе актуальную теоретическую и/или практическую проблему, имеющую место на данный момент в профессиональной деятельности специалистов.

В подготовительный период осуществляется подбор участников игры. В состав групп играющих желательно ввести практиков из близких областей деятельности. Составы команд подбираются в связи с выделенными проблемами.

Заблаговременная подготовка обучаемых к организационно-деятельностнои игре включает в себя:

Предметно-содержательную подготовку (изучение литературы, прочитанных лекций, решение контрольных задач);

Схемографическую подготовку (освоение символов и знаков);

Рефлексивно-психологическую подготовку (продумывание личностных стратегий действий на занятиях).

Каждая организационно-деятелъностная игра, как правило, проводится в течение пяти дней и делится на следующие этапы: самоопределение; анализ проблемы; определение системы ценностей и целей деятельности; определение системы средств осуществления деятельности; построение проекта измененной деятельности.

Эти этапы коррелируют с фазами психологического механизма игры:

Принятия участниками нормативных требований к игровой деятельности;

Осознания затруднений в практическом и мыслительном планах деятельности по разрешению проблемы;

Формирования потребности в перестройке собственной деятельности и личности;

Построения стратегии профессионального самоизменения.

В первой фазе обучаемые в состоянии «какие они есть в жизни» входят в игровую деятельность. Они становятся игроками и самоопределяются в игре. Участники соотносят цели и правила участия в организационно-деятельностнои игре с собственными целями. У них складываются представления об их деятельности, происходит презентация - процесс и способы представления, подачи себя окружающим.

Во второй фазе участники анализируют свою практическую деятельность и формулируют существующие проблемы. В основе каждой игры обязательно находится проблемная ситуация, сложившаяся в той или иной сфере практики.

На этом этапе происходит процесс рефлексивного восхождения от абстрактного к конкретному при анализе деятельности, т.е. «рефлексивная взгонка», когда анализируются затруднения в практике, выявляются основные субъекты практики и их отношения, строится проблемное поле и формулируются проблемы.

В третьей, «критической», фазе участники сопоставляют представления о том, «какие они есть», с представлениями о том, «какими они должны быть», чтобы преодолеть затруднения в деятельности. Участники обнаруживают нетождественность этих представлений и осознают, что причина находится в них самих, в характере их деятельности. На этой фазе они оказываются перед выбором и осуществляют его: или перестраивать свою деятельность и себя, или отказаться от попыток решения проблемы и жить по-старому. У участников появляется потребность в собственном саморазвитии, и они через уточнение ценностей и целей своей профессиональной деятельности обращаются к синтезу новых знаний и способностей по овладению этой деятельностью.

На этой фазе игры, чтобы выяснить причины затруднений практической деятельности, участники анализируют ситуации на теоретическом абстрактном уровне. Работа с концепциями или теоретическими схемами требует разработки или уточнения теоретических понятий, для построения которых используется логика «восхождения от абстрактного к конкретному».

У участников организационно-деятельностных игр на этой фазе формируется способность создать деловую атмосферу при обсуждении, а также понимание динамики групповых процессов. Именно в этот момент у игроков появляется потребность «быть другими» для преодоления затруднений в коллективной деятельности.

На четвертой фазе участники строят стратегию самоизменения и саморазвития, испытывают потребность быть другими, строят проекты измененной профессиональной деятельности. Осознаваемая потребность участников организационно-деятельностных игр «быть другими» и действовать «по-другому» становится мотивом их деятельности как в рамках игрового учебного процесса, так и после игры, на практике.

Управление организационно-деятельностной игрой требует от организаторов большой гибкости, творчества на всех этапах ее подготовки и проведения.

Литература

1. Активные формы социально-психологического обучения / Отв. ред. В.В. Дударев. М., 2006.

2. Бачков И. В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учеб. пособие. М., 2005.

3. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. Л., 2005.

4. Оганесян Н.Т. Методы активного социально-психологического обучения: тренинги, дискуссии, игры. М., 2005.

5. Современные технологии обучения / Под ред. Г.В. Борисовой, Т.Ю. Аветовой, Л.И. Косовой. СПб., 2007.