Инновации в образовании вуз как инновационная структура. Фундаментальные исследования

1

В наши дни новейшие компьютерные технологии все в большей степени являются и инструментом и средой делового сотрудничества. Этот социально-конструктивный тезис не только констатирует подлинный потенциал мультимедиа, виртуального пространства и сетевых технологий, но и призван объединить заинтересованных лиц вокруг общезначимых проектов и целей. Одним из таких проектов должна стать задача создания системы профессиональной вузовской подготовки специалистов.

Главнейшим социальным следствием информатизации является создание глобальной информационно-коммуникационной системы и единого информационного пространства. Виртуальная реальность - новая сфера, которая расширяет возможности для социального креатива. Это диктует приоритеты в национальной политике, экономике, социокультурном развитии, образовании. Владение новыми информационными технологиями, эффективное встраивание России в глобальную информационно-коммуникационную систему является условием ее процветания, равноправного участия в мировом сообществе.

Сфера образования представляет собой одну из наиболее инновационных отраслей, во многом определяющих создание инновационного климата и конкурентоспособности экономики в целом. В основе развития новой образовательной системы лежат современные информационные, компьютерные и телекоммуникационные технологии - технологические инновации. Сегодня место рождения новых технологий и фундаментальных открытий переместилось из университетской науки в корпоративную. Это означает, что ученые - специалисты по подготовке кадров оказываются менее компетентными в новых видах деятельности, чем их коллеги из производственных корпораций и уже не в состоянии не только опережать развитие, но и даже успевать за ним.

Если более подробно рассмотреть проблемы подготовки кадров, то следует отметить целый комплекс проблем в этой области. Нарастают проблемы с кадрами, обеспечивающими исследования и разработки, остро стоит проблема нехватки среднего технического персонала и квалифицированных рабочих. Проблемой предприятий, выпускающих инновационную продукцию, в последнее время является старение кадров, являющихся носителями ключевых технологий. Без поступления молодых работников используемые технологии могут быть частично утеряны.

При развитии системы подготовки кадров необходимо обеспечивать сбалансированную подготовку кадров по всем направлениям, обеспечивающим инновационную деятельность. Тем не менее, в качестве одной из основных проблем следует отметить, что в настоящее время большинство промышленных предприятий (как крупных, так и малых) не обладает специалистами, которые могут грамотно обеспечить продвижение наукоемкой продукции предприятий на рынок. Общая потребность в таких кадрах составляет несколько десятков тысяч человек. Проблему можно решить, только организовав целенаправленную работу по подготовке таких кадров с горизонтом планирования 5-10 лет (время на базовое обучение кадров и приобретение ими практических навыков работы).

В настоящее время подготовку специалистов в области менеджмента и маркетинга высокотехнологичного производства ведут десятки вузов страны, однако эффективность этой работы невелика. Лишь небольшое число выпускников идут работать по специальности, существуют значительные проблемы даже с комплектованием небольшого числа центров трансфера технологий, созданных с участием Роснауки. Следует отметить и дефицит квалифицированных преподавателей для подготовки кадров. Во многих вузах преподавание ведут специалисты, не имеющие практического опыта в тех вопросах, которым они обучают студентов. Обучение ведется по зарубежным разработкам и пособиям, не отражающим в полной мере российскую специфику и реалии, в результате чего на выходе получаются специалисты, которым потом в течение нескольких лет приходится набирать опыт методом проб и ошибок.

В этой связи следует отметить роль системы консалтинга. Поскольку обучение кадров процесс достаточно длительный и инерционный, а время наступления необратимых изменений на многих предприятиях, ориентированных на выпуск наукоемкой продукции, может оказаться меньше срока решения кадровой проблемы, следует предусмотреть создание и развитие системы консалтинга для промышленных предприятий в области инновационной деятельности и продвижения на рынки наукоемкой продукции.

Непрерывное образование могло бы совмещать в себе преимущества академической и корпоративной школ. Причем не только в области профессионального подготовки и переподготовки, но и в области формирования мировоззрения. Современная система образования должна предусматривать: во-первых, возможность для специалиста постоянно находится в образовательной системе, непрерывно совершенствуя свои знания и умения и одновременно обновляя их настолько, чтобы обеспечить, при необходимости, быстрое кардинальное изменение структурной деятельности; во-вторых, непрерывного личного роста, обусловленного деятельностью, связанной с участием в образовательном процессе. Однако ни та, ни другая задача традиционной системой образования пока не решается. Более того, господствующая в технологии образования антропологическая парадигма предполагает, что цель образования, обучения и воспитания выражается во внешнем, форматирующем воздействии общества на личность средствами образовательной системы. Обучающийся рассматривается системой в качестве объекта воздействия, а потому попытки привить ей задачи индивидуализации (субъективации) обучающегося обречены на неудачу в силу противоречия целевым функциям системы.

Очная система образования связывает петлей отрицательной обратной связи «профессионализм - способность к обновлению личности информацией», реально ограничивающей уровень компетентности. Здесь уместно вспомнить известный принцип дорастания карьеры до уровня некомпетентности. Наиболее оптимальный выход из этой ситуации предлагает дистантное образование с использованием средств телекоммуникаций. Непрерывное дистантное образование позволяет всегда оставаться актуальным. Оно дает возможность включать в образовательную систему новейшие достижения науки, в отличие от традиционной образовательной системы, системы с «мертвым временем» около 5 - 6 лет, которое соизмеримо со временем удвоения информации. В дистантном образовании обучение действительно становится интеллектуальным многокомпонентным трудом и школой управления интеллектуальным трудом, поскольку предполагает интерактивное взаимодействие обучающегося с совокупным субъектом информационной среды (преподаватели и другие студенты). Среда становится одновременно предметом интеллектуальной деятельности и ее субъектом (среда и обучающийся). Среда выступает в качестве средства расширения сознания и памяти человека и становится формой бытия индивидуального сознания и памяти. Процессы, происходящие внутри, репрезентируются во вне и наоборот.

Эффективное функционирование системы дистанционного обучения требует разработки и создания учебно-методических комплексов нового поколения. В создании таких комплексов следует учитывать возможности полимодального предъявления информации по широким информационным каналам аудиовизуальных средств, эксплуатационные удобства печатной учебной продукции, коммуникативные возможности, предоставляемые средствами телекоммуникаций в режиме on-line и off-line связи.

Библиографическая ссылка

Колосова О.Ю. ИННОВАЦИИ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2009. – № 2.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=1067 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания» 1

Преобразования высшей школы связаны с аудитом функциональных особенностей: исследовательская деятельность, преподавание, предоставление услуг образования не могут идти вразрез с ценностными основами и культурно-историческими целями академического университетского общества. Формы, методы научных исследований (для преподавательского состава) преподавания и обучения должны непрестанно совершенствоваться в направлении сложившегося внутреннего уклада, а также организации научной и учебной жизни высшей школы, ее академического пространства. Среди условий преобразований образовательного пространства высшей школы является успешное освоение студентами различных социальных практик, набора умений и навыков, обретение культуры профессионального поведения. Высшие учебные заведения являются главным источником и ведущей профессионально-ресурсной базой, благодаря которой формируются изменения социально-экономического уклада страны. Упор на качественное образование развивающегося общества, высокий человеческий потенциал являются главенствующими в процессе внедрения различных направлений преобразований. Адекватная социально-экономическая политика как на региональном, и особенно на федеральном уровне способствует наращиванию, концентрации и эффективному применению научно-образовательного потенциала вузов и общества в целом. В статье рассмотрены основные системные и структурные изменения в современном высшем образовании России, указаны основные пути инновации высшей школы.

высшее образование

профессиональная подготовка

инновационные изменения высшей школы

1. Димитрюк Ю.С., Ветров Ю.П. Исследовательский компонент содержания и технологий современного инженерного образования / Ю.С. Димитрюк, Ю.П. Ветров // Материалы Международной научно-практической конференции «Наука и бизнес: пути развития». – 2013: Издательский Дом ТМБпринт (Тамбов). – № 9 (27). – С. 41-45.

2. Булах К.В., Банщикова Т.Н., Шнейдер Е.М. Проблема выявления и оценки развития личностного компонента в структуре компетентностной модели будущего специалиста / Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 5.?id=22295 (дата обращения: 24.07.2017).

3. Ляпунова А.Д. Инновационная система управления вузом в современных условиях / А.Д. Ляпунова // Материалы круглого стола II всероссийской научно-практической конференции «Инновации и информационные технологии в образовании», 09–10 апреля 2009 года: Липецкий государственный педагогический университет (Липецк), 2009. – С. 43-47.

4. Султанова Д. М. Организационно-педагогические условия подготовки преподавателя вуза к инновационно-коммерческой деятельности: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Султанова Дилара Мирзалиевна; [Место защиты: Сев.-Кавказ. гос. техн. ун-т]. – Махачкала, 2011. – 202 с.

5. Долгополова Н.В. Системные и структурные изменения в современном высшем образовании в России / Н.В. Долгополова // Материалы Международной научно-практической конференции «Наука и бизнес: пути развития», 2014. – №8 (41): Издательский Дом ТМБпринт (Тамбов). – С. 34-37.

6. Белов С.А. Подготовка педагогов профессионального обучения к разработке инновационных образовательных технологий / С.А. Белов // Материалы Международной научно-практической конференции «Перспективы науки». – Тамбов, 2013. – № 9 (48). – С. 37-41.

Одной из ключевых характеристик мирового сообщества на современном этапе исторического развития является радикальное ускорение социального и научно-технического прогресса, а также широкомасштабное распространение современных идей и технологий. В связи с этим воспроизводство знаний, опирающееся на инновационную основу, оказывает все большее воздействие на темпы экономического развития. Динамика внедрения инноваций в экономику России, задаваемая высшим руководством страны, в преобладающей мере зависит от формирования ее новой структуры, в составе которой научно-образовательная сфера занимает все более значимое место, что в значительной степени обусловлено укреплением позиций ее наиболее действенных институтов - высших учебных заведений. С целью формирования стратегии развития, направленной уже не на восстановительную, а на расширительную динамику, у России нет другого пути, чем формирование экономики, опирающейся на знания и умения нового, инновационного типа. Указанное обстоятельство вместе с потенциалом научно-образовательной сферы, обеспечивающим инновации в промышленности и экономике, обусловливает особое местоположение этой социально-экономической системы в макроэкономической системе страны. Для осуществления требуемых инноваций, сама научно- образовательная сфера обязана применять в своей деятельности самые современные информационные и инновационные технологии. Последнее напрямую связано с усовершенствованием технологий, механизмов и способов управления инновационным развитием научно-образовательной сферы. Эти выводы полностью и многократно подтверждены мировым опытом, говорящим о том, что модернизация, улучшение системы образования, основанной на инновациях, невозможна без определения основополагающих приоритетов экономической политики государства, задающих основной вектор управляющих воздействий на образовательную среду. Также не подлежит сомнению и тот факт, что научно-образовательная сфера в целом и высшая школа в частности, по причине своего уникального положения в социуме, являются не столько конечной целью внедрения инноваций, сколько непременным условием стабильного инновационного развития экономики любой страны .

Углубление значения и роли инновационной деятельности в развитии социума вполне закономерно ведёт к ускорению темпов разработки и внедрения инноваций. Накопление предпосылок для качественных преобразований в образовательных институтах, а именно в высшей школе, влечёт за собой не только трансформацию ее внешних параметров, но и приводит к активному поиску, а также внедрению новых качеств системы образования. Изучение преобразований в высшей школе призвано к жизни не только поступательным процессом социально-экономических трансформаций российского общества, но одновременно и кризисом основ высшей школы, как углубляющимся противоречием между новыми потребностями и запросами, в частности, формирующегося постиндустриального общества, и настойчиво сохраняющимися сложившимися формами и методами развития знания, а также построения системы научно-образовательной практики субъектов обучения. В целом же, все векторы, темп, а также итоги процессов преобразований в вузе задаются с учетом образовательной политики, корректно формулируемых управленческих решений и готовности научно-педагогического коллектива к участию в трансформировании, связанным с опережающим развитием социума .

Опережение может проходить с помощью постоянных и планомерных изменений, в свою очередь, требующих стратегических разработок планов по развитию высшей школы в современном социально-экономическом окружении, самоидентификации в условиях изменения требований к высшему профессиональному образованию. К данным изменениям можно отнести: поглощение и управленческих, и образовательных процессов новыми технологиями, ужесточение предъявляемых требований к качеству высшего образования, разнообразие методов передачи знаний (в рамках корпоративного, дистанционного и иных видов обучений), поддержка принципа разнообразия направлений подготовки, уровней, форм получения высшего образования, общедоступность, а также ответственность высшей школы перед социумом. Наряду с этим вузы, как социальные институты, всегда стремятся к состоянию стабильности и по этой причине сопротивляются радикальным изменениям.

Хоть и является невозможным точно определить генезис термина «инновация» (новшество), предполагается, что данный термин пришёл из естественных наук в общественные, поскольку в первую очередь и в подавляющем количестве инновации внедряются в области медицины, промышленности и агрономии. Хотя и новшества сопровождают социум с самого начала его формирования, как педагогическая категория они сравнительно молоды и в этом состоит одна главных из причин того, что при их определении существует большие разногласия, но в то же время нет существенных непониманий и разночтений.

Самые критические различия в определении термина «инновации» связаны с употреблением родственных и близких по значению терминов для их характеристики. Это разнообразие терминов хоть и подчёркивает синонимическое богатство языка, но также и указывает на настоятельную необходимость их конкретизации и не только лишь ради теории, но и ради практики. Инновации - это не только идеи, но и средства, и процессы, и результаты, взятые в единстве качественного усовершенствования педагогической системы. Некоторые педагоги считают инновации узким пониманием модернизации образования, некоторые — широким и т. п. Другие - слово «нововведение» заменяют терминами модернизация, осовременивание, реформа, оптимизация, совершенствование и т. д.

Под определением «педагогические инновации» мы понимаем проводимые в педагогической системе реформы, которые улучшают как течение, так и итоги учебно-воспитательного процесса. Но нововведения могут не только улучшить, но и ухудшить систему. Некоторые из новшеств могут быть или стать тормозом для модернизации образовательной системы. Относящиеся к итогам внедрения новшеств в образование вопросы в такой же степени можно отнести и к области педагогической инноватики.

Первые попытки перехода российского образования на путь модернизационного развития относятся к началу 2000-х гг., когда окончился этап формирования обновленной системы образования в постсоветской России, которая, в свою очередь, заключалась в появлении негосударственных высших учебных заведений, переориентированию системы высшего образования на обеспечение запросов рынка труда, а также постепенном применении международных стандартов организации образовательного процесса. В начале 2000-х гг. руководство страны, осознавая насущность модернизации системы образования как базиса для культурной и экономической конкурентоспособности России в мировом масштабе, взяло курс на стимулирование разработок в области инновационных моделей и технологий, а также их внедрение в систему высшего образования. На современном этапе социально-экономических развития система высшего образования не может существовать вне пространства государственного контроля и поддержки, только за счет одних лишь коммерческих инвестиций. Поэтому становится всё более актуальным вопрос о формировании единой стратегии модернизации высшего образования и реализации в ее рамках общего курса на социально-экономическое и социокультурное развитие Российского государства .

Преобразования высшей школы связаны с аудитом функциональных особенностей: исследовательская деятельность, преподавание, предоставление услуг образования не могут идти вразрез с ценностными основами и культурно-историческими целями академического университетского общества. И потому формы, методы научных исследований (для преподавательского состава) и преподавания, обучения и внеучебной деятельности (для субъектов обучения) должны непрестанно совершенствоваться в направлении сложившегося внутреннего уклада, а также организации научной и учебной жизни высшей школы, ее академического пространства.

Инновационные поиски педагогики высшей школы в свете реализации парадигмы компетентностного подхода к образованию направлены на такое проектирование и организацию учебного процесса, которое учитывало бы потребности личности будущего специалиста в развитии своего творческого потенциала, готовности и способности действовать успешно в нестандартных ситуациях. В последние годы в педагогике разработан целый ряд инновационных технологий обучения, соответствующих форм, методов и средств, обладающих большим потенциалом в развитии личности будущего специалиста.

Фундаментальные ценности высшей школы лежат на позициях инновационности в развитии, что расширяет ее познавательный потенциал, опирающийся на принципы проблемной ориентированности и междисциплинарности, а также практикоориентированных форм обучения . Традиционные функции, выполняемые университетами, являются: проведение научных исследований и трансляция знаний. На данном же этапе развития общества вузы все чаще привлекаются для решения задач развития регионов, что в свою очередь формулирует третью функцию университета - быть социокультурным центром, системообразующим фактором развития регионального пространства. При этом по своей природе многие инновации вступают в противоречие, с одной стороны, со всем консервативным, которое направлено на сохранение традиционно сложившегося академического положения высшей школы, а с другой стороны, - нацелены, в рамках стратегического планирования, на существенное повышение технико-экономической эффективности всех видов деятельности вузов. В таком случае указанные цели могут быть достигнуты обеспечением в структурных подразделениях вуза интеграции образовательной и научной деятельности, свободы научного творчества, аккумулирования ресурсов на главных векторах развития науки, техники и технологий, создание благоприятных организационно-педагогических условий для всех субъектов инновационных процессов.

Отметим некоторые обстоятельства, которые влияние на усовершенствование и оптимизацию основных направлений системы высшей школы, а именно:

1) динамические изменения условий труда;

2) формирование новой парадигмы экономического развития;

3) демократизация образования;

5) изменения в демографии стран.

Отметим, что изменения высшей школы происходят как в России, так и во всех постиндустриальных странах. Если провести сравнительный анализ, то можно понять, что российские реформы во многом отличается от таких же реформ, происходящих в других странах постсоветского пространства. Отметим, что во многих странах мира именно влияние государства на деятельность вузов снизилось, следствием чего стало массовое распространение высшего образования, а также сложности удовлетворения значительно выросших потребностей социума в получении людьми данного образовательного уровня.

В новой редакции Стратегии инновационного развития Российской Федерации до 2020 года в качестве цели инновационного развития российского социума обозначено формирование у граждан страны компетенции «инновационного человека», включающей в себя такие компоненты: готовность и способность к непрерывному образованию, критическое мышление, профессиональную мобильность, креативность и предприимчивость, конкурентоспособность, сочетание индивидуальных и командных способностей, владение иностранными языками как коммуникационными инструментами. Соответственно, система образования в стране должна быть ориентирована на развитие в гражданах вышеперечисленных инновационных качеств, в том числе и путём определенной модернизации образовательного процесса, внесения новшеств в учебно-методические планы и программы, а также расширения функциональной составляющей учреждений высшего профессионального образования. Одним из самых важных направлений в рамках стратегии модернизации российского высшего образования стало расширение научно-исследовательской и научно-производственной деятельности высших учебных заведений. Для решения этой задачи был взят курс на создание и развитие при вузах малых инновационных предприятий. Важным моментом в процессе модернизации российского образования является разработка государственных образовательных стандартов, включающих федеральный и национально-региональный компоненты. Федеральные компоненты стандартов определяют обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки, требования к уровню подготовки выпускников.

По нашему мнению, переход вузов на инновационную модель развития по своей сути является динамичным процессом высокой интенсивности и эффективности, и запускающим в действие различные факторы, среди которых важное место занимает фактор человеческого капитала, т.е. субъектов, способных осуществить разработку, внедрение и продвижение модернизации общества. Вузы постоянно ставят перед собой задачи создания и реализации проектов и успешно решают их. Высшие учебные заведения активно применяют актуальные технологические решения, анализируют и вырабатывают способы решения проблем, а также проводят мониторинг и находят конкурентные преимущества. При этом если первостепенное значение придаётся аккумулированию собственного опыта, накоплению знаний с применением собственных потенций, а также развитию и совершенствованию собственной базы знаний для своего бизнеса, то такие вузы называют самообучающимися. Именно данными вузами на рынке научно-образовательных услуг позиционируют себя вузы, которые нацелены на внедрение инноваций. Особенно важно для такого вуза обучение, поскольку свое конкурентное преимущество он строит на инновациях.

Среди условий преобразований образовательного пространства высшей школы является успешное освоение студентами различных социальных практик, набора умений и навыков, обретение культуры профессионального поведения. Высшие учебные заведения являются главным источником и ведущей профессионально-ресурсной базой, благодаря которой формируются изменения социально-экономического уклада страны. Упор на качественное образование развивающегося общества, высокий человеческий потенциал являются главенствующими в процессе внедрения различных направлений преобразований. Адекватная социально-экономическая политика, как на региональном и особенно на федеральном уровне, способствует наращиванию, концентрации и эффективному применению научно-образовательного потенциала вузов и общества в целом .

Определение различия в особенностях функционирования вузов даёт право говорить о поляризации регионального развития высшей профессиональной школы, о разновекторности структурно-содержательных преобразований в высших учебных заведениях, в частности, в использовании самых разных методов, ресурсов и стратегий для их воплощения. Данный выбор часто предопределяется ориентацией на краткосрочную перспективу, решение текущих, сиюминутных задач, традиционностью подходов к тактическому выбору. Данный целевой вектор позволяет говорить о важности разработки инновационных образовательных технологий, вбирающих в себя имеющийся в педагогической науке и практике опыт по реализации основных принципов гуманистического подхода к личности обучающегося . Многим высшим учебным заведениям сложно до конца определиться в стратегических направлениях своего развития, выбрать ту политику, которая будет реализована в рамках стратегического управления. Инновационные методы развития высшей школы в настоящее время довольно полно отражают процесс развития актуальных идей постоянного учения, а также современных тенденций формирования единого образовательного пространства. Использование в системе высшего образования модульной структуры профессиональной подготовки, гуманизация образования, а также активное развитие высоких технологий включаются в основные ресурсы современной формации; предполагается реализация многочисленных проектов по разработке и внедрению основных образовательных программ бакалавриата и магистратуры.

Библиографическая ссылка

Шнейдер Е.М., Димитрюк Ю.С., Тамошкина Е.В. ИННОВАЦИОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ РОССИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 5.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=26813 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

минимизации затрат на удовлетворение потребностей в продукции комплекса лесных отраслей или территориального промышленного лесного комплекса (ТПЛК) путем ее районирования в соответствии с вариантами концентрации и специализации производства и динамики развития комплекса.

Сочетание рассмотренной модели с моделью планирования комплекса мероприятий по воспроизводству лесных ресурсов осуществляется через показатель затрат на лесовосстановление) к возрасту рубки главного пользования. В нем интегрируются объемы необходимых лесохозяйственных мероприятий, операционных затрат и капитальных вложений.

Предлагаемый методический подход является одним из инструментов управления стратегическим развитием как региональных лесных комплексов, так и ЛПК в целом и ориентирован на обоснование территориального размещения лесоперерабатывающих мощностей на принципах комплексного использования лесных ресурсов регионов на основе постоянного и неистощительного лесопользования, организации выпуска конкурентоспособной лесобумажной продукции с высокой добавленной стоимостью и сохранения экологического равновесия территорий.

При этом при обосновании территориального размещения и масштабов лесопромышленного производства по федеральным округам Российской Федерации наряду с такими факторами, как наличие лесных ресурсов и рынков сбыта лесобумажной продукции, необходимо учитывать факторы, связанные с наличием и перспективами развития железнодорожных, водных и автомобильных транспортных путей, энергетических мощностей и газовых магистралей.

Совершенствование структуры размещения лесопромышленного производства по территории страны позволит:

Освоить новые лесные массивы;

Обеспечить рациональное и комплексное использования заготовленной древесины;

Повысить уровень комбинирования лесопромышленного производства;

Сократить межрегиональные перевозки лесобумажной продукции;

Вовлечь в хозяйственный оборот низкокачественную и мягколиственную древесину;

Улучшить структуру экспорта лесобумажной продукции.

Библиографический список

1. Стратегия развития лесного комплекса Российской Феде- №248/482 // Экономика отрасли. Серия "Учебники и учебные рации до 2020 года: утверждена Приказом Минпромторга пособия" / под ред. проф. А.С. Пелиха. Ростов н/Д.: "Фе-России и Минсельхоза России от 31 октября 2008г. никс", 2003. 448 с.

ИННОВАЦИИ В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Т.Ю. Красикова

Инновационные реформы отечественной экономики поднимают все больше и больше вопросов, один из них о том, что можно считать инновациями в сфере высшего образования. Приводится классификация таких инноваций, рассматривается структура инновационной системы высшего образования и роль инструментария внедрения инноваций в сферу высшего образования в инновационную систему РФ. Ил. 1. Табл. 1. Библиогр. 9 назв.

Ключевые слова: образование; экономика образования; образовательный кластер; инновации в образовании; организация и управление образовательными процессами.

INNOVATIONS IN HIGHER EDUCATION T.Yu. Krasikova

National Research Irkutsk State Technical University, 83, Lermontov St., Irkutsk, 664074.

Innovative reforms of the native economy raise more and more questions. One of them is what can be considered as innovations in higher education. The paper provides the classification of these innovations. It examines the structure of the innovation system of higher education and the role of instruments for the innovation introduction in higher education in the innovation system of the Russian Federation. 1 figures. 1 table. 9 sources.

Key words: education; economics of education; educational cluster; innovations in education; organization and management of educational processes.

1 Красикова Татьяна Юрьевна; аспирант, ассистент кафедры финансов и кредита, тел.: 89526298530, e-mail: [email protected]

Krasikova Tatiana, Postgraduate, Assistant of the Department of Finance and Credit, tel.: 89526298530, e-mail: [email protected]

В настоящее время, когда развитие экономики Российской Федерации ориентировано на достижение инновационности, параллельно поднимается вопрос об инновациях в сфере образования, в частности -высшего. Прежде чем начать рассматривать данный вопрос, необходимо отметить следующее.

Сам тип инновационной экономики, или, как ее называют в западных странах, - «интеллектуальная экономика», основан на постоянном технологическом совершествовании производства высокотехнологичной продукции с высокой добавочной стоимостью и самих технологий. Главное отличие инновационной экономики заключается в том, что прибыль создается не за счет материального производства (как в типе «индустриальная экономика») и концентрации финансов (капитала), а за счет интеллекта ученых и новаторов, т.е. именно знание становится основным капиталом.

Наступление такого вида формации давно предсказывали в своих работах социологи, экономисты и футурологи, например, Э. Тоффлер говорил о переходе человечества к новой цивилизации, т.е. на смену аграрной цивилизации и индустриализации приходит новая, информационная цивилизация, или, как ее чаще называют в работах, касающихся этой проблематики, - информационное общество .

Информация и знания в процессе информатизации, совершенствования и распространения компьютерных и телекоммуникационных технологий приобретают статус основного капитала. Относительно образования «знание» выступает еще и предметом образовательного процесса, и оно должно приносить выгоду. И вот тут проявляется специфика знания как товара. Выгоду от него получают тот, кто потребляет: само образовательное учреждение, предприятие и общество. При переходе к глобальному информативному обществу и становлению знаний общество сталкивается с тем, что, рассматривая образование с точки зрения его соответствия социально-экономическим потребностям, как настоящего, так и будущего времени, сам процесс модернизации образования основывается не только на организационных нововведениях, но и на содержании и технологиях подготовки кадров и подготовке научных исследований. Таким образом, мы находимся на очередном этапе поиска перспективных направлений развития сферы высшего образования. Сохраняя за собой прежние черты, черты социального института, воспроизводящего интеллектуальный потенциал страны, образование напрямую влияет на конкурентоспособность государства. Следует помнить, что индекс «высшее образование и профессиональная подготовка» входит в число 12 показателей, определяющих уровень развития экономики стран в глобальном отчете Strategy Partners для Всемирного Экономического Форума, и служит главным показателем конкурентоспособности страны. В большинстве стран мира национальные системы образования превратились в крупные комплексы, в которых создается существенная часть национального богатства, уникальная по своей значимости. Поэтому, говоря о становлении инновационного климата в Рос-

сийской Федерации, нельзя сбрасывать со счетов внедрение инноваций в сферу высшего образования.

Так, в соответствующей литературе и в дискуссиях, предметом обсуждения которых являются инновации в сфере высшего образования, предложено разделение на группы .

К первой группе относятся непосредственно педагогические инновации, которые можно разделить на две подгруппы: внутрипредметные инновации, т.е. те, которые реализуются внутри преподаваемого предмета, и общеметодические, когда в педагогическую практику внедряются нетрадиционные технологии: дистанционное образование или творческие задания для студентов, или же к таким можно отнести активное включение студентов в образовательный процесс, что давно практикуется в западных вузах, где старшекурсники, вернее, магистранты-отличники оказывают посильную помощь профессору в подготовке лекционных занятий в качестве прохождения практики.

Вторую группу представляют инновации административного ресурса, а именно инновации, относящиеся к ресурсу управления. В качестве примера мы приведем образование на базе учреждения образовательных кластеров, в том числе и социального типа. Хотя, рассматривая «образовательный кластер» как инновации административного ресурса, нельзя не отметить, что этот вид инновации подразумевает и возможность внедрения тех же педагогических инноваций (например, включение в образовательный процесс т. н. «сэндвич-процессов», т.е. чередование получения теоретических знаний с практикой).

Интересной кажется мысль о выделении в отдельную, третью, группу идеологических инноваций , хотя пока непонятно, что именно является предметом таких инноваций: создание корпоративной культуры университета, общей как для студентов, так и для административного и педагогического персонала, или прямые интеграции изменений внешней среды в образовательное поле университета. В любом случае нам представляется, что этот вопрос привлечет интерес не только самих педагогов, но и социологов, управленцев высшей школы и других специалистов.

Некоторые авторы предлагают при подходе к классификации инноваций в сфере высшего образования рассматривать глобальные и локальные инновации. На наш взгляд, такой подход весьма оправдан. В конце концов, успешную образовательную реформу Республики Татарстан в части создания образовательного кластера и его весьма успешное функционирование можно смело отнести к локальным инновациям, оказывающим влияние на общую картину глобальных инноваций в сфере высшего образования Российской Федерации .

Данную классификацию можно рассмотреть еще подробнее - в зависимости от масштабности инноваций, можно выделять инновации в пределах одного структурного подразделения вуза или инновации в пределах всех звеньев и элементов системы. Под системой может пониматься как отдельный вуз, так и группа вузов.

Также необходимо выделять инновации, исходя из фактора времени. В рамках данного критерия инновации классифицируют как замещающие, отменяющие, открывающие и ретровведения. В первом случае речь идет о замещении старого элемента системы новым, более современным. «Отмена» подразумевает прекращение деятельности какой-то подструктуры вуза в связи с ее бесперспективностью. Открывающее - это новая специальность, образовательная технология, подструктура. Ретровведения - это освоение вузом чего-то давно забытого и упраздненного .

Необходимо отдельно отметить одну из особенностей инновации как экономической категории. И. Милославский, профессор МГУ, заметил, что инновация - это не всякое новшество или нововведение, а только такое, которое серьезно повышает эффективность действующей системы, а значит, к ней необходимо также применять оценку эффективности ее внедрения .

Итак, инновации в сфере высшего образования всех уровней, вне зависимости от классификации, должны:

1) отличаться новизной;

2) удовлетворять рыночному спросу;

3) приносить прибыль производителю услуг;

4) качественно изменять и улучшать процесс обучения.

Понятно, что на данном этапе времени образовательный процесс требует улучшения его качества. В основе улучшений данного процесса нам представляется важным уточнить практический подход к деятельности, т.е. представить учебный процесс как систему взаимосвязанных процессов, а не набор независимых друг от друга дисциплин, преподавателей и

Если мы представим, что главный продукт здесь -знания, то становится очевидным факт, что сама актуализация образования в указанных выше условиях, а именно глобализации и информатизации, требует особенного внимания к реализации инноваций в сфере высшего образования.

Говоря об инновациях в сфере высшего образования, следует говорить о создании инновационной системы, которая включает:

1) оптимизацию инновационных процессов;

2) создание инновационной инфраструктуры;

3) налаживание связей между элементами инновационной системы как самого вуза, так и региона и государства .

Необходимо отметить, что рассмотрение вопроса как самих инноваций в сфере высшего образования, так и непосредственного процесса внедрения инноваций в данную сферу представляется абсолютно невозможным без создания инновационной системы вуза, где внедрение инноваций является комплексным процессом, затрагивающим все уровни управления качеством образовательного процесса в данном конкретном вузе. Необходимо помнить, что основная задача инноваций в сфере высшего образования - это создание эффективного механизма подготовки молодого специалиста для производственной деятельности, а данный процесс невозможен без привлечения регионального и федерального элементов, как регуляторов стратегического планирования инноваций в сфере высшего образования.

В общем виде инструментарий внедрения инноваций в сферу высшего образования с элементами, участвующими в создании, внедрении, управлении и контроле за инновациями в указанную сферу, и его место в инновационной системе РФ (как производите-

кафедр, как это имеет место в большинстве вузов РФ. ля продукта «знания») представлен на рисунке.

Инновационная система РФ

Инструментарий внедрения инноваций в сферу высшего образования в инновационной системе РФ

Потребность в инновациях, в том числе и в инновационных формах обучения, диктуется ускоряющейся динамикой изменения общественных отношений. Это проявляется в применении новых информационных технологий, перенятии международного опыта в различных методиках обучения, информатизации образования, внедрении новых форм обучения (примером последних является Уральский государственный технический университет, где в схему подготовки специалиста внедрили элемент «тьютор», который наравне с преподавателем обучает студента не теории, а практическим навыкам, тем самым лекция в виде стандартной трансляции знаний уступает место более эффективному механизму взаимодействия образовательного процесса и профессионального развития студента как будущего специалиста) .

Таким образом, понятие инновации в сфере высшего образования не исчерпывается одним только педагогическим ресурсом. Одной из основных задач внедрений инноваций в данную сферу считается повышение конкурентоспособности образовательного учреждения и улучшение его привлекательности для региона вуза. А если вспомнить об особенности товара «образование», то отметим, что, прежде всего, внедрение инновационных элементов в сферу высшего образования должно помогать в ориентировании выпускника вуза на успех в той профессиональном поле деятельности, которое он избрал, также помогать ему в успешном взаимодействии с субъектами на рынке труда и нацеливать на успешное интегрирование в формирующееся информационное общество.

1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика, СПб.: Питер, 2006.

2. Герасимов Г.И., Илюхина Л.В. Инновации в образовании: сущность и социальные механизмы. Ростов н/Д.: НМД «Логос», 1999.

3. Идрисова С.Г. Система управления качеством в вузе применительно к инновационным процессам: материалы Меж-дунар. симпозиума «Качество высшего образования и подготовки специалистов к профессиональной деятельности», 2009. C. 5-7.

4. Карпова Ю.А. Инновация, интеллект, образование: монография. М.: Изд-во МГУЛ, 1998.

5. Кихтан В.В. Исследование эффективности инновационного обучающего процесса в сфере высшего профессионального образования // Научно-культурологический журнал RELGA, № 6 (204). 2010. URL: http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-

Библиографический список

www.woa/wa/Main?textid=2612&leveИ=main&level2=a№rtides.

6. Моисеев Б.Б. Инновационный проект «Специалист -Предприятие». Многоуровневая система профессиональной подготовки: материалы Междунар. симпозиума «Качество высшего образования и подготовки специалистов к профессиональной деятельности», 2009. С. 10-12.

7. Ребрин О.И., Кадушников Р.М., Шолина И.И. Инновационная образовательная деятельность в Уральском государственном техническом университете-УПИ: материалы Меж-дунар. симпозиума «Качество высшего образования и подготовки специалистов к профессиональной деятельности», 2009. С 52-53.

8. Тоффлер Э., Тоффлер Х. Создание новой цивилизации. Политика Третьей волны. Новосибирск: Сибирская молодежная инициатива, 1996.

9. Современные наукоемкие технологии, 2007. № 12.

УДК 331:338.45.62

МОТИВАЦИЯ ТРУДА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ АЛЮМИНИЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ М.П. Кузьмин1, М.Ю. Кузьмина2

Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Рассмотрены подходы к повышению эффективности работы наиболее важного ресурса предприятий алюминиевой отрасли - их сотрудников. Исследованы методы, которые наиболее часто используются зарубежными компаниями, а также российскими металлургическими компаниями. Предложена система мотивации труда, наиболее оптимальная для предприятий алюминиевой промышленности. Рассмотрены основные особенности, отличающие персонал градообразующих предприятий алюминиевой промышленности от персонала других промышленных предприятий, находящихся в крупных городах. Подчеркнута необходимость создания системы эффективной заработной платы на предприятиях алюминиевой промышленности. Предложен собственный подход к классификации структуры нематериального стимулирования работников. Ил. 1. Библиогр. 22 назв.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова

Факультет дистанционного обучения

Контрольная работа

По дисциплине: «Инновационный менеджмент»

На тему: «Инновации в образовании. Высшее учебное заведение как инновационная структура»

Алаева Хава Ахмедовна

Научный руководитель: д.э.н., профессор

Филин Сергей Александрович

Москва, 2016 г.

Введение

1. Понятие инноваций в образовании

2. Высшее учебное заведение как инновационная структура

Заключение

Список литературы

Введение

Инновации, или нововведения, на сегодняшний день осуществляются практически в любой сфере профессиональной деятельности человека и поэтому, естественно, становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Инновации в образовании являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта как отдельных учителей и преподавателей, так и целых коллективов.

Применительно к?педагогическому процессу инновация - это введение нового в?цели, содержание, методы и?формы обучения и?воспитания, организацию совместной деятельности учителя и?учащегося.

Инновационные технологии в образовании позволяют регулировать обучение, направлять его в нужное русло. Особенно важную роль они играют в высших учебных заведениях, так как главной задачей ВУЗов является «выпуск» специалистов, а процесс подготовки кадров требует соответствующих изменений роли, подходов и методов управления инновационной научно-образовательной деятельностью современных университетов для соответствия их с реальными темпами экономического развития.

Инновационная деятельность вуза представляет собой системное, качественное изменение учреждения высшего профессионального образования в результате целенаправленной разработки и внедрения новшеств в учебный, научный и воспитательный процесс вуза. Целями управления являются развитие творческих способностей обучаемых, подготовка специалистов высокого класса, а также создание наукоемких технологий, внедрение этих технологий в жизнь.

В данной работе рассматриваются особенности понятия инноваций в сфере образования, а также наиболее важные составляющие ВУЗа как инновационной структуры.

1. Понятие инноваций в образовании

В 80-х годах 20-го века в нашей стране начались специальные исследования проблемы инновации в педагогике, именно в это время в принципе и поднялся вопрос об инновациях в российской образовательной системе. Термины «инновации в?образовании» и?«педагогические инновации», употребляемые как синонимы, были научно обоснованы и?введены в?категориальный аппарат педагогики.

Педагогическая инновация - нововведение в?педагогическую деятельность, изменения в?содержании и?технологии обучения и?воспитания, имеющие целью повышение их эффективности.

Таким образом, инновационный процесс заключается в?формировании и?развитии содержания и?организации нового. В?целом под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по созданию (рождению, разработке), освоению, использованию и?распространению новшеств, а инновация - это целенаправленное изменение, вносящее в?среду обитания новые стабильные элементы, вызывающие переход системы из одного состояния в?другое. Инновационный процесс рассматривается как развитие трёх основных этапов: генерирование идеи (в определённом случае - научное открытие), разработка идеи в?прикладном аспекте и?реализация нововведения в?практике. В?связи с?этим, инновационный процесс можно рассматривать как процесс доведения научной идеи до стадии практического использования и?реализации связанных с?этим изменений в?социально - педагогической среде. Деятельность, обеспечивающая превращение идей в?нововведение и?формирующая систему управления этим процессом, является инновационной деятельностью.

Инновации в?образовании считаются новшествами, специально спроектированными, разработанными или случайно открытыми в?порядке педагогической инициативы. В?качестве содержания инновации могут выступать: научно-теоретическое знание определённой новизны, новые эффективные образовательные технологии, выполненный в?виде технологического описания проект эффективного инновационного педагогического опыта, готового к?внедрению. Нововведения - это новые качественные состояния учебно-воспитательного процесса, формирующиеся при внедрении в?практику достижений педагогической и?психологической наук, при использовании передового педагогического опыта.

Инновации разрабатываются и?проводятся не органами государственной власти, а?работниками и?организациями системы образования и?науки.

Для полного и?точного представления специфики инновационных процессов, протекающих в?современном российском образовательном пространстве, в?системе образования можно выделить два типа учебно-воспитательных учреждений: традиционные и?развивающиеся. Для традиционных систем характерно стабильное функционирование, направленное на поддержание однажды заведенного порядка. Для развивающихся систем характерен поисковый режим.

В российских развивающихся образовательных системах инновационные процессы реализуются в?следующих направлениях: формирование нового содержания образования, разработка и?внедрение новых педагогических технологий, создание новых видов учебных заведений. Кроме этого, педагогический коллектив ряда российских образовательных учреждений занимается внедрением в?практику инноваций, уже ставших историей педагогической мысли. Например, альтернативных образовательных систем начала ХХ?века М.?Монтессори, Р.?Штайнера, и?т.д.

2. Высшее учебное заведение как инновационная структура

Развитие высшего образования не может быть осуществлено иначе, чем через освоение нововведений, через инновационный процесс. Чтобы эффективно управлять этим процессом, его необходимо понять, а?потому - познать, что предполагает изучение его строения, или структуры. Всякий процесс (особенно когда речь идёт об образовании) представляет собой сложное динамическое (подвижное, нестатичное) образование - систему, которая полиструктурна, а?потому сам инновационный процесс (как и?всякая система) полиструктурен.

Деятельностная структура представляет собой совокупность следующих компонентов: мотивы - цель - задачи - содержание - формы - методы - результаты. Действительно, всё начинается с?мотивов (побудительных причин) субъектов инновационного процесса (ректора, преподавателей, студентов и?др.), определения целей нововведения, преобразования целей в?«веер» задач, разработки содержания инновации и?т.д. Все названные компоненты деятельности реализуются в?определённых условиях (материальных, финансовых, гигиенических, морально-психологических, временных и?др.), которые в?саму структуру деятельности не входят, но при игнорировании коих инновационный процесс был бы парализован или протекал бы неэффективно.

Субъектная структура включает инновационную деятельность всех субъектов развития учебного заведения: ректора, проректоров и?его заместителей, учителей, учёных, учащихся, родителей, спонсоров, методистов, преподавателей вузов, консультантов, экспертов, работников органов образования, аттестационной службы и?др. Эта структура учитывает функциональное и?ролевое соотношение всех участников каждого из этапов инновационного процесса. В?ней также отражаются отношения участников планируемых частных нововведений.

Уровневая структура отражает взаимосвязанную инновационную деятельность субъектов на международном, федеральном, региональном, районном (городском) и?университетском (институтском) уровнях. Очевидно, что инновационный процесс в?вузе испытывает на себе влияние (как позитивное, так и?негативное) инновационной деятельности более высоких уровней. Чтобы это влияние было только позитивным, нужна специальная деятельность руководителей по согласованию содержания инноваций, инновационной политики на каждом уровне. Кроме того, управление процессом развития конкретного вуза требует рассмотрения его как минимум на пяти уровнях: индивидуальном, уровне малых групп, уровне университета (института), районном и?региональном уровнях.

Содержательная структура инновационного процесса предполагает рождение, разработку и?освоение новшеств в?обучении, воспитательной работе, организации учебно-воспитательного процесса, в?управлении вузом и?т.д. В?свою очередь каждый компонент этой структуры имеет своё сложное строение. Так, инновационный процесс в?обучении может предполагать нововведения в?методах, формах, приёмах, средствах (то есть в?технологии), в?содержании образования или в?его целях, условиях и?пр.

Структура жизненного цикла: особенностью инновационного процесса является его циклический характер, выражающийся в?следующей структуре этапов, которые проходит каждое нововведение: возникновение (старт) - быстрый рост (в борьбе с?оппонентами, рутинёрами, консерваторами, скептиками) - зрелость - освоение - диффузия (проникновение, распространение) - насыщение (освоенность многими людьми, проникновение во все звенья, участки, части учебно-воспитательного и?управленческого процессов) - рутинизация (имеется в?виду достаточно длительное использование новшества - в?результате чего для многих людей оно становится обычным явлением, нормой) - кризис (имеется в?виду исчерпанность возможностей применить его в?новых областях) - финиш (нововведение перестаёт быть таковым или заменяется другим, более эффективным, или же поглощается более общей эффективной системой). Некоторые нововведения проходят ещё одну стадию, называемую иррадиацией, когда с?рутинизацией новшество не исчезает как таковое, а?модернизируется и?воспроизводится, нередко оказывая ещё более мощное влияние на процесс развития школы. Например, технология программированного обучения до и?после широкого распространения компьютеров в?вузах с?выходом в?Интернет.

Управленческая структура предполагает взаимодействие четырёх видов управленческих действий: планирование - организация - руководство - контроль. Как правило, инновационный процесс в?вузе планируется в?виде концепции развития вуза или - наиболее полно - в?виде программы развития вуза, затем организуются деятельность коллектива вуза по реализации этой программы и?контроль над её результатами. Особое внимание следует обратить на то, что инновационный процесс в?какой-то момент может быть стихийным (неуправляемым) и?существовать за счёт внутренней саморегуляции (то есть всех элементов приведённой структуры как бы нет; могут быть самоорганизация, саморегулирование, самоконтроль). Однако отсутствие управления такой сложной системой, как инновационный процесс в?вузе, быстро приведёт к?его затуханию. Поэтому наличие управленческой структуры является стабилизирующим и?поддерживающим этот процесс фактором, что, разумеется, не исключает элементов самоуправления, саморегуляции в?нём. Каждый компонент этой структуры имеет своё строение.

Кроме названных, во всяком инновационном процессе нетрудно увидеть и?такие структуры, как создание новшеств и?использование (освоение) новшеств; комплексный инновационный процесс, лежащий в?основе развития всей школы, состоящий из взаимосвязанных микроинновационных процессов.

Чем чаще руководитель будет обращаться в?своей аналитической и?в?целом - управленческой деятельности к?этим структурам, тем скорее они запомнятся, станут само собой разумеющимися. Во всяком случае: если ректор фиксирует ситуацию, когда инновационный процесс вузе не идёт (или идёт неэффективно), причину нужно поискать в?неразвитости каких-то компонентов той или иной структуры.

Знание всех структур необходимо ректору ещё и?потому, что именно инновационный процесс и?является объектом управления в?развивающемся вузе, а?руководитель обязан досконально знать объект, которым он будет управлять.

Все приведённые структуры органично сплетены между собой не только горизонтальными, но и?вертикальными связями, и?более того: каждый компонент любой структуры инновационного процесса реализуется в?компонентах других структур, то есть этот процесс системен.

Сами инновации в высшем образовании подразумевают систему, состоящую из нескольких компонентов:

· целей обучения;

· мотивации и средств преподавания;

· участников процесса (студентов, преподавателей);

· результатов деятельности.

При анализе технологий обучения важно выделить применение современных электронных средств (ИКТ). Традиционное образование предполагает перегрузку учебных дисциплин избыточной информацией. При инновационном образовании так организовано управление учебно-воспитательным процессом, что преподаватель выполняет роль тьютора (наставника). Помимо классического варианта, студент может выбирать дистанционное обучение, экономя время, средства. Позиция студентов относительно варианта обучения меняется, они все чаще выбирают нетрадиционные виды получения знаний. Приоритетной задачей инновационного образования становится освоение аналитического мышления, саморазвитие, самосовершенствование. Для оценки результативности инновации в высшем звене учитывают следующие блоки: учебно-методический, организационно-технический. Привлекаются к работе эксперты - специалисты, которые могут оценить инновационные программы.

Среди факторов, тормозящих внедрение в образовательный процесс инноваций, лидирующие позиции занимают:

Недостаточное оснащение компьютерной техникой и электронными средствами учебных заведений;

Недостаточная квалификация в области ИКТ преподавательского состава;

Невнимание руководства учебного заведения к применению в образовательном процессе инновационных технологий.

Для решения подобных проблем должна проводиться переподготовка преподавателей, семинары, видеоконференции, вебинары, создание мультимедийных кабинетов, просветительская работа среди студентов по применению современных компьютерных технологий. Оптимальным вариантом внедрения инноваций в систему высшего образования является дистанционное обучение путем использования глобальных и локальных мировых сетей.

Инновации в образовании, примеры которых приведены выше, не просто «доносят науку в массы», но и снижают материальные расходы на получение образования, что достаточно актуально с учетом мирового экономического кризиса.

Руководитель любого вуза, особенно того, в?котором организован инновационный процесс, обязан все преобразования осуществлять на безупречной правовой основе. Правовая норма - важный и?необходимый инструмент управленческой деятельности.

В инновационной деятельности высшей школы используются документы различного уровня - от актов международного права, федеральных законов до постановлений местных органов власти, решений Минобрнауки РФ, муниципальных и?региональных органов управления образованием, органов управления и?должностных лиц самого вуза. Очевиден приоритет международных и?федеральных норм над региональными, местными, ведомственными и?внутривузовскими нормами.

Сегодня, в?условиях возросшей самостоятельности вузов, её руководитель получает возможность опираться непосредственно на нормы закона, в?том числе и?международного. Такого рода управленческая практика сама по себе является инновационной.

Центральное место в?нормативно-правовом обеспечении развития вуза принадлежит закону РФ «Об образовании».

Вуз в?установленном законодательством РФ порядке несёт ответственность за:

Невыполнение функций, отнесённых к?её компетенции;

Реализацию в?неполном объёме образовательных программ в?соответствии с?учебным планом и?графиком учебного процесса;

Качество образования своих выпускников;

Нарушение прав и?свобод студентов, слушателей и?работников вуза;

Жизнь и?здоровье студентов и?работников во время образовательного процесса.

инновационный образовательный воспитательный коммуникационный

Заключение

Итак, инновации в образовании - важная и даже необходимая отрасль, так как в современном быстроменяющемся мире человек должен постоянно развиваться и быстро приспосабливаться к новым веяниям и открытиям во всех сферах жизни. Новшества в образовательном процессе способствуют наиболее эффективной и качественной подготовке будущих специалистов, поэтому тема инноваций особенно актуальна для ВУЗов.

Инновационный процесс в высших учебных заведениях представляет собой сложную систему, состоящую из множества взаимосвязанных структур, таких как деятельностная, уровневая, содержательная, субъектная, структура жизненного цикла, управленческая структура и т.д. Функционирование каждой из этих структур играет огромную роль в осуществлении инновационной деятельности ВУЗа, и, если инновационный процесс вузе не осуществляется или осуществляется неэффективно, скорее всего причина заключается в?неразвитости каких-то компонентов одной или нескольких из данных структур.

Примерами инноваций в образовании, осуществляющихся в ВУЗах на сегодняшний день, могу служить внедрение IT-технологий или проведение дистанционного обучения.

Также всякий инновационный процесс должен базироваться на нормативно-правовых актах. В нашей стране таковыми являются акты международного права, федеральные законы, постановления местных органов власти, решения Минобрнауки РФ, муниципальных и?региональных органов управления образованием, органов управления и?должностных лиц самого вуза.

Список литературы

1. Анализ инновационной деятельности высших учебных заведений России / И. И. Гребенюк, Н. В. Голубцов, В. А. Кожин и др. - Пенза: из-во Академия естествознания, 2012 г.

2. Гаффорова, Е.Б. Инновационная составляющая как фактор эффективного развития вуза / Е.Б. Гаффорова, Е.Я. Репина // Инновации в образовании: журнал. --2014. -- №1. -- С. 58-66.

3. Новикова, Г.П. Инновационная деятельность - важнейшее условие профессионально-личностного развития педагога / Г.П. Новикова // Педагогическое образование и наука: журнал. -- 2015. -- № 3. -- С. 11-14.

4. Репина, Е.Я. К вопросу об определении понятия "инновация" / Е.Я. Репина, Е.Б. Гаффорова // Инновации в образовании: журнал. -- 2014. -- №2. -- С. 25-32.

5. Сазонова Ж. В. Инновационная деятельность вуза в контексте корпоративной культуры [Текст] // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2011 г.). Т. II. -- М.: РИОР, 2011. -- С. 128-131.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Виды, формы, функции и методы внутришкольного и внутрисадового контроля, психолого-педагогические условия их эффективности. Результаты экспериментальной работы по внедрению внутришкольного контроля в учебно-воспитательном комплексе "школа – детский сад".

    дипломная работа , добавлен 23.11.2015

    Качество как степень соответствия присущих продукции (услуге) характеристик требованиям. Теоретические основы менеджмента качества в высшем учебном заведении. Становление концепции системы менеджмента качества. Понятие петли качества, его контроль.

    дипломная работа , добавлен 20.02.2010

    Закрытые и открытые инновации, их определение и классификация. Особенности развития отрасли информационно-коммуникационных технологий в России. Возможности перехода к открытым инновациям, общие направления их стимулирования, специфические инструменты.

    аттестационная работа , добавлен 16.03.2011

    Использование информационно-коммуникационных технологий как средство повышения профессионального мастерства педагога. Анализ, интерпретация и обобщение результатов опыта работы. Применение компетентностного подхода для оценки качества обучения персонала.

    дипломная работа , добавлен 20.02.2015

    Сущность и содержание инновационной сферы и деятельности, методы их координации и контроля. Анализ инновационных технологий в производстве Торгово-промышленной фирмы "Башкирский хладокомбинат", оценка экономической эффективности инновационных предложений.

    курсовая работа , добавлен 29.08.2010

    Взаимосвязь инвестиционных и инновационных процессов. Источники реализации инвестиционных и инновационных проектов. Особенности инвестиционных процессов в России и за рубежом. Управление инвестициями на предприятии.

    курсовая работа , добавлен 09.07.2004

    Свойства и цели проекта. Особенности инновационных проектов. Эффективное управление проектом с использованием информационно-коммуникационных технологий. Программный комплекс Microsoft Project, его популярность в среде менеджеров и методика использования.

    лекция , добавлен 12.12.2011

    Классификация, характеристика видов и раскрытие сущности инновации как социологической категории. Основные положения и особенности формирования Национальной инновационной системы Республики Беларусь. Необходимость инновации в образовательном процессе.

    курсовая работа , добавлен 28.06.2011

    Луганское областное медицинское училище (ЛМУ) как высшее учебное заведение I уровня аккредитации по подготовке и переподготовке медицинских работников. Описание системы и процесса обучения. Схема функционирования ЛМУ как кибернетической системы.

    контрольная работа , добавлен 29.11.2010

    Структура и показатели инновационного рынка, методы и особенности его прогнозирования. Инновационная деятельность в регионах, в отраслях экономики и в организациях. Анализ российских технологий и разработок в области вооружений, в медицине, электронике.

Инновации в сфере образования - все, что связано с внедрением в практику передового педагогического опыта. Учебно-воспитательный процесс, занимающий в современной науке ведущее место, направлен на передачу учащимся знаний, умений, навыков, на формирование личности, гражданственности. Изменения продиктованы временем, изменением отношения к обучению, воспитанию, развитию.

Важность инноваций в образовании

Инновационные технологии в образовании позволяют регулировать обучение, направлять его в нужное русло. Людей всегда пугало все неизведанное и новое, они негативно относились к любым изменениям. Стереотипы, существующие в массовом сознании, затрагивающие привычный образ жизни, приводят к болезненным явлениям, мешают обновлению всех видов обучения. Причина нежелания людей принимать инновации в современном образовании кроется в блокировке жизненных потребностей в комфорте, безопасности, самоутверждении. Не все готовы к тому, что придется заново изучать теорию, сдавать экзамены, менять свое сознание, тратить на это личное время и средства. После того как запускается процесс обновлений, остановить его можно только с помощью специальных методик.

Методы внедрения инноваций

Самыми распространенными способами проверки эффективности запущенных в образовании преобразований считают:

  • Метод конкретизирующих документов. Чтобы оценить инновации в системе образования, пресекается возможность объемного внедрения новшеств в образовательный процесс. Выбирается отдельная школа, вуз, ДУ, на их базе проводится эксперимент.
  • Метод кусочного внедрения. Он подразумевает ввод отдельного нового инновационного элемента.
  • «Вечный эксперимент» подразумевает оценку получаемых результатов на протяжении длительного временного промежутка.

Параллельное внедрение предполагает сосуществование старого и нового образовательного процесса, анализ эффективности подобного синтеза.


Проблемы внедрения инноваций

Инновационные технологии в образовании «тормозятся» по различным причинам.

  1. Барьер творчества. Учителя, привыкшие работать по старым программам, не хотят что-либо менять, учиться, развиваться. Они принимают в штыки все нововведения в образовательной системе.
  2. Конформизм. Из-за приспособленчества, нежелания развиваться, боязни выглядеть в глазах других белой вороной, показаться смешными педагоги отказываются принимать необычные педагогические решения.
  3. Личностная тревожность. Из-за неуверенности в себе, способностях, силах, заниженной самооценки, боязни высказывать свои суждения открыто многие учителя до последней возможности сопротивляются любым изменениям в ОУ.
  4. Ригидность мышления. Педагоги старой закалки считают свое мнение единственным, окончательным, не подлежащим пересмотру. Они не стремятся к приобретению новых знаний, навыков, негативно относятся к новым веяниям в современных ОУ.


Как принять инновации

Инновационное поведение не предполагает приспособления, оно подразумевает формирование собственной индивидуальности, саморазвитие. Педагог должен понять, что инновационное образование – способ воспитания гармоничной личности. Для него не подходят «готовые шаблоны», важно постоянно повышать свой собственный интеллектуальный уровень. Учитель, избавившийся от «комплексов», психологических барьеров, готов стать полноценным участником инновационных преобразований.

Технология обучения

Она является руководством для реализации целей, поставленных образовательным учреждением. Это системная категория, которая ориентирована на дидактическое использование научных знаний, организацию учебного процесса с применением эмпирических инноваций педагогов, повышение мотивации школьников и студентов. В зависимости от типа образовательного учреждения, используют различные подходы в образовании.

Инновации в вузах

Инновации в высшем образовании подразумевают систему, состоящую из нескольких компонентов:

  • целей обучения;
  • содержания образования;
  • мотивации и средств преподавания;
  • участников процесса (студентов, преподавателей);
  • результатов деятельности.

В технологии подразумеваются два компонента, связанные друг с другом:

  1. Организация деятельности обучаемого (студента).
  2. Контроль образовательного процесса.

При анализе технологий обучения важно выделить применение современных электронных средств (ИКТ). Традиционное образование предполагает перегрузку учебных дисциплин избыточной информацией. При инновационном образовании так организовано управление учебно-воспитательным процессом, что преподаватель выполняет роль тьютора (наставника). Помимо классического варианта, студент может выбирать дистанционное обучение, экономя время, средства. Позиция студентов относительно варианта обучения меняется, они все чаще выбирают нетрадиционные виды получения знаний. Приоритетной задачей инновационного образования становится освоение аналитического мышления, саморазвитие, самосовершенствование. Для оценки результативности инновации в высшем звене учитывают следующие блоки: учебно-методический, организационно-технический. Привлекаются к работе эксперты – специалисты, которые могут оценить инновационные программы.

Среди факторов, тормозящих внедрение в образовательный процесс инноваций, лидирующие позиции занимают:

  • недостаточное оснащение компьютерной техникой и электронными средствами учебных заведений (в некоторых вузах нет стабильного интернета, не хватает электронных пособий, методических рекомендаций для выполнения практических и лабораторных работ);
  • недостаточная квалификация в области ИКТ преподавательского состава;
  • невнимание руководства учебного заведения к применению в образовательном процессе инновационных технологий.

Для решения подобных проблем должна проводиться переподготовка преподавателей, семинары, видеоконференции, вебинары, создание мультимедийных кабинетов, просветительская работа среди студентов по применению современных компьютерных технологий. Оптимальным вариантом внедрения инноваций в систему высшего образования является дистанционное обучение путем использования глобальных и локальных мировых сетей. В Российской Федерации подобный способ обучения находится в «зародышевом» состоянии, в европейских странах он давно применяется повсеместно. У многих жителей сел и деревень, удаленных от крупных городов, это единственный способ получить диплом о специальном среднем либо высшем образовании. Помимо дистанционной сдачи вступительных экзаменов, через "Скайп" можно общаться с преподавателями, слушать лекции, участвовать в семинарах.

Инновации в образовании, примеры которых мы привели, не просто «доносят науку в массы», но и снижают материальные расходы на получение образования, что достаточно актуально с учетом мирового экономического кризиса.

Инновации в дошкольном образовании

Инновации в дошкольном образовании основаны на модернизации старых образовательных стандартов, внедрении ФГОС второго поколения. Современный педагог старается постоянно самообразовываться, развиваться, искать варианты образования и развития детей. Учитель должен иметь активную гражданскую позицию, воспитывать любовь к отчизне у своих подопечных. Есть несколько причин, по которым инновации стали необходимыми для дошкольного образования. В первую очередь они помогают в полной мере удовлетворять запросы родителей. Без новшеств дошкольным учреждениям сложно конкурировать с другими аналогичными заведениями.

Для определения среди детских садов лидера разработан специальный конкурс инноваций в образовании. Обладатель высокого звания «Лучший детский сад» получает заслуженную награду – огромный конкурс в дошкольное учреждение, уважение и любовь родителей и малышей. Помимо внедрения новых воспитательных программ, инновации могут быть и в иных сферах: работе с родителями, с кадрами, в управленческой деятельности. При их правильном применении дошкольное учреждение функционирует без сбоев, обеспечивает развитие гармоничной личности малышей. Среди технологий, представляющих инновации в образовании, примеры можно привести следующие:

  • проектная деятельность;
  • личностно-ориентированное обучение;
  • здоровьесберегающие технологии;
  • исследовательская деятельность;
  • информационно-коммуникативное обучение;
  • игровая методика.

Особенности здоровьесберегающих технологий

Они направлены на формирование у дошкольников преставления о здоровом образе жизни, укрепление физического состояния малышей. Учитывая существенное ухудшение экологической ситуации, внедрение данной инновационной технологии в дошкольное воспитание является актуальным. Реализация методики зависит от тех целей, которые поставлены дошкольным учреждением.

  1. Основной задачей является сохранение физического здоровья детей. Это мониторинг здоровья, анализ питания, формирование здоровьесберегающей среды в ОУ.
  2. Улучшение состояния здоровья дошкольников путем внедрения дыхательных, ортопедических, пальчиковых гимнастик, стретчинга, закаливания, хатха-йоги.

Помимо работы с обычными детьми, развитие детей с ограничениями в развитии также обеспечивают современные инновации в образовании. Примеры проектов для особенных детей: «Доступная среда», «Инклюзивное образование». Все чаще на занятиях с малышами воспитатели используют цвето-, сказко-, арт-терапию, обеспечивая полноценное развитие детей.


Проектная деятельность

По новым образовательным стандартам, и воспитатели, и педагоги обязаны вместе с воспитанниками участвовать в проектной деятельности. Для дошкольных учреждений такая деятельность осуществляется вместе с педагогом. Целью ее становится решение определённой проблемы, поиск ответа на вопросы, поставленные на начальной стадии работы. Существует подразделение проектов на несколько видов:

  • индивидуальные, фронтальные, групповые, парные (в зависимости от числа участников);
  • игровые, творческие, информационные, исследовательские (по методу проведения);
  • долгосрочные, краткосрочные (по продолжительности);
  • с включением культурных ценностей, общества, семьи, природы (в зависимости от тематики).

В ходе проектной работы ребята самообразовываются, получают навыки работы в команде.

Исследовательская деятельность

Анализируя инновации в образовании, примеры можно найти в исследованиях. С их помощью ребенок учится выявлять актуальность проблемы, определять пути ее решения, выбирать методики для эксперимента, проводить опыты, делать логические выводы, определять перспективы дальнейшего исследования в данной области. Среди основных методов и приемов, необходимых для исследования: опыты, беседы, моделирование ситуаций, дидактически игры. В настоящее время для начинающих исследователей при поддержке ученых ведущие высшие учебные заведения РФ проводят конкурсы и конференции: «Первые шаги в науку», «Я - исследователь». Малыши получают свой первый опыт публичной защиты выполненных экспериментов, ведения научной дискуссии.

ИКТ

Подобные инновации в профессиональном образовании в век научного прогресса стали особенно актуальными и востребованными. Компьютер стал привычным явлением в дошкольных учреждениях, школах, колледжах. Разнообразные увлекательные программы помогают формировать у ребят интерес к математике и чтению, развивают логику и память, вводят в мир «волшебства и превращений». Те анимационные картинки, которые мелькают на мониторе, интригуют малыша, концентрируют его внимание. Современные компьютерные программы позволяют воспитателю вместе с ребятами моделировать разные жизненные ситуации, искать способы их решения. Учитывая индивидуальные способности ребенка, можно подстроить программу под конкретного малыша, следить за его личностным ростом. Среди проблем, связанных с применением ИКТ-технологий, лидирующие позиции занимает чрезмерное применение компьютера на учебных занятиях.

Методика личностно-ориентированного развития

Данная инновационная технология предполагает создание условий для формирования индивидуальности дошкольника. Для реализации данного подхода создают уголки для занятий и игр, сенсорные комнаты. Есть специальные программы, по которым работают дошкольные учреждения: «Радуга», «Детство», «Из детства в отрочество».

Игровые методики в ДУ

Они являются настоящим фундаментом современного дошкольного образования. С учетом ФГОС на первый план выходит личность малыша. В ходе игры происходит знакомство малышей с различными жизненными ситуациями. Существует множество функций, выполняемых играми: обучающая, познавательная, развивающая. Инновационными игровыми упражнениями считают:

  • игры, помогающие дошкольникам выделять определенные признаки предметов, сравнивать их между собой;
  • обобщение предметов по знакомым признакам;
  • упражнения, в ходе которых малыши учатся отличать реальность от вымысла

Инклюзивное образование

Благодаря инновациям, внедренным за последние годы в образовательный процесс, шанс на полноценное обучение получили ребята, имеющие серьезные проблемы со здоровьем. В министерстве образования РФ был разработан, апробирован национальный проект, в котором указаны все нюансы инклюзивного образования. Государство позаботилось об оснащении современным компьютерным оборудованием не только ребят, но и их наставников. С помощью "Скайпа" учитель проводит дистанционные уроки, проверяет домашние задания. Подобный вариант обучения важен с психологической точки зрения. Малыш понимает, что он нужен не только родителям, но и педагогам. Дети, имеющие проблемы с опорно-двигательным, речевым аппаратом, которые не могут посещать обычные учебные заведения, обучаются с тьюторами по индивидуальным программам.

Заключение

Педагогические инновации, внедряемые в образовательных учреждениях современной России, помогают реализовывать социальный заказ: воспитывать в школьниках, студентах чувство патриотизма, гражданской ответственности, любви к родному краю, уважение к народным традициям. Информационно-коммуникативные технологии стали привычными в детских садах, школах, академиях, университетах. Среди последних новшеств, коснувшихся образовательных учреждений: проведение единого государственного экзамена в режиме онлайн, отправка экзаменационных работ путем предварительного сканирования. Безусловно, у российского образования еще много неразрешенных проблем, устранить которые помогут инновации.