Педагогическое эссе "чему учит и чему учится современный педагог" материал на тему. Чему и как должен учиться современный педагог? Обучение на Школьного учителя

Каплий Татьяна Егоровна

«Чему учит и чему учится современный педагог»

Выполнила работу

Каплий Татьяна Егоровна,

учитель православной культуры,

МОУ «Пролетарская средняя

общеобразовательная школа №2»

Ракитянского района

Белгородской области

«…Если учитель соединяет

В себе любовь к делу и к ученикам,

он - совершенный учитель». Л.Н. Толстой.

Современный учитель.… Каким он должен быть? Вопрос интересный. Он должен быть родным и таким учитель должен быть всегда: и в прошлом, и в настоящем, и в будущем. Потому что он учитель! Труд его должен быть оценен по достоинству, должен быть востребованным! «Учительство – это искусство, труд не менее титанический, чем труд писателя или композитора, но более тяжелый и ответственный. Учитель обращается к душе человеческой не через музыку, как композитор, не с помощью красок, как художник, а впрямую. Воспитывает своими знаниями и любовью, своим отношением к миру», так говорил Д.С. Лихачев.

Чтобы добиться этого учитель должен обладать такими характеристиками:

  • любит детей и проявляет к ним интерес;
  • знать психологию учащихся разных возрастов;
  • ценить личность ребенка;
  • уметь наблюдать за поведением детей и делать выводы;
  • оценивать интеллектуальный потенциал и строить стратегию индивидуального развития ребенка;
  • легко общаться с детьми, добиваться их любви и уважения;
  • успешно руководить детским коллективом;
  • глубоко знать свой предмет;
  • быть готовым к инновациям и стремится развиваться.

На наших глазах меняется страна, меняется и школа, меняется и жизнь современного ученика. И учитель не должен отставать от этой бурлящей жизни, поэтому современный педагог должен быть требовательным, но справедливым и всегда давать право ученику ответить, реализовать себя. Конечно, для этого необходимо быть опытным специалистом, настоящим профессионалом своего дела. Но что главное в работе учителя? Главное – показать ребенку мир, какой он есть на самом деле. Какой он, современный учитель? Современный человек - это тот, кто понимает своеобразие детей нашего времени, выявляет самые лучшие качества, заложенные в душе ребенка, поощряет детей, чтобы они получали радость от приобретенных знаний.

Вот главные особенности, присущие современным ученикам:

  • легкое восприятие информации;
  • высокий интеллектуальный потенциал и разнообразие его проявлений;
  • умение быстро осваивать электронные новинки;
  • прагматичность;
  • слабая ориентация в проблемах реального мира;
  • невысокий уровень двигательной активности;
  • недостаточный самоконтроль;
  • снижение учебной мотивации .

Такие разные характеристики современных детей создают особые предпосылки для учительского творчества. Изучая новые подходы и сохраняя педагогические находки прошлых лет, современный учитель строит свою систему обучения, он должен быть интересен каждому ребенку. Поэтому современный педагог просто обязан быть гибким.

Л.Н. Толстой сказал однажды, что хорошему учителю достаточно иметь только два качества – большие знания и большое сердце. Я думаю, что эти слова Льва Николаевича актуальны и в прошлом, и в настоящем, и в будущем. Главной задачей работы учителя в настоящее время является: помогать детям получать новые знания, используя современные информационные технологии и эффективные методы обучения, уметь сформировать у ученика информационную компетентность, развивать у учащихся любознательность, познавательный и творческий интерес.

Говоря другими словами, современный учитель не просто передает имеющиеся у него знания, а обучает детей мыслить, рассуждать, отстаивать свое мнение, уважать мнение других людей, используя знания, полученные на занятиях в школе.

Учитель, прежде всего, должен любить детей. Это значит, что общение с детьми будет ему интересно, суждения школьников не покажутся ему глупыми и скучными, их дела будут его искренне интересовать и волновать. Это значит видеть в детях – личность, наделенных определенными характерами, с которыми следует считаться. Учитель должен входить в класс с улыбкой на лице показывая этим, что он рад видеть своих учеников, рад общению с ними, он должен чувствовать, что его опыт, его знания ведут за собой учащихся. Он учит школьника трудиться, думать, творить, стремится, чтобы его ученик был соавтором: спорил, делился мнением, выступал, высказывал свою точку зрения. Настоящий учитель обращается к истокам народной культуры, которые обогащают человека, облагораживают его душу, учат его ценить прошлое и настоящее. Роль учителя в развитии общества является важной, так как они передают знания из поколения в поколение.

Мне кажется, что настоящий учитель должен быть отзывчивым, понимающим и умеющим поддержать школьника, подбодрить его в трудную минуту, но с другой стороны - педагог должен быть строг и справедлив, это дисциплинирует детей и учит быть ответственными. На протяжении всей своей профессиональной деятельности современный педагог сам учится, совершенствует свое мастерство, делится опытом работы со своими коллегами, проводит мастер-классы, открытые уроки, участвует в различных конкурсах, пишет статьи, проводит семинары. Учитель - это личность, которая умеет не только учить детей, но и сама способна учиться у своих учеников. Наш мир находится в постоянном движении. Имеет ли право учитель оставаться прежним? Вряд ли такой педагог будет полезен обществу, лишь тот, кто сам способен освоить и оценить новую информацию, сможет вести за собой активных, познавательных, и обладающих потенциалом детей.

Какие же учителя 21 века должны быть? Они должны быть: энергичные, образованные, легко адаптирующиеся к изменениям люди, это педагоги, глубоко знающие свой предмет и желающие передать свои знания детям.

Меняется мир, совершенствуется система образования , на смену устаревшим требованиям к учителю приходит современный стандарт педагога. Он содержит профессиональные и личностные характеристики, необходимые специалисту для работы с детьми, это качества, которые позволят педагогу создать развивающую среду и помочь детям осознать новую информацию, освоить важные для них знания, умения и навыки.

Уровень современного педагога позволит проектировать и моделировать ситуации и события, которые обогатят эмоции и ценностные ориентации детей. Такой ребенок будет готов преодолеть все жизненные трудности и сможет реализовать себя даже в сложных условиях. Профессиональный стандарт содержит требования государства к педагогу.

Какой же он, современный учитель? Каждое поколение ищет ответ на этот вопрос и создает образ идеального педагога, а это означает, что профессия учителя не утратила своего значения для общества

Таким образом, учитель, как и 100 лет назад, должен быть широко образованным, добрым, интеллигентным, красивым, понимающим детей, быть всегда интересен, потому, что УЧИТЕЛЬ большую часть своего времени профессионально занимается воспитанием и обучением детей.

Я считаю, свою работу очень важной и горжусь своими детьми, так как в каждом из них заложен большой творческий потенциал, который предстоит мне раскрыть. Учитель, педагог - сколько в себе таят эти слова! Я - учитель! И это звучит гордо!


Учитель – человек, задействованный в сфере образования, который обучает и воспитывает молодое поколение. Его задача так преподнести информацию, чтобы слушатели смогли ее запомнить, понять и научились использовать полученные знания в жизни.

Основная цель преподавателя – обучать, воспитывать, развивать способности детей, а также обучаться самому на протяжении всей жизни.

Педагог не только обучает наукам, но и воспитывает в людях духовность и нравственное начало. Подробности о работе и учительских буднях узнаете из видео:

Если углубится в историю, то все начиналось с простых вещей, когда старшее поколение делилось своими знаниями с молодыми людьми. Таким образом, происходило развитие первобытного общества.

  1. Первые школы стали появляться в Древней Греции. В этом регионе родилось большое число талантливых людей. Древнегреческие философы и по сегодняшний день известны всему миру.
  2. В Средние века правители и монахи должны были получить образование в обязательном порядке. Стали появляться первые университеты.
  3. Массового характера образование достигло лишь в период Нового времени. Все знатные особы проходили обучение. Девушки учились в закрытых пансионах, где их обучали музыке, правилам хорошего тона. Для молодых людей стало престижным получение военных специальностей. Приобретает популярность обучение на дому.
  4. Со временем занятия стали проходить в общественных и воскресных школах. Образование стало доступно даже для простолюдинов. В советские времена в учебу погрузилось все население. Не было такой деревни, где бы отсутствовала школа. Вот с этого времени профессия педагога стала довольно-таки .

Профессиональный праздник

Для работников сферы образования знаменательным днем стал День учителя. До 1994 года его праздновали в первое воскресенье октября, а сегодня торжество отмечают 5 октября

Разновидности (специализация)

Профессия педагог включает в себя такие специальности, как:

  • воспитатель дошкольного учреждения, ведущую роль в организации воспитательно-образовательного процесса;
  • учитель младших классов;
  • учитель-предметник в школе (учитель физики, математики, географии, учитель истории, химии, ИЗО, учитель трудового обучения, учитель информатики и прочие);
  • преподаватель в среднем и высшем учебном заведениях.

Можно работать преподавателем или учителем, специалистам, которые прошли курс педагогического образования или он входил в курс обучения, а так же тем людям, которые освоили одну из специфических специальностей:

Плюсы и минусы профессии учителя

Среди положительных сторон профессии можно отметить:

  • наличие гибкого графика работы;
  • работа является творческой и требует постоянного саморазвития;
  • дополнительный доход за счет занятия репетиторством;
  • добавляют позитива победы учеников;
  • уважение социума и авторитет среди учащихся;
  • возможность всегда пойти в отпуск летом, да еще и на целых дав месяца;
  • постоянный заряд энергией и оптимизмом от общения с молодежью.

К отрицательным факторам относят:

  • невысокую заработную плату в государственных учреждениях;
  • нервную работу, которая должна сопровождаться колоссальным терпением;
  • необходимость готовить материал к предстоящим урокам, проверять тетради, что отнимает значительную часть личного времени;
  • участие в общественных работах и ведение излишней документации;
  • плохие предпосылки для служебного роста;
  • ежегодная проработка одних и тем же тем, что порой бывает скучно;
  • зачастую сугубо женский коллектив.

Требования к профессии педагога

Учитель должен быть примером во всем для своих учеников, поэтому к людям этой профессии предъявляют повышенные требования.

Кроме того, что педагогическое предполагает богатый опыт, стремление к постоянному самообучению и развитию, от педагога ждут, чтобы он:

  • отлично знал свой предмет;
  • умел ладить и находить общий язык с детьми всех возрастов и их родителями;
  • красиво и интересно подавал материал аудитории;
  • владел ораторским мастерством;
  • был хорошим организатором и умел договариваться с людьми;
  • демонстрировал гибкость;
  • умел быстро принять необходимое решение;
  • любил детей;
  • подходил к преподаванию творчески;
  • умел подстраиваться под ситуацию и вносить коррективы в учебный план, чтобы добиться необходимых результатов;
  • проявлять находчивость при любых обстоятельствах;
  • умел воплощать в жизнь педагогические цели;
  • обладал грамотной речью и проявлял ее при письме;
  • выявлял интересы учащихся;
  • подходил к ситуации с психологической точки зрения;
  • был примером для окружающих.

Должностные обязанности учителя

На должности педагога, человек обязан выполнять следующие функции:

  • Формировать рабочие программы и календарный план работы на весь период учебного года. Он обязан включать цель, задачу курса, и каким должен быть результат, чего должны достичь и что усвоить ученики.
  • Составлять поурочные планы. Обычно их готовят вечером к завтрашним занятиям. Каждый вечер, готовясь к завтрашнему дню, педагог подробно описывает план проведения урока, подготавливает ответы на возможные вопросы учащихся.
  • Выбирать наиболее действенный метод работы. Ведь, чтобы материал был максимально усвоен, его необходимо подать в доступной и интересной форме.
  • Брать на проверку тетради: исправлять ошибки, оценивать сочинения.
  • Составлять различные официальные бумаги: рекомендательные письма, описания, характеристики и прочее.
  • Внимательно заполнять журнал, так как в нем нельзя допускать ошибок.
  • Проводить уроки, ежедневно выступая перед учениками, излагать необходимый материал, ставить актуальные цели и задачи.
  • Все держать под контролем: поведение, успеваемость детей, их взаимоотношения со сверстниками.
  • Справедливо оценивать знания, не руководствуясь личными симпатиями.
  • Дополнительно вести кружки и секции.
  • Направлять учащихся в нужном направлении при занятиях ими научной деятельностью, обсуждать с ними их доклады и исследования, указывать на возможные ошибки.
  • Заниматься самообразованием. Со временем все изменяется, как в повседневной жизни, так и в сфере образования: происходят новые открытия, подтверждаются недоказанные ранее факты. Хороший преподаватель следит за изменениями, происходящими в мире.
  • Проводить родительские собрания.
  • Организовывать различные мероприятия, как в стенах класса, так и общего школьного масштаба.
  • Сопровождать школьников при групповых поездках в турпоходы и на другие культурно-массовые мероприятия.

Ответственность учителя

Педагогические работники несут ответственность, кроме как за ненадлежащее выполнение пунктов раздела «обязанности» своей должностной инструкции, за жизнь и здоровье детей.

Они могут быть привлечены к административной ответственности за:

  • оскорбление детей;
  • избиение школьников, даже если это удар линейкой по рукам;
  • постоянное психологическое воздействие на психику ученика;
  • вымогательство денежных средств для собственных нужд.

Полномочия

К сожалению, у современного учителя практически нет никаких прав.

Конечно, в трудовом договоре сказано, что он имеет право на:

  • неполный рабочий день – но в свободное от занятий время, ему приходится проверять тетради, готовить тему следующего урока, встречаться с родителями;
  • на защиту своего достоинства – однако, случается, что в адрес людей этой профессии нерадивые школьники бросают ругательства, и при этом остаются безнаказанными;
  • на охрану собственного здоровья в рабочее время – вот только часто педагогам приходится пребывать в стрессовом состоянии, работая с тяжелыми детьми;
  • невыполнение поручений администрации , если они не прописаны в его должностной инструкции – но отказавшись провести концерт или сделать ремонт, ты сразу станешь « изгоем» общества;
  • невмешательство родителей в учебный процесс – однако, учителям постоянно предъявляют претензии по поводу воспитания, обучения и оценки знаний их детей.

Особенности профессии

  1. Деятельность педагога находится в тесной взаимосвязи с работой воспитанника.
  2. Учитель готовит и формирует будущее общество страны, поэтому он должен прививать детям принципы и идеалы, надиктованные социумом, приближая их к общественно значимым.

Профессиональные навыки и умения

Подавая в разделе « навыки и умения» стоит указать следующее:

  • знания общих или специальных предметов, на которых специализируется соискатель;
  • знание основ детской психологии и опыт ее применения;
  • умение пользоваться ПК и другой офисной техникой;
  • навыки охраны здоровья детей в учебном заведении;
  • участие в организации культурно-массовых детских мероприятий, таких как постановка танцевальных номеров, ведение экскурсий, туристических походов и прочее;
  • опыт проведения факультативных занятий и знание методики образования;
  • работа с документацией и познания в области делопроизводства (составление отчетности, ведение журналов).

Личные качества учителя

Профессия подходит людям, которые:

  • любят детей;
  • наблюдательны: умеют разглядеть в ребенке потенциал и развить скрытые способности;
  • ответственны и терпеливы;
  • могут заинтересовать школьников;
  • обладают ораторскими и организаторскими способностями;
  • коммуникабельны и справедливы;
  • способны фокусировать внимание одновременно на нескольких вещах;
  • психически и эмоционально уравновешенны;
  • наделены выдержкой, самоконтролем и самообладанием;
  • умеют справиться с конфликтной ситуацией; терпение;
  • уважают других;
  • стремятся к саморазвитию и самопознанию;
  • являются оригинальными, находчивыми и разносторонними личностями;
  • проявляют энтузиазм и целеустремленность;
  • тактичны и артистичны;
  • требовательны не только к другим, но в первую очередь к себе.

Педагогами становятся люди с широким кругозором, они внимательны и обладают хорошей памятью.

Карьера преподавателя

У людей этой профессии не так уж много возможностей для карьерного роста. Вы можете дорасти до заведующего учебной частью или завуча. В перспективе можно стать директором школы.

Квалифицированным преподавателям могут предложить руководящую должность в РОНО или ГорОНО.

Для сотрудников университета все происходит по той же схеме. При хороших тенденциях, Вам предложат место декана, после чего появится вероятность занять пост ректора.

Чтобы обойти конкуренцию, требуется показать высокий уровень педагогического мастерства. Успешность оценивается, прежде всего, достижениями его учеников. Их победы в олимпиадах и конкурсах – результат работы педагога.

Должность педагога может способствовать открытию частного бизнеса или курсов по изучению в России китайского языка, итальянского языка, французского языка, а так же занятиям репетиторством.

Преподаватель иностранного языка имеет реальную возможность работать переводчиком после окончания специализированных курсов, либо на фрилансе

Учитель - профессия в сфере образования, которая заключается в обучении и воспитании молодого поколения с целью успешного и быстрого вхождения его в общественную жизнь. Профессия подходит тем, кого интересует психология (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

Краткое описание

Большинство педагогов работает в средней общеобразовательной школе учителями начальных классов, преподавателями отдельных предметов. Профессия учителя востребована в школах-интернатах, ПТУ, техникумах, колледжах, ВУЗах, в дошкольных учреждениях. Преподавателей различных курсов (английского языка, компьютерной грамотности, йоги и т.д.) также можно назвать высоким званием Учителя.

Специфика профессии

Работа учителя многопланова и включает в себя следующие функции:

  • объяснение нового материала доступными для определенного возраста средствами;
  • контроль за усвоением материала: опрос и оценка знаний учащихся;
  • проверка классных и домашних работ;
  • консультирование учеников и их родителей по подбору необходимых для обучения книг, пособий, рабочих тетрадей;
  • классное руководство;
  • проведение воспитательной работы с детьми;
  • помощь в раскрытии творческого потенциала, способностей и возможностей учащихся;
  • выявление интересов и склонностей учеников для адекватного подбора программ и методов обучения;
  • изучение индивидуальных особенностей детей и оказание эффективного психолого-педагогического воздействия на них;
  • формирование личности ученика;
  • развитие у учеников стремления к освоению новых знаний;
  • организация внеклассных групповых мероприятий, ведение дискуссий, диспутов, собраний;
  • объяснение текущих социальных событий и явлений;
  • участие в разработке и внедрении образовательных, учебных программ;
  • составление тематических и урочных планов;
  • оформление документации (журналов, отчетов).

Плюсы и минусы профессии

Плюсы

  • творческая работа, предполагающая постоянный рост;
  • возможность подработки репетиторством;
  • возможен неполный рабочий день;
  • радуют успехи учеников;
  • высокий авторитет успешного педагога и благодарность учеников;
  • длинный 2-месячный отпуск - гарантированно летом;
  • работа с молодежью заряжает энергией, оптимизмом.

Минусы

  • невысокая зарплата в государственных школах;
  • нервная работа, требующая колоссального терпения;
  • подготовка к завтрашнему уроку, проверка тетрадей отнимают много личного свободного времени;
  • много общественной работы и ненужной писанины;
  • повторение одной и той же информации из года в год надоедает.

Место работы

  • образовательные учреждения (детские сады, школы, колледжи, техникумы, ВУЗы);
  • социальные организации (детские дома, приюты, интернаты, детские центры творчества и досуга);
  • подготовительные курсы для дошкольников;
  • работа в правоохранительных органах (детские приемники-распределители, колонии);
  • Российская академия образования;
  • городские и муниципальные учебно-методические центры;
  • репетиторская деятельность.
  • Личные качества
  • склонность к работе с детьми;
  • наблюдательность: умение увидеть тенденции в развитии ребенка, способности для формирования его умений, навыков;
  • умение заинтересовать учеников, повести за собой;
  • высокая степень личной ответственности;
  • ораторские и организаторские способности;
  • высокий уровень коммуникативных способностей;
  • способность уделять внимание нескольким объектам одновременно;
  • психическая и эмоциональная уравновешенность;
  • выдержка, самоконтроль и самообладание;
  • умение урегулировать конфликты;
  • терпение;
  • интерес и уважение к другому человеку;
  • стремление к самопознанию, саморазвитию;
  • оригинальность, находчивость, разносторонность;
  • тактичность;
  • целеустремленность;
  • энтузиазм, артистизм;
  • требовательность к себе и другим.

Обучение на Школьного учителя

Первой ступенью профессионального педагогического образования в России являются педагогические колледжи, дающие среднее профессиональное образование для преподавания в дошкольных учреждениях и в начальной школе.

Специальности: «Преподавание в начальных классах», «Педагогика дополнительного образования», «Cпециальное дошкольное образование», «Физическая культура», «Коррекционная педагогика в начальном образовании» и др.

Второй ступенью профессионального педагогического образования являются высшие учебные заведения, в которых можно получить высшее педагогическое образование, а также психологическое. Специальности: «Педагогика и методика дошкольного образования», «Иностранный язык», «Филология», «Математика», «Физика», «Химия» и т.д.

Бакалавриат и магистратура - это два уровня высшего педагогического образования.

Первый уровень — бакалавриат, в котором обучение длится 4 года. Диплом бакалавра дает право работать педагогами в разных учебных заведениях.

Второй уровень — подготовка магистров, которая осуществляется за 2 года и готовит специалистов для решения разнообразных педагогических проблем и научно-исследовательской деятельности.

Аспирантура

Третьим уровнем подготовки педагогов является аспирантура и докторантура, которые выпускают научно-педагогические кадры высшей квалификации для подготовки педагогов в высших учебных заведениях.

Приглашаем педагогов пройти обучение в Высшей школе технологии и управления (ВШТУ). Обучение проходит в очно-заочной форме с применением дистанционных образовательных технологий, что позволит совмещать учебу с работой. Образовательная деятельность ВШТУ лицензирована и соответствует профстандартам. Сейчас у вас есть возможность получить скидку 50% по промокоду uchitel50. Стоимость с учетом скидки на составит 4 975 рублей, а на – всего 1 000 рублей. Успейте пройти профессиональное обучение по самой низкой цене!

Российский институт профессионального образования "ИПО" - проводит набор учащихся на получение специальности по дистанционной программе профессиональной переподготовки и повышения квалификации. Обучение в ИПО - это удобное и быстрое получение дистанционного образования. 200+ курсов обучения. 8000+ выпускников из 200 городов. Сжатые сроки оформления документов и обучение экстерном, беспроцентная рассрочка от института и индивидуальные скидки. Обращайтесь!

Приглашает на профессиональный курс специалистов с высшим и средним педагогическим образованием. Программы переподготовки и повышения квалификации Академии - это возможность освоить новую специальность и улучшить педагогические навыки, обучаясь в современном дистанционном формате.

На этом курсе можно получить профессию учителя английского языка дистанционно за 5 месяцев и 9 000 руб.:
— Одна из самых доступных цен в России;
— Диплом о профессиональной переподготовке установленного образца;
— Обучение в полностью дистанционном формате;
— Сертификат соответствия профстандарту стоимостью 10 000 руб. в подарок!
— Крупнейшее образовательное учреждение дополнительного проф. образования в России.

Перечень других предметов зависит от направления подготовки и специализации. Например, если речь идет о преподавателе русского языка и литературы, то дополнительный предмет - это литература. В случае с музыкальным искусством или физической культурой потребуются лишь результаты ЕГЭ по обществу и русскому, ведь абитуриент во время вступительной кампании проходит профессиональное испытание.

Что еще сдавать на педагога после 11 класса в вузах?

Если абитуриент хочет поступить на профиль «Психолого-педагогическое образование» (код: 44.03.02) или «Специальное (дефектологическое) образование» (код: 44.03.03), то ему необходимо сдать ЕГЭ по биологии (профиль) и русскому языку, а также один предмет на выбор вуза: общество, история, математика, иностранный язык, химия.

Будущие специалисты по дошкольному и начальному образованию сдают в рамках ЕГЭ общество и русский язык, а также математику, биологию, иностранный язык - все зависит от требований учебного учреждения и специализации. В некоторых вузах третий предмет заменяет профессиональное испытание в форме собеседования.

Карьера

Перспектива карьерного роста учителей связана с повышением уровня педагогического мастерства, победой в конкурсах профессиональных достижений, подготовкой успешных учеников (победителей предметных Олимпиад). Учитель может стать завучем или директором школы, перейти на руководящую работу в РОНО или ГорОНО. Можно открыть собственный бизнес по оказанию образовательных услуг.

Программа

«Школа начинающего педагога»

Аналитическое обоснование программы

Любой человек, начинающий свой профессиональный путь, испытывает затруднения, проблемы из-за отсутствия необходимого опыта. Становление учителя происходит труднее, сложнее, чем у представителей другой профессии потому, что педагогическое образование не гарантирует успех начинающему педагогу. Педагог - это не профессия, это образ жизни. Современный ритм жизни требует от педагога непрерывного профессионального роста, творческого отношения к работе, самоотдачи. Конечно же, настоящий педагог обладает профессиональными педагогическими умениями и навыками, владеет инновационными технологиями обучения и воспитания. Очень важную роль играют личностные качества педагога: педагогическая позиция, отношение к жизни, коллегам, детям и людям вообще. Все эти профессиональные умения и свойства характера в первую очередь присущи, конечно же, педагогу с многолетним опытом работы. А как же быть начинающему педагогу, только что окончившему университет, или вообще не имеющему педагогического образования?

В начале своей профессиональной деятельности молодой преподаватель сталкивается с определенными трудностями. Неумение точно рассчитать время на занятии, логично выстроить последовательность этапов занятия, затруднения при объяснении материала, отсутствие взаимопонимания с детьми и коллегами, сложности принаборе детей в объединения - вот далеко не полный перечень невзгод, подстерегающих педагога-новичка. Часто начинающие педагогииспытывают чувство неуверенности в своих действиях, вследствие чего возникают проблемы. По данным психологов 87 % начинающих педагогов ставит на первое место именно отсутствие навыка преподавания, общения с детьми.

Начинающий педагог должен освоиться в новом коллективе, наладить правильные отношения с детьми, уметь грамотно и эмоционально говорить на занятиях, стараться заинтересовать детей своим предметом. То есть, коротко говоря, научиться учить. Ему необходимо выработать свой индивидуальный стиль общения с детьми, коллегами и администрацией учреждения. Для педагога это новая личностная ситуация – ответственность за качество своей работы, результат, который ожидают педагоги, обучающиеся, родители. Начинающему специалисту необходима постоянная товарищеская помощь. Начинающим педагогам было бы легче начинать свою педагогическую деятельность, если бы старшее поколение преподавателей стремилось передать им свой опыт, а они при этом готовы были бы его принять.

Цель программы : научно-методическое сопровождение деятельности начинающихпедагогов, повышение их профессионального мастерства, раскрытие индивидуальных педагогических способностей, формирование потребности в постоянном саморазвитии и самосовершенствовании

Задачи :

- дифференцированно и целенаправленно планировать методическую работу на основе выявленных потенциальных возможностей начинающего учителя;

- повышать профессиональный уровень педагога с учетом его потребностей, затруднений, достижений;

- развивать творческий потенциал начинающих педагогов, мотивировать их участие в инновационной деятельности; проследить динамику развития профессиональной деятельности каждого педагога;

- повышать продуктивность работы педагога и результативность учебно--воспитательного процесса в образовательном учреждении;

- создать условия для удовлетворения запросов по самообразованию начинающих педагогов.

Механизм реализациипрограммы

«Школа начинающего педагога» представляет собой постоянно действующуюформу повышения методической грамотностиначинающего педагога: пропедевтическая адаптационная работа, мониторинговые исследования, сопровождение начинающего педагога; организация профессиональной коммуникации, ориентация педагогов, не имеющих среднее специальное образование наполучение высшего образования. Реализация программы будет осуществляться путем организации различных форм методической работы: семинары, тренинги, консультации, анкетирование, самообразование и др. Построение эффективного взаимодействия всех субъектов образовательного процесса необходимовести в четырех направлениях:

Первое направление: мониторинг «Теоретические знания и профессиональные умения педагога» - отслеживание 3 раза в течение года (на начало, середину и конец) результатов деятельности педагога по следующим направлениям: знание своего предмета, умение анализировать, знание методики преподавания, знание детской возрастной психологии, знание психологии детского общения, психологии творчества, умения использоватьразнообразные формы организации познавательной деятельности обучающихся, обновлениеметодического оснащения занятия. Результаты анкетирования помогаю выявить, какие проблемы возникли в процессе работы, каких успехов достиг педагог, какую методическую помощь ему необходимо доказать. На основании этих результатов составляется план самообразования, изучения основных направлений его деятельности.

Второе направление: адаптация - знакомство педагога с методическими материалами по направлению деятельности, библиотекой, учебными кабинетами, спецификой набора детей в объединения, планами учебной, методической, воспитательной работы, документацией, основными требованиями по её ведению, основами составления расписания занятий. Главное на данном этапе, помочь педагогу разобраться во всех тонкостях общения между членами педагогического коллектива и обучающихся,работы с документацией.

Третье направление: наставничество- сопровождение начинающего педагога: начиная от директора и заместителей, заканчивая педагогом-коллегой; хорошо спланированная система наставничества, развитиеуверенности в себе, умения организовать группу и удержать детей в объединении. Ведь мало быть талантливым и образованным. Если рядом не окажется мудрых наставников, то из начинающего педагога никогда не получится ценный специалист. Главное на данном этапе, помочь педагогу разобраться во всех тонкостях педагогической профессии. Работу учителей-наставников рассматриваем как одно из ответственейших общественных поручений. Это опытные, творчески работающие учителя. Они составляют индивидуальный план работы с начинающим педагогом.

Четвертое направление : профессиональном становление- методист или куратор должен выступать в роли тьютера педагогов-наставников, который всегда подскажет, как правильно спланировать работу с педагогом, подобрать формы работы. Педагогическая профессия сложна, она требует призвания, раскрыться которому и помогает опытный педагогический коллектив учреждения. В профессиональном становлении начинающего педагога имеет место наличие педагогических способностей. Они состоят из таких компонентов:

Дидактические – искусство передавать знания в доступной форме;

Конструктивные – когда педагог не использует готовых рецептов, а сам создает их для каждой конкретной ситуации;

Экспрессивные – умение в своё объяснение включить уместно юмор, доброжелательную иронию, шутку;

Коммуникативные – правильный подход к ученикам в процессе обучения и воспитания;

Способность распределять внимание – широкий обзор внимания, умение легко переключаться по необходимости с одного объекта на другой;

Актерские – умение в зависимости от обстановки и воспитательных задач быть то добрым, то строгим, то спокойным, но всегда объективным, справедливым;

Умение контролировать все свои слова, поступки, действия, настроение.

Следует отметить, что все компоненты педагогических способностей тесно связаны между собой, дополняют и предполагают друг друга. Отсутствие одного или нескольких можно компенсировать активным развитием других компонентов. Значительное внимание уделяется такой форме индивидуальной методической работы как консультации. Начинающие педагоги получат конкретные советы по трудным вопросам, образцы разработок разных типов занятий, рекомендации. Неопытный педагог получает помощь не только от наставника, а и от руководителя методического объединения, заместителя директора, психолога, опытных педагогов.

Реализация программы

Первыйэтап. Подготовительный (сентябрь-октябрь)

Цель: Создание методической базы для реализации программы: рекомендации, обучающие идиагностические материалы.

- формирование списка начинающих педагогов (приложение 1)

- разработка плана работы «Школы начинающего педагога» (приложение 2)

- входная диагностика, с амодиагностика (приложение 6)

- назначение наставников , составление индивидуального плана работы с начинающим педагогом.

- организационные вопросы. Ознакомление с учреждением, традициями, правилами внутреннего трудового распорядка создание нормативных документов для реализации программы; положение, приказ;

Разработка мониторинга реализации программы: входная диагностика, диагностика профессиональной готовности педагога: деятельность, умения, знания, коррекция; оценка успешности учебной работы педагога

Разработка программно-методического, информационного обеспечения: программы, рекомендации, памятки начинающему педагогу, наставнику;

- методическая помощь при разработке образовательной программы

- методическая помощь при составлении календарно-тематического планирования.

Оказание методической помощи при разработке поурочных планов.

Ожидаемый результат :

- Определение методических затруднений у начинающих педагогов.

- Создание методической базы для реализации проекта

- Разработка программно-методического, информационного обеспечения

Второй этап.Практический (ноябрь-февраль)

Цель: Внедрение в практическую деятельность программы

Информационная и методическая поддержка начинающих педагогов: консультации, рекомендации, учеба;

Мониторинговое отслеживание динамики изменений;

Требования к современному занятию;

Открытые занятия опытных педагогов, на которых можно конкретно увидеть, научиться использованию таких направлений Дневник взаимопосещений (приложение 3)

- основные этапы занятия

Классификация методов, приемов, используемых в учебном процессе;

Дидактические, психологические, гигиенические, воспитательныетребования;

Определение образовательной цели;

Осуществление дидактических принципов обучения;

Выбор рациональных методов, приёмов, способов;

Интерактивные формы и методы обучения;

Нетрадиционные, интегрированные занятия с применением компьютерных технологий;

Промежуточная диагностика (посещение занятий)

- индивидуальный подход в обучении одаренных детей;

Это поможет педагогу рационально выбирать тип занятия, его структуру, правильно определять задания, цели (учебную, воспитательную, развивающую) , рациональные методы обучения, объединять разные формы коллективной и индивидуальной работы, знакомиться с современными образовательными технологиями, интерактивными методами.

Ожидаемые результаты:

1. Повышение профессиональной компетенции педагогов:

2. Повышение результативности обучения, сохранение и увеличение контингента обучающихся;

3. Расширение возможностей для творческого развития личности ребенка, реализации его потенциальных возможностей;

4. Включение каждого начинающего педагога в творческий поиск через участие в работе ШНП

Третий этап.Аналитический (март-май)

Цель: Анализ, оценка, перспектива развития педагога.

Осуществление мониторинга взаимного воздействия роста уровня профессиональной компетентностиначинающих педагогов и изменения эффективности образовательного процесса в их объединениях;

Самоанализ занятия.

- организация индивидуальной работы с обучающимися.

Формирование единых подходов к оцениванию знаний обучающихся;

Нетрадиционные, интегрированные занятия с применением компьютерных технологий интерактивные формы и методы обучения

Оформление «Портфолио начинающего педагога»

Итоговая диагностика. Самодиагностика (приложение 8)

Каждый начинающий педагог с первых дней своей педагогической деятельности со своим наставником готовит «Портфолио начинающего педагога» (4 ). Эта папка – «настольная книга», в которой собраны самые необходимые советы, рекомендации и материалы, нужные в становлении учителя.

В Портфолио собираются по мере накопления:

Раздел 1.Общие сведения о педагоге»

- Фамилия, имя, отчество педагога,

- домашний адрес,

- место рождения,

- дата рождения,

- сведения об образовании,

- профессиональная деятельность,

- повышение квалификации

Раздел 2. Нормативные документы

Диплом о профессиональном образовании;

Трудовая книжка;

Аттестационный лист или приказ о присвоении категории;

Удостоверения курсов повышения квалификации.

Раздел 3.Результаты педагогическойдеятельности”

Достижения детей

- Достижения педагога (Дипломы, грамоты, благодарственные письма, сертификаты участников и др.)

Раздел 4.Научно-методическая деятельность:

Сообщения и доклады на конференциях, семинарах, МО

Участие в инновационной и научно-исследовательской работе обучающихся (индивидуальный план работы с детьми, материалы по работе с одаренными детьми)

Список литературы потеме самообразования

Публикации и статьи в научно-методических журналах, на сайтах

Разработки занятий

Мастер-классы.

Раздел 6.“Отзывы”

- Отзывы детей и родителей.

Раздел 2. “Самоанализ педагогической деятельности”

Материалы экспертизы программ

Мониторинг успеваемости и качества обучения (графики, диаграммы)

Мониторинг достижений обучающихся (карта творческого роста)

Анализ педагогической деятельности, диагностика работы педагога

Анкеты и тесты обучающихся, родителей

Портфолио постоянно пополняется необходимыми материалами. Постепенно это становится «центром самообразования» педагога.

Ожидаемый результат : получение объективной оценки деятельности начинающих педагогов, определение эффективных форм методической помощи.

Методическое обеспечение программы

- Программа «Школа начинающего педагога»

- План работы наставников с начинающими педагогами

- Памятка для начинающего педагога(приложение 5)

- Памятка для наставника начинающего педагога (приложение 7)

Ожидаемые результаты реализации программы

Реализация программы будет способствовать:

Адаптации начинающих педагогов в учреждении;

Активизации практических, индивидуальных, самостоятельных навыков преподавания;

Повышению профессиональной компетентности педагогов в вопросах педагогики и психологии;

Обеспечению непрерывного совершенствования качества преподавания;

Совершенствованию методов работы по развитию творческой и самостоятельной деятельности обучающихся;

Использованию в работе начинающих педагогов новых педагогических технологий;

Литература:

1. Справочник руководителя образовательного учреждения - тема статьи "Адаптация начинающего педагога" (№ 5,2010г.стр. 54);

2. Методист - тема "Адаптация молодых специалистов в учреждениях дополнительного образования (№ 5,2010г. стр.41);

3. Методист - тема "Кейс-технология в работе с молодыми специалистами" (№ 5,2010г. стр.51);

4. Национальный проект "Образование" - тема "О реализации программы "Школа начинающего учителя как способ оптимизации процесса вхождения в профессию" (№ 3,2010г. стр.17);

5. Инновации в образовании - тема "Особенности развития интегративных тенденций в Российском спец. образовании (Интегративное, инклюзивное обучение)" (№ 8,2010г. стр.4);

6. Педагогика - тема "Этико-педагогический подход к формированию ценностных ориентаций будущего учителя и принципы его реализации" (№ 6,2010г. стр.15);

7. Народное образование - тема "Есть ли правовой статус у молодого специалиста?" (№ 2,2010г. стр.132);

8. Директор школы - тема "Он улетел и не обещал вернуться..." (№ 8,2010г. стр.4);

9. Начальная школа + до и после - "О подготовке будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию личности" (№ 9,2010г. стр.10

10. Социальная психология. – М.: Андреева Г. М. Аспект Пресс, 1999. – 375 с.

11. Язык телодвижений. – М.: Пиз А. Эксмо, 2005. – 272 с.

12. Школа начинающего педагога: Методические рекомендации. Воробьева Н.И., Цынцарь А.Л.

Приложение 2

План работы «Школы начинающего педагога»

Формы, методы проведения

ответственные

Организация образования в Школе

Нормативно-правовая база: закон об образовании, положение об учреждении дополнительного образования детей, концепция развития учреждения;

Правила внутреннего распорядка.

сентябрь

Администрация

Посвящение в педагоги

Торжественное мероприятие

руководитель школы начинающего педагога, культ массовый отдел

Организация учебно-воспитательного процесса

Структура образовательных программ дополнительного образования;

Календарно-тематическое планирование;

Критерии оценивания образовательных, учебных достижений детей;

Ведение документации

Практическое занятие

сентябрь

Администрация, руководитель школы начинающего педагога, наставники

Процесс обучения

Принципы и правила обучения;

Формы организации учебного процесса;

Теоретический семинар

Познавательная деятельность обучающихся

Психологические особенности познавательной деятельности обучающихся;

Способы формирования познавательных интересов;

Мотивы обучения;

Семинар-тренинг

руководитель школы начинающего педагога, опытные педагоги

Методы обучения

Занятие 1.

Суть и функции методов обучения;

Классификация методов обучения;

семинары-практикумы

педагоги-наставники, руководители МО

Занятие 2.

Разные способы обучения;

Практические методы обучения;

Занятие 3.

Логические методы обучения. Методы контроля знаний обучающихся.

Занятие 4.

Игровые методы обучения. Методы самоуправления учебно-воспитательным процессом.

Формы обучения

Занятие 1.

Занятие – основная форма организации учебно-воспитательного процесса функции занятия. Цели занятия. Типы занятий. Требования к современному занятию.

Теоретический семинар, практическое занятие

педагоги-наставники, руководитель школы начинающего педагога

Занятие 2.

Конструирование занятия по целям, дидактическим заданиям, по содержанию программного материала;

Выбор методов обучения.

Открытые занятия начинающихпедагогов, обсуждение

Занятие 3.

Открытое занятие – особенности подготовки и проведения;

Анализ и самоанализ проведенного занятия.

Практическое занятие

руководитель школы начинающего педагога администрация, руков. МО,

Занятие 4.

Разные формы обучения: экскурсии, семинары, факультативы, элективные курсы…

Анализ их проведения;

Цели и задачи форм обучения

Семинар-практикум

Воспитательный процесс

Формы и виды воспитательных мероприятий;

Методы воспитания школьников;
-национальный характер воспитания;

Критерии воспитанности личности;

Особенности ориентированного обучения и воспитания детей.

Проблем-ный семинар

Роль педагога в учебно-воспитательном процессе

Личность педагога-творца;

Требования к педагогу;

Самообразование и самовоспитание педагога;

Роль личности педагога в современном учебном процессе.

Конферен-ция

руководитель школы начинающего педагога, педагоги

Подведение итогов

Калейдоскоп педагогических находок начинающих педагогов «Будем знакомы, молодой коллега!»

Калейдоскоп находок

руководитель школы начинающего педагога, наставники

культ -массовый отдел

Конкурсно-развлекательная программа для начинающих педагогов «Наша надежда».

конкурс

Приложение № 3

Семь золотых правил для педагога

1. Надо любить то, что делаешь и идти вперёд шаг за шагом (И. Павлов)

2. Интеллигентом нельзя притвориться (Д. Лихачев)

3. Вежливость воспитывается только вежливостью (В. Джемс)

4. «Магическая десятка»: посчитай до десяти прежде, чем дать волю своему гневу. И он покажется вам противным. (В. Джемс)

5. Мудрец ищет всё в самом себе, а глупец – в другом человеке (Конфуций).

6. Никакая большая победа не возможна без маленькой победы над самим собой (Л. Леонов)

7. Первые шаги всегда самые трудные (Р. Тагор)

Заповеди начинающему педагогу

1. Окунись в свою работу и тогда ничто не помешает тебе плодотворно работать.

2. Будь приветливым – и будешь смелым.

3. Не будь самонадеянным и сможешь стать лидером.

4. Умей требовать и прощать.

5. Верь в уникальные способности каждого ребенка.

6. Будь компетентен и будь уверенным.

7. Верь, что каждого ребенка можно научить, только для этого необходимо время.

8. Претворяй процесс обучения в радость.

9. Будь для ребенка не руководителем, а соперником, тогда он сможет превзойти тебя.

Памятка начинающему педагогу

1. Тщательно готовься к занятиям. Обязательно пользуйся поурочным планом и придерживайся всех его пунктов. Возьми себе за правило: наличие поурочного плана является для тебя допуском на занятие.

2. Идя на занятие, ты должен досконально знать, куда пришёл, для чего, что будешь делать, будет ли это эффективно.

3. Приходи в кабинет до начала занятий, чтобы приготовить все необходимое для проведения занятия.

4. Старайся показать красоту и привлекательность организованного начала занятия, стремись к тому, чтобы на это с каждым разом уходило всё меньше и меньше времени.

5. Веди занятие так, чтоб каждый ребенок был постоянно занят делом. Помни: паузы, медлительность, бездеятельность – враги дисциплины.

6. Увлекайте детей интересным содержанием материала, созданием проблемных ситуаций, мозговым штурмом. Контролируйте темп занятия, помогайте слабым поверить в свои силы. Держите в поле зрения всю группу. Особенно наблюдайте за теми, у кого неустойчивое внимание. Предупреждайте попытки нарушить рабочий порядок.

7. Чаще обращайтесь с просьбами, вопросами к тем обучающимся, которые отвлекаются на занятии, занимаются посторонними делами.

8. В конце занятия дай общую оценку работе группы и отдельным детям. Пусть дети почувствуют удовлетворенность от результатов своего труда. Старайся замечать позитивное в работе недисциплинированных обучающихся, но не делай это часто и незаслуженно, за незначительные усилия.

Приложение № 4

Дневник взаимопосещения занятий

направление

посещающий

Тема занятия

Цель, задания

Выводы предложения

Ты очень близкий человек для своего обучающегося. Постарайся, чтобы он был всегда открыт для тебя. Стань ему другом и наставником.

Не бойся признаться в своем незнании какого-нибудь вопроса. Будь вместе с ними в поиске.

Постарайся вселить в ребенка веру в себя, в его успех. Тогда многие вершины для него станут преодолимыми.

Не требуй на занятии "идеальной дисциплины". Не будь авторитарным. Помни, занятие - это частичка жизни ребенка. Он не должен быть скованным и зажатым. Формируй в нем личность открытую, увлеченную, раскованную, способную творить, всесторонне развитую.

Стремись к тому, чтобы твои занятии не стали шаблонными, проведенными "по трафарету". Пусть на занятиях свершаются открытия, рождаются истины, покоряются вершины, продолжаются поиски.

Каждая встреча с педагогом для родителей должна стать полезной и результативной. Каждое собрание - вооружить их новыми знаниями из области педагогики, психологии, процесса обучения.

Входи в кабинет с улыбкой. При встрече загляни каждому в глаза, узнай его настроение и поддержи, если ему грустно.

Неси детям добрую энергию и всегда помни, что " ребенок- это не сосуд, который необходимо наполнить, а факел, который надобно зажечь".

Будь в поиске возможности найти путь преодоления постигшей неудачи.

Помни, каждое твое занятие должен быть пусть маленьким, но шагом вперед, к узнаванию нового, неведомого.

Ребенок всегда в обучении должен преодолевать трудность. Ибо только в трудности развиваются способности, необходимые для их преодоления. Умей определить "планку" трудности. Она не должна быть завышенной или заниженной.

Учи своих обучающихся трудиться. Не ищи легкого пути в обучении. Но помни, как важно поддержать, ободрить, быть рядом в трудной ситуации. Чувствуй, где необходимы твое плечо, твои знания, твой опыт.

Если из двух баллов думаешь, какой выбрать, - не сомневайся, поставь высший. Поверь в ребенка. Дай ему крылья. Дай ему надежду.

Не скрывай от детей своих добрых чувств, но помни: среди них никогда не должно быть особого места для "любимчиков". Постарайся в каждом ребенке увидеть предначертанное ему, открой его ему самому и развей в нем то скрытое, о чем он и не подозревает.

Помни о том, что ребенку должно быть интересно на занятии. Только когда интересно, ребенок становится внимательным.

В общении с родителями своих обучающихся помни, что их дети - самое дорогое в жизни. Будь умен и тактичен. Находи нужные слова. Постарайся не обидеть и не унизить их достоинство.

Не бойся извиниться, если оказался неправ. Твой авторитет в глазах обучающихся только повысится. Будь терпелив и к их ошибкам.

Живи с детьми полной жизнью. Радуйся и огорчайся вместе с ними. Увлекайся и удивляйся. Шути и наставляй. Учи быть нетерпеливыми ко лжи и насилию. Учи справедливости, упорству, правдивости.

Не воспитывай слишком самонадеянных - их будут избегать; слишком скромных - их не будут уважать; слишком болтливых - на них не будут обращать внимания; слишком молчаливых - с ними не будут считаться; слишком суровых - от них отмахнутся; слишком добрых - их растопчут.

Приложение №6

Памятка для наставника начинающего педагога

1. Вместе с начинающим педагогом разработайте и глубоко проанализируйте образовательные программы и пояснительные записки к ним.

2. Помогите составить тематический план, обратив особое внимание на подбор материала для систематического повторения, практических и лабораторных работ, экскурсий.

3. Оказывайте помощь в подготовке к занятиям, особенно к первым, к первой встрече с обучающимися. Наиболее трудные темы лучше разрабатывать вместе. В своей группе постараться изучать материал с опережением на 2-3 занятия, с тем, чтобы датьначинающему педагогу возможность методике раскрытия наиболее сложных тем.

4. Постарайтесь вместе готовить и подбирать дидактический материал, наглядные пособия.

5. Посещайте занятия начинающему педагога с последующим тщательным анализом, приглашать его на свои занятия, совместно их обсуждать.

6. Помогайте в подборе методической литературы для самообразования и в его организации.

7. Делитесь опытом без назидания, а путем доброжелательного показа образцов работы.

8. Помогайте своевременно, терпеливо, настойчиво. Никогда не забывайте отмечать положительное в работе.

9. Учите не копировать, не надеяться на готовые разработки, а вырабатывать собственный педагогический почерк.

Приложение 7.

Входящий мониторинг.

АНКЕТА

профессиональной готовности педагога

1. Понимание детских состояний и умение мотивировать детей.

2. Скорость педагогической реакции и способность к экспромту.

3. Положительная заряженность, остроумие, юмор.

4. Умение находить контакт с детьми, коллегами, родителями.

5. Умение перед входом в учреждение сбрасывать с себя груз проблем.

6. Толерантность – приобретенная и развитая в себе способность душевного доброго отношения ко всему на планете, умение прощать, видеть и поддерживать в человеке прекрасное.

7. Эмпатия – способность к сопереживанию, сочувствию, готовность души помочь человеку, поддержать его.

8. Увлеченность всяким делом, за которое взялся.

9. Умение хранить детские тайны.

10. Умение жить интересами детей.

11. Инициативность, энергичность.

13. Наличие интересов, привлекательных для ребят.

14. Умение и желание сочинять, придумывать, доводить до конца.

15. Умение терпеливо двигаться к намеченной цели.

16. Умение инициировать, организовывать и помогать детским самодеятельным организациям.

17. Умение вовремя приходить на помощь.

18. Способность к поиску, творчеству.

19. Способность и желание идти по пути самообразования, саморазвития.

20. Эмоциональная раскрепощенность, широкая палитра позитивного чувственного восприятия мира. Умение заразить окружающих своей энергией.

21. Устойчивая этическая позиция, нравственный закон в душе.

22. Внешняя привлекательность, умение образно, красиво, выразительно и четко выражать свои мысли.

23. Способность к самоиронии.

24. Рефлексивная способность.

25. Постоянная забота о своем здоровье и здоровье обучающихся.

26. Умение доводить начатое до конца.

27. Ежедневная постоянная глубокая психолого-педагогическая, предметная, методическая подготовка к занятиям.

28. Умение признавать свои ошибки.

29. Способность к индивидуальной продуктивной работе с обучающимися

Приложение 8.

Итоговый мониторинг

1. С какими трудностями вы столкнулись? Перечислите их.

2. Как их преодолеваете?

3. Кто вам помогает в работе? Как?

4. Я иду на занятие, чтобы...

5. Что в вашей деятельности является для вас наиболее трудным?

6. Воспитание каких черт личностиребенкавами достигается наиболее трудно?

7. Чем вы объясните трудности в своей деятельности?

8. Каким должен быть современный педагог?

9. Как в учебно-воспитательном процессе развивать индивидуальные способности ребенка?

10. Чему и как можно научиться у опытного педагога?

11. Были ли в вашей деятельности трудности в воспитательной работе

12. Какие книги по педагогике, психологии, методике вы прочитали за прошедший учебный год?

13. Какие у вас были педагогические открытия?

14. Занятия, по каким темам прошли у вас наиболее эффективно, интересно в этом году? В чем была ваша творческая удача?

Диагностическая тестовая карта оценки профессионального роста педагога

Теоретические знания и профессиональные умения педагога

Начало года

Середина года

Конец года

1. Знание своего предмета

2. Умение анализировать

3. Знание методики преподавания

4. Знание детской возрастной психологии и умение использовать психологические методы, приемы, процедуры, нормы в своей профессиональной деятельности.

5. Знание психологии детского общения, психологии творчества. Умение стимулировать детскую активность.

6. Поиск разнообразных форм организации познавательной деятельности обучающихся.

7. Владение и использование различных форм занятий, традиционных и нетрадиционных.

8. Умение увлечь детей, организовать их индивидуальную и коллективную успешную деятельность.

9. Знание и использование в своей работе современных образовательных технологий.

10. Рациональное использование в своей работе наглядности.