Организация научно проектной деятельности магистрантов в вузе. Проблемы реализации компетентностного подхода при проектировании и методическом обеспечении программ научно-исследовательской работы магистрантов

1

В статье рассматриваются проблемы организации научно-исследовательской деятельности в магистратуре. Приводятся результаты анализа первого опыта разработки и внедрения модульной программы в магистратуре Омского государственного педагогического университета по направлению – научно-исследовательская деятельность. Авторами проанализированы современные теоретические подходы к данной проблеме в условиях внедрения актуализированных стандартов третьего поколения и апробации стандартов четвертого поколения. Делается вывод, что в условиях нацеленности педагогического образования на развитие компетенций, необходимо представление учебных дисциплин и практик в процессе подготовки магистра в виде взаимосвязанных модулей, в соответствии с заявленными видами деятельности. Еще одним фактором подготовки к научно-исследовательской деятельности выступает инструментарий для осуществления мониторинга и оценке уровня развития профессиональных компетенций.

магистратура

научно-исследовательская деятельность

компетенции

стандарт высшего профессионального образования

модульная программа

1. Бермус А.Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании [Электронный ресурс] // URL: http: http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-12.htm (дата обращения: 15.06.2015).

2. Зверева Г.И. Компетенции магистров культурологии: условия формирования и оценивания [Электронный ресурс] // URL: http://hischool.ru/userfiles/zvereva-komp.doc (дата обращения: 12.05.2015).

3. Инновации в оценке качества повышения квалификации педагогов: монография / Дука Н.А., Дука Т.Л., Дроботенко Ю.Б., Козулина А.П., Макарова Н.С., Мякишева М.В., Павленко Е.А., Тряпицына А.П., Чуркина Н.И., Филимонов А.А.: Под ред. Н.В. Чекалевой. – Омск: ЛИТЕРА, 2013. – 334 с.

4. Караваева Е.В., Богословский В.А., Харитонов Д.В. Принципы оценивания уровня освоения компетенций по образовательным программам ВПО в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения // Вестник Челябинского государственного университета. – 2009. - №18 (156). Философия. Социология. Культурология. – Вып.12. – С.155–162.

5. Магистратура и Болонский процесс: вузовский эксперимент: Научно–методическое пособие / Под ред. проф. В.А. Козырева. – СПб.: Изд–во РГПУ ииим. А.И. Герцена, 2006. – 225 с.

В стандарте третьего поколения отмечено, что требования к результатам освоения основных образовательных программ формулируются на языке компетентностей (общекультурных, общепрофессиональных, профессиональных). Как отмечают исследователи, переход российских вузов на компетентностный подход - важный шаг в движении по пути вхождения в Болонский процесс . По-мнению, А.Г. Бермуса, компетентностный подход рассматривается как диалектическая альтернатива кредитному подходу, ориентированному на нормирование содержательных единиц (стандарта). Общепризнанным в педагогической теории и практике является определение компетентности как способности к решению задач и готовность к своей профессиональной роли в той или иной области деятельности .

Компетентности являются не только прогнозируемым результатом обучения, но и выступают основанием определения логики и отбора содержания образования. Как отмечает Зверева Г.И. «должен произойти концептуальный переход от системы, ориентированной на вклад преподавателя, к системе, ориентированной на результаты образовательной деятельности студента… студент оказывается в центре всего образовательного процесса» .

В актуализированных стандартах не меняется методология организации образования, но серьезно скорректированы некоторые ориентиры. Анализ первых месяцев апробации стандартов показал педагогическому сообществу и государству, что первоначальная идеология ФГОС профессионального образования - задать обширный список компетенций, которыми должен овладеть специалист к моменту окончания вуза, не реализуется. Не только из-за неготовности преподавателей, но, прежде всего, по причине отсутствия прозрачных механизмов оценки компетенций.

В новой редакции стандартов и в стандартах четвертого поколения, внедрение которых запланировано через два года, вузы сами определяют комплекс видов деятельности, реализуемых в рамках основной образовательной программы (ООП), с учетом особенностей области будущей профессиональной деятельности, особенностей объектов деятельности и ее видов, на основе задач каждого вида деятельности. Так, в Омском педагогическом университете в магистратуре по направлению «Педагогическое образование» было определено два ключевых вида деятельности (педагогическая и научно-исследовательская), третий вид деятельности детерминируется профилем программы. Каждый вид деятельности связан с решением определенных профессиональных задач. В ряду специфических видов деятельности, к которым должен быть готов выпускник магистратуры по направлению «Педагогическое образование», научно-исследовательская деятельность нам представляется приоритетной. В этом случае магистерская программа будет складываться из модулей исследовательской магистратуры. Потребность в открытии исследовательских программ обусловлена рядом социокультурных тенденций:

Повышением роли науки в современном обществе, которая проявляется в возросшей скорости распространения научной информация, преимущественно прикладном характере научных исследований, увеличении числа работников этой сферы;

Изменением содержания педагогической деятельности, в которой значительное место стала занимать творческая составляющая, для успеха которой педагог должен владеть навыками поиска и анализа информации, выбора методов исследования, определения адекватной методологии познания и деятельности и др.;

Научное сообщество осознало преимущества магистерского образования, признало его как оптимальную модель подготовки научных кадров. Эту тенденцию подтверждает постепенное сближение требований к оформлению, результатам магистерских и кандидатских диссертаций.

Открытие исследовательской магистратуры в высшем педагогическом образовании ожидается в ближайшие годы, но уже сегодня вузы осознают необходимость модульного принципа построения магистерских образовательных программ и усиливают их научно-исследовательскую направленность.

При этом анализ процесса подготовки, выполнения и защиты выпускных квалификационных работ магистрантов, который проводится кафедрой педагогики ОмГПУ в течение десяти лет, показывает, что у многих студентов недостаточно развиты умения научно-исследовательской деятельности. Совокупность учебных курсов, продолжительная научно-исследовательская практика не могут в полной мере решить эту проблему. За счет каких ресурсов, предлагаемых в актуализированных стандартах, возможно более качественно подготовить магистрантов к решению исследовательских задач?

Нам представляется, что нацеленность педагогического образования на развитие компетенций, предполагает представление учебных дисциплин и практик в процессе подготовки магистра в виде взаимосвязанных модулей, в соответствии с заявленными видами деятельности. Это достигается благодаря сочетанию компетентностного и модульного подходов в процессе формирования образовательных программ, что предусматривает учет специфических «входных» требований для каждого уровня обучения, глубины освоения модуля и курса.

Компетентностный подход к построению образовательного процесса задает условия проектирования магистерских программ:

· построение основной образовательной программы по модульному принципу на основе новых образовательных технологий;

· достижение тесных взаимосвязей между теоретическим обучением, социально-практическими знаниями, способностями и навыками экспертно-аналитической, проектной, организационной и консультационной работы в научной сфере.

В содержании основной образовательной программы определено, что в области научно-исследовательской деятельности выпускники владеют способностью анализировать результаты научных исследований, применять их при решении конкретных научно-исследовательских задач в сфере науки и образования, самостоятельно осуществлять научное исследование (ПК-5); готовностью использовать индивидуальные креативные способности для самостоятельного решения исследовательских задач (ПК-6). Развитие данных компетенций, конечно, происходит на основе различных дисциплин, но в учебном плане есть курсы очевидной научно-исследовательской направленности.

В текущем учебном году три дисциплины, которые задают теоретическую базу для развития научно-исследовательских компетенций («Современные проблемы науки и образования», «Методология и методы научного исследования», «Работа с научной информацией»), вошли в модуль «Научно-исследовательская деятельность» и стали преподаваться в первом семестре первого курса. Если первые два курса студенты и раньше изучали в первом семестре, то место последнего было определено в третьем семестре, когда большая часть студентов готовится к защите диссертации и проблемы, поднимаемые в курсе для них уже не столь актуальны. Единство модуля определяется разработкой общей программы, в которой согласованы тематика лекций и практических заданий, комплекс заданий для самостоятельной работы. Еще одним важным компонентом модульной программы стала научно-исследовательская практика, в рамках которой студенты выполняли задания, направленные на развитие профессиональных компетенций, формирование которых возможно только средствами научно-исследовательской деятельности.

Модуль «Научно-исследовательская деятельность» должен содействовать развитию научно-исследовательских компетенций на основе понимания: современных тенденций развития науки и образования, основ методологии, методов психолого-педагогического исследования; овладения практическими навыками и умениями разработки логики и программы психолого-педагогического исследования, отбора и использования адекватных на-учных методов.

Но, конечно, разработка и реализация модульной программы не принесет ожидаемых результатов, если не будет разработан адекватный инструментарий по мониторингу и оценке уровня развития компетенций. В условиях внедрения актуализированных стандартов разработкой оптимальных моделей оценивания заняты многие вузы. Так, коллектив преподавателей Московского технического университета (Е.В. Караваева, В.А. Богословский, Д.В. Харитонов) считают, что традиционные типы контроля в российских вузах могут применяться для текущей и промежуточной аттестации. Частично компетентностный подход может быть реализован при оценивании курсовых работ, учебных и производственных практик, НИРС. Оценка компетенций, в отличие от экзаменационных испытаний, ориентированных на выявление объема и качества усвоенных знаний, предполагает приоритетное использование объективных методов диагностики деятельности (наблюдения, экспертиза продуктов профессиональной деятельности, защита учебных портфелей и др.). Ученые отмечают, что аттестационные процедуры в рамках компетентностного подхода могут носить как индивидуальный (тестирование, курсовые и дипломные проекты, рейтинги и др.), так и институциональный характер (общественная экспертиза деятельности, аттестация и лицензирование, рейтингование образовательных учреждений и др.) .

Для оценки уровня сформированности научно-исследовательской компетентности магистрантов необходимо сочетание различных форм текущего, промежуточного и итогового контроля (который происходит во время защиты магистерской диссертации). Курсы, которые включены в модуль «Научно-исследовательская деятельность», уже сегодня содержат задания, направленные на развитие компетенций.

В программе курса «Методология научного исследования» содержание лекционных материалов и семинарских занятий строится в соответствии с логикой научного исследования. Магистранты знакомятся и осваивают: навыки работы с источниками научной информации; методы наблюдения и анализа педагогических явлений; учатся изучать и обобщать педагогический опыт, определять акту-альную проблему исследования, ее цели и задачи, формулировать гипотезу, проводить педагогический эксперимент, обрабатывать и интерпретировать результаты проведенного исследования, обобщать исследовательские материалы в виде курсовой и выпускной квали-фикационных работ. Семинарские занятия и задания для самостоятельной работы построены в русле подготовки студентов к выбору темы, определению научного аппарата, методологии, методов исследования. Например, к первому семинарскому занятию студенты должны выполнить следующие задания: составление списка научных журналов, которые могут использоваться для определения темы и при работе над диссертацией; составление микротезауруса ведущих понятий исследования; написание аннотации и рецензии на статью по теме исследования; презентация пяти сайтов, которые могут помочь при работе над проблемой исследования.

Помимо содержания образования, можно выделить ряд форм и методов обучения, которые применяли в модуле. Одним из действенных, является кейс-метод. В модульной программе использовалось создание и обсуждение различных типов кейсов, которые могут быть разработаны как преподавателем или магистрантом, что позволяет актуализировать и развивать навыки поиска нужной информации, определения содержания, разработки плана кейса, отбора необходимых диагностических инструментов, т.е. всех навыков, необходимых для реализации педагогического исследования.

Для магистерской подготовки, в рамках овладения научно-исследовательской деятельностью, актуально комплексное использование обучающих, научно-исследовательских кейсов. Помимо освоения практики решения типовых исследовательских задач магистрант вырабатывает с помощью кейс-метода профессиональные навыки постановки новых исследовательских и научно-практических проблем, а также развивает в себе полезные умения их творческого, самостоятельного разрешения. Работа магистранта с кейсами в аудитории и за ее пределами способна создавать комплексный эффект - познавательный, инструментальный, обучающий, воспитательный. Профессионально составленные и «проигранные» кейсы развивают исследовательские, коммуникативные навыки, вырабатывают умения анализировать ситуацию и принимать решения.

В наборе форм и методов интерактивного обучения для магистрантов в модуле научно-исследовательской деятельности, важное место занимает проектный метод, который предполагает развитие у студентов способностей к творческой постановке научных и научно-практических проблем и их самостоятельному решению. В ходе подготовки и реализации индивидуальных и групповых проектов магистранты формируют навыки осознанного выбора научного инструментария и умения его практического применения. Элементы аудиторной и внеаудиторной проектной работы могут включаться в проблемные семинары и практические занятия. Метод проектов в полной мере представлен в процессе подготовки выпускной квалификационной работы магистранта.

Одной из возможных форм промежуточного комплексного контроля готовности магистрантов к научно-исследовательской деятельности, может быть научно-рефлексивный семинар. На таком семинаре происходит апробация освоенных приемов и методов научного исследования, происходит критическое обсуждение научных работ, разрабатываемых в современной науке, производится их экспертная оценка. Многосоставной характер такого семинара предполагает включение в его работу помимо модераторов, магистрантов и их научных руководителей-профессоров, профессионалов из разных социокультурных областей, которые вводят в семинарскую работу компоненты экспертного знания. В рамках апробации модуля основной образовательной программы педагогической магистратуры «Учитель основной школы» (модуль «Методы и технологии организации учебно-воспитательного процесса») был проведён научно-исследовательский семинар, который позволил не только подвести итоги по апробации, но и выйти на новые, исследовательские результаты. Семинар проходил после научно-педагогической практики, на которой магистранты должны были апробировать новые методы и приемы профессиональной деятельности, способствующие внедрению системно-деятельностного подхода в образовательную практику основной школы. Семинар носил рефлексивный характер, магистранты определяли и анализировали причины трудностей, с которыми сталкивается учитель основной школы и которые испытывали они при построении деятельностных уроков. В результате анализа выделялось проблемное поле, определялись пути решения отдельных проблем.

Помимо оценки преподавателем уровня и качества овладения научно-исследовательской деятельностью, результативными могут быть различные формы самоаттестации, в литературе можно найти описание ее различных вариаций . Например, действенным методом промежуточного контроля признается составление портфолио. В отличие от студентов, обучающихся на уровне бакалавриата, магистранты в состоянии самостоятельно систематически фиксировать, накапливать и оценивать свои достижения. Ведение портфолио дает возможность студенту целенаправленно пополнять и качественно наращивать «материальные» результаты индивидуальной научно-исследовательской деятельности. Составление портфолио по научно-исследовательской деятельности позволяет пролонгировано оценить процесс становления педагога-исследователя в период, когда освоение модульной программы уже завершено. Как показывает практика применения данной формы оценивания, портфолио формирует потребность к обучению в течение всей жизни, развивает у магистранта критическую саморефлексию, позволяет ему оценивать свои сильные и слабые стороны подготовки, видеть динамику в собственных способностях и навыках.

Объединить процесс освоения дисциплин, входящих в научно-исследовательский модуль, может и рабочая тетрадь, в которой будут собраны задания для самостоятельной работы по всем учебным курсам модуля. Главным условием ее разработки должна быть логика научно-исследовательской деятельности и ориентация всех заданий на тематику магистерской диссертации. В условиях работы по новому стандарту, когда значительная часть материала должна осваиваться магистрантами самостоятельно, такие учебно-методические разработки помогают организовать образовательное пространство магистранта, скрепляют в единый смысловой и деятельностный блок разные учебные курсы, координируют работу преподавателей. Переход на модульные программы меняет и процесс разработки учебно-методического комплекса, который в такой модели должен быть один, так же как и аттестационные материалы, система контроля и т.д.

Даже беглый взгляд на реализацию исследовательского модуля магистратуры показывает, что новые стандарты должны изменить всю систему работы в магистратуре, казалось бы, что они определяют только новые образовательные результаты, но как показывает первая практика их внедрения, достижение этих результатов невозможно без изменения всей логики и структуры образовательного процесса.

Рецензенты:

Петрусевич А.А., д.п.н., профессор, профессор кафедры педагогики Омского государственного педагогического университета, г. Омск;

Курдуманова О.И., д.п.н., доцент, зав. кафедрой химии и методики обучения химии Омского государственного педагогического университета, г. Омск.

Библиографическая ссылка

Синицына Г.П., Чуркина Н.И. НАУЧНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В МАГИСТРАТУРЕ: НОВЫЕ ЗАДАЧИ, ПОДХОДЫ И СОДЕРЖАНИЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=20420 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

В отечественной высшей школе исследовательская работа студентов всегда была важной составляющей профессиональной подготовки. И для современного магистерского образования в вузах особенно актуальным является вопрос организации научно-исследовательской работы. Эта форма работы магистрантов является важнейшим фактором повышения рейтинга университета. Можно выделить несколько видов научно-исследовательской работы магистрантов в современном российском вузе.

Научно-исследовательская работа (НИРС) магистрантов, которая встраивается в учебный процесс . Важнейшей задачей НИРС этого вида является активизация процесса обучения, а непосредственное участие в нем самих магистрантов служит показателем их научной активности. Такой вид учебной работы включает: изучение литературы, подготовку научных рефератов, участие в предметных олимпиадах, конкурсах.

Научные исследования, которые дополняют учебный процесс. Основная задача НИРС такого вида - выход за рамки программы и индивидуализация процесса обучения, обеспечение непрерывности по оси «магистратура-аспирантура». Этот вид научно-исследовательской работы реализуется посредством выполнения курсовых работ и выпускной квалификационной работы (магистерская диссертация), тематика которых соответствует направлению научно-исследовательских программ кафедр, а также участием магистратов в научных семинарах, конференциях, научных лабораториях.

Научные исследования, которые проводятся параллельно учебному процессу. Основная задача участия магистрантов в таких исследованиях – их научная профессионализация под руководством высококвалифицированных преподавателей и научных сотрудников, т.е. специализация и подготовка к научной деятельности в конкретной области, выбор научного руководителя. Содержание работы магистрантов - участие в инициативных и плановых научных исследованиях, выполняемых по госбюджетным и хозяйственным договорам, различного рода грантам и т.п.

Таким образом, научно-исследовательская работа магистрантов, как и студентов, представляет собой синтез учебной исследовательской работы и внеучебной научно-исследовательской работы, а также научно-организационной работы магистрантов, связанной с обогащением опыта и стимулированием развития научной деятельности.

Учебная исследовательская работа магистрантов позволяет сделать обучение процессом активного познания, развивать творческое мышление студентов, помогает приобретению магистрантами исследовательских умений. Ее цель – развитие умений работать с учебной, научной, справочной литературой по выбранной теме исследования; обеспечить осознанное и глубокое усвоение учебного материала.


Научно-исследовательская работа магистрантов должна создавать условия для реализации исследовательских умений; развивать инициативу, научную интуицию, самостоятельность; обеспечивать возможность освоения магистрантами различных видов творческой деятельности, воспитывать умения работать в коллективе. Ее цель – развитие творческой активности магистранта через овладение им комплекса исследовательских знаний, умений, навыков. Учебная исследовательская и научно-исследовательская работа магистрантов составляют единое целое, но различаются степенью самостоятельности магистранта при выполнении исследования.

Основным принципом организации системы научно-исследовательской работы магистрантов в вузе является обеспечение ее комплексности. Это предполагает последовательность и всесторонность усвоения и использования логики, методов и технологии выполнения научных исследований и реализации их результатов, преемственность научно-исследовательской работы по курсам обучения, логичность усложнения методов, видов и форм научного творчества, к участию в которых привлекаются магистранты.

Практический опыт реализации магистерских программ по направлению «Педагогика» выявил ряд проблем:

Каким образом организовать научно-исследовательскую работу магистранта в семестре?

НИРС в магистратуре – это, прежде всего, система, нацеленная на реализацию трех взаимосвязанных аспектов: 1) обучение студентов-магистрантов элементам творчества и привития ими навыков исследовательского труда; 2) собственно научных исследований студентов, которые в настоящее время имеют конкретные результаты;
3) воспитание высокопрофессиональной и творчески активной личности будущего специалиста и ученого.

Студенты магистратуры должны знать, что их научно-исследовательская работа является продолжением и углублением учебного процесса и органично включена в процесс подготовки будущего магистра. Целью НИРС в магистратуре является обучение студентов методам ведения научных исследований, самостоятельной организации научно-исследовательской работы, а также выработки у обучающихся навыков публичного выступления перед студенческой аудиторией, самостоятельного оформления полученных результатов исследований в виде научного доклада, научной статьи или научно-исследовательской работы.

Студенты-магистранты, увлекающиеся наукой, ведут научно-исследовательскую работу либо по собственной инициативе, либо по инициативе научного руководителя - профессора, доценты. Тему научно-исследовательской работы обычно предлагает научный руководитель. Чаще всего - это научное направление, которое уже ведется в научной школе или лаборатории научного руководителя, на факультете института. Иногда магистрант приходит со своей научной идеей. Если она лежит в русле магистерского направления подготовки или основных научных направлений Института (факультета), то она также может вылиться в тему научного исследования. Очень часто научная работа, осуществляемая студентами-магистрантами, перерастает в их кандидатскую диссертацию.

Для сравнения рассмотрим магистерское образование Франции. С 2002 года магистерское образование во Франции реализуется в двух равнозначных направлениях: исследовательском и профессиональном. В начале обучения студент магистратуры должен выбрать либо профессиональное , либо исследовательское направление в магистерском образовании, при этом за ним сохраняется право изменить направление своей подготовки в ходе обучения. Исследовательская магистерская степень позволит выпускнику поступить напрямую в докторантуру, однако и у выпускника с профессиональной магистерской степенью также остается возможность поступить в докторантуру. В магистратуре кроме развития компетенций в специальной профессиональной области, развиваются компетенции исследователя в избранной сфере деятельности.

В магистратуре французских вузов, как и российских, особое внимание уделяется обучению методам исследования, написанию диссертационной работы. Французские магистранты выполняют различные исследовательские работы, которые отличаются по уровню сложности, объёму и содержанию. Можно выделить три вида таких исследований: учебное исследование на первом курсе магистратуры, научное исследование, профессиональное исследование на втором курсе магистратуры для исследовательского и профессионального направления.

Образовательные программы российской и французской магистратур по направлению «Педагогика» (в России) и «Науки об образовании» (во Франции) включают по два основных компонента - образовательный и исследовательский .

Структура организации магистратур исследовательского направления «Науки об образовании» во Франции является общей для всех аналогичных магистратур и включает четыре модуля:

1) модуль теоретических знаний по методологии исследования;

2) модуль специальных дисциплин;

3) модуль курсов по выбору студентов;

4) модуль подготовки магистерской диссертации.

Наблюдается тенденция организации межвузовской подготовки магистрантов во Франции: один модуль может изучаться в одном университете Франции, другой модуль – в другом университете или в исследовательском центре.

Со второго года обучения французские магистранты в исследовательском направлении магистратуры присоединяются к определенной докторской школе при кафедре «Науки об образовании». В их обязанности входит присутствие на междисциплинарных семинарах и участие во всех образовательных мероприятиях докторской школы.

Особенностью французской магистратуры исследовательского направления является то, что на второй год обучения могут поступить не все студенты первого курса, а лишь те, кто успешно защитит исследовательскую работу первого курса и «досье» которых (в этом досье отражены учебные достижения магистранта) пройдет отбор специальной комиссией. На втором году обучения магистранты начинают участвовать в работе исследовательской школы со своими научными руководителями.

Идеи французского опыта организации различных форм исследовательской работы магистрантов на первом и втором курсах магистратуры могут быть, на наш взгляд, успешно использованы в российских магистратурах.

Функционирование системы НИРС в вузе обеспечивается также ученым советом вуза, учеными советами факультетов (институтов), советом вуза по НИРС и НСО.

Вуз планирует и проводит организационно-массовые мероприятия системы НИРС за счет средств вуза, а также дополнительно привлеченных для этого ресурсов из источников, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации.

Контрольные вопросы и задания

1. Является ли научно-исследовательская работа для всех

студентов/магистрантов обязательной?

2. Чем отличается НИРС от НИР во внеучебное время?

3. Как называется вид выпускной квалификационной работы магистров?

4. К какой (каким) организационной форме обучения относится научно-

исследовательская работа студентов: лекционной, семинарской,

лабораторной, практической, самостоятельной?

2

1 ФГОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина»

2 ФГКВОУ ВПО «Тюменское высшее военно-инженерное командное училище им. Маршала инженерных войск А.И. Прошлякова»

Научно-исследовательская работа является неотъемлемой частью освоения образовательной программы магистратуры и направлена на формирование ценностного отношения обучающегося к научно-исследовательской деятельности, освоение системы знаний и умений в области методологии и методов научных исследований, формирование опыта проведения исследований. Разработанный преподавателем электронный курс для студентов-магистрантов обеспечивает освоение не только основного содержания, но и предоставляет ссылки на дополнительные ресурсы и источники, которые помогут расширить круг действия обучающегося. Электронная среда обеспечивает ориентацию научной деятельности на интересы и потребности магистров, так как задания могут предоставляться в индивидуальном порядке. В электронном курсе возможна организация как индивидуальной работы, так и совместной. Научные семинары, проводимые посредством электронного ресурса, позволяют охватывать весь круг обучающихся, даже тех, кто не может лично присутствовать в университете. Информационные технологии обеспечивают мобильность обучающегося, возможность доступа к различным ресурсам в осуществлении поисковой деятельности, возможность постоянного взаимодействия с научным руководителем, гарантирует вовлеченность в исследовательскую деятельность.

1. Ваганова О.И., Гладкова М.Н., Гладков А.В., Сундеева М.О., Татаренко М.А. Вебинар как средство организации самостоятельной работы студентов в условиях дистанционного обучения // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2016. – Т. 5. №2 (15). – С. 31 -34.

2. Ваганова О.И., Ермакова О.Е. Системно-деятельностный подход в развитии профессионально-педагогического образования // Вестник Мининского университета. – 2014. № 4 (6). – URL: http://www.mininuniver.ru/mediafiles/u/files/Nauch_deyat/Vestnik/2014–12–4/Vaganova_OI_Ermakova_OE.pdf.

3. Емелина А.В., Хижная А.В. Понятие коммуникативной компетентности обучающихся образовательных организаций // Сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции «Инновационные подходы к решению профессионально-педагогических проблем»; ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, 2016. – С. 214–216.

4. Костылев Д.С., Саляева Е.Ю., Ваганова О.И., Кутепова Л.И. Реализация требований федерального государственного образовательного стандарта к функционированию электронной информационно-образовательной среды института // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2016. – Т. 5. № 2 (15). – С. 80–82.

5. Кутепов М.М. Технология формирования профессиональных умений у будущих специалистов в области физической культуры: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. – Нижний Новгород, 2003. – 24 с.

6. Кутепов М.М., Ямбаева Н.В., Елыгина К.А. Информационные технологии обучения физической культуре в вузе // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2016. – Т. 5. № 2 (15). – С. 83–86.

7. Кутепова Л.И., Никишина О.А., Алешугина Е.А., Лошкарева Д.А., Костылев Д.С. Организация самостоятельной работы студентов в условиях информационно-образовательной среды вуза // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2016. – Т. 5. № 3 (16). – С. 68–71.

8. Маркова С.М., Полетаева Н.М., Цыплакова С.А. Моделирование образовательной технологии подготовки педагога профессионального обучения // Вестник Мининского университета. – 2016. – №1–1 (13). – С. 23.

9. Немова О.А., Кутепов М.М., Кутепова Л.И., Ретивина В.В., Фролова Н.В. Социокультурные механизмы трансляции ценностей (на примере приобщения молодежи Нижнего Новгорода к здоровому образу жизни) // Теория и практика физической культуры. – 2016. – № 11. – С. 48–50.

10. Прохорова М.П., Ваганова О.И., Гладкова М.П., Гладков А.В., Дворникова Е.И. Самостоятельная работа обучающихся в условиях реализации образовательных стандартов высшего образования // Успехи современной науки. – 2016. – Т. 1. № 10. – С. 119–123.

Научно-исследовательская деятельность является одним из важнейших средств повышения качества подготовки специалистов с высшим образованием, которые творчески применяют в практической деятельности достижения научно-технического прогресса. Научно-исследовательская работа является неотъемлемой частью освоения образовательной программы магистратуры и направлена на формирование ценностного отношения обучающегося к научно-исследовательской деятельности, освоение системы знаний и умений в области методологии и методов научных исследований, формирование опыта проведения исследований.

Активная информатизация образования с постоянно возрастающей ролью информационно-коммуникационных технологий делает вопрос организации научно-исследовательской деятельности магистрантов в электронной среде особенно актуальным.

Развитие новых технологий увеличивает количество информационных ресурсов и услуг, что обуславливает создание условий для формирования единого глобального информационного и образовательного пространства и можно сказать меняет систему образования в целом.

Научно-исследовательская деятельность студентов в современной информационно-образовательной среде способствует развитию творческого потенциала обучающихся, эффективному приобщению их к научному творчеству и научной деятельности, повышает качество обучения студентов; формирует потребность непрерывного самосовершенствования в соответствии с инновационными процессами в науке, обществе, экономике; расширяет научные горизонты обучающихся; создает новые модели и формы взаимодействия в научном сообществе. Однако, при всех преимуществах организации научной работы в электронной среде, этот вопрос остается недостаточно разработанным.

Преимуществом организации научной деятельности магистрантов в электронной среде является мобильность обучающегося, так как научно-исследовательская работа включает поисковую деятельность. А электронная среда позволяет легко находить нужные ресурсы для выполнения этой задачи .

Отметим задачи научной деятельности магистрантов. К ним относятся:

Умение вести библиографическую работу с привлечением современных информационных технологий;

Формулировка и разрешение задач, возникающих в ходе выполнения работ;

Выбор необходимых методов исследований, а также разработка новых методов;

Использование информационных технологий совместно с проведением научных исследований;

Получение результата, умение его анализировать и представлять в виде законченной научно-исследовательской разработки;

Умение оформить результаты своей работы и привести их в соответствие с требованиями нормативных документов привлекая современные средства редактирования .

Обеспечить организацию оперативной научной деятельности помогает такой электронный ресурс как электронная библиотека, к примеру КиберЛенинка, которая поддерживает распространение знаний по модели открытого доступа (Open Access), обеспечивает оперативный, а главное бесплатный доступ к научным материалам . Все научные тексты, легко можно найти с помощью поиска на сайте. Открыть научную библиотеку можно не только с помощью ноутбука или компьютера, но и на планшете и с экрана телефона.

В ходе подготовки магистрантов к осуществлению исследовательской работы различают два вида деятельности:

Научно-исследовательская работа магистрантов, встраиваемая в учебный процесс;

Научные исследования, дополняющие или проводимые параллельно учебному процессу .

Первый вариант работы магистрантов позволяет сделать обучение процессом активного познания. В этом случае развиваются навыки научного творчества студентов, приобретение ими исследовательских умений . Развивается умение работать с учебной, справочной, научной литературой по выбранной теме исследования, что обеспечивает глубокое усвоение учебного материала. Разработанный преподавателем электронный курс для студентов-магистрантов даст не только необходимый объем материала, который нужно усвоить, но и ссылки на источники, которые помогут расширить круг действия обучающегося, послужат вспомогательным элементом. Для выполнения этого вида научно-исследовательской деятельности студенты выполняют курсовые работы, пишут выпускные квалификационные работы, то есть магистерские диссертации, тематика которых соответствует направлению научно-исследовательских программ кафедр, а также подтверждается участием магистрантов в научных семинарах, конференциях, научных лабораториях .

Второй вариант - научные исследования, проводимые параллельно учебному процессу, создают условия для реализации исследовательских умений, развивает инициативу, самостоятельность, предоставляет возможность творческой деятельности, воспитывает умение работать в коллективе. Совершенствовать творческую активность обучающегося через получение исследовательских знаний, умений и навыков - цель такого вида научной деятельности .

К особенностям организации деятельности магистеров следует отнести:

Ориентацию научной деятельности на интересы и потребности магистров. Электронная среда в полной мере может предоставить эту возможность так как задания могут предоставляться в индивидуальном порядке, таким образом ориентируясь на потребность определенного магистранта.

Помощь магистранту в осуществлении осознанного выбора темы исследования. В электронной среде в индивидуальном порядке, как уже говорилось выше, преподаватель может обсудить ту или иную тему для научно-исследовательской деятельности .

Смещение профессиональной роли преподавателя при организации научно-исследовательской работы магистранта на позицию сопровождения магистра .

Преподаватель ставит такие задачи, которые бы обогатили профессиональный опыт магистранта. В процессе работы преподаватель выясняет ожидания студентов. В электронной среде можно организовывать работу как в индивидуальном порядке, так и совместном со всеми обучающимися. Преподаватель поясняет возможные подходы к решению проблем, предоставляет выбор стратегии. Преподаватель является координатором, в задачи которого входит оказание помощи студенту, проведение консультаций (индивидуальных или групповых) по разработке плана исследования, оказание педагогической поддержки магистранту в его самостоятельной работе.

Консультирование как особый способ взаимодействия преподавателей и магистрантов в процессе организации и осуществления научно-исследовательской работы . Консультирование в магистратуре, с одной стороны, является условием обеспечения целостного индивидуального образовательного процесса, а с другой стороны, выступает как самостоятельная структурная единица взаимодействия преподавателя и студента . Для того, чтобы реализовать успешное консультирование, преподавателю необходимо принять студента-исследователя, позитивно относиться к нему во время консультации, уважать его интерес к выбранной теме исследования, к проблеме, которую он стремится разрешить, предоставить самостоятельно выбрать стратегию разрешения проблемы в процессе взаимодействия, делиться опытом и принимать опыт самого студента. Итогом этого взаимодействия должна стать поддержка решений магистранта со стороны преподавателя, которая поспособствует развитию профессиональных компетенций обучающегося.

Осуществление командной работы при реализации разнообразных техник и технологий в педагогическом процессе . Грамотную организацию построения командной работы полностью обеспечит электронная среда обучения. Научные семинары проводимые посредством электронного ресурса имеют положительный результат, поскольку охватывают весь круг обучающихся, которые не могут присутствовать на собраниях в университете. Командная работа осуществляется для того, чтобы сформулировать исследовательские задачи, разработать пути их решения. Совместное решение научных проблем будет способствовать приобретению студентами ценностного опыта рефлексии, умению осуществлять межличностные коммуникации, поможет приобрести умение сотрудничать, складывающегося из взаимодействия со всеми участниками коллективной деятельности .

Знание и учет этих особенностей позволят грамотно организовать научно-исследовательскую деятельность в электронной среде, эффективно осуществлять эту деятельность магистрам. Вовлеченность в исследовательскую деятельность создает ситуацию проектирования собственной деятельности в своей профессиональной области. Грамотная организация научной деятельности позволит осуществлять качественную подготовку магистрантов.

Таким образом, информационные технологии, являясь неотъемлемой частью современной научно-исследовательской деятельности магистрантов, обеспечивают мобильность обучающегося, возможность доступа к различным ресурсам в осуществлении поисковой деятельности, возможность постоянного взаимодействия с научным руководителем, гарантирует вовлеченность в исследовательскую деятельность.

Библиографическая ссылка

Ваганова О.И., Кутепова Л.И., Трутанова А.В., Гладкова М.Н., Гладков А.В. ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАГИСТРАНТОВ В ЭЛЕКТРОННОЙ СРЕДЕ // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2017. – № 4-2. – С. 429-431;
URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=11487 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Успешное развитие любой науки и внедрение ее результатов в производство зависит, прежде всего, от знаний, умений, моральных качеств специалистов выпускаемых вузами.

Поэтому научно-исследовательская работа студентов (НИРС) является одним из важнейших средств повышения качества подготовки и воспитания специалистов с высшим образованием, способных творчески применять в практической деятельности последние достижения научно-технического и культурного прогресса .

Научно-исследовательская работа студентов преследует следующие цели:

Расширить и углубить знания студентов в области теоретических основ изучаемых дисциплин, получить и развить определенные практические навыки самостоятельной научно-исследовательской деятельности;

Проводить научные изыскания для решения актуальных задач, выдвигаемых наукой и практикой;

Выработать навыки грамотно излагать результаты собственных научных исследований и способность аргументировано защищать и обосновывать полученные результаты;

Привить навыки пользователей вычислительной техники при проведении научных исследований и обработке полученных результатов;

Широко внедрять новые информационные технологии при проведении НИРС, обеспечить информационно-программную поддержку изысканий и сопровождение полученных результатов;

Формировать системную методологию познания разнообразных объектов, принципов и способов их исследования;

Понятие «научно-исследовательская работа студентов» включает в себя два элемента: 1) обучение студентов элементам исследовательского труда, привитие им навыков этого труда; 2) собственно научные исследования, проводимые студентами под руководством профессоров и преподавателей. НИРС является продолжением и углублением учебного процесса, одним из важных и эффективных средств повышения качества подготовки магистрантов.

Основные задачи научной работы студентов:

а) развитие творческого и аналитического мышления, расширение научного кругозора;

б) привитие устойчивых навыков самостоятельной научно- исследовательской работы;

в) повышение качества усвоения изучаемых дисциплин;

г) выработка умения применять теоретические знания и современные методы научных исследований в юридической деятельности.

Наряду со многими задачами высшей школы на современном этапе её развития по профессиональной подготовке студентов одной из ведущих является задача развития научно-исследовательской работы студентов (НИРС) как наиболее эффективной формы подготовки высококвалифицированных специалистов.

НИРС способствует развитию научного кругозора, индивидуальных способностей, исследовательских навыков, научной интуиции, творческого подхода к восприятию знаний для реализации их в практике своей будущей работы, что является основной целью научно-исследовательской работы студентов.

В настоящее время НИРС вуза представляет собой комплексную, целенаправленную и методическую обоснованную систему. Существующие формы в системе НИРС дают возможность каждому студенту освоить за период обучения в вузе комплекс различных видов творческой деятельности, который позволит будущим специалистам вносить в свою работу элемент научного подхода, вырабатывает стремление постоянного пополнения и совершенствования знаний для улучшения профессиональной деятельности .

Перед научно-исследовательской работой студентов специальности «Физкультура и спорт» стоят следующие основные задачи:

Углубленное и творческое освоение учебного материала;

Привитие навыков самостоятельного проведения научных исследований;

Выработка творческого подхода к решению стоящих перед исследованием научных и технических задач;

Обучение навыкам работы в научных коллективах;

Содействие успешному решению актуальных проблем физической культуры и спорта;

Практическое применение полученных знаний;

Привлечение студентов к решению научных проблем, имеющих непосредственный выход в практику физкультурного движения;

Воспитание в стенах вуза резервных ученых, преподавателей и др.

НИРС является продолжением и углублением учебного процесса и организуется непосредственно на кафедрах института. Научная работа студентов включается в общий план работы кафедры и вуза. Opганизуется она в различных формах по двум направлениям:

    Учебно-исследовательская работа студентов (УИРС), включаемая в учебном процессе;

    Научно-исследовательская работа студентов (НИРС), выполняемая во внеучебное время.

Основная цель НИРС в учебном процессе заключается в практическом закреплении теоретических знаний студентов, формировании у них творческого мышления и познавательной активности, приобретении навыков самостоятельного проведения научных исследований, экспериментов и так далее. НИРС предусматривает: выполнение различных заданий, лабораторных, курсовых и дипломных работ, которые содержат элементы научных исследований; заданий научно-исследовательского характера во время педагогической, организационно-тренерской практики, изучения курса «Основы НИР в избранной специализации», включающего изучение теоретических основ методики постановки организации и выполнения научных исследований, научного эксперимента, обработки полученных научных данных; участие в научных и исследовательских семинарах, конференциях кафедр.

УИРС охватывает всех студентов, привлекая их к научно-исследовательской работе, и является обязательной.

УИРС существенно ускоряет привлечение всех студентов к научно-исследовательской деятельности, осуществляет переход от усвоения умений и навыков научно-исследовательской работы на младшекурсах к непосредственному проведению настоящих научных экспериментов и исследований студентами старших курсов.

За время учебы в институте студенты проходят несколько этапов творческой подготовки. На первом начальном этапе на I и II курсах идет приобретение умений и навыков НИР, предусмотренной учебным планом. Здесь осуществляется общенаучная подготовка: введение в процессе обучения элементов исследования при выполнении практических и лабораторных работ, написание рефератов при подготовке к семинарским занятиям. Например, составление рефератов научной литературы учит анализировать, оценивать и выделять главное в изучаемой литературе; семинарские занятия эффективно способствуют повышению научной эрудиции студента; участвуя в них, студенты учатся дискутировать, аргументировано защищать свои взгляды, вырабатывают умения выбирать проблемную научную тематику, ориентироваться в специальной научной литературе.

Кафедры организуют и проводят для студентов младших курсов различные мероприятия по ознакомлению их со спецификой их работы, кафедральные научно-студенческие конференции, олимпиады, знакомят со своим коллективом, устраивая встречи с ведущими преподавателями – доцентами, профессорами. Это вызывает творческий интерес к дальнейшему ведению научно-исследовательской работы

На следующем этапе - научная работа студентов старших курсов (3 и 4) завершает формирование студентов-исследователей. Здесь большую роль в успехе НИРС играет личная заинтересованность.

В вузax учебными планами в обязательном порядке предусмотрено изучение дисциплин, где студенты знакомятся с методами исследований и актуальными проблемами физической культуры и спорта.

Одной из особых форм организации студенческой научной деятельности в учебном процессе является курсовая и дипломная работы, при выполнении которых происходит значительная активизация деятельности студентов.

Курсовая работа - научное исследование, в котором осуществляется переход от простых методов исследования к более сложным. Это основа для дальнейшего углубленного исследования, которое может преобразоваться в дипломную работу.

Дипломная работа - самостоятельная научная разработка, включающаявсе знания, полученные в процессе работы студентов в различных формах научно-исследовательской работы. Она является самостоятельным исследованием.

Главная цель этих работ заключается в повышении уровня специальной теоретической подготовки студентов по избранному виду спорта, а также в получении представления об основных методах и методиках исследования. В процессе подготовки курсовой и дипломной работ студенты обязаны овладеть следующими навыками и умениями проведения научного исследования: самостоятельно ставить задачи исследования, анализировать литературные источники, методически верно ставить эксперимент, использовать методы научного исследования, математической статистики при обработке результатов исследования и получения достоверных результатов, самостоятельно анализировать полученные результаты исследования, обобщать их и формулировать выводы, делать практические рекомендации.

Дипломная работа студента, также как и курсовая, отражает уровень приобретенных на занятиях в институте знаний, умений, навыков. В этих работах проявляются индивидуальные способности и навыки практического применения полученных теоретических знаний. Они могут быть как индивидуального, так и коллективного характера.

Тематика названных работ связана, как правило, с основными научными направлениями кафедры. Участие студентов в кафедральных научных исследованиях является одной из наиболее эффективных традиционных форм УИРС.

Руководство всеми научно-исследовательскими работами в вузах осуществляет профессорско-преподавательский состав спортивно-педагогических кафедр. Могут привлекаться также преподаватели с кафедр теоретического и медико-биологического циклов. Время, необходимое для руководства НИРС, учитывается в индивидуальных планах научно-педагогического состава кафедр в пределах времени, планируемого на учебно-методическую и научную работы.

В отдельных случаях, когда курсовые и дипломные работы выполняются в содружестве с кафедрами теоретического и медико-биологического циклов советом факультета утверждаются два руководителя. Такое сотрудничество укрепляет межкафедральные, межфакультетские научные связи. Это создает условия для постоянного взаимодействия и взаимообогащения различных наук и специальностей, обуславливает глубину и фундаментальность научных изысканий, создает творческую атмосферу.

Характерной особенностью системы НИРС, является органическое единство форм научно-исследовательской работы студентов (учебных и внеучебных) в период обучения в вузе.

Помимо НИРС в учебном процессе развиваются и совершенствуются внеучебные формы научной работы, позволяющей не ограничиваться только учебными задачами, а расширять активные рамки активной деятельности студентов.

Научно-исследовательская работа студентов, выполняемая вне рамок учебного процесса, осуществляется в виде работы в студенческих научных кружках (СНК), студенческом научном обществе (СНО), бюро переводов, реферативном или студенческом библиографическом бюро, участия в выполнении работ по хоздоговорной тематике и работах по договорам о творческом содружестве, осуществляемых кафедрами, участия в научной работе по индивидуальным планам профессорско-преподавательского состава института, лекторской и пропагандистской работе по распространению знаний, достижений в области спортивной науки, подготовке сборников научных работ студентов, учебы на исследовательском факультете.

Так осуществляется вовлечение студентов в научно-исследовательскую работу, позволяющую объединять студенческое научное творчество и основные направления научных исследований в институте, на кафедре.

НИРС, проводимая во внеучебное время - наиболее важный этап формирования творческих всесторонне развитых специалистов.

Основной формой организации такой работы, решающей определенные образовательно-воспитательные задачи, является кружковая работа на кафедрах

Студенческие научные кружки (СНК) решают важнейшие задачи творческого становления студентов: способствуют освоению ими методов и методик научно-исследовательской работы, проводимой самостоятельно, развитию познавательных наклонностей студентов; осуществляют практическую подготовку студентов к самостоятельной работе со специальной литературой; создают условия приобретения и закрепления умений и навыков проведения экспериментальной части разрабатываемой проблемы и углубления теоретических знаний; способствуют отбору наиболее способных, инициативных, склонных к научно-исследовательской деятельности студентов, из которых формируется в последующем магистратура вуза.

Следует отметить важную роль в пропаганде успехов научной деятельности студентов организационно-массовых мероприятий. К ним относятсястуденческие научные конференции, республиканская научная конференция студентов, конкурсы научных работ студентов, конкурсы на лучший СНК, предметные олимпиады студентов института, различные смотры-конкурсы, на лучшую организацию НИРС в группах, на факультетах, смотры-конкурсы дипломных и курсовых работ и результатов педагогических практик на различных уровнях (кафедральные, университетские, межреспубликанские, отраслевые), выставки, республиканский конкурс на лучшую научно-студенческую работу по естественным, техническим и гуманитарным наукам, различные научно-методические и другие массовые мероприятия, порядок проведения которых определяется соответствующими положениями.

Студенты, достигшие определенных успехов в научно-исследовательской работе и организации НИРС, награждаются грамотами, почетными дипломами активистов НИРС и могут по положениютакже премироваться денежными премиями, иногородними экскурсиями и др.

Тем студентам, которые успешно сочетают учебу по программе вуза и ведение НИР, могут быть рекомендованы для представления на именные стипендии. Проявившим большие способности к НИР и достигшим определенных успехов дается рекомендация для поступления в магистратуру. При этом они могут представить научно-исследовательские работы, отмеченные дипломами, медалями на республиканских конкурсах. Такие поощрения стимулируют морально и материально, что способствует активизации НИРС в вузах страны.

Анализ работы НИРС в вузах показал, что на развитие студенческой науки влияют следующие факторы: наличие высококвалифицированного научно-педагогического состава, который активно ведет научные исследования и руководит НИРС, уровень и объем, проводимых кафедрами и другими подразделениями исследований; поддержание научных связей с командами по виду спорта, с ДЮСШ, то есть с другими спортивными и научными организациями и учреждениями, с выходом на практику физкультурного движения.

НИРС в любой форме (учебно-исследовательская или научно-исследовательская) составляет основу профессиональной подготовки будущего преподавателя-тренера по виду спорта.

Таким образом, научно-исследовательская работа студентов в настоящее время представляет собой стройную и методически обоснованную систему повышения уровня подготовки и воспитания специалистов. Научно-исследовательская работа отражает единство различных форм научной работы студентов, творческое развитие каждого студента, приобретенные умения творческого применения в практике физической культуры и спорта последних достижений научно-технического прогресса .

Проектная деятельность студентов магистерской программы осуществляется по трем ключевым направлениям:

· правовое сопровождение деятельности организаций (как коммерческих, так и некоммерческих, а также государственных и муниципальных), включая руководство соответствующими юридическими службами (In-house);

· оказание правовых консультационных услуг, включая создание и развитие юридического бизнеса, руководство юридическими фирмами (Legal Consulting);

· создание инновационных бизнесов, связанных с правом (LegalTech);

Все три направления взаимосвязаны и подчинены единой цели – сформировать прикладной инструментарий реализации юридической функции.

Успешная проектная деятельность предполагает как индивидуальную, так и активную командную работу, оперированию большими объемами знаний в современном информационном пространстве, способность структурирования проблем, принятие эффективных управленческих решений.

Основные задачи проектной работы:

Изучение ведущих международных и национальных практик в управлении юридическим бизнесом и организации работы юридической функции компании;

Выработка комплексного системного экономическо-юридического подхода к принятию управленческих решений в сфере юриспруденции;

Изучение мировых и национальных исследований в области юридического менеджмента, обсуждение их результатов, степени эффективности и возможностей применения в российских условиях;

Формирование предпринимательского мышления, лидерских качеств и навыков самостоятельной работы;

Разработка проектов стартапов в области юридического бизнеса;

Формирование навыков презентации и защиты полученных результатов,

Обучение организации стратегических сессий, мозговых штурмов и ситуационных анализов;

Выработка у студентов навыков экспертного анализа управленческой проблематики.

Проектная деятельность организуется в следующих формах:

Мастер-классы ведущих специалистов-практиков,

Подготовка, презентация и обсуждение докладов по актуальной междисциплинарной и межотраслевой тематике,

Проведение игровых (симуляционных) процессов и деловых (ролевых) игр,

Обсуждение проектов научных работ магистрантов (включая курсовые работы и магистерские диссертации) и др.

Особенности проектной работы, выполняемой студентами магистерской программы "Юридический менеджмент":

1) прикладной характер;

2) комплексный межотраслевой междисциплинарный подход;

3) практическая применимость полученных результатов;

4) оценка и систематизация международного и национального опыта;

5) выработка показателей оценки эффективности внедрения проекта.

Проектная работа может выполняться в малых группах или индивидуально.


ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

In-house

1. Юридическая служба в системе управления современной организацией

2. Управление коллегией адвокатов

3. Юридическая служба в коммерческих организациях

4. Юридическая служба в холдинге: построение эффективного взаимодействия юридических служб головной и дочерних компаний

5. Корпоративная культура юридической компании

6. Защита интересов собственников в деятельности юридической службы организации

7. Построение юридической фирмы "с нуля"

8. Юридические бутики

Legal Consulting

1. Лидерство и командообразование в деятельности юридической службы

2. Продвижение услуг юридической фирмы

3. Тайм-менеджмент руководителя юридической службы компании

4. Бренд юридической компании

5. Карьера в юридической индустрии

6. Особенности мотивации сотрудников юридической службы

7. Стратегия развития юридической компании

8. Бренд юридической компании

9. Продвижение услуг юридической фирмы

10. Руководитель юридической службы как топ-менеджер

LegalTech

1. Стартапы в LegalTech

2. Автоматизация и искусственный интеллект в деятельности юридической службы и в юридическом бизнесе