Здоровьесберегающие технологии это один из видов современных инновационных технологий, которые направлены на сохранение и улучшение здоровья всех участников образовательного процесса в ДОУ. Использование таких технологий имеет двустороннюю направленность:
- формирование у дошкольников основ валеологической культуры, т.е. научить их самостоятельно заботиться о своем здоровье;
- организация образовательного процесса в детском садике без негативного влияния на здоровье детей.
Здоровьесберегающие технологии в ДОУ по отлично сочетаются с традиционными формами и методами в педагогике, дополняя их различными способами осуществления оздоровительной работы. Использование таких технологий решает целый ряд задач:
- закладывание фундамента хорошего физического здоровья;
- повышение уровня психического и социального здоровья воспитанников;
- проведение профилактической оздоровительной работы;
- ознакомление дошкольников с принципами ведения здорового образа жизни;
- мотивация детей на здоровый образ жизни;
- формирование полезных привычек;
- формирование валеологических навыков;
- формирование осознанной потребности в регулярных занятиях физкультурой;
- воспитание ценностного отношения к своему здоровью.
Для обеспечения комплексного подхода к охране и улучшению здоровья воспитанников, требуемого по ФГОС, в ДОУ используются различные виды современных здоровьесберегающих технологий:
- медико-профилактические (проведение медосмотров, контроль состояния здоровья детей, противоэпидемиологическая работа, организация специализированных коррекционных групп, профилактика многих заболеваний, санитарно-гигиеническая работа, контроль качества организации питания и т.д.);
- физкультурно-оздоровительные ( , спортивные мероприятия, валеологические занятия, процедуры закаливания, и т.д.)
- валеологическое образование родителей (мотивация родителей к ведению здорового образа жизни, обучение родителей способам взаимодействия с детьми по формированию у них валеологической культуры);
- валеологическое просвещение педагогов (ознакомление воспитателей с инновационными здоровьесберегающими технологиями и способами их внедрения, мотивация к здоровому образу жизни, расширение знаний о возрастных и психологических особенностях дошкольников);
- здоровьесберегающее образование детей (формирование валеологических знаний и навыков).
Только реализуя все указанные виды здоровьесберегающих технологий можно достигнуть тесного взаимодействия основных факторов, влияющих на здоровье дошкольников.
Картотека здоровьесберегающих технологий
Существует много эффективных разновидностей современных здоровьесберегающих технологий, которые должны находиться в картотеке воспитателя детского сада.
Физкультминутки
Одним из наиболее простых и распространенных видов здоровьесберегающих технологий в ДОУ являются физкультурные минутки. Их еще называют динамичными паузами. Это кратковременные перерывы в интеллектуальной или практической деятельности, во время которых дети выполняют несложные физические упражнения.
Цель таких физкультминуток заключается в:
- смене вида деятельности;
- предупреждении утомляемости;
- снятии мышечного, нервного и мозгового напряжения;
- активизации кровообращения;
- активизации мышления;
- повышении интереса детей к ходу занятия;
- создании положительного эмоционального фона.
Проведение динамичных пауз имеет некоторые особенности. Они предназначены для выполнения в условиях ограниченного пространства (возле парты или стола, в центре комнаты и т.п.). Большинство физкультминуток сопровождаются стихотворным текстом или же выполняются под музыку.
Длятся такие динамичные паузы 1-2 минуты. К выполнению физкультминуток привлекаются все дети. Для этого не требуется спортивная форма или инвентарь. Время для проведения выбирается произвольно в зависимости от степени утомляемости ребят. Физкультминутка может включать отдельные элементы других здоровьесберегающих технологий.
Дыхательная гимнастика
Изучение опыта работы многих воспитателей дошкольных учреждений показывает, что к самым популярным видам здоровьесберегающих технологий в ДОУ относится дыхательная гимнастика. Она представляет собой систему дыхательных упражнений, которые входят в комплекс коррекционной работы по укреплению общего здоровья ребенка.
Использование дыхательной гимнастики помогает:
- улучшить работу внутренних органов;
- активизировать мозговое кровообращение, повысить насыщение организма кислородом;
- тренировать дыхательный аппарата;
- осуществлять профилактику заболеваний органов дыхания;
- повысить защитные механизмы организма;
- восстановить душевное равновесие, успокоиться;
- развивать речевое дыхание.
На занятиях по дыхательной гимнастике нужно соблюдать следующие правила. Проводить ее рекомендуется в хорошо проветренной комнате и до приема пищи. Такие занятия должны быть ежедневными и длиться 3-6 минут. Для выполнения дыхательной гимнастики не требуется особая форма одежды, однако надо проследить, чтобы она не стесняла движения ребенка.
В ходе выполнения упражнений нужно особое внимание уделять характеру производимых вдохов и выдохов. Следует учить детей вдыхать через нос (вдохи должны быть короткими и легкими), а выдыхать через рот (выдох долгий). Также дыхательная гимнастика включает упражнения на задержку дыхания. Важно, чтобы у детей при выполнении упражнений на развитие речевого дыхания не напрягались мышцы тела, не двигались плечи.
Пальчиковая гимнастика
Пальчиковая гимнастика — это вид здоровьесберегающих технологий, который применяется не только для развития мелкой моторики рук (что важно для подготовки ребенка к рисованию, лепке и письму), но и для решения проблем с речевым развитием у детей. Помимо этого такая гимнастика способствует развитию:
- осязательных ощущений;
- координации движений пальцев и рук;
- творческих способностей дошкольников.
Пальчиковая гимнастика проводится в форме инсценировки стихотворных текстов с помощью пальцев. Это чуть ли не первая разновидность гимнастики, которую можно выполнять с детьми. В ходе проведения пальчиковой гимнастики дети производят активные и пассивные движения пальцами. Используются такие виды упражнений:
- массаж;
- действия с предметами или материалами;
- пальчиковые игры.
Рекомендуется делать пальчиковую гимнастику ежедневно. В ходе ее выполнения нужно следить, чтобы нагрузка на обе руки была одинаковой. Кроме этого необходимо помнить, что каждый сеанс пальчиковой гимнастики должен оканчиваться расслабляющими упражнениями. Такие занятия можно проводить коллективно, в группах или индивидуально с каждым ребенком.
Гимнастика для глаз
Также к здоровьесберегающим технологиям в ДОУ относится гимнастика для глаз. Она подразумевает проведение системы упражнений, направленных на коррекцию и профилактику нарушений зрения. Гимнастика для глаз необходима для:
- снятия напряжения;
- предупреждения утомления;
- тренировки глазных мышц;
- укрепления глазного аппарата.
Для выполнения такой гимнастики достаточно 2-4 минуты. Главное правило данной гимнастики состоит в том, что двигаться должны только глаза, а голова остается в неподвижном состоянии (кроме случаев, где предусмотрены наклоны головы). Все упражнения нужно делать стоя.
Обычно образец выполнения каждого действия показывает воспитатель, а дети повторяют за ним. Часто такая гимнастика имеет стихотворное сопровождение. Она может включать упражнения с предметами, специальными таблицами или ИКТ.
Психогимнастика
Психогимнастика относится к инновационным здоровьесберегающим технологиям, которые используются в детском саду для развития эмоциональной сферы ребенка, укрепления его психического здоровья. Цель психогимнастики заключается в следующем:
- проведение психофизической разрядки;
- развитие познавательных психических процессов;
- нормализация состояния у детей с неврозами или нервно-психическими расстройствами;
- коррекция отклонений в поведении или характере.
Психогиснастика представляет собой курс из 20 специальных занятий, которые проводятся в игровой форме. Они организовываются два раза в неделю и длятся от 25 до 90 минут. Каждое занятие состоит из четырех этапов, которые предполагают разыгрывание:
- этюдов с использованием мимики и пантомимы;
- этюдов на изображение эмоций или качеств характера;
- этюдов с психотерапевтической направленностью.
Оканчивается занятие психомышечной тренировкой. В ходе занятия проводится «минутка шалости», когда дети могут выполнять любые действия, которые им захочется.
Ритмопластика
Ритмопластика это инновационный метод работы с детьми, который основан на выполнении ими под музыку специальных пластичных движений, имеющих оздоровительный характер. Цель ритмопластики:
- восполнение «двигательного дефицита»;
- развитие двигательной сферы детей;
- укрепление мышечного корсета;
- совершенствование познавательных процессов;
- формирование эстетических понятий.
Ритмопластика организовывается в форме специальных музыкальных занятий. Физические упражнения должны выполняться в медленном темпе с широкой амплитудой. Эти занятия нужно проводить дважды в неделю по 30 минут каждое. Рекомендуется заниматься ритмопластикой не раньше, чем через полчаса после приема пищи.
Игротерапия
В ФГОС указывается, что у дошкольников ведущим видом деятельности является игра. Поэтому обязательным видом здоровьесберегающих технологий в ДОУ должна являться игротерапия. Эта технология подразумевает привлечение детей к участию в разнообразных играх, в ходе которых у них будет возможность:
- проявить эмоции, переживания, фантазию;
- самовыразиться;
- снять психоэмоциональное напряжение;
- избавиться от страхов;
- стать увереннее в себе.
Игротерапия считается отличным средством для борьбы с детскими неврозами.
Ароматерапия
Ароматерапия предполагает использование в комнате, где находятся дети специальных предметов с эфирными маслами. Ее можно назвать пассивной методикой воздействия на здоровье дошкольников, поскольку сами дети никаких действий не должны выполнять. Они могут заниматься любым видом деятельности и одновременно с этим вдыхать ароматические пары. Таким образом происходит:
- улучшение самочувствия и настроения детей;
- профилактика простудных заболеваний;
- решение проблем со сном.
Эфирные масла можно наносить на фигурки из глины или необработанного дерева (доза ароматического вещества должна быть минимальна). Также рекомендуется изготовить с родителями специальные ароматические подушки, наполнив их высушенными травами, или индивидуальные аромамедальоны.
Помимо описанных здоровьесберегающих технологий в ДОУ можно использовать и другие их виды:
- фитотерапию;
- цветотерапию;
- музыкотерапию;
- витаминотерапию;
- физиотерапию;
- гелиотерапию;
- песочную терапию.
Суть таких технологий понятна исходя из их названий. Конечная цель использования здоровьесберегающих технологий в детском саду по ФГОС — сохранение и укрепление здоровья детей, что служит обязательным условием повышения результативности учебно-воспитательного процесса. Только здоровый ребенок может стать хорошим учеником и успешной личностью.
В приказе Министерства образования и науки РФ №2106 от 28.12.10 "Об утверждении ФГТ к образовательным учреждениям в части охраны здоровья воспитанников" в подпункте №7 содержатся конкретные требования к рациональной организации образовательного процесса, а именно: "использование в образовательном процессе здоровьесберегающих методов, технологий, соблюдение здоровьесберегающего режима обучения и воспитания".
Здоровье - важный фактор работоспособности и гармоничного развития детей. Здоровье не существует само по себе, оно нуждается в тщательной заботе на протяжении всей жизни человека. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет ребенок проходит огромный путь развития, неповторимый на протяжении всей последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов, становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и к окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.
Здоровьесберегающие образовательные технологии
- системно организованная совокупность программ, приемов, методов организации образовательного процесса, не наносящего ущерба здоровью его участников;
качественная характеристика педагогических технологий по критерию их воздействия на здоровье детей и педагогов
Цели использования здоровьесберегающих технологий:
- сбережение здоровья детей путем создания благоприятных условий пребывания, воспитания и образования в ДОУ;
- укрепление психического и физического здоровья дошкольников;
- обеспечение высокого уровня здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры;
- осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения;
- содействие становлению культуры здоровья и валеологическому просвещению родителей.
Средства здоровьесберегающих технологий:
1.Средства двигательной направленности:
. элементы движений (ходьба, бег, прыжки, метание)
;
. физические упражнения;
. физкультминутки, лечебная физкультура, подвижные игры, гимнастика, самомассаж и др.
2.Оздоровительные силы природы (солнечные и воздушные ванны, водные процедуры, фитотерапия, ингаляция).
3.Гигиенические факторы (выполнение санитарно - гигиенических требований, личная и общественная гигиена, проветривание, влажная уборка помещений, соблюдение режима дня и т.д.)
. Применение разнообразных здоровьесберегающих технологий в ДОУ(из своего опыта).
В нашей группе (возраст детей 4-5 лет) оздоровительная работа ведется постоянно и систематически. Все оздоровительные мероприятия выстроены в последовательную цепочку и равномерно распределены на весь день в виде "Тропинки здоровья":
Режим дня
Режим дня обеспечивает ежедневное повторение гигиенических процедур в одно и то же время, что способствует постепенному формированию навыков и привычек культуры поведения и личной гигиены. Режим дня приучает организм ребенка к определенному ритму, обеспечивает смену деятельности, предохраняя нервную систему детей от переутомления.
1. Утренняя гимнастика
Ежедневная утренняя гимнастика, общеразвивающие упражнения в группе способствуют эмоциональной разгрузке, повышению двигательной активности. Разнообразие форм проведения утренней гимнастики способствует формированию интереса детей к ней:
- Ритмическая гимнастика
- Гимнастика состоящая из хороводов
- Сюжетные танцы
- Обыгрывание сюжетного стихотворения
- Подвижные игры
- Оздоровительный бег
- Гимнастика в сюжетной форме с предметами и без них;
- Оздоровительная аэробика и упражнения йоги;
- Гимнастика по интересам и игры по желанию детей.
Утренняя гимнастика проводится ежедневно в спортивном и музыкальном залах. Продолжительность утренней гимнастики - 7 мин. При этом воспитатель занимается вместе с детьми и, при необходимости, поправляет, корректирует выполнение упражнений детьми.
2. Пальчиковая гимнастика.
Пальчиковые игры - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. В ходе пальчиковых игр: "Мы листаем книгу", "На закате дремлет пруд…", "Рыбки", а также занятий пальчикового театра "Лошадка", "Ловко с пальчика на пальчик…", "Яблочко", "Петушок". Ребенок, повторяя движения взрослых, достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию, письму.
3. Игровой самомассаж.
Дети с удовольствием выполняют самомассаж в игровой форме. Осуществляя игровой массаж, ребенок может, фантазировать, при этом воздействуя на весь организм. Игровой самомассаж расслабляет мышцы и снимает нервно-эмоциальное напряжение.
4. Мытье рук и лица холодной водой.
Умывание проводится прохладной водой (в летний период, в зимний-теплой водой) в последовательности: руки с мылом, затем - лицо. После умывания производится вытирание, но не насухо, а только, чтобы снять свободную воду (капли) с вымытых частей тела, с последующим их окончательным обсыханием. Обсыхание - это мощная закаливающая процедура.
5. Перед занятием - звуковая гимнастика
Звуковая гимнастика - это произнесение строго определенным способом различных звуков и их сочетаний. При произношении звуков, голосовые связки начинают вибрировать и эта вибрация сначала передается на дыхательные пути и легкие, а от них уже на грудную клетку.Комплекс развивает дыхательную мускулатуру, речевой аппарат, координацию движений, мышцы рук и позвоночника, способствует правильному ритмичному дыханию и произнесению звуков.
6. Динамическая пауза на НОД.
Основные задачи физминутки - это:
- снять усталость и напряжение;
- внести эмоциональный заряд;
- совершенствовать общую моторику;
- выработать четкие координированные действия во взаимосвязи с речью.
В процессе проведения физкультминуток, во время которых движения сочетаются со словом, естественно и ненавязчиво воспитывается поведение детей, развивается мышечная активность, корригируются недостатки речи, активизируется имеющийся словарный запас.
7. Гимнастика для глаз
Зрительная гимнастика направлена на улучшение и сохранение зрения, является профилактикой близорукости и дальнозоркости. "Волшебные" игры для глаз - это тренировка глазных мышц детей и успех здорового зрения в будущем.
6. После НОД - йога в играх.
Йога - одна из немногих систем упражнений, благотворно и целостно воздействующая на весь организм, в том числе на эндокринную и нервную системы. Занятия йогой прекрасно укрепляют опорно-двигательный аппарат, выравнивают осанку. Дыхательные, релаксационные и медитативные практики положительно влияют на психику. В йоге нет элемента соревновательности, это выгодно отличает ее от других видов физической активности. Дети, учатся принимать себя, какие они есть.
9. Прогулка.
Двигательная активность (бег, игры, упражнения). Цель прогулки - укрепление здоровья, профилактика утомления, физическое и умственное развитие детей, восстановление сниженных в процессе деятельности функциональных ресурсов организма.
10. Подвижная игра
Игра позволяют снять физическую усталость с мышц, достичь эмоционального переключения с одного вида деятельности на другой. Подвижные игры особенно любимы детьми, ведь они - важный источник радостных эмоций. Игры стимулируют активную работу, мысли, способствуют расширению кругозора, совершенствованию всех психических процессов, формируют положительные нравственные качества у детей.
11. Дыхательная гимнастика
Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствует тренировке дыхательной мускулатуры, улучшает местное и мозговое кровообращение, предохраняет от переохлаждения, развивает еще несовершенную дыхательную систему ребенка, укрепляет защитные силы организма. В своей работе использовала: "Пузырики", "Говорилка", "Ветерок", "Пчелки", "Косим траву", "Петух", "Каша кипит", "Вырасти большой", "Мельница", "В лесу", "Веселая пчелка".
12. Гимнастика пробуждения (в постели).
Длительность гимнастики в постели 2-3 минуты. Далее дети переходят к выполнению комплекса дыхательной гимнастики, что очень важно для профилактики простудных заболеваний и заболеваний верхних дыхательных путей. Затем проводятся закаливающие мероприятия с использованием "чудо" - ковриков, солевые дорожки, водные процедуры. Общая длительность оздоровительной гимнастики после дневного сна должна составлять 12-15 минут.
13. Корригирующие дорожки (профилактика плоскостопия).
Ходьба босиком по корригирующим дорожкам ("закаляемся и гуляем босиком по заснеженным дорожкам")
15-20 сек.
- Комплекс упражнений, проводимых в положении сидя на стульчиках ("согреем за мерзшие ножки после прогулки по снегу).
14. Психогимнастика (эмоциональное здоровье).
Задача - сбросить инертность физического и психического самочувствия, поднять мышечный тонус, "разогреть" внимание и интерес ребенка к занятию, настроить детей на активную работу и контакт друг с другом. Благодаря психогимнастике для дошкольников ребенок учиться понимать свои и чужие эмоции, выражать их, понимать чувства, учиться саморасслаблению и преодолению жизненных трудностей.
15. Осанка (профилактика сколиоза).
Главным средством предупреждения нарушения осанки являются физические упражнения. Особое внимание надо уделять упражнениям вызывающим активную работу мышц-разгибателей спины и мышц живота.
16. Артикуляционная гимнастика.
Цель артикуляционной гимнастики - выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные.
Результативность работы здоровье сберегающих технологий зависит от четкой слаженной работы с родителями. Опыт показывает, что эффективность оздоровительной программы решается совместно с семьей.
Опыт работы в инновационных направлениях показал, что дети 4-5 лет успешно и с увлечением усваивают знания о строении организма и приобретают навыки ЗОЖ и безопасного поведения в быту и на природе, если знания передают в доступной и игровой форме.
Процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста в работе здоровье сбережения и здоровье соединение; развитие, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия детей на продолжительный период.
Список литературы:
- Вавилова Е.Н. Укрепляйте здоровье детей: Пособие для воспитателя д/с., М.: Просвещение, 1986.
- Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2008.
- Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой. М., 1989. С. 81.
- Никитина М.И. Психолого-педагогическая характеристика детей среднего дошкольного возраста. СПб, 2006.
- Общая психология детей / Под ред. А.В. Петровского. М.: Просвещение, 2006.
- От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой М.: Мозайка-синтез, 2014.
- Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста (3-7 лет). М.: ВЛАДОС, 2002.
- Программа воспитания и обучения детей дошкольного возраста. М., 2005.
- Тарабарина Т.Н. Развитие ребенка. Ярославль: Академия развития, 2006.
- Тихомирова Л. Ф. Формируем у детей правильное отношение к своему здоровью. Ярославль, 1997.
« Современные инновационные здоровьесберегающие технологии
в образовательном процессе ДОО»
Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.
(Всемирная организация здравоохранения)
Как известно, хорошее здоровье способствует успешному обучению, а успешное обучение – улучшению здоровья. Образование и здоровье неразделимы. В последнее время все очевиднее становится катастрофическое ухудшение здоровья воспитанников. Свою долю ответственности за сложившуюся ситуацию несет система образования. Педагоги все острее понимают свою ответственность за благополучие новых поколений. Рефлексивно-ролевая игра. Работа по формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста в условиях ДОО будет эффективной, если учитывать:
Возрастные и индивидуальные особенности детей;
Использовать разные формы работы по формированию здорового образа жизни дошкольников;
Систематически и целенаправленно проводить работу по внедрению здорового образа жизни с семьями воспитанников.
Невозможно решить проблему здоровья, применяя только традиционные педагогические технологии. Дошкольная образовательная организация должна постоянно осваивать комплекс мер, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития. Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Их комплекс получил в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии»
«Здоровьесберегающие технологии» - это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мер, которые осуществляются в процессе взаимодействия («ребёнка и педагога», «ребёнка и родителей», «педагога и родителей»). Цель здоровьесберегающих образовательных технологий – обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Основной показатель, отличающий все здоровьесберегающие образовательные технологии - регулярная экспресс-диагностика состояния детей и отслеживание основных параметров развития организма в динамике (начало и конец учебного года), что позволяет сделать соответствующие выводы о состоянии здоровья.
Основные задачи:
Создание максимально благоприятных условий для умственного, нравственного, физического, эстетического развития личности;
Охрана и укрепление психофизического здоровья детей;
Совершенствование функций организма, повышение его защитных свойств и устойчивости к заболеваниям средствами здоровьесберегающих технологий;
Воспитание потребности в здоровом образе жизни;
Формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями.
Современные здоровьесберегающие технологии используемые в системе дошкольного образования отражают две линии оздоровительно-развивающей работы:
· приобщение детей к физической культуре;
· использование развивающих форм оздоровительной работы.
Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании:
Медико-профилактические;
Физкультурно-оздоровительные;
Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;
Здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования;
Технологии просвещения родителей;
Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду.
Медицинские здоровьесберегающие технологии в ДОО: - обеспечивают сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медсестры ДОО в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств.
Мониторинг здоровья
Организация профилактических - мероприятий
Рациональное питание
Рациональный режим дня
Здоровьесберегающая среда
Контроль и помощь в обеспечении требований СаНПиН
Физкультурно-оздоровительные технологии - направлены на физическое развитие и укрепление здоровья ребёнка, развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников.
· Двигательный режим
· Динамические паузы
· Закаливание
· Гимнастика
· Подвижные и спортивные игры
· Дни здоровья
· Спортивные развлечения, праздники
Психолого-педагогическое сопровождение ребенка: Ребенок, имеющий какую-либо проблему в развитии, получает квалифицированную помощь, направленную на индивидуальное развитие.
Тренинги
Релаксация
Музыкотерапия
Психогимнастика
Сказкотерапия
Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов - технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов детского сада, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни. Здоровьесбережение в работе с педагогами ДОО:
Семинары-тренинги,
Консультации для педагогов,
Практикум для педагогов ДОО,
Обсуждение вопросов здоровьесбережения на педагогических советах и медико-педагогических совещаниях в группах.
Взаимодействие ДОО с семьей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей:
Информационные стенды для родителей в каждой возрастной группе, где работают рубрики, освещающие вопросы оздоровления без лекарств;
Информационные стенды медицинских работников о медицинской профилактической работе с детьми в ДОО;
Приобщение родителей к участию в физкультурно-массовых мероприятиях ДОО;
Консультации, беседы с родителями по вопросам здоровьесбережения.
Технологии сохранения и стимулирования здоровья:
· Динамические паузы;
· Подвижные и спортивные игры;
· Релаксация;
· Пальчиковая гимнастика;
· Гимнастика для глаз;
· Дыхательная гимнастика;
· Гимнастика после сна
Здоровьесберегающие образовательные технологии:
Технологии сохранения и стимулирования здоровья;
Технологии обучения здоровому образу жизни;
Коррекционные технологии
Динамические паузы.
Технологии обучения здоровому образу жизни:
· Утренняя гимнастика;
· Непосредственно образовательная деятельность по физическому развитию;
· Самомассаж;
· Активный отдых
Коррекционные технологии:
· Артикуляционная гимнастика;
· Арт-терапия;
· Сказкотерапия;
· Психогимнастика;
· Технология музыкального воздействия;
· Цветотерапия
Работа с родителями:
Педагогические беседы, общие и групповые родительские собрания, консультации, выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями, участие родителей в подготовке и проведении праздников, физкультурных досугов, совместное создание предметно развивающей среды.
Использование указанных оздоровительных технологий проходит в игровом варианте: обучение и оздоровление происходит с лёгкостью, упражнения и оздоровительные техники остаются в памяти ребёнка надолго. Таким образом, очень важно, чтобы каждая из рассмотренных технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребёнка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и не осложнённое развитие.
В современной России особую актуальность приобрела проблема организации здоровьесберегающего обучения и воспитания.
Всемирная организация здравоохранения соотносит здоровье как «состояние телесного, душевного и социального благополучия» . Таким образом, понятие «здоровье» имеет элементы физического, эмоционального, интеллектуального, социального и духовного аспекта.
Рисунок 1. Модель формирования здоровья обучающихся
Абитуриенту, ставшему студентом, нелегко привыкнуть и подстроиться под новый режим жизнедеятельности в учебном заведении. Новый режим учебной деятельности, изменения в питании и двигательной активности, необходимость изучать больший объем учебного материала – все это отрицательно сказывается на здоровье студента.
В связи с этим возникает необходимость в применении основ здоровьесберегающей педагогики.
Здоровьесберегающая педагогика – это, прежде всего, готовность и определенная способность образовательного учреждения к обеспечению высокого уровня образовательной деятельности без серьезного ущерба для здоровья участников образовательного процесса . Здоровьесберегающие технологии в образовании - организованная системно совокупность программ, приемов, методов организации образовательных процессов, не наносящих ущерба здоровью его субъектов .
Здоровьесберегающие образовательные технологии – качественная характеристика любой образовательной технологии, ее «сертификат безопасности для здоровья», это совокупность приемов, принципов и методов педагогической работы, которые дополняют традиционные технологии обучения, воспитания и развития задачами здоровьесбережения .
Исходя из стоящих задач здоровьесбережения все педагогические технологии в данном направлении делятся на 3 группы:
1) технологии, наиболее серьезно наносящие вред здоровью обучающихся и педагогов. К данной категории относят традиционную, классно-урочную технологию обучения, разработанную Я. А. Коменским, сюда же подходят технологии, для которых характерны преувеличенная перегрузка образовательного процесса, активное использование авторитарной педагогики.
2) технологии, в которых приоритетным является процесс сохранения и укрепления здоровья участников образовательного процесса. Именно эти технологии и называются здоровьесберегающими.
3) все остальные педагогические технологии, являющиеся самой многочисленной группой технологий, невозможно четко квалифицировать и судить об их воздействии на здоровье субъектов образовательного процесса. Для обнесения их к двум другим группам необходимо проводить их анализ и изучение, а также проводить оценку их результатов с точки зрения воздействия на здоровье обучающихся и педагогов .
Цель любой образовательной технологии – достижение определенного педагогического результата в процессах обучения, воспитания, развития. Здоровьесбережение же в современной педагогике не может выступать в качестве единственной, главной цели образовательного процесса. Здоровьесбережение является только условием, одной из задач достижения главной образовательной цели.
Можно выделить следующие типы образовательных технологий:
– оздоравливающие (правильная физическая подготовка, физиотерапия, закаливание, гимнастика, фитотерапия, аромотерапия арттерапия, массаж);
– здоровьесберегающие (установление режима здорового питания, развитие двигательной активности, прививки в качестве профилактики)
– технологии обучения и развития здоровья (включение соответствующих тем о физическом развитии в предметы общепрофессионального и профессионального циклов);
– воспитание правильной культуры здоровья (дополнительные занятия по формированию и развитию личности обучающихся, различные воспитательные мероприятия, конкурсы и фестивали и т.д.).
Здоровьесберегающие образовательные технологии должны обеспечивать постоянное развитие личности, ее природных способностей: ума, потребности в деятельности, нравственных и эстетических чувств, овладении опытом общения с людьми, природой и искусством.
Цель образовательных здоровьесберегающих технологий - это предоставление возможности студентам осуществлять процессы сохранения здоровья за время обучения в вузе, возможности формировать нужные знания, умения и навыки здорового образа жизни, а также обеспечение возможностей активного участия в превентивных мероприятиях, использования полученных знаний и компетенций в повседневной жизни.
Основными компонентами инновационных и здоровьесберегающих технологий выступают:
1. Компонент аксиологический, проявляющийся в осознании обучающимися особой ценности своего здоровья, убежденности в необходимости вести такой образ жизни, который позволяет полно осуществлять стоящие перед ними цели, использовать свои физические и умственные возможности.
2. Компонент здоровьесберегающий, включающий в себя систему общих установок и ценностей, которые создают систему навыков и умений в сфере гигиены, необходимых для естественного функционирования организма, а также систему методик и упражнений, направленных на совершенствование навыков и умений по уходу за собой, одеждой, местом проживания, окружающей средой.
3. Компонент гносеологический, связанный с повседневным приобретением необходимых для процесса здоровьесбережения знаний и умений, изучением себя, своих способностей и возможностей, интересом к вопросам своего здоровья, к изучению необходимой литературы, различных направлений по оздоровлению и укреплению своего организма.
4. Компонент эмоционально-волевой, который включает в себя проявление механизмов механизмов психологических – волевых и эмоциональных. Необходимым условием сохранения здоровья и хорошего самочувствия являются положительные, благоприятные эмоции и переживания, благодаря которым у человека формируется и закрепляется желание вести здоровый образ жизни.
5. Компонент экологический, учитывающий окружающую среду, то, что человек как биологический вид существует в совокупности с природной средой, которая обеспечивает личность конкретными биологическими, производственными и экономическими ресурсами. Рассмотрение природной среды как одной из предпосылок здоровья человека как личности, позволяет внести в содержание здоровьесберегающего воспитания формирование умений и навыков адаптации к окружающим экологическим факторам.
6. И наконец, компонент физкультурно-оздоровительный, предполагающий владение определенными способами деятельности, направленными на развитие и повышение двигательной активности, предупреждение признаков гиподинамии. Кроме того, этот компонент обеспечивает закаливание организма, возрастание адаптивных возможностей. Данный компонент направлен на освоение важных жизненных качеств личности, повышающих общую и субъективную работоспособность, а также навыков личной и общественной гигиены.
Один из авторов (Зимина О. Е.) предлагает к рассмотрению основополагающую базовую модель комплексной работы по сохранению и укреплению здоровья в высших учебных заведениях . Данная модель состоит из шести блоков.
Блок первый – инфраструктура образовательных учреждений, создающая здоровьесберегающую среду. В блок входят следующие составляющие:
Материально-техническая оснащенность спортивных залов необходимым оборудованием и инвентарем в соответствии с образовательными стандартами ВПО;
Наличие и должное оснащение медицинского кабинета, обеспечение медицинским персоналом;
Наличие студенческой столовой, работающей в удобном режиме в соответствии со всеми требованиями ГОСТов;
Организация качественного питания;
Квалифицированный педагогический состав в необходимом количестве.
Общая ответственность и контроль за реализацией этого блока лежит на администрации вуза.
Блок второй – организация учебного процесса. В блок входят следующие составляющие:
Соблюдение гигиенических норм и требований при организации и контроле объема аудиторной и самостоятельной нагрузки на всех этапах обучения;
Использование методов обучения, прошедших апробацию, соответствующих возрастным возможностям и особенностям студентов;
Введение любых инновационных методик только под контролем соответствующих специалистов и контролирующих органов;
Непременное соблюдение всех требований к применению технических средств в обучении (компьютер, аудиовизуальные средства);
Рациональная организация занятий физической культурой и мероприятий активно-двигательного характера;
Учет индивидуальных особенностей организма обучающегося, работа по адаптированным к индивидууму программам.
Реализация этого блока создаст условия для повышения эффективности учебного процесса.
Блок третий – организация физкультурно-оздоровительной работы. В блок входят следующие составляющие:
Полноценная и эффективная работа на занятиях физической культуры, секциях,
Создание условий для работы спортивных секций;
Регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий.
Правильно организованная физкультурно-оздоровительная работа станет основой организации двигательного режима студентов, способствовать эффективному физкультурному развитию студентов, позволит повысить адаптивные возможности организма.
Блок четвертый – организация системной предупредительной, методической и просветительской работы с преподавательским составом для повышения квалификации работников вуза. В блок входят следующие составляющие:
Занятия (лекции, семинары, консультации, курсы) по вопросам здоровьесбережения;
Распространение научно-методической литературы по здоровому образу жизни;
Блок пятый – динамическое наблюдение за состоянием здоровья студента. В блок входят следующие составляющие:
Регулярный анализ в соответствующих структурах учебного заведения состояния здоровья студентов;
Создание комплексной системы педагогической, психологической и социальной помощи студентам;
Привлечение квалифицированных медицинских работников к реализации всех этапов работы по сохранению и укреплению здоровья обучающихся в вузе студентов.
При реализации данных блоков могут возникнуть следующие возможные риски:
1. Полное отсутствие или несформированность у отдельных педагогических кадров стремления к совершенствованию профессиональной культуры по вопросам здоровьесбережения.
2. Заниженная самооценка личности педагога, включающая в себя личностную тревожность, неуверенность в себе, негативное самовосприятие.
3. Некомпетентность представителей администрации в вопросах применения здоровьесберегающих педагогических технологий.
Большую часть своего времени студент проводит в стенах образовательного учреждения, поэтому именно в этих стенах ему необходимо создать благоприятную здоровьесберегающую среду. В течении всего периода обучения у студентов следует формировать установку на правильный, здоровый образ и стиль жизни, физическое самосовершенствование и потребность в регулярных и стабильных занятиях физической культурой и спортом.
Список литературы:
- Артамонова, Л. Л. Лечебная и адаптивно-оздоровительная физическая культура [Текст]: учебное пособие / Л. Л. Артамонова, О. П. Панфилов, В. В. Борисова. –М.: Владос-Пресс, 2010. – 389 c.
- Гонсалес, С. Е. Вариативность содержания занятий студентов по дисциплине «Физическая культура» [Текст]: монография/ С. Е. Гонсалес – М.: РУДН, 2013. – 196 c.
- Зараева, Е. А. Здоровьесберегающие технологии в профессионально-педагогическом образовании [Текст]: учебное пособие / Е. А. Гараева –Оренбург: Оренбургский государственный университет, ЭБС АСВ, 2013. – 175 c.
- Захарова, Е. В. Физическая культура [Текст]: учебное пособие / Е. В. Сахарова, Р. А. Дерина, О. И. Харитонова. – Волгоград, Саратов: Волгоградский институт бизнеса, Вузовское образование, 2013. – 94 c.
- Инновационные аспекты физической культуры и спорта. Выпуск 6 [Электронный ресурс]: сборник материалов научно-практической конференции МГСУ (20-21 июня 2013 г., Москва)/ О. В. Борисова [и др.]. –Электрон. текстовые данные. –М.: Московский государственный строительный университет, ЭБС АСВ, 2013. – 272 c.
- Кузьменко, Г. А. Физическая культура и оптимизация процесса спортивной подготовки. Организационная культура личности юного спортсмена [Текст]: программа элективного курса для основного общего образования / Г. А. Кузьменко, К. М. Эссеббар – М.: Прометей, 2013. – 140 c.
- Физическая культура и здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе [Текст]: материалы Регионального научно-методического семинара «Физическая культура и здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе» (25 марта 2015 года)/ Р. Р. Абдуллин [и др.]. – Комсомольск-на-Амуре: Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет, 2015. – 164 c.
Тема нашего семинара: «Современные инновационные здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ»/слайд 1,2/
Наш детский сад является одним из самых больших детских садов дошкольного образования г. Липецка. В д/с функционирует 16 групп, из них 13 групп дошкольных и 3 группы раннего возраста. Ежегодно наш детский сад в среднем посещают 440 воспитанников./слайд 3/
Так как направление физическая культура и оздоровление является приоритетным нашего д/с, основной задачей работы коллектива на данном этапе является:
1. Осмысление накопленного опыта сохранения и укрепления здоровья детей;
2. Оценка его эффективности и модернизация содержания физкультурно – оздоровительных технологий, через становления у детей позиции созидателя в отношении своего здоровья и здоровья окружающих;
3. Необходимость преодоления узкоспециализированных подходов в организации оздоровительной деятельности и физического воспитания через использование инновационных здоровьесберегающих технологий;/слайд 4/
Работу по здоровьесохранению детей дошкольного возраста коллектив строит на следующих принципах:
Системность и последовательность реализации здоровьесберегающих технологий;
Сознательность и активность каждого субъекта образовательного процесса (дети, педагоги, родители);
Непрерывность здоровьесберегающего процесса;
Доступность технологии детям;
Учет индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка; / слайд 5/
Мы выработали такие правила здоровьесбережения:
Соблюдение режима, больше движения, правильное питание, как можно больше положительных эмоций, прочь уныние и тоску, пожелание себе и окружающим только добра!//слайд 6/
Все здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании можно разделить на следующие виды:
1. Медико – профилактические;
2. Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду.
3. Технологии обеспечения социально – психологического благополучия ребенка;
4. Здоровьесбережение и здоровьеобогащения педагогов;
5. Физкультурно – оздоровительные технологии;
6. Валеологическое просвещение родителей; /слайд 7/
Предлагаю Вам рассмотреть каждый вид здоровьесберегающих
технологий.
1. Медико – профилактические технологии или как их еще называют лечебно - профилактические - это технологии, обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств. К ним относятся следующие технологии:
Организация мониторинга здоровья дошкольников;
Определение оптимальной нагрузки на ребенка, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей;
Организация и контроль питания детей;
Организация и контроль физического развития и закаливания дошкольников;
Организация профилактических мероприятий;
Организация контроля и помощь в обеспечении требований СаНПиНа;
Организация здоровьесберегающей среды в ДОУ./ слайд 8/
2. Здоровьесберегающие образовательные технологии - это
прежде всего технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников.
Один из принципов таких технологий является учет личностных особенностей ребенка, индивидуальной логики его развития, учет детских интересов и предпочтений в содержании и видах деятельности в ходе развития и воспитания. Построения педагогического процесса с ориентацией на личность ребенка закономерным образом содействует его благополучному существованию, а значит здоровью./слайд 9/
3. Технологии обеспечения социально – психологического
благополучия ребенка – технологии, обеспечивающие психологическое и социальное здоровье ребенка – дошкольника. В нашем детском саду основной задачей является обеспечение эмоциональной комфортности и позитивное психологическое самочувствие ребенка, в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье, обеспечение социально – эмоциональному благополучия дошкольника. Реализацией данных технологий занимается педагог - психолог посредством специально организованных занятий с детьми, а также воспитатель и специалисты дошкольного образования в педагогическом процессе ДОУ. К этому виду технологий можно отнести технологии психологического и психолого – педагогического сопровождения развития ребенка в педагогическом процессе ДОУ. /слайд 10/
4. Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения
педагогов дошкольного образования - технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов детского сада, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни. Задача данных технологий – обеспечение валеологической образованности педагогов и родителей./слайд 11/
Технологии валеологического просвещения родителей – папки – передвижки, стендовая информация, беседы, совместные мероприятия и пр. / слайд 12/
И самый основной и важный вид всех здоровьесберегающих технологий - это
5. Физкультурно – оздоровительные технологии , которые непосредственно направлены на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка:
Развитие физических качеств;
Двигательной активности и становление физической культуры дошкольников;
Закаливание;
Оздоровительные процедуры в водной среде (бассейн);
Воспитание привычки к повседневной физической активности и забота о здоровье и др./ слайд 13/
Реализацию данных технологий осуществляет инструктор по ф/к и воспитатели в условиях специально организованных форм оздоровительной работы в детском саду. Отдельные приемы данных технологий широко используются воспитателями в разных формах организации образовательного процесса: в непосредственно образовательной деятельности , прогулках, в режимных моментах, в совместной и самостоятельной деятельности взрослого и детей.
Всю работу по реализации здоровьесберегающих технологий мы строим на основе:
Медицинских показаний и распределения детей по группам здоровья. В 2011/12 учебном году дети распределены по группам здоровья следующим образом /слайд 14/:
Количество детей | ||||
Анализа основных психических процессов (памяти, мышления, воображения, восприятия) детей старшего дошкольного возраста (176 детей) по данным диагностического обследования педагога – психолога ДОУ /слайд 15/
Уровень | Развитие психических процессов |
||||||
Память | Восприятие | Внимание | Мышление |
||||
слухо-вая | зритель-ная | целостное | устойчивое | Не устойчивое | Наглядно - образное | логическое |
|
Уровня физической подготовленности детей по данным мониторинга инструктора по ф/к / слайд 16/
Количество детей | |||
На основании этих показаний возникает необходимость внедрения в систему работу д/с здоровьесберегающих технологий разной направленности.
Вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движений и физическому развитию детей постоянно держится на контроле и организовано таким образом, чтобы оно
· Обеспечивало каждому ребенку гармоничное развитие
· Помогало ему использовать резервы своего организма для сохранения, укрепления здоровья.
· Приобщало детей и родителей к физической культуре и здоровому образу жизни. /слайд 17/
Все инновационные физкультурно – оздоровительные технологии условно можно разделить на три категории:
1. Технологии обучения здоровому образу жизни.
2. Технологии сохранения и стимулирования здоровья.
3. Коррекционные технологии / слайд 18/
Технологии обучения здоровому образу жизни
Я перечислю те здоровьесберегающие технологии, которые уже внедрены в практику работы каждого детского сада. К ним относятся:
1. Непосредственно образовательная деятельность в области «Физическая культура» - организованная форма физического развития. Проводится инструктором по физической культуре во всех группах в соответствии с требованиями программы, в разных формах: игровые, подгрупповые, индивидуальные, тренировочные, соревновательные и пр.
2. Непосредственно образовательная деятельность в области «Здоровье» - деятельность по ознакомлению детей со своим организмом, создание предпосылок к заботе о собственном здоровье. Проводится воспитателем, инструктором по физической культуре. Здоровье является интегрированной формой работы с такими видами деятельности, как физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности , валеология.
3. Спортивные развлечения, праздники.
4. Утренняя гимнастика. /слайд 19,20/
5. Оздоровительная работа в бассейне - занятия плаванием занимают особое место в физическом развитии, развитии и укреплении здоровья дошкольников. Плавание помогает сформировать физические качества и возможность предупреждения опасных ситуаций на воде. Регулярные занятия плаванием положительно влияют на закаливание детского организма, улучшается адаптация к водной среде. Вода дает сильный оздоравливающий эффект. В своей работе мы используем элементы аквааэробики, синхронного плавания , гендерный подход в обучении плаванию детей. Работает секция «Танцы на воде». /слайд 21,22,23/
Так же в практике работы мы используем и другие технологии, на которых остановимся более подробно
6. Гимнастика ДО-ИНЬ – комплексы движений для мышц и суставов с элементами самомассажа с ярко выраженным тонизирующим эффектом. Используется инструктором по ФК в непосредственно образовательной деятельности по физической культуре со старшими дошкольниками./слайд 24,25/
7. Оздоровительная технология «БОС-здоровье – учимся и оздоравливаемся» - данная технология направлена на повышение сопротивляемости организма детей дошкольного возраста к простудным заболеваниям, улучшение психоэмоционального состояния ребенка, улучшение внимания и памяти, развитие необходимых для дальнейшего обучения функций, таких как организация деятельности, общее интеллектуальное развитие, зрительно-пространственное восприятие, зрительно-моторная координация.
На примере оздоровительной технологии «БОС – здоровье» мы расскажем об этапах внедрения всех инновационных здоровьесберегающих технологий в нашем д/с. / слайд 26/
Занятия здоровья, так мы их назвали, - наиболее современная технология оздоровления (с использованием компьютеров), которая применяется для обучения детей навыкам здоровья. Цель таких занятий – формирование у детей навыка правильного дыхания./слайд 27/
Данная технология в нашем детском саду используются частично, в коррекционных (логопедических) группах, т. к в них маленькое количество детей, на занятиях с учителем - логопедом для развития речевого дыхания и на занятиях по физической культуре. Приобретение дорогостоящего оборудования для полноценного использования данной технологии в настоящее время не считается возможным.
В 2010 году на основе экспериментальной деятельности в педагогический процесс, нашего дошкольного учреждения внедрена данная оздоровительная технология.
Идея эксперимента состоит в том, что в результате использования в практике работы ДОУ здоровьесберегающей технологии по методу биологической обратной связи (БОС) происходит формирование у детей положительного социального опыта, выработка ценностных ориентаций детей на здоровый образ жизни, оздоровление организма и снижение заболеваемости, улучшение психоэмоционального состояния./слайд 28/
В процессе реализации данной оздоровительной технологии главной и основной задачей является сохранение и укрепление здоровья детей, путем формирования у них навыка диафрагмально-релаксационного типа дыхания, так как диафрагмальное дыхание, т. е. дыхания «без усилий» или релаксационное, является естественным и физиологически наиболее оптимальным для организма человека. / слайд 29/
Исходя из диагностических показателей психофизического состояния
детей в начале учебного года мы сформировали группу детей старшего дошкольного возраста, имеющих 2 и 1 медицинскую группу здоровья в количестве 12 человек. 1 группа - здоровые дети, 2 группа – дети, имеющие незначительные отклонения здоровья, например кариес, ЛОР – заболевания, желудочно – кишечного тракта и др., т. е. дети, не имеющие серьезных отклонений, но наблюдающиеся у врача;
Целостный процесс обучения мы разделили на 4 этапа:
1 этап – обучающий.
Включает теоретическую часть. Проведение семинара для педагогов и специалистов, имеющих непосредственное отношение к данной группе детей с целью ознакомления с методикой оздоровительной технологии и формирования навыка диафрагмального дыхания «без усилий».
Практическая часть. Обучение методике проведения занятий с использованием имеющегося программно-методического обеспечения по данной оздоровительной технологии./ слайд 30,31/
2 этап – внедрение в педагогический процесс экспериментальной группы детей занятий здоровья (планирование работы на месяц и включение в сетку занятий)./слайд 32,33/
СЕТКА ЗАНЯТИЙ на 2010/11 учебный год
(старшая группа)
Понедельник | ||||
1. Занятие здоровья + социальный мир (1 неделя); | 1. Занятие здоровья + обучение грамоте (2 неделя); | 1. Занятие здоровья+ развитие речи (4 неделя); 2. Музыка; 3. Бассейн | 1. Занятие здоровья +математика (3 неделя) 2. Рисование | 1. Природа; руч. труд; 3. Физ-ра (в); |
3 этап – работа с родителями. Проведение группового родительского собрания и индивидуальных консультаций с целью повышения уровня компетентности родителей в области использования здоровьесберегающей технологии «БОС – здоровье». Постоянная тренировка и закрепление навыка правильного дыхания в домашних условиях./слайд 34/
4 этап предполагает проведение промежуточной и итоговой диагностики, подведение результатов экспериментальной деятельности.
Для того чтобы воспитать у ребенка осмысленное ценностное отношение к собственному физическому и духовному здоровью проводятся теоретические занятия , а тренировка и закрепление диафрагмально-релаксационного типа дыхания осуществляется на практических занятиях . /слайд 35/
Занятия Здоровья в данной группе проводились 1 раз в неделю по подгруппам в 6 человек. Длительность таких занятий зависела от индивидуальных психофизических возможностей ребенка и составляла от 15 до 25 мин. Длительность устанавливалась индивидуально для каждого совместно с педагогом – психологом и медицинской сестрой.
Занятия Здоровья комплексно вошли в такие разделы программы, как «Познание» (ФЭМП) и «Коммуникация». Занятия планировались педагогом в соответствии с темой занятия по математике, обучению грамоте, познавательному развитию. При проведении Занятий Здоровья не только использовалась данная здоровьесберегающая технология, но и решались программные задачи. Инструкция по проведении дыхательной гимнастики имеется в электронном пособии программно – методического обеспечения.
Работая по данной технологии мы выявили:
Взаимосвязь величины ДАС и оценок здоровья /слайд 36/
ДАС (уд/мин) | Оценка здоровья |
Необходимым условием реализации технологии БОС на занятиях явилось включение игры с целью мотивации дошкольника, так как игра в дошкольном детстве является ведущим видом детской деятельности.
В процессе экспериментальной работы в декабре была проведена промежуточная диагностика, а в апреле итоговая диагностика детей по таким критериям:
1. Заболеваемость в сравнении с отчетным периодом прошлого года;
2. Уровень внимания детей;
3. Мотивация детей к занятиям Здоровья.
Декабрь 2010 г." href="/text/category/dekabrmz_2010_g_/" rel="bookmark">декабре 2010 - 1.5, что показывает снижение заболеваемости на 0.3 детодня пропуском одним ребенком.
В апреле 2010 года (за учебный год) заболеваемость составила 2.4 детодня пропуска одним ребенком по болезни, в апреле 2011 года - 1.7, что показывает снижение заболеваемости на 0.7 детодня пропуском
одним ребенком по болезни./слайд 37/
https://pandia.ru/text/78/465/images/image003_39.gif" align="left" width="405" height="200 src=">На начало 2010/11 учебного года уровень мотивации детей к занятиям Здоровья составлял 45 %, к середине учебного года он увеличился на 7 % и составил – 52 % на конец учебного года уровень мотивации к занятиям составил 61 %, что на 16 % выше, чем на начало года./слайд 39/
Так же были подведены:
Промежуточные и итоговые результаты занятий «БОС – Здоровья»
Оценка здоровья в баллах | Количество человек (%) | Количество человек (%) | Количество Человек (%) |
Начало обучения | Середина обучения | Конец обучения |
|
В начале обучения низкую оценку здоровья имели 6 детей, к середине обучения только 1 ребенок, на конец обучения оценку «1», «2» не показал ни один ребенок./слайд 40/
Таким образом, можно сделать вывод, что применение здоровьесберегающей технологии «БОС – здоровье» - учимся и оздоравливаемся» положительно влияет на психоэмоциональное состояние ребенка, улучшает внимание, снижает заболеваемость, повышает мотивацию к образовательной деятельности, использование электронных пособий содействует интеллектуальному развитию ребенка.
Технологии сохранения и стимулирования здоровья:
Наряду с общеизвестными технологиями, такими как
1. Физминутки .
2. Подвижные и спортивные игры
3. Пальчиковая.
4. Бодрящая гимнастика.
5. Ритмопластика.
6. Релаксация.
/ слайд 41,42/
Коллектив нашего ДОУ использует и такие технологии как:
1. Стретчинг(игровой) – специально разработанная система упражнений, направленная на совершенствование гибкости и подвижности в суставах и на укрепление этих суставов. Проводится хореографом , музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре в основной и дополнительной образовательной деятельности по физическому развитию начиная со средней группы./слайд 43, видеоролик 44/
2. Дыхательная гимнастика – специальные упражнения, позволяющие очистить слизистую оболочку дыхательных путей, укрепить дыхательную мускулатуру, улучшить самочувствие ребенка. Проводится во всех группах в разных формах физкультурно-оздоровительной работы.
Мы используем:
Элементы дыхательной гимнастики по; /слайд 45,46/
Упражнения очистительного дыхания, составленные на основе древнекитайских оздоровительных систем, которые не только способствуют регуляции дыхательной функции организма, а также оказывают успокаивающее действие на центральную нервную систему ребенка, снимают усталость;/слайд 47,48/
Упражнения закаливающего носового дыхания, которые повышают устойчивость организма ребенка к перепадам температуры, инфекциям, недостатку кислорода./слайд 49,50/
3. Комплексы оздоровительного танца Степ-Данс – система упражнений, включающая упражнения лечебной физкультуры, упражнения направленные на профилактику нарушений осанки и плоскостопия, суставная гимнастика, упражнения на степ-платформах и фитбол-мячах, танцевальные упражнения и ритмические танцы. Проводится инструктором по физической культуре в различных формах физкультурно-оздоровительной работы со старшими дошкольниками. Комплекс мы посмотрим чуть позже, в котором мы увидим многие элементы здоровьесберегающих технологий./слайд 51/
Коррекционные технологии
Для осуществления лечебно – оздоровительных и коррекционных мероприятий, в нашем детском саду внедрили в практику метод арттерапии, один из современных направлений в оздоровлении.
Арттерапия – это буквально лечение искусством. Лечит любая творческая деятельность - и прежде всего собственное творчество. Арттерапия снимает у любого ребенка, самые разные нестабильности и настроения, тревоги. Особенно полезна и необходима арттерапия детям, имеющим личностные проблемы, а именно проблемы общения. Арттерапия относится к технологии личностно – ориентированного воспитания. / слайд 52/
В настоящее время арттерапия в широком понимании включает в себя:
1. Технология музыкального воздействия (музыкотерапия).
2. Сказкотерапия.
3. Игротерапия.
4. Проблемно-игровые игротренинги – система игровых упражнений, которые тренируют способность быстро и активно концентрировать слуховое внимание и память, осязание, зрительное внимание и память, воображение и творческую фантазию. Используются в свободное время , можно во второй половине дня во всех группах. Деятельность организуется незаметно от ребенка, посредством включения педагога в процесс игры./слайд 53/
5. Психогимнастика по методике используется для организации психологической безопасности детей дошкольного возраста в коллективе детей и взрослых. /слайд 54,55/
6. Цветотерапия или технология взаимодействия цветом – это наука, изучающая цвета, ведь издавна цвету приписывалось магическое значение, благотворное или отрицательное действие, ведь для человека зрение является самым важным из всех видов чувств. Данная технология применяется в нашем детском саду на основе «Сухого дождя» (шатер из разноцветных лент или елочный дождик), расположенных от теплых тонов к холодным) /слайд 56, видеоролик 57/
7. Смехотерапия - смех - это природный механизм выживания и оздоровления, обладает огромным оздоравливающим эффектом для физического тела и психики. Известно, что мозг во время смеха вырабатывает эндорфины – «гормоны счастья», которые мощно воздействуют на иммунную систему. При смехе улучшается работа сердечно – сосудистой и дыхательной систем, органов пищеварения, вырабатываются антистрессовые гормоны. Смехотерапия направлена на возвращение природного, естественного смеха, который снимает напряжение в теле и освобождаются подавленные эмоции.
Данная технология применяется в нашем д/с во 2 пол. дня ежедневно и обозначена в плане как «Минутка Смеха». Педагоги имеют подборку юмористических рассказов, стихов, видеороликов, мультфильмов для работы с детьми /слайд 59,59/.
8. Песочная терапия - рисование песком, как средство коррекции психики, позволяют преодолеть чувство страха, тревожность, привести в равновесие внешний и внутренний мир, очень хороша для снятие агрессии у детей, для детей с проблемами в общении, неуровновешенной нервной системой. /слайд 60,61/
Планируя любую здоровьесберегающию технологию, мы выделяем:
Время проведения в режиме дня;
Возраст детей;
Формы работы;
Особенности методики проведения. /слайд 62/
Внедрение и реализация инновационных здоровьесберегающих технологий происходит в тесной взаимосвязи всех структурных подразделений дошкольного учреждения. Предлагаем Вашему вниманию модель управления образовательным процессом по реализации здоровьесберегающих технологий в нашем дошкольном учреждении. /слайд 63/
Модель управления образовательным процессом по реализации здоровьесберегающих технологий в ДОУ № 6
Заведующая ДОУ – направление работы:
Создание безопасных, санитарно – гигиенических условий пребывания каждого ребенка в д/с.
Организация всего здоровьесберегающего пространства, распределение функциональных обязанностей между членами педагогического коллектива;
Организация повышения квалификации кадров;
Организация развивающей предметной среды;
Решение финансовых вопросов в развитии средств физической культуры и оздоровления (приобретение оборудования, литературы, картин, костюмов и т. д.);
Работа с родителями по выполнению целей и задач физического воспитания;
Координация работы с другими учреждениями (школой, городскими кружками и секциями и пр.)
Заместитель заведующей по УВР – направление работы:
Ознакомление коллектива с существующими здоровьесберегающими технологиями;
Выбор методов и приемов (совместно с педколлективом);
Определение места здоровьесберегающей технологии в общем образовательном пространстве ДОУ, его связи с другими направлениями;
Контроль за координацией работы всех специалистов и воспитателей, реализация интегрированного подхода в оздоровлении детей;
- мониторинг деятельности всего педагогического коллектива за год – реализация программы, реализация программ дополнительного образования , открытые занятия, выступления на педагогических советах, семинарах, консультациях, работа в творческой группе, участие в работе городских методических объединений, семинарах, участие в конкурсах, в том числе и городских (областных) и их результативность;
Участие в мониторинге физического развития и анализ ее результатов;
Проведение консультаций, семинаров для всего коллектива;
Участие в совершенствовании развивающей предметной среды;
Участие в распространении опыта работы ДОУ;
Обобщение результатов работы;
Организация работы с родителями по данному направлению;
Педагог – психолог – направление работы:
Психологическая поддержка работы в данном направлении;
Реализация коррекционных здоровьесберегающих технологий в работе с детьми;
Участие в мониторинге;
Посещение НОД с целью определение особенностей поведения и характеристик дошкольников (произвольность, комфортность и т. д.);
Работа с родителями;
Медицинский персонал - направление работы:
Организация санитарно – эпидемиологического режима и создание гигиенических условий жизнедеятельности детей;
Организация мониторинга здоровья дошкольников;
Организация питания;
Организация лечебно – профилактической работы с детьми и сотрудниками;
Контроль за физическим развитием и оздоровлением;
Инструктор по физической культуре – направление работы:
Выбор, изучение, опробация и внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс;
Включение в занятия определенных физических упражнений, танцевальных движений, подвижных игр и других форм работы с учетом целей и задач физического воспитания;
Участие в утренниках, праздниках, развлечениях;
Музыкальный руководитель, хореограф – направление работы:
Согласование своей программы с программой музыкального руководителя и воспитателей с целью интеграции деятельности;
Использование инновационных здоровьесберегающих технологий арттерапии.
Участие в детских городских (областных) конкурсах детского творчества;
Педагог дополнительного образования по ИЗО – направление работы:
Закрепление содержания занятий в рисовании;
Использование коррекционных инновационных здоровьесберегающих технологий,
Координация своей программы с программой воспитателей;
Учитель – логопед – направление работы:
Согласование своей программы с программой воспитателей с целью интеграции деятельности;
Использование коррекционных инновационных здоровьесберегающих технологий, технологий стимулирования и сохранения здоровья.
Воспитатель – направление работы:
Разработка и осуществление отдельных проектов, в рамках физического развития;
Планирование работы по физическому развитию и оздоровлеию.
Использование здоровьесберегающих технологий в разных формах организации образовательного процесса: в непосредственно образовательной деятельности, прогулках, в режимных моментах, в совместной и самостоятельной деятельности взрослого и детей.
Создание условий для физического воспитания в группах: организация уголка Здоровья, дорожек движения, изготовление оборудования и пр.
Работа с родителями в системе физического воспитания;
Участие в мониторинге детей;
В нашем дошкольном учреждении так же разработана модель формирования, развития и сохранение здоровья дошкольника /слайд 64/
Модель формирования, развития и сохранения здоровья дошкольника в ДОУ № 6
Буклет" href="/text/category/buklet/" rel="bookmark">буклеты из серии «Пальчиковая гимнастика», «Как правильно закаливать ребенка?» и т. д.;
Дни открытых дверей (тренинги, практикумы), а так же реализация общесадовских и групповых проектов: «Быть здоровым хочу!», «Волшебная страна Здоровья», «Мой друг – волшебный мяч!» и др./слайд 65/
Каждая здоровьесберегающая технология заняла прочное место в гибком режиме дня детского сада: утренняя гимнастика – утренний отрезок времени, релаксация – при проведении НОД, закаливающие процедуры – 1 пол. дня – бассейн, 2 пол. дня – бодрящая гимнастика, на занятиях ф/к, хореографии, музыка – стретчинг, дыхательная гимнастика в совместной деятельности, в работе педагога – психолога и педагога дополнительного образования – арттерапия, песочная терапия, игротерапия в течение дня в совместной и самостоятельной деятельности, смехотерапия – 2 пол. дня и т. д./слайд 66/
Подводя итог моего выступления можно сделать вывод, что реализацию любой здоровьесберегающей технологии необходимо начинать после того, как будет получена полная информация о состоянии здоровья и уровне развития каждого ребенка. Эффективность здоровьесберегающих технологий во многом зависит от знания педагогами условий и образа жизни семей их воспитанников, а так же от комплексного подхода к ее организации с учетом имеющихся условий и профессиональных навыков коллектива. Лучше делать меньше, но профессионально, чем много, но некачественно.
Применяя в своей работе здоровьесберегающие технологии, мы достигли следующих результатов (за последние три года):
Положительная динамика состояния здоровья, снижение уровня заболеваемости;/слайд 67/
https://pandia.ru/text/78/465/images/image010_13.gif" width="621" height="192">
Уровень физической подготовленности детей за последние три года вырос на 8 % в сравнении с 2009 годом – 89 %, 2011 год – 97 %. Выпускники ДОУ № 6 физически развиты, у них сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности, самостоятельно выполняют доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдают элементарные правила здорового образа жизни.
Коллектив детского сада не останавливается на достигнутом и продолжает работу по формированию здорового образа жизни, сохранению и укреплению здоровья детей. Планируется работа секции «Веселый фигурист» - обучение детей катанию на роликовых и фигурных коньках с привлечением родителей, оборудование сенсорной комнаты в соответствии современными требованиями, в летний период обучение катанию на роллерах (роликовых лыжах).
Спасибо за внимание! /слайд 69/