Презентация "Использование метода мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста" по педагогике – проект, доклад. Презентация "использование мнемотехники в познавательно-речевом развитии детей" Мнемотаблицы по развитию речи презентация

«Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему словам- он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету»

К.Д.Ушинский.

Воспитатель ГБДОУ № 105 Науменко Л.П.

Слайд 2

Понятие «мнемотехника»

Мнемотехника-технология развития памяти, совокупность правил и приемов, облегчающих запоминание.

Примером может служить всем знакомая фраза, которая помогает запомнить цвета радуги:

Каждый Охотник
Желает Знать
Где Сидит Фазан

Слайд 3

Мнемотехника-это искусство запоминания, история которого насчитывает более 2500 лет.

Слайд 4

Мнемотаблица

Это схема в которой заложена определенная информация. Суть мнемосхемы заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом весь текст зарисовывается схематично, глядя на эти схемы - рисунки ребенок легко запоминает информацию.

Слайд 5

Цели обучения мнемотехнике


  • формирование ассоциативного мышления;

  • развитие зрительной и слуховой памяти;

  • развитие зрительного и слухового внимания;

  • развитие воображения.
  • Слайд 6

    Задачи и методы мнемотехники


    • совершенствование восприятия,зрения, слуха, тактильных ощущений, обоняния;

    • формирование у детей навыков запоминания научить детей управлять своим вниманием, сделать его «послушным»;

    • стимулирование интеллектуального развития ребенка;

    • учить запоминанию любой информации.

    Методы мнемотехники:


    • Метод «крокирования» (от франц. croquis- чертеж, схема, набросок);

    • Метод, использующий образное мышление (эйдетизм или эйдотехника);

    • Метод ассоциативных цепочек (или метод «чепухи»);

    • Метод трансформации (превращения);

    • Метод Цицерона (увязка информации в пространстве);

    • Метод опор (числобуквенный метод)
  • Слайд 7

    Общие задачи для всех видов мнемотаблиц


    • Развитие памяти (тренинг по разным приемам запоминания)

    • Умение анализировать, вычленять части, объединять в пары, группы, целое, умение систематизировать

    • Развитие логики

    • Развитие образного мышления

    • Формирование умения связно мыслить, составлять рассказы, перекодировать информацию

    • решение дидактических, образовательных задач

    • Развитие смекалки

    • Тренировка внимания

    • Формирование навыка правильного графического изображения
  • Слайд 8

    Структура мнемотехники

  • Слайд 9

    Виды мнемотаблиц


    • Развивающие

    • Обучающие
  • Слайд 10

    Этапы работы с мнемотаблицами:


    • 1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

    • 2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.

    • 3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ материала по заданной теме.

    В младших группах задания выполняются с помощью воспитателя, в старших - дети должны уметь самостоятельно.

    Слайд 11

    Развивающие мнемотаблицы

  • Слайд 12

    Обучающие мнемотаблицы

  • Слайд 14

    Заучивание стихов и потешек с использованием мнемотехники

    Для того, чтобы пробудить у детей интерес я использую прием мнемотехники, ориентированный на наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста. Например учим с детьми стихотворение про весну А Н Плещеева.

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    МДОУ №5 «Сказка» Воспитатель: Храмцова Ю. Г. Моделирование (мнемотехника) как средство развития связной речи у дошкольников

    Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи. Использование мнемотехники для дошкольников в настоящее время становится более актуальным. Цель обучения – развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов, т.к. они тесно связаны с полноценным развитием речи. Основа обучения – развитие творческого познания. У детей с речевой патологией особенно важно развивать наглядно образное мышление, используя символы, схемы, которые лежат в основе образования искусственных ассоциаций, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти, что и составляет суть мнемотехники.

    Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей, их используют для: *обогащения словарного запаса, *при обучении составлению рассказов, *при пересказах художественной литературы, *при отгадывании и загадывании загадок, *при заучивании стихов. Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

    Работа строится от простого к сложному: с простейших мнемоквадратов, потом переходим к мнемодорожкам и позже к мнемотаблицам.

    При ознакомлении с художественной литературой или при обучении составлению рассказов широко используют мнемотехнику. Работа состоит из нескольких этапов: Этап №1 - Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено. Этап №2 - Перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы. Этап №3 - Осуществляется пересказ информации (сказки, рассказа) с опорой на символы (образы),т.е происходит отработка метода запоминания Этап №4 - Делается графическая зарисовка мнемотаблицы. Этап №5 - Каждая таблица может быть воспроизведена ребенком при ее показе ему.

    «Весна» Наступила весна. У весны три месяца: март, апрель, май. Весной ярко светит солнце и сильно пригревает. Тает снег, кругом лужи, бегут ручьи. Идет теплый весенний дождь. На деревьях набухают почки и распускаются клейкие листочки. Появляется первая травка. Прямо из-под снега расцветают подснежники – первые вестники весны. Просыпаются насекомые. Из тёплых мест возвращаются перелётные птицы.

    Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст. Этапы работы над стихотворением: Выразительное чтение стихотворения. Сообщение, что это стихотворение дети будут учить наизусть. Затем еще раз чтение стихотворения с опорой на мнемотаблицу. Вопросы по содержанию стихотворения, помогая детям уяснить основную мысль. Выяснить, какие слова непонятны детям, объяснить их значение в доступной для детей форме. Чтение отдельно каждой строчки стихотворения. Дети повторяет ее с опорой на мнемотаблицу. Дети рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу. Дети по памяти зарисовывают мнемотаблицу.

    «Подарки Осени» «Зима»

    «Весна» «Лето»

    Использование системы мнемотехники позволяет ускорить процесс по автоматизации и дифференциации поставленных звуков, облегчает запоминание и воспроизведение рифмованных текстов. Занятия проходят намного интереснее и результативность коррекционной работы возрастает. У Егора огород, Там морковка и горох. Справа огород Федоры, Там растут помидоры Рано утром взяв корзину В огород пошла Алина В огороде у забора, Сорвала два помидора, А в теплице у крыльца Два зелёных огурца. А ещё хозяйка ловко С грядки сорвала морковку.



    Главный инструмент нашего разума это память. Память это связь прошлого с настоящим и будущим, процесс сохранения прошлого опыта, дающий возможность его повторного использования. Для того чтобы память не подводила нас в самые важные мгновения жизни, нужно постоянно тренировать ее. Методов для эффективного использования и развития памяти существует множество. В течение двух лет я использую в работе по обучению детей связной речи приёмы мнемотехники с детьми старшего и младшего возраста. Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.


    Особенность методики в том, что для опосредованного запоминания Предлагаются не изображения предметов, а символы. Такие задания значительно облегчают детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу, например, для обозначения словосочетаний «дождь идет» используется зонт, «ветер дует» - наклонившееся дерево.


    Опыт моей работы при использовании и изготовлении мнемотаблиц показал, что целесообразно давать обозначения, которые наиболее ярко символизируют характерные признаки предметов. Это что? (вопрос) Какого цвета фрукт? (Цвета) Круг, овал. (Какой он формы?) Большой круг, маленький круг. (Какого он размера?) Лимон, конфета, соль, мед. (Витамины) (Какой он по вкусу?) Дерево, грядка. (Где фрукт вырос?) Рука, кастрюля, банка. (Что можно приготовить из данного фрукта?)




    Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в том, что на каждое маленькое словосочетание придумывается изображение таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя символы, воспроизводит стихотворение полностью. Использование графических изображений для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. Зрительный же образ позволяет значительно быстрее запомнить текст. Для разучивания каждого стихотворения я разрабатываю и составляю свою мнемотаблицу, подбираю изображения на каждую строчку. Таким образом создается мнемотаблица. С помощью мнемотаблицы дети выразительно воспроизводят текст, стихотворения.



    МАДОУ детский сад № 87 «Кораблик»

    « Использование мнемотехники

    в познавательно- речевом

    развитии дошкольников»

    Подготовили: воспитатели групп

    компенсирующей направленности

    Черноусова Л.В. Поддубная И.В. Шестаченко Н.Н.


    МАДОУ детский сад №87 «Кораблик»

    подготовили: воспитатели групп компенсирующей направленности Черноусова Л.В. Поддубная И.В. Шестаченко Н.Н.

    http://aida.ucoz.ru


    http://aida.ucoz.ru


    Проблемы речи

    детей дошкольного возраста:

    • Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь.

    Неспособность грамматически правильно построить предложение.

    • Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
    • Употребление нелитературных слов и выражений.
    • Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно

    сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый

    • Неспособность построить монолог: например, сюжетный или

    описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста

    своими словами.

    • Отсутствие логического обоснования своих утверждений и
    • Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать
    • Плохая дикция.

    Константин Дмитриевич Ушинский писал:

    «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться,

    но свяжите двадцать таких слов с картинками,

    и он их усвоит на лету».


    http://aida.ucoz.ru


    Мнемозина

    богиня памяти


    МНЕМОТЕХНИКА (от греч. mneme - память и techne – искусство, мастерство) искусство запоминания .


    http://aida.ucoz.ru


    Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания».

    Мнемотехника - это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

    Мнемотехника – помогает развивать:

    • ассоциативное мышление
    • зрительную и слуховую память
    • зрительное и слуховое внимание
    • воображение
    • связную речь
    • мелкую моторику рук

    http://aida.ucoz.ru


    http://aida.ucoz.ru


    http://aida.ucoz.ru


    http://aida.ucoz.ru


    http://aida.ucoz.ru


    http://aida.ucoz.ru


    Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

    http://aida.ucoz.ru


    Последовательность

    работы с мнемотаблицами:

    1 этап: р ассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

    2 этап : о существляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов слов в образы.

    3 этап: после перекодирования осуществляется пересказ сказки, рассказ по заданной теме или чтение стихотворения с опорой на символы (образы), т.е. происходит отработка метода запоминания.

    http://aida.ucoz.ru


    Для детей младшего и

    среднего дошкольного

    возраста необходимо

    давать цветные

    мнемотаблицы, так как в

    памяти у детей быстрее

    остаются отдельные

    лиса- рыжая, мышка-

    серая, ёлочка- зелёная.

    http://aida.ucoz.ru


    Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не привлекать внимание на яркость символических изображений.

    http://aida.ucoz.ru


    Где можно использовать мнемосхемы?

    • Обогащение словарного запаса
    • Обучение пересказу
    • Составление рассказов
    • Разучивание стихотворений, скороговорок, чистоговорок
    • Отгадывание загадок

    ОПИСАТЕЛЬНЫЕ РАССКАЗЫ ПО ЛЕКСИЧЕСКИМ ТЕМАМ.

    http://aida.ucoz.ru


    http://aida.ucoz.ru


    http://aida.ucoz.ru


    http://aida.ucoz.ru


    http://aida.ucoz.ru


    http://aida.ucoz.ru


    http://aida.ucoz.ru


    http://aida.ucoz.ru


    http://aida.ucoz.ru


    http://aida.ucoz.ru


    http://aida.ucoz.ru


    http://aida.ucoz.ru


    ПЕРЕСКАЗ СКАЗКИ

    http://aida.ucoz.ru


    http://aida.ucoz.ru


    http://aida.ucoz.ru


    http://aida.ucoz.ru


    http://aida.ucoz.ru


    ЗАУЧИВАНИЕ СТИХОТВОРЕНИЙ

    В руки овощи берем,

    Овощи на стол кладем,

    Лук, морковка, кабачок,

    Помидор, горох, лучок.

    http://aida.ucoz.ru


    http://aida.ucoz.ru


    http://aida.ucoz.ru


    http://aida.ucoz.ru


    http://aida.ucoz.ru


    Составление рассказов

    http://aida.ucoz.ru


    Зима

    Наступила зима. Небо закрыто серыми темными тучами. Часто идет холодный снег. Девочки и мальчики идут гулять на улицу. Они лепят из снега снежки и снежную бабу. Зимой ребята катаются на санках и коньках .


    Лето

    Наступило лето. Солнце светит ярко и греет. Мальчики и девочки купаются в речке. Играют в мяч и бадминтон. Из песка строят башни, замки. Летом поспевают вкусные фрукты, ягоды и полезные овощи.


    Осень

    Наступила осень. Солнце светит мало и не греет. Оно скрыто за серыми тучами. Часто идет дождь. Мы идем в детский сад под зонтом. Дует сильный ветер. И с деревьев слетает листва. Листья покрывают все вокруг красивым, красочным ковром.


    Весна

    Наступила весна. Солнце пригревает сильнее и становится тепло. На улице тает снег, и бегут ручьи. Девочки и мальчики пускают кораблики по воде. На деревьях распускаются первые почки и появляются первые цветы. Из жарких стран прилетают птицы.


    http://aida.ucoz.ru


    Результаты.

    У детей:

    • расширяется круг знаний об окружающем мире;
    • появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные
    • появляется интерес к заучиванию стихов и потешек, скороговорок,
    • словарный запас выходит на более высокий уровень;
    • дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться

    перед аудиторией.

    Считаем, что чем раньше мы будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники и схемы – модели, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребёнка и готовности его к школьному обучению.

    http://aida.ucoz.ru


    Дорогу осилит идущий,

    поэтому я желаю вам творческих успехов

    в нашей интересной

    и увлекательной деятельности!

    Зайкова Е.А. мастер - класс 15.01.2013


    Источники.

    • Журналы ""Дошкольное воспитание"" №12 за 2000 г.; №3,10,12 за 2001г.; №4,12 за 2002г; № 9 за1996.
    • Ильина М.В. «Воображение и творческое мышление». Серия «Психологическая служба». Книголюб. М. 2005
    • Наглядно-дидактическое пособие Ткаченко Т.А. «Составление описательных рассказов по опорным схемам»
    • Метод. руководство, картинный комплект. М.: Книголюб, 2005.
    • Тихомирова Л.Ф. ""Познавательные способности детей 5-7 лет"". М. 2005
    • Юзбекова Е.Ю. «Ступеньки творчества» Место игры в интеллектуальном развитии дошкольника. М. Линка-пресс. 2006.

    http://aida.ucoz.ru


    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Использование мнемотехники в развитии связной речи дошкольников Подготовила воспитатель 1 квалификационной категории Гусева Наталья Анатольевна МБДОУ Дс № 15 г. Камышин

    Что такое мнемотехника Мнемотехника – это техника развития памяти. Слово происходит от греческого « mnemonikon » - искусство запоминания. Мнемотехника представляет собой совокупность правил и приёмов, облегчающих запоминание сохранение и воспроизведение информации.

    С помощью мнемотехники можно решать следующие задачи: Развивать связную речь. Развивать у детей умение с помощью графической аналогии понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи. Обучать детей правильному звукопроизношению. Развивать у детей сообразительность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.. Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память.

    Мнемотехника строится от простого к сложному: мнемоквадрат мнемодорожка мнемотаблица

    Мнемоквадрат - одиночное изображение, которое обозначает одно слово, словосочетание или простое предложение.

    Мнемодорожка – ряд картинок (3-5), по которым можно составить небольшой рассказ в 2 - 4 предложения.

    Мнемотаблица – это целая схема, в которую заложен текст (рассказ, стих, сказка и т. п.)

    Мнемотаблицы служат дидактическим материалом для развития связной речи и используются с целью: Изображения последовательности умывания, одевания, сервировки стола и т. д Заучивания стихов, потешек; При отгадывании и загадывании загадок; При пересказе текстов; При составлении описательных рассказов

    Мнемотаблицы, отображающие последовательность действий.

    Отгадывание загадок

    Проговаривание чистоговорок СА-СА-СА – меня ужалила оса, СО-СО-СО – стал мой нос как колесо, СЫ-СЫ-СЫ – не боюсь я злой осы, СУ-СУ-СУ – я осу в руке несу!

    Проговаривание скороговорок, заучивание потешек.

    Заучивание стихотворений В руки фрукты мы берем И в корзинку их кладем: Слива, персик, апельсин, Груша, киви, мандарин.

    Пересказ художественных текстов

    Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: Коллаж (Большева Т. В.) Предметно – схематическая модель (Ткаченко Т. А.) Сенсорно – графическая схема (Воробьёва В. К.) Схема составления рассказа (Ефименкова Л. Н.) Блок – квадрат (Глухов В. П.) (

    Коллаж – это объединение на одном листе (фланелеграфе) картинок, букв, цифр, фигур, которые должны быть связаны одной темой и целью.

    Предметно-схематические модели Ткаченко Т.А. схема описания игрушки

    Схемы составления рассказов

    Сенсорно - графические схемы Воробьёвой В. К.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование мнемотехники для развития связной речи дошкольников

    Работа с мнемотехникой, как и все остальное, строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с мнемоквадратов, затем мнемодорожек и переходить постепенно к мнемотаблицам. Причем, в младше...

    Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранени...

    В статье описана предыстория появления мнемотехники,а так же современные её приёмы,для облегчения запоминания материала и развития связной речи у дошкольников....

    Консультация для логопедов "Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников с ОНР"

    Мнемоника, или мнемотехника - система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Такие приемы особенно важны для дошкольников...