Методическое сопровождение педагогов доу согласно фгос в дошкольном образовании. Методические указания и рекомендации «Методическое сопровождение образовательного процесса через модель развития методического сопровождения педагогической деятельности в ДОУ

Наталия Якимова
Методическое сопровождение педагогов по организации образовательной деятельности в ДОУ

Аннотация : В статье рассматривается вопрос о повышении уровня педагогической компетентности с позиции развития личностно-профессиональной позиции. Именно такая позиция ориентирует педагога на понимание современных реалий, мотивов и способов взаимодействия с ребенком. Также актуализирован круг вопросов, касающихся содержания кадровой работы с педагогами в условиях ДОУ . Описана модель методического сопровождения по организации образовательной деятельности , реализуемой в соответствии с основными образовательными стандартами второго поколения, на базе МБДОУ «Детский сад № 66» г. Чебоксары. Отмечена проблематика в реализации данного подхода.

Ключевые слова : компетентность, содержание деятельности , мотивация, проектирование, методическая система , модель организации .

Каждый человек обладает потенциалом двигаться в

естественном положительном направлении.

Каждому педагогу присущи чувство собственной

ценности, достоинства и способность направлять

свою жизнь и двигаться в направлении самоактуализации,

личностного и профессионального роста.

В. Э. Пахальян.

Одним их важнейших направлений деятельности , в условиях модернизации в системе образования является развитие кадрового потенциала. Приоритетность данного направления развития образования фиксируется и в Стратегии развития российского образования до 2020 года , ФГОС дошкольного образования .

Социальный заказ на подготовку специалистов нового поколения сформулирован в докладе Госсовета РФ «Об образовательной политике России на современном этапе»: «Развивающемуся обществу нужны современно образованные , нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладающие чувством ответственности за судьбу страны, за ее социально-экономическое процветание». В современных условиях противоречие между требуемым и актуальным уровнем культуры педагогической деятельности , необходимой для реализации этих направлений углубляется.

Современные процессы модернизации дошкольного образования выдвигают на первый план не формальную принадлежность воспитателя к профессии, а занимаемую им личностную позицию, обеспечивающую отношение к педагогическому труду . Именно такая позиция ориентирует педагога на понимание современных реалий, мотивов и способов взаимодействия с ребенком (Е. В. Бондаревская, Л. И. Божович, М. И. Лисина, В. С. Мухина) . Только зрелость личностной, профессиональной позиции воспитателя обеспечивает замену традиционных ценностей обучения на ценности развития личности дошкольника и, следовательно, и повышение качества его образования . Правомерность существования нового понятия «компетентность» применительно к сфере общего образования и теоретические идеи компетентностного подхода обосновываются в работах В. А. Болотова, O.E. Лебедева, В. В. Серикова, A.B. Хуторского.

Педагогическая компетентность – оценочная категория, характеризующая педагога как субъекта воспитательной деятельности в системе образования предполагает наличие профессиональных (объективно необходимые) психологических и педагогических знаний ; профессиональных (объективно необходимые) педагогических умений ; профессиональных психологических позиций и установок педагога , требуемых от него профессией.

Понятие компетентности педагога понимается нами как ценностно-смысловое отношение к целям и результатам педагогической деятельности , выражающееся в осознанном выполнении профессиональных функций. И это особенно ценно, учитывая, что такая позиция воспитателя - не врожденное качество, она формируется под влиянием всей образовательной окружающей среды , в том числе и в процессе дополнительного профессионального образования , направленного на изменение внутреннего мира, определяющего осознанность действий воспитателя детского сада.

На данный момент существует проблема формирования педагога , обладающего компетентностью, креативностью, готовностью к использованию и созданию инноваций, умению вести опытно-экспериментальную работу. Считаем, что систематическая работа, организованная с педагогами по повышению профессиональной компетентности, поможет вывести их на более высокий уровень.

Особенностью методической деятельности на современном этапе, по нашему убеждению, является удовлетворение актуальных профессиональных потребностей педагога и обеспечение условий для включения педагога в творческий поиск . Методическая деятельность , реализуемая на всех уровнях в соответствии с современными требованиями, позволит успешно перейти каждому педагогу к реализации ФГОС . Необходимо отметить, что изменилось и понятие о методической работе .

Методическая работа – это систематическая, целенаправленная, коллективная и индивидуальная, теоретическая и практическая деятельность педагогов по совершенствованию своего мастерства. Ключевым условием повышения качества образования является высокий уровень профессиональной компетентности педагогических кадров . Системой оценивания профессиональной компетентности в современном мире является аттестация руководящих и педагогических работников . Повышение квалификации – это процесс, предполагающий сохранение приобретенной квалификации, а также приведение ее в связи с изменяющейся обстановкой, доведение до уровня, который соответствует деятельности учреждения . Системность и комплексность повышения квалификации обеспечивается структурой ее организации , которая отражена в соответствующем плане работы детского сада.

Однако в современной системе повышения квалификации недостаточно используются возможности теории и практики в определении содержания и принципов формирования профессиональной позиции воспитателя.

Решающим фактором развития ребенка сегодня становится личность педагога . На первый план сейчас выходят такие личностные и профессиональные качества и компетенции воспитателя, которые позволяют ему успешно осуществлять педагогическую деятельность , направленную на создание каждому воспитаннику необходимых условий для получения дошкольного образования . Профессиональная компетентность – это единство личностных и профессиональных качеств педагога , а повышение профессиональной компетентности воспитателя – это одно из психолого-педагогических условий , обеспечивающих развитие ребенка в ДОО.

С позиции Майера А. А. модель профессиональной компетентности педагога должна содержать знания о структуре процесса образования и о себе , как о субъекте профессиональной деятельности .

По мнению Майера достижение конечного результата - определенного уровня развитости профессиональной компетентности - возможно только при формировании основных ее компонентов в такой последовательности : центром структурно-функциональной модели проф. компетентности является мотивационная готовность педагога . Второй – это теоретическая готовность. Третий компонент - это технологическая готовность. Четвертый компонент – это результативная готовность.

Опираясь на данную модель, учитывая требования ФГОС ДО к психолого-педагогическим и кадровым условиям реализации программ ДО, специалисты НИРО Чеменева А. А., Вербовская Е. В., Попова В. Р предлагают структуру профессионально- педагогической компетентности педагога (компетентностную модель) с выделением отдельных компетентностей в соответствии с ведущими видами профессиональной работы педагога , которая включает методическую , коммуникативную, технологическую, деятельностную , креативную, игровую и рефлексивную компетентности. Названия говорят о содержании каждой компетентности. Расшифровка тех компетентностей, которые необходимо развивать у педагогов с целью повышения качества проведения НОД и его результативность.

Методическая

Воспитатель способен выявить цели и задачи собственной педагогической деятельности ; структурирует и выстраивает процесс обучения с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей; осуществляет педагогическую диагностику и на основании ее проектирует индивидуальную траекторию развития воспитанника; четко определяет цели разработки методической продукции , знает структуру и содержание разных ее форм и видов (программа, перспективный план, календарное планирование, конспект занятия, сценарий развлечения и т. д.); прописывает необходимое методическое обеспечение , описывает дидактическое обеспечение реализации содержания образования ;

Деятельностная компетентность в контексте ФГОС ДО.

Ориентируется в специфике ДО и особенностях организации работы с детьми раннего и дошкольного возраста; владеет технологиями и принципами эффективной педагогической деятельности , основанной на взаимопонимании и взаимоуважении субъектов образовательной деятельности ; способен на высоком профессиональном уровне планировать и организовывать виды деятельности : предметную, познавательно-исследовательскую, продуктивную и другие; мастерски использует методы и средства анализа психолого-педагогического мониторинга , позволяющие оценивать развитие ребенка в соответствии с конкретной ситуацией и вовремя внести коррективы в образовательный процесс ; организует образовательный процесс на основе непосредственного общения с каждым ребенком с учетом его особых образовательных потребностей .

Коммуникативная компетентность в контексте ФГОС ДО.

Создает благоприятную среду и комфортный климат для каждого ребенка, организует ситуации взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей; владеет демократическим стилем взаимодействия субъектов образовательного процесса ; умеет оказывать эмоциональную поддержку; владеет навыками аргументации и поведением активного слушателя, обратной связи ; способен к языковой гибкости, говорит понятно и доступно для других; создает ситуации вербального и невербального взаимодействия детей друг с другом и со взрослым в разных видах деятельности .

Рефлексивная компетентность в контексте ФГOС ДО : своим поведением, контролирует свои эмоции; осознает уровень собственной деятельности , своих способностей; видит причины профессиональных проблем, способен к самоанализу, самопознанию, саморазвитию, творческому подходу в профессиональной деятельности ; анализирует, оценивает и корректирует свою педагогическую деятельность в ситуации изменения условий образовательного процесса ; соотносит свой опыт педагогической деятельности с действующей законодательной, нормативной правовой базой ДО.

Чтобы планировать методическую работу по повышению профессионализма и качества работы воспитателей, необходимо сделать анализ кадрового обеспечения ДОУ. Анализ показал, что 60% имеют высшее - специальное образование , 28% педагогов имеют стаж менее 5 лет, до 20 лет -48%, более 20 лет – тоже 24%, наличие первой и высшей квал. категории у 54% педагогов .

Исходя из полученных данных были поставлены следующие задачи :

1) Способствовать формированию мотивационно-ценностного и эмоционально-оценочного отношения педагогов к педагогической деятельности .

2) Изучать уровень сформированности компетентностной модели педагогов при просмотре и анализе разных форм работы с воспитанниками, в том числе НОД.

3) Создавать условия для повышения профессиональной компетентности воспитателей, используя наиболее эффективные формы методической работы .

4) Оказывать помощь в овладении коммуникативной компетентности

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ :

1. Высокий уровень мотивации педагогов на формирование своего профессионализма.

2. Сформированная коммуникативная компетентность как основа педагогической деятельности .

3. Повышение качества организации образовательной деятельности в ДОУ , в частности, проведение НОД.

Решение поставленных задач должно привести к достижению общей цели методического сопровождения : совершенствовать теоретический уровень профессиональной компетентности и повышать практический уровень профессиональной компетентности педагогов ДОУ , направленные на развитие как воспитателей, так и воспитанников ДОУ.

Методическая критериях : умение подобрать и сформулировать конкретные задачи НОД в соответствии с программными требованиями и возможностями детей (возрастными и индивидуальными, содержание занятия в целом, подбор и использование демонстрационного и раздаточного материала.

Деятельностная компетентность проявляется в следующих критериях : использование здоровьесберегающих технологий, разные виды и формы организации детской деятельности , наличие компонентов развивающего занятия- это подбор методов и приемов , направленные на мотивацию детей, на организацию процесса совместной деятельности и самостоятельной деятельности детей .

Коммуникативная компетентность проявляется в следующих критериях : речь педагога , подход к детям, коммуникативное взаимодействие детей.

Рефлексивная компетентность проявляется в следующих критериях : деятельность детей и организация обсуждения результатов деятельности детей .

Предполагаем, что образовательная деятельность в условиях перехода ДОУ к реализации ФГОС должна быть ориентирована на развитие следующих педагогических умений , а именно :

Исследовательских : умение оценить мероприятие воспитательного характера с позиции требований ФГОС (родительское собрание , массовое мероприятие, семинар и др.); изучать индивидуальные психологические особенности личности ребенка; провести анализ результативности воспитательно - образовательного процесса , методической работы и др . по итогам года или по отдельному направлению; умение провести самоанализ работы с позиции требований ФГОС;

Проектировочных : умение разработать сценарий проведения воспитательного мероприятия и др. в соответствии с имеющимися проблемами, возрастными особенностями, современными требованиями в области воспитания в условиях перехода и реализации ФГОС; разработать план, программу деятельности на конкретный период времени в соответствии с целями и задачами воспитания и развития детей;

Организаторских : умение применять в педагогической практике современные образовательные технологии ; современные подходы к воспитательно- образовательной деятельности ; умение включить детей в различные виды деятельности , соответствующие их психологическим особенностям и потребностям;

Коммуникативных : умение строить и управлять коммуникативным взаимодействием;

Конструктивных : умение отбирать оптимальные формы, методы и приемы воспитательной работы; соблюдать принципы (деятельностного подхода ) реализации образовательного процесса .

Несмотря на достижения в теории и практике в области решения проблемы формирования профессионализма педагога , приходится констатировать, что проблема разработки педагогических и организационно -управленческих условий формирования и совершенствования профессиональной компетентности требует особого внимания. Особенно в области разработки механизмов внедрения и управления моделью образовательной деятельности в педагогическом процессе .

Под моделью мы понимаем систему взаимосвязанных компонентов, включающих в себя, развитие (объективно необходимых) профессиональных педагогических знаний и педагогической позиции , управление профессиональными компетентностями педагогов . Работа ДОУ в режиме развития заставляет переосмыслить и по-новому строить систему управления, привлекая педагогов к разработке , применению и реализации управленческих решений. Требует активного переустройства ранее сложившего опыта работы в сторону изменения основного содержания деятельности и применяемых подходов, построения новой модели взаимодействия.

К сожалению, не все педагоги готовы к происходящим изменениям. Практика показывает, что в ряде случаев, формально декларируя переход к новым стандартам, воспитатель сохраняет прежнее содержание образовательного процесса , механически применяя технологии нового содержания, что вызывает еще большее эмоциональное отторжение нововведений частью педагогов . Ряду педагогов , оказалось, непросто мотивировать себя к принятию и включению в реализацию происходящих изменений. Большую роль в этом оказывает педагог-психолог , приоритеты в деятельности , которого претерпели существенные изменения.

Открытые просмотры играют важную роль в системе повышения квалификации педагогов и в образовательном процессе в целом .

Смотр-конкурс – это способ проверки профессиональных знаний, умений, навыков, педагогической эрудиции , возможность оценивать результаты путём сравнения своих способностей с другими.

Для повышения квалификации кадров были созданы информационные условия, обеспечивающие повышение эффективности процесса управления, формирование информационной культуры у всех участников образовательного процесса ; организацию обмена опытом профессиональной деятельности через создание творческих отчета, фото и видеорепортажей, публикаций из опыта работы; размещение материалов на сайт ДОУ, учебно-методический комплекс ООП ДО .

Таким образом , эффективность формирования профессиональной позиции в процессе повышения квалификации обеспечивается комплексом созданных условий. К ним относятся психолого-педагогические условия :

1. Формирование мотивации педагогической деятельности , актуализация и обогащение опыта воспитателя (презентация своей деятельности , стажировка, наставничество, курсы повышения квалификации, открытые просмотры);

2. Организация взаимодействия психолога с воспитателем детского сада (обеспечение рефлексии деятельности ) ;

3. Организация методического сопровождения - создание программы самообразования как важного фактора в развитии каждого педагога (школа молодого педагога , информационно-коммуникативные технологии, овладение образовательными технологиями (семинары, тренинги коучинг-консультирование совместно со специалистами Чувашского республиканского педагогического университета им . И. Я. Яковлева (ЧГПУ) ;

4. Организация системы комплексного сопровождения ребенка ;

5. Наличие системы стимулирования воспитателей;

6. Разработка и выпуск информационных, методических пособий .

Используемая литература :

1. Белая, К. Ю. Методическая работа в ДОУ : Анализ, планирование, формы и методы . М.? 2007

2. Вершинина Н. Б, Суханова Т. И. Современные подходы к планированию образовательной работы в детском саду : справочно-методические материалы . Волгоград. 2008

3. Виноградова Н. А., Микляева Н. В. Управление качеством образовательного процесса в ДОУ . М., 2006

4. Волобуева, Л. М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами . М., 2003

5. Доклад Госсовета РФ «Об образовательной политике России на современном этапе» 2012.

6. Микляева Н. В., Микляева Ю. В. Диагностика и развитие профессионального мастерства педагогов ДОУ . Методическое пособие . М., 2008

7. Микляева, Н. В. Инновации в детском саду. М., 2008

8. Сластенин В., Исаев И. Профессиональная компетентность педагога . Учебное пособие. М., 2012

Методическое сопровождение - это комплекс мер, направленный на поддержку педагогов, обладающих разным уровнем квалификации. Именно такое определение использовалось раньше в научной литературе. С течением времени образовательный процесс и вся существенно усложнились. Сегодня повсеместно идет модернизация учебной деятельности, внедряются различные образовательные технологии. У участников процесса появляются новые возможности и абсолютно новые потребности. Все это приводит к существенному усложнению содержания методического сопровождения деятельности преподавателей.

Историческая справка

Такие понятия, как "методическая служба", "методическая работа", стали использоваться в начале 20 столетия. Однако некоторые сведения о зарождении этих форм деятельности можно обнаружить в источниках 19 века. К примеру, в Положении о гимназиях 1828 г. рекомендуется формировать педсоветы для обсуждения методов и содержания обучения.

Во второй половине 20 века стали созываться так называемые съезды учителей. К ним подготавливались выставки дидактического материала, педагогических трудов, выполненных учащимися и преподавателями. На таких съездах участники зачитывали доклады о своих успехах, делились с коллегами проблемами. Кроме того, анализировались уроки, которые посещали попечители образовательных учреждений. Все это говорит о том, что уже в те годы стали определяться ключевые составляющие методической деятельности. Тогда же начали появляться предметные секции - прообразы существующих сегодня объединений педагогических работников.

С конца 20 в. в литературе стали использовать термин "методическое сопровождение".

Истоки создания системы

Знаменательным событием в истории формирования основ учебно-методического сопровождения стал Всероссийский съезд, посвященный вопросам народного образования и проходивший с 5 по 16 января 1914 г. На нем впервые было заявлено о необходимости формирования службы педагогов-инструкторов. Они должны были получить теоретическую и практическую подготовку и избираться учительскими организациями. В обязанности таких педагогов-инструкторов входили поездки по разным школам, демонстрация перед преподавателями новейших методов и приемов обучения, чтение докладов, а также проверка результатов, достигнутых образовательными учреждениями.

В 1920-х гг. советская власть объявила курс на ликвидацию безграмотности. В школы хлынул поток неспециалистов, и методическое сопровождение педагогов приобрело особую актуальность. Руководство такой деятельностью было возложено на специализированные "бюро". Впоследствии они были преобразованы в методические кабинеты, некоторые из которых стали институтами усовершенствования учителей.

Создание организационной базы

В 1930-х гг. в первых редакциях Положений о педагогических (методических) кабинетах были отражены обязанности методических работников. Они включали в себя следующее:

  1. Посещение уроков и анализ деятельности педагогов.
  2. Консультативная помощь учителям.
  3. Планирование, организация и проведение заседаний методических групп и объединений.
  4. Обзор научной литературы.
  5. Обобщение, распространение педагогического опыта.

К 1960 годам сформировались формы методической работы, ставшие впоследствии традиционными. В этот же период стали появляться первые связанные с ними серьезные научные исследования. Так, к примеру, в своей диссертации В. Т. Рогожкин выделил 3 ключевые организационные формы:

  1. Педсовет.
  2. Методобъединение.
  3. Самообразование.

Новый виток в развитии системы

В конце 20-го - начале 21 века произошла смена научной парадигмы. Сегодня методическое сопровождение - это ключ к осмыслению сохранению и упрочению педагогических традиций, стимулированию новаторского поиска, совершенствованию педагогического мастерства. Преподавательская деятельность в условиях модернизации образовательной системы весьма многогранна. Она тесно связана с проведением ЕГЭ, введением профильного обучения, совершенствованием не только структуры, но и содержания образования. В качестве одного из ключевых направлений модернизации системы выступает внедрение психологических методов в педагогический процесс.

Задачи и цели

Как показывает изданий, главная цель системы методического сопровождения - это повышение профессионального уровня педагогического работника. Проблема недостаточной квалификации преподавательского состава не теряет актуальности и сегодня.

Одна из важнейших задач методического сопровождения - это реализация новых программ, направленных на реформирование образовательной системы.

Компонентный состав системы

В структуре методического сопровождения образовательного процесса выделяются следующие аспекты:

  1. Диагностико-аналитический.
  2. Ценностно-смысловой.
  3. Методический.
  4. Прогностический.

Методический блок, в свою очередь, включает в себя следующие модули:

  1. Информационно-методический.
  2. Организационно-методический.
  3. Опытно-внедренческий (практический).

Предполагает обеспечение педагога необходимыми сведениями о современных образовательных технологиях, оказание консультативной помощи и пр.

Стадии реализации методических программ

Внедрение научно-методических разработок должно осуществляться поэтапно. Только в этом случае можно ожидать положительного эффекта от работы. Основными этапами реализации программ по методическому сопровождению являются:

  1. Диагностика проблемы.
  2. Поиск вариантов решения. Для этого используются информационные источники, в том числе сеть Интернет.
  3. Обсуждение найденных вариантов, выбор наиболее подходящего решения.
  4. Оказание помощи при реализации выбранного варианта.

Формы работы

Программно-методическое сопровождение осуществляется через:

  1. Консультирование, помощь творческим группам, тьюторство, педсоветы, семинары. Данное направление предполагает преимущественно передачу информации. При этом формы могут быть любыми. Их условно можно разделить на пассивные (выступления на педсовете, анкетирование, ознакомление с печатными изданиями и пр.) и активные (дискуссии, тренинги и т. д.).
  2. Формирование организационно-методических условий для привлечения учителей к различным мероприятиям. Речь, в частности, о курсах, конференциях, круглых столах, практикумах, мастер-классах и т. п.

Методическое сопровождение ребенка (как полноправного участника образовательного процесса) может осуществляться с помощью современных обучающих технологий, в том числе дистанционным методом, через диалог, игру, фокус-группы и пр.

В последнее время стала популярной такая форма, как "скайп-сопровождение". Она предполагает удаленное пошаговое индивидуальное обучение. Такая форма методического сопровождения образовательного процесса не ограничивается количеством сеансов. Каждая последующая встреча начинается с проверки домашнего задания. Если оно не выполнено либо выполнено неверно, то сеанс не проводится.

Ключевые условия

Эффективность методического сопровождения и в ДОУ, и в общеобразовательных учреждениях обеспечивается за счет:

  • включения учителя в события, связанные не только с его профессиональным, но и духовным развитием;
  • изучения личности преподавателя в разных ее аспектах, создания ситуаций, направленных на развитие его потенциала;
  • совершенствования психологических и материальных механизмов управления образовательным процессом, ориентированных на повышение мотивации к профессиональному росту.

Роль методического сопровождения в современной образовательной системе

Сегодня к выпускникам школ и вузов предъявляются повышенные требования. Воспитать человека, способного быстро адаптироваться в постоянно изменяющихся условиях жизни, успешно самореализовываться, могут только высококвалифицированные педагоги. Это означает, что учителя должны обладать не только психолого-педагогическими, дидактическими, предметными умениями и знаниями, но и достаточным потенциалом, ключевыми составляющими которого являются внутренние убеждения, ценности, установки.

Именно на развитие всех этих качеств, знаний, умений и направлена методическая работа в образовательном учреждении. Ключевым условием ее эффективности является активное участие самого педагога в процессе саморазвития и самореализации.

Научно-методическое сопровождение обеспечивает социализацию и адаптацию преподавателя. Так, принимая активное участие в процессе, учитель получает определенный статус и закрепляет его за собой. Более того, он получает возможность решить проблему, связанную с профессиональным самосохранением, преодолением отставания достигнутого от новых требований, предъявляемых к образовательному процессу. Методическое сопровождение помогает педагогу избавляться от устаревших взглядов, способствует повышению его восприимчивости к изменениям, происходящим в обществе. В результате учитель становится более конкурентоспособным.

Главное в методическом сопровождении - это оказание действенной, реальной помощи. Она представляет собой комплекс практических мероприятий, основывающихся на научных достижениях, передовом педагогическом опыте. Методическое сопровождение направлено на всестороннее повышение профессионального мастерства и компетентности педагога, реализацию творческого потенциала каждого учителя в отдельности и всего коллектива образовательного учреждения. В конечном итоге это приведет к росту уровня воспитанности, образованности и культурного развития обучающихся.

Требования к современному учителю

Модернизация отечественной педагогической системы, обновление всех элементов образовательного процесса. В настоящее время педагог творчески, комплексно, на высоком профессиональном уровне должен уметь решать сложные задачи, в частности:

  1. Проводить диагностику уровня развития детей, формулировать реальные задачи и ставить достижимые цели своей работы и деятельности обучающихся.
  2. Выбирать образовательные средства и способы обучения, соответствующие современным условиям жизни и требованиям общества, учитывая при этом познавательные способности и социальные характеристики учащихся.
  3. Отслеживать и оценивать результаты своей работы и деятельности детей.
  4. Разрабатывать и претворять в жизнь различные образовательные программы, использовать известные и предлагать собственные инновационные идеи, методические приемы, технологии.
  5. Обеспечивать познавательную деятельность учащихся.

Все эти требования определяют роль современного педагога не как обычного "предметника", но как исследователя, психолога, технолога. В связи с этим методическая работа приобретает особое значение и способствует развитию педагогического мастерства.

Заключение

В связи с тем, что методическая деятельность может оказывать существенное влияние на качество воспитания и обучения, на итоговые показатели работы учебного заведения, ее можно рассматривать как один из важнейших факторов управления педагогической системой. Сопровождение и поддержка связаны главным образом с преодолением конкретных сложностей, возникающих у субъектов образовательного процесса. Методическая деятельность предполагает заранее спланированную непрерывную работу, направленную на предупреждение проблем при освоении новых образовательных технологий. При этом субъект образовательного процесса самостоятельно определяет, нужна ему поддержка или нет.

«Методическое сопровождение педагогов ДОУ, как необходимое условие повышения качества образования».

В годовом плане на 2016 - 2017 учебный год, принятом на педагогическом совете МДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 1

«Мечта» г.Ртищево Саратовской области» от « 30 » августа 2016 года, п ротокол № 1 прописан раздел VI. Методическая работа,

Который включены:

  • Открытые просмотры педагогической деятельности, взаимные посещения;
  • Обучающие семинары, семинары практикумы;
  • Консультации;
  • Наставничество;
  • Работа методического кабинета;
  • Самообразование.
  • График прохождения аттестации;
  • Курсы профессиональной переподготовки и повышения квалификации.

СЛАЙД 13

АНАЛИЗ КАДРОВОГО СОСТАВА

По уровню профессионального образования

На сегодняшний день в Центре продолжается работа по формированию сплоченного, работоспособного коллектива педагогов.

8 педагогов имеют высокий потенциал личностного развития, стремящиеся к саморазвитию и развитию взаимодействия с окружающими коллегами.

12 педагогов больше склонны к исполнительской роли в педагогической деятельности и в установлении взаимоотношений в коллективе, не проявляют творческой инициативы.

6 педагогов с большим творческим потенциалом, но имеют трудности в установлении контактов с коллегами, (неуверенность в своих силах, низкий уровень ответственности к выполнению профессиональных обязанностей). Это связано с постоянно меняющимся составом педагогического коллектива. За период первого полугодия коллектив сменился на 30%, что обусловлено молодым контингентом педагогических работников. Тем не менее, положительная динамика наблюдается и подтверждается формальными показателями, где отмечается устойчивый рост количества педагогов имеющих высшее профессиональное образование. На переподготовку и обучение было направлено 14 человек.

СЛАЙД 14

Сравнительная диаграмма образовательного уровня педагогических работников ДОУ за 3 года

Отмечается увеличение количества педагогов имеющих квалификационную категорию.

СЛАЙД 15

Таблица «Квалификация педагогов»

СЛАЙД 16

Сравнительная диаграмма уровня квалификации педагогических работников ДОУ за последние 3 года

СЛАЙД 17 Таблица 4 Награды, звания имеют 5 педагогов

СЛАЙД 18 Таблица «ОПЫТ РАБОТЫ ПЕДАГОГОВ»

Опыт работы

СЛАЙД 19 Сравнительная диаграмма стажа работы

Педагогических работников ДОУ за 3 года

СЛАЙД 20

Возрастная характеристика педагогического состава (в процентном и количественном соотношениях).

СЛАЙД 21 СТАБИЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА

СЛАЙД 22 Анализ владения педагогами компетентностями представлен в таблице 8

СЛАЙД 23 ФОТО КОПИИ СВИДЕТЕЛЬСТВ О ПРОХОЖДЕНИИ КУРСОВ ИКТ, СЕРТИФИКАТОВ О ПУБЛИКАЦИЯХ ПЕДАГОГОВ, МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ, ПРОЕКТОВ.

СЛАЙД 24 Анкетирование и/или тестирование:

СЛАЙД 25

ФОТОГРАФИИ ПЕДАГОГОВ, ВЫПОЛНЯЮЩИХ ЗАДАНИЯ

СЛАЙД 26

В практике работы методической службы Центра используется система индивидуального сопровождения педагогов.

Выбор оптимального варианта методической работы предполагает всестороннее изучение личности и деятельности воспитателя дошкольного учреждения. В основе системы сопровождения лежит распределение педагогов на группы с учётом стажа педагогической деятельности, а так же дифференцированный подход к педагогу в соответствии с результатами педагогического мониторинга.

СЛАЙД 27-28 Проблемный анализ профессионализма педагогов по результатам диагностической деятельности

СЛАЙД 29

Заполнение педагогических паспортов позволяет условно разделить педагогический коллектив на 4 условные группы:

СЛАЙД 30

Эффективные формы работы с педагогическим коллективом

СЛАЙД 31

ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ПЕДАГОГАМИ ДОУ:

Педагогический час, консультации,

Электронная страница и электронный механизм сбора информации через электронную почту .

Наиболее эффективны и популярны среди педагогов такие формы работы:

мастер-класс

Педагогическая мастерская

творческая лаборатория.

СЛАЙДЫ 32-35 «Решение годовых задач различными формами »

СЛАЙД 36

ФОТОГРАФИИ СЕМИНАРОВ-ПРАКТИКУМОВ, ЭССЕ, КОПИЙ УДОСТОВЕРЕНИЙ О ПРОХОЖДЕНИИ КПК, КОПИИ ДИПЛОМОВ И ГРАМОТ ЗА ПОБЕДУ В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОНКУРСАХ, ОТКРЫТЫХ ПРОСМОТРОВ, МАСТЕР – КЛАССОВ, СКРИНШОТА СТРАНИЦЫ ЭЛЕКТРОННОЙ ПОЧТЫ, КОНСУЛЬТАЦИИ.

Следующим приоритетным направлением деятельности методической службы является адаптация молодых специалистов, не имеющих профессионального опыта.

СЛАЙД 37-38 Наставничество

Наставники имеют планы работы с молодыми специалистами, проводят индивидуальную работу по оказанию практической, теоретической, методической и психолого-педагогической помощи педагогам.

Постепенно при поддержке наставника молодой воспитатель начинает внедрять имеющиеся теоретические знания и умения в практику работы с детьми и их родителями. Наставник помогает овладеть искусством общения, найти подход к любому родителю, а через него узнать как можно больше о ребенке, и в целом установить доверительные отношения с детьми, а в дальнейшем завоевать любовь детей и уважение их родителей. Наставники и молодые специалисты при взаимном посещении занятий и режимных моментов заполняют тетрадь взаимопосещений.

СЛАЙД 39 ПЛАН РАБОТЫ «ШКОЛЫ МОЛОДОГО ПЕДАГОГА»

СЛАЙД 40 Этапы профессионального становления молодого специалиста

I этап – стажировка (первый год работы). Выпускник колледжа или вуза осознает свои возможности как педагога, начинает понимать свою значимость для детей, их родителей, всего коллектива ДОУ. На практике применяет знания и умения, полученные в учебном заведении. Осознание недостаточного владения содержанием работы с детьми заставляет его заняться самообразованием.

II этап - развивающий (2-3 год работы). Идет процесс развития профессиональных умений, накопление опыта, поиск лучших методов воздействия на группу детей в процессе воспитательно-образовательной работы, вырабатывается свой стиль в работе, появляется интерес к опыту коллег.

III этап - становление (4-5-й год работы). В деятельности педагога начинает складываться система.

IV этап - совершенствование (более 5 лет работы), саморазвитие, освоение новых педагогических технологий.

СЛАЙД 41 Интерактивные формы и методы в работе

с молодыми специалистами

ФОТОГРАФИИ

СЛАЙД 42 РАБОТА ТВОРЧЕСКОЙ ГРУППЫ

Состав творческой группы:

ФОТОГРАФИИ

Заседания творческой группы проводятся первый понедельник месяца, на которых в соответствии с планом разрабатываются положения об организации и проведении смотров, конкурсов в Центре.

ФОТОГРАФИИ

СЛАЙД 43 Работа методического кабинета

Расширение и модернизация методического оснащения

ФОТОГРАФИИ

Пополнение фонда медиатеки

ФОТОГРАФИИ

Накопление и систематизация материалов, созданных педагогическими работниками

ФОТОГРАФИИ

Разработка материалов (электронный вариант) по тематике педагогических советов

ФОТОГРАФИИ

Размещение материалов педагогов и специалистов на сайте

ФОТОГРАФИИ

Издание и публикация материалов конференций

ФОТОГРАФИИ

Пополнение фонда методической, научно-практической, периодической, информационной литературы

ФОТОГРАФИИ

СЛАЙД 44 Самообразование .

Все педагоги работают по индивидуальным планам профессионального развития. При составлении индивидуальных планов и выборе методической темы педагоги в мае представляют «Пояснительную записку», в которой обозначают актуальность выбора данной темы (после проведенного анализа педагогической диагностики, выделяю проблему, определяют цель и ставят задачи, обосновывают использование средств) и разрабатывают план, определяя способы реализации.

План работы по самообразованию

СЛАЙД 45 Методические темы по самообразованию педагогических работников

СЛАЙД 46 ФОТОГРАФИИ ПАПОК ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

СЛАЙД 47 График прохождения аттестации педагогическими р аботникам и

СЛАЙД 48 График прохождения аттестации педагогическими работниками

СЛАЙД 49 МЕЖАТТЕСТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД

СЛАЙД 50 Курсы профессиональной переподготовки и повышения квалификации .

В период с 2015 по 2016 год курсы повышения квалификации и переподготовку прошли 23человека, что составляет 85% от общего числа педагогов, включая использование дистанционных образовательных технологий и обучение в форме вебинаров.

Курсы профессиональной переподготовки

Курсы повышения квалификации по ФГОС

СЛАЙД 51

Курсы повышения квалификации в период с апреля по октябрь 2015 года по дополнительной профессиональной программе «Деятельный подход к воспитательно-образовательному процессу в условиях реализации ФГОС дошкольного образования» прошли из 26 человек – 23, что составляет 85% (не прошли курсы специалисты и вновь прибывшие сотрудники)

СЛАЙД 52

В течение учебного года 2 воспитателями логопедической группы пройдены курсы повышения квалификации

СЛАЙД 53

Чёткость в организации профессиональной деятельности.

Многообразие применения методов и приёмов работы с детьми.

Динамика педагогического сопровождения индивидуального развития ребёнка в течение года.

Эмоционально благоприятный микроклимат в группе.

Информационная обеспеченность каждого направления работы.

Популярность среди воспитанников, родителей, коллег.

Широта охвата проблем, решаемых за счёт социальных связей с государственными и общественными структурами.

Педагогическая целесообразность методического обеспечения.

Наличие публикаций, обобщение и представление опыта на муниципальном, региональном, федеральном и международном уровне.

Повышение педагогического мастерства педагогов через привлечение их к участию в конкурсных проектах.

СЛАЙД 54

Информация об участии педагогов ЦРР МДОУ – детский сад №1 «Мечта» г.Ртищево Саратовской области в конкурсах различного уровня

СЛАЙД 55

Муниципальные конкурсы: «Лучший педагогический сайт», «Ярмарка педагогических идей», «Триумф мастерства»,

Региональные конкурсы «Лидеры дошкольного образования» «Саратов сегодня»

Всероссийские конкурсы: «Таланты России», «Требования ФГОС к системе дошкольного образования», «Мой мастер – класс».

Международные конкурсы «Лучший мастер-класс»

СЛАЙД 56

Педагоги активно:

Представляют опыт работы на районных МО «Калейдоскоп педагогический идей», тема «Организации совместной проектной деятельности взрослых и детей в рамках реализации ФГОС ДО»;

Принимают участие во всероссийских семинарах «Самообразование педагога - основа профессиональной компетенции педагога» , «Творческая деятельность педагога как необходимое условие креативного развития детей» , в о всероссийском дистанционном осеннем фестивале работников образования «Творчество педагогов» на портале «Одаренность.RU» www.ya-odarennost.ru

во всероссийских вебинарах «Реализация системно-деятельностного подхода в процессе обучения», «Самообразование, как необходимое условие повышения профессиональной компетентности педагога», во всероссийском дистанционном конкурсе педагогов «Вернисаж изобразительного искусства».

С целью повышения компетентности в использовании ИКТ –технологий, изучаются учебно-методические материалы, размещённые на портале «Открытое образование».

Участие в муниципальных и всероссийских профессиональных конкурсах – это стремление не только к передаче своего, но и восприятию чужого опыта, профессиональное честолюбие, конкурентоспособность. Сам факт участия в каком-либо профессиональном конкурсе, независимо от достигнутого результата (победа или участие) определенно свидетельствует в пользу претендента, так как характеризует его стремление к постоянному повышению профессиональной компетентности, возможности для профессионального роста.

Итогами работы самообразования стало использование при организации воспитательно-образовательных мероприятий дошкольного учреждения положительного педагогического опыта.

В 2015-2016 учебном году и в 1 полугодии 2016 -2017 учебного года была организована работа над повышением педагогического мастерства, применялись активные методы обучения, использовался опыт педагогов.

Перед методической службой Центра развития ребёнка стоят следующие задачи:

1. Создание образовательной среды позволяющей реализовать творческий потенциал каждого ребёнка, педагога, всего педагогического коллектива.

2. Ориентация педагогов на самообразование, саморазвитие, самосовершенствование.

С начала учебного года 17 педагогов и специалистов приняли участие в муниципальных заседаниях методических объединений и семинарах. На базе МДОУ в октябре был проведен семинар "Поколение NEXT"

Профессиональное развитие педагога ДОУ – это длительный процесс, целью которого является формирование человека как мастера своего дела, настоящего профессионала.

СЛАЙД 57

Модель организации методического сопровождения, которая создана в Центре на основе диагностико- прогностической деятельности. При создании системы мониторинга, направленного на отслеживание уровня профессиональной компетентности педагогов ДОУ и повышение качества образования, можно активно привлекать педагогов ДОУ к участию в конкурсных проектах. Только при изучении личностных и профессиональных качеств педагога и через создание собственного стиля педагогической деятельности каждого педагога можно добиться высокого качества образования в ДОУ.

Модель методического сопровождения в ДОУ

СЛАЙД 58

Правильно организованное методическое сопровождение педагогов способствует развитию профессиональной компетентности конкретного педагога в области содержания дошкольного образования, развитию его эрудиции, а также необходимых для педагога – практика свойств и качеств личности.

Современный педагог должен быть конкурентоспособным и уметь позиционировать себя в условиях ДОУ.

В организации методической поддержки:

Создаются условия для распространения и внедрения практического опыта в

деятельность других образовательных организаций;

Создается механизм отражения, хранения и анализа результатов педагогического мониторинга реализации ООП ДО.

СЛАЙД 59

В системе управления качеством образования (новые подходы и технологии, новизна в системе взаимодействия с партнерами):

Появился механизм получения результатов и осуществления коррекции образовательного процесса в ДОУ;

У педагогов появилась возможность самостоятельно и компетентно оценить качество образования в ДОУ и реализацию образовательных задач в группах, в отношении каждого ребенка;

Появилась возможность расширения перспектив развития ОУ, определения новых целей, расширение пространства образовательных областей.

В организации профессиональной деятельности и профессионального развития педагога:

повысилась профессиональная компетентность педагогов ДОУ;

повысилась заинтересованность педагога к проведению мониторинга и в положительной динамике результативности освоения программы, изменились методы проведения мониторинга и коррекции индивидуального развития ребенка;

повысилась сплоченность в работе педагогического коллектива, неформальное принятие и достижение общих целей, реализация общих задач.

Задачи, поставленные в текущем учебном году, реализованы в полной мере и способствовали достижению ключевых результатов.

Достаточный уровень нормативного обеспечения по мониторинговой деятельности.

Достаточный уровень методической активности - деятельность по созданию методических продуктов.

Достаточный уровень влияния инноваций для целей и задач ФГОС, включая профессиональное развитие педагогов.

СЛАЙД 60

В новом учебном году планируется:

* продолжать организацию наставничества, осуществляя психолого-педагогическую и методическую помощь молодым специалистам;

* стимулировать педагогов к повышению квалификации;

* активизировать работу с родителями, приглашая их на консультации, открытые мероприятия;

* направлять педагогических работников, нуждающихся в повышении квалификации по различным направлениям развития детей и овладении технологиями развивающего обучения (учителя-логопеды, музыкальные руководители, педагог – психолог, инструктор по физической культуре).

СЛАЙД 61

Результат соответствует следующим параметрам:

1) осознанная готовность педагогов ДОУ к реализации новых образовательных стандартов;
2) субъектная позиция педагога в отношении внедрения ФГОС дошкольного образования,
3) повышение профессиональной компетентности педагогов;
4) активизация педагогической рефлексии собственной профессиональной деятельности;
5) самореализация педагога в профессиональной деятельности .


Все формы методической работы, направленные на методическое обеспечение и сопровождение педагогов, К. Ю. Белая представляет в виде двух взаимосвязанных групп:

  • групповые формы - педагогические советы, семинары, семинары- практикумы, консультации, методические выставки, взаимопосещения и коллективные просмотры педагогического процесса, творческие микрогруппы, школы передового опыта, работа по единым методическим темам, деловые игры, мозговой штурм и т.д.;
  • индивидуальные формы - самообразование, индивидуальные консультации, собеседования, стажировка, наставничество, дневник воспитателя и т.д.

Организация общего методического пространства осуществляется через деятельность педагогического совета, который является творческой мастерской педагогов совместно со старшим воспитателем. Проведение педсоветов по традиционной методике не учит педагогов новому знанию и опыту. Обновление форм и содержание педсоветов дают возможность принимать решения и осуществлять выбор, обмениваться мнениями, общаться друг с другом, сотрудничать. Поэтому современная работа педсоветов строится на основе диалога, это свободный обмен мнениями педагогического сообщества о путях решения проблем, а не пассивное слушание докладов; обучение аналитической деятельности на примере анализа педагогических ситуаций, моделирования психолого-педагогических ситуаций, индивидуальных и групповых консультациях по конкретным проблемам, возникающим в ходе реализации образовательного процесса, открытые просмотры разных видов детской деятельности, режимных моментов, а не только занятий и др.

На основе интерактивного обучения совместно обсуждаются актуальные вопросы, коллегиально решаются проблемы и др. Это позволяет увидеть, как работают коллеги, использовать их позитивный опыт, осознать свои недочеты. В настоящее время разработано много форм такой интерактивной групповой работы: деловые игры, мастер-классы, педагогические тренинги, конкурсы профессионального мастерства, практикумы, семинары-практикумы, коллективные просмотры, смотры-конкурсы, конференции, педагогические чтения, консультации, наставничество, самообразование. Их используют с целью повышения социально-психологической и педагогической культуры педагогов, развития коммуникативных умений и навыков благодаря педагогике сотрудничества.

На основе собранных данных анализируют уровень профессионализма педагогов дошкольной образовательной организации, составляют программы их профессионального роста. Сегодня возможности повышения квалификации и дополнительного образования педагогов дошкольной образовательной организации широки, а формы их активизации различны для совершенствования профессионального мастерства. Успешное профессиональное развитие специалистов достигается за счет сочетания различных форм работы: регулярное прохождение курсов повышения квалификации и переподготовки, знакомство с новыми технологиями обучения и воспитания дошкольников, взаимодействие с родителями через специализированные издания - журналы по дошкольному образованию, методическую литературу, участие в конкурсах, которые проводят издательства. В периодике публикуются как теоретические основы деятельности специалистов сферы дошкольного образования, так и практические наработки (авторские разработки педагогов) для использования в образовательном процессе.

К примеру, согласно приказу Министерства образования Московской области от 28.12.2009 № 2804 «Об организации региональной системы повышения квалификации педагогических и руководящих работников образовательных учреждений Московской области» дошкольные образовательные организации активно перестраиваются и организуют разнообразные дополнительные формы обучения педагогов на местах. Повышению компетентности педагогов способствует их участие в региональных мероприятиях: тематических и научно-практических конференциях, обучающих и проблемных семинарах, круглых столах. Формы работы определяются с учетом категорий педагогов, уровня их подготовленности, стажа и образования.

Действенной формой управления педагогами и повышению их квалификации в дошкольной образовательной организации служит организация работы проблемной или творческой группы под руководством старшего воспитателя, которая создается из опытных, высококвалифицированных, творческих педагогов, заинтересованных в изучении и распространении передового педагогического опыта. Такая группа позволяет решить целый ряд задач: накопление педагогических материалов, разработка нормативно- правовой документации (например, положения о мониторинге качества образовательного процесса), анализ результатов деятельности по методической теме и др.

Можно выделить методические объединения, которые формируются из опытных высококвалифицированных педагогов, способных к творческой работе, их цель - реализация практических мероприятий, базирующихся на достижениях науки и передового опыта и направленных на повышение профессионального мастерства каждого педагога, развитие творческого потенциала педагогического коллектива в целом, что способствует повышению качества дошкольного образования. При этом повышение компетентности педагогов дошкольной образовательной организации реализуется через систему разных форм методической работы: работа детского сада по методической теме, самообразование.

В детском саду также может быть создан совет по инновациям. Его деятельность направлена на объединение инновационного потенциала работников, практическое обновление содержания образовательного процесса, востребованное новой педагогической ситуацией и влияющее на стратегическое управление развитием самого детского сада. Деятельность такого совета позволяет дошкольной образовательной организации работать в инновационном режиме, сформировать сотрудников готовность осваивать и внедрять теоретические инновации в практику.

Внедрение инноваций осуществляется поэтапно:

I этап - помощь педагогам в овладении теоретическими знаниями в области инноваций, организуются лекции, проблемные семинары, круглые столы, дискуссии, интерактивные игры, самостоятельная работа и другие формы с приглашением представителей науки, могут быть консультации в режиме он-лайн с целью выявления проблем и поиска путей их решения;

II этан - разработка концепции, программы инновационного содержания, внедрение и апробация в образовательный процесс, например, разработка проектов;

III этап - обобщение педагогического опыта педагога или творческой группы и распространение через участие и выступления на конференциях, издание печатных публикаций и т.д.

К инновациям можно отнести конкурсную работу, работу экспериментальных и стажеровочных площадок. Конкурсная работа осуществляется как внутри детского сада (например, конкурс наглядного материала, конкурс педагогических идей, педагогического мастерства), так и в социуме (на муниципальном, региональном, федеральном уровнях). Это особая организация методической работы с активным включением педагогов, которая позволяет повысить их профессионализм, предоставляет возможность по-другому посмотреть на свою работу, познакомиться с опытом коллег, получить удовлетворение от творчества.

К примеру, в начале такой работы можно провести тренинг по методике Э. де Боно «Шесть шляп мышления » . Цель этого тренинга:

  • показать процесс создания, освоения и распространения инноваций, обеспечивающих современное качество образовательной деятельности в дошкольной образовательной организации;
  • повышение научно-педагогического потенциала дошкольной образовательной организации посредством включения педагогов в научно-исследовательскую, опытно-экспериментальную деятельность по актуальным проблемам;
  • формирование мотивационной, методологической и технологической готовности педагогов к освоению инноваций.

В ходе тренинга педагоги, познакомившись с инновационным опытом, могут высказывать свое мнение и опасения, проявлять чувства, надевая шляпы шести цветов :

Затем можно организовать дискуссию для педагогов с интерактивными заданиями «Лестница инноваций» . В ходе такой формы методической работы педагоги, определившиеся с составом микрогруип и тематикой работы своей группы в инновационном контексте, определяют этапы работы, выстраивают логику процесса создания и освоения инноваций, пользуясь макетом лестницы. Такая форма работы позволяет сконструировать инновацию «от теории к практике», двигаясь по ступеням, определить теоретическое, методическое и дидактическое наполнение выпускаемой ими методической продукции.

Такой инновационный режим функционирования предполагает работу экспериментальных площадок, деятельность которых связана с поиском, разработкой и апробацией новых педагогических идей, находок или открытий, включением их в образовательную деятельность организации. Для этого разрабатывается концепция, программа экспериментальной площадки, план проведения мероприятий, который реализуется в форме исследовательских проектов, семинаров, круглых столов, мастер-классов, обеспечивая консультативную поддержку педагогам со стороны представителей науки, стимулирование и развитие педагогического творчества, обобщение педагогического опыта, создание методических разработок, их распространение.

Итоговый уровень инновационно-методической компетентности педагогов и его динамика изучается методистом детского сада с помощью экспертной оценки по нескольким критериям Ромашкова Е. И. Картотека форм познавательной деятельности учащихся. М. : ТЦСфера, 2005.

  • Яковлева Г. В. Как оценить профессиональную и методическую компетентность педагога инновационного дошкольного образовательного учреждения // Дошкольное воспитание. 2009. № 10. С. 88-94.
  • ТЕХНОЛОГИИ СОПРОВОЖДЕНИЯ

    ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    УЧИТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС

    АННОТАЦИЯ

    В статье описаны особенности и проблемы организационно-методического сопровождения и методической поддержки деятельности педагогов в изменяющихся условиях развития образования и реализации ФГОС. Определяются содержание, формы и условия реализации организационно-методического сопровождения, его роль и место в системе работы МБОУ СОШ № 4.

    Важным условием реализации ФГОС основного общего образования является создание системы методической работы, обеспечивающей сопровождение деятельности педагогов на всех этапах реализации требований ФГОС.

    Успешная организация методической работы – одно из важных направлений в развитии и функционировании каждого образовательного учреждения. Одним из условий готовности образовательной организации к введению ФГОС ООО является создание системы методической работы, обеспечивающей сопровождение деятельности педагогов на всех этапах реализации требований ФГОС ООО.

    План организационно-методического сопровождения в педагогике рассматривается через последовательную реализацию следующих шагов:

      диагностики сути проблемы;

      информационного поиска методов для ее решения;

      обсуждения вариантов решения проблемы и выбора наиболее целесообразного пути ее решения;

      оказания первичной помощи на этапе реализации плана решения.

    В качестве способов и средств организации такой деятельности могут использоваться: современные технологии обучения, в том числе информационно-коммуникационные, дистанционное обучение, игра, диалог, фокус-группы, тьюторство, командообразование и другие .

    Для нас важно, что эти способы содержат в себе рефлексивную основу как необходимый элемент и показатель качества взаимодействия в системе непрерывного повышения квалификации.

    ПРОБЛЕМЫ

    При реализации организационно-методического сопровождения профессионального роста педагогов нами выявлены следующие проблемы:

    1. Отсутствие развитой структуры организации деятельности по организационно-методическому сопровождению учителей различных категорий и уровня квалификации.

    2. Недостаток разработанных систем контрольно-диагностической и мониторинговой деятельности.

    3. Недостаточно отработанные формы взаимодействия с другими организациями в системе повышения квалификации.

    4. Становление взаимосвязей и взаимодействия с методическими службами школ.

    5. Сложности в организации площадок «демонстрации» продуктивности проектов учителя в виде методических конкурсов, творческих смотров, фестивалей, совместных выставок учителей и учащихся, презентаций и др.

    ЦЕЛЕВЫЕ ОРЕНТИРЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ:

    1. Сопровождением в педагогике считается особый вид взаимодействия, имеющий целью создание благоприятных условий развития субъектов взаимодействия;

    2. Организационно-методическое сопровождение представляет собой целостную, системно организованную деятельность в системе непрерывного повышения квалификации;

    3. Цель организационно-методического сопровождения – способствовать самостоятельному поиску оптимальных решений, опираясь на уже имеющийся опыт;

    4. Организационно-методическое сопровождение в системе непрерывного повышения квалификации характеризуется полифункциональностью.

    Позволяет получить положительный результат в их достижении единая методическая тема школы «Профессиональный стандарт учителя, как объективная система оценивания квалификации учителя» и реализация модуля Программы развития школы на 2015-2018 годы «Совершенствование учительского корпуса».

    ПРИНЦИПЫ:

    К принципам сопровождения мы относим:

      ответственность субъекта за выбор решения (тот, кто сопровождает, имеет только совещательные права);

      приоритет интересов сопровождаемого, непрерывность и системность сопровождения;

      индивидуальный подход, приоритетность самостоятельного обучения востребованность результатов обучения в практической деятельности.

    Необходимо определить отличие организационно-методического сопровождения от другого распространенного способа оказания помощи субъектам образования – методической поддержки, который, как и организационно-методическое сопровождение, реализуется в сфере образования и является частью непрерывного повышения квалификации.

    Под методической поддержкой мы понимаем разные виды методической работы по достижению поставленной цели. Цель методической поддержки – освоение содержания обучения на основе рациональных методов обучения; повышение уровня общедидактической и научно-методической подготовленности обучающихся к реализации задач новых образовательных стандартов; обмен опытом между обучающимися, выявление особенностей, специфики, рисков реализации стандартов и разработка мер по их предупреждению.

      углубленное изучение основ теории и практики социальных процессов общества;

      изучение новых методов обучения и воспитания на основе опыта педагогов новаторов и творчески работающих педагогов;

      изучение нормативных документов руководящих органов образования;

      знакомство с научными открытиями, рационализаторскими предложениями в области учебной и учебно-методической работы;

      изучение психолого-педагогической литературы по вопросам обучения и воспитания обучающихся, а также по проблемам управления образовательным процессом в общеобразовательном учреждении;

      изучение передового опыта работы коллег в школе, городе, районе и другое;

      работа над единой методической темой;

      поиск, обобщение, анализ и внедрение передового и управленческого опыта ОУ в различных формах.

      методическое сопровождение самообразования и саморазвития педагогов через механизм аттестации;

      разработка, анализ и внедрение современных методик образования и воспитания;

      разработка системы мониторинга образовательного процесса в школе через внедрение тестовой, диагностической базы;

      просветительская деятельность и информационная поддержка педагогов;

      система демонстрации результатов труда педагогических работников.

    Продуманная и планомерная методическая работа, направленная на повышение профессиональной компетентности педагогов в условиях реализации ФГОС ООО, осуществляется через систему таких мероприятий как:

      заседания предметных методических объединений;

      тематические педагогические советы;

      заседания научно-методического совета школы;

      заседания постоянно действующей рабочей группы;

      практико-ориентированные, проблемные и обучающие семинары;

      тренинги;

      стажёрские и консультативные площадки;

      институциональные, муниципальные и окружные мастер-классы и круглые столы;

      «открытые» учебные и внеклассные занятия;

      институциональные, муниципальные, окружные и всероссийские конкурсы педагогического мастерства, инновационных форм учебных занятий, педагогических разработок.

    Теоретическими предпосылками организации методической работы в ОУ являются труды ученых: М.М. Поташника, Т.И. Шамовой, П.И. Третьякова, Ю.А. Конаржевского, Л.П. Ромадиной, Т.Н. Макаровой, В.М. Лизинского, Ю.К. Бабанского и других. Анализ исследований по проблеме сопровождения (Н. Г. Битянова, О. С. Газман, Г. А. Давыдова, Е. И. Казакова, М. С. Полянский, И. П. Соловьёва и др.) позволил установить, что сопровождение является самостоятельной сферой педагогической деятельности, порожденной гуманизацией образования.

    УПРАВЛЕНИЕ СОПРОВОЖДЕНИЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ

    Понимание сопровождения как управленческой технологии позволяет решить проблему организационно-методической деятельности в обучении педагогов, как в курсовой, так и межкурсовой период.

    Анализ теории и психологии управления (В. С. Лазарев, М. М. Поташник, В. Ю. Кричевский, А. И. Китов, В. Д. Шадриков, М. Марков) позволил уточнить компонентный состав (структуру) и содержание организационно-методического сопровождения: диагностико-аналитический, ценностно-смысловой, методический, прогностический. В методическом блоке выделяется три модуля: информационно-методический, организационно-методический и практический (опытно-внедренческий). Организационно-методический модуль направлен на организацию и проведение системы различных методических мероприятий по повышению квалификации педагогов: семинаров (проблемно-целевых, научно-методических, проектировочных и др.), «круглых столов», стажировок, тематического индивидуального и коллективного консультирования.

    Рефлексивное управление непрерывным повышением квалификации педагогических работников планируется к осуществлению по следующим направлениям:

      Организация работы по внедрению системы менеджмента качества в учреждения образования.

      Моделирование системы повышения квалификации в контексте компетентностного подхода.

      Диагностика образовательных потребностей педагогов на различных этапах их профессионального развития.

      Организационно-методические условия профессионально-личностного развития педагогов в аттестационном процессе.

      Организационно-методическое сопровождение инновационной деятельности.

      Создание системы управления качеством образовательных услуг.

      Психологические, педагогические и методические аспекты управления профессионально-личностным развитием педагогических кадров в межкурсовой период.

      Управление самостоятельной работой педагогов по повышению квалификации в межкурсовой период.

      Методическое сопровождение профессионально-личностного становления молодых педагогов.

      Дистанционные формы повышения квалификации педагогических кадров: организационные и методические аспекты.

      Совершенствование управления качеством образования на основе применения современных информационно-коммуникационных технологий.

    УСЛОВИЯ

    Основными условиями, обеспечивающими эффективность реализации организационно-методического сопровождения деятельности педагога, являются:

      включение педагога в событийные общности, в которых происходит не только профессиональное, но и духовное его развитие;

      содействие профессиональной идентичности педагога в процессе принятия и освоения профессиональных ценностей;

      использование возможностей гуманитарной экспертизы в познании личности педагога во всех ее проявлениях и создании педагогических ситуаций, способствующих развитию внутреннего потенциала;

      совершенствование механизмов управления, направленных на мотивацию профессионального роста педагога: психологических (система вызовов; накопительная система оценки достижений; карьерный рост педагога) и экономических (бонусная система денежного вознаграждения, компенсационный пакет, социальное партнерство)

    СОТРУДНИЧЕСТВО С ВЫСШИМИ УЧЕБНЫМИ ЗАВЕДЕНИЯМИ

    Вуз

    Мероприятие

    Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ), Академическая гимназия СПбГУ

    Консультирование, организация участия педагогов школы во Всероссийской научно-методической конференции «Университетская гимназия», «Информационные технология для Нашей Новой школы»

      Санкт-Петербургский государственный университет (СПб ГУ),

      Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. Бонч-Бруевича (СПб ГУТ),

      Санкт-Петербургский государственный университет информационных технологий, точной механики и оптики (СПб ГУ ИТМО),

      Национальный минерально-сырьевой университет «Горный» (НМСУ),

      Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена (РГПУ).

    Организация и участие школьников под руководством учителей в системе дистанционных олимпиад и конкурсов вузов.

    Участие в выездных мероприятиях для абитуриентов, посещение музеев, выставок, методических центров указанных вузов

    ФОРМЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В УСЛОВИЯ ВВЕДЕНИЯ ФГОС

    К формам организационно-методического сопровождения педагогов мы относим:

      Организацию методической поддержки (консультирование, тьюторство, помощь в работе творческих групп, общешкольные семинары, педагогические советы). Это направление носит в основном характер передачи информации, но формы здесь могут быть самыми разнообразными. Их можно разделить на активные (дискуссии, деловые игры, тренинги и т.д.) и пассивные (выступление на педсовете, конференции; анкетирование (другие формы опроса); ознакомление с печатной информацией (книги, учебные пособия) и т. д.);

      Создание организационных (работа ресурсных кабинетов или информационных центров) и методических (консультирование) условий для участия педагогов в различных мероприятиях: курсы, конференции, методические объединения, круглые столы, семинары практикумы и т. д.;

      Оказание методической поддержки (тьюторство) для педагогов, ведущих свою научно-исследовательскую деятельность, педагогический эксперимент;

      Информационная поддержка участия педагогов в различных педагогических мероприятиях (конференции, мастер-классы, конкурсы профессионального мастерства) по представлению, обобщению своего опыта.

    Формы методической работе в условиях введения ФГОС делятся на дидактические и организационные.

    К дидактическим формам работы, позволяющим повысить уровень квалификации, результативности, профессиональной культуры педагога, относим:

      выступления (доклады) на педчтениях, семинарах и конференциях разного уровня, на тематических педагогических советах школы, заседаниях школьных (НМС, МО, ВТГ) и городских творческих групп педагогов;

      проведение индивидуальных консультаций для коллег;

      организацию тренингов для педагогов;

      творческие отчеты по презентации педагогического опыта работы (с использованием фото- и видеоматериалов, мультимедийной версии презентации и др.);

      участие в профессиональных смотрах-конкурсах, фестивалях разного уровня;

      участие в профессиональных методических и творческих выставках;

      участие в создании общешкольных тематических методических альбомов;

      проведение открытых учебных занятий и внеклассных мероприятий, родительских собраний;

      разработка и выполнение профессиональных индивидуально-творческих проектов.

    К организационным формам (структурам методических служб) относим:

      педагогический совет школы;

      научно-методический совет;

      методическая школа молодого специалиста;

      профессиональные педагогические объединения (методические объединения, творческие дуэты, временные творческие группы);

      педагога как отдельную самодостаточную структуру (индивидуальное профессиональное педагогическое самообразование, самоаттестация, консультирование и консультация);

      экспертный Совет и временные экспертные группы;

      психолого-медико-педагогический консилиум;

      службу информационного сервиса.

    Важной задачей является организация информационного обеспечения деятельности педагогов. Ее успешной реализации способствуют структуры информационного сервиса: методический кабинет, методические лаборантские, библиотека.

    Их основные функции:

    1) формирование банка данных педагогического опыта учителей школы;

    2) оказание помощи педагогам и школьникам в научной организации труда;

    3) создание условий для оптимального доступа к любой информации;

    4) оперативная помощь.

    Педагоги, имеющие методический статус могут создавать иные структуры, организующие методическую работу в школе по определенным направлениям. Принимая активное участие в работе этих структур, педагог может в полной мере себя проявить как:

      «педагог – организатор» (планирует, организует и проводит организационно-педагогические мероприятия),

      «педагог – передатчик» (распространяет свой практический опыт работы, делится накопленными профессиональными знаниями, формирует профессиональные умения у коллег);

      «педагог – преемник» (обучается сам, получает новые профессиональные знания и умения, перенимает опыт у коллег).

    Индивидуальная работа с педагогом – важная составляющая целостной системы методической работы. В школе выделены четыре составляющие методической работы педагога: самообразование, самоаттестация, консультирование (у коллег) и консультация (для коллег).

    Приоритетны в индивидуальной работе с педагогом посещение учебных занятий и внеклассных мероприятий, что позволяет оказывать консультативную помощь по разработке новых занятий, а также вести поиск лучших образцов педагогической деятельности (методов и приемов обучения, отбора содержания и т.п.) с целью их обобщения и распространения в коллективе, а также привлечения лучших педагогов к организации методической работы в школе.

    ОРГАНИЗАЦИЯ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ.

    В названную работу вовлекаются наиболее опытные педагоги школы, которые:

      участвуют в организации семинаров и конференций районного и окружного уровней, проводимых на базе школы;

      оказывают индивидуальную консультативную помощь коллегам города и района в рамках реализации плана опорной школы по направлениям:

      психолого-медико-педагогическая реабилитация школьников в образовательном учреждении, коррекционная педагогика;

      воспитание патриотизма средствами музейной педагогики.

      дают открытые уроки в рамках КПК;

      руководят профессиональными методическими объединениями педагогов – ГМО;

      работают во временных экспертных группах по аттестации педагогов при районной аттестационной комиссии Департамента образования;

      являются членами предметной комиссии при Департаменте образования по проверке олимпиадных работ учащихся, письменных экзаменационных работ выпускников школ, претендующих на медаль, участвуют в мониторинге качества проверки выпускных работ;

      являются экспертами аттестационной комиссии департамента образования ЯНАО по аттестации муниципальных образовательных учреждений.

    Аттестация работника школы – процедура оценки его профессионализма, в том числе и результатов методической работы. В процессе аттестации решаются такие важные задачи как выявление реального уровня преподавания, воспитания и определение резервов повышения профессионального мастерства.

    В процессе подготовительного, предаттестационного и аттестационно-экспертного этапов педагоги реализуют свой творческий педагогический потенциал, используя и органично сочетая представленные выше различные дидактические и организационные формы методической работы на институциональном, районном , окружном, региональном и федеральном уровнях. Аттестация педагогических работников в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 49) проводится в целях подтверждения их соответствия занимаемым должностям на основе оценки их профессиональной деятельности, с учетом желания педагогических работников в целях установления квалификационной категории. Проведение аттестации педагогических работников в целях подтверждения их соответствия занимаемым должностям должна осуществляться один раз в пять лет на основе оценки их профессиональной деятельности аттестационными комиссиями, самостоятельно формируемыми образовательными организациями.

    ЛОГИКА ДЕЙСТВИЙ ПО РАЗВИТИЮ ПОТЕНЦИАЛА УЧИТЕЛЯ

      Диагностируем по каждому критерию разделов профессионального стандарта Учителя (самодиагностика + наблюдения администрации+ аттестация учителя на соответствие занимаемой должности)

      По результатам диагностики определяем проблемные зоны в развитии профессиональных компетентностей Учителя по направлениям: профессиональные знания; профессиональные умения; профессиональные действия и пр.

      Ранжируем выявленные проблемные зоны.

      По проблемам, носящим «массовый» характер проводится фронтальная работа: семинары, методические советы, дебрифинги, конференции и пр.

      По проблемам, носящим «индивидуальный» характер проводится адресная работа с учителем: составление программы профессионального роста, наставничество молодых специалистов, тематическая курсовая переподготовка и пр.

      По вопросам развития узконаправленных компетентностей специалисты школы (педагоги-психологи, логопеды, социальные педагоги и пр.) проводят практические семинары

    Для достижения результатов основной образовательной программы в ходе ее реализации проводится оценка качества и результативности деятельности педагогических работников с целью коррекции их деятельности, а также определения стимулирующей части фонда оплаты труда.

    Критерии оценки результативности деятельности педагогических работников разработаны образовательной организацией на основе планируемых результатов (в том числе для междисциплинарных программ) и в соответствии со спецификой основной образовательной программы образовательной организации. Обобщенная оценка личностных результатов учебной деятельности обучающихся осуществляется в ходе различных мониторинговых исследований. При оценке качества деятельности педагогических работников учитывается востребованность услуг учителя (в том числе внеурочных) учениками и родителями; использование учителями современных педагогических технологий, в том числе ИКТ и здоровьесберегающих; участие в методической и научной работе; распространение передового педагогического опыта; повышение уровня профессионального мастерства; работа учителя по формированию и сопровождению индивидуальных образовательных траекторий обучающихся; руководство проектной деятельностью обучающихся; взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса и др.

    Мониторинг достижений ПЕДАГОГОВ на основе измеряемых критериев:

    ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

      Повышение уровня базового образования учителей.

      Увеличение доли педагогических работников, получивших в установленном порядке первую, высшую квалификационные категории и подтверждение соответствия занимаемой должности.

      Расширение использования ИКТ в образовательном процессе школы.

      Участие и победы педагогов в профессиональных конкурсах/ программах.

      Привлечение на работу педагогов до 30 лет и специалистов, не имеющих педагогического образования.

      Совершенствование форм методической работы.

      Повышение компьютерной грамотности и информационной культуры учителей.

      Повышение доли педагогов, являющихся субъектами инновационной деятельности.

      Развитие кооперации школы с педагогическими вузами для проведения исследований прикладного характера.

      Реализация специальных программ стимулирования педагогов.

      Профилактика профессиональных деформаций и выгорания учителей.

      Диверсификация возможностей повышения квалификации педагогов.

      Внутришкольное обучение педагогов.

      Включение учителей в конкурсное движение.

    Понятно, что ни один человек не может соответствовать всем квалификационным требованиям, и каждый директор школы вправе сосредоточить усилия на конкретных аспектах деятельности: предметном, воспитательном, работе с одаренными, с трудными, с инвалидами – в зависимости от особенностей своей образовательной организации. Кроме того, никто не требует от учителя, например, корректировать сложные отклонения в поведении ребенка, но его главная задача – суметь вовремя распознать те или иные проблемы (будь то задержка в развитии или умственная отсталость или просто дефицит внимания) для того, чтобы направить ребенка к нужному специалисту. Учитель в данном случае выступает в роли социального терапевта, который обнаруживает проблему и при необходимости направляет пациентов к разным специалистам. Поэтому одно из главных требований – умение взаимодействовать с другими специалистами: психологами, социальными педагогами, дефектологами и т.д.

    ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ:

      Решетников В. Г., Тюменский областной государственный институт развития регионального образования. Организационно-методическое сопровождение и методическая поддержка деятельности педагогов в условиях модернизации образования, 2014 г.

      Радионова, Н. Ф. Исследование проблем высшего педагогического образования как путь совершенствования многоуровневой подготовки специалиста в сфере образования /А. П. Тряпицына, Н. Ф. Радионова // Подготовка специалиста в области образования: Научно-исследовательская деятельность в совершенствовании профессиональной подготовки: коллективн. моногр. – СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1999. –Вып. VII. – С. 7–17.

      Кирдянкина, С. В. Научно-методическое сопровождение профессионального роста учителя: автореф. дис. … канд. пед. наук / С. В. Кирдянкина. – Хабаровск, 2011. – 24 с.