Типология профессиональных позиций педагога. Методический доклад типология педагогов

Школьникам и их родителям приходится иметь дело с самыми разными учителями. Какие типы преподавателей есть в любой школе и чего от них ждать?

1. Друг

Этот учитель стремится быть другом для своих подопечных. Устраивает неформальные посиделки, идёт навстречу, если не сделаны уроки, подолгу объясняет то, что кто-то не понял. Всегда выслушает, поддержит, даст дружеский совет. У всех учеников есть его номер, и «друг» призывает звонить ему в любое время дня и ночи, если что-то случится. Такие учителя никогда не выгоняют из класса, не ругают за прогулы, выгораживают школьников перед завучем и директором. Ученики счастливы, если у них такой учитель. Есть только одно НО: успеваемость и дисциплина с такими преподавателями хромают основательно. И если ваше чадо не в состоянии самостоятельно взять себя в руки и выучить уроки, учитель-друг ему тут не поможет.

2. Тиран

Вам не хватало дисциплины с учителем-другом? Тиран исправит всё на раз-два. И если уж не линейкой по рукам и не подзатыльником, то устрашающими криками, выставлением за дверь и походами к директору. На уроке у тирана всегда стоит гробовая тишина, класс наполнен до отказа, а при словах «к доске пойдёт» все бледнеют, трясутся и сползают под столы. Надо сказать, даже некоторые родители на собраниях сползают под стол, когда в класс заходит учитель-тиран. А если тиран по совместительству директор, глаз дёргается у всех в школе. Хорошо ли учиться у тирана? Да, если у вас уверенный в себе ребёнок с устойчивой нервной системой, с лёгкостью осваивающий программу. Возможно, если ваше чадо привыкло добиваться поставленных целей, даже если ради этого нужно помучиться. И однозначно нет, если вы — родитель сомневающегося, беспокойного, застенчивого, близко принимающего всё к сердцу и пугливого школьника. Словосочетание «индивидуальный подход» тирану неведомо.

3. Мечта ученика

А вот кто знает всё об индивидуальном подходе, так это «мечта ученика». Этот интеллигентный и в меру строгий учитель, который и похвалит, и тактично пожурит, когда необходимо, и мягко укажет на ошибки. С таким преподавателем интересно и легко: он знает, как объяснить материал так, чтобы поняли все без исключения. Он в курсе новых методов обучения и с удовольствием внедряет их, дополняя застарелую программу прошлого века. И, что особенно хорошо, он всё же держит дистанцию с учениками, не стремясь к дружеским и неформальным отношениям. А значит, его авторитет непоколебим.

4. Бунтарь

Учитель-бунтарь не просто в курсе новых методик. Его цель — порушить всё, что было, и построить на этом месте новое. Он спорит с учениками, учебниками и администрацией. Он интересуется политикой и не упустит возможности поразмышлять о будущем страны на любом уроке, будь то химия, физика или труд. Некоторые бунтари пропагандируют отказ от школ и предлагают вести обучение в новом формате. Всех несогласных и неуспевающих бунтарь прилюдно опускает язвительными замечаниями, так что особо ранимым ученикам вступать с ним в споры не рекомендуется. Учиться у бунтаря интересно, но не слишком приятно. Благо, долго терпеть его не придётся: рано или поздно любой учитель-бунтарь либо высказывает в лицо администрации свои претензии, либо решает уйти из школы, которая ограничивает свободу личности.

5. Искатель приключений


Пока бунтарь теоретизирует и философствует, учитель-искатель приключений переходит к практике. Подобные личности чаще всего преподают естественные науки. Они не вступают в открытую конфронтацию с директором и не швыряют учебники в печь, а просто с улыбкой на лице собирают рюкзак и вместе со всем классом отправляются на экскурсии, в походы или просто на прогулку. Искатель приключений уверен: невозможно выучить что-то, не прочувствовав. А значит, читать стихи Пушкина лучше всего в музее-квартире на Мойке, а изучать особенности строения грибницы — под ёлкой в лесу. С таким педагогом ученикам точно будет весело и интересно, но вот строгости от него ждать не приходится. Поэтому некоторые ученики предпочитают прогуливать уроки искателя приключений и совершенно не знают предмет.

6. Бабушка

Вероятно, такие типажи скоро исчезнут из школ, но пока они существуют. Несмотря на новые и новые вливания молодых специалистов в школьные коллективы, пенсионеры старой закалки крепко держатся за свои кресла, обещая работать вплоть до своего последнего дня. Их главная цель — учить неразумную молодёжь по методикам и учебникам 50-летней давности, прививать советские ценности и любовь к коммунизму, а также не забывать подтягивать штаны и утирать носы. Стоит ли говорить, что ученики бабушек ни в грош не ставят, всячески издеваются и доводят до полуобморочного состояния? А слушают их на уроках только самые отъявленные отличницы и ботаники.

7. Нытик


Обычно учителя-нытики принадлежат к слабому полу, но и тут бывают исключения. Они ноют везде и всегда. Плохие отметки, невыученные уроки, шалости учеников, отставание от графика обучения — всё это вызывает у них возгласы вроде «О-о-о, опять меня из-за вас директор вызовет на ковёр!», «Ну что я скажу вашим родителям???», «Почему именно мне достался ваш ужасный класс?» Нытиков не любит никто: ни учащиеся, ни коллеги, ни родители, которые приходят на собрание в надежде услышать что-то о своём ребёнке, а в итоге получают получасовую исповедь о том, как тяжело жить без мужа, как мало можно купить на копеечную зарплату и сколько валерьянки приходится выпивать ежедневно, чтобы не сойти с ума. Нытиков мало кто выдерживает, поэтому даже отличники зачастую пропускают мимо ушей всё, что говорит такой учитель. И это не может не сказываться на успеваемости.

Американские школьники, вспомнив своих школьных учителей, составили список из 17 типов педагогов. Конечно, не каждого учителя можно классифицировать и отнести к какому-то типу. Но действительно в школах встречаются и те, о которых рассказано ниже.

Деспот

Ему все равно, о чем думает ученик. Есть только одна точка зрения, которая правильна, и это точка зрения Деспота. Его поведение может варьироваться от пассивного к агрессивному, и учащимся просто нужно пройти через тот школьный период, во время которого они вынуждены приходить на уроки к Деспоту.

Друг

Этот тип преподавателя может решать проблемы учащихся, защищать их от других учителей, вдохновлять детей быть более творческими, прилежными, заинтересованными и помогать им выбирать жизненный путь. Этот учитель может даже стать другом своих учеников после того, как они покинут свою школу.

Красавица

Обычно такому учителю ученицы немного завидуют, а ученики не могут отвести от нее взгляд. Такой учитель, вернее, учительница чрезвычайно привлекательна. К сожалению, ученики пропускают мимо ушей большинство из того, что говорит Красавица во время урока, и после звонка не могут почти ничего не вспомнить.

Апатичный учитель

Больной, уставший от работы, раздражающийся на учеников, Апатичный учитель, вероятно, был довольно дружелюбным и восторженным в те времена, когда трава казалась более зеленой. Сейчас все не так просто. По какой-то причине этот учитель не меняет работу, но продолжает ненавидеть школу, обречен на то, чтобы каждый день просыпаться и направляться на работу, которая обрыдла.

Активист

Этот учитель уверен, что все будет хорошо, если ученики будут придерживаться плана улучшения качества образования, им разработанного, проявляя при этом высокую мотивацию и заинтересованность в процессе и результате. Очень болезненно воспринимает, когда его планы не реализуются. Обычно энергии такого учителя хватает не только на ведение уроков, но и на деятельность после уроков: такие учителя ставят с детьми спектакли, ходят в походы, основывают клубы и другие сообщества для совместной деятельности.

Сумасшедший учитель

Никто точно не знает, чего ожидать от Сумасшедшего учителя. Его настроение и отношение к работе, ученикам, коллегам меняются так быстро, что невозможно отслеживать все это. У него много абсурдных теорий и идей, которые трудно интерпретировать. Он верит в теории заговоров, инопланетян, колдовство, хиромантию и любит на уроке рассказывать о том, что вчера показали в очередной телепрограмме про вторжение марсиан на Землю.

Кошачья мама

Единственные существа, которых она любит, - это кошки. Кошки хороши, учащиеся плохи. Вселенная Кошачьей мамы явно ориентирована на кошку, и там нет места никому другому. Иногда Кошачья мама забывает, что она учитель, который должен сотрудничать с людьми и относиться к ученикам так, как если бы они были ее кошками. Есть и хорошая сторона: по крайней мере, ученики всегда знают, как вызвать ее интерес к ним - показать ей симпатичное видео про кота.

Просто хороший учитель

Он любит свое дело, свою профессию, свой предмет уважает своих учеников и коллег. Искренне заинтересован в успехах учащихся. Умеет заинтересовать, научить. Он строг, но справедлив. Человечен, но выдерживает дистанцию с детьми. Некоторые ученики могут его не любить, но, окончив школу, позврослев, понимают, насколько им повезло с таким учителем, и как много он в них вложил.

Дружище

Этот учитель недавно окончил университет и на самом деле выглядит как студент. Он носит те же модные джинсы и смотрит «Игру Престолов» так же, как и его ученики. Он знает, какие трудности испытывают учащиеся, и сочувствует им, так как до недавнего времени он был с ними в одной лодке. Он определенно чувак, а не наставник.

Сержант

Школьники не новобранцы, но Сержант об этом не догадывается. Его ученики должны следовать приказам и работать. Тактика этого учителя включает злоупотребление окриками. Очень дисциплинированные (и, возможно, немного морально раненые) школьники готовы вывернуться наизнанку, лишь бы не становиться адресатами крика Сержанта. Остальные ученики тоже при Сержанте веду себя потише, хотя иногда и взрываются.

Суперкоуч

Суперкоуч заставит учеников преодолеть ряд трудностей и проблем, но всегда покажет и научит, как это сделать, и мотивирует школьников так эффективно, что дети с удовольствием будут преодолевать любые трудности. Как правило, Суперкоуч предъявляет высокие требования ко всем ученикам, но иногда выделяет только одного, который затем должен нести бремя больших ожиданий Суперкоуча.

Застенчивый учитель

Вообще говоря, Застенчивые учителя могут быть довольно успешными в своей работе, и, возможно, даже имеют педагогический дар. Однако главной проблемой для Застенчивых учителей является их неспособность показать свой талант, и поэтому никто не может полностью оценить его. Застенчивый Учитель не готов решать проблемы или преодолевать трудности, он выбирает вариант - оставаться в узкой зоне комфорта или даже быть жертвой. Их подход к дисциплине в классе оставляет желать лучшего.

Контрол фрик

«Закон и порядок» - это жизненный девиз Контрол фрика, и ученики первыми страдают от такого подхода. Контрол фрик не допустит каких-либо вмешательств в учебный процесс, поэтому его уроки всегда проходят ровно так, как были задуманы, и каждая попытка изменить ход урока подавляется. Он лучше знает, как правильно, вот и всё.

Учитель хиппи

Хотя хорошая дисциплина не является их сильной стороной, Хиппи-учителя могут стать отличным источником вдохновения и восхищения для молодых поколений. Их мировоззрение несложно (мир, любовь, счастье), но поражает в нашем мире многих. Ученики такого учителя всегда получат максимум свободы для самовыражения.

Очень обеспокоенный учитель

Независимо от того, что это такое - политика, образование или окружающая среда, Очень обеспокоенный учитель глубоко внедряется в проблему и очень ею озабочен. Трудно игнорировать их озабоченность, так как все обсуждения в классе в конечном итоге приходят именно к той теме, которая беспокоит Очень обеспокоенного учителя.

Неудачник

Возможно, эти учителя мечтали быть где-то еще, кроме школы. Возможно, они хотели стать рок-звездами или космонавтами. Но звезды просто не встали правильно, и они оказались школьными учителями, и теперь они обязаны отрабатывать свои часы, считая свою работу каторгой. Они ужасные учителя, и никто в этом не виноват, кроме них… и звезд.

Знаменитость

Он - настоящая Знаменитость, и все это знают. Он получил известность благодаря многочисленным публикациям и участию в телепрограммах. Школьники поклоняются этому учителю, школьные администраторы крепко держатся за него, так как его слава распространяется и на школу, в которой он работает. Знаменитость осознает свою ценность и использует все ее преимущества в максимально возможной степени.

Путем проведения опроса Назарова И.Б. выделила несколько групп преподавателей в зависимости от их отношения к преподаванию как к своей работе. Кроме того, учитывалось отношение преподавателей к труду как таковому, а также наличие дополнительных способов заработка.

  1. Первая группа преподавателей, выделяемая Назаровой И. Б., – преподаватели-титаны ("наука первична, но преподавать не перестану, тем более что могу выбирать сам: кому читать и что..."). Такие люди все, что могли, в науке и преподавании уже получили и в плане личных достижений, и в плане признания заслуг. Материально они обеспечены, всегда есть интересная работа и постоянно поступают интересные предложения, могут выбирать, какую работу выполнять, а от какой отказаться. Они занимаются только тем, что интересно, могут себе это позволить. Нагрузка у них небольшая, бывают в вузе один раз в неделю. Что происходит в высшей школе - не знают, их это не интересует. Но лучше, если в организации высшего образования все останется без изменений. Менять что-либо в жизни таким людям поздно, да и не хочется. Если бы пришлось начать жизнь сначала, опять пошли бы по этой дороге.
  2. Вторая группа – преподаватели-академики ("я не преподаватель, и мне жаль тратить время на преподавание, но я должен передать опыт и знания"). Представители этого типа всегда занимались наукой, но, в конце концов, пришли к выводу, что должны лично передать свои знания молодым, поскольку считают, что учат студентов в университете не тому и не так. Преподавать пришли из чувства долга, не видя особого смысла в дополнительном заработке такого рода и соответственно объема. Преподавание таких людей обычно тяготит студентов, хотя в научном плане они гораздо сильнее многих, кто преподает в вузе.
  3. Третья группа, выделяемая Назаровой, - преподаватели "по жизни" ("преподавание для меня - основная профессия: я - бурлак, мне придется тянуть эту лямку до конца жизни"). Преподаватели этой группы имеют высокий уровень образования, ученую степень, научное звание. Они известны в своей области знания, хотели преподавать, были довольны избранной специальностью. Однако сегодня они не считают, что преподавать в вузе престижно: "Нет того уважения и почета, какие были лет 15-20 назад, а также размер заработной платы не соответствует высоким интеллектуальным способностям". Если бы была возможность начать жизнь заново, то постарались бы работать по другой специальности. Многие их коллеги в течение последних лет покидали вуз, кафедру, находили другие места работы, уходили в коммерцию. Сами они не решились изменить свою профессиональную судьбу. Основным местом работы считают вуз, там же читают несколько курсов, работают на полторы ставки. Считают, что в данный момент достойны зарабатывать гораздо больше. Для того чтобы приблизить заработок к желаемому, вынуждены подрабатывать. Заработки имеют постоянно, но при этом всегда боятся, что останутся без средств, поэтому подработки ищут, но соглашаются не на все подряд, а выбирают. Считают, что студенты не очень сильные, действительно способных, не ленивых мало.
  4. В четвертую группу отнесли включенных во множественную занятость преподавателей. Относящиеся к этому типу не могут отдать предпочтение преподаванию или науке, поэтому имеют большую преподавательскую нагрузку и постоянно ведут научные проекты: "Работаю всегда и много. Пока ни от чего не отказываюсь, поэтому на данный момент оказалось так, что работаю в четырех вузах и читаю пять разных курсов. Работаю по гранту и еще в одном НИИ по проекту. За последний год получила 2 гранта, опубликовала 8 статей". Но преподавание, относительная свобода, творчество, возможность общения с коллегами и студентами для них важнее. Студентов любят, считают, что в вузах много способных молодых людей, которым следует дать больше свободы, самостоятельности.
  5. Пятая группа - преподаватели "с крепким тылом" ("деньги меня не интересуют, но мне так приятно представляться преподавателем университета"). Такие педагоги рассчитывают преподавать всю жизнь. Работа очень нравится, студентов любят. Могут найти и другую работу, поскольку имеют хорошее образование, ученую степень, опыт преподавательской и исследовательской работы, умеют общаться с людьми. Но все это для них скорее развлечение, чем необходимость: "Имею хорошую материальную поддержку, поэтому хоть и подрабатываю, но очень редко, только для души, а не ради денег. Но, конечно, я достойна зарабатывать больше". Часто задерживаются со студентами после занятий, с удовольствием консультируют их по учебным вопросам. Посещают библиотеки и имеют большую библиотеку дома. Дома есть все необходимое для работы: рабочий кабинет, техника, доступ к Интернету: "У меня масса планов: написать учебник, заявку на грант, статьи, разработать новый курс. И времени на все должно хватить!".
  6. В шестую группу определили «дорабатывающих» преподавателей ("уже поздно что-либо менять... имею прибавку к пенсии, небольшую нагрузку, уважение, общение"). Эти преподаватели получают дивиденды со своих научных достижений, звания, степени, уважения. Имеют большой опыт работы, поэтому к лекциям могут практически не готовиться: "У меня есть право выбора нагрузки на кафедре. Лекционным часам предпочитаю аспирантов, встречаюсь с которыми редко и считаю, что они должны быть самостоятельными".
  7. Седьмая группа – преподаватели-практики (чиновник, политик, бизнесмен): "Я знаю, что происходит в реальной экономике, могу передать опыт современных отношений в мире бизнеса (финансов, производства, государственного управления) и т.д. Меня пригласили преподавать". Как правило, такие преподаватели не включаются в гонку за получением регалий, связанных с преподавательскими и научными достижениями, университетская зарплата их тоже не интересует. На лекциях рассказывают в основном о том, что происходит на практике.
  8. Восьмая группа – так называемые люди статуса ("… хочу, чтобы на моей визитке было написано, что я не только директор, но и доктор экономических наук"). Принадлежащие к этой группе, имея большие успехи в бизнесе, хотят сочетать с ними достижения в преподавании и науке. Часто такие достижения они видят в получении символического капитала в виде звания, должности степени. Как правило, такие преподаватели становятся социальным капиталом студентов, давая им не только дополнительные знания о практической стороне предмета, но и помощь в организации стажировки или трудоустройстве. Но времени на преподавание у них обычно не хватает, поэтому они постоянно ищут себе замену, срывают занятия и не успевают готовиться к лекциям, часто слабы в теории.
  9. В девятой оказались немногочисленные «бизнес-леди» («я не хочу иметь ярлык "новой русской»). Для таких преподавателей работа в университете - для души. Они не могут бросить университет и преподавательскую работу: "Это так важно для меня, это последняя ниточка, которая связывает меня в жизни с тем, что я ценю, считаю важным, престижным, с тем, что мне дорого. Если бы в университете была нормальная зарплата, я бы работала только там. Считаю, что я хороший преподаватель, лучше многих". Но, как правило, такие преподаватели уходят из вуза, поскольку совмещать два рода деятельности не могут.
  10. Ну и, наконец, десятая группа - научно-преподавательский тандем мужа и жены ("оба преподаем в университете и занимаемся научной деятельностью"). Работа в вузе для этих преподавателей - основная. Преподавательскую работу любят, но потерять не боятся, поскольку уверены, что смогут найти другую, не хуже этой. Как правило, данный тип представляют семейные пары.

«Заключая анализ, следует отметить: некоторые типы преподавателей встречаются в вузах довольно часто, других - лишь единицы. И, конечно же, типов гораздо больше. Изучение показало: у одних педагогов не хватает времени на преподавательскую работу, у других - на научную, третьи отдают все свои усилия преподаванию, но обеспечить достойную жизнь себе и своей семье не могут. Для одних преподавание - смысл жизни, другие же видят в высшей школе престижную сферу, где можно получить дополнительный символический капитал: написать диссертацию или получить звание по совокупности трудов; купить диссертацию. Одни приходят в вуз, поскольку больше ничего не нашли, другие работают в университете только в качестве хобби, ибо такие классные специалисты, как они, что называется, нарасхват. Скорее всего, разнообразие типов преподавателей в вузе было, есть и будет всегда, но пропорции типов зависят от ситуации в обществе и в высшей школе. Как представляется, сегодня они сложились не лучшим образом» (Назарова, 2006, с. 119).

Типология преподавателей высшей школы по Юревичу

Психолог Юревич А.В. проанализировал вузовских преподавателей с точки зрения отношения к студентам и строгости в ведении собственного предмета. Он выделил 6 основных групп преподавателей: самоутверждающихся преподавателей, преподавателей-педантов, безразличных преподавателей, преподавателей-разгильдяев, преподвателей-панибратов и преподавателей романтиков.

  1. Самый неудобный для студентов тип, по мнению Юревича, – это самоутверждающийся преподаватель. Этот тип наименее предсказуем. К нему принадлежат по большей части еще молодые преподаватели с неустойчивой самооценкой, которые очень чувствительны к тому, сколько студентов приходит на их лекции или семинары, как они сидят, насколько внимательно слушают, и к прочим незначительным вещам. Некоторые из них откровенно самоутверждаются за счёт студентов, заставляя себя уважать с помощью двоек и дисциплинарных мер. Существуют и вечно самоутверждающиеся преподаватели, пребывающие в таком состоянии всю жизнь и не преодолевающие его с возрастом. Обычные самоутверждающиеся преподаватели, правда, может самоутверждаться и с помощью выгодных для студентов приёмов, например, демонстрируя им свою доброту посредством выставления завышенных оценок. Но значительно чаще он укрепляет свою самооценку нежелательным для них образом.
  2. Второй по степени нежелательности для студентов тип преподавателей - преподаватель-педант. К этому типу принадлежат наиболее ограниченные и догматичные личности. Они требуют от студента точного знания материала, даже в тех случаях, когда материал таков, что исключает точные знания. А любые попытки студентов компенсировать пробелы в своих знаниях на экзамене за счёт воображения и изобретательности вызывают у преподавателя-педанта лишь раздражение, поскольку неизбежно наводят на мысль об уровне его собственного воображения. Упорство таких преподавателей непреодолимо, и студентам с ними лучше вообще не встречаться, по крайней мере, на экзаменах, особенно если знания невелики.
  3. Следующий, выделенный по тому же принципу, тип - это безразличный преподаватель. Чаще всего за его безразличием стоит обилие субъективно более важных для него дел: регулярные поездки за рубеж, издание своих книг, получение грантов. Но могут стоять и какие-либо личные, чаще всего семейные, проблемы. Его очень просто вычислить: он часто отменяет лекции, опаздывает на них, забывает имена и фамилии студентов, имеет отсутствующее выражение лица и т. д. Для такого преподавателя безразлично, что ставить студенту - двойку или пятерку, но, понимая, что двойка может вызвать дополнительные проблемы, он предпочитает ставить более нейтральные оценки. В общем-то, его нетрудно и уговорить повысить балл, надо лишь сделать так, чтобы другие студенты этого не видели, поскольку он не любит связывать себя прецедентами.
  4. К безразличному преподавателю весьма близок преподаватель-разгильдяй. Он обычно небрит, часто дышит перегаром, всегда опаздывает на лекции, не вполне твердо знает, что именно он должен читать и т. п. Его держат на работе вследствие нашего описанного выше национального гуманизма, а также потому, что он либо считается талантливым, хотя и неорганизованным человеком, либо - когда-то подавал большие надежды. По природе своей он добр, физически не способен поставить плохую оценку, но надо бдительно следить за тем, чтобы он поставил ее в нужную графу.
  5. Следующий тип - преподавателъ-панибрат - всячески ищет способы сближения со студентами. Чаще всего он использует для этого совместные выпивки (и поощряет соответствующее поведение студентов), но практикует и другие формы близких контактов с ними. Одеваться он может не совсем так, как студенты, в некоторых случаях может даже надеть галстук, но их сленг явно предпочитает научным терминам. Двойки и тройки не ставит вообще, ибо это несовместимо с репутацией Своего Парня, к которой он стремится. Но, вынужденный лавировать между студентами и деканатом, где одни лишь отличные оценки вызывают подозрения, за абсолютно идеальный ответ может поставить четверку - просто для того, чтобы разбавить однообразную массу пятерок.
  6. Наибольшей симпатией студентов, как правило, пользуется преподаватель-романтик. Как безразличный преподаватель и преподаватель-панибрат, в плане отношения к учебному процессу это - либерал, но, в отличие от преподавателя-разгильдяя, - не анархист. Он соблюдает некоторые основополагающие дисциплинарные правила, но главное для него - не дисциплина и оценки, а творчество и мышление студентов. Соответственно, в них он больше всего ценит именно способность мыслить, и, если приобрести в его глазах репутацию Мыслящего Студента, можно вообще ничего не учить. Читать лекции и проводить семинары он предпочитает в режиме диалога, регулярно задавая студентам вопросы, заставляющие думать, и провоцируя их ломать мозги над неразрешимыми вопросами своей науки. Студенты его не только любят - за либеральный нрав, но и уважают - за хороший фанатизм и одухотворенное отношение к своей профессии, а некоторые даже заражаются и заряжаются его романтизмом.

Типология преподавателей высшей школы по Талену

Тален проанализировал преподавателей вузов с точки зрения поведения на занятиях и отношениях со студентами. Результаты Тален представил в виде 7 моделей поведения. «Тален специально указывает на основание, заложенное в типологизацию: выбор роли педагогом, исходя из собственных потребностей, а не из потребностей учащихся» (Столяренко, 2001, с. 572).

  1. Модель I - «Сократ». Это учитель с репутацией любителя споров и дискуссий, намеренно провоцирующий своих студентов на занятиях. Ему свойственны индивидуализм, несистематичность в учебном процессе из-за постоянной конфронтации; учащиеся усиливают защиту собственных позиций, учатся их отстаивать.
  2. Модель II - «Руководитель групповой дискуссии». Главным в учебно-воспитательном процессе считает достижение согласия и установление сотрудничества между учащимися, отводя себе роль посредника, для которого поиск демократического согласия важнее результата дискуссии.
  3. Модель III - «Мастер». Учитель выступает как образец для подражания, подлежащий безусловному копированию, и прежде всего не столько в учебном процессе, сколько в отношении к жизни вообще.
  4. Модель IV - «Генерал». Избегает всякой двусмысленности, подчеркнуто требователен, жестко добивается послушания, так как считает, что всегда и во всем прав, а ученик, как армейский новобранец, должен беспрекословно подчиняться отдаваемым приказам. По данным автора типологии, этот стиль распространен более, чем все вместе взятые, в педагогической практике.
  5. Модель V - «Менеджер». Стиль, получивший распространение в радикально ориентированных школах, сопряженный с атмосферой эффективной деятельности класса, поощрением их инициативы и самостоятельности. Учитель стремится к обсуждению с каждым учащимся смысла решаемой задачи, качественному контролю и оценке конечного результата.
  6. Модель VI - «Тренер». Атмосфера общения в классе пронизана духом корпоративности. Учащиеся в данном случае подобны игрокам одной команды, где каждый в отдельности не важен как индивидуальность, но все вместе они могут многое. Учителю отводится роль вдохновителя групповых усилий, для которого главное - конечный результат, блестящий успех, победа.
  7. Модель VII - «Гид». Воплощенный образ ходячей энциклопедии. Лаконичен, точен, сдержан. Ответы на все вопросы ему известны заранее, как и сами вопросы. Технически безупречен и именно поэтому зачастую откровенно скучен.

Типология преподавателей высшей школы по Столяренко

Столяренко исследовала поведение преподавателей при работе со студентами и систематизировала полученные результаты в виде описания 8 моделей поведения.

«Различные стили коммуникативного взаимодействия порождают несколько моделей поведения преподавателя в общении с обучаемыми на занятиях. Условно их можно обозначить следующим образом:

  1. модель диктаторская («Монблан») – преподаватель как бы отстранен от обучаемых студентов, он парит над ними, находясь в царстве знаний. Обучаемые студенты – лишь безликая масса слушателей. Никакого личностного взаимодействия. Педагогические функции сведены к информационному сообщению;
  2. модель неконтактная («Китайская стена») – близка по своему психологическому содержанию к первой. Разница в том, что между преподавателем и обучаемыми существует слабая обратная связь ввиду произвольно или непреднамеренно возведенного барьера общения. В роли такого барьера могут выступить отсутствие желания к сотрудничеству с какой-либо стороны, информационный, а не диалоговый характер занятия; непроизвольное подчеркивание преподавателем своего статуса, снисходительное отношение к обучаемым;
  3. модель дифференцированного внимания («Локатор») – основана на избирательных отношениях с обучаемыми. Преподаватель ориентирован не на весь состав аудитории, а лишь на часть, допустим, на талантливых или же, напротив, слабых, на лидеров или аутсайдеров в общении; он как бы ставит их в положение своеобразных индикаторов, по которым ориентируются в настроении коллектива, концентрирует на них свое внимание;
  4. модель гипорефлексная («Тетерев») – заключается в том, что преподаватель в общении как бы замкнут на себя: его речь большей частью как бы монологична. Разговаривая, он слышит только самого себя и никак не реагирует на слушателей. В диалоге оппоненту бесполезно пытаться вставить реплику, она просто не будет воспринята;
  5. модель гиперрефлексная («Гамлет») – противоположна по психологической канве предыдущей. Преподаватель озабочен не столько содержательной стороной взаимодействия, сколько тем, как они воспринимаются окружающими;
  6. модель негибкого реагирования («Робот») – взаимоотношения преподавателя со студентами строятся по жесткой программе, где четко выдерживаются цели и задачи занятия, дидактически оправданы методические приемы;
  7. модель авторитарная («Я сам») – учебно-воспитательный процесс целиком фокусируется на преподавателе. Он – главное и единственное действующее лицо;
  8. модель активного взаимодействия («Союз») – преподаватель постоянно находится в диалоге с обучаемыми, держит их в мажорном настроении, поощряет инициативу, легко схватывает изменения в психологическом климате группы и гибко реагирует на них» (Столяренко, 2001, с. 573).

Анализ моделей преподавателей Столяренко с точки зрения эффективности проведения обучающего процесса

Модель диктаторская «Монблан»

В соответствии с описанной выше типологией преподавателей высшей школы по Столяренко, для преподавателя данного типа характерно отстранение от студентов и сведение своей преподавательской деятельности исключительно к монотонному зачитыванию заранее заготовленных статических лекций. Наблюдается отсутствие психологического контакта, а отсюда безынициативность и пассивность обучаемых студентов, отсутствие интереса к материалу. В соответствии с принципом сознательности и активности обучения, описанным Столяренко, успешность освоения обучающимися материала зависит от следующих факторов:

  • мотивирования обучающихся, стимулирования их добросовестности и ответственности. Реализуется оно не только обращением к их сознанию, но и умелой постановкой всего обучения, использованием современных технологий обучения;
  • активизации мышления обучающихся;
  • побуждения к инициативности, творчеству и самостоятельности;
  • стимулирования и организации самостоятельной работы обучающихся (Столяренко, 2001, с. 316).

Преподаватель данного типа не выполняет должным образом ни один из вышеописанных принципов: отсутствие двухстороннего взаимодействия со студентами никоим образом не активизирует мышление обучающихся, отсутствует самостоятельная работа студентов, какая-либо инициативность и творческая активность. Поскольку для преподавателя типа «Монблан» студенты – безликая масса слушателей, у последних отсутствует какой-либо интерес как к самому предмету, так и к преподавателю. К достоинствам преподавателя данного типа можно отнести ответственность, отсутствие срыва занятий, регулярность, выдачу материала в полном объеме.

Для повышения эффективности работы, преподавателю-диктатору необходимо менять тактику подачи материала студентам: вводить новые методы обучения, подразумевающие диалог между преподавателем и студентом с целью появления двухстороннего взаимодействия и повышения интереса студентов к предмету. К таким методам обучения можно отнести диалогические методы изложения учебного материала - беседу, проблемное изложение, диспут. Метод проблемного изложения подразумевает, что преподаватель, используя самые различные источники и средства, прежде чем излагать материал, ставит проблему, формулирует познавательную задачу, а затем, раскрывая систему доказательств, сравнивая точки зрения, различные подходы, показывает способ решения поставленной задачи. Студенты как бы становятся свидетелями и соучастниками научного поиска. Подойдет в данной ситуации и частично-поисковый метод. «Частично-поисковый, или эвристический метод заключается в организации активного поиска решения выдвинутых в обучении (или самостоятельно сформулированных) познавательных задач либо под руководством педагога, либо на основе эвристических программ и указаний. Процесс мышления приобретает продуктивный характер, но при этом поэтапно направляется и контролируется педагогом или самими учащимися на основе работы над программами (в том числе и компьютерными) и учебными пособиями. Такой метод, одной из разновидностей которого является эвристическая беседа - проверенный способ активизации мышления» (Столяренко, 2001, с. 551).

Модель неконтактная «Китайская стена»

Преподаватель, поведение которого соответствует модели «Китайская стена», исходя из описания, данного Столяренко (см. выше), схож с предыдущим типом с диктаторской моделью поведения. Отличие заключается в наличии слабой обратной связи, которая, однако, не является эффективной ввиду отсутствия заинтересованности между преподавателем и студентом и снисходительного отношения преподавателя к обучаемым. Снисходительное отношение преподавателей к студентам также негативно сказывается на обучающем процессе, поскольку специфика общения преподавателя и студента подразумевает снятие возрастных барьеров и связанных с ними препятствий при общении. «Без осознания партнерства в деятельности студентов трудно вовлечь в самостоятельную работу, привить им вкус к профессии, воспитать профессиональную направленность личности в целом. Наиболее плодотворный процесс вузовского воспитания и обучения обеспечивается именно надежно выстроенной на вузовском уровне системой взаимоотношений» (Буланова-Топоркова, 2006, Педагогика и психология).

Достоинства данной модели поведения аналогичны достоинствам предыдущей, диктаторской, модели: отсутствие срывов занятий, а также выдача материала строго по программе и в полном объеме.

Соответственно, как и в предыдущем случае, необходимо изменить тактику поведения и такие же новые методы обучения, что и для предыдущем случае, которые подразумевают активный диалог со студентами и стимулирование умственной деятельности и интереса обучаемых к предмету.

Модель дифференцированного внимания «Локатор»

В основе поведения преподавателя с моделью поведения «Локатор» лежат избирательные отношения с обучаемыми. Преподаватель ориентирован на узкую группу студентов, либо на наиболее талантливых, либо на отстающих (возможен и другой признак). Поведение избранной группы является индикатором для такого типа преподавателя, и все общение со студенческим коллективом сводится к общению с выбранной группой. Очевидным недостатком подобного поведения является плохая гибкость преподавателя и неумение подстраиваться под разные группы людей.

Для удовлетворения познавательного интереса и более глубокого изучения определенных предметов с отдельными учащимися проводятся занятия, на которых решаются задачи повышенной трудности, обсуждаются научные проблемы, которые выходят за рамки обязательных программ, даются рекомендации по самостоятельному освоению интересующих проблем» (Сластенин, 2002, с.321).

Модель гипорефлексная «Тетерев»

Из-за необщительности преподавателя с поведением, соответствующим модели «Тетерев», между ним и студентами возникает глухая стена. Все попытки студентов каким-либо образом повлиять на учебный процесс заканчиваются неудачей из-за «глухоты» преподавателя. То есть практически отсутствует взаимодействие между обучаемыми и обучающим, а вокруг последнего образуется психологический вакуум. Стороны процесса общения существенно изолированы друг от друга, учебно-воспитательное воздействие представлено формально. Для студентов в такой ситуации практически невозможно узнать ни уточняющую, ни расширяющую подаваемый материал информацию.

Однако преподаватель данного типа необщителен не из-за того, что считает студентов недостаточно умными. Здесь нет никакого снисходительного отношения к обучаемым, которое наблюдается в диктаторской модели. Поэтому рекомендуется выработать свой стиль общения, который позволит наладить взаимодействие со студентами.

Модель гиперрефлексная «Гамлет»

Преподаватель с гиперрефлексной моделью поведения концентрирует все свое внимание на выстраивание межличностных отношений со студентами. Главное для него – получение одобрения своему поведению от студентов, желание нравиться одновременно всем студентам и быть «своим» среди студенческого коллектива. При этом игнорируется качество подаваемого учебного материала, или под действием наиболее активных студентов занятия отменяются и вовсе. От подобных действий страдает образовательный процесс.
Поэтому таким преподавателям необходимо выполнять упражнения, которые призваны повысить уверенность в себе, а также приобрести навыки управления инициативой в аудитории.

Один из таких тренингов предложен Леонтьевым: «Вы ведете с кем-то разговор. Ваш собеседник держит нить разговора в своих руках (является в данный момент лидером контакта), вы сейчас пассивный участник разговора - поддакиваете, подаете реплики и т. д. Постарайтесь перехватить инициативу, взять в свои руки лидерство. (Это удается не сразу; очень вероятно, что собеседник будет стремиться удержать лидерство за собой.)

Вы готовились к объяснению нового материала: в течение трех минут подумайте, с чего бы вы могли начать урок; начинайте объяснять урок с тем же выражением и эмоциональностью, как будто вы объясняете его классу.

Начните импровизационное объяснение нового материала или разговор с классом; имейте в виду, что на последней парте в третьем ряду - озорники; разговаривая с классом, не теряйте их из виду» (Кан-Калик, 1987, с. 142).

Модель негибкого реагирования «Робот»

Преподаватель данного типа безупречно выстраивает логику проведения занятия, умело использует все формы проведения занятий, четко излагает необходимый материал. Студенты четко осведомлены о том, что от них хочет преподаватель, и что необходимо знать, чтобы успешно сдать предмет. Однако такое занятие рассчитано на среднестатистического слушателя и не учитывает особенностей группы, в которой оно проходит. Поэтому материал усваивается лишь частью студентов, а иногда не усваивается всеми ввиду того, что преподаватель не учел некоторые особенности группы.

Для повышения эффективности обучающего процесса, преподавателю с поведением типа «Робот» необходимо больше внимания уделять индивидуальности группы и отдельных студентов, и в соответствии с этим немного менять подаваемый учебный материал. Организуя общение с обучаемыми, необходимо постоянно стремиться понять настроение обучаемых, улавливать малейшие изменения в микроклимате группы и не воспринимать психологическую ситуацию общения как нечто стабильное. Необходимо помнить, что психологические контуры педагогического процесса весьма подвижны, динамичны, часто изменяются, требуя от преподавателя высокой культуры восприятия и интерпретации личности обучаемого. Постоянное и систематическое «психологическое слежение» за группой, верное расшифровывание психического состояния поможет выбрать наиболее точные средства педагогического взаимодействия.

  • систематическое наблюдение за детьми в любых ситуациях педагогического процесса;
  • посетите уроки своих коллег и попытайтесь определить состояние класса;
  • поставьте перед собой задачу на собственном уроке зафиксировать логику и динамику развития психических состояний учащихся, определить причину их изменения;
  • побеседуйте после урока с учащимися и попытайтесь тактично выяснить, что явилось причиной изменений их психического состояния в ходе урока;
  • попытайтесь в начале урока или индивидуальной беседы с учащимися сразу же точно определить общую психологическую ситуацию общения и перспективы его развития.
  • Развивайте в себе такого рода педагогическую наблюдательность» (Кан-Калик, 1987, с.180).

Модель авторитарная «Я сам»

Преподаватель с авторитарной моделью поведения – главное и единственное действующее лицо на занятии. Он сам задает себе вопросы, сам приводит аргументы в пользу того или иного варианта, сам выбирает правильную с его точки зрения версию. Студенты у такого преподавателя лишь слушатели и никак не активные участники познавательного процесса. В итоге они становятся неспособными мыслить самостоятельно и ждут очередной порции готового материала от преподавателя.

Поэтому педагогу с авторитарной моделью поведения необходимо больше внимания уделять своим студентам, вводить методы обучения, подразумевающие беседу между учащимися, вводить самостоятельные формы обучения, требующие от обучаемых мыслительной активности.

«Будьте инициативны в общении с детьми; помните, что инициатива в общении поможет вам успешно управлять познавательной деятельностью, организовывать сотрудничество. Быть инициативным в общении - значит:

  • уметь быстро и энергично организовать психологический контакт с людьми;
  • целенаправленно управлять межличностным взаимодействием, формировать и поддерживать нужный уровень межличностных отношений;
  • вызывать ответную потребность детей в межличностном взаимодействии, на основе которого может успешно развиваться учебная и воспитательная деятельность;
  • уметь в соответствии с возникающими педагогическими задачами перестраивать взаимодействие с учащимися: формы, стиль, методы общения и т.д.;
  • использовать разнообразные формы межличностного взаимодействия учащихся между собой в качестве фактора оптимизации учебно-воспитательного процесса;
  • преодолевать неактивность и отстраненность в педагогическом процессе, способствовать через активное общение энергичному включению их в разнообразную деятельность» (Кан-Калик, 1987, с. 182).

Модель активного взаимодействия «Союз»

Данная модель наиболее продуктивна с точки зрения качества усвоения знаний обучающимися. Все возникающие в ходе занятия проблемы быстро и эффективно решаются совместно преподавателем и его студентами.

Использованная литература

  1. Назарова И. Б. Типология преподавателей высшей школы / Социологические исследования. – 2006. – №11. – С. 115-119.
  2. Преподаватель в XXI веке: рек. указ. / О. П. Шрейн, Е. А. Штумпф; под ред. О.И. Ткаченко. – Челябинск: Изд–во ЮУрГУ, 2010. – 147 с.
  3. Столяренко Л. Д. Психология и Педагогика: Учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - 423 с.
  4. Кан–Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. – М. : Просвещение, 1987.

Накануне Дня учителя мы решили предаться ностальгии и вспомнить замечательные школьные деньки. Мы заметили, что большинство учеников и преподавателей похожи на героев известных фильмов и сериалов, поэтому предлагаем вам немного повеселиться - найти своих друзей и учителей, а может и самого себя среди предложенных типажей. Узнайте, похожи ли вы на Фиби из «Друзей» или Питера Паркера из «Человека-паука».

7 типов преподавателей, которые есть в каждой школе

Ниже мы расскажем о 7 типах учителей, которых вы точно встречали в школе. Думаем, вы легко узнаете их в наших персонажах. А может быть, ваш сегодняшний преподаватель английского похож на одного из них?

Росс из «Друзей» (хороший, но излишне добродушный)

Самый безобидный учитель в школе. Даже если вы что-то не выучили, скажет: «Двойку в журнал пока ставлю только карандашом». С удовольствием делится своими знаниями с учениками, но... они его почти не уважают. Помните, как Росс говорил: «У меня такое правило: либо приходи вовремя, либо вообще не приходи. Мои студенты часто этим пользуются». Да-да, это тот самый тип учителей, уроки которых так легко было срывать и прогуливать, ведь по доброте душевной он никогда не нажалуется родителям и не напишет докладную директору. Учиться с таким преподавателем легко, главное не садиться ему на голову, ведь чаша терпения может переполниться. В редкие минуты гнева он может вести себя высокомерно, так что, если не хотите стать объектом его едких шуток, как Джоуи, знайте меру.

Дарт Вейдер из «Звездных войн» (диктатор)

Очень строгий учитель. Как и юный Энакин Скайуокер, считает, что лучший строй - диктатура. Авторитет его настолько высок, что ученики даже забывают о существовании Императора - директора школы, главное - угодить строгому учителю. Лозунг преподавателя-диктатора - «Сели! Звонок для учителя», ну а раз сила на его стороне, учитель-Дарт Вейдер будет держать вас в ежовых рукавицах учебного процесса до конца перемены. Если вы не сделаете домашнее задание, начнет размахивать шашкой световым мечом - раздавать двойки направо и налево. «Садись, два!» - одна из любимых фраз преподавателя-Вейдера. В общем, если этот учитель не ваш отец, советуем вести себя тише воды, ниже травы и ждать, пока Дарт Вейдер не разозлит Императора настолько, что последний захочет избавиться от него.

Шелдон Купер из «Теории большого взрыва» (умный, но самовлюбленный)

Если этот светоч знаний снизошел до преподавания, готовьтесь учиться, учиться и еще раз учиться. Он будет требовать, чтобы вы знали каждую мелочь по его предмету. Если же вы (не дай бог!) заявите, что на начальном уровне еще не знаете разницы между be going to и will, посчитает вас бездарем и произнесет известную цитату Шелдона: «А знаете, что не продают в магазине контейнеров? Емкости, способные вместить мое разочарование!» Ни в коем случае не пытайтесь спорить с этим типом учителя, даже если на 100% уверены в своей правоте: в лучшем случае Шелдон не будет вас слушать, в худшем - вы станете его врагом, совсем как Лесли Уинкл.

Педант до мозга костей: опоздание на секунду будет караться сакраментальной фразой «Закрой дверь с той стороны». Кроме того, учитель-Шелдон любит строгую дисциплину. Помните знаменитую фразу из школы «Если такой умный, встань на мое место и проведи урок, а я сяду на твое и буду хихикать»? Учителя этого типа часто так говорят. Чтобы укротить Шелдона, бросьте в него комиксами выполненной домашней работой, это на какое-то время развлечет его.

Индиана Джонс из фильмов об Индиане Джонсе (практик, умеющий увлечь)

Преподавание - главное занятие в его жизни. Однако он не просто теоретик, а еще и практик: как только представится возможность, укатит за границу практиковать свой английский, прихватив только шляпу и хлыст. Будучи доблестным борцом со злом и несправедливостью, учитель-Инди не позволит вам прогуливать его уроки, хотя у вас вряд ли возникнет такое желание: природное обаяние и умение объяснять все простыми словами способны завоевать любовь не только миллионов фанатов, но и пары десятков учеников. У него прекрасное чувство юмора, скорее всего, именно на его уроке можно услышать знаменитое «Кто к доске? Лес рук!» А еще он мотивирует нас на действия вместо слов: «Хотите стать археологами - выбирайтесь из библиотек». С таким учителем вы точно будете готовы отправиться и на поиски святого Грааля, и к вершине знаний английского языка.

Доктор Хаус из сериала «Доктор Хаус» (очень умный, но нарушает все правила)

Учитель-Хаус - настоящий мастер своего дела: прекрасно понимает предмет и дает четкие пояснения. В то же время к своим пациентам ученикам он относится цинично и довольно безжалостно. Если вы не можете справиться с заданием, вполне может процитировать свой прототип из сериала: «Вы всегда так глупы или сегодня особый случай?» Этот необычный тип учителя плохо уживается в школе, ведь в учебном учреждении слишком много правил, а Доктор Хаус и правила, как вы помните, - вещи несовместимые. Однако каким бы черствым сухарем он ни казался, все же учитель-Хаус любит свое дело и хочет, чтобы все его подопечные хорошо разбирались в предмете. Так что, несмотря на отвратительный характер, многие ученики обожают его и считают гением преподавания.

Мэри Поппинс из фильма «Мэри Поппинс, до свидания!» (само совершенство)

Практически идеальный учитель, которого уважают абсолютно все ученики. Даже заядлые двоечники и хулиганы слушают ее, затаив дыхание, ведь эта дама (или джентльмен) способна превратить любой урок в волшебную сказку. Учитель-Мэри ратует за индивидуальный подход к каждому ученику. Кроме того, она не боится перемен, так что без зазрения совести выкидывает старые, изжившие себя учебники, с удовольствием пользуется новыми приемами обучения английскому и пропагандирует современные учебники, а не столь почитаемые во многих школах пособия лихих 90-х. Она строгая, но справедливая, к тому же умеет подавать знания в интересной форме и легко прививает любовь к предмету своим ученикам.

Гэндальф из «Властелина колец» (мудрый наставник)

Гэндальф - идеальный учитель: он любит хоббитов учеников и прекрасно знает свое дело. Но главное его достоинство в том, что это тот самый тип учителя, который «только открывает дверь, но войти должны вы сами». Вспомните, Гэндальф указал Фродо путь и мотивировал его идти к цели. На первый взгляд кажется, что хитрый волшебник склонен сваливать свою работу на плечи бедных учеников-хоббитов. Однако это не так. Учитель-Гэндальф прекрасно знает: чтобы разобраться в чем-то, нужна не только помощь преподавателя, но и самостоятельная работа, даже если она предполагает нелегкий путь с множеством препятствий и ошибок. Учитель-волшебник подталкивает учеников в правильном направлении и вдохновляет их на подвиги в учебе, за это его и любят подопечные.

7 типов учеников, которые есть в каждом классе

А теперь давайте вспомним своих одноклассников: кто-то был тихим и скромным, кто-то - веселым и взбалмошным, а кто-то - дотошным и надоедливым. А к какому типу вы бы отнесли своих друзей и себя?

Дейенерис Таргариен из сериала «Игра престолов» (лидер коллектива)

Решительный и уверенный в себе ученик. В то время как учитель считает себя главным в классе, ученик-лидер придерживается другого мнения. Он легко руководит своим кхаласаром классом и не признает других авторитетов кроме самого себя. Обычно у такого ученика есть свои «драконы» - свита, готовая на все ради своего лидера. Несмотря на кажущуюся авторитарность и даже жесткость ученика-лидера, он, как и сама Дейенерис, склонен защищать угнетенных и бороться с авторитарной властью. Так что учителю лучше быть в хороших отношениях с лидером класса, в противном случае последний сильно попортит ему кровь.

Золушка (очень старательный ученик)

Самый тихий и послушный ученик в классе. Чаще всего это неуверенная в себе девочка, которая легко преклоняется перед авторитетом учителя. Она считает, что если будет прилежно работать, то на Земле воцарится мир, а все тыквы превратятся в кареты. Ученица-Золушка очень терпелива и послушна: она будет сидеть над заданием, пока не решит его. Может предпочесть домашнюю работу веселым играм во дворе, ведь у нее попросту не хватит совести соврать учителю, что тетрадку с задачами порвала злая мачеха. Следует сказать, что старания Золушки, как правило, окупаются сторицей: она хорошо оканчивает школу и поступает в университет даже без помощи феи-крестной.

Гермиона Грейнджер из серии фильмов о Гарри Поттере (отличница, мечта учителя)

Гермиона так же старательна и прилежна, как Золушка, но, в отличие от последней, учеба доставляет ей одно удовольствие. Ученик-Гермиона обожает получать новые знания и не упускает случая блеснуть ими. Ей свойственна некоторая высокомерность, поэтому друзей у нее мало. Надо сказать, что учителям не нравится ученик-выскочка, так что от них бедной отличнице тоже не приходится ждать поддержки. Впрочем, это совсем не мешает ей быть лучшей в классе и ежедневно совершать учебные подвиги. Пока ее одноклассники ходят на балы дискотеки, отличница штудирует учебники и штурмует новые высоты английского и других предметов. Если же Гермионе удастся унять свое высокомерие, она легко завоюет преданных друзей на всю жизнь вроде Гарри и Рона.

Барни Стинсон из сериала «Как я встретил вашу маму» (весельчак-тусовщик)

Самый веселый и обаятельный парень в классе. Настоящая звезда: любит быть в центре внимания, так что часто разыгрывает учителя и веселит своих одноклассников, его даже называют школьным клоуном. Все девочки влюблены в него, а все мальчики ему подражают. Ученик-Барни настолько обаятельный и ловкий в общении, что легко может уговорить учителя отпустить весь класс с урока. Если же это не удастся, Барни уведет класс играть в лазертаг и без разрешения преподавателя. Его чарам не поддаются только Гермиона, которая обожает учебу, и Золушка, которая просто не решится нарушить дисциплину. Барни неглуп и неплохо учится, однако постоянно ищет приключения на свою голову и призывает весь класс поступать так же.

Фиби из сериала «Друзья» (странный творческий ученик)

Очень странная ученица (зачастую ученик), у которой мало друзей, ведь не все могут понять ее специфический юмор и нестандартное поведение. Как правило, учеба ее не особо интересует, зато она увлекается творчеством: может талантливо рисовать электрические цепи в стиле ар-деко на уроке физики или петь Smelly cat на уроке английского. Большинство учеников сторонятся Фиби, и даже лидер ее, как правило, не трогает, ведь никто не знает, чего от нее можно ожидать. Эта ученица живет в своем маленьком уютном мирке, и если кто-то пытается нарушить его границы, Фиби может накричать на обидчика и дать достойный отпор.

Грима Червеуст/Гнилоуст из «Властелина колец» (ябеда, докладчик)

Этого ученика не любит весь класс, тем не менее живется ему неплохо из-за того, что он может влезть в доверие к королю Рохана практически любому учителю. Он знает все: кто разбил окно в столовой, кто ловит покемонов на уроке физкультуры, кто списал домашнее задание у Гермионы и т. д. Все эти новости тут же докладываются главному Саруману учебного заведения. Хоть Грима и вызывает лишь отвращение, с ним надо быть настороже и держать язык за зубами, особенно если рядом с вами нет учителя-Гэндальфа, который не терпит докладчиков и умеет избавлять от них школьное королевство.

Питер Паркер / Человек-паук из фильмов о человеке-пауке (аутсайдер)

В каждом классе есть такой «мальчик для битья». Он очень тихий и скромный, прилежно учится и затравленно смотрит по сторонам. Сразу после уроков идет домой и делает домашнее задание, никогда не играет портфелем в футбол и не хулиганит. Он чем-то похож на Золушку, однако если к ней относятся снисходительно, то Питер часто становится объектом насмешек и не верит в светлое будущее в отличие от той же Золушки. Остается надеяться, что однажды такому ученику повезет и радиоактивный паук все же разбудит в нем решительность и уверенность в себе.

Конечно, эта статья - всего лишь шутка, и мы надеемся, вы с теплом вспомнили своих школьных друзей и любимых учителей. Кстати, в нашей школе работают только преподаватели с типажами Мэри Поппинс, Гэндальф и Индиана Джонс, так что если вы любите этих персонажей, приглашаем вас на в Хогвартс «Инглекс».

Чтобы сделать из ленивого ученика активного и ответственного необходимо учителю мастерство, повышенное чувство долга и повышенную ответственность.
В Википедии записано: «По классификации, предложенной Е. А. Келимовым, педагогическая профессия относится к группе профессий, предметом которых является другой человек. Но педагогическую профессию из ряда других выделяют прежде всего по образу мыслей ее представителей, повышенному чувству долга и ответственности. В связи с этим педагогическая профессия стоит особняком, выделяясь в отдельную группу. Главное ее отличие от других профессий типа "человек-человек" заключается в том, что она относится как к классу преобразующих, так и к классу управляющих профессий одновременно. Имея в качестве цели своей деятельности становление и преобразование личности, педагог призван управлять процессом ее интеллектуального, эмоционального и физического развития, формирования ее духовного мира.
Структура готовности к педагогической деятельности
1. Сформированное педагогическое сознание: Я – концепция, В – концепция (концепция воспитанника), Д – концепция (концепция деятельности).
2. Владение педагогическими технологиями воспитания и обучения.
3. Владение педагогической техникой. Наличие педагогических способностей: коммуникативных, перцептивных, прогностических, конструктивных, дидактических, гностических, организаторских, экспрессивных.
Классификация типов учителей
По характеру ценностных ориентаций (В.Н.Сорока-Росинский) - учителя теоретики, педагоги-реалисты (и утилитаристы), педагоги-артисты, учителя интуитивисты.
По специфики интеллектуально-волевой сферы (Э.Г. Костяшкин) - Интеллектуальный тип, эмоциональный тип, волевой тип, организаторский тип.
По личностным установкам (Я.Корчак) - воспитатель тиран, честолюбивый воспитатель, разумный воспитатель.
По преобладающей направленности личности. Организатор, предметник, предметник-организатор, коммуникатор, учитель интеллигент (просветитель).
Качества необходимые для эффективной работы
1. Способность к эмпатии, сензитивность к интересам и потребностям воспитанников.
2. Умение придать личностную окраску преподаванию.
3. Установка на создание позитивных подкреплений для развития положительной Я-концепции у воспитанников.
4. Умение управлять собой и детьми.
5. Владение разными стилями формального и неформального общения с воспитанниками.[
6. Эмоциональная уравновешенность, самообладание, уверенность в себе, жизнерадостность.
7. Умение регулировать конфликты ненасильственным путём.
8. Уважительное отношение к чужим традициям и верованиям.
9. Креативность.
10.Способность к рефлексии.
Критерии успешности учителя
Отношение к людям: Доброжелателен. Помогает другим. Умеет слушать и слышать других и иные мнения. Независтлив. Не стесняется спрашивать и учиться у других. Старается всё объяснять.
Отношение к себе. Чувствует себя достаточно сильным и уверенным. Старается возникающие проблемы решать, а не избегать. Берёт на себя обязательства и ответственность. Самокритичен.
Отношение к работе. Трудоспособен и организован. На всех хватает время. Ищет решения и возможности их реализации. Испытывает ответственность за всю работу в целом, а не только за свой участок.
Креативность, гибкость. Знает где и когда нужно бороться, а когда отступить. Сам себе задаёт темп работы. Использует время рационально. Не боится ошибиться в поисках лучшего. Занимается самообразованием.
Виды индивидуальных стилей педагогической деятельности. Эмоционально-импровизационный. Эмоционально-методичный. Рассуждающе-импровизационный. Рассуждающе-методичный.
Педагог предпочитаемый детьми. 1. Личностные качества: Доброта. Жизнерадостность. Уравновешенность. Дружеская расположенность. Умение понять и доверять. Уважение к личности и человеческому достоинству. Толерантность. Тактичность. Честность. Чувство юмора. 2. Организаторские качества: Демократичность. Коллегиальность и сотрудничество. Справедливость. Последовательность. Стремление помочь. Энтузиазм. Ответственность. 3. Деловые качества. Знание своего предмета. Умение заинтересовать. Умение ясно и интересно объяснять. 4. Внешний вид. Хорошо одет. Приятный голос. Общая привлекательность».

Есть много подходов к выделению типов учителей.
Типология педагогов на основании их профессиональной позиции, роли (Тален М.). Типология отражает различные потребности педагогов без ориентации их на потребности учащихся.
"Сократ"
Это Педагог с репутацией любителя дискуссий, споров намеренно провоцирующий их в учебной группе. Он часто принимает роль "адвоката дьявола", отстаивающего непопулярные взгляды. Ему свойственны индивидуализм, не систематичность в учебном процессе. Из-за конфронтации, напоминающей перекрестный допрос,учащиеся в результате усиливают защиту собственных позиций, учатся отстаивать их..
"Руководитель групповой дискуссии"
Для такого педагога главным является достижение согласия и установление сотрудничества между учащимися, себе же он отводит роль посредника, для которого поиск согласия важнее результата дискуссии.
"Мастер"
Педагог выступает как образец для подражания, подлежащий безусловному копированию учениками не столько в учебном процессе, сколько в отношении к жизни.
"Генерал"
Педагог подчеркнуто требователен, жестко добивается послушания, так как считает, что всегда и во всём прав, а ученик, как армейский новобранец, должен беспрекословно подчиняться отдаваемым приказам.Этот стиль наиболее распространен среди педагогов.
Р. Блэндер, Джон Гриндер в книге: "Из лягушек - в принцы" замечают: "Однажды мы обедали вместе с полковником в отставке, который решил, что собирается стать коммуникатором. У него было две стратегии. Одна - давать команды и ещё одна, предназначенная для получения согласия. Ни та, ни другая не имеют никакого отношения к сбору информации; Вся эта последовательность попросту заканчивается там, где имеется согласие. Так что независимо от того,что он говорит,если вы отвечаете: "Я с вами согласен" он больше не может функционировать. Он человек такого типа, с которым естественным образом вы никогда ни в чём не согласитесь, что бы он ни говорил, потому что у него голос такой, что принуждает вас реагировать отрицательно.

"Менеджер"
Педагог проповедует индивидуальный подход к учащимся, поощряет их самостоятельность и проявление инициативы. Стремится к обсуждению с каждым учащимся смысла решаемой задачи,качественному контролю и оценке конечного результата.
"Тренер"
Педагог исполняет роль вдохновителя групповых усилий, для него главное - конечный результат, блестящий успех, а учащиеся - только члены единой команды, а не индивидуальности.
"Гид"
Преподаватель этого типа - ходячая энциклопедия. Ответы на все вопросы ему известны заранее, как и сами возможные вопросы. Он лаконичен, точен, сдержан, поэтому скучен.
Типы педагогов в зависимости от развитости у учителей профессиональных качеств.
Выделяют (Рогов Е.И., 1998) несколько типов учителей:
"Организатор"
Для него характерны такие качества, как требовательность, организованность, сильная воля, энергичность. Он часто является лидером среди учеников и учителей, склонен к проведению внеклассных мероприятий. Из педагогических функций он лучше осуществляет исполнительную, мобилизационную, организаторскую.
"Предметник"
"Предметник" обладает наблюдательностью. стремлением к творчеству, профессиональной компетентностью. Он рационалист, уверен в необходимости знаний и их значимости в жизни. "Предметник" при осуществлении педагогической деятельности лучше реализует конструктивную, методическую конструктивную, методическую. обучающую ориентировочную функции.
"Коммуникатор"
Его главными чертами являются общительность, доброта, внешняя привлекательность, высокая нравственность, эмоциональность и пластичность поведения. Он экстравертивен, отличается низкой конфликтностью,эмпатичностью, любовью к детям, а процессе своей деятельности лучше осуществляет коммуникативную функцию.
"Интеллигент"(просветитель)
Этот тип характеризуется высоким интеллектом, общей культурой и безусловной нравственностью. Он принципиален, соблюдает моральные нормы, легко может обеспечить в своей профессиональной деятельности выполнение гностической, воспитательной, информационной, развивающей, исследовательской функций, а также функцию самосовершествования.
Для учителей, функционирующих в парадигмы знаний, характерен девиз (или принцип): "Знание - сила". Они действуют по заповеди пришедшую из древних времен: "Ученик - не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который надо зажечь. А зажечь факел может лишь тот, кто сам горит"(Митина Л.М.,2008, с.29.) .
Другой подход к типизации учителей избран,Б.П.Ковалевым (1989). В основу деления учителей на типы он положил два признака - рефлексивные способности учителя и стиль его общения. В результате выделено пять групп учителей.
Первая группа - самооценка соответствует оценке учителя учащихся, характерен демократический стиль общения.
Вторая группа - учитель правильно прогнозирует свою оценку, но самооценка не адекватна, характерна авторитарность в общении.
Третья группа - у учителя адекватная самооценка, но не адекватен прогноз. В отношениях с учащимися проявляется либерализм; отношения с учащимися хорошие и доброжелательные.
Четвертая группа - низкая адекватность представлений и самооценки; такой учитель стремиться узнать о себе у учащихся, но не умеет общаться, отсюда часты конфликты. Характерен авторитарный стиль общения или общение ситуативно.
Пятая группа - представления учителя противоположны мнению о них учащихся, что вызывает наибольшие трудности в общении.
Типы педагогов по установке на эмпатийный способ взаимодействия с учащимися.
Р.Атаханов и М.Г. Бобкова (2007) выдели пять типов педагогов:
* с активно положительной профессиональной установкой;
* функциональной профессиональной установкой;
* с нейтрально-безразличной профессиональной установкой;
* ситуативной профессиональной установкой;
* скрыто-отрицательной профессиональной установкой.
Педагоги с активно-положительной установкой на эмпатийное общение дают эмоциональный отклик на переживания учащихся. Они способны предвосхищать поступки учеников, основываясь на понимании их эмоций и мыслей по невербальным проявлениям - мимике, жестам, позе. Эти педагоги хорошо понимают речевую экспрессию, легко находят соответствующий тон общения с разными учениками в разных ситуациях. Проявляют на уроке доброжелательность, используя похвалу и подбадривание. Это стимулирует активность учащихся: дети подают реплики с мест, выдвигают предположения по решению проблемных задач, свободно высказывают собственное мнение без специального указания учителя. Принятие учителем высказанных учениками идей создает условия для сотрудничества не только с педагогом, но и с другими учащимися.
Педагоги с функциональной установкой на эмпатийное общение имеют следующие особенности: дают недостаточный эмоциональный отклик на переживания учащегося, потому что не всегда правильно оценивают эмоциональные состояния учеников по вербальным признакам. Это существенно снижает способность педагогов понимать учащихся. Они не всегда могут найти правильный тон общения с разными учащимися в разных ситуациях, используют похвалу и подбадривание редко, в зависимости от степени успешности выполнения учебных заданий и от своих индивидуальных предпочтений. Создание на уроке таким педагогом благоприятных условий для "хороших" учеников исключает всякое сотрудничество между учащимися, а спонтанная речь воспринимается как нарушение дисциплины. Отсутствие на уроке возможности учащимся свободно высказывать своё мнение компенсируется указаниями и распоряжениями педагога. Таким образом, для этих педагогов характерна избирательность взаимоотношений с учащимися.
Педагоги с нейтрально-безразличной установкой дают эмоциональный отклик на состояние учащегося, испытывая при этом противоположные переживания, так как они плохо понимают связь между поведением и его последствием, больше ориентируются на содержание вербального общения, поскольку недостаточно владеют распознаванием эмоций по невербальным признакам. Не всегда могут находить соответствующий тон общения, так как не владеют достаточным репертуаром ролевого поведения. Очень мало используют на уроке похвалу и подбадривание. Направленность педагога только на деловое, официальное общение провоцирует спонтанную речь учащихся.
Педагоги с ситуативной профессиональной установкой дают эмоциональный отклик на состояние учащегося, испытывая при этом болезненно развитое сопереживание. При этом не всегда могут предсказывать события,так как высокий уровень эмоциональности не дает им возможности правильно распознать сложные ситуации взаимодействия, понять логику их развития. Эти педагоги с присущими им колебаниями настроения характеризуются изменчивостью взаимоотношений с учащимися.
педагоги со скрытно- отрицательной установкой не дают эмоционального отклика на состояние учащегося, плохо понимают связь между поведением и его последствием, так как недостаточно умеют расшифровать невербальные проявления эмоций. Это приводит к тому. что педагоги часто ошибаются в понимании смысла слов учащихся. они относятся к учащимся предвзято. имеют с ними формальные отношения. Вследствие всего этого они плохо адаптируются к различным ситуациям взаимодействия с учащимися (как, впрочем,и с коллегами). Похвала и подбадривание, принятие идей учащихся вообще не применяются на уроке.
Различия в обучающей деятельности педагогов-мужчин и педагогов-женщин.
Современное образование выполняет функцию трансляции и ретрансляции науки и культуры, т.е. роль консерватора общественного опыта.
В современных условиях данного типа школы легче адаптировались педагоги-женщины. Как пишут Г.М Бреслав и Б.И Хасан (1990), «легче всего адаптировались педагоги-женщины, которые достаточно легко приняли на себя роль проводника «прогрессивных» идей и знаний, то есть роль репродуктора и надзирателя, ибо эффективность обучения и воспитания в значительной степени определялась контролем правильности выполнения данного действия-образца и соответствующими карательными санкциями» (с.340).
Педагоги-женщины в силу более выраженного их стремления к упорядоченности, конкретного и прагматического мышления, ориентированны на получение необходимого результата и они лучше справляются с образовательными задачами, чем мужчины-педагоги. А почему?
Существуют гендерные различия деятельности и личности педагогов.
Понятие гендер (англ.hender - социальный пол) зачастую рассматривают как обнаружение различий между психологическими характеристиками мужчин и женщин. Наверное было бы главным рассматривать личностные проблемы мужчин и женщин, порождаемых дифференциаций их психических характеристик и иерархичностью их социальных ролей, статусов, позиций в микро- и макросоциуме, затрудняющих их самореализацию в профессиональных сферах(в данном случае педагогической, обучающих сферах).
Мужской контингент, более склонный к самоанализу и рефлексии, постепенно был вытеснен из школы.
Нельзя не видеть естественного предрасположения женщин к учительской профессии, сочувствие и терпение, приветливость и веселость, заботливость и трудолюбие женщин внесли многие из благороднейших черт учителя (Г. Мюнстенберг.,2003.с.311).
С.А. Гаранин (1993) выявил, что учителя-женщины в большей степени, чем учителя мужчины, стремятся к расширению своих знаний, в то время как учителя-мужчины больше стремятся к научному осмыслению своей педагогической деятельности, к экспериментированию в работе и к изучению динамики развития своих учеников.
Болгарский психолог С.В.Иванов (1990) выявил, что у учителей-женщин проявляется больше, чем у учителей-мужчин, стремление к показу и объяснению учебного материала, они дают учащимся как положительные, так и отрицательные эмоциональные оценки, чаще используют на уроке шутки.
Указания, требования, ультимативные рекомендации, прямые распоряжения чаще используют учителя-мужчины. У них проявляется большее стремление к конкретным указаниям по организации работы. В воспитательной работе они больше внимания обращают на внешнюю и формальную сторону, меньше вникая в мотивы поведения учащихся. Они чаще используют дисциплинирующие замечания. Таким образом, у учителей-мужчин деятельность несёт в себе отпечаток авторитарности, что связано, очевидно, с их личностными особенностями такими как агрессивность, напористость, неуступчивость, мстительность, нетерпимость к мнению других и повышенную требовательность. У учителей-мужчин по сравнению с учителями-женщинами больше всего выражена склонность к прямой вербальной агрессии, а не к косвенной вербальной агрессии (c. 349-342)
"Даже самая лучшая программа в руках плохого учителя может обратиться в мертвую букву,и посредственная программа в руках хорошего педагога может дать возможность достигнуть значительных успехов", - писал М.И.Демков (1917).
В.г.Казанская (2003) в развитии педагога как профессионала выделяет три этапа.
Начальный этап (первые 5 лет) характеризуется овладением педагогом необходимыми знаниями и умениями. На этом этапе он способен работать качественно, если составляет конспекты уроков или внеклассных занятий, делает наброски содержания родительских собраний. Может подготовить открытый урок и проанализировать его, выделить, что на нем было сделано хорошо, а что плохо.
Основной этап (последующие 10 лет) характеризуется возможностью педагога выполнять разнообразную деятельность. У него появляется свой почерк деятельности. Педагог свободно владеет материалом, умеет использовать информацию для решения педагогических задач. Он может сравнивать свою деятельность с работой коллег, перенимать лучший опыт, делиться с коллегами своими наработками, регулярно повышает свою квалификацию, быстро ориентируется в методах обучения. На этом этапе появляются успехи в обучении учащихся. Однако на этом этапе педагог испытывает профессиональный кризис - используя неэффективные копинг-стратегии (способов психологической защиты).
Завершающий этап (после 15 лет работы) характеризуется достижением вершины профессионализма. Однако на этом этапе появляются штампы в работе с учащимися, что ограничивает творческие возможности педагога. Часто случаи, когда педагог предпочитает действовать по принципу "лучше меньше, да лучше", "хорошего понемножку". У него начинают усиливаться признаки, свидетельствующие о развитии устойчивого состояния психического выгорания. С возрастом снижается память, внимание, быстрота мыслительных процессов, трудовая активность, удовлетворенность трудом, появляется консервативность взглядов, мешающая использовать новые методы обучения и воспитания учащихся. У многих теряется смысл жизни, появляется отчужденность, неадекватная самооценка.

Литература:
1. Гриндер Д., Бэндлер Р. Из лягушек - в принцы: Нейро-лингвистическое программирование. Воронеж: НПО "Модэк", 2001.
2. Ильин Е.П. Психология для педагогов. СПб.: Питер.