Презентация на тему "наука создание научной картины мира". «Наука в XIX веке

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Нижнеикорецкая СОШ»

Лискинского района Воронежской области

Интегрированные предметы: история, биология, физика.

Тема: «Наука в XIX веке. Создание научной картины мира».

Форма проведения: научная конференция.

Целевая аудитория: 8 класс (с приглашением 7 и 9 классов).

Продолжительность 2 учебных часа.

Цели: определить тенденции развития научной мысли в Европе в 19 веке;

познакомить учеников с биографиями учёных и их открытиями;

определить значимость научных открытий 19 века для современности.

Задачи:

  1. научить учеников работать с литературой и интернет- ресурсами, составлять и представлять электронные презентации;
  2. развивать умение выступать перед аудиторией;
  3. научить делать обобщения и формулировать выводы.

Оборудование:

Мультимедиа проектор, компьютер, оборудование для демонстрации явления электромагнитной индукции (магниты, амперметр, медная проволока). Выставка предметов, изобретённых в 19 веке (пишущая машинка, швейная машинка, спички, фотография, телефон, микрофон, резина, алюминий, целлулоид). Портреты учёных (Фарадея, Максвелла, Пастера, Мечникова, Коха, Дарвина,Рентгена, Кюри, Нобеля).

Ход урока.

  1. Организационный момент. Сообщение целей и задач урока. Представления групп учащихся, которые были заранее сформированы и получили опережающие задания - сделать электронные презентации об учёных и их открытиях. Учащиеся размещены по группам «биологи», «физики» и «эксперты».
  1. Введение. Слово учителя истории:

19 век – особое время в развитии науки. Великие открытия следуют одно за другим. Новые открытия разрушают представления о том, что природа подчиняется строгим законам механики. Здесь речь пойдёт о тех открытиях в области физики и биологии, без которых невозможно было бы развитие индустриального общества. Монополистический капитализм, крупные корпорации обеспечивали внедрение современных технологий и научных открытий. Технический прогресс менял повседневную жизнь людей. Удобным и общедоступным становился транспорт. Современные средства связи облегчали общение, а газеты и радио приносили прямо в дом все новости. Неотъемлемой частью уличного пейзажа в конце 19 века стала фигура мальчика – газетчика, выкрикивающего новости.

Выбегают три мальчика с газетами и по очереди выкрикивают новости.

1800 г.- Вольта создал батарейки. Начинается век изобретений и открытий.

1816 г.- английские почтальоны пересели на велосипеды: быстро и удобно.

1827 г.- изобрели фотографию: теперь можно увековечить события и людей.

1829 г.- Брайль изобрёл алфавит и дал возможность слепым людям читать и писать.

1832 г.- открыли газ ацетилен и его свойство сваривать металл. Появилась возможность использовать металлические конструкции в строительстве мостов, домов, башен.

1852 г.- изобрели лифт для подъёма в высотных зданиях.

1854 г.- родился новый металл – алюминий. Пока его используют как украшения, но в следующем веке из него будут делать самолёты.

1855 г.- спички – огонь в маленькой коробочке. Теперь безопаснее и удобнее.

1861 г.- изобрели целлулоид. Детские игрушки стали легче и практичнее.

1866 г. – человечество переходит на искусственную еду. Маргарин заменяет масло.

1867г. – Шоулс отдаёт патент Релингтону на пишущую машинку.

1866 г.- Зингер изобрёл швейную машинку, а запатентовал только иголку с отверстием в острие.

1866 г.- Альфред Нобель создал динамит – добро и зло в «одном флаконе».

Учитель истории:

Ежегодно, с 1901 года, вручают премии имени Нобеля за открытия в науке и укрепление мира. Среди представителей науки 19 века тоже есть лауреаты Нобелевской премии, но всё по порядку.

  1. Выступление группы физиков под руководством учителя физики. Ученики представляют свои презентации.

Краткое содержание презентаций.

  1. В 1831 г. Майкл Фарадей открыл явление электромагнитной индукции. Он заметил, что если медная проволока попадает в магнитное поле, в ней возникает электрический ток.

Демонстрируется опыт.

Это открытие подарило жизнь всем генераторам, динамо-машинам и электродвигателям. «Повелителем молний» назвали Фарадея современники.

Он стал членом королевского общества и многих академий мира.

  1. Сенсацией стало открытие английского физика Максвелла. В 60-х годах он разработал электромагнитную теорию света. Согласно теории, в природе существуют невидимые электромагнитные волны, передающие электричество в пространстве. Так родилось представление о немеханическом движении. Свет у Максвелла выступает как разновидность электромагнитных колебаний. Через 10 лет немецкий инженер Генрих Герц подтвердил существование электромагнитных волн и получил их в лабораторных условиях и доказал, что никакие предметы не могут помешать их распространению. На основе этих открытий Попов и Маркони создали беспроволочный телеграф.
  2. В 1874 г. Голландский физик Лоренц, продолжая разрабатывать электромагнитную теорию Максвелла, попытался объяснить её с точки зрения атомного строения вещества. Англичанин Стоней в 1891 году ввёл для обозначения атома электричества термин «электрон». Позже выяснилось, что электрон – это составная часть атома. Так было положено начало атомной физике.
  3. В 1895 г. Немецкий физик Рентген открыл невидимые лучи, которые он назвал икс – лучи. Невидимые лучи проникали через преграду и отражали изображение на фотопленке. Это изобретение широко используется в медицине. Рентген первый из физиков получил Нобелевскую премию.
  4. Мария Склодовская – Кюри вместе с мужем Пьером Кюри исследовали явление радиоактивности и получили новые радиоактивные элементы кроме урана, ещё радий и полоний. В честь этих самоотверженных учёных назван элемент кюрий. Мария Кюри была первой из женщин доктор наук, преподаватель в Сорбонне, член Французской Академии медицины. Она дважды получила Нобелевскую премию.
  1. Ведущий передаёт слово «биологам». Под руководством учителя биологии ученики делают свои презентации.

Краткое содержание:

  1. Переворот в естествознании произвела книга великого английского ученого Чарльза Дарвина «Происхождение видов». Пять лет в кругосветном путешествии Дарвин собирал, изучал, систематизировал ботанический и зоологический материал и пришёл к сенсационному выводу о том, что не Бог создал всё живое, а природа постепенно формировалась в процессе развития. Он вводит термин «эволюция» и доказывает, что человек – продукт эволюции обезьяноподобных существ.
  2. Французский учёный Луи Пастер изучал процесс брожения. Он открыл микробы, которые вызывают порчу продуктов и скисание молока. Он открыл и способ борьбы с ними. Пастеризация и стерилизация основательно входят в медицину и промышленность, а также на кухню к хозяйкам. Пастер вводит понятие «иммунитет» и доказал, что ослабленные микробы в вакцинах способствуют сопротивляемости организма и предупреждают заболевания.
  3. Теорию Пастера поддержал Дженнер. Он заметил, что доярки не болеют оспой, которая уносила жизни миллионов людей. Дженнер доказал, что доярки в слабой форме заражаются оспой от коров и у них вырабатывается иммунитет на болезнь. Он создал вакцину, спасающую жизнь людей. «Вакка» - в переводе «корова». В 1882 году Роберт Кох открыл бациллу туберкулёза и разработал вакцину против чахотки. Лауреатом Нобелевской премии стал русский учёный Илья Мечников, создавший учение о защите организмов от микробов. Появилась новая наука – микробиология. Изобрели вакцину против тифа и бешенства.
  4. В 19 веке были изобретены лекарства - аспирин и сульфамидные препараты. Использование нового прибора – стетоскопа – позволило прослушивать лёгкие и выявлять хрипы. В 1831 году был открыт газ хлороформ, который применяется для наркоза. Промышленность стала выпускать мыло, что также снизило инфекционную опасность.

Ведущий учитель:

В руке у меня ещё одно изобретение 19 века – ученическая ручка. Это изобретение стало символом перемены в образовании. Развитие науки и техники требовало изменений в образовании. В конце века в Англии и Франции вводится всеобщее обязательное начальное образование. Школа освобождается от покровительства церкви. Американский философ Джон Дьюи сказал: «Образование – это уже жизнь, а не подготовка к ней». Дьюи создал школу-лабораторию при Чикагском университете, где во главу угла ставился труд. Вместо пересказа и заучивания, дети мастерили поделки, разговаривали, обсуждали разные темы и спорили. Росло новое поколение, способное развивать научные идеи своих предшественников.

  1. Ведущий учитель предоставляет слово группе «экспертов». Эксперты озвучивают выводы о тенденциях развития научной мысли в XIX веке и значимости их для человечества.

Примерное содержание выводов:

  1. Главная особенность естественнонаучных открытий второй половины 19 века заключалась в том, что в корне менялись представления о строении материи, пространстве, движении, о развитии живой природы, причинах болезней и происхождении жизни на земле.
  2. Наука опровергла прежние знания и дала ключ к открытию невидимых тайн природы. Формировалась новая картина мира, т.к. наука вплотную подошла к строению атома.
  3. Развитие науки привело к успехам в медицине, что очень важно для всего человечества.
  4. Благодаря науке изменилась жизнь повседневная жизнь общества.
  5. Возникли новые направления в науке: микробиология, ядерная физика – неограниченное поле для новых исследований и открытий.

19-й век заложил основы для развития науки 20-го столетия и создал предпосылки для многих будущих изобретений и технологических нововведений, которыми мы пользуемся в настоящее время. Научные открытия 19 века были сделаны во многих областях и оказали большое влияние на дальнейшее развитие. Технический прогресс неудержимо продвигался.

Ведущий учитель:

Спасибо экспертам, а теперь предлагаем нашей аудитории поучаствовать в небольшой викторине.

Вопросы:

1 .Кто открыл всепроникающие икс-лучи? (Рентген)

2. Кто дал объяснение происхождения жизни на земле отличное от церковного учения? (Дарвин)

3. Кто открыл явление радиоактивности? (Кюри)

4. Чьи открытия заставили врачей стерилизовать медицинские инструменты? (Пастер)

5. Кто изучал волновую теорию света? (Максвелл)

6. Кто открыл возбудителя и научил лечить туберкулёз? (Кох)

7. Кто учредил премию учёным за выдающиеся достижения в науке? (Нобель).

Ведущий учитель:

Спасибо всем за работу. Успехов в учёбе!

Список литературы и интернет-ресурсов:

  1. Физика. Энциклопедия для детей. Том 16.- М.: Аванта, 2003.
  2. Хрестоматия по физике/ под ред. Б.И.Спасского. – М.: Просвещение, 1987.
  3. Википедия. Категория: Физики XIX века.

Век Просвещения подготовил бум научных открытий, произошедший в XIX веке. В основе научного мировоззрения эпохи Просвещения лежала идея рационализма — преобладания разума в мыслях и поступках людей. Теология и объяснение явлений божественным промыслом постепенно уступает место наукам о природе и человеке.

Научная революция началась в Европе ещё раньше, в XVII веке, началом торжества разума и эксперимента, поиском причин и закономерностей. Фундаментом для будущего развития науки стали астрономические открытия Галилео Галилея, публикация Исааком Ньютоном в 1687 году основных понятий и аксиом классической механики и открытие .

Родоначальниками науки Нового времени считаются Фрэнсис Бэкон и Рене Декарт, заложившие методы экспериментального изучения природы.

XVIII век принёс новые открытия в математике, физике, химии. Были открыты явление фотосинтеза, закон , ультразвук, . Развивалась и медицина: Эдвард Дженнер разработал первую в мире вакцину - от оспы.

События и участники

Физика и химия

1831 г. - английский физик и химик Майкл Фарадей открыл явление . Благодаря этому открытию стало возможным создание .

1865 г. - английский физик Джеймс Кларк Максвелл разработал , в соответствии с которой свет является электромагнитной волной.

1869 г. - русский химик Д.И. Менделеев открыл химических элементов.

1888 г. - немецкий инженер Генрих Герц доказал существование , теоретически описанных Максвеллом.

1895 г. - немецкий физик Вильгельм Конрад Рентген открыл названные впоследствии его именем лучи, позволяющие просветить и зафиксировать внутреннее строение предметов, а также человеческое тело. Вильгельм Рентген - первый обладатель Нобелевской премии по физике.

1896 г. - французский физик Антуан Беккерель открыл явление , которое объяснило механизм действия рентгеновских лучей.

1898 г. - французские учёные Пьер и Мария Кюри открыли радиоактивный металл радий. Открытия Беккереля, Кюри, а также Эрнеста Резерфорда и Нильса Бора стали прологом восторжествовавшей в XX веке физики атомного ядра.

Биология и медицина

1859 г. - английский учёный-натуралист Чарльз Дарвин опубликовал работу , ставшую революционной в естествознании. Дарвин научно обосновал и изложил теорию естественного отбора. Учёный пришёл к выводу, что живая природа и человек не сотворены Богом, а сформировались в результате длительного процесса эволюции. Также Дарвин доказал, что у человека и обезьяны общие предки.

1864 г. - французский биолог и химик Луи Пастер открыл , являющиеся возбудителями инфекционных заболеваний. Это открытие стало началом новой науки - микробиологии. Благодаря открытиям Пастера были разработаны технологии стерилизации и пастеризации, позволяющие дольше сохранять от порчи продукты питания.

1882 г. - немецкий микробиолог Роберт Кох открыл возбудителя туберкулёза, «бациллу Коха», и разработал профилактические меры против эпидемий.

Общественные науки

1848 г. - немецкий экономист и философ Карл Маркс опубликовал «Манифест коммунистической партии», в котором провозгласил скорую гибель капитализма. В своих работах Маркс разработал теорию классовой борьбы и теорию смены общественно-экономических формаций; показал, что строй жизни людей определяется способом организации материального производства.

Заключение

XIX век стал веком торжества науки и техники. Научные исследования послужили ускорителями индустриальной революции, практическое применение науки стало приносить коммерческую выгоду. Также были сделаны фундаментальные открытия, послужившие фундаментом научно-технических прорывов XX века, таких как и освоение космоса.

Параллели

Учение Дарвина о происхождении видов и естественном отборе по силе воздействия на умы современников можно сравнить с открытием великого учёного XVI века Николая Коперника гелиоцентрической системы мира. В то время как Коперник показал, что Земля - вовсе не центр мироздания, а сама вращается вокруг Солнца, Дарвин обосновал не божественное, а земное происхождение человека, да ещё и упомянул общего предка человека и обезьяны. Оба этих открытия нанесли серьёзный удар по самолюбию человека, нарушили идею главенствующего положения человека в системе мироздания. Оба открытия - и Дарвина, и Коперника - долго не признавались церковью как противоречащие Священному Писанию.

План-конспект урока для 8(б)

Выполнила Торгова Е.В.

Тема: Наука: создание научной картины мира

Тип урока : Комбинированный урок

Вид урока. Заочное путешествие в прошлое.

Цель урока. Помочь учащимся сформировать целостное представление об научных достижениях XIX века, их влияние на повседневную жизнь

Ожидаемые результаты:

На уроке учащиеся смогут проявить:

1.в области знаний:

    Называть основные научные достижения;

    Называть основных учёных;

    Выявлять причины данных явлений;

2.в области умений и навыков:

    Умение выделять в тексте главное и второстепенное;

    Умение работать с документами;

    Умение делать самостоятельный вывод;

    Умение выявлять закономерности;

3.в области качеств, отношений друг с другом, ценностей:

    Уважительное отношение друг к другу;

    Смогут проявить эмоционально-ценностное отношение к научным достижениям и их практическом значение

    Оборудование: оформление доски, электронная презентация

Литература:

1.Используемая учителем:

    А. Я. Юдовская,Л. М. Ванюшкина. «Поурочные разработки к учебнику «НОВАЯ ИСТОРИЯ» 1800-1913» М.: «Просвещение».

    А. Я. Юдовская, П.А.Баранов, Л. М. Ванюшкина. «История Нового времени 1800-1900» учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. М.: «Просвещение», 2012.

2.Используемая учащимся:

    Учебник: А. Я. Юдовская, П.А.Баранов, Л. М. Ванюшкина. «История Нового времени 1800-1900» учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. М.: «Просвещение», 2012.

Основные понятия для урока:

Радиоактивность - самопроизвольное превращение атомов одного элемента в атомы других элементов, сопровождающееся испусканием частиц и жесткого электромагнитного излучения.

Микрочастица - частица весьма малой массы; к микрочастицам относят элементарные частицы, а также атомные ядра, атомы, молекулы; движение микрочастиц описывается квантовой механикой.

Пастеризация – способ уничтожения микробов в жидкостях и пищевых продуктах однократным нагреванием до 80 градусов и последующим быстрым охлаждением.

Опорные понятия:

Электрон - стабильная, отрицательно заряженная элементарная частица, одна из основных структурных единиц вещества.

Атом - частица вещества микроскопических размеров и массы, наименьшая часть химического элемента, являющаяся носителем его свойств.

План урока.

1.Организационный этап(3 минуты).

2.Проверка домашнего задания(7 минут)

3. Изучение нового материала(20 минут).

4. Закрепление нового материала(5 минут).

5. Инструктаж к домашнему заданию(2 минуты).

6.Подведение итогов. Рефлексия(3 минуты).

Ход урока

1.Организационный этап.

Здравствуете ребята, сегодняшний урок, я хочу начать с отрывка из «Оды на день вошествия…» М.В.Ломоносова.

Науки юношей питают,

Отраду старым подают,

В счастливой жизни украшают,

В несчастной случай берегут;

Как вы уже догадались, сегодня мы поговорим о науке. Записываем в тетради тему нашего сегодняшнего урока: «Наука: создание научной картины мира».

Сегодня у нас не совсем обычный урок – заочное путешествие в прошлое. У нас по плану сегодня три остановки: «Повелитель молний», «Юный натуралист», «Практика жизни». К нашей конечной остановке

2.Проверка домашнего задания

Выслушивание докладчиков.

3.Изучение нового материала

Итак, начинаем своё путешествие. Наша первая остановка «Повелитель молний». Но чтобы на неё попасть, надо ответить на вопрос, а именно назвать причины быстрого развития физики и других естественных наук .

Слайд 3(запись в тетради):

1.Уважение индустриального общества к науке и технологии

2.Требование самой жизни в познание законов механики и электричества

3.Технический прогресс позволял создавать необходимые приборы для научных исследований

Всё нам разрешили остановиться на этой станции. На ней нас встречает человек. Он одет в чёрный фрак и с бабочкой на шее. Как вы думает кто это? Это Майкл Фарадей. Что вы о нём знаете?(он открыл электромагнитную индукцию в 1831 году). Это если медная проволока пересекает магнитные силовые линии, то в ней появляется электрический ток. Это открытие позволило приступить к созданию электродвигателя. Можно сказать, что мы ему обязаны во многих технологических средствах современности.

Вслед за ним на станцию выходит ещё один англичанин Джеймс Кларк Максвелл, а рядом с ним немец Генрих Герц. Они что-то обсуждают. Как вы думаете, что общего у этих двух людей? (Максвелл создал электромагнитную теорию света, а человек, который идёт рядом с ним её экспериментально подтвердил).

А вслед за ним, чтобы нас встретить выходят целая группа людей. Их лица нам знакомы. Это Вильгельм Конрад Рентген, английский физик Э.Розерфорд и супруги Кюри. Что вы можете рассказать об этих людях?

Рентген создал Х-лучи, а Э.Резерфорд и Кюри разрабатывали учение о сложном строение атома. Супруги Кюри вместе с Беккерелем даже получили Нобелевскую премию. Именно они доказали, что атом не простая частица, а имеет сложное строение.

На этом как ни печально нам надо с ними попрощаться. Нас ждёт следующая станция, которая называется «Юный натуралист». Пока мы до неё добираемся, скажите, почему предыдущая станция называлась «повелитель молний»?

Издалека мы видим ещё одну станцию. На ней нас встречает пожилой мужчина с бородой. Как вы думаете кто это?(это Чарльз Дарвин). Что вы о нём знаете? (его работы «происхождение видов», «происхождение человека»). В своих работах он разработал теорию «эволюции». В её основе лежит конкуренция и борьба за выживание.

Посмотрите на презентацию. Там есть одна фраза, которая принадлежит Чарльзу Дарвину: «Знаю, сколько я упрёков навлеку на себя этим заключением, но я… честно и обдуманно пришёл к нему». Как вы думаете, что он этим хотел сказать? Почему его теория о происхождении человека от обезьяны была отторгнута многими европейцами и североамериканцами?

Поезд уже хотел отъехать, но вдруг на перрон входит запыхавшийся человек. Это Луи Пастер. Создатель микробиологии. Именно ему мы обязаны созданием прививки от бешенства. Теперь у нас, если нас покусает бешеная собака или лиса есть шанс выжить. Кроме всего прочего это благодаря нему сейчас на прилавках мы видим такое множество консервов. Именно Луи Пастер является создателем пастеризации и стерилизация. Вы знаете, что такое пастеризация?

Записываем в тетради:

Пастеризация – способ уничтожения микробов в жидкостях и пищевых продуктах однократным нагреванием до 80 градусов и последующим быстрым охлаждением.

В отдаление стоит группа из 3-х человек(Дженнер,Роберт Кох, Илья Мечников). Как вы думаете, что их связывает? (они занимались защитой организмов от микробов. Дженнер –вакцина от оспы, Кох-бацилла Коха и меры борьбы против эпидемий туберкулёза и лекарство против него.) А что сделал Мечников?(разработал учение о защите от микробов).

Вот мы с вами говорили о физике, биологии, медицине. А что в это время происходит с образованием? ведь не может быть так, чтобы развитие общества и науки не сказаться на системе образования в Европе и Северной Америке. Какие процессы там происходили?

    Создание светского всеобщего обязательного начального образования.

    Увеличение численности вузов, библиотек

    Знание получают не ради знаний, а ради применения их на практике

Взгляните пожалуйста на схему. Запишите её в тетрадь. Как вы думаете, что за даты там написаны? С чем они связаны?

(введения обязательного начального образования+ гос.школа в США)

4.Закрепление нового материала(4 минут).

Ребята много ли мы сегодня нового узнали об науке вы XIX веке?

Во время урока вы прослушали информацию об учёных и их достижениях в области науки.

Что вы нового о них узнали? а что знали и до сегодняшнего занятия? как эти открытия используются в наше время?

5.Инструктаж к домашнему заданию

1 )параграф 5

2)таблица(вопрос 2 после параграфа)

Научная область

Год открытия

Ученый

(годы жизни)

Физика

Майкл Фарадей

Открыл явление электромагнетизма. Это позволило приступить к созданию электродвигателя

Джеймс К. Максвелл

Разработал электромагнитную теорию света. В природу существуют невидимые электромагнитные волны, которые передают электричество в пространстве

Генрих Герц

Подтвердил существование электромагнитных волн, установил, что они распространяются со скоростью 300 тыс. км/с

А.С. Попов

Создали первый беспроволочный телеграф

Дж. Стоней

Ввел в науку термин «Электрон»

Вильгельм К. Рентген

Открыл невидимые Х-лучи. На основе этого открытия создан рентген-аппарат

Пьер Кюри и

Мария Склодовская - Кюри

Открыли радиоактивность. Доказали, что атом не является самой малой частицей и тоже делится

Естествознание

Чарльз Дарвин

Эволюционная теория происхождения человека. Предки человека – обезьяны

Луи Пастер

Создал прививки от бешенства и науку микробиологию. Его исследования послужили основой для учения об иммунитете

Медицина

Создал вакцину против оспы

Рене Лаэннек

Сконструировал стетоскоп. Это позволяло выявить туберкулез на ранней стадии развития

Роберт Кох

Открыл бациллу Коха – возбудитель туберкулеза, создал лекарства

И. Мечников

Создал учение о защите организмов от микробов

Доп. Задание сделать презентации по Параграфу 6(Художественная культура 19 века):

1)»В Гарольдовом плаще»

2)Всё сводится к деньгам

3)Его превосходительство Эжен Ругон-«хозяин Второй империи»

6.Подведение итогов. Рефлексия.

Понравилось ли вам сегодняшнее занятие?

Узнали ли вы сегодня что-нибудь новое?

Я вам сейчас раздам лучики. Напишите на них своё впечатление о сегодняшнего урока.

Вопрос 01. Объясните причины быстрого развития физики и других естественных наук в XIX в.

Ответ. Открытия в области естественных наук сразу находило практическое воплощение в новых изобретениях, которые сразу приносили славу (а также деньги), что стимулировало учёных на новые открытия и молодёжь на занятие наукой. Исследования стали требовать вложений, однако благодаря открытиям и бизнес, и государства, были заинтересованы в спонсировании именно естественных наук.

Вопрос 02. Заполните в тетради таблицу «Важнейшие научные открытия в XIX - начале XX в.». Графы таблицы: научная область, год открытия, фамилия учёного, содержание и значение открытия.

Вопрос 03. Подготовьте сообщение о каком-либо открытии. Используйте также текст документа. Какими, по вашему мнению, качествами должен обладать учёный?

Ответ. Чарльз Дарвин шёл к своему открытию долгие годы. Он путешествовал на корабле английского военно морского флота, на котором совершил кругосветное путешествие и сделал как натуралист множество наблюдений, ведь плавание продолжалось пять лет. Например, на Галапагосских островах (в Тихом океане) он изучал вьюрков. Он заметил, что при примерно одинаковой форме тела множество видов вьюрков обладают разной формой и размером клюва. Он предположил, что они произошли от одного предка, но со временем развитие разделило их на разные виды. Вернувшись, он стал изучать селекцию домашних животных, на основе которой появляются новые породы. Особенно интересовали его голуби. Самые разные расцветки этих птиц люди получали, выбирая из потомства только особей с нужными ими качествами. Дарвин предположил, что то же самое делает и природа: отбирает нужные ей качества и давая возможность организмам только с этими качествами оставлять потомство. Выводы он закрепил на примере растений. Таким образом родилась эволюционная теория Дарвина, которую он опубликовал в 1859 году. Но это был не конец истории. Далее Дарвину пришлось до конца жизни выдерживать жесточайшую полемику с противниками своей теории.

Чарльз Дарвин умел собирать материал, делать из него выводы, до которых не додумались другие, знал, как подтвердить эти выводы. У него было трудолюбие для разработки его теории, решимость для её публикации, упорство для её отстаивания и достаточное время жизни для проявления вышеперечисленных качеств. Именно это, по-моему, нужно первооткрывателям (хотя универсального набора качеств, характерных для них всех, полагаю, не существует).

Вопрос 04. Охарактеризуйте успехи медицины на рубеже XIX-XX вв. Подумайте, в чём причины этих успехов.

Ответ. Медицина в XIX века разработала вакцины от множества заболеваний, выяснила связь общественной гигиены и эпидемий. Всё это позволило гораздо лучше бороться со многими массовыми заболеваниями, заложило основы полной или почти полной победы над ними в ХХ веке. В хирургии была открыта анестезия, появился рентгеновский аппарат. Благодаря этим и многим другим открытиям раны, ранее считавшиеся смертельными теперь поддавались лечению. Во многом причины этих успехов кроются во взаимодействии с другими естественными науками. Появление микробиологии и вакцины от бешенства было бы не возможно без развития микроскопов (соответственно, оптики), рентгеновский аппарат назван именем физика потому, что был бы не возможен без его открытия, работа химиков позволяла создавать новые лекарства и т. д.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

* Антоненкова А.В. МОУ Будинская ООШ * Какие изменения произошли в развитии науки Какие причины способствовали развитию науки и научных знаний; Как эти исследования повлияли на жизнь людей Нового времени; Сегодня вы узнаете: Антоненкова А.В. МОУ Будинская ООШ

3 слайд

Описание слайда:

* Антоненкова А.В. МОУ Будинская ООШ * Причины быстрого развития наук. « Повелитель молний». Сенсации продолжаются. Революция в естествознании. Новая наука – микробиология. Успехи медицины. Развитие образования. Работаем по плану: Антоненкова А.В. МОУ Будинская ООШ

4 слайд

Описание слайда:

* Антоненкова А.В. МОУ Будинская ООШ * Работаем с таблицей Научная область Год открытия Фамилия учёного Содержание и значение открытия Антоненкова А.В. МОУ Будинская ООШ

5 слайд

Описание слайда:

* Антоненкова А.В. МОУ Будинская ООШ * Причины быстрого развития наук Почему же в XIX – начале XX века так активно начинают развиваться различные науки? Ответ на вопрос найдёте прочитав пункт 1 на стр. 39. Антоненкова А.В. МОУ Будинская ООШ

6 слайд

Описание слайда:

* Антоненкова А.В. МОУ Будинская ООШ * Причины быстрого развития наук Сама жизнь требовала познать законы и использовать их в производстве 2. Коренные изменения в сознании и мышлении людей Нового времени Антоненкова А.В. МОУ Будинская ООШ

7 слайд

Описание слайда:

* Антоненкова А.В. МОУ Будинская ООШ * В 1831 году Майкл Фарадей открыл явление электромагнитной индукции, что позволило приступить к созданию электродвигателя. Он стал членом Королевского общества. « Повелитель молний» Майкл Фарадей Антоненкова А.В. МОУ Будинская ООШ

8 слайд

Описание слайда:

* Антоненкова А.В. МОУ Будинская ООШ * В 1860-х годах он разработал электромагнитную теорию света, обобщившую результаты опытов и теоретических построений многих физиков различных стран в области электромагнитизма. « Сенсации продолжаются» Джеймс Карл Максвелл Антоненкова А.В. МОУ Будинская ООШ

9 слайд

Описание слайда:

* Антоненкова А.В. МОУ Будинская ООШ * Согласно его теории, в природе существуют невидимые волны, которые передают электричество в пространстве. Свет – разновидность электромагнитных колебаний. Максвелл с цветовым волчком в руке « Сенсации продолжаются» Антоненкова А.В. МОУ Будинская ООШ

10 слайд

Описание слайда:

* Антоненкова А.В. МОУ Будинская ООШ * В 1883 году немецкий инженер Генрих герц подтвердил существование электромагнитный волн и доказал, что никакой материальный предмет не может помешать их распространению « Сенсации продолжаются» Генрих Рудольф Герц Антоненкова А.В. МОУ Будинская ООШ

11 слайд

Описание слайда:

* Антоненкова А.В. МОУ Будинская ООШ * Герц установил, что электромагнитные волны распространяются со скоростью 300 тыс. км/с. Эти волны стали называться волнами Герца. « Сенсации продолжаются» Экспериментальный аппарат Герца 1887 года. Антоненкова А.В. МОУ Будинская ООШ

12 слайд

Описание слайда:

* Антоненкова А.В. МОУ Будинская ООШ * Голландский физик попытался объяснить электромагнитную теорию Максвелла с точки зрения атомного строения вещества « Сенсации продолжаются» Хендрик Антон Лоренц Антоненкова А.В. МОУ Будинская ООШ

13 слайд

Описание слайда:

* Антоненкова А.В. МОУ Будинская ООШ * « Сенсации продолжаются» Совершался переворот в естественно – научных представлениях человечества, формировалась новая картина мира, которая существует и сегодня Антоненкова А.В. МОУ Будинская ООШ

14 слайд

Описание слайда:

* Антоненкова А.В. МОУ Будинская ООШ * В конце 1895 года в Германии физик Вильгельм Конрад Рентген, исходя из теории Максвелла об электромагнитных волнах, открыл невидимые лучи, названные им Х – лучами. « Сенсации продолжаются» Антоненкова А.В. МОУ Будинская ООШ

15 слайд

Описание слайда:

* Антоненкова А.В. МОУ Будинская ООШ * Оставаясь невидимыми, лучи пронизывают различные предметы в разной степени. Полученное изображение можно запечатлеть на фотоплёнке. Это открытие нашло широкое применение в медицине. « Сенсации продолжаются» Рентгеновские снимки Антоненкова А.В. МОУ Будинская ООШ

16 слайд

Описание слайда:

* Антоненкова А.В. МОУ Будинская ООШ * Антуан Анри Беккерель Пьер Кюри Мария Склодовская- Кюри « Сенсации продолжаются» Эрнест Резерфорд Нильс Бор Учёные, изучающие явление радиоактивности Антоненкова А.В. МОУ Будинская ООШ

17 слайд

Описание слайда:

* Антоненкова А.В. МОУ Будинская ООШ * В 1903 году Мария и Пьер Кюри вместе с Анри Беккерелем получили Нобелевскую премию по физике «за выдающиеся заслуги в совместных исследованиях явлений радиации». Пьер и Мария Кюри В лаборатории « Сенсации продолжаются» Антоненкова А.В. МОУ Будинская ООШ

18 слайд

Описание слайда:

* Антоненкова А.В. МОУ Будинская ООШ * Переворот в естествознании произвела книга великого учёного – натуралиста Ч. Дарвина « Происхождение видов» Чарлз Дарвин « Революция в естествознании» Антоненкова А.В. МОУ Будинская ООШ

19 слайд

Описание слайда:

* Антоненкова А.В. МОУ Будинская ООШ * В 1885 году учёный спас жизнь юноше, которого 14 раз укусила бешеная собака. Он работал над получением сыворотки от бешенства. Подарил миру новую науку - микробиологию « Революция в медицине» Луи Пастер Антоненкова А.В. МОУ Будинская ООШ

20 слайд

Описание слайда:

* Антоненкова А.В. МОУ Будинская ООШ * Работал с процессом брожения, создал метод стерилизации и пастеризации различных продуктов. Разработал несколько прививок против заразных болезней. Объяснял хирургам необходимость дезинфицировать руки и инструменты перед работой. « Революция в медицине» Антоненкова А.В. МОУ Будинская ООШ

21 слайд

Описание слайда:

* Антоненкова А.В. МОУ Будинская ООШ * Английский врач, разработал первую вакцину - против оспы. Дженнер придумал вводить в организм человека как бы неопасный вирус коровьей оспы. « Революция в медицине» Эдуард Дженнер Антоненкова А.В. МОУ Будинская ООШ

22 слайд

Описание слайда:

* Антоненкова А.В. МОУ Будинская ООШ * Рене Лаэннек установил, что твёрдые тела по-разному производят звуки. Он сконструировал трубку из буковой древесины – стетоскоп. Один конец прикладывался к груди больного, а другой – к уху врача « Революция в медицине» Первые стетоскопы Антоненкова А.В. МОУ Будинская ООШ

23 слайд

Описание слайда:

* Антоненкова А.В. МОУ Будинская ООШ * Немецкий микробиолог, открыл бациллу сибирской язвы, холерный вибрион и туберкулёзную палочку. За исследования туберкулёза награждён Нобелевской премией по физиологии и медицине в 1905 году. « Революция в медицине» Генрих Герман Роберт Кох Антоненкова А.В. МОУ Будинская ООШ

24 слайд

Описание слайда:

* Антоненкова А.В. МОУ Будинская ООШ * Российский и французский биолог (зоолог, эмбриолог, иммунолог, физиолог и патолог). Один из основоположников эволюционной Эмбриологии,фагоцитоза и внутриклеточного пищеварения, создатель сравнительной патологии воспаления. Лауреат Нобелевской премии в области физиологии и медицины (1908). « Революция в медицине» Антоненкова А.В. МОУ Будинская ООШ

25 слайд

Описание слайда:

* Антоненкова А.В. МОУ Будинская ООШ * « Развитие образования» Прочитайте самостоятельно пункт «Развитие образования» на стр. 44-45 и ответьте на вопрос « Как в разных государствах происходило развитие образования?» Антоненкова А.В. МОУ Будинская ООШ

26 слайд

Описание слайда:

* Антоненкова А.В. МОУ Будинская ООШ * Подведём итог урока Соотнесите учёного и его изобретение 1 Майкл Фарадей А Невидимые Х - лучи 2 Джеймс Максвелл Б Электромагнитные волны 3 Генрих Герц В Открытие радиоактивности 4 Вильгельм Рентген Г Вакцина от бешенства 5 Пьер и Мария Кюри Д Открытие электромагнетизма 6 Чарлз Дарвин Е Возбудитель туберкулёза 7 Луи Пастер Ж « Происхождение видов» 8 Роберт Кох З Электромагнитная теория света Антоненкова А.В. МОУ Будинская ООШ

27 слайд

Описание слайда:

* Антоненкова А.В. МОУ Будинская ООШ * Домашнее задание: § 4, вопросы, записи в тетради. Антоненкова А.В. МОУ Будинская ООШ

28 слайд

Описание слайда:

29 слайд

Описание слайда:

30 слайд

Описание слайда:

Беккерель, Антуан Анри, французский физик, лауреат Нобелевской премии по физике и один из первооткрывателей радиоактивности. В 1896 г. Беккерель открыл радиоактивность во время работ по исследованию фосфоресценции в солях урана. Склодовская-Кюри, Мария, учёный-экспериментатор, педагог,общественный деятель. Лауреат Нобелевской премии: по физике (1903) и по химии (1911), первый дважды нобелевский лауреат в истории. Открыла элементы радий и полоний.

31 слайд

Описание слайда:

Пьер Кюри́ - французский учёный-физик, один из первых исследователей радиоактивности, член Французской Академии наук, лауреат Нобелевской премии по физике за 1903 год. В возрасте 16 лет получил ученую степень бакалавра Парижского университета, а спустя еще два года стал лиценциатом физических наук. С 1878 работал вместе со старшим братом Жаком в минералогической лаборатории Сорбонны. Вдвоем они открыли пьезоэлектрический эффект. Томсон Джозеф Джон дал объяснение непрерывного спектра рентгеновского излучения, установил природу положительных ионов, предложил первую модель строения атома. В 1911 г. он разработал метод парабол для измерения отношения заряда частицы к её массе, который сыграл большую роль в исследовании изотопов. Пьер Кюри и Мария Склодовская-Кюри. Фотография.

32 слайд

Описание слайда:

Планк Макс, немецкий физик-теоретик, основоположник квантовой физики. Лауреат Нобелевской премии по физике (1918) и других наград Резерфорд, Эрнест Известен как «отец» ядерной физики, создал планетарную модель атома. Лауреат Нобелевской премии по химии 1908 года.

33 слайд

Описание слайда:

Нильс Хенрик Давид Бор - датский физик-теоретик и общественный деятель, один из создателей современной физики. Лауреат Нобелевской премии по физике (1922). Член Датского королевского общества (1917) и его президент с 1939. Был членом более чем 20 академий наук мира, в том числе иностранным почётным членом АН СССР (1929; членом-корреспондентом - с 1924). Бор создатель первой квантовой теории атома и активный участник разработки основ квантовой механики. Он также внёс значительный вклад в развитие теории атомного ядра и ядерных реакций, процессов взаимодействия элементарных частиц со средой.

34 слайд

Описание слайда:

В XIX веке медицина стала окончательно сложившийся наукой. Значительно улучшились такие показатели, как средняя продолжительность жизни и снижение заболеваемости. Французский госпиталь 19 века. Реконструкция. /

35 слайд

Описание слайда:

Научные успехи медицины: Анатомия к XIX веку по развитию уже практически соответствовала современному уровню, поэтому основной исследовательский интерес был направлен на изучение анатомии тканей. В то время было совершено множество открытий, позволяющих объяснить те или иные заболевания, происходящие в тканях. В физиологии активно изучалось строение отдельных структур головного мозга, нервной дуги, органов чувств, пищеварительной и дыхательной систем, работы сердца и других механизмов. Открыт процесс передачи нервного импульса и многое другое. Стал широко использоваться метод опытов на животных. Успехам биологии во многом поспособствовала теория эволюции Чарльза Дарвина. Предложена клеточная теория строения живых организмов. Зародилось понятие генетики, предложены ее основные законы. Не отставала и химия: в 1869 году Д.И. Менделеевым был открыт периодический закон химических элементов и создана их система (таблица). Большие успехи произошли в изучении инфекционных заболеваний. Развивалась фармакология. XIX век стал веком крупнейших открытий в области хирургии.

36 слайд

Описание слайда:

Луи́ Пасте́р - французский микробиолог и химик, член Французской академии (1881). Пастер, показав микробиологическую сущность брожения и многих болезней человека, стал одним из основоположников микробиологии и иммунологии. Его работы в области строения кристаллов и явления поляризации легли в основу стереохимии. Также Пастер поставил точку в многовековом споре о самозарождении некоторых форм жизни в настоящее время, опытным путем доказав невозможность этого. Его имя широко известно в ненаучных кругах благодаря созданной им и названной позже в его честь технологии пастеризации. Луи Пастер (1822 – 1895 гг.)

37 слайд

Описание слайда:

Генрих Герман Роберт Кох - немецкий микробиолог. Открыл бациллу сибирской язвы, холерный вибрион и туберкулёзную палочку. За исследования туберкулёза награждён Нобелевской премией по физиологии и медицине в 1905 году. Генрих Герман Роберт Кох (1843 - 1910 гг.)

38 слайд

Описание слайда:

Вильге́льм Ко́нрад Рентге́н (Рёнтген) - выдающийся немецкий физик, работавший в Вюрцбургском университете. С 1875 профессор в Хоэнхайме, 1876 профессор физики в Страсбурге, с 1879 в Гиссене, с 1885 в Вюрцбурге, с 1899 в Мюнхене. Первый в истории физики лауреат Нобелевской премии (1901). Вильгельм Кондрат Рентген (1845 – 1923 гг.)

39 слайд

Описание слайда:

Зи́гмунд Фрейд (полное имя Сигизмунд Шломо Фрейд) - австрийский психолог, психиатр и невролог. Зигмунд Фрейд наиболее известен как основатель психоанализа, который оказал значительное влияние на психологию, медицину, социологию, антропологию, литературу и искусство XX века. Воззрения Фрейда на природу человека были новаторскими для его времени и на протяжении всей жизни исследователя не прекращали вызывать резонанс в научном сообществе. Интерес к теориям учёного не угасает и в наши дни. Несмотря на то, что влияние идей и личности Фрейда на психологию неоспоримо, многие исследователи считают его труды интеллектуальным шарлатанством. Зигмунд Фрейд (1856 – 1939 гг.)

40 слайд

Описание слайда:

Томас Хант Морган - американский биолог, один из основоположников генетики, председатель Шестого Международного конгресса по генетике в Итаке, Нью-Йорк (1932). Лауреат Нобелевской премии по физиологии и медицине 1933 года «За открытия, связанные с ролью хромосом в наследственности». Томас Морган и его ученики (Г. Дж. Меллер, А. Г. Стертевант и др.) обосновали хромосомную теорию наследственности; установленные закономерности расположения генов в хромосомах способствовали выяснению цитологических механизмов законов Грегор Менделя и разработке генетических основ теории естественного отбора. Томас Хант Морган (1866 – 1945 гг.)

41 слайд

Описание слайда:

Чарлз Ро́берт Да́рвин - английский натуралист и путешественник, одним из первых осознал и наглядно продемонстрировал, что все виды живых организмов эволюционируют во времени от общих предков. В своей теории, первое развёрнутое изложение которой было опубликовано в 1859 году в книге «Происхождение видов», основной движущей силой эволюции Дарвин назвал естественный отбор и неопределённую изменчивость. Роль силы, формировавшей понимание Дарвином изменяющихся природных условий в качестве движущей силы естественного отбора, сыграл искусственный отбор, достигший к тому времени значительного развития в английском сельском хозяйстве и сделавший привычным взгляд на одомашненных животных и одомашненные растения как на результат такого отбора. Чарлз Роберт Дарвин (1809 – 1882 гг.)

42 слайд

Описание слайда:

Существование эволюции было признано большинством учёных ещё при жизни Дарвина, в то время как его теория естественного отбора как основное объяснение эволюции стала общепризнанной только в 30-х годах XX-го столетия с появлением синтетической теории эволюции. Идеи и открытия Дарвина в переработанном виде формируют фундамент современной синтетической теории эволюции и составляют основу биологии, как обеспечивающие логическое объяснение биоразнообразия. Ортодоксальные последователи учения Дарвина развивают направление эволюционной мысли, носящее его имя (дарвинизм). Подпись Ч. Дарвина

43 слайд

Описание слайда:

Джордж Стефенсон (9 июня 1781, Уилэм, - 12 августа 1848, Честерфилд, графство Дербишир) - английский изобретатель, инженер-механик. Всемирную известность приобрёл благодаря изобретённому им паровозу. Считается одним из «отцов» железных дорог. Выбранная им ширина колеи рельсового пути, равная 1435 мм (4 фута 8½ дюймов, так называемая «Стефенсоновская» или «нормальная колея»), стала самой распространённой в Западной Европе и до сих пор является стандартом на железных дорогах многих стран мира.

44 слайд

Описание слайда:

Роберт Фултон В школе юный Роберт не блистал успехами, предпочитая проводить свободное время в местных оружейных мастерских, занимаясь рисованием, черчением и изготовлением фейерверков. В возрасте 12 лет Роберт увлёкся паровыми двигателями, а уже в 14 лет - успешно испытал свою лодку, оснащённую колёсным движителем на ручном приводе.