Самоуправление в школьном коллективе. Самоуправление как условие формирования активной жизненной позиции учащихся в школьном коллективе

4. Формирование дисциплинорованности

Литература:

2. Аникеева Н. П. Психологический климат в коллективе. - М.: Просвещение, 1989. – 223с.

3. Гордин Л.Ю. Организация классного коллектива. - М.: Просвещение, 1984. – 175с.

4. Донцов А.И. Психология коллектива (Методологические проблемы исследования): Учебное пособие для студентов вузов, обуч. по специальности «Психология». - М.: МГУ, 1984.- 208с.

5. Иванов И. П. Методика коммунарского воспитания: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1990. – 143с.

6. Иванов И. П. Энциклопедия коллективных творческих дел. – М.: Педагогика, 1989. – 206с.

7. Козлов И.Ф. Педагогический опыт А.С. Макаренко: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1987. – 258с.

8. Лихачев Б. Т. Педагогика: Курс лекций: Учебное пособие для студентов вузов. - М.: Прометей, 1993. - 526 с.

9. Лутошкин А. Н. Эмоциональные потенциалы коллектива. - М.: Педагогика, 1988. – 125с.

10. Макаренко А. С. Коллектив и воспитание личности / Сост. В.В. Кумарин. – М.: Педагогика, 1972. - 336 с.

11. А.С.Макаренко // Российская педагогическая энциклопедия. В 2 т. Т. 1. / Под ред. В.В. Давыдова. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. – С. 536 - 538.

12. Максимов В.Г. Педагогическая диагностика в школе: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: Академия, 2002. – 272с.

13. Мудрик А. В. Личность школьника и ее воспитание в кол­лективе. - М.: Знание, 1983. - 96 с.

14. Мудрик А. В. Общение в процессе воспитания: Учебное пособие для вузов / А.В. Мудрик. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 319с.

15. Мудрик А. В. Общение как фактор воспитания. - М.: Педагогика, 1984. – 111с.

16. Новикова Л.И. Коллектив // Российская педагогическая энциклопедия. В 2 т. Т. 1. / Под ред. В.В. Давыдова. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. – С. 450- 451.

17. Новикова Л. И. Педагогика детского коллектива: Вопро­сы теории. - М.: Педагогика, 1978.- 143с.

18. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учебник для студентов высших и средних учебных заведений / С.А.Смирнов, И.Б. Котова,

Е.Н. Шиянов и др.; Под ред. С.А. Смирнова. – М.: Академия, 2000. – 512с.

19. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов педагогических вузов: В 2 кн. - М.: Владос, 1999. – Кн. 2: Процесс воспитания. - 256 с.

20. Рожков М.И. Организация воспитательного процесса в школе: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / М.И. Рожков, Л.В. Байбородова. - М.: Владос, 2001. – 256с.

21. Ситаров В.А. Психология и педагогика ненасилия в образовательном процессе: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / В.А. Ситаров, В.И. Маралов; Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2000.- 216с.

22. Смирнов В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. - М.: Педагогическое общество России, 2000. - 416 с.

23. Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива. - М.: Просвещение, 1981. – 192с.

24. Уманский Л. И. Психология организаторской деятельно­сти школьников: Учебное пособие для педагогических институтов. - М.: Просвещение, 1980.- 160с.

25. Фридман Л.М. Изучение личности учащегося и ученических коллективов / Л.М.Фридман, Т.А. Пушкина, И.Я. Каплунович. - М.: Просвещение, 1988. - 207 с.

В процессе подготовки к данному занятию важно сформировать собственное критическое отношение к проблеме «личность – коллектив», опираясь на изученные теоретические вопросы. Необходимо знать отличительные признаки высокоразвитого ученического коллектива от других коллективов. Особое внимание обратите на структуру детского коллектива, формальные и неформальные отношения в нем. Студент должен уметь характеризовать собственную студенческую группу: тип, стадию развития; уметь предложить способы дальнейшего развития группы и ее сплочения. Важно свободно владеть методикой социометрии, проводить ее в собственной студенческой группе и в дальнейшем в ученической группе в период педагогической практики. При выполнении заданий для самостоятельного осмысления и обсуждения на практическом занятии №№ 10, 11 воспользуйтесь литературными источниками №№ 12, 25.

ТЕМА 6. МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ

Занятие 1 - 2 часа

ПЛАН

1. Понятие метода, средства, приема воспитания.

2. Условия, определяющие выбор методов воспитания.

3. Классификации методов воспитания.

4. Методы формирования сознания личности.

5. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения.

6. Методы стимулирования поведения и деятельности.

Вопросы и задания для самостоятельного осмысления и обсуждения

На практическом занятии

1. В чем состоит сущность метода воспитания?

2. Какова взаимосвязь понятий «средство», «метод», «прием» воспитания?

3. Укажите условия, определяющие выбор методов воспитания.

4. Что такое классификация методов воспитания? Назовите известные вам классификации методов воспитания.

5. Из перечисленных понятий выберите те, которые обозначают методы формирования сознания личности: 1. Авторитет учителя; 2. Этические беседы; 3. Рассказ; 4. Лекция; 5. Общественное мнение; 6. Наказание; 7. Соревнование; 8. Гласность; 9. Разъяснение; 10. Объяснение; 11. Увещевание; 12. Внушение; 13. Поручение; 14. Инструктаж; 15. Пример; 16. Справедливость; 17. Нотация; 18. Контроль; 19. Диспут; 20. Доклад.

6. Охарактеризуйте методы формирования сознания личности. Каковы условия их педагогической эффективности?

7. Назовите методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения.

8. Что такое педагогическое требование? Какие виды требований Вы знаете? Какие условия необходимо учитывать при использовании педагогического требования?

9. В чем сущность метода упражнений? Что такое прямые и косвенные упражнения? Приведите примеры таких упражнений.

10. От чего зависит эффективность упражнений?

11. В чем сущность приучения? Назовите условия эффективного применения названного метода.

12. Что такое поручение? Охарактеризуйте данный метод воспитания.

13. Что такое метода воспитывающих ситуаций? Чем отличаются естественные и искусственные ситуации? Создавали ли Вам классные учителя воспитывающие ситуации? Приведите примеры.

14. Перечислите методы стимулирования?

15. Что такое поощрение? На чем строится воспитательный механизм метода поощрения?

16. Назовите виды поощрения. Какие ошибки могут предостерегать педагога при использовании поощрения?

17. Что такое наказание? Какие наказания Вы считаете возможным использовать в школе?

18. Назовите педагогические условия, определяющие эффектив­ность метода наказания.

19. В чем сущность соревнования? Каковы важнейшие педагогические условия организации метода соревнования в детской среде?

20. Что такое субъективно-прагматический метод воспитания? Почему в современных условиях этот метод становится актуальным?

22. Чем отличается определение системы методов воспитания с позиции авторитарной и гуманистической педагогики?

Тема доклада

1. Перевоспитание

Литература:

1. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. – Минск: Университетское, 1990. – 559с.

2. Коджаспирова Г.М. Педагогика в таблицах и схемах / МГОПИ. – М.: Альфа, 1993. – 93с.

3. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей /В.И. Журавлев, П.И. Пидкасистый, М.Л. Портнов и др.; Под. ред. П.И.Пидкасистого. – М.: Российское педагогическое агентство, 1996. – 604 с.

4. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов педагогических вузов: В 2 кн. - М.: Владос, 1999. – Кн. 2: Процесс воспитания. - 256 с.

5. Поляков С.Д. Психопедагогика воспитания: Опыт популярной монографии с элементами учебного пособия и научной фантастики. – М.: Новая школа, 1996. – 158с.

6. Реан А.А. Психология и педагогика / А.А.Реан, Н.В.Бордовская, С.И.Розум. – СПб.: Питер, 2000. – 432с.

7. Рожков М.И. Организация воспитательного процесса в школе: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / М.И. Рожков, Л.В. Байбородова. - М.: Владос, 2001. – 256с.

8. Сухомлинский В. А. Как воспитать настоящего человека: Педагогические наследия. – М.: Педагогика, 1989.- 286с.

9. Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 250с.

Работа над заданиями для самостоятельного осмысления требует основательной и серьезной теоретической подготовки. Необходимо давать характеристику различным методам воспитания, знать условия эффективного их применения, а также ошибки, которые могут возникать при их использовании; выработать собственное отношение к методам воспитания. На данном практическом занятии студенту необходимо научиться моделировать педагогические ситуации с различными методами воспитания, видеть их результат. Важно знать отличия системы методов воспитания с позиции авторитарной и гуманистической педагогики.

Воспитательный коллектив и его влияние на развитие личности

Слово коллектив происходит от двух латинских слов clligo – «объединяю» и collectivus – «собирательный». Таким образом, коллектив – объединение, в данном случае, людей. Воспитательный коллектив – специально организованная совокупность людей, направляющих свои усилия на достижение воспитательных целей. В условиях существования коллектива неизменно возникают отношения между людьми. Они могут носить личный и деловой характер, но, в любом случае, основываются на совместной деятельности. От взаимоотношений в коллективе зависит успешность процесса воспитания, и, педагог должен стремиться сформировать в коллективе взаимное уважение, совместное стремление к общей цели, способность к продуктивному сотрудничеству, организованность и слаженность действий, способность к самоуправлению. Частью воспитательного коллектива является ученический коллектив, включающий, в отличие от воспитательного, лишь воспитанников. Ученический коллектив отличается от других рядом признаков:

1) общая социально значимая и общественно оправданная цель;

2) совместная организованная активная деятельность, ответственность за ее результаты;

3) моральное единство, подразумевающее общие оценки и переживания;

4) организованное самоуправление коллектива.

Хорошо организованный и устойчивый коллектив отличается так же взаимной поддержкой его членов, пониманием, ответственностью за других участников коллектива, налаженным эмоциональным контактом, доброжелательностью. Члены такого коллектива чувствуют себя уверенно, им всегда есть на кого опереться, у кого попросить помощи, помогая другим, они повышают ощущение собственной значимости, что является стимулом для поддержания и развития, как коллективных отношений, так и личностных качеств. Попадая в такой коллектив, человек стремиться сформировать в себе такие же качества, которые присущи большинству членов коллектива, стать его полноправным членом, вступить в соревнование с другими людьми за право получения определенного статуса в коллективе. Все это побуждает человека к самосовершенствованию, развитию, проявлениям волевых усилий, борьбе с трудностями. Для регуляции отношений и деятельности в коллективе выбираются органы управления – лидеры, способные организовать и направить в нужное русло деятельность всего коллектива, являющиеся уважаемыми и авторитетными членами коллектива. Для создания сплоченного, целостного коллектива необходимо проводить постоянные работы по включению его членов в совместную деятельность разного характера, стимулировать развитие деловых и личных отношений внутри коллектива, развивать общие интересы и заинтересованность в совместных мероприятиях, создание традиций общества.



Воспитание ученического коллектива имеет свои особенности. Процесс такого воспитания должен включать постоянные беседы на темы коллективизма, организацию трудовой, внеклассной и культурно-массовой деятельности, направленной на сплачивание воспитанников. Создание и воспитание ученического коллектива начинается с умелого предъявления требований воспитанникам. Оно подразумевает четкое и понятное объяснение норм и правил поведения, тактическое отношение к воспитанникам, организацию выполнения упражнений, в результате которых ученики приобретают навыки правильного поведения, соблюдение меры предъявляемых требований, но при этом нельзя и занижать их, соотношение требований с ситуацией в коллективе в настоящее время, формирование положительного отношения к предъявляемым требованиям. Коллективное воспитание должно быть направлено на постоянный прогресс, только тогда оно принесет пользу развитию личности его членов. Торможение развития коллектива ведет к его ослаблению и распаду. Во избежание этого педагог должен постоянно ставить перед коллективом новые интересные и все более усложняющиеся задачи, поддерживая, таким образом, заинтересованность в совместной деятельности и существовании коллектива. Добиваясь все больших коллективных успехов, члены коллектива осознают личную выгоду от его существования, чувствуют себя сильными и способными, благодаря тому, что являются его членами. Выдвижение перед коллективом постоянных перспектив основывается на психологической особенности человека строить планы на будущее, прогнозировать результат своих усилий, что рождает мотивацию к осуществлению активной деятельности, направленную на достижение цели. Перспективами коллектива может выступать проведение различных соревнований, олимпиад, творческих и предметных мероприятий. Существенным фактором развития и зрелости коллектива является формирование здорового общественного мнения. Общественное мнение – это способность коллектива к единой оценке процессов и явлений, возникающих в нем и соответствующая реакция на них. Если члены коллектива стремятся к устранению его недостатков, усилению слабых сторон, сообща решают эти вопросы, то можно говорить о существовании в коллективе здорового общественного мнения. А. С. Макаренко отмечал наличие явления «параллельного действия» в коллективе, обладающем здоровым общественным мнением: всякое внешнее воздействие на коллектив оказывает воспитательное влияние на отдельных его членов и, наоборот, воздействие на отдельного воспитанника влияет на весь коллектив. При достижении коллективом такого состояния он выступает полноценным субъектом воспитания и функционирует как хорошо организованная социальная система.

Личность и коллектив Отношения в коллективе строятся, по А.Макаренко, на принципе ответственной зависимости. Коллективистские отношения определяются прежде всего отношением каждого к общим ценностям, целям и деятельности, они проявляются в способности каждого руководить и подчиняться во имя общих дел. Это отношения преимущественно делового сотрудничества. Наряду с ними есть отношения межличностные - это отношения избирательного характера, основанные на взаимной симпатии, интересах, дружбе, чувствах. В отечественной науке и практике приоритет отдавался коллективистским отношениям и недооценивалось богатство межличностных отношений. Это, а также идеологический постулат о подчинении личности интересам общества ведет к отрицательным последствиям: конформности личности, безынициативности, подавлению индивидуальности. Это тем более так, что в практике меньшая часть групп учащихся достигает высокой стадии развития коллектива.

Поэтому теорию и методику коллективного воспитания следует видеть в исторической перспективе. Наряду с развитием коллективистских отношений учителю следует заниматься индивидуальным воспитанием и формировать у детей психологические знания и умения взаимодействовать, эмпатию, культуру общения, взаимоуважение, культуру межличностных отношений. Для этого нужно использовать не только педагогические методы, но и психологические, психотерапевтические методики: ролевые игры, анализ ситуаций, групповые дискуссии. Такой подход обогащает теорию коллектива и снижает негативный эффект коллективного воспитания, проявляющийся при его догматизации.

Школа - это маленькое государство, которое будет процветать,

если каждый его житель научится нести ответственность за общее дело.

Развитие ученического самоуправления является одним из основных направлений воспитательной системы школы. Самоуправление способствует формированию саморазвивающейся личности, воспитывает у школьников гражданственность, стимулирует ребенка к социальному творчеству, умению совершенствовать себя в интересах общества.

Потребность детей в самореализации, мобильность педагогического коллектива, демократический стиль управления - отправная точка развития ученического самоуправления в школе. Процесс полноценного развития ученического самоуправления обязательно должен сопровождаться осознанной поддержкой педагогического и родительского коллективов школы. В работе с детским коллективом по развитию ученического самоуправления руководитель школы, его заместители, педагоги, классные руководители и родители выполняют особо важные функции - функции сотрудничества и воодушевления, сплочения и поддержки, организации и вдохновения.
В современной теоретической и методической литературе нет единого мнения в определении термина "школьное самоуправление". Более того, большинство авторов, рассматривающих ученическое самоуправление, пишут о нем как о само собой разумеющемся. Поэтому теоретики и практики часто по-разному воспринимают одни и те же педагогические факты, явления или одним и тем же термином называют разные понятия. Речь идет о таких понятиях как "самоуправление", "ученическое школьное самоуправление", "соуправление" и др. Разнотолкование, возможно, - одна из причин того, что работники школ, методических учреждений и органов народного образования затрудняются определить сущность самоуправления, его назначение и функции в жизни школы.

В частности, одни доказывают необходимость утверждать в школе только административное руководство ученическим коллективом, другие утверждают, что следует развивать не самоуправление, а соуправление, третьи делают попытку подменить ученическое самоуправление общественным самоуправлением школы.
Да и сам термин "самоуправление" трактуется по-разному. В "Педагогической энциклопедии" самоуправление рассматривается как участие детей в управлении и руководстве делами своего коллектива. Не отрицая этого, многие педагоги делают акцент на разных словах. Одни за основу берут руководство коллективом и рассматривают самоуправление как часть системы управления. Другие понимают самоуправление как форму организации коллективной жизни. Третьи - как возможность учащихся реализовать свое право на активное участие в управлении всеми делами школы.

Наше понимание места ученического самоуправления в структуре школы основано на следующих положениях:

Закон «Об образовании» определяет два принципа управления образовательным учреждением: единоначалие и самоуправление - и даёт право на участие в управлении образовательным учреждением (то есть, право на самоуправление) педагогам, родителям и учащимся. Закон предлагает открытый перечень форм школьного самоуправления и относит определение компетенции органов самоуправления к вопросам, которые должны быть отражены в уставе школы.

Таким образом, самоуправление является формой управления школой. Наряду с властью директора (единоначалие), в школе должна существовать власть учеников, педагогов и родителей (самоуправление). Границы власти субъектов школьного управления определяются уставом школы и соответствующими ему локальными актами. Формы этой власти – конкретные органы самоуправления – может выбирать само учебное заведение. Органы самоуправления бывают «совместными», с участием и педагогов, и родителей, и учеников – например, совет школы, либо «раздельными» – например, ученический совет с участием выборных представителей обучающихся. Органы школьного самоуправления, сформированные учениками, принято называть органами ученического самоуправления.

Главный смысл самоуправления состоит в том, что с его помощью участники школьной жизни получают возможность влиять на школьную политику – как через участие в принятии решений, которыми руководствуется администрация учебного заведения, так и через собственную активность в управлении внутришкольными процессами. Самоуправление делает школьную жизнь предметом совместного творчества всех её участников.

Часто на ученическое самоуправление ошибочно проецируют принципы и методы работы «старой доброй» пионерской организации. Мол, самоуправление – это штабы, дежурства по школе, культмассовые мероприятия и т. п. В том числе, считают совершенно естественным, что орган ученического самоуправления имеет над учениками власть, как в прежние времена совет дружины над пионерами. Нет, самоуправление – это не пионерская организация. Школьники не дают органам самоуправления права собою командовать – они дают выборным органам самоуправления право представлять их интересы в управлении школой.

Самоуправление учащихся выражается в самостоятельности проявлять инициативу, принимать решения и реализовывать их в интересах своего коллектива или организации.

Самоуправление осуществляется благодаря самоанализу, самооценке и самокритике, сделанными по отношению к своей деятельности или организации. Как правило, в повседневной деятельности самоуправление проявляется в планировании деятельности коллектива, организации этой деятельности, в анализе своей работы, подведении итогов сделанного и принятии решений.

Организация ученического самоуправления требует от педагогов немалых усилий. Самоуправление невозможно внедрить административным путем, также оно не возникает стихийно. Необходимо стимулировать самоуправление, обучая учащихся, вызывая у них потребность в саморегулировании. Истинное детское самоуправление заключается не в копировании управления взрослых и не в игре в школьную администрацию, а в том, чтобы дети приобретали личный опыт демократических отношений и навыки его осмысления. Взрослые не должны организовывать для ребят интересную жизнь. Задача педагогов – строить жизнь вместе с ними, предоставляя им всё больше самостоятельности, расширяя сферу ученического самоуправления, которая вначале будет довольно узкой. Классный руководитель - не наставник, а друг и помощник, способный проникнуться идеями ребят, поддержать и способствовать их осуществлению, понимать, что нужно детям. Это тот же член коллектива, только старше по возрасту и, соответственно, обладающий большими знаниями и опытом.

Далеко не каждому педагогу под силу организовать коллективную деятельность. Чтобы не получилась видимость коллективной работы, надо, чтобы её результаты анализировали и оценивали сами дети. Тогда и будет формироваться чувство, что они хозяева школы (сами придумали, сами сделали, сами пользуемся сделанным). Постепенно сфера педагогического руководства переместится из области деятельности в область отношений между отдельными детьми, группами детей, первичными детскими коллективами.

В процессе ученического самоуправления важно одно условие: определять для себя цели, перспективы. Составлять программы их достижения должны сами школьники. А чтобы планы, придуманные и одобренные детьми, не стали формальностью, важно педагогу не поддаться искушению навязать своё мнение.

Самоуправление как средство развития и саморазвития личности школьника формируется в три этапа:

1. Этап воздействия (личность получает удовлетворение от совместной деятельности, формируются активные группы).

2. Этап взаимодействия (пробуждение интересов личности к управленческой деятельности, создание ученического и школьного самоуправления).

3. Этап соразвития (ориентация на личность, создание целостной социально-интегративной модели самоуправления).

На первом этапе (этапе воздействия) важно вовлечь школьников в классные активы. Параллельно возникает необходимость создания актива школы, в состав которого входили главы старших классов. В начале учебного года избирается новый актив школы и актив класса. Дети сами определяют себе лидеров. Обучающимся предлагается широкий выбор видов деятельности (познавательная, трудовая, спортивная, творческая) и сфер деятельности (организаторская, исполнительская). Активом школы разрабатывается план внеклассных школьных дел. Один раз в месяц проводятся заседания актива, где обсуждаются вопросы школьной жизни, планируются школьные мероприятия, анализируется проделанная работа. Для расширения кругозора детей и ознакомления их с новыми формами и видами деятельности еженедельно проводится учеба актива школы.

На этапе взаимодействия осуществляется пробуждение интересов личности к управленческой деятельности, осознание того, что в жизни существует порядок, который поддерживается специальной управленческой деятельностью. На этом этапе возникает необходимость создания новой структуры самоуправления, включающей в себя ученическое и школьное самоуправление.

При переходе к третьему этапу (этапу соразвития) ставится задача пробуждения ответственности самой личности за то, чем она является. Значимым становится развитие умения формулировать и решать не только собственные проблемы, но и общественные.

Участвуя в деятельности органов детского самоуправления, школьники включаются в разностороннюю внеурочную деятельность, деловое общение со взрослыми на равноправной основе, вовлекаются в практику гражданского поведения и социальной деятельности. В рамках школьного самоуправления дети получают возможность влиять на содержание образования, на процесс разработки, принятие и реализации локальных нормативно-правовых актов школы, отстаивать свои права и интересы в ней, удовлетворенность актуальные потребности в самовыражении, самоутверждении и самореализации. С помощью ученического самоуправления создаются условия, способствующие непрерывному личностному росту каждого школьника.

Формы школьного самоуправления .

Формы школьного самоуправления можно разделить на четыре группы.

1. К ученическому самоуправлению относятся органы школьного самоуправления, созданные учениками. Это означает, что такие органы формируют ученики из числа учеников. Соответственно, ученическое самоуправление выражает интересы учеников. Формами ученического самоуправления могут быть ученическая конференция, ученический совет, ученическое собрание класса, правозащитная приёмная и мн. др.

2. К родительскому самоуправлению относятся органы школьного самоуправления, созданные родителями. Наиболее распространены такие формы родительского самоуправления, как родительские комитеты. Но в школе могут работать и иные формы родительского самоуправления.

3. К педагогическому самоуправлению относятся органы школьного самоуправления, созданные педагогами. Как правило, наиболее распространённым органом педагогического самоуправления является педсовет.

4. К общешкольному самоуправлению относятся органы школьного самоуправления, созданные совместно учениками, педагогами и родителями. Эти органы самоуправления должны согласовывать интересы всех участников школьной жизни и поэтому, как правило, имеют полномочия принимать решения, имеющие общешкольное значение. Наиболее распространённой формой общешкольного самоуправления является Совет школы. Также в школе могут существовать формы самоуправления, созданные совместно не тремя, а двумя сторонами: например, учениками и родителями.

В каждой школе самоуправление может быть представлено различными формами. Например, в одной школе может работать только ученическое самоуправление, а в другой школе - формы самоуправления всех четырех групп.
Самоуправление - это не соподчинённая структура: у каждой формы самоуправления - свои полномочия.
В структуре самоуправления нет жёсткой соподчиненности. Нельзя говорить, что школьный совет - главнее ученического совета. У каждого из этих органов должны быть свои полномочия и свой круг вопросов, на решение которых они могут влиять. Совет школы не может командовать ученическим советом. Органы школьного самоуправления могут работать вне зависимости друг от друга.

Вместе с тем, органы школьного самоуправления могут взаимодействовать. Так, на наш взгляд, при формировании Совета школы, представителей учеников, родителей и педагогов должны направлять органы ученического, родительского и педагогического самоуправления. Это позволит педагогам, ученикам и родителям вносить на рассмотрение Совета школы вопросы, в решении которых они заинтересованы, а представители в Совете школы будут более эффективно отстаивать интересы своих избирателей.

Органы самоуправления можно разделить на представительские и исполнительные. Представительские органы самоуправления - это органы, которые имеют полномочия представлять интересы тех, кто их избрал (учеников, педагогов, родителей). Эти органы могут быть только выборными. Они имеют право от имени своих избирателей влиять на принятие тех или иных школьных решений.

Исполнительные органы самоуправления не имеют права представлять интересы участников школьной жизни. Они, следовательно, могут не избираться, а комплектоваться по добровольческому принципу. В них приходят люди, заинтересованные в решении той или иной школьной проблемы. Эти органы самоуправления не могут участвовать в принятии решений. Но они могут оказывать существенное влияние на школьную жизнь: управлять школьными процессами не за счет полномочий, а за счет своих возможностей. Например, школьная правозащитная приёмная может защищать права учеников, и тем самым влиять на ситуацию с соблюдением прав человека в школе. Исполнительные органы не решают, а влияют.

Структура органов самоуправления должна быть гибкой и вариативной, учитывать периодическую отчётность и сменяемость актива, непрерывность и систематичность в его работе, специфику, возможности и традиции каждого конкретного класса, этапы его развития, основываться на взаимодействии разных органов. Класс является основным структурным элементом и одновременно базой для формирования системы ученического самоуправления. Класс представляет собой постоянное формирование детей, подростков, юношества. Он является первичным коллективом учебного заведения, ее структурным элементом и центром воспитания подрастающего поколения. Важно отметить то, что класс является основой ученического самоуправления, так как задача общешкольных органов самоуправления состоит в аккумулировании и консолидации усилий первичных коллективов.

Самоуправление в классе, в свою очередь, формируется путем функционирования микроколлективов, которые представляют собой звенья, содружества, товарищества, состоящие из 6-8 учащихся. Именно данные микрогруппы являются постоянным движущим рабочим коллективом класса, чья основная задача сводится к проведению индивидуальной работы с каждым учеником с учетом его склонностей и интересов.

Высшим органом классного коллектива является собрание, посредством которого обеспечивается каждому ученику право участия в обсуждении и принятии решений по вопросам деятельности школьного коллектива. Структура классного самоуправления также немыслима без исполнительных органов, в качестве которых обычно выступают: совет класса, ученический совет, ученический комитет. При исполнительных органах формируются постоянные подразделения для организации познавательной, трудовой, социальной, культурно-массовой, спортивной работы и т. н.

Коллектив, основанный на принципах самоуправления, - это цельный организм, живущий по своим законам, постоянно развивающийся, деятельность которого подчинена общей, интересной для всех цели, к которой можно приблизиться только тогда, когда сам придумываешь, сам и осуществляешь задуманное, надеясь только на самого себя.

СТРУКТУРА ОРГАНИЗАЦИИ ШКОЛЬНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Первый уровень

Второй уровень


Где нет структуры – нет организации,

не может быть и управления.

Не зря процесс обучения в школе называется учебно-воспитательным. Миссия современной школы давно вышла за грани только обучения, огромная роль отводится социализации ребёнка. Уже в школе он должен готовиться к взрослой жизни, к необходимости занять своё место в обществе. Очевидно, что немалую роль в этом играет школьное самоуправление. Оно представляет собой мини-модель взрослой, реальной ситуации в сфере управления и деловых взаимоотношений. Поэтому ни учителям, ни родителям, ни, разумеется, самим ученикам не стоит недооценивать деятельность ученического самоуправления. Как сделать его действенным, интересным, полезным?

Школьное ученическое самоуправление в современной педагогической науке вызывают особый интерес. Развитие этого процесса в школьной среде позволяет включать детей в социальные ситуации, формирующие определенный образ поведения, и дает не только знания, умения и способы деятельности, но и возможность ориентироваться в нестандартных ситуациях, прежде всего в ситуациях выбора. Поэтому исследователи рассматривают ученическое самоуправление как средство формирования социально-нравственнной ориентации, социальной активности и зрелости.

Самоуправление - один из основных принципов деятельности ученического коллектива. Сущность его состоит в реальном участии школьников в управлении делами школы, класса. Настоящее самоуправление предполагает, что его органы не только обладают правами, но и несут реальную ответственность за свою работу.

Главный смысл самоуправления состоит в том, что с его помощью участники школьной жизни получают возможность влиять на школьную политику – как через участие в принятии решений, которыми руководствуется администрация учебного заведения, так и через собственную активность в управлении внутришкольными процессами. Самоуправление делает школьную жизнь предметом совместного творчества всех её участников.

Участвуя в работе органов школьного самоуправления, учащиеся приобретают целый ряд привычек и навыков, умений и знаний. У них развиваются определенные нравственные качества и черты характера.

Не следует думать, что положительные качества личности будут воспитываться у детей стихийно, сами по себе, стоит лишь ввести в детском коллективе самоуправление.

Ученическое самоуправление требует обязательного взаимодействия детей и педагогов. Дети нуждаются в помощи взрослого, особенно если у них есть проблемы в межличностных взаимоотношениях. Именно педагог, обладающий педагогическим опытом и психологическими знаниями, может вовремя предотвратить конфликт в коллективе, направить детскую деятельность в нужное русло, помочь ребенку в решении его проблем, в желании самоутвердиться.

Смысл ученического самоуправления заключается не в управлении одних детей другими, а в обучении всех детей основам демократических отношений в обществе, в обучении их управлять собой, своей жизнью в коллективе.

В последние годы гражданское образование сформировалось в самостоятельную, осмысленную, востребованную обществом сферу образования. Школьники, взаимодействуя с разными общественными группами и органами власти, пробуют выделять и решать важные для социума проблемы. Это значит, что во взрослую жизнь смело входит поколение социально-активных молодых людей.

Деятельность обучающихся в рамках модели ученического самоуправления является средством самореализации, социализации и инструментом защиты прав и интересов детей.

Цель модели ученического самоуправления: реализация права учащихся на участие в управлении школьной жизнью с учетом их интересов и потребностей через приобретение опыта демократичного поведения и социального партнерства.

Самоуправление в школе существует давно, но, подчиняясь объективным законам действительности, находится в постоянном развитии.

Прежде чем вводить самоуправление, надо сформировать у детей потребность в самостоятельности, определить возможные сферы самоуправления. Истинное детское самоуправление заключается не в копировании управления взрослых и не в игре в школьную администрацию, а в том, чтобы дети приобретали личный опыт демократических отношений и навыки его осмысления.

Самоуправление как средство развития и саморазвития личности школьника формируется в три этапа:

1. Этап воздействия (личность получает удовлетворение от совместной деятельности, формируются активные группы).

2. Этап взаимодействия (пробуждение интересов личности к управленческой деятельности, создание ученического и школьного самоуправления).

3. Этап соразвития (ориентация на личность, создание целостной социально-интегративной модели самоуправления).

На первом этапе (этапе воздействия) важно вовлечь школьников в классные активы. Параллельно возникает необходимость создания актива школы, в состав которого входили главы старших классов. В начале учебного года избирается новый актив школы и актив класса. Дети сами определяют себе лидеров. Обучающимся предлагается широкий выбор видов деятельности (познавательная, трудовая, спортивная, творческая) и сфер деятельности (организаторская, исполнительская). Активом школы разрабатывается план внеклассных школьных дел. Один раз в месяц проводятся заседания актива, где обсуждаются вопросы школьной жизни, планируются школьные, классные мероприятия, анализируется проделанная работа. Для расширения кругозора детей и ознакомления их с новыми формами и видами деятельности еженедельно проводится учеба актива школы.

На этапе взаимодействия осуществляется пробуждение интересов личности к управленческой деятельности, осознание того, что в жизни существует порядок, который поддерживается специальной управленческой деятельностью. На этом этапе возникает необходимость создания новой структуры самоуправления, включающей в себя ученическое и школьное самоуправление

При переходе к третьему этапу (этапу соразвития) ставится задача пробуждения ответственности самой личности за то, чем она является. Значимым становится развитие умения формулировать и решать не только собственные проблемы, но и общественные. Современная модель самоуправления вобрала в себя то лучшее, что было на всех этапах развития и во всех предыдущих моделях.

В рамках школьного самоуправления дети получают возможность влиять на содержание образования, на процесс разработки, принятие и реализации локальных нормативно-правовых актов школы, отстаивать свои права и интересы в ней, удовлетворенность актуальные потребности в самовыражении, самоутверждении и самореализации. Для достижения самоуправления в современном образовательном учреждении необходимо решить ряд проблем, таких как – формальное функционирование органов самоуправления, без учета мнения и желания самих учащихся.

Самоуправление школьников - необходимый компонент содержания современного воспитания личности. С помощью ученического самоуправления создаются условия, способствующие непрерывному личностному росту каждого школьника.

Оно дает возможность ученику раскрыть и реализовать организаторские и творческие способности; ощутить свою значимость и причастность к решению вопросов и проблем классного коллектива.

Структура самоуправления строится на трех уровнях:

1) ученик; 2) ученик-класс; 3) ученик-школа.

Первый уровень дает возможность ученику раскрыться как личности, побывав в роли, как лидера, так и подчиненного. Через систему этих ролей у подростков формируется разнообразный опыт общественных отношений.

Второй уровень предполагает ученическое самоуправление на уровне классного коллектива.

Третий уровень предполагает самоуправление коллектива учащихся школы – школьное самоуправление.

Сущность ученического самоуправления состоит в реальном участии школьников в управлении делами класса.

Коллектив создается не путем разговоров и бесед о коллективизме. Методика создания и воспитания ученического коллектива базируется на двух вещах:

Во-первых, нужно вовлекать всех учащихся в разнообразную и содержательную совместную деятельность.

Во-вторых, необходимо организовать и стимулировать эту деятельность, таким образом, что бы она сплачивала и объединяла учащихся в дружный и работоспособный коллектив.

Отсюда следуют два существенных вывода:

1. В качестве важнейших средств воспитания ученического коллектива выступают учебная и разнообразная внеклассная работа, трудовая, общественно-патриотическая, культурно-массовая деятельность учащихся;

2. В процессе организации указанных видов деятельности нужно применять специальную методику, направленную на создание воспитательного коллектива.

Необходимой предпосылкой хорошей работы ученического актива является четкое знание ими своих обязанностей и задач коллектива. Вот почему первостепенным делом в воспитании ученического актива школы является их инструктирование, постановка и конкретизация тех задач, в решении которых они должны принимать участие. Директору школы, его заместителям и классным руководителям необходимо разъяснять ученическому активу их функции по выполнению возложенных на них обязанностей.

В организации и воспитании коллектива большую роль играют традиции. «Ничего так не скрепляет коллектив, - говорил А.С.Макаренко,- как традиции. Воспитаешь традиции, сохранить их - чрезвычайно важная задача в воспитательной работе. Школа, в которой нет традиций, ... не может быть хорошей школой...»

Школьное самоуправление дает возможность ученику:

Приобрести опыт ведения предвыборной и выборной кампаний;

Раскрыть и реализовать организаторские и творческие способности;

Ощутить свою значимость и причастность к решению вопросов и проблем школы.

В центре внимания сам ребенок, его психическое, физическое состояние и социальное благополучие.

Цель создания и функционирования модели ученического самоуправления: создание благоприятных социальных условий для самореализации, самоутверждения, саморазвития каждого учащегося в процессе включения его в разнообразную, содержательную, индивидуальную и коллективную деятельность, стимулирующую учащихся к социальной активности и творчеству, воспитание гражданина с высокой демократичной культурой.

Разделы: Классное руководство

В настоящее время в России идёт процесс формирования новой системы образования, который связан с процессом демократизации школы.

Модернизация школы выводит на первый план идею личностно-развивающего воспитания: выявление и развитие потенциальных возможностей каждого ребёнка, создание условий для самореализации личности.

В современных условиях стал востребован человек, способный принимать активное участие в преобразовании окружающей деятельности, не боящийся брать на себя ответственность, то есть обладающий позицией лидера.

В детских объединениях лидеры выполняют разные роли: лидеры-организаторы (деловые), лидеры-генераторы эмоционального настроя (эмоциональные), лидеры-инициаторы, лидеры-умельцы, лидеры-эрудиты и т.д.

Процесс подготовки лидеров представляет собой сложное развивающееся явление, в котором активно взаимодействуют объективные и субъективные факторы формирования личности. Ведь от того, кто выступает в роли организатора, зависит успешность решения организаторских задач.

Смысл ученического самоуправления заключается не в управлении одних детей другими, а в обучении всех детей основам демократических отношений в обществе, в обучении их процессом управления собой, своей жизнью в коллективе.

Цель школьного самоуправления – способствовать формированию самоуправляющейся личности, воспитывать у каждого члена ученического коллектива демократическую культуру, гражданственность, стимулировать к социальному творчеству, умению действовать в интересах совершенствования своей личности, общества, Отечества.

Задачи школьного самоуправления:

  1. Вовлекать учащихся в активную школьную жизнь через организацию различных видов деятельности.
  2. Развивать творческую индивидуальность учащихся.
  3. Воспитывать у учащихся уважительное отношение к членам коллектива, укреплять сферы дружеских отношений.
  4. Учить защищать права учащихся.

Я являюсь классным руководителем 7 класса. В течение трёх лет в классе действует ученическое самоуправление, являющееся первым уровнем школьного самоуправления, которое предусматривает вовлечение всех учащихся в управление делами класса. Оно строится на деятельности самоуправления по следующим принципам:

  • открытости и доступности – ученические органы самоуправления открыты для членов коллектива и доступны им;
  • равенства и сотрудничества – в ученических коллективах все их члены: выборочный актив и рядовые члены – занимают равные положения;
  • добровольности и творчества – первичным ученическим коллективом предоставляется свободный выбор содержания деятельности, форм работы для достижения личных и коллективных целей;
  • непрерывности и перспективности – органы ученического самоуправления действуют в учебное и каникулярное время.

Цели, реализуемые органами самоуправления в различных видах деятельности:

  • в учебной – это организация взаимопомощи в учёбе, организация коллективной познавательной деятельности учащихся;
  • в общественно-трудовой – реализация задач самообслуживания, благоустройство территории, шефскую работу и т. п.;
  • в досуговой – содержание досуга, подготовка и проведение физкультурно-массовых, культурно-массовых и других досуговых мероприятий.

Детям можно поручать следующие области школьной жизни:

  • в учебной деятельности: проверка дневников и учебников;
  • в досуговой деятельности: проведение классных и школьных вечеров, дискотек, праздников, коллективно-творческих дел, классных часов, акции;
  • в деятельность школьной прессы: выпуск газеты;
  • в спортивной деятельности: организация и проведение спортивных мероприятий;
  • в трудовой деятельности: дежурство, генеральная уборка, работа на пришкольной территории, уборка памятников, шефская работа с престарелыми, больными людьми, ветеранами войны и труда.

Для создания органов самоуправления необходимо:

  1. Найти сферы полезной для школы и значимой для учеников школьной деятельности.
  2. Сделать их эмоционально-насыщенными и интересными.
  3. Представить педагогическую поддержку и помощь.

Развитие ученического самоуправления невозможно без воспитательной системы и программно-методического обеспечения этого вида деятельности на всех уровнях. Наша воспитательная программа осуществляется по следующим направлениям:

  1. Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни.

Важным условием в организации самоуправленческой деятельности учащиеся является партнёрство, которое даёт возможность включить ребят в выполнение реальных дел, в преобразование окружающей жизни. Это участие, в социально значимых проектах: «Милосердие», «Озеленение участка», экологической программе «Посади дерево», охране исторических и культурных памятников: «Вахта памяти», возрождение национальной культуры: научно – исследовательские работы, творческие и телекоммуникационные проекты.

Организация классных дел требует постоянной деятельности учащихся и выполнения ими различных поручений. Эти поручения, их выполнения очень значимы в жизни всего классного коллектива. Для того чтобы определить, какие поручения будут выполнять учащиеся в классе, им нужно изначально определить сферу приложения своих сил.

Высшим органом самоуправления в классе является классное собрание, проводящееся два раза в четверть: в начале – по планированию социально направленной деятельности учащихся и в конце – по подведению итогов.

В начале учебного года проходит предвыборная кампания. На классном собрании тайным голосованием выбирается лидер классного коллектива. Затем классный руководитель пишет слова, которые являются знаковыми для определения будущих поручений: библиотека, спортивный зал, редколлегия, праздники, корреспондент, труд, помощь, учёба и т. д. Затем ребята определяют, с каким словом они хотят связать выполнение поручений в классе и определяют, какое постоянное поручение в классе они хотели бы иметь:

  1. Дежурная служба класса.
  2. Библиотечная служба класса
  3. Учебная служба класса.
  4. Пресс-центр и корреспондентская служба класса.
  5. Хозяйственная служба класса.
  6. Шефская служба класса.
  7. Сценарная служба класса.

Классный руководитель должен хорошо изучить интересы обучающихся, найти путь индивидуальной поддержки каждого ученика. Необходимо, чтобы все дети входили в ту или иную службу. Каждый орган избирает из своего состава председателя и заместителя, а остальные 2-3 человека – его члены. Из председателей комиссий составляется совет класса. В него входят 7 председателей. Все члены совета по очереди исполняют роль председателя совета (1 месяц). У каждого члена классных органов самоуправления есть свои обязанности.

По развитию ученического самоуправления использую разнообразные методы и формы работы (М. И. Рожков «Развитие самоуправления в детских коллективах»).

Один из путей привлечения всех учащихся к самоуправлению – коллективное планирование. Процесс планирования включает всю методику активизации индивидуальной активности учащихся и разнообразные формы:

  • коллективно-творческое дело;
  • деловая игра;
  • конкурсы;
  • общественный опрос (диагностирование);
  • разведка полезных дел;

Например, дежурство по школе. Председатель данного органа заранее распределяет обучающихся по постам, обговаривая с каждым то место, где будет находиться дежурный. В течение дня председатель дежурной службы наблюдает за порядком в школе, контролирует дежурных, а в конце дня, когда дежурные учителя проставят оценки за дежурство и укажут на замечания, классный коллектив собирается на обсуждения прошедшего дня. В конце недели на линейке дежурство вместе с дневником передаётся следующему классу, где дежурный класс делает акцент, на что больше всего надо дежурным обращать своё внимание. Организует линейку по сдаче дежурства старший дежурный по школе. Он же делает продежурившему классу замечания и выставляет итоговую оценку за дежурство. В случае неудовлетвориельной оценки, дежурство продлевается.

Ученическое самоуправление требует обязательного взаимодействия детей и педагога. Дети нуждаются в помощи взрослого, особенно тогда, когда у них есть проблемы в межличностных взаимоотношениях. Именно учитель, обладающий педагогическим опытом и психологическими знаниями, может вовремя предотвратить конфликт в коллективе, направить детскую деятельность в нужное русло, помочь ребёнку в решении его проблем, в желании самоутвердиться. Именно помочь, а не выполнять за детей работу, иначе ребята будут формально относиться к своей должности.

В возникновении конфликтов я использую форму дискуссии.

Дискуссия (обсуждение спорного вопроса).

Дискуссия – это спор по правилам не для того, чтобы переспорить и навязать своё мнение, а чтобы вместе с товарищами найти истину, решить проблему. В ходе дискуссии публично обсуждаются наиболее сложные и «больные» проблемы, намечаются пути их решения. И разрешению конфликтных ситуаций.

В настоящее время дискуссия находит применение в образовательном и воспитательном процессе школы как один из интерактивных приёмов.

В конце года провожу диагностирования среди обучающихся:

1. «Методика изучения удовлетворённости учащихся школьной жизнью».

Цель: определить степень удовлетворённости учащихся школьной жизнью.

Результаты показали, что высокая степень удовлетворённости у 4 обучающихся, средняя – у 18 обучающихся, низкая – у 2 обучающихся.

2. «Методика определения уровня развития самоуправления в ученическом коллективе».

Цель: определить уровень развития ученического самоуправления.

Результаты показали, что развитие самоуправления в классном коллективе находится на среднем уровне.

Школа – наш второй дом. Школа для всех жителей маленькой республики одна, и всем должно быть в ней уютно, комфортно, каждый обитатель этого большого дома должен чувствовать свою значимость, свою хоть самую небольшую роль в установлении порядка, в организации свободного времени – в общем, ощущать свою востребованность. Вообще, быть успешным, занимать активную жизненную позицию, уметь жить, сосуществовать, общаться, обладать толерантным сознанием – не та ли это цель, которую ставят перед собой воспитательные системы всех школ? Детские годы – это определённый жизненный этап, когда закладываются и формируются важнейшие качества характера. Поэтому именно на школу возлагается особая обязанность – воспитывать истинного гражданина своей страны, порядочного человека, всесторонне развитую личность.

Приложения:

  • Методика определения уровня развития самоуправления в ученическом коллективе (Приложение 1)
  • Классный час «Выбор актива класса» (Приложение 2)
  • Презентация «Развитие ученического самоуправления в классном коллективе» (Приложение 3)

Список используемой литературы:

  1. М.А. Александрова, Е.И. Баранова и др., Методические рекомендации классному руководителю о самоуправлении в классе, Творческий центр, М., 2006
  2. Хочу быть лидером, пособие, Нижний Новгород, 2003
  3. Н.И. Дереклеева, М.Ю. Савченко, И.С. Артюхова , Справочник классного руководителя, «ВАКО», М. 2006
  4. М.И. Рожкова , Классному руководителю, «ВЛАДОС», М., 2001
  5. Е.П. Сгибнева , Классные часы в выпускных классах, «ФЕНИКС», Ростов-на-Дону, 2006