Было введено в научный оборот. Понятие инновация было введено в научный оборот в первой трети двадцатого


В течение последних восьми лет в Симферополе выходят книги серии по библиографии крымоведения. За это время увидели свет 18 томов. Осуществление масштабного проекта возглавил профессор Таврического университета имени Вернадского Андрей Непомнящий. Руководство Центральной библиотеки им. Л.Н. Толстого организовало встречу Андрея Анатольевича с представителями творческой интеллигенции и библиотекарями нашего города.Андрей Непомнящий вместе с авторами некоторых (уже опубликованных) трудов приехал в Севастополь не с пустыми руками. В читальном зале Центральной библиотеки им. Л.Н. Толстого они развернули выставку книг серии. В центре экспозиции оказался том с узнаваемым портретом Арсения Маркевича на твёрдой обложке. 125 лет назад Арсений Иванович выступил одним из организаторов ТУАК — Таврической учёной архивной комиссии. Он писал: «В последнее время число лиц, специально изучающих Крым и Тавриду, стало увеличиваться. И неудивительно. Этот край представляет обширное и весьма благодарное поприще для учёного-исследователя, равно как он представляет глубокий интерес для всякого образованного и любознательного человека».

С тех пор как Арсений Маркевич доверил бумаге эти слова, минуло более века. И всё это время тот «глубокий интерес» к прошлому полуострова, о котором писал известный подвижник науки, не ослабевал. Подтверждением этого могут служить заслуживающая одобрения и нашего восхищения затея профессора Андрея Непомнящего и растущее с каждым годом количество его коллег-единомышленников.

Андрей Анатольевич не только инициатор и организатор, но и самый плодовитый автор книг проекта, заслуживающего всяческой поддержки. И достаточно объёмный труд о своём выдающемся предшественнике написан Андреем Непомнящим. Эту работу высоко оценили рецензенты полутора десятков ведущих симферопольских и киевских печатных изданий. Успех книги об Арсении Маркевиче объяснил сам автор. Он сказал, что, работая над обширным материалом, ему удалось выбраться на творческую свободу из узких биографических конструкций. Перед читателем его герой предстал на фоне судеб десятков других крымоведов. Так как многие из них жили в Киеве, Санкт-Петербурге и других крупных городах Российской империи, то, лишённые, по понятным причинам, современных нам средств связи, они вынуждены были активно переписываться. Большая часть их писем дошла до наших дней, чем со знанием дела Андрей Непомнящий и воспользовался. Конечно, он осветил длившуюся три десятилетия преподавательскую деятельность героя книги в мужской и женской гимназиях. Его работа на поприще учителя русского языка и литературы была столь успешной, что он был удостоен чина действительного статского советника. Редчайший случай.

Были также замечены его многолетние заслуги как руководителя ТУАК. Он был причастен к открытию в 1918 году Таврического университета, к созданию Крымского Центрального архива, Центрального музея Тавриды. В 1927 году Арсений Маркевич организовывал и вёл выездные всесоюзные конференции археологов в Керчи и Херсонесе. Тогда же его единогласно избрали членом-корреспондентом Академии наук СССР, хотя он, как это ни странно, официально не имел учёной степени.

Нам, севастопольцам, наверняка близок факт из биографии Арсения Маркевича, который, может, не отражён в объёмном труде Андрея Непомнящего. С 20-го по 31 августа 1886 года длилась организованная 31-летним преподавателем Симферопольской мужской гимназии А. Маркевичем учебная экскурсия ста воспитанников в Севастополь. Хотя со времени окончания обороны города прошло более тридцати лет, он ещё хранил следы разрушений. Арсений Иванович и его юные друзья осмотрели достопримечательности Севастополя и ближайших его окрестностей.

Примечательно, что с 28 марта по 4 апреля 1855 года длилось второе бомбардирование Севастополя. А где-то в Брест-Литовске 31 марта 1855 года родился Арсений Маркевич.

Из великого множества печатных трудов Арсения Маркевича кто-то главным считает масштабную работу «Таврика. Опыт указателя сочинений, касающихся Крыма и Таврической губернии вообще». Но автор этих скромных заметок на первое место ставит труд ровесника самых драматичных дней обороны Севастополя — книгу «Таврическая губерния во время Крымской войны». Она лишена эмоциональных всплесков. Но сколько чувств и пробуждающих мотивов для размышлений заключено в её обложке! В иной отдельной строке книги спрессовано содержание стопы подлинных документов.

О первой обороне Севастополя написано очень много, но Арений Маркевич, если не единственный, то один из немногих авторов показал, как события Крымской (Восточной) войны коснулись не только Севастополя, но и Екатеринослава, Луганска, Белгорода, Курска, Казани… Если ещё упомянуть такие городки, как Бахчисарай, Геническ, то этот список в нашем рассказе занял бы очень много места.

Историком и краеведом, равным Арсению Маркевичу, Андрей Непомнящий считает профессора Таврического университета сразу по двум кафедрам (истории и немецкого языка) Николая Эрнста. Кстати, он принимал дела у Арсения Маркевича, вступая на должность главы созданного на базе ТУАК Таврического общества истории, археологии и этнографии. Андреем Анатольевичем написана также книга и о Николае Эрнсте.

Перу профессора А.А. Непомнящего ещё принадлежат отличающиеся основательностью книги «История и этнография народов Крыма», «Записки путешественников и путеводители в развитии истории краеведения Крыма» и другие издания серии.

Доктору исторических наук А.А. Непомнящему дважды присуждалась премия Вернадского. Андрей Анатольевич — лауреат премии Автономной Республики Крым, заслуженный деятель науки и техники автономии. Эти и другие почётные звания не только за неутомимое перо учёного. Восемь лет спустя после выхода первой книги серии всё явственней просматривается созданная мэтром школа из молодых учёных и аспирантов — таких как В. Бобков, В. Калиновский, У. Мусаева, С. Волнова, и других амбициозных исследователей.

На встрече в читальном зале Центральной библиотеки им. Л.Н. Толстого из уст Андрея Непомнящего и его спутников не раз можно было услышать: «В научный оборот введено». И как было не отяготить науку новыми сведениями, если поймавшие кураж авторы извлекали на свет Божий документы, к которым в течение столетия не прикасалась рука человека. Это не только письма, но и формулярные списки, памятные книги, в том числе и по севастопольскому градоначальству. Фонд ликвидированного Центра реставрационных мастерских с залежами документов по крымским памятникам один из настырных симферопольцев обнаружил в неожиданном месте — в Центральном государственном архиве Российской Федерации в Москве.

Профессор Андрей Непомнящий и его спутники любезно подарили Центральной библиотеке им. Л.Н. Толстого книги серии. Как помнится, некоторые из них — даже не по одному экземпляру.

В нашем городе сложились свои богатые по содержанию традиции в краеведении. Но симферопольцами преподан хозяевам поучительный урок коллективной работы в рамках реализации целевой программы.

На снимках: профессор А.А. Непомнящий; Уголок выставки книг симферопольцев.

Впервые слово "социология", обозначающее область научного знания, было введено в научный оборот французским мыслителем Огюстом Контом в его работе "Курс позитивной философии" (1842). Рассматривая проблемы общества и социального поведения, он, во-первых, поднял на щит девиз "Порядок и прогресс", где порядок понимался по аналогии с физикой как симметричность и уравновешенность структурных элементов общества (индивидов и групп), а прогресс - как использование знаний об обществе прежде всего для решения конкретных проблем.

Во-вторых, О. Конт считал, что социология должна рассматривать общество как некий обладающий собственной структурой организм, каждый элемент которого должен исследоваться с точки зрения полезности для общественного блага. Всю социологию О. Конт разделял на социальную статику и социальную динамику и допускал применение законов механики к изучению общества и его основных элементов.

Кроме того, говоря о получении знаний об обществе и законах его функционирования и развития, О. Конт предполагал прежде всего необходимость изучения отдельных социальных фактов, их сопоставления и проверки, практически полностью отрицая роль общей теории в социологии. Вместо теоретических обобщений эмпирических данных и сведения их в нечто целое французский мыслитель предполагал лишь первичное обобщение и строил картину общества в основном в виде мозаики отдельных взаимосвязанных фактов. Такой подход к получению и использованию научного знания принято квалифицировать как эмпиризм в социологии.

Историческая и научная роль Огюста Конта состоит прежде всего в том, что проблему изучения общества и взаимосвязей внутри него он поставил в рамках отдельной науки, которую назвал социологией. К сожалению, О. Конт не смог определить достаточно четко предмет новой науки и найти научный метод, позволяющий всесторонне изучать закономерности общественного развития. Проведение им полной аналогии социальных явлений с явлениями, наблюдаемыми в физике, химии и медицине, ставилось под сомнение и критиковалось уже при его жизни. Даже первоначальное изучение общества показало, что социальная жизнь в значительной степени отличается от тех закономерностей, с которыми имеют дело естественные науки.

Классический период развития социологии. Настоящее развитие и признание социология получила только тогда, когда были разработаны и сформулированы основные научные концепции и появилась возможность создания теоретических основ изучения социальных явлений. Честь фактического "открытия" социологии принадлежит трем выдающимся мыслителям, жившим и творившим в период с середины XIX и до начала XX в. Это немецкие ученые Карл Маркс и Макс Вебер, а также француз Эмиль Дюркгейм.


Творчество Карла Маркса. Значительный вклад в развитие социологии внес Карл Маркс (1818-1883). Одной из основных его заслуг по праву считается научный анализ современного ему капиталистического общества. В качестве инструмента такого анализа Маркс использовал классовую структуру общества: все индивиды принадлежат к определенным социальным классам, разделение на которые происходит по признаку владения средствами производства и размера вознаграждения, получаемого с этого владения. Разделение на классы основано на неравенстве, а это значит, что один класс (класс собственников средств производства) находится в более выгодном положении, чем остальные, и присваивает себе часть результатов труда другого класса (рабочего класса).

К. Маркс рассматривал структуру общества в динамике, предполагая, что классы - это исторически изменяющиеся компоненты социальной структуры. Качественные изменения крупных составляющих общественной структуры происходят в результате смены общественноэкономических формаций. Все изменения в обществе, разделенном на классы, основаны на законах диалектики, на постоянной борьбе между классами неимущих, угнетенных и угнетателей.

Маркс всесторонне обосновал механизм возникновения и развития социального конфликта, происходящего в результате неравенства, которое постоянно усиливается при доминировании одних классов над другими. Борьба рабочего класса за изменение порядка распределения производимого продукта приводит к достижению неустойчивого равновесия на основе временного соглашения между эксплуататорами и эксплуатируемыми. В дальнейшем противоречия накапливаются, что приводит к новым столкновениям, ведущим к новому соглашению на условиях, отличных от прежних. Вместе с тем происходит количественное накопление недовольства у представителей угнетенных классов и осознание ими несправедливости своего положения, а одновременно и своей силы. Все это в конечном счете вызывает глобальный классовый конфликт и появление новой качественной определенности - бесклассового общества, где производимый продукт распределяется по справедливости и отсутствует какая-либо эксплуатация.

Таким образом, К. Маркс впервые представил общество как продукт исторического развития, как динамично развивающуюся структуру. Он обосновал возникновение социального неравенства и проанализировал социальные конфликты как явление, необходимое для общественного развития и прогресса.

Социология Макса Вебера. Для творчества Макса Вебера (18641920), немецкого экономиста, историка и социолога, характерно прежде всего глубокое проникновение в предмет исследования, поиск исходных, базовых элементов, с помощью которых можно было бы прийти к пониманию закономерностей общественного развития. Находясь под влиянием Маркса и Ницше, Вебер тем не менее разработал собственную социологическую теорию, которая и в настоящее время оказывает решающее воздействие на все научные социологические теории и на деятельность социологов во всех странах мира.

Одним из центральных пунктов теории Макса Вебера явилось выделение им элементарной частицы поведения индивида в обществе - социального действия, которое является причиной и следствием системы сложных взаимоотношений между людьми. При этом общество, согласно учению Вебера, представляет собой совокупность действующих индивидов, каждый из которых, действуя, стремится к достижению своих собственных целей. Действия отдельных индивидов кооперируются, на основе этой кооперации образуются ассоциации (группы или общества). Несмотря на свои эгоистичные стремления, люди действуют сообща, так как их поступки осмысленны, рациональны и они понимают, что индивидуальные цели лучше всего достигаются с помощью совместных действии. Это понимание приходит к ним в связи с тем, что в ходе общественной практики всегда отбрасываются ненужные образцы поведения и оставляются только те, которые можно предвидеть, рассчитать и которые приносят пользу с наименьшим риском. Таким образом, осмысленное поведение, в результате которого достигаются индивидуальные цели, приводит к тому, что человек действует как социальное существо, в ассоциациях с другими, достигая таким путем значительного прогресса во взаимодействии с окружающей средой.

Весьма важным аспектом творчества Вебера можно считать изучение им базовых отношений в социальных ассоциациях. Это прежде всего отношения власти. Так как организованное поведение индивидов, создание и функционирование институтов невозможно без эффективного социального контроля и управления, необходимым условием для осуществления подобных действий являются отношения власти, пронизывающие все социальные структуры. Вебер детально анализировал отношения власти, а также природу и структуру организаций, где эти отношения проявляются наиболее ярко. Идеальным механизмом воплощения и поддержания отношений власти в организации он считал бюрократию - искусственно созданный аппарат управления организацией, предельно рациональный, контролирующий и координирующий деятельность всех ее работников.

В теоретических работах Макса Вебера не только достаточно четко был определен предмет социологии как науки, но и заложены основы для ее развития как в теоретическом, так и в практическом отношениях. Идеи Вебера до сих пор вдохновляют многих социологов на дальнейшие теоретические разработки, он имеет много последователей, а его книги считаются классическими образцами научных изысканий.

Идеи Эмиля Дюркгейма. Эмиль Дюркгейм (1858-1917) - основатель французской социологической школы. Он стремился прежде всего к автономии социологии, отделению ее предмета от предмета других наук об обществе, а также к объяснению всех феноменов общественной жизни исключительно с социологических позиций.

В отличие от М. Вебера Э. Дюркгейм считал, что общество - это надындивидуальное бытие, существование и закономерности которого не зависят от действий отдельных индивидов. Объединяясь в группы, люди сразу начинают подчиняться правилам и нормам, которые он называл "коллективным сознанием". Каждая социальная единица должна выполнять определенную функцию, необходимую для существования общества как целого. Однако функционирование отдельных частей социального целого может быть нарушено, и тогда эти части явятся искаженной, плохо функционирующей формой социальной организации. Дюркгейм очень много внимания уделял изучению таких форм, а также видов поведения, отклоняющихся от общепринятых правил и норм. Введенный им в научный обиход термин "аномия" служит объяснению причин отклоняющегося поведения, дефектов социальных норм, позволяет подробно классифицировать типы такого поведения.

Учение об обществе Э. Дюркгейма легло в основу многих современных социологических теорий и прежде всего структурно-функционального анализа. Многочисленные последователи создали дюркгеймовскую социологическую школу, и современные социологи справедливо признают Дюркгейма классиком в области социологии.

Подводя итог, можно сказать, что название науки "социология" (буквально - наука об обществе), столь удачно примененное Огюстом Контом, впоследствии было насыщено научным, теоретическим содержанием благодаря трудам К. Маркса, М. Вебера и Э. Дюркгейма. Именно в результате их усилий социология превратилась в науку, имеющую свой предмет, свою теорию и возможности для эмпирических подтверждений различных аспектов этой теории.

  1. Г. Лебоном
  2. М. Вебером
  3. Э. Дюркгеймом
  4. Г. Тардом

«Аномия» в трактовке Э. Дюркгейма…

  1. Существует постоянно
  2. Возникает в результате государственного переворота
  3. Возникает в результате стихийного бедствия
  4. Возникает в результате социального кризиса

Согласно концепции Э. Дюркгейма, не являются элементом коллективного сознания

  1. коллективные чувства
  2. коллективные инстинкты
  3. коллективные верования
  4. коллективные представления

Функциональность девиантного поведения для общества, согласно концепции Э.Дюркгейма, проявляется в том, что оно...

  1. ведет к совершенствованию социальных норм
  2. ведет к усилению конфликтов в обществе
  3. усиливает социальную дезинтеграцию
  4. затрудняет социализацию личности

Идеалом общественного развития в социологии Э. Дюркгейма является…

1. социальная справедливость

2. социальное равенство

3. развитие личности

4. нарастание солидарности

Согласно концепции Э. Дюркгейма, являются элементом коллективного сознания ….

  1. коллективные представления
  2. коллективные инстинкты
  3. коллективные страхи
  4. коллективные побуждения

Социальная патология с точки зрения Э.Дюркгейма связана с ….

  1. Биологической наследственностью
  2. Нормальными или ненормальными социальными условиями
  3. Личными склонностями
  4. Структурой генома

Г. ТАРД

Характеристикой толпы, согласно концепции Г. Тарда не является ...

  1. рациональность
  2. вера в собственное могущество
  3. безнаказанность
  4. необузданность

Впервые в социологии разработал концепцию массового поведения - ...

  1. Э. Дюркгейм
  2. М. Вебер
  3. Г. Тард
  4. К. Маркс

Г. ЛЕБОН

  1. Общее место и общее любопытство

Согласно Г. Лебону отличительными качествами толпы являются ….

  1. Анонимность, заражение, внушение, имитация
  2. Наличие харизматического лидера
  3. Рассеянность в пространстве
  4. Любопытство, праздность, инфантильность

Работа «Психология толпы» принадлежит - ...

  1. Г. Спенсеру
  2. Г. Лебону
  3. Ф. Теннису
  4. Г. Зиммелю

Изучением поведения массы и толпы занимались …

  1. Т. Парсонс и П. Сорокин
  2. О. Конт и Г. Спенсер
  3. Г. Тард и Г. Лебон
  4. К. Маркс и Ф. Энгельс

На особенности поведения толпы и массы людей первыми обратили внимание

  1. Т. Парсонс и Р. Мертон
  2. О. Конт и Г. Спенсер
  3. Г. Тард и Г. Лебон
  4. Дж. Мид и Дж. Хоманс

М. ВЕБЕР

К идеальным типам социального действия в теории М. Вебера относятся …(2 вар.)

  1. Эмоциональное действие
  2. Целерациональное действие
  3. Логическое действие
  4. Аффективное действие

Характерной чертой теоретической модели бюрократии, согласно концепции М. Вебера, является ….

  1. Морально-психологическое единство
  2. Наличие штатных сотрудников, постоянно весь рабочий день занятых делами организации
  3. Неоплачиваемый труд
  4. автономность

Согласно М. Веберу общности образуются на основе…

  1. общего социокультурного пространства
  2. общих сходств
  3. социации
  4. разделения труда

Какие два признака аффективного социального действия выделяются в соответствии с типологией М. Вебера…

  1. Действия имеют четко осознаваемую цель
  2. Действия обусловлены чувствами
  3. Действия субъективно иррациональны
  4. Действия подтверждают моральные идеалы

Какие два признака ценностнорационального социального действия выделяют в соответствии с типологией М. Вебера...

  1. действие характеризуется тем, что возможность достижения результата не обязательна
  2. действие характеризуется сознательной верой в этическую самоценность определенного поведения
  3. действие субъективно иррационально

Концепции эволюционного, поступательного развития общества придерживался...

  1. А. Тойнби
  2. П. Сорокин
  3. Дж. Вико
  4. М. Вебер

Согласно концепции М.Вебера, фактор социальных изменений, который оказал определяющее влияние на формирование капиталистического общества- это...

  1. Великие географические открытия
  2. политическая раздробленность Германии
  3. ценности и нормы протестантизма
  4. резкий рост народонаселения

Два признака, которые с точки зрения М. Вебера являются основными при формировании в обществе статусных групп – это…

  1. социальный престиж
  2. образ жизни
  3. возраст

Работу «Протестансткая этика и дух капитализма» написал …

  1. Г. Зиммель
  2. М. Вебер
  3. Г. Лукач
  4. Э. Дюркгейм

М. Вебер выделял два типа социальных действий …

  1. внушение
  2. Целерациональные
  3. Ценностно-рациональные
  4. подражание

Два признака ценностнорационального социального действия, которые выделяют в соответствии с типологией М. Вебера….(2вар.)

  1. действие характеризуется сознательной верой в этическую самоценность определенного поведения
  2. действие совершается под влиянием эмоций
  3. действие совершается по привычке
  4. действие характеризуется тем, что возможность достижения результата не обязательна

В соответствии с типологией М. Вебера выделяют два признака аффективного социального действия ….(2 вар.)

  1. действия имеют четко осознаваемую цель
  2. действия субъективно иррациональны
  3. действия содержат рациональные средства
  4. действия обусловлены чувствами

Т. ПАРСОНС

В концепции Т. Парсонса, процесс становления и поддержания социальных взаимодействий и взаимоотношений между акторами, который является одним из функциональных условий существования и равновесия социальной системы, называется…

  1. адаптацией
  2. интеграцией
  3. изоляцией
  4. целедостижением

В концепции Т. Парсонса, процесс сохранения ценностных образцов и регулирования напряжения являющийся одним из функциональных условий существования и равновесия социальной системы, называется ….

  1. Изоляцией
  2. Интеграцией
  3. Адаптацией
  4. Латентностью

Согласно концепции Т. Парсонса, подсистема общества, которая выполняет функцию адаптации к среде, обеспечения материальными благами, - это подсистема. . .

  1. экономическая
  2. политическая
  3. культурная
  4. нормативно-правовая

Согласно концепции Т. Парсонса, подсистема общества, которая выполняет функцию интеграции и пресечения отклонений – это подсистема …..

  1. Нормативно-правовая (СОЦИАЛЬНАЯ)!?
  2. Экономическая
  3. Политическая
  4. Культурная

К социальной системе по Т. Парсонсу относят функцию...

  1. координации
  2. коммуникации
  3. адаптации
  4. самоорганизации

В концепции Т. Парсонса, процесс определения задач, на которые направляется социальная активность являющийся одним из функциональных условий существования и равновесия социальной системы, называется...

  1. интеграцией
  2. адаптацией
  3. изоляцией
  4. целедостижением

Основоположником теории структурно-функционального анализа является ….

  1. Т. Парсонс
  2. Р. Миллс
  3. М. Вебер
  4. Э. Дюркгейм

В концепции Т. Парсонса процесс вещественно-энергетического взаимодействия с внешней средой, который является одним из функциональных условий существования и равновесия социальной системы, называется …….

  1. Адаптацией
  2. Интеграцией
  3. Изоляцией
  4. целедостижением

Р.МЕРТОН

Социальные взаимодействия предопределяют характер социальных действий в теориях двух западных социологов...

  1. Дж. Милля
  2. Р. Мертона
  3. Г. Плеханова
  4. Т. Парсонса
  1. Т. Парсонс
  2. Г. Зиммель
  3. Ф. Теннис
  4. Р. Мертон

Ввел в научный оборот понятие «дисфункция социального института» и обосновал его...

  1. Ф.Теннис
  2. Т. Парсонс
  3. Г. Зиммель
  4. Р.Мертон

В теории девиантности Р. Мертона «ритуализм» - это …

  1. когда человек не согласен ни с целями, ни со средствами достижения
  2. когда человек согласен и с целями и со средствами достижения действия
  3. действия человека, который не согласен с целями общества, но согласен с институциональными средствами достижения целей
  4. когда человек согласен с целями, но не согласен с институциональными средствами их достижения

«Мятеж» как форму девиации рассматривал...

  1. К. Маркс
  2. Р. Мертон
  3. Э. Дюркгейм
  4. Дж. Мид

Две тенденции, которые согласно социологической концепции структурно-функционального анализа преобладают в системе современного западного общества - это...

Контрольная работа

1 вариант

Что означает понятие «социология»?

1) учение об обществе как целостной системе; 3) наука, изучающая человека;

2) наука, изучающая отдельные социальные группы общества 4) наука о познании

Что из перечисленного относится к взглядам Аристотеля на общество?

1)представители высших классов не должны иметь семью, владеть собственностью

2) деление общества на три социальных класса: мудрецов-правителей, воинов и земледельцев с ремесленниками

3)допускалась частная собственность, а опорой общества назывались средние слои

4)для создания правильного общества необходимо соблюдать три принципа: гуманность, соблюдение ритуалов и воплощение нравственных принципов в жизнь

4. Укажите философскую традицию, для которой характерна следующая мысль:

«Возьмите определенную ступень развития производства, обмена и потребления, и вы получите определенный общественный строй, определенную организацию семьи, сословий и классов».

1) философия античности; 2) философия эпохи Возрождения;

3) марксистское учение об обществе; 4) русская философия ХХ века.

5. Жесткий отбор элиты при помощи системы образования предложил в своем трактате:

А) Конфуций Б) Будда В) Платон Г) Лао-Цзы

Связь с философскими трудами византийцев характерна для философии

А) древнерусской Б) древнекитайской В) древнеримской Г) древнеиндийской

7. Мифологическому сознанию древних людей присуще:

1) восприятие мира как арены борьбы сил божественных и демонических;

2) восприятие мира через научное познание;

3)восприятие мира через теоретические обобщения;

4) это сознание ничем не отличается от сознания современного человека.

Это учение направлено на поиск путей духовного освобождения человека.

1) ислам; 2) язычество; 3) буддизм; 4) даосизм.

Верно ли суждение?

А. В древних мифах выделяется идея творения. Б. Древние мифы основаны на идее развития.

1) верно только А. 2) верно только Б. 3) верно А и Б. 4) оба суждения неверны.

Какие отношения К.Маркс и Ф.Энгельс выделяли как основные в производственных отношениях?

1) отношения собственности 2) отношения распределения

3) отношения обмена 4) отношения потребления

11. Влиятельное философское направление ХХ века. Его сторонники видят историчность существования человека в том, что он всегда находится в определенной ситуации, с которой вынужден считаться.

А) технократизм Б) экзистенциализм В) материализм Г) идеализм

Назовите одну из основных идей, положенных в основу утопического социализма.

1) идея установления диктатуры пролетариата 2) идея социалистической революции

3) идея равенства 4) идея естественных прав человека

13. Прочитайте приведённый ниже текст. Определите, какие положения текста имеют

1) фактический характер;

2) характер оценочных суждений;

3) характер теоретических утверждений.

(А) Вопрос о том, что такое свобода, и может ли человек быть свободным, является одним из вечных вопросов философии. (Б) В философской литературе распространено понимание свободы как возможности выбора. (В) Представляется, что возможности выбора не беспредельны. (Г) Свобода каждого человека, вероятно, имеет свои границы. (Д) Как сказал один мудрый человек, «моя свобода махать кулаками кончается там, где начинается нос соседа».

Вставьте термин

А)_______________ - согласно данному направлению, решающим фактором общественного развития выступают техника и производственные технологии.

Б) ______________ - сторонники данного направления видят историчность существования человека в том, что он всегда находится в определенной ситуации, с которой вынужден считаться. Вместе с тем, человек в состоянии выйти за отведенные ему временем, конкретной ситуацией пределы и стать свободным. Человек свободен тогда, когда он сам себя «проектирует».

Соотнесите имена философов Нового времени и их идеи

А) Ж.Ж. Руссо 1. Этот философ призывал возвратиться назад к природе. Придавал исключительное значение влияния общества на человека: обвинял современное ему общество в подавлении лучших человеческих качеств.
Б) А. Смит 2. Создатель экономической теории. Считал, что необходимы следующие условия для экономического процветания: господство частной собственности, невмешательство государства в экономику и т.д.
В) О. Конт 3. Ввел понятия «социология», «социальная статика», «социальная динамика».
Г) Г. Спенсер 4. Первооснова общественной жизни – трудовая, производственная деятельность, направленная на удовлетворение материальных потребностей.
Д) К. Маркс и Ф. Энгельс 5. Первым применительно к обществу использовал понятия системы, института, структуры.

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«___________(А) прогресса французские мыслители XVIII века видели в развитии человеческого __________(Б), в распространении __________ (В). Столь оптимистичный взгляд на историю сменился в XIX веке более сложными представлениями. Так марксизм усматривал прогресс в переходе от одной общественно-экономической __________(Г) к другой, более высокой. Некоторые социологи сутью прогресса считали усложнение социальной _________ (Д) общества, рост социальной неоднородности. В современной социологии исторический прогресс связывается с процессом ______(Е), то есть переходом от аграрного общества к индустриальному, а затем постиндустриальному».

Анализ текста

Н. Макиавелли «Государь»

Может возникнуть спор, что лучше: чтобы государя любили или чтобы его боялись. Говорят, что лучше всего, когда боятся и любят одновременно; однако любовь плохо уживается со страхом; поэтому если уж приходится выбирать, то надежнее выбрать страх. Ибо о людях в целом можно сказать, что они неблагодарны и непостоянны, склонны к лицемерию и обману, что их отпугивает опасность и влечет нажива: пока ты делаешь им добро, они твои всей душой, обещают ничего для тебя не щадить: ни крови, ни жизни, ни детей, ни имущества, но когда у тебя появится в них нужда, они тотчас от тебя отвернутся. И худо придется тому государю, который, доверяясь их посулам, не примет никаких мер на случай опасности. Ибо дружбу, которая дается за деньги, а не приобретается величием и благородством души, можно купить, но нельзя удержать, чтобы воспользоваться ею в трудное время. Кроме того, люди меньше остерегаются обидеть того, кто внушает им любовь, нежели того, кто внушает им страх, ибо любовь поддерживается благодарностью, которой люди, будучи дурны, могут пренебречь ради своей выгоды, тогда как страх поддерживается угрозой наказания, которой пренебречь невозможно...

Итак, возвращаясь к спору о том, что лучше: чтобы государя любили или чтобы его боялись, скажу, что любят государей по собственному усмотрению, а боятся - по усмотрению государей, поэтому мудрому правителю лучше рассчитывать на то, что зависит от него, а не от кого-то другого; важно лишь ни в коем случае не навлекать на себя ненависти подданных...

Вопросы и задания к тексту

Какой правитель признается мудрым?

О каких типах управления государством идет речь и как эти типы были представлены в мировой истории?

Контрольная работа

«Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность человека»

2 вариант

Кто первым в истории европейской мысли выдвинул идею идеального утопического государства?

1) Т. Мор 2) Аристотель 3) Платон 4) Дж.Локк

Учение о познании

А) этика Б) гносеология В) философская антропология Г) социогенез

Выдвинул идею о необходимости независимой судебной власти

А) Монтескье Б) Локк В) Гоббс Г) Гэлбрейт

Вставьте термин

А) _____________ - обозначение учений, в которых в качестве цели и идеала выдвигается осуществление принципов социальной справедливости, свободы и равенства.

Б) _____________ - это направление экономической теории, целью которой является изучение закономерностей капитализма и определение его исторического места, "открытие экономического закона движения современного общества”.

15. Соотнесите положения русской философской мысли с их представителями:

1) А.С.Хомяков А) Россия представлена страной отсталой, стоящей на обочине цивилизованного мира. Событием, нарушившим единую с Европой линию развития, стало, по убеждению философа, принятие православия из рук дряхлеющей Византийской империи. Но Россия имеет свою историческую миссию
2) В.Н.Татищев Б) Сатирик, переводчик. Человек полностью ответствен за свои поступки.
3) П.Я. Чаадаев В) Отстаивал идею самобытности России, ее принципиального отличия от Западной Европы; любые попытки направить ее развитие в русло западной цивилизации расценивались ими как навязывание чуждых ценностей.
4) Кантемир Г) Бытие народов и культур он рассматривал по аналогии с жизнью отдельного человека: «младенческое состояние» общества, на смену которому приходит «юношество» (именно тогда возникла письменность). Период «мужества» - принятие христианства. И наконец, наступает полная зрелость.
5) Филофей Д) Идея «Москва – Третий Рим»

16. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков .

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз. В списке слов больше, чем вам необходимо выбрать для заполнения пропусков.

Различий между философией и наукой немало. На этом основании многие исследователи рассматривают философию как совершенно особый способ постижения мира.
Однако нельзя упускать из виду и того, что философское знание А) ___________: помимо указанных вопросов, которые можно отнести к ценностным, Б) ______________и которые вряд ли можно постигнуть научным путем, философия изучает и ряд других проблем, ориентированных уже не на должное, а на сущее. Внутри философии достаточно давно сформировались относительно самостоятельные области знания: учение о бытии - В) __________; учение о познании - Г) _____________; наука о морали - Д) _____________; наука, изучающая прекрасное в действительности, законы развития искусства, - Е) _______________.

1.Эстетика

2.Экзистенциализм

3.Онтология

4.Этика

5.Гносеология

6. Плюрализм

7. Многослойность

Анализ текста

Личность, по мысли датского философа Серена Кьеркегора, - это прежде всего выбор. Выбор жизненного пути, выбор обстоятельств, поступков. Но прежде всего- выбор самого себя, ответ на вопрос: какую жизненную стратегию избрать? С. Кьеркегор намечает три основных варианта: эстетический, этический, религиозный. Для эстетика жизнь - это и переживание природы, и радость общения с другими, и наслаждение любовью. Он глубоко чувствует ценность мгновения, умеет радоваться "здесь и теперь". Но "эстетическая жизнь" распадается на моменты, разрозненные эпизоды, в ней прошлое, настоящее и будущее не связаны между собой. Такая жизнь не приносит удовлетворения: предельный вариант эстетика - тиран, которому все подвластно, все дозволено (у Кьеркегора это римский император Нерон). Казалось бы, он должен быть счастлив. Однако, увы, он несчастнейший из людей, ему страшно, и вокруг пустота... Погоня за наслаждениями бессмысленна и бесплодна, а впереди - депрессия, тоска ужас...
Другой, более высокий вариант жизненного пути, - этический, в основе которого лежит служение долгу. В этической жизни человек может быть удовлетворен даже в том случае, если в результате исполнения долга он не получает наслаждения. Для него смысл собственного существования заключается в том, чтобы жить согласно некому высшему закону, принимая жизнь такой, какая она есть...
Но есть и этической и эстетической существование суть варианты земной жизни, ярмарка житейской суеты. Человеку кажется, что они то и есть жизнь. Однако нередко оказывается, что понимание смысла жизни сопряжено с осознанием факта смерти и смертности, однократности нашего прибытия в этом мире. Что же удерживает человека "на плаву", перед лицом небытия, в состоянии тревоги и страха, кажется, нет сил превозмочь все страдания? роль спасителя выполняет вера - особое состояние, в котором человек непосредственно "прозревает" самоочевидность и духовную бесспорность открывшихся истин. Однако может ли "религиозная жизнь"(этот "третий жизненный путь", "третья жизненная стратегия") помочь человеку найти смысл жизни? ведь вера "абсурдна", она не может быть подкреплена или опровергнута доводами разума.
Вопросы к тексту:
1. Оцените варианты выбора жизненной старатегии, предложенные С. Кьеркегором.

2. Возможны ли другие варианты выбора?

3. Нужно ли вообще заниматься человеку поисками смысла жизни?

4. Можно ли прожить без этих поисков?

Контрольная работа

«Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность человека»

1 вариант

Кем впервые был введен в научный оборот термин «социология»?

1) М. Вебером; 2) К. Марксом; 3) О. Контом; 4) Аристотелем

    Какое из нижеприведённых определений социологии является наиболее полным, точным?:

    1. социология – учение об обществе;

      социология учение о человеке;

      социология – наука об обществе;

      социология учение о поведении больших социальных групп.

    К какой функции социологии следует отнести следующее действие: создание обоснованных научных прогнозов развития общества в целом и отдельных его сфер?:

    1. прогностической;

      мировоззренческой;

      к познавательной;

      к управленческой.

    В социологической концепции Э. Дюркгейма целью общественного развития является…:

    социальное равенство;

    развитие личности;

    нарастание солидарности;

    социальная справедливость.

    Субъективный метод русской социологии создали…:

    1. П.Л. Лавров и Н.К. Михайловский.

      Г.В. Плеханов и В.И. Ленин;

      М.А. Бакунин и П.Н. Ткачёв;

      М.М. Ковалевский и П.А. Струве;

    Аристотель считал опорой стабильности и порядка…:

    1. земледельцев;

      средний класс;

      богатых людей.

    Кто из названных учённых является признанным основоположником социологического позитивизма:

    1. Г. Спенсер;

      Э.Дюркгейм;

      О.Конт;

      Ф. Энгельс.

    К какой функции социологии следует отнести следующее действие: производство новых знаний о людях и обществе?:

    1. к мировоззренческой;

      к прогностической;

    2. К познавательной;

    3. к практически-управленческой.

    Какая из перечисленных идей не характерна для мировоззрения людей Нового времени?:

    1. гражданского общества и правового государства;

      главенство разума в истории, обществе и человеке;

      способности человека к общественному строительству;

      божественного предначертания истории.

    В социологии О.Конта в качестве критерия общественного прогресса выделяется…:

    1. развитие науки и формирование позитивного мышления;

      развитие производительных сил;

    2. Развитие личности;

    3. дифференциация и интеграция общественной системы.

    В марксистской концепции развития общества этап капиталистической формации, для которого характерно возникновение монополий, создание финансовой олигархии, называется...:

    1. империализм.

      глобализм;

      домонополистический капитализм;

      модернизм;

    К какой функции социологии следует отнести следующее действие: осуществление сознательного социального контроля и разработка практических рекомендаций по повышению эффективности управления различными социальными процессами?:

    1. К мировоззренческой;

    2. познавательной;

    3. Прогностической;

    4. практически-управленческой.

    Социологическое направление, которое рассматривает социальный конфликт в качестве движущей силы общественного прогресса – это…:

    1. социология О.Конта;

      органическая социология Г. Спенсера;

      социология марксизма;

      социология Э. Дюркгейма.

    Э. Дюркгейм социальный прогресс связывает с развитием…:

    1. культуры;

      личности;

      разделения труда;

      идеологии.

    Экономику в качестве источника социальных изменений рассматривал - …:

    1. К.Маркс.

    2. О. Шпенглер;

      П.Лавров;

    Термин «социология» был введён в научный оборот…:

    1. О. Контом.

      И. Кантом;

      К. Сен-Симоном;

16. Направление в социологии исходящее из положения, что новое «положительное» знание должно быть свободно от всяких домыслов, опираться на естествознание называется…:

    понимающая социология;

    позитивизм;

    интеракционизм;

    этнометодология.

17. Термин «теории среднего уровня» был введён в практическую деятельность…:

    Р. Мертоном;

    П. Сорокиным;

    Э. Дюркгеймом;

    К. Марксом.

18. Закон возрастания связанности и перехода от гомогенности к гетерогенности сформулирован…:

    Дж. Миллем;

  1. Г Спенсер;

  2. Ф. Энгельс.

19. В структуру социального обмена согласно теории обмена Дж. Хоманса не входит…:

    место обмена;

    правила обмена;

    результат обмена;

    агенты обмена.

20. Основой мировоззрения человека средневековья была…:

    вера в нерушимый строй космоса;

    вера в человека, его силы и возможности;

    вера в Бога;

    вера во многих богов.

21. Кто из перечисленных русских социальных мыслителей мог сказать: «Все судят об истории субъективно, по своему взгляду на нравственные идеалы, да иначе и судить не могут»?:

    С. Булгаков;

    М. Бакунин;

    Н. Бердяев;

    П. Лавров.

22. Какое утверждение принадлежит Т. Гоббсу?:

    «Природа создала людей равными в отношении физических и умственных способностей»;

    «Война всех против всех» ставит индивидов в равные условия…;

    «Разумная часть души делает людей неравными»;

    «Проблема равенства является надуманной».

23. Какие из приведённых понятий Аристотель рассматривал как синонимы и отождествлял их содержание?:

    общество и община;

    общество и семья;

    общество и государство;

    общество и род.

24. Работа «Самоубийство» написана…:

    Р. Скиннером;

    Дж. Мидом;

    Э. Дюркгеймом;

    Дж. Хомансом.

25. Концепция культурно-исторических типов в русской социологии XIX в. была разработана…:

    Н.Я. Данилевским;

    М.М. Ковалевским;

    П.Л. Лавровым;

    П.А. Сорокиным.

26. О. Конт рассматривал социологию как…:

    социальную химию;

    эмпирическое знание;

    социальную физику;

    социальную статику.

27. Социологическая концепция, принимающая взаимодействие людей между индивидами или группами за основу и сущность социальной реальности называется…:

    структурный функционализм;

    эволюционизм;

    интеракционизм;

    структурализм.

28. Идея, которая была воспринята социологами из естественных наук – это…:

    идея о том, что общественное развитие подчиняется объективным законам;

    идея о том, что между социальными группами существует механическая зависимость;

    идея о том, что развитие общества предопределено генетически;

    идея о том, что в обществе действует естественный отбор.

29. Понятие «аномия» было введено в научный оборот…:

    Э Дюркгеймом.

    Г. Лебоном;

    Г. Тардом;

    М. Вебером;

30. Западный социолог, который придерживался мнения, что все социальные взаимодействия подчинены принципу эквивалентности обмена – это…:

    Р. Скиннер;

    Б. Малиновский;

    И. Гофман;