Галерея портретов романовых эрмитаж описание. Валентин серов и портреты романовых

Продолжаю публикацию портретов из Романовской галереи Зимнего дворца по описи Д. Ровинского. Список использованной литературы находится в первой части. Еще раз хочу напомнить, что все поправки, дополнения и исправления только приветствуются.
1 часть:
http://baronet65.livejournal.com/56542.html

17. Царевич Алексей Петрович (1690-1718)
Сын царя Петра I.

№5360 размер: 18х13,5
Копия середины 19 века с прижизненного портрета работы Таннауэра (оригинал находится в Эрмитаже).
Гатчинский дворец-музей.

18. Царевна Шарлотта-София (1694-1715)
принцесса Брауншвейг-Люнебургская, с упруга царевича Алексея Петровича,

№4385 размер: 17,75х14,15
Прижизненный портрет работы неизвестного художника. Барон Кене считал его работой Таннауэра. Изображение даю по фотографии Клиндера 1865 г.
Местонахождение неизвестно.

№5359 размер: 18х13,5.
Копия середины 19 века с прижизненного портрета работы неизвестного художника.

19. Царевна Анна Петровна (1708-1728)
Дочь царя Петра I, герцогиня Гольштейн-Готторпская.

№4383 размер: 15х12
Прижизненный портрет, написанный около 1716 г. В настоящее время считается работой И. Никитина.

№5388 размер: 18х14,5
Копия середины 19 века с прижизненного портрета работы Л.Каравака.
Государственный Русский музей. СПб

Царевны Анна Петровна и Елизавета Петровна , дочери царя Петра I.

№6690 размер: 22х16
Портрет работы Л.Каравака.
Государственный Русский музей. СПб

20. Царевич Петр Петрович (1715-1719)
Сын царя Петра I.

№6690 размер: 22х16
Копия работы Н.Тютрюмова середины 19 века с прижизненного портрета работы Л.Каравака.
Государственный Русский музей. СПб

21. Царевна Наталья Петровна (1718-1725)
Дочь царя Петра I.

№5358 размер: 21,5х16
Копия работы В.Бовина середины 19 века с прижизненного портрета работы Л.Каравака.
Государственный Русский музей. СПб

22. Император Петр II Алексеевич (1715-1730).
Сын царевича Алексея Петровича, внук царя Петра I.

№5361 размер: 58,75х46
Прижизненный портрет работы Люддена или Каравака. С него была сделана знаменитая гравюра Вортмана. Изображение даю по книге «300 лет дома Романовых» изд. Лапина 1913 г.
Местонахождение неизвестно.

№5357 размер: 18х14,5
Прижизненный портрет работы Люддена ок 1728 г.
Государственный Русский музей. СПб

23. Царевна Екатерина Иоанновна (1691-1733).
дочь царя Ивана Алексеевича, герцогиня Мекленбург-Шверинская.

№ 5345 размер: 21,5x16
Копия середины 19 века с прижизненного изображения царевны.
Государственный Русский музей. СПб

24. Царевна Прасковья Иоанновна (1794-1731).
дочь царя Ивана Алексеевича

№ 5347 размер: 21,6x16,5
Копия середины 19 века с неизвестного прижизненного изображения царевны. Ровинский считал, что на этом портрете изображена Екатерина I. Изображение даю по фотографии Клиндера 1865 г.
Местонахождение неизвестно.

25. Императрица Анна Иоанновна (1693-1740).
дочь царя Ивана Алексеевича, герцогиня Курляндская.

№5346 размер: 21,35х16
Один из вариантов портрета императрицы работы Каравака, либо копия с него. С него была сделана гравюра Эллигера.
Государственный Русский музей. СПб

№5362 размер: 58,75х46
Измененная копия конца 18 века Г. Бухгольца с оригинального прижизненного портрета работы Л.Каравака. (оригинал находится в Третьяковской галерее).
Большой Петергофский дворец.

26. Правительница Анна Леопольдовна (1720-1748)
Принцесса Мекленбург-Шверинская, дочь царевны Екатерины Иоанновны, внучка царя Ивана Алексеевича.

№6865 размер: 27,5х22,5
Прижизненный портрет (предположительно работы Каравака.)
Государственный Русский музей. СПб

27. Император Иоанн Антонович (1740-1764).
Сын правительницы Анны Леопольдовны.

№5333 размер: 17,5х14,5
Портрет неизвестного художника 18 века, скорее всего прижизненный.
Государственный Эрмитаж. СПб

28. Императрица Елизавета Петровна (1709-1761)
Дочь царя Петра I.

№6192 размер: 23х16.
Портрет работы неизвестного художника (барон Кене считал, что на портрете Елизавете 16 лет).Ровинский что на этом портрете - великая княгиня Наталья Алексеевна (первая супруга Павла I). Изображение даю по фотографии Клиндера 1865 г.
Местонахождение неизвестно.

№6244 размер: 9х6,25
Найти точное изображение мне не удалось. Есть только его описание у барона Кене: «картина, поднесенная Его Императорскому величеству князем Александром Лобановым-Ростовским, представляет царевну в платье из серебрянной парчи с золотыми разводами, в мантии из голубого бархата, подбитой горностаем, и со знаками ордена св. Екатерины через плечо».
Похожие на это описание портреты есть в Стокгольмском музее (Швеция), Кадриоргском музее (Эстония) и в музее Кусково (где находилось много копий портретов из Романовской галереи). Однако, эти картины значительно большего размера.
Изображение - портрет царевны Елизаветы Петровны из музея Кусково.
Местонахождение неизвестно.

№4382 размер: 15х12.
Точно идентифицировать этот портрет пока не удалось. Есть информация, что это портрет Елизаветы в мужском костюме 1745 г., считающийся работой Каравака (примерно подходящий по размеру). Есть еще один вариант этого же портрета, который находится в ГРМ. Буду рад любой информации на эту тему.
Государственная Третьяковская галерея. Москва.

№5366 размер: 14,5х10,5 .
Портрет работы придворного художника Г. Гроота 1748 г. Есть копия этого портрета, которая находится в ГРМ.
Государственная Третьяковская галерея. Москва.

№5363 размер: 59х46 .
Портрет работы французского художника Ж. Токе 1758 г.
Государственный Эрмитаж. СПб.

29. Император Петр III Федорович (1728-1762).
Сын царевны Анны Петровны, внук царя Петра I.

№5383 размер: 36,25х26,5
Портрет работы Г.Гроота (либо его копия), парный к портрету Екатерины Алексеевны (№5384). Изображение даю по книге «Государи из дома Романовых. 1613 - 1913. Жизнеописания царствовавших государей и очерки их царствований». Том 1 М. Сытинское издание. 1913 г.
Местонахождение неизвестно.

№5385 размер: 13,5х11,5
Портрет работы Г.Гроота 1748 г.
Государственный Русский музей. СПб

№5364 размер: 58,75х46.
Портрет работы А.Антропова, который написал несколько портретов императора. Копия этого портрета находилась в Сенате.
Государственный Русский музей. СПб

Великий князь Петр Федорович и его супруга великая княгиня Екатерина Алексеевна .

№6695 размеры отсутствуют.
Свадебный портрет работы Г. Грота 1745 г.
Государственный Русский музей. СПб

30. Императрица Екатерина II Алексеевна (1729-1762).
Принцесса Ангальт-Цербстская, супруга императора Петра III.

№5384 размер: 36,5х26,5
Портрет работы Г.Гроота (либо его копия), парный к портрету Петра Федоровича (№5383).
Государственный Русский музей. СПб

№5380 размеры отсутствуют.
Конный портрет работы В.Эриксена 1762 г. Есть копии этого портрета - в Большом дворце Петергофа, ГРМ и в Оружейной палате Московского Кремля.
Государственный Эрмитаж. СПб.

№5365 размер: 58,75х45,5
Портрет работы В.Эриксена 1762 г. Есть два повторения этого портрета меньшего размера, один в ГРМ, другой в Китайском дворце (Ораниенбауме).
Государственный Эрмитаж. СПб.

№5434 размер: 16,25х12,25
Портрет работы В.Эриксена 1779 г. Уменьшенная копия портрета (№5365).

№5369 размер: 16х13,75
Портрет работы В.Эриксена 1769 г.
Государственный Эрмитаж. СПб.

№5368 размер: 16х13,75
Портрет работы П.Шибанова, который писал императрицу с натуры, во время ее пребывания в Киеве в 1787 г, во время рутешествия в Крым. С него была сделана гравюра Эллигера.
Государственный Русский музей. СПб

№5370 размер: 13,5х11,25
Портрет работы И.Лампи 1793 г. (эскиз большого портрета из Эрмитажа, который ранее тоже находился в Романовской галерее). Изображена с аллегорическими фигурами Сатурна и Истории.
Государственный Русский музей. СПб.

: Начинаю публикацию портретов из Романовской галереи Зимнего дворца. Ее опись сделана Д. Ровинским в 1880-х годах и опубликована в 4 томе его труда «Подробный словарь русских гравированных портретов». Рядом с каждым портретом находится его номер по общему Эрмитажному каталогу и размер (в вершках, которые я решил не пересчитывать). Но, в отличие от Ровинского, я располагаю портреты не в алфавитном, а в родословном порядке.

Я попытался (там где это возможно) дать историю каждого портрета и его сегодняшнее местонахождение. Воспроизвожу только те портреты, которые находятся в этой описи, а все данные, полученные из других источников (так как состав Романовской галереи менялся) будут опубликованы в приложении.

Романовская галерея Зимнего дворца

01. Патриарх Филарет (Федор Никитич Романов) (1554-1633).
Отец царя Михаила Федоровича.


№ 6684 размер: 20 x 16

Прижизненного изображения патриарха Филарета не существует, портрет для галереи писан художником Н. Тютрюмовым в 1861 г. по гравюре Штенглина и "Титулярнику" 17 века.
Гатчинский дворец-музей.

✂…">

02 Ксения Иоанновна Романова (ур. Шестова) (ум.1631 г.).
Мать царя Михаила Федоровича.


№5334 размер: 21,5 х 16

Копия В. Бовина (ок.1847 г.) с портрета конца 18 века (возможно так же копии с более старого оригинала), находившегося в Старом Петергофском дворце.
Сейчас в частной коллекции.

03 Царь Михаил Федорович (1596-1645).
Сын Федора Никитича и Ксении Иоанновны Романовых.


№5336 размер: 19,5 х 13,5

Портрет конца 18 века, с неизвестного оригинала (возможно "Титулярника" 17 века или гравюры Олеария). Многократно копировался.
Местонахождение неизвестно.

04 Царица Евдокия Лукьяновна (ур. Стрешнева) (1608-1645).
Вторая супруга царя Михаила Федоровича.


№6685 размер: 20 х 16

Копия художника Т. Неффа со старинного живописного оригинала, находивщегося у Г. Глебова-Стрешнева.

05 Царь Алексей Михайлович (1625-1676).
Сын царя Михаила Федоровича.


№5339 размер: 28,25 х 21,25

Прижизненный портрет 17 века, написанный неизвестным немецким или голландским художником до 1670 года (в этом году с него была сделана гравюра). Самый старый портрет в Романовской галерее.
Государственный Русский музей. СПб

06 Царица Наталья Кирилловна (ур. Нарышкина) (1651-1694).
Вторая супруга царя Алексея Михайловича.


№5343 размер: 28,25 х 21,33

Копия 19 века с портрета, написанного художником Чоглоковым «во успиение» (как память об умершей), который находился в семье Нарышкиных. Есть множество других копий этого портрета (Государственный Эрмитаж, Чувашская картинная галерея, Кусково …) .
Государственный Русский музей. СПб


№5337 размер: 13х10,5

Фрагментарная копия конца 18 века с того же оригинала. Считается работой Карла Шурманна.
Государственный Русский Музей. СПб.

07 Царевна Марфа Алексеевна (1652-1707).


№6687 размер: 22 х 16,5

Дочь царя Алексея Михайловича. Копия сделана художником Н. Тютрюмовым в 1861 г. с оригинала, который находился в Александровском Успенском монастыре, где умерла царевна Марфа (похищен оттуда в 1986 году и до сих пор не найден).

08 Царевич Алексей Алексеевич (1654-1670).


№6686 размер: 21,5 х 16,5

Портрет для галереи писан художником Н. Тютрюмовым в 1861 г. по "Титулярнику" 17 века из Публичной библиотеки СПб – единственному сохранившемуся прижизненному изображению царевича.
Местонахождение неизвестно. Изображение даю по фотографии Клиндера 1865 г.

09 Царь Федор Алексеевич (1661-1682).
Сын царя Алексея Михайловича.


№6688 размер: 28 х 22,5

Портрет для галереи писан художником Н. Тютрюмовым в 1861 г. по различным изображениям (в том числе из Оружейной палаты в Москве).

10 Царица Марфа Матвеевна (ур.Апраксина)(1664-1715).
Вторая супруга царя Федора Алексеевича.



№6694 размер: 22 х 16,5

Портрет начала 18 века или позднейшая копия с него.
Государственный Русский музей. СПб

11 Царевна Софья Алексеевна (1657-1704)
дочь царя Алексея Михайловича.


№ 4396 размер: 26,5 x 23

По некоторым сведениям - оригинал 17 века, по другим - копия с оригинала, который находился в Москве (сейчас в Государственном Историческом музее).
Государственный Эрмитаж. СПб.

12 Царевна Наталья Алексеевна (1673-1716).
дочь царя Алексея Михайловича


№ 5342 размер: 23 x 16

Портрет начала 18 века современными исследователями считается работой портретиста И. Никитина. (Барон Кене считал этот портрет работой Таннауэра). Есть еще 2 подобных портрета царевны Натальи, один в Русском музее, другой в Павловске.
Государственная Третьяковская галерея. Москва

13 Царь Иван Алексеевич (1666-1696).
Сын царя Алексея Михайловича.


№ 5348 размер: 28,6 x 22,5

Сын царя Алексея Михайловича. Считается портретом конца 17 века, созданным «во успиение» (как память об умершем), с которого позднее была сделана гравюра Ф. Маттарнови и многочисленные живописные копии (Кусково, Гос. Исторический музей).
Государственный Русский музей. СПб

14 Император Петр I Алексеевич (1672-1725).
Сын царя Алексея Михайловича.


№6689 размер: 54 х 31,5

Копия, специально исполненная для Романовской галереи в Великобритании художником Белли в 1860-х гг с оригинала Г. Неллера, который писал царя с натуры в 1697 году во время его пребывания в Голландии. Оригинал находится в Английском королевском собрании картин и послужил образцом для создания множества изображений Петра, иногда слабо похожих друг на друга.
Государственный Эрмитаж. Спб.


№5350 размер: 18,13 х 13,6

Портрет в настоящее время считается работой Таннауэра, написан примерно в 1717 году. Барон Кене считал его работой Купецкого. Есть множество копий с этой картины, оригинал находится или в Государственном Эрмитаже или в Третьяковской галерее.
Государственная Третьяковская гелерея Москва.


№5390 размер: 32 х 30

Т.н. «Портрет Петра I на фоне морского сражения» написан, скорее всего, в 1710-х гг. Есть множество версий, кто автор этой картины. Барон Кене считал его работой Купецкого, Васильчиков – работой Таннауэра, современные исследователи склоняются к тому, что это работа И. Никитина. Подробности о нем можно прочесть тут:
http://www.reenactor.ru/ARH/PDF/Shmakova.pdf
Гсударственный музей-заповедник «Царское Село».


№5355 размер: 19,75 х 16,5

Портрет считается работой знаменитого французского живописца Гиацинта Риго, подарен императору Николаю I гр. С. С. Уваровым, которому он достался от тестя - гр. А. К. Разумовского. Васильчиков пишет: "Предание семьи Разумовских гласило, что Петр, во время пребывания в Париже, зашел в мастерскую Риго, писавшего с него портрет, не застал его дома, увидел недоконченный портрет свой, ножом вырезал из большого полотна голову и увез с собой. Вырезанный портрет он подарил дочери - Елизавете Петровне, а она, в свою очередь, пожаловала его гр. Алексею Григорьевичу Разумовскому". После ликвидации Романовской галереи портрет был отправлен сначала в Русский музей, а потом в Симферопольский государственый музей.


№6671 размер: 14 х 11,5

15 Царица Евдокия Федоровна (ур.Лопухина) (1669-1731).
Первая супруга царя Петра Алексеевича.


№ 5340 размер: 19 x 13,6

Оригинал начала 18 века, либо копия с него. Скорее всего, написан во время правления императора Петра II (внука Евдокии). Есть множество копий этого портрета и неизвестна его достоверность.
Государственный Русский музей. СПб

16 Императрица Екатерина I Алексеевна (ур. Скавронская)(1684-1727).
Вторая супруга царя Петра Алексеевича.


№5391 размер: 32 х 30

Портрет работы знаменитого французского живописца Ж. Наттье (либо хорошая копия с него), написан в 1717 году, во время пребывания Петра и Екатерины в Голландии (парный к нему портрет Петра I находится в Царском Селе).
Государственный Эрмитаж. СПб.


№5392 размер: 18 х 13,5

Портрет работы придворного живописца Л. Каравака.
Государственный Русский музей. СПб


№5356 размер: 18,13 х 13,75

Портрет работы неизвестного художника (возможно Каравака или Ведекинда). Изображение даю по фотографии Клиндера 1865 г.
Местонахождение неизвестно.


№5387 размер: 58,75 х 44,75

Портрет работы И.Адольского, написан в 1726 году, неоднократно копировался и повторялся (близкий вариант находится в Царскосельском дворце).
Государственный Русский музей. СПб

Продолжение следует...


baronet65.livejournal.com

.

Оригинал записи и комментарии на

Издание А. Е. Бурцева. Санкт-Петербург: [Худож. хромо-тип. А.К. Вейерман], 1913. Два титульных листа. Текст и портреты в красивой орнаментальной рамке. H=31 см. Издание вышло в 8 выпусках. Выпуски 1-4 изданы под заглавием «Российский царственный дом Романовых»; выпуски 5-8 – «Галерея портретов царствующего Дома Романовых». Нумерация выпусков 5-8 отсутствует. Худ. академик А. Клиндер и др. 99 с. 179 ил. В 2-х марокеновых переплетах эпохи с тиснением золотом на крышках и корешках. Тройной золотой обрез. Экземпляр из библиотеки Царского Села. В комплектном виде большая редкость!

Вып. 1: Российский царственный Дом Романовых. 1913. Михаил Федорович (царь русский; 1596 - 1645). 55 с., л. портр., ил. .

Вып. 2: Российский царственный Дом Романовых. 1913. 1. Михаил Федорович (царь русский; 1596 - 1645) - Портреты. 2. Алексей Михайлович (царь русский; 1629 - 1676) - Портреты. 3. Федор Алексеевич (царь русский; 1661 - 1682 с., л. портр., ил.

Вып. 3: Российский царственный Дом Романовых. 1913. 1. Петр I (император российский; 1672 - 1725) - Портреты. 2. Екатерина I (императрица российская; 1684 - 1727) - Портреты. 3. Петр II (император российский; 1715 - 1730) - c. 57-68, л. портр.

Вып. 4: Российский царственный Дом Романовых. 1913. Анна Ивановна (императрица российская (1693 - 1740); Портреты. 2. Елизавета Петровна (императрица российская; 1709 - 1762) - Портреты. 3. Петр III (император российский; 1728 - 1762) - Портреты. 4. Екатерина II (императрица российская; 1729 - 1796) - c. 69-80, л. портр. .

[Вып. 5]: Галерея портретов царствующего Дома Романовых. . Павел I Петрович (1796-1801). Портреты. 2. Александр I (император российский; 1777 - 1825) - . - c. 81-86, л. портр. - На доп. тит. л. опечатка в дате: (1796-1810) .

[Вып. 6]: Галерея портретов царствующего Дома Романовых. . Император Николай I Павлович, 1825-1855. - . - c. 87-89, л. портр. .

[Вып. 7]: Галерея портретов царствующего Дома Романовых. . Император Александр II Николаевич (1855-1881) . c. 90-93, л. портр.

[Вып. 8]: Галерея портретов царствующего Дома Романовых. . Николай Второй. Император и самодержец всероссийский. . - с., л. портр.

«Галерея портретов Царствующего дома Романовых» была подготовлена к знаменательной для России дате - 300-летию дома Романовых и вышла в 8-ми выпусках. В альбоме последовательно представлены портреты всех членов царственной фамилии, начиная от Михаила Федоровича Романова и заканчивая портретами членов семьи последнего царя этой династии - Николая II. Всего в издании представлено 179 изображений.


Возьмем, к примеру, 5-й выпуск. Данное издание охватывает временной период с 1796 до 1825 г. и содержит портреты императора Павла I, императора Александра I и членов их семейств. Собственно портретная галерея предварена краткими очерками о Павле I и Александре I, в которых также представлены общие сведения о судьбе многочисленных детей императора Павла (император имел 10 детей от второго брака). В очерках информация подается исключительно в положительном ключе, что вполне объяснимо - все же издание юбилейное. Любопытно, к примеру, что причиной смерти императора Павла, который был убит в результате заговора, называют «удар» (как сказали бы сегодня - инсульт). Но все же самое главное в этом издании - сами портреты членов царской семьи, среди которых есть уникальные экземпляры. Редкость некоторых гравюр отмечена в самом издании. В ряду «парадных» изображений со стандартными позами встречаются и такие произведения, как очень теплый семейный портрет Александра I с женой Елизаветой Алексеевной. На одном из портретов изображена первая супруга Павла I Наталья Алексеевна, рано скончавшаяся от родов. Большой интерес представляют изображения детей, например, великих князей Александра Павловича (будущего императора Александра I) и Константина Павловича - малышей лет 4-5, позирующих с саблями и знаменем.


Бурцев, Александр Евгеньевич (1863 - 1938) – русский издатель, коллекционер автографов русских писателей и редких книг, библиограф, банкир, купец первой гильдии, благотворитель и меценат, почетный гражданин Петербурга. Родился в Вологодской губернии в зажиточной крестьянской семье. В 1882 г. переехал в Санкт-Петербург и работал приказчиком в меняльной лавке. Потом устроился на работу в меняльную контору своего старшего брата, где проработал заведующим до 1917 года. Ещё в молодости Александр Евгеньевич увлекся книгами и стал скупать редкие издания. С 1892 по 1893 год путешествовал по русскому Северу, где изучал и записывал фольклор. С 1890-х годов расширяет границы своих интересов как коллекционера и начинает собирать предметы старины, картины со сценами русского быта, рукописи, редкую церковную утварь. С 1896 года начал плодотворную издательскую деятельность, результатом которой стали более двухсот уникальных изданий (этнографические материалы, рукописи, описания редких книг и документов, собрания гравюр и акварелей, и др.). Был редактором нескольких собственных альманахов и журналов («Собиратель: художественно-библиографический журнал», «Мой журнал: для любителей искусства и старины», «Для немногих: художественный сборник, издаваемый А.Е. Бурцевым» и др.).

Бурцев на протяжении долгого периода опекал некоторых художников, выступая в роли мецената. В частности, это были такие художники, как К.С. Петров-Водкин, Б.Д. Григорьев, Н.П. Сапунов, С.Ю. Судейкин, Н.К. Рерих. В своём доме на улице Бассейной (Некрасова 10, арх. И.П. Володихин), созданного для экспозиций, Александр Евгеньевич устраивал выставки и презентации. В конце 1918 года все капиталы Александра Евгеньевича были аннулированы, особняк был национализирован. В период НЭПа, благодаря М. Горькому, Бурцев открыл книжную лавку, а в конце 1920-х стал сотрудником библиотеки при Педагогическом институте им. А. И. Герцена. В 1935 году вместе с женой, дочерью и внучкой был выслан в Астрахань. 29 октября 1938 года Бурцев Александр Евгеньевич и Бурцева (Маркелова) Параскева Домиановна были арестованы и расстреляны. Выписка из книги памяти: "Бурцев Александр Евгеньевич. Проживал: Астрахань. Приговорен: Тройка при УНКВД Сталинградской обл. 1 октября 1938 г., обв.: обвинен в связях с финским консульством в Ленинграде и финской разведкой. Приговор: ВМН. Расстрелян 29 октября 1938 г. Реабилитирован в 1963 г.", "Бурцева Прасковья Демьяновна. Проживала: Астрахань. Приговорена: Тройка при УНКВД Сталинградской обл. 1 октября 1938 г., обв.: обвинена в антисоветской агитации и связях с финской разведкой. Приговор: ВМН. Расстреляна 29 октября 1938 г. Реабилитирована в 1963 г.". Большая часть уникальной коллекции Александра Евгеньевича оказалась в государственных архивах и частных собраниях, часть коллекции унаследовала дочь Бурцевых. В конце сороковых годов, унаследованные реликвии были переданы в Центральный государственный архив литературы и искусства. Активным помощником и посредником при передаче реликвий стал Ираклий Андроников.


Некоторые фундаментальные издания Бурцева:

1897 «Описание редких российских книг и рукописей» 5 томов

1899 «Дополнительное описание библиографическо-редких, художественно-замечательных книг и драгоценных рукописей» 6 томов

1901 «Обстоятельное библиографическое описание редких книг и художественных изданий» 7 томов

1908 «Полное собрание библиографических и палеографических материалов, изданных в разное время А. Е. Бурцевым» 10 томов

1910 - 1911 «Полное собрание этнографических трудов А. Е. Бурцева» 11 томов

1912 «Альбом из жизни русского раскола и старообрядчества»

1912 – 1914 «Коллекция картин и рисунков старой и новой русской школы»

1912 - 1914 «Женщина в картинах русских художников и в снимках с натуры»

1913 «Галерея портретов царствующего дома Романовых, из собрания А. Е. Бурцева» 8 вып.

1914 «Жизнь русского народа, его нравы и обычаи в картинах русских художников и в снимках с натуры»


В истории русской культуры рубежа XIX-XX веков видное место занимают собиратели и меценаты, вышедшие из купеческой среды. У всех на слуху имена создателей крупных художественных коллекций - П.М. Третьякова, братьев М.А. и И.А. Морозовых, С.И. Щукина. У библиофилов тоже были свои Третьяковы, и петербуржец Александр Евгеньевич Бурцев - один из них. Бурцев начал собирать книги ещё в юношеские годы, будучи подручным у своего дяди-менялы. Унаследовав меняльную лавку, он преобразовал её в банкирскую контору, расширил дело и разбогател. Вместе с капиталами росла и его библиотека. Взяв себе за правило ежедневно заходить к знакомым букинистам, Бурцев сначала покупал у них собрания сочинений русских классиков, затем перешёл на первоиздания и, наконец, стал коллекционировать подлинные письма, автографы и старинные рукописи. Кроме того, он скупал картины и рисунки. Среди его «поставщиков» были И.Е. Репин, Н.К. Рерих, С.Ю. Судейкин, К.С. Петров-Водкин. Со временем собрание Бурцева так разрослось, что он задумал организовать Музей русского искусства и литературы, для чего выстроил на Бассейной, 10, специальный дом с большими выставочными залами. Однако ещё до создания музея Бурцев начал издавать описания своей коллекции. Человек увлекающийся и даже азартный, он и сюда привнёс купеческий размах. Отпечатанные на дорогой бумаге тиражом 100-150 экземпляров, оформтенные «дорогими» художниками, «одетые» в дорогие переплёты, бурцевские каталоги поражали не только качеством исполнения, но и объёмом, так как нередко содержали не просто описания книг, гравюр, портретов и рукописей, а целиком перепечатанные тексты редкого издания или автографа.

Достаточно сказать, что в своих «библиографиях» Бурцев дважды полностью опубликовал радищевское «Путешествие из Петербурга в Москву». Вот почему его «Описание редких российских книг» издано в пяти томах, «Архив книжных и художественных редкостей» - в шести, а «Словарь редких книг и гравированных портретов» - в семи. Специалисты нередко называли Бурцева «библиофилом-графоманом». Между тем его издания, сыгравшие значительную роль в деле изучения и описания редкой русской книги и графики, со временем сами превратились в редкость. Судьба коллекции Бурцева сложилась драматически. Его торговые дела пришли в упадок, и он стал распродавать библиотеку, для чего открыл собственный книжный магазин. Старейший петербургский книготорговец Ф.Г. Шилов рассказывал: «Продавал он дёшево, и торговля у него пошла. Вскоре, однако, Бурцев закрыл свою лавку и стал жить тем, что сдавал на комиссию по аукционам этюды и картины Рериха, Судейкина и других художников, а большую часть своего архива продал Пушкинскому дому и Публичной библиотеке». Бурцев дожил до глубокой старости. Ещё в начале 1930-х годов в букинистических магазинах Ленинграда можно бьпо встретить невзрачного, худо одетого человека - А.Е. Бурцева. Бурцев умер в 1937 году. Во время войны его дочь, Ольга Александровна, вывезла остатки собрания отца в эвакуацию, в Астрахань. Часть бумаг и рисунков там пропала. Уже в 1950-е годы литературовед И.Л. Андроников отправился в Актюбинск и приобрёл для Центрального государственного архива литературы и искусства всё, что сумела сохранить О.А. Бурцева, - 1508 рукописей и документов, среди которых обнаружились не известные ранее автографы М.В. Ломоносова, Г.Р. Державина, Н.М. Карамзина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, А.А. Блока, С.А. Есенина...

Х удожник Валентин Серов прославился как мастер портрета. Среди его заказчиков были и представители императорской династии Романовых - Серов написал более десяти портретов августейших особ. Предлагаем посмотреть картины знаменитого русского портретиста и познакомиться с пятью представителями царской семьи .

Портрет великого князя Михаила Александровича в детстве

Портрет великого князя Михаила Александровича в детстве. 1893

Про портрет сына, написанный Валентином Серовым , Александр III сказал: «Мишенька как живой». Художник сумел поймать краткий миг ускользающего детства: на картине мы видим Михаила взрослеющим, уже почти подростком. Он немного задумчив, но в его взгляде еще таится детская мечтательность. Одет цесаревич по моде конца XIX века - в белую матроску. Тысячи обычных мальчишек тоже носили их на рубеже веков.

Эта картина - этюд для группового портрета царской семьи. Живописцу отвели на работу лишь три сеанса, во время которых Михаил и его сестры Ксения и Ольга позировали ему. Остальное пришлось дописывать по памяти. Для Серова такой подход был непривычным: обычно он работал долго, несколько месяцев подряд, уделяя особое внимание деталям.

Групповой портрет впервые выставили в 1894 году в селе Борки Харьковской губернии. В честь спасения царской семьи в железнодорожной катастрофе здесь возвели церковь и часовню. На торжествах по их освящению портрет семьи Александра III висел в отдельном павильоне, однако многие зрители принимали его за икону и останавливались, чтобы перекреститься.

Сегодня портрет Михаила Александровича хранится в Государственном Русском музее .

Портрет великого князя Павла Александровича

Портрет великого князя Павла Александровича. 1897

Портрет Александра III

Портрет Александра III. 1899

Александра III Валентин Серов писал несколько раз. Групповой портрет императорской семьи 1893 года стал единственным полотном, написанным при жизни монарха. Облик Александра III на картине 1899 года приходилось воссоздавать по памяти. Валентин Серов также опирался на снимки императорского фотографа Сергея Левицкого.

На картине Александр III выглядит одновременно величественным и добродушным. Он изображен на фоне дворца Фреденсборг в Копенгагене в мундире почетного полковника датской Королевской лейб-гвардии. Это звание присвоил императору король Кристиан IX в 1879 году. С тех пор во время визитов в Данию Александр III всегда носил офицерскую форму: треуголку с голубым и белым плюмажем и алый парадный мундир. На нем кроме российских высших наград можно увидеть и датские: голубую ленту, звезду ордена Слона, звезду и крест ордена Данеброг.

Художник несколько раз ездил в Данию, чтобы сделать натурные зарисовки. Один из сержантов позировал ему возле дворца вместо императора. Оригинал императорского портрета хранится в Копенгагене, в офицерском фонде Королевской лейб-гвардии.

Портрет императора Николая II

Портрет императора Николая II. 1900

Домашний портрет Николая II , подарок Александре Федоровне, художник создал всего за две встречи с императором. Оригинальная версия картины не сохранилась: захватившие Зимний дворец революционеры распороли холст штыками. Однако Серов, едва закончив портрет в 1900 году, сразу же сделал его копию. Он беспокоился о судьбе картины, потому что она не очень нравилась императрице. Во время сеансов Александра Федоровна пристально наблюдала за художником и щедро раздавала советы, как «подправить» лицо Николая II на портрете. В конце концов Валентин Серов не выдержал, протянул императрице палитру с кистями и предложил ей самой закончить работу.

Портрет Николая II выглядит незавершенным: он написан широкими свободными мазками без тонких световых переходов, детали полотна не проработаны. Но исполнение картины отражает идею Валентина Серова. Художник хотел показать в первую очередь человека - уставшего на службе, пришедшего домой после работы. На полотне отсутствуют обычные атрибуты царских портретов - торжественные интерьеры, парадная одежда, высшие награды. Николай II изображен в тужурке лейб-гвардии Преображенского полка, которую он носил каждый день.

Полотно хранится в Государственной Третьяковской галерее.

Выход императрицы Александры Федоровны от заутрени

Выход императрицы Александры Федоровны от заутрени. Не позднее 1901 года

Обычно портретные рисунки художники XIX века создавали как этюды к большим живописным полотнам. Но акварельные и карандашные работы Валентина Серова - это самостоятельные произведения искусства.

Портрет Александры Федоровны выполнен в трех цветах: черном, белом и красном. Художник построил композицию картины так, что зритель смотрит на изображение снизу вверх, из-за этого императрица кажется более величественной. Проходя мимо поданных, она отстраненно отвечает на их знаки внимания. Плавными линиями Валентин Серов прорисовал строгий и изысканный крой ее платья, воздушную накидку, сброшенную с плеч. Окружающих он, напротив, изобразил подчеркнуто прямыми и ломаными линиями, их лица практически не различимы, а фигуры - угловаты.

Про Александру Федоровну, иностранку по происхождению, часто говорили, что ее отношения с двором не сложились. Во время торжественных церемоний императрица вела себя сдержанно: ее стесняло общение с незнакомыми людьми. Однако официальные мероприятия были обязательной частью жизни двора. Об одном из них Николай II писал в своем дневнике: «В 2 часа в Зимнем начался дамский безмен - 550 дам! Моя дорогая Аликс выглядела замечательно красивою в русском платье». Безменом в те годы называли церемонию целования рук.

Рисунок с изображением императрицы Александры Федоровны можно увидеть в Государственном Русском музее.

Эрмитаж - Портретная галерея Романовых!

В галерее, получившей существующую ныне отделку в 1880-е гг., помещены портреты представителей династии Романовых - от основателя Российской империи Петра I (1672-1725) до последнего российского императора Николая II (1868-1918). Начиная со времени правления Елизаветы Петровны (1709-1761) - заказчицы строительства Зимнего дворца, жизнь императорской семьи была неразрывно связана с историей зданий современного Государственного Эрмитажа. При Екатерине II (1729-1796), хозяйке Зимнего дворца с 1762 г., были возведены Малый и Большой Эрмитажи, Эрмитажный театр. Ее внук Николай I (1796-1855) повелел построить императорский музей - Новый Эрмитаж.

Портрет Михаила Федоровича Романова

Михаил Фёдорович Романов - первый царь из рода Романовых, так называемый богом избранный Царь, потому что не захватывал власть, не был наследником и даже не по собственной воле стал царём.Его отец Фёдор Никитич Романов был очень влиятельный человек в государстве, но он отказался взять скипетр правления у умирающего Ивана Грозного, что в дальнейшем не помешало, тогдашней знати и народу, поставить во главе Государства его сына Михаила, который сначала отказался...

Михаил Федорович (правил с 27 марта 1613 года), был избран на царствование Земским собором 21 февраля (3 марта) 1613 года. Сын боярина Фёдора Никитича Романова (впоследствии — Патриарха Московского Филарета) и боярыни Ксении Ивановны Романовой (урождённой Шестовой). Приходился двоюродным племянником последнему русскому царю из московской ветви династии Рюриковичей, Фёдору I Иоанновичу.

Портрет царя Алексея Михайловича

Алексей Михайлович Тишайший (19 марта 1629 - 29 января 1676) — второй русский царь из династии Романовых (14 июля 1645 — 29 января 1676), сын Михаила Фёдоровича и его второй жены Евдокии.

Алексей Михайлович оказывал покровительство ревнителям православной веры, выступавшим за перемены в церковном обиходе. Новшеством в практике богослужений стали проповеди, с которыми священники обращались к прихожанам. Царь поддержал реформы нового патриарха Никона, считая объединение церковных обрядов русской и греческой церквей необходимой предпосылкой для роста международного авторитета Российского государства. Однако вскоре из-за притязаний Никона на верховную власть в государстве Алексей Михайлович разорвал отношения с ним и на церковном соборе в 1666 г. выступил одним из главных обвинителей патриарха. В царствование Алексея Михайловича произошел раскол Русской православной церкви. Противники церковной реформы - "староверы" не раз "бунтовали народ" против царя и патриарха. Оплотом старообрядцев стал Соловецкий монастырь. С 1668 по 1б7бгг. царские воеводы не могли привести монахов к покорности. Завершилось "Соловецкое сидение" уже после смерти царя.

Портрет царевны Софьи

После смерти бездетного Фёдора Алексеевича его братья — слабый физически 16-летний Иван и 10-летний Пётр — оба были провозглашены царями Патриархом Иоакимом и боярами. Бояре Милославские во главе с Софьей (полнородной сестрой Ивана, но единокровной сестрой Петра лишь по отцу) решили оспорить царское двоевластие. В мае 1682 г. Софье удалось инспирировать Стрелецкий бунт. Софья пришла к власти, опираясь на своего фаворита Василия Голицына и стрельцов. 15 сентября 1682 стала регентшей при малолетних братьях Иване и Петре.

В 1689 году, когда Петру исполнилось 17 лет, боярин Шакловитый тщетно пытался для поддержки правительницы Софьи поднять стрельцов. Молодой царь Пётр I казнил и сослал друзей своей сестры. Софья была отправлена в Новодевичий Монастырь.
В 1698 году Софья была пострижена в монахини под именем Сусанны.

Умерла 3 (14) июля 1704, перед смертью постриглась в великую схиму, взяв себе прежнее имя, София. Похоронена в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря в Москве.

Портрет Петра I.

Пётр II Алексе́евич (12 (23) октября 1715, Санкт-Петербург — 19 (30) января 1730, Москва) — российский император, сменивший на престоле Екатерину I.
Внук Петра I, сын царевича Алексея Петровича и немецкой принцессы Софии-Шарлотты Брауншвейг-Вольфенбюттельской, последний представитель рода Романовых по прямой мужской линии.
Вступил на престол 6 (17) мая 1727, когда ему было всего одиннадцать лет, и умер в 14 лет от оспы.

Луи Токке - Портрет императрицы Елизаветы Петровны. 1758

Коронационный портрет императора Петра III Фёдоровича работы Л. К. Пфанцельта

Петр III Федорович (10.02.1728 - 6.07.1762х)
Родители: Карл Фридрих (1700-1739), герцог Шлезвиг Гольштейн-Готторпский, Анна Петровна (1708-1728) - дочь Петра I Екатерины I
Мать мальчика, названного при рождении Карл-Петер-Ульрих, умерла вскоре после его появления на свет, а в 11 лет он потерял и отца.В 1742 Петр был привезен в Россию и своей теткой императрицей Елизаветой Петровной провозглашен наследником престола. Его крестили по православному обычаю под именем Петра Федоровича, а в 1745 женили на принцессе Анхальт-Цербстской, будущей императрице Екатерине II.

Федор Степанович Рокотов - Портрет Екатерины II

После того, как отношения с мужем окончательно испортились и усилилось недовольство императором со стороны гвардии, Екатерина решилась участвовать в перевороте. Её соратники, основными из которых были братья Орловы, вахмистр Потёмкин и адъютант Фёдор Хитрово, занялись агитацией в гвардейских частях и склонили их на свою сторону.
Ранним утром 28 июня (9 июля) 1762 года, пока Пётр III находился в Ораниенбауме, Екатерина в сопровождении Алексея и Григория Орловых приехала из Петергофа в Санкт-Петербург, где ей присягнули на верность гвардейские части. Пётр III, видя безнадёжность сопротивления, на следующий день отрёкся от престола, был взят под стражу и погиб при невыясненных обстоятельствах. После отречения мужа Екатерина Алексеевна вступила на престол как царствующая императрица с именем Екатерины II, издав манифест, в котором основанием для смещения Петра указывались попытка изменить государственную религию и мир с Пруссией.
«Екатерина совершила двойной захват: отняла власть у мужа и не передала её сыну, естественному наследнику отца».

Павел I Петрович - Митрохин А.Ф.
Русский император (1796-1801). Павел I вступил на престол с известным чувством горечи против своей матери, которая держала его все годы своего царствования вдалеке от дел. В бытность его наследником престола ему пришлось перенести много трудностей и в семейной жизни, так как его сыновья были отделены от него и воспитывались их бабушкой. Вокруг него, естественно, группировалось все, отрицательно относившееся к действиям правительства его матери.За короткое царствование Павла Петровича было сделано больше глубоких и важных перемен, чем за ряд других царствований, причем все эти перемены были весьма продуманными и полезными.
Важнейший государственный вопрос о престолонаследовании был разрешен особым законом, оставшимся в силе до самой революции. Бюджет расходов на поддержание Церкви и на миссионерскую деятельность был увеличен вдвое, но всякие “подарки” новокрестившимся были отменены. Крестьянский труд на помещиков, “барщина”, сокращен на 50%. Были построены казармы для войск, обмундирование и довольствие стало великолепным, дисциплина восстановилась. Была введена цензура на ввозимые из-за границы книги.

Рослин, Александр - Портрет великой княгини Марии Федоровны.

До восшествия на престол Павла I великая княгиня не играла роли ни в политике, ни в русской жизни вообще, что объясняется разладом между Екатериной II и её сыном. Она была устранена даже от воспитания своих детей (великих князей Александра и Константина), которых немедленно по их рождении Екатерина II взяла к себе и руководила их воспитанием. Свои будни она посвящала обустройству любимой резиденции в Павловске, где организовала первый в России литературный салон. Вслед за восшествием на престол Павла I Мария Фёдоровна, 12 ноября 1796 года, была поставлена «начальствовать над воспитательным обществом благородных девиц». Императрица проявила большую энергию и привлекла в пользу общества много пожертвований.

Главную свою миссию - обеспечение престолонаследия, Мария Федоровна выполнила более чем основательно, родив Павлу Петровичу десятерых детей (двойная «королевская норма»).
Ее заслуги по укреплению династии Романовых, свекровь-императрица отметила следующей фразой: «Право, сударыня, ты мастерица детей на свет производить».

Ричард Бромптон. Портрет великих князей Александра Павловича и Константина Павловича. 1781

Доу, Джордж - Портрет великой княгини Марии Павловны.

Доу, Джордж - Портрет Александра I

Александр I, Александр Павлович Романов (12.12.1777, Петербург — 19.11.1825, Таганрог), император и самодержец Всероссийский с 12 (24) марта 1801 года.При Александре I к России присоединены территории Восточной Грузии (1801), Финляндии (1809), Бессарабии (1812), Азербайджана (1813), бывшего герцогства Варшавского (1815). После Отечественной войны 1812 возглавил в 1813-14 антифранцузскую коалицию европейских держав. Был одним из руководителей Венского конгресса 1814-15 и организаторов Священного союза.

Луиза-Элизабет Виже-Лебрен. Императрица Елизавета Алексеевна - супруга Александра I

Франц Крюгер - Портрет императора Николая I.

Николай Павлович Романов - , император всероссийский (1825 - 1855). Третий сын императора Павла I. Вступил на престол после внезапной смерти своего брата Александра I, разгромив восстание декабристов и начав царствование казнью его руководителей. Образование Н. I было ограничено военно-инженерными науками. По своему характеру Н. I был жесток, деспотичен. Политические воззрения Н. I были цельны — самодержавие представлялось ему незыблемым догматом, понятие о праве оставалось для него недоступным. Истиной в последней инстанции являлись его собственные представления. Отсюда основным качеством, которое он требовал от окружавших его людей, было послушание. Всё это обусловливало утверждение вокруг Николая I системы лжи, угодничества и лицемерия.

Вёл аскетический и здоровый образ жизни; никогда не пропускал воскресных богослужений. Не курил и не любил курящих, не употреблял крепких напитков, много ходил пешком, занимался строевыми упражнениями с оружием. Известно было его строгое следование распорядку дня: рабочий день начинался с 7 часов утра, ровно в 9 часов — приём докладов. Предпочитал одеваться в простую офицерскую шинель, спал на жёсткой кровати.
Отличался хорошей памятью и большой работоспособностью; рабочий день царя длился 16 — 18 часов.

В 1817 состоялось бракосочетание Николая с принцессой Прусской Шарлоттой, дочерью Фридриха Вильгельма III, получившей после перехода в православие имя Александра Фёдоровна. Супруги приходились друг другу четвероюродными братом и сестрой (имели общих прапрадеда и прапрабабку).

Всю жизнь императрица оставалась изрядной кокеткой, не задумываясь, сорила деньгами в модных магазинах Европы и на курортах, любила блистать на людях. Александра Федоровна обожала праздники и особенно балы, на которых она всегда была первой красавицей: никто лучше ее в России не танцевал и не одевался. Семейное счастье омрачали ее расстроенное здоровье (она родила 8 детей и так не привыкла к петербургскому климату: часто болела и была вынуждена уезжать лечиться на европейские курорты), а также измены мужа - кавалера необыкновенно привлекательного и неуемного в любовных утехах. Из семи оставшихся в живых детей императора особо выделялся своими данными первенец цесаревич Александр (будущий император Александр II) , великая княжна, потом королева Вюртемберга Ольга Николаевна (1822—1892), а также великая княжна Александра Николаевна (1825—1844) - необыкновенная красавица и талантливая певица, умершая от чахотки несколько месяцев спустя после своей свадьбы с наследником датского престола Фридрихом-Вильгельмом.

Кристина Робертсон - Портрет императрицы Александры Фёдоровны (супруга Николая I) 1840
Кристина Робертсон (1796-1854) - шотландская художница. Провела много лет в России при императорском дворе, где получила широкую известность. Кристина Робертсон считается одной из самых талантлевых художников середины 19-го века,а это значимое достижение для женщины и многодетной матери. В 1839г. Кристина Робертсон принимает участие в выставке при академии художеств в Санкт-Петербурге. Уже в 1840 ей заказали два портрета во весь рост: Императора Николая первого и императрицы Александры Фёдоровны. После этого Робертсон получила огромное количество заказов. Второе посещение России оказалось для художницы долгим (с 1847 по 1854г.). Здесь она пишет множество портретов. В 1953 её здоровье ухуджается и возможно у Кристины Робертсон появляються финансовые трудности (есть свидетельства, что часть заказчиков отказались платить за работы художницы). Кристина Робертсон умерла в Санкт-Петербурге в 1854 и была похоронена на Волковском кладбище.

Портрет княжны Ольги Николаевны и княжны Александры Николаевны. 1840
Ольга Николаевна (дочь Николая I), Александра Николаевна (дочь Николая I).

Крюгер, Франц - Портрет вел. кн. Александра Николаевича - (будующий император Александр II)

Великая княгиня была счастлива: счастливая жена, счастливая мать, счастливая невестка, обожаемая своим свекром Николаем I. В 1856 году, после смерти Николая I, Александр II стал императором, а Мария Александровна - императрицей.

После кончины вдовствующей императрицы Александры Федоровны в 1860 году Мария Александровна посвятила свою жизнь благотворительности и заботам о женском образовании и совершила много благотворительных дел.

Роскошь оставляла Марию Александровну равнодушной. Она имела огромное количество драгоценностей, но надевала их редко. Золотые и серебряные вещи она превращала в деньги и отдавала их на благотворительные цели. Она отказывалась от дорогих подарков, а принимала от государя только деньгами, которые также предназначались нуждающимся. Анархист Петр Алексеевич Кропоткин писал об императрице: «Из всей императорской фамилии, без сомнения, наиболее симпатичной была императрица Мария Александровна. Она отличалась искренностью, и когда говорила что-либо приятное кому, то чувствовала так». Мария Александровна положила начало новому периоду женского образования в России. По инициативе Марии Александровны были открыты всесословные женские гимназии и епархиальные училища, которые содержались почти исключительно на общественные и частные средства.

Императрица также основала крупнейший в Санкт-Петербурге и всей России театр и балетную школу - знаменитое училище, которое возглавила Агриппина Ваганова. Театр и школа полностью содержались на средства императорской семьи, лично императрицы, и, по настоянию Александра II, носили ее имя.

Иван Николаевич Крамской - Портрет Александра III

Александр III (Александр Александрович Романов; 1845—1894 ) — предпоследний государь император и самодержец всероссийский из династии Романовых, царствовавший в 1881—1894 годах, сын и преемник Александра II. Удостоен особого эпитета в историографии — Александр Миротворец.

Великий князь Александр Александрович был в императорской семье вторым сыном. Наследовать престол готовился его старший брат Николай, который и получил соответствующее воспитание.Он скончался в ночь на 13 апреля 1864 года от туберкулёзного воспаления спинного мозга. Вскоре Александр был провозглашён цесаревичем и наследником престола.

Император Александр II Николаевич попытался в срочном порядке ликвидировать пробелы в образовании Александра, но его уже поздно было переучивать. Александру исполнилось 20 лет, и он сильно уступал способностями и прилежанием старшему брату. Внешностью, характером, привычками и самим складом ума Александр III мало походил на своего отца. Император отличался огромным ростом. В юности он обладал исключительной силой — пальцами гнул монеты и ломал подковы, с годами сделался тучным и громоздким, но и тогда, по свидетельству современников, в его фигуре было что-то грациозное. Он совершенно лишён был аристократизма, присущего его деду и отчасти отцу. Даже в манере одеваться было что-то нарочито непритязательное. Его, например, часто можно было видеть в солдатских сапогах с заправленными в них по-простецки штанами. В домашней обстановке он надевал русскую рубаху с вышитым на рукавах цветным узором. Отличаясь бережливостью, часто появлялся в поношенных брюках, тужурке, пальто или полушубке, сапогах.Основным местопребыванием императора стала Гатчина. Подолгу он живал в Петергофе и Царском Селе, а приезжая в Петербург, останавливался в Аничковом дворце. Зимний он не любил.

Придворный этикет и церемониал при Александре стали гораздо проще. Он сильно сократил штат министерства двора, уменьшил число слуг и ввёл строгий надзор за расходованием денег. Дорогие заграничные вина были заменены крымскими и кавказскими, а число балов ограничено четырьмя в год.Вместе с тем огромные деньги расходовались на приобретение предметов искусства. Император был страстным коллекционером, уступая в этом отношении разве что Екатерине II. Гатчинский замок превратился буквально в склад бесценных сокровищ.

Не в пример всем своим предшественникам на русском престоле Александр держался строгой семейной морали. Он был примерный семьянин — любящий муж и хороший отец, никогда нe имел любовниц или связей на стороне. При этом он был и одним из самых набожных русских государей, напоминая этим даже своего далёкого предка Алексея Михайловича. Простая и прямая душа Александра не знала ни религиозных сомнений, ни религиозного притворства, ни соблазнов мистицизма. Он твёрдо держался православных канонов, всегда до конца выстаивал службу, истово молился и наслаждался церковным пением. Государь охотно жертвовал на монастыри, на постройку новых храмов и восстановление древних. При нём заметно оживилась церковная жизнь.

Он был очень трудолюбивым государем. Каждое утро поднимался в 7 часов, умывался холодной водой, заваривал сам себе чашку кофе и садился за письменный стол. Нередко рабочий день заканчивался глубокой ночью.И все же, несмотря на сравнительно здоровый образ жизни, Александр скончался достаточно молодым, не дожив до 50 лет, совершенно неожиданно и для близких, и для подданных....

Портрет императрицы Марии Фёдоровны, жены Александра III. (матери Николая II)

Мария Федоровна (1847-1928), императрица, супруга императора Александра III, до бракосочетания принцесса Мария-София-Фридерика-Дагмара, дочь датского короля Христиана IX и Луизы Гессенской.

Она была едва ли не с младенческих лет обручена с Цесаревичем Николаем Александровичем, старшим сыном Александра II, но 12 апреля 1865 г. цесаревич скончался в Ницце. На смертном одре он просил своего брата Великого князя Александра и свою невесту после его смерти вступить в брак. После его смерти возникла привязанность между Дагмарой и великим князем Александром Александровичем, которые вместе ухаживали за умирающим цесаревичем.

13 октября 1866 года состоялось обручение, миропомазание и наречение новым именем — великой княгиней Марией Федоровной, а ещё через полмесяца, 28 октября 1866 года, был издан манифест о вступлении в брак наследника Российского престола Александра Александровича и Марии Федоровны. Ее почти 30-летний брак с Александром III был довольно счастливым, несмотря на несхожесть характеров супругов. В императорской семье родилось шестеро детей: Николай (император Николай II) (1868), Александр (1869) (умер в младенчестве), Георгий (1871), Ксения (1875), Михаил (1878), Ольга (1882).

Датскому происхождению Марии Фёдоровны приписывают её неприязнь к Германии, повлиявшую якобы на внешнюю политику Александра III.

Императрица Мария Феодоровна провела в России более 50 лет, пережила революцию, стоившую жизни двум ее сыновьям и пяти внукам.

Эрнест Липгарт. Николай II 1896г.

Серов Валентин.Портрет Николая II. 1900.

В Ливадийском дворце в Крыму 20 октября 1894 года скончался император Александр III. На российский трон взошел Николай II. С ним Россия открывала новое столетие. Предчувствия надвигающихся перемен, неясные ожидания и тревоги волновали русское общество. Но мало кто мог тогда предполагать, что Россия видит на российском престоле своего последнего царя.

В январе-феврале 1905 г. в России началась первая русская революция (1905-1907 гг.). Она продемонстрировала, что самодержавный период в истории Российского государства завершается и начинается период практической конституционализации и парламентаризации страны. Первые, вначале умеренные шаги к парламентаризации были связаны с принятием Николаем II документов от 6 августа 1905 года: «Высочайшего Манифеста об учреждении Государственной Думы», «Закона об учреждении Государственной Думы» и «Положения о выборах в Государственную Думу». Однако этими актами устанавливался статус Государственной Думы как законосовещательного органа при монархе.

Отправной точкой становления парламентаризма в России стал Высочайший Манифест, подписанный царем Николаем II 17 октября 1905 г. «Об усовершенствовании государственного порядка» и целый ряд актов, развивающих положения Манифеста. Подпись под Манифестом 17 октября далась императору нелегко. Он долго переживал, колебался, но в конце кондов принял то решение, которое не отвечало его собственным представлениям, но, как его убеждали со всех сторон, было необходимо стране, благу России. К этому последний царь всегда был очень чувствителен и мог переступить через личные взгляды во имя благополучия империи. Когда Николаи II подписывал манифест, то он не сомневался, что у власти достаточно сил для подавления «крамолы». Что бы там ни говорили и ни писали политически пристрастные современники и идеологически ангажированные исследователи, но возможности силового решения осенью 1905 г. существовали.

Говоря о мартовских событиях 1917 года, следует сказать, что они стали заключительным этапом заговора, который созрел против Императора Николая II в недрах «Прогрессивного блока» Государственной Думы, определенных кругов высшего генералитета и представителей правящих кругов стран Антанты. Заговор этот стал результатом долгих лет противостояния русских общественных, либеральных и революционных сил с Царской властью.

Император Николай II не знал, что верхушка армии, тоже предала его. Начальник штаба генерал-адъютант М. В. Алексеев - с конца 1916 года находился в тесном контакте с Гучковым и дал свое согласие содействовать перевороту. Генерал-адъютант Н. В. Рузский - уже давно выполнял задания Гучкова. Генерал Крымов - активный сторонник заговора. Генерал-адъютант А. А. Брусилов, герой наступления 1916 года, на стороне заговорщиков. Контр-адмирал А. В. Колчак, тот самый Колчак, который стал самым молодым адмиралом русского флота благодаря воле Императора, которому Николай II поручил планирование важнейшей Босфорской операции - знал о заговоре и сочувствовал ему. К февралю 1917 года верхушка армии была уже против Царя. Приказы Императора молча саботировались высшим генералитетом.Император твердо вел народ и армию к победе, он был преисполнен верой в победу и был убежден, что и его генералы преисполнены подобной же верой. Но на самом деле, высший генералитет был преисполнен политических амбиций. Это полностью устраивало заговорщиков, которые стремились к совершенно другой победе, нежели Николай II. При этом они хорошо понимали, что победа Царя на фронте приведет к поражению их заговора. Первым, что было необходимо сделать заговорщикам, это выманить Царя из столицы, так как в противном случае никакая революция бы не удалась.

22 февраля 1917 года Император Николай II простился с Императрицей Александрой Федоровной и отправился в Ставку. По существу он ехал в западню, расставленную ему его генерал-адъютантами.Именно в этих условиях происходят события ночи с 1-го на 2-е марта, в результате которого появился так называемый «манифест об отречении».

Самым интересным исследованием так называемого «манифеста об отречении» Николая II стало исследование А. Б. Разумова. Это исследование убедительно и достоверно доказало, что так называемый «манифест об отречении» Императора Николая II не боле, чем искусная фальшивка. Разумов пишет: «Поглядим внимательно на эту бумагу. Неспешный ее анализ поведает пытливому человеку многое. К примеру, всем исследователям бросается в глаза то, что подпись Государя сделана карандашом. Удивлённые историки пишут, что за 23 года правления то был единственный раз, когда Государь поставил на официальном документе карандашную подпись».

Кроме того, на бумаге отсутствует личная печать Николая II, а сама бумага не завизирована Правительствующим Сенатом, без чего никакой царский манифест не имел юридической силы.

Немало путаницы возникает при выяснении вопроса о том, как выглядела та самая бумага, которую подписал Государь. Таким образом, совершенно понятно, что ни с юридической, ни с моральной, ни с религиозной токи зрения никакого отречения от престола со стороны Царя не было. События в феврале-марте 1917 года были ничем иным, как свержением Императора Николая II с прародительского престола; незаконное, совершенное преступным путем, против воли и желания Самодержца, лишение его власти. 2-го (15) марта 1917 года в Пскове произошла чудовищная и немеющая примеров в истории измена, измена верхушки русского общества и генералитета своему Царю, Верховному Главнокомандующему в условиях страшной войны, в канун судьбоносного наступления русской армии.

Утром 9-го марта 1917 года царский поезд в последний раз доставил Государя в Царское Село.Часовые раскрыли ворота, автомобиль въехал и ворота захлопнулись. Царствование Императора Николая II кончилось - начался Крестный Путь Царя-Мученика.

Илья Галкин. Портрет императрицы Александры Федоровны

Портрет великой княжны Марии Николаевны. 1905.

Его Императорское Высочество Наследник Цесаревич Алексей Николаевич