План-конспект открытого занятия в подготовительной группе по обучению грамоте «Предложение. Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Путешествие по сказке Гуси-лебеди Конспект занятия по грамоте в подгот гр

Людмила Дзюба
Открытое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе «Поможем звукам» Видео

Дорогие коллеги!

Спасибо всем, кто ознакомился с моей предыдущей публикацией ("Открытое занятие «Обучение грамоте». Группа подготовительная. Часть 1"). Спасибо за поддержку и за советы. А, как Вы поняли, работа моя в "Части 1" затрагивала, скажем так, "техническую" сторону обеспечения образовательного процесса. Поэтому и видеоролик был такой короткий, -- только показать наработку и спросить совет (сейчас оно удалено с одной целью -- не отнимать Ваше время). В этой публикации (Часть 2)видео -- 20 минут. Также я обещала, что если кто-то изъявит желание -- добавлю и текстовый файл занятия. Что с удовольствием и делаю.

Итак, видео-занятие:

Занятие по обучению грамоте в подготовительной группе

воспитателя Дзюба Л. Ю. (для коллективного просмотра).

Тема: «Поможем звукам»

Программное содержание:

1 . Учить называть слова с заданным звуком, делить слова на слоги, находить ударный слог.

2 . Составлять предложение по схемам.

3 . Учить различать гласные, согласные звуки.

4 . Закреплять знания о слово-различительной роли звука.

Демонстрационный материал : конверт от «Королевы звуков», конверты с частями от ключа, схемы предложений, «Ромашка» со звуками.

Раздаточный материал : схемы предложений,слова с пропущенными буквами.

Ход занятия:

Раздаётся стук в дверь, вносят конверт с письмом.

Воспитатель : К нам пришло письмо, давайте его прочитаем.

Воспитатель читает:

Здравствуйте, ребята! Пишет вам Фея звуков. Все вы знаете, что такое звуки. Страна, в которой они живут, находится в книге. Эта книга называется «Букварь». Ее мог взять каждый ребенок -- полистать, почитать, вместе с воспитателем выполнить задания. А теперь эту книгу, вместе с Мальвиной, похитил Карабас-Барабас. Он посадил их в чулан и запер дверь на ключ, а ключ сломал.

Ребята, помогите, пожалуйста, собрать все части ключа и тогда вы освободите Мальвину и вернете «Букварь» ребятам. А для этого вам необходимо выполнить все задания, которые приготовил для вас Карабас – Барабас.

Задания от Карабаса-Барабаса (находятся в конверте и зачитываются воспитателем по ходу занятия): Я приготовил для вас 6 конвертов с заданиями. В каждый конверт вложена часть ключа. Если вы правильно выполните все задания, то соберёте ключ и освободите своих друзей из заточения.

Первое задание от Карабаса-Барабаса:

– Какие звуки называются гласными? Какие звуки называются согласными?

Дети : гласные звуки произносятся с голосом.

Воспитатель : правильно, окошки в звуковых домиках, где живут гласные звуки, обозначаются красным цветом.

А (красный В (синий

У столбец) С столбец)

Воспитатель: Ребята, у нас есть первая часть ключа, осталось собрать еще 5 частей и, значит, выполнить 5 заданий.

Второе задание от Карабаса-Барабаса: а это задание – более сложное. Это задание для внимательных:

Послушайте и определите, какой звук часто встречается в стихотворении?

Барабан боднул баран

Бух! И лопнул барабан.

Дети : звук [Б]

Дятел дерево долбит,

День–деньской кору дробИт

Дятел лечит древний дуб,

Добрый дятел дУбу люб.

Дети : [Д]

Воспитатель: Правильно, звук [Б] и [Д]. При произнесении звука губы смыкаются и размыкаются, воздушная струя встречает преграду, голосовые связки (горлышко) дрожит.

Характеристика: Звуки [Б] и [Д] – согласные.

Следующее (3-е) задание от Карабаса – очень сложное, давайте прочитаем. (Чтение слогов).

Воспитатель : Молодцы ребята, у нас есть следующая часть ключа, осталось собрать еще 3 части и, значит, выполнить 3 задания. Давайте будем стараться правильно выполнять задания и спасем друзей.

Четвёртое задание от Карабаса-Барабаса : Разделить слова на слоги.

Картинки на экране: самолет, часы, дом, белка, барабан.

Воспитатель: Сколько слогов в этом слове? Дети показывают схемы этих слов. (и т. д.)

Воспитатель: Молодцы! Я смотрю, вы устали. Выходите на ковёр!

Физкультурная минутка «Буратино»:

Буратино потянулся,

Раз - нагнулся,

Два – нагнулся,

Три – нагнулся.

Руки в стороны развёл,

Ключик, видно, не нашёл.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

(Все слова сопровождаются движениями)

Воспитатель : Ребята, у нас есть четвертая часть ключа, осталось собрать еще 2 части и, значит, выполнить ещё два задания.

Пятое задание от Карабаса-Барабаса : Составьте схему предложения по картинке. (см. видео).

Воспитатель : Ребята, а ведь Карабас-Барабас не ожидал, что малютки бывают такими умными, и что придется отпускать наших друзей. У нас есть пятая часть ключа, осталось выполнить последнее задание!

Последнее задание Карабаса : Пробежала Шалунишкая-резинка, и стерла фрагменты букв: Слова -- машин_ ,ми_ка, _ети, ли_он, б_лка, м_лина, _латок, _иса, ко_, _ит. (см. видео).

Воспитатель: Теперь у нас есть все 6 частей. Давайте соберем из них ключ.

(Дети составляют ключ из частей).

Воспитатель: Ребята, закройте глаза. (Сверкает хлопушка -- замена ключа на целый). Ой, ребята, произошло волшебство. Ключ стал целым!

Дети подходят к домику, на котором висит холст с нарисованным очагом. Поднимают холст – под ним изображение замкА. Дети открывают его. Из домика выходит Мальвина с азбукой и угощением.

Мальвина : Здравствуйте, ребята! Спасибо, что выполнили все задания и освободили меня и Букварь. За это я угощаю вас (раздает печенье в виде букв).

Воспитатель (подводя итог): Что интересного, нового вы узнали? (ответы детей).

Дорогие коллеги. Жду Ваши комментарии. Спасибо, что зашли на эту страницу и уделили своё время моей работе. С уважением -- воспитатель МАДОУ д/с №49 г. Калининграда Дзюба Людмила Юрьевна.

Цель: Развивать у дошкольников интерес к обучению грамоте.

1. Закреплять навыки:

поиска анонимов;

знания гласных и согласных звуков;

составления слов из слогов;

2. Расширять словарный запас (следопыты, талисман);

3. Развивать сообразительность, смекалку, находчивость;

4. Формировать умение работать в малых группах, договариваться между собой.

Оборудование и материалы: письмо от следопытов, монетки с буквами по кол-ву детей, 2 ведра с прикрепленными к дну магнитами - удочки, 2 обруча – колодца, 2 бочки со словами, буквы – капельки ы и и с прикрепленными к ним магнитиками, чудесное колесо, мяч, карточки для разминки «Веселые человечки», камни со слогами, карта, талисманы в форме сердца с ребусом для разгадывания, карточки для цепочки слов, карандаши по кол – детей, 2 стола, 2 листа бумаги, стрелки, карточки с цифрами от 1 до 6, музыкальное сопровождение.

Ход занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Посвящение в следопыты»

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в детский сад пришло письмо от следопытов из Волшебной Страны Слов. Вот оно (зачитывает письмо)

«Дорогие друзья! Мы следопыты из сказочной Волшебной Страны Слов.

Следопыты это те люди, которые первыми ступают на новые земли, разгадывают тайны. Мы хотим, чтобы вы тоже стали следопытами. Для этого отправляем вам карту, по которой вам надо отправиться в путешествие, где вы будете выполнять различные задания. Чтобы быстрее пройти путь, вам надо разделиться на две команды с помощью монеток. В конце пути, если вы справитесь со всеми испытаниями, вас ждет сюрприз. Желаем удачи!»

Воспитатель: Ребята, вы принимаете приглашение следопытов из Волшебной Страны Слов? (Да!) Тогда давайте разделимся на две команды. (Дети берут с тарелочки монетки, на которых написаны буквы, обозначающие гласные и согласные звуки и делятся самостоятельно с их помощью на две команды). Дети объясняют по какому признаку они объединились в команды и проверяют все ли правильно нашли свою команду.

Воспитатель: Ребята, давайте сейчас внимательно посмотрим на карту. Как вы думаете, откуда начнется наше путешествие?

Дети: С цифры 1.

Воспитатель: Правильно, с цифры 1, а вот и она.

Подходят к цифре 1

Перед нами чудесное колесо, которое состоит из букв. Смотрите на колесо, мысленно поворачивайте его слева направо, и наоборот и находите на нем слова. Найденные слова записывайте вот на эти листы, которые лежат на столах.

Дети находят слова на чудесном колесе, записывают их, а затем команды по очереди зачитывают вслух слов а (колесо, кол, сад, лес, око, осел, село, сок).

Воспитатель: Молодцы ребята все слова нашли, можно продолжать путь и идти к цифре 2.

Дети идут по стрелочкам и находят цифру 2

Воспитатель: Перед вами две бочки в которых живут слова, но буквы Ы и И из этих слов любят безобразничать и постоянно убегают из своих слов вот в эти колодцы.

Ребята, вам надо выловить каждому по очереди из колодца с помощью этих ведер по одной букве и вернуть беглецов на свои места в словах, вписав их в свободные клеточки. (Дети вылавливают ведрами буквы, находят их место в словах. Слова написанные на бочках: ш_на, ш_ло, ш_пы, л_жа, с_р, м_р, ш_ть, м_ть, ж_р, п_р)

Воспитатель: А теперь идем дальше по стрелочкам, впереди у нас цифра 3. Ребята, на пути «Кривое зеркало», дальше сможет пройти только тот, кто справится с чарами кривого зеркала. Сейчас зеркало вам будет называть слова, а вы должны в ответ назвать то слово, которое отразиться в кривом зеркале. Если вам скажут - далеко, а вы ответите - близко, скажут Маше -

высоко, а Маша ответит - низко. (С детьми проводится игра противоположности: тяжелый – легкий, старый – молодой, сладкий – кислый, широкий – узкий, гладкий – шершавый, холодный – горячий, день – ночь, старт – финиш, начало – конец)

Физминутка «Веселые человечки» .

Дети под музыку танцуют, как только музыка прекратилась, дети встают в фигуру, которую показывает воспитатель на карточке.

Воспитатель: Ребята, чтобы добраться до цифры 5 надо разобрать завал из камней, на которых написаны слоги. Но завал сможем разобрать лишь тогда, когда из слогов составим слова. Камни коричневого цвета для одной команды, камни черного цвета для другой команды. (Дети составляют слова из слогов, затем команды меняются местами и проверяют друг друга)

Воспитатель: Молодцы, и с этим заданием справились, теперь мы у цифры 5. Здесь надо восстановить цепочку из слов с помощью этих карточек. (Детям даются карточки, на которых изображены предметы, которые составляют цепочку из слов: Машина – апельсин - нож – жук- кот – тигр – руль – лес – сом. Барабан – нитки – иголка – ананас – стул – лук – ключ – часы)

Дети подходят к цифре 6 и находят письмо.

Воспитатель зачитывает письмо:

«Дорогие ребята! Вот вы и справились со всеми заданиями. Мы посылаем вам в подарок талисманы, т.е. предметы которые приносят счастье и удачу. Но получить талисман сможет лишь тот, кто разгадает ребус, который нарисован на талисмане. Ребята, не забывайте, только тот, кто выполнит задание, будет носить почетное звание следопыт!»

Дети получают талисманы в форме сердечек, на которых написан ребус.

Разгадав ребус, дети подходят к воспитателю, который проверяет правильность выполнения задания и надевает ребенку талисман. Дети, которые выполнили первыми задание правильно, могут помочь воспитателю в проверке разгаданных ребусов.

Воспитатель: Ребята, я вас поздравляю, вы все справились с заданиями и теперь с гордостью можете носить почетное звание следопыт.

Я представляю конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной группы по разделу Грамота. Данный конспект будет полезен для воспитателей подготовительной группы.

Интеграция образовательных областей: «коммуникация», «художественная литература», «познание», «социализация», «здоровье».

Цель занятия : Закрепить знания, умения и навыки по разделу «Обучение грамоте».

Задачи :

Образовательны е: Проверить усвоенные детьми знания, умения и навыки, сформированные на занятиях по обучению грамоте;

Речевые : Упражнять в дифференциации изученных звуков; упражнять в звуковом анализе слова; закреплять умение составлять и анализировать схемы предложений; выявить уровень овладения навыком чтения; закреплять обобщающие понятия; обогащать словарный запас детей;

Развивающие: закрепить умение работать в тетради и у доски;

Воспитательные : воспитывать умение слушать товарищей, не перебивать друг друга.

Демонстрационный материал : карточки со словами: РАКЕТА, КОБРА, КОЛОБОК, ОПУШКА, УЖИН; карточка с физкультминуткой.

Раздаточный материал . «Конфеты» - угощение с фишками (гласный звук, ударный, согласный звук мягкий, согласный звук твёрдый, согласный звук звонкий, согласный звук глухой, слог (ударный, безударный), карточки с картинками сомы, щуки, караси, акула; цветные карандаши, тетради либо чистые листочки, конверты со скороговоркой; карточки с игрой «Потерянная буква»

В. Ребята, к нам пришли гости, много гостей, посмотрите на них и поздоровайтесь с ними. Они хотят посмотреть на вас, какие вы умные и грамотные дети.

В. Присаживайтесь на ковер и все внимание на меня.

В. Я хочу предложить вам отправиться в страну Грамматики. И чтобы туда попасть, вам нужно вспомнить и рассказать все, что вы знаете о звуках, буквах, слогах. Готовы?

В. Кто мне расскажет, что такое звуки? Какие они бывают? Ответы детей. (гласные и согласные: твердые и мягкие, звонкие и глухие).

В. Что такое буквы? Чем они отличаются от звуков? Ответы детей.(звуки мы слышим и произносим, а буквы пишем, видим и т.д.)

В. Молодцы.

В. Вот мы с вами и в стране Грамматики. Жители этой страны приготовили для вас угощения, но угощения не простые, подходите к своим столам, возьмите по конфете и разверните ее, вы видите внутри фишки, по очереди называете, что вы знаете об этих фишках. Дети разворачивают и рассказывают гласный звук, ударный, согласный звук мягкий, согласный звук твёрдый, согласный звук звонкий, согласный звук глухой, слог (ударный, безударный).

В. Молодцы!

В. Присаживайтесь, пожалуйста, за столы. Мы с вами уже знаем, что слова состоят из звуков. А можно ли слово поделить? Такие звуковые части слова называются слогами. Чтобы слово правильно звучало, мы ставим …ударение. Как правильно поставить ударение? Ответы детей (слово нужно позвать и тот слог, который тянется и будет ударным)

В. Вот задание, которое приготовили для вас жители этой страны - раздели слова на слоги и поставь ударение. Воспитатель показывает образец. река (ре-ка)

(Все слова на карточках выполняют дети, слова такие: сомы, щуки, караси, акула)

В. Молодцы, ребята! А, как одним словом можно назвать те слова, над которыми вы работали (рыбы) Кто ловит рыб, как зовут этого человека? (рыбак) Давайте запишем это слово и сделаем звуковой анализ. Дети работают за столами, один у доски.

В. Умницы. А теперь, выходите ко мне, давайте поиграем. Физкультминутка по стихам И. Николаевича

На крючке сидит червяк, (дети садятся на корточки)

Рыб пугая, строит рожи. (артикуляционная гимнастика «Индюк»)

От того - полдня рыбак

Ничего поймать не может. (дети прыгают)

Дети присаживаются на ковер.

В. Обратите внимание на доску, где написано слово, прочитайте его РАКЕТА. Что обозначает это слово? Ответы детей.(летательный аппарат, который перемещается в пространстве)

Какое животное спряталось в этом слове? Ответы детей РАК

КОБРА. Что обозначает это слово? Ответы детей (крупнейшая ядовитая змея мира)

Какой настенный светильник носит в себе кобра? Ответы детей БРА

КОЛОБОК. Что обозначает это слово? Ответы детей (персонаж народной сказки)

Какая часть лица человека спряталась в этом слове? Ответы детей ЛОБ

ОПУШКА. Что обозначает это слово? Ответы детей (край леса)

Какое артиллерийское орудие спрятано в опушке леса? Ответы детей ПУШКА

УЖИН. Что обозначает это слово? Ответы детей (Вечерняя еда)

Какие неядовитые змеи приползли на ужин? Ответы детей УЖИ.

В. Молодцы! А теперь подойдите к столам и возьмите конверт, где находится какое-то сообщение. Дети читают.

Ежу на ужин жук нужен.

В. Замечательно. Скажите, а что вы прочитали, как это называется? Ответы детей Предложение.

В. Сколько слов в этом предложении? Давайте нарисуем схему к этому предложению (один ребёнок выходит к доске, остальные записывают на своих листочках).

Как пишется первое слово в предложении? (Первое слово в предложении пишется с большой буквы). Что ставится в конце предложения? Ответы детей (точка) Какие знаки препинания ставятся еще в конце предложения? (! ?)

В. Молодцы! Выходите ко мне. Теперь давайте вместе произнесём эту скороговорку правильно (тихо, спокойно, быстро, громко, а теперь так, как будто в конце стоит вопросительный знак, радостно). Далее воспитатель спрашивает детей по отдельности.

В. Молодцы. Какой звук здесь встречается часто? [Ж], что вы: можете сказать об этом звуке. Какой он? Ответы детей (Согласный, всегда твердый, звонкий) Замечательно!

В. Присаживайтесь за столы. И на прощание жители замечательной страны приготовили для вас последнее задание «Потерянная буква»

В. Вот и закончилось наше путешествие по стране Грамоты. Молодцы, ребята, вы справились со всеми заданиями, а чем мы сегодня занимались на занятии? Какое задание понравилось больше всего? С каким настроением наше занятие заканчивается?

Программные задачи: закрепить представления детей о некоторых гласных и согласных буквах; ; способствовать освоению правильной позы для письма; развивать умения дифференцировать на слух и в произношении близкие в акустическом и артикуляционном отношении согласные звуки, понимать отношения между словами (антонимия), интерес к звучащему слову, мышление, речь, мелкую моторику рук; воспитывать интерес к языку и речи как явлениям действительности, нравственные качества (настойчивость в достижении цели, эмпатию).

Материал и оборудование: карточки с изображениями: трубы, ведра, ключей, рогов, петуха, шкафа, совы, стрекозы, снегирей, карандаша, ершей, скворцов, букв (Ф, Т, О, Г, С, Ж); карточки, с одной стороны которых изображение буквы, а с другой - цифры, 2 письма, воздушный шар, 4 конверта, игрушечный медведь, мольберт, заводной поезд, книга, изображение Золушки из 4-х частей, муляж дерева, игрушечная птичка, «волшебная» палочка, пособие «Моё настроение», костюм Золушки для взрослого, аудиозапись таинственной музыки, по количеству детей: 2 карточки (с изображением радостного и грустного лица), листы бумаги с узорами из точек, ручки.

Ход занятия

Воспитатель (В.). Ребята, нам пришло письмо (показывает). Давайте узнаем, от кого оно (открывает письмо и читает).

«Здравствуйте, ребята! Через несколько дней во дворце состоится бал. Никогда мне ещё не приходилось бывать на балу, но я очень мечтаю туда попасть. Я много раз представляла, как буду танцевать в красивом платье с принцем… Помогите мне, пожалуйста!»

Ребята, мы же никогда никого не оставляли в беде. Поможем? (Да.) Только, кто же написал это письмо, кому нужна наша помощь? Чтобы узнать это, необходимо выполнить задания. Приступим!

Задание «Чистоговорки»

На столе лежат карточки с изображениями: трубы, ведра, ключей, рогов, петуха, шкафа, совы, стрекозы, снегирей, карандаша, ершей, скворцов. Воспитатель произносит начало чистоговорки, а дети, глядя на карточки, выбирают подходящую, называют её, а затем проговаривают чистоговорку полностью.

Па-ба-ба - у Пети есть… (труба).

Ро-ро-ро - на полу… (ведро).

Чи-чи-чи - звенят мои… (ключи).

Ка-га-га - у козы… (рога).

Ха-ха-ха - не поймать нам… (петуха).

Аф-аф-аф - мы поставим в угол… (шкаф).

Фу-ву-ву - в лесу видели… (сову).

Су-зу-зу - мы поймали… (стрекозу).

Ри-ри-ри - на ветках… (снегири).

Аш-аш-аш - у Саши… (карандаш).

Жи-ши-ши - в реке живут… (ерши).

Цы-цы-цы - летят на юг… (скворцы).

Затем воспитатель обращает внимание на появившийся у двери воздушный шар, к нитке которого привязан конверт. В нём - часть изображения.

В. Ну, а теперь пришёл черёд

Сыграть в игру, где всё наоборот.

Игра «Скажи наоборот»

Воспитатель называет слово и просит детей подобрать к нему слово противоположного значения.

Чёрный - белый.

Высоко - низко.

Опускать - поднимать.

Хороший - плохой.

Плакать - смеяться.

Левый - правый.

Открывать - закрывать.

Потерять - найти.

Начало - конец.

В. С этим заданием вы тоже справились, молодцы! (Обращает внимание на конверт в лапах игрушечного медведя.) Вот ещё один конверт.

Игра «Узнай и покажи»

Воспитатель загадывает букву:

— Какая буква стоит подбоченясь? (Буква Ф.)

— Какая буква пугалом в огороде торчит? (Буква Т.)

— Какая буква похожа на бублик? (Буква О.)

— Какая буква подъёмным краном «работает»? (Буква Г.)

— Какая буква умеет свистеть? (Буква С.)

— Какая буква жужжит? (Буква Ж.)

После отгадывания буквы демонстрирует карточку с её изображением. Дети показывают её по одному и в парах.

В. Вы справились с непростым заданием. (Въезжает заводной поезд, в вагончике которого - конверт.) Вот ещё конверт. Разгадка близка, осталось совсем немного.

Задание «Буквы, по местам

Воспитатель раздаёт каждому ребёнку карточки, с одной стороны которых изображение букв, а с другой - цифр. Нужно расположить буквы по порядку, который подскажут цифры на обратной стороне карточки, и прочесть слово.

3 1 2
К Л У
ЛУК
2 3 1
О С Н
НОС

В. Ещё одно задание позади. Молодцы! А вот и конверт (достаёт его из книги).

Физкультминутка

В. Теперь у нас все части изображения, соберём их и узнаем, кто прислал нам письмо. (Дети складывают изображение Золушки.)

Входит Золушка.

Золушка. Дорогие ребята! Вы догадались, кто я? (Золушка.) Верно. Мачеха с сёстрами уехали на бал. Ах, как же мне хочется хоть одним глазком посмотреть на дворец и принца… Вы поможете мне попасть на бал?

В. Ребята, вы хотите, чтобы мечта Золушки сбылась? (Да.) Тогда выполним последнее задание. Но сначала сделаем разминку.

Пальчиковая гимнастика «Слова»

Раз и два, раз и два! -

Сложим мы из букв слова.

(Сгибать и разгибать пальцы обеих рук.)

«Солнце» - слово лучистое,

(Раздвинуть пальцы рук в стороны.)

«Лев» - слово пушистое.

(Соединить большой, средний и безымянный пальцы, слегка приподнять согнутые указательный палец и мизинец.)

«Носорог» - слово рогатое,

(Выпрямить указательный палец, остальные пальцы согнуть.)

А «зебра» - слово полосатое.

(Соединить подушечки пальцев, округлив свод кисти.)

Упражнение «Обведи»

Воспитатель следит за качеством выполнения задания: умением правильно держать ручку, контролировать силу нажима при письме, не переворачивать лист во время работы, и напоминает, чтобы дети следили за осанкой.

После выполнения задания звучит таинственная музыка, воспитатель взмахивает «волшебной» палочкой, произнося слова:

Би-би-ди, бо-би-ди-бам -

Спеши, Золушка, на бал!

Золушка уходит, а педагог обращает внимание на муляж дерева, на котором сидит игрушечная птичка с письмом. Педагог открывает конверт и читает: «Наконец, сбылась моя мечта - я на балу! Огромное вам спасибо, друзья! Золушка».

В. Ребята, вы сегодня потрудились на славу! Я горжусь вами! Теперь возьмите карточку, которая соответствует вашему настроению в данный момент, и положите её в нужный кармашек.

Воспитатель передаёт каждому ребёнку по 2 карточки (с изображением радостного и грустного лица). Если ребёнку занятие понравилось и настроение у него хорошее, то он кладёт соответствующую карточку в кармашек с изображением весёлого человечка, а если не понравилось и настроение плохое, то карточку с грустным лицом в кармашек с грустным человечком.

Конспект занятия по обучению грамоте для детей 6-7 лет подготовила Е. Томашева

Татьяна Гарнышева

Образовательные:

Совершенствовать навыки звукового анализа слов: определять гласные, согласные (мягкий, твердый, глухой, звонкий); место звука в слове; делить слова на слоги, определяя количество слогов;

Совершенствовать технику осознанного чтения слов и предложений; обогащать словарный запас детей.

Развивающие:

Развивать фонематический слух, зрительное восприятие, мышление, внимание, память;

Развивать умение отвечать на вопрос воспитателя полным ответом, упражнять в придумывании предложений с заданным словом;

Воспитательные:

Создать хорошее настроение;

Воспитывать чувство товарищества, умение слушать воспитателя и товарищей, желание и умение работать в коллективе;

Поощрять активность и самостоятельность.

Словарная работа:

звук, слог, слово, предложение, ударение, буква.

Организация занятия:

1- ая часть, стоя на коврике, затем за столами, физминутка – на коврике.

Материал:

Раздаточный: буквы для разукрашивания, цветные карандаши (синий, красный, таблица для определения места звука в слове, фишки, предметные картинки для определения количества слогов, слово «», слова, разделённые на 2 части, ребусы и карточки для составления слова.

Демонстрационный: цифры 1, 2, 3 для определения количества слогов в слове, слоговая таблица для чтения, картинки для составления слова по первым буквам, разрезное предложение «Я ПОЙДУ В ШКОЛУ».

Ход занятия:

«Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться:

Доброе утро!

Доброе утро! солнцу и птицам.

Доброе утро! улыбчивым лицам.

И каждый становится добрым, доверчивым.

Доброе утро длится до вечера».

Ребята, давайте посмотрим, друг на друга, и улыбнемся. Пусть ваши улыбки будут с нами на протяжении всего занятия, настроение у нас хорошее, мы готовы начать занятие.

Вы многому научились в детском саду, скоро пойдёте в школу, и сейчас мы проверим ваши знания и умения.

Что вам для этого необходимо? (внимательно слушать воспитателя, правильно отвечать на вопросы). Занятие будет интересное и трудное, поэтому вам понадобятся внимание, находчивость и ваши знания, мы не ссоримся и помогаем друг другу.

Напомните, что мы изучаем на занятиях по обучению грамоте? (мы изучаем звуки и буквы).

Чем отличаются звуки и буквы? (звуки мы произносим и слышим, а буквы мы видим и пишем).

Какие бывают звуки? (звуки бывают гласные и согласные).

На столе у вас лежат буквы, давайте назовем их?

(А У О М С Х Ш Л Ы Н Р К П Т И З В Ж Б Г Д Й Ь)

Возьмите цветной карандаш и закрасьте букву в соответствующий цвет.

Какие две группы у нас получились? (гласные и согласные).

Как произносятся гласные звуки? (поются, не встречают преград при произношении, образуют слог).

Как произносятся согласные звуки? (не поются, встречают преграду при произношении, не образуют слог).

«Гласные тянутся в песенке звонкой,

Могут заплакать и закричать,

Могут в кроватке баюкать ребёнка,

Но не желают свистеть и ворчать».

«А согласные согласны

Шелестеть, шептать, шипеть,

Но не хочется им петь».

А сейчас у меня для вас следующее задание, слушайте внимательно. Читаю скороговорку: «Собирала Маргарита маргаритки на траве, потеряла Маргарита маргаритки во дворе».

Какой звук очень часто встречается в этой скороговорке? (звук «Р»).

Сейчас я буду произносить слова, а вы должны определить место звука «Р» в слове: в начале, середине или в конце слова, и отмечаем фишкой тот квадратик на карточке, где находится данный звук.

(река, барабан, комар, радуга, размер, сыр, арбуз, кругозор)

Я приготовила для вас необычные шарики, что вы на них видите? (буквы). Необходимо составить из имеющихся букв как можно больше слов.

С, О, Л, Н - СОН, СЛОН, ОН, НО, НОС.

«Много с буквами хлопот

Уж, такой они народ,

Но когда с умом толково

Их построить в четкий ряд,

Превратятся буквы в слово

И с тобой заговорят».

СОН, СЛОН, НОС. Что вы можете сказать про эти слова, какие они? (короткие).

Назовите ещё короткие слова (кот, дом, сыр).

Какие ещё бывают слова? (длинные). Назовите длинные слова (велосипед, паровоз, экскаватор).

А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Найди свой домик». У каждого домика свой №: №1, №2, №3, №4. Возьмите предметные картинки, назовите своё слово, разделите его на слоги и найдите свой домик, сколько в слове слогов такой будет № вашего домика.

Помогите мне найти свой домик.

Молодцы, займите свои места за столами.

«Всему название дано –

И зверю, и предмету.

Вещей кругом полным-полно,

А безымянных нету!

И все, что видит только глаз –

Над нами и под нами

И все, что в памяти у нас,

Означено словами».

Назовите какое время года изображено на моей картинке? (зима).

- «ЗИМА» - давайте разберём это слово.

Сколько букв в слове «ЗИМА»? (4 буквы)

А сколько звуков в слове «ЗИМА»? (тоже 4)

Сколько согласных звуков в слове «ЗИМА»? (2 согласных звука). Назовите их (звуки З и М).

Где в этом слове находится звук З, а звук М? (звук З находится в начале слова, а звук М – в середине).

Звук З – согласный, звонкий, мягкий.

Звук М – согласный, звонкий, твёрдый.

Сколько гласных звуков в слове «ЗИМА»? (2 гласных звука)

Какие это звуки? (и, а).

Какой гласный находится в середине слова? (И)

Где находится звук «а»? (в конце слова)

Разделите это слово на слоги. Сколько слогов в слове «ЗИМА» (два).

Почему в этом слове два слога? (потому что два гласных звука).

Вспомним правило - «Сколько в слове гласных звуков, столько в слове и слогов».

Прочитайте первый слог (ЗИ, второй слог (МА).

На какой слог падает ударение? (МА).

Назовите безударный слог? (ЗИ)

Молодцы, ребята, справились с заданием.

Следующее задание: чтение по слоговой таблице и составление слов.

(сорока, Вова, ворона совы, косы, корова, волосы).

У вас на столах разложены карточки со словами, когда готовилась к занятию, я их перепутала. Вам надо составить слово, расставляя в нужном порядке слоги, прочитать его и составить с этим словом предложение. Работать вы будете в парах.

ГРУ. ША МА. ЛЫШ

МЕД. ВЕДЬ КУКУШ. А



Молодцы, ребята, хорошо справились с заданием.

Перед вами картинки, нужно разгадать слово по первым буквам. (ШКОЛА).

Скажите, пожалуйста, что складывают из букв? (слова).

Что получается из слов, которые собираются вместе? (предложения).

Наша речь состоит из предложений. Чтобы правильно и красиво говорить, мы подбираем слова по смыслу друг к другу, и у нас получаются предложения.

Сейчас составьте из слов, которые вы здесь видите предложение: ШКОЛУ. В. ИДУ. Я (Я ИДУ В ШКОЛУ).

Какой знак ставится в конце предложения? (точка).

А еще какие знаки ставятся в конце предложения?!)

Произнесите предложение так, чтобы в конце предложения можно было поставить знаки (.,)

Решение ребуса:

К Л О В В О Л К В А С О С О В А

4 3 2 1 1 2 3 4 3 4 1 2 1 2 3 4

Карточки: надо составить слово, в котором не хватает слогов, вставить подходящий слог и прочитать это слово.

СО. КА МА. НА

DE ДО КИ БА РЕ КО РЕ КУ БА ШИ


Ребята, я рада за вас, вы выполнили все задания, которые я вам приготовила.

Какое задание понравилось больше всего?

Какое занятие показалось трудным?

Вы показали свои умения, знания, проявили смекалку. Молодцы!

«Как хорошо быть грамотным на свете,

Ведь грамота - ступенька к свету,

Которую не нужно пропускать».

Спасибо вам за работу!