Занятие с использованием технологии синквейн по картине. Педагогический проект «Этот занимательный, полезный синквейн

«Речевое развитие детей дошкольного возраста

методом дидактического синквейна»

(консультация для воспитателей)

Организация: МБДОУ детский сад №52 города Белово

Населенный пункт: Кемеровская область, город Белово

Введение………………………………………………………………3


  1. Дидактический синквейн как метод обучения…………….........4

  2. Правила составления синквейна…………………………………5

  3. Примеры синквейнов……………………………………………..7
Заключение……………………………………………………………8

Список литературы…………………………………………………...9

Приложения…………………………………………………………..10

Введение

В век современных технологий взрослые очень мало уделяют внимания своим детям в плане общения. Дети разучились разговаривать на «богатом и могучем» русском языке. В каждой семье сегодня есть компьютеры, телевизоры, планшеты, сотовые телефоны и прочая техника, заменяющая общение взрослого и ребенка. Родители никак не могут понять, почему беседуя с ребенком, не могут заменить компьютерные игры или просмотр мультфильмов, пусть даже они носят обучающий характер. Дети не умеют разговаривать потому, что дома им не уделяют должного внимания – на это у родителей нет времени. На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем: бедный словарный запас, неумение составить рассказ по картине, пересказать прочитанное, им трудно выучить наизусть стихотворение, а также использовать в речи не только простые, но и сложные грамматические конструкции. Поэтому, как никогда, актуальной сегодня является проблема развития речи ребенка. И педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – кропотливая, ежедневная, необходимая работа.

Цель: развитие связной речи дошкольников посредством составления синквейна с помощью моделей.

Задачи: 1. Закрепить понятия: предмет, признак предмета, действие предмета. 2. Научить использовать модели существительного, прилагательного и глагола при составлении предложений. 3. Обучить самостоятельной работе по составлению синквейна с опорой на алгоритм-модель.


  1. Дидактический синквейн как метод обучения
Говоря о формах, методах и приемах обучения детей, нельзя не сказать о серьезных изменениях в системе дошкольного образования, которые коснулись как организационной, так и содержательной стороны образования. Принятие ФГОС требует от воспитателя более глубокого продумывания методов и приемов к организации образовательной деятельности, так как роль воспитателя является направляющей, развивающей. Поиск подходов к повышению эффективности образовательного процесса вызывает необходимость уделять большое внимание применению инновационных педагогических технологий и методов.

В старшем дошкольном возрасте можно использовать такой современный интересный метод в обучении детей рассказыванию как синквейн.

Синквейн (от фр. – шаблон) – пятистрочная стихотворная форма, возникшая в России в начале ХХ века под влиянием японской поэзии. В дальнейшем стала использоваться (с 1997 года в России) в дидактических целях как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат. Процедура составления дидактического синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно-ориентированной. Данный метод может легко интегрироваться с другими образовательными областями образовательной программы, а простота построения синквейна позволяет быстро получить результат. Дидактический синквейн в работе с дошкольниками можно использовать начиная со второго полугодия в старшей группе, когда дети уже овладели понятием «слово-предмет», «слово-действие», «слово-признак», «предложение». Чем богаче будет словарный запас ребенка, тем легче ему будет построить не только синквейн, но и пересказать текст и выразить свои мысли.

Дидактический синквейн уместно составлять в конце каждой лексической темы, когда у детей уже имеется достаточный словарный запас по данной теме. На первых порах планируется при составлении синквейна работа с детьми в парах, в малых группах и только затем – индивидуально. Необходимо поощрять синквейны, в которых содержится наиболее точная характеристика различных сторон темы или предмета.

При составлении дидактического синквейна количество слогов в каждой строке уже не имеет значения. В дидактическом синквейне самое главное – это смысловое содержание и часть речи, которая используется в каждой строке. Можно сказать, что это свободное мини-творчество, подчиненное определенным правилам. Метод синквейна можно применять не только воспитателями группы, но и на занятиях логопеда, художественно-творческой деятельности, музыке.

2.Правила составления синквейна

1 строчка – одно ключевое слово – название стихотворения, заголовок, тема, обычно существительное, определяющее содержание (название предмета, произведение, имя героя и т.д.);

2 строчка - два слова (прилагательные или причастия). Это описание признаков предмета или его свойства, раскрывающие тему синквейна, слова можно соединять союзами или предлогами.

3строчка – три слова (глаголы). Действия, относящиеся к теме.

4 строчка – четыре слова – предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме.

5 строчка – одно слово – слово-резюме, ассоциация, синоним, который характеризует суть темы, философской обобщение, выражает личное выражение и эмоцию автора к теме в первой строчке, обычное существительное.

Четкое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Для улучшения текста в четвертой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке – два слова. Возможны варианты использования и других частей речи.

Составление синквейна похожа на игру, ведь сочинять – весело и полезно и легко! Развивается интерес к окружающему миру, речь, мышление, память.

Одна из целей составления синквейна – добиться умения выделять главную мысль текста, а также кратко выражать свои мысли.

В чем же эффективность и значимость синквейна? Во-первых, его простота. Синквейн могут составлять все. Во-вторых, в составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности. Синквейн является игровым приемом. Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу, а также для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.


  1. Примеры синквейнов

  1. Кто? Собака

  2. Какая? Мохнатая, большая

  3. Что делает? Спит, играет, лает.

  4. Предложение. Мне нравится играть с собакой

  5. Ассоциация. Друг

  1. Хитрая, пушистая, рыжая

  2. Крадется, ловит, прыгает

  3. Не люблю – хитрит и обматывает

  4. Съела колобка
На основе синквейна строится работа по обучению рассказыванию.

Пример составления рассказа по синквейну:

Белый, пушистый.

Боится, пугается, убегает.

Я жалею зайца.

Дикое животное.

Рассказ: «Заяц белый, пушистый. Живет в лесу. Заяц боится волка и лису, он пугается и убегает от них. Мне жалко зайца. Зимой диким животным трудно жить»

Заключение

Синквейн помогает пополнить словарный запас.

Синквейн учит краткому пересказу.

Синквейн помогает развить речь и мышление.

Сочинение синквейна - процесс творческий. Это интересное занятие помогает самовыражению детей, через сочинение собственных нерифмованных стихов.

Синквейн учит находить и выделять в большом объеме информации главную мысль.

Синквейн облегчает процесс усвоения понятий и их содержания.

Синквейн – это также способ контроля и самоконтроля (где дети могут сравнивать синквейны и оценивать их).

Выдающийся советский лингвист А. Н. Гвоздев писал: « Построение грамматически оформленных предложений – кульминационный процесс формирования речи у детей». Данное высказывание позволяет нам подчеркнуть важность и необходимость работы с детьми по методу синквейна.

Список литературы


  1. Н.Д. Душка Синквейн в работе по развитию речи дошкольников. Журнал «Логопед», №5 (2005г.).

  2. И.О. Загнеев, С.И. Заир-Бек Критическое мышление: технология развития. Издательство «Скифия», «Альянс-Дельта». Спб. 2003г.

  3. И.О. Загнеев, С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская Учим детей мыслить критически. – Спб: Издательство «Альянс-Дельта», 2003 год.

  4. Написание синквейнов и работа с ними. Элементы инновационных технологий Мед Био (кафедра медицинской биологии и генетики КГМУ).

  5. СПО: журнал: Российская академия образования, 2013г, №7.

Приложение

Схема:

Лексические темы, которые усваивают дети старшего возраста, служат темами синквейнов. Свои работы (синквейны) дети старшей группы оформляют в форме графических рисунков. Слово арбуз

Графические схемы помогают детям более конкретно ощутить границы слов и их раздельное написание. В этой работе я использую различные картинки и предметы.

Использование синквейна позволяет педагогу гармонично сочетать в работе элементы трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно-ориентированной, что особенно актуально в условиях работы с детьми.

Синквейн

в речевом развитии

дошкольников

(мастер-класс)

Подготовила учитель-логопед

МКДОУ ЦРР- детский сад №13

г. Россоши Воронежской обл.

Сибирко Н.Н.

2016-2017 уч. год

Слайд 1

Решение проблем речи является актуальной темой в дошкольном возрасте. Специалисты и педагоги, работающие в детском саду, отмечают, что у старших дошкольников часто имеются нарушения речи, бедный словарный запас, дети не умеют составлять рассказ по картинке, пересказать прочитанное, им трудно выучить наизусть стихотворение.

Сегодня существует множество методик, с помощью которых можно регули-ровать процесс развития речи у детей.

Одним из эффективных интересных методов, который позволяет активизи-ровать познавательную деятельность и способствует развитию речи, является работа над созданием дидактического синквейна . Синквейны часто используются современными педагогами на занятиях в детском саду и на уроках в школе. Уже в дошкольном возрасте можно учить детей составлять синквейны в форме игры.

Слайд 2

Слово синквейн происходит от французского слова «пять», что означает «стихотворение из пяти строк», которое пишется по определенным правилам.

В методической литературе синквейн характеризуется как эффективный метод развития образной речи .

История возникновения синквейна достаточно молода, по основной версии в начале двадцатого века этот жанр поэзии придумала американская поэтесса Аделаида Крэпси. В отечественной педагогике синквейн стал использоваться с конца 1990-х годов.

Слайд 3

Чтобы составить синквейн, нужно научиться находить в тексте, в материале главные элементы, делать выводы и заключения, высказывать соё мнение, анализировать, обобщать, вычленять, объединять и кратко излагать.Можно сказать, что это полёт мысли, свободное мини-творчество, подчиненное определенным правилам.

В дидактическом синквейне самое главное - это смысловое содержание и часть речи, которая используется в каждой строке.

Слайд 4

Синквейн состоит из 5 строк. По форме напоминает ёлочку.

Слайд 5

В первой строке – должна находиться сама тема (заголовок) дидактического синквейна, обычно это явление или предмет, о котором идет речь. Чаще всего в первой строке пишется всего одно слово, но иногда и небольшое словосо-четание. По части речи это существительное или местоимение, и отвечает на вопросы: кто? что?

Во второй строке – находятся уже два слова, которые описывают свойства

и признаки этого предмета или явления. По части речи это обычно прилага-тельные или причастия, отвечающие на вопросы: какой? какая? какое? какие?

В третьей строке – содержатся уже три слова, которые описывают действия, обычные для этого явления или объекта. По части речи это глаголы, отвечающие на вопрос: что делает? что делают?)

В четвертой строке - ребенок выражает уже непосредственно свое мнение о затронутой теме. Это фраза или предложение, состоящее из нескольких слов. Самый традиционный вариант, когда предложение состоит из четырех слов.

Пятая строка – последняя. Одно слово (существительное) для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне, или повторение сути, синоним.

Предполагается, что с детьми дошкольного возраста строгое соблюдение правил составления синквейна не обязательно.

Возможно, что в четвёртой строке предложение может состоять от 3 до 5 слов, а в пятой строке, вместо одного слова, может быть и два слова. Другие части речи применять тоже разрешается.

Слайд 6

Пример синквейна: 1. Кукла.

2. Красивая, любимая.

3. Стоит, сидит, улыбается.

4. Моя кукла самая красивая.

5. Игрушка.

Слайд 7 Условные обозначения.

Слайд 8 Модель составления синквейна.

Слайд 9

Актуально и целесообразно использовать дидактический синквейн в

логопедической практике, потому что он органично вписывается в работу по

развитию лексико-грамматических категорий, не нарушает общепринятую систему воздействия на речевую патологию и обеспечивает еѐ логическую завершенность, способствует обогащению и актуализации словаря, уточняет содержание понятий.

Дидактический синквейн можно использовать как диагностический

инструмент, дающий учителю-логопеду возможность оценить уровень

усвоения ребѐнком пройденного материала.

Дидактический синквейн способствует развитию неречевых высших психических функций – мышления, внимания, памяти, т. е. носит характер комплексного воздействия.

Применение данного метода помогает создать условия для творче-ского развития личности, способной критически мыслить, т. е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать.

Обеспечивает индивидуальный, дифференцированный подход.

Слайд 10

Данный метод может легко интегрироваться со всеми образовательными областями. Простота построения синквейна позволяет быстро получить результат.

Слайд 11

Умение сочинить дидактический синквейн требует от ребенка определённой подготовки, а от учителя-логопеда тщательно продуманной, планомерной работы. Для того, чтобы правильно составить синквейн, необходимо

Иметь достаточный словарный запас в рамках темы;

Владеть анализом, обобщением, понятиями:слово-предмет (живой, неживой), слово-действие, слово-признак;

Уметь подбирать синонимы;

Научиться правильно понимать и задавать вопросы;

Оформлять свою мысль в виде предложения, правильно согласовывая в нѐм слова.

Следовательно, перед составлением синквейна должна быть проведена предварительная работа по созданию речевой базы. Эта работа не противо-речит «Программе логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей »Т. Б. Филичевой и Г. В. Чиркиной в той её части, которая касается развития лексико-грамматических категорий у детей с ОНР,

и служит средством оптимизации учебного процесса.

Слайд 12

Работа по обучению дошкольников составлению синквейна ведется поэтапно:

I этап – подготовительный

(сентябрь-декабрь первого года обучения)

Работа начинается с уточнения, расширения и совершенствования словаря.

Дети знакомятся с понятиями:

«слова-предметы неживые»

«слова-предметы живые»

«слова-признаки»

«слова- действия»

«предложение»

Знакомя детей с понятием «слово-предмет» и «слово-действие», мы тем самым готовим платформу для последующей работы над предложением.
Давая понятие «слово-признак», мы накапливаем материал для распростра-нения предложения определениями.

Дети овладевают понятиями «живой и неживой» предмет, учатся правильно ставить вопросы к словам, обозначающим предметы, действия и признаки предмета. В этой работе используются различные картинки, предметы.

На начальном этапе детям предлагается назвать слова, которые обозначают

живые предметы, затем –неживые, называть предметы по порядку и к каждому ставить соответствующий вопрос. Затем предлагается назвать несколько действий, которые могут производить изображенные предметы. Дети называют несколько признаков к одному предмету. После того как у детей сформировалось представление о словах, обозначающих предмет и его

действия, их подводят к понятию о предложении и начинают работу над

структурой и грамматическим оформлением предложения. В первую очередь,

дети учатся составлять простое нераспространенное предложение разной

него определения, дополнения. Дается понятие о коротких словах (предлогах), их употреблении в речи. Завершается работа формированием умения строить распространенные предложения разных структур.

Использование наглядно-графических схем помогает детям быстрее усвоить эти понятия.

На этом этапе работы можно использовать следующие словесные игры и упражнения:

«Подбери признаки» – например, к слову «груша».

Какая она? Спелая, сочная, мягкая, вкусная.

«Узнай предмет по признаку» (загадки-описание) – круглый, гладкий, резиновый … (мяч)

«Кто что делает?» – повар … (варит, жарит, печет); лист … (падает, кружится, летит, растет).

«Что чем делают?» – рисуют … карандашом, мелком, углем, фломастером, кисточкой)

«Назови часть целого» – дерево … (ствол, ветки, корень, листья); и др.

Эти игры не требуют специальной подготовки, поэтому можно играть даже в свободное время.

Дидактические игры (настольно-печатные материалы).

(демонстрация наглядности: «Речевые тренажёры», «Волшебные сигналы»)

Слайд 13

II этап – основной (январь – май первого года обучения).

Цель: знакомство с алгоритмом составления синквейна, формирование первоначального умения составлять синквейн (с помощью педагога).

Дидактический синквейн можно использовать в работе с дошкольниками с ОНР, начиная со второго полугодия первого года обучения, когда дети уже овладели понятием «слово-предмет», «слово-действие», «слово-признак», «предложение». Дидактический синквейн составляется в конце каждой лекси-ческой темы, когда у детей уже имеется достаточный словарный запас по данной теме.

Слайд 14 («Дети сочиняют синквейны»)

1. Новый год.

2. Радостный, чудесный.

3. Приближается, веселит, удивляет.

4. Я люблю получать подарки.

5. Волшебство.

Слайд 15

    Снеговик.

    Большой, смешной.

    Стоит, тает, падает.

    Мне нравится лепить снеговика.

    Зима.

Слайд 16

1. Наша группа.

2. Весёлая, дружная.

3. Занимаемся, рисуем, гуляем.

4. Наши дети самые хорошие.

5. Детский сад.

Слайд 17

III этап -практический (до конца второго года обучения).

Цель: Формирование умения и совершенствование навыка составления дидактического синквейна.

Тема синквейна может быть любой. Целесообразно использовать синквейн для закрепления изученной лексической темы; для развития связной речи: для закрепления понятий, усвоенных на занятиях по подготовке к обучению грамоте.

Слайд 18

Например, синквейн о звуках речи:

1. Звуки речи.
2. Гласные, согласные.
3. Слышим, произносим, выделяем.
4. Звуки складываются в слоги.
5. Речь.

Слайд 19

Задания для детей на составление синквейна могут быть различными:

К одному слову-предмету по лексической теме;

К разным словам-предметам, связанным между собой лексической темой;

Составление короткого рассказа по готовому дидактическому синквейну

с использованием слов и фраз, входящих в состав этого синквейна.

Например:

    Белка.

    Пушистая. Рыжая.

    Прыгает, Скачет, Заготавливает.

    Белка живет в дупле.

    Дикое животное.

В лесу живет рыжий, пушистый зверек. Это белка. Жизнь у белки хлопотливая, она заготавливает себе пищу на зиму. Ловко прыгает и скачет по веткам. На большом дереве у нее дупло. Зимой диким животным жить трудно. Мы подкармливаем белку орешками, семечками.

Коррекция и совершенствование готового синквейна;

Анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (напри-мер, дан синквейн без указания темы - без первой строки, необходимо на основе существующих ее определить).

«Составь загадку», «Отгадай загадку».

Например: Маленький, шустрый.

Бегает, колется, фыркает.

Зимой спит в своём гнёздышке.

Дикое животное. Кто это?... (Ёжик)

Синквейн может выражать настроение автора, нести определенную эмоциональную окраску.

Например, можно сравнить: Осень

Солнечная, тёплая.

Дарит, светится, радует.

В парке осыпаются листья.

Золото!

Осень
Ветреная, холодная.

Дождит, шуршит, хмурится.

Люди смотрят в окна.

Грусть!

Чем выше уровень речевого развития ребенка, тем интереснее получаются синквейны. Кажущаяся простота формы этого приёма скрывает сильнейший, многосторонний инструмент для рефлексии.

Но! Оценивать информацию, излагать мысли, чувства и представления в не-скольких словах, на самом деле, не так-то просто даже взрослому. Это слож-ная и плодотворная работа как для учителя-логопеда, так и для его воспитан-ников. Ведь детям необходимо из всего своего словарного запаса найти нуж-ные слова-признаки, слова-действия, составить распространенное предложе-ние с этими словами, подобрать слово, которые ассоциативно связано с этим понятием.

Слайд 20

При составлении синквейна с дошкольниками нужно помнить, что необходимо составлять синквейн только на темы, хорошо известные детям, и обязательно показывать образец.

Если составление синквейна вызывает затруднение, то можно помочь наводя-щими вопросами.

Нужно быть готовым к тому, что не всем детям может понравиться составле-ние синквейна, потому что работа над ним требует определенного осмысления, достатачного словарного запаса и умения выражать свои мысли. Поэтому необходимо помогать и поощрять стремление детей составить синквейн или отвечать на вопросы. Постепенно дети привыкнут к правилам написания нерифмованных стихотворений, а их составление превратится в игру.

И незаметно для самих детей игра в синквейн станет для них весёлым и занимательным занятием.

Дети, владеющие послоговым чтением и чтением словами, умеющие печатать, могут создавать свой синквейн на листе бумаги.

Дети старшей группы, которые еще не умеют читать, составляют синквейн устно. При помощи наводящих вопросов (О ком, о чем? Какие, какая, какое? Что делал, что сделал?дети учатся выделять главную мысль, отвечать на вопросы и по определенному алгоритму создают свои устные нерифмованные стихотворения. Можно предложить ребёнку нарисовать предмет.

Методика синквейн, безусловно, в целом, способствует успешной коррекции всей речевой системы у детей с ОНР, при условии планомерной, ежедневной работы в данном направлении.

Синквейн может использоваться в индивидуальной, подгрупповой и фронтальной логопедической работе, на занятиях воспитателя, а также,

при выполнении домашних заданий с помощью родителей.

Слайд 21

Чтобы работа по созданию дидактического синквейна успешно проводилась не только в детском саду, но и дома, необходимо познакомить родителей с этой технологией.

Формы работы с родителями:

Тематическая консультация;

Информация о синквейне на стенде «Уголок логопеда»;

Семинар-практикум.

Можно предложить родителям «памятки» с алгоритмом составления синквейна.

Слайд 22

Синквейн – один из эффективных методов развития речи дошкольника.

В чём же его эффективность и значимость?

    Во-первых, его простота. Синквейн могут составить все.

    Во-вторых, в составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности.

    Синквейн является игровым приемом.

    Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу.

    Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.

Слайд 23

Выводы:

Синквейн помогает пополнить словарный запас.

Синквейн учит краткому пересказу.

Синквейн помогает развить речь и мышление.

Сочинение синквейна – процесс творческий. Это интересное занятие помогает самовыражению детей, через сочинение собственных нерифмованных стихов.

Синквейн учит находить и выделять в большом объеме информации главную мысль.

Синквейн облегчает процесс усвоения понятий и их содержания.

Синквейн - это также способ контроля и самоконтроля (дети могут сравнивать синквейны и оценивать их).

Использование дидактического синквейна в логопедической практике

позволяет гармонично сочетать в работе элементы трех основных образова-тельных систем: информационной, деятельностной и личностно-ориентиро-ванной, что особенно актуально в условиях работы с детьми с особыми образовательными потребностями.

Таким образом, технология «Дидактический синквейн» может успешно

применяться в логопедической практике.

Коллективное составление синквейна о синквейне:

1. Синквейн.

2. Творческий, активизирующий.

3. Развивает, обогащает, уточняет.

4. Синквейн помогает учиться.

5. Технология.

Слайд 24

Спасибо за внимание!

Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии.-Ростов н/Д; изд. Феникс, 2011.

Душка Н.Д. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников.

Журнал «Логопед», No5 (2005).

Мордвинова Т. Синквейн на уроке литературы. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».


Терентьева Н. Синквейн по «Котловану»? Литература. Журнал «Первое сентября»,

4 (2006).


Написание синквейнов и работа с ними. Элементы инновационных технологий. МедБио (кафедра Медицинской биологии и генетики КГМУ).

Одним из эффективных методов развития речи ребенка, который позволяет быстро получить результат, является работа над созданием нерифмованного стихотворения - синквейна. Синквейн с французского языка переводится как «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения. С помощью синквейна можно добиться более глубокого осмысления вопроса, проверить умение детей кратко и точно выразить свои мысли на заданную тему.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование синквейн технологии

в развитии речи старших дошкольников.

Одним из эффективных методов развития речи ребенка, который позволяет быстро получить результат, является работа над созданием нерифмованного стихотворения - синквейна. Синквейн с французского языка переводится как «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения.

Эта технология не требует особых условий его применения и органично вписывается в работу по развитию лексико-грамматических категорий, способствует обогащению и актуализации словаря, уточняет содержание понятий, дает возможность педагогу оценить уровень усвоения ребенком пройденного материала, носит характер комплексного воздействия, не только развивая речь, но способствуя развитию высших психических функций (памяти, внимания, мышления), позволяет ребенку быть активным, творческим участником образовательного процесса.

Правила составления синквейна.

Первая строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею.

Вторая строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль.

Третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы.

Четвертая строка – фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме.

Пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы (ассоциативный ряд).

Эта технология универсальна.

Цель : добиться более глубокого осмысления вопроса, проверить умение детей кратко и точно выразить свои мысли на заданную тему.

Актуальность и целесообразность использования дидактического синквейна в логопедической практике объясняется тем, что:

Новая технология – открывает новые возможности; современная логопедическая практика характеризуются поиском и внедрением новых эффективных технологий, помогающих оптимизировать работу учителя-логопеда.

Гармонично вписывается в работу по развитию ЛГК, использование синквейна не нарушает общепринятую систему воздействия на речевую патологию и обеспечивает её логическую завершенность.

Способствует обогащению и актуализации словаря, уточняет содержание понятий.
- Является диагностическим инструментом, даёт возможность педагогу оценить уровень усвоения ребёнком пройденного материала.

Носит характер комплексного воздействия, не только развивает речь, но способствует развитию ВПФ (памяти, внимания, мышления).

Примеры составления синквейна

1. Кукла.

2. Красивая, любимая.

3. Стоит, сидит, улыбается.

4. Моя кукла самая красивая.

5. Игрушка.

1. Машина.

2. Быстрая, мощная.

3. Едет, обгоняет, тормозит.

4. Я люблю кататься.

5. Транспорт.

1. Дождь.

2. Мокрый, холодный.

3. Капает, стучит, льется.

4. Я не люблю дождь.

5. Вода.

Предварительная работа по созданию речевой базы для составления синквейна со старшими дошкольниками, имеющими ОНР, основывается на той части программы Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста», которая касается развития лексико-грамматических средств языка и связной речи.

В конце первого года обучения большинство старших дошкольников постепенно овладевают навыком составления синквейна, упражняясь в подборе действий и признаков к предметам, совершенствуя способность к обобщению, расширяя и уточняя словарный запас, работая с предложением.

Синквейн можно составлять на индивидуальных и групповых занятиях, занятиях с одной группой или в двух подгруппах одновременно. Дети, умеющие печатать, могут создавать синквейн на листе бумаги, не умеющие - в виде устных сочинений с опорой на схему. Можно дать работу на дом для совместной деятельности ребенка и родителей: нарисовать предмет и составить синквейн.

Могут быть использованы такие варианты работы:

Составление краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна);

Составление синквейна по прослушанному рассказу;

Коррекция и совершенствование готового синквейна;

Анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы, первой строки - на основе существующих строк необходимо ее определить).

Полезно составлять синквейн для закрепления изученной лексической темы.

Целесообразное использование синквейна:

На занятиях для закрепления изученной лексической темы.

1. Береза.

2. Тонкая, белоствольная.

3. Растет, зеленеет, радует.

4. Береза - символ России.

5. Дерево.

Для закрепления понятий, усвоенных на занятиях по подготовке к обучению грамоте.

1. Звуки речи.

2. Гласные, согласные.

3. Слышим, произносим, выделяем.

4. Звуки складываются в слова.

5. Речь.

На занятиях по развитию связной речи: используя слова из синквейна, придумать рассказ.

1. Заяц.

2. Белый, пушистый.

3. Прячется, боится, убегает.

4. Я жалею зайца.

5. Дикое животное.

В зимнем лесу живет белый пушистый заяц. Жизнь у зайца трудная, он боится волка и лису, увидев их, прячется или убегает. Мне жалко зайца. Зимой диким животным жить трудно.

При творческом использовании синквейна на занятиях он воспринимается дошкольниками как увлекательная игра, как возможность выразить свое мнение, согласиться или нет с мнением других, договориться.

Эффективность использования синквейна заключается в быстром получении результата и закреплении его, облегчении процесса усвоения понятий и их содержания, расширении и актуализации словарного запаса, обучении выражать свои мысли, подбирать нужные слова, выработке способности к анализу.

Написание синквейна требует от составителя реализации практически всех его личностных способностей (интеллектуальных, творческих, образных). Составление синквейна полезно для выработки у детей способности к анализу. Использование дидактического синквейна на занятиях позволяет логопеду гармонично сочетать в работе элементы трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно-ориентированной, что особенно актуально в условиях работы с детьми с особыми образовательными потребностями.

Различные вариации для составления синквейна способствуют разноплановому составлению заданий. На первых порах предусматриваем при составлении синквейна работу с детьми в парах, в малых группах и только затем – индивидуально.

Советы педагогам:

1. Начиная учить детей составлять синквейны предложите детям составить синквейн на тему, хорошо им знакомую («Семья», «Детский сад» и т.д.)

2. Необходимо поощрять синквейны, в которых содержится наиболее точная характеристика различных сторон темы или предмета.

На любой непосредственно образовательной деятельности дети получают от нас информацию, знакомятся с новыми терминами, учатся делать выводы, искать взаимосвязи. Способность изложить информацию, сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах очень важное умение. Оно требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе и смысле.

Синквейн – это не способ проверки знаний детей, это способ на любом этапе занятия, изучения темы, проверить, что находится у воспитанников на уровне ассоциаций.


К примеру:

Начало непосредственно образовательной деятельности . Приступая к изучению новой темы, обычно спрашиваем: «А что вы уже знаете об этом? Что думаете? Как относитесь?» Проанализировав полученные результаты, корректируем представления детей о данном понятии.

Разгар непосредственно образовательной деятельности. Тема очень трудна для восприятия. Дети устали. Предлагаем им синквейн по какому-то хорошо знакомому разделу изучаемой темы. Быстрый способ сменить вид деятельности, не уходя от изучения темы.

Изучение темы завершено. Качество, глубину и прочность знаний наших детей показывает итоговый контрольный срез. А сейчас, в завершении занятия – синквейн. Достойный итог изучения нового материала, который продемонстрирует не столько знания, сколько понимание, оценочные суждения, ценностные ориентации детей. В конечном итоге, при детальном анализе синквейнов, легко увидеть, насколько удалось педагогу достичь планируемого результата.

Можно составить синквейн – загадку.

Примеры синквейнов-загадок:

1. Непобедимая, смелая – защищает, стоит на страже, воюет – если она сильна – непобедима страна – горжусь! (армия)

2. Мудрые, добрые – живут, помнят, стареют – шли в бой не жалея себя – страну заслонили собой! (ветераны)

Синквейн для воспитателя детского сада - это:

Инструмент для синтеза и обобщения сложной информации,

Средство творческого самовыражения ребёнка,

Способ обогащения словарного запаса,

Подготовка к краткому пересказу,

И просто увлекательное занятие, благодаря которому каждый дошкольник может почувствовать себя гением-творцом.

Синквейны – превосходный способ контроля. Сочинить синквейн, не зная темы, предмета или текста, невозможно.

Эту технологию хорошо использовать как итог работы педсовета, создав замечательные синквейны, выражающие суть работы коллектива и результатов педсовета.

А ещё синквейны очень удобно использовать для самоконтроля или же в мнемонических целях. Если Вы легко можете составить такое стихотворение, то будьте уверены: тема усвоена хорошо. Кроме того, в синквейне содержится ваше эмоциональное восприятие темы.

Используемая литература:

Терентьева Н. Синквейн по «Котловану», Журнал «Первое сентября», № 4 (2006).

Душка Н. Синквейн в работе с дошкольниками», Журнал «Логопед» № 5 (2005).

Элементы инновационных технологий (кафедра МедБио КГМУ).

Акименко В.М. Новые педагогические технологии: Учеб.-метод. пособие. Ростов н/Д., 2008.

Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии. Ростов н/Д., 2011.

Образцы детских сочинений синквейна в рамках изучения

лексических тем.

Лексическая тема «Грибы»

1. Гриб

2. Съедобный, старый.

3. Стоит, растет, прячется

4. Люблю жаренные грибы

5. Полянка

1. Боровик

2. Белый, вкусный, холодный.

3. Лежит на земле, прячется, растет.

4. Не люблю их есть.

5. Лес

Лексическая тема «Осень»

1. Листья

2. Осенние, желтые

3. Падают, летят, растут.

4. Люблю собирать листья.

5. Голые деревья.

Лексическая тема «Овощи»

1. Помидор

2. Красный, вкусный

3. Высеть, расти, катиться

4. Он очень красивый

5. Салат

1. Огурец

2. Сочный, большой, зеленый

3. Растет, зреет, висит

4. Люблю есть огурцы

5. Огород

1. Морковь

2. Вкусная, сладкая

3. Растет, вариться, сидит

4. Люблю еѐ кушать

5. Гладкая

1. Свекла

2. Красная, вкусная

3. Растет, вылезает из земли, вянет

4. Я люблю еѐ кушать

5. Огород

1. Капуста

2. Зеленая, хрустящая

3. Продается, растет, варить

4. Еѐ кушают люди

5. Пирожки

Лексическая тема «Посуда»

1. Посуда.

2. Чистая, прозрачная.

3. Мыть, варить, расписывать узорами.

4. Посудой можно брякать.

5. Хочется покушать.

1. Посуда

2. Белая, глубокая

3. Налить, разбить, поставить

4. Осторожно…

5. Хочется помыть.

Лексическая тема «Фрукты»

1. Яблоко

2. Круглое, сочное

3. Лежит на тарелке, висит на ветке.

4. Люблю яблочный компот

5. Дерево

1. Груша

2. Зеленная, сладкая

3. Продается, моется, лежит

4. Я люблю еѐ кушать

5. Дом

1. Апельсин

2. Оранжевый, вкусный.

3. Лежать в вазе

4. Делить на дольки

5. Стол

1. Банан

2. Желтый, сладкий

3. Мыть, снимать кожуру, есть

4. Я его кушаю

5. Холодильник

Лексическая тема «животные»

1. Лиса

2. Хитрая, пушистая

3.Ловит, ест, ходит тихонько

4. Не люблю – хитрит и ест мышей

5. Съела колобка

1. Кошка

2. Ласковая, домашняя

3. Мяукает, царапает, прыгает

4. Люблю котенка

5. Пушистая шерстка у нее

Лексическая тема «Зима»

1. Зима

2. Белая, волшебная

3. Зима подарила снег, укутала деревья, дарит горки

4. Люблю кататься на горке

5. Холод

1. Зима

2. Холодная, снежная.

3. Морозит, наступает, приходит.

4. Я люблю зиму.

5. Я строю горки, крепость.


Организация: ГБУДО ЦВР

Населенный пункт: г. Кировск

Цель: Использование технологии «методики «синквейна» в развитии связной речи.

Задачи: Закрепить знания детей о весне, её признаках, особенностях, уметь понимать приметы весны. Активизировать словарь, совершенствовать грамматический строй речи. Учить самостоятельно работать со схемой «синквейна». Развивать творческое воображение, логическое мышление, память. Воспитывать доброжелательность, навыки сотрудничества и самостоятельности.

Материал: ИКТ (аудиозапись, видеописьмо), песочные часы,картинки, конверт с цветными кружочками, схема синквейна, смайлики.

Ход занятия.

Звучит музыка Вивальди из цикла «Времена года. Весна».

Педагог: Ребята, давайте с вами сядем на коврик, закроем глаза и окунемся в теплый весенний денек.

(Релаксационный момент)

Педагог: Дети, каждый из вас представил весну по- своему, давайте поделимся своими впечатлениями друг с другом.

(Педагог добивается от детей полных предложений)

Педагог: Ребята, но сегодня день какой - то холодный, пасмурный, как будто и не весна вовсе. Чтобы солнышко пригрело и улыбнулось, нам нужно с вами выполнить задание, которое нам передали с видеописьмом и песочными часами.

(На экране видео: руководитель т/о ходит по парку ранней весной; задает детям вопрос)

- Ребята, за одну минуту песочных часов вы должны назвать 7 весенних признаков. Как только вы справитесь с заданием, солнышко выйдет из-за тучи и начнет светить ярче.

(Ответы детей. Педагог крепит солнышко на доску)

Педагог:

Кто пришёл так тихо- тихо? Ну, конечно, не слониха,
И, конечно, бегемот тихо так пройти не смог.
И никто из вас не слышал, как листок из почки вышел,
И услышать не могли вы, как зелёные травинки,
Сняв зелёные ботинки, тихо вышли из земли.
И подснежник тихо вышел. И повсюду тишина.
Это значит, это значит: тише всех пришла весна!

Молодцы, ребята, вы справились с этим заданием. И у меня для вас есть еще одно. Я буду вам загадывать загадки, а вы, отгадав их, должны найти соответствующую картинку.

  1. Снежок растаял и с полей, бежит проворливый…(ручей).
  2. Появился из-под снега,

Увидал кусочек неба.

Самый первый,

Самый нежный,

Чистый маленький... (Подснежник)

  1. Тучи ветром нагоняются,
    Он на землю собирается.
    Коль на землю попадёт,
    Сад польёт и огород…(Дождь)

Педагог: Молодцы ребята, вы верно отгадали загадки. Давайте мы с вами немного отдохнем и проведем физкуьтминутку.

Физкультминутка:

Руки подняли и покачали - Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули - Ветер сдувает росу.

В стороны руки, плавно помашем - Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем: Крылья сложили назад.

Педагог: Ребята,посмотрите, что это за схема, как она называется?

(Демонстрируется схема «синквейна»)

Дети: Это синквейн, он помогает нам рассказывать о предметах.

Педагог: Давайте с вами вспомним,какое слово на первой строке мы должны сказать. (Название предмета)

На второй строке какие слова должны быть? (Слова – признаки)

На третьей строке какие слова должны быть? (Слова – действия)

На четвертой строке? (Нужно составить предложение с данным словом)

И на пятой строке мы делаем вывод или обобщение.

У нас с вами есть 3 картинки: ручей, подснежник, дождь. Давайте разделимся на 3 команды, для этого нужно взять из коробочки разноцветные кружочки. Дети, у которых кружочки голубого цвета, будут составлять синквейн о ручейке; дети с зелеными кружочками – о подснежнике; ребята с белыми кружочками – о дождике. Готовы? Приступаем к заданию.

РУЧЕЙ

Весенний, звонкий

Течет, шумит, льется

Шумит весенний, звонкий ручеек.

Вода

ПОДСНЕЖНИК

Красивый, нежный

Растет, пахнет, радует

Весной появились первые подснежники.

Цветок.

ДОЖДЬ

Теплый, мокрый

Идет, мочит, брызгает

На улице начался дождь.

Зонт

Педагог : Молодцы, ребята, вы отлично справились со всеми заданиями. Вы отгадали все загадки, назвали признаки Весны, составили интересные синквейны. Скажите дети, какое задание для вас было трудным? Посмотрите, и солнышко стало ярче светить, радует Весна нас своими весенними преобразованиями. Давайте и мы Весну–Красну поблагодарим, песенку ей споем.

(Хоровод «Веснянка»)

Ой, бежит ручьем вода,

Нету снега, нету льда,

Ой, весна, ой, весна,

Нету снега, нету льда.

Мы весняночку поем,

Весну красную зовем

Ой, поем, ой, поем,

Весну красную зовем

Педагог: За вашу активность на занятии я хочу вам подарить весенние смайлики.

Литература:

  1. Комарова, Т. С., Комарова, И. И., Туликов, А. В. Информационно- коммуникационные технологии в дошкольном образовании / Т. С. Комарова, И. И. Комарова, А. В. Туликов. - М., Мозаика-синтез., 2011.
  2. Ушакова, О. С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду / О. С. Ушакова. - М: ТЦ Сфера. - 2002.
  3. Выготский Л. С. Развитие устной речи. М., 1996.
  4. Эльвина Азатовна «Использование технологии «синквейн» в работе по развитию речи дошкольников».

Участник выставки:

Крупчатникова Светлана Александровна,

воспитатель

МАДОУ детский сад №73 города Тюмени;

Пособие по развитию речи «Волшебная лесенка»

В основу данного пособия лег: «Синквейн» - в переводе с французского -пять строк.

Применение данной методики помогает создать условия для развития личности, способной критически мыслить, т. е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать. Данный метод может легко интегрироваться со всеми образовательными областями. Простота построения синквейна позволяет быстро получить результат.

В дидактическом синквейне самое главное это смысловое содержание и часть речи, которая используется в каждой строке. Алгоритм синквейна для детей, которые не умеют читать, похож на ёлочку.

К основным правилам синквейна относятся следующие:


1. Первая строка включает одно слово, слово-предмет, отражающее главную идею.

2.Вторая строка – два слова, слова-признаки, характеризующие предмет.

3. Третья строка – три слова, слова-действия, описывающие действия в рамках темы.

4.Четвертая строка – фраза из нескольких слов, показывающих отношения автора к теме.

5. Пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы.

Возрастная направленность: данное пособие предназначено для детей 4 -5 лет

Цель: развитие связной речи дошкольников посредством составления синквейна с помощью моделей.

Основные задачи:

Развитие лексико-грамматических категорий;

Расширение и актуализация словарного запаса;

Обучение выражать свои мысли, выработка способности к анализу;

Развитие памяти, внимания, мышления;

Облегчение процесса усвоения понятий и их содержание.

Коррекционные задачи:

Развитие связной речи; (умение составлять описательные рассказы)

Согласование существительных с прилагательными и глаголами:

Развитие мелкой моторики;

Развитие творческих способностей.

Материал: Фланелеграф из фетра, 11 треугольников с кармашками (для выкладывания на фланелегра фесинквейна «ёлочки»), слово синквейн из фетра 7 цветов радуги, три контейнера: 1.Картинки – предметы 2.Картинки признаки 3.Картинки действия.

Описание игры:

На стол выкладывается фланелеграф, но перед составлением синквейна сначала проводиться релаксационный момент – цветотерапия, для положительного настроя на игру. На стол выкладывается слово синквейн из 7 цветов радуги:

Красный – разгневанность;

Оранжевый - волнение;

Жёлтый - повышенная возбудимость;

Зелёный – спокойное состояние;

Голубой – разум, порядок;

Синий– полная гармония чувств;

Фиолетовый – внутреннее беспокойство, тревога, огорчение;

Дети или ребёнок выбирает цвет и объясняет свой выбор, если есть эмоциональный дискомфорт, стараемся его устранить(способ выбирается в зависимости от ситуации), когда внутренний комфорт будет достигнут мы начинаем игру.

Раскладывается «Ёлочка» из треугольников (воспитатель совместно с детьми).

В работе используется алгоритм построения синквейна для детей, которые пока не умеют читать:

Условные обозначения:

Картинки-предметы (существительные)

Картинки-признаки (прилагательные)

Картинки-действия (глаголы)

Составления предложения (устно, опираясь на картинки)

Картинки-предметы (или устно)

Выкладывая поэтапно в кармашки «ёлочки»

Для того чтобы наиболее правильно, полно и точно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный словарный запас. Поэтому работу начинаем с уточнения, расширения и самосовершенствования словаря.

Выбираем из вспомогательного контейнера (картинки- предметы) картинку по теме.

Из второго вспомогательного контейнера (картинки – признаки), обговаривая каждый признак с воспитателем. Из третьего контейнера (картинки - действия), так же обсуждая с воспитателем.

Предложения (3-4 слова) составляется без использования картинок устно с воспитателем.

Последнее заключительное слово можно выбрать из картинок – признаков, предметов, а можно сказать устно.

Примеры синквейна:


Заяц Наша группа

Белый, пушистый. Весёлая, дружная.

Скачет, прячется, боится Учимся, играем, танцуем.

Я жалею зайца.Наш любимый детский сад.

Дикие животные. Мы-дружные ребята

Котёнок Дом

Чёрненький, пушистенький.Большой, красивый.

Играет, спит, ест Защищает, греет.

Он мой друг Нужен всем людям

Домашнее животное. Убежище

Варианты использования пособия:

1.​ В конспекте занятия по развитию связной речи.

Данное пособие помогает закреплять изученные ранее лексические темы. Помогает составлять мини-рассказ.

2. В паре, подгруппе - составление краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна)

3. Для совместной деятельности ребёнка и родителей: нарисовать предмет и составить синквейн.