Во время учения в пажеском корпусе. Из истории Пажеского корпуса

English: Wikipedia is making the site more secure. You are using an old web browser that will not be able to connect to Wikipedia in the future. Please update your device or contact your IT administrator.

中文: 维基百科正在使网站更加安全。您正在使用旧的浏览器,这在将来无法连接维基百科。请更新您的设备或联络您的IT管理员。以下提供更长,更具技术性的更新(仅英语)。

Español: Wikipedia está haciendo el sitio más seguro. Usted está utilizando un navegador web viejo que no será capaz de conectarse a Wikipedia en el futuro. Actualice su dispositivo o contacte a su administrador informático. Más abajo hay una actualización más larga y más técnica en inglés.

ﺎﻠﻋﺮﺒﻳﺓ: ويكيبيديا تسعى لتأمين الموقع أكثر من ذي قبل. أنت تستخدم متصفح وب قديم لن يتمكن من الاتصال بموقع ويكيبيديا في المستقبل. يرجى تحديث جهازك أو الاتصال بغداري تقنية المعلومات الخاص بك. يوجد تحديث فني أطول ومغرق في التقنية باللغة الإنجليزية تاليا.

Français: Wikipédia va bientôt augmenter la sécurité de son site. Vous utilisez actuellement un navigateur web ancien, qui ne pourra plus se connecter à Wikipédia lorsque ce sera fait. Merci de mettre à jour votre appareil ou de contacter votre administrateur informatique à cette fin. Des informations supplémentaires plus techniques et en anglais sont disponibles ci-dessous.

日本語: ウィキペディアではサイトのセキュリティを高めています。ご利用のブラウザはバージョンが古く、今後、ウィキペディアに接続できなくなる可能性があります。デバイスを更新するか、IT管理者にご相談ください。技術面の詳しい更新情報は以下に英語で提供しています。

Deutsch: Wikipedia erhöht die Sicherheit der Webseite. Du benutzt einen alten Webbrowser, der in Zukunft nicht mehr auf Wikipedia zugreifen können wird. Bitte aktualisiere dein Gerät oder sprich deinen IT-Administrator an. Ausführlichere (und technisch detailliertere) Hinweise findest Du unten in englischer Sprache.

Italiano: Wikipedia sta rendendo il sito più sicuro. Stai usando un browser web che non sarà in grado di connettersi a Wikipedia in futuro. Per favore, aggiorna il tuo dispositivo o contatta il tuo amministratore informatico. Più in basso è disponibile un aggiornamento più dettagliato e tecnico in inglese.

Magyar: Biztonságosabb lesz a Wikipédia. A böngésző, amit használsz, nem lesz képes kapcsolódni a jövőben. Használj modernebb szoftvert vagy jelezd a problémát a rendszergazdádnak. Alább olvashatod a részletesebb magyarázatot (angolul).

Svenska: Wikipedia gör sidan mer säker. Du använder en äldre webbläsare som inte kommer att kunna läsa Wikipedia i framtiden. Uppdatera din enhet eller kontakta din IT-administratör. Det finns en längre och mer teknisk förklaring på engelska längre ned.

हिन्दी: विकिपीडिया साइट को और अधिक सुरक्षित बना रहा है। आप एक पुराने वेब ब्राउज़र का उपयोग कर रहे हैं जो भविष्य में विकिपीडिया से कनेक्ट नहीं हो पाएगा। कृपया अपना डिवाइस अपडेट करें या अपने आईटी व्यवस्थापक से संपर्क करें। नीचे अंग्रेजी में एक लंबा और अधिक तकनीकी अद्यतन है।

We are removing support for insecure TLS protocol versions, specifically TLSv1.0 and TLSv1.1, which your browser software relies on to connect to our sites. This is usually caused by outdated browsers, or older Android smartphones. Or it could be interference from corporate or personal "Web Security" software, which actually downgrades connection security.

You must upgrade your web browser or otherwise fix this issue to access our sites. This message will remain until Jan 1, 2020. After that date, your browser will not be able to establish a connection to our servers.

Автор работы, один из представителей известного дворянского рода графов Милорадовичей Григорий Александрович Милорадович (1834–1905) – генерал-лейтенант, сенатор, историк, выпускник Пажеского корпуса 1857 года, принимал участие в коронационных торжествах по случаю восшествия на престол Александра II. В своем предисловии к данной книге он отмечает, что Пажеский корпус, возникший в России как элитное учебное заведение при императорском дворе, до сих пор не получил своей истории, хотя миновал и свое 50-летие и столетие со времени основания.

Пажи при царском дворе впервые появились в России в 1711 году, после неудачного Прутского похода, ими назначались дети придворных и офицеров гвардии. После кончины Петра Великого на придворной церемониальной службе находились уже 14 пажей и 6 камер-пажей, из дворянских родов. Непосредственным же предшественником корпуса была Пажеская придворная школа, созданная указом от 5 апреля 1742 году. В конце своего царствования Елизавета Петровна повелела графу И.И. Шувалову подготовить проект статуса Пажеского корпуса. 25 октября (5 ноября по н.ст.) 1759 года корпус был учрежден и началось систематическое обучение пажей. В программу их обучения входило изучение немецкого, латинского и французского языков, физики, географии, геометрии, алгебры, фортификации, истории, геральдики. В штат Корпуса изначально составлял 9 камер-пажей и 40 пажей. Екатерина II в 1762 году своим указом запретила приём в корпус отроков недворянского происхождения, тогда же гофмейстером (директором) Пажеского Корпуса был назначен Ф. Ротштейн, а в 1779 году его сменил секунд-майор Ф. Н. Шевалье-де-Вильно, который находился на этом посту до 1797 года. В 1765 году знаменитым историографом Г.Ф. Миллером, была составлена новая программа обучения пажей. Они стали изучать математические и военные науки, философию, мораль, право, историю, географию, генеалогию, юриспруденцию, государственный церемониал, русский и иностранный языки, каллиграфию, а также верховую езду, танцы и фехтование.

В царствование Александра I была проведена серьезная реорганизация Пажеского корпуса и в 1802 году он был преобразован в элитное военно-учебное заведение, а в 1819 году был подчинен главному директору кадетских корпусов. При Николае I штат обучавшихся в Корпусе вырос до 150 человек, были изданы правила о порядке зачисления в пажи. В соответствии с ними в пажи зачислялись только дети лиц первых трех классов Табели о рангах (не ниже генерал-лейтенанта или тайного советника) и только по высочайшему повелению. Прием осуществлялся на основании строгих конкурсных вступительных экзаменов. Обучение длилось в течение семи лет, в том числе два года в специальных классах. Пажи, не удовлетворявшие требованиям перевода в специальные классы, увольнялись с правами окончивших военные гимназии. Окончившие специальные классы разделялись на четыре разряда по итогам обучения и выпускались: 1-й разряд – подпоручиками и корнетами в гвардию; 2-й разряд – подпоручиками или корнетами в армейские части с одним годом старшинства; 3-й разряд – теми же чинами в армию без старшинства; 4-й разряд – унтер-офицерами в армию на шесть месяцев с дальнейшим производством в офицеры. Преподавание в Корпусе велось на высоком уровне. Там читали курс не только корпусные преподаватели, но и профессура университета и высших военно-учебных заведений Петербурга. Так, артиллерию и фортификацию преподавал профессор трех военных академий композитор Ц.А. Кюи. Ряд преподавателей корпуса были учителями особ царской фамилии. Требования к воспитанникам корпуса были высокими. Знания оценивались объективно, вне зависимости от происхождения. Первые ученики при выпуске заносились золотом на белые мраморные доски почета, висевшие в актовом зале корпуса. В числе лучших выпускников были столь различные по своей судьбе будущий теоретик анархизма князь П.А. Кропоткин, будущий декабрист П.И. Пестель, будущий советский генерал-лейтенант граф А.А. Игнатьев

Офицер и паж со знаменем Пажеского корпуса.
Санкт-Петербург. Фотография Буллы.

Самым элитным и престижным военно-учебным заведением в начале XX века был санкт-петербургский Пажеский Его Императорского Величества корпус. Это учебное заведение совмещало в себе признаки кадетского корпуса и военного училища: выпускники кадетских классов переходили в офицерские классы, откуда выпускались в гвардию и армию.
Петербург, перенимавший западный придворный церемониал, не мог не иметь такого элемента, как пажи - юные помощники высокопоставленных особ.

Камер-паж в придворном мундире. 1900-е годы.

25 октября 1759 года в царствование Елизаветы Петровны барону Шуди было поручено создать учебное заведение для подготовки пажей. В те времена оно не имело ничего общего с военным ведомством. Всего в нем было чуть более пятидесяти воспитанников, преимущественно детей, внуков и племянников сановников и генералов. Старшие получали звание камер-пажи и привилегию прислуживать членам царской фамилии во время придворных балов, на церемониях, на обедах.
В 1802 году это придворное училище было преобразовано в Пажеский корпус, четырехлетняя программа которого предусматривала общеобразовательную и военную подготовку.
Согласно положению о Пажеском корпусе право на обучение в нем имели дети и внуки чиновников первых трех классов: генерал-лейтенантов, действительных тайных советников, а также послов, губернаторов и предводителей дворянства, но только в том случае, если они имели чин не ниже генерал-майора. Кроме того, на поступление в корпус могли рассчитывать сыновья и внуки погибших в боях генерал-майоров, прослуживших в этом чине не менее пяти лет, а также правнуки чинов первых двух классов.
Обучение в корпусе открывало прекрасные пути для стремительной карьеры: человек был на глазах высокопоставленных особ и легко мог стать их любимцем, изучал придворную "кухню" с молодых лет и, самое главное, проходил прекрасную школу светской жизни, без успеха в которой нельзя было рассчитывать на получение чинов, почестей и богатства.
Большинство камер-пажей выходило в гвардейские полки, причем ежегодно несколько человек поступало в элитные части - 1-ю гвардейскую Кирасирскую и 1-ю гвардейскую Пехотную дивизии.

"Для поступления в корпус требовался предварительный высочайший приказ о зачислении в пажи, что рассматривалось как большая честь, на которую имели право только сыновья генералов или внуки полных генералов - от инфантерии, кавалерии и артиллерии; редкие исключения из этого правила делались для детей старинных русских, польских или грузинских княжеских родов. Вследствие сравнительно малого числа кандидатов вступительный конкурсный экзамен был не очень труден....
...Для преподавания были привлечены лучшие силы Петербурга, и подготовка, полученная в корпусе, оказалась по военным предметам вполне достаточной для поступления впоследствии в Академию Генерального штаба".

(А.А. Игнатьев. "50 лет в строю").

Пажи были крепко сплочены между собой. Перед производством в офицеры весь выпуск заказывал себе одинаковые скромные золотые кольца с широким, стальным ободом снаружи. Сталь этих колец служила эмблемой крепкой (стальной) спаянности и дружбы не только всего выпуска, но и вообще всех лиц, когда либо окончивших Пажеский корпус и имеющих на пальце подобное колечко. Надо признать, что пажи обычно оставались верными этому принципу, и бывший питомец Пажеского, сделавший карьеру и достигший высот, как правило, тянул за собой бывших своих товарищей по корпусу, оказывая им всяческие протекции, и, таким образом, бывшие пажи чаше других занимали высшие военные и даже административные посты в империи.

(В. Трубецкой. "Записки кирасира")

Учрежденный в 1802 году Пажеский корпус был помещен в здание бывшего дворца Воронцовых (на Садовой ул. в Петербурге), где при императоре Павле I жили рыцари ордена св. Иоанна Иерусалимского. Предназначался корпус для детей знатнейших дворянских фамилий. (Поступление разрешалось сыновьям не ниже генерал-лейтенанта или гражданских лиц 2-го и 1-го класса.) Юношей готовили к придворной или военной службе (в гвардии). Поэтому, хотя Пажеский корпус числился в системе военно-учебных заведений и состоял под начальством их руководителя, но резко отличался от них. По условиям быта и учения корпус был ближе к аристократическим придворным пансионам. Многое здесь было совершенно иным, чем в других, даже закрытых, учебных заведениях.

Бывший дом канцлера императрицы Елизаветы Петровны графа Воронцова не был перестроен к началу XIX века и носил признаки роскошного жилища вельможи XVIII века. «Великолепная двойная лестница, украшенная зеркалами и статуями, росписи потолков» -- все отличалось от обстановки казенного заведения. Форма пажей -- черный мундир наподобие фрака с красным воротником, узкие брюки с красным кантом и треуголка -- шились из тонкого сукна, в отличие от формы кадетов. Дортуары младшего и старшего возраста были расположены отдельно. В каждой комнате стояли 3 ряда кроватей «с хорошим бельем и теплым шерстяным одеялом... Подле кровати -- комод для вещей, книг, тетрадей... Чистота, порядок и освещение везде были безукоризненны».87 Каждому пажу полагался служитель, который следил за его постелью, чистил платье и обувь, покупал к завтраку свежие булки, сахар, сливки. Ему платили 5-10 руб. в месяц. Распорядок дня предусматривал чередование учебных часов и отдыха. Подъем в 6 часов утра. Утренняя молитва, перед завтраком -- прогулка на 15 минут в одних куртках. Затем завтрак, для которого служитель каждого пажа покупал соответствующие продукты -- булочки, сливки и т. п. С 7 до 8 часов -- приготовительные занятия к урокам. В 8 часов начинались занятия, которые продолжались до 12 часов. Каждая лекция длилась 1,5 часа; во время большой перемены служители приносили большие корзины с бутербродами с черным хлебом. С 12 часов до 1 часу шло фронтовое учение. С 1-2 часов -- свободное время, в течение которого пажи приводили себя в порядок -- мылись, постригались, примеряли новую форму и т. п. В 2 часа дня -- обед, причем превосходный: «суп с великолепными пирожками, говядина жареная или котлеты, пирожное с вареньем». (Как отличался такой рацион от скудных меню кадетских корпусов или даже институтов благородных девиц.88) После обеда была прогулка или урок фехтования до 3 часов. С 3 до 6 -- вечерние лекции. В 6 часов -- вечерний чай, затем -- приготовление Уроков, гимнастика. В 8 часов -- ужин и 9.30 -- отбой.

Учебные занятия не слишком обременяли воспитанников корпуса. В младших трех классах проходили главным образом общеобразовательную программу, куда входили русский, немецкий и французский языки, математика, история, география, черчение и рисование. Успеваемость оценивали по 12-балльной системе. Оценки меньше 6 считались неудовлетворительными, 2 или 1 -- лишали права на отпуск. Классных журналов не было, их заменяли классные листы, в которых, как заметили сообразительные пажи, довольно легко было «подскоблить» оценку. В трех старших классах на первый план выдвигались военные науки: тактика, стратегия, военная история, артиллерия, фортификация; из математических наук -- аналитика, геодезия, физика, химия; из юридических -- правоведение; а также статистика.

Практическое военное обучение состояло главным образом в разводе караулов зимой, а летом в течение месяца -- обучение строевой службе в лагерях. В день развода караула во дворце «крохотные пажеские караулы пристраивались к рослым гвардейцам» и шли за ними. Пажи принимали участие и в парадах вместе со II кадетским корпусом и дворянским полком.

Как вспоминал один из бывших пажей, «в корпусе науки преподавались бессистемно, отрывочно». Да и военное образование было далеко не достаточным для офицера. В первой четверти XIX века главным начальником военно-учебных заведений был великий князь Константин Павлович, который жил в Варшаве и ни разу не посетил корпуса. «Директор корпуса генерал Гогель, член ученого артиллерийского комитета -- более интересовался пушками-единорогами, чем пажами. Инспектор классов Оде де Сион -- французский эмигрант, любил более хорошее вино, обед и свою масонскую ложу...». При императоре Николае I преподавание несколько улучшилось, но военизировалось.

В течение всего времени пребывания в корпусе воспитанники приучались к военной дисциплине, строгой подчиненности. В отпуск, при наличии хороших отметок, отпускали с билетом, в котором был обозначен срок увольнения. При плохом поведении на улице или в каком-либо общественном месте любой офицер мог отобрать билет, и тогда виновникам грозили суровые наказания. Ими были: 1) розги, 2) арест в темном или светлом карцере, 3) лишение отпуска и 4) в крайнем случае -- исключение из корпуса. В младших классах применялись такие меры, как лишение обеда или сладкого блюда, стояние на коленях во время урока и т. п.

По вечерам в субботу и воскресенье -- то есть в «увольнительные» дни -- инспектора корпуса ходили специально «ловить» пажей, не отдавших вовремя чести офицерам.

Выпуск пажей завершался публичным экзаменом, на который съезжался генералитет, воспитанники выпускных классов всех военно-учебных заведений Петербурга, многочисленные посетители. Вызывали на этих экзаменах обычно лучших учеников.

Кроме обучения, находясь в корпусе, пажи принимали участие и в придворной службе. Каждая особа императорской фамилии имела своего камер-пажа, обязанного прислуживать ей на официальных приемах. Во время придворной службы пажам полагалась парадная форма -- черный мундир с красным воротником и золотым шитьем, белые панталоны, чулки, башмаки и треуголка. Обязанности пажей на официальных церемониях заключались в том, чтобы нести шлейф императрицы или кого-либо из великих княжон, держать веер, мантилью и т. п. За императором или великим князем надо было просто ходить. Часто они отсылали пажей, наскучив их присутствием.

Постоянное присутствие при дворе требовало от пажей и определенных навыков светского общения. В корпусе их обучали танцам, гувернеры, которые в младших классах заменяли ротных командиров, следили за их поведением, манерами. В старших классах практику светского поведения пажи постигали во время многочисленных приглашений в частные дома на балы, домашние спектакли, всякого рода праздники. Несколько раз в год устраивал у себя балы и директор пажеского корпуса в 40-е годах XIX века генерал Зиновьев. Обстановка их, по воспоминаниям бывших пажей, не уступала самым блестящим собраниям петербургского высшего света: «Зимний сад, роскошный просторный зал для танцев, гостиная, биллиардная, -- все это было великолепно, особенно, когда горело огнями. По лестнице поднимались, шелестя и шумя платьями, царицы пажеских сердец и мечтаний».89

По окончании корпусов кадеты и большая часть «пажей» становились офицерами в основном гвардейских полков и пополняли военную элиту русского дворянства с присущими ей воинскими традициями. Мироощущение дворянина первой половины XIX века определялось, с одной стороны, привилегированностью своего сословия, с другой -- службой. Правило «служить верно» входило в кодекс дворянской чести. При этом любовь к Отечеству отождествлялась с преданностью престолу -- служили «царю и Отечеству».

Репутация офицера в огромной степени зависела от того, как он вел себя в бою. Поэтому смелость, хладнокровие во время опасности воспитывались с детства -- дома, в кадетских корпусах, потом на службе. Характерен эпизод, рассказанный в воспоминаниях Михаила Бестужева. Однажды братья с гувернером катались на лодке по Неве; лодка дала течь и начала тонуть. Александр не растерялся и курткой заткнул течь. Но самый младший из братьев -- Петр -- испугался и начал плакать и кричать. Тогда Александр поднял его над водой и крикнул: «Трусишка! ежели ты не перестанешь кричать, я брошу тебя в воду!» «Хотя мне тоже было страшно, -- добавляет Михаил, -- но я кричать не смел».90

Позднее, в мирное время смелость проверялась на дуэлях, являвшихся своего рода средством защиты чести и достоинства дворянина. И хотя дуэль была уголовно наказуема, но офицер мог быть наказан и за отказ от дуэли. В таком случае офицеры полка предлагали ему подать в отставку.

Воспоминания жителей столицы первой четверти XIX века изобилуют рассказами о «проказах» гвардейских офицеров, шумных товарищеских пирушках, романах со светскими красавицами. Но когда наступала «лихая година», гвардейские части становились участницами самых тяжелых боев. И гвардейские офицеры, бывшие кадеты или пажи, танцоры и дуэлянты, шли под вражеской картечью впереди своих солдат. Многие видные государственные деятели первой половины XIX века были смелыми воинами.

Знаменитый проконсул Кавказа генерал А. П. Ермолов, по словам вел. князя Константина Павловича, «в битве дрался как лев, а чуть сабля в ножны, никто от него и не узнает, что он участвовал в бою». Князь М. С. Воронцов, впоследствии видный сановник, генерал-губернатор Новороссийского края, приобрел известность в кампании 1812-1814 годов храбростью и хладнокровием в бою.

История войн начала XIX века являет многочисленные примеры патриотизма и самоотверженной смелости русских офицеров. Офицер Семеновского -- старейшего и наиболее привилегированного гвардейского полка -- А. В. Чичерин писал в своем дневнике 9 августа 1812 года -- после кровопролитнейшего сражения под Смоленском: «Я еще буду сражаться у врат Москвы и пойду на верную гибель... Я не устрашусь никаких опасностей, я брошусь вперед под ядра, ибо буду биться за свое Отечество, ибо хочу исполнить свою присягу и буду счастлив умереть, защищая свою Родину, веру и правое дело».91

Старинная дворянская семья Тучковых послала на поля сражения четырех боевых генералов -- отца и трех сыновей. Младший -- Александр Тучков -- вскоре после женитьбы, участвуя в кампании 1806 года, «под градом пуль и картечей действовал как на учении». В 1807 году под командованием Багратиона «проявил храбрость и хладнокровие в бою» и был награжден орденом Св. Георгия 4-й степени. В 1808 году в шведской кампании проделал со своим отрядом опаснейший марш, пройдя через глубокие снега в тыл шведской армии. По семейным преданиям, жена, переодевшись в мужское платье, сопровождала его в этом походе. В 1812 году во время Бородинского сражения его полк был переброшен в центр боя, и в тот момент, когда солдаты Ревельского полка должны были пойти в атаку, Тучков, подхватив полковое знамя, бросился вперед и сразу же был сражен картечью. В том же сражении был смертельно ранен и его старший брат.

С целью, согласно именному указу, «Дабы те пажи через то к постоянному и пристойному разуму и благородным поступкам наивяще преуспевали и от того учтивыми, приятными и во всем совершенными себя показать могли, как христианский закон и честная их природа повелевает» .

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Непосредственным предшественником корпуса была Пажеская придворная школа, созданная указом от 5 апреля 1742 года. Екатерина II указом от 1762 года воспретила приём в корпус отроков недворянского происхождения.

    На начало XIX века корпус состоял из трёх пажеских классов (на 50 пажей) и одного камер-пажеского (на 16 камер-пажей) и в порядке управления не был объединён с другими военно-учебными заведениями.

    В самом начале своего царствования Александр I задумал реформировать Пажеский корпус с целью превратить его в элитарное учебное заведение, дающее своим воспитанникам первоклассное военное образование, достойное придворной и (в будущем) гвардейской службы. Опытному педагогу-практику генерал-майору Ф. И. Клингеру было поручено разработать новый устав корпуса совместно с его шефом графом Н. П. Шереметевым . В начале сентября 1802 года устав был представлен государю, а 10 октября императорским рескриптом был введен в действие и 13 октября зачитан пажам в здании Корпуса на набережной Фонтанки :

    Пажеский корпус есть училище для образования нравов и характера, и в котором имеют быть преподаваемы нужные офицеру познания; …Корпус сей есть совокупно таковое воинское установление, где благородное юношество чрез воспитание приуготовляется к воинской службе строгим повиновением, совершенною подчиненностью и непринужденным, но добровольным выполнением должностей своих. Будущее счастие и слава сих молодых дворян зависит от упомянутых обстоятельств.

    Ни директор корпуса генерал-майор А. Г. Гогель, ни гофмейстер полковник П. П. Свиньин, оба заслуженные боевые офицеры, не обладали каким либо определённым представлениями о педагогике. Поэтому в помощь им с 22 октября 1802 года инспектором классов корпуса был назначен майор К. О. Оде-де-Сион , уникальным образом сочетавший в себе как опыт строевой службы и участия в боевых действиях, так и степень доктора теологии, и многолетний стаж педагога-практика.

    С 1810 года Пажеский корпус помещался в Петербурге в комплексе зданий по Садовой улице , 26 - это бывший дворец графа М. И. Воронцова (архитектор Растрелли , перестроен Кваренги), который до того занимал капитул Мальтийского ордена (см. Мальтийская капелла). До этого времени Пажеский корпус размещался сначала во дворце адмирала Брюса, а затем в собственном здании при слиянии Зимней канавки и Мойки.

    В 1811 году высочайшим приказом офицерам Пажеского корпуса до подполковника включительно было пожаловано старшинство «против армейских одним чином выше» . В 1819 году корпус был подчинён главному директору кадетских корпусов . С 1827 года комплект обучающихся увеличен до 150.

    В 1820 году в корпусе произошёл так называемый «бунт Арсеньева» - акт открытого неповиновения учеников руководству корпуса. К тому времени среди пажей под руководством вольнодумца А. Н. Креницына сформировалась тайное общество , членов которого воспитаннки между собой называли почему-то «квилки». Однажды паж Павел Арсеньев, отличавшийся независимым характером и не входивший в это общество, но пользовавашийся большим уважением товарищей, читал на уроке по­стороннюю книгу, игнорируя замечания учителя. Когда тот попытался отобрать её, Арсеньев книгу спрятал и вступил с учителем в дерзкие пререкания. На шум в класс заглянул инспектор К. О. Оде-де-Сион и, узнав в чём дело, попытался поставить Арсеньева в угол, а когда тот ослушался, велел ему встать на колени. Арсеньев продолжал упрямиться и дерзить, тогда инспектор приказал его арестовать. Руководство корпуса решило наказать возмутителя розгами перед строем всех офицеров и пажей. Однако телсные наказания были в корпусе столь редки, что среди воспитанников укоренилось поверие, будто их дозволяется сечь только по высочайшему повелению. Поэтому, когда солдаты вывели Арсеньева на экзекуцию перед строем и попытались уложить на скамью, он, возмущённый несправедливостью наказания, оказал им энергичное сопротивление. Квилки под предводительством Креницына тут же бросились ему на помощь. За ними, сломав строй, последовали остальные пажи. В результате потасовки пострадало несколько офицеров и преподавателей - «старик Сион грузно повалился на барабан» . Экзекуция сорвалась. Об этом случае было доложено Александру I, на что последовала резолюция - Арсеньева, как уже наказанного, от порки освободить, а Креницыну дать 30 ударов розгами перед строем, чему тот на сей раз покорился. После чего, оба были разжалованы в рядовые и направлены в 18-й егерский полк , а Арсеньев, не снеся позора, позднее застрелился. Некоторые исследователи склонны были видеть в этого событии предзнаменование Декабрьского восстания 1825 года.

    В 1829 года были изданы правила о порядке зачисления в пажи и определения в Пажеский корпус, причём право просить о зачислении малолетних сыновей в пажи было предоставлено сначала лицам первых четырёх классов , а затем - первых трёх или же представителям фамилий, занесённых в пятую и шестую части родословных книг (титулованное и древнее дворянство). В 1863 года Пажеский корпус перешёл в ведение главного управления военно-учебных заведений.

    В 1865 года Пажеский корпус был совершенно преобразован. Два старшие класса (специальные) уравнены, как в отношении преподавания, так и по организации, с пехотными юнкерскими училищами , а четыре младшие (общие) - с четырьмя старшими классами военных гимназий . В составе корпуса специальные классы образовали строевую роту , а общие - два возраста. Комплект был сохранен в 150 человек.

    В 1870 году был образован второй класс. В 1873 году, одновременно с переименованием в военных гимназиях приготовительного класса в первый, первого во второй и т. д., соответственно переименованы были и в Пажеском корпусе общие классы - второй в третий и т. д.

    В 1878 году два младшие общих класса корпуса - 3-й и 4-й - были выделены и вместе с вновь учреждёнными - 1-м и 2-м - образовали особое учебное заведение, на 150 своекоштных экстернов. Приготовительные классы Пажеского корпуса, откуда пажи переводились в низший класс корпуса лишь по конкурсному экзамену. В 1885 году приготовительные классы присоединены к корпусу.

    По положению 1889 года, Пажеский корпус состоит из 7 общих классов, с учебным курсом кадетских корпусов, и двух специальных, с учебным курсом военных училищ; но, на основании временных правил 1891 года, приёма в два младшие класса вовсе не допускается.

    Все воспитанники корпуса носят звание пажей, а по переходе в старший специальный класс, те лучшие из них, кои удовлетворяют определённым требованиям (по успехам в науках и по поведению), производятся в камер-пажи.

    Пажеский корпус состоит в ведомстве военного министерства и подчиняется главному начальнику военно-учебных заведений; непосредственное управление вверяется директору, а ближайшее заведование учебной частью - инспектору классов. Ротами заведуют ротные командиры, а классными отделениями - офицеры-воспитатели. При корпусе состоят комитеты: педагогический, дисциплинарный и хозяйственный.

    Общий комплект обучающихся: 170 интернов , воспитывающихся на полном казённом иждивении, и 160 экстернов, за которых уплачивается по 200 р. в год.

    В 3-м (низшем) классе полагаются только экстерны. Сверх общего числа интернов полагается 6 штатных вакансий для уроженцев Финляндии. К приёму в корпус допускаются исключительно зачисленные предварительно, по Высочайшему повелению, в пажи к Высочайшему двору; ходатайствовать о таковом зачислении разрешается лишь о сыновьях и внуках лиц, состоящих или состоявших на службе в чинах первых трёх классов или же об отпрысках родов, занесённых в пятую и шестую части родословных книг (титулованное и древнее дворянство).

    Приём производится по состязательному экзамену; в 7-й общий и в оба специальные классы ни приёма, ни перевода пажей - кандидатов из других корпусов, не допускается (временные правила, 1891 год).

    Воспитанники делятся на три роты. На лагерное время 1-я рота выводится в лагерь, в Красное Село , где прикомандировывается к Офицерской стрелковой школе ; 2-я рота проводит летом от 5 до 6 недель в кадетском лагере в Петергофе . Пажи 1-й роты считаются на действительной военной службе. По результатам выпускного экзамена, все воспитанники старшего специального класса разделяются на четыре разряда:

    1. отнесённые к 1 разряду выпускаются подпоручиками или корнетами в гвардию , или теми же чинами в армию или в специальные войска, с одним годом старшинства, и получают на обмундирование по 500 рублей, трое отличнейших из них могут быть прикомандировываемы к гвардейской артиллерии;
    2. отнесённые ко 2 разряду - подпоручиками и корнетами в армию или в специальные войска, с одним годом старшинства, и получают на обмундирование по 225 рублей;
    3. отнесённые к 3 разряду - теми же чинами в армию, без старшинства; на обмундирование получают столько же;
    4. отнесённые к 4 разряду переводятся в части армейской пехоты или кавалерии унтер-офицерами на 6 месяцев, после чего могут быть производимы в офицеры , но исключительно на вакансии.

    Все отнесённые к первым трём разрядам выпускаются в части войск по собственному выбору, хотя бы в них не было вакансий, но в гвардейские части лишь в те, где сверхкомплект офицеров не превышает 10 %.

    Неспособные к военной службе награждаются гражданскими чинами: первые 2 разряда - X класса , 3 разряда - XII класса и 4 разряда - XIV класса .

    За полученное образование окончившие курс корпуса обязаны пробыть на действительной службе по 1,5 года за год пребывания в специальных классах.

    При корпусе учреждены капиталы для выдачи пособий оканчивающим курс: имени бывшего директора генерал-адъютанта гр. Игнатьева , имени «пажа Николая Веймарна» (пожертвов его отцом) и имени бывшего директора генерала от инфантерии Дитрихса .

    Директора

    • 1759-1760: Чуди Луи Теодор Анри (барон Жан-Батист-Луи-Теодор де Чуди)
    • ? - 1762: Лихтен Иоганн
    • 1762-1779: Ротштейн Франц
    • 1779-1797: секунд-майор Шевалье-де-Вильно, Франц Николаевич
    • 1797-1802: генерал-майор Шапошников, Фёдор Сергеевич
    • 1802-1805: Гогель, Андрей Григорьевич
    • 20.10.1806 - 20.03.1830: Гогель, Иван Григорьевич 1-й
    • 20.03.1830 - 05.05.1834: генерал-майор Свиты (с 19.04.1831 - генерал-адъютант, с 6.12.1833 - генерал-лейтенант) Кавелин, Александр Александрович
    • 1834-1846: Игнатьев, Павел Николаевич
    • 1846-1849: Зиновьев, Николай Васильевич
    • 1849-1854: генерал-майор Свиты (с 1852 г. - генерал-лейтенант) Философов, Николай Илларионович
    • 1854-1861: Желтухин, Владимир Петрович
    • 30.08.1861 - 02.1865: генерал-лейтенант Озеров, Сергей Петрович
    • 1865-1867: Корсаков, Никита Васильевич
    • 1867-1871: Бушен, Дмитрий Христианович
    • 1871-1878: Мезенцов, Пётр Иванович
    • 1878-1894: Дитрихс, Фёдор Карлович
    • 1894-1900: граф Келлер, Фёдор Эдуардович
    • 11.09.1900 - 06.07.1907: полковник (с 6.12.1900 - генерал-майор, с 22.04.1907 - генерал-лейтенант) Епанчин, Николай Алексеевич
    • 13.07.1907 - 14.09.1910: генерал-майор Шильдер, Владимир Александрович
    • 14.09.1910 - 09.11.1916: генерал-майор Усов, Николай Николаевич
    • 1917: полковник Фену, Александр Николаевич .

    Придворная служба

    Воспитанники Пажеского корпуса в период обучения считались причисленными к императорскому двору и систематически несли обязанности караульной службы. Большой честью и привилегией считалось возведение пажа в придворный чин камер-пажа . Однако на это могли рассчитывать только лучшие из лучших, отличившиеся в учёбе, поведении и воспитании, а также свободно владеющие иностранными языками.

    Камер-пажи были прикреплены и несли службу при императрице и великих княгинях во время балов, торжественных обедов, официальных церемоний и других мероприятий, где их присутствие было обязательным по протоколу. Количество камер-пажей варьировалось в зависимости от количества августейших особ и членов императорской семьи.

    Общий порядок был такой: при императоре - один камер-паж, назначенный сержант-майором , при каждой императрице (вдовствующей и действующей) - по два камер-пажа, и при каждой из великих княгинь - по одному камер-пажу. Ещё один паж назначался запасным камер-пажом на случай болезни одного из камер-пажей. Таким образом, в 1896 году, когда имелось девять великих княжон и две императрицы, несли почётную придворную службу камер-пажа 14 пажей и один был запасным. До 1802 года, помимо пажей и камер-пажей, в корпусе и, соответственно, придворной службе существовал чин лейб-пажа, в 1907 году восстановленный в виде чина старшего камер-пажа.

    Пажи по правовому статусу приравнивались к унтер-офицерам гвардии, камер-пажи - к фельдфебелям гвардии, старшие камер-пажи - к подпрапорщикам гвардии. Выпуск по первому разряду из корпуса «в армию тем же чином» на самом деле не практиковался. По четвёртому разряду из корпуса выпускались пажи - унтер-офицерами в гвардию или подпрапорщиками в армию, камер-пажи (что бывало крайне редко) - подпрапорщиками в гвардию или прапорщиками в армию.

    Частная жизнь пажей

    Как и во многих закрытых школах для мальчиков, в Пажеском корпусе были распространены однополые связи . Помимо мемуарных свидетельств, на это указывает нецензурная поэма «Похождения пажа», опубликованная за границей в 1879 году, но написанная несколькими десятилетями раньше. Её автором считается офицер Шенин, окончивший корпус в 1822 году :

    Меня невинности лишили,
    Как в корпус я лишь поступил <…>
    Здесь будет объяснить уместно,
    Что корпусные все пажи
    В столице севера известны
    Как бугры или бардаши .

    Некоторые известные впоследствии лица были исключены из Пажеского корпуса за недостойное поведение: Е. А. Баратынский , П. В. Долгоруков . Яркую картину нравственного разложения и дедовщины в корпусе нарисовал в своих мемуарах П. А. Кропоткин :

    Камер-пажи делали всё, что хотели. Всего лишь за год до моего поступления в корпус любимая игра их заключалась в том, что они собирали ночью новичков в одну комнату и гоняли их в ночных сорочках по кругу, как лошадей в цирке. «Цирк» обыкновенно заканчивался отвратительной