Морской флот когда отмечают. День основания ВМФ (День основания военно-морского флота)

Японское название Японии Nihon (日本) состоит из двух частей – ni (日) и hon (本), оба из которых являются китаизмами. Первое слово (日) в современном китайском произносится rì и обозначает, как и в японском, «солнце» (передаваясь на письме его идеограммой). Второе слово (本) в современном китайском произносится bӗn. Его первоначальное значение – «корень», и передающая его идеограмма представляет собой идеограмму дерева mù (木) с добавленной внизу чёрточкой, обозначающей корень. Из значения «корень» развилось значение «происхождение», и именно в этом значении оно вошло в название Японии Nihon (日本) – «происхождение солнца» > «страна восходящего солнца» (совр. кит. rì bӗn). В древнекитайском слово bӗn (本) имело ещё и значение «свиток, книга». В современном китайском оно в этом значении вытеснено словом shū (書), однако остаётся в нём в качестве счётного слова для книг. Китайское слово bӗn (本) было заимствовано в японский как в значении «корень, происхождение», так и в значении «свиток, книга», и в форме hon (本) означает книгу и в современном японском языке. Это же китайское слово bӗn (本) в значении «свиток, книга» было также заимствовано и в древнетюркский язык, где после добавления к нему тюркского суффикса -ig приобрело форму *küjnig. Тюрки принесли это слово в Европу, где оно из языка дунайских тюркоязычных булгар в форме кънига попало в язык славяноязычных болгар и через церковнославянский распространилось в другие славянские языки, включая русский.

Таким образом, русское слово книга и японское слово hon «книга» имеют общий корень китайского происхождения, и тот же самый корень входит в качестве второго компонента в японское название Японии Nihon.

Надеюсь, всё понятно?)))

30 октября в России отмечается День основания Военно-морского флота России. Такая дата выбрана не случайно - (20) 30 октября 1696 года Боярская Дума по настоянию Петра I вынесла решение о создании в Российском государстве регулярного военно-морского флота.

На самом деле флот на Руси существовал за много столетий до Петра I. Без флота не достиг бы своего положения Великий Новгород, русские воины на ладьях отправлялись в походы по Черному морю. Но тот старый русский флот не был регулярным в общепринятом понятии. Петр заимствовал идею создания централизованного военно-морского флота в Европе. Он сам очень интересовался кораблестроением и, как и в случае с регулярной армией, начал создавать российский флот с потешных войск. Знаменитый ботик Петра I «Святой Николай» не зря зовется «дедушкой русского флота» - он был приобретен еще двоюродным братом деда Петра боярином Никитой Ивановичем Романовым для речных прогулок, а в 1688 году Петр обнаружил ботик в Измайлове.

Петром лично были заложены несколько судов - в Переяславле, на Плещеевом озере. Затем некоторое время корабли строили в Архангельске, но вскоре Петр пришел к выводу о том, что Белое море совершенно не годится для морских экспериментов. Именно это обстоятельство и заставило его обратить повышенное внимание на возможность выхода России к другим морям – Балтийскому, Азовскому и Черному. Однако решение этой задачи требовало от России вступления в войну с соседними государствами. Ведь выход к Азовскому и Черному морям перекрывала Османская империя, Балтику контролировала Швеция.

Решение о создании регулярного флота принималось как раз на фоне бурных событий на южных рубежах российского государства. Первый штурм Азова, тогда еще бывшего османской крепостью, окончился неудачно, что заставило Петра активизировать работу по созданию флота. Азовская крепость фактически запирала выход из Дона в Азовское море, поэтому для того, чтобы обеспечить свободный выход русским судам, и предстояло освободить крепость от турок. Весной 1696 года были построены два корабля, два галеаса, 23 галеры и 4 брандера. Строили их на реке Воронеж, с прицелом на то, чтобы корабли затем вошли в Дон и спустились бы к Азову. Адмиралом флота был назначен Франц Лефорт – выходец из Швейцарии, ко времени описываемых событий уже более двадцати лет находившийся на русской службе.

Азовский флот строился Петром I с 1695 по 1711 годы. Наблюдением за строительством кораблей в конце 1690-х гг. занимался вице-адмирал Корнелиус Крюйс – норвежец по происхождению, ставший в 1705 году первым командующим Балтийским флотом. Для строительства Азовского флота были созданы дополнительные верфи в Таврове и Ново-Павловске, а также в районе реки Икорц. Всего с 1695 по 1710 годы было построено 67 кораблей, прамов и фрегатов, столько же бомбардных судов, брандеров, галер, около тысячи бригантин и прочих судов. Однако поспешность в строительстве кораблей сыграла свою роль – первый русский флот очень быстро приходил в негодность. Когда в 1710 г. началась война с Османской империей, в строю были лишь 5 кораблей, 1 фрегат, 2 шнявы и 1 тялка. С такими силами рассчитывать на победу в войне с турками было преждевременно. По итогам Прутского мира Россия была вынуждена вернуть туркам Азов, убрать верфи в Таганроге.

После Северной войны началось строительство Балтийского флота Российской империи. Его базы размещались в Санкт-Петербурге, затем – в Кронштадте, Выборге, Гельсингфорсе, Ревеле и Або. Именно с создания Балтийского флота фактически и началась победоносная российских военно-морских сил. К 1725 г. Россия уже располагала 130 парусными кораблями, в том числе 36 линейными кораблями, 9 фрегатами, 3 шнявами. Кроме того, империя имела и мощный гребной флот из 396 кораблей. Строительство кораблей велось на многочисленных верфях, наиболее крупные из которых располагались в Воронеже, Казани, Архангельске, Переяславле, Олонце, Астрахани, а затем и Санкт-Петербурге. В 1718 году для управления флотом и решения всех важнейших вопросов его строительства была создана Адмиралтейская коллегия.

На первых порах существования российского флота важную роль в его становлении и развитии играли иностранные военные специалисты, прежде всего выходцы из стран Скандинавии, Нидерландов, Англии. Многие из них делали успешную карьеру сначала в европейских государствах, а затем и на службе русскому царю. В качестве примеров можно привести того же Франца Лефорта, Корнелиуса Крюйса, Томаса Гордона и многих других высокопоставленных офицеров. Однако именно в Петровскую эпоху появились и отечественные флотоводцы, довольно быстро догнавшие иностранных специалистов и даже превзошедшие их по своим командирским талантам, а главное – по отваге и мужеству. К «золотой плеяде» петровских флотоводцев можно отнести Федора Апраксина, Наума Сенявина, Алексея Сенявина, Михаила Голицына. Именно эти люди формировали лицо русского флота в начале XVIII века.

Смерть Петра I стала огромным ударом для русского флота. Темпы кораблестроения сбавились. Ситуацию удалось исправить только после восшествия на престол Анны Иоанновны, при власти которой была учреждена Воинская морская комиссия под председательством вице-канцлера графа Андрея Остермана. В состав комиссии вошли известные флотоводцы вице-адмирал граф Николай Головин, вице-адмирал Наум Сенявин, вице-адмирал Томас Сандерс, контр-адмирал Пётр Бредаль и контр-адмирал Василий Дмитриев-Мамонов.

Вторая половина XVIII века стала временем подлинного расцвета русского военно-морского флота. Русско-турецкие войны, присоединение к России земель Крымского ханства способствовали развитию Черноморского флота. Русские корабли стали выходить в Средиземное море, где успешно действовали против турок. Именно в это время взошла звезда русского военно-морского гения Федора Ушакова – одного из ярчайших защитников Российской империи, чье имя стоит в одном ряду с именем генералиссимуса Александра Суворова.

На рубеже XVIII-XIX вв. Российская империя уже обладала одним из самых сильных в мире флотов – третьим по количеству кораблей после флотов Великобритании и Франции. В начале XIX века русские моряки принимали самое активное участие в географических открытиях, совершая экспедиции в Арктике и Антарктике.

Очередным переломным моментом в истории русского флота стала Крымская война. Она продемонстрировала всему миру мужество русских военных моряков, в том числе и адмиралов, героически погибавших в обороне Севастополя. Но именно война в Крыму выявила и многочисленные недостатки русского флота, просчеты в организационной структуре, в управлении и комплектовании. Стало ясно, что Россия серьезно отстает от передовых стран мира в области судостроения.

По итогам Крымской войны устаревший парусный флот был заменен паровым флотом. Началось строительство броненосцев, мониторов и плавучих батарей, которые, однако, из-за тяжести не были способны ходить на большие расстояния. Конец XIX века стал для России и эпохой продолжающегося технического совершенствования флота. Особенно бурными темпами флот развивался после восшествия на престол императора Николая II. Однако начавшаяся Русско-японская война довольно быстро выявила и определенные просчеты, связанные не столько с качеством личного состава, сколько с неразберихой в управлении, высоким уровнем коррупции. Но ситуацию как всегда исправляли сами русские моряки – от матросов до адмиралов. Они демонстрировали чудеса отваги. Так, вошел в историю мирового флота подвиг моряков крейсера «Варяг».

19 марта 1906 года в составе российского императорского флота были созданы подводные силы. С этого времени развитие подводного флота стало одним из наиболее важных направлений, тем более, что подводные лодки демонстрировали все большую эффективность.

Первая мировая война стала последним испытанием российского императорского флота. Как всегда, моряки демонстрировали героизм, высокую боевую выучку. В Черном море российскому флоту удалось добиться превосходства над противостоявшим ему флотом Османской империи. Готовилась Босфорская операция. Однако революционные события 1917 года привели к развалу российского флота. Стоит отметить, что одну из ключевых ролей в революции сыграли именно матросы Балтийского и Черноморского флотов. Это было связано с тем, что среди матросов преобладали призванные на флотскую службу квалифицированные рабочие, многие из которых еще до мобилизации имели связи с революционными организациями. «Красные матросы» стали одним из символов Октябрьской революции.

По итогам Гражданской войны большая часть кораблей российского императорского флота была выведена белыми и интервентами. Советской России пришлось создавать свой флот практически с нуля и, надо сказать, новая власть с этой задачей превосходно справилась. В течение 1920-х – 1930-х гг. был создан прекрасно вооруженный и подготовленный советский флот. Именно в эти годы закладывался фундамент той организационной структуры, системы подготовки и образования военно-морского флота, который до сих пор используется уже постсоветской Россией.

Великая Отечественная война – трагедия для страны, но и героическая страница в истории нашего флота. Поскольку судьба страны решалась на сухопутном фронте, значительная часть моряков была переброшена на сушу, где воевала как обычные пехотные подразделения. Гитлеровцы боялись советских моряков как огня, называя их «черными дьяволами». Всего за годы Великой Отечественной войны флот направил на помощь сухопутным войскам более 400 тысяч матросов и офицеров. Многие из них были отмечены за проявленную доблесть высокими правительственными наградами.

Послевоенный период – эпоха Холодной войны, длительного противостояния Советского Союза и Соединенных Штатов Америки. Военно-морской флот СССР не прекращал свое совершенствование и развитие, одновременно продолжая решать самые разные боевые задачи уже по всему миру. Советские военные моряки бывали в Анголе и Йемене, Египте и Сомали, Мозамбике и Бангладеш. К концу 1980-х гг. в состав ВМФ СССР входили более 100 эскадр и дивизий, численность личного состава достигала 450 тысяч человек. В Советском Союзе существовали многочисленные военно-морские учебные заведения, ставшие настоящей кузницей высококвалифицированных офицерских кадров для ВМФ СССР, а также флотов союзных государств.

Конечно, распад Советского Союза не мог не оказать соответствующего влияния и на ситуацию на флоте. Тяжелее всего пострадал Черноморский флот, оказавшийся разделенным между Россией и Украиной. Далеко не все моряки согласились перейти на службу в украинский флот, что привело к большим сокращениям личного состава.

В настоящее время Военно-Морской Флот Российской Федерации состоит из Балтийского флота, Северного флота, Тихоокеанского флота, Черноморского флота и Каспийской флотилии. В состав ВМФ РФ входят надводные и подводные силы, береговая и палубная морская авиация, береговые войска флота в составе войск береговой обороны и морской пехоты. В условиях обострившейся военно-политической ситуации, в том числе в Средиземноморье, российский флот решает важнейшие политические задачи, в том числе связанные с поддержанием боеспособности группировки российских войск в Сирии.

В последние годы российское правительство уделяет особое внимание развитию и совершенствованию Военно-морского флота. На флот поставляются новые корабли, подводные лодки, улучшаются условия службы и содержания личного состава. Возвращается престиж военной службы на флоте – сегодня попасть служить на корабли ВМФ России мечтают очень многие призывники. Как здесь не вспомнить знаменитые слова о том, что лишь армия и флот являются единственными подлинными союзниками России.

В День основания Российского военно-морского флота «Военное обозрение» поздравляет с этой праздничной датой всех тех, кто служит, служил или иным образом причастен к Военно-морскому флоту СССР и России.

Хотя Россия крупнейшая из сухопутных стран, но одновременно она и одна из самых могущественных морских держав. Традиции мореплавания в нашей стране уходят в седую древность. Миллионы российских мужчин одевали в прошлом или носят сейчас красивейшую в мире русскую морскую форму. Всегда моряки нашей страны мужественно и стойко защищали её от иноземных захватчиков, многие из них отдали за Россию свою жизнь. Стоит ли удивляться, что День Военно-Морского Флота относится к числу наиболее любимых гражданами нашей страны праздников.

История

Считается, что история отечественного военного флота началась при Петре Первом, хотя на самом деле наши предки хаживали с военными целями по морям еще тысячу лет назад – достаточно вспомнить поход князя Киевского Олега на Царьград – тогдашнюю столицу мира. Однако собственным праздником военный флот обзавёлся лишь в советское время – в 1939 году 22 июня вышло соответствующее постановление СНК СССР.

На последнее июльское воскресенье праздник перенесли уже в 1980 году Указом Президиума ВС СССР. А окончательно статус этого дня установлен Президентом Путиным в 2006 году, выпустившим 31 мая Указ соответствующего содержания.

Традиции

Можно без всякого преувеличения сказать, что День ВМФ у нас празднует вся страна:

  1. В портах базирования проходят корабельные парады, с торжественными подъёмом корабельных Андреевских флагов и флагов расцвечивания и различные представления на военно-морскую тематику.
  2. В массовом порядке производятся спортивные и воинские состязания моряков. Особенно отличаются по этой части Санкт-Петербург, Кронштадт, Владивосток, а теперь и Севастополь;
  3. Личный состав флота поздравляют командиры всех рангов, вплоть до Верховного Главнокомандующего – Президента РФ.
  4. Традиционно именно в последнее воскресенье июля офицерам, старшинам и матросам присваивают очередные звания, вручают государственные награды, знаки отличия, подарки и грамоты.

А дома всех, кому выпало в праздник сойти на берег, ждут праздничные столы и радостные лица родных и друзей, готовых бурно поздравить «виновника» с торжественной датой.

Не забывайте и вы, уважаемые читатели, если живёте в приморском городе с военно-морской базой, или в вашем населённом пункте базируется хотя бы береговая часть ВМФ, прийти поздравить славных моряков с их профессиональным праздником.

Одним из главных праздников июля является День Военно-Морского Флота России. Он стал единственным профессиональным праздником, который отмечают всей страной.

Какого числа отмечают День ВМФ

Как и у большинства профессиональных праздников у Дня ВМФ нет фиксированной даты и отмечают его в последнее воскресенье июля. В этом году праздник состоится 29 июля. Эта дата была утверждена президентом России в 2006 году.

Однако праздник Военно-Морского Флота России не всегда отмечали в этот день. Начина с 39 года и до 80 года ХХ столетия этот праздник отмечали 24 июля. А в Российской Империи День ВМФ отмечали в конце октября. В первую очередь это связанно с огромной историей этого праздника.

История праздника

Как утверждают многие историки, традиция отмечать День ВМФ берет своё начало с момента создания первого военного судна под названием «Орел». Его построили в 1667 году по приказу русского царя Алексея Михайловича, для охраны торговых судов. И уже в 1668 году он был спущен на воду. Что касается военного парада в этот день, то историки заявляют, что первый смотр военных кораблей был при Петре 1. Традиция отмечать этот праздник 30 октября сохранялась на протяжении трех столетий.

Но после падения Российской Империи эта традиции прервалась. Понимая всю важность и сложность профессии военного моряка, в Советском Союзе было принято решение возобновить традицию празднования Дня ВМФ.

Инициатором создания праздника, с целью привлечения новобранцев на службу в ряды военно-морских сил, является горой СССР адмирал флота Николай Кузнецов. Впервые в СССР этот праздник отметили в 24 июля 1939 года. И вплоть до 80-х годов прошлого столетия у этого праздника была четкая дата — 24 июля. После указа правительства Советского Союза в 1980 году о профессиональных праздниках дата Дня ВМФ стала преходящей.

Традиция отмечать День ВМФ в последнее воскресенье июля сохранилась и в современной России. Окончательно эта дата была утверждена указом президента 31 мая 2006 года.

Как празднуют День ВМФ

День ВМФ отмечается не только в городах базирования военно-морского флота России, но и по всей России. Особого внимания в этот день заслуживает северная столица России, которая является родиной кораблестроения в Российской Империи.

Жителей и гостей Санкт-Петербурга в этот день порадуют увлекательной программой мероприятий и Главным военно-морским парадом. На параде будет продемонстрирована вся военно-морская мощь России. Помимо военных кораблей и подводных лодок в нем примет участие морская авиации, тренировочные полеты которой могли наблюдать сегодня жители и гости города.

Праздничная программа мероприятий будет длиться весь день – с утра и до самого вечера. По традиции программа мероприятий пройдет в два этапа и будет проведена в двух разных местах. Часть мероприятий состоится в Кронштадте, а часть на Дворцовой площади. После парада все желающие смогут почувствовать себя в роли военного моряка, поднявшись на борт одного из кораблей для более детального изучения его строения.

День основания Российского военно-морского флота - памятная дата, отмечаемая ежегодно 30 октября. Сегодня Россия является одной из ведущих мировых военно-морских держав. Но так было далеко не всегда: до петровских реформ, у России не было никаких военных судов, а флот состоял в основном из купеческих ладей и баркасов, плавающих у береговой линии.

В конце сентября 1696 года Боярской думой под давлением Петра I был издан указ о строительстве пяти первых военных судов. Их закладка на Архангельской верфи 30 октября 1696 года и стала официальным днем основания Российского военно-морского флота.

Историческая справка

До петровских завоеваний Россия являлась крупной континентальной державой, осуществлявшей внешнюю торговлю в основном сухопутными караванами или на малых баркасах, которые перетаскивались бурлаками от реки к реке. Единственным крупным портом страны был Архангельск. Но из-за его северного положения, сурового климата и замерзающей бухты, пользоваться морем можно было только 6-7 месяцев в году.

С выходом к балтийскому морю и закладкой Санкт-Петербурга, России срочно понадобился свой военно-морской флот, который спешно был заложен под личным контролем Петра. Впоследствии на верфях Ладоги и Архангельска были сформированы сначала Балтийский, а затем Азовский, Черноморский, Северный и Каспийский флота.

В первой половине 18 века страна усиленно осваивала северную Сибирь и Дальний Восток. В 1740 году путешественники Беринг и Чириков сначала открыли и нанесли на карту побережье Охотского моря и Камчатского полуострова, а затем основали Петропавловск-Камчатский, который стал первой базой для Дальневосточного военно-морского флота.

К концу 18 - началу 19 веков российская армада уверенно вошла в тройку наиболее мощных и боеспособных военных флотов планеты. Во время Великой Отечественной войны советский флот в силу объективных исторических причин не мог похвастаться особой многочисленностью. Но это не мешало советским морякам и подводникам проявлять чудеса героизма и громить превосходящие силы противника в акватории Черного, Азовского, Балтийского и Баренцева морей.

На сегодняшний день отечественный военно-морской флот представляет из себя глобального силу, способную решать задачи любой сложности во всех морях и океанах планеты. Каждый год военно-морские силы страны пополняются современными судами способными оперативно сдерживать и одновременно вести успешное наступление против превосходящего противника как по отдельности, так и в составе различных соединений.

Кто и как отмечает

День основания Российского военно-морского флота является не только профессиональным праздником для всех военных моряков, но также знаменательной датой для всех людей непосредственно связанных с морем. В этот день во всех флотах страны проходят торжественные парады и смотры боевой техники. Военные моряки проводят показательные стрельбы, а также показывают различные сценарии действий на море - высадка десанта, абордаж судна неприятеля, спасательная операция с тонущего судна.

Занимательные факты

Сегодня флот России располагает более чем двумястами военными судами различной направленности, в основном фрегаты и корветы. Помимо этого в строю находятся 69 атомных и дизельных подводных лодок, часть которых оснащена баллистическим ядерным оружием. Также имеется 1 авианосец советской постройки «Адмирал Кузнецов».