Презентация: "военно-политический блок нато в годы холодной войны". Проблемы расширения нато на восток Геодезическое обоснование экспансии нато на восток

В середине 1990-х годов дебаты в России по проблемам националь­ной безопасности и отношений со странами Европы касались в основ­ном двух проблем: расширения НАТО на Восток и построения осо­бых отношений РФ с Североатлантическим альянсом и Европейским Союзом.

При оценке ситуации следует помнить, что вначале Россия про­явила весьма терпимое отношение к стремлению Польши вступить в НАТО, когда этот вопрос обсуждался в августе 1993 г. во время офици­ального визита президента Б. Ельцина в Варшаву, а также к натовской программе «Партнерство во имя мира» (ПИМ). В то время российский военный и политический истеблишмент был уверен, что программа будет чем-то вроде «зала ожидания», в котором страны Центральной и Восточной Европы, а также Россия могут пребывать в течение неопре­деленно долгого периода времени, а потом «...или шах умрет, или ишак сдохнет...».

Положение оставалось таковым до тех пор, пока НАТО не был опу­бликован рамочный документ программы «Партнерство во имя мира» в январе 1994 г. Тогда в российской прессе началась первая массиро­ванная антинатовская кампания. Многие положения рамочного доку­мента шли вразрез с традиционными установками российской военной и политической элиты. Для нее особенно неприемлемыми были тре­бования, сформулированные в параграфе 3 документа, призывавшего к прозрачности при организации и планировании национальной обо­роны, военных бюджетов и при обеспечении демократического и граж­данского контроля над вооруженными силами.

В целом вопрос о расширении НАТО породил в российском обще­стве много мифов и иллюзий, которые активно использовались поли­тической элитой.

Тем не менее в 1994 г. Россия и НАТО достаточно плодотворно сотрудничали в рамках ИФОР в урегулировании балканского кризи­са (в Боснии и Герцеговине). В тот период Россия голосовала в ООН вместе с западными странами за резолюцию, осуждавшую политику С. Милошевича. Однако после натовских бомбардировок сербских по­зиций в Боснии бывший тогда министром иностранных дел РФ А. Ко­зырев был подвергнут в России резкой критике, его обвиняли в про­ведении прозападной политики, а «национал-патриоты» назвали его предателем национальных интересов.

В мае 1995 г. Россия подписала индивидуальную программу пар­тнерства с НАТО. Характерно, что во время подготовки документа рос­сийские официальные лица постоянно настаивали на особом статусе страны, раз за разом повторяя, что Россию нельзя даже сравнивать с другими восточноевропейскими государствами, что, впрочем, предста­вители НАТО оставили без внимания.

Однако Россия не принимала активного участия в этой программе. Это объясняется прежде всего тем, что российское военное руководство не было готово к сотрудничеству в качестве «обычной», а не «великой» военной державы, тем более что теперь России поневоле приходилось иметь дело и с представителями бывших стран Варшавского договора, а ныне кандидатами на членство в НАТО. Так, представители России вновь и вновь поднимали вопрос о командовании и расценивали как унижение тот факт, что российские войска находились в Боснии и Гер­цеговине под контролем НАТО. Конечно, сыграли свою роль и про­блемы в финансировании программы сотрудничества Россия-НАТО российской стороной.

В конце 1996 г., когда российские политики осознали, что процесс продвижения НАТО на Восток Европы необратим, они начали пере­говоры о подписании документа между Россией и НАТО, который до определенной степени регулировал бы права и обязанности сторон в процессе «расширения». «Основополагающий акт о взаимных от­ношениях, сотрудничестве и безопасности между Россией и НАТО» был подписан в Париже в мае 1997 г. Согласно тексту документа, обе стороны провозглашались партнерами и России давались некоторые, впрочем, вполне декларативные гарантии. Французский исследователь писал, что этот документ «представляет собой компромисс между невозможностью признания за Россией права вето на политику НАТО в отношении стран ЦВЕ и необ­ходимость принятия во внимание геостратегических интересов России в процессе расширения НАТО... Также в нем говорится о создании в случае кризиса механизма автоматических консультаций между Североатланти­ческим альянсом и Россией. Не будучи в состоянии помешать расшире­нию НАТО, Россия все же считает, что ей удалось утвердиться как при­знанной европейской державе и получить существенную компенсацию в политическом и военном плане: запрещение размещения обычного и ядерного вооружения на территории новых членов НАТО. Американцы же стараются минимизировать значение подписанного акта для российского могущества. На самом деле обязательства Североатлантического альянса остаются декларативными, не являясь ни договорными, ни юридически обязательными».

Как отмечают сегодня российские эксперты:

«Москва по своей слабости совершила ошибку, подписав в 1997-м Осно­вополагающий акт Россия-НАТО. Этот документ политически легитими­ровал дальнейшее расширение блока. В обмен Россия получила до сих пор пустой Совет Россия-НАТО и пригоршню обещаний - бессодержатель­ных либо уже нарушенных».

Кроме того, значение Основополагающего акта было тут же осла­блено подписанием на Мадридском саммите НАТО Хартии специаль­ного партнерства с Украиной, учреждающей развитие более тесного двустороннего сотрудничества в военной сфере.

В результате Россия и НАТО, как представляется, так и не ста­ли партнерами в действительности. Причем ответственны за это обе стороны.

Запад несет ответственность за то, что:

· поддерживал демократические преобразования в России преи­мущественно на словах, не оказав ей сколько-нибудь серьезной экономической помощи. Условную политическую поддержку получали только российские лидеры, которые создавали на За­паде иллюзию, что политические и экономические реформы в России идут успешно и в «правильном направлении»;

· принимая решение о радикальном расширении Североатлан­тического альянса, западные лидеры не захотели принять во внимание психологические особенности отношения россиян к НАТО и к восточным соседям России, прагматически используя трудное экономическое положение российского постсоветского общества для «продвижения на Восток».

Российская правящая элита несет ответственность за то, что она пошла по пути «минимизации ущерба» от процесса расширения НАТО, не создавая работающих и не используя имеющихся институтов со­трудничества с альянсом:

· когда она практически отказалась от участия в программе «Пар­тнерство во имя мира» (ПИМ);

· когда она не использовала в полной мере Основополагающий акт Россия-НАТО.

В 1998 г. начался новый балканский кризис вокруг Косово, спо­собствовавший тому, что «кризис взаимопонимания», имевший место в отношениях Россия-НАТО в предшествующий период, перерос в «кризис доверия». Во время переговоров в Рамбуйе российские поли­тики и дипломаты поддерживали сербов и, более того, способствовали формированию у сербской стороны иллюзии, что Россия, безусловно, поддержит Югославию в случае ее «жесткой» конфронтации с НАТО.

Действительно, одобрив резолюции Совета Безопасности ООН № 1199 и 1244, Россия, тем не менее, воспользовалась своим правом вето, когда в ООН обсуждался вопрос о предоставлении НАТО манда­та для миротворческой операции по поддержанию мира в Косово, по­родив тем самым надежды у югославского руководства. В то же время в России официальные СМИ не давали какой-либо информации об этнических чистках, направленных против косовских албанцев, что способствовало формированию неадекватного представления о «ко­совской проблеме» в российском общественном мнении.

После начала воздушных ударов по Югославии российские офи­циальные лица «примерили на себя бомбардировки Белграда» и без колебаний заморозили отношения с НАТО, объяснив это тем фактом, что именно Атлантический альянс нарушил Основополагающий акт Россия-НАТО, что он осуществляет агрессию против суверенного го­сударства, что руководство НАТО не приняло во внимание российскую позицию.

«В отношении России к Западу произошел важнейший психологический перелом. Начался процесс, приведший к глубокому отчуждению между Россией и НАТО. Впервые после Второй мировой войны в Европе одна страна или группа стран напала на другую», - отмечают российские исследователи.

Однако, несмотря на справедливость большинства претензий Рос­сии, все-таки создавалось впечатление, что некоторые представители российской политической и военной элиты только и ждали предлога для разрушения отношений между Россией и НАТО.

Как представляется, основная причина конфронтации Россия- НАТО в том, что во второй половине 1990-х годов российский поли­тический класс был вынужден искать гиперкомпенсацию за неудачи в процессе реформирования страны, особенно после дефолта 1998 г. С этой целью его представители во время войны в Югославии попы­тались использовать традиционные опасения и страхи населения в от­ношении Запада и реанимировать «образ внешнего врага» для дости­жения собственных политических целей и укрепления легитимности российской власти. Для этого существовали, да и существуют сегодня определенные благоприятные возможности. По данным социологиче­ских опросов в России уже со второй половины 1990-х годов большин­ство респондентов разделяет мнение, что развитые государства Запада не заинтересованы в экономическом подъеме России, ее вхождении в круг развитых стран (63%, по данным 2002 г.) и более трети (36% в 2002 г.), что западные государства не доверяют нашей стране и относят­ся к ней враждебно.

В целом же возрождение в этот период антизападничества и обра­щение к великорусскому национализму явилось результатом неспособ­ности политических элит и институтов определить и реализовать меры, которые отвечали бы интересам безопасности России, плодотворному развитию ее отношений с Европой в экономической, политической, военной и культурной областях. Однако это привело не к тем следстви­ям, которые ожидала власть.

Общий результат российской «балканской политики» во время ко­совского кризиса был негативным:

1. Развитию отношений России с Западом был нанесен очень се­рьезный ущерб.

2. Китай и Индия, с которыми некоторые российские политики намеревались создать так называемый «стратегический треугольник», уклонились от построения военно-политического союза с Россией.

3. Страны Восточной Европы, которым еще не удалось присоеди­ниться к НАТО, стали значительно сильнее «стучатся в двери» альянса. Так называемая «вторая волна расширения» НАТО стала более реаль­ной, чем когда-либо, поскольку теперь восточноевропейские страны получили гораздо больше аргументов, объясняющих их настойчивость.

4. Российским экономическим интересам на Балканах также был нанесен серьезный ущерб. В 1990-е годы во всем мире наблюдается экономизация внешней политики и политики безопасности, что в зна­чительной степени отвечает интересам крупного бизнеса и трансна­циональных кампаний. Известно также, что топливно-энергетический комплекс Балкан замкнут на Россию. Можно предположить, что рос­сийские нефтяные монополии надеялись, что режим Милошевича за­щитит их интересы в Югославии, поэтому они подталкивали полити­ческую элиту России на действия по его поддержке - результат утрата даже имевшихся экономических позиций.

5. Страны СНГ продемонстрировали во время юбилейного Ва­шингтонского саммита НАТО весной 1999 г., на который Россия даже не послала своих представителей, что они дистанцировались от рос­сийской позиции, не хотят создавать так называемый антизападный фронт и, напротив, готовы к дальнейшему развитию сотрудничества с НАТО в рамках программы ПИМ.

Задание: на основе предложенного материала (по нему же вы выявляли причины создания НАТО), либо интернет-источников, письменно ответьте на вопросы:

1) Сколько стран на сегодняшний день входят в состав НАТО? Перечислите основные из них.

2) Какие органы функционируют в рамках данной организации?

3) Каковы основные направления деятельность НАТО?

НАТО , Организация Североатлантического договора , Североатлантический Альянс (англ. NorthAtlanticTreatyOrganization , NATO ) – военно-политический блок, объединяющий большинство стран Европы, США и Канаду.

Основан 4 апреля 1949 года в США, с целью защиты Европы от советского влияния. Тогда государствами – членами НАТО стали 12 стран: США,Канада, Исландия, Великобритания, Франция, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Норвегия, Дания, Италия и Португалия. Это «трансатлантический форум» для проведения странами-союзниками консультаций по любым вопросам, затрагивающим жизненно важные интересы его членов, включая события, способные поставить под угрозу их безопасность. В настоящее время членами НАТО являются 29 стран. Военные расходы всех членов НАТО в совокупности составляют более 70 процентов от общемирового объёма.

Уже после ялтинских соглашений (1943г.) сложилась ситуация, в которой внешняя политика стран-победительниц во второй мировой войне была в большей степени ориентирована на будущую послевоенную расстановку сил в Европе и мире, а не на текущую ситуацию. Итогом этой политики стал фактический раздел Европы на западные и восточные территории, которым суждено было стать основой для будущих плацдармов влияния США и СССР. В 1947-1948 гг. был дан старт т.н. "плану Маршалла", в соответствии с которым в европейские страны, разрушенные войной, должны были быть инвестированы огромные средства со стороны США. Таким образом, 17 стран, получивших помощь от США, были интегрированы в единое политико-экономическое пространство, что определило одну из перспектив сближения. В то же время, нарастало политическое, военное соперничество между СССР и США за европейское пространство. Со стороны СССР оно заключалось в интенсификации поддержки коммунистических партий по всей Европе, и, в особенности, в "советской" зоне. Особое значение имели события в Чехословакии в феврале 1948 г., приведшие к отставке действующего президента Э. Бенеша и захвату власти коммунистами, а также в Румынии и Болгарии, блокада Западного Берлина (1948-1949 гг.), ухудшение социально-экономического положения в других странах Европы. Они позволили не входящим в зону оккупации СССР правым политическим режимам европейских стран, выработать единую позицию, переосмыслить проблему своей безопасности, обозначив нового "общего врага".

В марте 1948 года был заключен Брюссельский договор между Бельгией, Великобританией, Люксембургом, Нидерландами и Францией, который позднее лег в основу "Западноевропейского союза" (WEU). Брюссельский договор принято считать первым шагом на пути оформления Североатлантического альянса. Параллельно велись секретные переговоры между США, Канадой и Великобританией о создании союза государств на основе общности целей и понимания перспектив совместного развития, отличного от ООН, в основу которого легло бы их цивилизационное единство. Вскоре последовали развернутые переговоры европейских стран с США и Канадой о создании единого союза. Все эти международные процессы завершились подписанием 4 апреля 1949 г. Североатлантического Договора , вводящего в действие систему общей обороны двенадцати стран. Среди них: Бельгия, Великобритания, Дания, Исландия, Италия, Канада, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, США, Франция. Договор был нацелен на создание общей системы безопасности. Стороны обязывались коллективно защищать того, на кого будет совершено нападение. Соглашение между странами окончательно вступило в силу 24 августа 1949 года после ратификации правительствами стран присоединившихся к Североатлантическому договору. Была создана международная организационная структура, которой подчинялись огромные военные силы в Европе и по всему миру.
Таким образом, фактически начиная со своего основания, НАТО было ориентировано на противодействие Советскому Союзу и, позднее, странам-участницам Варшавского договора (с 1955 г.).

Декларируемые цели НАТО касаются исключительно безопасности, свободы и демократии. Эта организация, создававшаяся для оборонных целей, ставит перед собой задачи сохранения стабильности во всем мире, урегулирования геополитических волнений, защиты демократии, прав человека и установленных после Второй Мировой войны границ.

Суммируя причины появления НАТО прежде всего стоит упомянуть экономические, политические, социальные, большую роль сыграли желание обеспечить совместную экономическую и политическую безопасность, осознание потенциальных угроз и рисков для "западной" цивилизации. В основе НАТО, прежде всего, желание подготовиться к новой возможной войне, оградить себя от ее чудовищных рисков. Оно же, впрочем, определяло и стратегии военной политики СССР и стран советского блока.

С середины 90-х годов прошлого века, в связи с окончанием «холодной войны» и исчезновением главного источника угроз - Советского Союза, НАТО стал реализовывать политику «открытых дверей» в отношении бывших стран социалистического лагеря, расширяясь на восток-все ближе к границам России. Обоснованием такого расширения стал вывод, сделанный в ходе специального исследования НАТО, о появлении потребности и уникальной возможности по совершенствованию безопасности в Евроаталантическом регионе без возобновления линии разграничения

· выступать основой стабильности в Евроатлантическом регионе;

· служить форумом для проведения консультаций по проблемам безопасности;

· осуществлять сдерживание и защиту от любой угрозы агрессии против любого из государств- членов НАТО;

· способствовать эффективному предотвращению конфликтов и активно участвовать в кризисном регулировании;

· содействовать развитию всестороннего партнерства, сотрудничества и диалога с другими странами Евроатлантического региона.

Однако нельзя не отметить, что в последние десятилетия НАТО использует для достижения своих целей весьма сомнительные способы. Так, в 1995 и 1999 году вооруженные силы альянса были применены на территории бывшей Югославии, а в настоящий момент фраза миротворческие бомбардировки стала просто крылатым выражением.

Североатлантический альянс проявляет интерес, в том числе и к странам Центральной и Средней Азии, Ближнего Востока и Африки. Традиционными политическими противниками НАТО выступают Россия и Китай.

Задание выдал Колосова С.В.

Cлайд 1

Институт экономики, управления и права (г. Казань) Экономический факультет Презентация по дисциплине «МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ» Тема: «НАТО (Организация Североатлантического Договора)» Студентки Д101у отделение «Финансы и кредит» Рязановой М.В. Преподаватель: Кармальская Е.М.

Cлайд 2

NATO - North Atlantic Treaty Organization (англ.) OTAN - Organization du traité de l"Atlantique Nord (фр.) НАТО - Организация Североатлантического Договора (рус.) Страны НАТО на карте мира Официальными языками НАТО являются английский и французский

Cлайд 3

НАТО (Организация Североатлантического Договора) - это альянс, призванный защищать не только власть той или иной страны, но и ценности, на службу которым поставлена эта власть. НАТО защищает не государственный суверенитет или чьи-то геополитические интересы, а определённый тип человеческой культуры и цивилизации.

Cлайд 4

1949 год апреле, после переговоров с США и Канадой о создании единого Североатлантического союза, был подписан Вашингтонский Договор о совместной обороне. К нему присоединились: Дания, Исландия, Италия, Канада, Норвегия, Португалия и США. 1948 год марте пять западноевропейских стран: Бельгия, Великобритания, Люксембург, Нидерланды и Франция подписали Брюссельский договор и создали общую систему обороны НАТО не имеет собственных вооруженных сил. Все страны, участвующие в военной организации НАТО, вносят свои силы и снаряжение, которые вместе составляют интегрированную военную структуру Альянса. В В Североатлантический договор был подписан 4 апреля 1949 г. в штате Вашингтон. Исландия - единственный член НАТО, у которого нет регулярных ВС, это было одним из условий вхождения страны в организацию. В Исландии имеется лишь береговая охрана (БОХР). Также было принято решение о подготовке исландских добровольцев на базах в Норвегии для участия в миротворческих миссиях НАТО. С июля 1966 Франция вышла из военной организации НАТО, оставаясь участницей политической структуры Североатлантического договора. В 2009 вернулась во все покинутые структуры.

Cлайд 5

Еще четыре европейских государства: Греция Турция, ФРГ Испания 1952г. и 1982г. В Польша Венгрия Чешская Республика 12 марта 1999 г. В НАТО вступили Латвия Литва Эстония Словакия Словения Румыния Болгария Сейчас в НАТО насчитывается уже 26 стран и рассматриваются заявки других стран на вступление в эту международную организацию. 2004 г. В

Cлайд 6

Присоединилась Западная Германия. Саар воссоединился с ФРГ в 1957, с 3 октября 1990 - объединенная Германия. NATO Страны-члены НАТО Греция С 1974 по 1980 Греция не принимала участие в военной организации НАТО из-за напряжённых отношений с другим членом блока - Турцией. Не участвует в военной организации НАТО. Германия Испания

Cлайд 7

Была принята 4 октября 1953 г. Североатлантическим советом в качестве официального символа Североатлантического альянса, после чего в Париже прошла церемония поднятия флага. Эмблема НАТО белый компас на тёмно-синем фоне Окружность символизирует единство и сотрудничество, а компасная роза - общий путь к миру

Cлайд 8

Штаб-квартира НАТО – политический и административный центр Североатлантического союза, где постоянно размещен главный политический орган принятия решений в НАТО – Североатлантический совет. NATO Штаб-квартира НАТО / NATO Headquarters Штаб-квартира находится в Бельгии, в северо-восточной части Брюсселя, на Бульваре Леопольда III (Boulevard Léopold III, 1110 Brussels, Belgium). В ней размещены делегации стран-членов, бюро связи и взаимодействия или дипломатические представительства стран-партнеров.

Cлайд 9

Высший политический орган НАТО который состоит из представителей всех государств- членов и проводит свои заседания под председательством Генерального секретаря НАТО. Североатлантический совет может проводить свои встречи на уровне министров иностранных дел и глав государств и правительств. Решения совета принимаются единогласно. В период между сессиями функции Совета НАТО выполняет Постоянный совет НАТО, куда входят представители всех стран-участниц блока в ранге послов. Североатлантический совет (Совет НАТО)

Cлайд 10

Комитет военного планирования Высшим военно-политическим органом организации с декабря 1966 года стал Комитет военного планирования, который собирается дважды в год на свои сессии на уровне министров обороны, хотя формально состоит из постоянных представителей. В период между сессиями функции Комитета военного планирования выполняет Постоянный комитет военного планирования, в состав которого входят представители всех стран-участниц блока в ранге послов.

Cлайд 11

Генеральный секретарь – главное должностное лицо Организации Североатлантического договора, имеющее статус международного гражданского служащего. Генеральный секретарь отвечает за руководство процессом консультаций и принятия решений в Североатлантическом союзе и обеспечивает выполнение решений. ГЕНЕРАЛЬНЫЙ СЕКРЕТАРЬ НАТО Андерс Фог Расмуссен Генеральным секретарем становится государственный деятель страны-члена НАТО. Назначается странами-членами на четырехлетний срок. Страны выдвигают кандидатуры на эту должность и проводят неофициальные дипломатические консультации с целью подбора подходящего кандидата Решение принимается окончательно, когда достигнут консенсус в отношении одной кандидатуры. По окончании четырехлетнего срока пребывания на посту Генеральному секретарю может быть предложено продлить этот срок еще на один год.

Cлайд 12

Страна Военный Бюджет ($) Численность ВС Танки ВВС ВМФ Яд. оружие Страны-члены НАТО NATO США Франция Великобритания 636000000000 59600330000 59300000000 1 426 700 389 000 640000 11500 4000 636 7140 780 527 5681 496 120 Есть (2100 б.г.) Есть (350 б.г.) Есть (200 б.г.) Германия Италия 45200000000 37060000000 325 000 112 000 2 521 1230 1404 564 265 158 - - Турция Канада 22066134000 18695342000 613000 145000 3363 1114 562 370 370 240 - - Испания 17700000000 147000 552 315 215 -

Cлайд 13

Страны-члены НАТО NATO Нидерланды Польша Греция 12000000000 11791000000 7934000000 74,100 12200 177600 152 236 1 723 17 45 418 55 122 224 - - - Норвегия Бельгия 5725000000 4000000000 230000 39 420 165 132 142 120 44 22 - - Португалия Дания 3497800000 3271600000 75000 21 400 73 238 141 108 - 45 - - Румыния 2900000000 90000 315 13 - Чехия 2170000000 12000 175 129 - - 48

«Суть Карибского кризиса» - Кубинская революция. Полдень. Переломный момент. Тропический шторм. Противостояние между двумя сверхдержавами. Реакция США. Разрешение. Двигатель самолета. Обострение кризиса. Размещение. Письмо Хрущёва. Большинство советских дипломатов. Карибский кризис. Историческое значение. Напряжённое противостояние.

««Холодная война» США и СССР» - Коммунисты восточноевропейских стран. Причины «холодной войны». Создание США Западноевропейского союза. Условия. Корейская война. Внешняя политика СССР и начало «холодной войны». Динамика ВВП и СССР в годы Второй мировой войны (млрд). Информационное бюро коммунистических и рабочих партий. Цель урока.

«Политика «холодной войны»» - США и СССР. Скандал с американским самолётом-шпионом. Создание НАТО. Средства передового базирования США. Угроза мировой войны. Президент США Гарри Трумэн. Обострение. План операции. Начало холодной войны. Социалистический плюрализм. Холодная война. Идеологическая конфронтация. Генеральный секретарь ЦК КПСС.

«Годы «холодной войны»» - Карибский кризис. Парадоксы. Железный занавес. Напряжённость в противостоянии блоков. Сдерживающий фактор. Результаты исследования. Создание термоядерной бомбы. Представление основных участников войны. Создание двуполярного мира. Анализ обстоятельств начала «холодной войны». Холодная война. Противостояние между СССР и США.

«Времена «холодной войны»» - Советские радиостанции. Американские руководители. Диаграмма. Строительство бункера «Таганский». Холодная война. Музей «холодной войны». Масштабы бункера. «Холодная война»:истоки и уроки. Площади бункера. Потепление. Крайняя острота противостояния. Уроки «холодной войны». Конец разрядки. Студенты. Декларация о государственном суверенитете России.

«Карибский кризис» - 34 президент США С 1953 по 1961 год. Температура внутри судовых трюмов нередко достигала 50 градусов. Переход судов проходил в крайне тяжелых условиях. Хоронили военнослужащих по морскому обычаю - зашивали в брезент и опускали в море. Были приведены в полную боевую готовность вооруженные силы Кубы и проведена всеобщая мобилизация.


Организа́ция Североатланти́ческого догово́ра, НА́ТО, Северо-Атлантический Альянс крупнейший в мире военно-политический блок, объединяющий большинство стран Европы, США и Канаду. Основан 4 апреля 1949 года в США. Это «трансатлантический форум» для проведения странами-союзниками консультаций по любым вопросам, затрагивающим жизненно важные интересы его членов, включая события, способные поставить под угрозу их безопасность. Одной из декларированных целей НАТО является обеспечение сдерживания любой формы агрессии в отношении территории любого государства-члена НАТО или защиту от неё.


Члены НАТО Страны-основатели, 4 апреля 1949 Бельгия Великобритания Дания Италия Исландия Канада Люксембург Нидерланды Норвегия Португалия США Франция Первое расширение, 18 февраля 1952 Греция Турция Второе расширение, 9 мая 1955 Германия Третье расширение, 30 мая 1982 Испания Четвертое расширение, 12 марта 1999 Венгрия Польша Чехия Пятое расширение, 29 марта 2004 Болгария Латвия Литва Румыния Словакия Словения Эстония На очереди в НАТО - Хорватия, Македония, Сербия, Грузия, Украина, Албания.


Высшим политическим органом НАТО является Североатлантический совет (Совет НАТО), который состоит из представителей всех государств-членов и проводит свои заседания под председательством Генерального секретаря НАТО. Североатлантический совет может проводить свои встречи на уровне министров иностранных дел и глав государств и правительств. Решения совета принимаются единогласно. В период между сессиями функции Совета НАТО выполняет Постоянный совет НАТО, куда входят представители всех стран-участниц блока в ранге послов.


Высшим военно-политическим органом организации с декабря 1966 года стал Комитет военного планирования, который собирается дважды в год на свои сессии на уровне министров обороны, хотя формально состоит из постоянных представителей. В период между сессиями функции Комитета военного планирования выполняет Постоянный комитет военного планирования, в состав которого входят представители всех стран- участниц блока в ранге послов.


Высшим военным органом НАТО является Военный комитет, состоящий из начальников генеральных штабов стран членов НАТО и гражданского представителя Исландии, не имеющей регулярных вооруженных сил, и собирающийся не реже двух раз в год на свои заседания. Военный комитет имеет в своем подчинении командования двух зон: Европы и Атлантики. Верховное главное командование в Европе возглавляется верховным главнокомандующим (всегда американским генералом). В его подчинении находятся главные командования на трех европейских театрах военных действий: Североевропейском, Центральноевропейском и Южноевропейском. В период между заседаниями функции Военного комитета выполняет Постоянный военный комитет.


К основным органам НАТО относится также Группа ядерного планирования, проводящая свои заседания обычно дважды в год на уровне министров обороны, обычно перед заседаниями Совета НАТО. Исландия представлена в Группе ядерного планирования гражданским наблюдателем. Официальные языки НАТО английский и французский, Штаб-квартира совета НАТО находится в Брюсселе (Бельгия).