Государственность восточных славян княжества на территории беларуси. Первые государства - княжества на территории беларуси

Восточнославянские союзы племен чувствовали родство между собой, они были близки по языку, культуре, обычаям, имели много общих внешних интересов. Все это создавало условия для политического обьединения восточных славян, что и произошло во второй половине IX в. Во главе этого обьединения стала династия Рюриковичей , а главным городом - Киев. Однако империя Рюриковичей не была централизованным государственным образованием. Она представляла собой политические обьединения феодалов вокруг великого князя с целью отпора постоянным набегам внешних врагов и сбора дани с собственного населения.

Территория современной Беларуси находилась на западной окраине Киевской Руси. Вначале здесь существовали Полоцкое и Туровское княжества. По мере развития феодальных отношений некоторые княжества делали попытки выйти из-под власти Киева. Одним из первых начал обособляться Полоцк. Полоцк впервые упоминается в источниках под 862г.

В последней четверти X в. шла упорная борьба за великокняжеский престол между сыновьями Киевского князя Святослава и Киевским князем Ярополком, Новгородским князем Владимиром. Каждый из них стремился иметь Полоцкое княжество своим союзником. С этой целью Владимир решил жениться на дочери Полоцкого князя Рогволода Рогнеде , но встретил с ее стороны решительный отказ. Тогда Владимир захватил Полоцк, убил Рогволода, силой взял себе в жены Рогнеду и стал Великим Киевским князем. В крупнейшие города в качестве своих наместников Владимир направил своих сыновей. Его сын от Рогнеды Изяслав получил Полоцк.

После смерти Изяслава в Полоцке княжили его сыновья и внуки. Наивысшего расцвета Полоцкое княжество достигло при князе Брячиславе (1001-1044гг.) и Всеславе (Чародее) (1044-1101 гг.). В это время расширились границы княжества. Оно занимало территорию теперешней Витебской области, северную часть Минской и несколько соседних районов. В вассальной зависимости от княжества были земли, которые простирались по нижнему течению Западной Двины, где находились города Кукенойс и Герцике. Полочане контролировали торговый путь «из варяг в греки», собирали дань с балтских племен.

Между Полоцком и Киевом велась борьба, которая продолжалась с перерывами более 100 лет. Полоцкие князья дважды занимали Новгород, вели борьбу за Псков и Смоленск. В 1067г. произошла битва на реке Немига, шла война с Владимиром Мономахом. В 1127г. сын Мономаха Великий князь Киевский Изяслав организовал большой поход коалиции южно-русских князей против Полоцка. Затем полоцкая земля распалась на удельные княжества: Полоцкое, Минское, Друцкое, Изяславское, Логойское и др.

Во второй половине XII в. в восточную Прибалтику стали проникать крестоносцы. Предки латышей и эстонцев к этому времени не имели своей государственности и были язычниками. Северная опасность со стороны немецких крестовых орденов была замаскирована миссионерской деятельностью. В 1186г. полоцкий князь Владимир разрешил немцу Мейнарду вести христианскую работу среди подчиненных Полоцку ливов. Крестоносцев интересовало не столько миссионерство, сколько завоевание новых земель в Прибалтике.

В 1201 г. при епископе Асберте (с разрешения полоцкого князя) была построена крепость Рига. В 1202 г. здесь был создан при помощи римского папы орден меченосцев, который в 1237 г. стал называться Ливонским. Появление немецких крестоносцев в Прибалтике стало угрожать полоцким князьям потерей этих земель. Поэтому летом 1203 г. дружина Полоцкого князя Владимира Всеславича осадила немецкие крепости Икскюль и Гольм. Но этот поход был неудачным. В 1208 г. крестоносцы захватили Кукенойс, в 1209 г. разграбили и сожгли Герцике.

Чтобы противостоять опасности, Полоцк и Витебск установили связь с Новгородской землей, что позволило им нанести поражение шведам на Неве в 1240 г., и 5 апреля 1242 г. разбить немецких крестоносцев на Чудском озере. В 1260 г. литовцы вместе с русскими и белорусскими войсками нанесли поражение крестоносцам на озере Дурбе. Таким образом, коалиции всех сил северной части Европы удалось отстоять свою независимость.

Туровское княжество образовалось на территории южной Беларуси в бассейне Припяти и ее притоков. Столица княжества - город Туров упоминается в летописи под 980 г. До конца X в. Туровское княжество развивалось как самостоятельное. Здесь руководила династия князей. С конца X в. в Турове княжит сын Великого князя Киевского Святополк, который вел борьбу за самостоятельность княжества. С 1054 г. по 1119 г. Туровским княжеством владели князь Изяслав (сын Ярослава Мудрого) и его сыновья. С 1113 г. княжество перешло к наследникам В. Мономаха. В 50-е годы XII ст. Туровским княжеством овладел Юрий Ярославович, который вернул княжество династии князя Изяслава. Особенностью общественно-политического строя Туровского княжества было наличие в городе и князя, и посадника, что было еще характерно только для Новгорода Великого.

В это время жители Беларуси оказали упорное сопротивление монголо-татарам, когда они, опустошая Русь, двинулись в 1240 - 1242 гг. на Запад. Фланговые отряды Батыя прошли через южную часть Беларуси, опустошили и разграбили Мозырь, Туров, Пинск, Брест. В середине и второй половине XIII в. монголо-татары еще не раз осуществляли набеги на белорусские и литовские земли, но завоевать и подчинить их им не удалось. В конце XII - начале XIV в. Туровская земля была целиком присоединена к Великому княжеству Литовскому.

Культура Беларуси в X - XIII вв

В тесной связи с государствообразующими процессами в IX - XIII вв. шло развитие культуры. В своей основе она соединяла языческую и греко-византийскую традицию. Язычество сближало славянские общности кривичей, дреговичей, радимичей с местным населением - балтами. Силы, с которыми человек не мог справиться, древние славяне наделяли качествами живых существ (водяной, домовой, лесовой и др.). Возникли обряды, связанные с разными моментами сельскохозяйственных работ. Они становились целыми календарными циклами: прилет птиц, гуканье весны, вербная неделя, юрьев день, купаловские дни, дожинки, зажинки и т.д. С языческих богов больше всего поклонялись богу грома, молнии и дождя Перуну. Широко был представлен у наших предков культ солнечных богов: Хорос, Даждьбог, Купала и Ярило.

Христианство появилось в Палестине во времена Римской империи в среде бедного еврейского населения. В первые столетия верующие собирались в домах для чтения евангелий и тайной вечери. Со временем в христианской церкви на первое место выдвинулись обряды, пышные богослужения, стала складываться церковная иерархия. На

первом Виленском церковном соборе (325 г.) в Никее и на втором (381 г.) в Константинополе был разработан в общих чертах «символ веры» - краткое изложение основных положений христианской церкви. В символ веры вошел догмат триединства Бога («Бог - отец», «Бог - сын», «Бог - дух святой») и воскресение Христа. Римские императоры приняли христианство и сделали его государственной религией. После распада Римской империи на две части римский патриарх, Папа, считал себя первым среди патриархов. Восточные (греческие) патриархи не хотели подчиняться Папе Римскому. Произошел раскол на две церкви: западную, римско-католическую и восточную, византийскую (православную), или греческую (1054 г.).

Восточнославянские княжества приняли византийскую церковь. В 988 г. Киевский князь Владимир принял христианство и в р. Днепр крестил жителей Киева. На Руси появилось духовенство, во главе которого стал митрополит, ему подчинялись епископы. Русское духовенство всегда поддерживало светскую власть. Церковь получила десятую часть государственных доходов. На Беларуси также стало распространяться христианство, его вначале принимали высшие слои общества, а затем и остальные люди. В 992 г. была создана Полоцкая, в 1005 г. - Туровская епархии.

Благотворным было влияние христианства на распространение письменности и образования. Важными культурно-просветительскими центрами на территории Беларуси стали монастыри: Туровский (Варваринский), Мозырский (Петропавловский и Параскевы), Полоцкий (Борисоглебский). При монастырях были своеобразные мастерские (скриптории), в которых переписывались Священное писание и произведения отцов церкви, патерики и жития, византийские хроники и местные летописи.

Основным жанром раннесредневековой письменной культуры стало летописание. Одним из первых памятников летописания является «Повесть временных лет». Продолжением ее явились местные летописи: Киевская, Галицко-Волынская, Новгородская, Суздальская. Имеются данные о том, что летописи составлялись в Полоцке, Турове, Новогрудке. Широкое распространение получила каноническая литература, жития и поучения: «Туровское евангелие», «Оршанское евангелие», «Полоцкие евангелие», «Житие Ефросиньи Полоцкой», «Житие Авраамия Смоленского», «Слова Кирилла Туровского: «Притча о душе и теле», «Про слепого и хромого» и др.

О распространении письменности на Беларуси свидетельствуют надписи на свинцовой печати полоцкого князя Изяслава, знаменитом кресте Ефросиньи Полоцкой, каменных пряслицах XII в., найденных в Витебске, Друцке, Пинске. В Бресте обнаружен самшитовый гребень с вырезанным алфавитом (буквы от «А» до «Л»), берестяные грамоты, найденные в Витебске и Мстиславле. Памятниками письменности Беларуси являются надписи на камнях-валунах («Борисовы» и «Роговолодов» камни).

Мировым достижениям соответствовало строительство храмов, их архитектура, роспись, убранство. Храмы были не только культовыми сооружениями, в них размещались архивы, государственная казна, библиотеки, школы. В XI в. по инициативе князя Всеслава был построен в Полоцке Софийский собор. В начале XII в. в Бельчицах (близ Полоцка) сооружена Борисоглебская церковь, а в 1161 г. в Сельце Спасо-Преображенский собор, известный также под названием Спасского или Спасо-Ефросиньевского. Для этого собора по заказу Ефросиньи Полоцкой мастер-ювелир Лазарь Богша создал в 1161 г. непревзойденный образец прикладного искусства - крест, обложенный золотыми и серебрянными пластинами с миниатюрными изображениями христианских святых, выполненными многоцветной эмалью. До наших дней сохранилась Борисоглебская, или

Коложская, церковь в Гродно. В Каменце в конце XIII в. была возведена вежа (Белая вежа), памятник военного зодчества в Беларуси.

В духовно-культурной жизни Беларуси того времени яркой личностью выступает Кирилл Туровский (возможно, 1130 - не позднее 1182 гг.). Он был высокообразованным человеком, блестящим литератором, выдающимся религиозным деятелем. Сохранилось тридцать молитв, восемь «слов», три поучения, два канона, написанных К.Туровским. За выдающееся ораторское искусство современники называли его «Златоустом». По желанию горожан и князя Юрия Кирилл стал туровским епископом.

Личностью, оставившей заметный след в культурной жизни Беларуси, была Ефросинья (Предслава) Полоцкая (возможно, 1104 - 1167 гг.), внучка Всеслава Чародея. Вначале переписывала книги, после постриглась в монашки, поселилась в келье Софийской церкви в Полоцке, где продолжала переписывать книги, позже создавала летописи и собственные писания. В дальнейшем стала игуменьей монастыря Св. Спаса в Полоцке, построила мужской монастырь. В конце жизни Ефросиния совершила паломничество в Иерусалим, где и скончалась.

Декоративно-прикладное искусство развивалось под влиянием Византии, однако ремесленники вносили в него и местные черты. Изделия из дерева, кости, металла украшались резьбой, инкрустацией в виде различных орнаментов (геометрические фигуры, фантастические звери и птицы). О высоком художественном мастерстве говорят следующие предметы: каменные иконки, украшенные тончайшей резьбой, шахматные фигурки из кости и камня, найденные в Гродно, Волковыске, Лукомле. Ювелиры создали золотые украшения, покрытые цветной эмалью, изделия из серебра со сканью и зернью , с чернью и позолотой. Все это свидетельствовало о высоком уровне развития культуры на территории Беларуси. Большинство памятников культуры древней Беларуси погибло во времена многочисленных войн.

Белорусские земли в составе Великого княжества Литовского (середина XIII - середина XVI в.)

Образование Великого княжества Литовского, Русского, Жемойтского

Великое княжество Литовское в XIV - XV вв

Государственно-политический строй Великого княжества Литовского

Социально-экономические отношения в ВКЛ в XIV - первой половине XVI в

Политическое положение Беларуси в первой половине XVI в

Формирование Белорусской народности

Культура Беларуси в XIV - XVI вв

Образование Великого княжества Литовского, Русского, Жемойтского

Процесс образования одного из крупнейших государств Восточной Европы эпохи Средневековья - Великого княжества Литовского, Русского, Жемойтского и других земель - был сложным и длительным по времени. Окончательно территориальные границы Великого княжества установились во второй половине XIV в. Они простирались от Балтийского до Черного морей с севера на юг, от Брестчины до Смоленщины с запада на восток.

Исторические реалии XIII - XIV вв. подталкивали к балто-славянскому политическому объединению населения как тех, так и других земель. Именно их единство позволило сохранить на то время в значительной степени этническую чистоту, а вполне допустимо, и само существование этносов, населявших этот регион, в условиях противостояния агрессорам с северо-запада (крестоносцы) и юго-востока (монголо-татары). Известны совместные выступления балто-славянских дружин против крестоносцев и их союзника Конрада Мазовецкого.

Чувствительными были и внутренние объединительные тенденции. Двадцать небольших удельных княжеств, которые образовались в результате распада Полоцкого и Туровского княжеств, вели междоусобную борьбу. На балтских землях государственности не было. Здесь возникают племенные союзы, появляются князья (кунигасы), которые имели сильные военные дружины. Они оказывали сопротивление крестоносцам и одновременно сами совершали набеги на земли ослабленной Руси . Внутренняя борьба между племенными союзами возвышала личности некоторых князей. Одним из таких князей был

Миндовг .

В такой ситуации ряд земель повели этнично-объединительную деятельность. Ее демонстрировали Владимиро-Суздальская, Галицко-Волынская, Смоленская земли, а также земли балто-восточно-славянские.

В середине XIII в. в балто-восточных землях происходит возвышение Новогрудка (совр. Новогрудок). Новогрудок был основан Ярославом Мудрым (1044 г.) и долго находился под влиянием Киева, а затем галицко-волынских князей. Урожайные земли Понеманья, относительно безопасное географическое положение в условиях постоянной внешней

1. Общая характеристика древних государственных образований.

2. Общая харктеристика древнего права Беларуси. Договор 1229 года.

Город-государство, княжеская династия, князь, Рюриковичи, Рогволод, Рогнеда, Ярополк, Брячислав, Глеб, христианство, Русь, варяги, половцы, хазары, волость, погост, тиун, вече, обычай, обычное право, договор 1229 года, дуализм, консервативность, разобщенность, традиционализм.

При решении вопроса о времени происхождения госу­дарственности у восточных славян надо выделить время революционного переворота в общественных отношени­ях, который произошел вслед за переворотом в произ­водственных отношениях. Таким переворотом в произ­водственных отношениях было использование железных орудий труда. Начало производства и использования же­лезных орудий труда на территории Беларуси датирует­ся VII-V вв. до нашей эры. К этому времени можно отне­сти и устойчивое разделение общества на классы.

На рубеже нашей эры шел процесс становления рабовла­дельческого строя. Однако этот строй на территории Беларуси не получил своего классического развития. К IX в. нашей эры на территории Беларуси появляются укрепленные посе­ления - «паселіща гарадоў - замкаў».

Таким образом, становление государственности у во­сточных славян проходило в течение длительного пери­ода времени (с VII-V вв. до нашей эры до УП1-1Х вв. на­шей эры) под влиянием экономических, политических и социальных внутренних причин, хотя и внешние причи­ны сыграли свою роль. Поведение населения в этот пе­риод регулировалось обычным правом и правилами, предписанными языческой религией.

Восточнославянские союзы племен чувствовали родство между собой, поскольку они были близки по языку, культуре, обычаям, имели много общих внешних интересов. Все это создавало условия для политического объединения восточных славян, что и произошло во второй половине IX в. Во главе этого объединения стояла династия Рюриковичей, а главным городом- Киев. Однако империя Рюриковичей не была централи­зованным государством. Она представляла собой политическое объединение феодалов вокруг великого князя с целью отпора постоянным набегам внешних врагов (печенегов, половцев, варягов, хазар) и осуществления сбора дани с собственного населения. В ХІ-ХІІ вв. - рост производительных сил, возник­новение новых экономических центров, усиление власти князей на местах, постоянные междоусобицы, а в результате - фео­дальная раздробленность, приведшая к распаду Киевской Руси. Полоцкое княжество на севере и Туровское на Юге занимали основную часть территории Беларуси. Верхнее Понеманье (так называемая Черная Русь) входило во Владимиро-Волынское княжество. Земли в верхнем течении Днепра и Западной Двины составили Смоленское княжество. Нижнее Посожье и Попри-пятье оказались, соответственно, в составе Черниговского и Киевского княжеств.

Древний Полоцк как центр кривичей-полочан издавна сопер­ничал с двумя другими влиятельными центрами восточносла­вянского мира: на севере - с Новгородом, а на юге - с Киевом. Во второй половине Х в. в Полоцке княжил Рогволод. Во время борьбы за киевский престол, которую вели братья Владимир и Ярополк, каждый из них стремился иметь Полоцкое княжество своим союзником. С этой целью Владимир решил жениться на дочери Рогволода Рогнеде, но встретил с ее стороны решитель­ный отказ.

В ответ Владимир с войском напал на Полоцк, убил Рогволода и его сыновей, а Рогнеду силой взял в жены. Согласно преданию, Рогнеда совершила неудачное покушение на жизнь мужа и была выслана вместе с сыном Изяславом в Полоцкую землю. Здесь Изяслав занял посад деда и возобновил местную княжескую династию.

В XI в. сын Изяслава Брячислав и, особенно, внук Всеслав фактически не считались с волей киевских князей и проводили самостоятельную политику. В борьбе с киевским князем Яро­славом Мудрым за город Новгород Брячислав добился передачи ему городов Витебска и Усвят, что стояли на важном пути со Скандинавии в Византию. По Западной Двине полочане осу­ществляли экспансию на прибалтийские земли, основывая там центры по сбору дани и управлению подвластным населением. Всеслав Брячиславич до поры до времени поддерживал мирные отношения с киевскими князьями, но как только между послед­ними начались усобицы, развернул борьбу за подчинение Полоцку Северной Руси. В 1065 г. полоцкие дружины осаждали Псков, а в следующем, 1066 г., штурмом взяли Новгород. В ответ на это три князя - братья Ярославичи во главе с Изяславом киевским пошли на Полоцкую землю и захватили Минск. Здесь, на берегу реки Немиги, 3 марта 1067 г. произошла жестокая битва. Всеслав отступил. Пойдя на клятвопреступление, Яросла­вичи схватили его под Оршей и отвезли в Киев. Но в 1068 г. восставшие против Изяслава киевляне освободили Всеслава и сделали его великим князем киевским. Через семь месяцев он возвратился на родину, и борьба Полоцка с Киевом продолжалась дальше.

Изяслав, расправившись со своими врагами в Киеве, послал войска на Полоцк. Всеслав отошел к Финскому заливу и вместе с племенем пытался, правда безуспешно, захватить Новго­род. Вскоре он при поддержке жителей Полоцка возвратил свою столицу. В 1071 г. произошла новая битва с киевскими войска­ми, по итогам которой было подписано соглашение о примире­нии между двумя государствами, но оно оказалось непродолжительным. В 1077 г. против Всеслава были осущест­влены два похода: сожжены Лукомль, Логойск, Друцк, опусто­шены окрестности Полоцка, но сам город не был взят. Полоцкий князь, в свою очередь, на время захватил Смоленск (1078 г.). В 1084 г. Владимир Мономах с черниговскими и половецкими войсками разрушил Минск, не оставив в нем "ни челядина, ни скотины". На известный съезд князей в Любече (1097 г.), где было постановлено, что каждый должен держать "отчину свою", Всеслав не был приглашен. Это свидетельствовало скорее всего о том, что киевские князья считались с Полотчиной как непод­властной им землей.

В XII в. освободились из-под власти Киева другие земли. Труднее всего этого было достичь Туровскому княжеству, которое непосредственно граничило с Киевским. Туров являлся центром дреговичей и впервые упоминается в летописи под 980 г. в связи с именем князя Тура. Здесь на княжении сидели сыновья великих князей, которые пользовались правом насле­дования киевского престола. Вместе с Киевом в XII в. Туровская земля переходила то к суздальским, то к волынским князьям. Упорно боролся за полную самостоятельность Святополк Ока­янный (988-1057 гг.), но окончательно достигнуть этого удалось значительно позже, в 1158 г., при Юрии Ярославиче, который утвердил в Турове самостоятельную династию. Особенностью общественно-политического строя Туровского княжества было наличие в городе и князя, и посадника, что было еще характерно только для Новгорода Великого.

Государственное образование смоленских кривичей отделилось от Киева в конце 20-х гг. Тогда оно досталось князю Ростиславу Мстиславичу. Сначала-Смоленская земля по- развитию отставала от полоцкой, нов во второй половине XII в. стала одним из самых известных восточносдавядских княжеств. Одновременно на­чалось дробление этих и других самостоятельных княжеств на уделы. В Понеманье выделились Гродненское, Новогрудское и Волковысское, на юге - Пинское и Дубровицкое княжества, а также Слуцкое и Клецкое. Разгорались междо­усобицы, что приводило к разрушению городов и сел, унич­тожению посевов, скота.

Не избежала этих процессов и Полоцкая земля. После смерти Всеслава его сыновья заняли уделы (Полоцкий, Минский, Витебский, Друцкий, Изяславский, Логойский), наиболее сильным из которых стал Минский. Глеб Всеславич, который здесь княжил, выделялся особенной активностью, расширяя во все стороны свои владения. Это вызвало недо­вольство Киева, приведшее к войнам с Минском, которые закончились пленением Глеба. Однако и дальше полоцкие князья вели отчаянную борьбу против Киева и его союзников, что привело в 1129 г. к высылке ряда князей в Византию, из которой через 10 лет не все возвратились в свои уделы. Политическая жизнь Полоцка второй половины XII в. харак­теризовалась выступлениями горожан против неугодных кня­зей, борьбой враждующих боярских группировок, сменой местных князей на полоцком троне. Всеславичами развивает­ся соперничество и стремление к перераспределению уделов, к изменению границ между ними. Распад Киевской Руси привел к прекращению попыток киевских князей подчинить себе Полоцк. Однако полоцкие князья сами вмешались в борьбу Киева и Смоленска, что привело к потере ряда городов (Друцка, Орши) в пользу последнего. Потери на востоке компенсировались расширением владений полоцких князей на землях по нижнему течению Западной Двины с выходом к Балтийскому морю. Характерно, что Всеславичи, внутри соперничая между собой, как правило, объединялись, если их родине угрожала внешняя опасность. Еще в первой половине XIII в., хотя и номинально, но признавалась власть полоцкого великого князя. Поэтому авторитет Полоцкого княжества оставался достаточно высоким, и союза с ним искали многие властители.

Управление в княжествах осуществлялось по принципу известной из истории средних веков феодальной иерархии великий князь - удельные князья - бояре Они создали местную администрацию - в волости или погосты назнача­лись зависимые от князей тысяцкие, вирники и тиуны Крес­тьяне и мещане удерживались в повиновении с помощью военной силы княжеских дружин Бояре и дружинники со­ставляли думу при князе. Важнейшим органом самоуправле­ния в ряде городов (Полоцк, Витебск) было вече. В "Хронике Литовской и Жемойтской" утверждается "Новгород Вели­кий, Псков и Полоцк.

Первые раннефеодальные княжества на Беларуси являют­ся истоком ее государственности, воплощением идеи неза­висимости пробелорусского этноса. Ранее и наиболее последовательно просматривается эта идея в Полоцком кня­жестве, превосходившем своими размерами некоторые значи­тельные королевства Западной Европы, где существовала местная династия, за которой признавались и сохранялись права на протяжении многих поколений, поэтому в истори­ческой литературе период ІХ-первой половины XIII в неред­ко определяется как полоцкий.

В рассматриваемый период на территории каждого княжества действовала своя система обычаев, регулирующих отноения между людьми.

В древности доминирующим было обычное неписаное право, источником которого служили обы­чаи, возникшие из общественных отношений и санкциони­рованные государством. Оно складывалось по мере фор­мирования государства, которое, прежде всего, поддер­живало выгодные господствующему классу правила по­ведения, что привело к тому, что право и справедливость стали несовместимы.

По мере усиления социальной напряженности в обще­стве и его феодализации возникла необходимость в бо­лее четкой регламентации всех сторон общественной жиз­ни, что можно было осуществить только с помощью пи­саного права, нормы которого в некоторой степени огра­ничивали произвол феодальной администрации.

Характерными чертами раннефеодального права были формальное равноправие свободных людей и мягкость наказаний. Но и в это время право предусматривало опре­деленные привилегии феодалов и закрепляло полное бес­правие рабов.

Писаное право не заменяло обычное право. Оно дей­ствовало наряду с ним, дополняя его или изменяя отдель­ные нормы. Первыми правовыми актами писаного права были грамоты князей, договоры. Одним из них был Договор Витебской, Полоцкой и Смоленской земель с Ригой и Готским берегом 1229 г. был заключен с це­лью упорядочить взаимоотношения, возникавшие непос­редственно в сфере торговли или тесно связанные с ней (например, кража, совершенная местным жителем у куп­ца-иностранца; нарушение норм нравственности купцом-иностранцем и др.) Прогрессивной чертой Договора 1229 г. являются его паритетные начала: купцы-иностранцы имеют в стране пре­бывания одинаковый правовой статус. Большое внимание уделено и уголовному праву, нормы которого предусматривают различные виды наказаний. Нормы процессуального права предусматривают поря­док возбуждения дела, виды доказательств и т.д.

В VI-VII вв. н.э. из междуречья Вислы и Одера на территорию Беларуси через земли современной Украины пришли славянские племена. К IX в. они заняли большую часть Беларуси. Балтские племена литвы, ятвягов и латгалов сохранились лишь на северо-западе. Расселение славян началось в эпоху, которую историки называют «великим переселением народов». То, что балтские поселения VI-VIII вв. находят сожженными, свидетельствует о военном характере переселения славян. Однако движение славян на балтские земли было постепенным, и, значит, существовала контактная граница между представителями двух разных групп. Славяне и балты не только воевали, но также вели обмен. Многие археологи полагают, что происходила постепенная ассимиляция – растворение балтов среди более многочисленных славян. Таким образом балтская культура проникала в славянскую.

Основой древнего славянского общества были семьи, которые составляли роды. Роды объединялись в более многочисленные группы, которые современные историки по традиции называют племенами или союзами племен. На территории Беларуси жили представители таких групп, как кривичи, радимичи, дреговичи и бужане. Кривичи населяли бассейн Западной Двины и Поднепровья, радимичи – Посожье, дреговичи – Полесье и центральную часть Беларуси, бужане – течение реки Западный Буг.

Славяне были носителями развитой по тем временам земледельческой культуры. Их религией было язычество, опиравшееся на веру в многочисленных богов и духов. Среди богов славянского пантеона были бог грома и молний Перун, покровитель скотоводства Велес, повелитель ветра Стрибог, богиня смерти Мара и др. Обряд погребения представлял собой трупосожжение. Религиозные праздники были посвящены преимущественно календарно-земледельческому циклу.

2. ПЕРВЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ НА БЕЛОРУССКИХ ЗЕМЛЯХ В IX-XIII ВВ.

Приход славян на белорусские земли совпал с началом процесса разложения родо-племенных отношений и формирования феодального общества. Причинами тому были более интенсивное разделение труда, выделение ремесла в занятие, самостоятельное от сельского хозяйства, развитие торговых отношений, а также войны, которые привели к возвышению военных предводителей (князей) и приближенным к ним воинов (бояр и дружинников). Род постепенно уступил место соседкой общине (мир, грамада).

Сформировавшаяся знать захватывала общинные или незанятые земли в частную собственность. Частные земли, которые могли передаваться в наследство, носили название вотчин. В X в. упоминаются княжеские вотчины, в XI-XII вв. – боярские и монастырские. На вотчинных землях работали рабы-холопы либо зависимые крестьяне (закупы, рядовичи). Закупы селились на земле феодала и получали от него купу – натуральный кредит в форме орудий труда, домашних животных и продуктов. Рядовичи заключали с владельцем земли специальный договор-ряд. Пока закуп не отработал купу, а рядович не выполнил ряд, они оставались в личной зависимости.

Большинство крестьян (смерды) сохраняло свободу и работало на общинных землях. Их повинности ограничивались ежегодным полюдьем. Так назывался обычай «кормления», то есть обеспечения князя и дружины продуктами лесного хозяйства. Только в XI-XII вв. эта форма эксплуатации стала вытесняться денежными выплатами и данью продуктами сельскохозяйственного производства.

Сельское хозяйство было основой экономики. Крестьяне выращивали яровую и озимую рожь, пшеницу, лен, коноплю и другие культуры. Около крупных поселений поля могли находиться около жилья. Но также были распространены лесные облоги и высеки. Лесное хозяйство играло очень важную роль. Оно снабжало древесиной для строительства, медом и воском диких пчел, мясом лесных животных, а также их шкурами и мехами.

Развитию производства содействовала торговля. Через территорию Беларуси проходили два важных торговых пути: по рекам Западная Двина и Днепр – «из варяг в греки», то есть из Скандинавии в Византию; по рекам Сож, Припять и Западный Буг – путь из Каспийского моря в страны Западной Европы. Торговцы пользовались деньгами – арабскими, позднее западноевропейскими серебряными монетами, а также серебряными слитками-гривнами. С запада на белорусские земли привозили цветные металлы и качественную сталь, с юга и востока – дорогие ткани, соль, вино и украшения. Из местных земель вывозили рабов, продукты лесного хозяйства, особенно пушнину, продукты ремесленного производства.

Центрами ремесла и торговли были города. Изначально они возникали как военные укрепления на торговых путях. Согласно летописям, уже в IX в. существовал Полоцк, в X в. – Туров и Заславль, в XI в. – Браслав, Брест, Витебск, Друцк, Лукомль, Минск и т. д. В наиболее укрепленной части города (дединце) жили князь и бояре. Вокруг дединца строился посад. Его жителями были торговцы и ремесленники. Горожане продолжали заниматься сельским хозяйством, держали домашний скот, возделывали поля и огороды. Они объединялись в городские общины. Собрание горожан (вече) принимало участие в управлении. Известно, что вече Турова избирало епископа. От имени вече Полоцка подписывались международные договоры. В 1151 г. полоцкое вече изгнало князя Рогволода и пригласило в Полоцк минского князя Ростислава. Но через семь лет вече изгнало Ростислава и вновь пригласило Рогволода. В 1161 г. Рогволод потерпел поражение от минского князя Глеба и сбежал в Друцк, так как вече было настроено против князя-неудачника.

Контроль над речными торговыми путями долгое время оставался в руках чужеземцев. Так, радимичи до X в. платили дань прикаспийскому народу-хазарам. В конце IX в. большинство восточнославянских племен попали в зависимость от скандинавской династии Рюриковичей, которые основали государство Русь с центром в Киеве. Среди городов, подчиненных Рюриковичами, упоминается Полоцк. Но во второй половине X в. в нем уже правила собственная княжеская династия скандинавского происхождения во главе Рогволода. Он поддерживал союзнические отношения с киевским князем. В 980 г. новгородский князь Владимир во время похода на Киев захватил Полоцк, убил Рогволода, а его дочь Рогнеду насильно взял в жены. Подчинив себе также Киев, Владимир начал реформы с целью централизации государственного управления. Наиболее важной из них стало принятие христианства.

Несмотря на стремление Владимира и его преемников объединить вокруг Киева все восточнославянские земли, местные князья стремились к независимости. Это было особенно характерно для полоцких князей. Уже внук Владимира и Рогнеды, полоцкий князь Брячислав (1003-1044) вел относительно независимую политику от своего дяди, киевского князя Ярослава Мудрого. Чтобы прекратить с ним борьбу, Ярослав был вынужден уступить Полоцкому княжеству Витебск. Наиболее решительным полоцким князем был сын Брячислава, Всеслав (1044-1101). В 1065 г. он напал на Псков, в 1066 г. захватил и разграбил Новгород. 3 марта 1067 г. коалиция киевского князя и его братьев разбила войско Всеслава на реке Немиге, разграбила и разрушила Минск. Всеслав и его сыновья попали под Оршей в плен. Но в сентябре 1068 г. во время восстания киевских горожан он был освобожден и некоторое время занимал киевский престол. В 1071 г. Всеслав вернул себе Полоцк. В 1127 г. киевскому князю Мстиславу удалось захватить полоцких князей и выслать их в Византию. Однако они вернулись после его смерти.

При князе Ростиславе (1125-1159) относительную самостоятельность от Киева приобрело Смоленское княжество. Туровское княжество, где обычно правили наследники киевского престола, находилось в зависимости до второй половины ХІІ в.

В IX-XIII вв. продолжалось движение славянских переселенцев на земли балтов. В XI-начале XII вв. в регионе Понеманья образовались Гродненоское, Волковыское и Новогрудское княжества. Полоцкое княжество расширило свои территории вдоль русла Западной Двины, где были созданы княжества Герцике и Кукенойс. Их население было смешанным, но правили князья славянского происхождения.

В XII в. в истории древней Руси начался период феодальной раздробленности. Его причинами стали слабые региональные связи, рост местных экономик и желание удельных князей выйти из-под контроля центральных властей. Феодальная раздробленность также была следствием несовершенства государственной системы. Получив в управление удельное княжество с правом наследования, удельный князь делил его на уделы, чтобы обеспечить каждого из своих сыновей.

Первые государственные образования на территории Беларуси относятся к Древнерусскому периоду (9-12 вв.) Они сложились на основе восточнославянских племенных союзов. Можно выделить 2 мощных восточнославянских государства-княжества, возникших на территории Беларуси, -- Полоцкое (кривичи) и Туровское (дреговичи).

Основные этапы становления и развития Киевской Руси (Древней Руси) - древнего восточнославянского государства.

Первый этап становления связан с разложением родоплеменного строя у восточных славян, что в основном совпало с процессом колонизации ими Восточной Европы и создания племенных союзов -территориальных образований в которые могли входить и неславянские племена, признавшие доминирование славян.

Второй этап - с 862г., со времени призвания Рюрика с дружиной новгородцами на правление. В тот период это «правление» вероятнее всего ограничивалось правом руководства войском, сбора дани и подержанием порядка в интересах новгородской родовой аристократии, призвавшей варяга и его дружину. Известны и другие князья из варягов: в Полоцке на Западной Двине - Рогволод (что свидетельствует о независимости Полоцкого княжества до 80-х гг. Хв.), в Киеве - Аскольд и Дир, откуда они в 860 году совершили военный поход на столицу Византии - Константинополь.

После смерти Рюрика в Новгороде остался его малолетний сын Игорь (Ингвар, Yngvar). Правителем при малолетнем князе стал один из дружинников Рюрика - Олег (Хельг, Helg). Олег в 882 г. захватил Киев, сверг Аскольда и Дира и превратили Киев в экономический и политическим центр земель, подвластных Рюриковичам. Приемник Олега - Игорь, сын Рюрика, (правил в 912-945) продолжил объединение восточно-славянских племён.

Внешнеполитические позиции Киевской Руси упрочились в 3-й четверти 10в. в результате энергичной государственной и военной деятельности Святослава Игоревича (княжил в 945-972/973?/гг.), который вёл войны с Хазарским каганатом, Византией, болгарами, печенегами и др.

Окончание формирования Древнерусской государственности можно связать с Владимиром Святославичем (правил 980-1015гг.). Он завершил как территориальное, так и идеологическое оформление данного государства. Уничтожив полоцкую варяжскую династию и насильственно женившись на единственной её представительнице -Рогнеде дочери Рогволода, он присоединил это мощное восточнославянское княжество, находившееся на пути из варяг в греки. В целях укрепления своей власти над древнерусскими княжествами Владимир провёл административную реформу. Он рассаживает своих сыновей в наиболее значимых княжествах, что должно было препятствовать возникновению сепаратистских устремлений, т.к. старший из них мог претендовать на главный (т.е. Киевский) престол. Принятие Владимиром христианства, также способствовало политической консолидации восточнославянских земель-княжеств.

После Владимира разразилась очередная династическая война среди его сыновей, что с одной стороны свидетельствовало о признании значения Киевского престола, с другой - об отсутствии единства княжеств, входивших в раннефеодальную Древнюю Русь, которая не являлась примером унитарного государства. В этой войне выиграл Ярослав Мудрый (правил в 1019-1054).

При Ярославе Мудром (сыне Рогнеды и Владимира) Киевская Русь стала крупнейшим государством средневековой Европы. Она занимала огромную территорию - от Таманского полуострова на юге до верховьев Северной Двины на Севере, от Днестра и верховьев Вислы на западе до верховьев Дона и Волги на востоке. Киев имел тесные торговые связи со многими государствами Востока и Запада. Были установлены широкие политические контакты, в частности посредством брачных связей с правящими домами Польши, Франции, Венгрии, Норвегии и др. Например, он сам был женат на шведской принцессе, его дочь Анна была замужем за французским королём, дочь Елизавета - за венгерским королём, дочь Анастасия - за норвежским королём, сын Ярослава Всеволод стал зятем византийского императора Константина Мономаха.

Однако по мере укрепления феодальной собственности на землю власть Киева превращалась во власть старшего в роду князей, которому при возможности можно не подчиняться. Например, в 11в. войска Полоцкого княжества, ходили с походами на Новгород, Псков, воевали с Киевом. Вместе с тем они признавали себя в качестве князей «русских», но, признавая номинальное главенство Киева, при возможности старались ему не подчиняться (особенно при Всеславе Чародее).

Завершающим этапом в политическом и социально-экономическом развитии Древней Руси является феодальная раздробленность. Рост экономической мощи городов - центров земель (Новгород, Чернигов, Полоцк и др.) сопровождался борьбой князей с одной стороны за Киев, с другой стороны за политическую независимость от Киева.

Например, во второй половине 11в., при Всеславе Чародее (1044-1101гг.), Полоцк начинает проводить самостоятельную политику, которая не всегда вписывалась в планы Ярослава Мудрого. Поэтому киевские летописцы и присвоили Всеславу Полоцкому прозвище «Чародей», что указывало на то, что все его успехи не от Бога. Всеслав возводит в Полоцке Софийский собор, который на Руси был символом могущества и самостоятельности (по образу Константинополя, где София играла роль главного собора). На Руси Софии были только в Киеве, Новгороде и Полоцке - 3 центра, заявлявших о своём преобладании в регионе. Тогда же Полоцк начинает бороться за подчинение Северной Руси. В 1066г. полоцкие дружины захватили и ограбили Новгород. В 1067г. установили свой контроль над Новогородком (совр. Новогрудок), который давал возможность контроля над литовскими племенами. Чтобы воспрепятствовать усилению Полоцка сыновья Ярослава пошли войной на него. 3 марта 1067г. состоялась битва древнерусских дружин на реке Немиге с которой связано первое упоминание о Минске. Всеслав отступил. Этот этап борьбы закончился его пленением под Оршей. Оказавшись в киевском остроге, в 1068г. в результате народного восстания, вече его избрало князем киевским, но Всеслав отказывается и возвращается в Полоцк, понимая, что в ином случае нарушит порядок престолонаследования, против чего могут выступить все Рюриковичи (коим он сам и являлся).

Укреплению позиций Полоцкого княжества способствовало и то, что оно смогло подчинить своему политическому влиянию балтские племена Нижнего Подвинья (земгалов, корсь, нарому (латыголь)). Во второй половине 12в. в низовьях Западной Двины возникают 2 зависимых от Полоцка города - Герцике и Кукенойс. Однако дробление Полоцкого княжества в 12в., появление и усиление крестоносцев в Прибалтике вели к его ослаблению.

Туровское княжество имело существенное экономическое значение: по Припяти осуществлялась торговля с центрально европейскими странами. Святополк (сын Рогнеды) получил в управление Туров. Во время своего княжения он женился на польской принцессе и начал потворствовать проникновению в своё княжество священников, признававших главенство Папы Римского. Однако сам он вероятнее всего оставался язычником, как и большинство его подданных. После смерти Владимира он по праву занял Киевский престол, но против его выступает киевская христианизированная знать и его брат Ярослав, сидевший тогда в Новгороде. Всё закончилось победой Ярослава (Мудрого).

Полоцкое и Туровское княжества находились на торговых путях, и контроль над ними усиливал мощь Киева, но успешно контролировать получалось только Туров, т.к. это княжество находилось в непосредственной близости от Киева.

3 Социально-экономическое развитие западных земель Руси в IX - XII вв.

Княжества на территории Беларуси, как и другие княжества Древней Руси, были раннефеодальными восточноевропейскими государствами.

Феодализм - общественный строй, основанный на сочетании крупной земельной собственности класса феодалов и мелкого индивидуального хозяйства крестьян, эксплуатируемых с помощью внеэкономического принуждения. Внеэкономическое принуждение - безвозмездное присвоение части результатов крестьянского труда по праву на феодальную земельную ренту, выступавшую в виде барщины, натурального или денежного оброка. Земельная рента - натуральная, денежная или отработочная плата феодалу за пользование землёй.

Основные классы-сословия:

Феодалы (светские и духовны);

Крестьяне;

Городское торгово-ремесленное население.

Сословная иерархия в среде светских феодалов.

Великий князь Киевский (старший в роду, удел - Киевское княжество, по праву старшинства мог воздействовать на других князей (удельных князей Киевской Руси)).

Удельные князья (Полоцкий, Туровский, Смоленский и другие), «младшие» родственники Киевского князя, обязанные прислушиваться к мнению старшего в роду.

Бояре - вассалы удельных князей, т. е. бывшая родоплеменная знать и высшие дружинники, владевшие землёй в княжеских уделах.

Дружинники - вассалы князей или бояр, владели землёй в удельных и боярских землях и составляли основу войска.

Верховная политическая власть принадлежала князю, который правил, опираясь на поддержку знати (Боярской думы), существенную роль играло и вече (народное собрание), которое по традиции имело права приглашения и изгнания князя, решало вопросы войны и мира, обсуждения принимаемых князем законов. Боярская дума имела функции совещательного органа и символизировала права и автономию вассалов, имела право «вето» по отношению к княжеским решениям.

В низу социальной лестницы при феодализме стояли крестьяне. Крестьяне объединялись в территориальную общину "мир", "весь", которая отвечала перед землевладельцем за порядок и повинности по принципу "круговой поруки" (все отвечают за провинности одного).

Формы феодальной зависимости крестьянства:

Экономическая зависимость (сохранение личной свободы, но выполнение повинностей в пользу господина за пользование землёй);

Личная зависимость (лишение личной свободы и возможности распоряжаться собой).

Люди, смерды - свободные общинники, в более поздний период (по мере укрепления феодальной собственности на землю и закабаления крестьян, начинает преобладать термин «смерд», обозначающий простолюдина);

Закупы - временно зависимое состояние, до возращения долга («купы») (человека, получившего купу (в долг), хлеб или что-либо, т.е. закупа, нельзя было держать в личной зависимости более года);

Рядовичи - временно зависимое состояние, на период выполнения договора («ряда»);

Изгои - лично свободные, но не участвующие в самоуправлении общиной крестьяне;

Челядь - лично зависимое от феодала население, выполнявшие работы в палатах (слуги);

Холопы - лично зависимое население, со временем - основная производительная сила в феодальном поместье. В древнерусских документах холопы часто называются «рабами», но в данном случае это является указанием на их личную зависимость, что сближало их положение с рабами, но холопы могли иметь собственность и семью, что говорит о принадлежности их не к классу рабов, а лично зависимой категории крестьянства.

Город. По мере роста производительных сил стало возможным отделение ремесла от сельского хозяйства. Одними из первых обособились кузнецы. По мере превращения бывших центров союзов племён, где проживала знать и дружина, приграничных крепостей, торговых пунктов в города, происходит концентрация ремесла в них и усиливается ремесленная специализация. По летописным данным известны такие города как Полоцк (упоминается в 862г.), Витебск, Менск, Лукомль, Орша, Туров (980г.), Берестье, Пинск, Слуцк, Прупой (Славгород) и др. В начале 13 в. на территории Беларуси насчитывалось около 40 городов, в том числе и Новогородок (совр. Новогрудок).

Причины и процесс создания Киевской Руси

Создание древнерусского государства было подготовлено общим ходам развития восточнославянских земель в VI-IX стст. Существуют три группы внутренних и внешних причин возникновения Киевской Руси.

Первая из них - это группа социально экономических причин. В начале IX столетия начали огромными темпами развивать земледелие, животноводство торговля и ремесло.

В лесных районах использовали подсечно-огненный способ земледелия. На определенном участке вырубался лес, после того как бревна высыхали их сжигали, земля становилась плодородной и пригодной для возделывания. Основными орудиями труда были топор, мотыга, соха. Широко распространенным видом сельскохозяйственной техники стало «рало с полозом», с железным лемехом или плуг. Серпами собирали урожай. Такой метод земледелия давал хорошие урожаи, но имел один огромный недостаток: примерно после трех лет земля становилось не пригодной для возделывания. А если учитывать природные условия: плохая погода, неурожаи, то этот метод перестал себя оправдывать. Также недостатком подсечно-огненного способа является большая затрата рабочей силы Поэтому славяне. все больше рассматривать варианты оседлого образа жизни. Поселения образовывались на плодородных землях, вблизи водоемов и рек. Это давало хорошую возможность для возделывания земли. Так же огромными темпами развилось животноводство. Для обрабатывания земли люди использовали лошадей.

Оседлый способ жизни дал возможность для развития ремесел. Изготавливалось железное оружие: мечи, кинжалы, ножи, копья с железными наконечниками. Также изготавливались орудия труда: напильники, пилы, ножницы. Изготавливались всевозможные доспехи, различные щиты, шлема и кольчуги. Это послужило толчком к развитию торговли. Центрами местной торговли являлись поселения и маленькие города. Но существовали и крупные торговые города, которые процветали и развивались благодаря проходившим через них крупным торговым путям. Наиболее известный это «путь и варяг в греки». Он брал свое начало от Балтийского моря, проходил по Неве и Ладожскому озеру, реке Волхов, озеру Ильмень, затем волоком до Западной Двины, далее волоком по Днепру и далее выходил к Черному морю. Затем по морю вдоль побережья Болгарии до Константинополя. На его пути находились такие крупные города как Новгород, Смоленск и Киев. Эти города в дальнейшем стали центрами созданных небольших княжеств. Этот путь был стержнем экономической, политической, а в дальнейшем и культурной жизни восточного славянства.

Развитее земледелия, животноводства, ремесел и торговли, а также развитие городов и поселений потребовало объединения славянских земель. Развивать ремесло, углублять экономические связи, формировать торговые отношения, основанные на принципе «купли-продажи», овладение внутренним и внешним рынками и получать прибыль можно было гораздо успешней в рамках единой державы.

Вторая группа причин связана с внутриполитическим развитием восточнославянских земель.

Постоянно улучшающееся хозяйство восточных славян постепенно привело к тому, что отдельная семья перестала нуждаться в помощи рода или сородичей. Родовые общины постепенно стали распадаться на небольшие семьи, которые жили по принципу соседства. Стали появляться небольшие строения для одной семьи. Общая родовая собственность, общие пахотные земли стали делиться между семьями. Так развивалось право частной собственности, а железные орудия труда и вооружение расширили и умножили возможности и власть конкурентно взятого человека.

В таких условия резко возросли власть и хозяйственные возможности племенных вождей, племенной знати, свиты и воинов, окружавших вождя.

В результате передачи князьям права на владение землей феодалам часть общин попало под их власть. Другим способом подчинение соседских общин был захват их дружинника и князьями. Общины, не попавшие под власть феодалов, обязаны были выплачивать подати государству и феодалам.

Так на территории восточных славян формировались и развивались институт феодального права и система феодальных отношений, усиление политической власти и военной силы феодалов. Внутриполитическая обстановка заинтересовала и подталкивала феодалов к созданию единого государства.

Третья группа причин связана с внешнеполитической обстановкой.

Становление восточнославянской государственности проходило в постоянных столкновениях с кочевниками и полукочевниками, в первую очередь с Булгарией и Хазарским каганатом. Так же на славян нападали такие племена как печенеги и авары. Существуют сведения о нападении монгол. Эта орда взявшаяся неоткуда за одни сутки спалила, разграбила и разрушило то, что создавалось в течении нескольких десятилетий. Для славянских народ это было настоящей катастрофой. Людей убивали и угоняли в рабство.

В те времена единственной военной силой было народное ополчение, которое состояло из всех мужчин способных держать оружие. Но это имело огромный недостаток, ведь взрослые мужчины были буквально вынуждены в одной руке держать соху в другой меч, чтобы не стать жертвой нападения многочисленных врагов. Славяне быстро освоили военное ремесло и война и защита от нападения становиться профессиональным делом. Появляются постоянные дружины князя. Это были сильные, смелые и хорошо обученные профессиональные воины, связанные с князем личным договором службы и верности.

Славяне, отличающиеся смелостью и незаурядными физическими данными, регулярно становились жертвами аваров, болгар, византийцев, хазар, варягов, поскольку те были более сплоченными. Мусульманский автор Аль-Бекри писал, что славяне народ столь могущественный и страшный, что, если бы они небыли разделены на множество колен и родов никто в мире не смог бы им противостоять.

Так же славянские земли постоянно страдали от непрекращающихся междоусобных войн. Единственной возможность для князя получить земли и богатства соседа было убийство и война.

Все эти причины и факторы подталкивали князей к объединению. Ведь защищать одно большое государство проще, чем разрозненные клочки земли. Еще это значительно увеличило силу и численность славянского войска.

Из этого можно сделать вывод, что совокупность внутренних и внешних факторов таких как развитие земледелия, животноводства, ремесел и торговли, зарождение на территории восточных славян феодального строя и угроза со стороны внешних агрессоров вынудило славянских князей объединить свои земли и создать огромное и могущественное государство Русь.

Вопрос №2 Положение белорусских земель в составе древнерусского государства

Развитие земледелие, животноводства, ремесел, торговли, а также необходимость объединиться для защиты от набегов хазаров, печенегов, аваров и других воинственных кочевников привели к созданию великой и сильной державы, которая называлась Киевская Русь. Земли дреговичей, радимичей и кривичей вошли в склад этого государства.

Дреговичи при заселении Белоруссии двигались с юга на север, что указывает на их восточное происхождение. Под именем другувитов дреговичи известны уже Константину Порферодному, как племя подчиненное Киевской Руси. Дреговичи имели свое княжество со столицей в городе Туров. На территории дреговичей в дальнейшем образовалось Туровское княжество.

Территория дреговичей находилась в стороне от «пути из варяг в греки» поэтому дреговичи не играли видной роли в истории Киевской Руси.

Радимичи расселились в бассейне реки Сож. В летописном перечне княжений радимичей нет, однако из других летописей становится понятно, что радимичи оставались независимыми до середины десятого столетия, управлялись племенными вождями и имели свое войско.

В 885 году киевский князь Олег завоевал радимичей и освободил их от платы дани хазаром. Земли радимичей перешли под защиту Киевской Руси. так же упоминается, что в 907 году в составе войска Олега радимичи принимали участие в легендарном походе на Византию.

Кривичи - многочисленное восточнославянское племя, занимавшее верховья Волги, Днепра и Западной Двины. Южную часть озерной области и часть бассейна реки Неман. Считается, что последнего племенного князя кривичей Рогволода вместе с сыновьями убил новгородский князь Владимир Святославович. После создания Киевской Руси кривичи приняли активное участие в колонизации восточных земель. Объединение кривичей с Русью освободило их от дани варягам, территории кривичей попали под защиту киевских князей.

Из этого можно сделать вывод что племена, которые жили на территории современной Белоруссии, после объединения с Киевской Русью освободились от гнета варяг и печенегов и попали под защиту русских князей. Но значимой роли в политической жизни Руси белорусские племена не играли.

Вопрос №3 Раннефеодальные княжества на территории Беларуси. Туровское, Полоцкое и другие

Наиболее крупным княжеством, существовавшим на территории современной Беларуси является Полоцкое княжество. Оно возникло в десятом веке на базе племенного объединения полочан с центром в городе Полоцке. Располагалось в бассейне реки зап. Двина, Березина, Неман. Оно граничило на севере с Новгородскими землями, на востоке со Смоленским, на севере Турово - Пинскай, на западе с землями литовско-латышских племен. Если рассматривать современное административное деление, то полоцкое княжество занимало целиком Витебскую область, северную часть Минской области и северную восточную часть Могилевской области. Оно было одно из самых больших государственно - феодальных объединений, которое не уступало по размерам баварскому герцогству и Португальскому королевству. Через его территорию проходил великий торговый путь в западную Европу, это способствовало его стремительному развитию и обогащению местного боярства.

Политический уклад в Полоцком княжестве представлял собой следующее: законодательная власть принадлежала вече, или народному сходу. Они выбирали местных руководителей и служащих. Приглашали на княженье князя, принимали решение об объявлении войны или заключению мирного договора. Власть вечи распространялась не только на Полоцк, но и на всю полоцкую землю. В Полоцке же веча просуществовала до 1488 года, когда городу было присвоено магдэбурсгкое право.

Исполнительная власть в Полоцком княжестве принадлежала князю. Чаще всего князь являлся одним из родоначальников племени. Этот человек должен был выделяться с общей массы старших своими умениями и качествами, особенно в военном деле. Но были случаи, когда место князя занимал чужеземец, этот вывод можно сделать из записи летописцев, которые рассказывают, как на полоцкий престол приглашались вражеские князья Рюрик, Синеус и Трувар. Князь должен был заниматься административными делами: следил за строгим исполнением законов, следил за охраной торговых путей и караванов в своем княжестве. Также князья занимались военным делом: ходил в походы со своей дружиной в другие земли.

Как пишут летописцы, что в то время существовало серьезное напряжение в отношениях между Киевом и Полоцком. Киевский князь Олег (879 -- 912) начал объединение различных славянских земель вокруг Киева, в 907 году он совершил поход на Византию, котором ему помогали радимичи и дреговичи. Из записей тех времен можно сделать вывод, что среди городов, которые платили ему дань, значился и Полоцк. Во времена его приемников Игоре (912 - 945), Вользе (945 - 964), Святославе (964 - 972) зависимость Полоцка от Киева значительно ослабла.

В последней четверти десятого века в Полоцке княжил Рагвалод, он стал распространять свое влияние на север и старался отделить от Киева Новгородские земли. Он использовал ослабление киевской земли в следствии междоусобной борьбы между братьями Олегом, Ярополком и Владимиром за княжеский престол. Рагвалод выступал в этой борьбе на стороне Ярополка. Оба брата Ярополк и Владимир претендовали на руку дочки Рагвалода Рагнеды. Когда Владимир получил отказ Рагнеды из-за того, что он был сыном рабыни он пошел войной на Полоцк, убил Рагвалода и двух его сыновей, Рагнеду силой вынудил стать его женой а город сравнял с землей.

Как рассказывают легенды: Рагнеда не простила Владимиру убийство отца и двух братьев. Однажды ночью она хотела убить его во сне, но князь проснулся и собирался убить предательницу, но за мать вступился малолетний сын Изяслав. Это растрогало князя, и он выслал жену вместе с сыном на полоцкую землю. Впоследствии Изяслав стал князем Полоцка. От Изяслава начинается исторический род полоцких князей.

Еще одно крупное княжество на территории Беларуси - это Туровское княжество. Туровкое княжество, русское княжество IX-XIV вв. Располагалось в бассейне Припяти и ее притоков, в земле восточнославянского племени дреговичей. На западе граничило с землями ятвягов, на севере -- с Полоцким княжеством. На востоке граница Туровского княжества проходила по Днепру. Столица находилась в городе Туров (на р. Припяти). Города: Пинск, Клецк, Слуцк, Гродно, Мозырь и др. В IX в. Туровское княжество существовало как самостоятельное государство. При кн. Олеге (к. IX -- н. X вв.) было присоединено к владениям киевских князей. В X-XI вв. Туровское княжество, являясь видной политической единицей Древнерусского государства, играло значительную роль в отношениях с Польшей и литовскими племенами. Через Туровское княжество проходила древняя торговая дорога из Киева к берегам Балтийского моря, также существовала торговля с ближним востоком и средней Азией. Сам Туров являлся одним, из больших культурных центров древней Рус, там сильно развивалось железо - обработка, ювелирное дело, обработка кости, ткацкое, гончарное и деревообрабатывающее ремесла. После смерти Владимира Мономаха (1125) Туровское княжество становится политически независимым от Киева, но начинает дробиться на уделы. С 1132 им недолго владели минские князья. В 1157 при туровском кн. Юрии Ярославиче княжество вышло из подчинения Киеву, и в нем создалась своя династия. При сыновьях Юрия Ярославича княжество распалось на уделы, и теряет свое значение. Князья уделов, образовавшихся в результате распадения Туровского княжества (Туровское, Пинское, Слуцкое, Клеческое княжества), попадают в зависимость от галицко-волынских князей, а позднее -- от литовских. В 1240 земли бывшего Туровского княжества были опустошены татаро-монголами.

Еще одним набольшим княжеством, появившимся на территории Беларуси было Слуцкое княжество. Слуцкое княжество - феодальное княжество, выделившееся из Турово-Пинского княжества в 90-х гг. 12 в. В начале 13 в. занимало территорию в бассейне р. Случи. Столица -- г. Слуцк. Находилось в зависимости от Галицко-Волынского княжества. С 1326 С. к. попало в вассальную зависимость от Великого княжества Литовского.

Из этого можно сделать вывод, что на территории Беларуси существовало несколько самостоятельных княжеств, которые в большей или меньшей степени входили в состав древней Руси - Киевского княжества. Эти земли широко развивались в культурной и производственной сферах, и это в той или иной степени в дальнейшем способствовало развитию не только белоруской народности, но и вей киевской Руси.

Вывод

киевский русь белорусский княжество

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что совокупность социальных, внешне и внутриполитических факторов послужили толчком для создания на территории восточнославянских земель огромного, по тем временам, государство Киевская Русь. Племена, проживавшие в те времена на территории современной Беларуси, входили в состав этого государства. Они социальное развитие этих земель послужило толчком к созданию крупных княжеств, таких как Полоцкое, Слуцкое и Туровское.

Список используемой литературы

1. Гісторыя Беларусі. У 2 ч. Ад старажытных часоў па 2000 г. / Пад рэд. прафесараў Я.К. Новіка і Г.С. Марцуля. Выд. 2-е, перапрац. і дап.-Мн: “Універсітэцкае”, 2000.

2. Зелинский Д.И., Пинчук В.Н. История Беларуси (с древнейших времен до конца XIX в.)

3. Игнатовский В.М. Краткий очерк истории Белоруссии