Тестовые задания. Контрольная работа по поэзии Серебреного века

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Республики Крым «Крымский многопрофильный колледж»

подготовил

преподаватель русского языка и литературы

Кобылкин Андрей Олегович

г. Симферополь

Тест по теме:

«Серебряный век» русской поэзии

1. Какой период развития русской литературы принято называть «Серебряным веком»?

а) 1917 – 1921; б) 1890 – 1917; в) 1900 – 1910; г) 1860 – 1905.

2. Определите по характерным чертам литературное течение «Серебряного века»: «авангардистское течение в европейском и русском искусстве начала XX века, отрицавшее художественное и нравственное наследие, проповедовавшее разрушение форм и условностей искусства ради слияния его с ускоренным жизненным процессом»:

а) футуризм; б) акмеизм; в) символизм; г) имажинизм.

3.Укажите соответствия (цифра – буква), с каким из направлений соотносится творчество каждого из нижеприведённых поэтов:

1. Анна Ахматова;

а) символизм.

2. Владимир Маяковский;

б) акмеизм.

3. Сергей Есенин;

в) футуризм.

4. Александр Блок;

г) имажинизм.

4.Какой из нижеприведённых манифестов относится к творчеству символистов?

а) «Пощёчина общественному вкусу»;

б) «Ключи Марии»;

в) «Декларация заумного языка»;

г) «Ключи тайн».

5. Определите по характерным чертам литературное течение «Серебряного века»: «литературно-художественное течение, ставившее целью искусства подсознательно-интуитивное созерцание тайных смыслов, характеризующееся музыкальностью, возвышенностью тематики, многозначностью образов, мистической настроенностью»: а) футуризм; б) акмеизм; в) символизм.

6. Манифестом какого литературного течения модернизма была «Пощёчина общественному вкусу»: а) символизма; б) акмеизма; в) футуризма;

а) тема любви; б) тема одиночества; в) тема революции; г) тема родины.

8. Какое произведение не принадлежит Анне Ахматовой?

а) «Реквием»;

б) «Поэма без героя»;

в) «Поэма Горы»;

г) «Песня последней встречи».

9. Определите средство художественной изобразительности, используемое в стихотворении Анны Ахматовой: «Заплаканная осень, как вдова / В одеждах чёрных, все сердца туманит...»:

10. Определите средство художественной выразительности, используемое в стихотворении Сергея Есенина: «Все мы, все мы в этом мире тленны, / Тихо льётся с клёнов листьев медь...»:

а) сравнение; б) метафора; в) олицетворение; г) антитеза.

11. Определите средство художественной выразительности, используемое в поэме Александра Блока «Двенадцать»: «Чёрный вечер. / Белый снег. / Ветер, ветер! / На ногах не стоит человек»:

а) сравнение; б) метафора; в) олицетворение; г) антитеза.

12. Назовите художественный приём, использованный в стихотворении Сергея Есенина: «Дымом половодье зализало ил, / Желтые поводья месяц уронил...».

а) сравнение; б) метафора; в) олицетворение; г) антитеза.

13. Определите средство художественной изобразительности, используемое в стихотворении Александра Блока: «А Непрядва убралась туманом, / Что княжна фатой».

а) сравнение; б) метафора; в) олицетворение; г) антитеза.

а) Марина Цветаева;

б) Зинаида Гиппиус;

в) Анна Ахматова;

г) Андрей Белый.

15. Кого из поэтов называют «последним поэтом деревни»?

а) Сергея Есенина;

б) Вячеслава Иванова;

в) Константина Бальмонта.

16. Кто из поэтов не принадлежит к «Серебряному веку» русской поэзии?

а) Николай Гумилев; б) Игорь Северянин; в) Федор Тютчев; г) АлександрПушкин.

а) «Анна Снегина»; б) «Поэма без героя»; в) «Двенадцать»; г) «Мертвые души».

18. Кто из перечисленных поэтов был удостоен Нобелевской премии, но впоследствии отказался от нее:

а) Александр Блок;

б) Владимир Маяковский;

в) Сергей Есенин;

г) Борис Пастернак.

19. Как называется стихотворение Бориса Пастернака:

а) «Вечерний звон»;

б) «Сегодня вечером»;

в) «Зимний вечер»;

г) «Зимняя ночь».

20. Какое из произведений не принадлежит перу Владимира Маяковского:

а) «Облако в штанах»;

б) «Вот так я сделался собакой»;

в) «Доктор Живаго»;

г) «Флейта-позвоночник».

Тест
По теме «Поэзия Серебряного века».
I вариант.
Определите направление по характерным признакам:
Направление, считавшее целью искусства интуитивное постижение мирового единства; объединяющим началом такого единства виделось искусство. Характерны «тайнопись неизученного», недосказанность.
Какое из перечисленных ниже свойств не характерно для акмеизма
Романтические мотивы, географическая и историческая экзотика
Утверждение красоты жизни в ее конкретно – чувственных проявлениях
Отношение к слову как конструктивному материалу
Возрождение традиций «золотого века»?
Кто из поэтов принадлежал к эгофутуристам:
И.Северянин
Д.Бурлюк
В.Хлебников
Б.Пастернак?
Как называлась лекция Д.Мережковского, в которой он изложил теоретические основы символизма:
«Наследие акмеизма и символизма»
«Ключи тайн»
«О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы»
«Пощечина общественному вкусу»?
Назовите настоящую фамилию И.Северянина.
Кто вместе с Гумилевым руководил «Цехом поэтов»?
С идеями каких философов связан футуризм?
Определите, о пейзаже в лирике какого поэта идет речь:
Подходит к природному явлению как скульптор. В природе он любит камни, скалы, гранит. Он озаряет свои пейзажи неживым, но ярким электрическим светом. Его природа бесстрастна и уравновешенна, величественна и спокойна; редко встречаются картины «взбунтовавшейся природы». Его привлекают пейзажи Крыма, границы балтийских побережий, северные моря.
О каком поэте Серебряного века идет речь:
А. За этим поэтом закрепилась слава салонного поэта, воспевающего «красивости» и «изыски» богемного быта. Особой популярностью пользовались его «поэзоконцерты». Его обвиняли в эгоцентризме, пошлости, самолюбовании. Мало кто замечал ироничность, пародийность его стихов?
Б. Настоящая фамилия этого поэта Бугаев. Псевдоним возник под влиянием семьи Соловьевых. В 1903 году он организовал кружок «аргонавты». Это человек редкой одаренности: поэт – лирик, прозаик, исследователь русской и мировой культуры, теоретик литературы, критик и публицист, мемуарист. В первом его сборнике стихов и лирической прозы «Золото в лазури» покорение скалистых горных вершин или полет к солнцу символизировали прорыв из обыденности в вечность, к мистическому идеалу. В сборнике «Пепел» ликующее мироощущение было потеснено наплывом «мистических ужасов», которые виделись поэту в современной ему России?
Поэтам каких направлений серебряного века принадлежат данные отрывки? Обоснуйте свой ответ.
А. Просторен мир и многозвучен,
И многоцветней радуг он,
И вот Адаму мир поручен,
Изобретателю имен.
Назвать, узнать, сорвать покровы
И праздных тайн, и ветхой мглы –
Вот первый подвиг. Подвиг новый –
Живой земле пропеть хвалы.
Б. В шумном платье муаровом, в шумном платье муаровом,
По аллее олуненной Вы проходите морево
Ваше платье изысканно, Ваша тальма лазорева,
А дорожка песочная от листвы лазузорена

II вариант.

Направление, провозгласившее «самоценность» явлений жизни, культ искусства как мастерства; отказ от мистической туманности; создание зримого, конкретного образа.
2. Какое из перечисленных ниже свойств не характерно для футуризма:
a) Пафос отрицания «старого искусства»
b) Установка на обновление поэтического языка, активное словотворчество
c) Новые функции искусства как выражения творчества масс
d) Активное использование мифологических образов в поэзии?
3. К какому направлению принадлежали поэты: В. Брюсов, Д. Мережковский, А. Белый?
4. Как называлась первая декларация футуристов:

b) «Ключи тайн»


5. Поэтов какого направления вдохновляла философия В. С. Соловьева?

Для этого поэта природа – это «мозаика цветов», многоцветный и многозвучный мир. Этот мир неустойчивый, нестабильный, не застывший неподвижно. В его пейзажной лирике нашел отражение ключевой принцип живописи импрессионистов: «колорит – все, рисунок – ничто». Сквозной образ – дрожание, трепет?

А) В ранней лирике этого поэта видно намерение эпатировать, озадачить читателя. Искусство, по мнению поэта, самоценно. Художественному дару, творчеству он поклоняется как божеству.
Поклоняйся искусству,
Только ему, безраздельно, бесцельно.
Это поэт интеллектуального характера, в его творчестве много рационального, идущего от ума, а не от чувства?
Б) Основные черты его поэтического мира - подчеркнутая отчужденность от пошлой современности, влечение к романтической экзотике, ярким декоративным краскам, напряженный и звучный стих. Он провозглашал «самоценность» явлений жизни, культ искусства как мастерства?

А) Вперяю взор, бессильно жадный,
Везде кругом сырая мгла.
Каким путем нить Ариадны
Меня до бездны довела?
Б) Крылышки золотописьмом
Тончайших жил,
Кузнечик в кузов пуза уложил
Прибрежных много трав и вер.
«Пинь, пинь, пинь!» - тарарахнулзинзивер.
О, лебедиво!
О, озари!

III вариант.
1. Определите направление по характерным признакам:
Направление, отрицавшее художественное и нравственное наследие, проповедовавшее разрушение форм и условностей искусства ради слияния его с ускоренным жизненным процессом.
2. Какое из перечисленных ниже свойств не характерно для символизма:
a) Отношение к поэзии как к мастерству
b) Открытие многозначности слова
c) Религиозно – философские поиски, мистические идеалы
d) Установка на самоценность, автономность искусства?
3. Кто из поэтов не принадлежал к акмеизму:
a) З. Гиппиус
b) Н. Гумилев
c) О. Мандельштам
d) С. Городецкий?
4. Как называлась статья Гумилева, в которой он обвиняет символизм в «абстрактности и холодности»:
a) «Наследие акмеизма и символизма»
b) «Ключи тайн»
c) «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы»
d) «Пощечина общественному вкусу»?
5. Назовите настоящую фамилию А. Белого.
6. Какая группа футуристов была наиболее влиятельна в этом течении?
7. Кто, по мнению Гумилева, мог бы послужить ориентирами для акмеизма?
8. Определите, о пейзаже в лирике какого поэта идет речь:
Его пейзажи преимущественно театральны, декоративны, в них преобладают не конкретные географические или природные реалии, а намеренно эффектные, красивые, экзотические подробности. У него на фоне многих пейзажей присутствует человек – как правило, сильный и мужественный покоритель природных стихий. Поэт тяготит к чистой изобразительности, предпочитая просто рассказывать какую – то историю?
9. О каком поэте Серебряного века идет речь:
А) Г. Адамович писал о нем: « не писал стихов, пел песни, и его слушала вся Россия». Его увлекающейся, «стихийной» натуре близка «философия мгновения». Для него поэзия – выразительница «говора стихий» он понимал поэзию как волшебство, ему было чуждо все рассудочное?
Б) Известность ему как поэту принесла его вторая книга стихов «Кипарисовый ларец». Его пытались «сделать своим» символисты, называли своим наставником акмеисты. По своему мировоззрению и поэтическому стилю он символист. Но символы для него – образы, способные передать психологическое состояние человека. В. Иванов называл его символизм «земным». Современные исследователи говорят о поэтическом стиле этого мастера как о психологическом символизме?
10. Поэтам каких направлений серебряного века принадлежат данные отрывки? Обоснуйте свой ответ.
А) Я вольный ветер, я вечно вею,
Волную волны, ласкаю ивы,
В ветвях вздыхаю, вздохнув, немею,
Лелею травы, лелею нивы.
Б) У ног ее – две черные пантеры,
С отливом металлическом на шкуре.
Взлетев от роз таинственной пещеры,
Ее фламинго плавает в лазури.

1 вариант
Символизм
C
A
C
Лотарев
С. Городецкий
А. Бергсон,
А. Шопенгауэр
Ф. Ницше
В. Брюсов
И. Северянин
А. Белый
Акмеизм
Эгофутуризм

2 вариант

Акмеизм
D
Символизм
D
Горенко
«Аргонавты»
Символизм
К. Бальмонт
В. Брюсов
Н. Гумилев
Символизм
Футуризм

3 вариант

Футуризм
A
A
A
Бугаев
Кубофутуристы (поэты «Гилеи»)
Шекспир, Рабле, Виллон,
Готье
Н. Гумилев
К.Бальмонт
И.Анненский
Символизм
Акмеизм

03.10.2017 5313 191 Терехова Ирина Васильевна

Поэзия серебряного века

Задание 1

В конце 19 – начале 20 века в литературе сформировались три основных модернистских течения «новой литературы». По характерным признакам определите эти направления в литературе:

1. Авангардистское течение, сформировавшееся на принципах бунтарства, анархичности мировоззрения, выражающее массовое настроение толпы, отрицающее культурные традиции, делающее попытки создания искусства, устремленного в будущее.
2. Модернистское течение, утверждающее индивидуализм, субъективизм, интерес к проблеме личности. Основным принципом эстетики является «искусство для искусства», «тайнопись неизреченного, недосказанность, замена образа.
3. Модернистское течение, сформировавшееся на принципах отказа от мистической туманности; создание зримого, конкретного образа, отточенность деталей, перекличка с минувшими литературными эпохами.

Символизм
Акмеизм
футуризм

Задание 2

К какому литературному направлению были близки ниже названные писатели и поэты:
1. Д.Бурлюк, В.Хлебников, В.Маяковский, В.Каменский.
2. Д.Мережковский, З.Гиппиус, К.Бальмонт, В.Брюсов, А.Блок, А.Белый.
3.А.Ахматова, М.Кузмин, Н.Гумилев, О.Мандельштам, С.Городецкий.

1. символизм
2. акмеизм
3. футуризм

Задание 3

Познакомившись с образцами лирики К.Бальмонта, В.Брюсова, М.Кузмина, соотнесите приведенные особенности творчества с лирическими героями названных поэтов:

1. Непостоянство, переменчивость настроений, жажда слияния с мировыми стихиями.
2. Стабильность мироощущения, поэтизация твердых качеств характера, стремление к систематизации, строгая логика.
3. Многозначительность, игровое начало, пафос, музыкальность.

1. Брюсов
2. Кузмин
3. Бальмонт

Задание 4

Какие ассоциации со смежными искусствами вызывает поэзия:

1. М.Кузмина.
2. К.Бальмонта.
3. В.Брюсова.

1. музыка
2. скульптура
3. театр

Задание 5

Что называется ритмикой стихотворения:

1. Способ организации художественной речи, когда прозаический текст членится на ритмические отрезки, создающие эффект внутренней мелодики.
2. Мерное повторение сходных элементов стихотворной речи: слогов, строк, интонационной мелодии и пауз.
3. Звуковое совпадение последних слогов, находящихся в конце стихотворения.

Задание 6
Назовите трехсложный стихотворный размер с ударением на первом слоге:

1. ямб
2. анапест
3. дактиль
4. амфибрахий

Задание 7

Определите стихотворный размер приведенного отрывка из стихотворения К.Бальмонта «Новолуние»:

«Серп луны молодой
Вместе с пышной звездой,
В голубой вышине
Ярко видится мне».

1. Дактиль.
2. Амфибрахий.
3. Анапест.

Задание 8
К какой группе символистов относились поэты В.Брюсов и К.Бальмонт:

1. «Старшие символисты».
2. «Младшие символисты».

Задание 9

Символ – троп, поэтический образ, выражающий суть какого-либо явления, в символе всегда наличествует скрытое сравнение (найдите лишнее):

1. аллегоричность
2. недосказанность
3. неисчерпаемость
4. расчет на восприимчивость читателя

Задание 10

Выделите лексические повторы в стихотворении В.Брюсова «Родной язык»:

«Мой верный друг! Мой друг коварный!
Мой царь! Мой раб! Родной язык!
Мои стихи – как дым алтарный!
Как вызов яростный – мой крик!»

Задание 11

Приверженцем какого литературного направления являлся А.Блок:

1. акмеизма
2. символизма
3. футуризма

Задание 12

Найдите соответствие стихотворений А.Блока основным мотивам его лирики.
1. мотив мрачной разочарованности.
2. мотив назначения поэта и поэзии.
3. мотив «страшного мира»
4. Мотив Родины

1. «Фабрика»
2. «К Музе»
3. «Осенняя воля»
4. «Я стар душой»

Задание 13

К какому мотиву творчества А.Блока можно отнести приведенный отрывок:
«Но к цели движется поэт,
Стремится, истиной влекомый,
И вдруг провидит новый свет
За далью, прежде незнакомой»

1. Тема Родины».
2. Интимная лирика.
3. Тема поэта и поэзии.

Задание 14

Кому посвящен поэтический цикл А.Блока «Стихи о Прекрасной Даме»:

1. Н.Волоховой.
2. Л.Менделеевой.
3. Л.Дельмас.
4. Другой женщине.

Задание 15

А.Блок объединил свою поэзию в «трилогию вочеловечения». К какому этапу творчества поэт отнес цикл «Стихи о Прекрасной даме»:

1. «Теза»
2. «Антитеза»
3. «Синтез»

Задание 16

В стихотворении А.Блока «Осенняя воля» четко просматриваются традиции литературы 19 века, поэта, автора стихотворения «Родина». Назовите этого поэта:
1. А.Пушкин
2. Ф.Тютчев
3. М.Лермонтов
4. А.Некрасов

Задание 17

Лирический герой – это:

1. Условный образ в лирических и лиро-эпических произведениях, чье отношение (лирическую оценку) к изображаемому стремится передать поэт.
2. Эмоциональное восприятие повествователем или лирическим героем описываемого, выраженное в литературе художественными средствами.
3. Не связанные с сюжетным повествованием размышления автора, включенные им в художественное произведение.

Задание 18

Художественной особенностью композиции поэмы А.Блока «Двенадцать» является построение ее на основе:
1. сопоставления двух миров
2. противопоставления двух миров
3. событийности времени

Задание 19

Образ Христа в поэме А.Блока «Двенадцать» трактовался по-разному. Какая символистская идея поэта:
1. Иисус Христос как символ революции.
2. Иисус Христос как символ будущего, «языческий» Христос.
3. Иисус Христос как Сверхчеловек.
4. Иисус Христос как символ Высшей справедливости.

Задание 20

Определите стихотворный размер стихотворения А.Блока «Незнакомка»:
«И каждый вечер в час назначенный
(Иль это только снится мне?)
Девичий стан, шелками схваченный,
В туманном движется окне».
1. ямб
2. хорей
3. дактиль
4. анапест

Задание 21

Цикл стихотворений А.Блока «На поле Куликовом» является произведением:
1. на историческую тему
2. о современности
3. о неразрывной связи прошлого, настоящего и будущего.

Ответы к тесту «Поэзия Серебряного века»
1. 1-футуризм
2-символизм
3-акмеизм

2. 1-футуризм
2-символизм
3-акмеизм

3. 1-Бальмонт
2-Брюсов
3-Кузмин

4. 1-театр
2-музыка
3-скульптура

5-2
6-3
7-1
8-1
9-4
10-
11-2
12. 1-я стар душой
2- к музе
3-фабрика
4 –осенняя воля
13-3
14-2
15-1
16-3
17-1
18-2
19-4
20-1
21-3

Скачать материал

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.

Проверочная работа по теме

I вариант.

    Определите модернистское направление по характерным признакам: направление, считавшее целью искусства интуитивное постижение мирового единства; объединяющим началом такого единства виделось искусство. Характерны «тайнопись неизречённого», недосказанность, замена образа.

А. Символизм.

Б. Акмеизм.

В. Футуризм.

2. Чьи это годы жизни: 1886-1921?

А. Ахматова.

Б. Гумилёв.

В. Бальмонт.

З. Как назывался поэтический манифест футуристов?

А. « Поэзия как волшебство».

Б. « О прекрасной ясности»

В. « Пощёчина общественному вкусу».

Я в этот мир пришёл, чтоб видеть солнце,

А если день погас,

Я буду петь..Я буду петь о солнце

В предсмертный час!

А. Бальмонт.

Б. Брюсов.

В. Гумилёв.

5. Назвать литературный псевдоним Лотарёва.

А. Горький.

Б. Северянин.

В. Белый.

6. Какая из трёх строчек существительных – «акмеистская»?

А. Бездна, ночь, дух, миры, любовь, атом, пожар, пламень, лоно.

небывалый хор,

Проверочная работа по теме

«Серебряный век русской литературы»

II вариант.

    Определите модернистское течение по характерным признакам: направление, отрицавшее художественное и нравственное наследие, проповедовавшее разрушение форм и условностей искусства ради слияния его с ускоренным жизненным процессом.

А. Символизм.

Б. Акмеизм.

В. Футуризм.

2. Чьи это годы жизни: 1867-1942?

А. Ахматова.

Б. Гумилёв.

В. Бальмонт.

3. Как назывался поэтический манифест акмеистов?

А. « Некоторые течения в современной русской поэзии».

Б. «Пощёчина общественному вкусу»

В. « О причинах упадка и новых течениях современной

русской литературы»

Тень несозданных созданий

Колыхается во сне,

Словно лопасти созданий

На эмалевой стене.

А. Бальмонт.

Б. Брюсов.

В. Гумилёв.

5. Назвать литературный псевдоним Горенко.

А. Цветаева.

Б Гиппиус.

В. Ахматова.

6. Какая из трёх строчек существительных- « символистская»?

А. Бездна, ночь, дух, миры, любовь, атом, пожар, пламень.

Б. Небо, труп, звёзды, черви, туман, боль, круп, ухватка, сыпь.

В. Лыжи, небо, луг, месяц, окошки, тишина, тропинка, ива.

7. Имена каких поэтов Серебряного века перечислены в следующих стихах Г. Шенгели?

Он знал их всех и видел всех почти: Валерия, Андрея, Константина, Максимильяна, Осипа, Бориса, Ивана, Игоря, Сергея, Анну, Владимира, Марину, Вячеслава, И Александра- небывалый хор,

Четырнадцатизвёздное созвездие!

Ответы.

1. вариант 2 вариант

1 А 1В

2 Б 2 В

3 В 3 А

4 А 4 Б

5 Б 5 В

6 В 6 А

7 Валерий Брюсов

Андрей Белый

Константин Бальмонт

Максимильян Волошин

Осип Мандельштам

Борис Пастернак

Иван Бунин

Игорь Северянин

Анна Ахматова

Владимир Маяковский

Сергей Есенин

Марина Цветаева

Вячеслав Иванов

Александр Блок