Презентация по истории русского литературного языка на тему "Живопись Древней Руси". Презентация на тему "живопись древней руси" Икона станковая живопись древней руси презентация

Живопись Киевской Руси. История русской живописи фактически начинается с эпохи Владимира и Ярослава, от которой до нас дошел ряд замечательных мозаик и фресок. Теперь немного поподробнее о каждом из видов живописи тех времен. Мозаика. Мозаика, особый вид монументальной живописи, которая создается из долговечных материалов: маленьких камешков или кусочков непрозрачного цветного стекла- смальты. История существования мозаики насчитывает несколько тысячелетий. Древнейшие мозаики создавались из разноцветных глин, в греко-римских сооружениях они применялись для отделки интерьера, для них использовали гальку и разнообразные камни. Господствующее положение этот вид искусства. Фреска. В переводе с итальянского слово «фреска» означает «свежий», «сырой».Это живопись по сырой оштукатуренной стене красками, которые разводятся водой. Высыхая, известь плотно соединяется с красочным слоем. Можно писать и по высохшей известковой штукатурке. Тогда ее вторично увлажняют, а краски заранее смешивают с известью. Любили искусство фрески и на Руси. Художники расписывали стены соборов, храмов, церквей. К расписыванию храма приступали лишь через год после его постройки. Это делалось для того, чтобы стены хорошо просохли. Роспись обычно начинали весной и старались завершить в течение одного сезона. Иконопись Процесс создания иконы сложен. Умело выбиралась доска (чаще всего из липы). На ее поверхность наносился горячий рыбий клей (приготовленный из пузырей и хрящей осетровых рыб), плотно приклеивался новый холст- наволока. На наволоку в несколько приемов накладывался левкас (основание для живописи), приготовленный из растертого мела, воды и рыбьего клея. Левкас сушился и полировался. Древнерусские иконописцы использовали натуральные красители- местные мягкие глины и твердые драгоценные камни, привозимые с Урала, из Индии, Византии и других мест. Для приготовления красок камни измельчали в порошок, добавляли связующее, чаще всего желток, а также камедь (растворимую в воде смолу акации, сливы, вишни, алычи). Иконописцы варили из льняного или макового масла олифу, которой покрывали живопись икон. Немного о видах художественного ремесла... Зернь. Мелкие золотые или серебряные шарики (диам. от 0,4 мм), которые напаиваются в ювелирных изделиях на орнамент. Зернь создаёт эффектную фактуру, игру свето-тени. Бусина. Сережка-подвеска. Скань. Скань (от др.-рус. скать - свивать), филигрань - вид ювелирной техники: ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой, серебряной или медной проволоки, гладкой или свитой в верёвочки. Изделия из скани часто дополняются зернью (маленькие серебряные или золотые шарики) и эмалью. Перегородчатая эмаль. Колты с изображениями птиц по сторонам «древа жизни» и цепь-рясна из бляшек для крепления колтов. Золото. Перегородчатая эмаль. XII в. Работу выполнила: ученица 10 класса Нуянзина М.

«Древнерусские иконописцы с поразительной ясностью и силой воплотили в образах и красках то, что наполняло их душу, - видение иной жизненной правды и иного смысла мира». из статьи кн. Трубецкого «Умозрение в красках» В чём вы видите разницу религиозной и светской живописи?


«ИКОНА» - (гр. – eikon) – образ. Задача религиозной живописи – воплотить слово в образы христианского вероучения. Все виды живописных техник: мозаика, фреска, миниатюра, иконопись в религиозной живописи подчинены единой цели – раскрытию христианских истин. Икона – священный предмет, выполняющий роль посредника между человеком и богом.


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РАБОТЫ НАД ИКОНОЙ Иконы писали на досках, соединённых с помощью шпонок (брусков). Доски просушивали и покрывали левкасом (смесь клея и мела). Переводили рисунок. Золотили фон и венцы святых. Писали ризы (одежды) и пейзаж – «доличное письмо». Писали лики и открытые части тела – «личное письмо». Иконы писали темперой – пигмент (цветные глины, минералы), замешанный на яйцах или казеине (сыворотке молока). Готовую икону покрывали олифой (растительным маслом). Иконы писали по принципу обратной перспективы, то есть точка схода всех объектов была на молящемся, стоящем перед иконой. «Обратная» перспектива характеризуется соединением нескольких точек зрения на объект, заключенных в общем пространстве. В «обратной» перспективе - в отличие от «прямой» - то, что находится сзади, остается в прежних размерах, а чаще всего увеличивается. Предметы как бы разворачиваются нам навстречу разными гранями, и зритель чувствует себя одновременно видящим сверху, снизу и с разных сторон.






По преданию первой иконой был Убрус – полотенце, на котором отпечатался лик Христа – Спас Нерукотворный. На Руси к иконам относились благоговейно. Из не покупали и не продавали – лишь выменивали. Их нельзя было выбросить или сжечь. Старые иконы закапывали в землю или пускали по реке. Иконы спасали от пожаров первыми и выкупали из плена. Избавление от несчастий связывали прежде всего с чудотворным действием икон.




1.Спас Нерукотворный. Икона. Новгород. XII в. один из основных типов изображения Христа, представляющий Его лик на убрусе. Христос изображён в возрасте Тайной вечери. На Руси сложился особый вид Нерукотворного Образа «Спас Мокрая брада» изображение, в котором борода Христа сходится в один тонкий кончик.


2.Спас Вседержитель (Пантократор). Мозаика в соборе св. Софии в Константинополе. XII в. Мозаика Вседержитель или Пантократор (греч. παντοκρατωρ всевластный) образ в иконографии Христа, представляющий Его как Небесного Царя и Судию.греч. Спаситель может изображаться в рост, сидя на троне, по пояс. В левой руке свиток или Евангелие, правая обычно в благославляющем жесте.троне Евангелие Так, этот образ традиционно занимает пространство центрального купола православного храма.куполахрама


3. Спас в силах. Христос – судья. Красный квадрат – земля,синий овал – мир духовный, красный ромб – мир невидимый. Икона из деисусного чина иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля. Феофан Грек (?). Конец XIV в.Феофан Грек 4. Спас Эммануил. Симон Ушаков Симон Ушаков Спас в силах, центральная икона в традиционном русском иконостасе. Христос восседает на троне в окружении ангельского сонма «Сил Небесных».ангельского Спас Эммануил, Еммануил иконографический тип, представляющий Христа в отроческом возрасте, часто с книгой в руке.


5.Архиерей Великий. Икона. Конец XVII в. изображение Христа в образе новозаветного первосвященника, приносящего в жертву самого себя. 6.Не рыдай Мене, Мати. Икона. Конец XVIII первая четверть XIX в. иконографическая композиция, представляющая Христа во гробе 8.Благое Молчание. Икона. Иван Дьяконов (?). XVII в. Изображение Христа до прихода к людям (воплощения) в виде крылатого юноши с восьмиконечным нимбом. нимбом 7.Добрый Пастырь. Икона. Греция. XX в. Спаситель изображён в виде пастуха, окружённого овцами, либо с заблудшей овцой за плечами.




Иконографический тип Оранта. Или «Знамение»Оранта Икона Великая Панагия. Ярославль. Около 1218 г Ора́нта (от лат. orans молящийся) один из основных типов изображения Богоматери, представляющий Её с поднятыми и раскинутыми в стороны руками раскрытыми ладонями наружу, то есть в традиционном жесте заступнической молитвы.лат.Богоматеримолитвы


2. Елеуса (греч. Ελεούσα милующая от έλεος сострадание, сочувствие), Умиление один из основных типов изображения Божией Матери в русской иконописи. Богородица изображена с Младенцем Христом, сидящим на Её руке и прижимающимся щекой к Её щеке. На иконах Богородицы Елеусы между Марией (символом и идеалом рода человеческого) и Богом-Сыном нет расстояния, их любовь безгранична. Икона прообразует крестную жертву Христа Спасителя как высшее выражение любви Бога к людям.греч.Божией Матери иконописиХристом Донская икона. Феофан Грек 1392 г. ГТГ Феофан Грек Владимирская иконаВладимирская икона Божией Матери. Византия. XII в.


3. Одиги́трия (греч. Οδηγητρια Указующая Путь), Путеводи́тельница один из наиболее распространённых типов изображения Богоматери с Младенцем. Отрок-Христос сидит на руках Богородицы, правой рукой Он благословляет, а левой держит свитокгреч.БогоматериХристос Смоленская Одигитрия Одигитрия из музея им. Андрея Рублёва










АНДРЕЙ РУБЛЁВ () Основоположник московской художественной школы. Молодость провёл в Троице- Сергиевой лавре, был монахом. Жил В Андрониковом монастыре, похоронен там же Расписывал фрески и иконостас для Благовещенской церкви Московского Кремля. (всё погибло) 1408 – расписывал заново Успенский собор во Владимире («Страшный суд», купол,своды) и иконостас для собора. В Звенигороде были найдены три иконы из деисусного чина. Незадолго до смерти расписал Троицкий собор Троице- Сергиева монастыря (не сохранились), но сохранилась икона «Троица». Причислен к лику святых. Спас из Звенигородского чина.


Особенности стиля: - Плавный, спокойный ритм линий, - округлые, непрерывные линии, -любимая краска – «голубец» сине-голубая лазурь, -Внутренняя мудрость, красота образов - Выразительные жесты иконы Звенигородского чина: архангел Михаил, апостол Павел ИКОНОГРАФИЧЕСКИЕ СИМВОЛЫ Гора – духовное восхождение Дерево – древо жизни, вечная жизнь Палаты – новостроительство, символ гармоничного строения Чаша – знак судьбы и жертвенности Круг – единство Св. Троица. Андрей Рублёв г – самая совершенная икона в истории древнерусской живописи.


Дионисий. Архангел. Фрагмент фрески церкви Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря ДИОНИСИЙ (ок) -не был монахом; - написал 87 образов для Иосифо- Волоколамского монастыря (не сохранились). - в 1482 писал иконы для Успенского собора Московского Кремля. Особенности стиля: -Удлинённые пропорции фигур, - яркие цвета фресок, - преимущественно светлые нежные краски в иконах, -легкие, как бы парящие в небе, невесомые образы, - музыкальность, нарядность

Слайд 1

Живопись Древней Руси

Урок литературы в 9 классе

Слайд 2

Цели урока:

Познакомиться с шедеврами древнерусской живописи и зодчества Узнать о жанрах искусства Узнать имена знаменитых древнерусских иконописцев

Слайд 5

Мозаика – монументальная живопись с помощью разноцветных кусочков слюды. Мозаичными панно украшались Византийские храмы и русские древние храмы, например, Собор Софии в Киеве. В алтарной части храма сохранилась мозаика 11 века «Богоматерь». В связи с набегами кочевников это искусство был утрачено.

Интерьер Киевской Софии

Мозаика Алтаря Киевской Софии

Слайд 6

Пётр Александрийский. Фреска церкви Спаса на Нередице в Новгороде. 1199

Роспись растительными красками на сырой штукатурке

Слайд 7

Станковая живопись, выполнялась на досках яичными красками. Иконопись нигде не была так популярна, как на Руси.

Слайд 8

Слайд 9

Богоматерь Оранта (Знамение)

Особенно на Руси любили изображать Богоматерь. Существовали различные виды изображений: Оранта, Умиление, Одигитрия, Троеручица и Панагия

Слайд 10

Богоматерь Знамение Царскосельская

Знамение, или Оранта, изображалась по пояс, с руками, разведёнными в стороны. В центре иконы изображался Иисус

Слайд 11

Одигитрия Синайская

Одигитрия также изображалась по пояс. На руках она держит младенца и указывает рукой на него

Слайд 12

Слайд 14

Слайд 15

Слайд 16

Слайд 17

Спас Нерукотворный

Это самое древнее из канонических изображений. Согласно легенде, первый образ Христа чудесно отпечатался на плате, поднесённом им к лицу. Этот плат обладал чудотворной силой – он исцелил от проказы царя города Эдессы Авгаря. Таким образом, создателем первой иконы был сам Христос. Первоначально Святой Плат хранился в Эдессе до 944 года, затем был перенесён в Константинополь.

Симон Ушаков

Слайд 18

Добрый пастырь

Второй древнейший образ Христа, уходящий корнями в античную живопись, - Добрый пастырь. В Евангелие от Иоанна написано: «Аз есмь пастырь добрый, пастырь добрый полагает жизнь свою за овец». Все иконы, изображающие доброго пастыря, относятся к эпохе раннего средневековья. В более поздние периоды изображения Доброго пастыря встречается редко.

Слайд 19

Христос-Эммануил

Много трогательных образов было создано в рамках этого канона. Эммануил («С еами Бог») – Христос в младенчестве. В Писании сказано: «И нарекут ему имя Эммануил» Маленького Христа обычно изображают со свитком в руке. Свиток подчёркивает, что пришёл именно тот, о ком говорили ветхозаветные пророки. В данном случае Христос изображён с открытым Евангелием в руке – как Судия на Страшном Суде.

Слайд 20

Христос - Пантократор

Наибольшее количество икон, фресок и мозаик создано в рамках этого канона. Серьёзный, суровый Пантократор («Вседержитель») будто обозревает землю с небес, говоря: «Аз есмь Альфа и Омега, кто Был, кто есть и кто будет, Всемогущий». Его глаза, кажется, смотрят не только на вас, но и через вас, призывая через его глаза смотреть на небеса. Согласно канону, в левой руке Христа – закрытое Евангелие, пальцы правой руки сложены таким образом, что образуют греческие символы «IC XC» (указательный и средний пальцы вверх». Обычно верхняя одежда Христа (гиматий) изображалась синей – это символ человеческого воплощения Христа; а рубаха (хитон) – красной, иногда лиловой – это символ божественной сущности Христа.

Слайд 21

Спас на Престоле

Спас на Престоле – разновидность Пантократора, изображение Царя Небесного Иерусалима. Христос в царских одеждах сидит на троне с открытым Евангелием в руке – символом Страшного Суда. Согласно этому канону, Христос изображается в сверкающей золотом или алой одежде, часто украшенной крестами. На голове часто изображают корону (митру). Фон иконы как правило золотой. Данную икону написал Симон Ушаков. Христос держит открытое Евангелие от Матфея, и можно прочитать такие слова: «Придите, вы, кого Отец мой благословил… Ибо когда я бывал голоден, вы давали мне еду; я был измучен жаждой, и вы поили меня вином; я был странником, и вы давали мне приют; я бывал раздет, и вы давали мне одежду…»

Слайд 22

Спас в Силах. Андрей Рублёв. 1410

Особый вид Спаса на Престоле – Спас в Силах – нашёл распространение в основном в русской иконописи. Христос в окружении ангельских сил также восседает на троне. На заднем плане русские иконописцы изображали наложенные друг на друга ромб или четырёхугольник интенсивного красного цвета (символ славы) и сине-зелёный овал.

Слайд 23

Спас Ярое око – икона середины 14 века

В русской иконописи периода Золотой Орды был весьма популярен Спас Ярое око. Этот лик как бы ссылка на слова Писания: «Не мир принёс вам, но меч». Это оплечное изображение Христа со скорбным ликом и яростными глазами. Данная икона из Успенского собора, который расписывали греческие мастера. Здесь видна энергичная светотеневая и цветовая моделировка объёмов. Художники пытаются изобразить энергичность святого.

Слайд 24

Феофан Грек. Христос Вседержитель

Феофан Грек стремится передать святого в момент религиозного подвига или экстаза. Его работам характерна экспрессия, внутренняя сила.

Слайд 25

Фрески Феофана Грека

Фрески Феофана Грека легко узнать по пастельным тонам и белым бликам, которые используются в изображении волос святых и драпировок их одежд. Линии достаточно резкие.

Слайд 26

Слайд 27

Святые Борис и Глеб. Феофан Грек. Житийная икона из Коломны.

Особую популярность получают иконы с изображением избранных святых. Особо почитались на Руси Николай Чудотворец, Святые Борис и Глеб.

Слайд 28

Феофан Грек «Преображение» Икона из Переяславля Залесского

Чудесное проявление божественной природы Христа, ошеломляющее апостолов и низвергающее их наземь, воплощено с поразительной энергией. Взволнованность и драматизм сочетаются с композиционной динамикой.

1 слайд

Живописцы древней Руси «И он, пишучи святую икону, только по субботам и по воскресеньям причащается пищи и с великим радением, бдением в тишине великой соверши ее» Архимандрит Пахомий

2 слайд

Феофан Грек Приехал в Новгород уже зрелым, сложившимся мастером из Византии. Он был последним представителем византийского искусства. Он был очень умен, образован, славился как мудрец и философ. До приезда в Новгород он расписал уже около 40 церквей.

3 слайд

4 слайд

«Преображение Господне» 1403г., Третьяковская галерея. Основная сцена композиции - фигура сияющего небесным светом Христа в окружении апостолов и явившихся на место события Илии и Моисея. Композицию дополняют сцены восхождения на Фаворскую гору и схождения с нее Иисуса с учениками. Их исполнение в меньшем масштабе зримо обозначает иное пространственно-временное действие. Выразительны фигуры упавших ниц Петра, Иоанна и Иакова в нижней части иконы. Они выражают разные эмоциональные состояния. Лишь Петр осмеливается смотреть на чудо. Иоанн открыл лицо, но не решается повернуться в сторону Учителя. Динамична выгнутая дугой поза лежащего Иакова, в страхе закрывшего лицо рукой. Его крупная фигура выдает в нем человека физически крепкого, но слабого духом, еще не готового к прозрению.

5 слайд

6 слайд

Богоматерь Донская 1392г., Третьяковская галерея Она была почитаемым образом Успенского собора Коломны, построенного накануне Куликовской битвы. Иван IV Грозный высоко чтил эту икону, заступницу русских воинов в Куликовской битве. Прославленная чудесами, она была перенесена по царскому указу в Благовещенский собор Московского Кремля. Младенец сидит с согнутыми обнаженными ниже колен ножками. Обращает на себя внимание своеобразный жест правой руки Марии, не направленной с молитвой к Сыну, но замершей у груди, чтобы поддержать ступни его ножек. Выражение мягкой задумчивости на лике Богородицы, смотрящей поверх Сына, характерно для икон типа «Умиление», подчеркивавших не сиюминутный, а сокрально-вневременной характер общения Пресвятой Девы Марии и Младенца.

7 слайд

По свидетельству летописи, Благовещенский собор Кремля был одним из трех храмов Москвы, расписанных Феофаном Греком.

8 слайд

9 слайд

Схема рядов: А. Местный ряд; Б. Пядничный ряд; В. Деисусный чин. Около 1405 г.; Г. Праздничный ряд. Около 1405 г.; Д. Пророческий ряд; Е. Праотеческий ряд

10 слайд

Апостол Пётр. 1405. Цикл деталей икон деисусного чина иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля

11 слайд

Иоанн Креститель. 1405 Цикл деталей икон деисусного чина иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля

12 слайд

Богоматерь. 1405 Цикл деталей икон деисусного чина иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля

13 слайд

Апостол Павел. 1405 Цикл деталей икон деисусного чина иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля

14 слайд

Архангел Гавриил. 1405 Цикл деталей икон деисусного чина иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля

15 слайд

16 слайд

Церковь Спаса Преображения на Ильине улице, Новгород. Первые фрески Феофана Грека в церкви Спаса Преображения в Новгороде были открыты около 1912 года. Уже тогда специалисты обратили внимание на высокое качество этих фресок. Так как живопись в церкви Спаса дошла до нас в виде случайных фрагментов, реконструкция системы росписи наталкивается на значительные трудности. Сюжеты многих погибших композиций, конечно, уже невосстановимы. Равным образом не всегда удается определить имена святых, представленных Феофаном. По счастливой случайности в церкви Спаса Преображения хорошо сохранились фрески, украшающие купол и простенки светового барабана.

17 слайд

В зеркале купола написано колоссальное оплечное изображение Христа Вседержителя. Он в сиренево-сером гиматии с оранжевыми складками и в красном хитоне. Большой нимб окружает главу Христа, которая является, естественно, наиболее выразительной частью этой фрески. Христос представлен в виде грозного божества. Он гневно взирает на расстилающуюся внизу землю. Персты правой руки как бы сжаты, в левой он держит закрытую книгу, которая, согласно «Откровению Иоанна Богослова», будет раскрыта в день Страшного суда. Надпись, опоясывающая изображение Христа, гласит: «... с небес призрел Господь на землю, чтобы услышать стон узников, разрешить сынов смерти, дабы возвещали на Сионе имя Господне...».

18 слайд

Архангелы представлены в рост. Они одеты в парадные дивитисии, украшенные лорами, и короткие боевые плащи. В правой руке они держат мерила, а в левой - большие сферы. Крупные надписи обозначают имена архангелов. Это, следовательно, цвет небесного воинства - гвардия, которой поручено охранять престол Вседержителя и служить посредником между небесной властью и родом человеческим.

19 слайд

Фреска Авель, 1378 Фрагмент фрески в Церкви Преображения, Ильина улица, Новгород Авель изображен с традиционным для иконографии этого святого ягненком в левой руке, так как он был «пастырь овец».

20 слайд

Ветхозаветная Троица, 1378; Фрагмент фрески в Церкви Преображения, Ильина улица, Новгород Сильно подчеркнутое положение ангела, восседающего в центре. Находящиеся при божественной трапезе Авраам (его изображение на фреске камеры утрачено) и Сарра, которые угощают и прислуживают ангелам. Феофан выбирает из трех элементов традиционного фона - палаты, дерева и скалы - только изображение дуба Мамврийского: его крона в виде сильно обобщенного темного пятна. Широко раскинутые мощные крылья среднего ангела, олицетворяющего Христа, как бы осеняют всю трапезу и ангелов, сидящих по бокам.

21 слайд

Три Столпника, 1378 Феофан изобразил пять столпников: по одному на гранях столпа и три фигуры на южной стене. Столпников писали на столпах или на других конструктивно важных, несущих частях здания, так как столпники, были подлинными столпами церкви, ее основанием и опорой. Они выражают мысль о незыблемости массива столпа и подпирают своды. Столпники восседают на высоких сооружениях, имеющих вид граненых башен с дверными отверстиями внизу и стилизованными капителями наверху. Первым слева представлен Давид. Следующий столпник – Даниил. атем, уже в числе трех столпников, чьи изображения написаны на южной стене, мы видим двух Симеонов. Последним в ряду столпников изображен Алимпий.

22 слайд

Столпники Давид. Греки не знают столпника с таким именем, но известен преподобный Давид, родом из Месопотамии. В Салониках, подобно столпникам, он три года провел на миндальном дереве, коченея от мороза и страдая от зноя, чтобы ему открылась благодать божия. Даниил. Выходец из Месопотамии, совершал свои подвиги и благодеяния в окрестностях Константинополя. Первый Симеон, родом из Киликии, основатель столпничества как особого вида отшельничества, предавался стоянию на столпе. Некий Антоний, взявшийся написать житие этого святого, испытал большие затруднения при выполнении своей задачи, так как деяния Симеона были столь необычными и настолько превышали способности человеческой природы, что легко могли показаться «баснословными и недостоверными». Орошаемый дождями, осыпаемый снегом и палимый зноем, он совершал свои подвиги в течение сорока семи лет, за что был удостоен особой благодати. Другой Симеон, был прозван Дивногорцем, так как гора, на которой стоял этот святой носила имя Дивной. Алимпий. Наставляемый ангелом, этот святой находился в пустыне и на столпе пятьдесят три года, причем легенда о нем добавляет, что последние четырнадцать лет своей жизни из-за болезни ног Алимпий не стоял, а уже лежал на столпе, испытывая мучения, но благословляя Бога.

23 слайд

Каковы же основные черты живописи Феофана Грека? Идейную основу живописи Феофана составляет мысль о всеобщей греховности, в результате которой человек оказался настолько удаленным от Бога, что может только со страхом и ужасом ожидать прихода Судьи. Вспомним, Вседержителя – его лик – это воплощение карательной силы. А все посредники – праотцы, пророки, столпники – строгие аскеты, с суровыми лицами и величественными жестами. Каждый из них устремляет свой духовный взор внутрь себя. Суров и колорит красок: темно-желтый, коричневый, красновато-розовый, зеленовато-синий. Концепция трагизма, мрачной безысходности, нагнетения обстановки, призыв молиться и просить о прощении грехов.

Искусство

Составитель Ладова Л.А., 2015 г.



Крещение Руси

Древняя славянская культура + Византийская культура

ДРЕВНЕРУССКАЯ КУЛЬТУРА


КРЕЩЕНИЕ РУСИ

Строительство храмов письменность

роспись храмов

АРХИТЕКТУРА ЖИВОПИСЬ ЛИТЕРАТУРА


Основная часть территории Северо-Восточной Руси, лежащая в междуречье Оки и Волги, входила во Владимиро-Суздальское княжество.

В 1158-1164 гг. при князе Юрии Долгоруком начинается возведение вокруг Владимира крепостных стен, особо выделялись каменные проездные башни – Серебряные и Золотые ворота . Одновременно закладывается собор Успения Богоматери . Это был большой одноглавый храм. В качестве строительного материала зодчие использовали белокаменные блоки и туф. Резьба по камню – отличительная черта владимирских храмов. В интерьере храма было много драгоценных икон в золотых окладах, стены украшала фресковая живопись.


Древнерусское зодчество при наличии большой монументальности характеризуется чрезвычайной пластичностью форм, ощущением их спокойствия и незыблемости, соизмеримостью с размерами человека, его масштабами и потребностями.

_______________________________________ ______

Характерной чертой, роднящей всю архитектуру той поры,было органическое сочетание архитектурных сооружений с природным ландшафтом.


Собор святой Софии в Киеве (София Киевская)

Архитектура – душа народа, воплощенная в камне



Золотые ворота в Киеве

Магдебургские ворота в Новгороде


Церковь Бориса и Глеба в Кидекше 1152г.

Во Владимиро-Суздальском княжестве, начиная с достаточно скромных в декоративном отношении построек Юрия Долгорукого типа церкви Бориса и Глеба в Кидекше, складывалась самобытная, яркая архитектура, отличавшаяся особенным изяществом пропорций и нарядностью внешнего декора, в частности, виртуозной резьбой по белому камню.

Успенский собор во Владимире 1185-1189

Особенно активно каменное строительство велось во Владимире.

В строительную артель, кроме местных мастеров, входили западноевропейские, присланные императором Фридрихом Барбароссой.

Наиболее крупным объектом был Успенский собор города Владимира (1158-1160 гг., перестроен в 1185-1189 гг.), отличавшийся как от киевских, так и от ранних памятников Северо-Восточной Руси.

Это белокаменный храм стройных пропорций и крупных размеров, украшенный роскошными резными перспективными порталами, аркатурно-колончатым поясом, сложно профилированными пилястрами.

Успенский собор был свидетелем быстрого расцвета Владимиро-Суздальской Руси и ее жесточайшего разорения полчищами татаро-монгольских захватчиков.

Именно в Успенском соборе были составлены первые владимирские летописи , у алтаря Успенского собора возводились на княжение полководцы Александр Невский , Дмитрий Донской и другие владимирские и московские князья.

В первой четверти 14 века Успенский собор был главным храмом Руси .

Внутри сохранились фрески мастеров 12 века, иконописцев 15 века Андрея Рублева и Даниила Черного.


Церковь Покрова на Нерли 1165г.

С военными походами владимирских князей связана церковь Покрова на Нерли , заложенная в километре от Боголюбова (загородная княжеская резиденция) у впадении Нерли в Клязьму в память о сыне Андрея Боголюбского Изяславе, умершем от ран.


После монголо-татарского разорения русская архитектура переживала пору упадка и застоя. Монументальное строительство прекратилось на полстолетия, кадры строителей, по существу, были уничтожены, подорвана и техническая преемственность. Поэтому в конце 13 века во многом приходилось начинать сначала.

Строительство теперь сосредоточилось в двух основных районах: на северо-западе (Новгород и Псков ) и в древней Владимирской земле (Москва и Тверь ).

На смену плинфе пришел дешевый плитняк , который в сочетании с валунами и кирпичом формировал неповторимо пластичные силуэты новгородских построек.

____________________________________________________


КАНОН – правило изображения и размещения святых образов в интерьере храма.

ФРЕСКА – роспись стен водяными красками по сырой штукатурке.

МОЗАИКА – изображение или орнамент из отдельных, плотно пригнанных друг к другу разноцветных кусочков стекла, цветных камней, металлов, эмали и т.д.




Христос Вседержитель (собор св. Софии Киевской

Богоматерь Оранта (собор св. Софии Киевской


Благовещение «Устюжское» . XII век.

Апостолы Пётр и Павел . Икона середины XI века. Новгородский музей.


Боголюбская икона Богоматери. XII век. Княгинин монастырь во Владимире.

Спас Нерукотворный. Около 1191 года.