Моб готовность вс ссср действующий резерв. Мобилизационный резерв вс рф - секретный пункт указа

Военное ведомство серьезно озаботилось мобилизационными возможностями страны. Как заявил заместитель начальника Генштаба Василий Смирнов, в минобороны разработан законопроект, в корне меняющий систему пребывания российских граждан в запасе.

Детально обнародовать свои предложения генералы не торопятся. Зато известно, что речь идет о создании в России абсолютно новой структуры - мобилизационного резерва. Условно говоря, это будет второй фронт, который армейское командование призовет под свои знамена во время войны, крупных учений или чрезвычайных ситуаций. Кроме того, в Вооруженных силах могут появиться части, где на временной основе будут служить бывшие солдаты-срочники.

Принудительно загонять их в казарму военные не собираются, отрывать от дома и работы на длительный срок - тоже. Законопроект предусматривает добровольное вхождение запасников в резервное войско. Выглядеть это может следующим образом. Перед увольнением из армии командир предложит дембелю-призывнику подписать контракт, по которому вчерашний боец обязуется время от времени возвращаться в строй.

Чтобы заинтересовать человека службой в резерве, минобороны станет ежемесячно платить резервисту некую сумму. Сколько именно - генералы пока не уточняют. Главное, что кошелек запасника хотят пополнять вне зависимости от того, работает он в данную минуту или находится в воинской части.

Размер армейского вознаграждения и срок контракта, по-видимому, будет зависеть от воинской специальности и квалификации резервиста. Людям с дефицитными в войсках профессиями, скажем, операторам зенитных ракетных комплексов ПВО, наверняка положат больше. Ремонтникам или водителям, скорее всего, поменьше. Зато последним не придется надолго покидать семью для армейской переподготовки. Освоить "баранку" нового военного грузовика или бронетранспортера все же проще, чем вникнуть в хитросплетения электронного мозга системы ПВО. Возможно, что с некоторыми категориями бывших солдат заключать контракт вообще не потребуется. К чему платить деньги рядовому стрелку, если его огневые и тактические навыки легко восстановить на краткосрочных военных сборах.

Учитывая, что "технологичные" должности в войсках скоро займут солдаты-профи, вербовкой их гражданских дублеров на службу в резерве займутся военкоматы. В нашем запасном войске успешных бизнесменов и богатых людей - единицы. Поэтому генералы надеются, что материальная заинтересованность и традиционно благожелательное отношение к армии вчерашних солдат заставит откликнуться на инициативу минобороны немалое количество опытных военспецов. Вызывать их на переподготовку планируют всего раз в год. Так что потеря работы резервистам не грозит. Тем более что по действующему законодательству увольнять таких сотрудников запрещается. Этот запрет в новом документе наверняка сохранится. Как и обязанность работодателей выплачивать временно убывшим в армию подчиненным среднемесячную получку.

Принципиально новым моментом в жизни резервистов может стать их временная служба на некоторых объектах минобороны. В обычных гарнизонах их не ждут. После перевода всех воинских частей в категорию постоянной готовности дивизии и бригады на сто процентов укомплектовали призывниками и контрактниками.

Однако кое-где вместо сокращенных полков оставили базы хранения вооружения и военной техники. Этот арсенал задействуют при развертывании Вооруженных сил в угрожающий период. Однако, чтобы бронемашины после долгой "спячки" ездили и стреляли, ракеты взлетали в воздух, а самолеты поднимались в небо, все это хозяйство надо поддерживать в боеготовом состоянии. Такую задачу как раз и хотят возложить на резервистов.

Как заметил Василий Смирнов, в штате каждой базы хранения есть 6 военных должностей и несколько гражданских. Смысла назначать туда военных профессионалов в Генштабе не видят - они нужны в линейных частях. Комплектовать базы новобранцами - себе дороже: солдаты-неумехи только испортят технику. А вот держать на ротационной основе опытных специалистов резерва - самое то.

Другой мобилизационной новацией может стать привлечение бывших солдат к ликвидации последствий техногенных катастроф и природных катаклизмов.

Свежий взгляд на организацию армейской службы и подготовку мобилизационного резерва руководство минобороны первоначально хотело изложить в двух новых законах - о военной службе и о воинской обязанности. Однако желание генералов развести призывные и служебные вопросы не нашло поддержки. В итоге Госдума будет рассматривать единый законопроект.

Формирование резерва - общепринятая практика ведущих западных стран. Его штат в Германии, Франции, Великобритании и США превышает численность вооруженных сил. К примеру, в Америке роль "второго фронта" играет Национальная гвардия. Кроме того, собственными людскими запасами обладают армия и ВВС. В министерстве ВМС резерв поделен между , морской пехотой и береговой охраной.

Службу в резерве американцы проходят добровольно, обязательно подписывая с военными контракт.

Между тем

Не исключено, что к мобилизационным инициативам Генштаба у депутатов возникнут вопросы. Тем более что среди законодателей есть сторонники других вариантов формирования военного резерва. В том числе - по типу белорусского. В этой стране уже 6 лет практикуется следующая схема подготовки "второго фронта". Туда набирают не бывших военнослужащих, а призывную молодежь. Человеку достаточно написать заявление в военкомат с подробным объяснением причин невозможности проходить обычную службу солдатом. Затем получить у медиков справку о хорошем здоровье. Если аргументы заявителя в комиссариате сочтут вескими, его зачислят в мобилизационный резерв. Служба там проходит фактически без отрыва от основной работы. Призывника в течение года, двух или трех лет (срок зависит от его образования и уровня военной подготовки) вызывают на учебу по военно-учетной специальности в одну из армейских частей. Затем наступает этап длительного пребывания в резерве с эпизодической переподготовкой на военных сборах.

Схема выглядит привлекательной. Однако есть серьезный аргумент против ее внедрения в российскую практику. Службу в резерве соседи ввели из-за избытка призывников, которых можно поставить в действующий строй. У нас в стране, как известно, новобранцев всегда не хватает.

Российская армия начала полномасштабное формирование мобилизационного резерва. Солдаты и офицеры запаса, заключившие с Минобороны контракт, должны будут каждый месяц посещать специальные занятия и ежегодно проходить военные сборы. Взамен государство гарантирует им ежемесячные выплаты и ряд компенсаций. В случае объявления особого периода резервистами доукомплектуют существующие части, их также используют для формирования новых. Военные эксперты считают, что реформа укрепит обороноспособность страны.

В Министерстве обороны «Известиям» рассказали, что c нынешнего года система мобилизационного резерва начинает работать в полном объеме на всей территории России. Необходимые нормативные акты для начала реформы уже приняты. Ранее ведомство провело эксперимент в отдельных регионах. Он продлился почти два года. Его результаты признаны успешными.

В 2015 году президент России подписал указ «О создании мобилизационного людского резерва Вооруженных сил РФ». Механизм привлечения россиян в новые структуры и условия заключаемых с ними контрактов описаны в законе «О воинской обязанности и военной службе». Там указано, что резервистами могут стать солдаты и офицеры запаса, прошедшие медкомиссию.

За формирование резерва отвечают военкоматы. Еще не все из них начали соответствующую работу. Однако, к примеру, набор желающих уже идет в Ростовской области - в военкомате города Новошахтинск военнослужащий запаса может заключить контракт на службу в резерве.

- Для этого надо явиться в военкомат, имея при себе паспорт и военный билет, - рассказали «Известиям» в военкомате Новошахтинска. - Военнослужащий резерва должен учиться 2–3 дня в месяц и проходить ежегодные сборы длительностью от 20 до 30 дней.

Призвать на службу такого человека могут в любой момент: при объявлении особого или угрожаемого периода, в случае крупных учений, чрезвычайных ситуаций или просто острого дефицита военных специалистов в частях.

Вопрос о создании организованного мобилизационного резерва поднимался давно, - рассказал «Известиям» военный эксперт Виктор Мураховский. - Новая система позволит подготовить и поддерживать в боевой готовности высококвалифицированные кадры, обеспечить быструю переброску личного состава на театры военных действий, где необходимо развернуть новые соединения, но местного мобресурса не хватает.

В частности, по его словам, новая система привлечения кадров увеличит обороноспособность Дальнего Востока. В частях этого региона есть техника, но существует дефицит кадров.

Оклад и деньги за постой

Поступающие в резерв солдаты и офицеры запаса подписывают контракт на три, пять или более лет. При заключении нового соглашения россиянин получает единовременную выплату: при трехлетнем сроке - в размере оклада, для пяти и более лет - в полтора раза больше.

Зарплата резервиста будет складываться из должностного оклада, выплат за звание и регионального коэффициента. Например, командиру взвода в звании старшего лейтенанта в центральной части России начислят 27,5 тыс.рублей. Командиру отделения в звании сержанта в Кемеровской области (региональная надбавка - 30%) - 25,3 тыс.

Правда, в полном объеме эти деньги выплачиваются только во время сборов. В остальной период, 11 месяцев в году, резервистам будут платить 12% от оклада. Старший лейтенант из Центральной России получит 3,3 тыс. рублей в месяц, сержант из Кемеровской области - 3,036 тыс. рублей.

Такой порядок выплат предусмотрен постановлением правительства России «Об установлении размера месячного оклада гражданам РФ, пребывающим в мобилизационном людском резерве, за исключением периода прохождения военных сборов» от 23 декабря 2015 года.

Во время сборов государство гарантирует резервисту сохранение средней зарплаты или стипендии. Также оно возьмет на себя расходы по найму жилья, командировочные, оплату проезда на сборы и возвращение домой.

Предусмотрены и надбавки за выслугу лет. Например, через три года после зачисления резервисты смогут дополнительно получать 10% от оклада. С годами выплаты будут увеличиваться. Максимальную надбавку - 50% - начислят после 20 лет непрерывного нахождения в резерве.

Как это работает

Резервиста припишут к конкретной воинской части или Центру обеспечения мобилизационного развертывания (ЦОМР), где он будет проходить сборы.

Есть такие понятия - текущий и временный некомплект (ТНК и ВНК), - рассказал «Известиям» военный эксперт Владислав Шурыгин. - К примеру, военнослужащий перевелся на другое место службы, а на его место еще никого не назначили. Это временный некомплект. Если человек заболел и уже не сможет выполнять свои обязанности - это текущий некомплект. ТНК и ВНК серьезно влияют на боеспособность воинской части. К примеру, в батальоне может не хватать командира роты, нескольких стрелков-пулеметчиков и механиков-водителей. Их отсутствие серьезно сказывается на способности батальона выполнять боевую задачу. Также есть должности, которые вводятся только в случае войны. К примеру, помощник пулеметчика или заряжающий миномета. В мирное время они не нужны, но в бою становятся критически важными.

Замещать ТНК и ВНК будут мобрезервисты, заключившие контракт с воинской частью. Другой их задачей станет восполнение потерь в военное время.

Базы хранения уходят в прошлое

Будут расформированы базы хранения и ремонта военной техники (БХиРВТ), где годами стоят танки, БТР и другая техника, предназначенная для комплектования частей в случае мобилизации. В Сухопутных войсках до недавнего момента существовало более 40 таких баз (14 из них - мотострелковые).

Сейчас к БХиРВТ приписывается мобилизационный резерв личного состава, - рассказал «Известиям» Виктор Мураховский. - Солдаты и офицеры запаса должны явиться на базу в случае объявления особого периода.Такая система имеет свои минусы. Например, есть вопросы по комплектованию и слаживанию частей, трудно найти специалистов ПВО, инженерных и танковых войск.

Кроме того, сейчас в штатном расписании БХиРВТ числится не более 10 человек. Такое количество личного состава не позволяло поддерживать технику в должном состоянии.

Реорганизация мотострелковых БХиРВТ уже началась. Около трети из них закрыты. К примеру, в Новосибирской области перестала действовать 103-я БХиРВТ. Об этом «Известиям» рассказали офицеры частей, служащих на Шиловском полигоне - там раньше располагалась база.

Воинская часть 30654 (она же 104-я БХиРВТ из города Бийска Алтайского края) и в/ч 92910 (245-я БХиРВТ из Лесозаводска Приморского края) в базе данных «СПАРК-Интерфакс» числятся как «не действующие». Это означает что части как юридические лица перестали существовать, а их банковские счета закрыты.

Новые центры для резервистов

В созданных на базе БХиРВТ ЦОМРах будут и хранить технику, и обучать резервистов. В случае необходимости центры преобразуют в «полнокровные» воинские части и соединения. Для ЦОМРов построят новую современную инфраструктуру.

В 2016 году Минобороны заключило контракт на проектирование новой БХиРВТ на Сахалине. Проект иллюстрирует, как может выглядеть Центр обеспечения мобилизационного развертывания.

В селе Дачное планируется построить военный городок. Там появится зона парковки площадью 700 тыс. кв. м, казарма для размещения 521 солдата и сержанта, штабное и учебное здания, склады для имущества и ракетно-артиллерийского вооружения, отапливаемые хранилища на 1,2 тыс. машино-мест. Будут оборудованы зоны хранения и ремонта техники.

Такая инфраструктура позволит в случае сборов разместить на базе батальон резервистов, провести учения и плановое обслуживание техники их силами.

В зарубежных странах есть аналоги создаваемой в России системы. Так, в США армия в случае возможной угрозы будет черпать личный состав из частей Национальной гвардии и армейского резерва. В Швейцарии организованный резерв составляет большую часть вооруженных сил - эти люди готовы по первому требованию прибыть в воинскую часть.

Если завтра война

Минобороны работает над проектом создания нескольких резервных армий, которые планируется сформировать в нашей стране в ближайшем будущем, рассказал сегодня «Известиям» зампредседателя комитета по обороне Госдумы Франц Клинцевич. Их личный состав, работая на своих предприятиях, будет периодически участвовать в военных сборах, а также ежемесячно получать доплату за пребывание в резервной армии. Резервисты будут готовы в любой момент прийти на свой сборный пункт, получить оружие и принять участие в заранее определенном сформированном подразделении.

Записаться в резервные армии смогут военнослужащие, закончившие срочную или контрактную службу. За ними будут закреплены места в воинской части. Проходя сборы, резервисты будут лучше готовы к учениям, сборам и реальной войне.

В качестве примера использования активного резерва приводится опыт США: демобилизовавшийся военный сразу или вскоре после увольнения из армии или ВВС заключает с Пентагоном контракт о регулярном участии в военных сборах и раз в неделю посещает занятия по боевой подготовке. Этот контингент составляет национальную гвардию, которая является видом вооруженных сил. Она может быть использована наравне с внутренними войсками в чрезвычайных ситуациях по распоряжению губернатора штата. Ее также используют в зарубежных военных действиях по решению президента США. Так, в Ираке и Афганистане, по подсчетам специалистов, участвовало более 300 тыс национальных гвардейцев.

Впрочем, госдепутат, пожалуй, слишком оптимистичен в прогнозах насчет «армий резервистов». Два года назад в Минобороны говорили только об эксперименте на базе Западного военного округа, планировалось, что численность «армии резервистов», возможно, составит 8600 человек.

Два года спустя

Эффективный резерв – многодесятилетняя мечта Минобороны нашей страны, потому что это тоже показатель боеготовности любой страны.

Резерв и военные сборов были в СССР и чем дальше, тем больше теряли эффективность. Призвать на сборы могли один раз в жизни, а могли и вовсе не призвать. В цене были водители – их вместо сборов задействовали на уборочном фронте в сельском хозяйстве. С толком проходили сборы танкисты. Остальные «партизаны», как называли резервистов, обычно были допнагрузкой для воинских частей. Эффективность отечественного резерва в конце концов свелась к нулю.

О постоянном, контрактном резерве активно заговорили несколько лет назад. В 2008 году Генштаб Вооруженных сил РФ сообщал, что «в ближайшее время» пройдет апробация новой системы подготовки и накопления «мобресурсов» на контрактной основе. Ежемесячные доплаты тогда называли на уровне 7 тыс рублей.

В 2012 году законопроект о мобилизационном резерве обсуждался с апреля по декабрь и под Новый год, 30 декабря, закон был принят. Таким образом, если проект создания «резервных армий» в Минобороне и обсуждается, то это значит, что он приступает к выполнению закона, принятому почти два года назад. В марте 2013 года правительство утвердило Положение о порядке пребывания граждан Российской Федерации в мобилизационном людском резерве.

Резервный конкурс

Резервистов закон делит на две группы. Те, кто заключает контракт – «мобилизационный людской резерв». Остальные – «мобилизационный людской ресурс».

Процедура поступления в резерв подробно прописана: заявление в военно-учетный отдел, характеристика, «добро» медкомиссии, аттестация. Аттестацию надо проходить в воинской части, куда отправляют кандидата в резерв (дорогу оплатят за счет Минобороны). Решение о приеме кандидата или отказе принимает комиссия воинской части после квалификационного экзамена. Могут и отказать. По мнению авторов закона и положения, на резервные должности, звания могут быть и конкурсы. Контракт заключает командир части, которому предписывается «всестороннее изучение резервиста».

Срок контракта . По закону контракт можно заключать не менее чем на три года.

Возрастной порог : для солдат, матросов, сержантов, старшин, прапорщиков и мичманов – до 42 лет, для младшего лейтенанта, лейтенанта, старшего лейтенанта, капитана, капитан-лейтенанта – до 47 лет, для майора, капитана 3 ранга, подполковника, капитана 2 ранга – до 52 лет. Полковникам, капитанам 1 ранга можно заключать контракт до 57 лет.

Деньги : месячный оклад, коэффициент за высокогорье, север и пр., за новый контракт – единовременная выплата. За непрерывное пребывание в резерве, начиная со второго контракта - надбавки от 10 до 50%.

Размер оклада не может быть ниже 10% размера оклада по воинской должности, по которой гражданин приписан к воинской части (предназначен в специальное формирование), и размера оклада по воинскому званию.

На сборах должны выплачиваться оклад по воинской должности, предусмотренной штатом воинской части, и оклад по воинскому званию, командировочные при доставке к месту сборов, а на работе сохраняется средняя зарплата (стипендия) и, естественно, само место работы (учебы).

Льготы. Можно бесплатно пройти профессиональную подготовку, переподготовку и повысить квалификацию в военных образовательных учреждениях, но на условиях, которые определяются Министерством обороны.

Возможно, в новом варианте российский резерв приобретет новое качество. Материальная заинтересованность активных резервистов, система сохранения и повышения их квалификации могут хотя бы отчасти осуществить давнюю мечту Минобороны. Отчасти – потому, что система подготовки и призыва на сборы, похоже, не обеспечит массовости «резервных армий», о которых сообщил депутат Госдумы.

Вы случайно не резервист?

Наверняка этот проект встретит скрытое сопротивление работодателей и осложнит их отношения с наемными сотрудниками. Не случайно, некоторые эксперты предлагают вербовать резервистов в первую очередь с предприятий ВПК, работающих в тесном контакте с Минобороны.

Пожалуй, самым слабым местом системы мобрезерва является туманность сроков отсутствия резервистов на основном рабочем месте. В октябре 2013-го в Положение о проведении сборов правительство внесло дополнение «Тренировочные занятия», которые должны проходить «в соответствии с требованиями программ боевой подготовки». Когда и как часто будут проходить тренировки – вопрос открытый.

Сейчас потенциальный гражданский начальник может запросто поинтересоваться у женщины, претендующей на вакантное место, а не собирается ли она в декрет в обозримом будущем, если да, то – до свидания. Такая дискриминация преследуется по закону, но она не афишируется, отказать от места повод найдется. Теперь начальники будут спрашивать у мужчин: не является ли он платным резервистом с гарантией регулярных военных сборов и тренировок.

Максимальный срок пребывания квалифицированного резервиста-контрактника ограничивается только его возрастом и может превышать более 20 лет.

Минобороны при обсуждении закона отмечало, что сборы будут проходить каждый год по две недели (чтобы резервистов не отрывать надолго от работы) плюс тренировки. Однако в положении о мобрезерве общая продолжительность военных сборов, к которым можно привлекать человека за все время пребывания в резерве, лимит сборов сформулирован иначе: он не может превышать 24 месяцев.

Работодатель считает: если исходить из 20 лет и более стажа контрактника, то выйдет среднем по два месяца в год (с сохранением зарплаты и стажа) плюс тренировки (с сохранением зарплаты и стажа). Если бы законодатели указали не 24 месяца сборов за всю карьеру резервиста, а указали годовой предел, стабильности стало бы больше. Кстати, первые желающие попасть на такой вид службы узнавали, что за три года срок «отрыва от производства» не превысит 120 дней. Заявления минобороны, конечно, дорогого стоят, но закон есть закон.

Эксперимент идет к концу

Для сравнения система подготовки резервистов нацгвардии США ясна и понятна: 48 занятий по четыре часа в течение года в учебных центрах, то есть практически каждые выходные – военная подготовка плюс трехнедельные сборы, командно-штабные и войсковые учения, проводимые совместно с войсками регулярной армии.

Минобороны РФ сети учебных центров не имеет, поэтому резервистами по закону должны заниматься командиры воинских частей. Первое экспериментальное подразделение создали в Хакасии. Также было объявлено, что опыт проведут и на базе одного из войсковых формирований в Сибири.

Подходит срок огласить результаты эксперимента с привлечением на контракт резервистов. Не исключено, что в законе, положениях о мобилизационном резерве появится новые поправки.

Справка ЛН. Мобилизационному резерву посвящены, в частности, «Положение о порядке пребывания граждан Российской Федерации в мобилизационном людском резерве», правительственное постановление о тренировочных занятиях резервистов-контрактников «О внесении изменений в Положение о проведении военных сборов» и базовый документ – федеральный закон №288 от 30 декабря 2012 года. Этим законом внесены изменения в законы «Об обороне», «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации», «О воинской обязанности и военной службе», «О статусе военнослужащих».

Нарастающее геополитическое напряжение в регионе послужило причиной того, что российское руководство впервые за много лет всерьёз заговорило о модернизации армии резервистов, точнее - о создании принципиально нового управленческого института, специализирующегося на изучении и организации мобилизационного потенциала страны. Сейчас ещё сложно говорить о реальных сроках реализации проекта. Да, принят соответствующий закон, опубликован указ Президента. Но маховик системы только-только набирает ход.

Многие эксперты, как, впрочем, и простые граждане, уже сегодня интересуются нюансами данной программы. И главный вопрос, поднимаемый на всех уровнях - это, конечно же, возраст резервистов в Российской армии. По мнению военных аналитиков, спекуляции на эту тему в средствах массовой информации привели к тому, что объективные сведения затерялись на общем фоне подаваемой картины дня. Как следствие, возникла острая необходимость в проведении разъяснительной беседы с акцентированной расстановкой всех точек над «i».

Формирование армии резервистов: потенциальные претенденты

Согласно указу Президента, призыву на военные сборы в обязательном порядке подлежат следующие категории граждан:

  • лица, уволенные в запас ВС РФ;
  • бывшие студенты вузов, которые прошли комплексную подготовку на и получили офицерские звания;
  • мужчины, не прошедшие службу в рядах Российской армии по причине освобождения от призыва;
  • женщины с военно-учётной специальностью;
  • лица, имевшие на момент призыва отсрочку, а также те, кто получил право несения альтернативной ;
  • военнослужащие, уволенные без постановки на учёт.

Кроме того, отдельным положением указа определён максимальный возраст, до которого будут набирать резервистов в России - 60 лет.

Цель реорганизации системы подготовки резервистов

Стартовавшая в прошлом году реформа имеет далеко идущие планы. Первоочередная задача состоит в том, чтобы устранить присущую современной Российской армии бюрократическую неразбериху, а в перспективе - сделать из резервистов этаких универсальных солдат, способных встать в строй в считанные часы без потери функциональности и управляемости подразделений.

Но амбиции руководства Генштаба этим не ограничиваются.

Главная идея заключается в том, чтобы вывести резервные войска на новую ступень эволюции: установить между действующими боевыми соединениями и тыловиками такой уровень взаимопонимания, при котором в случае начала реальных боевых действий не придётся заниматься перепрофилированием личного состава. Проще говоря, на военных сборах будет культивироваться политика воспитания «многовекторного» солдата и офицера-специалиста, в равной степени подготовленного как для решения сугубо боевых задач, так и для выполнения функций, присущих гражданским силовым структурам.

Поскольку «универсализация» человека подразумевает длительный процесс обучения, то уже сейчас в Администрации Президента, в Правительстве и в обеих палатах Парламента ведутся жёсткие дискуссии относительно того, каким через 10-15 лет должен быть средний возраст резервистов в Российской армии: 20-34 года, как в большинстве западных стран, либо 30-45.

Военные сборы: учения или всё же боевой опыт?

Программа военных сборов - это не константа. Даже в течение одного календарного года для одних и тех же видов войск могут быть составлены абсолютно разные тренировочные алгоритмы.

Ситуация в мире постоянно меняется, поэтому выстраивать учения по одной и той же схеме было бы неправильно. Да и возраст резервистов в Российской армии, конечно же, играет свою роль. Люди, поотвыкшие от тягот и лишений срочной службы, далеко не всегда могут с первого раза выполнить норматив, который специальным образом просчитывался под физические возможности здорового двадцатилетнего парня. И это ещё одна причина призадуматься о том, не начать ли омоложение армии резервистов.

Постановлением Правительства РФ от 03.09.2015 N 933 утверждено Положение о порядке пребывания граждан РФ в мобилизационном людском резерве (далее - Положение N 933). В статье рассмотрены порядок зачисления в мобилизационный резерв и порядок исключения из него.

В соответствии со ст. 51.2 Федерального закона N 53-ФЗ*(1) для мобилизационного развертывания Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов создаются:
- запас Вооруженных Сил РФ;
- запас Службы внешней разведки РФ;
- запас Федеральной службы безопасности РФ.
Данные запасы предназначены для укомплектования соединений, воинских частей Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, а также специальных формирований в период мобилизации, приведения их в боевую готовность и в военное время.
Запас состоит из мобилизационного людского резерва и мобилизационного людского ресурса.

Примечание. В соответствии с п. 3 Положения N 933 поступление граждан в резерв осуществляется путем заключения контракта.

В соответствии с п. 4 Указа Президента РФ от 17.07.2015 N 370 "О создании мобилизационного людского резерва Вооруженных Сил РФ" финансирование мероприятий, связанных с формированием резерва, осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете Минобороны.

Организация мероприятий по обеспечению комплектования мобилизационного резерва возложена на военные комиссариаты.
Отметим, что в соответствии с положениями ст. 57.4 Федерального закона N 53-Ф3 контракт о пребывании в резерве может быть заключен с гражданином, не имеющим гражданства (подданства) иностранного государства, пребывающим в запасе, ранее проходившим военную службу и имеющим воинское звание:
- солдата, матроса, сержанта, старшины, прапорщика и мичмана, - в возрасте до 42 лет;
- младшего лейтенанта, лейтенанта, старшего лейтенанта, капитана, капитан-лейтенанта, - в возрасте до 47 лет;
- майора, капитана 3-го ранга, подполковника, капитана 2-го ранга, - в возрасте до 52 лет;
- полковника, капитана 1-го ранга, - в возрасте до 57 лет.
Кроме того, заключение контракта возможно с лицами, завершившими обучение на военной кафедре в государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования в течение 15 лет после зачисления в запас с присвоением воинского звания офицера.
Для заключения контракта гражданин, изъявивший желание его заключить, подает заявление в военный комиссариат, где он состоит на воинском учете, или заявление и документы, перечень которых приведен в п. 11 Положения N 933, в воинскую часть.
В течение месяца данное заявление должно быть рассмотрено, принято решение о проведении медицинского освидетельствования кандидата и рассмотрении его кандидатуры комиссией отдела по отбору граждан, поступающих в резерв (п. 14 Положения N 933).
Далее кандидат, признанный комиссией соответствующим требованиям, установленным Федеральным законом N 53-Ф3 для зачисления в резерв, получает от начальника отдела соответствующее предписание и направляется в воинскую часть для заключения контракта (п. 19 Положения N 933). На время следования гражданин обеспечивается воинскими перевозочными документами до пункта назначения и обратно.
По прибытии в воинскую часть между гражданином РФ и Минобороны в лице командира (начальника) воинской части заключается контракт.
Контракт составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается заключившими его лицами. Подпись соответствующего должностного лица, подписавшего контракт, скрепляется гербовой печатью воинской части.
Первый экземпляр контракта после вступления его в силу прикладывается к личному делу резервиста, которое хранится в воинской части, второй экземпляр выдается гражданину на руки.
Обращаем внимание, что в соответствии со ст. 57.3 Федерального закона N 53-ФЗ первый контракт о пребывании в резерве заключается на три года.
Новый контракт о пребывании в резерве может заключаться на три года, пять лет либо на меньший срок - до наступления предельного возраста пребывания в резерве.

В соответствии с п. 24 Положения N 933 в целях всесторонней и объективной оценки резервиста, определения его предназначения, соответствия занимаемой воинской должности и перспектив дальнейшего пребывания в резерве проводится аттестация.
Основными ее задачами являются:
- определение соответствия резервиста занимаемой воинской должности и перспектив его дальнейшего пребывания в резерве;
- подбор резервиста для назначения на воинскую должность и определение целесообразности заключения нового контракта;
- представление резервиста к награждению ведомственными и государственными наградами РФ;
- рассмотрение оснований при представлении резервиста к досрочному исключению из состава резерва.
Проведением аттестации, а также решением иных вопросов пребывания граждан в резерве в воинских частях (имеющих личный состав резерва) занимается аттестационная комиссия.
Отметим, что в силу п. 33 Положения N 933 для решения вопроса о присвоении резервисту классной квалификации по соответствующей специальности проводится квалификационный экзамен по установленной форме в целях оценки профессиональных знаний и навыков резервиста.
Квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам резервистов, порядок сдачи квалификационного экзамена резервистами и оценки профессиональных знаний и навыков, присвоения, изменения и лишения классной квалификации определяются руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба.

Примечание. Резервист аттестуется за три месяца до истечения срока пребывания в резерве (п. 26 Положения N 933).

Примечание. Резервист сдает квалификационный экзамен по мере необходимости, но не реже одного раза в три года.

В соответствии с п. 2, 3 Положения N 933 пребывание граждан в резерве предусматривает предназначение на воинскую должность, присвоение воинского звания, аттестацию и квалификационный экзамен, а также участие в мероприятиях оперативной, мобилизационной и боевой подготовки в ходе прохождения военных сборов.
Занятие воинской должности предполагает выдачу резервистам денежных выплат, которые подразделяются на ежемесячные и единовременные.

К денежным выплатам относятся (п. 2 ст. 13.1 Федерального закона N 76-ФЗ*(2)):

Ежемесячные выплаты

Единовременные выплаты

Месячный оклад;
- районный коэффициент и процентная надбавка (за пребывание в резерве в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях);
- ежемесячная процентная надбавка к месячному окладу за непрерывное пребывание в резерве (от 3 до 5 лет - 10%; от 5 до 10 лет - 20%; от 10 до 15 лет - 30%; от 15 до 20 лет - 40%; 20 лет и более - 50%)

При сроке нового контракта три года либо при меньшем сроке нового контракта - до наступления предельного возраста пребывания в резерве - один месячный оклад;
- при сроке нового контракта пять лет либо при меньшем сроке нового контракта - до наступления предельного возраста пребывания в резерве - полтора месячных оклада

Кроме перечисленных выше выплат резервисту могут назначаться и другие выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Обратите внимание! Размер месячного оклада гражданина, пребывающего в резерве, определяется Правительством РФ и не может быть ниже 10% размера оклада по воинской должности, по которой гражданин приписан к воинской части (предназначен в специальное формирование), и размера оклада по воинскому званию (п. 3 ст. 13.1 Федерального закона N 76-ФЗ).

Кроме денежных выплат в соответствии с законодательством РФ граждане, заключившие контракт на период нахождения в мобилизационном резерве, обеспечиваются:
- питанием по месту прохождения военной службы (п. 1 ст. 14 Федерального закона N 76-ФЗ);
- вещевым имуществом в зависимости от условий прохождения военных сборов (п. 2 ст. 14 Федерального закона N 76-ФЗ).
Кроме того, граждане, пребывающие в резерве, имеют право получить профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование в военных учебных заведениях высшего и среднего специального образования без взимания с них платы за обучение в порядке и на условиях, которые определяются Минобороны (п. 5.2 ст. 19 Федерального закона N 76-ФЗ). Однако в соответствии с п. 6 ст. 57.2 Федерального закона N 53-ФЗ в случае досрочного расторжения контракта о пребывании в мобилизационном резерве по основаниям, предусмотренным законом, средства федерального бюджета, затраченные на военную и специальную подготовку резервиста, подлежат возмещению.

В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденными Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 N 65н, расходы:
- на выдачу денежных выплат гражданам, зачисленным на воинские должности, осуществляются по подстатье 211 "Заработная плата" КОСГУ;
- на приобретение и выдачу вещевого имущества - по статье 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" КОСГУ.
Расходы на оплату договоров, предметом которых является организация питания резервистов, производятся по подстатье 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ. В случае если организация питания осуществляется в столовых воинских частей, расходы на приобретение продуктов питания отражаются по статье 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" КОСГУ.

В соответствии с п. 36 Положения N 933 гражданин, подлежащий исключению из резерва, должен быть исключен из списков личного состава резерва воинской части в день истечения срока его контракта, за исключением случаев, предусмотренных ст. 57.8 Федерального закона N 53-ФЗ. Основаниями, перечисленными в данной статье, являются:
- достижение предельного возраста пребывания в запасе;
- истечение срока контракта о пребывании в резерве;
- признание военно-врачебной комиссией негодным или ограниченно годным к военной службе;
- лишение воинского звания;
- вступление в законную силу приговора суда о назначении резервисту наказания в виде лишения свободы или лишения свободы условно;
- прекращение гражданства РФ или приобретение гражданства (подданства) иностранного государства;
- возникновение оснований для отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации или освобождения от военных сборов.
Основаниями досрочного исключения из резерва считаются (п. 2 ст. 57.8 Федерального закона N 53-Ф3):
- организационно-штатные мероприятия;
- невыполнение условий контракта о пребывании в резерве;
- отказ в допуске к государственной тайне или лишение указанного допуска;
- поступление на службу в СК РФ, органы и учреждения прокуратуры РФ и назначение на должность судьи.
Согласно п. 38 Положения N 933 об исключении резервиста из состава резерва воинской части издается соответствующий приказ.

Примечание. Гражданин, пребывающий в резерве, имеет также право на досрочное исключение из резерва.

Как уже было отмечено выше, средства федерального бюджета, затраченные на военную и специальную подготовку резервиста, подлежат возмещению в случае досрочного исключения из мобилизационного резерва по следующим основаниям:
- лишение воинского звания (пп. "г" п. 1 ст. 57.8 Федерального закона N 53-ФЗ);
- вступление в законную силу приговора суда о назначении резервисту наказания в виде лишения свободы или лишения свободы условно (пп. "д" п. 1 ст. 57.8 Федерального закона N 53-ФЗ);
- невыполнение условий контракта о пребывании в резерве (пп. "б" п. 2 ст. 57.8 Федерального закона N 53-ФЗ);
- отказ в допуске к государственной тайне или лишение указанного допуска (пп. "в" п. 2 ст. 57.8 Федерального закона N 53-ФЗ).
Правила исчисления размера средств, затраченных на военную и специальную подготовку граждан РФ в период пребывания в мобилизационном резерве, в случае их досрочного исключения из мобилизационного людского резерва установлены Постановлением Правительства РФ от 15.08.2015 N 850 (далее - Правила N 850).
В соответствии с п. 2 Правил N 850 размер подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на военную подготовку граждан РФ, досрочно исключенных из мобилизационного людского резерва по перечисленным основаниям, определяется исходя из расходов, произведенных воинскими частями (организациями) на эти цели.

В состав расходов включаются затраты:

На содержание и эксплуатацию, ремонт и обслуживание вооружения и военной техники, подлежащих изучению (освоению) и (или) используемых в процессе обучения, элементов тренажерной базы и базы для военной подготовки граждан (далее - основные средства);
- на приобретение материальных запасов, используемых в образовательном процессе (далее - материальные запасы);
- на содержание командного состава (оклад месячного денежного содержания и процентная надбавка за выслугу лет, на вещевое обеспечение - для военнослужащих, оплата труда - для лиц гражданского персонала), который проводит учебные занятия по военной подготовке (далее - командный состав).

Перечни конкретных видов основных средств и материальных запасов, а также методики расчета расходов, включаемых в состав затрат, приведенных выше, для воинских частей (организаций) устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба.
Размер подлежащих возмещению средств определяется исходя из фиксированного значения суммы этих средств.
Фиксированное значение суммы подлежащих возмещению средств (ФЗ) рассчитывается федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, по формуле (п. 7 Правил N 850):

ФЗ = (Р1+Р2+Р3)/ШЧ

Р1 - расходы на износ основных средств, тыс. руб. в год;
Р2
- расходы на приобретение материальных запасов, тыс. руб. в год;
Р3
- расходы на содержание командного состава, тыс. руб. в год;
ШЧ - штатная численность мобилизационного людского резерва воинской части (организации), человек.

Расчет фиксированного значения суммы подлежащих возмещению средств осуществляется до 1 июля года, в котором с гражданином заключен контракт, по данным года, предшествовавшего заключению контракта (п. 8 Правил N 850).
Средства федерального бюджета, затраченные на военную подготовку (ТЗ), граждане возмещают в размере, рассчитанном по формуле (п. 9 Правил N 850):

ТЗ = ФЗ x (ПЛР + ПМР / 12) , где:

ФЗ - фиксированное значение суммы подлежащих возмещению средств, тыс. руб. в год;
ПЛР - фиксированное значение суммы подлежащих возмещению средств, тыс. руб. в год;
ПМР - количество полных месяцев пребывания (один месяц - 30 дней) в мобилизационном людском резерве, прошедших со дня истечения полного года пребывания в мобилизационном людском резерве (для последующих лет пребывания в мобилизационном людском резерве);
12 - количество месяцев в году.
Средства федерального бюджета, полученные при заключении контракта (Р), граждане возмещают в размере, рассчитанном по формуле (п. 10 Правил N 850):

Р = (ЕДВ + ДВ)/Трез х Тискл , где:

ЕДВ - размер полученной гражданами единовременной денежной выплаты при заключении нового контракта, тыс. руб.;
ДВ - другие выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, тыс. руб.;
Трез
- количество дней, на которое заключен контракт;
Тискл
- количество дней, оставшихся до истечения контракта после исключения гражданина из мобилизационного людского резерва.

* * *

В заключение кратко сформулируем основные выводы:
1. Заключение контракта с резервистом и его расторжение осуществляются в соответствии с Положением N 933.
2. Гражданам, зачисленным в мобилизационный резерв, назначаются денежный выплаты согласно Федеральному закону N 76-ФЗ. Кроме того, они обеспечиваются питанием и обмундированием, имеют право получить профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование в военных учебных заведениях без взимания с них платы за обучение в порядке и на условиях, которые определяются Минобороны.
3. В случае досрочного расторжения контракта о пребывании в мобилизационном резерве по основаниям, предусмотренным законом, средства федерального бюджета, затраченные на военную и специальную подготовку резервиста, подлежат возмещению.

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────
*(1) Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".