Эрин Хантер «Полночь. Куда ты скачешь, гордый конь

I. ЗНАМЕНИТЫЕ ЭПИЧЕСКИЕ КОНИ

Ак-Кула -- богатырский конь Манаса (киргизский эпос).
Алтан Шарга -- соловый конь богатыря и певца Мингийана (калмыцкий эпос).
Альсвинн (быстрый) -- конь солнечной колесницы (скандинавский эпос).
Арвак (ранний) -- конь солнечной колесницы (скандинавский эпос).
Арфан -- старший из коней. Сын мертвой Дзерассы, дочери владыки водного царства, и трехногого коня Авсурга (осетинский эпос).
Аслан -- конь нарта Урызмага и его Безымянного сына, на котором Безымянный сын был отпущен на землю из страны мертвых. Чтобы души других умерших не могли по следам коня найти дорогу на свободу, конь был подкован задом наперед (осетинский эпос).

Б

Бабьека (дуралей) -- конь Сида. По преданию Сид выбрал из коней своего крестного самого безобразного и жалкого жеребенка, за что крестный и назвал его "дуралеем". Однако же жеребенок вырос в замечательного рыцарского коня (испанский эпос).
Баярд -- конь мятежного вассала Карла Великого Рено де Монтобана, одного из четырех сыновей Эймона. Конь обладал необычайной мудростью, чем вызвал жгучую ненависть императора Карла, задумавшего его погубить. Бежал от казни и с тех пор прячется от людей в Арденнском лесу (французский эпос).
Босан (пегий) -- коней с таким именем имели Ожье Датчанин и Гийом Оранжский Короткий Нос (французский эпос).
Брильянор (златоузд) -- конь Роланда в итальянской и испанской традициях.
Бурушка -- конь Добрыни Никитича.
Бурушка-Косматушка -- конь Ильи Муромца. Илья выбрал его, когда тот был самым слабым и уродливым жеребенком в табуне, распознав в нем богатырского коня.

Вельянтиф -- конь Роланда. Значение этого имени вызывает споры. Одни переводят его как "бдительный" (от глагола veiller -- бодрствовать, другие от прилагательных vieil -- "старый" и antif -- "древний", "дряхлый". В общем, явно повторяется история о кляче, на поверку оказавшейся замечательным конем (французский эпос).

Гульфакен -- вороной конь великана Грунгнира, затем перешедший к сыну бога Тора Магни (скандинавский эпос).
Гырат -- конь Кер-оглы, иногда крылатый (азербайджанский, таджикский, туркменский, узбекский, казахский, курдский, грузинский, армянский, турецкий, каракалпакский и арабский эпос).

Дадхикра (Дадхикраван) -- разбрызгивающий кислое молоко -- конь царя Трасадасью. Символ победоносного боевого коня, Дадхикра также приносит людям еду и солнце и разбрызгивает перед солнечным восходом росу или иней (древнеиндийская мифология).
Дориада -- конь из колесницы бога Луга (ирландская мифология).

Кан -- конь из колесницы бога Луга (ирландская мифология).
Киллар -- конь бессмертого Поллукса, одного из близнецов Диоскуров (римское заимствование из греческой мифологии).

Лиар (серый в яблоках) -- конь Гийома Оранжского (французский эпос).

Свадильфари -- конь великана, выстроившего Асгард, и сам участник этого строительства (скандинавский эпос).

Ташбрюн (коричневый в яблоках) -- говорящий конь Ганелона, отличавшийся к тому же мудростью и дававший советы хозяину (французский эпос).

Улман -- конь прорицателя Алтана Цеджи, а до того сорока богатырей и самого Будды (калмыцкий эпос).

Цохор -- конь злого богатыря мангасов Беке Цагана (калмыцкий эпос).

Шабранги Бехзад -- чудесный вороной конь богатыря и царя Кая Хусроу (иранский эпос).

II Древнегреческие мифические кони

Кони богов

. Абраксас — конь Гелиоса.
. Актеон (Актин) — конь Гелиоса-Аполлона.
. Аластор — конь Плутона.
. Бел — конь Гелиоса.
. Бронта — кобыла Гелиоса.
. Деймос — имя коня Ареса.
. Иао — конь Гелиоса.
. Ламп (en:Lampos) — конь Гелиоса.
. Никтей — конь Плутона.
. Орфней («Темный») — конь Плутона.
. Пироент (Пирой) — конь Гелиоса.
. Сотер — конь Гелиоса.
. Стеропа — кобыла Гелиоса.
. Фаэтон — конь Гелиоса.
. Филогей (Филогевс) — конь Гелиоса-Аполлона.
. Флегон — конь Гелиоса.
. Фобос — конь Ареса.
. Эой — конь Гелиоса. Эпитет Гелиоса.
. Эрифрей — конь Гелиоса-Аполлона.
. Эфон — конь Гелиоса.
. Эфон — конь Плутона.
. Эфопс (Айтопс) — жеребец Гелиоса.

Кони героев

. Асхет — конь Амфиарая.
. Балий — имя двух коней:
o Балий (конь Ахилла)
o Балий — конь Скельмиса, от крови Зефира.
. Гарпаг — конь, сын Подарги, подарок Гермеса Диоскурам.
. Гарпинна — лошадь Эномая.
. Дин (Динос) — конь Диомеда фракийца, питавшийся человеческим мясом
. Ирида — кобылица Адмета на Немейских играх
. Кер — конь Адраста
. Кидон — конь Гипподама на Немейских играх
. Кикн — конь Амфиарая
. Киллар — конь Кастора, подарок Геры. Был огромен. Либо конь, укрощенный Полидевком.
. Ксанф — имя нескольких коней в греческой мифологии:
o Ксанф (конь Ахилла)
o Ксанф — конь Гектора.
o Ксанф — конь Диомеда фракийца, питавшийся человеческим мясом и убитый Гераклом.
o Ксанф — подарок Геры Диоскурам. Конь Кастора, предсказал ему опасность. Возможно, тождествен коню Ахилла.
o Ксанф — сын Борея и Гарпии, выкуп за Орифию.
. Ламп — конь Гектора.
. Лампон — конь Диомеда фракийца, питавшийся человеческим мясом
. Парфения — кобыла Мармака, первого жениха Гипподамии. По её имени названа река Парфения в Элиде.
. Педас — конь Патрокла. Убит Сарпедоном.
. Подарг (Подарк) — имя нескольких коней в греческой мифологии:
o Подарг — конь Гектора.
o Подарг — конь Диомеда фракийца, питавшийся человеческим мясом.
o Подарг — конь Менелая.
o Подарк — конь Фоанта на Немейских играх.
. Подарка — дочь Борея и Гарпии, кобыла Эрехтея. Выкуп за Орифию.
. Псилла — лошадь Эномая.
. Реб — конь Мезенция. Убит Энеем.
. Скифий — конь.
. Стримон — конь Хромия (сына Геракла).
. Флогий — конь, сын Подарги, подарок Гермеса Диоскурам.
. Фолоя — кобылица Адмета на Немейских играх.
. Фоя — кобылица Адмета на Немейских играх.
. Эрифа — кобыла Мармака. См. Парфения.
. Эфа — кобылица Агамемнона.
. Эфион — конь Евнея на Немейских играх.
. Эфон — конь Гектора.
. Эфон — конь Палланта.

«Хорошие лошади никогда не бывают плохой масти..»
старая йоркширская пословица

«Сивка-бурка, вещая каурка, стань передо мной, как лист перед травой!» — этот клич из народной сказки знаком любому русскому человеку. Наверное, каждый ребенок, слушая эти слова, задавал взрослым вопрос, почему так странно звучит имя волшебной лошадки? Ответ найдется, если дочитать материал до конца.

Масть наследственна, это признак, ответственный за пигментирование кожи, ворса, радужной оболочки, гривы, хвоста и щеток. Иппологи поделили лошадей на 4 масти:

  • гнедую,
  • вороную,
  • рыжую,
  • серую.

Они подразделяются на несколько подмастков. Такая систематизация имела место еще в эллинистической Греции.

Гнедая масть лошади по набору генов в наибольшей степени схожа с не прирученными сородичами. считаются одними из самых неутомимых, послушных и скоростных.

Многие кочующие племена, знающие толк в , выбирали именно эту масть. На сегодня самым дорогостоящим скакуном слывет гнедой жеребец Френкель, его стоимость составляет 200 млн долларов.

Первое место среди долгожителей занимает гнедой кливлендский мерин Билли. Старичок прожил целых 62 года, то есть вдвое больше положенного сроку. Всю жизнь он работал, буксируя вдоль берега баржи.

Откуда берутся названия мастей лошадей – увлекательная тема, достойная отдельной повести. «Гнидор» по-латински — «чадящее пламя». Тела гнедых – коричневых оттенков, а грива и хвост – черные.

Гнедая масть делится на подмастки:

  • светло-гнедая;
  • темно-гнедая;
  • олене-гнедая;
  • вишневая;
  • золотистая;
  • каштановая;
  • подласая;
  • караковая.

С первой шестеркой все понятно, а вот с 2 последними – спорный вопрос. У подласых лошадей выбеленные, будто выгоревшие, области глаз, морды, паха и локтей. Слово «подлас» противоположно «подпалу», затемненным местам.

На фото лошадь подласой масти

Караковая масть лошади предполагает глубокий темно-коричневый тон волосяного покрова в совокупности с черными ногами, гривой и хвостом. На тюркском «черно-бурый» звучит «кара-купа».

На фото караковая масть лошади

Лошадь вороной масти впору назвать смуглянкой: черные глаза, кожа и волосы. Вспыльчивые, своенравные красавцы, издавна пользовались спросом, в том числе среди высших мира сего. Лошадь черной масти в виде подношения у кочевников слыла символом глубокого уважения и даже преклонения.

Но во многих культурах черные кони символизировали нечто недоброе. Они ассоциировались с голодом, смертью и потусторонними силами. Так, у народа коми, есть древняя легенда о трех конях, поочередно несущих на себе мир: если черный – бескормица и мор, белый – вражда и смерть, красный – мир и покой.

Вороной конь

Черный, как смоль, конь вызывал ужас и трепет на поле боя. Согласно историкам, Буцефал Александра Македонского был как раз из таких. У свои подмастки:

  • вороная (иссиня-черная);
  • вороная в загаре;
  • серебристо-вороная;
  • пепельно-вороная.

Вороная в загаре названа так за коричневатый отблеск на верхней части корпуса. Она будто выгорела на солнце, ежедневно получая порцию ультрафиолета на выпасе. По цвету лошадей, масть эту нетрудно перепутать с караковой, распознают их по темной коже и корням волос.

Вороная в загаре масть лошади

Серебристо-вороная – броская масть, где светлые грива и хвост контрастируют антрацитовым цветом тела. Пепельно-вороная лошадь – с отблеском цвета темного шоколада. Особенно выигрышно они смотрятся в лучах заката.

Серебристо вороная

Вороные встречаются среди многих пород, но есть такие, для которых это единственно допустимая расцветка – и арьежуазы. Рыжая масть лошади – не диковина, в древности она величалась как «поцелованная огнем». Окрас варьируетсяя от абрикосового до темно-кирпичного. Цвет гривы и хвоста зависит от подмастка. К «солнечной» масти относятся:

  • игреневая;
  • буланая;
  • бурая;
  • соловая.

Для игреневой масти лошади характерен рыже-бурый цвет вкупе со светлой гривой и хвостом, имеющим разные оттенки: от песочного до сливочного. Если контрастирует или хвост, или грива — лошадку тоже причисляют к игреневым.

Прилагательное «игреневый»-слияние тюркского «джерен» — то есть , и русского «игривый». Называя масть, видимо описывали норов лошади: опасливый и бойкий.

Игреневая масть лошади

Касательно буланой масти лошадей , у татар «булан» означает «олень». Окраска лошадок – желто-золотая; ноги, хвост и грива – черные. Темно-буланых лошадок зачастую принимают за светло-гнедых.

На фото лошадь буланой масти

Бурую путают с темно-гнедой, но ее ноги, в отличие от хвоста и гривы, имеют тот же темно-шоколадный колер, что и тело. Ворсинки черного и рыжего цвета при смешении дают сочный коричневый цвет.

Знаменитой «буркой» была карабахская кобыла Лизетта – прославленная кобылица Петра Великого. Именно она красуется на большинстве картин, изображающих императора верхом, то же касается и «Медного всадника».

Легендарная Лизетта была дамочка с норовом и слушала одного государя, чем усложняла жизнь конюхам. Однажды, в битве под Полтавой, кобыла спасла царю жизнь, увернувшись от прицельного огня. Неизвестно, что стало бы с Россией, не будь под седлом у Петра этой своенравной красотки. Чучело Лизетты выставляется в Зоологическом музее Петербурга.

Лошадь бурой масти

Соловая масть лошади , названная так от древне-исландского «solr» — «грязь, желтизна», обладает охристо-золотистым ворсом, хвост и грива могут быть цвета соломы, молока, дыма. Глаза – карие или цвета янтаря.

Мода на соловых приходится на XV век – эпоху правления Изабеллы Кастильской, королевы Испании. Этому монарху обязана наименованием редкостная масть, генетически взаимосвязанная с соловой – изабелловая.

На фото лошадь соловой масти

Изабелловая масть лошади удивляет своей красотой и изысканностью. Только у них кожа нежно-розового цвета, а волоски на теле приятного тона шампань. Эту масть иногда зовут кремовой.

Но уникальный цвет кожи и ворса – не единственное их достоинство, лошади изабелловой масти обладают пронзительными глазами весеннего неба. Реже рождаются экземпляры с изумрудными глазами. Эта редкая масть лошадей встречается у (2,5%).

Изабелловая масть лошади

Какой цвет свойственен серой масть лошадей, несложно догадаться. У многих проступает своеобразный рисунок – светлые круги на более темном фоне – это «кони в яблоках». Такая окраска типична для .

Для серой масти характерно изменение окраса в течение жизни. Вороной жеребенок может через полгода перелинять в светло-серого. Светлая масть лошади с годами перерождается в белоснежную.

С новой линькой седых волос на теле животного пребывает, но кожа остается сероватой. Масть эта распространена у арабских чистокровных. Граф Орлов для создания своей известной породы приобрел у турецкого султана именно такого жеребца. Светло-серый конь Сметанка, положил начало породе, ставшей символом русского коневодства.

Согласно истории, у римского императора Калигулы, известного своей неординарностью, любимчиком был светло-серый Инцитат (быстроногий). Он стал единственным конем, которому было пожаловано место сенатора.

Серая масть лошади

Белая масть лошади — вымысел. Это или высветленные с возрастом серые, или альбиносы. Последние могут родиться от абсолютно любой масти, являясь генетической аномалией, при которой организмом не вырабатывается меланин.

Белые лошади подвержены различным недугам. Насколько прекрасные они на фото, настолько же уязвимые и ранимые в жизни. Они часто бесплодны, а смертность жеребят составляет минимум 25%. Именно по этой причине истинно белый конь – великая редкость.

Любимцем Наполеона Бонапарта был белый жеребец по кличке Маренго. Он прошел с великим полководцем долгий путь, пока не был захвачен англичанами в битве при Ватерлоо. Как и его венценосный хозяин, Маренго обладал уникальными качествами. Если император спал по 3 часа в сутки, то Маренго мог идти галопом, не сбавляя темп, аж 5 часов к ряду.

Лошадь белой масти

Занятная разновидность серой масти — «серая в гречку». Она проявляется с возрастом: на теле седой лошади вырисовываются мелкие темные пятнышки. Экземпляры с красным крапом классифицируют как «форелевых».

Отечественные коневоды, помимо прочих, выделяют еще один подмасток серых лошадей – горностаевую. Кроме свинцового оттенка корпуса, ей присущи более темные грива и хвост.

Масть лошади серая в гречку

Чалая масть лошади – результат примеси белых волос к основной масти. Голова и ноги светлого фактически не имеют, сохраняя исходный цвет на протяжении всей жизни. На тюркском наречии «чал» — «седина». Российские эксперты отличают сивую масть лошадей — это вороная с проседью.

На фото лошадь чалой масти

Саврасую масть лошади часто зовут «дикой». Лошади, живущие на воле, склонны иметь такой окрас. Савраске присуща тусклая рыжевато-бурая палитра корпуса, с темной полосой по хребту. Низ ног, загривок и хвост– темнее основного цвета.

В русском языке существует крылатая фраза «бегать, как савраска». На Руси таких лошадей отмечали как резвых, быстроногих и крепких. Многие видели в зоопарке – неказистого приземистого конька цвета охры с темными ногами, гривой и хвостом. Эти животные в полной мере подходят под описание саврасой.

Саврасая масть лошади

Известный подмасток саврасой — каурая масть лошади , у которой превалирует рыжина. Коням мышастой масти свойственна окраска цвета золы с легким коричневатым налетом.

Каурая масть

У лошади пегой масти по телу разбросаны белесые пятна неправильной формы, именуемые пежинами. Они могут быть настолько крупными, что кажется, словно лошадь белая с темными пятнами. ценились индейскими племенами, они считались счастливыми.

В Европе пегих жеребцов называли «цыганские», «коровьи» и даже «плебейские», спрос на них был невелик. Эту масть не встретишь у заводчиков, она типична для и обыкновенных беспородных работяг.

Лошадь пегой масти

Необычайно редкими являются серо-пегие кони, у которых на серебристом фоне разбрызганы белоснежные ассиметричные кляксы. В России таких коней называли фарфоровыми.

Серо- пегая масть лошади

Другие пестрые лошадки — чубарые. Тут природа развлеклась вдоволь. Чубарая масть лошадей отличается небольшими яйцевидными пятнами, рассыпанными по всему туловищу. Окрас может каким угодно, как и крапинки. Наименование также взято от тюркского «чубар» — «пятнистый».

Подмастков здесь тоже немало: снежная, леопардовая, пятнисто-чепрачная, чубарая в инее. Стоит упомянуть о породе, для которой чубарая масть – норма. Это кнабструппер, у них по белому фону проступают черные или темно-коричневые пятна. Что тут скажешь, и среди коней бывают !

На фото лошадь чубарой масти

Каракулевая масть лошадей (ее называют кудрявой, кучерявой), отличается плотной шерстью в завитушках. Генетика – занятная штука: у этих «барашков» кучерявость может проявляться не только на теле, но даже на ресницах, хвосте и гриве.

Каракулевые лошади – смирные, покладистые и дружелюбные. Они идеальны для села, детского спорта и различных представлений. Также их используют для занятий иппотерапией. Запах от «утепленных» лошадок, как от овец. Известно две породы с «мехом»:

  • забайкальская кучерявая;
  • американская кучерявая.

Каракулевая масть лошадей

Подводя итоги, хочется верить, что многие чудные наименования, теперь вполне понятны, и каждый сможет представить себе и сивого мерина, и пегую кобылу. В отношении же сказочного Сивки-бурки можно предположить, что, конь был серо-буро-рыжего цвета, а дальше – у кого какая фантазия.

Природа наделила лошадей огромным цветовым разнообразием, а искусственная селекция лишь подчеркнула красоту этих животных. У каждой породы, как и у масти, есть свои почитатели.

Не устаешь удивляться богатству мастей лошадей. Фото и названия столь грациозных созданий, не оставляют равнодушными абсолютно никого, ведь как сказал один из классиков: «»В мире нет ничего прекраснее скачущей лошади, танцующей женщины и корабля под парусами…»

Генерал, принимая приглашение полковника на турнир храбрости, выпрямив грудь и нахмурившись, поехал с ним вместе по направлению к цепи, как будто все их разногласие должно было решиться там, в цепи, под пулями. Они приехали в цепь, несколько пуль пролетело над ними, и они молча остановились. Смотреть в цепи нечего было, так как и с того места, на котором они прежде стояли, ясно было, что по кустам и оврагам кавалерии действовать невозможно и что французы обходят левое крыло. Генерал и полковник строго и значительно смотрели, как два петуха, готовящиеся к бою, друг на друга, напрасно выжидая признаков трусости. Оба выдержали экзамен. Так как говорить было нечего и ни тому, ни другому не хотелось подать повод другому сказать, что он первый выехал из-под пуль, они долго простояли бы там, взаимно испытывая храбрость, ежели бы в это время в лесу, почти сзади их, не послышались трескотня ружей и глухой сливающийся крик. Французы напали на солдат, находившихся в лесу с дровами. Гусарам уже нельзя было отступать вместе с пехотой. Они были отрезаны от пути отступления налево французскою цепью. Теперь, как ни неудобна была местность, необходимо было атаковать, чтобы проложить себе дорогу.

Но дело становилось к спеху. Канонада и стрельба, сливаясь, гремели справа и в центре, и французские капоты стрелков Ланна проходили уже плотину мельницы и выстраивались на этой стороне в двух ружейных выстрелах. Пехотный полковник вздрагивающею походкой подошел к лошади и, взлезши на нее и сделавшись очень прямым и высоким, поехал к павлоградскому командиру. Полковые командиры съехались с учтивыми поклонами и со скрываемою злобой в сердце.

Опять-таки, полковник, - говорил генерал, - не могу я, однако, оставить половину людей в лесу. Я вас прошу, я вас прошу, - повторил он, - занять позицию и приготовиться к атаке.

- А вас прошу, не мешивайться не свое дело, - отвечал, горячась, полковник. - Коли бы вы был кавалерист…

- Я не кавалерист, полковник, но я русский генерал, и ежели вам это неизвестно…

Очень известно, ваше превосходительство, - вдруг вскрикнул, трогая лошадь, полковник, и делаясь красно-багровым. - Не угодно ли пожаловать в цепи, и мы будете посмотрейть, что этот позиция никуда не годный. Я не хочу истребляйть своя полка для ваше удовольствий.

- Вы забываетесь, полковник. Я не удовольствие свое соблюдаю и говорить этого не позволю.

Эскадрон, где служил Ростов, только что успевший сесть на лошадей, был остановлен лицом к неприятелю. Опять, как и на Энском мосту, между эскадроном и неприятелем никого не было, и между ними, разделяя их, лежала та же страшная черта неизвестности и страха, как бы черта, отделяющая живых от мертвых. Все люди чувствовали эту черту, и вопрос о том, перейдут ли или нет и как перейдут они эту черту, волновал их.



Ко фронту подъехал полковник, сердито ответил что-то на вопросы офицеров и, как человек, отчаянно настаивающий на своем, отдал какое-то приказание. Никто ничего определенного не говорил, но по эскадрону пронеслась молва об атаке. Раздалась команда построения, потом визгнули сабли, вынутые из ножен. Но всё еще никто не двигался. Войска левого фланга, и пехота и гусары, чувствовали, что начальство само не знает, что делать, и нерешимость начальников сообщалась войскам.

«Поскорее, поскорее бы», - думал Ростов, чувствуя, что наконец-то наступило время изведать наслаждение атаки, про которое он так много слышал от товарищей-гусаров.

Прежде чем говорить о феноменальном арабском жеребце по имени Сметанка, необходимо воздать должное его владельцу Алексею Орлову, одному из пяти братьев Орловых, широко известных в российской жизни XVIII века. В 1762 году он сыграл выдающуюся роль в дворцовом перевороте, который возвел на императорский престол Екатерину II и сделал самого Орлова всесильным вельможей.
Граф Алексей Григорьевич Орлов (1737-1807) - личность могучая, противоречивая, разносторонне талантливая - значительную часть своей долгой жизни посвятил конному делу, или, как тогда говорили, "конной охоте". Целенаправленная селекционная деятельность в этой области, не говоря о прочих исторических заслугах графа, поистине обессмертила его имя.

Орлов-коннозаводчик поставил перед собой две труднейшие задачи. Первая из них состояла в том, чтобы вывести универсальную породу верховой лошади. Вторая была еще более сложной - создать ранее никогда не существовавшую рысистую породу, способную везти резвой широкой рысью любую повозку. Заметим попутно, что до Орлова в русском языке вообще не было слова "рысак".

Решить эти задачи можно было только в условиях хорошо оборудованного конного завода и, самое главное, при достаточно разнообразном и многочисленном конском составе высокого качества, необходимом для успешной селекционной работы. В 1764 году Екатерина II подарила Алексею Орлову подмосковное имение - село Остров, в 18 верстах к югу от Москвы, неподалеку от нынешней железнодорожной станции Люберцы. Орлов начал создавать в Острове на берегу Москвы-реки конный, или "конский", как тогда говорили, завод, который в середине 1770-х годов стал лучшим и крупнейшим в России; именно здесь началось создание знаменитых орловских рысаков. Первообраз будущего рысака Орлов провидчески разглядел в арабском жеребце. Поначалу граф задумал скрещивать арабских жеребцов с кобылами неаполитанской и датской пород. Но эти лошади, хотя и способные бежать рысью, не обладали нужной выносливостью и были излишне грузными. К тому же имевшийся в распоряжении графа выбор арабских жеребцов оставлял желать лучшего. Между тем Аравия, родина арабских лошадей, находилась под властью турецкого султана, и доступ к заветному племенному фонду был для российского селекционера практически закрыт.

Но тут разразилась русско-турецкая война 1766-1774 годов. Помимо операций на суше, была задумана грандиозная морская экспедиция: русский флот должен был обогнуть Европу и напасть на Оттоманскую Порту со стороны Средиземного моря; главное командование над флотом с 1770 по 1774 год было доверено Алексею Орлову. Проявив незаурядный флотоводческий талант, он одержал в этой кампании ряд блестящих побед, главная из которых - уничтожение турецкого флота в Чесменской бухте, после чего Алексей Григорьевич стал официально именоваться Орловым-Чесменским. Но, командуя флотом, Орлов не забывал об арабских жеребцах и посылал за ними доверенных людей в Египет и Сирию.

Всего граф приобрел 30 великолепных жеребцов и 9 кобыл, стоивших ему громадных денег, хотя некоторые были получены в подарок (за подаренных лошадей Орлов, в свою очередь, дарил дорогие меха). 12 жеребцов из 30, включая Сметанку, о котором речь впереди, и 9 кобыл были затем приведены в Остров. Остальные 18 жеребцов - подарены императрице и поступили в казенные конные заводы. Успеху в приобретении арабских лошадей способствовало уважение неприятеля к Орлову за его гуманное отношение к пленным: после Чесменской победы в руках у Орлова оказалось семейство командовавшего турецким флотом паши Гасан-бея, и в благодарность за скорое возвращение семьи в целости и сохранности Гасан-бей, тоже имевший свой конный завод, подарил Орлову после окончания войны первоклассных арабских лошадей. В их приобретении Орлову содействовали также его союзник, правитель Египта Али-бей, и сам турецкий султан. В то время, когда русский флот стоял у берегов Пелопоннеса, графу стало известно о том, что из Аравии через Египет в султанские конюшни Стамбула везут редкой красоты лошадь, которую до наступления мира укрыли на территории Греции. Орлов послал на разведку знающих людей, и они коротко доложили: "Такого еще не видано". Война уже закончилась победой России, и граф стал настоятельно просить турецкое правительство продать ему этого арабского жеребца. После длительных переговоров турки согласились продать лошадь Орлову, но за неслыханную по тем временам цену - 60 тысяч рублей. Чтобы представить значение этой фантастической суммы, достаточно сказать, что парадная запряжка из восьми лошадей стоила всего 2 тысячи.

Сделка состоялась в 1775 году. За серебристо-белую масть (по существующей ныне классификации она называется светло-серой) Орлов дал жеребцу имя Сметанный, а позднее за ним закрепилась ласковая кличка Сметанка. Под этим именем жеребец и вошел в историю русского коннозаводства. Кстати, так же назвали позже и единственную дочь Сметанки. Сметанка принадлежал к арабской чистокровной породе и в нем сохранились предания как о лошади исключительно совершенной во всех отношениях: по красивому типу и нарядному экстерьеру, по резвости и силе, по характеру и "натуральным способностям". Рост жеребца в холке был для арабской породы весьма высок: 2 аршина и 2,5 вершка, то есть 153,4 см. Жеребец отличался превосходными движениями на всех аллюрах, включая легкую, свободную и широкую рысь. Следует вспомнить восторженное высказывание опытнейшего специалиста того времени, ветеринарного врача государственных конных заводов Л.М.Эвеста о том, что Сметанка был лучшей арабской лошадью из всех, когда-либо виденных им.

Хранящийся ныне в Московском Музее коневодства портрет жеребца Сметанки, работы крепостного художника конца XVIII века (предположительно Гавриила Васильева) очень несовершенно передает черты экстерьера этой уникальной лошади. Но к одной особенности облика Сметанки, уловленной доморощенным живописцем, следует отнестись с полным доверием. Эта особенность - необычная для арабской лошади длина корпуса сравнительно с длиной конечностей, что придавало жеребцу сходство с упряжной лошадью. После смерти Сметанки загадка его удлиненного корпуса открылась. Оказывается, скелет жеребца имел один лишний (19-й) спинной позвонок и, соответственно с ним, добавочную пару ребер.
Скелет Сметанки был тщательно препарирован, смонтирован и в 1777 году помещен в музей Островского завода, причем это произошло на 12 лет раньше, чем Англия начала сохранять скелеты своих знаменитых скакунов (первым был скелет Эклипса, павшего в 1789 году). Долгое время считали, что скелет Сметанки погиб в Острове во время Отечественной войны 1812 года, но неожиданно выяснилось, что он сохранялся в музее Хреновского конного завода вместе со скелетами других знаменитых лошадей еще в 1650-х годах и только позже был окончательно затерян (возможно, просто выброшен равнодушной рукой тупых хреновских администраторов). Вернемся, однако, к 1775 году. Отправить исключительно ценного Сметанку в Россию морем, как всех других приобретенных в Турции лошадей, Орлов не решился и оставил его временно в Греции под надежной охраной. Едва возвратившись в Россию, граф снарядил за жеребцом экспедицию: старшего конюшего Ивана Никифоровича Кабанова, конюха Степана, двух толмачей (переводчиков) и полтора десятка солдат одного из гвардейских полков. С этим конвоем Сметанка добирался в Россию сушей в течение... полутора лет.


Турецкое правительство выдало на жеребца фирман (охранную грамоту) и прикомандировало, в качестве сопровождения до границ Оттоманской империи, янычарского офицера с тремя конными чаушами. В караване следовали еще солдаты и матросы, караулившие жеребца в Греции. Все ехали верхом, кроме конюха Степана, который пешком вел Сметанку в поводу. Недоуздок жеребца подбили для мягкости шелком на вате.
Маршрут похода проходил не по кратчайшему пути - через Румынию и Молдавию, так как опасались буджацких татар, кочевавших в степях Добруджи, а в северном направлении - через Грецию и Македонию, а затем Венгрию и Польшу. Караван двигался не спеша - примерно по 15 верст в день, кроме суббот и воскресений, когда устраивались дневки. Ночевали всюду в своих шатрах. Солдаты несли караул с заряженными ружьями: сопровождающие турки ведь тоже представляли определенную опасность. Как все молодые и сильные лошади, Сметанка спал стоя. Степан укладывался у него в ногах. Поначалу арабский жеребец отказывался от русской пищи, но вскоре привык. Особенно ему полюбился отборный овес, два мешка которого Кабанов привез из Подмосковья. Отведав этого овса, Сметанка уже не желал есть ячмень. Через полтора месяца пришли к Дунаю, где расстались с турками. На австрийской границе к каравану приставили двух конных жандармов. За Дунаем - Венгрия; кончились степи; вдоль реки Тиссы пришли к холодным Карпатским горам. На Сметанку надели попону, а шею замотали турецкой шерстяной шалью. В Польше, за рекой Сан, 1 октября был получен письменный приказ Орлова встать на зимние квартиры. Зимовали у князя Радзивилла, под городом Дубно. Весной 1776 года тронулись дальше и, наконец, в том же году прибыли в Остров.

Там 23 апреля, в день памяти святого Георгия Победоносца, старший конюх Степан вывел к церкви Сметанку, в честь которого был отслужен краткий молебен. Вместе с другими лошадьми Островского завода жеребца окропили святой водой.

Постепенно приучали Сметанку к упряжной работе: запрягали его в легкие дрожки, и с поддужной лошадью, скакавшей под всадником на уровне дуги рядом с рысаком, - выезжали на призовую дорожку, проложенную вдоль Москвы-реки, Сметанка шел широкой рысью, словно летел. Но главное назначение выдающегостя Сметанки состояло в использовании его как жеребца-производителя с целью создания новых конских пород. К сожалению, от него успели получить только одну ставку (жеребят-одногодок). Сметанка оставил после себя всего четверых сыновей: темно-серых Фелькерзама, Бовку, Любимца, серебристо-белого Полкана - и одну дочь: вороную с проседью Сметанку. Все они родились в 1778 году, уже после смерти своего отца.

Ведение завода в условиях Подмосковья, с его суровым климатом, обернулось для Орлова большими потерями: выводные западноевропейские и особенно южноазиатские лошади на пастбищах часто простужались и погибали; пал и Сметанка, уроженец жаркой Аравии, не выдержав более одной зимы и пробыв в Острове всего год с небольшим. Орлову пришлось искать для завода более подходящее место.

Еще в октябре 1776 года Екатерина II пожаловала графу А.Г.Орлову-Чесменскому 120 тысяч десятин земли в Бобровском уезде Воронежской губернии, включая поместье Хреновое близ реки Битюг, - идеальное место для устройства конного завода, который и был основан здесь в 1776 году. Перевод лошадей из Острова в Хреновое проводился постепенно с 1776 по 1778 год. Именно в Хреновском конном заводе наиболее широко развернулась коннозаводческая деятельность Орлова. Но Сметанки уже не было в живых.

Существует, между прочим, и неофициальная, полулегендарная версия гибели Сметанки, не подтвержденная документально. Вывел его однажды конюх Степан на водопой, а рядом оказались молодые кобылы. Начал горячий арабский жеребец беспокоиться и вставать на дыбы. Конюх же, после крепкой выпивки накануне, был не в духе. Сердито рванул он за чомбур (повод недоуздка), жеребец опрокинулся на спину, ударился затылком о каменную водопойную колоду и скончался. Конюх же Степан, опасаясь графского гнева, повесился в тот же день на чердачном сеновале. Из пятерых детей Сметанки в дальнейшем при выведении орловской верховой и орловской рысистой пород использовались фактически только Фелькерзам (Орлов назвал его в честь знакомого генерала) и Полкан. Фелькерзам I, полученный от выводной из Англии чистокровной кобылы Охотничьей, участвовал, наряду с детьми от бурого Салтана I, в создании орловской верховой породы.

Полкан I, рожденный от датской кобылы Буланой, сыграл основную роль в создании орловского рысака. Подлинным же родоначальником породы стал сын Полкана I и серой голландской матки №2 - Барс I, внук Сметанки, родившийся в 1784 году и переживший Алексея Орлова. В1875 году крупнейший специалист-ипполог В.И.Коптев в своем "Похвальном слове графу Алексею Григорьевичу Орлову-Чесменскому по случаю столетнего юбилея со времени основания им пород рысистых и верховых лошадей" сказал, что "все почти производители и матки рысистых лошадей восходят по родословным линиям до арабского Сметанки; а ровно его же потомство через казенное депо улучшает массы верховых и крестьянских лошадей".

В этом же "Похвальном слове" Коптев кратко сформулировал суть селекционной деятельности Орлова по созданию рысистой породы: "Он раздвинул сперва костяк арабского Сметанки широким строением костей сухой датской матки, подняв рост его при произведении Полкана I, от которого и заимствовал крутое нарядное движение рысью славившихся тогда фрисландских рысаков... Созданные им рысаки стали походить на изящного арабского коня, на которого смотрят в увеличительно стекло".

Коптев писал: "Признавая идеального арабского коня самостоятельным, совершеннейшим первообразом лошади, граф Алексей Григорьевич желал, не утрачивая красоты, благородства, силы и энергии, приспособить его к потребностям европейской жизни, увеличить объем его корпуса, усилить мускулатуру и, наконец, одеть его нежные, изящные члены более твердой броней плотных наружных форм против суровости северного климата". Эта задача была блестяще решена долголетней целеустремленной селекционной работой выдающегося коннозаводчика А.Г.Орлова-Чесменского, достойного благодарной памяти многих поколений российских коневодов и любителей лошадей. Не забудется и Сметанка - легендарный прародитель всемирно знаменитых орловских рысаков.

Все уже знают, что 2014 – год лошади. И, наверняка, многие из вас в новогоднюю ночь наденут что-то с лошадиным принтом или нацепят маску, а то и целую голову лошади. Чтобы не отвечать на вопрос «ты кто?» избитой фразой «конь в пальто», мы предлагаем быстро изучить список самых известных лошадей и найти в нем себя. И, в конце концов, перестать путать Буцефала с Боливаром!

ПЕГАС

Любимец муз, крылатый жеребец Пегас согласно древнегреческим мифам родился из крови Горгоны Медузы, когда ей отрубили голову. Был конем Персея в эпизоде спасения Андромеды и соучастником Беллерофонта в убийстве Химеры. Конь летал со скоростью ветра, а перед этим разгонялся по земле и копытами выбивал источники. Так возник знаменитый источник Гиппокрена у рощи Муз, из которого поэты черпали вдохновение. А еще Пегас доставлял молнии и громы от Гефеста Зевсу на Олимп. Тамплиеры размещали изображение крылатого коня на своем гербе как символ созерцания, красноречия и славы.

ТРОЯНСКИЙ КОНЬ

Из школьного курса истории все помнят, что именно этот конь помог грекам выиграть войну, которая началась из-за того, что Парис украл Елену, жену греческого царя Менелая. Греки поплыли в Трою, осадили город, построили деревянного коня, внутри которого по одним данным спрятались 50 лучших воинов Спарты, по другим – 100, по третьим – 23 или вообще девять. Наивные троянцы, приняв огромного коня у ворот за дар, внесли его в город, а ночью из коня вылезли воины, открыли ворота остальному войску и овладели Троей. Полустишие Вергилия «бойтесь данайцев, даже дары приносящих» вошло в поговорку, а выражение «троянский конь» теперь употребляется в значении коварного замысла.

БУЦЕФАЛ

Буцефал (с греческого «бычьеголовый») - любимый конь Александра Македонского. По легенде, в десятилетнем возрасте царевич Александр единственный смог укротить этого коня, и с тех пор только ему Буцефал позволял на себе ездить. Более того, конь всегда становился на колени, когда его подводили к хозяину. Александр безумно любил Буцефала, берег его и в боях не использовал. По легенде, персидские варвары похитили Буцефала, но когда Александр пригрозил им полным истреблением, сразу вернули хозяину. Кстати, говорят, что это прозвище на самом деле дали Александру его недруги, а он перевел стрелки на коня из-за его непропорционального телосложения. А еще считается, что Буцефал не боялся ничего, кроме своей тени.

ЕДИНОРОГ

Это мифическое существо символизирует целомудрие. Присутствует во многих мифологических системах – чаще с телом лошади, реже – козла, оленя или быка, и местами даже с крыльями. Самый необычный единорог персидский - в виде трехногого белого осла с шестью глазами, девятью ртами и золотым рогом. Но мы привыкли к белому, с синими глазами. Легенды утверждают, что он неутолим, когда его преследуют, но покорно ложится на землю, если к нему приблизится девственница. Вообще, мол, единорога поймать невозможно, а если и удастся, то удержать его можно только золотой уздечкой. Вся его сила, естественно, заключена в роге, и ему же приписываются целебные свойства при лечении различных болезней и укусов змей. Питаются единороги цветами, а пьют утреннюю росу. Еще они ищут маленькие озерца в глубинах леса, в которых купаются, от чего вода становится очень чистой и обретает целебные свойства.

КЕНТАВР

По греческой мифологии – это дикие смертные существа с головой и торсом человека на теле лошади. Обычно сопровождают Диониса, отличаются буйным нравом и невоздержанностью. В мифах кентавры то являются воспитателями героев, то, наоборот, враждебны им. Самым мудрым кентавром считался Хирон, который почти всегда был одет, что подчеркивало его близость к людям. Иногда и передние ноги у кентавров были человеческими – для усиления цивилизованности. Кентавры без устали сражались со своими соседями лапифами, пытаясь похитить для себя жен из их племени. Как-то раз лапифы пригласили кентавров на свадьбу, и захмелевший гость оскорбил невесту, затеяв знаменитую “кентавромахию”. Кентавры бежали побежденные, и потом большая их часть была убита Гераклом, а те, кто спаслись, заслушались сирен, перестали есть и умерли от голода. Как правило, кентавр обнажен и вооружен, а на особо древних изображениях наделен одновременно человеческими и конскими гениталиями.

КИННАР

Это кентавр наоборот: туловище человека, голова лошади. Киннары – полубожественные крылатые существа. В первой книге “Махабхараты” говорится, что киннары находились в услужении у Индры и были небесными музыкантами и певцами.

ИНЦИТАТ

Любимый конь императора Калигулы. Согласно легенде, Калигула сначала сделал коня гражданином Рима, потом назначил римским сенатором. Говорят, Калигула успел бы и сделать коня консулом, если бы не был убит. Он так любил этого жеребца, что построил ему конюшню из мрамора и слоновой кости с золотой поилкой. Затем он отвёл ему дворец с прислугой и утварью. Калигула объявил Инцитата «воплощением всех богов» и приказал почитать его. После убийства императора в защиту коня было сказано, что он, в отличие от других сенаторов, никого не убил и не дал императору ни одного дурного совета. Но была одна проблема: по закону до окончания срока полномочий никого из сената, даже коня, выгнать было нельзя. Тогда Инцитату урезали жалованье, и он был выведен из состава сената как непроходящий по финансовому цензу.

КОНЬ ВЕЩЕГО ОЛЕГА

Самый подлый конь в истории. По преданию, волхвы предсказали князю Олегу, что он умрет от своего любимого жеребца. Олег приказал увести коня, прожил без него много лет и вспомнил о предсказании только через четыре года, когда тот давно умер. Олег посмеялся и захотел посмотреть на кости, встал ногой на череп и сказал: «Его ли мне бояться?» В тот момент из черепа вылезла змея и смертельно ужалила князя.

ЛОШАДЬ ИЗ ИГРЫ «СЧАСТЛИВЫЙ СЛУЧАЙ»

БОЛИВАР

Это из рассказа «Дороги, которые мы выбираем» («Roads We Take», 1910) американского писателя О. Генри. Боливар - кличка коня, на котором могли бы спастись двое друзей, но один из них, по имени Додсон, по прозвищу Акула, бросил друга и спасся на коне сам. В свое оправдание он сказал: «Боливар не вынесет двоих». Позже, когда Додсон стал крупным предпринимателем, эти слова стали его девизом, которым он руководствовался в отношениях со своими деловыми партнерами. Короче, либо ты, либо тебя.

КОНЁК-ГОРБУНОК

Маленький, горбатый, но очень резвый и умный коняшка из одноименной сказки Ершова. Как водится, помогал Ивану во всех делах, защищал, развлекал. Мало кто знает, но сказка испытала на себе все превратности цензуры – сначала выходила с поправками, а в 1843 году была полностью запрещена и 13 лет не издавалась. Пушкин «Конька-горбунка» хвалил, а Белинский заявлял, что сказка «не имеет не только никакого художественного достоинства, но даже и достоинства забавного фарса».

КРАСНЫЙ КОНЬ

«Купание красного коня» - известная картина Кузьмы Петрова-Водкина, написанная в 1912 году и принесшая ему известность. Коня Петров-Водкин писал с реального жеребца по имени Мальчик, а для создания образа наездника художник использовал черты своего ученика, очень красивого юноши – художника Калмыкова. Более того, именно работа Калмыкова с купающимися в воде красными конями, возможно, и сподвигла Петрова-Водкина на свой шедевр. Говорят, конь сначала был написан гнедым, а потом цвет был изменен на красный для большего сходства с колористикой икон. Сейчас – в Третьяковке.

ХОЛСТОМЕР

Старый, больной, умудренный опытом конь из повести Льва Толстого. На самом деле мерина звали «Мужик Первый», а Холстомер – прозвище. В повести он от первого лица рассказывает другим лошадям свою историю. Из-за дефекта породы Холстомер с самого детства считался второсортным, хотя был быстр. Однажды он влюбился в кобылу, но был тут же кастрирован. Затем Холстомера подарили конюшему, но он оказался резвее графского, и его продали, и потом еще не раз. Холстомера забил в овраге коновал, но его шкура и мясо пригодились кому-то, в то время как один из его хозяев, офицер, хоть и был похоронен с помпой, но прожил никчемную, в общем-то, жизнь. Повесть была написана в 1886 на основе реальной истории.

БЕЛОГРИВЫЕ ЛОШАДКИ


Любимый всеми советскими детьми мультфильм о том, как Медвежонок подарил друзьям новую страну – Тилимилитрямдию. (Экран, 1980 г.)

КОНИ ВСАДНИКОВ АПОКАЛИПСИСА

Всадники апокалипсиса – термин из шестой главы Откровений Иоанна Богослова, последней из книг Нового Завета. До сих пор нет единого мнения, что именно олицетворяет каждый из всадников, однако их часто именуют Чума (на белом коне), Война (на рыжем), Голод (на вороном) и Смерть (на бледном). Кстати, упоминаются в песнях: Metallica “The Four Horsemen”, АлисА “Всадники”, Rammstein “Der Meister”.

ЛОШАРИК

Лошарик – маленькая лошадка, сделанная из жонглерских шариков, озвученная в мультфильме 1971 года Риной Зеленой. Мультик, на самом деле, философский: Лошарик отличается от «настоящих» животных цирка, поэтому те постоянно над ним насмехаются, сомневаясь в его артистическом таланте. Более того, они просто отказываются с ним выступать! Жонглер расстроен и тоже разрывает с Лошариком все отношения, и коняшка уходит из цирка. Но зрители возмущены, потому что любили Лошарика, и вот жонглер, выступая, подкидывает свои шарики и по привычке снова складывает Лошарика. Мир, дружба, аплодисменты. Аниматор мульта – Юрий Норштейн («Ежик в тумане»).

НОЧНАЯ КОБЫЛА

Это не то, что вы подумали. Мало кто знает, что английское слово “nightmare” (кошмар) дословно переводится как “ночная кобыла”. История восходит к Древней Греции, где в храмах Великой матери существовали две касты жриц: жрицы дня в красных одеждах и жрицы ночи (ламии) – в черных. Одежда жриц была облегающей сетью, сплетённой из конских волос, а в волосы жрицы вплетали конские волосы. Ламии выходили из храма только по ночам.
В жрицы выбирали только самых красивых и страстных женщин, искусных в любви. Любой мужчина мог пожелать такую, но чтобы овладеть жрицей, мужчина должен был разорвать сеть на ее теле голыми руками. Конский волос – очень прочен, и только в приступе безумной страсти сильный мужчина мог сделать подобное. Если же у него не хватало сил, то кара следовала незамедлительно. В случае с дневной жрицей, неудачника кастрировали, ламии же дарили неудачнику поцелуй и в это время вонзали кинжал, служивший заколкой в волосах, в спину, убивая мгновенно. Ламия – это и есть прообраз ночной кобылы. В Греции и Риме считалось, что ночью вороная кобыла появляется на перекрёстках, и человека, увидевшего её, ждёт или немедленная смерть, или великая любовь. Таким образом, ламии из жриц превратились в ночные привидения. Римляне принесли это с собой в Британию, где слово mare – кобыла – также означает и девушка на древнеанглийском.

КОНЬ В ПАЛЬТО

Знаменитый конь из народного фольклора. Ему даже установлен памятник – в центре Сочи. Вальяжный конь в дорогом английском пальто, с чашей вина и фирменной трубкой в прокуренных лошадиных зубах, сидит, вытянув передние конечности. Конь улыбается широкой лошадиной улыбкой: жизнь, мол, удалась! Памятник создан с помощью кузнечного горна, молота, кувалды и сварочного аппарата из куска водопроводной трубы весом более 80 кг. Все это обошлось в 120 тысяч рублей и было профинансировано одним добрым человеком, а потом памятник был куплен городом Сочи.

ЛОШАДЬ ПРЖЕВАЛЬСКОГО

Это дикая лошадь. В отличие от других лошадей, у неё нет челки, короткая стоячая грива и длинные волосы на хвосте растут не от самого основания хвоста, а только на нижней его половине. Еще у неё длинная волнистая шерсть и голова крупнее, чем у обычной лошади. Лошадь названа по имени человека, открывшего этот вид – Николая Пржевальского, русского путешественника и натуралиста, в Центральной Азии заметившего неизвестное науке животное. В мире насчитывается около 2 000 особей, а племенную книгу лошадей Пржевальского ведет Пражский зоопарк. В начале 1990-х несколько лошадей в качестве эксперимента были выпущены в украинскую зону отчуждения Чернобыльской АЭС, где они, на удивление, стали активно размножаться.

РОСИНАНТ

Имя коня Дон Кихота. Герой долго выбирал имя своей лошади, т.к. оно должно было указывать на её прошлое и настоящее, соответствуя новому роду деятельности и статусу хозяина. В итоге он остановился на имени Росинант («росин» - кляча; «анте» - прежде) - «имени, поясняющем, что прежде конь этот был обыкновенной клячей, ныне же, опередив всех остальных, стал первой клячей в мире». Как известно, была тощей до ужаса.

ПОНИ

Например, из известного советского мультфильма «Пони бегает по кругу». Он о том, как в зоопарке жил маленький пони, который катал детей и мечтал участвовать в военном параде. Однажды в зоопарк пришел генерал и решил покататься на пони. Во время катания генерал вспомнил своё детство и представил себя маленьким мальчиком. А пони осознал, что его работа - дарить радость детям и взрослым, и то, что он делает, не менее важно, чем участие в парадах.

КОНЬ ПЕДАЛЬНЫЙ

История его известна благодаря найденным при раскопках дневникам Александра Македонского. До Буцефала (см. выше) Александр не ездил на живых лошадях, т.к его отец очень переживал, что царевич себе что-то повредит. Ему построили деревянного коня с колёсами, приводимого в движение педалями. Таких же коней смастерили и для его друзей, и они устраивали битвы на педальных конях, имитируя реальные сражения. Возможно, благодаря этому, Александр и стал искусным полководцем. Но сейчас это словосочетание означает человека недалекого, туповатого и упрямого. А все потому, что в 50-х годах прошлого века в недрах оборонной промышленности СССР сконструировали лошадку, совмещавшую колесики и дефицитный велосипед. Товар получил название «конь педальный», но вскоре был снят с производства, как не функциональный. А само название ушло в народ, став одним из символов человеческой глупости.

СПИРИТ

Лошадь из американского мультфильма студии DreamWorks Animation. В 1870-х годах шли кровопролитные сражения между американской нацией и индейцами, а на берегах американской реки Симаррона родился жеребенок, которого в конце назовут Спиритом. Когда вырос, он стал вожаком табуна. И было бы всё хорошо, если бы однажды жеребец не решил проверить, что за огонёк виднеется вдалеке и не попал в плен к людям. Но, естественно, своей несгибаемой волей он превосходит всех, кто пытается его покорить. Это полностью нарисованный фильм, который был номинирован в нескольких категориях «Оскар», но ни одной награды так и не получил.

КОНИ НА АНИЧКОВОМ МОСТУ

Аничков мост – одна из визитных карточек Санкт-Петербурга. В плане общей архитектуры – ничего особенного, но скульптурная группа Клодта «Укрощение коня человеком» сделала этот мост знаменитым. Ну, а сами кони знамениты многим. В том числе тем, что вместо гениталий одного из них автор изобразил профиль Наполеона. А все дело в том, что в свое время император омрачил Клодту медовый месяц весьма настойчивыми ухаживаниями за его молодой женой.

СИВКА-БУРКА

“Сивка-бурка, вещая каурка” – каноничный персонаж-помощник в русских народных сказках. Объяснение: сивка – белый, бурка – темно-рыжий, вещий – мудрый, предвидящий будущее, каурый – огненно-рыжий. Это красивый богатырский конь (не путать с Коньком-Горбунком).

ПЕРВАЯ КИНОЛОШАДЬ

Это первая лошадь, которую засняли скачущей. Кто-то с кем-то поспорил, что лошадь, когда скачет, от земли не отрывается, а второй говорил, что она на галопе подлетает. Кинокамер тогда ещё не было, поэтому они поставили вдоль стенки множество фотоаппаратов с веревками. Жокей проскакал на лошади вдоль стены, обрывая эти верёвочки, и получилась куча снимков, из которых составили движущийся фильм и доказали фазу полёта. По сути, эта лошадь сыграла важную роль в становлении кинематографа.

ГУИНГНМ

Это вымышленная лошадь, обладающая разумом, сходным человеческому. Страна гуигнгнмов описана в четвертой части романа Джонатана Свифта «Путешествия Гулливера». Гуигнгнмы - вегетарианцы, питались овсом и молочными продуктами. Главные их добродетели - дружба и доброжелательность ко всем своим собратьям. Они никогда не лгут, и в языке гуигнгнмов вовсе нет слов, обозначающих «ложь» и «обман». Они не знают болезней, умирают без страданий. Часть гуигнгнмов, менее одарённая природой, работали слугами, но это единственное социальное неравенство в их обществе.

ЛОШАДИ ЛИВАЙЗ

Это лошади со знаменитого лейбла, появившегося на джинсах Levi’s в 1886 году. Согласно легенде, создатели марки прослышали о том, как один машинист связал вагоны джинсами, когда у них во время пути порвало сцепку, и благополучно добрался до ближайшей станции. Тогда владельцы бренда решили провести подобный эксперимент и успешно испытали свои джинсы на прочность лошадьми.

ТРИ БЕЛЫХ КОНЯ

Выбирай любого. А в принципе, как сказал Маяковский, “все мы немножко лошади, каждый из нас по-своему лошадь”. Особенно в наступающем году.